Чернокожая девушка посетила Россию, побывав в Москве и Санкт-Петербурге. Одним из ключевых моментов в нашей стране, который ее волновал - это отношение русских к темнокожим.

Свои впечатления она описала в своем блоге (перевод с английского):

Мои впечатления как чернокожей женщины, путешествующей по России.

Если вы читаете этот блог или дружите со мной в социальных сетях, вы, вероятно, уже знаете, что несколько месяцев назад мы с мужем провели 10 дней в Москве и Санкт-Петербурге.

С тех пор многие заинтересовались нашим путешествием, и мне прислали очень много вопросов. Это не так уж удивительно, потому что, хотя в Россию приезжает некоторое количество посетителей, но все же это не очень популярное направление для большинства отдыхающих.

То, что Россия – не попадает в список стран к посещению среднего путешественника, может быть связано с несколькими факторами. Россия известна тем, что тут большую часть года зверски холодно, тут очень дорого, а также грязное политическое прошлое (и нестабильное политическое будущее) страны делают более привлекательными для посещения туристические центры в странах Западной Европы. (В 2015 году, Лондон и Париж заняли 1ое и 3ье места среди самых посещаемых городов в мире).

Кроме того, хотя, возможно, это просто догадка, россияне не считаются самыми дружелюбными и сердечными людьми. Таким образом, Россия в значительной степени остается неизведанной территорией для туристов.

Учитывая все вышесказанное, я понимаю, почему люди так заинтересовались нашим отпуском в России – их интерес связан с неизвестностью. И кроме типичных вопросов вроде «И? каково это?» Моя поездка вызвала любопытство со стороны чернокожих путешественников, которые снова и снова спрашивали о том, каково это – путешествовать по России, будучи благословленным меланином.

Когда я делюсь фотографиями и наблюдениями в сети, мне снова и снова приходят вариации одного вопроса:

«Правда ли, что Россияне – расисты по отношению к чернокожим?»
«Подверглись ли вы расовой дискриминации в России?»
«Как вы себя чувствовали в путешествии по России, будучи чернокожей женщиной?»

Немного исторического контекста: выходцы из Африки в России

Чтобы понять, почему этот вопрос – такой животрепещущий, необходимо узнать историю потомков Африканцев в России и историю бывших советских республик. Я поискала в интернете и удивилась, узнав, что чернокожие люди всегда присутствовали в истории СССР: согласно статье сотни Афро-Американцев прибыли в регион в период с 1920 по 1930 годы в попытке найти лучшую жизнь, избежать экономического кризиса и расовых преследований, с которыми они столкнулись в США.

Чернокожие люди из Африки тоже не отставали: в статье объясняется, что они прибыли в Советский Союз в большом количестве, нанятые чиновниками, обещавшими им бесплатное образование в университете. Таким образом, социальный климат для чернокожих людей был довольно хорош. Квалифицированных чернокожих работников очень ценили. У них были западные зарплаты и субсидированное жилье.

Но все это резко контрастирует с недавними историями о расовых отношениях в России.

Google выдает статьи о враждебности, направленной против чернокожих по всей стране. Нападки «в лучшем случае» выражались в словесных оскорблениях (например, расистские эпитеты, брошенные чернокожим футболистам с трибун фанатов во время матчей), а в худшем – физическим насилием во время матчей на российской земле.

Поэтому неудивительно, что чернокожие путешественники сегодняшнего дня обеспокоенны собственной безопасностью и благополучием в поездках по России. Не окажутся ли они в опасности во время путешествия по России?

Путешествие по России, будучи чернокожей – Мои впечатления

Короткая версия: не было ни одного повода для конфликта во время моего пребывания в Москве и Санкт-Петербурге. На самом деле, ко мне относились удивительно хорошо. Местные относились ко мне с любовью, и это шокировало меня, если учитывать то, что я слышала и читала о расовых отношениях в России.

Длинная версия: у меня было такое ощущение, что меня принимают с распростертыми объятьями на протяжении всего моего пребывания в стране. На меня бросали любопытные взгляды, но не такие длинные, как будто проникающие в самую душу, взгляды, которые на меня бросали во многих странах Азии. Люди были невероятно вежливыми, готовыми помочь и сердечными, особенно в Москве, являющейся, безусловно, более «Русским» из двух городов (Санкт-Петербург выглядит и ощущается как западноевропейский город. Мне также показалось, что он более туристический, в нем проще ориентироваться, если знаешь английский язык, но не знаешь русского. На английском в Петербурге говорит и пишет гораздо больше людей, чем в Москве). Вот несколько примеров коммуникаций в Москве, которые мне больше всего понравились:

Русские люди подходили к нам на улице и в метро, чтобы помочь найти дорогу, хотя мы их об этом совершенно не просили. Московское метро может быть довольно сложным, так как все названия написаны на кириллице, а в большинстве путеводителей и карт те же станции названы транслитом. Иногда нам было трудновато, но найти помощь там очень легко. Однажды, увидев наши озадаченные лица, случайный прохожий остановился, чтобы подсказать нам дорогу. Он не очень хорошо говорил по-английски, но потратил на нас пять минут своего времени, чтобы направить нас в нужную сторону.

Пожилая дама в вагоне метро улыбнулась мне и похлопала по сиденью рядом с ней, умоляя меня присесть рядом с ней.

Охранник в торговом центре «Европейский» узнал, что я из Канады и вовлек нас в оживленную дискуссию о любви к моей стране. Он когда-то жил и работал в Новой Шотландии.

Молодой человек, сотрудник магазина Adidas, отнесся ко мне с заботой и предоставил исключительный сервис. Он поблагодарил меня за посещение страны и попросил изучить больше уголков страны. Он также выразил сожаление о том, что во всем мире россиян воспринимают как «плохих людей».

В том же обувном магазине: пожилой мужчина подошел с другого конца магазина к нам, чтобы подсказать, какую стоит купить обувь. «Леди, черные - лучше», - сказал он. «Вам понадобится такая обувь, чтобы убежать от русского мужчины!»

Это были несколько (случайных) примеров, которые показывают, почему мне так понравилось пребывание в России. Я ни разу не почувствовала, что меня подвергают дискриминации из-за моей расы. Однако, обратите внимание на то, что это были мои личные впечатления, и что есть целый ряд факторов, которые могли повлиять на то, как ко мне относились. Что это за факторы? Читайте дальше.

Почему вам стоит воспринимать мой рассказ с большой долей скептицизма

Я – чернокожая женщина, а не мужчина. Это было бы упущением, если бы я признала этого. Путешествующие чернокожие женщины меньше воспринимаются как угроза, чем чернокожие мужчины. Виноваты в этом, конечно, СМИ, которые, похоже, стремятся пропагандировать идею о том, что чернокожие люди – навязчивые, и являются опасными преступниками.

Я маленькая и выгляжу неугрожающе. 5 футов 3 дюйма, 130 фунтов. Я маленькая – я не представляю никакой физической угрозы. Также, я очень улыбчивая. Мое лицо просто излучает позитив, и это успокаивает многих людей.

Я побывала только в Москве и Санкт-Петербурге. Эти города очень космополитичны, и хотя они не находятся на уровне Лондона, Парижа или Рима, в них бывает очень много туристов в год. Русские в этих городах хорошо образованы и привыкли видеть и взаимодействовать с иностранцами-туристами. Если бы я отважилась сойти с «протоптанной дорожки» и отправиться в более сельские города, то мои впечатления могли бы быть совершенно другими.

90% моего времени я провела в компании белого человека. Мой муж – кавказской внешности, и, хотя он родом из Германии, его часто принимали за местного. Было бы глупо не признать, что его присутствие рядом со мной большую часть времени, вероятно, оградило меня от неблагоприятных реакций. Осознавая это, я позаботилась о том, чтобы два вечера гулять по городу в полном одиночестве. Как ни странно, люди относились ко мне лучше, когда я была одна (см. мою встречу в обувном магазине выше).

Я говорю на американском английском и явно представляю собой человека из Северной Америки. Еще раз, важно отметить, что моя американская внешность, синий паспорт и язык обеспечили определенный уровень безопасности даже в местах, которые известны как расистские, предвзятые и/или дискриминационные. Мой голос и моя одежда просто кричали о том, что я турист с Запада, и во многих местах это является преимуществом. Не верьте поднятой в прессе шумихе, во многих странах американцев превозносят и предоставляют лучший сервис.

Итак, расисты ли русские по отношению к чернокожим людям? Стоит ли им ехать в Россию?

Мне все еще трудно ответить на этот вопрос. Мои впечатления от путешествия были чрезвычайно позитивными, но было так много факторов, от которых это зависит, что трудно дать окончательный ответ, который был бы применим ко всем. Лично я бы вернулась (и обязательно вернусь). Архитектура – поражает, история и культура – полностью поглощают тебя, еда – просто божественная. Однако в следующий раз я хотела бы отправиться за пределы основных городов, и исследовать другие места – Россия слишком велика, чтобы опираться на впечатления от Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы описать – что это за страна.

В чем я точно уверена, так это в том, что вы никогда не узнаете, что такое Россия, пока вы не приедете туда и откроете ее для себя сами, - то же самое можно сказать о любой стране, городе или территории. Итак, для моих чернокожих собратьев: я говорю вам, отправляйтесь в путь и исследуйте, и не забывайте перед путешествием вооружиться необходимой информацией, историями и доказательствами.

Чернокожие люди, мне бы хотелось узнать: повлияла ли угроза быть подвергнутым расизму в России на ваше решение не ехать туда? Вы когда-нибудь были жертвой расовой дискриминации за границей? Где? И для тех из вас, кто был в России, какие ваши впечатления?

Немного об Оникке Реймонд: писатель из Нью-Йорка, педагог, видеограф, и любительница путешествий. Побывала в более чем 100 странах на 6 континентах. Следуйте за мной в моих путешествиях по всему миру!

Впечатлениями о путешествии по Россиии и другим постсоветским странам поделились читатели блога чернокожей девушки.

Вот некоторые из комментариев:

Каролина Отиено:

Мне нравится ваша формулировка в этом посте. Вы подошли к теме очень вдумчиво, а не так: «эй! Я был в России и я чернокожий, и поэтому в России любят чернокожих».

Один из моих братьев учился в России в конце 90ых – начале 2000ых. Он вернулся в 2005 году, ему было около 30 лет, но его волосы уже поседели (стресс+зима?). Он был явно травмирован. Он начал учиться в Московском университете дружбы народов, но ему пришлось уйти из-за опасности, которую представляли собой скинхеды. Некоторых Африканских и Азиатских студентов целенаправленно выслеживали и линчевали только потому, что их кожа была на несколько тонов темнее.

В общественном транспорте его часто толкали под ребра пожилые русские женщины, чтобы убрать его со своего пути. Полиция постоянно останавливала его, чтобы проверить документы. В итоге, мой брат переехал в Курск, но когда он вернулся в Кению, он поклялся, что ноги его больше не будет в Европе после такого.

Конечно, у каждого остается свое впечатление., но я не согласна с тем, что к чернокожим женщинам относятся лучше. У меня есть чернокожая подруга, кенийка, она учится в Волгограде, с ней все в порядке, она со всем справляется.

И несмотря на все эти истории, я хотела бы увидеть Россию. У моего брата были и положительные истории. Он рассказывал, что в России – самые вкусные пирожные, и уникальная архитектурная эстетика с красочными зданиями с куполами. Водка была дешевле воды?
Я бы отправилась в эти страны без страха, потому что знаю, что у каждого – свой опыт, в каждом путешествии испытываешь негативные и позитивные эмоции, но так как человеческая доброта есть повсюду, то везде будет хорошо.

Я живу в Нидерландах и мне кажется, эта страна довольно толерантна, но я сталкивалась с дискриминацией. За мой почти всегда следует охранник в магазине. На меня несколько раз накричали в автобусах и на катерах. Голландцы – довольно классные… но есть несколько человек, которые ведут себя как расисты. Кстати, здесь в Нидерландах, ко мне относятся лучше, если я хожу с белым парнем.

Я побывал в Украине в 2009 году по работе. Один раз я шел по улице с азиатским коллегой, прямо в центре Киева. И какой-то парень ударил меня по лицу и сбил меня с ног. Когда я встал, он исчез. Так что я не уверен, что стал бы рисковать своей безопасностью. Я знаю чернокожего сотрудника дипломатической службы США, которого избили так сильно, что агентство решило убрать всех Афро-Американцев с постов из этого региона. Я бывал на Балканах и в более южных странах, бывших частью советского союза, и все проходило без проблем.

… должна отметить, что в моем списке стран к посещению, Россия находится так низко, что она вообще не котируется. Это из-за того, что мне интересна история и культура других стран, которые мне бы хотелось посетить в первую очередь.

Jules: … моя старая квартира была в районе, где жило много русских. У меня никогда не было проблем с ними, хотя вокруг было мало чернокожих. Да, через две двери от меня жил один извращенец, но это же единичный случай. Русские мужчины слоны к пьянству, поэтому я бы посоветовала одиноким девушкам-путешественницам поостеречься в выборе вечерних развлечений. Санкт-Петербург – в моем списке городов к посещению.

…я недавно вернулась из поездки в Москву и мое впечатление от путешествия на 95% отличное. Город – прекрасен, и русские мне показались очень добрыми, любопытными дружелюбными ко мне, как к чернокожей женщине. Хотя языковой барьер был очень серьезный.

К сожалению, почти под конец моей поездки, я проходила мимо Кремля и на меня напал мужчина (он схватил меня за попу, хлопнул и что-то проорал мне на русском). Он просто подбежал ко мне, когда я спокойно прогуливалась по оживленной дороге (представьте себе эквивалент улицы в 10 минутах ходьбы от Таймс-сквер в нью-Йорке), а потом убежал. Поскольку у меня много друзей в России, я редко ходила одна. Этот случай удивил меня. Если не сказать больше! Полное отсутствие реакции у прохожих вокруг нас было еще более шокирующим, и честно говоря, многое сказало о культуре в отношении работы над преступлениями на почве расовой ненависти.

Из-за этого негативного случая я, к сожалению, не рекомендую поездки в эту страну в данный момент. Я действительно здорово провела время, но, как упоминала ранее, во время поездки я была с группой гостеприимных русских (в основном, мужчин) друзей. Мне показалось, что на меня могли напасть, и это бы не имело последствий для нападавшего. И это-то и тревожит. В городе бло так мало чернокожих людей, что группа чернокожих женщин-путешественников будет сильно выделяться. Будем надеяться на более открытую и культурную Россию в будущем, потому что это действительно прекрасное место.

…я должен был преподавать английский в Москве этим летом и осенью. Оба вызова были отменены в последнюю минуту. Я очень долго добивался от них ответа – почему? И один менеджер сказал мне, что им пришлось отказаться от меня потому, что им показалось, что некоторые родители могут спросить «почему моего ребенка обучает чернокожий человек?» Читая твои посты и посты других людей, я понял, о чем говорил менеджер, но не сказать, что я согласен с их решением. Я сталкивался с подобным в Китае.

Что для нас современная женщина? Красивая, ухоженная, успешная девушка, которая занимается спортом, следит за собой, водит машину, пьет кофе с подружками по выходным, строит отношения и планирует семью. Иногда нам сложно представить, что в ХХІ веке существует другая реальность. Где женщины и девушки – своего рода товар, они прикованы к кухонной плите и даже не могут оплатить покупку в магазине. Рождаются, чтобы подавать пищу и иметь детей от мужчин, которых, возможно, не любят.

Сегодня мы расскажем вам историю молодой журналистки, которая сняла любительский сериал и показала всему миру, как живут ее соотечественницы в Гане, стране, расположенной в Западной Африке.

«Я родилась в Африке. Но выросла в США. И когда попала на родину, поняла, что весь мир уже в ХХІ веке, но африканские женщины еще надолго останутся в Средневековье».

Так начинает рассказывать свою историю Николь Амартефио – уроженка Ганы, всю жизнь прожившая в США, девушка посмотрела на свою страну через призму западного воспитания.

«Сначала я думала просто об этом написать, но потом родилась идея снять сериал», - говорит Николь.

Николь еще бы долго продумывала все тонкости будущего фильма, если бы не природный катаклизм. Поворотной точкой стало землетрясение 23 августа 2011 года, магнитуда подземных толчков составляла больше 5.9. В страшной спешке Николь покидала свой офис и в ее голове крутилась только одна мысли: «Боже, я так и не сняла свой сериал, не показала неизвестную африканскую женщину».

«Земля содрогалась, мебель со страшным скрежетом падала на пол, люди в спешке покидали офисы, а я страшно злилась сама на себя, что моя идея так и умрет со мной», - вспоминает Николь.

«Если бы не то землетрясение, то я бы до сих пор сидела перед телевизором и жаловалась, что не умею писать так, как героиня сериала «Секс в большом городе». Но, благодаря этому стихийному бедствию, я решила – или я возвращаюсь в Гану и снимаю сериал, или мне придется жалеть до конца моих дней», - говорит девушка.

30 летняя Николь вылетела в страну, которую знала только по рассказам мамы и со средств массовой информации, в надежде, что ей удастся наладить новую жизнь. К тому же, ее интересовало, как миллионы женщин справляются с абсолютной властью мужчин. Но полное отсутствие опыта и денег сразу исключали возможность сотрудничества с киностудиями.

Николь не привыкла так просто сдаваться, поэтому быстро нашла выход из ситуации. Она поселилась у родственников и на первое время одолжила денег у друзей. А отснятый материал решила публиковать в интернете. Бесплатно. И таким образом, свет увидел сериал «Африканский город», первая серия которого собрала более миллиона просмотров на канале Ютуб .

Все ситуации, описанные в картине, взятые из жизни. Например, история с пограничниками.

Добро пожаловать домой?

Приключения начались сразу в аэропорту, где пограничная полиция устроила девушке допрос – она не знает языка, внешний вид и поведение отличаются от местных жительниц – никто не верит, что она гражданка Ганы. Элегантная, утонченная, в узеньких джинсах и неброской футболке, очень отличается от пышнотелых, ярко накрашенных аборигенок.
Парикмахер просит заплатить «заграничную» цену, потому что девушка отказалась выравнивать волосы, как это делают «в Европе», в кафе не хотят обслуживать, здесь никогда не слышали о еде для вегетарианцев.

Вы не увидите здесь женщин с большими блюдцами во рту, кормящую мать среди пустыни или умирающую от голода девушку. Это истории о другой Африке.

«Аккра, столица Ганы, пестрела всевозможными вывесками и витринами магазинов. Мне хотелось обойти абсолютно все заведения.Тогда я еще не знала, что женщина не может купить даже продукты – за все имеет право платить только мужчина. Брак тоже считался финансовой сделкой. Я попала в мир, где принято считать, что незамужняя женщина ничего не стоит», - говорит автор фильма.

Молодой женщине очень скоро пришлось усвоить урок, если у тебя есть свое мнение, то его можно высказывать только дома. Бунтарные настроения журналистки поддержала ее новая знакомая Саде, дочь местного пастора, которая никогда не покидала Гану.

Но святой отец никак не повлиял на воспитание своей дочери. Секс – это любимый вид спорта Саде. Она знакомит главную героиню с миром запретных утех и свободного секса. Яркая и противоречивая она все время повторяет «если африканский мужчина говорит, что он свободен, будьте уверенны, его жена спит в соседней комнате» .

Еще одна подружка, полная противоположность Саде, молоденькая Нгози, которая надеется найти не только идеального, но и любящего мужа. Воспитанная в католической семье, девушка пытается соединить западные свободные нравы с консервативными установками родителей.

«Наша Нгози в знак протеста демонстративно вышла из церкви, когда священник начал долгую и заунывную проповедь о том, что жена должна быть тенью своего мужа», - рассказывает Николь.

Точно так же мечтает о белом платье и колечке Макена. Выпускница юридического факультета Оксфорда, девушка возвращается в Аккру в поисках работы. Амбициозная Макена изо всех сил пытается получить место под солнцем в мире, где правят мужчины.

«Вы только представьте, я встречалась с мужчиной, который требовал готовить ему три блюда на каждый прием пищи, но я адвокат, а не кухарка», - жаловалась подружкам Макена.

Четвертая девушка - Зейнаб владеет фирмой, которая экспортирует масло Ши в Соединенные Штаты. Однако именно это и мешает ей наладить личную жизнь. Все мужчины на ее пути говорят только одно: «лучше бы ты была домохозяйкой, чем подписывала многомиллионные контракты».

«Зрители жаловали мне, что мужчины показаны в плохом свете. Но в этом и есть вся правда. Большинство из них обманывают своих жен. Или же придя на первое свидание, будьте готовы к тому, что вас позовут замуж, ведь женщина для африканского мужчины - это няня, прислуга или повар», - рассказывает режиссер фильма.

«Об африканских мужчинах рассказано уже достаточно. Теперь пришло время женщин, и я не извиняюсь за это», - говорит Николь.

Николь (в сериале девушка назвала себя Наной), Макена, Нгози, Саде и Зейнаб – умные, современные девушки, которые точно знают, чего хотят от этой жизни и не бояться показать свои феминистские взгляды. Они требуют равных прав на работе, где кроме предложения выйти замуж ничего ждать не приходиться, у себя дома и в постели.

Николь рассказывает историю молодой барышни, которую вынудили заниматься сексом. И она не могла понять, что это изнасилование, что в цивилизованных странах об этом заявляют в полицию и это преступление. Власть мужчины там не обсуждают.

Бой с шовинизмом в любом проявлении

«В «Африканском городе» я хочу показать всему миру важные для меня вещи, но в юмористической форме. Это сложно, но по - другому это не работает», - говорит Николь.

Иногда ситуации в сериале выглядят абсурдными, но все они правдивые. Например, Саде заказала в США запрещенный в Гане вибратор, и даже пыталась подкупить пограничника. Девушка убеждает силовика, что это массажер для шеи, но в результате оказывается за решеткой за попытку подкупа должностного лица и контрабанду. Ситуацию удалось урегулировать только при помощи старшего брата, который знаком с офицером полиции.
Коррупция - одна из многих проблем страны, на которою указывает режиссер.

Конечно, для западного зрителя некоторые поднятые вопросы могут показаться уж очень простыми, даже тривиальными. Например, девушки постоянно жалуются на отключения света, что также является источником комичных ситуаций, когда электричество пропадает при знакомстве.

Режиссер сериала с юмором подошла к людским недостаткам и описала истории из реальной жизни, которые могут случиться с каждым. Например, новый знакомый Нгози пытался пригласить ее на кофе и для этого названивал каждые полчаса. Но чтобы сэкономить деньги на телефонном счете, просто отключался после первого гудка, надеясь, что девушка ему перезвонит.

К сожалению, к вопросам об отношениях добавляются и вопросы гигиены. Макена просто сходит с ума, когда выясняется, что ее партнер отказывается принимать душ, объясняя это тем, что половина Африки не имеет доступа к воде.

«Женщина в Гане считается человеком второго сорта. Несколько лет назад к моей подружке, которая как раз окончила Кембридж, на вручение дипломов прилетели родители. И в день церемонии отец попросил ее приготовить джолоф с козьим мясом (традиционное африканское блюдо с рисом). И вместо того, чтобы праздновать с друзьями, выпускник одного из самых престижных вузов, она бегала по городу в поисках этого козьего мяса. Эта история многое рассказывает о роли женщин в моей стране», - резюмирует Николь.

«Нам надо перестать притворяться и начать называть вещи своими именами. Я рассказываю только малую часть того, что происходит в Африке на самом деле. Но мир должен об этом знать. Ко мне подходили на улицах и говорили спасибо за то, что я делаю. Даже взрослые женщины одобрили тот эпизод, где героини моего сериала призывают африканских мужчин использовать презерватив. Значит, мы не настолько консервативны, как принято считать», - убеждена автор фильма.

После успеха первого сезона, Николь сразу получила ряд предложений от телеканалов, которые спонсировали второй сезон. Но, как признается сама автор «Африканского города», лучшей наградой за ее работу был комментарий на Ютубе под одной из серий. Молодая женщина написала «я родилась в Пуерто-Рико. Пол жизни прожила в Нью-Йорке, сейчас я живу в Италии. Вы спросите, что есть общего у меня и героинь сериала? Я отвечу вам. Все!»

И пусть в западном обществе преобладает стереотип, что Африка - это голод, постоянные конфликты и болезни, но этот любительский сериал рассказывает, что женщина везде остается женщиной. Пусть небольшая история Николь поможет нам ценить то, что мы имеем. Несмотря на все наши проблемы, у нас остается право быть любимыми, быть женщинами.

15.12.2014

Русских, живущих в Африке постоянно, немного. Если не считать дипломатов и сотрудников крупных российских компаний, в основном это русские женщины, вышедшие замуж за африканцев. Как они устраиваются в новых, подчас тяжёлых для себя условиях? Как складываются их судьбы в незнакомом мире? Об этом «Русскому миру» рассказала этнолог Марина Бутовская.

Вообще-то Марина Львовна, заведующая сектором кросс-культурной психологии и этологии человека в Институте этнологии и антропологии РАН, многие годы изучает примитивные племена Восточной Африки. А проект, посвящённый «русским жёнам», возник относительно недавно. И был поддержан фондом «Русский мир».

— В последние десять лет мы с моей группой изучаем в Танзании охотников-собирателей, - рассказывает Бутовская о том, как появился замысел проекта. - Во время своей работы мы постоянно пересекаемся с русскими. Это вполне естественно, потому что всегда нужна какая-то помощь и необходимы люди, которые могут дать адекватные советы. У нас возникла идея, что хорошо было бы провести исследование, которое освещало бы судьбу и условия их адаптации - мы это называем социально-психологической адаптацией. Не только в Танзании, но и в других странах Восточной Африки. Потому что и культура, и ментальные особенности, конкретные для условий конкретной страны, играют большую роль. Суть проекта заключается в том, чтобы объяснить, почему часть этих русских там хорошо закрепилась и адаптировалась, а другие потерпели фиаско и либо вернулись, либо едва сводят концы с концами. В подавляющем большинстве случаев речь идёт о женщинах, которые вступали в браки с африканцами. В итоге у нас получился веер различных ситуаций. Страны разные, возможности в этих странах тоже разные, однако мы сейчас приходим к тому, что, независимо от этого, есть люди, которые могут адаптироваться и наперекор всему бывают счастливы и успешны. Другие же, казалось бы, приезжают на всё готовое, с хорошим стартовым багажом, но в результате всё время недовольны и постоянно попадают в неприятности. Почему так происходит и от чего это зависит, мы и постарались выяснить.

- В каких странах Вы проводили исследования?

В Танзании, Уганде, Руанде, Замбии (кстати, мне очень понравилась Замбия в этом плане), Эфиопии и Кении. То есть в основном в странах Восточной Африки плюс Замбия, потому что она территориально считается уже Южной Африкой. Но так или иначе все эти государства имеют свою специфику. Я бы объединила все эти страны, за исключением, может быть, Эфиопии, потому что все они между собой сходны.

- Много ли таких женщин?

Это уместный вопрос. Дело в том, что в разных странах количество таких людей сильно варьируется. Связано это с тем, по какому пути развития шла каждая из этих стран в то время, когда, соответственно, посылала сюда своих студентов учиться. Потому что из некоторых государств люди массово ехали ещё до, а также после перестройки, а из других практически никогда не приезжали. Скажем, из капиталистических стран студентов было очень мало, как, например, из Кении.

Или же это определялось установками конкретной семьи: если они были социалистами или коммунистами и хотели, чтобы их дети учились в Советском Союзе.

А были страны, считавшиеся демократическими или социалистическими, какими в своё время были Мозамбик, Сомали, Эфиопия, которая и продолжает, собственно, оставаться таковой, хотя сейчас там совершенно другие политические установки. Танзания, с переменным успехом Уганда и Руанда, Конго, Экваториальная Гвинея, Бурунди или Мали. Вот оттуда студенты приезжали массово.

Ещё одна деталь, которая сильно влияет на количество этих женщин, которые туда попадают, - это религиозные традиции, потому что если это были христиане, то вероятность того, что семья мужа будет согласна на брак с женщиной из бывшего Советского Союза или России, выше, чем в мусульманских семьях, где сыну невесту выбирают заранее.

- Насколько активно уезжают в Африку, выходят замуж девушки, женщины - россиянки, скажем, в последние десять лет - время экономического роста?

Я бы не сказала, что активно. Просто потому что поток африканцев в Россию сократился. Но такие примеры есть.

- Есть какая-то разница между теми, кто уезжал после перестройки, и теми, кто едет сейчас?

Те, кто едет сейчас, имеют хоть какое-то представление о том, куда они направляются: есть Интернет, по телевизору показывают, как живут в этих странах. Раньше такого широкого доступа к информации не было. Сейчас они более подготовлены, а с другой стороны, и уровень жизни в Африке за эти годы вырос. В той же Танзании женщина уже вряд ли будет жить в хижине с земляным полом. Пусть это будет и небогатый домик, но там хотя бы будут электричество и другие удобства.

- Смешанные семьи: как они устроены? На европейский манер?

Страны очень сильно отличаются. Очень сильно варьируется ситуация в зависимости от того, в какую семью попадает эта женщина. Так что никаких общих моделей там нет, есть несколько вариантов развития сюжета.

Нам самим, антропологам, это интересно: как формируется современная семья при смешанных браках. Успешность брака отнюдь не является стопроцентно зависимой от того, будет ли эта семья устроена на европейский лад или нет. Это гораздо более сложная ситуация. Мы не просто констатируем, например, что очень многие браки распадаются, потому что между африканской, субсахарной культурой и российской культурой дистанция огромного размера. Моё исследование детализирует: почему распадаются и почему браки сохраняются.

- Что больше всего поражает русских девушек, приезжающих в Африку?

Надо сказать, что привязанность к русской культуре не является отрицанием культуры местной. Тут важен баланс, и лучше всего отношения складываются в тех семьях, которым удаётся его найти. И дети в таких браках оказываются, если угодно, богаче духовно. Потому что в равной степени причастны к обеим культурам.

- А есть положительные примеры шока?

Конечно. Это чудесный климат. Или новый дом с прислугой, который купили молодожёнам состоятельные родители. А в принципе, в Африке большой дом, машина, прислуга - атрибуты среднего класса. И, как правило, всё это у них будет. Моё исследование как раз и показывает: положительные психологические установки, которые в первую очередь связаны с чертами личности человека, способствуют тому, что он легче переживает трудности и легче адаптируется в новых условиях.

- Как эти женщины устраиваются в новой для себя стране, в новом мире?

В своих интервью мы пытаемся детально анализировать истории жизни. Женщины бывают разные. У кого-то высшее образование, у кого-то среднее. Но, как правило, всё-таки высшее. Очень часто они приезжают туда без языка. Но дальше они начинают активно его изучать, и многие буквально за два-три года уж если не осваивают местный язык, допустим, суахили или амхарский, то по крайней мере английский. И что дальше? Обладая языком и хорошим образованием - какие бы сказки сейчас ни рассказывали про развал образования в России, это не вполне соответствует истине - они, как правило, без труда устраиваются на работу.

Всё зависит от того, куда едет женщина и с какой установкой. Если мужчина либо скрывает, может быть, сознательно, куда он её отвезёт, либо он думает, что ей это не важно, - вот в этих ситуациях возникают самые большие проблемы.

Если же мужчина заранее предупреждает, в какие условия попадёт женщина и оказывает жене поддержку, - такие браки бывают очень успешны.

Вот ситуация: они приезжают и поселяются, к примеру, в хижине с глинобитным полом, где полно комаров, вообще никакой связи, электричества нет - представляете, какая разница с жизнью в России или Советском Союзе? А муж, предположим, он инженер, получает копейки. И языка она, по сути, не знает. Что ей делать? Она начинает подрабатывать, занимается какой-то надомной работой. Например, шьёт, хотя это совсем не её уровень. Постепенно она выучивает язык и устраивается, к примеру, в начальную школу преподавать математику, английский язык или русский. Потом она становится преподавателем старших классов, затем директором школы. Больше зарабатывает и муж. Естественно, они живут уже не в глинобитном доме, у них есть машина, служанки, их дети получили хорошее образование.

Если бы он её не предупредил, для неё это было бы слишком сильным шоком, и она подумала бы, что её просто обманули и бросили. В этих условиях брак, скорее, разрушился бы. Но этого не происходит, и таких браков по любви много.

Бывает, что семьи распадаются. Это происходит вследствие, например, семейного насилия. Иногда муж находит себе вторую, местную жену, потому что в этих странах мужчины часто полигамны. Хотя это и запрещено официально, но существует обычай. Часто даже по традиционному праву вторая жена имеет право на половину имущества после смерти супруга. Кто-то это готов терпеть, другие - нет.

Были случаи совсем тяжёлые - когда женщина терпела полное фиаско. Муж её бросал, и она оказывалась без средств, работы и с детьми в чужой среде, да ещё не очень хорошо зная язык. И дальше во многих случаях срабатывала система поддержки соотечественников. Русские, которые там жили и лучше устроены, начинали ей помогать. Это очень типично. Русские там (я имею в виду русскоязычных) - точно диаспора: они между собой связаны, поддерживают отношения, друг другу помогают. И общаются они не потому, что, скажем, работают вместе, а потому, что они русские.

- Как складываются отношения с родственниками мужа? Всё-таки это люди совсем иной культуры.

Ситуации бывают разные. Часто родственники мужа уже готовы к появлению девушки из России. Может быть, сын даже привозил её и знакомил с родителями. Или же они сами приезжали в Россию и уже знакомы и с ней, и с её родителями. Очень распространён вариант, когда жених или муж - сам метис, его мать была русской. Она спит и видит, чтобы её невестка тоже была из России. А ещё много браков, когда оба супруга учились у нас и они с детства много рассказывали о стране своему ребёнку. В Эфиопии очень много таких пар. Они любят Россию. Их сын, приезжая сюда, уже внутренне готов к тому, чтобы выбрать себе русскую девушку. Естественно, в этих семьях хорошие отношения.

Есть ситуации, когда жене сложно найти общий язык с родителями. Часто об этом её заранее предупреждает её избранник, но он готов ради неё дистанцироваться от родственников. Такие пары тоже есть, но менее счастливыми от этого они не становятся. Тут очень важны правильные установки.

- А связи с Россией в смешанных семьях насколько тесные?

Многие женщины, приезжая в Африку, сразу позиционируют себя как русских. Они не собираются отказываться от родной культуры. Их дети знают о своей родне в России, постоянно общаются с родственниками в России, с бабушками и дедушками по скайпу.

Очень часто эти браки как раз ориентированы на связи с Россией, и родители хотят, чтобы дети получали образование в России. Они ходят в Русские культурные центры, приобщают своих детей к русской культуре, нанимают им русских преподавателей, чтобы дети хорошо говорили по-русски.

Так происходит не всегда. Всё зависит от установок конкретной семьи. Некоторые возвращаются, но мечтают оттуда уехать. И тогда они ищут своих родственников в Америке и Европе, получают разрешения и уезжают. Это может происходить и в бедной Эфиопии, и в весьма зажиточной по африканским меркам Кении.

Особо скажу про Эфиопию, откуда очень много выходцев училось ещё в Советском Союзе. Я вообще в восторге от этой страны. Там есть центр Россотрудничества, который ведёт большую активную работу. Они преподают русский язык, организуют различные вечера, празднуют традиционные русские праздники - от Нового года до Пасхи. При нашем посольстве, а оно в Эфиопии большое, действует школа, в которой учатся и дети от смешанных браков. Там совершенно изумительный директор, замечательная атмосфера для детей. Я даже подумала, хотя моя дочь уже взрослая, что, если бы у меня была возможность, я бы хотела, чтобы мой ребёнок учился в такой школе и в таких условиях. Вдали от родины эти дети, по-моему, лучше изучают русскую культуру, чем здесь, в России. Им смогли донести, насколько это интересно. И Пушкина они читают не для галочки, а потому, что Пушкин и вся культура, связанная с Пушкиным, - это очень интересно, и её знание просто обогащает жизнь.

Вокруг этого центра объединяется большое количество наполовину русских, смешанных семей, туда же, в этот центр, ходят и активно поддерживают эти связи бывшие выпускники, которые считают себя частью этого мира. Это важно для них как часть культуры, которую для себя и своих детей они не считают нужным упускать, а наоборот, полагают, что это надо развивать, пропагандировать, усиливать.

Бывает, что даже не только дети, а внуки продолжают себя числить русскими, хорошо знают русский язык и русскую культуру и поддерживают эти связи. Это такая непрекращающаяся связь с Россией. С моей точки зрения, это идеально для идеи Русского мира.

- Ваш проект называется «Русский язык и русская культура как факторы социально-психологической адаптации русских мигрантов и их потомков в Восточной Африке». Всё же как, скажем, знание русского помогает влиться в местное общество?

Вопрос в том, насколько человек, уезжая, видит, что русский язык и русская культура для него важны. И насколько он ищет общества людей, которые тоже принадлежат к этой культуре. Потому что есть люди - и есть стратегии, - которые, уезжая из России, не хотят иметь ничего общего ни с Россией, ни с русской культурой, ни даже с теми, кто вообще приезжает из этой страны.

Для тех людей, которые не забывают своих предков, не рвут связи, во многих случаях это оказывается очень полезно - и для карьеры, и для их повседневной жизни. Потому что они чувствуют себя комфортно. В некоторых случаях людям кажется, что быть русским - это плохо, у тебя сразу низкий статус. А здесь это не так, во многих случаях они рады и с гордостью заявляют, что они русские. Наоборот, это повышает их общественное положение. Например, некоторые дети, несмотря на то, что они метисы, числятся в школе русскими. Вопрос в том, скрывать это или не скрывать.

- Разве где-то в Африке не престижно быть русским?

Знаете, в Кении не очень престижно. Ну не то чтобы это уж совсем плохо, но, конечно, лучше быть англичанином или немцем, поэтому в Кении большинство родителей не хотят, чтобы их дети имели дело с русской культурой.

- Там сильны колониальные традиции?

Там они всегда были сильны. Уровень жизни значительно выше. Зарплата в среднем выше, чем в России, намного. Но и требования большие. Впрочем, это не значит, что абсолютно все в Кении так себя ведут.

У нас там есть несколько семей - это уже третье поколение, которое хорошо знает русский язык и считает, что их успешная адаптация частично зависела или объясняется тем, что они воспитывали детей в русской традиции. И вот это долготерпение, понимание того, что существуют некие мультикультурные установки, что люди все разные и что нужно поддерживать связи с Россией, - они им помогли. Многие из них сейчас, например, имеют какой-то совместный бизнес с Россией. И если в Кению приезжают бизнесмены, то они пытаются какие-то связи устанавливать через них. Такие люди есть, и это очень здорово.

- Но в Африке по-прежнему ценится российское образование? Там ведь работает немало специалистов из России.

Русские очень хорошо устраиваются в Эфиопии. Там очень ценится наше образование, и больше всего студентов приезжает оттуда. Русские жёны иногда открывают совместные небольшие фирмочки, медицинские клиники. В Танзании сейчас появились сложности у тех, кто имеет российский диплом. Не все хотят их брать, поэтому наблюдается отток желающих ехать учиться в нашу страну. Если раньше оттуда приезжало 300-400 человек в год по государственным квотам, потом был спад до 25–30 человек. Сейчас, по-моему, этот поток восстанавливается, и цифра достигла 200–250 человек. Из Руанды и Уганды тоже сейчас стали ехать, достаточно много приезжает из Замбии. Отчасти это ещё и следствие государственной политики, потому что замбийское государство благоприятствовало контактам с русскими. Благодаря медным разработкам там есть русские бизнесмены, обосновалась большая русская диаспора врачей, преподавателей вузов. Русские там востребованы.

- Чем там занимаются наши бизнесмены?

Мы специально не изучали этот вопрос. Например, в Кении есть российский бизнес, связанный с большими поставками медицинского оборудования. Это именно россияне, с российским паспортом.

А вообще, это могут быть какие-то фирмы, поставляющие компьютерное оборудование, это могут быть частные клиники. Мы видели это в Эфиопии, Кении, отчасти в Танзании.

Сейчас, мне кажется, появилась тенденция к увеличению количества русских бизнесменов и специалистов, которые едут в этот регион на постоянную работу. И то, как поведут себя их дети, зависит от активности того же самого фонда «Русский мир». Потому что если родители отдают их в международную школу, то для продолжения образования они вполне могут предпочесть Англию или Францию. А значит, в Россию они, возможно, не вернутся.

И это касается не только детей россиян, но всех, кого можно отнести к Русскому миру в этих странах. Я считаю, что в Африке, при определённых условиях и определённых усилиях, количество людей, которые поедут учиться в Россию, а, стало быть, потом будут поддерживать связь с Россией, с русской культурой, может быть в разы увеличено. Поэтому ставить вопрос, как он ставится сейчас: раз есть большая русская диаспора, ну, скажем, триста тысяч человек, то в неё и надо вкладывать все усилия и средства, - не совсем правильно.

- Что нужно предпринять?

Например, в той же самой Танзании нет кабинета русского языка. Я бы его там открыла, потому что там есть потребности. Там очень много людей ещё готовы отправлять своих детей учиться в Россию. Но существует две проблемы. Во-первых, смысл имеет отправлять на учёбу тех, кто уже обладает базовыми знаниями. А во-вторых, это местная коррупция. Сейчас все квоты отданы на откуп их Министерству образования. То есть ни наше посольство, ни какие-то иные российские организации не имеют к этому отношения. Само министерство решало, кто едет, а кто нет - за взятки. А кто едет в Россию? Сюда не едут самые богатые. Едут те, кто такие взятки дать не может. В результате русские квоты просто не выбираются. Это парадокс, потому что люди хотят здесь учиться, министерство вовремя не отдаёт все их документы российской стороне для оформления. Что получается? Наши чиновники говорят: мы тогда будем сокращать квоты, потому что и те, что существуют, не выбираются. В Африке-де интереса к нам нет. А на самом деле он есть, но это вопрос переговоров.

А вот в Замбии не отдали на откуп отбор студентов местному министерству, и поэтому количество студентов оттуда сейчас увеличивается. Там видят перспективы развития бизнеса с Россией, и специалисты с русским языком будут там востребованы.

Я везде это пишу и, где можно, это озвучиваю: нельзя говорить, что Африка больше не в сфере интересов России. Это всё время звучит, а главное - ведь это неправда. Мало того, что африканские правительства обижаются. Ну вот зачем родители будут посылать ребёнка учиться в Россию, если эта страна заявляет, что Африка не в её сфере интересов?

Более того, сейчас вся Чёрная Африка уже под контролем Китая. Это произошло за десять лет.

- Хорошо известно об экономическом проникновении Китая в Африку - финансовой помощи, инфраструктурных проектах. А как дела обстоят с точки зрения культурного влияния?

Центры Конфуция там уже есть и в маленьких городках. Причём китайцы следуют своей стратегии: не светиться, никаких политических обещаний не давать. Это такой культурный прозелитизм: сначала африканские дети ходят в построенные на их средства школы и учат китайский язык. Разумеется, бесплатно. А потом им говорят, что у них есть перспективы: те, кто освоит китайский язык, затем смогут поехать за счёт китайской стороны на учёбу в Китай. И это не десять человек, и не сто человек, и не тысяча. Сейчас туда едут уже десятки тысяч. Таких людей накапливается всё больше. Сейчас, например, совместные китайско-танзанийские фирмы растут как грибы. И это происходит во всех странах региона.

Как следствие, меняется и отношение: на смену подозрительному или индифферентному отношению приходит абсолютно положительный образ. В результате друзей Китая там всё больше и больше, а друзей России всё меньше. О России там уже мало что знают, хотя многие помнят ещё Советский Союз.

Мне кажется, эту ситуацию надо исправлять. Это стоит не больших денег, но больших перспектив. Потому что это сфера просто изумительных экономических возможностей.

Вчера была чудесная долгожданная встреча с моей подругой, русской девушкой, живущей здесь, в Тунисе, двадцать лет. Она замужем за арабским мужчиной, у них трое обворожительных девочек, но самое главное, она счастлива! Даже очень стоит рассказать об отношениях людей, между мужчинами и женщинами, между взрослыми и детками. Вопрос детей для меня особенный, в любой ситуации я на их стороне, и поэтому особенно приятно, как тут к ним относятся.
Мила, очаровательная блондинка, с зелеными глазами, белой кожей, мало тронутой солнцем, ей нравится быть беленькой леди, живет на два дома, в Монастире семья имеет постоянное жилище, а в Суссе у них бизнес-апартаменты для аренды туристами в сезон. Конечно, она ходит на работу, но в глазах как то не просматривается той загнанности и одержимости, с которой живем мы в России.

Ее главное, это три девочки, носящих арабские имена, но так же и русские, и русские имена им нравятся больше. Малышки болтают как по-арабски, так и по-русски, соблюдая все витиеватые оттенки и нюансы нашего языка, иногда они меня не понимали, когда деепричастные обороты были слишком сложны, тогда я стала говорить более простыми предложениями. Меня развлекало, когда мы шли по берегу, две русских матрешки, арабские парни, здесь обычно клеящие телочек, и хотели бы осыпать нас своими восточными чарами, но их останавливали черненькие дети рядом с нами, в их головах это не укладывалось, и они удивленно ретировались. Еще я Милу использовала как переводчика, если были сложные вопросы: сделать скидку на развлечения, дожарить рыбу в ресторане, и все беспрекословно ее слушали и выполняли, говорила она тихо, еле слышно, в отличие от мужчин, которые постоянно, как мне кажется, орут, ну на берегу, понятно, тут шум прибоя основной фон, в ушах шумит. Мои друзья, говоря по-арабски, всегда повышают тон, но когда переходят на другой язык, на английский, например, выключает звук, почему?
Когда мужчины-арабы понимали, что Мила замужем за тунисцем, в них появлялось особенное почтение, то же самое происходит и с туристками. Да, да, вся мужская тусовка друзей парня, с кем романится девушка из другой страны, начинает ухаживать и делать маленькие комплименты в разных проявлениях, и девушка находится под защитой целой банды арабских мужчин, чужака к тебе на километр не подпустят. Главное, найти правильного парня, если уж очень хочется проводить время в обществе черненького красавца в косой саженью в плечах и крепким задом. А парней здесь хватает всяческих, на любой вкус, и они с удовольствием поддерживают отношения с дамами любой наружности и наполненности бумажника. Это другая история, для другого рассказа.
Кто сказал, что арабы черненькие? У них чудесная белая кожа, слегка темнее, чем у нас, только солнце, триста шестьдесят дней в году не сходящее с небосклона, покрасило их в бронзовый цвет. Другая история с арабами из центральной части страны, они изначально уже темные, а солнце делает их еще более черными. Это моя подруга черная звезда Афеф.
Куда бы мы ни приходили с малышками, для них был особый почет, их приветствовали традиционным двукратным поцелуем (тут, я вам скажу, у меня постоянно пролет, я по нашему, по-христиански, захожу на третий поцелуй, так приходится целоваться четыре раза, четырехкратный поцелуй- это уже особый знак почтения и уважения), им старались все угодить, побаловать. Девочки, как кошечки, ласкаются к маме, сразу чувствуешь, что живут они в довольствове и любви, что очень приятно.
Я встречала других детей в других семьях, везде они были в центре особенного внимания, как маленькие цари мира. Но такое отношение может быть только в семьях, где женщина не работает и всецело посвящена своим материнским обязанностям. Еще один аргумент, зачет материнству, в стране в принципе запрещено употреблять алкоголь, конечно, желающие его найдут, свинья везде грязь найдет, но пьющих женщин здесь нет, а посему не стоит и вопрос матерей-алкоголичек!


Еще обратила внимание, как Мила говорит по телефону с мужем, о да, у нее мастер-класс нужно брать по предмету "Женоведение" и "Техника владения голосом и интонацией при общении с мужем". Особенно подчеркну, между собой они говорят по-русски, изредка переходя на арабский язык.
У моей красавицы-подруги большая машина, как паровоз, на чем она возит все свое беспокойное хозяйство, малышек, сумки, вещи, но она никогда не знала, сколько стоит бензин в баке и страховка, всеми финансовыми вопросами занимается муж, не утруждая ум любимой жены такими пустяками, как деньги. А девочкам остается только купаться в море, заниматься воспитанием и учебой, которая начнется вот уже 15 числа, покупать хорошие брендовые наряды, стоящие тут гораздо дешевле, чем у нас, как и продукты, как и все остальное.
Очень интересным был рассказ нашего гида, арабского парня, сопровождавшего экскурсию в пустыню, об отношениях полов, о хиджабе, парандже, кафе, в которых сидят только мужчины. Местами он приврал, рассчитывал на неискушенную публику, но мы народ прошаренный, делаем поправки в голове, ставим галочки. Добавлю, я его помню со своей первой поездки в Тунис в 2010 году, его разговорная речь изменилась слегка, но задор и веселый нрав прежним остался.
Вы спросите, почему все эти мужчины сидят в кафе в любое время суток? Так это разные мужчины, просто вы их не различаете, вам кажется, что это все один мужчина, а он уже попил кофе десять минут и ушел, на его место пришел уже другой, и так меняются в течение дня. И ночи, хотелось бы добавить мне, потому что ночью жара спадает, и все, в основном, мужчины, выходят на улицу. Ну чем тут возразить, просто, живя пару недель здесь, начинаешь уже различать их, узнавать, и четко понимаешь, сидят одни и те же: утром, днем и вечером. И что сидим, опять спросите вы? А то сидим, работу ждем. Например, кто-то строит дом, приходит и на день набирает себе работников, кирпичи класть, груз таскать. А что вы хотите? У нас есть безработица, не все в офисах сидят, но строительство постоянное. Тут тоже хочется удивиться: и что, даже поздно вечером и ночью работу ждут? Хотя может быть, я часто вижу рабочую технику на улицах именно ночью.
И еще вы говорите, дискриминация? Женщин нет в кафе? Так вы не внимательно смотрите. Ситуация такая с ними, с женщинами, они сидят в других кафе! Вот те на, воскликнула я в душе, ни разу не видела. Оказывается, мужчины располагаются в уличных кафе, где не очень чисто и накурено, ну зачем там дамам бывать? Они в детских салонах с хорошим телевизором, с детьми, опять же, в подушках и пушистых покрывалах. Эх, посмотрю внимательнее, что там за салоны, у меня подозрение, дома они сидят, своих ненаглядных ждут, щи варят. Не щи, конечно, кус-кус, например.
С хиджабом вообще сложно, мнения разделились, как у самих женщин, так и у мужской части населения, они и сами не знают, чего хотят. В Тунисе свобода выбора, носить хиджаб, или нет, даже в одной семье может быть, что сестры имеют разное отношение к этому, например, мать носит, дочери нет, или одна сестра носит, вторая носит шорты и открытую майку. К стати, дальше от побережья мужчины стремятся так же с головы до ног укутаться в покрывало, там начинается пустыня, и песок забирается во все дырочки и щелочки.
Тирада от нашего гида. Вот муж надел на свою жену хиджаб, правильный весь такой, истинно верующий. И на пляж, да не просто туда, где все такие, как он, купаются, а на туристический. Его жена баландается, упакованная с головы до ног в одежду, а он сидит, любуется голыми европейками. И где его праведность, скажите? Ты вообще зачем сюда пришел, такой умный? Сиди дома, молись, и не ходи, не развлекайся. Для чего все эти хиджабы? Что бы скрыть женщину от взгляда мужского, а в парандже она пройдет, вообще не понятно, что это было? Жена в этом обмундировании заходит в воду, купается, выходит, и тут ветер. И что? Все прелести ее видны, в одежде она, без одежды. Зачем тогда весь этот маскарад? Иди домой, мужчина, и не лукавь, а то праведный он такой, выискался.
Вы жалеете женщин, а надо жалеть мужчин. Он даже женится не может сам, мама выбирает ему жену. Знаете, как? Вот мальчик повзрослел, ему говорят, пора, брат, и мама в хамам пошла, типа, мыться ей надо, а сама на девушек косится, выбирает. Понравилась если какая, туда и сватов засылают. И бедный мужчина не знает, что же ему достанется? Наши мужики с мамами не ссорятся, а то такую она невесту приведет, трусами не отмашешься. Вот мужчина может отказаться от невесты, а женщина нет, это единственный, пожалуй, минус для наших женщин. Во всем остальном надо говорить: бедные мужчины в Тунисе!
Мой друг сказал, отвечая на вопрос, что он думает по поводу того, что пока девочка, она носит красивые платья, открытые плечики, а потом, став девушкой, часто она меняет модный девичий наряд на черное свободное платье: мне не нравятся закрытые женщины, но и в этом есть доля истины: у девочки вырастает грудь, попа, она становится привлекательной многим взглядам, мужчины смотрят на нее, обсуждают; если девочка скромна и религиозна, она наденет закрытый наряд и спрячет волосы под платок.
И тем не менее, красивое открытое женское тело влечет и взгляды и умы, не смотря на запреты, и если голая условно женщина принадлежит одному мужчине, все остальные, зная ситуацию, молчат, как миленькие, даже глаз не подымают на нее, не то, что бы трепаться между собой.
И еще о религии, за что моему гиду огромный респект, потому что он человек как веселый, так и думающий. Мусульманство- мирная религия, говорит он туристам, в ней есть пять основных заповедей, оставленных нам Мухаммедом, последним из наших главных пяти пророков: Бог есть един, имя у него Аллах; все живем до судного дня, а там либо в рай, либо в ад; пять раз в день молись, ходи в мечеть; посети Мекку; не убивай. Но нигде не написано: убей неверного! Потому что, если Бог создал неверных, он это сделал для чего-то, и никому не дозволено судить, убивать и карать, кроме самого Бога! А те, кто берут заложников, устраивают теракты, принося себя в жертву, это не верующие люди, это фанатики, они думают, что попадут в рай, хрен та, в ад они попадут!

Все мы знаем, что отношение американцев к России и к русским неоднозначно. Почему-то некоторые ставят в один и тот же ряд отношение американцев к нашей стране и к отдельным гражданам, ситуациям и событиям, например конфликтам, кризисам, война и др. Но ведь это неправильно. Зачастую СМИ искажают ситуацию, то же самое делают политики и другие общественные деятели. Тем, кому приходилось непосредственно общаться с представителями “великой нации” или жить в Новом Свете, ощущали это на собственном опыте.

Личное: взгляд изнутри

О том, как американцы относятся к русским на самом деле, могут рассказать в первую очередь те, кто вдруг оказался в чужеродной среде, но не в качестве туриста, а как, например, жених или невеста американца. Только они день ото дня на себе чувствуют силу стереотипов - ложных или искаженных представлений о людях и ситуациях, которые преследуют их как со стороны близкого человека, так и его родственников и знакомых. Вот именно на этих представлениях и строится отношение. Американцы, да и иностранцы вообще, думают, что русские жить не могут без бутылки с алкоголем. Одна русская девушка, которая поехала в Нью-Йорк к своему жениху, сполна испытала на себе силу этого стереотипа. Когда они оказались в супермаркете, жених-американец незаметно отводил ее от стоек со спиртными напитками, будто бы она собиралась кинуться к ним и скупить все. Девушка в жизни не пробовала спиртного, и это было для нее более чем обидно. Конечно, традиции “выпивания” в России имеют некую специфику, однако это вовсе не означает, что все население страны, от мала до велика, имеет алкогольную зависимость. И это один из примеров того, как американцы относятся к русским.

О кулинарных способностях

Большинство жителей Штатов также думают, что россиянки являются прекрасными хозяйками и поварихами. Возможно, это делает их образ в глазах более привлекательным. Однако здесь есть одно но… Если новоиспеченная русская женушка не сможет с утра приготовить для любимого даже яичницу, то молодой супруг, естественно, почувствует себя обманутым, хотя отсутствие у жены-американки кулинарных навыков было бы воспринято им совершенно нормально. Вот так! Вот как американцы относятся к русским девушкам на самом деле. Хотя если россиянка на самом деле будет вкусно готовить, то муж-американец будет ее уж точно ценить. Поговорка “путь к сердцу мужчины лежит через желудок” работает везде, во всех странах мира, поверьте.

Хочу в Америку

В последнее время в американском обществе распространилось мнение, что все россияне мечтают приехать в Штаты на постоянное место жительства. Кстати, это особенно раздражает мексиканцев и афроамериканцев. Им кажется, что китайцы и русские скоро их вытеснят с насиженных мест. Если вы пожелаете выяснить, какое отношение американцев к русским, и станете расспрашивать об этом представителей данных рас и национальностей, то, безусловно, наткнетесь на негатив. При этом о том, что жители РФ мечтают уехать в Америку на ПМЖ, знают и белые граждане США. Беспокоит ли их это? Не думаем, ведь американцы уверены в своей исключительности, в том, что они относятся к особой, высшей касте. А это уже стереотип, который имеется в наших умах. Вот так и живем, думая друг о друге совсем в другом направлении. Причем мало это услышать - это нужно почувствовать. Многие русские невесты американских женихов позже рассказывают, что поначалу испытывали дискомфорт, так как чувствовали недоверие со стороны будущего мужа и его опасения, что ими движет расчет.

Русские малограмотны и невоспитанны

О том, как американцы относятся к русским, свидетельствует их представление об уровне образованности и степени воспитания. Почему-то многим жителям США кажется, что у россиян не может быть хорошего образования. Конечно же, это неправильно, поскольку еще со времен СССР модель образования в стране была одной из самых лучших в мире, и Россия никогда не относилась к числу необразованных стран. Что же касается воспитанности, но в данном вопросе есть доля правды. Как часто мы сталкиваемся с таким понятием, как хамство? Можно сказать, на каждом шагу. Нашим соотечественникам опыта в этом не занимать. Находясь за рубежом, они продолжают вести себя так, как будто все им обязаны. К тому же наши граждане нередко не желают быть законопослушными, что также расценивается как бескультурье.

Все русские девушки красивы

Но, нужно признаться, что не все мнения отрицательны. О том, как положительно американцы относятся к русским, можно судить из их отзывов о красоте русских женщин. Это мы знаем, что не все русские девушки блещут внешней красотой, не у всех идеальные фигуры, нежные черты лица, густые белокурые волосы. Однако среди американцев бытует миф, что россиянки - самые красивые девушки на свете. Конечно же, славянки имеют массу достоинств и преимуществ, но, естественно, не все. С другой стороны, среди американцев распространено мнение, что россиянки очень алчны, поскольку им нужно много денег, чтобы выглядеть сногсшибательно. Они любят одеваться в лучших бутиках, проводят много времени в СПА и салонах красоты, обожают дорогие духи и косметику. А это означает, что муж должен тратить на них целое состояние.

Как относятся к русским в США

Далее в статье мы вам расскажем, что именно говорят различные американцы о наших бывших согражданах, которые приехали на ПМЖ в их страну. Как уже было отмечено, мексиканцы, афроамериканцы и даже китайцы не любят русских, которые приехали жить и работать в Штаты. Они считают, что “белые медведи” - это попрошайки, которые не желают работать, а хотят жить достойно. Афроамериканцы считают прибывших из России лодырями и бездельниками, а также ворами и бандитами. Одним словом, они их терпеть не могут. Латиноамериканцам, приехавшим в Штаты за заработком, русские также стоят поперек горла. Они считают их очень замкнутыми и необщительными, и их раздражает то, что они не любят извиняться, если неправы. По сравнению с кубинцами, которые жили при социалистическом режиме, русским очень сложно раскрепоститься, а это не может не раздражать жизнерадостных и доброжелательных латиноамериканцев. Американские мусульмане считают, что русские эмигранты очень шумные и крикливые, лишены элементарной культуры поведения. Они не могут понять, почему русским нужно так много выпивать в ресторанах и устраивать шумные застолья с песнями и плясками.

Чем занимаются россияне в США?

Удивляет то, как бывшим российским гражданам удается жить долгое время в Америке и не учить язык. Ведь все остальные приезжие поступают совсем по-другому. Они первым же делом изучают язык, совершенствуют уже имеющуюся профессию или овладевают новой. А вот приехавшим из самой большой страны в мире все нипочем. Они прибыли в Новый Свет для того, чтобы получать удовольствие от жизни и вдоволь насладиться свободой. Многие американцы не понимают, чем же в Штатах заняты русские. Например, итальянцы занимаются ресторанным бизнесом, китайцы владеют овощными лавками, ресторанчиками национальной кухни и т. д., арабы торгуют золотом и другими товарами, среди армян много врачей и строителей, а вот чем занимаются русские, очень сложно понять.

В качестве заключения

Мнений относительно приезжих из самой большой страны мира в Америку великое множество. Среди них есть и положительные, и отрицательные. Тем не менее стереотипов более чем достаточно, и только сами русские смогут их развеять. В любом случае очень сложно дать точный ответ на вопрос, как к русским относятся жители США. И хорошо, и плохо, но однозначно - не безразлично!