Конспект занятия по нравственному воспитанию для подростков на тему «Разговор о счастье»

«Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливым и других. Счастливый может видеть только счастливых вокруг себя».
Л. Фейербах

Цель : формирование нравственных качеств.
Задачи : обсудить значение понятия «счастье», установить, что связывают воспитанники с понятием «счастье», формировать мотивацию на оптимистическое восприятие жизни, содействовать сплочению группы.
Форма проведения занятия: комбинированная
Оборудование: листы бумаги, плакаты по тематике, ватман, информационные карты, воздушный шар, раздаточные материалы, теле-ауди – аппаратура.

Ход занятия

1. Вступительная часть
Воспитатель предлагает сесть в круг, взяться за руки и поздороваться .
- Тема нашего занятия – «Разговор о счастье». Сегодня мы вместе поразмышляем о счастье, попытаемся установить, что у каждого из вас связывается с понятием «счастье».
II. Основная часть

1. Беседа
- Поднимите руки те, кто хочет быть несчастливым.
-А теперь те, кто хочет быть счастливым.
- Из этого небольшого эксперимента ясно, что все из нас хотят быть счастливыми. А что такое счастье?
Высказывания детей. Обсуждение.
- Подведем итоги.
Счастье – это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
Счастье – это осуществленное разумное желание.

2. Дискуссия «Как стать счастливым»

- У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Подумайте и назовите только одну вещь, которая может сделать вас счастливыми.
Обсуждение.
- Что есть счастье?
Это результат поисков счастья или осуществление желаний? О смысле счастья рассуждали многие великие люди – поэты, писатели, философы. Вот высказывания, некоторых из них:
«Для счастья нужны… внешние блага, ибо невозможно или трудно совершить прекрасные поступки, не имея никаких средств». Аристотель
«Каждая семья счастлива по своему». Л.Н.Толстой

Давайте прочитаем их, и пусть каждый из вас определит, какое высказывание ближе всего и почему.

Фронтальное оценивание высказанных мнений.
- Психологи указывают на семь конкретных способов стать счастливыми:
Любите своих близких.
Постарайтесь сделать правильный выбор и обрести любимую профессию.
Помогайте другим людям.
Старайтесь развивать эмоции.
Будьте физически активными.
Вносите в свою жизнь элементы новизны.
Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастными.

Попробуйте сформировать свое согласие или несогласие с данными утверждениями.
Обсуждение.

3. Упражнение «Формула счастья».

- Счастье человек может испытывать по любому поводу. Перед вами карточки с «формулами счастья»:
Голод + еда = счастье
Жажда + вода = счастье
Тоска по кому-либо + встреча с ним = счастье
Любовь к Родине = счастье
Жизнь с любимым человеком = счастье

Давайте прочитаем, осуществление, каких желаний приносит счастье человеку? Посмотрите, счастье человек может испытывать по самым разным поводам. И это естественно. Но у меня такой вопрос: может ли человек испытывать счастье, если, например, еда отравлена? Вода заражена? Чтобы поскорее встретиться с другом, вы прыгаете с балкона и калечитесь?
Вывод : обретение счастья через осуществление желаний возможно только тогда, когда наши действия соответствуют определенным физическим и нравственным законам. Если этими законами пренебрегать, то нас ждут нежелательные последствия.
- А вы смогли бы составить свою формулу счастья? Попробуйте.
Обсуждение вариантов.

4. Решение ситуаций.

- Знакома ли вам пословица: «На чужом несчастье счастья не построишь»? нельзя быть счастливым, когда ты приносишь несчастья другим людям. Давайте обсудим следующие ситуации:
В семье старшая сестра издевается над младшим братом – подсмеивается, обзывается, распускает руки. Она от этого получает удовольствие. Имеет ли она право на такое «Счастье»? можем ли мы назвать ее счастливой?
Человек украл у кого-то большую сумму денег. Но от этого счастлив. А эти деньги были собраны для лечения малыша. Имеет ли он право на такое «счастье»? можем ли мы назвать его счастливым?

Испокон веков таких людей осуждают, потому что народная мудрость гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь».

5. Динамическая пауза «Передай воздушный шарик»

- А сейчас немного разомнемся. Давайте встанем и поиграем. Воздушный шарик нужно зажать между ног. Каждый проходит дистанцию и передает шарик следующему. У кого шарик падает, тот выбывает из игры.

6. Упражнение « Для счастья мне нужно..»
- Напишите, чтобы вам хотелось иметь для счастья. Мы вернемся к этим записям через некоторое время, и, наверное, вам будет, о чем подуматься
7. Упражнение «Ладошка»
- Каждый из вас может принести много или чуть-чуть счастья другим людям. Для этого нужно учиться порадоваться, сочувствовать, сопереживать другим. Когда вокруг тебя радостные и счастливые лица и самому на сердце становится тепло и радостно. Поэтому давайте дарить друг другу наше доброе отношение, внимание и тепло.
Положите на лист бумаги свою ладонь и обведите ее. Теперь напишите в центре ладошки свое имя. По моей команде, вы будете передавать листы по часовой стрелке по кругу. На ладошке нужно записать добрые слова, комплименты, которые могут порадовать ее хозяина. Итак, начали!
III. Заключение
- Подведем итоги. Вам понравилось занятие?
- Что вам запомнилось?
- Посмотрите на свои записи, хотели бы вы изменить то, что вам нужно для счастья?
- И в заключении давайте запомним волшебный настрой, который поможет вам испытать радостное и бодрое состояние, близкое к состоянию счастья.

Я настрой себе нашел, чтобы стать везучим:
У меня все хорошо, а будет еще лучше!
Спасибо!

Цель: накопление положительного субъектного опыта каждым ребенком через участие в специально запланированных и организованных педагогом воспитательных ситуациях.

Задачи:

  • расширять представление детей об эмоции «радость»;
  • способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими);
  • раскрыть значение слов-приветствий.

Материал:

Ход занятия

Педагог предлагает отправиться в страну Вежливости. Сначала нужно вспомнить вежливые слова. Какие слова говорят люди друг другу когда встречаются? (Ответы детей.)

Педагог. Слово «здравствуйте» - очень интересное слово. Послушайте: «Здравствуйте» - мы желаем вам здоровья (здравия). Поэтому людям приятно это слово – приветствие.

Педагог читает стихотворение В.Солоухина:

- Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку роднее сделалась жизнь?

Дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении.

Педагог говорит, что для того, чтобы людям было радостнее, приятнее, мы добавляем к словам-приветствиям улыбку и слова, которые делают наше обращение к собеседнику более теплым и доброжелательным. Мы говорим: «Здравствуй, мамочка!».

Педагог спрашивает, какие еще вежливые слова знают дети и говорят их при встрече с друзьями и родными.

Педагог: Давайте вспомним, как изображается радость на лице и на схеме (обсуждение мимики; показ пиктограммы «радость»).

Игра «Маски»

А теперь попробуйте сделать маску «Радость». Вы должны щипковыми движениями сделать отверстия в этих салфетках так, чтобы получилась маска, выражающая чувство радости. (Дети выполняют задание.)

Беседа «Относительность радости»

Педагог: Один и тот же ребенок может совершать и плохие поступки, и замечательные, например… (Приводятся примеры знакомых детям ситуаций). То же самое характерно и для чувства радости. Послушайте внимательно мой рассказ, а потом мы побеседуем о нем.

В одном городе жила семья: папа, мама и двое детей – Леша и Аня. Дети любили, когда родители им что-нибудь покупали и очень этому радовались. И родители старались порадовать детей, часто покупая им игрушки и сладости. И вот настал день, когда комната заполнилась игрушками настолько, что в ней стало трудно передвигаться. А дети посмотрели на игрушки, и им стало скучно. «С кем бы поиграть», - подумали они, взяли игрушки и побежали на улицу. Там кто-то играл в прятки, кто-то – в футбол. Никому из детей не интересны были дорогие игрушки Ани и Алеши. Дети загрустили.

Ребята, как вы думаете, что можно или нужно сделать детям, чтобы у детей стало хорошее настроение? (Предположения детей о способах улучшения настроения). Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы неожиданно не приехала бабушка и не увезла их в деревню.

В деревне было весело и без игрушек. Днем они помогали бабушке в огороде, гоняли кур, ловили в пруду головастиков, а вечером смотрели на звезды.

Через месяц приехали их навестить родители и не смогли узнать своих детей: такие веселые они стали. На это Аня и Алеша сказали: «Когда ты можешь сделать что-то своими руками, это для тебя большая радость».

Как понимали радость родители этих детей? А что стало для ребят настоящей радостью?

(Педагог помогает детям сделать вывод: не бывает хороших или плохих чувств. Но любое чувство может быть полезно как самому человеку, так и окружающим его людям, а может и навредить.)

Игра «Изобрази»

Педагог: Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему клубок и попрошу, например, так: «Сережа, изобрази медвежонка». Сережа должен будет поймать клубок и сказать: «Я – медвежонок. Я радуюсь, когда …».

Сережа расскажет нам, когда медвежонок радуется, изобразит его, а затем бросит клубок кому-нибудь из вас и, назвав его по имени, в свою очередь скажет: «Изобрази …» и назовет любое животное, что птицу или предмет. (Дети выполняют задание.)

Этюд «Встреча с другом»

Послушайте историю, а потом мы попробуем ее разыграть.

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды шел мальчик по улице и вдруг увидел, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ.

Как же обрадовались они друг другу! (Дети разыгрывают этюд. Выразительные движения: объятия, улыбка.)

Педагог: А теперь, ребята, представьте, что вы стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле…

Например:

  • Пусть избавятся от болезней;
  • Пусть никогда не умирают;
  • Пусть у всех будет дом;
  • Пусть все дружно живут;
  • Пусть все будут счастливы…

И тогда все люди станут радостными!!!

А теперь, ребята, я вам предлагаю нарисовать те слова, которыми вы бы хотели, чтобы вас называли ваши близкие люди. (Рисунок 1)

МБДОУ д/сад №32 «Тополек» Ставропольского края

Конспект «УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ»

Васильева Наталья Владимировна

воспитатель

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА НА ТЕМУ:

«УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ»

Цели и задачи занятия: воспитывать у детей чувство уважения к своим родителям и к более старшему поколению (бабушкам и дедушкам), актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

Дидактическое оснащение и оборудование: модель «Ромашка», микрофон, фотоаппарат, диктофон, газета.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сегодня к нам в гости должен прийти журналист из газеты «Дошколёнок» и взять у нас интервью, а вы будьте вежливыми и внимательными и постарайтесь ответить на все его вопросы.

В группу заходит ребенок, с атрибутами журналиста (фотоаппаратом и микрофоном).

Журналист: здравствуйте, ребята! Я хотел вам задать несколько вопросов для нашей газеты. А тему нашего интервью отгадайте сами.

Журналист вместе с воспитателем вносит заранее приготовленную ромашку с семью лепестками, на каждом лепестке изображен член семьи (картинки можно вырезать из газет и журналов): мама, папа, бабушка, дедушка, дети.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую необычную ромашку нам сегодня принес журналист. На каждом лепестке этой ромашки изображен какой-то член семьи.

Создание модели семьи.

Воспитатель вызывает по очереди семерых детей, которые отрывают у ромашки по лепестку.

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько всего лепестков было у нашей ромашки?

Воспитатель: Правильно, семь.

Воспитатель выставляет карточку со словом «Семь»

Воспитатель: А теперь, ребята, представьте себя тем членом семьи, который изображен на вашем лепестке и назовите себя (я – мама, я – папа, я – дочка и т.д.)

Воспитатель выставляет рядом с карточкой со словом «семь» слово «я»

Журналист:

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» -
Что получится? (семья)

Воспитатель: Вот мы с вами и отгадали, о чем хочет поговорить с нами журналист. Видите, ребята, какое интересное слово «семья». Это означает, что у каждого человека есть родные люди или по-другому – родственники, которые нам наиболее близки и которых мы любим больше всего. У каждого из вас тоже есть своя семья. У кого-то побольше, у кого-то поменьше.

Журналист предлагает детям (3-5 человек) рассказать о составе своей семьи, о том, с кем живут более старшие члены семьи (бабушки и дедушки). Журналист во время ответов подходит к детям с микрофоном и фотографирует, воспитатель записывает ответы детей на диктофон.

Воспитатель: А как вы думаете, кто в семье самый главный? Кто пользуется бо льшим уважением?

Воспитатель: Бо льшим уважением у нас пользуются наши родители (мама с папой) и бабушки с дедушками, которые имеют жизненный опыт. Они прожили дольше, и знают и умеют намного больше, чем мы. Послушайте, какие пословицы и поговорки есть об уважении к родителям:

  • Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
  • Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
  • На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
  • Отца с матерью почитаешь - на вечные веки счастлив бываешь.

Воспитатель: ребята, а давайте прочитаем интересную историю, которая была напечатана в газете нашего журналиста.

Воспитатель разворачивает заранее приготовленную газету с надписью «Дошколёнок»

Стал дед очень стар. У него ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, а давали обедать ему за печкой. Снесли раз ему обедать в чашке. Он захотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить его за то, что он им в доме всё портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и видят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь?» А мальчик и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и стали с тех пор сажать за стол и ухаживать за ним.

Вопросы к детям (вопросы задают воспитатель вместе с журналистом, журналист подходит к отвечающим детям с микрофоном):

  • Почему дедушка всё ронял на пол, разбивал тарелки, может быть, он делал это нарочно? (дедушка был очень старенький, руки у него были слабые, он плохо видел)
  • Почему так произошло, что дедушку в семье стали обижать? (сыну и его жене было неприятно, что бьётся посуда, падает на пол еда, приходилось убирать за дедом)
  • Как вы думаете, можно ли обижать пожилых людей из-за того, что они уже не могут ухаживать за собой и работать наравне со всеми? (нельзя, ведь когда-нибудь и сын и его жена тоже состарятся, и тоже не смогут делать всё аккуратно)
  • Как родители мальчика поняли свою ошибку, что они обижали дедушку? (их сын взял с них пример, как надо относиться к пожилым людям, он думал, что именно так надо ухаживать за родителями, когда они состарятся)
  • Как ваши родители относятся к вашим бабушкам и дедушкам, как ухаживают за ними? (они помогают убирать квартиру, покупают им лекарства, продукты, поздравляют с праздниками, приглашают в гости)
  • Вы любите своих папу и маму, бабушку и дедушку? Как вы проявляете свою любовь к ним? (помогаю маме – убираю свою постель, мою чашки и ложки, кормлю домашних животных; нахожу очки для бабушки, когда она их потеряет, приношу дедушке газету)
  • Будете ли вы ухаживать за своими родителями, когда они будут старенькими? (я буду заботиться о них, так же как они заботятся о бабушке и дедушке).

Воспитатель: давайте теперь немножко отдохнем и разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).

Вот большой! А этот - средний.

Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять...

(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).

Воспитатель: Понимаете, ребята, как важно всем нам уважать своих родителей, заботиться о них, слушаться своих родителей, а также заботиться о родителях своих родителей – бабушках и дедушках.

Воспитатель: А спрашиваете ли вы разрешения у родителей, прежде чем начать какое-либо дело? А почему вы спрашиваете разрешения? (Потому что, родители знают, как сделать это дело, они много умеют, чтобы не ошибиться.)

Воспитатель: Раньше, когда люди были глубоко верующими, они старались соблюдать заповеди Божьи, в том числе и о почитании родителей. Перед каким либо делом брали у родителей благословение, чтобы дело было сделано хорошо. Родители произносили для своих детей молитву, чтобы Господь помог им во всех делах и начинаниях: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани сие чадо мое силою животворящего Креста Твоего».

Может быть, кого-то из вас мамы крестят перед сном или в каких-то других случаях? Так они благословляют вас, чтобы молитва хранила вас и оберегала.

Так проявляется к вам родительская любовь и забота, а вы должны любить своих родителей и прислушиваться к их советам.

Как вы можете проявить свою любовь – только ли словами?

Мало сказать: Мамочка, я тебя так люблю! Хотя и добрые слова важны, но ещё важнее доказать свою любовь делом.

· Придя с прогулки повесить одежду аккуратно на вешалку;

· Положить варежки сушиться на батарею;

· Налить котёнку чистой водички;

· Самому постараться заправить свою кровать;

· Убирать игрушки без напоминания;

· Помогать накрыть на стол: подать хлеб, разложить ложки и вилки;

· Подать бабушке воды запить лекарство;

· Принести дедушке домашние тапочки;

· И много других добрых дел, которые вы сами догадались сделать, без напоминания!

Воспитатель (обращается к журналисту): уважаемый журналист, Вы не против подвести итоги нашего интервью?

  • О чем сегодня было наше интервью?
  • Что нового узнали?
  • О чем была прочитанная в газете история?
  • Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель также предлагает заслушать записанные на диктофон ответы детей.

Воспитатель (обращается к журналисту): уважаемый журналист, чтобы Ваша статья получилась ещё интереснее, мы с ребятами подготовим для Вас рисунки и семейные фотографии.

Журналист: спасибо, вам ребята! Пойду готовить свою статью в газету. До свидания!

Воспитатель: До свидания! А мы с вами, ребята, будем ждать выхода газеты.

Последующая работа: выпуск газеты «Как я помогаю своей семье» с семейными фотографиями, рисунками и рассказами детей о своей семье.

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие по духовно-нравственному воспитанию: Путешествие в «Добросветию»

Цели: способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств

Способствовать формированию творческого воображения;
- вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.

Задачи:

Учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках;
- познакомить с техникой рисования «монотипия»;
- формировать умение работать в коллективе, выражать свое мнение, рассуждать.

Ход НОД.

Дети заходят в группу и встают в круг.

Доброе утро, дорогие дети, я рада видеть вас.

Сегодня мы отправимся в страну Добросветию. Но сначала нам нужно поздороваться, поприветствовать друг друга, можно сказать (Продолжают дети: «Здравствуйте», «Привет», «Доброе утро» и т д.) Все верно, ребята. А можно поприветствовать друг друга без слов, давайте попробуем.
- Протянем и пожмем друг другу руку.
- Обнимем друг друга за талию
- Кивнем головой.
- Вам понравилось здороваться?
- А сейчас я приглашаю вас в путешествие. Там на опушке Радости, у Приветливой Речке, рядом с Улыбчивой поляной в Заботливой чаще есть страна Добросветию. А отправимся мы туда на облаках Добра.
(Звучит минусовка песни Шаинского «Облака»)

Дети садятся на облака (обруч и на нем голубое покрывало, расположенные на ковре.

Сядьте поудобнее, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы сидите на пушистом облаке, похожем на мягкую гору пушистых подушек. Ваши облака медленно поднимаются в небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Вы проплываете мимо ласкового лучика солнышка, которое касается вас своими лучами. Оно решило поиграть с вами. Щекочет ваши носики и ушки, погрейтесь под его лучиками.
(открываем глазки)
Ну вот мы с вами и очутились в стране добра и дружбы

Воспитатель:

Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?

Хотите узнать, от кого письмо? Попробуйте догадаться по этой песенке.
Звучит песня Шапокляк.

Дети: Письмо прислала Шапокляк.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. А вы помните, что случилось с Шапокляк?

Дети : Да, она улетела на воздушных шариках.

Воспитатель: Посмотрим, что же эта дама нам пишет.
Воспитатель зачитывает письмо:
Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в этот город. Но и тут мне встречаются злые жители. А дом добра, который построили Крокодил Гена и его друзья, остался далеко позади. Мне так трудно одной, помогите мне, пожалуйста. Я больше никогда не буду злой старухой, вредничать и хулиганить. До свидания, ваша Шапокляк.

Воспитатель: Как же мы можем помочь Шапокляк?

Дети: Пригласим к нам жить. Напишем объявление.
А давайте мы ей поможем построить дом Добра.

Воспитатель: Но кирпичи для дома будут особенные, их мы получим, если выполним правильно задания. Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. Каждое задание это один кирпич, а каждый кирпич - это часть дома, нашего дома Добра.

Ребята, посмотрите вокруг.

Ой, что это случилось с цветами, я знаю ребята, это злой ветер налетел на страну доброты, сорвал все лепестки и разбросал их повсюду, что же делать? Надо помочь собрать цветы. Хорошо каждый возьмёт сейчас 1 лепесток решит пример, который на нем написан, найдёт правильный ответ и встанет рядом со своим лепестком

Воспитатель: Молодцы! Мы прошли первый этап пути. И можем заложить первый кирпич дома Добра.
На полу выкладываем из коробок дом (1 коробка)
Пока вы собирали цветы я на полянке что - то интересное нашла, посмотрите, что это?

Дети: Очки.

Воспитатель: Да это очки, они не простые, а волшебные, все кто их надевает, становится добрым и начинает говорить всем комплименты. Давайте проверим.
Стоя в кругу, коммуникативная игра «Комплименты» (дети говорят друг другу комплименты и передают очки по кругу, одевая их на глаза)
Ну что, мы можем продолжить строительство дома. Закладываем следующий кирпич
- А сейчас немного отдохнем. У меня есть необычный мяч (полукругом, сидя на стульчиках) - это «Мячик добрых дел». Давайте поиграем. Я буду бросать мяч и называть недобрые дела. А вы, поймав его, должны сказать наоборот, т. е. антоним. Дети играют, подбирают антонимы.

Разорвать книгу - склеить
Толкнуть - обнять
Грустить - радоваться
Улыбаться - плакать
Нагрубить - извиниться
Ссориться - мириться
Отнять - отдать
Обидеть - пожалеть
Добрый - злой
Ну что, вы заработали ещё один кирпичик. Наш дом растёт.

4. Воспитатель: - Ребята посмотрите, что это? (солнышко без лучиков) .Нашему солнышку не хватает лучиков и чтобы они у него появились нам необходимо ему помочь, а как вы узнаете из следующего задания. Слушайте внимательно. - Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. С каждым добрым вашим делом у солнышка будут отрастать лучики.
Ответы детей.
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили за последнее время
Я думаю, что мы заработали ещё один кирпич. Ребята, а дом наш снова подрос.

5. Воспитатель: А теперь друзья я хочу знать добрые ли?
Игра «Паутинки». Упражнение «Паутина добрых слов». У меня есть «клубочек добрых слов», который я передам Оле. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.

Воспитатель: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?

Дети: Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.

Воспитатель: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?

Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.

Воспитатель: Пятый кирпичик дома добра мы заложили.

Открывают лепесток с буквой Р.
- На наше волшебной поляне остался последний лепесток с цифрой 6 (Дети отвечают 6). На нем задание «Доскажи словечко». Я начну, а вы заканчивайте, подняв руку, отвечайте.

Растает ледяная глыба от слова теплого (Спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день)
Если ругают за шалости, надо сказать (Простите, пожалуйста)
Если друг попал в беду (Помоги ему)
Решай споры словами, а (не кулаками)
Ну, что достраиваем крышу нашего дома. Дом готов.

Игра «Добрый - недобрый»
Музыка включается.
Ну, что достраиваем крышу нашего дома. Дом готов. А нам пора возвращаться в детский сад. Я думаю, что мы не в последний раз посетили страну «Добросветию» и в следующий раз наш дом добра будет обязательно заселён добрыми персонажами из сказок.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

Давайте построим «Пирамиду дружбы и добра» (подаю детям свою ладонь, они кладут сверху свои ладошки).

Чувствуете, как тепло моих рук нежно переходит к вашим рукам? Скажите, чтобы вы хотели пожелать друг другу?
(Звучит песенка Кота Леопольда «Если добрый ты!»)

Спасибо за внимание!

Федорина Юлия Викторовна, МДОУ детский сад «Малыш», Ульяновская область, село Репьёвка, воспитатель

Чтобы скачать материал или !

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

«Солнце материнской любви».

Цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе пропаганды роли женщины-матери в семье, обществе, её ответственности за рождение, воспитание своих детей, за укрепление семьи.

Задачи:

Способствовать развитию у детей эмоционально-чувственного осознанного восприятия образа женщины-матери, её роли в воспитании детей;

Воспитать высокие нравственные качества у детей, формирование у них любви и уважения к матери;

Создание условий для активизации интеллектуальной деятельности, содействие духовно-нравственному самовоспитанию.

Оборудование: проектор, компьютер, рисунок солнца, тексты притчи, видеоролик "Поэзия - это живопись, которую надо слушать". (Леонардо Да Винчи).
Виды деятельности: устный рассказ на тему, беседа, комментированное чтение.

Эпиграфы:

«В жизни мне сияньем самых ярких звёзд

Светит, ни на миг не угасая

Образ твой, что так велик и прост,

Мама, дорогая»

Р. Гамзатов.

«Как бы ни манил Вас бег событий

Как ни влёк бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите.

От обид, от тягот, от забот»

Р. Гамзатов.

Ход занятия.

В начале мероприятия просмотр видеоролика "Поэзия - это живопись, которую надо слушать". (Леонардо Да Винчи)

Воспитатель: - Ребята, вы все знаете, что в ноябре наша страна отмечает День Матери, который принято с 30 января 1998 года отмечать в последнее воскресенье ноября. День Матери - это признание государством той миссии, которую исполняет в обществе мать. В этот день, воздаётся должное материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради своих детей.

В этот день мы говорим слова благодарности всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Именно вы, дети, должны познать, кем является для вас мама, что сделала она для вас и какого почтения заслуживает.

Чтение притчи о Маме.

За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:

Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.

Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?

Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

Как и когда я должен вернуться к тебе?

Твой ангел скажет тебе всё.

А как зовут моего ангела?

Неважно как его зовут, у него много имён.

Ты будешь называть его «Мама».

Воспитатель: - О чём идёт речь в этой притче?

Воспитанник: - Ребёнок, появляясь на свет, ещё не может быть самостоятельным, ему нужна любовь, поддержка взрослых людей, а такую поддержку может оказать, только мать, так как она ближе всего ребёнку.

Воспитатель: - Каждую минуту на земле происходит чудо. Это чудо - рождение ребенка. Человек рождаясь практически ничего, не знает и не понимает. Зато он точно знает, что где-то рядом должна быть его мама - самый родной и близкий человек. И ребёнок, который только начинает говорить, старательно по слогам, говорит слово «ма-ма». Так как, это самое дорогое то от чего исходит тепло, свет, как от солнца, Мама всегда желает добра своему ребёнку. Любовь к матери заложена самой природой. Как можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет? Мама всегда занимает особое место в нашей жизни.

Именем матери названы самые главные святыни нашей жизни. В русской православной церкви есть молитва, обращённая к матери - Божией матери. Богородице посвящены творения художников, скульпторов, поэтов и композиторов.

О материнской нежности написано в стихотворении Ф.Тютчева.

Чтец 1: «Твой милый образ незабвенный.

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда».

Но особенно сильно и задушевно, искренне о своей матери пишет Сергей

Есенин.

Чтец 2: «Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись.

Слушай под эту гармонику свежую

Я расскажу про свою тебе жизнь».

Воспитатель: - Какие вызывают эмоции у вас эти стихи?

Воспитанник: - Мать всегда поддержит, согреет, поможет ребёнку, защитит от горестей и страданий.

Воспитатель: - Да, действительно, мама всегда поможет, пока есть Мать, не страшно, она всегда покажет дорогу, осветит её своим светом и теплом, не даст заблудиться и пропасть в этом сложном мире. Мы всегда ощущаем чувство защищённости, когда рядом с нами Мать.

Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш покой, счастье?

Чтение притчи «Глаз и слепота».

"...У моей матери был всего один глаз.
Я ненавидел ее. Потому что ее такое состояние заставляло меня испытывать стыд...
Для того чтобы зарабатывать кусок хлеба для семьи, она работала в школе поварихой.
В один день, когда я учился в начальной школе, моя мать пришла ко мне,
чтобы навестить меня.
Пол ушел из-под моих ног. Как она могла сделать это? Мне стало так стыдно.
Я сделал вид, что я не вижу ее. Я посмотрел на нее с ненавистью и убежал оттуда.
На следующий день мой друг одноклассник сказал мне:
"Ээ, да твоя мать, оказывается, одноглазая"
Я захотел провалиться сквозь землю. Я хотел, чтобы моя мать куда-нибудь пропала.
Поэтому, в тот день, когда я встретился с нею, я ей сказал: "не лучше ли тебе умереть, чтобы не ставить меня в смешное положение?"
Мать ничего не ответила мне.
Я даже не подумал о том, что говорю, потому что я был очень злой.
Меня не интересовали ее чувства.
Я не хотел, чтобы она была дома.
Я очень много работал и уехал в Сингапур на учебу.
Потом я женился. Купил свой дом.. У меня появились собственные дети,
и я был доволен жизнью.
В один день моя мать приехала ко мне.
Столько лет она не видела меня и не знала своих внуков.
Когда она подошла к двери, мои дети стали смеяться над ней.
Как она могла приехать ко мне домой и напугать моих детей?
Я заорал на нее "ВОН ОТСЮДА!"
На это моя мать тихо ответила: "Прости меня. Кажется, я приехала не по тому адресу" и после этих слов скрылась с моих глаз.
Однажды ко мне пришло письмо из школы насчет собрания выпускников школы.
Я сказал жене в качестве предлога, что я еду в деловую поездку.
После встречи выпускников я лишь ради любопытства поехал в свой старый дом.
Соседи сказали, что моя мать умерла.
Я совершенно не опечалился.
Мне дали письмо, которое мать оставила для меня.
"Мой самый любимый сыночек, я всегда думала о тебе.
Я очень сожалею, что приехала в Сингапур и напугала твоих детей.
Я очень обрадовалась, когда услышала, что ты приедешь на встречу выпускников.
Но я не знала, смогу ли я встать с постели, чтобы увидеть тебя.
Я очень сожалею, что тебе, когда рос, было постоянно стыдно из-за меня.
Знаешь, мое дитя, когда ты был маленьким, с тобой произошел несчастный случай, и ты потерял свой глаз.
Я не могла вынести, как твоя мать, что ты вырастешь одноглазым.
Поэтому я отдала тебе свой глаз.
И сейчас я так горжусь тобой, думая, что ты вместо меня видишь этим глазом.
Со всей своей любовью, твоя мама"

Воспитатель: - Чему учит нас эта притча?

Воспитанник: - Она учит нас любить мать за её безграничную, полную самопожертвования, самоотверженности жизнь ради ребёнка.

Воспитатель: - Притча учит нас многому. Речь в притче идёт не про глаз, а о той жертве, которую мать потом принесла, умолчав об этом, лишив себя и сына взаимного общения. Ведь вырос-то злой эгоист, и дети у него такие же.

А как наказала мать, даже не подозревая об этом, своего сына за его жестокость?

Воспитанник: - Наказала его поздней правдой, и с этой правдой и поздним раскаянием ему предстоит жить дальше.

Воспитатель: - Какой вывод надо сделать на основании этой притчи?

Воспитанник: - Надо быть внимательнее к матерям, любить их и уважать, не только в праздники показывать свою любовь, но и каждый день, не допускать, чтобы мать оставалась забытой и обиженной.

Ребята, а действительно ли любовь матери безгранична?

Чтение притчи «Свеча. Любовь матери».

Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом:

Кого она любит больше все на свете?...

Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.

Вот свеча-это я! Её огонь - моя любовь! Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.
-Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того, что я дала - огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним...

И так она зажгла столько же свечей сколько у неё было дето и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым...

Воспитатель: - Можно ли сказать на основании этой притчи, что любовь, свет, тепло матери безгранична, её хватит на всех?

Воспитанник: - Огонь свечи матери не стал меньше, когда она поделилась огнём, всем досталось поровну и любовь матери безгранична.

Воспитатель: - Как же велико должно быть сердце, способное вместить столько любви, тепла. Не случайно слово «мать» в народе поставили рядом со словом «Родина». «Родина-Мать» - это самое священное, что есть на земле. Солдат в бою с врагами бьется со словами «За Родину-Мать!». Ведь именно матери вырастили сыновей и дочерей, научили их любить свою родину. В муках, в страданиях человек шепчет «мама», и в этом слове сосредотачивается для него всё, жизнь.

А вы, в каких ситуациях говорите слово «мама»?

Воспитанник: - Когда обращаемся к маме, когда испугаемся, когда страшно и т.д.

Воспитатель: - Ленинградский педагог И.Ф.Гончаров в книге «Слово о матери» пишет: «Редко думал о матери. Иногда даже забывал о её существовании». «Когда уезжал из дому, письма писал неохотно, скупо. Мать страдала». «Времени всегда не хватало. Торопился к приятелям, на свидания, в театр, на работу. Матери отдавал лишь считанные минуты. Ничего теперь не изменишь». О таких стихах говорят: «Написано кровью». Как вы думаете почему?

Воспитанник: - Жизнь прошла, человек теряет мать, осознаёт свои ошибки, но нельзя уже исправить, вернуть всё назад.

Воспитатель: - Значит нужно сейчас любить мать, посвящать ей больше времени, проявлять внимание, чтобы не жалеть потом.

Сегодня, мы всё время куда-то спешим, мы заложники проблем, которые постоянно приходиться решать. Нам тяжело адаптироваться в окружающей сумасшедшей среде, без помощи матери сложно встать на ноги и жить.

Итог занятия: Милые дети, задумайтесь, как вы относитесь к своим матерям, как о них заботитесь и какой любовью вы платите им за счастье? За то, что появились на свет. Что сыты и обуты, накормлены и ухожены, научены навыкам жизни и добрым делам. Стыдно ли вашим матерям нынче за ваши поступки, обливаются ли души матерей слезами от незаслуженных обид и черствости вашей? Надеюсь, после этого занятия вы станете сильнее любить своих матерей, больше проявлять внимания и уважения к ним.

Рефлексия занятия «Солнце материнской любви».

На доске нарисовано солнце материнской любви. Дети перечисляют все прекрасные качества своих мам. Всё перечисленное детьми - это лучи солнца материнской любви. Дети должны на доске написать, какие прекрасные качества появились в них под воздействием лучей этого солнца.

Литература.

1. Жизнь дана на добрые дела: методические рекомендации по проведению Уроков доброты/ под ред. И.В.Скворцовой. - Ульяновск: УИПКПРО,2007.

2. Притчи на каждый урок. Дорогами мудрости. Составитель Андрей Елисов. - Нижний Новгород: Приволжье, 2009.