Простой способ выучить строение человеческого тела — поиграть с малышами в игру «Собери скелетик». Ориентируясь на возраст ребенка, можно усложнить/упростить правила игры, подобрать соответствующую картинку. Делимся простой идеей создания игры своими руками.

ru.wikipedia.org

Найдите в интернете подходящую картинку и распечатайте на принтере. Вырежьте отдельные элементы и наклейте на картон (для прочности). При желании можно оклеить детали скотчем с обеих сторон.

allfortheboys.com

Когда все готово, расскажите малышу, из каких «запчастей» состоит наш скелет. Все косточки условно можно сгруппировать так:
— кости головы (череп);
— кости туловища (позвоночный столб, грудная клетка);
— кости верхних конечностей (плечо, предплечье, кисть);
— кости нижних конечностей (таз, бедро, голень, стопа).

Если этой информации покажется мало вашему любознательному почемучке, изучите скелет более детально, расскажите о функциях каждой группы косточек. Попросите ребенка подвигаться и понаблюдать за работой той или иной части тела.

Скелет взрослого человека состоит из 200-218 костей.

allfortheboys.com

Варианты игры

Вариантов игры может быть много:

  • Просто складывать «человечка», как пазл.
  • Спрятать детальки в рисе или любой другой крупе и дать ребенку возможность устроить самые настоящие «раскопки». Представляете, с каким азартом юный палеонтолог будет собирать скелет древнего человека. Вы можете придумать любую историю и откопать хоть самого Дарвина.
  • Играть на скорость. Для этого распечаток нужно несколько (по количеству игроков). Очередность ходов определяется кубиком. Например, у кого больше выпало на костях, тот и ходит. Или кто выбросил дубль на обоих кубиках, тот имеет право присоединить одну деталь скелета.
  • Играть на удачу. Распечатать 2 набора и вырезать делали не по контуру, а простыми прямоугольниками. Перевернуть карточки обратной стороной и тянуть из колоды. В процессе можно меняться «запчастями». Выигрывает тот, кто быстрее соберет своего человечка. Правила можно придумать самим — это даже интереснее.

Скелет из ватных палочек

Продолжаем углубление в анатомию, на этот раз расскажем детям про скелет человека. Сложные темы нужно подать ребенку в интересных занятиях. Первоначально обратим внимание если интерес к собственному телу уже присутствует, затем проанализируем что именно нравится вашему маленькому ученику: эксперименты, лепка из пластилина, аппликация – все может идти в ход. В статье я делюсь полной информацией занятий по данной теме с сыном.

  1. Скелет человека для младших дошкольников
  2. Скелет человека с названием костей – карточки
  3. Строение скелета человека: голова, туловище, конечности

Здравствуйте, уважаемые читатели, приветствую вас на блоге . Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в мир человеческих костей. Именно так, мы постараемся как герои мультфильмов углубиться в недра организма. На чем будем путешествовать, на волшебном автобусе или летающем корабле, решать вам. Главное, чтобы нашим маленьким пассажирам было интересно. Поехали!

Это первый кроссворд в жизни сына за его 5 лет 6 месяцев. Для познаний моего ребенка он оказался достаточно легким, что свидетельствует о полноценном усвоении информации из детских энциклопедий. Литературу нашей детской библиотеки я упомяну по ходу рассказа.

На 6 карточках написала от руки вопросы, а на отдельном листе начертила сетку для заполнения. При желании вы можете сделать тоже самое, но сначала оцените познания своего ребенка. Если ответы на вопросы ему еще не знакомы, отложите данный кроссворд до окончания нужных тем.


Вопросы:

  1. Не часы, а тикает.
  2. Поезд бесконечно развозящий по телу питательные вещества.
  3. Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит.
  4. Орган зрения.
  5. Орган дыхания человека.
  6. И говорит, и кушает.

Александр с удовольствием взялся за дело, ему действительно было интересно разгадывать кроссворд. После окончания мне был заказан новый о растениях и их выращивании.


Скорей всего ваш ребенок заинтересовался собственным телом в младшем дошкольном возрасте. Ведь малыши такие любознательные и начинают задавать множество вопросов. Но не стоит торопиться и вести дитя на экскурсию в мединститут, ограничьтесь рассматриванием подобного скелета человека из книги Мое тело от макушки до пяток . Где девочка Аня рассказывает про кости человека, наши мышцы и как она растет.

Если сохранились вещи ребенка, из которых он вырос, то достаньте их и поговорите о том как меняется его тело. Догадается ли малыш, что размер обуви и одежды меняется из-за того, что растут его кости? После прочтения данной книги, обязательно догадается! На этом этапе будет прекрасным дополнением собрать свой скелет, даже ребенок 5 лет справится с этим.

У многих сохранились дома снимки рентгена, покажите их своему маленькому ученику. Рассмотрите вместе и дайте возможность угадать какая часть скелета расположена на снимке. Если они хорошего качества, то можно увидеть даже текстуру костей. У нас был снимок ребер Александра в возрасте трех лет и стопы мамы.

Для деток лет с четырех будет интересна и понятна книга “Секреты человека” из серии Волшебные створки. В ней уже дается информация по анатомии, но все еще в облегченном для понимания детей варианте.


Увеличить

Именно благодаря данной книге мы решили подурачиться и разрисовать нашего скелетика. Плюсы подобных игр заключаются в том, что ребенок чувствует каждую свою косточку во время прорисовывания, а затем может увидеть себя в зеркале. Мой скелетик затем потребовал нарисовать тазовую кость, но этого мы вам уже не покажем.

Не могу не упомянуть книгу издательства МИФ “Кости и скелеты”, где малыш сможет увидеть скелет человека в свой рост, а также рассмотреть скелеты разных животных.

Покажите детям скелет человека в видео, которое не очень анимированное, но все же лучше воспримется чем презентация на слайдах.

Скелет. Строение тела для детей – развивающий мультфильм

Можно также посмотреть мультфильмы про Адибу, который нам уже знаком по . Адибу путешествует по скелету “Почему я стою прямо”:

И объяснение про мышцы человека “Почему я двигаюсь”:

Для маленьких любителей развивающих карточек, есть замечательные пособия, в которые входит скелет человека с названием костей. Появились они у нас уже давно на русском, английском, французском и испанском языках. Две прекрасные мамы Катрин и Ольга поделились ими со всеми желающими, здесь можно скачать карточки . Как видно на фотографии речь идет не только о скелете человека с названием костей, но также и названии всех мышц, органов.


Очень советую сразу заламинировать карточки, так как они пригодятся вам не только на вводных занятиях по анатомии, но также и в изучении иностранных языков. Мы не проживаем в России, поэтому в нашем случае это очень важно. Ведь нет ничего хуже, когда хочешь рассказать то что знаешь и не можешь из-за незнания терминов на языке собеседника.

Строение скелета человека

Итак перейдем к более серьезному познанию. Первое что мы объясним ребенку, что скелет человека делится на следующие части:

  • Скелет головы;
  • туловища;
  • верхних конечностей (плечевой пояс, конечности);
  • нижних конечностей (тазовый пояс, конечности).

Если вы покажете это на картинке или на макете скелета, то дошкольник обязательно поймет.


Скелет головы человека

Скелетом головы человека является череп, об этом наши детки узнают из мультиков еще задолго до того как мы решаем рассказать им об их собственном теле. Ребенку дошкольного возраста будет достаточно знать, что череп надежно защищает его мозг, который в свою очередь очень мягкий и уязвимый.

Также многих детей может заинтересовать, почему на черепе нет носа? Объясняем, что на самом деле нос состоит из приросшего к кости мягкого хряща. А после смерти хрящ разлагается.

Давайте посмотрим на схему скелета в книге Тело человека . Что ребенок сразу заметит в черепе?


Фото увеличивается при клике
  • Глазницы, которые защищают наши глаза;
  • зубы закрепленные корнями в верхней и нижней челюстях;
  • задняя часть черепа короче чем лицевая.

Объясните, что именно в задней части находится наш мозг. Единственная подвижная часть черепа – это нижняя челюсть. Пусть дитя откроет и закроет ротик, он сам это почувствует.

Если есть желание углубиться еще, то разберите некоторые кости черепа, которые не сильно отличаются от знакомых ребенку слов. Показывайте на своей голове, а он пусть повторяет за вами показывая на своей.

  1. Лоб – лобная кость.
  2. Виски – височная кость.
  3. Нос – носовая кость.
  4. Затылок – затылочная кость.
  5. Темечко – теменная кость.
  6. Скулы – скуловая кость.
  7. Нижняя челюсть – нижнечелюстная кость.
  8. Верхняя челюсть – верхнечелюстная кость.

Так как занятие рассчитано на дошкольников, то им достаточно объяснить, что скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки . Ребра защищают сердце и легкие, а всего у человека 12 пар ребер. Если ребенок уже умеет считать, то ему не составит труда прибавить 12+12 и узнать общее число.

Позвоночник это наша главная опора, которая поддерживает голову и туловище. Кроме того он защищает расположенный внутри спинной мозг. В позвоночнике между маленькими косточками есть межпозвоночные диски, они твердые но подвижные. Именно они позволяют нам сгибаться.

Проведем эксперимент! Что дает нам способность быть гибкими?

Как мы узнали позвоночник состоит из множества маленьких косточек. Между ними есть промежутки твердых, но подвижных участков. Давайте посмотрим наглядно как это происходит.

Нам понадобится:

  • Синельная проволока;
  • 2 шариковые ручки;
  • ножовка.

Вытаскиваем все детали шариковых ручек, нам необходим только каркас (пластмассовая трубочка). Одну трубочку оставляем как есть, она должна иметь открытые отверстия с обеих сторон. Другую распиливаем на кусочки.

Сначала просим ребенка одеть целую трубочку на синельную проволоку и слегка согнуть. Не получается? Вот так и наш позвоночник, если бы он состоял из сплошной кости, мы не смогли бы наклоняться, сгибаться в стороны, нам были бы недоступны многие игры и движения.

Теперь просим ребенка одеть кусочки пластмассовой трубки, оставляя промежутки как межпозвоночные диски. Ну как теперь, наш “позвоночник” стал более гибким?

После этого эксперимента попросите ребенка сделать разные движения телом. Пусть он сосредоточится на позвоночнике, почувствует его гибкость.

Функции конечностей человека – рук и ног – совершенно разные. Ноги отвечают за опору и передвижение. А кисти рук обеспечивают разнообразные сложные движения. Просим ребенка взять предметы ногами и походить на руках, это весело и он сразу поймет разницу в функциях. Скелет кисти руки состоит из 27 костей, а скелет стопы из 26 костей.


Мы с Александром подробно разобрали только одну конечность, сын сделал ее из пластилина.

Наблюдая за работой ребенка, я поняла, что любое знание скелета человека можно хорошо понять и выучить если делать подобные пластилиновые рентгены. Ведь во время создания подобного макета приходится анализировать, считать количество деталей, обращать внимание на их форму.

Так сколько костей в скелете человека?

Скелет взрослого человека состоит из 200-218 костей. А скелет новорожденного примерно из 300. Что же случается потом? Малыш развивается и некоторые косточки срастаются, из них образуются более крупные кости. Мужчины и женщины не различаются по количеству костей – папа и мама могут иметь одинаковое их количество.

Уважаемые родители, в разных источниках дается информация о скелете взрослого человека с 206 костями, 210, чуть больше 200. И все эти данные верны. Просто объясните ребенку, что каждый организм индивидуален, срастание детских косточек у всех происходит по разному. Так что данные 200-218 оптимальны.

  1. Наш череп состоит из 29 костей.
  2. Скелет туловища:
    Позвоночный столб состоит из 32-34 позвонков;
    Грудная клетка состоит из 37 костей, куда включены 12 пар ребер.
  3. Кости верхней конечности 80.
  4. Кости нижней конечности 60.

Общий подсчет ведется таким образом: 29+37+80+60=206. Именно поэтому во многих источниках дается данная цифра, но не забываем об индивидуальности.

Сколько весит скелет человека?

Все мы знаем выражение “легкие кости и тяжелые кости”. Порой берешь ребенка на руки и удивляешься насколько он легок или наоборот тяжел – внешний вид порой обманчив. Не смотря на это имеется таблица, по которой принято рассчитывать вес скелета человека:

Кости мужчины составляют 17-18% от массы тела.
Женщины – 16% от общего веса.
Вес детского скелета равняется 14% от веса ребенка.

Если дома есть весы, то взвесьтесь всей семьей и просчитайте вес костей мамы, папы, ребенка. Такая подача информации обязательно запомнится ребенку.

Теперь после всего пройденного можно посмотреть видео Скелет человека, для закрепления знаний.

Даже при том, что кости очень легкие, они также очень сильные. А вот насколько они сильны, зависит от того, сколько карбоната кальция они содержат. Давайте проведем эксперимент!

Что нам понадобится:

  • Высушенная, чистая куриная кость (кость ноги или крыла, у нас и то и другое);
  • колбочки для эксперимента (стакан);
  • белый уксус (у нас 5%).


Даем ребенку кость и просим его попробовать сломать ее. Отмечаем насколько она жесткая и не поддается детским ручкам. Рассматриваем кость под лупой и с боков прекрасно видим губчатую костную ткань.


Теперь помещаем куриные кости в колбы, у нас их три, и покрываем уксусом.


Позвольте костям полежать в уксусе в течение 1-3 дней, затем вылейте уксус. Первую кость с крылышка, самую тонкую, мы достали через сутки. Теперь дайте ребенку потрогать кость и определить в чем разница. Видно как края кости гнутся. На ребенка это производит впечатление!


Вторую и третью кость мы достали через трое суток. Если хочется бОльшего эффекта, можно сливать и обновлять уксус раз в сутки. А можно взять уксусную эссенцию, но у нас таких чудес не продают. Кость с крылышка, через 3 дня, действительно отлично гнулась по всей длине. А вот толстая кость с ножки размягчилась только по краям. Теперь можно легко разломать и увидеть внутри костномозговой канал.


Выводы эксперимента

Кости сделаны из карбоната кальция и мягкого материала коллагена. Когда куриная кость была помещена в стакан с уксусом, уксусная кислота растворила карбонат кальция и остался практически только коллаген. Кальций необходим, чтобы сделать наши кости сильными. Состав наших костей меняется в зависимости от того что мы кушаем (состава пищи). Несколько продуктов, которые содержат много кальция: молоко, сыр, соевые продукты, бобы, миндаль, рыба (в консервах) и капуста. После подобного занятия ребенок понимает насколько важно их употребление.

На тему из чего состоят кости человека, Александр посмотрел мультфильм, который запал ему в душу. Просил пересмотреть на протяжении трех дней. На мой взгляд, для дошкольников тема раскрыта хорошо но сложно. Мнение же ребенка говорит об обратном. После просмотров сын может сдать экзамен по анатомии о лейкоцитах и кровяных тельцах.

– А каким был бы человек без костей?

Такой провокационный вопрос я задала Александру. Мой ребенок лег на пол и начал двигаться как слизень.

– Как лужа из кожи!

Да, вот такое сравнение выдал мой мальчик. А я предложила ему посмотреть это наглядно. Раз уж лужа, то вода. Взяла резиновую перчатку, налила в нее воду из под крана – вот и получили кисть без костей!


Дорогие друзья, наше путешествие по скелету человека закончено. Напоследок покажу какой подарок решил сделать сыночек мне на день рождения, который совпал с нашими занятиями. Он просил меня не подсматривать, чтобы я получила настоящий сюрприз. И вот он!


– Смотри мама, череп улыбается тебе! – с такими словами мне был преподнесен подарок.

И я уверена, что ни одна мама не получала такого замечательного скелета человека в свой день рождения.

У ребенка после рождения продолжаются рост и дифференциация костной , формирование скелета. В организме функции костной ткани многообразны: во-первых, это опора и защита внутренних органов, костного мозга; во-вторых, кости, по сути, являются резервуаром неорганических (кальция, фосфора, магния) и некоторых органических веществ; в третьих, костная ткань в экстремальных условиях является защитой от ацидоза, после исчерпывания функций почек и легких; в четвертых, она является «ловушкой для чужеродных веществ» (тяжелые, радиоактивные и т. д.).

Архитектонику костной ткани можно разделить на два типа: трабекулярную и губчатую. Трабекулярная кость по своей структуре напоминает решетчатое строение, окружающее сосуды. Остеофиты в ней разбросаны по всей структуре. У плода и эмбриона практически все кости скелета имеют трабекулярное строение. После рождения такая структура сохраняется в позвонках, плоских костях, а также в трубчатых костях, являясь временной структурой при образовании пластинчатой кости.

Плотная кость - это окончательная структура, свойственная скелету взрослого человека. Она состоит из системы гаверсовых каналов и построена из твердого кальцифицированного матрикса. Остеофиты в ней расположены упорядоченно и ориентированы вдоль сосудистых каналов. Развитие плотной кости постепенное, по мере увеличения двигательной нагрузки.

Основными клеточными элементами костной ткани являются остеоцит, остеобласт и остеокласт. Остеогенез у человека уникален и отличается от всех представителей животного мира. Окончательная структура кости формируется после рождения, что связано с началом устойчивой ходьбы.

К моменту рождения у ребенка диафизы и эпифизы трубчатых костей уже представлены костной тканью. Из хрящевой ткани состоят все губчатые кости (кисти, стопы, череп). К рождению в этих костях образуются ядра окостенения, дающие рост плотной кости. По точкам окостенения можно судить о биологическом возрасте ребенка. Рост трубчатых костей происходит за счет ростовой хрящевой ткани. Удлинение костей происходит за счет роста хрящевой ткани в длину. Рост кости в ширину происходит за счет надкостницы. При этом со стороны костномозгового канала кортикальный слой надкостницы подвержен постоянной резорбции, вследствие чего при росте кости в поперечнике увеличивается объем костномозгового канала.

После рождения кость в своем развитии многократно перестраивается - от грубоволокнистого строения до структурной кости.

С возрастом происходит процесс остеогенеза - перемоделирования костной ткани. Плотность костей нарастает постепенно. Содержание основного минерального компонента костной ткани - гидрооксиапатита - у детей с возрастом увеличивается.

В целом в процессе костного образования выделяют три стадии:

1) образование белковой основы костной ткани; в основном оно протекает внутриутробно;

2) формирование центров кристаллизации (гидрооксиапатита) с последующей минерализацией (остеосинтез); оно свойственно послеродовому периоду;

3) остеогенез, когда происходит процесс перемоделирования и самообновления кости.

На всех стадиях остеогенеза необходимы витамин D и нормальное присутствие в пище ионов Са, Мg, Р. Непременным условием правильного формирования костной системы является пребывание на воздухе, внешняя инсоляция.

При недостатке любого из этих компонентов у ребенка развивается рахит, характеризующийся изменениями костной и мышечной системы, нарушениями со стороны центральной нервной системы.

У детей, в отличие от взрослых, чем меньше возраст, тем обильнее кровоснабжаются кости. Особенно развито кровоснабжение метафизов и эпифизов. К 2 годам формируется единая система внутрикостного кровообращения, хорошо развиты сеть эпиметафизарных сосудов, ростовой хрящ. После 2 лет число сосудов костей значительно уменьшается и снова увеличивается к пубертатному периоду.

Надкостница у детей толще, чем у взрослых. За счет нее происходит рост кости в толщину. Костномозговые полости формируются с возрастом. К 12 годам кость ребенка уже напоминает кость изрослого человека.

В развитии костей у детей можно выделить периоды, когда кости особенно чувствительны к вредным факторам.

1. Грудной период, ранний или преддошкольный период, первые 3 года жизни, когда происходят рост и кальцификация кости, насыщение и депонирование минеральных веществ (кальций, фосфор). Легко возникают различные остеопатии - рахит, рахитопо-добные состояния. Поэтому особое значение имеет рациональное вскармливание ребенка, соблюдение им режима дня.

2. Школьный и подростковый периоды, когда завершается дифференцировка и накопление массы кости. У детей наблюдаются пограничные остеохондропатии. Факторы риска нарушения костеобразования у детей - это нарушения питания, неадекватные физические нагрузки.

Череп

Череп у новорожденного состоит из множества костей. Такие швы, как стреловидный, венечный, затылочный, открыты. Их закрытие начинается к 3-4-месячному возрасту. У доношенных детей к рождению боковые роднички закрыты. Задний, или малый, родничок, находящийся на уровне затылочных и теменных костей, бывает открыт у 25% новорожденных. Он закрывается к 4-8 неделям жизни ребенка. Большой родничок находится в месте соединения теменных и лобных костей, или венечного и стреловидного швов. Он всегда открыт, и его величина у новорожденного колеблется от 3х3 см до 1,5х2 см. В норме большой родничок закрывается к 10-18 месяцам.

Форма головы у детей может быть различной, но чаще она округлая, симметричная. Лицевой череп развивается с возрастом.

Позвоночник

Позвоночник человека - уникальное костное образование, способствующее его прямохождению, которое формируется параллельно росту ребенка. Постепенно, с возрастом позвоночник приобретает свои изгибы, принимающие на себя перемещение центра тяжести идущего или стоящего человека.

Первые изгибы позвоночника появляются с начала удержания головы и плечевого пояса, и к 2-4 месяцам формируется передний изгиб шейной части позвоночника. После развития умения прямостояния и ходьбы формируются изгиб кпереди в поясничной части позвоночника и почти одновременно грудной изгиб позвоночника. Неравномерность роста отдельных сегментов тела, позвоночника, головы и конечностей приводит к тому, что центр тяжести тела в процессе роста детей существенно перемещается. Так, если у новорожденного в вертикальном положении центр тяжести находится на уровне processus xyphoideus, то у ребенка более старшего возраста он перемещается вниз, но не достигает уровня пупка. В возрасте 5-6 лет центр тяжести уже ниже пупка, а к 13 годам - ниже уровня гребешков подвздошных костей.

У детей, в отличие от взрослых, фиксация позвоночника неустойчивая, несовершенная, и под влиянием внешних факторов (неправильная поза) могут возникать стойкие деформации костей позвоночника (сколиозы и патологические осанки).

Грудная клетка

Чем меньше ребенок, тем его грудная клетка относительно шире и короче, при этом ребра располагаются горизонтально. Грудная клетка ребенка более округлая, чем у взрослого человека. Поперечный ее размер у новорожденного больше среднепродольного на 25%, грудная клетка у них находится в состоянии как бы вдоха. В дальнейшем происходит рост грудной клетки в длину, при этом ребра опускаются, образуя с позвоночником тупой угол, интенсивно растет ее передний диаметр. В 3 года формируется эффективное реберное дыхание. К 12 годам грудная клетка переходит в состояние максимального вдоха, а к 15 годам завершается окончательное увеличение ее поперечного диаметра.

Кости таза у детей раннего возраста напоминают воронку. Формирование половых различий таза начинается в пубертатном возрасте.

Методы исследования костной системы и суставов

Данные по анамнезу заболевания костной системы обычно собирают со слов родителей, ближайших родственников или лиц, занимающихся воспитанием ребенка. Дети старшего возраста могут сами существенно дополнить историю заболевания. При расспросе обращают внимание на сроки появления тех или иных изменений. Во-первых, выявляют наличие болей (артралгий, миалгий, осалгий), во-вторых - изменения конфигурации костей и суставов, в третьих - состояние подвижности в суставах. При жалобах на боли отмечают их локализацию, симметричность, характер и интенсивность, продолжительность, периодичность. Затем расспрашивают о факторах, способствующих усилению или исчезновению болей (тепло, покой, лекарственные препараты). Следующий момент - установление нарушений подвижности (утренняя скованность, ограничение движений из-за боли и др.). После этого расспрашивают о связи начала и появления болей или изменений со стороны суставов, костей с каким-либо заболеванием (предшествующие инфекции, травмы).

Осмотр проводят сверху вниз (голова, туловище, конечности), при этом важно хорошее освещение. У детей раннего возраста обращают внимание на патологические изменения формы головы, которые особенно часто отмечаются при рахите. Кости черепа могут быть скошенными, асимметричными, увеличиваются лобные, теменные и затылочные бугры. Часто появляются уплотнение затылочной кости и ее сглаженность.

При врожденном сифилисе может развиваться патологическая ломкость костей черепа. У новорожденных детей деформация черепа, связанная с родовой травмой, проявляется черепицеобразным расположением костей (находят друг на друга), их вдавлением или выпячиванием, часто с последующими поднадкостничными кровоизлияниями (кефалогематомы). Могут наблюдаться и мозговые грыжи.

Голову измеряют с целью оценки физического развития или для выявления патологии (микро- и макроцефалии).

Микроцефалия развивается внутриутробно или при раннем закрытии швов (на фоне гипервитаминоза витамина D). Большая голова при макроцефалии как патологическое состояние чаще всего развивается при нарушении гемоликвородинамики - гидроцефалия. При этом роднички и даже швы всегда открыты.

При осмотре обращают внимание на возрастную пропорциональность развития лицевого и мозгового черепа.

Затем осматривают грудную клетку. Обращают внимание на ее форму, симметричность, равномерность участия в акте дыхания, различные деформации («куриная грудь», воронкообразная грудная клетка, перипневмоническая борозда Филатова-Гаррисона, сердечный горб и т. д.), свидетельствующие о врожденном или приобретенном дефекте.

Оценивают осанку ребенка в положении стоя: пятки вместе, руки по швам. При нарушениях осанки имеются боковые искривления позвоночника - сколиоз, отставание лопаток от грудной клетки, сутулость, патологический лордоз (усиление изгиба позвоночника вперед) и кифоз (усиление изгиба позвоночника назад). Особенно часто отмечаются искривления позвоночника вбок - сколиоз (это всегда патология). Подозрение на сколиоз должно быть обязательно подтверждено рентгенологически.

Необходимо исследовать болезненность позвонков при ощупывании и движении, особенно если ребенок жалуется на боли в позвоночнике.

Осмотр верхних конечностей производят с целью определения их длины и наличия деформации. Существуют нормативы развития конечностей у детей различного возраста. Длиннорукость чаще выявляют при заболеваниях соединительной ткани (болезнь Марфана). Укорочение конечностей связано с болезнью Дауна и хондродистрофией. Осматривают также и пальцы на предмет выявления симптома «барабанных палочек», остеопатий, артритов и других изменений.

При осмотре нижних конечностей у новорожденного обращают внимание на симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер (при врожденном вывихе тазобедренного сустава складок больше), укорочение конечностей, Х- или О-образное искривление голеней (при рахите). Часто у детей старшего возраста диагностируют плоскостопие, являющееся патологическим состоянием. Для его определения проводят плантографию - изучают отпечаток стопы на листе бумаги.

Быстрому скрининговому осмотру костной системы и его протоколированию помогает следующая стандартная последовательность:

1. Осмотр в фас, руки вытянуты вдоль туловища. При этом определяют форму ног, положение головы, симметричность плеч, треугольников талии, исключают деформацию грудной клетки, симметричность бедер.

2. Осмотр сбоку. Определяют форму грудной клетки, живота, выступание лопаток, форму спины.

3. Осмотр со спины. Выявляют симметрию углов лопаток, форму позвоночника, форму ног, ось пяток.

4. В конце осмотра предлагают ребенку пройти по кабинету для выявления нарушений походки.

По результатам осмотра проводят тестирование: 1) без отклонений - по всем пунктам отрицательные значения; 2) незначительные отклонения, требующие наблюдение педиатра - при положительных ответах на вопросы 3-7; 3) значительные отклонения, требующие дообследования и лечения у ортопеда или вертебролога - положительные ответы на 5 вопросов (1, 2, 8, 9, 10).

Пальпация костей - врачебная процедура. Она направлена на Выявление размягчения костей, состояния родничков или швов черепа у новорожденных и грудных детей. Пальпируют также ребру, кости конечностей, обследуют суставы и на основании изменений их формы, размера и объема движений судят о той или Иной патологии. Если возникает необходимость, назначают рентгенологическое исследование. Его проводят при подозрении на Воспалительно-дистрофические изменения костей, суставов; при опухолях костей, для определения костного (биологического) возраста, при диагностике заболеваний, сопровождающихся остеопорозом, размягчением костей. Для диагностики заболевания костной системы применяют также лабораторные методы: определяют уровень Са, Р, щелочной фосфатазы в крови и моче.

Зубы

У детей первыми зубами являются молочные зубы. Они прорезываются в определенной последовательности.

Большое значение имеет становление прикуса молочных зубов. Он формируется к 2,5-3,5 годам и характеризуется следующими позициями:

1) малые промежутки между зубами;

2) отсутствие стертости зубов;

3) дистальные поверхности верхнего и нижнего зубных резцов расположены в одной фронтальной плоскости;

4) ортогнатический прикус, когда верхние резцы немного прикрывают нижние резцы.

Следующий период развития зубов начинается в возрасте 3,5 - 6 лет. В это время возникают междузубные щели (диастемы) - между резцами или тремы - между другими зубами. Зубы уже стираются, нижние и верхние не совпадают. Ортогнастический прикус переходит в прямой. Молочный прикус зубов имеет большое значение для формирования умения пережевывать пищу и развития речи.

Период сменного прикуса начинается с появления постоянных зубов, при этом сохраняются и молочные зубы. Первые постоянные зубы прорезываются в 5 лет - это первые моляры. Затем последовательно выпадают молочные и появляются постоянные зубы. К 11 годам прорезываются вторые моляры. Третьи моляры (зубы «мудрости») появляются в возрасте 17-20 лет, а иногда даже позже. Для оценки количества постоянных зубов пользуются следующей формулой:

Х = 4n — 20, где n - возраст ребенка, лет.

У детей любого возраста часто отмечается заболевание зубов - кариес, при котором происходит постепенное разрушение структуры зуба. Поэтому в воспитании ребенка особое место занимает профилактика кариеса.

В этом плане имеют значение рациональное питание, соблюдение принципов вскармливания ребенка грудным молоком. Особое значение придают содержанию в пище фтора, как средства, предотвращающего кариес. Дети должны чистить зубы профилактическими пастами, не содержащими фтора, но он обязательно должен содержаться в пищевых продуктах. Кроме фтора ребенку необходим также кальций.

Рациональное питание должно включать и органические малоусвояемые углеводы. Последние оказывают положительное влияние на рост нормальной флоры ротовой полости. Для правильного развития зубов, профилактики кариеса необходима диета, содержащая крахмал, гликоген, дисахариды, глюкозу. Важно учить ребенка правильно пережевывать пищу. После еды обязательно нужно полоскать рот и чистить зубы пастой, по крайней мере два раза в сутки - вечером и утром.

Имеет около 300-350 костей. По мере взросления некоторые кости срастаются и их количество уменьшается. Костная ткань в возрасте 25 лет. В этот период прекращается основной рост тела. Скелет 25-летнего человека состоит из 206 костей, и это количество остается неизменным до конца жизни.

Скелет человека весит всего лишь одну пятую часть от всего веса тела.

Почему же у на 90 с лишним костей больше? Дело в том, что у некоторые кости по структуре скорее напоминают хрящ. По мере роста хрящи оссифицируются, т.е. костенеют, и их структура меняется. В процессе оссификации кости срастаются, формируя скелет человека. Это касается не только скелета тела. Череп новорожденного также разделен на отдельные кости, обеспечивающие прохождение головы по родовым путям. В течение первых двух лет жизни кости черепа интенсивно растут, обрастая соединительной тканью, хотя швы между костями остаются открытыми до 20 лет.

У некоторых людей количество костей может отличаться от нормы из-за различных наростов, дополнительных пальцев или ребер.

Обеспечение роста костей

Кости состоят из четырех типов ткани: надкостницы, компактной кости, губчатой кости и костного мозга. Надкостница - это верхний слой кости; в ней расположены нервы и кровяные сосуды, доставляющие в костную ткань питательные вещества. Этот твердый слой защищает костный мозг от повреждений. Чтобы кости правильно срастались, ребенок должен получать все необходимые микро- и макроэлементы, вести подвижный образ жизни. Полезны физические упражнения. Для здоровья костей необходимы фрукты и овощи и кальцийсодержащие продукты. Солнечный свет обеспечивает организм витамином Д, который способствует усвоению кальция в организме. Без солнечного света, костная ткань не будет здоровой и крепкой.

Важно предотвратить какие-либо травмы костей, а особенно переломы, в детском возрасте. Родители должны следить за тем, чтобы дети носили средства защиты при катании на велосипеде или роликах. При занятиях подвижными видами спорта также необходимо обеспечить ребенка надлежащей формой, наколенниками и прочей защитной экипировкой, так как в детском возрасте риск получения травм достаточно высок. Детские кости быстро растут, поэтому процесс заживления идет быстрее, чем у взрослого. Однако именно до 20 лет идет формирования скелета, который будет служить человеку всю оставшуюся жизнь.

Любой врач скажет вам, что организм крохи существенно отличается от взрослого: у него есть и собственные, присущие только ему, болезни, и собственные принципы работы - физиологические особенности. Знать эти особенности очень важно для родителей, ведь от них зависят многие нюансы ухода за малышом. Об особом «устройстве» новорожденного мы будем рассказывать в этой рубрике.

Костная система человека образует прочный каркас, который служит вместилищем внутренних органов и головного мозга, опорой для мышц и нервной системы. Она участвует в поддержании минерального состава крови, а также в процессах кроветворения благодаря содержащемусяв костях красному костному мозгу. Именно поэтому формирование костной системы новорожденного малыша заслуживает особого внимания.

С чего все начинается?

Закладка скелета начинается с первых дней внутриутробного развития плода. Со вторых суток после оплодотворения проходит образование группы клеток (эктодермы), которая впоследствии станет основой развития костной ткани и самого скелета. Это развитие происходит стремительно: масса костной ткани увеличивается день ото дня, потребляя достаточно большое количество кальция из запасов материнского организма.

К моменту завершения внутриутробного периода жизни человека костная система во многом уже сформирована, однако в это же время она имеет ряд особенностей.

Практически все кости проходят хрящевую стадию развития. Они формируются из соединительной ткани, которая постепенно преобразуется в хрящевую ткань. Эту стадию минуют кости черепа и ключицы. Остальные кости к концу периода внутриутробного развития имеют так называемые ядра окостенения. Эти точки впоследствии станут зонами роста кости.

Лицевые кости и кости свода черепа имеют плотную структуру уже к моменту рождения (при условии зрелости новорожденного). Но если кости лица соединены между собой прочно, то кости свода черепа имеют щелевидные швы, состоящие из соединительной ткани, и роднички (ромбовидный большой и треугольный малый). За счет наличия этих родничков и швов осуществляется рост костей черепа на первом году жизни ребенка. По их размерам можно косвенно судить о степени зрелости новорожденного (чем более зрелым является ребенок, тем плотнее кости черепа) и о состоянии его нервной системы.

Кости состоят из неорганических веществ: кальций, фосфор, магний и в гораздо меньших количествах из алюминия, фтора, селена, цинка, меди. Все они необходимы для нормального развития скелета плода, поэтому рацион будущей матери должен содержать эти микроэлементы.

Как «сделан» скелет новорожденного?

Некоторые особенности строения костной системы сохраняются у малыша на протяжении первого месяца жизни; они позволяют избежать чрезмерных нагрузок во время родового акта. В частности, кости плода содержат гораздо меньше плотных веществ и больше жидкости, чем в старшем возрасте. Это необходимо для поддержания необходимой эластичности и упругости скелета, который при прохождении по родовым путям матери подвергается деформирующим воздействиям. В процессе родов самая крупная часть тела плода - голова - принимает форму родовых путей матери за счет наличия соединительнотканных швов и родничков, которые позволяют костям черепа находить одна на другую: это предотвращает повреждение и костей черепа, и головного мозга. Грудная клетка изменяет свою форму за счет эластичности ребер. Кроме того, эластичность и мягкость костной ткани необходимы для обеспечения того колоссального темпа роста, который отмечается на протяжении всего первого года жизни ребенка.

Другой важной особенностью скелета новорожденного является то, что его позвоночник не имеет обычных для взрослого человека изгибов, обеспечивающих амортизацию. Формирование изгибов позвоночника начинается в двух- трехмесячном возрасте, когда ребенок начинает удерживать головку в вертикальном положении. К этому возрасту шейный отдел претерпевает ряд изменений, в ходе которых меняется угол между позвоночными отростками и становится возможным вертикальное положение головы. Но и после этого важно помнить о том, что головка удерживается еще не совсем надежно: ребенок может периодически как бы «ронять» ее. Поэтому до трех месяцев желательно поддерживать малышу шею и голову в вертикальном положении.

Между шестым и седьмым месяцами жизни у ребенка начинает формироваться второй изгиб позвоночника - грудной. Поскольку формирование изгибов позвоночника и укрепление мышц туловища идут параллельно, малыш начинает самостоятельно садиться к тому моменту, когда и его скелет, и его мышечная система готовы к этому. Если начать высаживать ребенка раньшеэтого момента, его позвоночник, не имея еще физиологических изгибов, искривляется, что впоследствии становится привычным. К моменту начала ходьбы формируется последний, поясничный, изгиб позвоночника.

Грудная клетка новорожденного имеет форму конуса, в отличие от грудной клетки взрослого человека, которая имеет цилиндрическую форму. Ребра новорожденного, так же как и остальные трубчатые кости, мягкие,эластичные.Расположеныони практически горизонтально. Межреберные мышцы, обеспечивающие вместе с диафрагмой (мышечное образование, отделяющее грудную полость от брюшной) дыхательные движения, еще слабые. Тот факт, что ребра расположены горизонтально, межреберные мышцы не развиты, а дыхание осуществляется в основном за счет диафрагмы, делает дыхание поверхностным и частым, а это, в свою очередь, одна из предпосылок для возникновения заболеваний органов дыхания.

Чтобы кости формировались правильно…

К костной системе маленького человека предъявляются особенно высокие требования: малыш очень быстро растет, костная массастремительно увеличивается. Для обеспечения таких высоких темпов роста костной ткани новорожденного ребенка необходимо достаточное поступление кальция. Основным источником кальция является материнское молоко или его заменители. Поступая в кишечник, молоко расщепляется, и происходит высвобождение кальция, для усвоения которого необходимо соблюдение некоторых условий.Во-первых,нормальному усвоению кальция в кишечнике способствует витамин D, а во-вторых, здоровая микрофлора кишечника. Кроме обеспечения усвоения кальция, витамин D способствует его распределению в организме, что способствует нормальной работе нервной системы, внутренних органов.

Витамин D образуется в коже человека под воздействием солнечных лучей. Также тот витамин может поступать в организм с некоторыми продуктами питания (рыбий жир,молочные продукты, желток яйца). Если организм ребенка испытывает дефицит витамина D, то происходит нарушение усвоения кальция в кишечнике и, как следствие - нарушение обмена кальция и фосфора. Это состояние становится причиной развития одного из самых «детских» заболеваний - рахита, проявляющегося в нарушенииформированиякостнойткани. При этом заболевании происходит размягчение костей и деформация их.

Риск развития рахита повышается в то время года, когда количество солнечных лучей, попадающих на кожу ребенка, снижается. Особенно это касается заполярных регионов, где на протяжении полугода солнца нет вообще. Поэтому для поддержания концентрациикальцияв кровина должном уровне на протяжении осеннее-зимних и весенних месяцев необходимо проводить профилактику рахита витамином D. Кроме витамина D, для нормального развития костей необходим витамин А (при его недостатке страдают сосуды, питающие надкостницу, в результате чего кость перестает расти) и витамин С (при его недостатке нарушается формирование костной ткани). Для поддержания нормального развития костной системы новорожденного не менее важен правильный режим дня. В любое время года и при любой погоде малышу необходимы прогулки на свежем воздухе, как минимум на протяжении 1,5 - 2 часов ежедневно. Комната, в которой спит новорожденный, должна быть достаточно светлой, хорошо проветриваемой. Очень важно с первого месяца жизни ребенка приучать его к воздушным ваннам и общеукрепляющей гимнастике - это и эффективные закаливающие меры, и меры, способствующие улучшению обменных процессов в организме, а значит, и улучшающие развитие костной системы. Особенно хочется сказать о выкладывании ребенка на животик при проведении воздушных ванн. Находясь в этом положении, малыш напрягает мышцы задней части спины, что положительно сказывается на кровообращении в шейном отделе позвоночника и способствует его укреплению.

Спрофилактическойцелью витамин D назначается по двум схемам. Первая - это ежедневный прием 500 ME витамина D (как правило, это соответствует 1 капле водного раствора витамина D3) или однократный прием курсовой дозы, которая назначается один раз в полгода. Принимать витамин D надо по схеме, которую назначит педиатр. Но к общим правилам приема относятся систематичность и регулярность. Витамин D3 необходимо давать малышу в небольшом количестве воды (примерно 1 чайная ложка) начиная с трех недель жизни до трех лет постоянно, за исключениемлетнихмесяцев (май, июнь, июль и август).

Все эти факторы в сочетании с приемом витамина D способствуют профилактике рахита, а следовательно, полноценному развитию скелета новорожденного.