Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Удивительные камни»

Выполнила воспитатель старшей группы

МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 205

Бандина Е.С.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Формировать умение классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).
  2. Нацелить на поисковую и творческую деятельность.
  3. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную, тактильную и мышечную память;
  4. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
  5. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
  6. Упражнять в умении анализировать, развивать логическое мышление.
  7. Воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие (в соответствии с ФГОС)

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение художественных произведений о камнях Н.А.Рыжова “О чем шептались камушки”, рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест). Создание и рассматривание альбома «Драгоценные камни», создание коллекции камней.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: сундучок ощущений, набор схем-рисунков, шапка магистра, наборы камней (3-4 шт. на каждого ребенка разной фактуры, размера, цвета), лимонный сок, пипетка, деревянный брусок, магниты, магнитная доска, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, поднос с песком.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня утром я получила необычное письмо. Адрес отправителя тоже загадочный - Горная Страна. Гномы. Но ещё больше я растерялась, когда открыла конверт - в нём нет ни одного слова, одни лишь непонятные схемы. А вы, ребята, ничего необычного в группе не замечали? Ведь, я думаю, не зря на моём послании этот знак. (нарисована шкатулка ). Давайте внимательно осмотрим всё вокруг. (Дети находят шкатулку).

Кто из вас, ребята, знает, кто такие Гномы? (подземные жители, маленькие человечки)

Чем они занимаются? (добывают драгоценные камни)

Как вы думаете, что может в шкатулке находиться? (Ответы детей. )

Воспитатель: Сейчас каждый из вас на ощупь попытается определить содержимое этой шкатулки. Так что же в шкатулке?

Дети: В шкатулке находятся камни.

Воспитатель: Верно, это - камни. А где можно найти камни? Интересно, с какой целью Гномы нам послали эти камни и схемы? (Предположения детей )

Не просто так шкатулка здесь,

И в том есть один секрет:

В шкатулке этой камни есть,

Что излучают свет!

Один, как мамины глаза,

Прозрачно- голубой; (достает и шкатулки )

Как виноградная лоза,

Зелёненький - другой. (достает из шкатулки )

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?! (достает из шкатулки )

Я предлагаю, детки, их

Вам рассмотреть сейчас.

Ребята, а что вы знаете о камнях? (ответы детей ). Не очень много вы о них знаете.

А хотите узнать больше? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Для работы в лаборатории, необходимо знать некоторые правила поведения: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Вы помните, что это за помощники? Глаза нам для чего?

Дети: Чтобы смотреть.

Воспитатель: Руки нам зачем?

Дети: Чтобы трогать, щупать.

Воспитатель: А уши?

Дети: Чтобы слушать.

Воспитатель: Гномы разрешили рассмотреть нам их коллекцию камней, какими они бывают.

Опыт № 1 . Определение цвета, формы и размера.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.

Покажите мне самый большой ваш камень.

Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.

Все ли камни одинакового размера?

Воспитатель: Так что мы можем сказать про камни? Какие они могут быть? (камни бывают разными по цвету, форме и размеру.)

(На магнитную доску вывешивается первая схема) .

Вот теперь понятно, про что эта схема.

Опыт № 2. Определение характера поверхности.

Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.

А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.) Так какие камни бывают на ощупь? Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми (на доску вывешивается вторая схема). Посмотрите, гномы так и нарисовали.

Опыт № 3. Определение твёрдости.

В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.

Что произошло с пластилином? Почему?

А с камнем? Почему?

А как вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).

Воспитатель: А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает - не получается) . Гвоздь гнется, но не вбивается.

Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Что мы можем сказать про камень, он какой?

Вывод: Камень твёрдый, прочный. (третья схема)

Опыт № 4. Определение температуры.

Ребята, положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу?

Наша кожа может быстро определять температуру.

Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.

Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Вывод: камни имеют разную температуру. (четвертая схема)

Как можно согреть холодный камень?

Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.

Дыхательная гимнастика : Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.

Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3 раза)

Опыт № 5. Плавучесть.

Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)

Как это можно проверить?

Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)

Достают камень из воды, вытирают его салфеткой

- Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?

Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые. (пятая схема)

Опыт № 6. Камни издают звуки.

Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

А сейчас, ребята, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?

(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)

Вывод: камни могут издавать звуки. (шестая схема)

Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.

Как называется этот прибор? (Лупа.)

Для чего же он нужен ? (Увеличивать изображение.)

Посмотрите на свои ладошки. Что вы видите?

А теперь посмотрите на них через лупу. Что вы видите сейчас?

Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ними то же самое.

Что интересного вы увидели? (Ответы детей)

Вывод: у камней есть трещинки, песчинки, крапинки. (седьмая схема)

Молодцы, вы очень внимательные!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Вы теперь настоящие ученые, и можете прочесть послание гномов о свойствах камней. Только читать мы будем по одной страничке и читать будет тот, на ком одета шапка магистра (Дети по очереди делают вывод обо всех проделанных опытах). Давайте выложим на песке узоры из камней. Может быть ночью, когда детский сад будет пуст, гномы вновь вернутся сюда и будут очень рады такому подарку.


Разделы: Работа с дошкольниками

1. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.

Кто и как считает и измеряет время.

Цель: Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.

Материал: Игрушка Чебурашка; плетень, петушок. Макет солнечных часов, водяных, будильник, ширма. Магнитофон.

Воспитатель (В): – Тихо-тихо, не шумите, только ушки навострите. Что вы слышите сейчас?

Кто день не спит?
И ночь не спит?
А все стучит, стучит, стучит?
И стук у них все в такт, да в такт
Тик-так, тик-так?

(Звенит будильник)

– Ребята, что это может звенеть? А у кого дома есть будильник? А зачем он нужен?

В. – Мне кажется, что здесь кто-то прячется. Кто это?

Чебурашка (Чеб) – Ой, ой, ой! Раззвенелись, расшумелись, спать не дают.

В. – А за чем ты тут прячешься?

Чеб. – Я пришел к вам отдохнуть, а то крокодил Гена заставляет меня все делать по часам. То надо вовремя проснуться, то поесть, то заниматься.

А у вас, наверное, делай, что хочешь и когда хочешь?

В. – Ребята, а вы согласны с Чебурашкой?

А какой предмет нам помогает делать все вовремя?

Без часов, как без рук. Часы – это прибор для измерения времени.

А часы, которые разбудили, называются – будильник.

Чеб. – Эх, хорошо бы было, если б исчезли все будильники. Раз и нету.

В. – Дети, а что будет, если исчезнут все будильники? Начнётся беспорядок. А, кроме того, есть другие часы. Они не звонят, но тоже показывают время. Посмотрите, а где у нас в группе часы? Они висят на стене, поэтому называются – настенные часы. А вот у меня на руке наручные часы. А часы, которые носят в кармане, называются карманные. А ещё есть часы для игр, они какие? Игрушечные.

Чеб. – Да, но ведь наверно было время, когда не было часов?

В. Ребята, а как вы думаете, всегда ли были часы? А как же измеряли время, когда не было часов? Чтобы это узнать, нужно заглянуть в прошлое, лет на 500 назад. У меня есть волшебные часы, если их стрелки перевести назад, то можно попасть в прошлое и узнать, как люди измеряли время.

– Приготовьтесь, не шалите и тихонечко сидите. Начинаю колдовать.

Раз-два-три-четыре-пять!

Посмотрите-ка, деревня! А где же здесь часы? Кто будил людей по утрам?

Да вот же, часы на заборе сидят. Кто из вас помнит стихотворение о петушке? (Петушок-золотой гребешок).

– Как будет петушок людей? Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь люди добрые, на работу пора.

А можно ли точное время определить по петушку?

А что случится, если ночью упадет петушок с жердочки и закричит во все горло?

– А если лиса унесет петушка, кто разбудит людей? И решили люди другие часы придумать. Они могли время и днем, и ночью показывать. Про такие часы говорят: <<В них время течет>>.

Смотри, Чебурашка, как они устроены. (Показ макета) (Сосуд с дырочкой у дна. На стенке сделаны черточки, которые показывают время. Вода вытекает из сосуда, время уходило). Часы такие работали от воды, а значит, назывались как?

Чеб. – Ура! Мне нравятся такие часы, заводить их не надо, бежит и бежит водичка.

В. – А всегда ли в таких часах будет водичка бежать? Как только вода вся выбежит, надо новую налить, т.е. завести водяные часы.

Чеб. – Заводите их поскорей, я гулять с ними пойду.

В. – Зимой на улице твои часы остановятся. А как вы думаете, почему?

Чеб. – То нельзя, это нельзя. Скучно с вами!

В. – А хочешь, чтобы не скучать, мы научим тебя играть.

Физическая пауза:

Часы нам время измеряют. (Дети стоят)

Стоят на месте, но шагают. (Шагают на месте)

Шагают часики все в такт.

Тик-так, тик-так, тик-так. (Наклоны головы)

И стрелки вертятся вперед. (Круговые движения руками)

За часом час, за годом год.

Чеб. – А как еще узнать время без часов?

В. - По солнцу. Такие часы работали от солнца, а значит, назывались как?

А придумали такие часы в Древнем Риме.

Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой, оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время идти на покой.

И вот однажды заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу.

Как такие часы назывались?

А как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам?

Всегда ли мог человек ими воспользоваться? Летом мы сделаем такие часы на участке, а почему нельзя сделать такие часы зимой? Кто догадался?

А можно ли время остановить?

Можно остановить часы, но время было и будет всегда.

За утром наступит день, вечер, ночь и снова утро. За зимой придет весна, лето, осень и снова зима. Вы были маленькие, стали большие.

Время идет вперед. (Звучит музыка <<Бьют часы на старой башне>>)

Пора заканчивать наше путешествие во времени. Если хотите, то завтра мы отправимся в музей часов и обязательно возьмем Чебурашку.

А сейчас пришло время заняться другими делами.

2. Конспект занятия по познавательному развитию

Мир вокруг нас

Основы экологического воспитания.

Цель: Заложить основы экологического воспитания. Дать знания в области охраны природы. Активизировать познавательную деятельность в процессе общения с природой. Обогатить эмоционально-чувственную сферу ребенка. Формировать элементарные представления о целостности живой природы и человека.

Материалы к занятию: игрушка Старичок-лесовичок, бумажные муравьи, цветы, бабочка, иллюстрации деревьев. Изображение березок без листьев (один лист на 4 человека.)

Иллюстрации к рассказу: пожилой человек, мальчик, цветок, экскаватор, мотоцикл дом, гусеница, клумба с цветами.

Воспитатель (В) Ребята, я предлагаю отправиться в лес. Я заколдую нашу группу и она превратится в лесную полянку. Вы готовы? Раз, два, три, четыре, пять, начинаю колдовать.

Посмотрите, что за грозный старичок не пускает за порог?

Лесовичок (Лес) Я Старичок-лесовичок. Я к порядку привык. Я по лесу хожу за деревьями слежу, помогаю животным. В лес я вас не пущу.

Вы еще маленькие и порядков моих не знаете.

В. А ты, Лесовик, на нас не кричи, а о порядках своих расскажи.

Лес. Ладно, только сначала мои лесные загадки отгадайте.

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной. (Еж)

Чей домишко из иголок
На земле у старых ёлок? (Муравейник)

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом? (Белка)

Зимой спит, летом улья ворошит? (Медведь)

Если этих зверей в лесу встретите, вы их не пугайте, камнями и палками в них не кидайте. Мало их в лесу осталось.

В. Что ты, Старичок-лесовичок. Наши дети зверей обижать не будут.

Лес. Ну, ладно, идите, да под ноги смотрите!

В. А зачем под ноги смотреть?

Лес. А чтоб муравья или цветок какой-нибудь не раздавить.

В. Ребята, что- то я Лесовичка не поняла. А какая польза от муравьев?

Лес. Такая большая и не знаешь! Муравьи гусениц, тлю поедают. А не станет муравьев, гусеницы лес могут съесть.

В. Ну, а цветы, что их жалеть, вон их как много!

Лес. А ты у ребят спроси, может они знают? Запомните! Не станет цветов, Негде будет пчелкам нектар для меда собирать. Бабочкам отдохнуть будет не на чем. Пропадет красота. А без красоты сердце человека станет злым.

В. Пойдемте, ребята за Лесовичком.

Темным лесом, зеленым лугом
Мы шагаем друг за другом.
Чтоб муравьев не испугать
И цветы нам не помять
Надо ноги поднимать.

(Дети совместно с воспитателем, ходят по ковру, перешагивая цветы, и муравьев)

Посмотрите, какая красивая лужайка, как много здесь деревьев. А какая от деревьев польза? (Дети рассматривают иллюстрации различных деревьев )

Лес. Как, какая? А вы разве не знаете, откуда стол пришел?

В. Стол? Из магазина!

Лес. А вот и нет, стол из леса пришел. И все предметы из дерева. Если вырубить все деревья, то и вещи деревянные пропадут. Посмотрите, сколько вокруг вещей из дерева. Сможете их назвать?

В. Ребята, я только стол деревянный вижу. А какие еще предметы у нас из дерева? Ой, Лесовик, а что случилось с этими березками?

(Воспитатель показывает детям изображение березы без листьев )

Лес. Ой, беда, беда! Недоглядел я старый. Глупые мальчишки птиц распугали вот гусеницы и съели листочки.

В. Ну, не плачь, Лесовик, наши дети сейчас помогут ожить березкам.

(Дети подходят к столам и рисуют листочки путем примакивания, на заготовленных листах бумаги с изображением дерева без листьев.)

В. Ребята, смотрите, цветы!

(На полу разложены цветы из бумаги, дети рассматривают их и говорят названия этих цветов: мак, одуванчик, ромашка, василек)

На лужайке у реки
Собрались в кружок цветы,
Желтые, синие, белые, красивые.

В. Лесовик, а мы знаем, как растут цветы. Сейчас мы тебе покажем.

Вырос высокий цветок на поляне. (Руки вертикально, ладони друг к другу)

Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы, округлить их)

Всем лепесткам красоту и питанье (Движение пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки. (Ладони вниз тыльной стороной прижаты друг к другу, пальцы развести)

(Пальчиковая игра)

Лесовик, я хочу сорвать эти цветы.

Лес. Стойте! Стойте! Вам понравилось в моем лесу гулять, красоту наблюдать?

В. Понравилось!

Лес. Ну вот, а завтра сюда другие придут, а полянка будет пустая. Лучше послушайте,

Я расскажу вам историю, как один цветок вернул радость больному человеку.

(Р ассказ сопровождается показом иллюстраций)

В городе посереди двора, рядом с улицей и большими домами вырос красивый цветок.

Когда он только пророс из земли, он не знал, какие опасности его ждут. То мотоцикл промчится, окутывая его пылью, то дети песком обсыплют, то машины горьким дымом чихнут.

– Фу, какая гадость!

Только в себя пришел, пыль стряхнул. Новая опасность. Экскаватор землю начал копать.

– Ой, упаду! Ой, пропаду!

Махал цветок зелеными листочками, но удержался, не сломался. А тут вдруг на стебелек гусеница залезла.

– Спасите! Помогите!

Но никто его не замечал, и не слышал. Но однажды шел мальчишка, увидел цветок наклонился и прогнал гусеницу.

– Сорву я этот красивый цветок и подарю старичку, который живет в этом доме. Он болен, и гулять не может. Сидит у окна, да за больное сердце держится.

– Не надо! Пожалей меня – прошелестел цветок.

– Полей меня, подсыпь земли, и я одарю тебя.

Жалко стало мальчику цветок. Помог он цветку. Окреп цветок и дал много семян.

Посадил малыш семена в землю, полил их.

Проснулся однажды старый человек, подошел к окну и улыбнулся, отошла боль от сердца. Весь двор был в цветах.

И понял малыш главное правило жизни:

Поймаешь бабочку, и она умрет на ладони.

Сорвешь цветок, и он завянет.

Красоту надо видеть сердцем.

В. Спасибо! Мы запомнили с ребятами, как нужно вести себя в лесу. Зверей не пугать, деревья не ломать, цветы не рвать.

Лес. Ну, тогда вам пора возвращаться в детский сад, а мне в лес!

Задачи:

  1. Сформировать знания у детей о свойствах воды.
  2. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей.
  3. Познакомить детей стехникой рисования мыльными пузырями .
  4. Продолжать учить выявлять и разрешать проблемные ситуации, противоречия.
  5. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением мыльных пузырей ; загадывание загадок; подвижная игра « Надувайсяпузырь » , пальчиковая гимнастика «Замок», опыты с воздухом.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, коробка, письмо, бутылка воды, краски, мешочек, мыло туалетное детское, мыло жидкое детское, трубочки, салфетки, большие стаканы, тарелки, ложки, альбомные листы, разрезная радуга, сундук, следы.

Ход работы:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости, давайте поздороваемся!

Ребята, вы любите сказки? Хотите послушать?

Сегодня мы отправимся в одну чудесную сказку, а в каких героев вы хотели бы превратиться? (ответы детей)

Сегодня у нас в гостях сказочный герой.

На экране появляется Фея мыльных пузырей.

“В некотором царстве, в некотором государстве, в одном сказочном королевстве живет Фея мыльных пузырей. Всему свету дарит она свое волшебство. Взмахнет волшебной палочкой и по всему свету полетят мыльные пузыри. А вы умеете пускать мыльные пузыри? (Да, умеем.)

Сейчас проверим. Фея передала для вас подарок - мыльные пузыри. Только где же ее подарок? А как вы догадались (смотрят на коробку, на которой изображена фея) (смотрят в коробку, а там письмо)

Ой, ребята, что это в коробке? (ответы детей: письмо). А что могло случиться с подарком?

Давайте прочитаем письмо и может узнаем что случилось с подарком Феи?

Читаю письмо: «Дорогие ребята, я очень хотела вас порадовать и отправила вам мыльные пузыри, но вредный колдун украл ваш подарок и сказал, что вернет мыльные пузыри, только тогда, когда ребята выполнят его задания. Попробуйте выполнить его задания»

Ребята, попробуем справиться с заданиями колдуна? (ответы детей).

А на чем можно отправиться в сказочное путешествие? (ответы детей)

Давайте, поедем на поезде! Занимайте вагоны! Внимание, внимание, поезд отправляется в сказочную страну! (звучит музыка)

Ну вот мы и приехали в сказочную страну.

Посмотрите, следы, как вы думаете, чьи они? (ответы детей)

Может пойдем по следам?

Посмотрите, ребята, что это? (указываю на капельку). А вот и первое задание (написано на капельке) «Отгадайте загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Правильно, молодцы! Переворачиваю пузырь, а там нарисованная бутылка с водой.

Смотрите, ребята, какой-то мешочек. Как вы думаете, что нужно сделать? Читаю задание на мешочке. «Угадайте, что в мешочке, а помощником вам будут ваши руки. Кто скажет, что мы должны сделать? (ответы детей)

Трогают руками «Чудесный мешочек», что там, ребята, отгадали?

Ответы детей:мыло

А как вы узнали? (ответы детей)

Молодцы!

(На мольберте радуга разложенная в неправильном порядке.) «Соберите радугу!»

(выкладывают радугу в соответствие цветам радуги.

Пока дети выкладывают, ставлю коробку на пол.

Ребята, посмотрите, что это на нашем пути? (коробка)

А почему она опять оказалась здесь? (ответы детей)

А как узнать? (смотрят в коробку)

Дети находят в коробке бутылку воды, мыло, жидкое мыло и краски.

Итак, ребята, что вернул колдун? (ответы детей: воду, мыло, краски). А для чего нужны все эти предметы.(если не ответят, Можно ли сделать из этих предметов мыльные пузыри?)

Как вы думаете, мы все собрали или чего -то не хватает?(ответы детей)

Думаю, не хватает волшебных палочек.

Где же нам их найти.

Идут по следам.

Посмотрите, ребята, что это? (сундучок)

Но на нем висит замок. Как же нам его открыть? (ответы детей)

Ребята, а может быть вы помните пальчиковую гимнастику «Замок»?, давайте попробуем, вдруг откроется?

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Предлагаю ребенку попробовать открыть замок.

Ну вот ребята и замок на сундуке открылся, а что там?

Волшебные палочки (трубочки)

Ну что, ребята, мы собрали все необходимое для изготовления мыльных пузырей. Пора возвращаться в детский сад.

Ребята, посмотрите, как вы думаете, что это? (лаборатория)

Дети встают за столы, на столах тарелочки, стакан, ложечка, салфетка.

Ребята, посмотрите, что у вас на столах? (ответы детей)

Еще я вам раздам мыло, краски, которые нам вернул колдун и волшебные палочки.

Начнем?

Разливаю воду в стаканы.

Ребята, что у вас в стаканах? (вода)

А кто мне сможет описать какая вода?(прозрачная, без запаха…)

А теперь возьмем мыло и опустим его в воду. Что произошло с мылом? (ответы детей, растворилось)

Значит вода растворила мыло. Вода является растворителем.

Пробуем делать мыльные пузыри, не получается?

А давайте попробуем добавить жидкое мыло?

Теперь возьмем краску и добавим немного краски в воду. Как вы думаете, для чего?(ответы детей)

Что случилось с водой?(ответы детей)

Молодцы! Вода может окрашиваться.

А теперь, что нужно сделать, чтобы получить пузыри? (ответы детей)

Правильно, молодцы!

Но прежде, чем мы начнем с вами творить чудеса, предлагаю вспомнить правила как нужно выдувать воздух из палочки.

Делаем глубокий вдох через нос, и медленно выдуваем ртом.

(Дети делают мыльные пузыри).

Ребята, а чтобы у нас осталась память о сегодняшнем путешествии, предлагаю оставить пузыри на бумаге.

Как это сделать?

Выдуваем пузыри и аккуратно с помощью трубочки снимаем пузырь и переносим его на лист бумаги.

Итог:

Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

Что интересного вы узнали?

Что нужно для того, чтобы сделать мыльные пузыри?

А что вы можете рассказать о воде?

Вы хорошо сегодня потрудились, а теперь пора отдохнуть.

Разделы: Работа с дошкольниками

“Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел”.
К.А. Тимирязев

Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе, нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получится – писать…

Так в первом классе появляются дети, в которых до школы, часто непрофессионалами и негуманными приемами, успели частично “вложить” программу первого года обучения. Однако задача подготовки ребенка отнюдь не сводится к приобретению им заблаговременно тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены школьной программой. Намного важнее развивать у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Экспериментирование – это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Особенно важно экспериментирование при формировании основ естественно – научных и экологических понятий. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными: “Что я услышу – я забуду, что увижу – то запомню, что я сделаю – я пойму”. Это выражение отражает сущность восприятия окружающего мира дошкольником. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе опытов идет обогащение речевого запаса ребенка, накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Экспериментирование может использоваться в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с взрослым они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Нельзя не отметить положительного влияния исследований на эмоциональную сферу дошкольника, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет уровня двигательной активности. В процессе обучения исследовательская деятельность используется как во время занятий, так и во время прогулок. Детей надо стараться знакомить с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадаются в быту, в повседневной жизни “Рисунок 8”.

Ребенка нужно терпеливо обучать навыкам экспериментирования. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а так же индивидуальными способностями. Экспериментирование дает возможность дошкольнику прийти в школу адаптированным к социальному миру.

Конспект занятия по познавательному развитию “Свойства воды и воздуха” старший дошкольный возраст.

Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.

Задачи:

  • Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе;
  • Познакомить о свойствах воздуха и способами его обнаружения;
  • Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
  • Познакомить со свойствами воды;
  • Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
  • Расширять и активизировать словарь детей;
  • Прививать бережное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций “круговорот воды”, просмотр видеодиска на тему “Космос”, “Планеты солнечной системы”. Знакомство со словами: спутник, вселенная, кислород, углекислый газ, испарение, “водяной мир”.

Материал: Кукла “Пятачок”, нарисованное солнце, глобус, мяч, деревянный брусок, прозрачный стакан, салфетка, 2 куриных яйца, стакан с пресной водой, стакан с соленой водой, аудиозапись “Буги-Вуги”.

Материал на каждого ребенка: Стаканчик с водой, трубочка, ватный шарик на ниточке, полиэтиленовый пакет, мячик, лист тетрадный, камень.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришел Пятачок. Из какой он сказки? Они с Вини-Пухом спешили на день рождение к Ослику и потерялись.

Пятачок: Я что-то интересное решил подарить ослику Иа, попробуйте отгадать.

На ноге стоит одной,
Крутит – вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(Глобус).

– Расскажите, что вы знаете о глобусе? Это макет “Земли”.

А какие планеты солнечной системы вы еще знаете?

– Еще загадку отгадайте:

Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце).

– В какое время солнце светит? А “Солнце” это планета? (Звезда). Целый день солнце освещает землю, а к вечеру прячется, уходит по другую сторону Земли (на глобусе показать действие солнца, привлечь ребенка – солнышко). “Рисунок 6”.

– А что можно ночью увидеть на небе? (Объяснить, что луна – это спутник Земли, только планета Земля имеет его, у других планет нет Луны.)

Воспитатель: Пятачок тоже любит отгадывать загадки. Дети загадывают загадки:

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем…
(Воздух).

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы плыли корабли – жить нельзя нам без…
(Воды).

Воспитатель: Давайте расскажем Пятачку о воде и воздухе много интересного. Мы с вами будем учеными, будем исследовать воздух и воду.

– Чего больше на Земле, суши или воды? Почему? Как вы это определили?

Есть еще один огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывают “серебристые рыбы” – самолеты. Догадались?

– Это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на Земле.

– Подходите, к столу, мы с вами поговорим о воздухе.

Давайте проверим, можно без воздуха обходиться? Зажмите рот и нос. (Что чувствуете?). Для чего нам нужен воздух? Он невидимка, волшебник! Почему? (Прозрачный, через него все видно.)

Опыт с пакетами: “Ловим воздух” – воздух можно потрогать, поймать “Рисунок 10”.

Опыт с листком бумаги “Дует ветер” – воздух можно почувствовать.

– Теперь покажем Пяточку этот предмет (мяч). Удивительный мяч: в речке не тонет, высоко скачет, и играть с ним одно удовольствие. Что внутри мяча? (Воздух.)

Опыт с мячом “Сожми – разожми” – воздух, находящийся внутри предмета, не дает возможности сжиматься.

Опыт со стаканом воды и трубочкой “Выдуваем пузырьки” – воздух можно увидеть “Рисунок 1”.

– А сейчас мы будем фокусниками. Возьмите пушинки.

Игра – упражнение на дыхание “Кто выше”.

Расположим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно и медленно на шарик. У каждого шарик должен парить в воздухе, как можно дольше. Молодцы!

А теперь отдохнем немного – потанцуем.

Физкультминутка “Буги-вуги” под фонограмму .

– Пятачок, у нас есть волшебный сундучок, а что же там? Ребенок на ощупь определяет камень и деревянный брусок. Наш гость хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах?

– Возьмите в руки камень, сожмите его. Расскажите, что вы чувствуете???

А воздух можно сжать в кулак? Какой вывод можно сделать? (Воздух – не твердое тело.) Сравните камень и деревянный брусок. (Ответы детей.). Давайте опустим в воду камень и брусок, что произошло? (пузырьки поднялись при погружении камня, а деревянный брусок не тонет, плавает на поверхности воды). Почему? (Ответы детей.) “Рисунок 3”.

– А сейчас мы покажем Пятачку, что значит “Выйти сухим из воды”. Возможно, ли опустить стакан в воду и не намочить салфетку, которая находится на дне стакана? Сейчас мы это проверим “Рисунок 2”.

Я кладу на дно стакана сухую салфетку, больше в стакане ничего нет. Проверяйте. Переворачиваю стакан вверх дном, осторожно погружаю его в воду, опуская стакан до самого дна. Теперь поднимем его, протрем его снаружи и проверим, намокла ли салфетка? (Не намокла, потому что воздух в стакане не пустил воду внутрь стакана – воздух есть везде.) Молодцы.

– Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему? Деревья и растения работают как пылесос. Они очищают воздух. Зеленые листья забирают, всасывают пыль, грязь и углекислый газ из воздуха. Чем больше растений во круг, тем чище воздух, тем он полезен для человека и его здоровья.

Расскажите Пятачку круговорот воздуха в природе. (Люди и животные выдыхают углекислый газ, а растения и деревья его забирают и выделяют кислород, которым дышит все живое на земле.)

– А вот Пятачок еще интересуется водой. Расскажите, что вы знаете о воде. (Ответы детей.) “Рисунок 4”, “Рисунок 9”.

А как вода появляется на земле? (Круговорот воды в природе – солнце нагревает водоемы и землю, вода испаряется и превращается в невидимый “водяной пар”. Этот пар поднимается в небо и пары воды превращаются в капельки воды, которые образуют облака. Из облака выпадают осадки. Дождь, снег или град падает на землю и опять под воздействием солнца образуется пар.) Давайте покажем сказочному герою доказательства этого опыта. Вчера мы с вами налили холодную воду в миску, закрыли полиэтиленовой крышкой и поставили в теплое место. Что на крышке образовалось. Капельки воды – это испаряется вода под воздействием теплого воздуха и поднимается вверх пар. Умницы.

– Давайте проведем еще один эксперимент. Возьмем 2 кружки и 2 яйца. В 1 – наливаем простую воду, в другую – воду и 5 чайных ложек соли, размешать, чтобы соль растворилась. В кружки кладем яйца. Что произошло? Почему?

Вывод: в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли “Рисунок 5”.

Теперь Пятачок многое знает и умеет. Он отправятся в свою сказку, и расскажет своим друзьям о воде и воздухе. А вам за ваши знания и умения приготовлены подарки – воздушные шарики!!!

Итог занятия: Ученые, что мы с вами сегодня исследовали? Что вам понравилось? Какими свойствами обладают вода, воздух? А без чего нам не прожить? Как вы думаете, что важнее для человека? (Воздух и вода не отделимы друг от друга.)

Литература:

  1. Комиссарова, Е.В, Жукова, В.А, Степанцова, Е.В, Новикова, Н.В. Большая энциклопедия почемучек [Текст] : Е.В. Комиссарова. – М.: ООО Изд-тво РОСМЭН – ПРЕСС, 2001. – 200 с.
  2. А.И. Иванова , Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. [Текст] : А.И. Иванова. – Изд-во ИПК; Новокузнецк, 1999. – 205 с.

Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7


Рис. 8


Рис. 9


Рис.10

Людмила Харченко

Цель : расширять нравственные знания детей о жизненных ситуациях, способствовать эмоциональному переживанию полученных знаний; повышать статус нравственности в поведении и отношениях с окружающими; воспитывать этическую культуру детей, уважение, доброжелательность .

Задачи :

- Образовательная : Учить передавать чувства через ласковые, добрые слова . Формировать позитивное отношение к сверстникам у детей 5-6 лет. Учить детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей.

- Развивающие : Развивать умение слушать и понимать других, умение сотрудничать, взаимодействовать друг с другом. Развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру, расширить представления о доброте .

- Воспитательные : Воспитывать потребность в дружеских отношениях, чувство доверия, сплоченности.

- Речевые : Совершенствовать умение выражать свои мысли грамматически правильно, точно.

Ход занятия:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад почтальон вручил мне письмо, от Доброго волшебника . Давайте его откроем и посмотрим что,же пишет нам Добрый волшебник . Ребята, это стихотворение.

Послушайте!

Доброта нужна всем людям ,

Пусть побольше добрых будет .

Говорят не зря при встрече

«Добрый день » и «Добрый вечер » .

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час » .

Доброта - она от века

Украшенье человека…

Воспитатель : - Дети, сегодня мы с вами поговорим о добрых делах ,о том что мы можем хорошего совершить для своих друзей или близких взрослых.

Давайте встанем все вместе в круг и скажем :

Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны)

Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки)

Очень рад вас видеть я! (Раскачивают руками)

Воспитатель : Мы поздоровались, а значит, пожелали здоровья, проявили доброжелательность , уважение, вежливость к себе и своим друзьям.

Доброта - это слово особенное. Ведь в давние времена, это слово произносили мягко доброта . Это добро тебе , добро от тебя . А как это верно!

Ребята, вы произносили слово «добрый » , то вы о ком или о чем подумали? (о человеке, поступке, вечере, дне)

А если добрый человек , значит, он какой? (заботливый, внимательный, добродушный .)

А недобрый человек , значит, он какой? (злой, грубый, равнодушный.)

Воспитатель :

А как вы думаете, доброту можно потрогать ? (ответы)

- Доброта имеет ли запах , вкус? (ответы)

А как можно доброту увидеть ? И где? (в поступках, чувствах, действиях, делах.)

А сейчас я попрошу вас сесть в круг, - это наш круг общения. Сейчас мы с вами покажем, как мы умеем общаться, т. е. красиво сидеть и спокойно разговаривать. Послушайте рассказ о доброте .

«Добрый поступок » .

Жил-был беспокойный утенок. Однажды он спросил у своей мамы : «А что такое доброта «Ты еще маленький. Подрастешь – узнаешь» - сказала мама. Но утенок был нетерпеливый. Он хотел поскорее узнать ответ и отправился в путь. По дороге он встретил девочку. Она пыталась достать шарик, повисший на дереве. «Утенок, помоги мне, пожалуйста, достать шарик» , - попросила девочка. «Мне некогда, - сказал утенок, - я хочу поскорее узнать, что такое доброта ». «А я знаю, что такое доброта . Мне мама часто рассказывает про добрых людей » - ответила девочка. «Расскажи мне тоже» - попросил утенок. «Сначала достань шарик» - сказала девочка. Утенок взлетел и достал шарик. «Вот ты и сделал доброе дело . Это и есть доброта ». «Так просто?» - удивился утенок.

А как думаете вы, что такое доброта ? (это добрые дела и поступки , забота о благе других)

Расскажите, как поступают добрые люди ? (ответы детей)

Твой папа пришел уставший с работы. Если ты добрый , что ты сделаешь? (ответы детей)

-Старенькая бабушка попросила помочь ей. Если ты добрый , что ты сделаешь? (ответы детей)

Мальчик бросает в собаку камнями. Если добрый ты , что сделаешь? (ответы детей)

Друг упал и поранил ногу. Если добрый ты , что сделаешь? (ответы детей)

Птичкам голодно и холодно. Если добрый ты , что сделаешь? (ответы детей)

Молодцы ребята.

А сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Вежливо – невежливо» . Если поступок вежливый – вы хлопаете в ладоши, если нет – вы топаете ногами. Будьте внимательны!

Поздороваться при встрече – (вежливо)

Толкнуть, не извинившись – (невежливо)

Помочь подняться, поднять упавшую вещь - …

Сказать спасибо и пожалуйста - …

Повернуться к собеседнику спиной - …

Нагрубить товарищу, толкнуть, ударить его - …

Сказать ласковое, доброе слово - …

Пожелать доброго пути - …

Расскажите, какие добрые дела вы уже научились делать? (поливать цветы, вытирать пыль с игрушек, завязывать друг другу шарфы, сервировать стол)

Ребята, о доброте в народе сложено много пословиц и поговорок. Я знаю : «Доброе слово , что ясный день» . Как вы понимаете эту пословицу? (Скажешь что-то или сделаешь доброе и хорошее , становится всем очень хорошо, как в ясный, солнечный день). А какие пословицы знаете вы (дети передают мяч и называют пословицы) .


1. Доброму слову – добрый ответ .

2. Добрый человек придет , словно свет принесет.

3. Не одежда красит человека, а его добрые дела .

4. Худо тому, кто добра не делает никому .

5. Добро не умирает , а зло пропадает.

6. Доброе дело веками помнится.

7. Добро помни , а зло забывай.

А что вам подсказывает обратить внимание и сделать доброе дело ? (Сердце подсказывает) .

Значит у вас доброе сердце .

Воспитатель :

Наше занятие подходит к концу . Но прежде чем расстаться, я хочу вам предложить поиграть еще в одну игру.

Игра «Похвали не себя, а своего соседа» . Только сначала подумайте, за что его можно похвалить, а потом поднимите руку, а вы похвалите его (дети хвалят своего соседа) .

Воспитатель :

А теперь ребята, давайте с вами вспомним. О чем мы с вами говорили?

Легко ли быть добрым ?

Как можно проявить доброту ?

Воспитатель :

Молодцы! Какие вы дружные и добрые ребята : не про себя говорили, а смогли увидеть хорошие качества друг друга и оценить их.

А в заключении послушайте стихотворение :

Добрые люди , ничто нас не остудит,

И не захлопнуть распахнутых дверей!

Добрыми будем , и мир добрее будет ,

Добрыми будем , и будет жизнь добрей !

Воспитатель :

На память о нашем занятии получите «Сердечки» (воспитатель дарит сердечки детям) .


Публикации по теме:

Задачи: 1. Способствовать формированию представлений о семье, родственных отношениях; о семье, как о людях, которые живут вместе 2. Уточнить.

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе Цель: Развитие познавательных интересов детей, формирование познавательных действий развитие творческой активности. Приоритетные образовательные.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель:систематизировать знания детей об осени. Задачи: Образовательные: закреплять умение выделять отличительные признаки осени, грибов,.

Цель: воспитывать в детях маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом. Задачи: - расширять и углублять.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Есть в мире места волшебные» Воспитатель: Дети, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними, правильно и красиво (дети говорят «здравствуйте») - А.

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «В мире комнатных растений» Цель: Расширять представления детей о комнатных растениях. Программное содержание: -Познакомить детей с понятием «комнатное растение» -Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В мире музыкальных инструментов» Цель:Расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов. Задачи: 1. Познакомить детей с музыкальными инструментами. 2.

Цель: продолжать знакомить детей с народными играми, песнями, за кличками. Вызывать у детей интерес к фольклору. Практическое применение.

Конспект занятия для 2 младшей группы на тему: «Домашние животные» (с использованием ИКТ). 1. Образовательные цели: знакомить детей с домашними.

ООД в старшей группе на тему «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» Программные задачи: формировать представления детей о отличительных.

Библиотека изображений: