Среди 12 великих православных праздников день Преображения Господнего или Яблочный Спас отличается особой красотой и величием.

Божественное сияние - символ любви

Литургии, паремии этого праздника подчеркиваются цветом одеяния как священства, так и людей. Богослужебные одежды должны быть белыми, они являются символами этого дня, когда Иисус оделся в нерукотворный фаворский свет.

Одежд священников и прихожан на праздник Преображения должна быть белой

Белые одежды отображают отблески небесного сияния, явленного на Фаворской горе. Смысл такого одеяния в стремлении человека к надежде и вере, что по данной Иисусом благодати христиане могут преобразовываться в образ Спасителя через молитву, пост и покаяние.

Важно! В этот день православные в первую очередь должны заботиться и просить Творца о духовном очищении и преображении.

Согласно посланиям евангелистов (Матв.17:1-2), Иисус выбрал среди Своих учеников троих, Иакова, Иоанна и Петра и пошел с ними на гору Фавор. Внезапно тело Христа преобразилось, Его окутал яркий свет, который появился ниоткуда, вернее это Сам Бог Отец явился в свете людям. Ученики по обе стороны от Иисуса увидели пророков Илию и Моисея, которые в свое время были взяты на небе живыми.

Преображение Господне: Христос явил апостолам Свою славу

Бог явил Себя через Фаворский свет, он есть сущностью Творца, Его благодатью, воссиянием и энергией, которая вечна. Нерукотворный Фаворский свет есть Сам Бог, явленное перед апостолами Божество. В этот день было явление всей Святой Троицы, когда Бог Отец, сиянием Святого Духа явил Себя в Своем Сыне, показав людям, что Иисус наполнен божественной и человеческой сущностью.

Явление пророков, по словам Иоанна Златоуста, было дано апостолам, чтобы подчеркнуть власть Иисуса над живыми и мертвыми, земным и небесным. Апостолам Иисус запретил говорить о том, что они видели до той поры, пока Он не примет страдания, умрет и воскреснет на третий день. В тот момент ученики не поняли о чем, шла речь, а после воскрешения Христа рассказали о фаворском сиянии.

В чем христианская сущность Преображения Христа

Для христиан этот день знаменателен не только появлением яркого света, пронизывающего плоть Христа. Творец на горе Фавор утвердил Божественную сущность Иисуса, открыв ее не только апостолам, но и пророкам.

Моисей, узнав в сияющем образе Того, Кто явился ему в пустыне в виде несгораемого куста и на горе Сион, в тот момент, когда пророк получил скрижали с Десятью заповедями.

Пророки склонились в трепете, ведь они знали, что начинается новая эра в истории человечества, после страданий и распятия над землей воссиял Свет Божий в Иисусе, который всегда Живой.

Святой лик Преображения

Подчеркивает торжество единства человека и Бога и одноименная икона.

Икона Преображение Господне

На иконе изображен Иисус Христос, стоящий в центре круга, символизирующий землю. По обе стороны от Спасителя стоят пророки Моисей и Илия, которые свидетельствуют о сбывшихся пророчествах, о приходе Мессии, когда умирает все ветхое и рождается благодать спасения. От увиденной славы Господней апостолы пали ниц.

Святой свет, исходящий от фигуры Богочеловека, Сына Бога, завораживает Своим сиянием.

История появления праздника Преображения

Читая евангелие и сопоставляя его с датой 19 августа, мы видим несоответствие. Восхождение Христа с учениками на гору Фавор произошло приблизительно за сорок дней до распятия Иисуса. В жизни Учителя было немного радостных дней, Он жил среди бедных, больных и обездоленных людей. Явление Божественной сущности Спасителя было явлено всего несколько раз, один из них произошел на Фаворской горе.

Точно неизвестно, чем обоснована эта дата, почему именно 19 августа, а не другой день выбран для празднования.

Существует несколько версий даты этого дня.

  • Если бы празднование этого события происходило за 40 дней до Распятия Христа, то это был бы строгий пост, день скорби покаяния и воспоминаний о страданиях Иисуса, когда радость неуместна.

Церковь решила перенести празднование Преображения Господнего в летний период, за сорок дней до Воздвижения, когда все православное христианство поклоняется Кресту Христову. Во время служения красной нитью проходит связь между преображением и страданиями Спасителя.

В песнопениях говорится, что гора уподобилась Небу, и Божье Облако покрыло ее. В этот момент вся слава Божья проявилась в явлении Богочеловека, о котором свидетельствовал Сам Бог-Отец.

В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения

Свидетельство Богоявления Иисуса было дано для апостолов, чтобы после воскрешения Спасителя они не усомнились в Его божественности. Сияние Божественного света постоянно пребывало с Христом, и когда он был на горе фаворской, и когда висел на кресте.

Важно! Ученики, видя распятого Иисуса и вспоминая явление славы Господней на горе, не сомневались в том, что Он истинно Сын Бога Живого.

  • Праздник Преображения Господнего начали отмечать на уровне церковного служения армянским святителем Григорием в четвертом веке. Первые записи об этом дне, сохранившиеся до нашего времени, принадлежат перу богослова Михаила Скабаллановича.

В то время в Армении правил император Маврикий, который поощрял распространение празднования Преображения среди светской власти и народа. Константинопольская Церковь ввела в свои Богослужения празднование Богоявления в 900 году.

  • Есть предположения, что 19 августа была освящена церковь, построенная приказу царицы Елены на горе Фавор, на которой Бог назвал Иисуса Свои Единственным Сыном, озарив Его сиянием Своей любви.
  • Возможно, таким образом церковь пыталась отвлечь народ от поклонения языческому божеству Вакха, установив в этот день молитву, освящающую собранные урожаи. В этом действии нет богословской или исторической основы.
  • Римско-католическая церковь отмечает событие, происшедшее на горе Фавор, 6 августа, в память о победе 1456 года, когда венгерский регент, поклонник христианства, Янош Хуньяди, победил турок в сражении под Белградом.
  • Армянская апостольская Церковь привязывает Праздник Преображения Господнего к Пятидесятнице, отмечаемой в православии, как Троица и отмечает его в воскресение седьмой недели после явления святого Духа. Поэтому, этот праздник у армян не в числе, а передвигается в зависимости от дня празднования Воскресения Господнего. Его отмечают на сотый день от Пасхи.

Почему же тогда Яблочный Спас

19 августа в народе больше известен, как Яблочный Спас. Такое название этот день имеет только у православных христиан восточных стран . Нельзя назвать эту традицию языческой, так как по Типикону в этот день христиане освящали урожай винограда.

Типикон является Богослужебным Уставом, в котором описаны порядки проведения богослужений в православии.

В Типиконе описаны:

  • все престольные храмовые праздники;
  • правила поведения во время постов;
  • монастырское общежитие;
  • преимущества монашества.
Интересно! Для жителей Руси яблоко - символ богатства и достатка. Круглая форма этого фрукта сравнивалась с женским началом.

У восточных славян урожай винограда собирают не везде, поэтому православные христиане приносят в этот день в храмы яблоки, как выражение благодарности Богу за благословение природы.

Освящение яблок как выражение благодарности Богу за благословение природы

По народной традиции в этот день хозяйки начинают делать яблочные заготовки на зиму. Яблоки сушат, из них варят компоты, джемы и варенье, пекут пироги с яблочной начинкой.

В этот день поминают павших в боях воинов.

Для сведения! Яблочный Спас - народное название праздника Преображения Господнего, во время Литургии которого идет поклонение Богу за Богоявление Своего сына и освящение яблок, как дар Богу за благословение природы, давшей хороший урожай.

По народным наблюдениям погода на Яблочный Спас показывает, какой будет осень. Сухой день - сухие осенние дни и наоборот, а вот ясное солнышко станет предвестником суровой зимы.

Яблоки стали первой ступенькой к богатству миллиардера Рокфеллера, который начинал с торговли этими наливными фруктами.

Можно относиться к Яблочному Спасу, как к языческому празднику, но православные христиане видят в этом фрукте многогранность Божьей любви, проявляющаяся в богатстве, достатке, благословении, благополучии и свете христианской жизни.

Видео об истории праздника Преображения Господня

Яблочный Спас является центральным из трех Спасов православного календаря. Под таким названием в народе именуют праздник Преображения Господнего, который отмечается 19 августа. Яблочный Спас имеет богатую историю и различные традиции, о которых мы расскажем в этой статье.

Название праздника

Православный праздник Преображение Господне неизменно совпадает со временем сбора урожая. Из года в год дата этого празднования остается неизменной и попадает на 19 августа. Именно в это время начинается уборка урожая яблок, которые приносятся верующими в церковь и освящаются. Приход этого праздника символизирует прощание с летом и встречу осени, главная задача которой заключается в сборе хорошего урожая.

Православный календарь в августе содержит три Спаса:

  1. 14 августа празднуется Медовый Спас;
  2. 19 августа – Яблочный;
  3. 29 августа приходит время Орехового Спаса.

По положению Яблочного Спаса в этой триаде его именуют средним, центральным и Великим.

Яблочный Спас попадает на Успенский пост, который завершится 28 августа. В этот день церковь советует приготовлять блюда с яблоками и другими плодами, освященными в церкви.

По народным поверьям до Великого Спаса нельзя яблоки есть и снимать с дерева. В настоящее время это подтверждается исследованиями, в результате которых было доказано, что яблоки к этому времени набирают максимум сока и полезных веществ и смогут долго храниться. Первые плоды снимались для пробы именно в этот день и обязательно освящались в церкви.

История празднования

Праздник Преображения Господнего связан с одной из притч о Христе. Христос со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном за 40 дней до своего распятия идет на гору Фавор, где ему открывается дальнейшая судьба в качестве жертвы для искупления грехов человечества. Во время этого Иисус был освещен ярчайшим Господнем светом и ученики видели, как преобразился Христос. Но он запретил им кому-либо рассказывать об этом, а велел собрать в саду под горой плоды и освятить их.

История празднования Великого Спаса на Руси ведет свое начало с IV века и первоначально не была связана с православной тематикой. В этот день народ верил в изменение в природе и поворот календаря на осень. Считалось, что природа преображается и наступает новый временной отрезок – осень.

(Касаткин Николай Алексеевич "Добрый дедушка" )

В этот день издавна было принято угощать всех плодами со своих угодий. Для этого у ворот дома выставлялись корзины с собранными фруктами и каждый мог ими угоститься. Тех, кто не выставлял угощений, считали жадными людьми и старались сторониться их домов.

Яблоко – один из главных фруктов на Руси – наделялось особым значением. Народ верил, что яблоко, съеденное в этот праздник, обязательно подарит много сил и исполнит самое заветное желание. Принято было не только есть яблоки, но и заготовлять из них варенья, компоты и пироги.

Важной традицией в русских деревнях в этот день было очищение полей для следующих урожаев. На этот праздник дома украшались собранными колосьями, которые символизировали богатый урожай и долгую сытую жизнь.

Традиции и обычаи Яблочного Спаса

(Освящение яблок в церкви на Яблочный Спас )

Одна из главных традиций – это запрет на употребление до этого дня фруктов и пробы нового урожая. Это связано с христианской догматикой об укреплении веры и борьбы с искушениями.

В этот день принято надевать белые одежды и нести в церковь собранные плоды для освящения, а далее использовать их для приготовления блюд праздничного стола.

(Кустодиев "Яблоневый сад" )

Великий Спас богат на народные приметы:

  • Если нет дождя на Великий Спас, то и осень будет сухая, а зима суровая. Если дождливый день, то и осень будет щедра на осадки.
  • Кто не пробовал новых плодов до Преображения, с первым откушенным кусочком должны загадать желание и оно сбудется.
  • Еще одно название этого праздника в народе – Осенины. Погода начинает меняться: по ночам становится все холоднее, птицы собираются улетать в теплые края.
  • Если в этот день на тело сядет муха, то прогонять ее не стоит. Она приносит успех в делах и счастье в личной жизни.

Многие традиции Яблочного Спаса остаются неизменными и в наши дни, равно как и все старинные приметы о погоде и изменениях в природе в этот день остаются правдивыми и по сей день.

В августе есть три праздника в честь Спасителя, которые так и называются - Спасами. Первый Спас отмечают 14 августа, по-народному называется «на воде», второй - 19 августа, «на горе», и третий - 29 августа, «на полотне».

Второй Спас, отмечаемый в день Преображения Господня, в народе называется Яблочным Спасом.

Почему Второй Спас называется Яблочным

Яблочный Спас - народное название праздника Преображения Господня. К нему приурочено множество народных обрядов. Прежде всего, Яблочный Спас означает наступление осени, преображение природы. Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды, кроме огурцов. 19 августа их освещали в церкви, после чего уже все фрукты разрешалось употреблять в пищу. После освящения часть принесенных фруктов нужно выдать притчу, а остальные отнести в дом, где ими разговляются.

Считается, что если родители до Второго Спаса не едят яблок, то на том свете их детям раздают гостинцы, среди которых - райские яблоки. А тем детям, родители которых пробовали яблоки - не раздают. Поэтому многие родители, особенно похоронившие детей, считают грехом есть яблоки до этого праздника. Матери, потерявшие детей, утром на Яблочный Спас несут в храм несколько яблок, освящают, а после относят на могилки умерших детей. Если могила далеко, освещенное яблоко можно положить на любую детскую могилку или оставить в храме. Раньше часто освященные яблоки несли на кладбища, чтобы положить всем умершим родственникам.

Также существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется.

С этого дня в садах наступает горячая пора, яблоки заготавливаются впрок по множеству рецептов: их и сушат, и консервируют, и замачивают. Во время праздника также нужно готовить множество блюд с яблоками, запекать в печи или духовке с медом, делать пироги. Спасовские яблоки давали нищим и больным.

В этот же день начинается массовое употребление гороха, иногда даже устраивался специальный «Горохов день». С Яблочного спаса и праздника Преображения начиналась жатва яровых и посев озимых (ржи). Знахари старались заготовить до этого дня лекарственные травы, гуцулы не выносили на улицу огонь, на Закарпатье в этом день огонь не одалживали.

Приурочивались к празднику массовые народные гуляния и ярмарки.

По народным приметам, после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее. Этот праздник также является встречей осени. «Пришел Второй Спас - бери рукавицы про запас».

Другие названия праздника

У Второго, Яблочного Спаса имеются и другие народные названия - например, Праздник первых плодов, Средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Вторая встреча осени, Преображение. Русской православной церковью в этот день почитается Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа.

Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа

В Евангелиях описано таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Господа. Оно произошло на горе перед тремя ближайшими учениками Иисуса Христа во время молитвы. Об этом событии сообщают все евангелисты, за исключением Иоанна.

Православное празднование проходит 19 августа, а если по юлианскому календарю - то 6 августа. В Католической церкви празднуется также 6 августа, или переносится на следующее за этим днем воскресенье. Армянская Апостольская Церковь считает этот праздник переходящим от 28 июня до 1 августа.

Традиционным местом Преображения Господня называется гора в Галилее под названием Фавор. Однако имеется версия, что местом Преображения являлся отрог горы Хермон, находящейся в окрестностях Кесарии Филипповой.

В Евангелиях описано, что Иисус поднялся с Петром, Иаковом и Иоанном на гору помолиться, и во время молитвы преобразился. Лицо Его просияло как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. И явились два пророка из Ветхого завета, Илия и Моисей, и беседовали со Спасителем об Исходе. Он запретил говорить об увиденном своим ученикам, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

История праздника

Праздник отмечался в Палестине с IV века, с того времени, когда императрицей Еленой на горе Фавор был построен храм Преображения. На Востоке упоминания о празднике относятся к V веку.

Евангельские тексты говорят, что это событие случилось в феврале, за 40 дней до Пасхи, однако Православной церковью празднование было перенесено на 6 (19) августа - чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. А на 40-й день после Преображения всегда проходит праздник Воздвижения Креста Господня.

Во Франции и Испании праздник совершался с VII века, но в католической церкви он был установлен папой Каликстом III в 1456 году.

В Православной церкви праздник принадлежит к двунадесятым великим праздникам, совершается литургия, читаются паримии, поется канон. Цвет богослужебных одежд - белый. Праздник приходится на Успенский пост, который ранее был почти равен Великому.

На Руси Яблочный Спас был одним из самых отмечаемых праздников. Вечером крестьяне наблюдали заходы солнца, и когда оно касалось горизонта - начинались песнопения.

В южных районах освящали и пробовали не яблоки, а первый виноград. Или все фрукты, какие есть.

Обряды и приметы на Яблочный Спас

Яблочный Спас называется еще «первыми осенинами» - встречей осени. Вечером, провожая закат солнца, провожали и лето. «Пришел яблочный спас - ушло лето от нас».

Также считается, что он напоминает о том, как необходимо духовное преображение. В этот день сначала угощали яблоками родных, близких, сирот, неимущих, поминали уснувших вечным сном предков - и только потом ели сами.

С этим праздником связаны многие приметы и обычаи. В старину люди считали их важными для здоровья и благополучия всей семьи. Например, собранными с огорода плодами угощали нищих - чтобы на следующий год собрать отменный урожай.

Еще есть примета, что если в день Второго Спаса стоит жара, то в январе будет мало снега, а если идет дождь - то зима будет снежной.

Есть и другая интересная примета: если в этот праздник на руку дважды сядет муха, то человека ожидает успех. В этот праздник нужно быть терпеливым даже к мухам и не прогонять их, чтобы не спугнуть удачу.

Яблоки

По словам археологов, даже пещерные люди употребляли в пищу яблоки. В Древнем Риме было известно 23 сорта яблок, а благодаря римским солдатам яблоки попали и в Европу. Сейчас яблони - наиболее популярные фруктовые деревья в мире.

Яблоки можно использовать в огромном количестве блюд, на них производятся даже водка с сидром, не говоря уже о вареньях, десертах, салатах, компотах, пирогах, тортах, соусах. С яблоками запекаются утки, тушится мясо.

Согласно физиологическим нормам, человек должен употреблять около 50 килограмм яблок в год, из них 40% - в виде соков. В яблоках есть почти все вещества, которые необходимы организму: кальций, магний, фосфор, калий, натрий, железо, витамины С, Е, РР, В1, В2, В6, фолиевая кислота, каротин. Они легко усваиваются и их сочетания для людей оптимальны.

Не зря англичане говорят: «Яблоко в день - и доктор не понадобится». А еще лучше - два-три яблока. Эти удивительные плоды помогут поддерживать организму прекрасное здоровье.

14 августа Русская православная церковь отмечает Происхождения (изнесения) древ Креста Господня. В народе же первый день Успенского поста называют - Медовый Спас. В различных регионах Медовый Спас также называют Первый Спас, Маковый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, Маккавей.

Медовым Спас называют потому, что соты в ульях к середине августа заполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня. Мёд ели с хлебом или различными блюдами. Хозяйки пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

14 августа отмечается также день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник Макавей — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает.

Спасом на воде Медовый Спас именован в честь малого водосвятия. На Руси было принято совершать крестный ход на естественные водоёмы для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Также именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые.

После Медового Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода цветёт, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту, отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые. Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.

Поговорки и приметы Медового Спаса

  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
  • Паши под озимь, сей озимь.
  • На Маккавеи собирают мак.
  • Дождь на Маккавея — мало пожаров бывает.
  • Отцветают розы, падают хорошие росы.
  • С первого спаса и роса хороша.
  • На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
  • Пчела перестаёт носить медовую взятку.
  • Заламывай (подрезывай) соты.
  • Во что Маккавеи, в то и разговенье.
  • Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продавать.

Яблочный Спас

19 августа 2017 года Русская православная церковь почитает Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Народное название праздника - Великий Спас или Яблочный Спас. К празднованияю Яблочного Спаса были приурочены многочисленные народные обряды. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.

В народе в звисимости от региона Яблочный Спас называют также Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Преображение.

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

Поговорки и приметы Яблочного Спаса

  • Какой второй Спас, такой и январь.
  • Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.
  • Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
  • В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.
  • Встреча осени — Осенины.
  • На второй Спас освящают яблоки и мёд.
  • На второй Спас и нищий яблочко съест.
  • До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
  • Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.
  • Когда ешь первое яблочко, «что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется».
  • Пришёл Спас — всему час.
  • Пришёл второй Спас, бери рукавицы про запас.
  • На второй Спас бери голицы про запас.
  • Со второго спаса засевай озими.
  • Если сев ржи придётся во время полуночного (северного) ветра, то — по примете — рожь выйдет крепче и крупнее зерном.
  • Если при посеве ржи пойдёт дождик мелкий, как бисер, то это Бог об урожае весть подаёт; а если пойдёт ливень, то лучше и не продолжать сева, а скорее поворачивать оглобли домой.

Ореховый Спас


29 августа отмечается православный праздник, совершаемый Церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. А в народе 29 августа называли Ореховый Спас. В различных регионах праздник получил таки названия как: Хлебный Спас, Спас на холстах, Спас на полотне, Холщовый спас, Посевы, Досевки.

На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба. Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили Спас - в достатке хлеба у нас, Третий Спас хлеба припас. От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов. Для праздничного стола хозяйки готовили выпечку и другие блюда с орехами. В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья. На Третий Спас устраивали ярмарки, торговали холсты и полотно, поэтому Сапс называют еще и Холщевым.


На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. В народе Спас считали днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю перед Спасом, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после Спаса - осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная. Отлет аистов свидетельствовал о приближении зимы, а присказки напоминали Пришел Спас - и лето от нас, Спас - бери рукавицы в запас.

Поговорки и приметы Орехового Спаса

  • Третий Спас хлеба припас.
  • Хорош Третий Спас — зимой будет квас.
  • Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
  • Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
  • Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
  • Отлёт ласточек.
  • Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
  • Во что Евдокеи, в то и третий Спас.
  • Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.

В августе есть три праздника в честь Спасителя, которые так и называются – Спасами. Первый Спас отмечают 14 августа, по-народному называется «на воде», второй – 19 августа, «на горе», и третий – 29 августа.Второй Спас, отмечаемый в день Преображения Господня, в народе называется Яблочным Спасом. Почему Второй Спас называется Яблочным







Другие названия праздника




Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа




История праздника




В августе есть три праздника в честь Спасителя, которые так и называются – Спасами. Первый Спас отмечают 14 августа, по-народному называется «на воде», второй – 19 августа, «на горе», и третий – 29 августа, «на полотне».

Яблочный спас

Второй Спас, отмечаемый в день Преображения Господня, в народе называется Яблочным Спасом.

Почему Второй Спас называется Яблочным

Яблочный Спас – народное название праздника Преображения Господня. К нему приурочено множество народных обрядов. Прежде всего, Яблочный Спас означает наступление осени, преображение природы. Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды, кроме огурцов. 19 августа их освещали в церкви, после чего уже все фрукты разрешалось употреблять в пищу. После освящения часть принесенных фруктов нужно выдать притчу, а остальные отнести в дом, где ими разговляются.

Считается, что если родители до Второго Спаса не едят яблок, то на том свете их детям раздают гостинцы, среди которых – райские яблоки. А тем детям, родители которых пробовали яблоки – не раздают. Поэтому многие родители, особенно похоронившие детей, считают грехом есть яблоки до этого праздника. Матери, потерявшие детей, утром на Яблочный Спас несут в храм несколько яблок, освящают, а после относят на могилки умерших детей. Если могила далеко, освещенное яблоко можно положить на любую детскую могилку или оставить в храме. Раньше часто освященные яблоки несли на кладбища, чтобы положить всем умершим родственникам.

Также существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется.

С этого дня в садах наступает горячая пора, яблоки заготавливаются впрок по множеству рецептов: их и сушат, и консервируют, и замачивают. Во время праздника также нужно готовить множество блюд с яблоками, запекать в печи или духовке с медом, делать пироги. Спасовские яблоки давали нищим и больным.

В этот же день начинается массовое употребление гороха, иногда даже устраивался специальный «Горохов день». С Яблочного спаса и праздника Преображения начиналась жатва яровых и посев озимых (ржи). Знахари старались заготовить до этого дня лекарственные травы, гуцулы не выносили на улицу огонь, на Закарпатье в этом день огонь не одалживали.

Приурочивались к празднику массовые народные гуляния и ярмарки.

По народным приметам, после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее. Этот праздник также является встречей осени. «Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас».

Другие названия праздника

У Второго, Яблочного Спаса имеются и другие народные названия – например, Праздник первых плодов, Средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Вторая встреча осени, Преображение. Русской православной церковью в этот день почитается Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа.

Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа

В Евангелиях описано таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Господа. Оно произошло на горе перед тремя ближайшими учениками Иисуса Христа во время молитвы. Об этом событии сообщают все евангелисты, за исключением Иоанна.

Православное празднование проходит 19 августа, а если по юлианскому календарю – то 6 августа. В Католической церкви празднуется также 6 августа, или переносится на следующее за этим днем воскресенье. Армянская Апостольская Церковь считает этот праздник переходящим от 28 июня до 1 августа.

Традиционным местом Преображения Господня называется гора в Галилее под названием Фавор. Однако имеется версия, что местом Преображения являлся отрог горы Хермон, находящейся в окрестностях Кесарии Филипповой.

В Евангелиях описано, что Иисус поднялся с Петром, Иаковом и Иоанном на гору помолиться, и во время молитвы преобразился. Лицо Его просияло как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. И явились два пророка из Ветхого завета, Илия и Моисей, и беседовали со Спасителем об Исходе. Он запретил говорить об увиденном своим ученикам, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

История праздника

Праздник отмечался в Палестине с IV века, с того времени, когда императрицей Еленой на горе Фавор был построен храм Преображения. На Востоке упоминания о празднике относятся к V веку.

Евангельские тексты говорят, что это событие случилось в феврале, за 40 дней до Пасхи, однако Православной церковью празднование было перенесено на 6 (19) августа – чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. А на 40-й день после Преображения всегда проходит праздник Воздвижения Креста Господня.

Во Франции и Испании праздник совершался с VII века, но в католической церкви он был установлен папой Каликстом III в 1456 году.

В Православной церкви праздник принадлежит к двунадесятым великим праздникам, совершается литургия, читаются паримии, поется канон. Цвет богослужебных одежд – белый. Праздник приходится на Успенский пост, который ранее был почти равен Великому.

На Руси Яблочный Спас был одним из самых отмечаемых праздников. Вечером крестьяне наблюдали заходы солнца, и когда оно касалось горизонта – начинались песнопения.

В южных районах освящали и пробовали не яблоки, а первый виноград. Или все фрукты, какие есть.


Обряды и приметы на Яблочный Спас

Яблочный Спас называется еще «первыми осенинами» – встречей осени. Вечером, провожая закат солнца, провожали и лето. «Пришел яблочный спас – ушло лето от нас».

Также считается, что он напоминает о том, как необходимо духовное преображение. В этот день сначала угощали яблоками родных, близких, сирот, неимущих, поминали уснувших вечным сном предков – и только потом ели сами.

С этим праздником связаны многие приметы и обычаи. В старину люди считали их важными для здоровья и благополучия всей семьи. Например, собранными с огорода плодами угощали нищих – чтобы на следующий год собрать отменный урожай.

Еще есть примета, что если в день Второго Спаса стоит жара, то в январе будет мало снега, а если идет дождь – то зима будет снежной.

Есть и другая интересная примета: если в этот праздник на руку дважды сядет муха, то человека ожидает успех. В этот праздник нужно быть терпеливым даже к мухам и не прогонять их, чтобы не спугнуть удачу.


По словам археологов, даже пещерные люди употребляли в пищу яблоки. В Древнем Риме было известно 23 сорта яблок, а благодаря римским солдатам яблоки попали и в Европу. Сейчас яблони – наиболее популярные фруктовые деревья в мире.

Яблоки можно использовать в огромном количестве блюд, на них производятся даже водка с сидром, не говоря уже о вареньях, десертах, салатах, компотах, пирогах, тортах, соусах. С яблоками запекаются утки, тушится мясо.

Согласно физиологическим нормам, человек должен употреблять около 50 килограмм яблок в год, из них 40% – в виде соков. В яблоках есть почти все вещества, которые необходимы организму: кальций, магний, фосфор, калий, натрий, железо, витамины С, Е, РР, В1, В2, В6, фолиевая кислота, каротин. Они легко усваиваются и их сочетания для людей оптимальны.

Не зря англичане говорят: «Яблоко в день – и доктор не понадобится». А еще лучше – два-три яблока. Эти удивительные плоды помогут поддерживать организму прекрасное здоровье.