Сердечно-легочная реанимация у детей. Алгоритм проведения ивл у ребенка
Можно выделить три группы пациентов, которые различаются подходом к проведению сердечно-легочной реанимации.
- Сердечно-легочная реанимация у детей при внезапной остановке кровообращения - в этом случае процесс умирания длится столько, сколько продолжаются реанимационные мероприятия. Основные исходы реанимационных мероприятий: успешная реанимация и последующая постреанимационная болезнь (с различным исходом), развитие стойкого вегетативного состояния, безуспешная реанимация, после прекращения которой констатируется смерть.
- Проведение СЛР на фоне тяжелой потенциально излечимой патологии - чаще всего это группа детей с тяжелой сочетанной травмой, шоком, тяжелыми гнойно-септическими осложнениями - в этом случае прогноз СЛР чаще бывает неблагоприятным.
- Проведение СЛР на фоне неизлечимой патологии: врожденные пороки развития, несовместимая с жизнью травма, онкологические пациенты - требуется тщательный, по возможности заранее спланированный подход к СЛР.
Основной задачей сердечно-легочной реанимации у детей есть поддержание кровообращения и ИВЛ, не допускающего необратимых изменений в мозге, миокарде до момента восстановления кровообращения и дыхания.
В первую очередь следует определить наличие сознания с помощью окрика и встряхивания (не нужно подвергать резким движениям голову до исключения травмы). Проконтролировать наличие выдоха и пульса; если они не определяются, следует немедленно начать СЛР. Оживление складывается из ряда мероприятий:
Первичная реанимация - меры по поддержанию жизнедеятельности, которые сформулированы в виде правила «АВС». Начав сердечно-легочную реанимацию у детей, следует позвать на помощь коллег или других лиц, находящихся рядом.
Восстановление витальных функций - восстановление самостоятельного кровообращения, деятельности легочной системы; введение фармакологических препаратов, инфузия растворов, электрография и при необходимости электрическая дефибрилляция.
Первичная реанимация
1 стадия сердечно-легочной реанимации у детей включает 3 этапа:
- А (air) - проходимость дыхательных путей.
- В (breath) - вентиляция легких.
- С (circulation) - искусственное поддержание кровообращения ( сердца).
Проходимость дыхательных путей
1 этап - самый важный. Нужно придать пациенту соответствующее положение: положить на спину; голова, шея и грудь должны находиться на одной плоскости. При гиповолемии следует слегка приподнять ноги. Запрокинуть голову - если нет травмы шеи, если есть - вывести нижнюю челюсть. Избыточное переразгибание головы у грудных детей может усугубить обструкцию дыхательных путей. Неправильное положение головы - частая причина неэффективной вентиляции легких.
При необходимости - очистить рот от инородных тел. Ввести воздуховод или, если имеется возможность, осуществить интубацию трахеи, если нет - произвести два вдоха «рот в рот» или «рот в рот и нос».
Запрокидывание головы - важная и первоочередная задача реанимации.
Остановка кровообращения у детей часто вторична из-за обструкции дыхательных путей, последнюю могут обусловить:
- инфекционные или заболевания;
- наличие инородного тела;
- западение языка, слизь, рвотные массы, кровь.
Искусственная вентиляция легких
Осуществляют, ИВЛ активно вдувая воздух в легкие методами «рот в рот» или «рот в рот и нос»; но лучше через воздуховод, лицевую маску мешком «Амбу».
Для предупреждения перерастяжения желудка надо проводить ИВЛ так, чтобы наблюдалась лишь экскурсия грудной клетки, но не брюшной стенки. Метод опорожнения желудка от газа надавливанием на эпигастрий на фоне поворота на бок приемлем лишь на догоспитальном этапе (из-за опасности регургитации и аспирации содержимого желудка). В таких ситуациях нужно ставить зонд в желудок.
Последовательность действий :
Ложат больного на твердую поверхность, слегка запрокидываем голову.
Наблюдают за дыханием 5 с, при его отсутствии делают 2 вдоха, после чего делают паузу для выдоха. Ребенку воздух вдувают очень осторожно, чтобы избежать разрыва легкого (новорожденному, грудному ребенку - с помощью щек); обязательно следя за грудью - при вдувании она поднимается; время вдоха составляет 1,5-2 с.
Если грудь поднимается, вдувание прекращают и дают возможность пройти пассивному выдоху.
После окончания выдоха делают второе раздувание; после него определяют наличие пульса.
При сохраненной деятельности сердца независимо от возраста пациента искусственные дыхательные циклы легких повторяют 8-12 раз/минуту (через каждые 5-6 с); при отсутствии пульса начинают массаж сердца и другие мероприятия.
Если вдувание не получается, проверяют положение головы повторяют вдувание; если снова неэффективно, следует заподозрить инородное тело дыхательных путей. В этом случае открывают рот очищают глотку; жидкость выводят наружу поворотом головы набок (нельзя при травме позвоночника).
Извлечение инородных тел у грудных детей имеет свою специфику. У них прием, описанный Heimlich (резкий толчок в эпигастральной области в направлении диафрагмы), неприемлем из-за реальной угрозы травматизации органов брюшной полости, прежде всего, печени. Грудных детей укладывают на предплечье чтобы голова была ниже туловища, но не свисала пассивно вниз, а поддерживалась указательным, большим пальцем за нижнюю челюсть. После этого осуществляют 5 несильных ударов между лопатками.
Если размеры ребенка не позволяют полноценно выполнить этот прием, удерживая его одной рукой, то как опору используют бедро и колено врача. Удары по спине являются, по сути, искусственным кашлем, который позволяет «вытолкнуть» инородное тело.
Закрытый массаж сердца
3 этап имеет целью восстановление кровообращения. Суть метода — сдавление сердца. Кровообращение обеспечивается не столько сжатием, сколько увеличением внутригрудного давления, способствующим выбросу крови из легких. Максимальная компрессия приходится на нижнюю треть грудины: у детей - на ширину поперечного пальца ниже линии сосков в центре грудины; у подростков и взрослых - на 2 пальца выше мечевидного отростка. Глубина давления — около 30 % передне-заднего размера грудной клетки. Техника массажа сердца различается в зависимости от возраста:
- дети до года - компрессии проводят большими пальцами,
- дети от года до 8 лет - компрессии выполняются одной рукой,
- дети от 8 лет, взрослые - надавливание на грудную клетку делают двумя руками, в локтях прямыми.
При работе одного врача соотношение вентиляция: массаж составляет 2:30 в любом возрасте (на каждые 30 компрессий грудины производят 2 вдоха). При работе двух врачей используют технику 2:15 (2 вдоха, 15 компрессий) При проведении ИВЛ через эндотрахеальную трубку массаж делают без пауз, не синхронизируют его по отношению к искусственным дыхательным циклам, частота вентиляции составляет 8-12 в минуту.
Прекардиальный удар не рекомендуется даже у взрослых, особенно во внегоспитальных условиях. В условиях ОРИТ (у взрослых) его проводят только при условии мониторинга ЭКГ. Удар на фоне желудочковой тахикардии может привести к асистолии или развитию фибрилляции желудочков.
Частота компрессий не зависит от возраста, составляет не менее 100, но не более 120 компрессий в минуту. У новорожденных реанимацию (включая массаж сердца) начинают при частоте 60 в минуту.
Контроль эффективности сердечно-легочной реанимации у детей осуществляет врач, проводящий вентиляцию легких; он проверяет пульс через минуту после начала реанимации, потом каждые 2-3 минуты во время прекращения массажа (на 5 с). Периодически этот же врач наблюдает за состоянием зрачков. Появление их реакции указывает на восстановление мозга, их стойкое расширение есть неблагоприятным показателем. Реанимацию нельзя прекращать больше чем на 5 с, кроме периода, когда производится интубация трахеи или дефибрилляция. Пауза для интубации не должна превышать 30 с.
Статью подготовил и отредактировал: врач-хирургУ новорожденных детей массаж проводится в нижней трети грудины, одним указательным пальцем на уровне сосков. Частота - 120 в минуту. Вдохи проводят по общим правилам, но объемом защечного пространства (25-30мл воздуха).
У детей до 1 года – обхватить грудную клетку двумя руками, большими пальцами надавливают спереди на грудину на 1 см ниже сосков. Глубина компрессии должна быть равна 1\3 высоты грудной клетки (1,5-2см.). Частота - 120 в минуту. Вдохи проводят по общим правилам.
У детей до 8 лет массаж проводится на твердой поверхности одной рукой в нижней половине грудины на глубину до 1\3 высоты грудной клетки (2-3см) с частотой 120 в минуту. Вдохи проводят по общим правилам.
Цикл СЛР во всех случаях составляет чередование 30 компрессий с проведением 2-ух вдохов.
Особенности слр при различных ситуациях
Особенности СЛР при утоплении.
Утопление - один из видов механической асфиксии в результате попадания воды в дыхательные пути.
Необходимо:
соблюдая меры собственной безопасности, извлечь пострадавшего из-под воды;
очистить ротовую полость от инородных тел (водоросли, слизь, рвотные массы);
во время эвакуации до берега, удерживая голову пострадавшего над водой, проводить искусственное дыхание по общим правилам сердечно-легочной реанимации методом «рот в рот» или «рот в нос» (в зависимости от опыта спасателя);
на берегу вызвать СМП для предотвращения осложнений, которые возникают после утопления в результате попадания в легкие воды, песка, ила, рвотных масс и т.д.;
согреть пострадавшего и наблюдать за ним до приезда СМП;
при клинической смерти - проведение сердечно-легочной реанимации.
Особенности СЛР при поражении электрическим током.
При подозрении на воздействие электрического тока на человека обязательно:
соблюдение мер собственной безопасности;
прекращение воздействия тока на человека;
вызов СМП и наблюдение за пострадавшим;
при отсутствии сознания уложить в устойчивое боковое положение;
при клинической смерти - проводить сердечно-легочную реанимацию.
Инородные тела дыхательных путей
Попадание инородных тел в верхние дыхательные пути вызывает нарушение их проходимости для поступления кислорода в легкие – острую дыхательную недостаточность. В зависимости от размера инородного тела нарушение проходимости может быть частичным или полным.
Частичное нарушение проходимости дыхательных путей – больной дышит с трудом, голос хриплый, кашель.
вызывать СМП;
выполнить первый прием Геймлиха (при неэффективности кашля): сложив ладонь правой кисти «лодочкой» нанести несколько интенсивных ударов между лопаток.
Полное нарушение проходимости дыхательных путей – пострадавший не может говорить, дышать, кашлять, кожные покровы быстро приобретают синюшный оттенок. Без помощи оказания помощи потеряет сознание и наступает остановка сердца.
Первая помощь:
если пострадавший в сознании, выполнить второй прием Геймлиха – стоя сзади обхватить пострадавшего, сцепить руки в замок в подложечной области живота и выполнить 5 резких сдавливаний (толчков) торцами кулаков снизу-вверх и спереди-назад под диафрагму;
если пострадавший без сознания или нет эффекта от предыдущих действий, выполнить третий прием Геймлиха - пострадавшего уложить на спину, нанести 2-3 резких толчка (не удара!) ладонной поверхностью кисти в подложечной области живота снизу-вверх и спереди-назад под диафрагму;
У беременных и тучных людей приемы второй и третий приемы Геймлиха выполняются в области нижней 1/3 грудины (в том же месте где проводятся непрямой массаж сердца).
Оснащение: Пелёнки, клеёнка, салфетки. 1 пара стерильных перчаток, почкообразный лоток, резиновый баллончик, кипячёная вода. контейнер для отходов класса «В», стерильные марлевые салфетки.
Подготовка к манипуляции:
1. Объяснить маме ход процедуры, получить согласие.
2. Провести санитарную обработку рук
Выполнение манипуляции:
1. Уложить ребёнка с приподнятым головным концом, голову повернуть на бок.
2.Закрыть шею и грудь ребёнка клеёнкой и пелёнкой.
3. Подставить ко рту ребёнка почкообразный лоток.
4. После прекращения рвоты с помощью резинового баллончика с кипячёной водой провести орошение полости рта, наклонив голову ребёнка над лотком. Протереть губы ребёнка салфеткой.
5. Дать выпить 1-2 чайные ложки кипячёной воды.
Завершение манипуляции:
3. Вымыть, осушить руки.
19. Техника проведения ивл ребенку различными методами а. Мешком амбу с маской
Оснащение: Тканевой валик, стерильные марлевые салфетки, маска, мешок Амбу,
электроотсос, контейнер для отходов класса «В», стерильные перчатки.
Подготовка к манипуляции :
Выполнение манипуляции :
1. Отвести голову ребенка назад, положить в под плечи валик, вывести нижнюю челюсть в перед (относительно положение ребенка).
2. Присоединить к маске мешок Амбу.
3. Плотно положить маску на нос и рот ребенку.
4. Одной рукой удержать маску на лице ребенка: носовую часть ее прижать 1-ым пальцем, а подбородочную -2-ым пальцем, 3,4 и 5 –ми пальцами подтянуть подбородок ребенка кверху.
5. Свободной рукой сдавить мешок до появления поднятия грудной клетки, после чего отпустить мешок, чтобы произошел выдох, а затем снова произвести вдох.
6. Частота ИВЛ должна быть не менее 40 вдуваний в 1 мин. (у новорожденных) и 20 вдуваний (у детей старшего возраста).
7. Продолжить ИВЛ до появления самостоятельного дыхания или прихода врача.
Завершение манипуляции:
1. Подвергнуть изделия медицинского назначения многоразового использования обработке в соответствии с отраслевым стандартом и нормативными документами по дезинфекции и предстерилизационной очистке.
2. Провести дезинфекцию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН.2.1.3. 2630 -10 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно - профилактических учреждений».
3. Вымыть, осушить руки.
Б. Методом дыхание изо «рта в рот»
Оснащение: Тканевой валик, стерильные марлевые салфетки, электроотсос, контейнер для отходов класса «В», стерильные перчатки.
Подготовка к манипуляции:
1. Провести санитарную обработку рук. Надеть перчатки.
2. Положить ребенка на горизонтальную твердую поверхность и освободить от одежды.
3. Осмотреть верхние дыхательные пути, при необходимости удалить рвотные массы или слизь при помощи электроотсоса, пальцем, салфеткой.
Выполнение манипуляции :
1. Отвести голову ребенка назад, положить под плечи валик,
вывести нижнюю челюсть в перед (относительно положение ребенка).
2. Положить на область рта и носа ребёнка салфетку.
3.Сделать вдох и плотно прижать свой рот ко рту и носу ребёнка.
4. Энергично выдохнуть содержимое своих лёгких, не форсируя выдох.
5. Сделать два глубоких вдоха с интервалом в 5 секунд и продолжительностью 1,5-2 секунды каждый.
6. Проверить наличие дыхательных движений грудной клетки и движения воздуха изо рта и носа ребёнка при выдохе.
7. Частота ИВЛ должна быть не менее 40 вдуваний в 1 мин. (у новорожденных) и 20 вдуваний (у детей старшего возраста).
8. Продолжить ИВЛ до появления самостоятельного дыхания или прихода врача.
Завершение манипуляции:
1. Подвергнуть изделия медицинского назначения многоразового использования обработке в соответствии с отраслевым стандартом и нормативными документами по дезинфекции и предстерилизационной очистке.
2. Провести дезинфекцию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН.2.1.3.2630 - 10 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно - профилактических учреждений».
3. Вымыть, осушить руки.
У детей остановка кровообращения вследствие кардиальных причин возникает очень редко. У новорожденных и грудных детей причинами остановки кровообращения могут быть: асфиксия, синдром внезапной смерти новорожденных, пневмония и бронхиолоспазм, утопление, сепсис, неврологические заболевания. У детей первых лет жизни основная причина смерти - травмы (автодорожные, пешеходные, велосипедные), асфиксия (в результате заболеваний или аспирации инородных тел), утопление,
Ожоги и огнестрельные ранения. Техника манипуляций примерно такая же, что и у взрослых, однако есть некоторые особенности.
Определить пульс на сонных артериях у новорожденных достаточно сложно из-за короткой и круглой шеи. Поэтому проверять пульс у детей младше одного года рекомендуется на плечевой артерии, а у детей старше одного года - на сонной артерии.
Проходимость воздухоносных путей достигается простым подъемом подбородка или выдвижением нижней челюсти вперед. Если самостоятельное дыхание у ребенка первых лет жизни отсутствует, то самым важным реанимационным мероприятием является ИВЛ. При проведении ИВЛ у детей руководствуются следующими правилами. У детей до 6 мес ИВЛ проводят путем вдувания воздуха в рот и нос одновременно. У детей старше 6 мес дыхание проводят изо рта в рот, зажимая при этом нос ребенка I и II пальцами. Следует соблюдать осторожность в отношении объема вдуваемого воздуха и создаваемого этим объемом давления в дыхательных путях. Воздух вдувают медленно в течение 1-1,5 с. Объем каждого вдувания должен вызывать спокойный подъем грудной клетки. Частота ИВЛ для детей первых лет жизни - 20 дыхательных движений в 1 мин. Если при ИВЛ грудная клетка не поднимается, то это свидетельствует об обструкции дыхательных путей. Самая частая причина обструкции - неполное открытие дыхательных путей в связи с недостаточно правильным положением головы реанимируемого ребенка. Следует осторожно изменить положение головы и затем вновь начать ИВЛ.
Дыхательный объем определяется по формуле: ДО (мл) = масса тела (кг)х10. На практике эффективность ИВЛ оценивается по экскурсии грудной клетки и потоку воздуха во время выдоха. Темп ИВЛ у новорожденных приблизительно 40 в минуту, у детей старше 1 года - 20 в минуту, у подростков - 15 в минуту.
Наружный массаж сердца у грудных детей осуществляется двумя пальцами, а точка компрессии располагается на 1 палец ниже межсосковой линии. Оказывающий помощь поддерживает голову ребенка в положении, обеспечивающем проходимость дыхательных путей.
Глубина компрессии грудины - от 1,5 до 2,5 см, частота надавливаний - 100 в минуту (5 компрессий за 3 с и быстрее). Соотношение компрессия: вентиляция =5:1. Если ребенку не проведена интубация, на дыхательный цикл отводится 1-1,5 с (в паузе между компрессиями). После 10 циклов (5 компрессий: 1 вдох) нужно попытаться в течение 5 с определить пульс на плечевой артерии.
У детей в возрасте 1-8 лет надавливают на нижнюю треть грудины (на толщину пальца выше мечевидного отростка) основанием ладони. Глубина компрессии грудины - от 2,5 до 4 см, частота массажа - не менее 100 в минуту. Каждая 5-я компрессия сопровождается паузой для вдоха. Отношение частоты компрессий к темпу ИВЛ для детей первых лет жизни должно составлять 5:1, независимо от того, сколько человек участвуют в реанимации. Состояние ребенка (пульс на сонной артерии) повторно оценивают через 1 мин после начала реанимации, а затем каждые 2-3 мин.
У детей старше 8 лет методика СЛР такая же, как и у взрослых.
Дозировка препаратов у детей при СЛР: адреналин - 0,01 мг/кг; лидо-каин - 1 мг/кг = 0,05 мл 2 % раствора; бикарбонат натрия - 1 ммоль/кг = 1 мл 8,4 % раствора.
При введении 8,4 % раствора бикарбоната натрия детям его следует развести пополам изотоническим раствором хлорида натрия.
Дефибрилляция у детей до 6 лет производится разрядом 2 Дж/кг массы тела. Если требуется повторная дефибрилляция, разряд может быть увеличен до 4 Дж/кг массы тела.