Анализ геометрической формы предметов. Тела вращения. Группа геометрических тел

Оборудование для ученика:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова §10, 11, 16, цветные карандаши.

    Правила выполнения чертежей геометрических тел.

    Последовательность чтения группы геометрических тел.

Закрепление материала

Работа по карточкам

Закрепление материала

Используя цветные карандаши, выполните задание по карточке.

Анализом геометрической формы-

Чертеж детали по двум данным видам

Оборудование для ученика:

инструменты,

ф А4, инструменты

Анализировать чертежи, давать точную словесную характеристику изображенного на чертеже предмета.


Получение аксонометрических проекций плоских фигур

Домашнее задание:

Повторить п. 7-7.2; завершить построение таблицы 1.

Оборудование для учеников:

учебник «Черчение» под ред. Ботвинникова А. Д., рабочая тетрадь, чертежные принадлежности.


Квадрат в диметрической проекции

Задание:

Построить квадрат в изометрической проекции


Треугольник в диметрии Треугольник в изометрии


Шестиугольник в диметрии и в изометрии

Задание:

Построить шестиугольник в изометрической проекции

Задание:

Аксонометрические проекции объемных тел

Оборудование для ученика:

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, тетрадь, инструменты.

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова стр. 49 таблица №2, §7-8.

Правила построения аксонометрических проекций. Способы построения объемной детали в изометрии.

Строить изображения в аксонометрии начиная с плоских фигур, лежащих в основании детали. Учить анализировать полученные изображения.

Задание на повторение:

Построить на горизонтальной плоскости проекции геометрическую фигуру.

Сумма (наращивание)

Отсечение

Задание на закрепление

Аксонометрическая проекция детали с цилиндрическими элементами

Оборудование для ученика:

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, тетрадь.

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова § 7-8.

Правила построения детали с кривой поверхностью. Общее понятие «аксонометрия детали».

Анализировать форму детали, полученное изображение.

Эллипс –

Овал -




Алгоритм построения овала

1. Построим изометрическую проекцию квадрата – ромб ABCD

2. Обозначим точки пересечения окружности с квадратом 1 2 3 4

3. Из вершины ромба (D ) проводим прямую до точки 4 (3). Получим отрезок D 4, который будет равен радиусу дуги R .

4. Проведем дугу, которая соединит точки 3 и 4 .

5. При пересечении отрезка В2 и АС получим точку О1.

При пересечении отрезка D 4 и АС получим точку О2.

6. Из полученных центров О1 и О2 проведем дуги R 1 , которые соединят точки 2 и 3, 4 и 1.

Закрепление нового материала

! работа в рабочей тетради

Выполнить изометрические проекции окружности параллельные фронтальной и профильной плоскостей проекции.

Чертеж и наглядное изображение детали

Оборудование для ученика:

Ф А4, инструменты, учебник

§12, калька

Анализировать форму детали, построить 3 вида детали и нанести размеры.

Технический рисунок

Оборудование для ученика:

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова§9 , принадлежности, тетрадь.

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова § 9

Правила выполнения технического рисунка и приемы выполнения детали.

Выполнять аксонометрические проекции с изображением плоских фигур. Выполнять технический рисунок.

Технический рисунок

Способы штриховки:

Закрепление материала

Выполните технический рисунок детали, два вида которой даны на рис. 62

Проекции вершин, ребер и граней предмета

Оборудование для ученика:

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, тетрадь, цветные карандаши.

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова §12, фА4, цветные карандаши.

Способы выделения точки на плоскости. Принципы построения ребер и граней.

Строить проекции точки и грани.

? Проблема

Что такое ребро?

Что называется вершиной предмета?

Что такое грань предмета?

Проекция точки

Практическая работа:

Расставьте буквенные обозначения проекций

точек на чертеже детали, отмеченных на наглядном изображении.



Графическая работа №9

Эскиз детали и технический рисунок

Оборудование для ученика:

Инструменты, миллиметровка, фА4, § 18

Что такое эскиз. Правила выполнения эскиза

Выполнить эскиз в необходимом количестве видов. По эскизу выполнить чертеж.

    Что называется эскизом ?

Закрепление материала

Задания для упражнений


Нанесение размеров с учетом формы предмета

Оборудование для ученика:

инструменты, учебник, тетрадь, калька.

Рис. 113 (1, 2, 3, 5, 8, 9)

Общее правило нанесения размеров на чертеже.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Устное упражнение



Практическая работа:

Вырезы и срезы на геометрических телах

Элементы деталей

    ШЛИЦ – паз в виде прорези или канавки на деталях машин. Например, прорезь в головке винта или шурупа, в которую вставляется конец отвертки при их завинчивании.

    ПАЗ – продолговатое углубление или отверстие на поверхности детали, ограниченное с боков параллельными плоскостями.

    ЛЫСКА – плоский срез с одной или с двух сторон цилиндрических, конических или сферических участков детали. Лыски предназначены для захвата гаечным ключом и др.

    ПРОТОЧКА - это кольцевая канавка на стержне, технологически необходимая для выхода резьбонарезанного инструмента при изготовлении детали или других целей.

    ПАЗ ШПОНОЧНЫЙ – прорезь в виде канавки, служащая для установки шпонки, которая передает вращение от вала к втулке и наоборот.

    ОТВЕРСТИЕ ЦЕНТРОВОЕ – элемент детали, служащий для уменьшения ее массы, подачи смазки к трущимся поверхностям, соединения деталей и др. Отверстия могут быть сквозными и глухими.

    ФАСКА – обточка на усеченный конус цилиндрической кромки детали.

Задание: Вместо цифр напишите названия элементов детали

Задание: Выполнить аксонометрическую проекцию детали


Практическая работа №7

«Чтение чертежей»

Оборудование для ученика:

Учебник, тетрадь, лист.

Миллиметровка, §17

Усвоить способы построения 3-х видов, анализ геометрической формы предмета, знать названия элементов детали.

Анализировать чертеж, определять размеры, давать точную словесную характеристику

Графический диктант

«Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию»

Оборудование для ученика:

Формат (тетрадь), инструменты

Инструменты, миллиметровка.

Правила выполнения эскизов

Определять необходимое и достаточное количество видов для данной детали. Выбирать главный вид. Проставлять размеры.

Вариант №1

Корпус представляет собой сочетание двух параллелепипедов, из которых меньший поставлен большим основанием в центре верхнего основания другого параллелепипеда. Через центры параллелепипедов вертикально проходит сквозное ступенчатое отверстие.

Общая высота детали 30 мм.

Высота нижнего параллелепипеда 10 мм, длина 70 мм, ширина 50 мм.

Второй параллелепипед имеет длину 50 мм, ширину 40 мм.

Диаметр нижней ступени отверстия 35 мм, высота 10 мм; диаметр второй ступени 20 мм.

Примечание:

Вариант № 2

Опора представляет собой прямоугольный параллелепипед, к левой (наименьшей) грани которого присоединен полуцилиндр, имеющий с параллелепипедом общее нижнее основание. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В основании детали находится сквозное отверстие призматической формы. Его ось совпадает на виде сверху с осью паза.

Высота параллелепипеда 30 мм, длина 65 мм, ширина 40 мм.

Высота полуцилиндра 15 мм, основание R 20 мм.

Ширина паза призматической формы 20 мм, глубина 15 мм.

Ширина отверстия 10 мм, длина 60 мм. Находится отверстие на расстоянии 15 мм от правой грани опоры.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 3

Корпус представляет собой сочетание квадратной призмы и усеченного конуса, который стоит большим основанием в центре верхнего основания призмы. Вдоль оси конуса проходит сквозное ступенчатое отверстие.

Общая высота детали 65 мм.

Высота призмы 15 мм, размер сторон основания 70x70 мм.

Высота конуса 50 мм, нижнее основание Ǿ 50 мм, верхнее - Ǿ 30 мм.

Диаметр нижней части отверстия 25 мм, высота 40 мм.

Диаметр верхней части отверстия 15 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 4

Втулка представляет собой сочетание двух цилиндров со ступенчатым сквозным отверстием, которое проходит вдоль оси детали.

Общая высота детали 60 мм.

Высота нижнего цилиндра 15 мм, основание Ǿ 70 мм.

Основание второго цилиндра Ǿ 45 мм.

Отверстие снизу Ǿ 50 мм, высота 8 мм.

Верхняя часть отверстия Ǿ 30 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 5

Основание представляет собой параллелепипед. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В пазу имеются два сквозных цилиндрических отверстия. Центры отверстий отстоят от торцов детали на расстоянии 25 мм.

Высота параллелепипеда 30 мм, длина 100 мм, ширина 50 мм.

Глубина паза 15 мм, ширина 30 мм.

Диаметры отверстий 20 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 6

Корпус представляет собой куб, вдоль вертикальной оси которого проходит сквозное отверстие: сверху полуконическое, а затем переходящее в ступенчатое цилиндрическое.

Ребро куба 60 мм.

Глубина отверстия полуконической формы 35 мм, верхнее основание Ǿ 40 мм, нижнее - Ǿ 20 мм.

Высота нижней ступени отверстия 20 мм, основание Ǿ 50 мм. Диаметр средней части отверстия 20 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант №7

Опора представляет собой сочетание параллелепипеда и усеченного конуса. Конус большим основанием поставлен в центре верхнего основания параллелепипеда. По центру меньших боковых граней параллелепипеда проходят два выреза призматической формы. Вдоль оси конуса просверлено сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 15 мм.

Общая высота детали 60 мм.

Высота параллелепипеда 15 мм, длина 90 мм, ширина 55 мм.

Диаметры оснований конуса 40 мм (нижнее) и 30 мм (верхнее).

Длина выреза призматической формы 20 мм, ширина 10 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 8

Корпус представляет собой полый прямоугольный параллелепипед. В центре верхнего и нижнего основания корпуса имеются два прилива конической формы. Через центры приливов проходит сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 10 мм.

Общая высота детали 59 мм.

Высота параллелепипеда 45 мм, длина 90 мм, ширина 40 мм. Толщина стенок параллелепипеда 10 мм.

Высота конусов по 7 мм, основания Ǿ 30 мм и Ǿ 20 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 9

Опора представляет собой сочетание двух цилиндров с одной общей осью. Вдоль оси проходит сквозное отверстие: сверху призматической формы с квадратным основанием, а затем цилиндрической формы.

Общая высота детали 50 мм.

Высота нижнего цилиндра 10 мм, основание Ǿ 70 мм. Диаметр основания второго цилиндра 30 мм.

Высота цилиндрического отверстия 25 мм, основание Ǿ 24 мм.

Сторона основания призматического отверстия 10 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Контрольная работа

Графическая работа №11

«Чертеж и наглядное изображение детали»

По аксонометрической проекции постройте чертеж детали в необходимом количестве видов в масштабе 1:1. Нанесите размеры.



Графическая работа №10

«Эскиз детали с элементами конструирования»

Оборудование для ученика:

инструменты, учебник, миллиметровка

Инструменты, миллиметровка.

Правила выполнения эскиза

Выполнить эскиз, правильно проставлять размеры


Выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.


Графическая работа №8

«Чертеж детали c преобразованием ее формы»

Оборудование для ученика:

инструменты, фА4, учебник

Инструменты, миллиметровка.

Выполнить чертеж

Общее понятие на преобразование формы. Связь чертежа с разметкой

Оборудование для ученика:

Учебник, тетрадь, миллиметровка, принадлежности

Учебник рис. 151 (познакомиться), фА4

Анализировать форму. Выполнить чертеж в ортогональном прямоугольном проецировании.

Графическая работа

Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)

Выполните технический рисунок детали, сделав вместо выступов, отмеченных стрелками, выемки такой же формы и размеров на том же месте.


Задание на логическое мышление

Тема «Оформление чертежей»


Тема «Чертежные инструменты и принадлежности»



Кроссворд «Проецирование»


1.Точка, из которой исходят проецирующие лучи при центральном проецировании.

2. То, что получается в результате моделирования.

3. Грань куба.

4. Изображение, получаемое при проецировании.

5. В данной аксонометрической проекции оси располагаются под углом 120° друг к другу.

6. По–гречески это слово означает «двойное измерение».

7. Вид сбоку лица, предмета.

8. Кривая, изометрическая проекция окружности.

9. Изображение на профильной плоскости проекций – это вид…

Ребус по теме «Вид»


Ребус


Тема «Развертки геометрических тел»


Кроссворд «Аксонометрия»

По вертикали:

    В переводе с французского языка «вид спереди».

    Понятие в черчении на чем получается проекция точки или предмета.

    Граница между половинками симметричной детали на чертеже.

    Геометрическое тело.

    Чертежный инструмент.

    В переводе с латинского языка «бросать, отбрасывать вперед».

    Геометрическое тело.

    Наука о графических изображениях.

    Единица измерения.

    В переводе с греческого языка «двойное измерение».

    В переводе с французского языка «вид сбоку».

    На чертеже « она» бывает толстой, тонкой, волнистой и т. д.

    Рабочая программа

    От «____» _________ 2014 Рабочая программа по черчению 8,9 классы Модифицированная на основе программы... отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях .) 1. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза...


Изометрическая проекция группы геометрических тел строится по выполненным чертежам графической работы ПЧ.05 (рисунок 20).

Рис. 20. Комплексный чертёж и изометрическая проекция группы геометрических тел

Выполнить аксонометрическую проекцию геометрических тел. Варианты задания приведены на рисунке 18 (графическая работа ПЧ.05).

Порядок выполнения

Задание выполняется на формате А3. Все линии сначала проводятся тонкими (толщиной от s/3 до s/2), а затем производится обводка. Толщина основной линии - s. На учебных чертежах сплошную основную толстую линию выполняют обычно толщиной s = 0,8…1 мм. Все надписи выполняются шрифтом.

  1. Начертить внутреннюю рамку и рамку основной надписи.

2. Вычертить оси изометрической проекции.

3. Построить основание каждого геометрического тела.

4. Выполнить объёмное изображение каждого геометрического тела.

5. Определить видимые и невидимые линии контуров геометрических тел.

  1. Произвести обводку чертежа.

Контрольные вопросы

1. Назовите виды аксонометрических проекций.

2. Как располагаются координатные оси в изометрии?

3. Каков коэффициент искажения в изометрии?

4. В какой последовательности строят проекции прямого кругового цилиндра в изометрии?

5. Чем отличается пирамида от призмы?

Графическая работа ПЧ.07

Третья проекция модели по двум заданным

Цель - получение навыков построения третьей проекции модели по двум заданным.

Теоретическое обоснование

Модели могут быть сплошными и полыми, с отверстиями, выемками и т.д. Пример наглядного изображения модели с отверстиями цилиндрической формы и её комплексный чертёж показаны на рисунке 21.

Рис. 21. Наглядное изображение и комплексный чертёж модели

При выполнении третьей проекции модели по двум заданным её проекциям необходимо увидеть полный образ модели (аксонометрическую проекцию) и применить правило проецирования точки, то есть построить комплексный чертёж модели (см. рис. 22).




Рис. 22. Комплексный чертёж модели

Построить третью проекцию модели. Варианты заданы на рисунке 23.

Порядок выполнения

Задание выполняется на формате А4. Все линии сначала проводятся тонкими (толщиной от s/3 до s/2), а затем производится обводка. Толщина основной линии - s. На учебных чертежах сплошную основную толстую линию выполняют обычно толщиной s = 0,8…1 мм. Все надписи выполняются шрифтом.

1. Начертить внутреннюю рамку и рамку основной надписи.

2. Провести оси для построения третьей проекции модели.

3. Вычертить три проекции модели.

4. Обозначить видимый и невидимый контуры модели.

5. Произвести обводку чертежа.

6. Нанести размеры согласно ГОСТ 2.307-68.

7. Заполнить основную надпись.

8. Провести самоконтроль чертежа.

Контрольные вопросы

1. Какое правило лежит в основе построения комплексного чертежа?

2. Какова последовательность построения третьей проекции по двум заданным?

3. С каких проекций модели берут размеры высоты и ширины при построении профильной проекции?

4. Допускается ли повторять размер одного и того же элемента на изображениях?

Графическая работа №3 – Группа геометрических телРисунок 3 - Образец листа графической работы 3

Рисунок 4 к листу 3Чертеж группы геометрических тел в трех видах выполняется на бумаге формата А3.Цель задания: изучить проецирование геометрических тел в прямоугольных проекциях. Ознакомиться с элементами геометрических тел (грань, ребро, вершина, высота, основание и т.д.). Освоить приемы проецирования точки на три плоскости проекций. Порядок выполнения листа. Образец показан на рис. 3. Варианты выбирают по табл. 2 и рис.4 а-д и 5.

Рисунок 5 - к листу 3На рис. 4, а - д. изображен вид сверху группы геометрических тел. Нужно определить, какие геометрические тела входят в данную группу. Найти на рис. 5 тела, соответствующие варианту.Перечертить четыре геометрических тела на формат по размерам (в двух проекциях). Найти недостающие проекции точек. Нанести размеры. Затем вычертить данную группу тел в трех видах.Графическая работа №4 – Пересечение тел плоскостямиНа двух листах формата А3 начертить карандашом комплексные чертежи и аксонометрические проекции призмы и конуса, усеченных проецирующими плоскостями.Построить развертки этих поверхностей. На комплексных чертежах нанести размеры призмы и конуса.Указания. При выполнении работы следует руководствоватьсясведениями, полученными при выполнении аналогичных упражнении на построение третьих проекций, аксонометрии и разверток цилиндра и пирамиды.При построении третьих проекций призмы и конуса рекомендуется пользоваться постоянной прямой чертежа, не строя координатных осей, или применять метод ординаты. Отсеченные части тел следует изображать тонкими сплошными линиями.Натуральную величину фигуры следует находить способом замены плоскостей проекций или способом совмещения. Для тренировки желательно применять на первом чертеже один способ, а на втором – другой.Линии штриховки в сечениях следует проводить под углом 45° к линиям рамки чертежа. Если линии штриховки при этом совпадают по направлению с линиями контура или осевыми, то вместо штриховки под углом 45° допускается выполнять штриховку под углами 30 или 60°.Вид аксонометрической проекции назначен с помощью известных обозначений: ПИ - прямоугольная изометрия, ПД - прямоугольная диметрия.Плоскость основания и плоскость фигуры сечения на развертке рекомендуется присоединить к развертке одной и той же грани призмы. Линии сгиба в соответствии с ГОСТ 2303-68 (СТ СЭВ 1178-78) следует изображать тонкими штрихпунктирными линиями с двумя точками.Рисунок 6

Рег.№ М - 18

инженерная графика

Методические указания к практическим занятиям

для студентов всех форм обучения

Специальности 080502(1) - Экономика и управление

на предприятии машиностроения

080502(7) - Экономика и управление
на предприятии транспорта

220501 - Управление качеством

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

СОСТАВИТЕЛЬ

канд. техн. наук, доц. Э.В. Вюльфинг

РЕЦЕНЗЕНТ

канд. экон. наук, проф. В.Г. Лебедев

Подготовлено на кафедре

инженерных наук и технологий

Одобрено научно-методическим советом университета

представленного составителем

ã СПбГИЭУ, 2008


ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 4

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Ортогональные и аксонометрические проекции точек.................. 5

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Решение метрических и позиционных задач.................................... 9

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Аксонометрическая проекция детали с вырезом........................... 16

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Построение третьего вида детали по двум заданным................... 22

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Вычерчивание трёх видов детали с необходимыми размерами по ортогональной изометрии её......................................................................................... 32

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Резьбовые соединения........................................................................ 37

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Деталирование..................................................................................... 49

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ 89

Приложение 1. Таблица для выбора номера варианта задания

практического занятия………………..……….…98

ВВЕДЕНИЕ

Практические занятия по дисциплине «Инженерная графика» способствуют усвоению и закреплению студентами теоретических знаний, полученных из лекционного курса и рекомендуемой литературы.

Рабочей программой дисциплины «Инженерная графика» предусмотрено выполнение студентами всех форм обучения специальностей 220501; 080502(1); 080502(7) следующих графических работ:

1. Ортогональные и аксонометрические проекции точек.

2. Решение метрических и позиционных задач.



3. Аксонометрическая проекция детали с вырезом.

4. Построение третьего вида детали по двум заданным.

5. Вычерчивание трёх видов детали с необходимыми разрезами по ортогональной изометрии её.

6. Резьбовые соединения.

7. Деталирование.

Помимо методических указаний к практическим занятиям, приведённым ниже, при подготовке к занятиям и при их выполнении рекомендуется использование лекционного курса и рекомендуемой литературы.

Задания для каждой графической работы, выполняемой на практических занятиях в аудитории и дома, составлены в 18 вариантах. Номер варианта задания определяется по таблице, приведенной в Приложении 1.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Ортогональные и аксонометрические проекции точек

Цель занятия. Изучение основных правил оформления и выполнения чертежей машиностроительных деталей методом параллельного ортогонального проецирования.

Исходные данные. Цель данного занятия достигается при условии выполнения требований, установленных единой системой конструкторской документации машиностроения (ЕСКД) в виде государственных стандартов, действующих на 1.06.2001:

ГОСТ 2.301-68 – на форматы;

ГОСТ 2.302-68 – на масштабы;

ГОСТ 2.303-68 – на типы линий;

ГОСТ 2.304-81 – на шрифт чертёжный;

ГОСТ 2.306-68 – на графические обозначения материалов;

ГОСТ 2.317-69 – на аксонометрические проекции;

ГОСТ 2.104-68 – на основную надпись (угловой штамп).

Литература. См. .

Задание. На формате А3 (297´420 мм) выполнить ортогональные и аксонометрические проекции трёх точек А, В и С: для точки А – ортогональную изометрию, для В – ортогональную диметрию и для точки С – косоугольную фронтальную диметрию (кабинетную проекцию). Координаты точек приводятся в табл. 1.

Таблица 1

№ варианта А В С
X Y Z X Y Z X Y Z

Окончание таблицы 1

Порядок выполнения работы

1. Анализ исходных данных.

Перед выполнением работы следует определить, где в пространстве расположены точки и сделать эскизно пространственные модели чертежей для каждой из заданных точек.

Если выполнение ортогональных комплексных чертежей точек вызывает затруднения, то целесообразно вначале сделать их аксонометрические проекции. Назначение аксонометрических проекций - давать наглядное изображение объекта и тем самым компенсировать недостаток комплексного чертежа.

2. Решение композиции чертежа.

На лист чертёжной бумаги (А3) наносят рамку и в правом нижнем углу оставляют место для основной надписи с размером рамки 185´55 мм.

Выбор расположения формата – длинной стороной горизонтально или вертикально – зависит от размеров используемых изображений. На листах формата А4 по ГОСТ 2.301-68 основные надписи располагают только вдоль короткой стороны листа. Для всех форматов больше А4 основная надпись может располагаться как вдоль длинной, так и вдоль короткой стороны листа. При этом руководствуются тем, чтобы поле формата использовалось наиболее целесообразно и было заполнено на 75¸80 %. Желательно применять натуральный масштаб 1:1. Затем по полю формата равномерно распределяют габаритные прямоугольники всех изображений. Минимальное расстояние между отдельными изображениями 25¸30 мм. Такая предварительная работа обеспечит нормальную композицию выполняемого чертежа.

В данной работе предполагается выполнение шести изображений: три комплексных чертежей точек А, В и С в трёх проекциях и три аксонометрические проекции этих же точек.

3. Построение и обводка чертежа.

Тонкими линиями карандашом выполняют все необходимые построения в габаритных прямоугольниках. Для построения каждой проекции точки на ортогональном чертеже используют две её координаты. Так, для горизонтальной проекции точки А¢ берут (х ; у ); для фронтальной проекции точки А¢¢ – (х ; z ); для профильной А¢¢¢ – (y ; z ).

Аксонометрические проекции точек строят координатным способом, последовательно откладывая по аксонометрическим осям координаты x , y и z . Предварительно изображают аксонометрические оси в соответствии с ГОСТ 2.317-69.

Когда чертёж полностью подготовлен и тщательно проверен, приступают к обводке. В данной работе все линии (осевые, линии связи, построения) проводят сплошной тонкой линией (s /3=0,2¸0,3 мм), линию рамки – сплошной основной (s =0,6¸0,8 мм) и основную надпись – сплошной основной и сплошной тонкой линиями. При этом тонкие линии сразу выполняют более чёрными, чтобы не проводить их вторично.

Надписи на чертеже делают в последнюю очередь шрифтом 7 или 5. Только после готовности всего чертежа заполняют основную надпись в соответствии с ГОСТ 2.104-68.

где 03 – номер работы по порядку;

09 – номер варианта;

ЧТ – краткое буквенное обозначение работы (здесь: чертёж точки).

Обозначение масштаба записывают без буквы М. Правая нижняя графа основной надписи предназначена для обозначения номера студенческой группы. Остальные графы заполняют по общепринятому образцу.