Творческий проект (Разноцветная неделя) для средней группы ДОУ. Познавательный, творческий проект "Цветная неделя" Проект цветная неделя в доу
Т ворческ ий проекта «Разноцветная неделя»
для детей средней группы детского сада
МАДОУ № 50
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатель средней группы.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: творческий.
По числу участников проекта: групповой (15-21 человек, все желающие).
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По профилю знаний: многопредметный.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Состав проектной группы:
Руководитель проекта – воспитатель.
Участники - дети и родители средней группы.
Цель проекта:
Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя.
Задачи проекта:
Закреплять знания цветового спектра у детей.
Научить детей лепить радугу, правильно называть ее цвета.
Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.
Учить детей различать теплые и холодные цвета. Упражнять в умении рассказывать о цвете.
Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.
Учить группировать предметы по заданными признакам, учить работать по образцу.
Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям.
Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, их которых состоят предметы.
Помочь запомнить расположение цветов радуги, развивать речь и словарный запас ребят.
Актуальность проблемы:
Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.
В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.
Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике
Обеспечение проектной деятельности
Художественная литература.
Бумага для рисования.
Краски, гуашь, кисточки.
Предполагаемый результат проекта
Дети правильно различают и называют цвета.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Основной этап
Образовательная деятельность «Художественное творчество» - дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)», дидактическая игра «Гусеница», «Найди цвета, которыми нарисован Петушок».
Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета». «Какой твой цвет любимый».
Чтение художественной литературы «Запутанные истории», «Цветик-семицветик».
Образовательная деятельность «Труд» - дидактическая игра «Из чего сделаны красные предметы».
Образовательная деятельность «Познание\Экология» - беседа «Любимый цвет »,
д.и «Угостим фруктами и овошами».
Образовательная деятельность «Познание\Математика» - д.и «Блоки Дьенеша», «Сложи узор».
Работа с родителями – изготовление наглядного материала для детей по теме: «Что у нас какого цвета?».
Дидактическая игра «Найди цвета, которыми нарисована « Гусеница».
Заключительный этап
Образовательная деятельность по «Художественное творчество» - лепка радуги.
создание рисунка «Разноцветная палитра».
Составление портфолио проекта.
Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта
Первый этап проектирования – подготовительный, за период данного этапа: Данный этап реализовывался в течение трех дней.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Составлен план основного этапа проектирования.
Промежуточный отчет основного этапа проекта
Данный этап реализовывался в течение 1 недели, за истекший срок организовали: (список выполненых мероприятий).
Промежуточный отчет заключительного этапа проекта
Оформление материала в родительском уголке. Составление портфолио проекта.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.
Реализация проекта «Разноцветная неделя»
I. Вовлечение в деятельность
Объявление о реализации проекта «Разноцветная неделя».
Понедельник - красный цвет.
Вторник – оранжевый и желтый цвет.
Среда – зеленый цвет.
Четверг – голубой и синий цвет.
Пятница – фиолетовый цвет.
II. Прожитие темы недели
Понедельник
Образовательная деятельность «Социализация» - дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Красный».
Образовательная деятельность «Труд» - дидактическая игра «Цветные предметы».
Образовательная деятельность «Познание\Математика» - дидактическая игра «Блоки Дьенеша» - игры с обручами.
Образовательная деятельность «Художественное творчество» - рисование «Красный карандаш».
Вторник
Образовательная деятельность «Социализация» - дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Оранжевый, Желтый».
Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета».
Образовательная деятельность «Познание\Математика» - дидактическая игра «Сложи узор» - желтый коврик.
Образовательная деятельность «Художественное творчество» - экспериментирование с красками – желтый + красный = оранжевый.
Среда
Образовательная деятельность «Социализация» - дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Зеленый».
Образовательная деятельность «Физическая культура» - дидактическая игра «Ловкие ребята ».
Образовательная деятельность «Безопасность» - п.и. «Светофор».
Образовательная деятельность «Познание\Экология» - беседа «Любимый цвет ».
Образовательная деятельность «Художественное творчество» - лепка «Любимое домашнее животное ».
Четверг
Образовательная деятельность «Социализация» - дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий».
Образовательная деятельность «Художественное творчество» - дидактическая игра «Гусеница», «Найди цвета, которыми нарисован Петушок».
Образовательная деятельность «Чтение художественной литературы» - «Письмо от Незнайки», «Сказка про цвета».
Образовательная деятельность «Коммуникация» - составление рассказа по картине «Что есть синего цвета».
Пятница
Образовательная деятельность «Социализация» - дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Фиолетовый».
Образовательная деятельность «Художественное творчество» - лепка «Радуга».
Образовательная деятельность «Познание\Экология» - д.и «Угостим фруктами и овощами».
Образовательная деятельность «Чтение художественной литературы» - В. Катаев «Цветик-семицветик» - просмотр мультфильма.
Образовательная деятельность «Познание\Математика» - «Цветные домики».
Анастасия Шумилина
Планирование «Разноцветная неделя»
Введение.
Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь» , отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем постигает формы материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование даёт возможность в образной форме выразить то , что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире. Почему же, подрастая, дети перестают рисовать, потому, что большее значение приобретает слово.
Идея проекта :
Создание идеальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого, интеллектуального процесса в котором дошкольники получают возможность раскрытия и развития творческого личного потенциала, совершенствование сознания и эмоционального насыщения в процессе детско-взрослого взаимодействия.
Актуальность темы :
Анализ требований ФГОС показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Потому что ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой.
Поэтому возникла потребность внести коррективы в тематику планирования . Все вышеизложенное послужило толчком к созданию проекта «Разноцветная неделя » .
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатель : организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей
Дети : участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители : подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Проект включает в себя 3 этапа : подготовительный, основной, заключительный.
Каждый день недели соответствует определенному цвету. Для поднятия эмоционального настроения каждого из детей предлагается одеться в цвет дня, и принести в детский сад предмет или игрушку этого цвета, а помещения детского сада украшается соответствующего цвета шарами. Деятельность детей в группе также подчинена определенному цвету.
Организация образовательного процесса в «Разноцветную неделю » протекала, как путешествие по «стране Красок» .
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : творческий;
По числу участников проекта : групповой (15 – 21 человек, все желающие) ;
По времени проведения : краткосрочный (1 неделя ) ;
По характеру контактов : ребенок семья в рамках ДОУ;
По профилю знаний : многопредметный;
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Цель проекта :
Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя. Закрепить знание дней недели и их последовательность.
Задачи проекта :
Закрепить знание цветового спектра у детей.
Научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета.
Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами
Учить детей различать теплые и холодные цвета
Упражнять в умении рассказывать о цвете
Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям
Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, их которых состоят предметы
1. Основная часть. Теоретические аспекты развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста
Интеграция видов художественной деятельности у детей дошкольного возраста имеет естественный характер и играет важную роль в развитии художественно-творческих способностей детей. Дети часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в работе с художественными материалами (бумагой, глиной, природными материалами, инструментами (карандашами, фломастерами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дети на занятиях с интересом и увлеченно рассматривают и обследуют натуру, художественные материалы, формы поверхности, изучают "на глаз" и тактильно (ощупывая руками, осваивают самыми разными приемами особенности бумаги, красок, мелков, ткани, природного материала.
Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует :
Интеллектуальному развитию ребенка;
Коррекции психических процессов и личности дошкольников;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Развивает мелкую моторику рук
Свобода выбора изо материалов и техник.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность . Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые разнообразные материалы , интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора, и еще многие другие факторы.
Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является систематическая комплексная работа с использованием новых методик и общение с ребенком, раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.
Создание условий для самостоятельной деятельности и развития представлений, многообразии, окружающего мира - непременное условие развития творческих способностей детей.
Каждый педагог знает : способность детей сочинять, придумывать, рисовать, мастерить требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, мимикой, игровой ситуацией, наглядностью) .
По моему мнению, каждый человек ежедневно сталкивается с искусством, но не все могут понять его, увидеть вокруг себя все живое и прекрасное. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности я стараюсь передать детям умение понимать, замечать эти качества, используя свой опыт и знания. А опыт работы свидетельствует о том, что выполнение работы необычными материалами, оригинальными приемами и техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это результат практической деятельности, прежде всего в художественном творчестве.
1.1. Теоретическая значимость. Введение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию у дошкольников цветового восприятия.
Цвет – это одно из наиболее ярких выразительных средств доступных детям.
Цвет – это одно из первых характеристик окружающего мира, который воспринимают дети.
Свойства цвета, его природа, влияние на человека и многое другое сформировали основы науки – цветоведение. Слово «цветоведение» кажущееся поначалу сложно произносимым и непонятным становится ямным при его расшифровке. Ведать цветом. Ведать – значит знать.
Цветовосприятие – одно из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Недостаточное внимание к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета, на наш взгляд, одно из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству.
В работе с детьми мы используем такие методы, как;
1. Игровые методы.
Игровые методы позволяют сделать процесс обучения увлекательным, а также активизировать детей. Способы вовлечения дошкольников в процесс воспитания и продуктивного творчества разнообразны , и доминирующей является сказочно-игровая форма.
2. Наглядный метод.
Для того чтобы развивать у детей художественный и эстетический вкус на своих занятиях мы широко используем репродукции картин знаменитых художников, таких как; И. И. Левитан, Д. Сурин, М. Врубель, К. Юон, В. Суриков, И. И. Шишкин и т. д.
3. Словесные методы.
Обязательным методом в работе над цвето-восприятием являются :
– художественное слово (используем стихи С. Маршака, И. Я. Акимова, И. Демьянова, Я. Акима, Э. Успенского и т. д. ; загадки о цветах и их оттенках; используем в своей работе эстетические беседы, вопросы, рассказы и т. д.)
4. Практические методы.
Применяем различные виды упражнений, которые позволяют в процессе многократного системного выполнения сформировать навык :
а) Подражательно – исполнительный (выполнение задания в соответствии с образцом) .
б) Творческие упражнения. Этот метод предполагает закрепление и совершенствование усвоенных навыков.
В ходе игр – занятий по цвето-восприятию дети усваивают новые понятия и, сопоставляя увиденное со своим опытом воспроизводят полученные навыки в творческих заданиях и упражнениях. Для выполнения задания дети используют разную по цвету и фактуре бумагу, картон, гуашь, акварельные краски и т. д.
Так у детей старшей компенсирующей группы накапливается опыт творческой деятельности, который в дальнейшем проявляется в живописи, рисунке, аппликации.
Большое внимание уделяем работе с родителями, проводим : групповые, индивидуальные беседы, показ занятий, выставка детских работ.
2.1. Образовательная деятельность НОД «Художественное творчество» дидактическая игра «Давай познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый) ».
Понедельник – «Путешествие в Красное королевство» .
I. Игровая деятельность :
Дидактические игры : «Давайте познакомимся – Я Красный» , «Цветные предметы» , "Найди и назови все красное";
Подвижные игры : «Красная ленточка»
Упражнения на дыхание : «Красный шарик»
Цель
Рук.
:
III. Беседы.
«Что бывает красным?» ,
«Что будет, если не станет красного цвета?»
V. Коммуникация.
Творческое рассказывание : "Красная сказка";
Заучивание стихотворения С. Михалкова «Если свет зажёгся красный, Значит двигаться опасно» .
Просмотр мультфильма «Красная шапочка» ;
Отгадывание «красных» загадок;
VI. Художественное творчество :
Рисование : «Красный карандаш» .
Вторник - «Путешествие в Желтое королевство» .
I. Игровая деятельность :
Дидактические игры : «Давайте познакомимся – Я Оранжевый, Желтый» , "Найди и назови все желтое", «Найди желтый цвет на одежде друга» ;
Подвижные игры : «Попади в корзину» – поднимать и бросать мяч двумя руками в корзину, развивать координацию движений.
Оборудование : корзина желтого цвета и мячи желтого цвета.
Упражнения на дыхание : «Бабочка и цветы» - развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох. Оборудование : бабочки, цветы желтого цвета (по количеству детей) .
Упражнение на развитие мелкой моторики рук : «Солнечные зайчики» - развивать умение включаться в игровые действия.
Оборудование : маленькие зеркальца.
II. Познавательная деятельность :
мира : «Кому нужен желтый цвет?» .
ФЭМП : дидактическая игра «Сложи узор» - желтый коврик, «Внутри, снаружи» с использованием желтых предметов;
Опыты с водой «Цветная вода» – познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, непрозрачная, можно окрасить в желтый цвет, делать растворы разной концентрации , чтобы увидеть разные оттенки одного цвета).
Оборудование : прозрачные стаканчики, вода, гуашь желтого цвета, тканевые салфетки.
IV. Коммуникация.
Рассказывание-игра "Желтая сказка".
Заучивание стихотворения «Солнечный зайчик»
Цель : учить понимать стихотворное произведение, развивать и активизировать словарь детей.
Оборудование : игрушка-солнышко.
Чтение «Сказочка про ясное Солнышко» Тамара Маршалова
Просмотр мультфильма «Кисточка Петти – желтый цвет»
Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета» .
Отгадывание «желтых» загадок;
V. Художественное творчество :
Рисование : экспериментирование с красками – желтый + красный = оранжевый;
Лепка из пластилина «Такси»
Конструктивная игра «Желтый городок»
Цель : закреплять навык построек из кирпичиков, кубиков, пластин разных по величине , формировать умение общаться и помогать в процессе обыгрывания построек, способствовать усвоению слов-названий для обозначения строительных деталей.
Оборудование : кирпичики, кубики, пластины желтого цвета разной величины .
Среда - «Путешествие в Зеленое королевство» .
I. Игровая деятельность :
Дидактические игры : «Давайте познакомимся – Я Зеленый» , "Найди и назови все зеленое"
Подвижные игры : «Разноцветные мячики » .
Цель игры : упражнять ребенка в бросании мяча вдаль двумя руками.
Оборудование : зеленые мячи.
Упражнения на дыхание : «Зеленый шарик»
Цель : развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук : пальчиковая гимнастика «Дерево» (У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета).
II. Познавательная деятельность :
Формирование целостной картины мира : «В мире зеленого цвета»
Цель : учить детей называть основные цвета спектра. Продолжать знакомить с геометрической формой - круг; пространственными отношениями : выше, ниже.
ФЭМП : «Посчитай зеленые игрушки» , «Маленькие и большие елочки»
III. Беседы.
«Любимое комнатное растение» .
Цель : формирование представлений о роли комнатных растений в жизни человека.
VII. Коммуникация.
Творческое рассказывание : Рассказывание "Зеленой" сказки с элементами театрализации.
Заучивание стихотворения : М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок» .
Просмотр мультфильма : «Кисточка Пети – зеленый цвет»
Просмотр презентаций : «Зелёная планета » .
Чтение стихотворений : «Зелёные стихи» С. Чёрного.
Отгадывание «зеленых» загадок;
IX. Художественное творчество
Рисование : «Мой веселый звонкий мяч» (мяч зеленого цвета)
Цель : учить детей правильно пользоваться кисточкой, уточнить и закрепить зеленый цвет, формировать интерес к рисованию.
Оборудование : игрушечные мячи зеленого цвета, разного размера .
X. Музыка.
Прослушивание фонограммы «Звуки природы» .
Четверг – «Путешествие в Голубое королевство» .
I. Игровая деятельность :
Дидактические игры : "Найди и назови все голубое", «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий» , «Каждый предмет на свое место» , «Раз, два, три, четыре, пять будем куклам помогать» .
Подвижные игры : «За голубой» , «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки» .
Упражнение на развитие мелкой моторики рук : пальчиковая гимнастика «Синие лужи весны» . (Голубые, синие небо и ручьи, в синих лужах плещутся стайкой воробьи) .
II. Познавательная деятельность :
Формирование целостной картины мира : «Волшебница Вода» .
Цель : формирование познавательной активности.
ФЭМП : Игра «Привет с планеты Счетоводов » , «В какой руке сколько?» .
III. Беседы :
«Природа цвета и цвет природы» , «Где можно встретить воду» .
IV. Решение проблемной ситуации.
«Что обозначено на глобусе голубым цветом?»
VII. Коммуникация.
Заучивание стихотворения Ю. Прокопьева «В небе ярко-голубом»
Чтение рассказа «Письмо от Незнайки» , «Сказка про цвета» .
Просмотр мультфильма
Просмотр презентаций : «Голубая планета »
Чтение стихотворений : А. Маркова «В какой из многочисленных цветов. Окрашено всё небо над тобою?»
Отгадывание «синих» загадок;
:
Рисование «Раскрась голубым цветом» , «Кораблик» .
Цели : Учить узнавать и называть голубой цвет.
X. Музыка.
Прослушивание фонограммы «Шум моря» .
Пятница – «Путешествие в разноцветное королевство » .
Дидактические игры : «Соберем букеты для Гномиков» , «Сложи узор» .
Цель : закреплять умение группировать предметы по цвету.
Оборудование : Гномики (желтый, красный, зеленый, синий, цветы (желтые, красные, зеленые, синие) .
Подвижные игры : «Разноцветная карусель »
Цель : развивать умение быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук : «Радуга- дуга»
II. Познавательная деятельность :
Формирование целостной картины мира :
ФЭМП : «Цветные домики» .
«Разноцветная уборка »
Цель : развивать умение группировать предмету по цвету.
Оборудование : корзины (желтого, красного, зеленого, синего цветов, разноцветные игрушки ).
VII. Коммуникация.
Заучивание стихотворения «Цветной дождик»
Цель : познакомить с содержанием стихотворения, поощрять попытки выполнять движения по тексту; учить договаривать слова, фразы.
Чтение рассказа «Разноцветная сказка » С. Я. Маршак;
Просмотр мультфильма В. Катаев «Цветик-семицветик» , «Запутанные истории» .
Чтение стихотворения «Разноцветный подарок » Петр Синявский.
Отгадывание «разноцветных » загадок;
IX. Художественное творчество :
Рисование «Праздничный салют»
Цель : учить детей рисовать пальчиками, развивать мелкую моторику рук. Закреплять основные цвета.
Оборудование : заготовка на каждого ребенка (лист бумаги, в нижней части которого приклеены разноцветные дома ).
X. Музыка.
Танец с платочками.
Цель : развивать чувство ритма, усвоение различных танцевальных движений, закреплять название основных цветов (желтый, красный, зеленый, синий) .
Оборудование : разноцветные платочки (по количеству детей) .
Суббота – синий цвет, Воскресенье – фиолетовый цвет. Родители закрепляли дома с детьми. После выходных сделали фиолетовую бабочку и синие цветочки.
Итог : коллективная работа «Цветная картина» .
Заключение
Ожидаемый результат :
Для детей - получать и закреплять на практике знания о цветовом спектре, учить различать цвета, сопоставлять их с предметами, различать теплые и холодные цвета. Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.
Для педагогов - продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Для родителей - расширять возможности сотрудничества со своими детьми.
Раскрытие и развитие творческих способностей, во многом определяющих будущее детей, не терпит стандартных подходов. Поиск оптимальных путей раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, достижения его эмоционального благополучия необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей.
Достигнутый результат
Оформление материала в родительском уголке.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.
Список использованной литературы
1. Алябьева Е. А «Тематические дни и недели в детском саду » , «Итоговые дни по лексическим темам» , 2006 год.
2. Афанасьева С. Напитать душу красотой// Дошкольное воспитание. - 1997, № 7.
3. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду. - М.: Просвещение, 1988.
4. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» , 1996, №6, статья Дроновой О. «Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте».
6. Казакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества. - М.: Просвещение, 1985. Казимирова Т. Синяя птица// Детское творчество. - 1998, № 4.
7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
8. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
Катерина Яковенко
1. Паспорт проекта
Участники проекта: дети, родители, воспитатель средней группы.
Тип проекта: исследовательско - творческий, информационно-практико-ориентированный.
По числу участников проекта: групповой (10 человек).
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
2. Актуальность
Жизнь человека наполнена разнообразными цветами. Главным признаком для ребенка в познании предмета, окружающей действительности является цвет. Ребенок учится устанавливать связи: небо- голубое, солнце -желтое, трава зеленая и т д. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира.
Наиболее полное восприятие цвета ребенок получает через дидактические игры, экспериментирование. Впроцессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к выбору темы проекта.
Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.
3. Основная часть проекта:
Цель проекта:
Усвоение сенсорных эталонов цвета,закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя. Закрепить знание дней недели и их последовательность.
Задачи проекта:
Закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их.
Находить предметы заданного цвета в окружающем мире.
Упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цветам.
Обучать действиям с цветом по словесной инструкции.
Учить построению цветовых сочетаний по образцу.
Учить составлению рядов из аналогичных по цвету предметов.
Развивать пространственное воображение с опорой на представление о цвете.
Научить в игровой форме дням недели.
Познакомить детей с названиями и последовательностью дней недели.
Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментальной деятельности.
Развивать речь и словарный запас детей.
активизировать процесс познания детьми окружающего мира.
Развивать память, мышление и воображение детей.
Предполагаемый результат проекта:
Дети правильно различают и называют цвета, используют свои знания в повседневной деятельности.
Дети называют последовательность дней недели, активно употребляют в речи названия.
Возрастает интерес к исследовательской деятельности.
3. 2. Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор методической литературы по данной теме;
Составление плана совместной работы с детьми и родителями;
Подбор художественной литературы (рассказы и стихи о цвете, о радуге)
Подбор настольно – печатных и дидактических игр;
Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему;
Подбор аудиозаписей по данной теме;
Подбор материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).
Нетрадиционная техника рисования.
2. Практический этап: Реализация проекта «Разноцветная неделя».
[Понедельник В понедельник, спору нет
Самый лучший красный цвет
Упражнение на дыхание «Красный шарик»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц, закрепление знания красного цвета.
Оборудование: обычные воздушные шары на ниточке красного цвета.
Подвижная игра «Красная лента»
Цель: совершенствовать быстроту реакции, речевые навыки, помочь запоминать красный цвет.
Оборудование: ленты красного цвета.
Рисование «В нашем саду поспели фрукты»
Цель: учить рисовать разнообразные формы фруктов; воспитывать интерес к художественному творчеству; закреплять приемы работы с кистью, красками; закреплять знание красного цвета, умение находить красный цвет в окружении.
Оборудование: акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, мультимедийный экран для показа кадров.
Опыт с водой «Цветная вода»
Цель: Выявить свойства воды: некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Вторник
А во вторник - желтый цвет,
Потому что солнца свет.
Составление рассказа по сюжетной картине «Что есть желтого цвета?»
Цель: закрепить знание окружающих предметов; учить составлять описательный рассказ по картине; развивать монологическую речь; продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением.
Подвижная игра «Попади в корзину»
Цель : развивать глазомер, ориентировку в пространстве. Закрепить знание желтого цвета.
Оборудование: дуги желтого цвет, мячи разных цветов.
Упражнение на дыхание «Лети, бабочка!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц, закрепление желтого цвета.
Оборудование: 2-3 желтые бумажные бабочки.
Геометрическое лото "Цвет и форма"
Среда Цвет зеленый- огородный
В среду будет самый модный.
Беседа «Любимое комнатное растение»
Цель: изучение детьми объектов живой природы во взаимосвязи со средой обитания, закрепить знание зеленого цвета.
Геометрическое лото "Цвет и форма"
Подвижная игра «Светофор»
Лепка «Что растет на грядке»
Цель: учить лепить разнообразные формы овощей; воспитывать интерес к художественному творчеству; закреплять приемы работы с пластилином; закреплять знание зеленого цвета, умение находить зеленый цвет в окружении.
Оборудование: пластилин зеленого цвета, салфетки, стеки, доски для лепки.
ЧЕТВЕРГ
Синий- неба, моря цвет,
Шлем привет вам всем в четверг!
Рисование «Веселое путешествие»
Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы; развивать творческое мышление, воображение; закрепить знание синего цвета; развивать мелкую моторику.
Оборудование: манная крупа, альбомный лист, краски гуашь, кисть, баночки с водой, влажные салфетки, клей карандаш.
Презентация «Голубая планета»
Подвижная игра «Сбей кеглю»
ПЯТНИЦА Фиолетовая пятница - озорная как проказница.
Аппликация «Гроздь винограда»
Цель: совершенствовать творческие способности, посредством использования нетрадиционной техники; развивать творческие способности; воображение.
Оборудование: клей, кисточки, влажные салфетки, бумажные салфетки фиолетового цвета, картон, заготовки бумажного листа винограда.
Опыт с водой «Цветная вода»
Цель: Выявить свойства воды: некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Закрепить знание фиолетового цвета.
Подвижная игра «Через ручеек»
Дидактическая игра «Собери узор»
Цель: развивать пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление анализировать, синтезировать, комбинировать, закрепить знание фиолетового цвета.
Оборудование: разрезанные на несколько частей квадраты фиолетового цвета.
Физкультминутка «Веселая неделька» (ежедневно)
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я бегал, прыгал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
П. и. «По порядку становись» (ежедневно)
3. Обобщающе-результативный этап:
Изготовление «Солевой бутылочки».
Дидактическое пособие «Дни недели».
Информационный стенд «Происхождение дней недели».
Результаты проекта:
Организация воспитательно-образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа позволила воспитателю и специалистам систематизировать образовательный процесс.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дало большие возможности для развития детей. Тематические недели помогли организовать информацию оптимальным способом. У детей появилась возможность не только закрепить и расширить знания и умения по конкретной теме, но и реализовать их в течении недели во всех видах деятельности.
При реализации тематической недели родители стали активными помощниками и участниками воспитательно-образовательного процесса. Они имеют возможность познакомиться с тематикой недели, с мероприятиями, проводимыми в ДОУ по данной теме; получить консультацию и использовать с детьми предложенный практический материал, а также, активно участвуют в подготовке к итоговым мероприятиям, вносят в них свои идеи.
Оценка результатов
Эффективность проекта будет оцениваться посредством:
Педагогической диагностики воспитанников группы «Сказка»;
Отзывов детей, родителей и педагогической общественности в альбоме отзывов по проекту.
Список литературы:
Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 160 с.
Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми
Дошкольного и младшего школьного возраста. - М. : Генезис, 20с,
Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров / авт. -сост М. В. Кудейко. – Мозырь: Содействие, 2010. – 52 с.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
Сакулина Н. П. и Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду"
(Пособие для воспитателей). М., «Просвещение», 2010 г.
«Цветная неделя»
Тип проекта: Познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Актуальность: Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу - воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами - это качества, которые основываются на базе детского творчества.
Участники проекта: дети старшей группы № 9 и их родители, воспитатель гр.№9 Карауш А.Ю.
Планируемые результаты:
Цель: Систематизация знаний детей о природе и ее взаимосвязях.
Задачи:
Акцентировать внимание детей на то, что окружающий мир многоцветен и разнообразен;
Развивать эстетический вкус, творческое мышление;
Сформировать интерес к изобразительному искусству.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный :
Оповещение родителей воспитанников о предстоящем мероприятии с целью поддержание детской инициативы;
Подбор методической литературы, дидактических игр, игровых заданий, муз.произведений.
Основной – проведения комплекса мероприятий.
Заключительный – Коллективное украшение веранды.
Каждый день недели соответствует определенному цвету. Для поднятия эмоционального настроения каждого из детей предлагается одеться в цвет дня, и принести в детский сад предмет или игрушку этого цвета, а помещения детского сада украшается соответствующего цвета шарами. Деятельность детей в группе также подчинена определенному цвету.
План реализации проекта:
Дата/название |
Проектная деятельность |
«Этот волшебный синий цвет» |
Д/И «Где встречается этот цвет», «Назови всё синие»; Беседа «Этот волшебный синий цвет», «Кому нужна вода»; Опыт «Тонет не тонет»; П/И игры с водой: «Попади в ведро», «Воздушный шар»; Коллективное рисование «Океан» ЧХЛ С.Могилевская «Синяя сказка» |
«Красный цвет» |
Д/И «Что бывает красным?»; С.Р.И. «Поездка на красном автобусе» П/И «Светофор», «Передай шар другому»; ЧХЛ С.Могилевская «Красная сказка» Заучивание потешки «Божья коровка»; Коллективное конструирование «Красный замок». |
«Этот теплый желтый цвет» |
Беседа «Зачем светит солнце?» Опыт с водой «Цветная вода»; Пластиллинография «Желтые картинки»; ЧХЛ С.Могилевская «Желтая сказка»; С.Р.И. «Праздничный стол»; П/И «Карусель», «Попади в корзину». |
Понедельник «Сочный оранжевый» |
- Д\и «Оранжевые фрукты и овощи»; Наблюдение: «Цветочки Ноготочки»; - Подвижная игра: «Ниточка иголочка» Продуктивная деятельность: Коллективная аппликация «Оранжевое солнце»; - Прослушивание песни: «Оранжевое небо»; - Д/и «Что бывает оранжевым?»; |
«Зеленый-свежий цвет». |
Наблюдение: «Гусиница»; Продуктивная деятельность: Рисование « Кто спрятался в траве?»; - Беседа: «Эти волшебные краски». - Д/И «Что бывает зеленым?»; - Пальчиковая гимнастика «В лес идем мы погулять». - Подвижная игра «Ловишки» с ленточками |
29.03.2016
Творческий проект «Разноцветная неделя»
Актуальность проблемы: дидактические игры,направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета)обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете...
Все эти действия развивают и закрепляют знания и представление детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании,аппликации. Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются,систематизируются,обогащаются.С помощью игры ребенок получает новые знания о том или ином цвете.В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.
Участники проекта: дети,родители, воспитатель средней группы.
Тип проекта: о доминирующей в проекте деятельности: творческий.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой(12человек).
По времени проведения: краткосрочный(1неделя)
По характеру контактов: ребёнок в семье, в рамках ДОУ.
По профилю знаний: многопредметный.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Цель проекта: Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя.
Задачи проекта:
1. Закрепить знания цветового спектра у детей.
2. Научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета.
3. Научить различать цвета, сопоставлять их с предметами.
4. Научить детей различать теплые и холодные цвета.
5. Упражнять в умении рассказывать о цвете.
6. Развивать воображение, умение видеть характерные признаки предметов.
7. Научить группировать предметы по заданным признакам, учить работать по образцу.
8. Различение и называние комнатных растений по внешнему виду: выделение отличительных признаков.
9. Научить группировать предметы по цвету отдельным цветовым деталям.
10. Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах,из которых состоят предметы.
11. Помочь запомнить расположение цветов радуги, развивать речь и словарный запас детей.
Проект включает в себе 3 этапа:
1. Подготовительный этап.
× Определение темы проекта.
× Формулировка цели и определение задач.
× Подбор материалов по теме проекта.
× Составление плана основного этапа проекта.
2. Основной этап.
× Беседы по теме, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме проекта, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, рисунки по теме проекта и поделки.
3. Заключительный этап.
× Рисование радуги.
× Создание рисунка «Разноцветная палитра».
× Составление портфолио проекта.
На основном этапе планируется проведение мероприятий в соответствии с составленным планом:
№ п\п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответствен- Ные |
Беседа «Дорогу красному» |
16.11.15. |
воспитатель |
|
Подвижная игра «Найди свой цвет» |
16.11.15. |
воспитатель |
|
Дидактическая игра «Изучаем цвета» (домино) |
16.11.15. |
воспитатель |
|
Сюжетно-ролевая игра «Кукольный театр» |
16.11.15. |
воспитатель |
|
Чтение. Владимир Даль «Война грибов с ягодами» |
16.11.15. |
воспитатель |
|
Беседа «Оранжевый и желтый-наши друзья» |
17.11.15. |
воспитатель |
|
Конструирование из кубиков и кирпичиков. |
17.11.15. |
воспитатель |
|
Дидактическая игра «Солнышко» |
17.11.15. |
воспитатель |
|
Чтение. ИгорьМазнин «Отчего так много света?» |
17.11.15. |
воспитатель |
|
Подвижная игра «Цветные автомобили» |
17.11.15. |
воспитатель |
|
Беседа «Зеленый, здравствуй» |
18.11.15. |
воспитатель |
|
Аппликация «Сосна» |
18.11.15. |
воспитатель |
|
Исследовательская работа «Я- волшебник» |
18.11.15. |
воспитатель |
|
Дидактическая игра «Светофор» |
18.11.15. |
воспитатель |
|
Чтение. Виктор Лунин «Зеленые сны» |
18.11.15. |
воспитатель |
|
Беседа «Голубой и синий » |
19.11.15. |
воспитатель |
|
Рисуем небо и море. |
19.11.15. |
воспитатель |
|
Викторина «Уголок природы» |
19.11.15. |
воспитатель |
|
Подвижная игра «Краски» |
19.11.15. |
воспитатель |
|
Лепка «Цветок в горшочке» |
19.11.15. |
воспитатель |
|
Беседа «Фиолетовый цвет» |
20.11.15. |
воспитатель |
|
Рисуем красками радугу. |
20.11.15. |
воспитатель |
|
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» |
20.11.15. |
воспитатель |
|
Рассматриваем разноцветные картинки. |
20.11.15. |
воспитатель |
|
Подвижная игра «Черный, белый не берите…» |
20.11.15. |
воспитатель |
|
Коллективная работа «Разноцветная палитра» |
20.11.15. |
воспитатель |
Этот проект значим для всех участников.
Предполагаемые результаты :
Дети получают и закрепляют на практике правила безопасности, палитру цветов. Дети правильно различают и называют цвета.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирование-метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширяют возможность сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Критерии мониторинга:
1.Знает цветовой спектр.
2.Умеет различать цвета, сопоставляет их с предметами.
3.Различает теплые и холодные цвета.
4.Умеет рассказывать о цвете.
5.Умеет рисовать радугу, правильно называет ее цвета.