В программе предусмотрен комплекс мер, направленный на повышение качества жизни граждан старшего поколения, активизацию из в жизни общества, поддержку и пропаганду практик здорового образа жизни, правильного питания и сбережения здоровья людей старшего поколения. Привлечение людей старшего возраста к систематическим занятиям физической культурой и спортом. В трех городах Республики Крым (Симферополь, Судак и Евпатория) будет организована Школа активного долголетия, в которой для пенсионеров, ветеранов, инвалидов будут осуществлены следующие мероприятия: 1. Проведение лекций и мастер-классов по здоровому образу жизни и правильному питанию. 2. Проведение занятий по лечебной физкультуре и скандинавской ходьбе. 3. Проведение занятий по компьютерной, правовой и финансовой грамотности. 4. Проведение спортивных соревнований среди пенсионеров по легкой атлетике, настольному теннису, шахматам, комбинированной эстафете и волейболу. 5. Проведение автобусных экскурсионных поездок по культурно-историческим местам Крыма. Всего в программе будет охвачено не менее 2872 пенсионеров, людей с ограниченными возможностями здоровья. Программа будет реализована в тесном взаимодействии с правительством Республики Крым, Госсоветом, местными органами власти, социальной защиты населения и общественными организациями. Публичные мероприятия программы будут широко освещены в СМИ, сети Интернет и социальных сетях. Программа является продолжением успешной реализации комплекса ее мероприятий в городе Севастополь. В ходе выполнения программы было получено множество благодарностей от пенсионеров и ветеранов, мероприятия программы широко освещены в средствах массовой информации: на телевидении, в газетах, интернете и социальных сетях. Команда проекта была отмечена благодарностями губернатора Севастополя, ветеранских и общественных организаций. После успешной реализации программы в г. Севастополь необходимо распространить опыт на другие города Республики Крым.

Цели

  1. Поддержка и пропаганда практик здорового образа жизни, правильного питания и сбережения здоровья людей старшего поколения. Привлечение людей старшего возраста к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
  2. Приобретение людьми старшего поколения, людьми с ограниченными возможностями здоровья навыков, соответствующих современному уровню технологического развития и социальным изменениям.

Задачи

  1. Организация работы по сбору и обработке информации о положении малоимущих пенсионеров, одиноких, маломобильных, нуждающихся в постоянном уходе. Информирование нуждающихся пенсионеров и инвалидов о видах оказываемой в рамках проекта социальной, информационно- консультационной и правовой помощи.
  2. Обеспечение материально-технической базы для оказания социальной, информационно- консультационной и правовой помощи пенсионерам и инвалидам, организации и проведения для них курсов компьютерной грамотности.
  3. Привлечение граждан старшего поколения к систематическим занятиям физической культурой и спортом
  4. Повышение знаний пенсионеров в области современных компьютерных и коммуникационных технологий. Повышение уровня правовой и финансовой грамотности пенсионеров.
  5. Организация комплекса мер по повышению качества досуга пенсионеров. Повышение качества жизни людей пенсионного возраста, ветеранов, людей с ограниченными возможностям здоровья. Удовлетворение духовных потребностей пенсионеров.

Обоснование социальной значимости

Большое значение для самореализации и социальной активности граждан старшего поколения имеет формирование условий для организации досуга и отдыха этих граждан, их вовлечение в различные виды деятельности: физкультурно-оздоровительную, туристскую и культурную. Важными факторами развития человеческого потенциала, сохранения и укрепления здоровья граждан являются физическая культура и спорт, в связи с чем растет необходимость создания условий, обеспечивающих возможность для граждан старшего поколения вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой. Укрепление здоровья граждан старшего возраста имеет не только важнейшее социальное, но и экономическое значение, связанное в том числе с проблемами продления трудоспособного возраста и пенсионного обеспечения граждан. Систематические занятия спортом повышают физическую работоспособность человека, сказываются благоприятно и на умственной деятельности, продлевают активное долголетие. Одними из основных задач стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 05.02.2016 г. № 164-Р является привлечение граждан Российской Федерации, в том числе граждан старшего поколения, к занятиям физической культурой и спортом, организация досуга, обучение компьютерной грамотности пенсионеров. Большое влияние на сохранение здоровья, повышение работоспособности организма, организацию правильного и полезного отдыха людей старшего поколения оказывает туризм. Путешествие является уникальным средством реабилитации, дает возможность расширять круг общения по интересам, устанавливать независимые и разнообразные контакты, которые помогают получить уверенную и эффективную жизненную поддержку, необходимую человеку старшего поколения. В связи с развитием информационно-телекоммуникационных технологий возникла насущная необходимость обучения граждан старшего поколения использованию современных информационных ресурсов, компьютерной грамотности, в том числе для получения оперативного доступа к получению государственных услуг с помощью портала госуслуг, системы ГИСЖКХ, использованию современных платежных систем и коммуникационных программ. Для решения данных задач проектом предусмотрен комплекс мероприятий по привлечению пенсионеров к занятиям физической культурой, повышению их социальной активности, развитию среди пенсионеров социального туризма и повышению уровня их знаний в области компьютерной грамотности и современных информационных технологий.

О Пилотном проекте по активному долголетию

Демографическое старение населения - объективная и устойчивая мировая тенденция, которая характерна как для всей нашей страны в целом, так и для города Москвы - в особенности. С учетом статистических данных можно говорить о более высоких темпах увеличения числа лиц пожилого возраста в городе Москве, чем в среднем по России.

В столице 3 миллиона пенсионеров, продолжительность жизни приближается к 78 годам и это постепенно формирует новые задачи, выражающиеся в необходимости изменения общественного восприятия старости и отношения пожилых людей к своему возрасту.

Как сказано в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, наш нравственный долг - всемерно поддержать старшее поколение. У них должны быть достойные условия для активного, здорового долголетия. Достойная и активная старость становится одним из приоритетных направлений государственной политики.

Возможности человека в возрасте 55-75 лет, как правило, не снижаются и остаются почти такими же, как в молодости. И очень важно сделать жизнь представителей старшего поколения независимой, улучшить ее качество, обеспечить активное долголетие.

Сегодня мы видим, как изменилась Москва. Все проекты и программы, реализуемые в Москве при поддержке Мэра Москвы С.С.Собянина, нацелены на создание комфортных условий жизни москвичей всех поколений.

Сегодня активно развиваются все отрасли городской жизни, сформировалась новая транспортная инфраструктура, активно ведется жилищное строительство, Москва стала более зеленым городом, развивается медицина, расширяется перечень и объем социальных услуг.

Параллельно с этим в Москве сформировался общественный запрос на новую современную, более эффективную модель социальной политики в отношении граждан старшего поколения, которая должна опираться на максимально широкий охват москвичей, сохранивших потребность в общении, занятии спортом, реализации творческих планов и непрерывном образовании.

В этой связи, в условиях устойчивого увеличения продолжительности жизни населения города Москвы и необходимости принятия комплексных мер по организации активного досуга граждан старшего поколения 13 февраля 2018 года Мэром Москвы на заседании Правительства был одобрен пилотный проект по расширению возможностей участия граждан старшего поколения в культурных, образовательных, физкультурных, оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Миссией данного проекта является активная и естественная социализация граждан старшего поколения с использованием по максимуму ресурсов самого гражданина и социума - учреждений социальной сферы, некоммерческих организаций и бизнеса.

Старт пилотного проекта вызвал небывалый интерес всех секторов общественной жизнедеятельности. Для участия в нем заявилось 1500 организаций, предоставивших около 5 тысяч своих площадок и готовых организовать проведение занятий более чем в 15 тысячах групп. В том числе 55 представителей бизнес-сообщества и 40 некоммерческих организаций.

По результатам квалификационного отбора все площадки аттестованы экспертными советами с привлечением специалистов, обладающих высокой квалификацией, признанной репутацией, а также представителей общественных организаций.

Качество проводимых мероприятий будет гарантировано путем комплексного контроля со стороны общественности.

Программа построена таким образом, что все направления базового пакета будут доступны в каждом районе Москвы. Это:

Физическая активность;

Творчество;

Рисование;

Образовательные программы;

Проект стартовал активно и все направления востребованы. Только за первую неделю от граждан старшего поколения поступило более 45 тысяч анкет-заявок. Уже сегодня можно сказать, что наиболее востребованы такие направления как физическая активность - скандинавская ходьба, фитнес и гимнастика; образовательные программы - компьютерная грамотность и английский язык; и конечно же танцы.

На сегодня сформировано 1400 групп, из которых почти 950 уже приступили к занятиям.

Проект развивается на основе запросов москвичей - окончательное содержание и перечень направлений и занятий, доступных для участников программы, будут формироваться в соответствии с потребностями. Таким образом, граждане сами смогут активно участвовать в создании желаемой для себя среды общения и деятельности.

Одновременно, путем расширения возможностей участия граждан старшего поколения в различных мероприятиях необходимо изменить отношение пожилых людей к собственному возрасту.

Активный образ жизни должен стать трендом для старшего поколения. И это должно найти свое отражение в информационном пространстве через активное вовлечение граждан в освоение современных коммуникативных технологий. Образовательный процесс должен сопровождать граждан на протяжении всей жизни.

Вовлечение в активное долголетие должно происходить из внутри сообщества пожилых людей, важно создать условия для их самореализации и групповой самоорганизации. Необходимо обеспечить поддержку общественных инициатив и создать систему поощрения наиболее активных участников.

Важно также обеспечить преемственность поколений и формирование мировоззрения уважения к почтенному возрасту с ранних лет, в том числе через систему патриотического воспитания.

Москва первой в России выходит на системную работу по повышению качества жизни старшего поколения.

От множества отдельных проектов столица переходит к комплексной общегородской программе, которая будет способна охватить сотни тысяч человек.

В Москве по сути создается новая общегородская образовательная сеть, предоставляющая бесплатные возможности саморазвития и современных коммуникаций для старшего поколения.

Мэром Москвы подчеркнуто, что это программа не одного дня, что она долгосрочная и в ней нельзя забывать о тех людях, которые самостоятельно не могут выйти из дома.

И здесь мы должны сделать все, чтобы улучшить качество долговременного ухода, развивать такие технологии, как патронажные службы, санатории на дому, мобильные бригады, скайп-реабилитация, телемедицина.

Несомненно, реализация программ активного долголетия окажет значительное влияние на экономику и все сферы жизнедеятельности, для которых забота о пожилых гражданах должна стать путеводной нитью к собственному достойному будущему.

Но сегодня мы не должны забывать и о социальной ответственности бизнеса и влиянии экономики на качество жизни пожилых людей. Думая о пожилых, мы думаем о будущем.

Друзья!

Пусть мое обращение к Вам, станет ободрением и подтолкнет к действию.Для этого я уже давно нашла несколько глаголов, которые дают вектор выхода из любых жизненных ситуаций, так как они универсальны.Чтобы не случилось и где бы вы не находились сегодня, начните позитивно думать, энергично двигаться, активно действовать и держаться цели.Перефразируя Расула Гамзатова в более позитивной ноте, без вздохов « Ах, если б нам, как юным, мочь. Ах, если б им, как старым, знать», уверяю, «мы многое уже знаем и еще многое можем» Помните, сегодня нас, людей старшего поколения, большинство. Потенциал наш не исчерпан, опыт бесценен,важно найти второе дыхание в том времени жизни, которое не менее прекрасно и закономерно, а значит и обеспечено энергией созидания.Будем оставаться примером для тех, кто идет за нами и не давать повода разочароваться.Еще не поздно предложить себя как активную часть общества и не оставаться только объектами в проектах других.Жизнь все еще дает нам возможности,надо их увидеть и не упустить.У нас обязательно должны быть мечты, цели и горячее желание отдавать.Культурный, интеллектуальный, исторический потенциал Санкт -Петербурга уникален, уникальны и люди этого героического города. Как когда- то опыт и подвиги других помогли нам стать гражданами, сегодня наша ответственность подставить плечо тем, кто еще только встает в жизни. Новое поколение более всего воспитывается примерами старших!

СЕГОДНЯ МЫ - СТАРШИЕ ПО СТРАНЕ!

ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ДУМАТЬ ПОЗИТИВНО, ДВИГАТЬСЯ ЭНЕРГИЧНО, ДЕЙСТВОВАТЬ АЕТИВНО, ДЕРЖАТЬСЯ ЦЕЛИ!

«Старость хранит возможности не меньше, чем юность, только в других одеждах » Генри Лонгфелло

С почтением Кобзарь Татьяна

1) Продлить социальную и общественную активность людей старшего поколения

Создать в рамках проекта условия, а затем и навыки благополучного старения:

Внутреннюю потребность жить активно, быть субъектом проекта,

Конструктивную психологическую установку доверия людям,

Оптимистическое ожидания будущего, благодарное восприятия настоящего.

2) Поддерживать и реализовывать:

Разносторонние интересы, направленные не только получать, но и отдавать

Психологическую устойчивость к объективным обстоятельствам,

Сохранения способности к творчеству, самореализации.


Проект « Школа " Времена Жизни"» - это профилактика проблем старости и конкретная помощь людям старшего поколения оставаться социально активными, сохранить позитивный жизненный фокус и получить практические советы и навыки, как продолжать быть активными физически.
Программа школы имеет два направлени я и цикличность 3 месяца.
1. Просветительское
Просвещение женщин старшего поколения в сферах активного долголетия, преодоления возрастных социально-психологических кризисов, связанных с самоидентификацией, взаимоотношениями в семье, социуме. Через: анкетирование, лекции, тренинги, фильмы, практические занятия со специалистами (психологами, геронтологами).

2. Клубы
Организация клубного общения по интересам. Основная цель: раскрытие потенциала посещающих школу и предоставление условий самостоятельной реализации потенциала в рамках школы, проведение мастер-классов, экскурсий, праздников, выставок.
Запланированы общие мероприятия школы, которые приурочены к датам в рамках Государственных праздников.
Например: День пожилого человека, День матери, Рождество, 8 Марта, День Победы, День семьи,ежегодных Форумов "Старшее поколение"
Праздники, фестивали, конференции, круглые столы организовываются руководителями и участниками школы, с привлечением Общественных организаций, специалистов и студентов.
Главная задача: помочь в самореализации, постараться сделать так,чтобы все пришедшие имели возможность стать субъектом мероприятия, а не только объектом получения услуг.

Школа третьего возраста как фактор реализации активного долголетия.

Аргунова Тамара Прокопьевна

кандидат педагогических наук

исполнительный директор

Общественной Организации

«Школа третьего возраста г. Якутска».

ГБУ РС (Я) «Комплексного центра социального обслуживания населения г. Якутска»

В условиях модернизации России забота о пожилых гражданах и инвалидов была и остается приоритетным направлением государственной социальной политики. Одним из важных механизмов ее реализации является социальное обслуживание, предоставляющее пожилым людям комплекс социальных услуг с учетом их состояния здоровья, уровня дохода и сложившейся социальной ситуации. В «Комплексном Центре социального обслуживания населения г. Якутска» Министерства социального развития и труда Республики Саха (Якутия) в 2011 году составлена программа «Активное долголетие». Концептуальной идеей было создание условий для самореализации, самоактуализации пожилых граждан и инвалидов, обеспечение активной качественной жизни, посредством взаимодействие семьи, общественности, государственных и негосударственных структур. Основной целью программы была разработка инновационной формы комплексной системы сопровождения пожилых граждан и инвалидов для активизации жизнедеятельности. Программа апробирована в отделение социальной реабилитации «Эрчим» нашего Центра. В результате реализации этой программы внедряются в практическую работу инновационные формы и методы социальной работы с людьми пожилого возраста и инвалидами; создаются условия, обеспечивающие социальную активность, самореализацию пожилых граждан и адаптацию, и интеграцию их в современное общество. Одним из наиболее успешных социальных проектов работы с людьми старшего поколения является Школа третьего возраста. В нашей республике Школа третьего возраста впервые открыта 5 мая 2011 года при Комплексном Центре социального обслуживания населения г. Якутска МТ и СР РС (Я). Инициатором и организатором является Пахомова Наталья Николаевна, директор этого Центра, научным руководителем, исп. директором Аргунова Тамара Прокопьевна. В 2012 году составлены основные документы Школы и прошли государственную регистрацию как общественная организация. Организовано Правление школы, председателем является Каташева Мария Константиновна, в состав Правления включены представители Совета ветеранов республики и г. Якутска, ведется совместная работа. Составлена целевая социальная программа «Школа третьего возраста», направленная на организацию социального просвещения и образования людей пожилого возраста. При создании школы основной целью мы считаем это - объединение людей пожилого возраста и поддержание их в стремлении к полноценной творческой и социально-полезной деятельности, опираясь на их собственные ресурсы и желания . Школа реализует на практике идеи активного долголетия и образования на протяжении всей жизни, изменения отношения общества и самих пожилых людей к старости, развивает взаимодействие и взаимопомощь поколений. Благодаря этой деятельности люди старших поколений реализуют потребности в общении, развитии творчества, находят конструктивные взаимодействия с другими поколениями, меняют отношение общества к старости на позитивное.

Задачи работы:- Активизировать пожилых людей с целью развития их способности представлять свои интересы в обществе и личностной самореализации.

Предупреждать социальное исключение пожилых людей и способствовать их социальной адаптации, интеграции в современное общество.

Улучшить отношение общества к старости, пожилым людям, развивать социальную сплоченность и межпоколенные взаимодействия.

Поддерживать различные объединения из числа пожилых людей, а также социальных служб, работающих с такими людьми.

Продвигать гражданское образование как инновационную технологию социальной работы с пожилыми людьми. Решение этих задач способствует формированию культуры активности и принятия себя в пожилом возрасте с одной стороны, и формированию в обществе позитивного отношения пожилым как к полноценным (и интересным) участникам жизни социума, способным быть полезным благодаря своему жизненному опыту. Все это является фактором повышения качества жизни и долголетия. Школа работает на общественно - государственном партнерстве, при обеспечении соответствующих условий государственными структурами школа будет функционировать успешно.

Направления деятельности школы: 1.Организация образовательных курсов, творческих мастерских и клубов.

2.Разработка и осуществление социальных проектов. 3.Информационно-методическая деятельность. 4.Развитие сотрудничества с республиканскими, российскими общественными организациями. Деятельность школы организуется в соответствии с программой и с годовыми, месячными планами работы. Учебный год начинается с 1 октября по 1 июня, некоторые студии школы могут работать и в летнее время. В год Школа проводит пять учебных семестра с продолжительностью 4-6 недель каждое занятие. В организации деятельности Школы приглашаются народные мастера, умельцы, активная интеллигенция, преподаватели, студенты, изъявившие желание передать свои умения, навыки знания другим людям. За 2014-15 учебный год работают всего 35- из них 7 образовательных курсов, 28 творческих мастерских, 4 клуба. За период работы школы обучились свыше 5тыс. пожилых людей, а включая филиалов 7тыс. Занятия организуются строго по расписанию в неделю один или два раза с учетом возраста наших курсистов, каждый день проводится 10-12 занятий. Запись и учет желающих посещать занятия проводится специалистами школы, обучение проходят в основном неработающие пожилые люди и инвалиды, но мы рады видеть и работающих пенсионеров. Самой большой популярностью пользуются курсы компьютерной грамотности, ЛФК, работа из конских волос, йога, хомус, лоскутное шитье, пошив головных уборов, иностранные языки и др.

2. Разработка и осуществление социальных проектов

Помимо просветительской, творческой, оздоровительной деятельности проект имеет четкую направленность на развитие волонтерства среди пожилых людей в осуществлении ими различных общественно-полезных инициатив.

Волонтерское движение включает образовательное, воспитательное, социальное, экологическое, культурно- досуговое направление. «Мы волонтеры», «Ассоциация выпускников», «Домашняя школа».

Выпускники Школы третьего возраста активно участвуют в реализации социально-значимых проектов по экологии, благоустройству территории населённых пунктов, патриотическому воспитанию молодёжи, шефству над домами - интернатами, популяризации народного музыкального и прикладного творчества.

Выпускники творческих мастерских Школы выступали с концертами в г. Якутске, с. Борогонцы, с. Майя, Амга, Намцы, Кангалассы и в пригородах, участвовали в городских, республиканских смотрах, конкурсах, где занимали призовые места, стали лауреатами, дипломантами. Принимают активное участие в выставках, ярмарках, праздничных мероприятиях г. Якутска и республики. Учителя и выпускники школы обучают на дому пожилых людей, которые не могут посетить нашу школу. Так 85 летняя учительница Петухова Мария Николаевна ведет занятие по шитью у себя дома.

3. Информационно - методическая деятельность

Одним из направлений нашей деятельности является информационно-методическая работа. В целях распространения опыта работы Школы нами организовывались семинары - практикумы, встречи, беседы, консультации, мастер - классы. Так 2012 году проведены мастер - класс для работников социальных учреждений республики, республиканский семинар - практикум для руководителей студий, кружков филиалов школ заречных улусов, с приглашением 40 делегатов, республиканский семинар - практикум для председателей Совета ветеранов улусов, на 45 человек. Проведен круглый стол для руководителей Управ и пригородов ГО «город Якутск».

27-28 ноября 2013г проведен 1 республиканский форум «Активное долголетие», где приняли представители 25 улусов. Резолюция форума «Активное долголетие» включена в республиканскую программу «Старшее поколение. В 2014г приняли активное участие в проведении республиканского форума активистов ветеранского движения, в научно практической конференции « Активное долголетие - современные решения, реалии и перспективы» МЗ РС (Я)». В 2015 г участвовали в работе секции «Активное долголетие» в республиканском форуме «Жить в долголетии»МЗ РС (Я), Y1 Межрегиональной специализированной выставке МЕДЭКСПО « Здоровье и красота»

Мы выпустили книгу о Школе третьего возраста, где даны основные документы школы, и надеемся, что книга поможет при открытии школы на местах.

В целях пропаганды здорового долголетия и активизации людей пожилого возраста и инвалидов проводятся конкурсы, фестивали, соревнования по настольным играм: шашки, шахматы, настольный теннис, хабылык, хаамыска. В 2014 и 2015гг. в.г Якутске проведен республиканский конкурс Школы третьего возраста, хоровых и танцевальных коллективов. Эти республиканские конкурсы, соревнования будут проводиться ежегодно. Ежегодно организуются бал- маскарад, праздники на 8 марта, «Ньургуhун ыhыаҕа» для учителей-волонтеров и курсантов.

Ведется освещение работы социально-просветительского проекта «Школа третьего возраста» в средствах массовой информации, местных СМИ, на интернет сайтах органов социальной защиты населения городских округов, муниципальных районов, на официальном сайте Министерство труда и социального развития.

4 . Развитие сотрудничества с республиканскими, российскими общественными организациями. Работой Школы заинтересовались многие улусы республики, потому были открыты филиалы Школы, в с. Борогонцы Усть – Алданского, с. Амга Амгинского, с. Майя Мегино – Кангаласского, где были подписаны договора о совместной деятельности по социальным вопросам между Министерством социального развития и труда и главами этих улусов. Ведется работа с администрацией ГО г. Якутск были открыты филиалы школы в Сайсарском округе, в пригородах п.Тулагино- Кильдямцы, Маган, Табага. Устанавливается взаимосвязь с администрациями управ г. Якутска специалистами социальной работы нашего Центра. Работой Школы третьего возраста г. Якутска ознакомились с Булунского, Момского, Верхне – Вилюйского, Вилюйского, Томпонского, Мирнинского, Кангаласского, Намского и других улусов республики. Филиалы школы открываются по инициативе городских, муниципальных организаций совместно с Советом ветеранов, Управления социальной защиты населения по согласованию Советом школы третьего возраста. На 1 республиканский форум «Активное долголетие» приняла участие Ялышева М.Ю, директор АНОСАП «Серебряный возраст» Санкт- Петербурга и был заключен договор о совместной работе. В 2014г по приглашению Ялышевой М.Ю учителя –волонтеры Школы третьего возраста г Якутска приняли участие на Международном форуме «Старшее поколение» в Санкт- Петербурге. В 2015году в марте на Международном форуме «Старшее поколение» в Санкт-Петербурге успешно участвовали по программам: деловая, выставочная, познавательная, культурная, оздоровительная, танцевальная. Большим успехом пользовалась выставочная экспозиция наших курсистов, мастер- классы учителей- волонтеров, концертная программа. В конкурсах «Танцуй пока молодой» чета Максимовых Ф.П и Н.А заняли третье место, а в по оздоровительной гимнастике «Санкт- Петербургская Грация» завоевали самый большой кубок. Участниками форума были учителя- волонтеры и курсисты Школы третьего возраста г. Якутска в возрасте от 55до 78 лет. Школа третьего возраста является новой формой работы с людьми пожилого возраста и инвалидами, потому является не только просветительским центром, но также и ресурсным центром социальной работы с пожилыми людьми. Потому требует внимательного отношения со стороны государственных, негосударственных и общественных структур. Как новая деятельность встречаются некоторые проблемы при организации Школы третьего возраста на местах, особенно при создании условий для обучения людей пожилого возраста. Это выделение помещения, оснащение материальной базы, решение вопроса о содержании школы. Мы рекомендуем все вопросы решать самостоятельно на городском и улусном уровне. Наша школа может организовать методическую помощь в руководстве за деятельностью школы. Школа дает возможность пожилым людям принимать активное участие в общественной жизни, найти новых друзей, круг общения, реализовать свои творческие возможности, что способствует повышению самооценки, самооздоровлению, и активному долголетию. Социально-просветительский проект «Школа третьего возраста» способствует изменению стереотипа поведения и жизненных установок пожилых людей: уход от пассивной, потребительской позиции и формирование новой модели личностного поведения путём вовлечения пожилых людей в образовательные, социокультурные мероприятия, увеличения степени их участия в общественной жизни. Опыт работы показывает, что деятельность Школы способствует:

Активному долголетию, самореализации пожилых людей для решения социальных вопросов; -профилактике одиночества и разобщенности; -предоставлению пожилым людям возможности вовлечения в активную, социальную и творческую жизнь; -передаче пожилым людям необходимых навыков самопомощи и самозанятости. Мы надеемся, что опыт работы Школы третьего возраста будет распространен по всей республике.

Предложения:

1.Внедрение в практическую работу взаимодействие семьи, общественных. государственных и негосударственных структур, для улучшения качества жизни пожилых людей.

2.Обеспечение соответствующих условий для общественных организаций, объединений с целью организации активной творческой жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов.

3.Расширение сети дневных социально- реабилитационных центров, отделений и пансионатов для пожилых людей посредством частно- государственного партнерства.

4. Внедрение в практическую работу гериатрических служб социально - педагогические, социально - психологические, социокультурные направления.

Школа активного долголетия

Положение о «Школе активного долголетия»

1. Общие положения.

1.1. «Школа активного долголетия» (в дальнейшем «Школа») организуется для проведения обучения населения, проживающего на территориальных участках больницы.

1.2. Школу возглавляет врач отделения общей врачебной практики, непосредственно работу проводит средний медицинский персонал в счет времени, выделенного на профилактические мероприятия (4часа в месяц).

1.3. Школа осуществляет свою деятельность на основании настоящего Положения, тематических планов занятии.

1.4. Занятия проводятся в кабинете медицинской профилактики

2. Основные цели и задачи.

2.1. Формирование гигиенической культуры и принципов активного долголетия у лиц пожилого возраста.

2.2. Обучение граждан пожилого возраста практическим навыкам и методам укрепления и сохранения здоровья.

2.3. Ознакомление с принципами и особенностями питания и режимом двигательной активности в пожилом возрасте.

3. Ожидаемые результаты.

3.1. Снижение количества больных с осложненными и тяжелыми формами хронических заболеваний.

3.2. Улучшение жизни пожилых граждан и выработка у них правильного отношения к своей болезни и лечению.

4. Организация занятий.

4.1. Занятия с приглашенными проводятся в соответствии с тематическими планами, утвержденными главным врачом больницы (приложение № 1).

4.2. Группа обучаемых формируется с учетом заболеваний, и возраста граждан.

4.3. Материал по обучению излагается доступным языком, сопровождается демонстрацией плакатов, раздачей памяток и т. п.

Занятия должны проводиться в форме индивидуальных и групповых

бесед с активным участием обучаемых.

4.4. К участию в проведении занятий могут быть привлечены специалисты из числа врачебного персонала и среднего звена (по решению руководителей групп).

Тематический план «Школы активного долголетия»

д. Кукшумы с 03.05.2011 – по 24.05.2011 г.

КТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ

Активное долголетие, социально-биологическое явление, характеризующееся высокоразвитыми, препятствующими преждевременному старению, приспособительными реакциями организма, с помощью которых человек реализует свои жизненные потребности.

По классификации ВОЗ к долгожителям относят тех, кто перешагнул 90летний рубеж. Активное долголетие вполне достижимо при условии, что каждый станет творцом собственного здоровья, без которого невозможно и долголетие, и ощущение радости и полноты жизни. Прежде всего необходимо изменить привычки и стереотипы поведения, которые отстают от темпа современной жизни, научиться рациональному образу жизни и последующем строго ему следовать. Соблюдение гигиены труда и отдыха, режимов питания и двигательной активности, закаливание, отказ от разрушительно действующих на организм вредных привычек не только увеличивают продолжительность жизни человека, но и повышают его творческую активность. Хорошо известно мнение о том, что человек, запрограммированный природой жить более 100 лет, живет в относительно полном здравии лишь половину этого срока благодаря безответственному обращению с собственным организмом. В сохранении здоровья, предупреждении преждевременного старения организма огромная роль принадлежит труду. Опыт трудовой жизни долгожителей убеждает в том, что потребность в труде и способность к нему не иссякают с наступлением пенсионного возраста и, благодаря продолжению работы, многим удалось достигнуть здорового и активного долголетия. Труд, организованный рационально смолоду, задолго до пенсионного возраста - одно из непременных условий сохранения здоровья и высокой работоспособности, предупреждения преждевременного профессионального старения. Активный отдых также играет важную роль в профилактике преждевременного старения, помогает человеку быстрее и полнее восстанавливать силы после трудной работы. Короткие паузы для активного отдыха следует делать в течение рабочего дня. Отпуск полезно проводить вне домашнее обстановки. Особенно внимательными к своему отдыху следует быть пожилым людям, так как у них в процессе работы утомляемость наступает быстрее и и медленнее восстанавливают свои силы после работы. Неотъемлемой частью активного отдыха и молодых, и пожилых людей должны стать занятия физической культурой. Недостаток движения оборачивается большим ущербом для здоровья. К физической активности следует относиться как к нормальной и необходимой составной части здорового образа жизни каждого человека и как к непременному условию достижения активного долголетия. Нельзя забывать и о закаливающих процедурах, которые в сочетании с физическими нагрузками дают большой оздоровительный эффект, повышают устойчивость организма к колебаниям температуры, инфекционным и простудным заболеваниям. Следует учитывать, что с возрастом снижаются приспособительные возможности к действию физических раздражителей (холоду, теплу, солнечной радиации и т. д.) и медленнее восстанавливаются физиологические функции после процедур. Поэтому закаливание в пожилом возрасте следует проводить осторожно и под тщательным врачебным контролем.

Для нормальной нервно-психической деятельности необходимо достаточно спать (в норме б-8 часов), рационально питаться. Диетологи говорят, что человек «есть то, что он ест». Основа рационального питания - качественная и полноценная по составу основных веществ пища и ее равномерное распределение в течение дня в соответствии с возрастом и степенью трудовой активности. Наиболее физиологическим считается 4-5 разовое питание в сутки. Ужинать следует не позднее 20 часов.

Избыточное, не соответствующее энергетическим затратам организма питание неизбежно ведет к избыточной массе тела, а она, в свою очередь, к серьезным нарушениям обмена веществ и функций важнейших физиологических систем организма, ускоряет процесс старения и сокращает продолжительность жизни. Сохранение и укрепление здоровья, замедление старческих сдвигов в организме, продление творческой деятельности зависит от каждого из нас, и можно достичь многого, если к этому стремиться, активно работать, следовать нормам и принципам здорового образа жизни, соблюдать