В России, благодаря указу Петра I от 1699 года, Новый год стали праздновать в ночь с 31 декабря на 1 января, начиная с 1700 года. Однако, далеко не каждый знает, что после Революции этот праздник некоторое время не отмечали вообще. И, что примечательно, только в ХХ веке Новый год стал поистине всероссийским праздником. Что особенного произошло после Революции 1917 года, к каким изменениям в подходе к празднованию Нового года это привело и чем это обернулось для нас - вот то, о чём стоит узнать подробнее.

1917 год Россия (в эти времена - Российская Империя) встретила на целых 13 дней позже, чем большинство европейских стран, потому что мы всё ещё жили по юлианскому календарю. Можно сказать, что благодаря смене власти в результате революции, мы сейчас живём по одному календарю с Европой: решением В.И. Ленина с 1918 года в России отменили юлианский календарь, ошибка применения которого уже накопила 13 дней, и ввели в оборот григорианский. А вот отмечать Новый год в то время перестали - этот праздник приобрёл неофициальный характер. Тем более, что Рождество Христово тогда считалось куда более важным и значимым событием.

В середине 30-х годов традиция Новогоднего праздника вернулась в страну. Можно сказать, что Новый год в Россию вернул И.В. Сталин: распоряжение партии и правительства «О праздновании Нового года в СССР» вышло в 1937 году. Тогда же прошла первая официальная Новогодняя ёлка , которая, которая состоялась в зале Дома Союзов. На верхушке праздничной ёлки красовалась знаменитая красная звезда.

Любопытный факт, что годом ранее, а именно 31 декабря 1935 года, было сделано первое в истории России новогоднее радио поздравление , адресованное дрейфующим полярникам. Его передал председатель ЦИК СССР Михаил Калинин на волнах дальней связи. Потом оно стало ежегодным и даже всесоюзным.

Во время Великой Отечественной войны тоже традиции этого праздника не оставались в стороне. В детских садах малышам дарили «подарки»: кому конфеты, кому пряники. Другими словами, выбирали из полученной гуманитарной помощи то, что более или менее подходило на роль новогоднего подарка . Ветераны войны рассказывают, что на фронте не забывали про этот праздник и украшали ёлку тем, что было: проволокой, картоном, бинтами, ватой, гильзами и даже погонами. Парашютист, подвешенный на ниточках – самая известная ёлочная игрушка времён войны.

До 1947 года люди выходили на работу уже 1 января, а 23 декабря было принято официальное решение сделать первый день каждого нового года праздничным и выходным. Ну а дальше праздничных и выходных дней становилось всё больше. Так, 2 января приобрело статус выходного дня в 1992 году, а в 2005 году к ним прибавились 3, 4 и 5 января. Сейчас же все россияне отдыхают с 1 по 8 января.

Что касается новогодних традиций, то их так много, что все не перечесть. Многие из них заимствованные. К примеру, - западная традиция. Происхождение Деда Мороза вообще было предопределено древним славянским фольклором. Но советские новогодние традиции прижились в современной России лучше всего. Например, со времён правления Петра I и других реформаторов у нас остались фейерверки. Шампанское, мандарины, бенгальские огни и хлопушки, новогоднее обращение главы государства и бой курантов – это тоже всё осталось нам в наследство от советских времён. Ну а песню «В лесу родилась ёлочка» знает каждый взрослый и ребёнок!

Новый год был, есть и будет одним из любимейших праздников большинства времён и народов. Каждый год, загадывая заветное желание под бой курантов, люди надеются на лучшее, и пусть это «лучшее» непременно случится в жизни каждого из нас!

Как казанцы праздновали новый год в 19-м веке?

Оливье, шампанское и мандарины стали неотъемлемой частью празднования нового года для современных россиян, в том числе и казанцев. Городские елки, праздничные фейерверки, прогулки и походы в гости – именно так проходят зимние праздники для большинства наших современников. Но как казанцы отмечали новый год в позапрошлом веке? Inkazan расскажет о новогодних гуляниях минувших дней.

Кулачные бои

«Прекрасно на Кабане летом, но еще лучше зимою, когда мы катались на коньках по синему льду и когда по праздникам разыгрывались кулачные бои – забава тоже, говорят, нехорошая. Сходились с одной стороны мы, казанская русь, с другой – добродушные татары.

Начинали бой маленькие. Бывало, мчишься на коньках, вдруг, откуда ни возьмись, вылетает ловкий татарчонок: хлысь тебя по физиономии и с гиком мчится прочь. А ты прикладываешь снег к разбитому носу и беззлобно соображаешь:

– Погоди, кожаное рыло, я те покажу!

И, в свою очередь, колотишь зазевавшегося татарчонка.

Эти веселые кавалерийские схватки на коньках и один на один, постепенно развиваясь, втягивали в бой все больше сил русских и татарских. Коньки сбрасывались с ног, их отдавали под охрану кого-нибудь из товарищей и шли биться массой, в пешем строю. Постепенно вступали в бой подростки. За ними шло юношество, и, наконец, в разгаре боя, являлись солидные мужи в возрасте сорока лет и выше. Дрались отчаянно, не щадя ни себя, ни врага. Но и в горячке яростной битвы никогда не нарушали искони установленных правил: лежачего не бить, присевшего на корточки тоже, ногами не драться, тяжестей в рукавицы не прятать. А кого уличали в том, что он спрятал в рукавице пятак, ружейную пулю или кусок железа, того единодушно били и свои и чужие.»

Театры

Основным развлечением образованной публики был театр, природа которого требовала создания специальной площадки для игры актеров и мест для размещения зрителей. Поначалу для театральных представлений использовались помещения в зданиях учебных заведений и жилом доме. Причем помещения эти были вполне подходящими. Так, о театральном зале в Казанской гимназии во второй половине XIX века современный автор писал:

"Театр, ей богу, такой, что и желать лучше не можно < ... > партер, обитый красной каразеей < ... > поместил в себя 400 человек".

После посещения Казани Екатериной II 3 сентября 1767 года был издан специальный указ, где, в частности, писалось:

"Содействовать возобновлению в гимназии театральных представлений и сколько возможно склонять к тому здешнее дворянство, которое посредством сих представлений могло научиться приятному обращению и необходимой в свете ловкости".

Спустя некоторое время при содействии казанского губернатора кн. Баратаева в Казани появляется общедоступный платный театр под руководством придворного актера В. Р. Бобровского. Представления этого театра проходили в доме № 25 по нынешней улице Кремлевской. Спустя довольно значительное время Казань обзаводится специально построенным деревянным на каменном фундаменте театральным зданием - его построил страстный любитель театра помещик П.П. Есипов . Это было внушительное здание, украшенное деревянными колоннами, до 100 метров в длину и до 50 метров в ширину. Просуществовав около пятнадцати лет, театр этот сгорел во время опустошительного пожара 1815 года. Впоследствии появляется каменный городской театр, здание которого неоднократно перестраивалось, пока пожар 1919 года не положил конец его существованию.

Большое место в развлечениях казанцев занимало посещение садов. Если в 1840 году в городе было всего два общественных сада, то к концу века их насчитывалось более десятка. Часть из них располагалась в само центре города - Черное озеро, Лядской и Панаевский сады, сад Эрмитаж, Державинский сад и Николаевский сквер. Некоторые были в слободах, как например, Андреевский в Адмиралтейской слободе.

Сады имели разный набор сооружений для развлечения публики. Николаевский сквер, например, был известен как место, где возводили временные балаганы чрезвычайно распространенные в то время "паноптикумы" и передвижные "музеи", где демонстрировались разного рода чудеса природы.

Расположенный неподалеку Черноозерский сад славился рестораном, едва ли не самым изысканным в городе. Причем ресторан был известен не только кухней, но и выступлениями артистов "легкого жанра". Деревянное, построенное в начале 1880-х годов по проекту архитектора В. К. Бечко-Друзина , двухэтажное здание ресторана располагалось в саду и был разобрано первым в городе пионерским отрядом под руководством первого вожатого И.Малкина .

Интересно, что ресторан освещался электричеством от собственной динамомашины задолго до появления в Казани городской электростанции.

Значительно меньшим по размерам, но весьма посещаемым был Панаевский сад. Там тоже был неплохой, судя по газетам, ресторан, хороший кегельбан и летнее концертное помещение. Привлекал к себе внимание и живописно расположенный сад "Эрмитаж" (бывший Износковский ). Гораздо более непритязательными были отдаленные от города "гулянья". Отдых в Русской Швейцарии носил в основном семейный характер. Публика выезжала туда зачастую со своими самоварами и, расположившись на траве, предавалась чаепитию. Большое скопление отдыхавших не могли оставить без внимания тогдашние деятели шоу-бизнеса, и в Швецарии стали появляться балаганы с незамысловатыми платными развлечениями. А позже здесь же появляется наскоро сколоченное здание кинематографа.

Вот и настал Сочельник - время, когда миллионы верующих пребывают в трепетном ожидании Рождества Христова! В этот прекрасный вечер я предлагаю вам посмотреть, как готовились к Рождеству до революции. В посте рождественские картины известных художников, архивные фотографии, милые рождественские открытки и кратко о традициях, сопровождавших Рождество в дореволюционной России. Надеюсь, что этот материал станет маленьким визуальным штрихом к вашему ожиданию великого Чуда!


До революции самым торжественным и светлым новогодним праздником было Рождество Христово. Несмотря на то, что западная традиция празднования Нового Года уже была введена Петром Великим, большинство населения России предпочитали воздерживаться от его шумного празднования.


1. "Подготовка к Рождеству". Сергей Васильевич Досекин.

Во всех крупных городах и селах проводили ярмарки и елочные базары. Примечательно, что они объединяли представителей разных сословий. Дворяне тоже не отказывали себе в удовольствии прогуляться по рождественской ярмарке и ощутить атмосферу приближающегося праздника.

2. "Елочный торг". Борис Михайлович Кустодиев.

Перед Рождеством детишек обычно занимали изготовлением гирлянд, елочных украшений и предпраздничным убранством дома.


3. "Рождественский базар". Александр Алексеевич Бучкури .

Несколько веков назад, как и сейчас, украшение рождественской елки считалось радостным событием, которого ждали весь год.
4. "Рождественская елка". Алексей Михайлович Корин .

Накакуне Рождества, независимо от сословия, все держали пост и часто посещали храм. Сам великий праздник абсолютное большинство жителей Российской Империи встречали на всенощной службе в церкви.

5. "Сочельник". Степан Федорович Колесников.

Рождество было принято праздновать в семейном кругу. Этот праздник объединял и взрослых, и детей. После окончания Рождественского поста жители дореволюционной России не стремились сразу же приступать к обильной еде и тем более к распитию крепких напитков. Свою рождественскую радость наши предки выражали в умеренном веселье, общении с детьми и родственниками, активных играх на улице.


6. Рождество в большом семействе.

Большие усадьбы, купеческие особняки и дома жителей городов и сел наполнялись особой, уютной и теплой атмосферой.


7. "Рождество". Сергей Михайлович Коровин .

Рождество радостно и дружно праздновали и члены императорской фамилии. В архивах многих музеев сохранились фотографии рождественских елок во дворцах и уличных увеселений в царских резиденциях.


8. Рождественская елка на детской половине Александровского дворца в Царском Селе.


9. На этом фото вы видим, какие замысловатые конструкции из снега сооружали на Рождество в Царскосельском парке.


10. Кадр, на котором прекрасно переданы радость и непосредственность зимних забав.

И, конечно же, с Рождеством поздравляли своих близких, друзей и соседей! Традиция дарения рождественских открыток была очень развита до революции. Современному человеку очень приятно смотреть на эти милые открытки. Они были очень трогательными, красивыми и выполненными со вкусом. Несколько подобных открыток вы сможете увидеть ниже.


11. Красивый зимний пейзаж и милые купидончики.


12. А это открытка, по всей видимости, предназначалась для детишек.


13. До революции все тоже умилялись изображениям милых щенят и котят.


14. Прогрессивная открытка: автомобиль, интересный дизайн транспортного средства и традиционные герои рождественских изображений.

Как вы видите, до революции к празднованию Рождества относились разумно и с душой. А многочисленные тадиции, украшения, семейные вечера и рождественские увеселения служили для того, чтобы сплотить семью и, объединившись, достойно выражать свою радость свершившемуся Чуду.


15. "Рождественская елка". Иван Павлович Похитонов .

При подготовке материала были использованы изображения сайтов:kulturologia.ru, tsarselo.ru, vespig и ros-vos.net

19 декабря 1699 года (здесь и далее даты указаны по старому стилю) император Петр I издал указ, в котором говорилось «о писании впредь января с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». С этого времени в России установилось новое летоисчисление.

Этот указ был дан в связи с тем, что «во многих христианских окрестных народах, которые прославляют православную христианскую Восточную веру, пишут лета числом от Рождества Христова». Уже на следующий день вышел следующий указ Петра с подробными указаниями и распоряжениями о порядке встречи Нового Года и нового счисления. Торжество началось в двенадцать часов ночи 1 января 1700 года. Епископ Русской Православной Церкви Стефан Яворский после службы произнес обстоятельную проповедь, в которой, поздравив присутствующих, доказывал необходимость такой перемены. В течение целой недели «большая проезжая и знатные улицы были украшены сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, такое же украшение было сделано над воротами. На Красной площади происходили огненные потехи и стрельба, зажигались хворост, солома и смоляные бочки

С годами традиция празднования Нового Года прочно входила в жизнь российского общества. Из чужеродного элемента, первоначально вызывавшего неподдельный интерес, удивление и даже некое возмущение населения, он превратился в один из любимейших праздников россиян.

О праздновании Нового Года в Оренбургской губернии становится известно преимущественно из периодических изданий второй половины XIX века. Этот праздник оренбуржцы отмечали весело и с задором. Ежегодно проводились маскарады, устраивались елки, благотворительные вечера и балы.

Популярным способом среди населения была встреча Нового Года в общественном клубе. В газете «Оренбургский листок» 1882 года опубликована заметка: «Новый Год оренбуржцы встретили в общественном клубе очень весело – с музыкой, танцами, ужинами. Гостей собралось много; были и первостатейные купцы».

Много публики привлекали и маскарады. Так, из газеты «Оренбургский листок» 1889 года за № 52 известно, что подобные гулянья проводились не только в дни новогодних праздников, но и по нескольку раз в зимнем сезоне. Интересно то, что существовала некая градация праздничных мероприятий. Состоятельные сословия и беднейшие слои населения праздновали Новый Год отдельно. В том же номере газеты «Оренбургский листок» сообщается: «Маскарады в зимнем собрании и в прежние времена привлекали много публики; но теперь посетителей надо ожидать еще более, так как вольные маскарады в театре и в вокзале бульварном запрещены, желающих же потанцевать, развлечься найдется немало и из чистой публики, которая брезговала ходить на маскарады в театр и в вокзал. По крайней мере, в прежние годы вольные маскарады в общественном собрании всегда были приличны и многолюдны. Этому помогает распорядительность старшин. На первый день праздника по обычаю состоятся лакейские балы в вокзале Белова и в общественном собрании, да, кажется, и в прочих клубах. В этот вечер хозяева-господа остаются без прислуги и сидят дома».

Каждый Новый Год улицы города были переполнены гуляющими пешком и катающимися на лошадях людьми. Каждый день с 3-4 часов густой и бесконечной вереницей шагом тянулись сани, запряженные лошадьми и нагруженные разряженными красавицами из слободок. Это являлось своего рода выставкой «выездов» и «закладок». Не оставались без посетителей и общественные места: театр, детские елки и танцевальные вечера. В слободках по улицам ходили толпы славильщиков и ряженных

Регулярными в Оренбурге были детские елки, которые устраивались женами правящих губернаторов Оренбургской губернии. Как правило, они были пышными и запоминающимися. Один из таких праздников описан в «Оренбургском листке» 1895 года следующим образом: «Детский праздник, устроенный ее превосходительством Е.М. Ершовой 2 января в обширных помещениях губернаторской квартиры, вышел блестящим и будет надолго памятным для детей, явившихся на вечер в сопровождении приглашенных из местного общества родителей. Благодаря заботливости и ласковой предусмотрительности хозяев, вечер этот начался детским спектаклем. В большом зале была приготовлена сцена, и юные исполнители сыграли шутку Мансфельда «Не зная броду, не суйся в воду» и водевиль Андреева «Старый математик». После спектакля детям были предложены чай и угощение из конфеток, фруктов, печений и прочих лакомств. Вечер закончился играми, продолжавшимися почти до 12 часов вечера».

С 1896 года в газетах отмечается возрастающая в Оренбурге популярность всевозможных елок: «Так, например, в губернаторской больнице доктор М.М. Кенигсберг устраивал елку для деток, больных дифтеритом, конечно выздоравливающих.

В 1-ом кадетском корпусе весьма удачным оказался, кроме того, вечер кадетов старшего возраста, данный 3 января, по разнообразной программе. Оркестром кадетов дан был настоящий концерт, с удовольствием прослушанный посетителями. Кроме того кадеты прекрасно исполняли характерные танцы, например лезгинку или малороссийский гопак.

Елка была во всех приютах и даже в воскресной женской школе, конечно, с подарками. Это национально немецкое праздничное развлечение видимо привилось у нас, по крайней мере, в области детских забав. На площадях городских никогда еще мы не видели столько молодого хвойника, как в эту зиму: сосенки и даже настоящие ели и елочки (не распроданные) красуются до сей поры, а еще не так давно весьма трудно было достать даже за 3 рубля одну ветку сосновую, а не то что красивое деревце, которое теперь можно купить с выбора за 30-40 коп».

Действительно, с годами елки вошли в обычай и устраивались везде, где только это предоставлялось возможным: в кадетских корпусах, в женском институте, собрании и даже в казармах для батальонных солдат

Подобно тому, как сегодня перед новогодними праздниками беспощадно вырубают елки, так и в XIX веке «два раза в году – накануне Троицына дня и Рождества Христова, – начиналась беспощадная резня елок и берез в лесах и кустарниках». О проблеме вырубки леса сообщают газеты
1900 года. В «Оренбургском листке» не только обозначена пагубная ситуация, но и предложены возможные варианты для предотвращения истребления леса: «Нечего говорить о том, что резня эта производится без всякого порядка нашими пригородными крестьянами, вовсе не воспитавшими в себе духа бережливости к лесу и природным богатствам. Этой возмутительной трате леса пора давно положить предел. Уже будет довольно много сделано в этом отношении, если подлежащим надзором будут указываться лесные площади и места, подлежащие невозбранной вырубке.

Можно идти дальше в этом направлении и заметить, что как бы обязательное требование иметь для каждой семьи елку вовсе не служит таким аргументом, который почти невозможно преступить. Правда устройство рождественской елки для детей является отголоском далекой старины; оно доставляет детям большую радость и традиция эта представляет как-бы священной не только у нас, в России, но и за границей. Елку может устраивать не одна семья самолично, а три четыре семьи, где есть дети, на общие средства. Такая богатая, сравнительно, елка принесет детям больше удовольствия и оживления чем какая-нибудь тощая, скучно убранная елка, с трудом устроенная детям малосостоятельной семьи.

Детские приюты, народные школы, различные детские убежища устраивают бесплатные елки для детей. Следовательно, неимущий класс населения легко может обойтись и вовсе без собственной домашней елки, если только число этих устраиваемых обществом рождественских елок будет достаточно. Ребенок, которому будет дана возможность увидеть такую ослепительную грандиозную елку, в волшебной для него обстановке, конечно, забудет про отсутствие своей собственной нищенской елки в своей нищенской обстановке».

В документах, хранящихся в фондах Государственного архива Оренбургской области, а также в периодических изданиях XIX века сохранились сведения об организации елок для детей «Обществом взаимного вспомоществования приказчиков». Как свидетельствуют документы, «народу на елку собралось бесчисленное множество. Масса трудовой детворы весело и радостно играла вокруг высокой разубранной елки, а взрослая публика, та которую принято называть «ситцевой», чувствовала себя тоже по-домашнему. Танцы шли необыкновенно оживленно. Все проходы помещений общественного собрания были заняты карточными столами и играющими за ними. Танцы продолжались до четырех с лишним часов утра. Публика же оставалась много позднее»

Однако необходимо отметить, что в сравнении с Рождеством, празднование Нового Года в XIX веке было весьма скромным. Главное торжество приходилось на православный праздник.

А у наших предков было также или процесс празднования Нового года отличался более «системным» подходом? А еще интересно – какую роль на этом торжестве играли дети, был ли у них Дед Мороз и елочка с подарками?

«Колядую, колядую, я зайду в избу любую, попрошу хозяйку: «Сладостей давай-ка!»

Для древних славян главными вехами в году было обновление природы, связанное с движением солнца. Каждый такой этап был важен и почитаем: например, приход весны отмечали Масленицей, а лета – днем Ивана Купалы. В конце декабря встречали Солнце, вновь рожденное, молодое и сильное. День, на который приходилось зимнее солнцестояние, наши предки отмечали «с огоньком»: они жгли большие костры, призывая Солнце вернуться на землю, да и любимое угощенье этого события – каравай – тоже символизировал небесное светило.

© Сычков Ф.В. «Христославы» 1935
В ночь 24 на 25 декабря наступали Святки и начинались колядки, которые длились 12 дней. Особую роль в этом празднично-магическом действии исполняли дети и подростки. Ребятня наряжалась домашними животными: овцами, козами, коровами и т.д., ходила по улицам, пускаясь в пляс и распевая особые песни – «колядки». В это время дети могли зайти в любой двор, постучаться в любую избу и потребовать угощенья. Им никто не отказывал – еще бы, ведь они изображали Молодой год, да и песни пели не простые, а «волшебные». Колядки были формой магического заклинания для всяческого благополучия и изобилия.
Среди ряженых обычно присутствовал персонаж, изображающий Деда – сильного духа, который способен заморозить злых людей и наградить хороших. Возможно, это и был прообраз Дедушки Мороза. Однако древнеславянский Дед сам с охотой принимал подарки, а не одаривал ими малышей. Равно как и другие зимние духи, которые почему-то считались добрыми: например, Морок, Трескун и Морозко. Они, по народным поверьям, сковывали реки льдом, приносили метель и насылали морозы. Чтобы их задобрить, на окна хозяйки выставляли угощение: кисель, кутью, блины.
31 декабря отмечали еще один праздник – Щедрец. В этот день все от мала до велика должны были навестить родню, украсить свой дом засушенными цветами, калиной, косами чеснока, разрисовать посуду, ворота, накрыть обильный стол и т.д. При этом обязательно нужно было петь веселые песни и составлять планы на будущее. Считалось, что все это служит оберегом от зла. В более поздние времена праздник взяла под свою эгиду церковь, и он стал Васильевым вечером – в честь дня памяти Василия Великого. Но и это еще не все: по одной из версий, именно Щедреца скопировали большевики, когда в 30-х годах XX века вводили «пролетарский» Новый год.

Но это – лишь краткое изложение фактов. В разные века и в разных местностях славяне могли встречать Новый год и в марте, как в древнем Риме, и в сентябре, как в Византии. Относительный порядок был наведен в непростом праздничном вопросе лишь с принятием христианства на Руси.

«От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье, пели разные колядки, по дворам ходили в Святки»

Вплоть до XV века на христианской Руси Новый год встречали 1 марта по юлианскому календарю или в день Пасхи. А вот с XV века праздник перенесли на 1 сентября, и назвали по-другому – первым днем в году или «Новолетием». Этому поспособствовал великий князь Иоанн III, который в 1492 году повелел считать именно эту дату началом года. Кстати, реформа придала празднику не самый веселый оттенок: помимо радости от окончания сбора урожая, люди теперь испытывали и другие чувства. Отныне им приходилось к 1 сентября по княжьему велению платить дани, пошлины и оброки. Зато «первый день» был обставлен очень торжественно – устраивались пышные гулянья и праздничные службы в церквах.
Петр I, как все мы знаем, был гениальным оптимизатором, коснулось это и календаря вообще, и Нового года в частности. В конце 1699 года он отменил летоисчисление от сотворения мира, заменив его на летоисчисление от рождества Христова - как во всем цивилизованном мире. Заодно и новогодний праздник распорядился отмечать в первый день января. Был 7208 год от сотворения мира – стал 1700 год от Рождества Христова. Было сентябрьское новолетие – стал Новый год 1 января. Также император очень хотел, чтобы подданные отмечали наступление нового года по европейским традициям – с елками и подарками под ней, но это новшество прижилось поначалу лишь в высших слоях общества.

© Чернышев А. «Рождественская ёлка в Аничковом дворце»
Настоящего размаха новогодние торжества достигли во второй половине XIX века, причем языческие славянские традиции мирно уживались с современными европейскими: так, для детей из состоятельных семей на Святки устраивались балы-маскарады, а дети «рангом попроще» в то же самое время могли бойко колядовать на улицах. И никто не считал это вопиющим диссонансом. Кстати, для детей именно эти времена стали самыми любимыми, самыми радостными по части новогодних праздников, ведь и развлечение и угощение находилось для всех.

«Кто в чудесный праздник верит - открывайте шире двери!»

В конце декабря мир волшебным образом преображался: в витринах магазинов и лавок появлялись картонные фигурки волхвов, младенца Христа, рождественские звезды, создавались целые композиции на библейскую тематику. Разумеется, дети любовались этими чудесами, подолгу прилипая носами к той или иной витрине.

© Досекин С.В. «Подготовка к рождеству»
В домах ставили елку и наряжали ее. Люди попроще обходились деревцем из леса, а состоятельные граждане покупали елки, которые начали выпускать… кондитерские заведения. Они были щедро украшены сладостями и свечами. Но и те дети, у которых елки не было, могли полюбоваться на зеленую красавицу: в городах повсеместно стали устанавливать публичные ели. Первая из них появилась в 1852 году на Екатерингофском вокзале (Санкт-Петербург).
Повсюду, как грибы после дождя, вырастали дощатые балаганы и ярмарки. Одним из самых любимых развлечений детей всех сословий были именно они. «Балаганами назывались специально в короткий срок построенные большие и маленькие сараи, в которых давались всякие представления. Эти балаганы служили главным аттракционом рождественского гулянья. Здесь можно было увидеть и арлекинады, и зверинцы, и цирковые представления», – пишет историк. Одним из самых запоминающихся героев был Петрушка – кукла-шут с крючковатым носом, иногда – с горбом. В Италии этого персонажа знают как Пульчинеллу, во Франции зовут Полишинелем, в Англии - Панчем. В Российской Империи был Петрушка, Петр Петрович Уксусов, Самоваров или Ванька Рататуй.


© Манизер Г.М. «Ёлочный торг»
В праздничные гулянья дети угощались разными сладостями, которые продавались в лавочках, покупали «пищалки», «дуделки» и другие игрушки, и, конечно же, посещали аттракционы. Самыми востребованными были качели, большие карусели и ледяные горки. Во всем мире их называют русскими – и не зря: первые горки появились в XVII веке, высотой 25 м и с углом наклона 50º. Очень важным сегментом зимних развлечений был каток, который устраивали практически в каждом населенном пункте. На коньках катались и гимназистки и крестьянские девушки, и студенты элитных учебных заведений, и мальчишки-подмастерья. Была еще популярная командная игра в «Крепость», дошедшая до наших дней, и «Катанье по шестам» (похоже на катанье с горки, но вместо нее были два гладких шеста).
Как и в языческие времена, делом престижа каждой хозяйки было приготовить побольше вкусной еды, чтобы наступающий год был сытным и изобильным. В домах побогаче главным блюдом на Васильев вечер был жареный поросенок, а при более скромном достатке – куски свинины. Детей непременно баловали – покупали им конфеты, фрукты, дарили небольшие подарки. Даже в откровенно бедных семьях малыши не оставались без праздника – в Империи очень сильны были традиции благотворительности, и для бедноты устраивались Елки со спектаклями, угощением, подарками.
А когда все-таки появился Дед Мороз в его современном виде? Только на новогоднем празднике в 1910 году, причем он очень напоминал Пэр Ноэля. Снегурочка же появилась в России в самом конце XIX века – тогда была издана одноименная сказка Александра Николаевича Островского. Но оба этих персонажа были известны лишь образованной публике. Широко вошли они в моду лишь в 1937 году, когда впервые появились вместе на новогодней Елке в Доме Союзов в Москве. Впрочем, это история уже другой страны и другого Нового года.