У молодежи следует воспитывать осознанное стремление к созиданию и защите своего Отечества

Учиться военному делу можно и с юных лет. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

На одной из встреч с молодежью России еще в сентябре 2012 года президент Российской Федерации Владимир Путин отмечал, что от того, как мы воспитаем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.

В дальнейшем руководством страны была поставлена задача на качественно новом уровне организовать работу по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию, оздоровлению молодежи, развитию среди них военно-прикладных видов спорта и физической культуры в целом, опираясь на все лучшее, что было в прежней системе.

С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ

Патриотическое воспитание молодого поколения – это долгосрочная программа. Государству необходимо вкладывать в нее деньги, поскольку это одна из основных задач любой страны, которая хочет воспитать новое поколение, способное выполнить и отстоять все ведущие направления своего развития в будущем.

Патриотизм без определенной идеологии и постоянной информационной поддержки государства невозможен – ведь патриотами не рождаются.

Идеология современного российского патриотизма должна базироваться на воспитании у молодежи осознанного стремления к созиданию и защите своего Отечества. При этом основной акцент необходимо делать на уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Воспитывать у молодого поколения чувство любви к своей Родине, как к своей матери.

Мать может быть не всегда права, бывает излишне строга, но она мать. И любим ее мы не за что- то, а потому что… потому что она наша мать.

ПАТРИОТИЗМ – ДЕЛО ОБЩЕЕ

Всем институтам власти необходимо участвовать в укреплении традиционных ценностей.

В настоящее время в средних учебных заведениях создано «Российское движение школьников», главной задачей которого является воспитание подростков и формирование личности на основе нашей собственной системы ценностей. С учетом опыта молодежных и детских организаций, которые были в истории нашей страны, – это движение может играть очень важную роль в нынешней системе образования, в первую очередь в воспитании и социализации учащихся.

Именно активная и целенаправленная работа в этом направлении приведет к тому, что молодежь осознанно будет ценить то место, где они родились и выросли, появится чувство ответственности за свою страну и ее будущее – это и можно с уверенностью называть настоящим патриотизмом.

Сегодня большинство молодых россиян считают себя патриотами, однако часто этот патриотизм носит характер некой бравады, поскольку, называя себя патриотами России, они практически не знают истории собственной страны. При этом некоторые из них не хотят выполнять свои конституционные обязанности, высокой остается подростковая преступность и наркомания. Такие проблемы имеются во всех регионах нашей страны, особенно это касается наиболее крупных городов. Чувство, называемое настоящим патриотизмом, живет внутри человека. И в ответственные моменты оно вдруг прорывается наружу. Сегодня всякие пышные мероприятия, излишнюю их заорганизованность, много раз не к месту повторяемые фразы о патриотизме некоторая часть молодежи воспринимает с долей ироничности. Ведь когда мы начинаем говорить о чем-то беспрестанно, то обесцениваем само понятие патриотизма.

Настоящий патриотизм воспитывается на уроках литературы, истории, географии. Без громких слов и программ.

Сама история российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм не имеет ничего общего с идеями расовой, национальной и религиозной исключительности. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и всему обществу. И конечно, образовательной, культурной политике самого государства.

В ДЕЛО ВСТУПАЕТ «ЮНАРМИЯ»

Сегодня необходим научный поиск и обоснование новых форм и методов воспитания у современной молодежи высоких нравственных начал, являющихся источником формирования личности.

Дополнительным импульсом в этой работе стало созданное по инициативе Министерства обороны Российской Федерации и при поддержке президента страны всероссийское военно-патриотическое движение «ЮНАРМИЯ». За короткое время своего существования оно охватило практически все уголки нашей страны, имея свои структурные подразделения в 84 регионах. Вступить в движение может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. Участие в нем является добровольным.

Среди основных задач, стоящих перед «ЮНАРМИЕЙ», такие как:

– воспитание у молодежи чувства патриотизма;

– воспитание приверженности идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма;

– воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным силам Российской Федерации, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы и всесторонней подготовке юношей к выполнению воинского долга;

– изучение истории нашей страны и военно-исторического наследия Отечества;

– пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости.

Для организации взаимодействия с юнармейским движением в военных комиссариатах введены соответствующие должности.

Представителей всероссийского военно-патриотического движения «ЮНАРМИЯ» планируется привлекать для участия в подготовке граждан Российской Федерации к военной службе в форме военно-патриотического воспитания в ходе проведения молодежно-патриотической акции «День призывника», торжественных мероприятий, связанных с отправкой молодого пополнения в войска.

Школа, учебные заведения всех уровней должны по-настоящему стать центрами патриотического воспитания молодежи, а не учреждениями по оказанию услуг. Однако для этого, наверное, необходимо пересмотреть некоторые школьные программы по гуманитарным дисциплинам. Ведь по-прежнему еще издается огромное количество учебной литературы, в которой история России часто освещается в искаженном виде, а отдельные исторические события просто грубо фальсифицируются. При этом социальные, политические, правовые и духовно-нравственные представления, воспитание общественного сознания молодежи, а также их психологическое, духовное воспитание пока оказались на втором плане.

На примере ближайшего соседа – Украины мы видим, как за короткое время там благодаря введению в школы «новых» учебников истории и литературы трансформировались идеалы в воспитании молодого поколения, практически опустившись до признания нацистской идеологии.

Слушая доморощенных «либерал-оракулов», утверждающих, что в США нет никакой идеологии, просто удивляешься: это примитивизм их мышления или активная пропаганда американского образа жизни в нашей стране? Уже большинству нашего населения, особенно в последнее время, стало понятно, что США – это страна с сильным гегемонистско-идеологическим мышлением, которое культивируется у себя в стране, а затем и по всему миру всеми доступными сегодня средствами. Основным идеологическим лозунгом этой пропагандистской лавы является утверждение о том, что Америка – самая-самая демократичная страна, самая-самая сильная в военном и экономическом отношении и в ней лучшее государственное устройство в мире. Именно поэтому все остальные страны должны у нее учиться и подражать ей. Образно говоря: Америка превыше всего. Правда, страна, ранее исповедовавшая такой лозунг, плохо кончила в мае 1945 года.

О НЕДОСТАТКАХ

Вместе с тем наряду с положительной тенденцией значительного улучшения работы с молодежью в настоящее время имеются проблемы, на решение которых необходимо обратить самое серьезное внимание.

В условиях информационного противоборства и пропагандистских атак наших «либерал-доброжелателей» по негативному освещению патриотической и военно-патриотической тематики в отношении молодого поколения в нашей стране назрела необходимость принятия новых форм конкурентной борьбы с ними, особенно в социальных сетях.

Сегодня важным фактором в воспитании молодежи является Интернет. Раньше, когда его не было, воспитанием человека от его рождения занимались семья, школа, средства массовой информации, которые системно закладывали в сознание те нравственные и моральные ценности, которые имели приоритет в обществе. Не оспаривая необходимости Интернета сегодня, приходится констатировать, что его полная неподконтрольность со стороны государства и общества в части идеологии оказывает разрушительное влияние на процесс воспитания и отрицательное воздействие на состояние нравственных и моральных устоев в молодежной среде.

На различных сайтах в Интернете до сих пор появляются своеобразные информационные коктейли, состоящие из искаженных и непроверенных фактов, а также откровенной лжи по вопросам военного строительства государства.

Именно поэтому нам необходимо постоянно находиться в готовности к обязательным разъяснениям реальной позиции Минобороны по разным публикациям, регулярно размещать на различных сайтах, наиболее посещаемых молодежью, информационные материалы, способствующие повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву и контракту.

Активное привлечение интернет-ресурса сегодня может быть использовано с наибольшей пользой для создания устойчивого положительного имиджа Вооруженных сил Российской Федерации, станет реальным проводником идей строительства современной армии среди населения страны, особенно среди молодежи, доводя до них информацию из первоисточников через социальные сети.

Патриотизм: истоки, традиции, значение в деле укрепления обороноспособности страны

ВОПРОСЫ:

Теоретические основы, истоки, традиции патриотизма.

Значение патриотизма в деле укрепления обороноспособности страны.

Патриотизм как важный элемент отечественной гуманитарной науки и культуры имеет богатую историю и глубокие традиции. Он всегда рассматривался как воплощение мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.

Сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего в плане его духовного выражения и реально- действенного проявления.

Несмотря на давность происхождения, понятие «патриотизм» (от греч. patriotes - соотечественник, patris - Родина, Отечество) до сих пор не имеет четкого сущностного универсального определения.

Разнообразность, многовариантность и неоднозначность трактовки термина «патриотизм» во многом объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм его проявления и т.д.

Так, например, Владимир Даль толкует «патриотизм» как «любовь к Отчизне». Военный энциклопедический словарь рассматривает патриотизм как «преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов».

На современном этапе развития российского общества патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, модернизации экономики, формированию в России единого гражданского общества. Государственно-патриотическая идея пронизывает всю деятельность государственных органов по созданию нового облика Вооруженных Сил, укреплению обороноспособности страны. Поэтому раскрытию сущности патриотизма, разработке его теоретических основ придается исключительно большое значение.

Теоретические основы патриотического воспитания сформулированы в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.). В этом документе определены цель патриотического воспитания, его задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.

В частности, в Концепции подчеркивается, что патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.


Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

Утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому

Прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь;

Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

За многовековую отечественную историю в нашем обществе и армии сложились определенные патриотические традиции. К их числу в Вооруженных Силах России относят следующие:

Беспредельная преданность Отечеству, готовность сознательно отдать за нее жизнь;

Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения;

Высокое понятие воинской чести и воинского долга у военнослужащих;

Преданность полку, кораблю, его знамени и традициям;

Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира;

Личный пример командиров и начальников своим подчиненным.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования нужных качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В нашей стране формирование патриотической идеи своими истоками уходит в далекую древность и совпадает с возникновением Русского государства. Свидетельства о таком качестве людей, как патриотизм, встречались в военно-исторических документах и летописях еще в IX веке. Патриотизм носил как бы личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине. Хотя дружинники могли переходить от одного князя к другому, верность высоко ценилась в русском воинстве. Для дружинников считалось позором оставлять поле сражения, и наоборот, князь считал постыдным бросить свое войско.

В памятниках русской средневековой письменности одной из ведущих была идея защиты, а не захвата чужих земель.

Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. «Да не посрамим земли Русской!» - эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей истории Российской армии.

В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества.

Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.

В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей. С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского.

Впервые законодательно патриотизм был закреплен в «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-1621 гг.). Воеводам строго предписывалось воспитывать у воинов чувство патриотизма и самим подавать пример служения Отечеству. Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и закреплены в Табели о рангах, «Учреждении к бою», «Артикуле воинском» как непременное условие получения чинов, наград и званий.

С XVII столетия начинается формирование патриотической идеи как фактора сплочения государственно-национального пространства России в духовном ареале православия, которое всегда играло важную роль в формировании у народа патриотических чувств и сознания, верности долгу и чести, готовности сражаться за свой народ, за Отечество.

В начале XVIII столетия произошло обновление государственной идеи - на смену религиозной ментальности пришли новые светские принципы, главный из которых - «служение Отечеству и своим ближним».

Более двух столетий офицеры и нижние чины Российского государства несли воинскую службу, воевали и умирали с патриотическим девизом «За Веру, Царя и Отечество».

История нашего государства - это история многочисленных войн в его защиту. Поэтому идея государственного патриотизма получила заметное развитие в трудах великих русских полководцев и флотоводцев П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова, М.Д. Скобелева и других.

Патриотическая идея была сохранена и после Октябрьской революции 1917 года. Народ Советской республики в своей основной массе поддержал новую власть, стал патриотом своего нового Отечества, что было доказано в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918 -1922).

Сила патриотизма советских людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945), 65-я годовщина Победы в которой была широко отмечена в нашей стране. В этой войне народ и армия проявили небывалый по массовости патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

На современном этапе в российском обществе и армии предпринимаются серьезные шаги с тем, чтобы не только сохранить, но и существенно развить отечественные патриотические традиции, сделать их принципами жизни и работы каждого молодого человека, каждого воина.

Таким образом, патриотизм на протяжении многих веков отечественной истории являлся и является важнейшим нравственным качеством россиян, одним из источников экономического и военного могущества Российского государства.

Важнейшей функцией государства является укрепление его обороноспособности. На укрепление обороноспособности влияют многие факторы: экономический, социально-политический, военно-технический, духовный, военный и другие. В развитии всех компонентов оборонной мощи страны исключительно важная роль принадлежит человеческому фактору, тем руководителям и специалистам, которые решают эти задачи. Оборонная мощь зависит от их ответственности и профессионализма, от их убежденности в необходимости данного дела и в конечном счете от патриотизма. Поэтому повышение сознательности, гражданской ответственности и социальной активности граждан России является приоритетным направлением работы по укреплению государства, его обороноспособности.

Обороноспособность страны в значительной степени ассоциируется с мощью и боеспособностью ее Вооруженных Сил, их техническим состоянием, вооружением, подготовкой военных кадров, морально- психологическим состоянием личного состава. Исторический опыт свидетельствует, что армия и флот будут значительно крепче, если их личный состав обладает высоким патриотическим сознанием, так как от этого качества зависит успех решения всех задач, стоящих перед воинскими коллективами. В подтверждение этого тезиса можно привести следующие аргументы.

Во-первых, в ходе военно-патриотического воспитания у личного состава вырабатываются правильные представления об особенностях и характере возможной войны, средствах вооруженной борьбы, формируется вера в силу отечественного оружия, убежденность в том, что успешное овладение вверенной боевой техникой и оружием является надежной гарантией победы в современном бою.

Особое воспитательное значение в этом отношении имеют учения и маневры, которые являются настоящим экзаменом на боевую зрелость и выносливость. В ходе них воины не только оттачивают свое боевое мастерство, но и, видя огромную военную силу в действии, в динамике, приобретают твердую уверенность в том, что Российские Вооруженные Силы обладают всем необходимым для того, чтобы защитить Родину. Убедительным доказательством этого стали оперативно-стратегические учения «Запад-2009», состоявшиеся в сентябре прошлого года на огромном пространстве от Североморска до Бреста. В текущем году аналогичные учения «Восток-2010» прошли с привлечением сил Тихоокеанского флота, органов управления, соединений и частей Сибирского, Дальневосточного и Приволжско-Уральского военных округов. Нет сомнения в том, что они также явились серьезным шагом на пути совершенствования боевой и тактической подготовки личного состава многих частей и соединений, повышения его боевого мастерства.

Во-вторых, военно-патриотическое воспитание личного состава армии и флота способствует повышению его морального духа. Еще Наполеон отмечал, что «победа на три четверти определяется боевым духом и лишь на одну четверть - численным соотношением противоборствующих сторон».

Моральный дух - явление глубоко социальное, общественно-политическое. Применительно к армии и с учетом ее специфики и задач он означает духовную способность личного состава Вооруженных Сил стойко переносить любые трудности и лишения, самые суровые испытания войны и не утрачивать волю к победе.

Конкретное воздействие военно-патриотического воспитания воинов на укрепление морального духа войск проявляется прежде всего в том, что в процессе его проведения осуществляется морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению долга защитника Отечества.

Прочная морально-психологическая закалка необходима не только на войне, но и в ходе повседневной боевой учебы. Несение боевого дежурства, морские походы и полеты, учебно-боевые стрельбы и пуски ракет, учения и маневры - все это предъявляет к воинам исключительно высокие требования, сопряжено с большими психологическими нагрузками, требует самообладания, стойкости, мужества в самой сложной, а порой и критической обстановке.

В-третьих, в процессе военно-патриотического воспитания решаются также задачи нравственного совершенствования воинов, формирования в воинских коллективах здоровой нравственной атмосферы, правильных уставных взаимоотношений между военнослужащими, воспитания их в духе дружбы и войскового товарищества.

Особое внимание при этом обращается на воспитание воинов в духе высокой организованности и дисциплинированности, строгого и точного выполнения Присяги и уставов, приказов командиров и начальников. Успешному решению указанных задач во многом будут способствовать некоторые шаги, предпринятые Министерством обороны РФ в последнее время по гуманизации воинской службы, увеличению ее открытости, расширению контактов между армией и обществом.

В-четвертых, воспитание патриотизма у личного состава, повышение его сознательности способствует в конечном итоге обеспечению постоянной боевой готовности армии и флота - определяющего показателя их боевой мощи. Высокая готовность достигается тщательной и всесторонней подготовкой личного состава, четкой организацией и непрерывностью воспитательной работы, безупречным выполнением обязанностей каждым воином, контролем за выполнением всего этого со стороны командиров всех степеней.

Канули в вечность времена, когда с объявлением войны войска начинали сосредоточиваться и развертываться вне воздействия противника. Современные средства вооруженной борьбы позволяют организовать и осуществить внезапно и в крупных масштабах удары огромной силы не только по объектам и войскам, расположенным в приграничной зоне, но и в глубоком тылу. При этом противник имеет возможность наносить удары одновременно всеми видами вооруженных сил на суше, с воздуха и с моря. Поэтому малейшее промедление в боевой готовности даже одного из видов или родов войск может привести к тяжелым последствиям и отрицательно сказаться на общем ходе боевых действий.

Степень осознания каждым воином личной ответственности за боевую готовность части, корабля, подразделения, его способность в предельно сжатые сроки привести в действие все технические системы и комплексы боевого оружия, самоотверженно сражаться с любым агрессором - это определяющий показатель боевой и морально-психологической готовности войск и сил флота. Крупномасштабная военная авантюра грузинского режима в августе 2008 года в Южной Осетии является убедительным подтверждением необходимости Российской армии постоянно проявлять высокую бдительность и постоянную готовность отразить любые агрессивные действия по отношению к России и ее гражданам.

Сегодня быть воином-патриотом - это значит четко знать и выполнять свои служебные обязанности, постоянно совершенствовать морально- боевые качества, во всей армейской жизни строго следовать требованиям воинских уставов, приказам командиров и начальников.

Успешное решение задач, стоящих перед нашей страной, требует глубокого осмысления российскими гражданами всего происходящего, выработки у них активной жизненной позиции для вовлечения в практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения страны высоких нравственных, социально-психологических и профессионально-деятельностных качеств. Среди них важное значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Чувство патриотизма всегда было и остается высшей нравственной ценностью воина. Оно наполняет смыслом службу в Вооруженных Силах. Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины реализуют каждодневно на занятиях в поле, на стрельбищах и танкодромах, в ходе несения караульной и внутренней службы.

Что же такое патриотизм? Какой смысл вкладывается в это понятие?

Содержание этого понятия определяется прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда тенденции развития общества требуют от его граждан большого напряжения сил. В таких условиях патриотизм проявляется в высоких благородных порывах, жертвенности во имя своего народа. Все это заставляет говорить о любви к Родине как о сложном и неординарном чувстве.

Современное понимание патриотизма характеризуется разнообразием и неоднозначностью. Это объясняется сложной природой данного явления, структурой и многообразием форм его проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными исследователями в различных условиях в зависимости от их личной гражданской позиции, отношения к Отечеству, от использования ими различных сфер знаний и т.д.

В период общественных катаклизмов, когда происходит переоценка нравственных ценностей, понятие «патриотизм» подвергается своеобразной девальвации. Поэтому проблема патриотизма требует к себе самого пристального внимания.

В литературе имеются различные подходы к пониманию патриотизма:

Во-первых, патриотизм рассматривается как одно из высших чувств, которое впервые появляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно-нравственной сферах жизни.

Во-вторых, понимание высшего развития патриотизма связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности на благо Отечества.

В-третьих, патриотизм представляет собой не только суть жизни общества, но и источник его существования и развития.

В-четвертых, одним из характерных проявлений российского патриотизма является принцип державности, отражающий специфику развития нашего общества, важнейшим фактором которого выступало государство как относительно самодовлеющая сила. На современном этапе развития нашего общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

В-пятых, в качестве основного субъекта патриотизма выступает личность, главной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл ее жизни, исполненной служению Отечеству.

В-шестых, истинный патриотизм – в его духовности. Глубоко духовный в своей основе, патриотизм предполагает бескорыстное, вплоть до самопожертвования служение Отечеству, являющееся мерилом нравственности в оценке любой социальной деятельности, самого смысла человеческой жизни и ее предназначения.

Основываясь на этих и других подходах к пониманию понятия «патриотизм», представляется возможным, обобщив его самые существенные признаки, дать ему целостное определение.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, сопричастность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном служении Отечеству.

В историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил, здоровья общества, его жизнеспособности и силы, особенно сильно проявляющихся в переломные периоды развития, в годы трудных испытаний.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место в военной организации нашего общества. Чувство патриотизма, долга воинов всегда были самым животворным источником силы армии и флота, их побед в сражениях за защиту Отечества.

Самоотверженный, жертвенный характер службы российского воинства всегда подкреплялся всеобщей любовью и уважением к человеку в погонах, к армии, как главному гаранту свободной и безопасной жизни.

В современной России, как и в прежние времена, патриотизм находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. Защита Отечества – это высший воинский долг каждого гражданина России. «У нас у всех, - писал великий русский писатель И.С. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Истинный патриотизм находит свое проявление в выполнении гражданином высшего долга перед Отечеством, которым является военная служба. «Издревле, - отмечал замечательный русский философ В.С.Соловьев, - всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному и почетному, которому всегда служили самые лучшие, первейшие люди, вожди народов, герои. Это дело всегда прославлялось всеобщею молвою, освещалось и возвеличивалось в церквах».

К числу ценностей, на которых основывается военная и другие виды государственной службы в Вооруженных Силах РФ, относятся:

  • гражданский долг – постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным требованиям своего государства;
  • воинский долг – система социально-значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции РФ, российских законах, Военной присяге, уставах и приказах командиров и начальников;
  • профессионализм – степень овладения своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;
  • воинское мастерство – уровень профессиональной подготовленности военнослужащих.

В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения техникой и оружием, совершенствования своих боевых и морально-психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Быть верным воинскому долгу – значит своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, если потребуется, встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример. В летописи Отечества немало славных подвигов, которыми гордится вся страна.

Что такое патриотизм?

Патриотизм (от греческого patris - родина, отечество) - это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.

Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.

Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты.

Что ж, и смертной тревогой опутан,

Не мечтая о лучшей судьбе.

Я до самой последней минуты,

Буду верен, Отчизна, тебе.

Из блокнота, найденного в фашистском концлагере Заксенхаузен.

Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами. Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе.

военнослужащий российский исторический патриотизм

И ты, великодушная на диво,

казни меня забвеньем, коль солгу.

И без меня ты можешь быть счастливой -

я без тебя, Россия, не могу.

С. Викулов

Верность воинскому долгу

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условии жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство.

Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят. «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.

Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу.

Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.

Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил.

Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно - с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.

Каждому важно понять, что воинский долг - не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.

Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.

Просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И. Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу… нанести врагу как можно больший урон».

Испокон веков о человеке судят по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.

Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998 г.). «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, - отмечается в Законе, - составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

  • - быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
  • - строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  • - дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  • - совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • - быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  • - соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».

Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу.

Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь.

История войн, которые пришлось вести народам России в защиту Родины, - это история воинской доблести и солдатской славы.

В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и жестоко карались.

Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. В этот период на защиту Родины встали все - и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, и мужчины, и женщины, то есть все, кому дороги свобода и независимость Родины.

Традиции патриотизма и верности Родине в наибольшей мере проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе страны Отечественная война изобилует тысячами примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета или направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем.

За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.

В настоящее время российские воины, в значительной мере воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают их славные боевые традиции. Так было в 1969 г. на острове Даманский, в 1978-1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике в 1995-1996 гг. и в конце 90-х.

Казалось бы, годы предательства, лжи и равнодушия должны были вытравить в людях, особенно в молодежи, историческую память самопожертвования, но такого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что русские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь «за других своя».

Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в Аргунском ущелье Чечни. Девяносто героев, принявших неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага Их подвиг можно сравнить с битвой в Фермопильском ущелье трехсот спартанцев против полчищ персов, шедших завоевывать Грецию. Они все погибли, но своим подвигом-примером спасли свою Родину.

Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие, в жизнь вечную. Много было сказано о них красивых слов политиками, маршалами, полами. Но разве могут они сравниться со словами вдовы Героя, Алексея Владимировича Воробьева, Людмилы, прозвучавшие на всю страну: «Я хочу, чтобы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как он».

А те, кто любит Россию, всегда будут помнить, что наши ребята гам, на безымянной высоте, стояли насмерть. За нас, за наших детей, за нашу Родину!

Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

1.Вступительное слово.

В статье 15 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации сказано, что военнослужащий обязан проявлять патриотизм. Вот как определяет патриотизм Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: «Патриотизм (pariotes — соотечественник, patris — родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства».

Только ли одна любовь к Родине составляет смысл патриотизма? Дело в том, что патриотизм — это не просто чувство, но и жизненная позиция, убеждение, которое для человека является побудительным мотивом его поступков, действий. Для военнослужащего быть патриотом — значит быть готовым приложить все свои силы к обеспечению надежной защиты Отечества, не жалеть при его, защите «... своей крови и самой жизни...», как было сказано в старом тексте Военной присяги.

Патриотизм — основа чести и достоинства военнослужащего, ко­торые проявляются, прежде всего, в боевых традициях нашей армии и флота.

Темой нашего сегодняшнего урока станут узловые понятия воен­ной этики — патриотизм, воинская честь и воинский долг.

1. Что такое патриотизм?

2. В чем особенности чувства патриотизма военнослужащего?

3. Что вы знаете о военно-патриотических клубах и обществах?

4. В чем состоят особенности деятельности этих организаций?

5. Какие боевые традиции, связанные с чувством патриотизма, вы запомнили из курса ОБЖ для 10-го класса?

6. В чем состоит верность Боевому знамени части?

7. Что такое воинская честь и как она связана с воинским дол­гом?

Патриотизм военнослужащих. Боеспособность российской армии.

Есть мнение, что «снижение желания служить в армии не связано со снижением патриотических настроений в народе. По-прежнему идеи патриотизма широко распространены среди населения: только 9% говорят, что идея патриотизма для них не важна. Остальные оце­нили ее как важную в разной степени. А именно: 48% говорят, что идея патриотизма для них «безусловно важна». При этом степень патриотизма снижается в молодых возрастных группах

по сравнению с пожилыми людьми: если среди молодежи до 25 лет идея патриотиз­ма «безусловно важна» для 31%, то среди сорокалетних — 44%, а среди людей старше 60 лет — 57% называют ее очень важной.

Больше говорят о своем патриотизме военнослужащие, пенсионе­ры и бизнесмены, меньше всех — безработные, студенты и домохо­зяйки.

«Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно - нравственные, культурные, исторические и многие другие компо­ненты. [...]

Любовь к Родине, являясь нравственной основой воинской служ­бы, способствует формированию у военнослужащих чувства ответственности [...].

Патриотизм военнослужащих оказывает влияние на характер во­инской службы, на выполнение каждым из военнослужащих своего конституционного долга.

Современное международное положение характеризуется ростом нестабильности международных отношений, расширением конфликтообразующей основы на глобальном, региональном и локальном уровнях в различных сферах жизни мирового сообщества, усилением тенденции милитаризации и активного использования военной силы во внешней политике государств, повышением напряженности в некоторых районах, прилегающих к границам России.

Патриотическое сознание является тем побудительным мотивом, который повышает чувство долга у защитников Отечества, укрепляет их духовные силы, вызывает более ответственное отношение к своим служебным обязанностям.

Любовь к Родине помогает справиться с напряженным ритмом военной службы, успешно преодолевать многочисленные трудности, в повседневной армейской жизни и в боевой обстановке. С одной сто­роны, эти трудности обусловлены характером решаемых задач Во­оруженными силами [...]. С другой — вызваны недостаточной материально-технической обеспеченностью учебного процесса войск, отсутствием надлежащей заботы государства о своих защитниках, ослабленным вниманием некоторых старших начальников к нуждам и запросам своих подчиненных.

Военная служба требует от военнослужащего особой четкости, точности, оперативности исполнения всех распоряжений. Этим она и отличается от других областей общественной жизни, где конкрет­ные нормы исполнения долга не выражаются с такой четкостью и яс­ностью [...]. Регламентация охватывает все стороны службы, быта и даже вне армейских отношений. [...]

Патриотизм выступает в качестве одного из факторов укрепления боевого потенциала ВС России, прежде всего духовной его составляющей. Он сплачивает воинские коллективы, повышает их ответствен­ность при выполнении учебно-боевых задач, требований командиров по повышению боеготовности, организованности и дисциплины. [...]»

Моральный дух российских военнослужащих и военная реформа**

Моральный дух армии всегда волновал умы военных деятелей, ученых, полководцев. В трудах военных теоретиков: Клаузевица, Фоша, Бернгарди, Жомини, русских полководцев Суворова, Ушако­ва, Нахимова, Милютина, Брусилова, Жукова и других содержатся идеи и глубокие мысли о роли морального духа в войне, жизнеде­ятельности армии.

Моральный дух воина является особым состоянием Общественно­го сознания, когда человек способен и готов добиться выполнения поставленных целей и задач при максимальном напряжении духов­ных и физических сил.

«По оценке военного руководства страны, это состояние в целом обеспечивает выполнение возложенных на Вооруженные силы за­дач, что подтверждается многочисленными примерами организован­ности, выдержки личного состава частей и соединений, выполняю­щих боевые задачи в «горячих» точках и очагах военных конфлик­тов. [...] следует отметить, что в последние годы усилилось действие ряда факторов, которые негативно [...] воздействуют на моральный дух армии, снижая уровень его состояния».

Конкретными направлениями воспитательной работы, приори­тетными с точки зрения укрепления морального духа [...] является воспитание:

—патриотизма военнослужащих, их верности воинскому долгу, готовности служения Российскому государству;

—высокого профессионализма, морально-боевых и психологиче­ских качеств, отвечающих требованиям современной войны и зада­чам, возложенным на Вооруженные силы;

—сознательной воинской дисциплины, уважения к Конституции государства, законам России, нормам международного гуманитарно­го права;

—чувства гордости за принадлежность к российским Вооружен­ным силам, военно-профессиональной чести и достоинства;

—высокой сплоченности и слаженности частей и подразделений, отношений сотрудничества, и взаимовыручки;

—уважения к истории и боевым традициям российской армии»;

—уважения военнослужащих — представителей различных кон­фессий.

Воинская честь

«Честь воинская — понятие, трудно поддающееся формулировке. Необходимость ее, как условия военного быта, всеми сознается, но ее существо остается почти неуловимым. Вникая в это понятие нельзя не заметить, что «Честь воинская» представляет собой явление крайне сложное, чем, конечно, и объясняется его неуловимость. Она, несомненно, присуща войску и составляет его характерную черту во все эпохи человеческого существования».

Лишение воинской чести

«Существовавшее по военно-уголовным законам до 1882 г., состо­яло в следующем: осужденный препровождался на место казни в надлежащей форме; по объявлении приговора, если осужденный был офицер, юнкер или нижний чин из дворян, с него снимались знаки отличия, эполеты или погоны и мундир и над головой его пeреламывалась шпага; если осужденный был нижний чин не из дворян, то с него только снимались знаки отличия, погоны и мундир. Затем осужденный выставлялся на эшафоте к позорному черному столбу на 10 минут.

Позорное лишение воинской чести обязательно назначалось при присуждении к смертной казни через повешение и могло быть назна­чаемо, по усмотрению суда, при присуждении к смертной казни через расстреляние, а равно к ссылке в каторжные работы и в Сибири на поселение за воинские преступления. Обряд приводился в исполнение перед строем».

«Честь — не что иное, как особенные правила, основанные на осо­бенном порядке, с помощью которых народ или отдельный класса распределяет свою похвалу или порицание».

«Воинская честь всегда была присуща войску и составляла его характерную черту во все исторические эпохи. В отличие от понятия чести вообще воинская честь — честь коллективная (корпоративная), т. к. ею обладает не один человек, а коллектив — армия. Всем известны и такие понятия, как честь полка, честь батареи, честь роты.

На какой же почве развивалось понятие воинской чести? Преж­де всего, это участие в войне. Война — тяжелое испытание для че­ловека. Он рискует собственной жизнью, принося ее в жертву от­влеченному представлению об общем благе. А потому необходим какой-то стимул, который смог бы подавить в человеке чувство са­мосохранения.

Поэтому участие в войне с давних времен приобретает почетный и даже религиозный характер. Подвиги превозносятся. Победителя окружают ореолом славы. Все это способствует поднятию в воине-победителе чувства воинской чести.

В понятие воинской чести в России входила исключительная вер­ность военнослужащих престолу и отечеству. В солдатах воспиты­вался также принцип гуманности — чувство сострадания к побеж­денному врагу.

Пример этого — благородное, со стороны русских, отношение к поверженным и плененным турецким на Шипке и Плевне.

«В современных условиях всему многонациональному народу Рос­сии и особенно ее Вооруженным силам нужна своя, прогрессивная, обеспечивающая высокую социальную и общественную активность идеология. В ее основе должны лежать ценности, проверенные тыся­челетней историей развития Государства Российского и его общества: «государственность», «патриотизм», «отечество», «долг», «честь».

Для того чтобы побеждать, в сердце и уме воина должна жить простая и ясная идея, понятная каждому, кто идет за нее на смерть, например защита Отечества, обеспечение суверенитета своей Роди­ны. Даже сегодня, в кризисных условиях, когда, как утверждается, рухнула вся система мировоззренческих ценностей, российские во­ины проявляют мужество и героизм (Чечня, Таджикистан, Абхазия, Косово и др.).

Дело в том, что военнослужащие в основном представляют ту часть общества, которая наиболее медленно меняет свое мировоззре­ние, кроме того, резко изменить его им не позволяет представление о чувстве чести и собственного достоинства, которые в их сознании тесно связаны с верностью военной присяге, Отечеству, конституци­онному долгу.

Воинская честь аккумулирует требования таких ценностей как воинский патриотизм, воинский долг, воинская ответственность и означает необходимость их безусловного выполнения.

Именно особые нравственные устои и стиль поведения; объединяе­мые понятиями «воинская честь» и «достоинство», «повышенная от­ветственность за судьбу России и ее безопасность» (причастность к де­лу по защите Отечества), «войсковое товарищество», «воинские риту­алы и традиции», «военная форма одежды» объединяются в одну группу военно-корпоративных ценностных ориентации. Эта группа присуща всем категориям и группам военнослужащих.

Вышеперечисленные ценности определяют смысл и значение от­ношения военнослужащего к выполнению служебно-профессионального долга.

Сложная социально-экономическая ситуация в стране, изменения духовно-нравственных ориентиров и ценностей жизни во многом повлияли и на отношение призывной молодежи к военной службе. Молодежь все более негативно относится к военной службе по призыву.

Такое же негативное отношение к службе в Вооруженных силах, к выполнению своего воинского долга в последнее десятилетие мы находим и в других источниках. Вспомните, с каким трудом шел призыв молодежи в армию несколько лет назад. Количество призывников из года в год сокращалось, зато устрашающими темпами увеличивалось число тех, кто открыто отказывался служить в Boopyженных силах. При опросе высказали желание служить 55% юношей и лишь 8% открыто заявили о нежелании служить. При этом 37% будут служить только потому, что подчиняются требованиям закона [...]; [...] до 80% призывников, по данным , не хотят служить в армии; почти каждый пятый студент полагает, что военная служба — это один из видов государственной Деятельности, не заслуживающий особого внимания. С ними согласен каждый десятый призывник. Вместе с тем среди солдат и призывников немало и тех, кто полагает, что военная служба — эта малопрестижная и неприятная работа, которой по возможности надо избегать (9,3% и 17,9%). «Не хочу служить в армии, и никто меня не заставит». Такие высказывания сегодня популярны среди молодежи. Ведь никто уже не говорит о священном долге защиты Родины. Увы, прежние духовные ориентиры рухнули. В армейский строй становятся дети рабочих, крестьян, остальные под всякими предлогами избегают службы. Продолжает расти число отказников и дезертиров.

Анализ этих источников показывает, что отрицательное отношение молодежи к армии будет усиливаться. И повлияет это, прежде всего, на снижение качества личного состава Вооруженных сил, что нанесет непоправимый урон национальным интересам России. [...]

Только в последнее время забили тревогу по поводу самовольного оставления части (дезертирство). Широкой общественности стали известны случаи, когда молодые люди, оставившие воинскую часть, по 3—4 года находились якобы в розыске, а на самом деле никаких оперативных мер по их поиску не предпринималось. Безнаказанность — лучшая почва для взращивания в обществе беззакония.

Почему такое стало возможно? Более того, почему молодые люди уже не хотят выполнять долг гражданина по защите Отечества? Как случилось, что сегодня преданы забвению такие понятия, как долг, честь, достоинство, милосердие и патриотизм?

Ответить на данные вопросы возможно, только поняв причины кризиса, поразившего как российское общество, так и армию. Одна из них состоит в недооценке роли образования и явное пренебреже­ние задачами воспитания молодежи.

Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ВС РФ, будет осуществляться наибо­лее эффективно по сравнению с массовым опытом, если:

—воинская честь военнослужащих срочной службы будет рас­сматриваться как одна из приоритетных целей процесса морально-психологического обеспечения и нравственного воспитания войск;

—проектирование процесса формирования воинской чести у во­еннослужащих, проходящих военную службу по призыву в Воору­женных силах Российской Федерации будет нацелено на развитие эмоционального, рационального, действенно-практического и совер­шенствование всех компонентов воинской чести;

—будет использована система ведущих средств на каждом этапе от занятий по общественно-государственной подготовке с быстрой сменой форм проведения и отличающихся большей эмоционально­стью и наглядностью, ратный труд с формами проведения: выполне­ние элементов распорядка дня, занятия по боевой подготовке, раз­личные виды тренировок, тренажи, всевозможные виды нарядов и караулов, конкурсы, смотры подразделений,

—использовать ратный труд с соревновательными формами про­ведения: учебные и боевые тревоги, соревнования на лучшее подраз­деление, на лучшего в том или ином предмете боевой подготовки, во­енные игры»

Подведение итогов.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Дайте определение патриотизма.

2. В чем проявляется патриотизм у военнослужащих?

3. Приведите примеры подвигов, совершенных русскими, советскими и российскими воинами на полях сражений.

4. Чем достигается и воспитывается чувство патриотизма у воен­нослужащих Вооруженных сил Российской Федерации?

5. Какие традиции по увековечению памяти воинов-патриотов су­ществуют в Вооруженных силах Российской Федерации?

6. Назовите традиции армии и флота. Связанные с воспитанием верности Боевому знамени части и военно-морскому флагу ко­рабля.

7. Что такое воинская честь?

8. Какими способами нужно воспитывать воинскую честь у военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации?

9. Как вы понимаете выражение «офицерская честь»?

10. В чем проявляется воинская честь в повседневной службе, бою?

11. Соответствуют ли понятию «воинская честь» проявления «дедовщины» в армии и почему?

12. Какие наказания существовали в русской армии для лиц, поправших воинскую честь?

Домашнее задание.

1. В повести «Поединок» подпоручик Ромашов принимает вызов на дуэль, а потом обещает жене своего противника, что тот останется жив. Была ли в этом случае гибель Ромашова неизбежной? Почему? Как его поступок связан с понятием офицерской и воинской чести?

2. Как вы знаете, существует традиция увековечения памяти воинов-патриотов, погибших в боях за Отечество через занесение имени навечно в списки части. В чем проявляется эта традиция в части, в списки которой занесено имя героя?

3. Приведите примеры верности военно-морскому флагу, которые стали боевыми традициями русского флота.

4. Дуэли по европейскому дуэльному кодексу существовали в русской армии с XVIII по XX вв. Сейчас для защиты чести и достоинства военнослужащих существуют правовые процедуры, предусмотренные законом. О чем это говорит?

5. (Для любителей истории.) Приведите примеры массового проявления чувства патриотизма русскими и советскими воинами на примере нескольких войн (сражений, военных кампаний).