01.07.2017 | 12:03

Доброго времени суток. С вами маг Азал, и сегодня обсуждаем Ивана Купала — праздник, обычаи и традиции Иванова дня. Вы получите ответы на вопросы, кто такой Иван Купала, когда проходит этот праздник и как его провести, можно ли купаться в этот день, зачем прыгают через костер, какие травы собирать, какие обряды, гадания и ритуалы можно провести, какие обереги изготовить самому и др.

Праздник Ивана Купалы — история и традиции

История и традиции праздника Иваны Купалы восходят к древним славянам. Это праздник летнего солнцестояния — один из самых сильных дней, один из 8 основных магических праздников Колеса Года, насыщенный мощной природной энергетикой.

Праздник славяне отмечали в честь языческого бога Купалы, который обрел известность далеко за пределами язычества. Это пограничное существо, кровавый бог границ, который частенько подшучивает над людьми. Однако в день летнего солнцестояния стираются грани между различными мирами, и он становится основным защитником человека.

Кто такой Иван Купала

Кто такой Купала, понятно. А кто такой Иван Купала? Дело в том, что с появлением христианства и установлением его власти на славянской территории этот день стали отмечать как рождество Иоанна Предтечи.

Церковь активно запрещала, порицала празднование Купальской ночи, но не смогла искоренить на все сто языческие обычаи и традиции. Оба праздника — языческий и христианский — наложились друг на друга, равно как и их названия. Отсюда и появилось знакомое нам Иван Купала.

Когда проходит праздник Ивана Купалы

По старому стилю праздник Ивана Купалы проходил в июне-месяце 24 числа, сейчас отмечаем 7 июля. Готовятся с вечера накануне Ивана Купалы, 6 июня. Основное празднование проходит в ночь с 6 на 7 июля. По традиции Купальскую ночь проводят в бдении и шумном праздновании.

Ивана Купала — смысл праздника с точки зрения мага

Энергетика Купальского праздника такова, что максимально истончены грани между мирами. Все становится другим. Различного рода существа — как светлые силы, так и вся нечисть на Иван Купалу более активно себя проявляют. Поэтому этот день отличается тем, что происходит масса чудес, необъяснимых явлений, знамений, знаков и пр.

Магия на Ивана Купалу усиливается в возможностях, так как больше шансов быть услышанным силой. Обряды приобретают особую силу. Основным защитником и помощником в этот день выступает Купала.

К Купале обращались за защитой от водной нечисти, защитой брака, детей. К нему обращались для защиты всех, кто находится на воде, чтобы сохранял их в дороге. Купала может менять и сводить судьбы людей, поэтому частые обряды на Иван Купала — привороты, очищение, улучшение доли, избавление от бед и несчастий.

Человек, желающий воспользоваться возможностями этого дня, может получить ответы на свои вопросы, загадать желания, провести магические работы по коррекции своей судьбы. Актуальны очистительные ритуалы, можно заручиться поддержкой различных сил, найти союзников среди духов.

В этот день колдовские обряды были сильными, а гадания отличались особой точностью. День хорош для жреческих посвящений и магических инициаций разного рода.

Где праздновали Иван Купала

Для празднования Купальской ночи люди объединялись вместе по нескольку ближайших селений. Накануне выбирали место, где праздновали Иван Купала — это обычно была большая поляна, на которой могли уместиться все желающие. В эту ночь никто не спал — ни старики, ни больные, ни дети.

На поляне к вечеру разжигали огромные кострища, проходили массовые шумные празднества. Костры жгли, так как к огню стремятся светлые духи, и огонь отпугивал нечисть.

На поляне, где праздновали Иван Купала, обязательно был большой камень с ровной поверхностью. На него люди складывали подношения для светлых духов и богов, чтобы они могли присоединиться к празднованию.

Дома не оставались в эту ночь. Если кто-то не выходил на массовые гуляния, его могли счесть за ведьму или колдуна. Также не принято было по одному отходить куда-то от толпы — по возвращению вас обязательно проверят, дух вы или человек.

С крайней осторожностью относились к чужакам, которые обращались к людям, просились в дом или к костру в Купальскую ночь. Его также проверяли, человек это или дух. Если дух, то старались откупаться — выполняли его просьбу, но в дом не пускали.

Можно ли купаться на Иван Купала

На Ивана Купала нельзя купаться — можно до или после, но не в сам праздник. Почему на Ивана Купала нельзя купаться? Потому что вода в этот день другая, она становится проходом в мир мертвых. Нельзя находиться в этот день на воде.

Считалось, что любые путешествия по воде не должны проходить в этот день, иначе человек может не вернуться. Все, кто находился на воде, выходили на сушу для празднования Купальской ночи, и могли продолжить свой путь днем.

Не разрешалось в день Купалы даже смотреть на воду — на гладь озера, поверхность реки и прочее, чтобы не заигрывала водная нечисть или погибшие на воде. Этот день лучший из для поминания таких умерших.

Купаться на Ивана Купала можно, если это продиктовано необходимостью — условиями магического обряда.

Что делали на праздник Ивана Купала

Вечером накануне Ивана Купалы собирали травы для костра и обрядов. Собирали старые испорченные вещи, чтобы сжечь их в костре и освободить место в доме для хорошего. Девушки, желающие погадать ночью на суженого и замужество, плели венки из трав.

На праздник Ивана Купалы одевались в белые одежды, чтобы показать чистоту. Традиционное женское платье на Ивана Купала — длинная белая рубаха (с рукавами или без) в пол, прихваченная пояском на талии.

Днем проводили подготовку к обрядовой части праздника. Готовились к ночному гулянию. Основное празднование проходило Купальской ночью.

Что делают в ночь на Иван Купала

Ночь перед Иваном Купалой — особенная ночь. В это время всегда было светло от костров и очень шумно, как днем. Несколько деревень или большой город собирался вместе на этот праздник. Молодые люди из разных селений имели возможность познакомиться, присмотреться друг к другу и найти свою любовь на Ивана Купала.

Пели песни, были игры, гуляния, прыгали через костер, разыгрывали сценки, рассказывали истории, загадывали желания, проводили обряды очищения, гадали, смеялись.

Это делалось с целью защиты людей от разгулявшейся нечисти. Огонь привлекает светлых духов и отпугивает темных. Усиливали защитные свойства костра травы, которые в большом количестве бросали в огонь. Их собирали вечером накануне Ивана Купалы.

Согласно поверьям, папоротник расцветает в ночь на Ивана Купала. Наиболее отважные люди в одиночку шли в лес и искали цвет папоротника, чтобы приобрести магическую силу и возможности.

Ночь проводили в веселии, и лишь с рассветом расходились. В рассветные часы, когда показались первые лучи солнца, многие купались в росе по дороге домой и обсыхали на ветру. Считалось, что такое купание приносит здоровье. Одежду, в которой купались в росе, не стирали, а сохраняли в течении следующего года. Одевали ее в случае болезни для скорейшего исцеления.

День и утро на Ивана Купала проходило в сборе трав и отдыхе.

Обряды на Ивана Купала

Обряды на Ивана Купала проводились по трем основным направлениям:

  1. с огнем;
  2. с водой;
  3. с травами.

Обряды с огнем или зачем прыгать через костер на Ивана Купалу

Самые распространенные обряды на Ивана Купалу — обряды с огнем. С помощью огня проводилось очищение, отпугивание злых духов, люди доносили свои желания и просьбы до светлых сил.

Прыгать через костер на Ивана Купалу — это не просто элемент развлечения или народных гуляний. В ночном костре сжигали массу очистительных благовоний и трав, поэтому прыжки через костер в Купальскую ночь были очистительными.

Кроме того, в эту ночь люди охотно избавляли свой дом от ненужных и сломанных вещей, чтобы этим освободить место для чего-то хорошего, что сможет прийти в их жизнь.

В огне сжигали специально сделанные мотанки из трав для реализации своих желаний. Считалось, что светлые силы слетались к костру в Купальскую ночь, принимали угощения с большого жертвенного камня и, довольные, охотно брались за исполнение желаний.

Проводили гадания с огнем, ответы считывали по дыму.

Обряды с водой на Ивана Купалу

Обряды с водой на Ивана Купалу опирались на ее особые свойства в эту ночь. Эти обряды опасны, так как вода в Купальскую ночь является хорошим проводником в мир мертвых.

Эти свойства воды использовали для улучшения своей доли. Например, с этой целью проводили купание в реке на Ивана Купала. Невезучего человека или человека с плохой, тяжелой судьбой по специальному обряду бросали в воду.

Считалось, что все плохое должно утонуть (мертвые заберут себе), а хорошее останется. После этого обряда судьба человека изменялась. Если же не выплыл, то считали, что плохое перевесило и увело с собой человека.

В этот день вода становилась зеркалом, и на водной глади можно увидеть будущее. С помощью воды у мертвых узнавали необходимую информацию, задавали важные вопросы, гадали. Поминали умерших на воде — пускали хлеб с медом по воде для них.

В день Ивана Купалы, чтобы смыть с себя беды и несчастья, человека обмазывали медом, и он шел мыться в воду. По воде разбрасывали защитные травы. Когда он выходил, его одевали в чистые белые одежды.

Вода в этот день являлась возможностью встретиться и пообщаться с мертвыми. Для этой цели днем 6-го июня мастерят лодочку. В лодочке устанавливают свечу, на дно кладут вещь или фото умершего, а напротив свечи сажают куколку.

Куколкой может вступать палка с пятью концами, похожая на человечка. Куклу можно сплести из трав или вырезать из дерева.

Кроме этого, для мертвого в лодочку клали угощение — хлебные крошки с медом. Писали на бумажке вопрос. Бумажку складывали и также клали в лодку.

Ночью в одиночку без света (чтобы не спугнуть мертвых) шли к водоему, зажигали свечу в лодочке и отпускали лодку в плавание по воде.

Считалось, что ответ человек получит в ближайшее время, максимум до года. Мертвый может вмешаться в жизнь и указать на ответы по знакам или присниться. В случае, когда получали ответ, приносили откупной мертвому на то место, откуда пускали лодочку.

Обряды с травами на Ивана Купалу

Считалось, что травы в дни праздника набирают свою максимальную силу. До Купальской ночи собирали травы для костра и для защиты дома, чтобы нечисть в доме не поселилась.

После Купальской ночи собирали травы на год вперед — в основном это были травы, обладающие защитными и лечебными свойствами. Считалось, что наиболее сильными целительными свойствами наделены растения на Ивана Купалу, срезанные на рассвете при первых лучах солнца.

Если травы шли собирать в лес, то обязательно задабривали лешего. При входе в лес оставляли ему алкоголь, хлеб и жменю листьев табака. В этом случае леший проявит благосклонность, проведет лесными тропами к наиболее сильным травам, убережет в лесу, не даст заплутать.

Знахари собирали травы, используя специальные заговоры на Ивана Купалу — как общие при сборе трав, так и для сбора конкретного вида растения.

Если растения на Иван Купала собирали для гадания на венке или исполнения желания, то это делали до захода солнца 6-го июня.

Чтобы улучшить свою долю, на рассвете утром на Иван Купала человек, не глядя и не выбирая, рвал 7 жменей трав. Травы приносил домой и принимал с ними ванну 7 дней подряд.

Какие травы собирают на Иван Купала

Травы на Иван Купала собирают по необходимости, в зависимости от своих целей. Хранить такие травы разрешается максимум 2-3 года, после чего они полностью утрачивают свои свойства и их сжигают.

Основная трава, которую обязательно собирают на Иван Купалу — это полынь. Полынь успокаивает Купалу, когда он бушует, поэтому ее всегда кидали в костер на Купальскую ночь. Кроме того, она обладает защитными, лечебными, очистительными свойствами.

Второе растение, которое любит Купала — папоротник. Когда срывали папоротник, его иногда вытягивали с корнем — кусочком корневища. Такие корешки вешали на шею или по дому для защиты.

Специально корни папоротника для защиты выкапывать нельзя! Только тот дух растения, который готов помочь, отзовется и поделится с вами кусочком своего корня.

Обереги на Ивана Купала

Для защиты дома от нечистой силы и колдовских чар собирали специальные вязанки, которые вешали на ворота. В наше время жителям квартир такую вязанку полезно повесить над входной дверью. Вязанка является хорошим оберегом на год вперед.

Травы для вязанки собирали вечером накануне Ивана Купала до захода солнца. Основные травы, которые входили в такую вязанку — полынь, папоротник, иссоп, чертополох, зверобой. Все они обладают выраженными защитными свойствами.

Иногда в вязанки добавляли и другие травы, например, девясил, лаванду, шалфей, крапиву. Считалось правильным собирать 3, 7, 9 или 12 трав на Ивана Купала в защитную вязанку. Изредка знахари собирали для нее 21 вид трав.

Такую вязанку самостоятельно с ворот не снимали. Ждали, когда ее ветер или кто-то ее сорвет.

Любовные обряды на Ивана Купала

Праздник Ивана Купала — не праздник без любовной тематики. Купала мог не только сводить судьбы, но и развести неугодные ему пары. Считалось, если свел Купала, то это на всю жизнь. Верно и обратное — надломившиеся в этот день отношения не смогут восстановиться.

Купала охотно помогал людям в любовных делах, поэтому в его день часто проводили гадания на любовь, на суженого, делали вызовы любимых, привороты, работы по укреплению и защите брачных уз.

Замуж на Ивана Купала

Свадьба на Ивана Купала — хорошо или плохо? Можно ли выходить замуж, жениться на Иван Купала? Славяне день Купалы считали лучшим из летних дней для соединения судеб влюбленных, поэтому обряды венчания у славян в этот день были очень распространенными.

Молодожены испрашивали благословения Купалы, чтобы взял в юности и привел к старости. Выйти замуж на Ивана Купала — значит иметь крепкую семью.

Приворот на Ивана Купала

Люди часто использовали свойства Купальского дня, стремясь устроить свою личную жизнь. Приворот на Ивана Купала, заговор или любовный обряд обладает большей силой, чем в другой день. Слова заговора или приворота лучше слышно силе из-за стертости граней, разделяющей различные миры.

Однако любые ритуалы в этот день являются и более опасными, так как нечисть гуляет, и на зов может отозваться любая сила — причем, часто совсем не та, которую призывают в рамках обряда. Плата за ошибку порой была слишком высока, поэтому любовные обряды проводили только знающие люди.

Приметы на Иван Купала

Верная примета на Иван Купала — если отношения завязались в этот день, то это произошло с его благословения, и такие отношения будут крепкими.

Люди замечали места, куда на Иван Купала ударила молния. Желая приобрести себе защитника, человек стремился к этому месту. Искали камень или дерево, в которое попала молния. Если находили, забирали себе — эта вещица имела сильные защитные свойства.

Есть и сельские приметы на Ивана Купала:

  • если на Иванов день много росы — к богатому урожаю огурцов;
  • если в Купальскую ночь звездно — будет много грибов;
  • если в Иванов день гроза, то орехов будет много, но все будут пустые;
  • до Иванова дня дожди прибавляют хлебов, после этого дня — убавляют.

Рожденные на Иван Купала

Если родился на Иван Купала, значит человек считался близким Купале. Ему легче, чем другому, испросить благословения, защиты и помощи у Купалы. Если рожден на Ивана Купалу, то легче добиться хороших отношений с ним, его заступничества и покровительства.

Праздник Ивана Купала, обычаи и традициями этого дня у славян — неисчерпаемая тема. Надеюсь, наиболее важные аспекты магического значения этого дня я вкратце осветил. Вскоре выйдут дополнительные статьи с практическими вещами — гадания на Ивана Купалу и обряды на исполнение желания в этот день. Не пропустите — подпишитесь на новости сайта.

Если у вас возникли вопросы, задавайте их в комментариях к статье. С уважением маг Азал, автор статей и хозяин сайта “

Славянский Праздник Купала (Купайло, Купало) — день летнего солнцестояния. Самый длинный день и самая короткая ночь в году. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца ( , Купала, ). Последний день Русальной недели или Русалий. Купала — один из древнейших праздников, который сохранил неизменными множество традиций и обычаев наших предков до наших дней, например: провожание Ярилы, которого сменяет Бог летнего солнца Купала, сбор целебных трав, поиск цветка папоротника и т.д. Купала также является великим праздником, который ныне подменён церковью на день рождения Иоанна Крестителя.

Давайте попробуем непредвзято разобраться, что же это за день такой, носящий имя Купала, который почитался и праздновался предками Русов строго в одно и тоже время в году, задолго до наших времён, основные обычаи и традиции которого, приходящиеся по Душе и сейчас (именно по Душе, а не по каким-нибудь канонам), дошли до нас из глубины веков.

В какой день празднуют Купала?

Сама дата празднования не случайна и связана с астрономическим событием, как и многие другие празднуемые дни, что может свидетельствовать о продвинутых познаниях предков Русов в вопросах астрономии. На День Купала приходится астрономическое событие, именуемое днём летнего солнцестояния. Ныне абсолютно известно, что траектория движения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца далека от идеального круга. В течение одного обращения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца расстояние между ними меняется от минимально близкого до максимально удалённого, что повторяется из года в год и из века в век. В день летнего солнцестояния наша планета занимает самое удалённое положение от Ярилы-Солнца, и в нашем полушарии в это время бывает самый длинный день и самая короткая ночь в году — торжество света над тьмой. Это астрономическое событие не зависит ни от каких религий, вер, политических взглядов и, в целом, людей. Солнце светит всем одинаково, и это событие происходит в одно и тоже время из года в год, не взирая ни на какие календари и их стили, и его невозможно отменить или перенести в угоду кому бы то ни было, а вот подменить понятия вполне возможно.

В 2019 году Славянский Праздник Купала приходится на 21 июня

Таким образом, день летнего солнцестояния, по широко ныне используемому календарю, приходится на с 19 по 25 июня.

Откуда взялись названия праздника Купала, Купайло, Купало или Иван-Купала?

С датой разобрались, теперь попробуем понять, какой смысл был вложен в название праздника Дня Купала. Если в случае с датой все ясно, там условия определяет астрономическое событие, то с названием придется оставить вопрос открытым, поскольку мы не располагаем на сегодняшний день достоверной информацией, а Наследие Предков, передаваемое из уст в уста, до нас дошло весьма искажённым. Существует множество версий возникновения этого названия, однако далеко не все принимаются Душой достаточно однозначно, что может быть воспринято истиной. В конце статьи приведена легенда, посвященная возникновению названия празднества дня летнего солнцестояния. Наберитесь смелости и, прочитав её, составьте собственное мнение, принимает ли Ваша Душа такую трактовку, является ли это версией близкой к реальности, а не слепо следуйте каким бы то ни было убеждениям.

На сегодняшний день Праздник больше известен под названием Иван Купала или Иванов День, названный так в честь христианского святого Иоанна Крестителя. Иван Купала, в отличие от настоящего Праздника Купайлы или Купалы, не приурочен к солнцестоянию, а отмечается в дату рождения Иоанна Крестителя 7 июля. Праздновать 7 июля Купалу по языческим традициям с кострами, венками, поиском папоротника не имеет никакого смысла, так как солнцестояние давно осталось позади. На самом деле этот праздник принадлежит вовсе не Иоанну Крестителю или какому-то непонятному Ивану Купале, а языческому Богу Купала (Купайло).

Некогда этот праздник отмечался не только на Руси, но и по всей Европе. Холмы, поля, луга, долины покрывались огнями купальских костров. В наше время, конечно, такого уже не встретишь, но многие люди, языческие общины продолжают поддерживать традицию, и посетить Праздник Купала, как он есть на самом деле, может любой желающий. Считается, что на рассвете Купальского дня солнце радуется, переливается всеми цветами радуги, танцует и купается. Сам день солнцестояния всегда жаркий, это объясняют тем, что солнце в последний свой день жарит землю из всех сил, но, побеждённое, уходит на зиму. На Купалу солнце достигает своего апогея, жарит с неимоверной силой и по традиции люди должны попросить его умерить свой пыл.

Народные обряды и традиции на Праздник Купала

День летнего солнцестояния по сей день достаточно широко празднуется в разных уголках нашей планеты, причем во многих местах именно в ее истинную астрономическую дату.Этот праздник распространен у народов, чьи корни тесно связаны с корнями Русов. Имея отличающиеся названия у разных народностей, суть его одна: все обряды связаны с огнём, выступающим обычно в двух ипостасях – земной и небесной (Солнце), и водой.

Празднование Дня Купала предваряла Русальная неделя. Эти дни посвящены Богиням рек, озёр и водоёмов.На Русальной неделе без особой надобности не купались, чтобы не тревожить готовящихся к летнему празднеству водных божеств, и с этого дня начинали ежедневно купаться в реках. Было принято караулить встречу месяца с солнцем в ночь на солнцестояние, не ложились спать и наблюдали, как играет Солнце. Купалинская ночь — время, когда магическая сила огня, воды, земли, растений достигает наивысшей силы, а вода в реках и озерах приобретает особые живительные и очищающие свойства. Поверье о цвете папоротника, цветущего огненным цветом в купалинскую ночь, есть во всех славянских народах, на поиски которого отправлялись самые отважные.

Идея праздника – очищение, затрагивающее три тела человеческой сущности – трехмерную оболочку, душу и дух.В качестве очистительных элементов используются фундаментальные природные стихии – вода и огонь. Именно поэтому знаменитые купальные костры всегда разводят на берегу рек.

Празднование начинается с проведения хоровода. Хоровод выстраивается из трёх кругов людей, взявшихся за руки и движущихся в разных направлениях.Внешний круг составляют люди зрелого и преклонного возраста, средний круг — молодые и полные сил парни и девушки, а самый маленький круг, что ближе всего к огню, составляют маленькие дети.

В процессе празднования наши Предки прыгали через костры, а затем с разбегу погружались в объятья реки. Важным моментом является то, что это должна быть именно река с движущейся водой, когда можно провести аналогию с рекой времени, течением которой все однажды смывается, постоянно происходят перемены. И если вода очищает тело, то огонь очищает Душу.

Считается, что костры, разведенные на Праздник Купала, обладают уникальной, очистительной силой. В купальную ночь эти костры по поверьям наших Предков горели сразу в трёх мирах – в Яви, Нави и Прави. Поэтому любой огонь в эту ночь – это проводник, мощный и непреодолимый. Проводник человеческого и божественного, тёмного и светлого, земного и небесного.

Хождение по углям – следующая часть праздника.Это момент очищения или, скорее, даже закаливания духа.Через жар, мощный тепловой энергопоток и мелкие болевые искорки человека покидают ложные мысли, несправедливые устремления, бесы и лярвы, толкающие его к тёмному пути.

Также славянский Праздник День Купала включает в себя плетение венков и огневицы. Что касается венков, то в традиции венки плетутся девушками для парней. Разумеется, если речь идет об устоявшейся паре, то девушка плетет венок для своего мужчины или мужа, иной вариант просто недопустим. Во всех остальных случаях одинокие девушки отдают свои венки тем парням, которые вызывают у них наибольшую симпатию. Венки плетутся из полевых трав и цветов. Огневицы – это маленькие «лодочки», изготовленные чаще всего из деревянных дощечек. В центр такой лодочки ставится свеча, а вокруг из травы и листьев делается «оградка», чтобы ветер случайно не погасил пламя. Огневицы с зажженными свечами запускаются в реку. Если человек не имеет пары, он может запустить огневицу самостоятельно, но чаще этот момент не носит индивидуального характера. Ведь гармоничное состояние достигается лишь в единстве противоположностей, поэтому в идеале огневицу должна запускать пара – жених и невеста или муж и жена. В тот момент, когда парень и девушка кладут огневицу на воду, они загадывают желания.

Одно из самых больших заблуждений на счёт Праздника Купалы, которое подарили нам христиане — это то, что во время празднества творится блуд и всяческие безобразия. Наши предки-славяне были наичистейшими как в духовном, так и в материальном отношении.

Проповедники и миссионеры, которые попали в нашу страну издалека, увидели непонятное празднество с весельем, играми, танцами.Им показалось, что это просто отвратительно, и вместо того, чтобы сидеть на коленях и выпрашивать вечного прощения, люди радуются жизни.

Дело в том, что на Купалу как праздник максимального солнца, когда активизируются необычайно мощные магические силы неба и земли, считалось хорошим признаком — зачать ребёнка.По поверьям, зачатые в день солнца на Купалу, впитывали в себя всю его энергию и становились либо лучшими воинами, либо мудрыми женщинами. Так же считалось немаловероятным, что зачатый на Купалу ребёнок будет обладать сверхъестественными способностями.

Крестители, вероятно, были свидетелями того, как в праздник, когда силы природы были на самом пике, многие молодые люди, уединившись по тихим рощицам и лугам, пытались зачинать новое потомство.В итоге, чтобы попытаться отобрать у славян один из самых значительных праздников, на него был наложен пост (Петров пост). В дохристианские времена, естественно, никакого поста не было, и гуляния были не праздником живота и духа перед длительным воздержанием, а празднованием Дня Солнца Купалы и окончания Русальной Недели.

Легенда о том, как появился Праздник Купала

Как родились у Богини Купальницы близнецы Купала да Кострома

Тем временем в царстве Прави дальше всё своей чередою двигалось. Двигалось всё своей чередой и в земном нашем царстве Яви. В Ирийском саду огнебог Семаргл собирался вновь идти охранять мир от тёмных сил. Наточил свой огненный меч, обернулся крылатым псом и понёсся по небу ночному разгонять Чернобоговых правнуков.

Непростою та ночка выдалась - было время тому причиною. Пришло время летнего солнцестояния, вре­мя праздника многих тёмных сил, когда солнце на зиму поворачивает. Ещё светит Хорс ярко, полный сил, но лежат уже руки Велеса на великом Свароговом ко­лесе, на великом колесе времени.

Очень скоро солнце на убыль пойдёт - потихонеч­ку, по минуточкам, и тогда ему, как сейчас, не сиять: тогда станет Морена холодная над лесами-полями хо­зяйкою. Даже Хорса накроет холодом: в день осенне­го равноденствия, когда день с ночью сравняются, он пригасит лучи свои животворные.

Оттого силы тёмные и радуются, но пока ещё солн­ца им не победить. В эти дни во всю силу сияет Хорс, и Дажьбог яркий свет несёт всей земле, ну а ночью Семаргл охраняет мир - научил он людей разжигать костры, и теперь в ночи летнего солнцестояния слов­но очи света горят они, разгоняя прочь ночную мглу. И земля тогда, словно зеркало, отражает небо звёзд­ное.

В это время чудесная Купальница-Ночь, плодород­ных сил помощница, сияет такой удивительной красо­той, что решился наконец-таки огнебог Семаргл - подошёл, подлетел к Купальнице и сказал о своей го­рячей любви. Рассказал, как тоскует о ней на небе. И тогда Богиня прекрасная на любовь Семаргла отве­тила, и была их любовь жарче пламени и нежнее ноч­ного воздуха.

И, как было судьбою назначено, сплетено как было мудрой Макошью, как Недолею с Долей завязано, ро­дились у Семаргла с Купальницей близнецы - двое, мальчик и девочка.

Имя мальчику дали Купала, был он светел и бел, его взгляд, как вода, был прозрачен и нежен. Девочку звать стали Костромой, и была она яркая, как огонь, с горячей душою и сердцем. Неразлучны были братец с сестрой, по полям и лугам вместе бегали и дивились земному миру, и полям, и лугам, и рощам. На зверей земных вместе дивились и следили за полётом небес­ных птиц.

Красотой своей и уменьями равны были Купала с Костромой, только в том была меж ними разница, что любила Кострома на огонь глядеть, веселилась она, через костёр прыгая, а Купала любил больше воды озёрные, речные волны любил и купался каждый день.

Вот однажды сказала Купале Кострома:

Говорили мне вчера птицы легкокрылые, что далеко-далёко, у речки Смородины, поют песни волшеб­ные , мировые чудесные птицы. Мы давай с тобой завтра с утречка отправимся к тому мес­ту заветному, чтоб услышать песни небывалые.

Тотчас согласился на это Купала, тоже нравилось ему птичье пение.

Не сказали ничего они отцу с матерью и наутро от­правились к речке Смородине, к Мировому Дубу ог­ромному, где сидела справа птица Алконост и пела о жизни и радости, а слева Сирин сидела сладкоголосая и пела песни о царстве мёртвых.

И Купала заслушался песнями птицы Сирин печаль­ными, что лились как ручья журчание. Позабыл обо всём на свете Купала, закрыл глаза, и тогда унесла его птица Сирин в царство тёмное, мёртвое, и там спрята­ла на годы долгие. А Кострома Алконост-птицу слуша­ла, словно всполохи яркого пламени были песни её чарующие. Не заметила Кострома, как пропал братец Купала, а когда огляделась вокруг, никого уже рядом не было. Стала звать она братца милого, но Купала ей не откликнулся, был он в тёмной далёкой сторонушке под крылом у птицы Сирин.

С тех пор лет немало минуло, и не раз вьюги белые, лютые накрывали снегами чисто полюшко, и не раз потом травы буйные прорастали сквозь злобу зим­нюю. Много раз с тех пор солнце красное проходило свой годичный круг. Беды много раз сменялись ра­достью.

С тех пор выросла Кострома, стала девицей - кра­савицей писаной. Женихи к Костроме часто сватались, даже Велес, мудрейший Бог, на неё частенько загляды­вался, но никто из них Костроме был не люб.

Нет из них никого мне под стать, - говорила она часто матушке, - среди них для меня нету равного. Я ведь девица, Богами рождённая, не бессмертная, но прекрасная. Кто сравнится со мною в умениях? Я за Бо­га пойду не за всякого! Мне не ровня старики волохатые. Волохатые да женатые…

И вздыхала в ответ Ночь Купальница. «Тише!» - го­ворила дочке. Бойся, мол, беды, мол, краса твоя равна гордости, как бы Боги на то не разгневались. Но не слушала мать Кострома бойкая, всё смеялась, заплетая в косу кудри рыжие. Вместе с девицами другими плела венки, но однажды ветрогон Стрибог с головы её вдруг сорвал венок. Дунул посильней, в воду кинул его, и поплыл венок по течению вниз. И тогда загада­ла гордая Кострома, чтоб нашёл венок равного ей же­ниха. Пусть плывёт венок, ищет суженого, чтобы был во всём точно, как она!

А кончался на земле июнь, месяц червень, и на сме­ну ему шёл июль, месяц липень. И всё ближе был день солнцестояния: до заката солнце светит долго, ярче яркого, а потом приходит ночь короткая - время странное, нехорошее.

В это время замирает мир в ожидании: что-то будет впереди, как всё сладится? Духи водяные да русалки, подданные хозяйки Макоши, за неделю до солнцесто­яния свой разгульный праздник громко празднуют. Мавки, водяницы, лоскотухи и другие жительницы водные надевают себе на головы из кувшинок венки, а потом выбираются из озёр и рек и давай веселиться по берегам. Распоясанные, в сорочках белых, резвятся русалки славянские, поют, хохочут, на деревьях кача­ются, а то и просто на траве сидят и расчёсывают свои длинные волосы.

Хвостов у славянских русалок отродясь не бывало, зато есть у них ножки резвые, а потому хороводы они любят водить, но не посолонь, слева направо, в сторону Прави, как то делают живые парни и девушки в честь Хорса круглого, а осолонь, против стрелки часовой, справа налево, от мира к миру Нави.

Вода - стихия удивительная, жизнь даёт она всему миру, но может и погубить вода. Через реки и озёра путь есть в царство подземное, а потому многие духи вод слушаются, кроме Макоши, Велеса многомудрого, особенно те, что от мертвецов произошли, от утоп­ленников. Духи водные, влажные, могут помочь уро­жаю вырасти, а могут и залить всё на корню, и если обидел их чем человек или повстречался в недобрый час - защекочут до смерти и уволокут к себе в под­водный мир.

Больше других щекотать всех встречных-попереч- ных лоскотухи любят, и чтобы уберечься от них в Ру­салии - праздник всех русалок, в одиночку люди в прибрежных лесах да на заливных лугах старались не появляться, а коли шли, то брали с собой чеснок и по­лынь - лоскотух отпугивать.

Лоскотухи от полыни, бывало, и разбегались, зато мавкам всё нипочём. Они даже и через круг, через же­лезную цепь охранительную не боятся перешагивать! Главное - мавок не разозлить, отшутиться от них, на это у живых вся надежда. Попросят гребешок, чтобы волосы свои расчёсывать, - дай, а то хуже будет. Правда, потом гребешок придётся выбросить, иначе облысеешь сам, но вот если не дашь, пожаднича­ешь - до смерти мавки замучат.

На вид они такие красавицы, каких свет раньше не видывал: личико милое, ножки стройные - всё, как у живых. Только краса не живая у мавок, мёртвая. Со спины видно сердце небьющееся, лёгкие, позеленев­шие без воздуха, да сопревшие в воде внутренности. Красота лица им в награду досталась за любовь безот­ветную на земле. Ведь мавками обычно утопленницы становятся, некрасивые, на жизнь обиженные, что ки­нулись в воду от несчастной любви.

Самые злобные среди русалок - лобасты, любят они в прибрежных камышах прятаться. Старше лобас­ты молоденьких мавок, хитрее, сильнее, опытнее. Не­житью выползают они из воды, лица страшные, стару­шечьи. На кого лобасты набросятся, тому смерть из­бавлением станет.

А верховодит всеми русалками Водяной - он в дни летнего солнцестояния и вовсе чувствует себя именинником. Он хозяин вод, пасёт себе в тишине на дне рек да озёр стада рыбные - карпов, сомов, ле­щей, - словно пастух коров на поле. Сам тиной опу­тан, с большим пузом, с хвостом. Вместо рук - лапы гусиные, пучеглазый, как рыбина, с окладистой боро­дой и усами зелёными. Все девицы водяные, прозрач­ные, подчиняются ему неукоснительно. Только дочери его, девицы-водяницы, потихоньку от отца проказни­чают: путают рыбачьи снасти да зазывают рыбаков под воду сладкими песнями.

Днём спит Водяной в тишине глубоких омутов или под водяной мельницей, а ночью утопленниками ко­мандует. Вообще-то Водяной - добрый дедушка, но коли разозлится, разволнуется, может сети порвать, дома затопить, а то и плотину разрушить полностью. Больше всего любит он побаловаться от скуки - ута­щит с берега на дно какого-нибудь зазевавшегося па­ренька да и оставит у себя жить, чтобы развлекал его в подводной тиши.

А самые весёлые и шустрые водяные живут в род­никах с чистой ключевой водой - «гремячих ключах», что возникли на земле от ударов молний Перуновых.

Вот в такое-то недоброе времечко, когда Свет и Тьма силами меряются, упал в воду Костромы венок и поплыл искать ей суженого - красотой и уменьями как она. Точь-в-точь. На волнах покачивался венок из синих, как вода, цветов и цветов рыжих, точно огонь.

Какой молодец его выловит, тому быть женихом Кост­роме. Только никому не даётся в руки венок, по реке плывёт он, по реченьке, в неизведанные края.

По воде за ним русалки следуют, тихо шепчутся мавки с водяницами. Мол, сказать о том венке бы на­добно нашему Водяному Хозяину, да и самому влады­ке Велесу о венке девичьем знать бы следовало. Но напрасно девы водные волнуются, давно проведал обо всём Велес-владыка. Он за прихоть девичью, за гордость, за слова, Богам обидные, наказать решил девицу Кострому.

По приказу подземного Велеса в царстве мрачном птица Сирин из-под своего крыла Купапу выпустила, посадила Купапу в лодочку и отправила плыть по реч­ке-озеру. Из подземного царства по воде его вынесло, понесло по рекам на родную сторонушку, а потом те­чением невиданным повлекло вверх по Волге-речень­ке - прямо навстречу своей судьбе.

Пока был Купала у птицы Сирин, вырос он, возму­жал, стал молодцем, красавцем писаным - с синими очами, как два озера, и волосами светлыми, кипенными.

Стал по сторонам смотреть Купала, стоя в лодочке, и увидел вдруг, как плывёт ему навстречу девичий ве­нок, на воде сверкает цветами яркими - синими да го­лубыми, жёлтыми да алыми. «Видно, умница-красавица тот венок плела, - Купала думает, - и пустила вдоль по реченьке, чтоб найти скорей себе суженого. Если девица та красой как эти цветы, я хотел бы её тотчас взять в замужество!»

Наклонился Купала, подхватил венок - пахли те цветы нездешним запахом, пахли лесом, костром да русалками. И кувшинками, и пряными травами.

В тот же миг понесла Купапу лодочка прямо к той, что венок чудесный бросила. Вот плывёт Купала, плы­вёт в лодочке, смотрит и места родные узнаёт - те поля и луга, рощи да леса, где они с Костромой вмес­те бегали. А потом глядит Купала, девица стоит на бе­регу, во все глаза на него смотрит радостно.

Прямо к девице той его лодочка вынесла, вышел на берег Купала, венок в руках держа.

Твой ли это венок, красавица милая?

Мой, - тихо Кострома ответила.

Так стояли они, друг на друга глядючи. И влюби­лись друг в дружку без памяти, полюбили сразу, как только увиделись. Были они друг другу под стать, как огонь и вода, которым друг без друга нельзя, но кото­рым и вместе навсегда не бывать…

Не узнали друг друга Купала с Костромой, - знать, то Велеса была задумка тайная. В ту же ночь, ни о чём никого не спрашивая, поженились Купала и Кострома, и были той свадьбе невиданной водяные мавки свиде­тельницами. Веселились они, счастью молодых раду­ясь, и купались с ними вместе Купала с Костромой, а потом на берегу через яркий костёр прыгали.

Лишь наутро узнала Купальница, что случилась бе­да великая с её любимыми детушками. Ведь нельзя близнецам, родному брату с сестрой, друг друга лю­бить по-супружески! Так людям велит Сварогов Закон, так велит и закон человеческий.

Со слезами пришла к детям Купальница, рассказала им правду горькую. И, как только открылась истина, в страшный миг тот их счастье кончилось. Теперь не бы­ло им больше места на земле. Не могли они жить в супружестве, но и порознь жить тоже не могли.

С горя прыгнул Купала в костёр догорающий и ис­чез, словно его и не было, а Кострома в лесное озеро бросилась, и сомкнулись над её головой воды сине-зелёные. Стала мавкой печальной весёлая Кострома.

А Купальница-Ночь с тех пор стала ещё черней и роняет с тех пор поутру на траву свои горькие слёзы-росу. Ни с кем больше не хочет видеться, даже Семаргла любимого не пускает больше на порог. Одна хо­дит с тех пор по миру Ночь-Купапьница, всё тоскует, грустит и печалится.

Опечалились и Боги Ирийские, жестока вышла месть у Велеса. Да и сам Велес закручинился, не почув­ствовал он от мести радости. Но уже не исправить со­деянного, не повернуть вспять Сварогов круг. И тогда хитрый Велес решил своей мудростью жизнь вдохнуть в страдания прошлые: превратить решил близнецов в цветок, да так, чтоб были они неразлучны вовек. Что­бы вновь родились они, вместе срослись, чтобы в еди­ном цветке воедино сплелись. Чтобы оба сияли в еди­ном цветке синим цветом и жёлто-оранжевым.

И случилось по воле Велеса на поляне лесной диво дивное: выросли цветы жёлто-синие, цветы яркие и та­инственные. «Купала-да-мавка» - стали люди их звать. И с тех пор на лугах и в лесах разрослись те цветы рыжим пламенем, синью водною. По сей день они по лесам растут.

Вы, конечно, видели их, дорогие девочки и мальчи­ки, иван-да-марья их величают сейчас - по православ­ным обычаям. Но цветы это те же самые, цветы древ­ние, рождённые Велесом - в память о близнецах. А самого Купапу стали люди почитать Богом лета, по­левых цветов и лесных плодов, Богом очищения и ис­купления.

Вы, конечно, и про ночь на Купапу слышали - вол­шебную, непонятную ночь в день солнцеворота летне­го. Она до сих пор не забыта. С тех пор как случилась с близнецами беда, с тех пор как погибли они и воз­родились в цветке, стали наши далёкие предки празд­ник праздновать в честь Купапы и бессмертных Богов Ирийских - праздник жизни и смерти, умирания и возрождения. С тех пор стали праздник солнца, воды и огня люди и Боги праздновать. С тех пор стала эта ночь летнего солнцеворота у славян называться Ку­пальской.

Странные вещи случаются в Купальскую ночь! Даже деревья переходят с места на место, шелестят листвой, разговаривают между собой. Звери, птицы и даже тра­вы в эту ночь друг с другом беседуют, а лесные цветы наполняются силой невиданной - чудодейственной, магической силою. В эту ночь собирают люди травы заветные, которые и в ворожбе помогают, и лечат, и приворотными становятся, и оберегают от напастей и бед.

Только в эту ночь безвременья расцветает в лесах цветок папоротника, растения, посвящённого громовику Перуну, - «Перунова цвета». Говорили ведуны на­шим предкам, что, мол, если отправишься в лес в эту ночь, захвати с собой белую скатерть, холст и нож. Очерти ножом или обгорелой лучиной вокруг куста папоротника круг, расстели скатерть и сиди в круге, не сводя глаз с куста папоротникова. Мол, разные чудища и духи, подданные Морены, будут наводить на тебя ужас и сон, и если ты испугаешься, выступишь из кру­га, разорвут тебя на части в тот же миг.

Ровно в полночь появится на папоротнике цветоч­ная почка, разорвётся с треском, и раскроется необык­новенно яркий, огненно-красный цветок. Надо рвать его поскорей, пока не схватила цветок чужая невиди­мая рука. Злобные духи будут кричать страшным голо­сом, заколеблется земля, загремит гром, и засверкает молния, ветер зашумит, и жуткий грохот послышится, обдаст тебя пламенем и удушливым запахом. Но если тебе повезёт и ты завладеешь цветком, накрывайся скатертью и беги в село не оглядываясь. Если огля­нешься - исчезнет цветок, а если нет, если выдер­жишь ты все испытания, то откроет тебе цветок прош­лое, настоящее и будущее, научит клады искать, при­общит к тайнам Богов, научит мысли людей угадывать и понимать язык птиц, зверей и растений.

Впрочем, ещё говорили люди, что выдумка это всё, наваждение нечистых сил, которые людей погубить хотят, что на самом деле никогда не цветёт в лесу па­поротник, а значит, и ходить за ним нечего…

На Купапу обливали юноши и девушки друг друга водой, с грязью смешанной, а потом вместе купались и пели песни, чтобы смыть с души и тела всё нечистое, бани устраивали. Поутру собирали росу живительную и умывались той росой, чтобы быть здоровыми. Счи­тали славяне, что в это время небеса способны развер­заться на короткий миг, и тогда всякое загаданное же­лание сбудется.

В эту ночь солнце после заката тоже в водах купает­ся, чтобы принести земле плодородие, а потому в честь могучего солнца - в честь Хорса круглого, и Дажьбога светлого, и Ярилы ярого - зажигали в Ку­пальскую ночь обвязанные соломой колёса, древний солнечный символ, с точкой-ступицей в центре и лучами-спицами. А потом пускали эти колёса горящие с го­рок, чтобы катились они, разбрасывая огонь, к реке до самой воды. До сих пор ещё в некоторых деревнях так Купальский праздник празднуют.

А ещё играли в горелки - весёлую игру в честь солнца с песнями и догонялками. Именно от горелок произошли современные салки, в которые вы до сих пор с удовольствием играете, дорогие девочки и маль­чики.

Просмотры: 4 703

Праздник Ивана Купала — это старинная традиция, существующая в современности с докрещенных времен. Бывший преимущественно языческим, несущий людям очищение от зла, праздник постепенно стал религиозным, общенациональным. Купалу уважают и почитают во многих странах мира, в некоторых из которых до сих пор проводят старинные целительные обряды.

Традиции и обычаи

Иван Купала принадлежал к числу самых значимых праздников того времени. Праздновали его «всем миром», то есть всем селом. Люди строго исполняли все необходимые обряды. Праздник проводился во имя бога Солнца и языческого божества Купалы.

Справка: в древней Руси праздник отмечали 22 июня, в день летнего солнцестояния. Затем эта дата была «отдана» святому Иоанну Крестителю, и Купала отошел на 24 число, а люди стали называть Купалу Иваном, так как другое имя Иоанна Крестителя – «купатель». После перехода на григорианский календарь, праздник сместился на 7 июля. В итоге сегодня сам смысл праздника в России утратился, так как он не попадает по факту на день летнего солнцестояния.

Основные традиции и обряды сформировались еще в языческое время. Многие атрибуты символизировали стихийных божеств, которых наделяли мистической силой. Люди верили, что в этот день можно и нужно гадать, совершать ритуальные обряды, бороться с оборотнями и ведьмами, зарабатывать себе здравие, чистоту духа. Травы, вода, огонь пробуждали свои чудодейственные силы и одаривали верующих целительными дарами. В этот день человек был способен исцелиться не только физически, но и духовно.

Кстати : считалось, что на Ивана Купалу вода и огонь сливаются в единое целое. Такой союз выплескивал на землю огромную энергию, природную силу, дарующую благодать, счастье, длительную жизнь. Поэтому костры устраивали рядом с водоемами.


Так как день Ивана Купалы считался праздником Солнца и отмечался в самый длинный день в году, то часть обрядов устраивали в честь небесного светила. Молодые люди катали по полям и горам горящие колеса или смоляные бочки. А девичий венок символизировал солнце – он обладал даром света, чистоты, жизни, молодости. В обрядовых песнях говорилось о торжестве Солнца.

Праздник начинался с приходом ночи и длился все следующие сутки. Люди не спали, жгли ритуальные костры вплоть до рассвета, не давая ночи спуститься на село. Такое поведение объяснялось тем, что по существующему поверью, вся нечисть в этот праздник вылезала из своих тайных убежищ и могла навредить человеку. Лешии, русалки, оборотни, вампиры, ведьмы становились особо опасными. Для защиты от них люди использовали веточки вербы, осиновые колышки, полынь, коноплю.

Справка: канун праздника назывался Ведьминым днем . Именно в это время нечисть собиралась на шабаш на Лысой горе.

Купальский костер

Этот праздник придавал особое, священное значение костру. Считалось, что в этот божественный день огонь несет в себе очищающую силу, магию. Повсеместно костры разжигали на закате солнца рядом с водоемами. Сельчане накладывали огромные валуны из хвороста, бревен. В центре импровизированной горы устанавливали шест, на конец которого насаживали смоляную бочку или голову животного – символ ведьмовства. Костер добывали чаще всего дикарским способом – трением двух деревяшек.


От главного кострища люди разжигали свои факелы и несли в дом, для топки печи. Интересно, что по обычаю, все женщины деревни должны были присутствовать на купальском костре. Тех, кто не пришел, подозревали в колдовстве, нечистой магии, ведьмарстве.

Все жители села собирались в огромный хоровод вокруг кострища, пели песни., танцевали. Огонь символизировал очищение от всякой нечисти. Люди, спешившие снять с себя порчу или сглаз, прыгали через костер, приговаривая при этом молитвы и церковные притчи. Верили, что тот, кто выше всех прыгнет, будет счастлив в следующем году. Те, кто отказывался участвовать в опасной забаве, прилюдно обливали водой, хлестали крапивой или чилигой, обзывали ведьмой или колдуном.

Девушки, имеющие суженого, должны были прыгать через костер вместе с ним, держась за руку. Правильный совместный прыжок говорил о чистоте любви и скорой будущей свадьбе. Ну а если после прыжка костер выдавал искры, то это знаменовало счастливую брачную жизнь влюбленных. Одинокие девушки дарили понравившимся мужчинам венки из цветов – символ девичества.


Один из обычаев ритуального костра – сжигание старых и ненужных вещей, тоже символизирующий очищение, обновление жизни. Считалось, будто избавление от хлама несло освобождением от бытовых проблем и неурядиц. С больных детей снимали всю одежду, чтобы с ней сгорела болезнь. А во времена эпидемий среди домашнего скота, через купальский костер перегоняли животных, чтобы изгнать хворь.

Купание на Ивана Купала


Другая стихия – вода – также приобретала в этот день магические свойства. Она несла людям очищение от всего плохого, что накопилось за предыдущий год. Считалось, что в праздничный день вся нечисть покидала водоемы, собираясь на шабаш. Реки и озера становились одной большой купальней. Родниковую воду, обладавшую чудодейственными свойствами, набирали в кадушки и несли домой, чтобы последующий год умываться ею и купать новорожденных. Использовали ее и для проведения ритуальных обрядов.

Даже утренняя роса несла в себе заряд положительной энергии. По мокрой траве катались, бегали босиком, припевая песенки. Юношам роса сулила здоровье и силу, а девушек наделяла красотой.

Массово ходили в баню, парились вениками из целебных трав, собранных в ночь перед праздником.

Кстати: традиция обливаться водой на Ивана Купалу сохранилась и по сей день, так как люди до сих пор верят в способность воды исцелять и очищать. Это один из самых старых языческих обрядов, дошедших до современности.

Купальский венок


Символом летнего праздника, дня солнцестояния, считался венок из различных полевых цветов. Чем больше видов растений было в венке, тем волшебнее он становился.

Главные веночные компоненты:

  • базилик – укреплял брак, увеличивал либидо;
  • барвинок – защищал от порчи и нечистого сглаза, отгонял нечисть;
  • герань – оберегала от ссор и неурядиц;
  • роза – символизировала любовь и красоту;
  • ежевика – была защитным амулетом от ведьм, колдунов и русалок.

Весь день девушки и молодые мужчины носили венки, а с приходом вечера избавлялись от них. Венки пускали по воде, сжигали в ритуальном костре, дарили друг другу, забрасывали на дерево, украшали могилы усопших. Реже венок сохраняли, чтобы в будущем из сухих трав варить лечебные настойки.

Опуская венок в воду, девушки гадали. В некоторых губерниях было принято распускать венок и опускать в воду одиночные цветы. В скором времени вся поверхность реки была усеяна цветами всех мастей и сортов.

Магические купальские травы

Считалось, что вся природа в ночь перед Иваном Купалой обогащалась целебными силами и сама могла творить чудеса, излечивать даже неизлечимые болезни. Люди верили, что целительными свойствами растения наделяли лесные нимфы, эльфы и феи. Травницы и знахарки с рассветом шли собирать лечебные травы. Для сбора даже существовали специальные молитвы-заговоры, которые усиливали магию флоры. В некоторых регионах травы собирали «чистые души» — дети и старики, это улучшало качество травяной магии. Собранную траву высушивали и заготавливали настойки, которые излечивали от болезней, очищали избы от злых духов, привлекали в дом удачу, достаток и счастье.

Обычная полынь наделялась большой силой в защите от нечисти. Траву высушивали и развешивали повсеместно: дома, на поясе, в венке. В день Ивана Купалы высушенную крапиву раскладывали у порога, чтобы зло не могло пробраться в дом.


Значимым языческим растением считался папоротник, о котором складывали песни и стихи. Ему поклонялись и верили, что он может передать человеку способность творить волшебство. Существовало поверье, что папоротник цветет лишь раз в год, а именно в ночь на Ивана Купалу. Если сорвать распустившийся на несколько мгновений цветок, то он наградит владельца даром ясновидения, целительства, предвидения, человек сможет разговаривать с животными и все клады мира откроются ему. К слову, сорвать цветок было делом опасным, и требовало определенных знаний. Охотник чертил вокруг себя защитный круг и ждал наступления ночи. Лесная нечисть не дает ему совершить воровство. Она отвлекает его, путает направление, шумит, пугает. Только сильный духом человек может выдержать все препоны и добыв цветок быстро убежать, не оглядываясь.

Другой не менее известный на древней Руси цветок — Иван-да-Марья – символизировал союз огненной и водной стихий. По преданию, это интимный союз брата и сестры, из-за чего они были превращены в дивный цветок. Он также распускался на Ивана Купалу.

Волшебным свойством обладало другое растение – цветущая перелет-трава. Люди верили, что она может переносить человека на дальние расстояния. А если сорвать одолень-цветок в день праздника, то получишь защиту от врагов, так как будешь наделен большой физической силой, способной уничтожить любого противника.

Праздничные гaдaния и обряды

На закате девушка вслепую набирала трав и клала под подушку, а утром проверяля: в букете должно было находиться не менее 12 разновидностей травы. Если набралось, то быть в этом году свадьбе.

Под подушку клaли пoдopoжник (старинное название «тpипyтник»), пpигoвapивaя «Tpипyтник-пoпyтник, живёшь пpи дopoгe, видишь мaлoгo и cтapoгo, cкaжи мoeгo cyжeнoгo!» Во сне девушка должна была услышать имя будущего жениха.

Если в праздничный день обойти 12 огородов, то исполнится самое заветное желание.

Незамужние верили, что венок покажет дорогу к жениху. Потонувший венок говорил о том, что свадьбы не будет еще год, а чей веночек поплывет быстрее всех, та и выйдет замуж в скором времени.


На купальные венки загадывали желания. Если венок потонет, то оно не сбудется, а если будет плыть прытко и далеко, то ждать свершения мечты осталось недолго.

Цветок Иван-да-Марья раскладывали по углам дома. Он защищал жилище от воров.

Домашних животных, в частности лошадей, запирали на ночь в сарае, так как скот в этот праздник был особенно уязвим перед нечистью. Считалось, что ведьмы ездят на шабаши именно на лошадях.

Было поверье, что, чем чаще мыться в этот день, тем быстрее можно избавиться от грехов.

На березке заранее завивали венок, а в день солнцестояния смотрели: если расплелась коса, так скоро выйдешь замуж.

Ночью умывались ночной росой.

Самые длинный день в году и короткая ночь знаменовались празднованием самого масштабного праздника, который дарил людям надежду на светлое, безоблачное и здоровое будущее. Все от мала до велика, старались угодить природе и взамен впитать от нее волшебные чудодейственные силы очищения и исцеления.

Древний языческий праздник Ивана Купалы, посвященный дню летнего солнцестояния – одна из главных дат в славянском календаре, которую празднуют 7 июля.

Сегодняшней ночью россияне отмечали летний праздник Ивана Купала. Считалось, что в эту особенную волшебную ночь нельзя было спать, потому что в эту ночь просыпалась разная нечисть - ведьмы, водяные, русалки, оборотни. Этот яркий мистический праздник богат интересными традициями и колоритными обрядами.

Праздник начинают отмечать в ночь на 7 июля, которую в народе считают особенной – только в эту ночь можно найти мистический цветок папоротника, который принесет человеку счастье и богатство.

Как возник праздник

Яркий народный праздник Ивана Купалы берет свои истоки из язычества, хотя его происхождение точно не установлено. Иван Купала, предположительно, произошел из языческих ритуалов очищения, омовения, которое происходило в реках и озерах в день летнего солнцестояния.

У древних славян Иван Купала был праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Поэтому его связывали с днем летнего солнцестояния, который по старому стилю выпадал на 20-22 июня.


Традиции праздника Ивана Купала

В ночь на Ивана Купала не принято спать. Считается, что, устраивая шумные гуляния и пляски, а также задорно распевая песни, молодежь отпугивает злые силы от родных мест.

Считалось, что не нужно и купаться, поскольку водяной может затянуть в воду.

Традиционно в этот праздник разжигали большие костры, возле которых и разворачивались гуляния, устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали. При этом гуляния у «очищающего» костра начинаются с вечера.

После полуночи и до рассвета 7 июля вода в водоемах обретает мощную целительную силу. Поэтому до восхода солнца искупайтесь в озере или реке. Это также добавляет здоровья и лечит от всех недугов.

Прыжки через костер

Перепрыгивание через костер на Ивана Купала являлось одним из важнейших обрядов на праздник– чтобы приманить удачу, успех и здоровье. Кто выше всех прыгнет - будет удачливее всех, здоровее и красивее.

Чтобы очистить тело и душу от болезней и злых мыслей, нужно трижды перепрыгнуть купальский костер. Чтобы обряд сработал, соберите ветки мужских (бук, дуб, клен) и женских деревьев (рябина, ольха и сосна) и выложите их в форме пирамиды и подожгите. Перед прыжком попросите костер забрать болезни и невзгоды.

Влюбленные могут узнать будущее своих отношений при помощи костра. Взявшись за руки, пара должна прыгнуть через купальский костер. Если в прыжке влюбленные не отпустят рук, то проживут вместе до конца жизни, если разомкнут ладони – будут ссоры.

А женщины, у которых долго не было детей, прыгают для того, чтобы излечиться от бесплодия.

Славяне верили, что купальский огонь уничтожает все зло - болезни, несчастья, нищету. Именно поэтому на нем сжигали старую одежду. Существовал обычай бросать в купальский костер сорочку больного ребенка. Считалось, что вместе с ней сгорала и его болезнь. Часто через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.


Кто выше всех прыгнет - будет удачливее всех, здоровее и красивее. Фото: vottak.net

Венки на Ивана Купала

На Ивана Купала женщины и мужчины, которые хотят найти себе пару, плетут купальский венок. В него обязательно должны быть вплетены ромашка, зверобой, полынь, крапива и другие целебные травы. После Купала такой венок служит оберегом весь год. Его вешают над дверью, чтобы сквозь него ни один недобрый взгляд не проник. Если кто-то из домочадцев заболевает, хозяйка отщипывает немного травы от венка и бросает в отвар или чай. Часто к следующему празднику Купала от венка остается лишь ободок, который сжигается в купальском костре.

Незамужние девушки в эту ночь также плели из трав и цветов венки и бросали их в воду: если венок утонул – замуж в ближайший год не позовут, парень ее разлюбит, если даже от берега не отплыл – суженый где-то совсем близко, а если отплыл далеко – то сватать будет парень издалека.


Много традиций на Ивана Купала связаны с водой. Фото: imperia-lna.ru

Как гадать на Ивана Купала

На любовь. Перед сном нужно собрать несколько листьев подорожника и положить его под подушку. Укладываясь спать, следует произнести: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!». В эту ночь девушке должен присниться ее суженый.

На жениха. Сорвите столько веток папоротника, на скольких людей вы гадаете. Гадайте в полночь с 6 на 7 июля. На каждую ветку задумайте имя парня, кого хотите в суженые. Пометьте их цветными нитками, чтобы не перепутать. Окуните в воду около берега водоема и рукой прижмите ветки ко дну. Резко отпустите. Какая ветка раньше всех всплывет - тот задуманный на нее парень и станет вашей судьбой.

На будущее. Для него необходимо разломать церковную свечу на несколько кусочков и растопить воск. Как только он растопится, вылить его в емкость с водой. Какую фигуру он примет – то и ожидает в ближайшем будущем. Например, кольцо или свеча – к свадьбе, кошелек – к деньгам, звезда – к удаче, сердце – к любви, флаг – к визиту важного гостя, цветы – к новому воздыхателю, полосы – к путешествию, волны – к исполнению желаний.


На Ивана Купала девушки гадали. Фото: vseodetyah.com

Вода на Ивана Купала

Много традиций на Ивана Купала связаны с водой. 7 июля христиане отмечают также день рожденья Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса в Иордане. Поэтому считается, что именно с этого дня купания в открытых водоемах становятся безопасными - из рек и озер изгоняется вся нечисть.

Протекция Купалы над любителями поплавать и порезвиться в воде длится до Ильина дня, который отмечают 2 августа. Кроме целебного купания, оздоровить тело и душу способна утренняя роса, а молодых девушек она сделает еще красивее. Умывшись утром, вечером девушки пускают по воде венки, гадая на любовь.

Приметы на Ивана Купала

Наши предки, как и в любой другой праздник внимательно следили в этот день за погодой. Если на Иванов день пойдет дождь, то все лето будет жарко и погода будет засушливой.

А вот если ночью небо будет щедро усеяно звездами, а поутру природа одарит обильно росой, то будет хороший урожай огурцов, грибов, да и вообще всех овощей.

В этот день старались избегать встречи со змеями, ведь если её повидать в этот праздник, то беды не избежать и в скором времени ожидаются сильные потери.

После сбора трав все женщины внимательно пересчитывали их. Если наберется двенадцать видов растений, то в семье обязательно в грядущем году будет свадьба.

Многие верили, что особая опасность подстерегает лошадей, которых нечистая сила может использовать для своих целей. В таком случае им не выбраться живыми. Поэтому их пытались запереть надежно.

Гадания, поверья и приметы

Самым распространенным на Ивана Купала остается гадание при помощи венков. Венки плелись из различных трав - лопуха, медвежьего ушка, богородской травы (чабрец, тимьян) или ивана-да-марьи, в которые вставлялись зажженные маленькие лучинки или свечки. Затем спускали на воду и внимательно следили за ними.

Если венок начинал быстро отплывать от берега, это означало счастливую и долгую жизнь или хорошее замужество, а если венок тонул, означало, что замуж в этом году девица не выйдет или суженый ее разлюбит.


Счастливее всех мог стать человек, чей венок заплывал дальше других, а дольше всех проживет – чья свечка или лучинка в венке прогорит дольше других.

Крапивой люди в эту ночь оберегали себя от посягательств различной нечисти – для этого растение раскладывали на пороге дома и на подоконниках.

В Купальскую ночь люди всегда запирали своих лошадей, которые в эту ночь были особенно уязвимы, так как ведьмы охотились за ними, чтобы поехать на Лысую Гору, с которой лошади живыми не возвращались.

В ночь на Ивана Купалу, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло, которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами.

Цветок иван-да-марья, сорванный в ночь на Ивана Купалу, нужно было вложить во все углы дома – люди считали, что этим защищают его от посягательств воров.

По одной из легенд, цветок иван-да-марья - это брат и сестра, которые полюбили друг друга, и были наказаны за это, и превращены в цветок. Брат с сестрой будут разговаривать, и это спугнет воров.

Считается, что в ночь на Ивана Купалу, деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве, и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.

По одной из примет, в полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав или нет. Если набралось, в этом году девица выйдет замуж.

Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет.

А если на Иванов день перелезть через двенадцать огородов, любое желание сбудется.

Сильная роса на Ивана Купалу - к урожаю огурцов, если на Иванову ночь звездно -грибов будет много.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Славянский праздник Иван Купала - это старинная традиция западных и восточных славян, о которой не забыли и по сей день. Праздник отмечают практически во всех странах современной Европы. В некоторых из них он является не только религиозным, но и общенациональным. Изначально он был частью языческих ритуалов очищения и омовения, а позже получил своё название в честь Иоанна Крестителя. Его имя в переводе с греческого означает "купатель".

Интересно, что многие из известных нам обычаев этого праздника изначально пришли от язычников. По старому стилю календаря его отмечали 24 июня, а теперь - 7 июля.

Праздник Иван Купала: история возникновения

Язычники всегда праздновали Иван Купалы, поскольку они верили, что именно в этот день благодаря омовению можно избавить тело от болезней. Само торжество было посвящено богу Солнца и божеству Купале, которому также поклонялись в то время.

До того, как на Руси приняли христианство праздник Купалы отмечали в день летнего солнцестояния (22 июня). Но после того, как этот день посвятили Иоанну Крестителю празднование перенесли на 24 июня, и многие крестьяне начали называть его День Ивана.

Мы празднуем Иван Купалы 7 июля, что обусловлено переходом на григорианский календарь. Именно поэтому можно говорить о том, что первичное значение праздника практически полностью утрачено, ведь он уже не попадает на день летнего солнцестояния. Хоть в некоторых европейских странах Иван Купалы празднуют именно в период с 20 по 24 июня.

Мистический праздник Иван Купалы считается лучшим временем для гаданий и поверий, именно в это время травники собирают целебные растения для лечения различных заболеваний. Существует легенда, что собранные в эту ночь травы обладают чудодейственными свойствами и с их помощью можно вылечить даже самое серьёзное заболевание.

Во многих деревнях и по сей день праздник называют "весёлым", "любовным", "чистоплотным", ведь существует немало примет и традиций, проведение которых обязательно в этот вечер. Уже известно, что само торжество посвящено языческому божеству Купале, в честь которого прыгали через костёр, пели песни и проводили различные обряды.

Традиции Иван Купалы: языческие и современные

В день Иван Купалы все люди плели венки и накидки из цветов, водили хороводы, пели весёлые песни и жгли костры. Конечно же, каждый обряд имел свой тайный смысл и проводился с определённой целью. Горящее колесо, установленное на шесте в середине костра символизировало солнце и плодородие.

Незамужние девушки днём плели различные венки из полевых цветов, чтобы вечером выпустить их на воду. И по сей день многие верят, что плывущий по воде венок покажет, где живёт будущий муж. Тонущий венок символизировал, что суженый уже не любит девушку и возьмёт замуж другую.

Также ранее было принято обливать водой каждого встречного, чтобы помочь ему очистить душу. Считалось, что чем чаще мыться в этот день, тем проще будет избавиться от всех грехов. Конечно же, сейчас эта традиция сохранилась лишь в некоторых деревнях, поэтому не каждый воспримет такое действие с пониманием.

В эту ночь все стремились очистить своё тело от болезней, а душу - от грехов. Для этого люди не только поливали друг друга водой, часто купались и водили хороводы. Не менее важной частью празднования было разжигание костров. Верили, что перепрыгнув через костёр можно избавиться от любого заболевания. Поэтому через костры прыгали молодые и старые, матери с детьми на руках, а также все те, кто хотел стать счастливее и удачливее.

Ночь Иван Купалы - это время, когда оживала вся нечисть. Никто не спал до утра, чтобы защитить себя от чар. Также хозяева тщательно следили за своими лошадьми, поскольку существовало поверье о том, что в Купальскую ночь ведьмы воруют их для поездки на Лысую Гору.

Современный праздник Иван Купала

И по сей день многие из нас продолжают традицию празднования Иван Купалы. Неизменными со времён язычников осталось большинство обычаев. Люди по-прежнему водят хороводы, прыгают через костры и собирают травы для лечения серьёзных заболеваний. Конечно же, для большинства это возможность весело провести время и насладиться общением. Хоть девушки продолжают гадать и пускать на воду цветочные венки в надежде поскорее узнать, кто же станет её суженым.

Иван Купала может стать отличным поводом собрать всю семью и провести весело время вместе, но каждый решает для себя отмечать его или нет.