Навеяно прочитанным мною постом у ГЛАГОЛЪ. Причем с постом я был не согласен. Пытался потом его найти - не получилось. Где-то в цитатникебыло как сейчас помню.

«Сатана», «Люцифер», «Дьявол», «Демон», «Чёрт» -важные понятия, которые широко используются в религии, теологии и философии. К сожалению, в научном мире, а не только на уровне бытового сознания, допускаются неверные отождествления. В быту очень часто эти слова воспринимают как синонимы, и нередко случается, что их даже рассматривают как особи, дифференцированные по полу.

Итак, читаем, запоминаем и не путаем.

«Сатана» - древнееврейское слово,часто встречается в Библии. Соответственно контексту, во всех местах Святого Писания оно означает «противник». Кстати, основной смысл слова не зависит от качественной оценки «хорошо» или «плохо». «Противник» просто есть. Как есть тепло, холодно или горячо.

Семантический анализ термина «сатана» позволяет заключить, что это не простое, а сложносоставное слово. Два важных корня заключено в нем: сат (sat) + «ан» с окончанием «а».

Первый - «сат» - имеет два основных значения: 1) мощный, жесткий; 2) истина, правда. Второй - ан - большой, великий. Отсюда и «великан» - «большой среди великих«. Принимая во внимание второе смысловое значение корня сат, нетрудно определить, что «сатана» обозначает «великая истина» или «великая правда». Она может быть и мощной, жесткой.

Не случайно в книге Иова сам Бог выступил в облике сатаны, и эта идея передается своеобразным языком отображения. Он вносит в нашу жизнь испытания, если мы вступили на путь ложного направления действий. Представление о некой единой реальности, истине - sat, где растворены и объект и субъект, можно найти и в дзен-буддизме.

Корень сат - древний, и вышеприведенная трактовка соответствует санскритской или праславянской лингвистической структуре. Вполне возможно, что и в древнееврейском языке было нечто подобное. Неслучайно Иов сказал о Боге: «Ты сделался жестким ко мне; крепкою рукою враждуешь против меня» (Иов 30:21). В этом стихе прослеживается идея великой мощности, жесткости. Она выступает, кроме того, еще истиной и правдой, которую не может постигнуть человек.

Слово «Дьявол» в Святом Писании имеет отношение не к какому-то сверхсуществу, противостоящему Богу, а к обычному человеку. Греческое слово «diabolis», которое воспроизводится как «діаволъ», означает «лжеобвинитель, лжец» с оттенком «враг». Дьявол выступает как символ олицетворения клеветника, в виде человека, искажающего правду. Наша вторая ипостась дьявольская. Любые грешные деяния человека - дьявольские, но не в том смысле, что они навязаны ему какой-то могущественной сущностью, противостоящей Богу, а в том, что человек поступает по своему своеволию.

В этом смысле можно трактовать сложные стихи: «Кто делает грех, тот от диавола» (1 Ин. 3:8) или «…дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то-есть диавола» (Евр. 2:14). Прекрасное сравнение грешного человека с дьяволом дано в шестом стихе 108 псалма: «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его». Основная идея, что «грехи наши» и «дело дьявола» - это по сути одно и то же. В Деяниях (5:3) апостол Петр говорит Ананию: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому». Закладывая в наши мысли греховный план, мы запускаем программу его осуществления.



Люцифер - «утренняя звезда» или «несущий свет», «сын зари», как его еще называет Библия, самый прекрасный из ангелов. Люцифер был первым среди осеняющих херувимов и постоянно созерцал непреходящие лучи славы Божьей. Как же он превратился в дьявола?

Здесь существует несколько версий:

1. Самая известная - Люцифер , считавший себя самым совершенным творением, пошел против Бога из ревности, т. к. тот любил Адама и Еву больше, чем более совершенных ангелов. Люцифер объявил себя равным Богу и восстал. В результате он и ангелы, последовавшие за ним (около трети) были свергнуты в ад.

2. Вторая версия изложена в "Книге Еноха". Она гласит, что ангелы сошли с небес сами, возжелав смертных женщин. Их потомками были великаны - нефелимы. Считается, что знаменитый Голиаф - нефелим. Современные теологи полагают, что имели место оба описанных события, но в разное время.

3. В третьей версии, чрезмерно гордившийся собой, наслаждающийся приближенностью к Богу, Люцифер не захотел иметь над собой никаких хозяев даже Бога. Этот прекрасный и мудрый ангел возжелал славы и почтения, принадлежащих лишь Богу. Он жаждал власти и хотел сам управлять Вселенной вместо Творца. "Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Исаия 14:13,14). Желая занять не принадлежащее ему место, Люцифер сеял смуту среди прочих небожителей. Люцифер набрал армию таких же недовольных ангелов и повел их на войну против Господа. А когда треть ангелов восстала против Бога, Господь посчитал необходимым лишить их права на присутствие в совершенном мире. Войсками Бога командовал Архангел Михаил. «И произошла на небе война и низвержен был великий дракон» (Апокалипсис).

В общем, так или иначе, Люцифер был изгнан с неба. С тех пор, имя ему стало Сатана - противник. Но даже в этом образе он, скорее, руководитель земными делами, причём, руководитель, назначенный Богом. Его главная работа: проверять человеческие существа и обвинять их в их злодеяниях. Правда, он циничен и чересчур старателен в исполнении своих обязанностей.

«Демон» обозначает «исполненный мудрости». Слово демон происходит от греческого термина даймон (Diamon), то есть «божественная власть», «рок», «Бог». Даймоны посредничали между богами и людьми. Человек считался удачливым, если имел рядом демона, помогающего ему.

С развитием христианской демонологии демоны стали ассоциироваться исключительно со злом, уже по своему происхождению являясь доверенными лицами дьявола. Согласно Библии, демоны - падшие ангелы, последовавшие за Люцифером, когда он был низвержен Богом с небес. К концу раннехристианского периода все демоны стали отождествляться с падшими ангелами. Их верховным правителем был Сатана. Единственным предназначение демонов стало подбивать людей на безнравственные поступки и становиться между людьми и Богом.

В средние века и в период Ренессанса демоны, как посредники дьявола, стали ассоциироваться с ведьмами и колдунами.

«Чёрт» согласно общепринятому определению - бес, в религиозных и суеверных представлениях - злой дух, "нечистая сила", сверхъестественное существо. Тем не менее, не следует путать демона и чёрта. По своему рангу, черт стоит намного ниже демона. И если демон - это «исполненный мудрости» падший ангел, то чёрт - это всего лишь мелкий бес, не обладающий даже должной сообразительностью и способный только на мелкие пакости.Со временем, если ему очень повезет, черт может вырасти и стать настоящим дьяволом. Но до этого доходит редко, так как за время вырастания черта, как правило, появляется какой-нибудь добрый молодец и уничтожает его.

«Шесть качеств имеют черти: тремя они подобны людям, а тремя - ангелам: как люди, они едят и пьют; как люди, они размножаются, и, как люди, они умирают; как у ангелов, у них есть крылья; как ангелы, они знают будущее, как ангелы, они ходят от одного конца мира до другого. Некоторые говорят: они принимают любой вид и могут стать видящими, но невидимыми. (Авот де раби Натан 37)»

Вот так-то... Продолжение ещё будет и оно тоже очень интересное

Кто такой Сатана

Сатана, согласно христианскому вероучению - падший ангел, ставший Князем и воплощением всякого зла, искусившим впавших в грех прародителей человечества, и таким образом осудивший себя на вечную погибель. Слово Сатана означает «противник», «враг» или «супостат».

Значение имени «сатана»

Однако первоначально слово «сатана» не было именем собственным, а в ветхозаветной литературе оно обозначало препятствие или противника. Еще в VI в. до н.э. сказители пользовались сверхъестественным персонажем, называвшемся сатаной, под которым подразумевался один из ангелов Божьих - бене ха-элохим («Сыновей Божьих), - которого Бог отрядил, чтобы препятствовать или мешать делам людей. Иногда такое препятствие приносило благие плоды, если люди следовали путем греха.

Сатана в Библии

Слово сатана в Библии впервые появляется в Книге Чисел. Бог посылает Ангела Господня в качестве Сатаны, чтобы преградить путь Валааму, прогневившему Бога. Когда валаамова ослица видит стоящего на ее пути Сатану, она останавливается на месте, вынуждая Валаама трижды ударить ее. Тогда Ангел Господень являет себя, и Валаам обещает исполнить волю Бога, высказанную через его посланника-Сатану.

В Книге Иова присутствует персонаж, именуемый Сатаной, которому поручено странствовать по земле и приглядывать за людьми. Он подвергает Иова мучениям, чтобы испытать его веру. Таким образом, изначально Сатана характеризовался как один из верных слуг Бога.

Стана – владыка зла

Позднее Сатана стал все чаще и чаще олицетворять зло. Сатану начали отождествлять с падшими ангелами, или Стражами, сожительствовавшими с женщинами и потому вверженными во тьму. Над Стражами главенствовали Семйаза и Азазель. В Книге Еноха содержится рассказ о том, как Бог послал четверых архангелов - Рафаила, Гавриила, Уриила и Михаила - перебить порожденных Стражами великанов (нефилимов) и напасть на самих Стражей. В Книге Юбилеев сказано, что Бог пощадил одну десятую часть Стражей, чтобы Сатане, их вождю, было кем править на земле.

Повествование о Стражах подверглось многочисленным изменениям, и обрело большую популярность среди христиан. Низвержение согрешивших ангелов, ставших адскими демонами и возглавляемыми князем тьмы, сделалось важной частью христианской теологии, и довольно скоро Сатану стали отождествлять с Люцифером.

Сатана в Новом завете

Во всем Новом Завете имя Сатаны связывается исключительным образом со злом. Его называют клеветником, противником, князем бесовским, дьяволом, врагом, лукавым, отцом лжи и человекоубийцей, богом века сего (то есть ложных культов), искусителем и змием.

В новозаветной литературе Сатане приписываются практические любые мыслимые и немыслимые злодеяния от соблазнение верующих во грех и на ложь до противостояния христианству во всем мире.

Авторы Евангелий изображали Сатану существом, исполненным зла и противостоящим Богу-Отцу и Иисусу. Иисус стал свое рода «ареной боевых действий» Богом и силами Добра и Сатаной и силами Зла. Воскресение Христа стало победой над Сатаной.

Сатана и Средневековье

Роль Сатаны как проводника зла со временем только возросла. В Средние века Сатана, или Диавол, уже считался реальным и могущественным существом, обладавшим страшной сверхъестественной властью и стремившимся погубить человека, разрушив в нем нравственность и совесть. В этой цели Сатане помогали бесовские рати. Борьба с кознями Сатаны лежала в основании действий инквизиции, преследовавшей врагов христианской церкви, рассматривая их как учеников Сатаны.

© Алексей Корнеев

евр. , арам. sitena´ или satana «противник в суде, в споре или на войне, препятствующий, противоречащий, обвинитель, наушник, подстрекатель», срв. араб, «шайтан»; греч. перевод 8idpoA.o

Отличное определение

Неполное определение ↓

Сатана

Др.esp. satan "противник", "подстрекатель", "препятствующий", "противодействующий", "противоречащий". Дьявол, высшееангельское существо, восставшее против Творца еще до сотворения человека, к-рое стало главным противником Бога и людей. Большинство теологов отказывается видеть в часто цитируемых отрывках из пророческих книг ВЗ (Ис 14:1214; Иез 28:1215) указание на Сатану, утверждая, что эти тексты обращены исключительно к царю вавилонскому (у Исаии) и к царю тирскому (у Иезекииля). Другие теологи не согласны с таким истолкованием по двум причинам. Вопервых, пророчествауказывают не только на какогото одного из земных властителей, их смысл гораздо шире; вовторых, столь упрощенное толкование не считается с тем, что Сатана в Библии тесно связывается с "мироправителями тьмы века сего" (Дан 10:13; Еф 6:12), неотъемлемой частью крых были Вавилон и Персия. Указанные отрывки изображают Сатану, каким он был до своего отпадения от Бога, во всем его великолепии, и называют его "денницей", "сыном зари", "помазанным херувимом". Св. Писание повеетвует и о том, как он " увлек с неба третью часть звезд", т.е. ангелов (Откр 12:4), и называет его "драконом", "древним змием", "дьяволом и Сатаною, обольщающим всю вселенную".

Падшие ангелы (бесы, демоны) подразделяются на две группы: свободные и связанные. Первые скитаются по небесам с Сатаной, "князем бесовским" (Мф 12:24); они столь многочисленны, что власть Сатаны распространяется на земле почти повсюду. Связанные падшие ангелы, очевидно виновные в страшных злодеяниях, находятся "в вечных узах, под мраком, на суд великого дня" (Иуд 6; 2 Пет 2:4). Многие теологи полагают, что именно они сожительствовали с земными женщинами (Быт 6:14).

Сатана под видом змея привел человека к падению (Быт 3). Осуждение Сатаны предречено еще в Эдеме (Быт 3:15) и исполнилось по слову Иисуса (Ин 12:31 33). По своему могуществу Сатана как тварное существо уступал только Богу (Иез 28:1116). Будучи сотворенным, Сатана подвержен многочисленным ограничениям, даже его могущество обусловлено божественным всемогуществом и всеведением.

Библейское учение о Сатане не воепроизводит представления древнеиранского дуализма, как полагают некрые исследователи. Хотя Сатана даже после своего осуждения, к-рое исполнилось в событии Креста (Кол 2:15), продолжает оставаться "богом века сего" (2К0р4:4), искушая и клевеща на верных Богу (Откр 12:10), он будет низвержен с небес (Откр 712) и с лица земли (Откр 5:119:16), скован и заключен в бездну на тысячу лет (Откр 20:13).

По истечении этого срока Сатана в последний раз поведет свои полчища против Бога (Откр 20:89). Эта безумная попытка завершится тем, что он будет "ввержен в озеро огненное и серное" (Откр 20:10), уготованное ему и его приспешникам (Мф 25:41). В этом вечном огне демоны и люди, не заслужившие спасения, будут отделены от всех прочих, дабы никто в безгрешной Божьей вселенной больше никогда не был совращен.

Нынешняя деятельность Сатаны имеет далеко идущие и разрушительные последствия. Бог до исполнения времен и сроков попускает ему совершатьзло. Демоны должны подчиняться Сатане. Люди, лишенные спасения, по большей части также подвластны Сатане: он управляет ими "по обычаю мира сего", лежащего во зле, над крым он главенствует и частью крого становятся те, кто не удостоился обновления и возрождения по вере (Ис 14:1217:2 Кор 4:34; Еф 2:2; Кол 1:13).

Сатана постоянно враждует с верными и злоумышляет против тех, кому уготовано спасение (Еф 6:1118); он искушает их, стараясь извратить и разрушить их свидетельство, и даже пытается уничтожить их физически (1 Кор 5:5; 1 Ин 5:16). Ярость Сатаны и его демонов обрушилась на воплощенного Христа. Могущество безгрешной человеческой природы спровоцировало Сатану на то, чтобы он подверг Господа особому искушению(Мф 4:111). При ярчайшем свете, явленном в земной жизни Того, Кто был "светом миру" (Ин8:12),обнаружилась тьма злых сил. Этим объясняется беспрецедентная вспышка демонической активности, описанная в повествованиях евангелистов. Но Бог "Духом Святым и силою помазал Иисуса ", чтобы он "ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом" (Деян 10:38).

M.F.Unger (пер. В. Р.) Библиография: L.S. Chafer,Systematic Theology, II, 3398; W. Robinson, The Devil and God; E. Langton, Satan: A Portrait; H. Bietenhard et al., N1DNTT, III, 468 ff; E. Lewis, The Creator and the Adversary; D. W. Pentecost, Your Adversary, the Devil; G. von Rad and W. Foerster, TDNT, II, 71 ff.; R.S. Kluger, Satan in the ОТ; F. A. Tatford, The Prince of Darkness.

См. также: Аваддон; Веельзевул; Бес, Одержимость; Оккультизм; Сатанизм и колдовство.

Отличное определение

Неполное определение ↓