Определений слова любовь много. Какое верное?

О том, что такое любовь, спорят врачи, и философы. Причем у каждого из них есть своя точка зрения, отличная от иных. Обозначение этого слова каждый влюбленный придумывает сам. А как объяснить механизм возникновения этого чувства, пусть ломают голову ученые.Они действительно пытаются сообразить, как зарождается, развивается, и, в конце концов, умирает.

Для медиков же любовь – это один из профилей психологической зависимости, таких, как наркотическая, например. Попытаемся объяснить феномен любви, используя различные точки зрения.

С точки зрения древних греков

Именно древние греки первыми попытались объяснить феномен любви и создать классификацию данного чувства. Как раз этой классификацией от Аристотеля пользуются все современные психологи, которые работают с влюбленными. Сам Аристотель называл «желанием того, что сам считаешь благом, другому человеку».

Первый вид – агапе, жертвенный. Возникает, когда один из партнеров начинает излишне проявлять свою заботу о другом, жертвуя своей жизнью, своими интересами и желаниями, чтобы обеспечить комфортное существование другому. Если другой в этой заботе нуждается, то данная категория имеет право на существование.

Следующий вид – людус. Включает в себя флирт, игру, сексуальное влечение. К сожалению, она длится недолго.

Эрос – любвь чувственная. Она так же, как и людус, основывается на физическом влечении. Различие лишь в том, что влюбленные не ограничиваются сексом, а продолжают свое общение вне постели.

Мания – категория одержимости. Страсть, ревность – основные ее элементы. Индивид, страдающий манией, имеет низкую самооценку, он считает, что любимый обязан принадлежать лишь ему одному. Все это напоминает аттракцион «американские горки» - периоды охлаждения сменяются периодами страсти.

Прагма – рассудочная, основа всех браков по расчету. Партнеры оценивают друг друга не по шкале «нравится - не нравится», а «подойдет – не подойдет». Перспективы у такой страсти довольно туманные. Если партнеров будет устраивать бытовая сторона, то данное влечение продлится довольно долго.

Сторге – сочетание любви и дружбы. Сторге основывается на искренней заинтересованности партнеров друг другом. У них, как правило, одинаковые увлечения, мировоззрение. В этих отношениях неминуемо наступает момент, когда влюбленным становится скучно рядом друг с другом. Но этот этап можно пройти безболезненно, если партнеры будут постоянно развиваться.

С современной точки зрения

В современных словарях психологии встречается такой эпитет: «любовь – это высокая степень эмоционально положительного отношения, которое выделяет какой-либо объект среди других, помещая его в центр жизненных интересов субъекта». К такому определению можно отнести не только слабость между мужчиной и женщиной, но любовь к Родине, к родителям, к детям.

Если же мы обратимся к психологам за определением любви между двумя людьми разного пола, то найдем такую формулировку, что это интенсивное, напряженное, устойчивое чувство объекта, которое обусловлено сексуальными потребностями».

Психологи к определению нежной страсти относятся иначе, чем поэты. Они более рационально относятся к этому замечательному чувству. В работах Зигмунда Фрейда такое влечение является иррациональным душевным порывом, которое лишено духовного начала. Известный психолог Эрих Фромм, один из последователей Фрейда, различал любовь плодотворную и неплодотворную. Плодотворная – это уважение, знание, забота о другом человеке. Неплодотворная – это способность любить только своего партнера, испытывая безразличие к другим. Такой вид любви Эрих Фромм называл «симбиотической привязанностью».

Интересное установление любви вывел великий русский писатель Лев Толстой и назвал «единственной разумной деятельностью человека».

Любовь и физиология: слово ученым

Ученые продолжают настаивать на том, что любви можно дать рациональное объяснение.

Они провели интересный эксперимент. С помощью метода функциональной магнитно-резонансной томографии попытались узнать, где живет в человеческом организме любовь. Испытуемые находились в томографе. А ученые поочередно показывали им фотографии знакомых людей и возлюбленных. При появлении образа любимой особы у всех испытуемых активизировался один и тот же участок мозга. Это позволило ученым, считающим, что это – всего-навсего химический процесс, заглянуть в будущее, когда стрелы Амура будут не просто метафорой. С помощью технических приспособлений они смогут вызывать переживание любви у человека по его желанию.

Медики: у любви теперь есть шифр

Оригинальное определение слова вывели медики, посчитав ее психическим отклонением. Любви присвоили шифр 63,9, поставив ее в ряд с алкоголизмом, наркоманией. Патологическое вожделение в психиатрии носит название «Синдром Адели» в честь дочери французского писателя Виктора Гюго, страдавшей от безответной любви к обычному офицеру Альберту Пинсону, преследовавшей этого человека. Она умерла в возрасте 85 лет в психиатрической клинике. Синдромом Адели страдают в основном женщины в возрасте от 25 до 45 лет. Но и некоторые мужчины тоже ему подвержены.

Симптомами этой болезни считают:

  • хроническую бессонницу;
  • постоянную апатию;
  • частую смену настроения;
  • навязчивые мысли об объекте.

Синдром Адели можно вылечить, обратившись к хорошему психотерапевту.

А если слабость доставляетудовольствие? Антрополог Хелен Фишер выяснила, что страстную влюбленность у человека вызывает допамин – биологически активное химическое вещество. А вот длительные отношения подпитываются серотонином и гормоном окситоцином. Примерно на третий год совместной жизни эти вещества вырабатываются в меньшем количестве, поэтому (с точки зрения нейробиологов) третий год – самый урожайный на разводы.

Любовь – одна из самых больших загадок человечества.Сколько существует влюбленных, столько существует и определений этому прекрасному чувству.

Татьяна Миронова

Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами болью. Фрейд обозначал любовь как "повторное нахождение объекта", ее можно рассматривать как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства. Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.

Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выраженными оральными и нарциссическими целями и свойствами.

Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь - объектная любовь, инфантильная любовь - зрелая любовь, любовь - ненависть. При этом важным фактором, влияющим на качество и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объектного постоянства, необходимого для дальнейшей зрелой любви, зависит от ряда факторов. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привязанности в ситуации фрустрации и сепарации от объекта. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы постоянство Самости и здоровый вторичный нарциссизм. Важные элементы любовных отношений - способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уровня или характера объектных отношений.

Фрейд обнаружил, что любовь основана на инфантильных прототипах. Любовь-перенос- это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений; ее анализ помогает пациенту понять, как инфантильные цели и привязанности влияют на действия и отношения взрослого. Даже относительно внутренне согласованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фиксации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.

После того как устанавливается первичная психосексуальная объектная привязанность, любовь обретает много форм и направлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художественную, интеллектуальную или физическую сублимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь определить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.

Любовь

ЛЮБОВЬ

Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако, систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой. Сначала приведем две наиболее распространенные модели употребления этого термина. 1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку. 2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.

Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по

разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда (для разъяснений см. либидо).

Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.

Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?

ЛЮБОВЬ

обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, связанных с его отношением к другим людям, предметам, идеям, миру в целом и самому себе.

В классическом психоанализе под любовью понималось прежде всего такое взаимоотношение между людьми, которое обусловлено аффективным проявлением либидо, то есть сексуальной энергии. Хотя З. Фрейд считал, что существо того, что в психоанализе называют любовью, является не чем иным, как обычным, воспеваемым поэтами пониманием любви, а именно сексуальное взаимодействие между людьми, тем не менее ему не было чуждо представление о любви, выходящее за рамки исключительно интимных отношений. Не случайно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он писал: «Мы, однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с понятием любви, то есть, с одной стороны, любовь к себе, с другой стороны, любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям».

В историческом плане любовь соотносилась З. Фрейдом с влечением человека к сексуальному объекту и выступала наравне с внешней нуждой, обусловленной необходимостью совместной жизни людей. В этом отношении Эрос и Ананке (нужда) являлись для него «предками человеческой культуры». Любовь рассматривалась в качестве «основания культуры», вызывающая сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь – как прообраз счастья человека.

В понимании З. Фрейда, любовь заложила основы семьи еще в древности. Она не отрекается от прямого сексуального удовлетворения и в современной культуре. Более того, любовь продолжает оказывать воздействие на культуру, в том числе и в форме нежности, представляющей собой модифицированную и заторможенную по цели сексуальную деятельность. В обеих формах она выполняет важную функцию, то есть связывает воедино множество людей. Другое дело, что обыденное использование в речи понятия любви оказывается неопределенным, затрудняющим понимание того, о чем в действительности идет речь.

З. Фрейд исходил из того, что неточность употребления слова «любовь» имеет свое «генетическое основание». В работе «Недовольство культурой» (1930) он так пояснил свою мысль: «Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создавших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но любовь – это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность». Первоначально заторможенная по цели любовь была одновременно и чувственной. Таковой она остается и в современной культуре с той лишь разницей, что оказывается бессознательной. Оба вида любви (чувственная и заторможенная по цели) выходят за пределы семьи, в результате чего устанавливается необходимая связь между теми, кто ранее был чужд друг другу. Таким образом, половая любовь ведет к новым семейным союзам, в то время как заторможенная по цели любовь – к дружеским, культурно значимым объединениям людей, в которых преодолеваются ограничения половой любви. Однако, как считал З. Фрейд, по ходу развития любовь стала утрачивать однозначное отношение к культуре. «С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями».

Подобное раздвоение проявляется, по мнению З. Фрейда, прежде всего в форме конфликта между семьей и более крупными сообществами людей. Затраченная на цели культуры психическая энергия отнимается от сексуальной жизни, ограничение которой ведет к культурному развитию, но вместе с тем оборачивается невротизацией человека. Уже первая фаза культуры принесла с собой запрет на кровосмешение, нанесший, по словам З. Фрейда, «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Высшей точкой такого развития культуры и ограничения сексуальности является западноевропейская культура, где под запретом оказались проявления детской сексуальности. И хотя такой запрет психологически оправдан, поскольку без предварительного подавления в детстве было бы безнадежным делом укрощение сексуальных вожделений у взрослых, тем не менее, как считал З. Фрейд, нет оправдания тому, что культура вообще отвергает наличие детской сексуальности как таковой.

С точки зрения основателя психоанализа, противоречие между любовью и культурой заметно сказывается на развитии человека. В первой фазе своего развития, обычно заканчивающейся к пяти годам, ребенок находит в одном из своих родителей первый любовный объект. Последующее вытеснение его влечений приводит к вынужденному отказу от сексуальных целей и видоизменению его отношения к родителям. Ребенок остается привязанным к ним, но его чувства приобретают характер нежности. С возмужалостью ребенка его любовь направляется на иные сексуальные объекты. Однако при неблагоприятных условиях развития чувственные и нежные влечения могут оказаться столь несовместимыми между собой, что полноценная любовная жизнь человека окажется под вопросом.

Так, мужчина может обнаружить романтическое влечение к высокочтимой женщине без какой-либо потребности в любовном, сексуальном общении с ней и будет иметь реальные сексуальные связи только с теми «падшими» женщинами, которых он не любит и презирает. У него будет наблюдаться конфликт между нечувственной, небесной, божественной и чувственной, земной, греховной любовью. Дающая возможность познакомиться с областью любовной жизни невротиков психоаналитическая практика обнаруживает такой тип мужчины, для которого наиболее ценным объектом половой любви становится не добропорядочная женщина, а такая, которая является проституткой. Относящийся к подобному типу мужчина часто оказывается психическим импотентом в общении с добропорядочной женщиной и обнаруживает свою половую силу только с униженным сексуальным объектом, с которым психически связана возможность полного удовлетворения.

Для разрешения конфликта между любовью и культурой в истории человечества выдвигались различные идеальные требования культурного сообщества. Одно из таких требований выступает в форме известной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Оценивая это требование, З. Фрейд говорил о психологической несостоятельности его в реальной жизни. Любовь является для человека безусловной ценностью, и он не может безответственно разбрасываться ею, тем более что не все люди достойны любви. Если бы заповедь звучала «возлюби ближнего твоего, как он любит тебя», тогда она не вызывала бы возражений. Но если другой человек не привлекает меня никакими достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то, замечал З. Фрейд, любить его трудно, да это и несправедливо по отношению к близким людям, заслуживающим мою любовь. «Если же я должен его любить, причем этакой всемирной любовью просто потому, что он населяет землю – подобно насекомому, дождевому червю или кольчатому жуку, – то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного».

Нередко любовь воспринимается человеком в качестве стратегии жизни, способствующей обретению счастья. В этом случае любовь ставится в центр жизненной ориентации любить и быть любимым. Подобная психическая установка проистекает из опыта инфантильной любви к родителям, а также половой любви, приобщившей человека к ранее пережитому чувству наслаждения. Однако, как отмечал З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».

Представления З. Фрейда о любви получили свое дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики уделили большее внимание феномену любви, рассмотренному через призму брачных отношений между людьми, другие – невротической потребности в любви, третьи – любви как решению проблемы человеческого существования.

Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) провела различие между любовью и невротической потребностью в любви, исходя из того, что «главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное». В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она раскрыла часто встречающуюся в неврозе «жажду любви», при которой человек оказывается не способен любить, но испытывает острую необходимость в любви со стороны других, он имеет субъективное убеждение в своей преданности другим, в то время как в действительности его любовь является не чем иным, как «цеплянием за других людей для удовлетворения собственных потребностей». Если невротик приблизится к осознанию того, что ему предлагают истинную любовь, то он может испытать чувство ужаса. По мнению К. Хорни, отличительными чертами невротической потребности в любви являются прежде всего ее навязчивый характер и ненасытность, основными формами которой могут быть ревность и требование абсолютной любви. Если З. Фрейд полагал, что в основе невротической потребности в любви лежит сексуальная неудовлетворенность человека, то К. Хорни отказывалась признавать сексуальную этиологию потребности в любви. Придание сексуальности подлинного значения оценивалось ею в качестве одного из величайших достижений основателя психоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, сексуальными считаются многие феномены, которые в действительности являются выражением сложных невротических состояний, главным образом «выражением невротической потребности в любви».

Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) любовь – это искусство, требующее труда и знания, действительная сила в человеке, предполагающая сохранение его целостности. Для большинства людей проблема любви – это проблема того, как быть любимым, в то время как в действительности, по убеждению Э. Фромма, она заключается в том, как любить самому. Любить – значит прежде всего давать, а не получать. Рассматривая любовь с позиций гуманистического психоанализа, Э. Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию любви как выражению полового влечения. Однако он критиковал З. Фрейда не за то, что тот переоценил роль сексуальности в жизни человека, а за то, что основатель психоанализа «понимал сексуальность недостаточно глубоко». Поэтому если З. Фрейд только коснулся вопроса о различных видах любви, то Э. Фромм уделил значительное внимание рассмотрению специфики любви между родителями и детьми, материнской любви, братской любви, эротической любви, любви к себе, любви к Богу. Это нашло свое отражение в его работе «Искусство любви» (1956), в которой он не только рассмотрел, подобно К. Хорни, невротические расстройства в любви, но и раскрыл такие формы псевдолюбви, как «сентиментальная», «идолопоклонческая» и невротическая любовь, основанная на использовании человеком проективных механизмов для того, чтобы уйти от решения собственных проблем.

В понимании Э. Фромма, любовь – это личный опыт, который человек переживает только сам и для себя: любовь зависит от способности любить, которая, в свою очередь, зависит от способности «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», от способности развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самому себе. Или, как писал он в книге «Здоровое общество» (1955), «любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я».

Любовь

1. Высокая степень эмоционального положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных интересов и потребностей субъекта (к матери, детям, музыке и др.). 2. Интенсивное напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

ЛЮБОВЬ

1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого (-> персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках - общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.

Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.

Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.

Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).

: психологи, философы, биологи, химики и даже психиатры, но до сих пор никто не может дать ей точного определения. Что такое любовь с научной точки зрения, пытаются понять многие исследователи, однако результаты почти всегда оказываются неоднозначными, вызывая длительные споры и дискуссии.

Биохимия чувств

Научное определение любви, как химической реакции организма, открыли биохимики, указывая довольно сложную формулу. Любовь с химической точки зрения – это особая реакция, точная формула которой понятна только специалистам. Они утверждают, что чувство возникает за счет выделения вещества допамина – гормона радости. Однако такая трактовка вызывает много вопросов потому, что:

  • химическая реакция не даёт различий между такими чувствами, как вожделение, влюблённость, страсть –вещества выделяются организмом одинаковые, а глубина ощущений разная;
  • формула одинакова для творчества и любви (многие образы навеяны безответными чувствами);
  • некоторые исследователи считают, что чувства – понятие иррациональное и его невозможно вписать в химические и математические формулы.

Поэтому любовь, как чувство с химической точки зрения невозможно объяснить, поскольку посредством соединения элементов материи сложно показать все нюансы эмоций и отличить любовь от других, похожих на неё переживаний. Довольно запутанной для понимания любви считается и философское определение этого чувства. Многие исследователи считают, что любовь – это безмерность в мире мер. Однако и это определение вызывает много вопросов у тех, кто не знаком с философией.

Точнее и современнее даёт формулировку любви один из видных психотерапевтов нашего времени М. Е. Литвак:

«Любовь – активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви».

Это понятие соответствует признанным научным стандартам, а также положениям практической психологии. Вот почему эта формулировка считается одной из самых современных.

Что такое любовь с научной точки зрения в психологии

Определение, данное Литваком, позволяет отличить это прекрасное романтичное чувство от таких определений, как влюблённость, симпатия и жажда любви, страстное желание и нежность. Вот точная расшифровка понятия, описанная М. Е. Литваком в его книгах.

«Заинтересованность бывает пассивная и активная. Пассивная – это мечты, грёзы. Она свойственна симпатии, жажде любви и влюблённости, хотя некоторые люди в этом состоянии становятся активными и добиваются объекта своей симпатии. Однако влюблённость, в отличие от любви, означает острую потребность быть вместе, физическое влечение и нежность. Она эгоистична (желание, чтобы меня любили), а не жертвенна, в отличие от любви. В ней нет подлинной заботы, жертвенности, желания правильно оценить свои возможности и способствовать развитию своего объекта любви».

Литвак разделяет любовь не только, как заботу о чужом благополучии и развитии, так и о собственном. Базовой в такой ситуации становится любовь к себе. Она выражается в формуле: активной заинтересованности в собственной жизни и развитии. Это означает, что человек предпринимает шаги, чтобы стать лучше, растёт, работает над собой, сам создаёт себе условия для счастливой жизни. При таком подходе он видит и чувствует и желания любимого человека, создавая условия для их реализации. И даже может отказаться от собственного желания быть вместе с любимым, если видит, что близкому человеку будет плохо с ним. Именно поэтому подлинной любви совершенно не свойственна ревность, агрессия, желание кого-то подавить и подчинить своим желаниям.

Литвак пишет о том, что такое красивая любовь с научной точки зрения в своих книгах и современной литературе. И, вопреки распространённому мнению, это вовсе не романтика и страсть. Да, они тоже имеют место, однако само определение любви не в них. Он подчеркивает, что купить можно только ласку, но не подлинное глубокое чувство. Современная любовь с научной точки зрения, – это ещё и рука помощи в трудной ситуации (но не в ущерб себе), дружба, в которой есть и влечение, стремление к продолжению рода, сексуальному контакту, доверие и нежность.

Именно этого мнения сегодня придерживаются современные специалисты по практической психологии, которые работают и семейными парами. Они позволяют решить различные семейные конфликты и стараются привести пару к общему решению.

И всё же ни одно научное определение любви не содержит общую формулу, отражающую грёзы под луной, миллион цветов от любимого человека, его нежность и страсть, а также улыбку любимой женщины, за счастье которой он готов отдать всё. И ни одно определение о том, что такое настоящая любовь с научной точки зрения, не сможет передать все грани этого прекрасного чувства.

Определение: Любовь – это чувство, которое выражает глубокую привязанность и симпатию, направленную от одного человека к другому.

Она является главной темой в мировой литературе и искусстве. В древности о любви рассуждали великие философы. С точки зрения философии, любовь – субъективное отношение человека к объекту своего вожделения, которое выступает главным индикатором счастья в его жизни. Она принадлежит к самой сложной категории среди перечня человеческих отношений.

Любовь - это болезнь. Весь мир видится через призму этого чувства. Человек засыпает и просыпается с мыслью о нём или о ней. Если болеют оба, то это огромное счастье! Вырастают крылья за спиной, можно горы свернуть! А если чувство не взаимно, то беда. Это мука, от которой хочется освободиться. Многие люди, испытав эти эмоции, сделали вывод: лучше пусть любят тебя, чем любить самому... Яна.

Смотрите другие объяснения в конце статьи

Но самое главное проявление любви проявляется в чувствах между мужчиной и женщиной. Бескорыстное чувство выражается в самозабвенном стремлении к объекту страсти, в потребности и готовности к самоотдаче.

Почему возникает настоящая любовь?

Сложно ответить: "Почему же возникает такое чувство, как любовь?". Многие люди истолковывают любовь исходя из собственных ощущений, и каждый выдвигает причину возникновения данного чувства. Рассмотрим основные причины, которые могут вызывать чувство любви:

    "Любовь с первого взгляда". Первое впечатление – одна из главных составляющих дальнейших отношений между парнем и девушкой. Первое мгновение дает понять, нравится вам человек или нет. Если вы уже с первых секунд чувствуете что это не ваш человек, то не стоит впустую тратить время.

    Схожие черты характера . Если вы безоговорочно понравились друг другу в первые минуты знакомства, то следующим этапом является определение общих интересов и тем. Человек пытается понять, схожи ли ваши характеры, подходите ли вы друг другу. И если вы находите в другом человеке близкие черты характера, поведения, то вы моментально проникаетесь большей симпатией.

    Первое свидание. Важно чтобы ваша первая "официальная" встреча прошла идеально. Главное показать себя с лучшей стороны, тогда это добавит вам больше шансов влюбить человека, который вам небезразличен.

    Сексуальное притяжение. Сексуальная энергетика важна в зарождающихся чувствах. Важно чувствовать другого человека, чтобы понимать насколько он вам дорог.

Что значит любить человека?

Когда мы влюбляемся, нас устраивает в человеке совершенно все. Мы закрываем глаза на недостатки друг друга, боготворим, прощаем разные обиды. Но со временем каждый из нас задумывается над вопросом: "А за что я все-таки люблю этого человека?". Выделим основные составляющие, которые помогут определить, что значит любить человека:

  • Любить – значит знать все о своем любимом.
  • Любить – значит проявлять заботу и уважение к любимому.
  • Любить – значит брать ответственность за того, кого любишь.
  • Любить – самосовершенствоваться ради любимого.
  • Любить – значит уважать чувства другого человека и быть верным.
  • Любить – значит доверять тому, кого любишь.
  • Любить – значит принимать слабые стороны и недостатки.
  • Любить – значит стать единым целым.

Можно ли любить на расстоянии?

В жизни возникают ситуации (работа в другом городе, перспективы роста), когда любящие люди вынуждены находиться на расстоянии друг от друга. Разлука является важным фактором в развитии отношений между любящими людьми. Расстояние позволяет придать новые ощущения, раскрыть новые возможности и черты человека.

Существуют и недостатки такого этапа. Партнеры редко видятся и общаются по мере возможности с помощью мобильной связи или интернета. Длительное отсутствие любимого человека может привести к внутренним конфликтам личности. Вы будете чувствовать себя одиноким.

Появляется возможность новых знакомств и встреч, которые могут привести к флирту или измене.

Если ваши отношения не сопровождаются частыми встречами, то чувства могут просто сойти на нет. Невозможно всё время жить прошлым.

    Всегда быть честными друг к другу;

    Уметь удивлять свою вторую половинку;

    Используйте фантазию и воображение для того, чтобы удовлетворить собственные сексуальные потребности и своего партнера;

    Встречаться чаще (но не реже 1 раза в месяц);

    Доверяйте своему любимому человеку;

    Определитесь с развитием ваших дальнейших отношений.

Что такое неразделенная любовь?

Многие пережили этап жизни характеризующийся неразделенной, безответной любовью. Это совершенно не значит, что вы не достойны, чтобы вас любили или вы недостаточно привлекательны. Дело в том, что объект желаний не всегда может ответить вам теми же чувствами. Часто безответная любовь может стать способом манипуляции, которую люди используют для личных целей. Такая форма любви может привести к непредвиденным последствиям (депрессии , нервные расстройства, самоубийство).

Единственным действенным способом, позволяющим избавиться от груза душевных терзаний, является время. Как бы ни было трудно сейчас, со временем пройдет самая страшная рана, которая затронула глубину вашей души. Для этого вам просто необходимо пережить этот период и помочь самому себе идти дальше.

Если вы хотите справиться с проблемой очень быстро, то вам нужно:

    составить список недостатков партнера – как только вы поймете, что этот человек не идеален, вам станет легче избавиться от чувств;

    отдалиться от объекта желаний – избегайте встреч, не отвечайте на телефонные звонки и не звоните сами, ограничьте доступ в социальных сетях. Чем раньше вы сведете общение к минимуму, тем легче справляться с эмоциями;

    отвлекайтесь от грустных мыслей – займитесь делом, которое будет вам нравится, и займет свободное время. Вы сможете самосовершенствоваться, знакомиться с новыми людьми.

Неразделенная любовь – это достаточно тяжелое чувство, но и в нем можно найти преимущества. Во-первых, она помогает лучше понять себя и свои эмоции. Во-вторых, мы можем открыть новые грани: умение рисовать, сочинять стихи, писать книги. Не стоит бросаться во все тяжкие. Лучше попытайтесь пережить это время с достоинством. Приобретенный опыт позволит сделать выводы о развитии дальнейших отношений с человеком, который будет любить вас всей душой.

Об этом чувстве своими словами

Любовь означает доверие между двумя половинками. Это то чувство, когда не можешь существовать без человека, когда одного имени пробегают импульсы по телу. В любви забываешь обо всем на свете и думаешь только о второй половинке, когда все проблемы и невзгоды кажутся решаемыми, а мир играет новыми яркими красками. Любовь заставляет смотреть на жизнь позитивно.

Любовь - это ощущение родства душ с человеком. Радость и боль становятся общими. На расстоянии чувствуется, когда с ним все хорошо или, наоборот, что-то случилось. В настоящей любви не может быть зависти. Любовь к детям, к родителям, к своей второй половинке придает ощущение счастья и смысла жизни. Там, где есть взаимная любовь не может возникать чувство одиночества.

Сокровенность, даже интрига слова «Люблю» в наше время теряется за повседневностью, люди так часто говорят «люблю-целую, люблю-целую». Говорят «Люблю» и маме, и другу, и собаке (коту), и даже мороженному, и все!, теряется первоначальное его значение. Значение, когда человек робко, шепотом и с чувством признается в этом. Но все же «Любовь», это такое важное и такое нужное для нас чувство. Истинная «Любовь» не говорит, она выражается скорее делом чем словом. И о настоящей любви равно как о счастье, можно сказать то же, что и о привидениях: все говорят о них, но не многие их видели, ведь у каждого «Любовь», означает что-то свое.

Любовь – самое чистое и искреннее чувство, которое только можно испытывать в своей жизни. Оно появляется из ниоткуда – ты влюбляешься в человека просто так, ни за что. И каждая отрицательная мелочь в характере любимого человека становится тоже любимой, а каждая положительная ощущается намного сильнее. Любовь к человеку никогда не исчезает. Она может лишь менять свою форму и проявление.

Полезные материалы


Что такое любовь? Этим вопросом каждый из нас задавался не один раз – и каждый раз не мог выразить это словами. Почему это чувство посещает человека, в чем секрет его власти над нами, как определить, что то, что мы испытываем к другому человеку, и есть та самая любовь?

Что значит любовь?

Это, пожалуй, самое интимное чувство, которое может испытывать человек по отношению к другому человеку. Любовь – это непреодолимое влечение к другому человеку, желание быть с ним рядом, заботиться и оберегать, жертвовать собой ради любимого – и в то же время не чувствовать себя зависимым, быть внутренне свободным, оставаться самим собой. Любовь невозможна без взаимного уважения, заботы, верности, ответственности.

Истинную любовь дано познать далеко не каждому из нас – ведь только единицы готовы к глубокому познанию любви и постоянной работе над тем, чтобы сохранить ее силу на протяжении долгих лет. Как правило, человек относится к любви в той или иной степени эгоистично, наслаждаясь лишь положительными эмоциями от этого чувства, а когда любовь сталкивается с неизбежными препятствиями – отказывается от нее.

В чем смысл любви? Считается, что только любящий человек способен понять другого человека и принять его таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Любовь считается одной из составляющих человеческой социализации и характерна исключительно для homo sapiens – вполне вероятно, что «из обезьяны человека» сделала именно способность любить, а не трудиться. Без любви человек не может понять окружающих и самого себя, найти себе место в этом мире, получать от жизни удовольствие. Это несчастный человек, лишенный главной радости жизни. И только человек любящий сможет познать жизнь во всей ее красе, ощутить всю полноту чувств, которые можно испытывать по отношению к другому человеку.

Сложно ответить однозначно на вопрос, в чем суть любви. Несмотря на существующие определения, любовь для каждого человека индивидуальна и способна сподвигнуть на совершенно разные поступки, действия, эмоции. Для одних это источник вдохновения, стимул для творчества. Для других – разрушающая сила, изматывающая и не приносящая радости (в большинстве случаев это касается безответной любви). Для третьих – это просто блаженство и полное растворение в другом человеке.

Любовь стоит отдельно от других человеческих чувств, отличаясь от них своей духовностью, возвышенностью, побуждением к созиданию и самосовершенствованию. Один из главных «симптомов» любви – когда человек получает больше удовольствия от того, что отдает, чем от того, что получает, при этом не требуя ничего взамен. Речь идет не о материальных вещах, а о духовных – грубо говоря, любя, мы отдаем человеку свою жизнь, ведь отныне все помыслы, все радости и печали связаны с любимым человеком. Именно поэтому не может называться любящим человек, относящийся к любви только с потребительской точки зрения, стремящийся лишь получить от другого человека его внимание и заботу.

Типология любви

В поисках ответа на вопрос «Что такое любовь?» люди находились с давних времен. Еще древние греки вывели целую классификацию типов любви, которая является довольно разумной и не утратила своей актуальности в наше время. Согласно этой типологии, любовь бывает следующих типов:

- «эрос» - любовь-страсть, неизменными спутниками которой являются преобладание чувственной стороны, физиологической потребности друг в друге, пафосность, ревность, полная самоотдача и жертвенность, в которой человек теряет собственное «я», полностью растворяясь в объекте любви;

- «филиа» - любовь-дружба, опирающаяся на духовную составляющую отношений. Это любовь-симпатия, возникшая в результате общения двух людей, которых связали общие интересы, взгляды на жизнь, взаимопонимание и взаимоуважение;

- «сторге» - любовь, в основе которой лежат родовые связи. Это любовь между мужем и женой, родителями и детьми, братом и сестрой. Сторге – любовь нежная и спокойная, основанная на взаимном доверии;

«агапе» - любовь разумная, основанная на объективной оценке достоинств и недостатков любимого человека. В этой любви не место чувствам и эмоциям – за дело берется разум. Возможно, разумная любовь не настолько поэтична, как страстный эрос, но она более долговечна и созидательна.

В чем суть любви – мнение ученых


У ученых свой взгляд на то, что значит любовь. Согласно последним исследованиям антропологов, любовь – это всего-навсего химические и биологические процессы, протекающие в человеческом организме.

Так, во время страстной любви мозг вырабатывает допамин – вещество, повышающее возбуждаемость, дающее ощущение эмоционального подъема. Выработка этого вещества непостоянна, она длится от 6 месяцев до 3 лет, и этого времени обычно достаточно для того, чтобы влюбленные связали свои жизни для воспроизведения потомства.

Впоследствии выработка допамина прекращается, страсть притупляется, а супруги вздыхают, говоря о том, что «быт заел, и любовь ушла». На самом деле все не так печально – допамин может вырабатываться в мозгу в результате новых ощущений. Для этого нужно не забывать привносить романтику в отношения на протяжении всей совместной жизни.

Смысл любви для каждого из нас заключается в чем-то своем, интимном и непередаваемом словами. Любовь многогранна, как никакое другое человеческое чувство. Познавший истинную любовь человек счастлив, но еще больше счастлив тот, кто смог сохранить ее спустя долгие годы.