Все знают, что Санта Клаус дарит подарки хорошим детям и уголь – плохим. Однако, по традиции, святого Николая – прообраз знаменитого Санта Клауса – сопровождал его верный компаньон и одновременно антипод – рогатое чудовище по имени Крампус. Именно он отвечал за наказание непослушных детей. Крампус является неотъемлемым новогодним персонажем в альпийских регионах. Людей в костюмах этого страшного чудовища можно встретить на улицах во время рождественских гуляний. Берегитесь! У него есть кнут, и он собирается им воспользоваться!

(Всего 29 фото)

Спонсор поста: Любите комедийные сериалы? Рекомендуем сайт UniverTV.org.ua, где вы можете посмотреть Универ: Новая общага и другие сериалы ТНТ онлайн. Не пропустите 31 декабря специальные новогодние серии на этом сайте!

1. Каким образом вообще это ночное существо, больше похожее на орка, связано с Рождеством?

2. Как известно, если дети ведут себя хорошо, Дед Мороз (или Санта Клаус – у кого как) принесет им подарки на Новый год.

3. С Крампусом идея та же, только он не приносит подарки. Его вообще не интересуют хорошие дети. Ему нравятся те, которые ведут себя плохо, ведь именно их он может отхлестать своим кнутом в Новый год.

4. Сегодня, если дети ведут себя плохо, это обычно значит, что никаких подарков они не получат.

5. Для кого-то этого наказания достаточно. Однако в некоторых культурах для устрашения непослушных детей были свои персонажи. Одним из них и был Крампус – гроза всех непослушных детей.

6. Помните фильм «Гринч – похититель Рождества?»

7. Что ж, Крампус чем-то на него похож. Только с намного более скверным характером.

8. Добавьте сюда рога, кое-что от гоблинов и орков из «Хоббита» и «Властелина колец», и вы представите себе настоящего Крампуса.

9. Крампус – это не просто выдумка, это, скорее, средство устрашения непослушных детей, которым пользовались в разных культурах долгое время.

10. В Европе он начал обретать популярность, появившись в отдаленных, изолированных альпийских регионах чуть более ста лет назад.

11. Отчасти это было вызвано популярностью рождественских открыток, на которых он изображался в конце 19-го и начале 20-го веков. Образ Крампуса мало изменился за последние годы, можно даже сказать, что он стал страшнее.

12. Так откуда появилась легенда о Крампусе? Само имя этого чудовища произошло от старогерманского слова «крампен».

13. Оно означает «коготь». Крампус – это инкуб, сопровождавший святого Николая. Только он не дарит подарки хорошим детям – он наказывает плохих.

14. По традиции, инкуб – это демон, посещающий спящих. Он ложится на них (слово «инкуб» произошло от латинского слова «инкубо» — «ложиться сверху»).

15. Однако Крампус – это не какой-нибудь там насильник. Его цель – наказать детей, которые вели себя плохо в этом году.

16. На открытках начала ХХ века Крампус изображен с кнутом.

17. Именно этим кнутом он и «отмеряет» свое рождественское наказание.

18. В частности, в Австрии Крампус Ночь по-прежнему не забыт. О нем вспоминают 6 декабря в день святого Николая.

19. Молодые люди (а сегодня и девушки) наряжаются Крампусами и ходят по улицам городов. Их цель – пугать детей. И похоже, не только детей.

20. Стоит ли говорить, что это Европа, XXI век. Традиция Крампуса, некогда бывшая частью культуры, теперь стала отличной отговоркой для тех, кто любит предаваться всяческим уличным безумствам. Скажем так, это оправдание для молодых людей, которые хотят немного побыть плохими.

21. Из-за изоляции альпийских регионов появилось множество региональных разновидностей Крампуса. В Баварии он «Вильде Манн», где-то еще – «Кнехт Руперт». Но традиция наказания шагает с ним бок о бок.

22. Однако в Венгрии его образ немного смягчился. Там его считают предвестником бед, но не демоном. К тому же, венгерский Крампус одет в черный костюм. Современный образ учтивого (но, тем не менее, глупого) дьявола происходит именно оттуда. Венгерский Крампус часто носит с собой Виргаки – несколько связанных вместе розг, которые могут получить дети, если вели себя плохо. Конечно, подарки они тоже все равно получают.

23. Крупнейший праздник в честь Крампуса проходит в городке Шладминг в Австрии. Там собирается около тысячи Крампусов. Они несут с собой палки и горящие кнуты, которыми могут наказать плохих детей. Зачастую, Крампусы выбирают своей мишенью и молоденьких девушек. Особенно симпатичных.

24. Не удивительно, что в эту ночь девушки предпочитают остаться дома (в конце концов, немецкое обращение с кнутом известно во всем мире).

27. Фестиваль Крампуса обретает все большую популярность в других частях планеты.

28. Сейчас христианских традиций остается все меньше, и люди, порой, переключаются на языческие.

29. А мрачная, почти «готическая» красота данного образа лишь добавляет ему популярности, ведь сегодня демоны и прочая нечисть пользуются большим успехом.

Санта Клаус уже давно стал символом Рождества. Он приносит радость и подарки всем хорошим девочкам и мальчикам. Но если вы ребенок из Германии, Австрии или других регионов Альп, к вам может придти кто-то гораздо более темный, озорной и сварливый, скрывшись в тени Святого Николая. Это Крампус, демон Рождества.

Этот зверь — существо с клыками, меховой шкурой и длинными ветвистыми рогами. Крампус объявляет свое присутствие громкими колоколами и терроризирует детей, которые плохо себя вели в течение года. В то время как Санта раздает хорошие подарки и радость, Крампус «одаривает» плохишей плетью (из березовых веток и конского волоса) и ночными кошмарами. Что касается непослушных детей, Крампус бросает их в мешок (или в плетеную корзину на спине) и уносит подальше в свое логово – в подземный мир, после чего их никто никогда не видит.

Итак, как же этот мифологический зверь стал частью Рождества?

Высоко в европейских странах Альп, где и родился Крампус, или, точнее, где была создана его легенда – там стоит искать истоки. Слово «Крампус» происходит от старого немецкого слова «krampen», что означает «коготь». В скандинавской мифологии Крампус является сыном Хели, богини-повелительницы подземного мира. Есть также некоторое физическое сходство между Крампусом и греческими мифическими существами — это рога и копыта как у сатиров и фавнов.

Ученые подсчитали, что Крампус начал появляться в фольклоре примерно в XIII веке, если не раньше — возможно, в XI веке. Возникнув в Южной Германии и Австрии (район, известный как Бавария), существо двигалось в другие европейские страны, такие как Швейцария, Чехия, Венгрия и даже в некоторые альпийские деревни Италии, иногда с вариациями имени, внешности и поведения. Например, в Тироле (в Западной Австрии), Крампус выглядит как гигантский плюшевый медведь с садистскими наклонностями. В Западной Германии он путешствует вместе с Санта Клаусом, сидя с ружьем в его санях. В Штирии (юго-восток Австрии) окрашенные в золото березовые палочки, которые зверь использует в качестве кнута, висят на домах круглый год, чтобы напомнить детям о скором прибытии Крампуса, который накажет их за плохие поступки.

По словам Аля Риденура, организатора Krampusfest в Лос-Анджелесе, это связано с изоляцией сообществ в регионах, у которых свое видение этого существа:

«Задолго до распространения какого-либо стандартного изображения, изоляция альпийского населения стала причиной сильных региональных различий. Оригинальный Крампус был бесформенным призраком и существовал только в устной традиции, свободную форму внешности он получил благодаря родителям и сказочникам, которые по-своему рассказывали одну и ту же легенду».

После того, как в этом регионе было принято христианство, Крампус не был забыт, а только немного изменился, чтобы соответствовать меняющимся обычаям. Он перестал связываться с языческими традициями, новая легенда заковала его в оковы, чтобы показать его дьявольское происхождение и отторжение церковью. Вскоре Крампус был прикреплен к Святому Николаю, христианскому святому и владельцу своего праздника, который отмечался 6 декабря. Святой Николай не будет тесно связан с Рождеством вплоть до начала XIX века, когда начнет ассоциироваться с Санта Клаусом, образ которого пришел из голландского фольклора.

Во многих частях Германии и Австрии Святой Николай достаточно долго стоял особняком от Рождества. Для того чтобы создать связь между этими двумя волшебными персонажами, Крампус был награжден собственным праздником Krampusnacht (Ночь Крампуса), который праздновали 5 декабря, за день до праздника Святого Николая. Дети выставляли на улицу корзинки, в которые святой должен был положить подарки и сладости. Крампус же в свою ночь летал по городу, издавая громкие пугающие звуки. Среди взрослых существовала традиция предлагать Крампусу выпить теплой водки.

Несмотря на смену веры, некоторые языческие традиции сохранились и до сих пор, а именно, Санта продолжает носить с собой колокола, которые обычно используются в ритуале защиты от злых духов. Как уже упоминалось, облик его темного «коллеги» также относится к древним языческим представлениям.

Легенда о Крампусе, наряду с другими немецкими языческими историями, восстановилась в памяти людей в XIX веке. Частично за это стоит сказать спасибо немецким народным сказкам, которым братья Гримм дали вторую жизнь в начале 1800-х годов. Крампус был описан Якобом Гриммом в 1835 в книге «Тевтонская мифология». Следом за этим стали появляться картины и подарочные открытки, которые изображали Крампуса за его «грязными делами». Обмениваться такими открытками со словами «Привет от Крампуса» в Европе в конце XIX века было способом пожелать счастливых праздников. Изображения на таких карточках, как правило, были вульгарными, даже с несколько сексуальным подтекстом, например, там изображался Крампус, пугающий полуголых симпатичных барышень.

Крампус, однако, не всегда принимался европейскими традициями. В 1934 году за четыре года до того, как Третий Рейх охватил Германию и Австрию, New York Times опубликовал статью с заголовком «Крампуса любят в фашистской Австрии». Статья распространяла мысль, что это существо было покровителем фашистского правительства, и утверждала, что оно даже было социалистом. Когда после Второй мировой войны фашистское правительство пало, Крампусу разрешили снова ходить по улицам в рождественские праздники.

Совсем недавно Крампус вновь познал возрождение своей популярности в Америке с проведением посвященных ему фестивалей по всей стране, в том числе в Лос-Анджелесе, Филадельфии и Нью-Йорке.

Поэтому, когда в этом году кто-то пожелает вам счастливых праздников, смело отвечайте «Пускай вашего ребенка Крампус не унесет в своей корзине».

Пока тема новогодних праздников все еще актуальна — мы предлагаем вспомнить, сколько раз Вам было стыдно за свое поведение в ушедшем году, много ли Вы совершили опрометчивых поступков и кому нахамили. А теперь постарайтесь избежать прежних ошибок и начните исправляться, чтобы в следующем году (в канун Рождества) к Вам не пришел Крампус вместо доброго Санты.

Рождественский фольклор не такой уж и добрый, как нам всегда казалось, однако уровень сказочности в нем однозначно зашкаливает. Крампус — это мифическое существо, первые упоминания о котором возникли в далекие времена язычества и относятся к территориям Австрии, Германии и Венгрии. По легенде Крампус всегда сопровождает Санта-Клауса. Зачем? Как в той истории о добром и злом копе — для равновесия. Санта заходил в каждый дом, чтобы наградить подарками и угощениями всех детей, которые хорошо себя вели, в то время как Крампус наказывал непослушных. Капризным детям внушали, что Крампус усадит их в свой мешок и отнесет в темный замок, а после — выбросит в море.
В классическом варианте Крампуса изображали как мохнатое существо с большими рогами и острыми когтями.
По одной из версий «krampus» называли фигурки, которые делали из сушеных слив. В переводе это слово обозначало «высохший», «безжизненный». Этот ритуал проводили люди, проживавшие на территории нынешней Австрии в начале зимы, самого темного времени года. Такие фигурки олицетворяли злых духов. Также под понятием «крампус» подразумевают «коготь». Говорят, что этот персонаж умеет очень быстро перемещаться в пространстве, так что убежать от него, если уж Вы «натворили делов», увы, не выйдет.

Когда по миру начало активно распространяться христианство, крампусов начали ассоциировать с бесами и прочей нечистой силой. Тогда их начали изображать как человекоподобное существо с ужасающим оскалом. Существует поверье, что Крампус — это древний бог плодовитости, который не только наказывает детей, но и насилует женщин.
В 20 веке австрийские власти настаивали на запрете всех упоминаний о Крампусе, использовании его изображений, традиций и празднований, связанных с ним. Однако к концу столетия образ существа, «порожденного злом», снова влился в культуру.
Мифы и ритуалы, связанные с Крампусом имеют свои региональные особенности и различия. В Штирии, например, этот персонаж приносит в семью розги, которые хозяева должны оставить на видном месте и хранить их там весь следующий год. В Швабии в нем видят антипод Санта-Клауса и называют его «Дикий Клаус». В Эльзасе его называют Ганс Трапп. Там он охраняет образ младенца Иисуса вместо Святого Николая. В Северной Америке Крампус также становится все более популярным, особенно среди немецкоязычных диаспор.

Несмотря на то, что несколько столетий этот персонаж ассоциировался с негативной энергией — сегодня в Австрии, Венгрии и Словении существует праздник Крампусиана (4-6 декабря) и проходит он для того, чтобы дарить людям радость. Как только начинает темнеть — на улицах появляются толпы людей, разодетых в мешковатые костюмы зверей и устрашающие маски. Костюмы изготавливают из шкур и меха и украшают их всевозможными звенящими деталями: бубенчиками, цепями. Именно здесь разворачивается настоящий праздный хаос — ряженые пристают к прохожим, веселятся и шумно гуляют. Этот праздник считают отличным способом проявить свою «животную» натуру и немного пошалить.

Не имеет значения, молоды Вы или стары, ведь Вы всегда можете верить в сказки. Образ Крампуса создан, скорее, не для того, чтобы запугать всех и вся, а чтобы с малых лет приучать человека нести ответственность за свои поступки. Творить добро не от страха перед наказанием от лохматого чудовища, а от искреннего желания «дружить» со своей совестью.

Если говорить о самых интересных традиционных мероприятиях Европы, то невозможно не упомянуть довольно старинный праздник «День Крампуса». Крампус выступает в фольклоре альпийского региона как спутник Святого Николая, который был полной его противоположностью и нужен был для создания равновесия в мире. Иными словами, если Святой Николай дарил подарки хорошим детишкам, то Крампус наказывал непослушных.

Проходит праздник в ночь с 5 на 6 декабря. Его отмечают в Австрии, Чехии, Венгрии, Словении, Южной Баварии, северных областях Хорватии и Италии.


Каждый год в эту ночь организуется шествие Крампусов, которые проходят по городу с демоническими огнями, танцами и песнями. А все желающие могут поучаствовать в конкурсе на самый жуткий костюм и самый страшный рык.

«День Крампуса» считается одним из наиболее увлекательных и самых ожидаемых праздников. Посмотреть на него приезжает множество туристов, а местные жители с удовольствием покидают свои дома, чтобы повеселиться на параде страшных дьяволов.


Вот так выглядит процесс изготовления маски дьявола.


Для этого резчика по дереву традиция переодеваться Крампусом является неплохим способом заработать. Костюм ручной работы будет стоить прилично - порядка 500-600 евро, но и на изготовление его уходит целых 15 часов.

В разных районах Крампуса изображаю по-разному, но чаще всего он представляет собой косматое, покрытое шерстью чудовище, на голове которого дьявольские рога.

В ночь празднования на улицах можно увидеть множество самых разных устрашающих обличий Крампуса. Мужчины переодеваются в костюмы, чтобы пугать детей, гремя цепями и колокольчиками.


Согласно легенде, Крампус наказывал непослушных детей максимально строго. Он находил их, кидал в свой мешок и уносил в пещеру, где съедал их на рождественский ужин. В более старых сказаниях говорится, что демон забирал детей в свой замок, после чего сбрасывал их в море.

Нельзя не заметить, что некоторые черты внешности Крампуса похожи на сатиров - существ из древнегреческой мифологии.


Так проходил праздник в Словении в 2015 году.

Это фото сделано во время празднования в австрийском городе Хубен в 2014 году.


Резчики по дереву создают настоящие шедевры искусства. Только взгляните на эти потрясающие маски!

Хотите испугаться по-настоящему? Читайте невыдуманные мистические истории . Почувствуйте настоящий ужас встречи с необъяснимым, которым щедро с вами поделятся на нашем сайте...

Крампус получил своё имя от старого немецкого слова «коготь». В Австрии, Святой Николай, которого называют Санта-Клаусом со своим помощником, ужасным демоном по имени Крампус, путешествует от дома к дома в канун Рождества.
Крампус — это краснолицый козлорогий демон, который покрыт мохнатой, черной шерстью. На теле у него висят цепи и он звонит в большой колокольчик. У него длинный, висящий изо рта красный язык, хвост и в руках у него большая палка и чёрный мешок.
В канун Рождества австрийские дети расставляют свои ботинки на подоконнике или за пределами своей спальни. Пока они спят, Санта-Клаус и Крампус приходят в их дом. Если дети вели себя хорошо, Санта оставляет им в ботинках конфеты и угощения. Если они вели себя плохо, Крампус бьет их палкой. Если дети вели себя очень плохо, то Крампус засовывает их в мешок и бросает в реку.
Только представьте себе: Рождество, вы только что посмотрели с семьёй рождественский фильм и попели песенки у камина. Потом вы идёте ложиться спать, когда вдруг, в вашу спальню врывается огромный лохматый, рогатый монстр, за которым волочатся цепи и он звонит в колокольчик. Он накидывается на вас и бьет палкой по голове, а вы зовёте на помощь родителей. Затем он закидывает вас в мешок и уносит, в то время, как ваши родители стоят в стороне и ничего не делают. А потом он приносит вас к реке, бросает в воду и вы тонете. А всё потому, что вы очень плохо вели себя в течении года.
Легенда о Крампусе стала такой популярной, что история о нём распространилась по всей Европе. Особенно популярным этот персонаж стал в Чехии, Словакии, Словении, Хорватии и Италии.
Сегодня, день Крампуса отмечается 5 декабря. В провинциальных городах, некоторые мужчины одевают меха, тяжелые ботинки и омерзительные маски с рогами. Потом, стуча палками и звеня цепями и колокольчиками, они идут по городу, посещая дома, в которых есть маленькие дети. Когда родители открывают им двери, те начинают терроризировать детей: рычат и размахивают в воздухе своей палкой. Дети кричат и плачут. После того, как детей хорошенько напугали, родители приглашают гостей сесть за стол, чтобы выпить.
Вот некоторые свидетельства очевидцев.
«Я долго жил в Австрии и помню, что часто у нас по городу разгуливали Крампусы. Это один из самых страшных моментов, пережитых мною, когда я был ребёнком. Это также один из самых крупных выбросов адреналина, потому что угроза достаточно реальна. Однажды, Крампус увидел моих друзей и меня и стал гнаться за нами. Мы перепрыгнули через забор и побежали через задний двор, но Крампус всё равно продолжал гнаться за нами. Если он вас поймает, он обычно хорошенько отхлестает тебя по ногам, м — да, это больно. И это действительно страшно. Я так и не могу забыть этот ужас, пережитый в детстве» — Кристоф.
«Я австрийка и хорошо знакома с Крампусом, потому что в детстве он несколько раз колотил меня» — Нина.
«Моя семья жила в Германии, когда я был маленьким. У меня с моими братьями и сёстрами каждое Рождество была прекрасная возможность познакомиться с Крампусом. И для ребёнка это было действительно страшно! Крампус приходил к нам в дом, мы выстраивались и он задавал нам вопросы, хорошо ли мы вели себя в течении года. У него был большой мешок, из которого торчали детские ручки и ножки и из него раздавались детские крики и стоны. Крампус бил, поэтому мешку кнутом. О, поверьте, нам очень не хотелось оказаться в этом мешке!» — Гэвин.
Вот теперь, когда вы были уверены, что Рождество — это единственное время года, когда нет ничего страшного, вспомните о Крампусе.