Все знают, что ребенок, находясь в утробе матери, связан с ней посредством пуповины, а благодаря аппаратам УЗИ это можно даже увидеть собственными глазами. Вот только не многие, увы, понимают, что после того как пуповина отрезана, связь между матерью и ребенком по прежнему остается. Правда, незримая. Но оттого, что эту связь нельзя увидеть, она не становится менее значимой.


Двое в одном
Все начинается с того, что новая жизнь по законам природы зарождается в организме женщины. Это явление закономерное и в то же время удивительное. Согласитесь, это, по сути, обыкновенное чудо, когда в одном человеке вдруг начинают жить двое.
На период беременности у мамы и ребенка единым для двоих оказывается очень многое: кровообращение, нервная и эндокринная системы, система дыхания, обменные процессы. Организм матери выводит все продукты жизнедеятельности плода, выполняя для него функцию почек и пищеварительного тракта. Через материнский организм ребенок обеспечен кислородом, белками, жирами,углеводами, витаминами, минеральными и всеми другими жизненно важными веществами. У мамы и плода один на двоих общий иммунитет. А какие сильные эмоциональные, психологические и энергетические связи устанавливаются между
мамой и малышом в период беременности!
В таком неразрывном единстве «двое в одном» мама и малыш проводят 9 месяцев .
Вдумайтесь, как это долго! Это 40 недель!! Целых 280 дней!!! Естественно, за это время у мамы и малыша возникает не просто физическое единство, но и привычка быть связанными в одно целое, и огромная потребность в этой неразрывности. Неужели весь этот комплекс взаимосвязей может исчезнуть в один миг, благодаря только тому, что во время родов отрезают связующую маму с малышом пуповину?! Разумеется, нет.

Двое как один
В долгожданный и счастливый момент рождения происходит еще одно обыкновенноечудо, когда связанные до этого воедино мама и малыш разъединяются, и жизнь внутри жизни превращается в отдельную жизнь новорожденного ребенка. Задумывались ли вы, что фраза «малыш родился» отражает не начало жизни малыша как таковой (ведь начало было в утробе), а именно начало его другой жизни, отдельной. Однако, несмотря на это, привязанности, сформировавшиеся за 9 месяцев внутриутробной жизни , заставляют малыша по-прежнему жаждать присутствия мамы, ожидать ее заботы, искать в ней защищенности, требовать, чтобы она его обеспечивала всем жизненно необходимым. Новорожденный хоть и может уже существовать вне организма мамы, но тем не менее без мамы существовать еще не может. Это ощущение и лежит в основе привязанности малыша к матери, которая сохраняется после рождения. А еще не забывайте, что сохраняется эмоциональная близость мамы с новорожденным, их психологическая и энергетическая взаимосвязь. Все это и есть составляющие той самой незримой пуповины. Вот так и получается, что мама и малыш после рождения снова неразделимы. Правда, в новом качестве - двое как один.

Возьмем, к примеру, животных…
Есть такой специальный термин «импринтинг», которым называют процессвзаимосвязи матери и новорожденного в животном мире, а именно то, что самки не расстаются со своими детенышами после родов. И не просто не расстаются, а находятся в тесном (в буквальном смысле этого слова) контакте: прижимают, согревают, вылизывают, «окутывают» собой и почти сразу после родов кормят молоком.
Оказывается, инстинкт подсказывает животным на 100% верное решение. В результате ряда экспериментов над животными ученые обнаружили, что искусственное удаление детеныша от матери очень вредно (даже, можно сказать, пагубно!) влияет на его развитие, в том числе может привести к каким-либо отклонениям в психике.
Напрашивается закономерный вопрос: почему, говоря об импринтинге, упоминают только животных? Причем самых разных животных: обезьян, собак, птиц, львов, лисиц, волков и даже рыб… А что же люди? Почему понятие «импринтинг» не характерно для них? Почему все активно обсуждают проблему освобождения мамы (с помощью искусственного вскармливания и нянь) от необходимости быть рядом с ребенком круглосуточно? Почему для женщин привязанность к ребенку становится обузой, а для самок нет? Может быть, потому что животные действуют инстинктивно, а люди склонны порассуждать: «Это хочу, этого не хочу. Так мне удобно, а так - не удобно».
Животные ближе к природе, и законы природы подталкивают их к импринтингу. Понаблюдайте за своими домашними питомцами. Котами, например. Что вы чувствуете, глядя на кошку с котятами? Разве их образ не вызывает ощущение полной гармонии, без каких-либо дополнительных научных обоснований этого явления? Так может, стоит в этом вопросе просто брать пример с животных?!

Все по науке
Послеродовой период и для мамы, и для младенца называют для обоих периодом биологически обостренной чувствительности восприятия. Это и понятно, ведь во время беременности их биологические ритмы были синхронизированы, созвучны. Мама откликалась на действия ребенка, ребенок - на действия мамы. Момент рождения нарушает привычный ход этих ритмов. И в первую очередь это шок для новорожденного, в результате чего он оказывается в разбалансированном состоянии. Восстановить утраченный баланс помогает присутствие рядом мамы. Именно мама может помочь младенцу преодолеть так называемый «стресс рождения» и вернуть его в состояние гармонии. Ученые сравнивают роль матери в этом процессе с действием магнита, приводящего к упорядочиванию железных стружек, рассыпанных на поверхности.
Многие специалисты, исследовавшие проблему взаимосвязи мамы и младенца, сходятся в том, что можно выделить 3 этапа такой взаимосвязи:
- Первые 2 часа жизни ребенка (первичные узы).
- 24 часа после родов (вторичные узы).
- 9 месяцев после родов (третичные узы).

Первичные узы
Это бесспорно, самый значимый период для новорожденного. Он наиболее благоприятен для полной нейтрализации родового стресса. Что важно на этом этапе?
Во-первых, ощущение материнского тепла, которое помогает поддерживать оптимальную температуру для ребенка. Во-вторых, первое прикосновение друг к другу. Вот почему сразу после рождения нужно положить ребенка на живот матери, дать ему материнскую грудь . При первом кормлении связь, нарушенная обрезанием пуповины, мгновенно восстанавливается. Ребенок, как и в утробе, чувствует колоссальную защиту - на эмоциональном уровне, на психологическом и биологическом, впитывая с материнским молоком, как и через пуповину, все, что ему необходимо для жизни. Я уже не говорю о том, как важно это первое кормление для здоровья матери. Стимулирование во время кормления соска вызывает выработку гормона, активизирующего сокращение матки, что снижает вероятность послеродовых осложнений и ускоряет появление молока. В природе все целесообразно.
В этот период устанавливается первый внешний контакт. Нужно смотреть друг другу в глаза, не забывая только, что новорожденный лучше всего видит на расстоянии 20-25 см, что, кстати, соответствует расстоянию от соска до глаз матери во время кормления. Нужно говорить с новорожденным. Доказано, что при звуках материнского голоса ребенок сразу успокаивается. И конечно, на этом этапе важно проявление любви и нежности. Нужно поглаживать, ласкать все тельце ребенка, осторожно касаясь его одними кончиками пальцев. Проявление любви и нежности, кроме удовольствия, приносит малышу неоценимую пользу. В первые минуты после рождения ребенок приспосабливается дышать воздухом, и лаская его кожу, где много нервных окончаний, мы стимулируем процесс дыхания.

Вторичные узы
На этом этапе огромное значение приобретает непосредственная (неразлучная) близость мамы и ребенка. В первые 24 часа у матери и новорожденного происходит установление всех взаимосвязей в новых, пока непривычных для обоих условиях сосуществования.
Раньше говорили: «Не берите ребенка на руки!» Сейчас разрешают: «Берите!» Раньше утверждали: «Ребенок должен спать в отдельной кроватке!» Сейчас твердят: «Пусть ребенок спит с мамой, рядом с ней, чувствуя ее тепло и дыхание».
Именно для того, чтобы обеспечить возможность нахождения мамы и ребенка вместе, в роддомах сейчас организуют палаты матери и ребенка. Новорожденному комфортнее не с чужим человеком, пусть даже и имеющим медицинское образование, а с родным, с мамой.

Третичные узы
На этом этапе самые главные требования для полноценного и гармоничного развития малыша - это покой, защищенность и чувство дома. Поэтому чем меньше будет срок пребывания мамы и ребенка в роддоме, тем лучше. В принципе, сейчас и не стараются держать в роддоме долго, как раньше.
Попав с малышом домой, мамы не должны забывать, что материнство их только начинается. Не нужно считать, что теперь, дома, можно положиться на помощь близких, и меньше времени уделять малышу. Малышу нужна именно МАМА. Незримая пуповина связывает вас сильнее, чем вы думаете.
Этап третичных уз самый долгий. Он длится примерно 9 месяцев. Ровно как и беременность . Совпадение этих двух периодов по продолжительности, конечно, не случайно. Сколько времени существовали мама и ребенок как «два в одном», столько же времени необходимо, чтобы привыкнуть к новым условиям существования - «двое как один».

В период вынашивания ребенка между матерью и плодом устанавливается тесный контакт, который осуществляется в основном через пуповину. Уже во втором триместре ребенок выпивает по подсчетам от 15 до 40 мл амниотической жидкости, запах которой схож с запахом секрета, выделяемого ареолами молочной железы. Такое питание подготавливает ребенка к дальнейшему грудному вскармливанию. Таким образом, ребенок учиться буквально по запаху узнавать свою настоящую мать. Конечно, малыш чувствует биоритмы матери, ее эмоции и переживания, биение ее сердца. После того, как ребенок выходит из утробы и теряет последнюю связь с матерью в момент обрезания пуповины, наступает "кризис рождения". Малыш вступает в совершенно новый мир.

На смену водной среде приходит воздушная , не такая теплая и влажная. На маленький организм начинает действовать сила тяжести и обрушивается большое количество антигенов - бактерий, вирусов, грибков. Новорожденный испытывает воздействия сразу множества раздражителей: звуков, света, прикосновения и многих других, которые не тревожили его в утробе. Все это - огромный стресс для ребенка, и чтобы сгладить его, необходимо сделать переход из одной среды в другую наиболее плавным. Это достигается за счет материнского тепла, запаха, голоса, прикосновений и, конечно, грудного вскармливания.

Связь ребенка с матерью в первые часы после рождения

Первые часы после появления ребенка на свет - один из самых важных периодов в становлении связи между матерью и ребенком. Специалисты установили прямую параллель между тем, насколько часто плачет младенец и тем, сколько времени мать проводила с ним в первые часы после рождения. Слабый контакт между матерью и ребенком может обернуться в дальнейшем психологическими проблемами в развитии малыша и отсутствии привязанности к маме. Прикосновение к матери для ребенка необходимо не только с психологической, но и с физиологической точки зрения. Телесный контакт помогает новорожденному регулировать температуру собственного тела, количество выделяемых гормонов и ферментов и все обменные процессы в целом. Связь устанавливается уже в первые минуты после рождения. Когда ребенка кладут на живот матери, у него включается безусловный рефлекс, он находит сосок и дает начало периоду лактации.

Однако поддержание тесной связи с новорожденным важно не только ему, но и самой матери. Специалисты сделали вывод, что плач и количество контактов с ним также влияют на процесс образования молока. Кроме того, первые 30 минут контакта сразу после рождения включают материнский инстинкт, в той или иной степени заложенный в каждой женщине. Формированию прочной связи между матерью и ребенком способствует тот факт, что оба они находятся в состоянии сильного эмоционального всплеска. Ребенок - из-за перехода в другую среду и потери физиологической связи с матерью. Мать - из-за потери связи с ребенком и чувства эйфории, радости по причине того, что малыш появился на свет. Чувствуя в унисон, мама и ее малыш объединяются под воздействием сильных эмоций.

Связь мамы с ребенком во время грудного вскармливания

Грудное вскармливание является очень важным аспектом в процессе нормального психологического развития ребенка потому, что это - своеобразная форма общения. В этот момент грудничок чувствует знакомый запах родного человека, биение сердца мамы, ее дыхание, слышит голос, ощущает нежные прикосновения и чувствует себя полностью защищенным. Поэтому так важно в процессе кормления разговаривать с ребенком, поглаживать его, прижимать к себе.

Связь мамы с ребенком во время кормления сцеженным молоком

Бывают ситуации, когда ребенок самостоятельно отказывается от . Многие мамы испытывают из-за этого некое чувство вины, подвергая себя стрессу и психологическим переживаниям. Важно помнить, что в такой ситуации мать вовсе не виновата. В таком случае приходится прибегать к кормлению сцеженным молоком. Конечно, вся польза вскармливания все равно имеет место, и при этом младенец получает необходимые ему вещества и защитные агенты, укрепляет свой иммунитет. Но связь с мамой, присутствующая в момент кормления грудью, пропадает, если бутылочку малышу дает папа, бабушка или няня, а это наблюдается довольно часто.

Стоит не забывать и о том, что со временем процесс кормления завершается уже быстрее, и если новорожденный ребенок кормится в течение 30-40 минут, то к трем месяцам ему достаточно уже 15-20 минут. А кормление из бутылочки может занять и того меньше - всего 10 минут. К тому же контакт получается не таким прочным, если ребенка кормят, не вынимая из кроватки. Чтобы не терять связи, маме необходимо как можно чаще самостоятельно кормить ребенка сцеженным молоком, при этом брать его на руки, как и при грудном кормлении, прикасаться и разговаривать. Всегда помните о том, что процесс кормления несет на себе функцию общения примерно в той же степени, что и питательную, поэтому не пренебрегайте им, чтобы иметь со своим ребенком прочный контакт.


Связь мамы и ребенка при искусственном вскармливании

Если вскармливание собственным молоком по каким-либо причинам стало невозможным, задача мамы опять же сводится к тому, чтобы не потерять связь с ребенком, появившуюся еще в период беременности. Несомненно, важную роль играет подбор подходящей по составу питательной смеси, в этом вам поможет педиатр, и мы частично касались этого вопроса в предыдущих статьях, рассматривая, чем нужно кормить детей, имеющих проблемы с пищеварением.

Однако если грудного вскармливания не было вовсе, это может послужить причиной тотально дефицита материнского внимания. Во избежание этого мать должна кормить ребенка из бутылочки самостоятельно, поглаживая его, и глядя малышу в глаза. Важно, чтобы ручки ребенка оставались свободными, и он мог самостоятельно прикасаться к матери. Не забывайте о том, что кормление из бутылочки занимает куда меньше времени, чем грудью, поэтому после того, как ребенок поел, его нужно некоторое время подержать на руках. Это важно для соблюдения неких временных норм при поддержании связи.

Таким образом, кормление - акт общения между мамой и малышом, который влияет на дальнейшее развитие родительско-детских отношений, гармоничного развития личности ребенка.

Считается, что связь между матерью и новорожденным ребенком устанавливается в послеродовой период. Отделение новорожденного от матери сразу после родов затрудняет и затягивает установление психических связей между ними.

Но связь между матерью и ребенком может установиться и спустя неделю в домашней обстановке. Поэтому матери обычно не замечают разницы во взаимоотношениях со своими детьми, с одним из которых была возможность установить такой контакт, а с другим - нет. Часто даже с усыновленными детьми устанавливается эмоциональный контакт. В связи с этим группа ученых пришла к выводу, что до второй половины первого года жизни ребенка физический контакт не влияет на формирование эмоциональной связи с ребенком. По их мнению, физическая близость ребенка и матери в первые же часы после родов не гарантирует мгновенного появления эмоциональной близости.
Появление чувства не столь быстро и очевидно, как послеродовые изменения в организме матери. И не всегда в первые же секунды после родов вспыхивает безграничная материнская любовь.

На самом деле эмоциональная связь между матерью и ребенком формируется гораздо раньше, еще на эмбриональной стадии. Многие женщины обращаются к своему животу уже как к живому существу: гладят его, легонько похлопывают, особенно когда он уже заметно округляется, а ребенок начинает ощутимо двигаться. Зная пол ребенка, могут обратиться к нему по имени: «Ну-ну, Олечка, не толкайся», «Петечка, дай мне возможность заняться уборкой»; а если не захотели определения пола, то обращаются к нему просто на «ты»: «А теперь ложимся спать. Давай, укладывайся» или «Пойдем-ка погуляем. Tы как, готов?»

Для этих матерей не существует проблемы принятия или непринятия ребенка.
Они уже давно его приняли, еще до рождения. И то, что он наконец родился, - величайшее счастье.
Очень многие матери говорят, что когда впервые увидели своего ребенка, то ощутили, что теперь они не одиноки. Что теперь у них есть смысл жизни. Другие матери, которые не хотели наступления беременности и подчинились необходимости или дали себя уговорить, утверждали, что полюбили ребенка в первый же день, как только поняли, какой он крошечный и беззащитный, и сами не ожидали от себя такого проявления чувств.

И тем не менее бывают матери образованные, начитанные, готовящиеся к беременности и не испытывающие потом к ребенку теплых чувств. Заботиться о нем они могут, а любить - нет. Но они не закрыты для этого чувства, и оно рано или поздно их все равно настигнет. Иногда рождение второго ребенка способно все расставить по своим местам.
В настоящее время во многих больницах вместо полной изоляции, практиковавшейся ранее, матерям после родов разрешают держать детей при себе и ухаживать за ними.
На первый взгляд это прекрасная идея. Но не все матери могут ухаживать день и ночь за новорожденным: некоторые настолько измучены, что постоянный контакт с ребенком в первые дни после родов им просто не по силам.

Не старайтесь ухаживать за ребенком против своего желания. Чувствуя себя мученицей, мать может всю вину за приносимые ею жертвы взвалить на ребенка, который ждет от нее заботы и ласки. Выходом из такой ситуации может быть передача ребенка на время перерывов между ночными кормлениями больничной няне. Благодаря этому и мать и ребенок смогут нормально отдохнуть, а когда придет утро, у них будет больше возможностей лучше узнать друг друга.

Многие матери, родившие с помощью кесарева сечения, не имеющие возможности находиться со своим ребенком после родов и знающие о теории раннего возникновения привязанности, сильно беспокоятся о возможности потери эмоциональной связи с ребенком. Некоторые матери пытаются всеми средствами и при любой возможности оказаться рядом со своим ребенком, даже когда новорожденный находится в отделении интенсивной терапии.

Реакция женщины на своего ребенка в минуты первой встречи зависит от многих факторов:
длительности и тяжести родов;
введения матери во время родов наркотических препаратов;
предшествующего опыта;
степени желания или нежелания рождения ребенка;
взаимоотношений с мужем;
состояния здоровья матери;
характера матери.

Отношение каждой матери к новорожденному ребенку строго индивидуально. Например, в случае первых родов часто первые ощущения женщины являются скорее чувством облегчения, а не любви, особенно если роды были трудными. Это вполне нормально. Поэтому мать воспринимает плачущего новорожденного как чужого и незнакомого, не похожего на сложившийся в сознании образ. Только через неделю-две у матери появятся к ребенку первые нежные чувства.
Но в случае возникших и не проходящих негативных чувств к ребенку, таких как злость и антипатия, вам стоит обратиться к опытным специалистам.

Пока ребенок находится в утробе матери, он является ее неотъемлемой частью. Но на самом деле, когда он приобретает индивидуальность формы и поведения, они становятся еще ближе. Новорожденный наделен всем необходимым для того, чтобы выжить, но это срабатывает при условии, если он будет находиться в непосредственной близости с матерью.

При отсутствии опыта ребенок не может объяснить многого в нашей полной приключений жизни. Он нуждается в пище, в тепле, в отдыхе и в безопасности общения с другими людьми. Его восприятие людей и вещей является скорее проницательным - посредством ощущений, прикосновений, слуха, зрения, вкуса и обоняния. С самого момента рождения для выживания он нуждается в защите от вредных воздействий и в безопасности - в самом широком смысле этого слова. В поисках этой безопасности новорожденный ребенок обращается к матери.

Узы с новорожденным

Связь устанавливается уже с того момента, как мать протягивает руки, чтобы помочь своему ребенку выйти на свет. Часто, когда глаза ребенка открыты, они встречаются с глазами матери, одновременно происходит и визуальный контакт.

В идеале отец и новорожденный также устанавливают контакт в момент рождения. Отец может положить руки под ребенка и поднести его к матери. Младенец немедленно прикладывается к груди матери. После того, как прекращается пульсация в пуповине, отец перерезает пуповину. О, это символический акт! Затем, чтобы не прерывать связующую нить, отец может продолжать держать руки на своем сыне или дочери под одеялом, которым накрыты оба - ребенок и мать. Тепло материнского тела поддерживает оптимальную температуру для ребенка.

Оценки по шкале Апгар проводится через пять секунд после рождения и еще раз через пять минут - и все это без перемещения ребенка от матери, впрочем, так же как и другие медицинские осмотры. Единственное их разъединение, когда ребенка обмывают теплой водой от крови и мекония, и взвешивают, нужно производить не ранее, чем через двадцать-тридцать минут. Вся первородная сыровидная смазка остается на ребенке, который и в этом случае должен быть возвращен матери как можно быстрее. Закапывание в глаза ребенка нитрата серебра или другого альтернативного препарата лучше отложить на несколько часов, чтобы не прерывать визуальный контакт.

Определение связи. Клаус и Кеннелл в их классической книге об узах между детьми и родителями отмечают особо значимый период времени, следующий сразу же за рождением, во время которого возникает взаимосвязь. Связь между родителями и новорожденным очень глубока и стремится продолжаться всю жизнь. Это рефлекс, который свойственен и многим другим животным. Замечено, что наиболее благоприятный период для установления связи - это первые два часа жизни ребенка (первичные узы). Следующие, не менее значимые двадцать четыре часа называются вторичными узами. Фактически период тесной взаимосвязи ребенка и родителей продолжается и позже до исполнения ребенку девяти месяцев (третичные узы).

Очень трудно всесторонне, всеобъемлюще описать физические, физиологические и психологические аспекты этой связи, но вот некоторые из ее характеристик:

1) взаимосвязь устанавливается между новорожденным и непосредственным окружением, в котором он родился (обычно между ним и матерью);

2) взаимосвязь осуществляется за счет пяти чувств - слуха, осязания, зрения, вкуса, обоняния;

3) для младенца взаимосвязь с матерью оказывается наиболее необходимой и важной в первые несколько минут, следующие прямо за рождением;

4) взаимосвязь проявляется во всех отношениях не только в первые сутки жизни ребенка, но и в течение последующих девяти месяцев;

5) воздействие взаимосвязи влияет на всю последующую жизнь ребенка; первичная взаимосвязь является результатом особых отношений, которые складываются между новорожденным и родителями в период, непосредственно следующий за рождением, способом, который запрограммирован генетически и инстинктивно; взаимосвязь устанавливается непосредственно прикосновением к ребенку, разговором с ним, поглаживанием, кормлением грудью , вкусами, запахами и т.д. Многие дети начинают сосать грудь даже до того, как перерезана пуповина.

В мире животных для описания этого процесса существует термин "импринтинг". Чем больше животное идет против инстинктов и генетической программы, тем более из ряда вон выходящим является его поведение, когда оно взрослеет. Так почему мы удивляемся, когда сталкиваемся с некоторыми проблемами наших молодых людей, ведь среди них встречаются очень многие, чей опыт рождения и установления взаимосвязи с родителями является насилием над их генетической программой и инстинктами. Разве в наших больницах очень часто не стремятся сделать противоположное тому, что советует Маргрет Риббл - разъединяют мать и новорожденного и тем самым только уменьшают потенциал ребенка? Я здесь не говорю о тех крайних, и в общем-то нетипичных случаях разделения, когда дети удаляются от матерей на несколько месяцев. Нет, я говорю о том, что повсеместно происходит в роддомах нашей и западных стран. Образец отношений, установленных в роддоме, затем продолжается дома. Младенец лежит изолированным в детской кроватке, пока его мать выполняет домашнюю работу. Между тем Харлоу и Висконсин в работах с приматами выявили, насколько важным может быть нахождение у материнской груди. Ученые обнаружили, что удаление детеныша обезьяны на долгий срок от матери пагубно влияет на развитие его способностей, способствует возникновению отклонений в психике.

А как насчет эффекта импринтинга, которое Несс описал в отношении детей человека? Разве нам недостаточно того, что мы узнаем об импринтинге из работ Конрада Лоренса, разве не убедительны его доказательства важности раннего непосредственного телесного контакта матери и ребенка и его продолжения? Джейм Кларк пишет о здоровых отношениях в первобытных племенах, где забота о новорожденном ребенке имела естественное продолжение. Редко встречаются люди, разводящие животных, которые поощряли бы раннее разделение новорожденного и матери. Те, кто разводит собак и заинтересован в темпераменте подрастающего поколения, придают особое значение близости матери и детеныша и не отделяют щенков от самки до достижения семи недель. Обширную информацию об этом можно найти в трудах Кларенса Пфаффенбергера, Джона Пола Скотта и Джона И. Фуллера, к примеру, в их книге "Генетика и поведение собак". Маргрет Мид сообщает много интересного о так называемых малоцивилизованных странах, о том, какие там наблюдаются отличия от Соединенных Штатов в практике раннего воспитания ребенка. Обо всем этом следует поговорить с будущими родителями, когда будут обсуждаться потенциальные возможности новорожденного.

Из сказанного в книге "Рождение ребенка: социальные и психологические эффекты" (вышедшей под редакцией Стефана А. Ричардсона и Алана Ф. Гутмачера) становится очевидным, что культурные, социальные и психологические факторы значительно влияют на течение беременности, на рождение и на результат. Результат - это, конечно же, качество ребенка. Доктор Норман Моррис, профессор акушерства из Лондонского университета, на симпозиуме в Нью-Йоркском Центре Ассоциации материнства заявил, что если бы мы целенаправленно использовали время беременности для изучения развития новорожденного и правильного планирования будущей семейной жизни, то последствия этого для нашего общества были бы неоценимыми.

Многое в будущем новорожденного зависит от позиции и отношения к нему родителей, начиная с момента рождения, первых контактов и грудного вскармливания. Все это, несомненно, важно для роста и развития ребенка. Однако у нас очень часто игнорируют работы известных исследователей, таких, как Конрад Лоренс (Австрия) или Гарри Харлоу из университета Висконсин. Да, мы многое узнали об импринтинге у обезьян, собак, птиц и даже рыб, но что нам известно об импринтинге у новорожденного человека? Скажите, кому-нибудь из разводящих животных когда-либо приходит в голову мысль о том, чтобы отобрать новорожденного от матери? Только среди людей это делается. А разве не может быть такого, что некоторые из наших социальных болезней берут начало именно из-за отсутствия импринтинга у человека в течение первых нескольких месяцев жизни? Мы живем в обществе, которое ищет ответы на вопросы о причинах напряжения, беспокойства и депрессии, о причинах неспособности родителей и детей общаться друг с другом. Может быть, не следует высокомерно игнорировать так называемые малоцивилизованные народности, которые оказались способными воспитывать детей с низким уровнем агрессии, ненависти: конкуренции. В этих, на мой взгляд очень здоровых обществах постоянно присутствует близость матери и ребенка. А если к этому еще добавить тот факт, что отсутствие подобной близости является частой причиной различных отклонений в развитии детей , то уже не остается сомнений в том, что в развитии ребенка немалую роль играет опыт его рождения и установления связей с родителями.

У макаки резус, разделенной с матерью с рождения, позже обнаружились различные степени эмоционального расстройства. Причины и следствия здесь очевидны. Один фермер отказался продавать трехдневного теленка только потому, что животное не было вскормлено в течение первых четырех часов жизни, и фермер был не уверен, что теленок выживет, несмотря на то, что тот казался абсолютно здоровым. И, действительно, животные в таких случаях часто погибают - то ли из-за недостатка импринтинга с матерью, то ли из-за недостатка молозива с его антителами. Возможно, что существует реальная связь и между неожиданной смертью младенцев и отсутствием их контактов с матерью. Статистические отчеты роддомов также подтверждают эту мысль, они отражают зависимость неожиданных смертей от отсутствия грудного вскармливания. Но, говоря это, я имею в виду грудное вскармливание , начинающееся с самого момента рождения, а не то, что принято в нашем обществе.

Взаимосвязь матери и ребенка при вагинальных родах в роддоме. Необходимо, чтобы сторонниками установления взаимосвязи между матерью и ребенком сразу же после родов был весь персонал роддома, начиная от администрации и заканчивая санитарками, чтобы все прониклись этой философией. Акушер, наблюдающий за женщиной, особенно должен понимать, насколько это важно. Медсестры, кстати, тоже не должны суетиться и ухаживать за младенцем сами. Врач должен сделать осуществление взаимосвязи главным приоритетом для каждого младенца, которому он помогает при рождении. Если все эти условия будут выполняться, при таком типе взаимодействия взаимосвязь в роддоме может установиться даже более полно, чем при рождении дома, особенно когда супружеская пара сама не понимает важности установления неразрывных уз.

Взаимосвязь при кесаревом сечении . Очень важно, чтобы пациентки после кесарева отделения знали, что они смогут полноценно кормить грудью и что в других отношениях их ребенок также не будет обделен. Если при кесаревом сечении использовалась местная анестезия, то ребенка необходимо немедленно после извлечения передать матери, чтобы она коснулась его, поговорила с ним, чтобы между ними установился зрительный контакт. Затем, пока о матери заботятся врачи, ребенка отдают отцу для продолжения установления контакта. Отец должен расстегнуть рубашку и прижать к себе голое тельце ребенка, сверху на них следует набросить одеяло. Ребенок остается в руках отца до тех пор, пока в родильной комнате не появится мать.

Установление взаимосвязи с ребенком, рожденным преждевременно . Для недоношенного ребенка установление контактов тоже очень важно. Родители должны иметь доступ в детское отделение интенсивной терапии и, если это реально, время от времени держать ребенка на руках. Общаться с ребенком необходимо так часто, как только возможно, пока он не станет, достаточно крепким для отправки домой. Мать может сцеживать грудное молоко для увеличения количества молока, а как только ребенок будет готов принимать пищу, она должна быть немедленно допущена в детскую, чтобы покормить его.

Связь новорожденного с братьями и сестрами. Как было замечено ранее, связь ребенка с родными братьями и сестрами может быть установлена до рождения. Дети могут сопровождать мать в дородовых визитах к врачу, посещать больницу и т.д. Братья и сестры могут разговаривать с плодом до рождения, т.е. начинать общаться с ним задолго до появления младенца на свет.

Если дети не присутствуют при рождении, то им следует быть в непосредственной близости, чтобы они могли в течение уже первых десяти минут после рождения их нового брата или сестры пообщаться с ним или с ней: поговорить, прикоснуться, взглянуть в глаза.

Этот изумительный новорожденный

Слишком долго считалось, что новорожденный не способен чувствовать боль, видеть, различать звуки и запоминать то, что происходило с ним во время рождения и в первые дни жизни. Держа за ножки, новорожденного хлопали, затем взвешивали, измеряли, прикрепляли ярлычок, заворачивали в одеяло и отсылали в изолированную кроватку общей детской.

Последние научные исследования показали, что новорожденный -- такой же способный молодой организм, как и любой другой в животном мире. Один из экспертов неонатологии заявил, что "Новорожденные в первые дни жизни обучаются лучше, чем когда-либо". Они могут повернуться по направлению к звуку, будучи несколько секунд от роду, младенцы могут вращать не только глазами, но и головой в том случае, если желают увидеть то, что слышат.

Новорожденные не только двигают головой и глазами, но если держать их над столом, опираясь на ступни, они начинают имитировать хождение (через несколько дней эта способность исчезает, а затем появляется снова спустя несколько недель). Новорожденный может достать, толкнуть или схватить какую-нибудь вещь.

Проведенные исследования также показывают, что в возрасте меньше, чем неделя, младенцы отлично определяют цвет и форму предметов. Они могут имитировать выражение лица других людей. Например, если мать показывает язык, ребенок высунет свой. Если она моргает ресницами, он моргнет в ответ. Если мать открывает и закрывает рот, ребенок синхронно будет делать то же самое.

Новорожденный уже знает голос матери и отца. Помещенный сразу же после рождения на живот матери, он поворачивает голову и пытается делать плавательные движения по направлению ее голоса. Новорожденный не только видит родителей, он учится узнавать черты их лиц и в течение нескольких дней может просто отворачиваться от незнакомых.

Все инстинкты в ребенке генетически заложены с таким расчетом, что от момента зачатия до девятимесячного возраста он будет пребывать в теснейшем контакте с матерью. Так что укоренившаяся традиция удалять новорожденного от матери, якобы для того, чтобы сохранить его в тепле, завертывая в одеяло, противоречит его интересам. Кожа матери - наилучший термостат, поддерживающий нужную температуру. Одеяло только мешает ребенку, лишает его чувства безопасности, которое он ощущает при контакте с матерью "тело к телу". Поверьте, в течение первых двадцати четырех часов для ребенка не может быть ничего лучше контакта с обнаженным телом матери. Что может соперничать в чувстве безопасности для младенца с возможностью быть рядом с родителями, проводить с ними дневное время и прижиматься к матери или отцу ночью.

Ашлей Монтегю подчеркнул важность соприкосновений младенца с родителями, утверждая, что дети, которые недополучают этого, оказываются не в состоянии преуспевать физически, умственно и эмоционально. Джейнов также пишет:

"С момента рождения, в течение всего первого года жизни младенец должен общаться со своими родителями как можно чаще. Чем ближе к непосредственному моменту рождения, тем больше травма, когда этого нет. Если ребенок оставлен без физического контакта с матерью в течение первых минут, а тем более часов жизни, это может необратимо тяжело сказаться в течение всей его жизни, обернуться болью и напряжением. Хочу сказать, что по моему разумению, ребенок в первые дни жизни должен спать вместе с родителями, а не в отдельной кроватке. Только после нескольких месяцев жизни у ребенка начинает сохраняться чувство безопасности, когда мать, к примеру, выходит в магазин."

Эти факторы являются настолько важными для полноценного развития физического, умственного и эмоционального потенциала новорожденного, что им необходимо уделять особое внимание во время беременности и даже до нее. Необходимую информацию можно найти в книгах: "Пренатальные влияния" и "Наследственность человека" Монтегю, "Смысл жизни" доктора В. Кода Мартина и "Связь родителей с младенцем" Клауса и Кеннелл. Мария Монтессори пишет о том, что способности детей учиться и получать удовольствие от учебы развиваются в первые три года жизни.