1. ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЧЛЕНЫ ИХ СЕМЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1 Социально-правовой статус военнослужащих и членов их семей

Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации /9, ст.4/.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом. Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках (пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска Российской Федерации; войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон Российской Федерации /10, разд. VI, ст. 35/.

Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с законодательством могут также содействовать общественные объединения. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах, гарантированных #M12291 9004937КРФК КРФ и Законом о статусе военнослужащих /9, ч. 3/. Должностные лица органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, кроме лиц, уполномоченных на то законодательством. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия, нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением обязанностей военной службы, признаются отягчающими обстоятельствами при определении ответственности и назначении наказания.

Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные (муниципальные) предприятия, в государственные (муниципальные) учреждения и организации и на оставление на работе на государственных (муниципальных) предприятиях, в государственных (муниципальных) учреждениях и организациях при сокращении численности штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства с выплатой в период обучения стипендии в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Конституцией РФ (п. 2 ст. 59) предусмотрено, что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Согласно преамбуле Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. В соответствии с п. 1 ст. 13 данного Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания /17, с.1/

Можно сказать, что военнослужащие и члены их семей в РФ обеспечиваются правовой и социальной защитой и поддержкой государства и государственных социальных институтов надежно. Возникает вопрос – почему же тогда на деле такое обеспечение наблюдается на самом минимальном уровне, и благосостояние данной категории населения оставляет желать лучшего?

1.2 Основные социальные проблемы военнослужащих и членов их семей

Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил - наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, но, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке.

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризиса многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.

Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни.

Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.

Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома».

Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом.

Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия /18, с. 354 – 357/.

Практической реализации им требований как социальной политики и социального законодательства, так и требований повседневной жизни. 3. Этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями Социальная работа является оказанием помощи индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими...

В России возрождается благотворительность, социальная работа получает новое законодательное развитие, в вузах, в том числе и военных, готовятся кадры специалистов социальной работы. 3) закономерности истории социальной работы в России – форма концентрации знаний предмета. Закономерности выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в...




На процесс социализации воспитанников, так как служит своеобразным суррогатом такой социальной среды как семья. Необходимо постоянное совершенствование социальной среды закрытого интернатного учреждения для детей ввиду необходимости приведения процессов социализации в направление течения общественной жизни. Так, если в обществе наблюдается сейчас процесс постепенного повышения материального...





Жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого гражданина, а возводится в ранг общегосударственной политики. В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными...

Особое место в общей системе работы по психореабилитации занимает работа с семьями офицеров, прапорщиков, военнослужащих по контракту, участвовавших в боевых действиях. Эта работа должна быть начата еще до возвращения войск в пункты постоянной дислокации. Обстановка в семье, семейные отношения оказывают важнейшее влияние на психологическое состояние военнослужащих, особенно после возвращения их из района боевых действий. Семья, близкие люди становятся зачастую основным психореабилитирующими факторами при том условии, что они готовы взять на себя эту роль не только морально, но точки зрения необходимых знаний в вопросах психореабилитации.

Работа с семьями должна вестись непосредственно при выполнении частями служебно-боевых задач, когда поступающая информации из районов действий оперативно и своевременно в возможном объеме доводится до членов семей военнослужащих, широко пропагандируется успешное выполнение служебно-боевых задач, примеры мужества, решительности, добросовестного выполнения воинского долга. За несколько дней до возвращения военнослужащих из района служебно-боевой деятельности офицеры по работе с личным составом организуют работу с семьями возвращающихся военнослужащих по подготовке их к встрече своих мужей, отцов и т. д. В беседах с членами семей им выдаются следующие рекомендации:

постарайтесь оказать помощь своему мужу психологически вернуться в нормальную, привычную жизнь;

проявите внимание и терпение к проблемам мужа, которые неизбежно возникают после боевого стресса, к его психологическому дискомфорту, к повышенной раздражительности, возможному длительному

депрессивному состоянию и т. п. Это временные явления, помогите ему с ними справиться;

необходимо учитывать, что за время разлуки, связанной с выполнением мужем служебно-боевых задач вы оба несколько изменились. Необходимо какое-то время, чтобы опять привыкнуть друг к другу. Возвращение мужа к привычной совместной жизни может протекать не без осложнений. Проявите понимание и терпение;

особое внимание необходимо уделить детям. Важно чтобы при восстановлении ваших привычных отношений с мужем они не оказались без должного внимания и заботы;

создайте благоприятную интимную обстановку. Дайте понять партнеру, что вы в нем нуждаетесь и что пойдете ему навстречу;

не поощряйте употребление мужем алкоголя. Постарайтесь тактично дать ему понять, что это весьма пагубно для него, ваших отношений целом для семьи.

Мероприятия общей психореабилитационной работы проводятся всеми органами военного управления, в большей степени структурами по работе с личным составом в комплексе со специальными мероприятиями психологической и медицинской реабилитации, проводимыми подготовленными психологами и медицинскими работниками. Учитывая опыт служебно-боевой деятельности войск на территории Чеченской Республики и других регионах, эта работа выходит на одно из самых приоритетных мест в общей системе морально-психологического обеспечения войск.

УПРАВЛЕНИЕ ПО РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ГУК ВВ МВД РОССИИ.

Для более детального анализа проблем современной семьи необходимо уяснить:

Что такое семья;

Каковы функции семьи;

Что такое семейное воспитание;

Какими параметрами характеризуется семья;

Особенности современной семьи и др.

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.e. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Исходя из определения, семья - сложное явление. Можно, по крайней мере, выделить следующие ее характеристики:

Семья - ячейка общества, один из его институтов;

Семья - важнейшая форма организации личного быта,

Семья - супружеский союз;

Семья - многосторонние отношения с родственниками;

Семья - субъект и объект социально-педагогической деятельности.

Исходя из того, что семья представляет собой персональную среду жизни и развития ее членов, качество этой среды определяется рядом параметров:

1) демографическим (структура семьи): большая - включает других родственников; нуклеарная - включает лишь родителей и детей; полная - родители оба и дети; неполная - без 1, 2 родителей; бездетная - нет детей; однодетная - 1 ребенок; малодетная - 2-3 ребенка; многодетная - больше 3 детей;

2) социально-культурным (образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества); имущественным характеристиками и занятостью родителей на работе;

3) технико-гигиеническим (условия проживания, особенности образа жизни).

Основными функциями семьи являются: репродуктивная, экономическая (хозяйственная), коммуникативная, досуга и отдыха, воспитательная.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими. Они определяются глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Причин этому много, к основным из них относятся следующие:

1) Большое количество семей имеют по одному ребенку и состоят из двух поколений - родителей и детей, бабушки, дедушки; другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезает разнообразие, вносимое пожилыми в межличностные отношения.

2) Изменяется статус «мужского» и «женского» труда. Уменьшается сфера приложения мужского труда, повышается статус женщины – часто ее заработок превышает материальное и денежное довольствие мужа.

3) Отношения супругов все более определяются глубиной их взаимной привязанности, поэтому резко повышается уровень их ожиданий по отношению друг к другу. Однако ожидания часто не оправдываются в силу недостатка культуры и индивидуальных особенностей.

4) Сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Они нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями.

Воспитательная функция - важнейшая функция семьи. В воспитательной деятельности семьи можно выделить три аспекта:

Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни;

Постоянную ответственность родителей перед детьми, побуждающая их активно заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием;

Педагогическое воздействие родителей на своих детей;

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по выращиванию детей, предпринимаемые старшими членами семьи. Оно направлено на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

1) личностных ресурсов семьи (наличие родителей), сиблингов (братья, сестры), близких родственников, включенных в семейную жизнь (бабушки, дедушки, тети, дяди и т.д.); качественных характеристик членов семьи: а) состояния здоровья; б) характера, уровня и вида образования; в) индивидуальных увлечений; г) вкусов; д) ценностных ориентаций; е) социальных установок; ж) уровня притязаний;

2) отношения старших к младшим к их воспитанию как к своим безусловным обязанностям, которые определяет мера их участия в воспитании;

3) характера взаимодействия старших и младших.

Стиль взаимоотношений в семье между родителями и детьми может быть авторитарный и демократический.

1. Авторитарный (властный) стиль. Он характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресечь их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и применения наказаний. Навязчивое стремление родителей полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей может привести к конфликтам: некоторые родители рассматривают своих детей как воск и глину, из которых можно лепить личность; если ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие. Инициатива исходит только от старших. Этот стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой - может вызвать у детей отчуждение от старших, враждебность, протест, агрессию, апатию и пассивность.

2. Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлечь их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие объясняют младшим мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими, в младших ценят как послушание, так и независимость. В отношениях с детьми они чаще опираются на доверие вместо контроля. Основными средствами воспитания являются одобрение, поощрение. Коммуникация носит двусторонний характер. Этот стиль воспитывает самостоятельность, ответственность, активность, дружелюбие, терпимость.

В процессе семейного воспитания решаются следующие задачи:

Формируется личность, развиваются ее способности и интересы;

Происходит передача накопленного обществом социального опыта;

У членов семьи вырабатывается мировоззрение, ответственное отношение к труду;

Прививается чувство коллективизма, потребности быть хозяином, соблюдать нормы поведения;

Обогащается интеллект, осуществляется эстетическое развитие и физическое совершенствование, вырабатываются навыки санитарно-гигиенической культуры.

У семьи существуют следующие воспитательные возможности формирования личности ребенка:

1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка. В младенчестве, раннем детстве она играет роль, которую не могут взять на себя другие институты.

2. Влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года ребенок осваивает атрибуты приписываемого ему пола; набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы.

3. Играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Исследования показали, что различия умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьх, существенные.

4. Имеет важное значение в овладении ребенком социальными нормами. Как показали исследования, выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье.

5. Предопределяет социальное развитие человека. Одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

6. Формирует фундаментальные ценностные ориентации человека.

Социально-педагогическая характеристика семей военнослужащих отражает некоторые тенденции: семьи военнослужащих (офицеры, прапорщики) по-прежнему характеризуются прочностью брачных основ, высокими адаптационными возможностями, способностью переносить тяготы, лишения, неустроенность быта и поддерживать при этом более или менее стабильное психологическое состояние своих членов, у них меньший процент распада семей по сравнению с некоторыми другими социальными слоями.

В определенной степени сохраняется корпоративность, коллективизм семей военнослужащих в военных городках, заинтересованность в создании хороших социальных условий для детей.

К негативным тенденциям относятся следующие:

Значительно ослабло внимание к проблемам семей военнослужащих со стороны руководящих органов (командование, штабы, органы воспитательной работы). Система деятельности в этой области разрушена. Социально-психологическая поддержка семей слабая. Жилищно-материальная обеспеченность семей военнослужащих низкая.

Многолетний опыт работы с семьями военнослужащих не используется, предается забвению.

Проявления безучастности, безразличия, черствости к проблемам семей военнослужащих. Больше всего от этого страдают молодые семьи.

Работа с семьями военнослужащих не носит системного характера (формализм, бюрократизм и т.д.)

Слабо ведется работа по укреплению семьей военнослужащих, профилактика их распада, разводов.

Социальная работа, по определению, является оказанием помощи тем индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд представляется, что военнослужащие В нормальных социальных обстоятельствах по самому характеру своей деятельности, по специальному набору личностных качеств, которые служат предпосылкой к ней, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это как правило люди в наиболее благоприятном возрастном диапазоне, вышедшие их детства, но еще далекие от старости. Их состояние здоровья находится под неусыпным профессиональным наблюдением и отвечает достаточно жестким критериям, предъявляемым военной службой. Наконец, вооруженные силы принадлежат к одним из наиболее уважаемых социальных институтов, их представители обладают высоким социальным статусом и находятся в благоприятном материальном и моральном положении.
Однако сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, заключает в себе определенные объективные затруднения, которые негативно влияют на военнослужащих и могут препятствовать их социальному функционированию. Подобные проблемы характерны для вооруженных сил в любом современном обществе, возможно даже, в любом обществе независимо от его исторической и социально-культурной определенности, хотя для суждений по этому последнему вопросу у нас в настоящее время недостаточно данных. Кроме того, особенности положения военнослужащих в Российской Федерации накладывают отпечаток особой сложности на их социальную ситуацию, и это не может не сказываться на их самочувствии и социальном функционировании.
Прежде, чем рассматривать комплекс проблем, объективно присущих людям, несущим военную службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которые, в соответствии с действующим законодательством, устанавливают статус определяемых явлений.
Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.
Военная служба — особый вид государственной службы граждан в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска, внутренние войска, войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления, железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», разд. VI, ст. 35).
Для проходящих военную службу устанавливаются составы военнослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. В соответствии с принадлежностью к тому или иному составу находится статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно — возраст, состояние здоровья, семейные обстоятельства и другие факторы. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в известной степени могут быть сгруппированы в зависимости от отношения к тому или иному составу.
Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов, сержантов и старшин), или по контракту — для всех составов военнослужащих. В Российской Федерации существует комплектование солдатского и сержантского состава Вооруженных Сил преимущественно по призыву, на основе всеобщей воинской обязанности, хотя за последнее время предприняты определенные шаги для формирования профессиональной армии и организации службы солдат и матросов, сержантов и старшин также на добровольной контрактной основе.
Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются:
признанные негодными или ограниченно годными по состоянию здоровья;
проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу;
прошедшие военную службу ь вооруженных силах другого государства;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;
гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.
Некоторым категориям призывников устанавливается отсрочка от призыва, например, на время обучения на дневном отделении высшего учебного заведения, в других случаях; условия и сроки таких отсрочек устанавливаются федеральными законодательными органами и могут изменяться достаточно широко.
Сроки военной службы по призыву устанавливаются законодателем, для проходящих военную службу по контракту — устанавливаются контрактом.
Проблемный комплекс военнослужащих и их семей обусловлен возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе, с возможным риском для жизни. Это определяет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются и подлежат неукоснительному выполнению, вне зависимости от отношения к приказу того лица, которому он отдается. Кроме того, следует упомянуть отсутствие возможности выбора занятия и места жительства как самого военнослужащего, так и, в ряде случаев, его семьи. В воинской службе часто имеет место наличие неблагоприятных факторов в виде эмоциональной и физической перегруженности военнослужащих, воздействия шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотонии, сенсорной депривации. Испытанием для моральных, эмоциональных и физических сил военнослужащих является также влияние постоянного и недобровольного контакта с одновозрастным и однополым коллективом, отсутствие возможностей уединения, межличностная напряженность, тем более, межличностные конфликты. Подобные факторы характерны для всех армий.
Вооруженные силы тесно связаны с состоянием государства и общества. Соответственно, практически все проблемы и беды российского общества накладывают свой отпечаток на деятельность и самочувствие военнослужащих. Так, снижение качества здоровья и интеллекта каждой следующей возрастной когорты населения приводит к тому, что, при сохранении масштабов призыва, на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями. С другой стороны, непосильные нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводит к появлению или обострению заболеваний. Противоправное поведение в период до поступления на военную службу, рост преступности в обществе, наркомания и алкоголизм воздействуют на людей в военной форме: велико число преступлений, совершаемых военнослужащими, возрастает опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.
Одной из острых проблем современных российских Вооруженных Сил является наличие нескольких статусных систем в ее рядах — официальной (формальной) «уставной» системы взаимоотношений, определяемых общим законодательством и ведомственными документами: уставами, инструкциями и т.д.; «дедовской» системы, основанной на неформальном, но, тем не менее, широко распространенном приоритетном положении старослужащих солдат перед новобранцами, и «земляческой» статусной системы, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Распространение параллельных официальной неформальных статусных систем является отражением характерной для современного общества аномии, то есть распада прежде существовавших ценностных систем и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения является снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, акты насильственного поведения по отношению к ряду военнослужащих, распространение суицидов в Вооруженных Силах.
Нарастание социально-экономических трудностей в обществе выражается в многомесячных задержках выплаты денежного содержания военнослужащим, распаде системы материально-технического снабжения, устаревании техники и вооружения, невозможности вести нормальную боевую учебу. Крушение прежде существовавшей идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, как носитель высокостатусных ценностей патриотизма, священного долга защиты отечества перед лицом внешних опасностей, дискредитация этих последних при отсутствии других ценностей, которые могли бы заменить их, приводят к морально-психологическому кризису в сознании ряда военнослужащих, к ощущению бесцельности своей деятельности. Это влечет за собой падение престижа воинского труда, массовое уклонение от призыва, неуверенность военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем. Острым показателем социального неблагополучия в Вооруженных Силах является рост числа суицидов, причем не только среди рядового и сержантского состава, что как правило связано с «неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди офицеров.
Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной: большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несение гражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех категорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности — все это отягощает морально-психологическое самочувствие военнослужащих.
Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления положенных по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы — все это создает еще один проблемный комплекс «переходного» периода -межу окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действительности.
Острую группу проблем составляет самочувствие лиц, принимавших участие в войнах и вооруженных конфликтах, и их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения в их ходе или, тем более, утратившие целиком или полностью здоровье, трудоспособность, способности к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.
Во-вторых, даже те военнослужащие, которые не получили телесных повреждений в подобных вооруженных конфликтах, являются в значительной степени носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома». Впервые подобное состояние здоровья и психики было диагностировано у американских ветеранов вьетнамской войны, а впоследствии наблюдалось у многих участников «странных» вооруженных конфликтов. Его основные симптомы — слабость психики, при которой незначительные проблемы превращаются в непреодолимые препятствия, которые толкают людей на агрессивные вспышки или на самоубийства, чувство вины погибшими за то, что остался жив, негативное или пренебрежительное отношение к социальным институтам. Причем время не лечит такие явления: психологические проблемы у бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15-20 лет после окончания войны, среди них на треть больше самоубийств и разводов, вполовину больше больных алкоголизмом, наркоманов, чем в среднем по стране. Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывает отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.
К сожалению, в истории нашей страны было достаточно много «странных» войн и конфликтов. Кроме того, целый ряд действий представителей Вооруженных Сил не получил должного общественного признания, а их участники, рисковавшие жизнью и утратившие здоровье, не имеют должного социального обеспечения — например, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это серьезная социальная проблема, и ее решение может быть только комплексным, включая социальные меры, все виды реабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской службы, развитие протезных служб и формирование доступной Среды для инвалидов, организацию психологической поддержки, а также изменение отношения общества к те лицам, которые честно выполняли свой долг перед государством и поэтому заслуживают помощи и поддержки.
Семьи военнослужащих испытывают воздействие всех тех проблем, которые характерны для любого другого типа семей, однако у них есть, кроме того, свои собственные трудности. Так, семьи военнослужащих срочной службы лишаются их заработка — нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение. Выплачиваемое в таком случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.
Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в обеспечение обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов она не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто встречаются трудности с жильем, отсутствие работы для жены, нередко неподходящий климат для детей. Неоднократные переезды к новому месту службы порождают трудности в учебе детей, которые вынуждены адаптироваться каждый раз к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может порождать синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.
Общей проблемой семей военнослужащих является малообеспеченность, так как их заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более, от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, несмотря на, как правило, высшее образование, часто не могут устроиться на работу при ограниченном количестве рабочих мест, пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Социально-экономический кризис государства с многомесячной невыплатой денег военнослужащим нередко ставит их семьи в ситуацию социального бедствия.

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

6.1.5. Воспитательная работа с членами семей военнослужащих. Семейное воспитание

Успешное выполнение важных и ответственных задач, поставленных перед Вооруженными Силами, настоятельно требует повышения уровня организационной работы на всех участках, в том числе и среди членов семей военнослужащих. Это важный участок воспитательной работы, имеющий свою специфику.

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, находящимися в браке, между родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Для более детального анализа проблем современной семьи военнослужащего необходимо уяснить: каковы функции его семьи; в каком браке он находится; как проводится семейное воспитание; какими параметрами характеризуется семья; ее особенности и др.

Семья – сложное явление, субъект и объект социально-педагогической деятельности.

Как ячейка общества семья представляет собой персональную среду жизни и развития ее членов. Качество этой среды определяется рядом параметров:

демографическим (структура семьи): большая – включает других родственников; нуклеарная – включает лишь родителей и детей; полная – оба родителя и дети; неполная – без одного из родителей; бездетная – нет детей; однодетная – один ребенок; малодетная – 2-3 ребенка: многодетная – больше 3 детей;

социально-культурным (образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; имущественные характеристики и занятость родителей на работе);

технико-гигиеническим (условия проживания, особенности образа жизни).

Основные функции семьи – репродуктивная, экономическая (хозяйственная), воспитательная, коммуникативная, проведение досуга и отдыха и др.

Современная семья весьма существенно отличается от сложившейся в прошлом не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становятся все более эмоционально-психологическими. Для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Причин тому много, основные из них следующие.

1. Большое количество семей имеют по одному ребенку и состоят из двух поколений – родителей и детей. Бабушки, дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно использовать опыт и поддержку предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична.

2. Изменяется статус мужского и женского труда. Уменьшается сфера приложения мужских усилий, повышается статус женщины – часто ее заработок превышает материальное и денежное довольствие мужа.

3. Отношения супругов все более определяются глубиной их взаимной привязанности, поэтому резко повышается уровень их ожиданий по отношению друг к другу. Однако ожидания часто не оправдываются из-за недостатка культуры и в силу индивидуальных особенностей.

4. Сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Они нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне дома. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает. Детям нужен личностный авторитет родителей.

Воспитательная функция – важнейшая у семьи. Здесь можно выделить три аспекта:

систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни;

постоянная ответственность родителей перед детьми, побуждающая их активно заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием;

педагогическое воздействие родителей на своих детей;

Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия постановлению детей, предпринимаемые старшими членами семьи. Они направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен стать и быть ребенок, подросток, юноша, девушка.

личностные ресурсы семьи: наличие родителей, братьев, сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь (бабушки, дедушки, тети, дяди и т. д.);

качественные характеристики членов семьи: состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний;

отношение старших к младшим, к их воспитанию как к своим безусловным обязанностям;

характер взаимодействия старших и младших.

Стиль взаимоотношений в семье между родителями и детьми может быть авторитарным, демократическим, авторитарно-демократическим, демократическо-авторитарным.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресечь их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания.

Это достигается с помощью постоянного контроля над жизнью младших и применения наказаний. Навязчивое стремление родителей контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей может привести к конфликтам. Некоторые родители рассматривают своих детей как воск и глину, из которых можно лепить личность. Если ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие. Инициатива исходит только от старших. Этот стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой – вызывает у детей отчуждение от старших, враждебность, протест, агрессию, апатию и пассивность.

Демократический стиль отличается стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлечь их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение, в младших ценят как послушание, так и независимость. В отношениях с детьми они чаще опираются на доверие вместо контроля. Основными средствами воспитания выступают одобрение, поощрение. Коммуникация двусторонняя. Этот стиль воспитывает самостоятельность, ответственность, активность, дружелюбие, терпимость.

В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто, обычно больше практикуется компромиссный вариант, который ближе одному или другому стилю (авторитарно-демократический, демократическо-авторитарный). Различия этих стилей в том, что в одном из них преобладает либо авторитарность, либо демократизм.

В процессе семейного воспитания решаются следующие задачи:

формируется личность, развиваются ее способности и расширяются интересы;

происходит передача накопленного обществом социального опыта;

у членов семьи вырабатывается мировоззрение, ответственное отношение к труду;

прививается чувство коллективизма, потребность быть хозяином, соблюдать нормы поведения;

обогащается интеллект, осуществляется эстетическое развитие и физическое совершенствование, вырабатываются навыки санитарно-гигиенической культуры.

У семьи существуют следующие воспитательные возможности в формировании личности ребенка:

1) она обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка. В младенчестве, раннем детстве играет роль, которую не могут взять на себя другие институты;

2) влияет на формирование психологического пола ребенка. Три первых года ребенок осваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы;

3) играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Исследования показали, что различия умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, существенные;

4) имеет важное значение в овладении ребенком социальными нормами. Согласно исследованиям, выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье;

5) предопределяет социальное развитие человека. Одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях личности, помогают или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам;

6) формирует фундаментальные ценностные ориентации человека.

Анализ социально-педагогических характеристик семей военнослужащих в настоящее время отражает некоторые тенденции:

семьи военнослужащих (офицеры, прапорщики) не характеризуются, как прежде, прочностью брачных основ, хотя и обладают достаточно высокими адаптационными способностями переносить тяготы, лишения, неустроенность быта;

в 1990-е гг. увеличился процент распада семей военнослужащих.

Ослабло внимание к проблемам семей военнослужащих со стороны офицеров, командиров и воспитателей, система деятельности в этой области нарушена, социально-психологическая поддержка слабая, жилищно-материальная обеспеченность низкая, опыт работы с семьями военнослужащих не используется.

В определенной степени сохраняется корпоративность, коллективизм семей военнослужащих в военных городках, заинтересованность в создании хороших социальных условий для взаимодействия. Поэтому важно основные усилия в этой работе направить на укрепление семей, их благополучие и процветание, что, несомненно, скажется на повышении качества выполнения служебно-боевых задач.

Задачи работы с семьями военнослужащих и гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации определены директивой министра обороны Российской Федерации от 23 июня 1998 г. № Д-16, приказами министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2005 г. № 220, 225, от 23 июня 2005 г. № 256.

В систему работы с членами семей военнослужащих входят следующие направления:

1) сосредоточение усилий всех категорий руководителей на оказании помощи семье в ее становлении и развитии;

2) изучение мнений, настроений, запросов и нужд семей военнослужащих, предоставление им конкретной помощи в решении различных проблем;

3) развитие творческих способностей членов семей военнослужащих, повышение их служебной и общественной активности, культурного уровня и образования;

4) организация нравственного, эстетического, правового, физического, экономического, семейного, полового воспитания членов семей военнослужащих.

Решение данных задач основывается на следующих факторах:

социальной направленности воспитания;

связи воспитания с жизнью, проектирование и программирование воспитательного процесса;

единстве общественного и семейного воспитания;

динамичности воспитания, его доминантности (одна сторона оказывает сильное влияние на другую);

положительном эмоциональном фоне;

единстве требований и воспитательной позиции;

включенности воспитуемого в деятельность.

В системе работы с семьями военнослужащих выделяются три аспекта: организационный, содержательный, методический.

Организационный аспект предполагает планирование работы; определение и реализацию ее целей и задач; назначение исполнителей проводимых мероприятий с членами семей; определение направлений, форм и средств воспитания; проведение воспитательных мероприятий; совершенствование навыков и умений командиров в ходе воспитательной деятельности.

нравственное, патриотическое, эстетическое, физическое, военное (трудовое), экологическое, правовое, половое и другие направления воспитания;

совершенствование культуры общения;

культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания);

подготовка к определенной профессии или сфере деятельности;

различные социальные аспекты (оказание материальной, финансовой, психологической поддержки и др.).

Методический аспект – это методы, приемы и способы воспитательного взаимодействия и воздействия на членов семей военнослужащих.

Жизнь требует восстановления работы с семьями военнослужащих, повышения ее эффективности и качества, усиления влияния на поддержание теплых, близких семейных отношений, укрепление семей, активизацию участия жен военнослужащих в решении вопросов воспитания, благотворного воздействия семейных отношений на боевую готовность подразделений и частей.

Можно выделить две основные группы семей военнослужащих:

1) семьи военнослужащих, проходящих службу по призыву;

2) семьи военнослужащих, проходящих службу по контракту (офицеры, прапорщики, солдаты и сержанты).

Педагогическое воздействие в каждой из этих групп имеет свои особенности.

Так, при работе с семьей военнослужащих, служащих по призыву, важно учитывать ее влияние на воина. К формам взаимодействия с такими семьями можно отнести:

переписку, содержание которой различно (письма-запросы, письма-благодарности и др.);

приглашение в части, подразделения, где служат воины, родителей, жен;

обеспечение кратковременного проживания в военных городках близких родственников воинов для непосредственного знакомства их с бытом и досугом;

оказание помощи в реализации предусмотренных законодательными актами льгот на период пребывания военнослужащего в Вооруженных Силах;

разъяснительная работа в форме лекций, бесед, диспутов, вечеров, встреч для формирования и развития нравственных, эстетических, правовых и других качеств.

При работе с семьями военнослужащих, проходящих службу по контракту, необходимо выделить две основные категории: жены военнослужащих и дети. Причем требование дифференцированного подхода обязывает вычленять еще и разновидности: работающие женщины и домохозяйки, молодые матери и матери взрослых детей, жены-военнослужащие и невоеннослужащие, дети дошкольного, младшего и старшего школьного возраста; учитывать разницу в запросах, интересах, уровне подготовки; обеспечивать комплексное решение всех воспитательных задач.

За последнее время значительно возрос образовательный и интеллектуальный уровень членов семей военнослужащих, их культурный кругозор. Следовательно, и работа с ними должна отвечать возросшим запросам, применяемые формы, методы и средства воспитания также должны заинтересовывать людей, вызывать живой отклик, давать ответы на животрепещущие вопросы, активно воздействовать на их умы и сердца. И для этого необходима постоянная и кропотливая работа по воспитанию всех членов семей военнослужащих.

В соответствии с требованиями руководящих документов воспитательной работой с семьями военнослужащих должны заниматься все категории командиров и начальников при самом деятельном участии женских советов, широкого женского актива, но фактически эта работа ложится на плечи офицеров-воспитателей и в первую очередь рот, батарей.

В работе с семьями военнослужащих важную роль играет согласованная работа с домами офицеров и клубами. Они постоянно содействуют всестороннему развитию творческих способностей членов семей военнослужащих, повышению их служебной и общественной активности, культурного уровня и образования. Всю работу с членами семей военнослужащих они осуществляют совместно с женскими советами.

Женские советы должны оказывать помощь офицерам-воспитателям в деле воспитания членов семей военнослужащих, приобщения их к активному участию в общественной жизни и трудовой деятельности, а также в проведении мероприятий с личным составом подразделений (совместные празднования государственных праздников, торжественное приведение к военной присяге, годовые праздники воинской части, торжественное вручение личному составу вооружения и боевой техники, проводы военнослужащих, уволенных в запас).

Работа женских советов строится на основе инициативы семей военнослужащих с учетом условий жизни воинских частей, в тесной связи со школами, культурно-досуговыми и дошкольными учреждениями, учебными заведениями, спортивными организациями, детскими комнатами милиции, а также социально-психологическими службами помощи семье. Среди основных ее форм: лектории, беседы, совместное чаепитие семей с многолетним стажем и молодых семей, обмен опытом семейной жизни.

Работа с семьями военнослужащих – процесс сложный и многогранный, он осуществляется творчески, непрерывно, с учетом требований конкретной обстановки. Действенность таких воспитательных мероприятий зависит от их содержания и уровня организации, совершенства форм и методов, от того, насколько они отвечают реальным условиям и запросам семей.

Осуществляя такую работу, офицеры призваны прежде всего решать задачи формирования качеств воина, необходимых ему для сознательного восприятия гражданского долга и своих обязанностей. Вместе с тем они стремятся охватить своим влиянием всех женщин, вовлечь их в жизнь части, подразделения.

Всегда актуально трудовое воспитание детей . И дело не только в том, чтобы с малых лет прививать им определенные трудовые навыки. Важна также информация о ратных успехах отца, ответственности и сложности его служебных обязанностей, о трудовых достижениях матери, содержании и смысле ее работы. Семьи, дети должны по возможности побывать и на танкодроме, и на летном поле, и на корабле, и на предприятии, и т. п. Именно здесь может родиться глубокое понимание и гордость за труд отца, за то уважение, которое оказывают ему начальники, товарищи, подчиненные.

Одна из важнейших задач работы с членами семей военнослужащих – их нравственное воспитание , сущность которого сводится к формированию у них нравственных убеждений, готовности и способности сознательно подчинять свои личные интересы общественным, активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, поведения, характеризующегося единством слова и дела.

Подобная воспитательная деятельность имеет непреходящее значение и влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих, на их ратный труд.

Жены военнослужащих должны понимать ответственность, сложность, напряженность ратного труда мужей, делать все необходимое для создания такого нравственно-психологического климата в семье, при котором снимаются перегрузки, уходит усталость, нервное напряжение. Поэтому в деятельности офицеров, командиров и воспитателей важное место занимает разъяснение членам семей военнослужащих их задач, вытекающих из особенностей жизни коллектива, где служит их муж, отец, необходимости создания обстановки, способствующей укреплению семей и повышению эффективности служебной деятельности военнослужащих.

Особое место при этом отводится целенаправленной оборонно-массовой работе, популяризации среди членов семей военнослужащих физической культуры и спорта, привлечению их к активному участию в спортивно-массовых и туристических мероприятиях.

Очень важно, чтобы жены военных обладали выдержкой, мужеством.

Большое значение в деятельности офицеров имеет вовлечение членов семей военнослужащих в работу по благоустройству подразделений, военных городков, улиц и дворов, оказания помощи в оборудовании бытовых комнат, комнат досуга, отдыха, спальных помещений и комнат гостиничного типа.

Также надо всесторонне изучать и удовлетворять потребности семей и их запросы. Это оказание или ходатайство перед вышестоящим командованием помощи женам военнослужащих в трудоустройстве, внимательное и заботливое отношение со стороны должностных лиц.

Следует принимать участие в воспитании детей военнослужащих, профессиональной ориентации учащихся с учетом использования близлежащих учебных заведений, предприятий. Необходимы пропаганда педагогических знаний среди родителей и проведение оздоровительных кампаний с детьми, для чего используют формы и средства, наиболее отвечающие конкретным условиям.

При организации воспитания семей военнослужащих важно учитывать характер и условия служебной деятельности контрактников, так как они существенно сказываются на формах и методах работы с их семьями.

Быт и отношения в семьях военнослужащих во многом зависят от организации и проведения их досуга. Командиры, офицеры-воспитатели, женские советы (группы, ячейки) должны оказывать постоянное влияние на организуемые для семей мероприятия: коллективные посещения театров и кино, экскурсии, поездки за город, семейные вечера отдыха, походы в лес и т. д. Они заботятся о том, чтобы содержание таких мероприятий непосредственно служило делу укрепления семьи.

Работа коллективов художественной самодеятельности должна быть постоянной с активным вовлечением жен военнослужащих. Долг офицеров-воспитателей возглавить эту работу и создать такие условия, чтобы желающие могли принимать живое участие в концертах художественной самодеятельности.

В работе с семьями военнослужащих важное место занимают вопросы воспитания детей . Как неоднократно говорил известный педагог А. С. Макаренко, это самая важная область жизни. Наши дети – это граждане страны, ее защитники. Они будут творить историю. Организуя эту работу, важно добиваться, чтобы офицеры, прапорщики, мичманы и их жены глубоко знали и понимали основы воспитания, образования и обучения детей, свою ответственность за формирование у них необходимых качеств.

Обучение и воспитание детей военнослужащих должны периодически обсуждаться на собраниях родителей, общих собраниях военнослужащих по контракту и членов их семей.

Необходимо эффективно и умело использовать помощь женского совета части, гарнизона.

Опыт свидетельствует о том, что там, где офицеры-воспитатели по-деловому контактируют с женсоветами, лучше поставлена работа с семьями военнослужащих, крепче моральная атмосфера в коллективах военнослужащих по контракту, выше успехи в боевой и общественно-государственной подготовке.

Наряду с женсоветами в частях может создаваться служба психологической диагностики и педагогической помощи семьям военнослужащих. Она комплектуется офицерами, гражданскими лицами, обладающими специальными психологическими, социально-педагогическими, медицинскими и юридическими знаниями. Эти специалисты занимаются изучением морально-психологического состояния членов семей и созданием условий благоприятного нравственно-психологического климата в семьях. Формы такой работы разнообразны: психотерапия , психологические тренинги, психоразгрузка, снятие усталости и нервного напряжения, прием посетителей, консультации и др. Поэтому тесная связь с этими службами – прямая обязанность офицера.