Доброй субботы, друзья-сообщники!

Сегодня я предлагаю вам поговорить об игрушках, которые мы выбираем для своих детей. Пост написан по итогам семинара, проведенного Центром игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета. На мой взгляд, там было дано несколько довольно ценных идей о том, какими должны быть игрушки и что не рекомендуют покупать психологи. В то же время, на мой взгляд, там были и довольно спорные моменты. Мне интересно, что вы думаете на эту тему - и те, у кого есть дети, и те, у кого их нет. И, конечно, те, кто когда-то сам был ребенком и тоже может многое сказать на эту тему:)

Прежде всего, для чего нужны ребенку игрушки? Вопреки распространенному мнению - не для развлечения и не для обучения, а для игры - деятельности, которая способствует развитию ребенка. И именно исходя из этого центром и рассматриваются полезные и бесполезные (или даже вредные) игрушки.

В настоящее время рынок игрушек переживает не просто бум - магазины (а вместе с ними и детские комнаты) буквально завалены различными куклами, машинками, конструкторами и так далее. В то же время изобилие игрушек для ребенка не просто не нужно - оно ему вредит, поскольку не дает времени ни привыкнуть к той или иной игрушке, ни даже зачастую вообще ее хоть как-то запомнить. А ведь эмоциональная связь с игрушкой для ребенка очень важна: игрушка - это не просто предмет, это та история, которую ребенок вкладывает в нее.

Для того, чтобы ребенок развивался, ему необходим простор для взаимодействия с игрушкой: с одной стороны, он реагирует в игре на окружающий мир, с другой - проявляет себя. И для того, чтобы иметь возможность взаимодействовать с игрушкой, она должна иметь возможность быть применимой в самых разных ситуациях. Вот примеры плохой и хорошей игрушки: обычная деревянная машинка - хорошо (важен, кстати, и естественный материал), машинка со "встроенным насмерть" в нее Лунтиком, которого можно только выломать - так себе, потому что в эту машину уже никого больше не посадить, это игрушка "закрытая".

Вообще технологичность игрушек была названа одним из серьезных недостатков нынешнего производства. Отвечая маркетинговым интересам, она делается ходящей, говорящей, жужжащей, поющей и так далее. Это вызывает восторг у родителей - нам продемонстрировали медведя, который кувыркается и смешно падает на спину - смеялись все, это действительно выглядит очень симпатично и трогательно. Однако при этом интерес ребенка будет держаться минут десять, а потом, когда он увидит, что с игрушкой, по большому счету, ничего больше не сделать, - она будет заброшена. Хорошо, если эти функции можно отключить, однако много игрушек, которые кроме как ходить, больше ничего "не умеют" - их нельзя переодеть, усадить, причесать и так далее, с ними невозможно что-то делать.

Еще одним недостатком нынешних игрушек специалисты называют "монстризацию": это огромное количество так называемых страшных игрушек, многие из которых делаются по мотивам комиксов или мультиков. При этом традиционная баба-яга, к примеру, вполне себе подходит для игр. В гламурных же вампирах психологи увидели опасность для детей младшего возраста (дошкольники, младшие школьники) размытия понятия о добре и зле, поскольку они не считают этих персонажей злыми. Если честно, лично мне это кажется достаточно спорной идеей. Пока что нет лонгитюдных исследований и у самих ученых (это совсем недавний феномен), поэтому эти игрушки они однозначно не запрещают, однако и рекомендовать их к использованию не берутся. Время, как говорится, покажет.

Огромным заблуждением были названы "образовательные" игрушки - например, гусеница, называющая при нажатии на кнопки-ножки английские слова. Игрушка не научит ребенка, это может сделать только человек. В то же время игрушка, которая сочетает в себе разные функции, отвлекает ребенка от своей главной задачи - собственно, игры и развития в игре. Эти образовательные игрушки не работают - психологи, занимающиеся развитием детей, это подчеркивают и обращают на это внимание родителей. Такие игрушки - маркетинговый ход, "два в одном" и нацелены исключительно на родителей.

Отдельно говорилось о таком явлении, как гаджеты у современного ребенка - чем это грозит для его развия и что с этим можно делать. Однако поскольку тема очень большая, она требует отдельного поста - просто отметим, что проблема такая есть, и психологи ею заниматся.

Теперь о том, что подходит для ребенка.

Прежде всего, это различные емкости - например, коробки. Из них можно делать практически что угодно: квартиру, шкаф, машину и так далее. Хороши также игрушки, которые вообще не игрушки - это предметы из мира взрослых, функция которых детям неизвестна. Например, прихват для штор с кисточкой - дети, как правило, не знают, что это - и находят огромное количество применений таким вещам. Хороши всякие брусочки, которые можно приспособить как угодно - от "телефона" до, скажем, скамейки для кукол. Сами игрушки должны быть прочными, лучше если они не будут нести на себе определенной роли (например, не очень подходят для создания сюжетно-ролевой игры куклы Буратино и Мальвина - несмотря на определенный сюжет, который можно с ними разыграть, их спектр довольно ограничен). В то же время, как отметил пришедший на встречу педагог-практик (не психолог центра), этих персонажей вполне можно использовать для обыгрывания учебных ситуаций, когда ребенок сталкивается с все более возрастающими обязанностями и нагрузкой.

В одной из западных школ был проведен эксперимент. В школьный двор завезли множество предметов, которые можно было бы назвать "отходами производства" - это тот "чистый мусор", который остается на производстве - какие-то картонные трубки, пластиковые шланги, отрезы ткани, шины и множество других крупных вещей. Школьникам предлагали что-то с ними сделать во время перемен - и в результате был снят фильм о том, какое огромное количество игр они сумели придумать с этими "безличными" вещами - именно за счет возможностей манипулирования с ними. Кроме этого, все эти предметы требовали какого-то взаимодействия друг с другом, и это тоже очень важно в процессе игры.

Получается, что чем более игрушка простая, - тем больше вариаций игр с ней можно придумать. А относительно небольшое количество игрушек (их не должно быть и слишком мало) позволит ребенку легко с ними взаимодействовать.

Сколько и каких игрушек нужно ребенку до двух лет? Каждый родитель задумывается об этом, когда количество купленных и подаренных игрушек начинает перерастать размеры детской. Какие игрушки оставить, а какие раздать и выкинуть? Свой список самых нужных малышу игрушек представляет педагог группы «Мама и малыш», мама четверых детей Таня Мартенс.

Главным качеством любой игрушки, после ее безопасности, я считаю универсальность. Если с игрушкой можно играть только одним способом, то это плохая игрушка. Исходя из этого правила, я составила свой список обязательных игрушек.

Кукла. Не важно, мальчик у вас или девочка: любому ребенку нужна хотя бы одна красивая хорошая кукла. Отцовские чувства, как и материнские, надо воспитывать с пеленок. Многие мальчишки с удовольствием нянчат кукол, катают их в коляске и укладывают спать. Ничего противоестественного я в этом нет.

Коляска . Не обязательно покупать именно коляску. Это может быть тележка, грузовик с платформой, что угодно для перевозки игрушек. Вариант тележки мне нравится даже больше, чем коляска: хочешь — кукол вози, хочешь — кирпичики для дома.

Кубики. Много разных по форме и цвету деревянных деталей. Это очень универсальная игрушка, которая развивает воображение. Кубики могут быть домиками, мебелью для кукольного домика, счетным материалом. А еще можно представить, что это кусочки пирога, и кормить ими куклу; кубики могут превратиться в паровоз или в башню. Можно грузить их в тележку. Уверяю вас, дети сами подскажут вам еще десяток способов игры с кубиками. Продумайте заранее коробку для кубиков, чтобы было удобно их хранить.

Посуда. Это не просто набор детской посудки из магазина (хотя и он не помешает). Купите или найдите на своей кухне несколько контейнеров разных размеров, мисочки, бутылочки от молока, йогурта, разные крышечки, ложечки. С настоящей посудой дети играют гораздо охотнее. Вы наверняка замечали, что малышу нужна именно ваша кружка, именно та ложка, которая лежит в столе, а все потому, что они настоящие! Можно взять самый простой набор пластиковой посуды для пикника, вынуть из него все ножи и вилки, добавить несколько крышечек-бутылочек — и все, ваш ребенок занят надолго. Можно освободить для всего этого добра нижний шкаф на кухне — тогда малыш не будет мешать вам, пока вы варите суп.


Платочек. Просто кусочек ткани. Не верите — проверьте на своем ребенке. Платочек — очень универсальная вещь. Это и коврик, и пеленка для куклы, и скатерть, и плащ. Под ним можно прятать игрушки, можно прятаться самому, а можно прятать маму. Можно использовать обыкновенную детскую пеленку, но мне больше нравятся кусочки яркого хлопка.

Веревочка. Метровый отрезок красивой веревочки. На веревочку можно нанизывать предметы, например, кольца от штор. Веревочку можно запихивать в бутылку, можно привязать к ней что-нибудь и возить за собой на поводке. Можно цеплять на нее прищепки. Если ребенок совсем маленький, можно сделать из веревочки слингобусы. Рекомендую играть с веревочкой под присмотром взрослого, чтобы избежать травм и удушения.

Контейнер с крупой. Возьмите достаточно большой контейнер и насыпьте в него любой крупы: гречка, рис, горох, фасоль — все, что найдете в кухонном шкафу, можно смешать несколько круп (). Перед игрой для облегчения уборки рекомендую постелить на пол однотонную простыню, а в центре поставить контейнер. Лучше стелить именно однотонную ткань, чтобы крупа не сливалась с рисунком.

Как играть? Можно взять миски и бутылочки из посуды, пару кубиков, чтобы их прятать и закапывать в крупе. Можно насыпать крупу в бутылку и греметь, как погремушкой. Ребенок будет счастлив. В таком контейнере можно хранить все мелкие игрушки. Только следите, чтобы малыш не ел крупу и не засунул ее в нос. Играть нужно строго под присмотром, а хранить такую коробку лучше в недоступном для ребенка месте.

Книги. Не обязательно иметь большую библиотеку, но пусть это будут качественные красивые книжки проверенных авторов с рисованными иллюстрациями. Кстати, первые книжки для ребенка легко сделать самому из простого фотоальбома. Распечатайте фотографии членов семьи, любимых игрушек или животных и подпишите их крупным шрифтом и вставьте в небольшой фотоальбом. Подберите картинки на различные темы, например: животные, игрушки, транспорт, одежда.

Спортивный уголок. В идеале, конечно, иметь дома детский спортивный комплекс. Однако если у вас мало места, не отчаивайтесь. Всегда можно повесить турник с кольцами в проеме двери, а на стену прикрепить удобные скалолазные зацепки. Было бы желание.

Мяч. А лучше несколько разных мячиков. Например, простой резиновый мяч для игры на улице, мягкий мячик-мякиш из ткани и мячик, набитый крупой, для игры дома.

Игрушки для улицы. Ведерко, формочки, лопатка, сито, тот же мяч, можно иметь машинки, чтобы нагружать их песком. Уличные игрушки удобно хранить в коляске под сидением.

Рисовальная коробка. Это простая коробка с бумагой, карандашами, фломастерами, красками и т.п., которая хранится, например, высоко на холодильнике и выдается по требованию ребенка.

Сумка. Купите или сшейте ребенку простую тряпичную сумочку или рюкзачок. Поначалу это будет просто веселая игра, когда игрушка вдруг исчезает в сумке и снова появляется. Зато потом малыш сможет сам брать свои игрушки и вещи в дорогу, чувствуя тем самым свою значимость.

Не так уж и много получилось игрушек. Все они поместятся в небольшой шкаф или на полки стеллажа, а вы освободите в доме для игр кучу места, которое сейчас занимают бесполезные игрушки. Все перечисленные игрушки универсальны, с ними можно играть десятком способов, они простые и недорогие. Этот список, конечно, не аксиома, но он составляет основу, к которой вы можете добавлять свои игрушки.

Обсуждение

В принципе указан необходимый минимум. Мы так и играем таким активным составом. А мягкие игрушки, да, это бич! Только мишку катаем с собой в коляске, у меня индиго мадонна. Сиденье достаточно широкое для двоих) Много игрушек считаю ребенку даже вредно, фантазия не развивается и надо все больше и больше новых.

НУЖНО? Нисколько, знаю детей кто вырос без игрушек.
Родители покупают игрушки совсем не потому что "нужно"

Комментировать статью "Сколько игрушек нужно ребенку 1-2 лет?"

Еще по теме "Список детских игрушек в 1 год и 2 года":

А с какими игрушками играют ваши дети после года? Моей дочке 1,3 г, признает только книжки, иногда утку-каталку на длинной ручке повозит, но без энтузиазма.И еще востребован совок в песочнице)) Сортеры, пирамидки и игровой центр пылятся в углу. Что приобрести, может, конструктор типа лего?

Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие Требуются игрушки для детей, больных раком. Отзовитесь! Нужны игрушки в коробку храбрости В наших детских больницах есть...

Игрушки и игры. Девочки, дочка в 2 года никакими игрушками не интересуется...Ни конструктором, ни куклами, коляской детской немного поиграла, на машине чуть покаталась детской, мячиков куча уже, свинок покупали, пока она их не воспринимает.

Сколько игрушек нужно ребенку 1 - 2 лет? Каждый родитель задумывается об этом, когда количество купленных и подаренных игрушек Оптимальное количество игрушек. Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие...

Фотоконкурс "Мои первые игрушки " на сайте "Наш ребенок ". Они окружают малыша вскоре после рождения и очень быстро заполоняют не Новикова Татьяна. Лего-конструирование дома: идеи поделок и хранение Лего. Сколько игрушек нужно ребенку 1 - 2 лет?

Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Раздел: Игрушки и игры (когда ребенок должен уметь собирать сортер). Сортер и паззлы в 1 ,9. А также прогулки.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. А верно ли это в отношении детских книг? Сейчас в продаже можно найти большое количество прекрасных детских книг, не то что в...

Игрушки -пирамидки. Одна из первых игрушек для малышей, которая сможет научить ребёнка правильно воспринимать формы и Развитие ребенка до 1 года: какие нужны игрушки? Любой детский психолог скажет, что полноценное развитие малыша невозможно без игры.

Игрушки и игры. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Старший - с 2 лет, мелкий - с года пытается башенки строить...

Сколько игрушек нужно ребенку до 2 лет, мы недавно выясняли. К сожалению, ребенок ценил это сокровище и не отказывался ни от развивающих, ни от складных книг, ни даже от Не хотите разбросанных игрушек, дайте ей 2 - 3 игрушки, и потом она с легкостью их уберет.

Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и нам год и 7.В куклы играет(посудка,коляска),мега блокс,пирамидки,кубики.Даже и не скажешь сразу во что играет.больше любит НЕ игрушки.

Сколько игрушек нужно ребенку 1 - 2 лет? О новой развивающей игре (+ из личного опыта). Французский магазин игрушек - отзыв. Решила рассказать о последнем заказе в одном из любимых магазинов игрушек Какие существуют развивающие игрушки для детей от 2 до 5 лет.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Список вещей необходимых на лето малышу Спасибо всем кто ответил. Я тут на основе обсуждений в форумах подготовила список.

Как приучить ребенка собирать игрушки. Сколько игрушек нужно ребенку до 2 лет, мы недавно выясняли. Но малыш растет, его игры усложняются, и Порядок в детской: 3 секрета хранения игрушек и идеальный способ уборки. Дети смогут сами убирать игрушки, если…

Какие игрушки малышу можно и НУЖНО дать в 1,5 месяца, поделитесь опытом.......

Мягкие игрушки. Сколько игрушек нужно ребенку 1 - 2 лет? Рекомендую оставить всего две-три любимых мягких игрушки. Конечно, ребенку нужны игрушки... Что нельзя дарить ребёнку На вопрос мамы, почему он не слушал на уроке, тот ответил: «А мне было неинтересно.

Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и У нас дочурке 2 года и у нас практически нет интереса к игрушкам: ни куклы, ни кубики... не занимают внимания больше чем на 5-10 минут.

РАЗВИВАЮЩИЕ игрушки для 1.6- 2 года. Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все Сеть детских развивающих центров «Азбука»...

Нужно ли разделять игрушки?.. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых Другое дело, когда говорит: мы - семья и всю работу делим на всех. Сколько игрушек нужно ребенку 1 - 2 лет?

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Когда я поняла, что ребенок уже ничего в рот не тянет (где-то с 1 и 2), я стала давать любые мелкие предметы.

Детская игрушка появилась очень давно. Так, к примеру, известной каргопольской глиняной игрушке уточке - свистульке историки насчитали 5 тысяч лет. Но наверняка игрушки существовали и 10 тысяч лет назад, и даже больше, а до нас не дошли потому, что были сделаны из непрочного материала - глины, соломы, дерева. С древнейших времен игрушка помогала ребенку адаптироваться к жизни взрослых, развивала в нем качества, которые пригодятся ему в дальнейшем.

С самого рождения малыш знакомится с объектами окружающей среды, их свойствами и особенностями. На первых порах это познание происходит через непосредственные наблюдения, а также с помощью и игрушек и игр. Понимая важность игрушек в развитии личностных свойств и качеств ребенка, их нужно подбирать таким образом, чтобы они становились для него первой увлекательной «энциклопедией», помогающей познавать мир вещей, природы и человека.

К подбору игрушек нужно подходить ответственно. Они должны с одной стороны увлекать и занимать ребенка, а с другой – развивать, обогащать его личность, не искажая представления ребенка о мире До двух-трех месяцев малышу нужны яркие разноцветные игрушки, которые подвешиваются над его кроваткой или коляской таким образом, чтобы ему было удобно на них смотреть, следить глазами за их движением, когда игрушки покачиваются. Для ребенка в возрасте четырех-пяти месяцев игрушки уже следует подвешивать пониже, так, чтобы он, случайно натолкнувшись на них руками, мог ощупывать и захватывать их.

Ребенок постарше, видя игрушку, подвешенную на небольшом расстоянии от его груди, сам тянет к ней руки. Для этих целей нужны различные по форме, образам, цвету подвески, которые могут обладать звуковыми, световыми, двигательными эффектами. Задача родителей обращать внимание малыша на эти особенности, называть их. Достижением малыша четырех-пяти месяцев является умение хорошо хватать игрушку и долго заниматься ею. Игрушки, подвешиваемые над кроваткой или манежем, должны быть сделаны из разных материалов (пластмасса, дерево, ПВХ, ткань), иметь разные цвета и геометрические формы. Это могут быть и какие-то образы: бабочки, рыбки, солнышко, домик и т.п. Главная цель действия ребенка с игрушками в этом возрасте - исследование ее разнообразных особенностей - формы, цвета, звука и т. п.

Первые игры обязательно должны проходить с участием родителей. Малыш охотно их слушает, отвечает на их реплики, повторяет или продолжает действия с игровыми материалами. Когда ребенок уже хорошо научиться хватать и подолгу заниматься игрушкой, подвешенной над кроваткой, его нужно начинать учить переворачиваться со спины на живот. Конечно, это удается ему не сразу, нужно помочь малышу в этих попытках. Можно предложить ребенку резиновую кошку, лошадку, собачку, другие фигурки или погремушки, которые легко удерживать в руке. Стремясь к игрушке, ребенок сможет выполнить нужное действие.

Специальные «Игровые центры», подвешиваемые на стенках кроватки то с одной то с другой стороны, позволяют ребенку действовать самостоятельно, извлекая из его компонентов - образов различные звуки, добиваясь включения или выключения световых эффектов. Ребенок, выполняя таким образом разнообразные движения, довольно быстро начинает самостоятельно поворачивать с боку на бок, а затем садиться, ползать. Для такого подросшего малыша хорошо на время игр иметь детский стульчик с достаточно большим столиком, манеж, в котором по стенкам вешают игрушки. Немного. По одной с каждой стороны.

С семи-восьми месяцев, когда ребенок уже может ползать, его следует разрешать это делать и спускать на пол, на чистый хорошо моющийся ковер или специальную подстилку. Хорошо зарекомендовали себя в период плоскостные, так называемые «развивающие коврики», на которых изображены полуобъемные игрушки, которые при надавливании на них издают различные звуки: корова мычит, лягушонок квакает, паровозик - гудит. Эти необычные эффекты надолго привлекают внимание малыша, побуждают его вновь и вновь повторять действия за взрослыми, подражать голосам животных.

Родителям необходимо помнить, что игрушка должна быть безопасной для малыша - не меньше 4 см. в диаметре, не иметь мелких деталей, чтобы он не смог ее проглотить. У игрушки не должно быть острых углов и мелких деталей. А материал, из которого сделана игрушка, должен быть токсически безопасным. Обратите внимание на то, чтобы на игрушках не облизала краска, лак.

В одиннадцать - двенадцать месяцев малыш уже делает свои первые шаги. Заинтересовать и помочь ему в этом также можно с помощью игрушки. В этом возрасте ребенку особенно интересны вещи, при воздействии на которых возникают различные эффекты - шум, треск, грохот, звуки голоса животного. Маленький ребёнок в этом возрасте - большой исследователь. Ему нравится разбирать и собирать предметы, вкладывать их один в другой, просовывать игрушки в отверстия, открывать и закрывать крышки или дверцы. Эти действия нравятся малышам, удовлетворяют их потребность в познании и действии.

Для забавы малыша подойдут заводные и механические игрушки - «клюющая» курочка, играющий на балалайке медведь, передвигающийся бычок, паровозики, шарики и мячики. В этих играх особая роль отводится взрослым. Родители, улыбаясь, называют малышу игрушку, ее свойства, объясняют свои действия, побуждают его к эмоциональному отклику. Малыш с большим удовольствием будет рассматривать игрушки в виде животного - глазки, носик, различные яркие детали наряда: бантики, шляпу и т.д. К

огда ребенок научиться устойчиво стоять на ногах, ему понадобятся игрушки, которые можно тащить за собой на веревочке или катить перед собой. Он с интересом наблюдает за действиями игрушечных котят, которые по мере движения игрушки-каталки поочередно высовывающихся из башмачков, порхающих бабочек, подпрыгивающих медвежат. Ему будет интересно везти за собой лошадку, потянуть за кольцо и извлечь звуки, напоминающие ржание (звуки не должны быть слишком резкими, пугающими).

Через игрушки происходит ознакомление с миром животных. Для этого можно купить ребенку фигурки, изображающие разных его представителей - диких и домашних животных. С ними он будет охотно заниматься в комнате, в ванной, на прогулке. При покупке таких игрушек взрослым нужно обратить внимание на их свойства: величину, цвет, форму, способность двигаться, издавать звуки и пр. - все это обогатит представления ребенка об окружающем мире.

До двух лет ребенка не занимает эмоционально-смысловое значение игрушки. Его интересует, что с этой игрушкой можно делать. Отмечено, что дети этого возраста любят подолгу повторять действия с одним и тем же предметом. Это объясняется тем, что они проявляют интерес к его разным свойствам. Малышу интересно узнавать, что кубики можно не только ставить один на другой, но и приставлять один к другому, грузить на машину, укладывать в коробочку и закрыть. Если вы заметите, что ваш ребенок играет подобным образом, не прерывайте его, не считайте такие действия пустыми и однообразными. Они помогают малышу увидеть новое в знакомых предметах, подняться на более высокий уровень обобщения своих знаний. Вы и сами можете поддержать интерес ребенка к разному использованию знакомых предметов и игрушек, показывая ему, что можно с ними делать.

К трем годам ребенок приобретает определенный игровой опыт. В начале игры он может определить, какая игрушка или предмет ему будут нужны, как он их будет использовать и что в результате получит. Знания, приобретенные малышом в ходе ознакомления с предметами окружающими его, он переносит теперь на свои игры. Например, научившись пользоваться ложкой во время еды, малышка воспользуется ею при кормлении куклы. Поэтому перед очередным походом в магазин игрушек родители должны продумывать, какой должна быть новая игрушка, чтобы продолжить занимающую ребенка игру (посуду для куклы, гараж для машины).

Дети в возрасте от полутора до двух с половиной лет любят игрушки, изображающие домашних животных, знакомых персонажей сказок, героев веселых потешек: собачку и кошечку, петушка и курочку, коровку и лошадку, свинку и овечку, уточку. Дети от двух с половиной до пяти лет уже предпочитают играть с игрушками, изображающими диких животных (волк, медведь, лиса, кабан, тигр). Хотя это во многом связано с теми знаниями и представлениями, которые из книг, из рассматривания иллюстраций. Для формирования положительного отношения к игрушке и животному, которого она изображает, обратите внимание на оформление - слоник в фартучке, зайчишка в штанишках, кошечка в шляпке, петушок в сапожках, то есть животных, имеющих человеческие черты и отражающих деятельность человека. И в этом случае важную роль играет пример взрослого, который может показать, как играть с игрушечными животными, вызывая бережное отношение к животным. Для развития этих игр ребенку нужны специальные предметы (атрибутика) по уходу за животными - расческа для расчесывания гривы, мисочка для кормления, маленький домик. Можно вместе с ребенком ухаживать за игрушечным животным - кормить его, укладывать спать, гулять с ним и т.д.

Игра - единственный вид деятельности, в которой ребенок может проявить инициативу и самостоятельность. Поэтому проявление активности ребенка в игре должны всячески поддерживать родители. В квартире обязательно должно выделить ребенку место для игр, для хранения игрушек.

Родители сами должны с удовольствием играть с малышом. Мальчики с заметным интересом наблюдают за действиями папы, связанной с техникой, а затем и сами начинают играть с машинками. Их завораживает и железная дорога с паровозом, и вагончиками, на которых разместились игрушечные зверюшки. Так игра и игрушка помогает в формировании положительных эмоций, установлении контактов между ребенком и взрослым.

О кукле необходимо сказать отдельно. Интерес к ней проявляется в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда, укладывание спать). Эти игры занимают и мальчиков, и девочек. Это происходит прежде всего потому, что они ежедневно наблюдают родителей за этими занятиями и воспроизводят их в игре. Для развития подобных игр у ребенка должны быть игрушки в виде бытовых вещей: чайная и столовая посуда, ванночка, лоскутки, телефон, сумочка, коляска и т. п.

Фигурки людей и животных, различные предметы игрового обихода приобретаются и вносятся в игру постепенно: сначала более знакомые, простые, затем требующие большего опыта ребенка, воображения. Играть с куклой дети начинают постепенно, обучаясь у папы или мамы - партнеров по игре. Последние придумывают новые сюжеты для этих игр - знакомство с куклой, кукла обедает, кукла ждет гостей и т.п. В этих играх решаются такие важные задачи, как ознакомление ребенка с предметами, их свойствами, назначением, развитие речи. Во время включения в игру новой или старой, но подзабытой игрушки родители должны спросить: знает ли ребенок, как она называется, показать как и где с нею можно играть: на полу, на столе, в ванной. Затем игрушка, которая заинтересовала малыша, передается в его свободное пользование.

Если родители замечают, что ребенок вот-вот перестанет играть, так как уже хорошо освоил игрушку, они могут предложить ему другую игровую ситуацию. Например, предлагая пластмассовые фрукты, говорят ребенку: - «Мы купили по дороге яблоки, покормите свою дочку!». Дети легко, как будто только этого и ждали, принимают предложение, и игра продолжается. Игрушки для детей младшего дошкольного возраста должны быть пригодны для купания, кормления, укачивания и т.д. Особенно важным является «подвижность» игрушки - то есть возможность ее посадить, положить, поставить. Они гораздо больше привлекают детей, чем игрушки, сидящие в фиксированной позе. С «подвижными» игрушками малышам интереснее, с ними можно играть в самые разные игры.

Игрушки, которые уже не привлекают внимание детей, убирают. Через некоторое время их снова можно дать ребенку, и они вновь будут радовать и побуждать малышей к игре. Во время прогулки двухлетнему малышу можно дать игрушечные лопатку, совок, деревянный молоточек и показать, как ими работают. Одновременно с показом надо объяснить словами, что можно делать тем или иным предметом. Например, вы говорите: «Лопаткой можно копать землю, снег, рыть канавки, насыпать в формочки песок» и демонстрируете, как это делается. После того как ребенок научился действовать этими предметами, нужно придать игре целевой характер. Например, предложить малышу построить «гараж» для машины, очистить от снега «строительную площадку».

Если вы будете лишь со стороны наблюдать за игрой, она очень скоро станет примитивной: перейдет в беспорядочное разбрасывание песка лопатой или просто прекратится. Для развития у детей не отрывочных, а системных знаний об окружающем мире необходимы игрушки, способствующие объединению разрозненных сведений о животных, среде их обитания, повадках.

Для дальнейшего развития дошкольника необходимы игровые комплекты сомасштабных, взаимодополняющих игрушек: конюшня с лошадками и жеребятами, птичий двор, свинарник, автопарк и т. п. Наборы таких игрушек, малыш воспринимает как единую систему. Подобные комплекты (объемные и плоскостные) могут использоваться для настольных игр при постановке русских народных сказок, песенок, потешек. В семье необходимо иметь, а со старшими детьми уже и мастерить, несколько комплектов для театрализованных игр. Маленькие спектакли, разыгрываемые с их помощью, сделают досуг ребенка содержательным, помогут вспомнить и пересказать знакомые сказки или истории. А это важно для развития речи, установления контакта с окружающими, преодоления свойственного детям эгоцентризма.

Дети с 4-летнего возраста отдают предпочтение реалистичным игрушкам. Они также представляют познавательный интерес для детей, заключающийся, например, в том, что разные предметы, в том числе и игрушечные животные, могут быть сделаны из разных материалов. Так в играх с игрушками развивается познавательная деятельность, нравственное и эстетическое отношение ребенка к окружающему миру. Подбирая игрушки для дошкольника, важно помнить, что они должны быть доступными и разнообразными, по форме и назначению, а также эстетически привлекательными. Для правильного развития ребенка игры надо усложнять постепенно, в соответствии с уровнем развития игровой деятельности.

Для поддержания настроения и здоровья важно иметь в доме игры и игрушки для занятий спортом: мячи, велосипеды, самокаты, «скакалки» и т.д. В погожий день хорошо всей семьей поиграть в кегли, в футбол, волейбол, настольным теннисом и т. п. С помощью игры и игрушки малыш открывает для себя мир. Его жизнь становится разнообразной, богатой событиями и впечатлениями. Во время игры ребенок учиться общаться, выигрывать и побеждать, радоваться своим достижениям и успехам близких, заботиться и проявлять внимание.

Первые знания, навыки общения, опыт трудовой деятельности малыш получает именно в игре. Поэтому игрушки ему необходимы. Это не должны быть «навороченные» джипы и трехметровые львы – такие вещи культивируют в ребенке лишь необоснованное чувство превосходства над другими детьми, но не способствуют его познавательному, физическому и социальному развитию. Они должны соответствовать возрасту ребенка и стимулировать его интерес к жизни и творчеству.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже могут играть самостоятельно, подолгу.. Они сами выбирают игрушки, создают игровую обстановку, развивают сюжет игры. В этом возрасте у них отмечаются определенные игровые предпочтения. Поэтому перед походом в магазин уже можно вместе с ними продумать, что им нужно для игры, каких игрушек не хватает. При этом, опять же, следует обратить внимание не на отдельные, не связанные между собой игрушки, а на дополнение уже имеющихся для развития сюжета игры. Однако вовсе не следует увлекаться заменой игровыми эквивалентами каждого предмета в доме. Достаточно предложить ребенку прием игрового замещения недостающего предмета для развития игрового замысла: - протянуть - кирпичик из строительного набора и сказать: - «Возьми сковородку, испеки оладушки» или - «Вот мыло, помой кукле ручки, она их испачкала».

В каждом доме найдется много предметов, которые помогут на время игры заместить недостающие предметы: кухонная скамейка может стать плитой, диванные подушки - кроваткой и т.п. Для развития темы и сюжета игры можно последовательно приобретать игровые наборы определенной проблематики. Хорошо, если предварительно, родители прочитают с ребенком книжку или посмотрять видео-фильм соответствующей проблематики. Так можно расширять представления ребенка об окружающем мире.

Во время купания, прогулки, отдыха на даче. ребенку нужны соответствующие игрушки. Особо значимы игрушки для подвижных игр. Девочки увлекаются игрой с прыгалками, резиночками, мячами. Мальчики любят кататься на велосипедах и самокатах, роллерах. Для реализации потребности ребенка в движении хорошо иметь кегли, кольцеброс, серсо, ракетки для игры в теннис, мишень для метания в цель. С увлечением будут играть мальчики с водоплавающими игрушками, управляемыми по радио: - катера, корабли, лодки. Хорошо, если их можно собрать самим из деталей конструктора. Сколько же для этого ему нужно игрушек? Да в общем-то немного! Главное, чтобы они были разными, будили фантазию, развивали способности, побуждали к игре и нравились самому ребенку.

Какая игрушка нужна вашему малышу

Возраст ребенка Развивающее значение игрушки Наименование игрушек и комплектов Значимые свойства и характеристики
От рождения до 1 года Формирование ориентировочной активности, комплекса оживления Подвески
Погремушки
Колечки
Активный центр
Активный коврик
Фигурки животных
Игрушки-вкладыши
Разного цвета, формы, величины с различными эффектами звука и движения
ПВХ, среднего размера
Развитие движений Каталки
Машинки
Кубики
Мячи
На палочке, на веревочке.
пластмассовые
Знакомство с окружающим миром Куклы
Фигурки людей и животных
Предметы игрового обихода (кроватка, коляска, ванночка для куклы)
Посуда (кухонная, чайная)
Машины, велосипеды
Из ПВХ
В рост ребенка
Соразмерные руке ребенка
С различными устройствами,
в рост ребенка
От 1 года до 3 лет Развитие действий с предметами Пирамидки, матрешки, бочонки
Кубики– вкладыши(миски, бочонки)
Пластмассовые, различной формы, образов, цветов
Развитие сенсорного опыта ребенка Кубики с картинками, конструктор, пазлы,
Мозаики среднего размера
Игры со шнуровками,
Наборы для игр с водой, песком
Познавательное развитие Игрушки в образе животных (наборы: рыбки, птицы; домашние, дикие и т.п.)
Детское лото, домино (животные, растения, предметы)
Социальное развитие ребенка Кукла, набор мебели, посуды и других предметов быта
Развитие движений Транспортные игрушки, соразмерные им наборы фигурок людей и животных
Мячи, кегли, каталки, качалки, велосипеды
Крупногабаритные, образные, с игровыми свойствами.
Большой и маленькие
Развитие слуховых восприятий Игрушки с музыкальными эффектами и в образе музыкальных инструментов.
Развитие положительных эмоций Игрушки-забавы (клюющие курочки, медведи-лесорубы и т.п.) Народные игрушки из дерева
От 3 до 5 лет Интеллектуально – познавательное развитие Различные настольные игры
Пазлы, мозаики, конструкторы
Строительные наборы
Наборы фигурок и предметов, отражающие жизнь людей в разных ситуациях, профессий, историю, по мотивам детской литературы
Из различных материалов.
Различные способы соединения деталей
Из различных материалов, объемные и плоскостные
Социальное развитие Тематические комплекты для театрализованных игр
Комплекты для игр с транспортной игрушкой (железная дорога, автомобили, самолеты)
Предметы для игры с куклой
Набор для игр «Маленький доктор», водитель, летчик и т.п.
Мини – футбол, баскетбол и т.п.
Готовые и самодельные
Постепенно усложняющиеся по видам, роли человека в их использовании
Среднего и мелкого размера, соразмерные кукле и между собой
Игра со взрослыми, друзьями
Физическое развитие Трехколесный велосипед, самокат, прыгалки, мяч, кольцеброс, балансир, качели.
Наборы для игр с водой и песком
От 5 до 11 лет Интеллектуально-познавательное развитие
Физическое развитиеЭстетическое развитие
Конструкторы различных свойств, проблематики
Настольно-печатные игры (маленький профессор, математик, ботаник и т.п.)
Головоломки, мозаики
Шашки, шахматы.
Компьютерные игры с дидактическим содержанием
Электронные игрушки
Мяч, кольцеброс, мишень, самокат, двухколесный велосипед
Наборы для творчества и театрализованных игр
Игрушки по выбору детей

Очень сложно отказаться от удовольствия подарить ребенку игрушку, особенно если в вашем детстве о таких вещах даже и не слышали (а так оно и было). Их любят приносить малышу не только родители, но и знакомые, и родственники - , куклы, машинки - все это доставляет массу радости поначалу, а буквально через пару дней уже припадает пылью на полках или на шкафу.

Волей-неволей начинаешь задаваться вопросом: сколько игрушек необходимо ребенку, и действительно ли их нужно так много? Если не контролировать количество игрушек у малыша, он вырастет потребителем, не научится ценить то, что у него есть, и будет требовать все больше и больше вещей! Точное количество игрушек, необходимых ребенку, не указано ни в одной литературе, ведь каждый малыш индивидуален, как и его условия жизни и воспитание. сайт предлагает ознакомиться с общими требованиями к количеству игрушек у малыша и призывает не относиться к ним предельно серьезно, ведь обязательно следует учесть индивидуальные склонности чада.

Какое количество игрушек нужно ребенку: общие требования

Так как способность делать выбор у ребенка формируется по мере взросления, заваливать малыша игрушками уж точно не следует, поэтому старайтесь придерживаться одного простого правила - чем меньше ребенок - тем меньше игрушек может находиться в поле его зрения.

До того как ребенку исполнится год , ему будет вполне достаточно одной игрушки, которую сначала можно подвесить в коляске и кроватке, а затем давать ее малышу в руки.

До двух лет , по мере того как будут расти способности к сосредоточению и объем внимания малыша, количество игрушек для одновременного использования вполне может увеличиваться. В этот период очень важно научить ребенка устанавливать различия между предметами - цвет, размер, форму. Необходимы в этом возрасте малышу и развивающие игрушки.

В возрасте от 3 до 6 лет не помещайте в поле зрения ребенка более 5 разных игр и игрушек.

Обязательно прививайте детям привычку бережно относиться к игрушкам, аккуратность, любовь к порядку. К слову, если у малыша полкомнаты завалено "пластмассой", содержать свое жилое помещение в чистоте и порядке ему будет довольно сложно и неинтересно, в отличие от игрушек, которые он сделал самостоятельно. Если ребенок увлекся коллекционированием машинок, солдатиков или статуэток - не стоит отказывать ему в этом удовольствии.

Как правильно покупать игрушки?

Вы, безусловно, можете придерживаться правила "меньше игрушек - больше подвижных игр, творчества и поделок", но тем не менее бывает очень сложно отказаться от покупки "такой замечательной игрушки, от которой Ванечка будет в восторге"! Воспользуйтесь нашими советами, и количество игрушек в вашем доме уменьшится, а отношения между вами только улучшатся.

1. Если у вас появилось желание еще раз показать своему малышу, как вы его , не нужно спешить в магазин за очередной игрушкой. Уж лучше , поиграть, повозиться с ним, пообщаться или .

2. Перед тем как приобрести игрушку, задайте себе вопрос "сможет ли малыш обойтись без нее?" Если да - даже и не думайте ее покупать.

3. Не стоит покупать дочери сотню кукол, в таком случае лучше подарить малышке разнообразные аксессуары к уже имеющейся игрушке - мебель, посудку, наряды.

4. Не держите дома игрушки, которые чадо не использует - лучше всего отдать их в детский дом, таким образом вы

5. Выбрасывайте поломанные или испорченные игрушки: если Вы не починили их в течение месяца после поломки, больше и не почините.

Форумчанка под ником bambalero делится полезными советами,

Крупные игрушки или то, о чем дети просили, - почти всегда дарим на Новый год и День рождения. Развивающие игры, настольные, семейные - без повода. Редко, несколько раз в год покупайте небольшие игрушки, обычно приурочив к какому-то поводу: зубная фея принесла, научился кататься на велике, победил в конкурсе. Третья категория - подарили гости на День рождения, купили бабушки-дедушки-крестные. Перед праздниками и днями рождения (читай - перед новым вливанием игрушек) делаем ревизию игрушек, непригодное выбрасываем, то, из чего выросли или не играем - откладываем малышам в детский дом.

Если Вы будете с ответственностью относиться к покупке игрушек для ребенка, сократите их количество в вашем доме, вы тем самым поможете малышу научиться ценить и любить то, что он имеет, а также придумывать себе развлечения самостоятельно и радоваться ожиданию заветных подарков.

Видеосовет: Делаем игрушки из носков вместе с ребенком

Детские игрушки появляются в доме иногда еще до рождения малыша. Плюшевые мишки и зайчики, куклы и яркие машинки окружают крохи с первых дней жизни. Иногда родители и бабушки с дедушками сами не могут объяснять вразумительно, зачем они покупают еще одну машинку или набор кубиков. Психологи объясняют, что за «заваливанием» малыша игрушками стоит дефицит красивых игрушек в детстве взрослых, а также желание таким образом выразить любовь своему потомству.

Но нужно ли малышу столько игрушек? И какие игрушки действительно порадуют кроху и принесут пользу?

Спустя какое-то время, взрослые разочарованно замечают, что большинство их подарков пылятся на полках. Открутив колеса, оторвав лапу у мишки или оторвав детали, ребенок теряет интерес к выбранной с любовью игрушке. Но при этом с упоением играет с крышками от кастрюли или бельевыми прищепками.

Какие игрушки нужны ребенку?

1. Игрушки — друзья

Очень часто малыши в 2-3 года привязываются к одной единственной игрушке на длительный срок. Они с ней спят, гуляют и садятся за стол кушать. В этом нет ничего плохого, у малыша должен быть безмолвный друг-защитник в возрасте 2-5 лет, пока у него еще нет настоящих друзей. Это может быть мягкая игрушка или игрушка — любимый персонаж мультфильма. Нередко такую роль выполняют игрушки щенячий патруль . Игрушки друзья могут меняться, как правило такая «дружба» продолжается до полугода, а затем у крохи появляется новый фаворит.

2. Игрушки для ролевых игр

Детские психологи отмечают, что ролевые игры очень важны для малшей. В них они «отрабатывают» свои будущие роли — мамы, папы, врача, воспитателя и так далее. Для игры конечно же нужны атрибуты — кукольная посуда, наборы доктора и парикмахера и так далее. Но если ребенок захотел поиграть к примеру в магазин, а атрибутику для этого не хватает, не спешите бежать в магазин, чтобы купить набор для этой игры. Учите ребенка пользоваться предметами-заместителями. К примеру, нарежьте цветную бумагу и напишите на ней цифры — пусть это будут денежки. Слепите из пластилина фрукты, дайте пустые баночки или пластиковые бутылочки в качестве товара. Использование в игре предметов-заместителей развивает творческие способности ребенка гораздо лучше, чем готовые покупные игрушки.

3. Интерактивные игрушки

Говорящие, пищащие, поющие и моргающие зверушки очень популярны сегодня. Вашему малышу безусловно захочется иметь такую. Но не стоит держать в детской слишком много таких «кнопочных» игрушек. Детские психологи утверждают, что когда их слишком много, ребенок перестает играть в ролевые игры, меньше фантазирует. Для девочки можно купить милую красивую розовую пони . Мальчикам понравится более мужественный персонаж.

4. Развивающие игрушки

Не стоит путать развивающие игрушки с интерактивными, даже если они учат малыша считать, называют буквы и так далее. Старое доброе домино, кубики, конструкторы, пирамидки и матрешки куда полезнее для умственного развития.

5. Игрушки для спорта

У ребенка, начиная с 1 годика должно быть несколько мячей разных размеров, С возрастом спортивный инвентарь нужно расширять — самокаты, велосипед, прыгалки… А еще лучше спортивный комплекс в детской.

Сколько у ребенка должно быть игрушек?

Детские психологи рекомендуют не больше 10 игрушек до 3-х летнего возраста, и до 15 до 7 лет. При большем количестве ребенок просто не будет играть с ними, постоянно переключая внимания с одной яркой игрушки на другую. Так что если вам надарили кучу игрушек, уберите их от детских глаз подальше. А раз в месяц меняйте их. Если вы видите, что ребенок не походит к набору кубиков несколько дней, уберите его, а вместо него предложите другой конструктор. Через месяц поменяйте их местами. Таким образом вы сохраните игрушки в целостности, и малыш будет радоваться новой игре чаще.