Многие родители обеспокоены появлением у ребенка страхов, которые мешают ему нормально развиваться и проводить досуг. Страх - это защитная реакция, и полностью избавляться от нее не нужно, это даже невозможно. Пока четкие рамки поведения не установились в психике малыша, он защищает его от неприятных последствий. Например, боязнь животных защитит ребенка от необдуманных игр, ведь если больно ущипнуть собаку, она может укусить или поцарапать.

То же касается и страха высоты. Если ребенок будет слишком безопасно относиться к огромной высоте, никакие перила не обезопасят его от падения. Но вместе с тем патологические фобии, которые не выполняют никакой полезной функции, а просто мешают ему нормально развиваться, следует поддавать корректировке.

Существует ряд навеянных страхов, которые не подкреплены каким-либо опасным фактором. Например, боязнь страшных персонажей из сказок. Рассказывая детям на ночь сказки о злобной Бабе Яге, следует подумать, как отнесется к ним ребенок. Для ранимой детской психики сказочный персонаж - это могущественная сила, которой наверняка стоит бояться.

Очень часто из-за страхов ребенок начинает замедляться в психомоторном развитии, начинает писать в кровать. Фобии могут спровоцировать ухудшение функций речевого аппарата и даже заикание. Поэтому, если ребенок вдруг начинает проявлять жалобы на боязнь чего-либо, следует очень ответственно к этому отнестись.

Страхи бывают разными, их проявления могут значительно ухудшать жизнь детей. Например, страх перед потерей близкого человека способен настолько завладеть психикой, что ребенок откажется ходить в садик, школу, а каждый его выход из дома будет сопровождаться продолжительными истериками.

Страхи детства в некоторых случаях остаются на всю жизнь, если их своевременно не выявить и не устранить. Во взрослом возрасте они существенно влияют на социальную адаптацию личности, создавая лишние проблемы в рутинных делах.

Основные причины развития страхов у детей


Каждый страх имеет свою причину или повод. Ребенок очень редко может полностью придумывать себе то, чего нужно бояться. Зачастую страх - это трансформация услышанного или увиденного, которая рассматривается только с негативной стороны. То, что малыш услышал или увидел, дополняется живым и богатым детским воображением и создает полноценный образ страха.

Причины можно поделить в зависимости от фактора, который спровоцировал формирование страха:

  • Негативные герои из сказок . Чувство страха у детей может формироваться на почве преобразования отрицательных персонажей мультфильмов и сказок. Если этот вымышленный герой описан довольно сильным, малыш может бояться, что сказка станет явью. Сказки и созданы для того, чтобы ребенок примерял на себя роль храброго героя, который совершает подвиг, или красивой принцессы, которой все восхищаются. В сказке все просто и положительный герой легко справляется с отрицательным, но, проецируя роль на себя, ребенок оценивает свои реальные шансы и начинает бояться встречи с ним.
  • Наказание - не способ контроля или учебы . Очень часто родители с помощью наказаний «знакомят» детей с правилами этого мира. Постоянные запреты с бесконечной тирадой «не делай то, не делай это» значительно ограждают детское пространство действий и ограничивают их возможности познавать мир. Со временем, чтобы ни делал ребенок, он совершает это сквозь страх быть наказанным. Постоянное ощущение угрозы провоцирует тревожный фон, который весьма неблагоприятен для полноценного и гармоничного развития детей.
  • Увиденные картины угрозы или насилия . Если ребенок случайным образом стал свидетелем неприятных картин, где человек причиняет вред другому человеку, ему это запомнится надолго. Если он увидел картину насилия или угрозу для жизни близкого, в том числе одного из родителей, то запомнит это на всю жизнь. Часто после такого появляются страхи потери близкого человека, и ребенок невообразимо боится, что такое случится еще раз. Для него образом любви и наиболее близкими в жизни являются мама и папа. Если детская психика рисует угрозу самому близкому, что есть у ребенка, значит, боязнь потери будет преобладающим чувством для него.
  • Горький опыт . Для детей наступать на одни и те же грабли бывает не слишком характерно. Если в прошлом имелись неприятные ситуации, связанные с неким фактором, очень часто ребенок будет бояться его и даже трансформирует свою боязнь в длительный страх. Такой механизм работает даже на простых примерах, например, дверная щель, где он прищемил себе пальчик. Вероятно, что он будет обходить ее десятой дорогой. Более серьезные страхи связаны с более существенными травмами или стрессовыми факторами. Например, если собака напугала лаем ребенка или даже напала на него. В таком случае сформируется стойкий страх перед этим животным, и малышу очень сложно будет находиться рядом с ним.
Причины страхов у детей сочетаются с бурной фантазией и впечатлительностью самого малыша. Если для него выдумки - это обычное занятие, значит, боязнь будет довольно длительной и стойкой.

Важно! Для полноценного развития ребенка без страхов следует читать сказки с хорошим концом и позитивным сюжетом.

Признаки наличия страхов и фобий у ребенка


Легче всего заметить страх ребенка тогда, когда он сам скажет об этом. Если малыш достаточно замкнут в себе и боится даже рассказывать о том, что его беспокоит, узнать, есть ли у него фобии, получится только по косвенным признакам.

Проблема страхов у детей замечается в изменении их поведения, странных просьбах, которых никогда раньше не было. Внимательные родители практически сразу заметят первые признаки того, что ребенок чего-то боится. В зависимости от вида страха и предмета боязни, будет проявляться то или иное поведение.

Общие признаки, по которым можно заподозрить наличие фобии у малыша:

  1. Ребенок рассказывает о том, что ему страшно или он чего-то боится. Иногда признание может наступить после длительного периода попыток бороться со страхом самостоятельно.
  2. Изменяется его поведение, он стает более замкнутым, отказывается делать рутинные вещи (например, страх остаться одному провоцирует панику, когда все уходят из комнаты).
Для детей характерно несколько видов страхов, с которыми они сталкиваются в период взросления и познания нового мира. Каждый имеет тенденцию к развитию после пускового фактора или на фоне чувствительной личности.

Очень часто детские фобии выливаются в страшные сны, которые повторяются со временем. Они выматывают эмоционально, и ребенок практически дрожит даже при упоминании любых факторов, связанных со своим страхом. Сны могут быть первым звоночком на пути к развитию полноценной фобии, которая очень часто остается на всю жизнь.

Для своей же защиты дети часто создают себе воображаемых друзей, наделяют их сверхспособностями и искренне верят в то, что они защитят их. Такой механизм стоит на страже спокойствия ребенка, и нельзя его рушить просто так. Нужно сначала избавляться от фобии, а затем необходимость в воображаемых друзьях отпадет сама по себе.

Если малыш довольно остро реагирует на эмоциональные факторы, часто плачет или сердится, значит, он достаточно уязвим к проявлениям детских фобий. По своей сути, это способ бороться с непониманием некоторых вещей и явлений в этом мире. Если ребенку что-то неизвестно, значит, оно может нести угрозу - впечатлительные личности следуют именно такому принципу.

Разновидности страхов у детей


Эмоционально неустойчивый ребенок по-особенному реагирует на происходящее. То, к чему взрослый человек давно привык, и что не вызывает у него поводов для беспокойства, для детской психики может оказаться полнейшим шоком, который сформирует устойчивую фобию. В зависимости от того, какая ситуация для малыша стала шоковой, такой страх и появляется. Чем эмоциональнее он, тем ярче будут проявления подобных страхов.

Рассмотрим основные виды страхов у детей:

  • Страх смерти . Этот страх может касаться как самого ребенка, который боится за свою жизнь, так и родителей, и близких, ведь они - самое ценное, что есть у него. Совершенно нормально взрослыми людьми воспринимается смена поколений, старение и процесс умирания. Каждый человек во взрослом возрасте целиком и полностью принимает неизбежность будущего и учится с этим жить. Узнать ребенку, что когда-то не станет родителей, близких и даже его самого, в совсем еще юном возрасте бывает часто непосильно для детской психики. Тяжело воспринимается факт любой неизбежности, тем более такой фатальной. Поэтому следует разговаривать с малышом об этом и по возможности избегать посещений похорон. Часто зрительные образы могут быть более устойчивыми, чем вербальные установки. Они могут провоцировать сны и яркие фобии.
  • Страх наказания . Часто он связан с особыми условиями воспитания детей в семье. Если очень большую роль в педагогическом процессе играет наказание за неправильные действия, значит, весь мир ребенка вертится на том, что делать нужно так, чтобы его не считали виновным. Зарождается страх быть недостойным своих родителей, снижается самооценка. Такие дети даже при отсутствии физического наказания могут проявлять подобные страхи, ведь сильнее всего они боятся не боли, а того, что родители будут ими недовольны.
  • . Он целиком и полностью провоцируется путем рассказывания впечатлительных сказок. Негативные герои в них вводятся только для того, чтобы показать, как добро всегда торжествует над злом. Именно поэтому делать акцент на негативных персонажах никак нельзя. Впечатлительная психика и бурная фантазия ребенка мигом нарисует в подсознании страшную Бабу Ягу или Змея Горыныча. Часто для малыша в сказках побеждают далеко не положительные герои. Именно поэтому следует акцентировать внимание на доброте и хорошей стороне сказки, на позитивных героях и на неизменной победе добра.
  • Страх темноты . Этот вид фобий может быть связан как с другими, включая предыдущие, так и развиваться самостоятельно. Зачастую это самый распространенный вид страха. Впечатлительный малыш с легкостью представляет себе в темноте любых монстров и чудовищ, которые только возможно вообразить. У ребенка появляется чувство страха в любой стрессовой ситуации. Часто роль играет переезд в новый дом или новую комнату, где приходится ночевать одному. Иногда такую фобию провоцирует просмотр фильма с кровавыми сценами или ужасами, ведь для детей они не предназначены.

Как побороть чувство страха у ребенка


Самый оптимальный способ бороться с детскими страхами - это не допускать их появления, вовремя объяснять ребенку все, что вызывает у него боязнь. Если страх все же появился, следует помочь малышу избавиться от него.

Многие родители задаются вопросом, как преодолеть страх детям, ведь их психика еще не способна стойко противостоять внешним стрессовым факторам, и самое главное, как не позволить ему перейти во взрослую жизнь человека.

Существует несколько приемов, которыми родители способны помочь ребенку справиться со страхом:

  1. Уберите стрессовый фактор . Конечно, по возможности можно убрать тот провоцирующий фактор, который запустил процесс формирования фобии. Например, если малыш панически боится какой-то вещи или наказания, следует убрать ее и начать базировать свое воспитание на других вещах. В идеале для такого ребенка воспитание должно основываться на поощрениях больше, чем на наказаниях. Не следует угрожать какими-то негативными последствиями в случае непослушания или уклонения от своих обязанностей.
  2. Разговор . Помочь ребенку с фобией можно с помощью обычной родительской беседы. Следует разобраться в его страхе и найти именно то, из-за чего он возник. Например, если напугал негативный персонаж из сказки, стоит рассказать более правдоподобно счастливый конец малышу и объяснить, что сказки всегда заканчиваются хорошо и ему ничего не угрожает.
  3. Безопасность . Второе, что захочет ощутить ребенок с фобией, - это уверенность в безопасности. Следует почаще обнимать его и проявлять заботу так, чтобы он чувствовал, что он не один. Чрезмерное отталкивание и акцент на самостоятельности в этом случае могут только усугубить состояние малыша.
  4. Позитив . Если докопаться до основания возникновения фобий, они - эмоциональное проявление чего-то плохого. На этом фоне развивается тревога - постоянное ощущение приближения того, чего ребенок боится. В таком состоянии он очень скоро закроется в себе и выдаст депрессивные или истерические проявления. Следует занять его и показать, что море добра и радости можно получить от жизни, не фокусируясь на своих страхах.
Как побороть страх у ребенка - смотрите на видео:


Если страх имеет довольно стойкую форму и не корректируется, следует обратиться к специалисту. Опытный психиатр или психотерапевт знает, как избавить ребенка от страхов. Детские страхи - что это такое? Для чего они нужны? Как помочь ребенку справиться с ними? Где проходит грань между возрастной особенностью и патологическим страхом, когда требуется помощь специалиста? Эти и многие другие вопросы часто волнуют родителей детей-дошкольников.


Страх - это одна из основных эмоций, сигнализирующих об угрозе благополучию, здоровью, жизни человека; страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания. С точки зрения эволюции человека, он играет защитную и обучающую роль, способствуя познанию окружающего мира. В развитии ребенка страх - это еще и способ отграничения собственного “я” от всего чужеродного и опасного.

Все детские страхи условно можно разделить на две группы: «возрастные, обязательные» и «приобретенные, факультативные». Под «возрастными» предлагается понимать страхи, обусловленные закономерностями развития детской психики. Например, годовалый ребенок очень боится выпустить маму из поля зрения. Это происходит потому, что для детей этого возраста понятие времени очень расплывчато. Они плохо представляют себе, сколько это - два часа, три дня, месяц или год. И если мама и папа исчезают из поля зрения, пусть даже на совсем короткое время - то для ребенка это все равно что навсегда.

В возрасте шести-семи лет ребенок обычно впервые осознает, что человек смертен, и любое стихийное бедствие - гроза, ураган, пожар - ассоциируется у него с угрозой для существования. В этом возрасте может появиться ярко выраженный страх смерти.
Наиболее разнообразны страхи детей в возрасте от трех до пяти лет, это обусловлено бурным развитием воображения, образного мышления в сочетании с наивностью и внушаемостью. Ребенок тем более подвержен страхам, чем более эмоционален и тревожен.

Каковы причины детских страхов?

Хотя у каждого ребенка обычно бывают свои причины для возникновения страхов или тревожных состояний, некоторые причины беспокойства типичны в дошкольном возрасте.

1. Родительское запугивание в воспитании.

Родители часто не замечают того, как они своими высказываниями способствуют зарождению страхов у ребенка. Если ребенок плачет, то иногда вместо утешения может получить что-то вроде: "Будешь плакать - я тебя отдам чужой тете!". Во-первых, ребенок может верить тому, что слышит, тогда он испытывает чувство незащищенности и переживает из-за того, что источником страха становится самый близкий для него человек. Во-вторых, если ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понимать, что на самом деле мама никогда не воплотит в жизнь то, чего обещает, то происходит подрыв материнского авторитета в глазах ребенка. Малыш постепенно перестает доверять маминому слову в критических для него ситуациях. В-третьих, ребенок сам учится запугиванию в тех ситуациях, когда сложно добиться желаемого иначе.
Восприятие трех-пятилетнего дошкольника вообще очень конкретно. Он все воспринимает буквально, поэтому, если мама говорит: "Ты плохой! Уходи, я не хочу с тобой разговаривать!" Для ребенка это вселенская трагедия, вдобавок то, что происходит сейчас, происходит навсегда в восприятии ребенка. Для ребенка это означает: "Мама меня больше не любит!" А это катастрофа. Поэтому, когда мы говорим: "Кто не будет спать, тому я заклею ротик и глазки!" следует отдавать себе отчет, что ребенок воспринимает это буквально. Для ребенка это триллер! Фильм ужасов. Или "Позову дядю, он тебя заберет!" для ребенка все по-настоящему! Одним таким высказыванием можно нанести ребенку серьезную психологическую травму, не говоря уже о том, что такая фраза становится мощным источником для страхов.

2. Непонимание смысла слов


Ребенок может уже рассказать вам о своих страхах, однако он еще недостаточно хорошо понимает речь взрослых. И это, в свою очередь, может становиться источником страхов. Малыш слышит обрывки взрослых разговоров, воспринимает слова нередко вне контекста, не понимает языковых игр, гипербол или иронии. Услышав в ответ на обычное: «Как поживаешь?» родительское: «Помираю совсем…», ребенок может прийти в ужас. То же касается телевизионных передач. Нередко стоит объяснить ребенку значение сказанного, чтобы предотвратить появление неоправданных страхов.

3. Конфликтная обстановка в семье.

В семье, где конфликты между родителями не редкость, дети зачастую подвержены страхам. Напряженная атмосфера в семье делает детей более тревожными, чем их сверстники из семей с более благоприятным психологическим климатом.

4. Травмирующее событие.

В этом случае источником страха становится реальное событие происшедшее с ребенком. Например, ребенок может бояться собак, если когда-то был укушен, или бояться выходить во двор, если его там напугали. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой. Именно страхи этого типа часто становятся источником для плохого сна ребенка, его ночных кошмаров. Психика ребенка восстанавливается, снова и снова проигрывая для ребенка травмирующую ситуацию.

Что делать, если ребенок испытывает страхи?

О многих детских проблемах можно сказать: «Перерастет!» Со страхами дело обстоит вовсе не так утешительно. Ребенок растет, и страхи растут вместе с ним. У малыша все больше расширяется кругозор, развивается воображение, фантазия, и потому он все больше осознает те опасности, которые его подстерегают в жизни. Но не будем говорить о крайностях, ведь отсутствие охранительного страха влечет за собой отсутствие чувства опасности, осторожности. Родители таких детей охраняют своих чад, чтобы не случилось ничего непоправимого, и испытывают не меньше волнений, чем родители трусишек.


Любые страхи детей требуют от родителей внимательного и тактичного отношения. Если ваш ребенок боится засыпать в темноте или оставаться один в комнате, ни в коем случае нельзя подвергать его “закаливанию” и запирать одного в темной комнате, “чтобы привыкал”. В этом случае он не избавится от своего страха, а лишь приобретет новые опасения или иные расстройства.

Снятие детского страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, насколько родителям удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие; насколько родители понимают малыша и как относятся к его страхам. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться родителей, и почувствуют, что те не осуждают их, а понимают. Рассказывая о травмирующем событии, ребенок отодвигает его от себя, делая далеким и туманным, приглушая яркость восприятия.

Свежее травмирующее событие можно обыграть. Например, если ребенок оказался случайно в темном помещении и испугался, хорошо помогут игры в «Прятки» или «Жмурки».

Игра “Прятки”, таким образом, позволяет снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем выключается свет, остается только ночник. Ведущий обходит квартиру с шуточными угрозами в адрес прячущихся. Прячущиеся сидят в темноте и стараются ничем себя не выдать. Лучше, когда ребенок сразу становится ведущим, это позволяет ему преодолеть страх и нерешительность. Хороших результатов можно добиться, когда ведущие взрослые “сдаются”, так и не найдя прячущегося ребенка.
Игра «жмурки» помогает ребенку научиться воспринимать темноту не только как источник опасности, но как игровую территорию.
Очень помогает в отыграть страхи использование «перчаточных» кукол. Поиграйте с ребенком в «страшное», пусть он «спасет» зайчишку или тигренка от опасностей, посоветует, как ему стать смелее. Таким образом, через игру ребенка сможет понять, как самому бороться с неприятным, мешающим жить чувством. Пояснять ребенку, что он может теперь вести себя, как смелый герой, совсем не нужно, пусть осознание произойдет на метафорическом уровне игры.


Рисование страхов также помогает снизить их интенсивность. Можно сочетать рисунок страшилища с сочинением сказки о нем. Окончание сказки можно варьировать, изменять, придумывать несколько концовок, например, найти страху друзей, которые помогут ему измениться и перестать быть страшным. Серия полученных рисунков (отображающая динамику изменения страха) с успехом может стать диафильмом, если рисунки соединить между собой. Каждый показ с пояснениями будет увеличивать дистанцию между малышом и его страхом.

Страх, свойственный возрасту, следует отличать от неврозов и навязчивых состояний, когда справиться своими семейными силами не представляется возможным. При неврозе или психическом заболевании переживания страха отличаются от нормальных страхов особой яркостью, сюжетностью. Они, как правило, сопровождаются сердцебиением, потливостью, ознобом, чувством жара, нарушениями сна, аппетита. Для них характерны сильное беспокойство и тревога, иногда достигающая степени ужаса, паники. При невротических страхах ребенок становится более пассивным, не стремится к познанию нового, уходит в свои проблемы. В этих случаях страх утрачивает функцию полезной, адаптивной эмоции и указывает на бессилие, утрату веры в себя, несет дезадаптивную функции.

29.08.2009

Анна Бердникова,

психолог


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

    Обсудим на форуме:











на форуме ("связанная" тема)

Лара77 (15/02/2013)

Здравствуйте! Может быть кто-то сталкивался с такой ситуацией как у меня. Мой сын, ему 8 лет просмотрел 3 фильма ужасов (он был с его старшей сестрой), и теперь у нас началась не жизнь а сплошной кошмар. Вторую неделю он не спит, ему кажутся духи, он слышит как кто-то ходит. Засыпает только после того как я ему почитаю, сначала молитву(он сам просит) потом рассказ. И после он засыпает. Но за ночь встаёт 2-3 раза приходит к нам с мужем в постель, ложится и спит, или я его перевожу к себе, только с тем условием, что я ложусь рядом. Если ухожу,через какое-то время, он снова просыпается и приходит. Даже днём он боится сам в комнате делать уроки, ему кажутся духи везде, в ванную тоже только с открытой дверью, и то просит чтобы я с ним постояла. Подскажите как быть!

Sveta_L (13/09/2009)

В статье говорят о страхах с которыми мамы с успехом справляются. моей дочери сегодня 12 лет развивается нормально согласно возраста, но в классе есть девочки которые физически развиваются быстрее и моя дочь боится что у нее грудь так ине вырастет (хотя она растет) она уже подросток и мои утешения что все будет воспринимает с настороженностью

Кис-Кис (01/09/2009)

Моей дочке три дня назад приснился кошмар. Посреди ночи слышу душераздирающий визг, забегаю к ней в комнату, а она сидит в кровати и показывает на подушку и стену, крича при этои "жука, жука" (жуки). Сама перепугалась, все осмотрела, ничего не нашла. Ребенок в эту ночь отказался спать в своей кровати, пришлось к себе ложить (благо муж в командировке). Она даже в моей кровати видела жуков. Заснула кое-как, и то со мной в обнимку. Еще пару дней она про это вспоминала, я ей объяснила, что мама жуков прогнала, и они больше никогда не придут. Вроде помогло...
Слашала такой способ борьбы с детским страхом (от 3 лет): пусть ребенок нарисует свой страх на листке бумаги. Затем лист надо на глазах у ребенка порвать или положить в банку и закрыть крышкой. Банку надо поставить на видное место и показывать ребенку, что "страшилка" оттуда не может выбраться, или выкинуть в мусорный контейнер. Уж не знаю: пройдет ли это само или лучше с психологом посоветоваться? Стараюсь не акцентировать внимание на страхе, всячески успокаиваю и говорю, что с мамой никого не нужно боятся, но пока не особо помогает.

Ruth (29/08/2009)

Женни
Ну вот разложили по полочкам страхи.
Замечательно.
А вот как с этим бороться?
Где пилюли от страха?

Не хочу бояться! Невротические страхи у детей

индивидуальные особенности малыша . чаще страхи появляются и закрепляются у тревожных, очень эмоциональных и впечатлительных детей (особенно это касается детей, неуверенных в себе). такие дети принимают всё близко к сердцу, легко расстраиваются, они не умеют проговаривать свои тревоги и обиды и не могут постоять за себя. физически ослабленные дети также могут быть подвержены страхам в большей степени, чем их более крепкие сверстники.

ошибки воспитания. отсутствие единой системы воспитания или глубокого и постоянного эмоционального контакта между родителями и ребенком, нехватка любви, и, как следствие, чувство незащищенности и искаженное представление о себе, ведут к постоянным детским переживаниям (любим - не любим, нужен - не нужен, хорош - не хорош) и неуверенности в себе.

ребенок становится более подвержен разного рода страхам, когда в воспитании применяется множество угроз, отрицательных внушений («только плохие девочки так поступают»), запретов и требований, или родители часто рассказывают ребенку о возможных негативных последствиях («одень шапку, а то заболеешь и попадешь в больницу»), или, добиваясь послушания, запугивают его ("не убегай, а то злой дядька в мешок тебя посадит и утащит").

семейная обстановка . зачастую страхи передаются от родителей к детям: мама боится темноты, лягушек, потерять деньги - и заражает этим страхом ребенка. также страхи возникают у детей мнительных, нервозных родителей, которые следят за каждым шагом ребенка, особенно если он единственный, поздний или «болявый». ребенок легко перенимат такое состояние родителей и нездоровую форму их реакций.

подверженность страхам и "застревание" на них может появиться у ребенка, в семье которого сложилась неблагополучная атмосфера (конфликты между взрослыми), либо при изменении привычных условий жизни: развод родителей, появление в семье нового ребенка, переезд в новый дом, смерть близкого родственника.

страшный случай. произошедшая с ребенком какая-то неприятная история (укусила собака, упал со второго этажа двухъярусной кровати, потерялся) естественно сильно напугает его и, возможно, оставит глубокий след в его сознании. нужно объяснить малышу, почему так произошло и как надо поступать, чтобы вновь не оказаться в подобной ситуации.

детские фантазии . всем известно, какие фантазеры наши дети. ребенку ничего не стоит вообразить себя схваченным бабой ягой или идущим по шаткому мосту над пропастью. поэтому не стоит пугать ребенка страшными рассказами, приведениями, бабками ёжками или бабайкой. также очень внимательно нужно относиться к выбору телепередач и фильмов для ребенка.

как преодолеть страх?

многие родители интуитивно не создают из возрастных страхов своих детей проблем, понимают, как успокоить ребенка, поддержать его и помочь ему пережить свой страх.

но, иногда, к сожалению, случается, что родители упорно игнорируют страх ребенка или, что ещё хуже, высмеивают его, ругают, наказывают. но рано или поздно такие родители бывают вынуждены заметить страх ребенка, потому что последствия страхов становятся слишком явными (агрессивность, заторможенность, неврозы). только в этом случае помочь ребенку бывает труднее.

итак, что же делать, если ребенка мучают страхи?

  1. создайте доброжелательную и стабильную атмосферу в семье - окружите ребенка заботой, вниманием и любовью, чтобы он почувствовал свою значимость, незаменимость и защищенность. соблюдайте режим бодрствования и отдыха, чтобы не перегружать малыша впечатлениями.
  2. ребенку очень важен телесный контакт : обнимайте малыша, целуйте, гладьте по голове, прижимайте к себе, делайте расслабляющий массаж.
  3. расспрашивай ребенка о его страхах, слушайте внимательно и заинтересовано. спокойно и с доверием реагируйте на детские признания, принимайте их. постарайтесь узнать как можно больше о том, что пугает малыша, кого или чего боится, как это выглядит, что хочет «это» от ребенка. постарайтесь развеять сомнения малыша. вместе подумайте, как справиться с этими страхами. если ребенок почувствует, что вы принимаете его ситуацию и стараетесь помочь, полпути будет пройдено.
  4. подарите ребенку какую-то безделушку, которую он мог бы носить с собой, тем самым имея постоянное напоминание о том, что вы у него есть. или плюшевого друга, с которым можно спать, играть и делиться своими страхами. пусть станет верным другом и преданным защитником.
  5. избегайте просмотров ребенком сомнительных телепередач , поскольку малышам еще трудно отделить вымысел от действительности.
  6. прием эмоциональных качелей заключается в контрасте отрицательных и положительных эмоций (ребенок дотрагивается до пугающего его пылесоса, и тут же оказывается в объятиях мамы). но ребенок должен сам решиться на такой поступок.
  7. постепенно приучайте малыша к тому, что его пугает . мы боимся того, что нам непонятно и незнакомо. познакомьте ребенка с пугающими его предметами, расскажите, для чего они нужны и как действуют. обратите внимание ребенка на то, что этот предмет не делает людям ничего плохого. если ребенок боится собак, подарите ему , прочитайте книжки, где главным героем будет собака. потом познакомьте малыша с доброй соседской собачкой.
  8. проигрывайте ситуации, пугающие малыша . в игре с пусть ему достанется роль злой собаки, которую малыш боится.
  9. вместе нарисуйте пугающие ребенка предметы или ситуации , чтобы озвучить их. перенося свой страх на бумагу, ребенок освобождается от него. чтобы уничтожить бумажный страх, нужно смять и сжечь лист.
  10. рассказывайте ребенку истории , в которых он сможет с другой стороны взглянуть на свой страх. представьте пугающую ребенка ситуацию смешной и нелепой (например, пусть страшная собака окажется с заклеенным ртом, а ходить она будет как черепаха, еле-еле, смешно растопыривая ноги).

всё идёт из семьи, дети как зеркало отражают все семейные неурядицы. если у вашего ребенка имеется значительное число страхов, значит, в ваших семейных отношениях что-то нарушено. понимание чувств и желаний ребенка, его внутреннего мира, доверительные взаимоотношения, а также положительный пример родителей, перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.

Страхи детские - очень распространенная проблема. По словам психологов, на сегодняшний день известно более 30 их видов - безобидных, болезненных, а в некоторых случаях смешных для взрослых. Откуда берется страх? Иногда он появляется как ответная реакция на что-то действительно жуткое и пугающее. Но намного чаще дети сталкиваются с внушенными страхами.

Откуда они берутся?

Причина боязни кроется во взрослых, которые окружают ребенка и слишком активно указывают ему на наличие какой-либо опасности. Также пугливость появляется у малышей, при которых люди разговаривают о пожарах, убийствах, болезнях, смерти и т. д.

Психологи выделяют многие причины детских страхов. Одна из них - разрастание городов, или урбанизация. На первый взгляд кажется, что это явление не имеет никакого отношения к рассматриваемой проблеме, но на самом деле взаимосвязь очень тесная. В большом городе дети чувствуют себя неуютно, им сложно находить друзей и организовывать свое времяпрепровождение. Кроме того, взрослые чрезмерно опекают их, что стесняет личное пространство ребятишек и негативно влияет на их психику.

Еще одна неочевидная причина возникновения боязни у малышей - это проживание их семей в отдельных благоустроенных квартирах. Специалисты утверждают, что у таких детей страхи возникают гораздо чаще, чем у их одногодок из коммуналок. В частности, это имеет отношение к девочкам. В коммуналке ребенок получает больше возможностей общаться со сверстниками и взрослыми. Он проводит много времени за играми с друзьями и гораздо реже остается наедине со своими страхами. Потому родители должны создавать для ребенка как можно больше условий, в которых он сможет удовлетворить свою потребность в общении.

Атмосфера в семье

Иногда причина детских страхов кроется в неправильном поведении матери. Так, многие малыши больше подвержены боязни, когда воспринимают главным человеком в доме не отца, а мать. Если она страдает из-за постоянных перегрузок на работе и доминирует в семье, чадо начинает чувствовать в ее присутствии беспокойство.

Также негативно влияет на его эмоциональное состояние стремление женщины найти в кратчайшие сроки работу, которая бы удовлетворяла все ее интересы и потребности. При этом она далеко не всегда обращает внимание на то, что ребенок нуждается в общении и частом времяпрепровождении с матерью.

Проблема детских страхов часто бывает связана с отношениями в семье. Иногда достаточно одной ссоры родителей, чтобы малыш начал чего-то бояться. Самая распространенная реакция детей на конфликты отца и матери - это зарождение страхов. Потому ребята дошкольного возраста, живущие в конфликтных семьях, чаще своих одногодок боятся стихий, болезней, смерти и даже животных. Кроме того, они гораздо чаще видят кошмары.

Также зарождение страхов часто зависит от отношения родителей к детям. Если мама и папа слишком сильно опекают своего единственного малыша, если он превращается в центр их тревоги и заботы, то становится более уязвимым перед появлением боязни вследствие того или иного явления. Когда же в семье много детей, у них реже зарождаются страхи. Обычно у молодых, оптимистичных, жизнерадостных родителей чада меньше проявляют беспокойство и тревогу, чем у родивших после 35 лет.

Другие объяснения

Причины детских страхов также кроются в нарушениях, полученных еще в процессе внутриутробного развития. Если мама пережила во время беременности эмоциональное потрясение, это может отпечататься на психике ребенка. Если в семье в то время была конфликтная обстановка, дитя, находящееся в утробе, наверняка почувствовало это и перенесло стресс, который отразился на его формировании как личности и привел к появлению пугливости.

Психологам часто задают вопрос о том, передаются ли страхи детские по наследству. Однозначного ответа не существует, но ребенок может перенять от родителей некоторые особенности нервной деятельности, общие установки о том, как нужно реагировать на те или иные явления.

Что можно сделать?

Борьба с искоренением страхов ребенка - очень важный этап в формировании его личности, и родители должны подходить к этому вопросу с полной серьезностью и ответственностью. Многие исследования показывают, что большая часть взрослых фобий была сформирована в детстве и, в частности, в раннем его периоде.

Страх - вполне закономерная реакция на реальную или воображаемую опасность. Нельзя забывать о том, что ребенок живет в своем мире, в котором существуют сказочные герои, а самые обычные предметы могут двигаться и разговаривать. Из-за этого малыш может видеть опасность там, где ее не существует. Независимо от того, какие виды детских страхов послужили причиной боязни и как она проявляется, взрослым необходимо предпринять меры по борьбе с этой проблемой.

Арт-терапия

Один из основных способов узнать то, о чем ребенок думает и что он чувствует, - это рисование. Картинка, изображенная малышом, показывает его увлечения, интересы, характер и выступает в роли своеобразного зеркала его переживаний. Потому коррекция страхов у детей с помощью рисования считается самым эффективным средством.

Изображая графически объект своей боязни, малыш начинает меньше тревожиться и ждать чего-то ужасного. Если кошмар нарисован, он воспринимается как свершившийся факт, то есть перестает быть опасным.

Психология детского страха такова, что кошмары, которые удалось побороть в детстве, не будут беспокоить человека, когда он повзрослеет. Избавление от боязни должно проходить в присутствии кого-то из старших членов семьи, близких малышу. Он должен чувствовать поддержку мамы и папы и быть уверенным в том, что его спасут, если вдруг что-то случится.

Большая часть кошмаров связана с возрастными особенностями, и по истечении определенного времени они проходят. Но на родителей возлагается ответственность за преодоление детских страхов, за то, чтобы боязнь не превратилась в навязчивую и не мучала чад долгие годы. Что необходимо сделать для этого? Если вы имеете доверительные отношения со своим ребенком, можете начать поэтапную работу над избавлением его от тревожности.

Рисуем страхи

Существуют различные методики диагностики детских страхов, но самая эффективная из них - это занятия рисованием. Перед тем как начать, позвольте своему чаду самостоятельно поиграть, наладьте с ним психологический дружеский контакт. Затем поговорите с ним, узнайте, чего именно он боится. Можете сделать это в виде игры.

Сядьте рядом с малышом, а не напротив, будьте милыми, доброжелательными, подбадривайте ребенка. Так вы поможете ему искоренить детские страхи. Как бороться с ними дальше?

Расспросите малыша о том, чего он боится, а чего - нет. Обязательно дожидайтесь ответа на каждую свою реплику. Затем предложите нарисовать то, что ребенок назвал. Лучше всего делать это красками или фломастерами.

Диагностика детских страхов требует времени и усилий. Бывают случаи, когда малыш решается изобразить объект своей боязни только через несколько дней после разговора. Тактично подтолкните его к этому. Рисуйте вместе с ним на одном листе: пусть каждый из вас передаст на бумаге свой вариант пугающего предмета или явления.

Завершающий этап

По окончании акта творчества попросите ребенка объяснить, что он изобразил. Такая диагностика детского страха поможет малышу самостоятельно не только нарисовать объект своей боязни, а еще и рассказать, почему он боится его. После этого непременно похвалите свое чадо, пожмите руку, подарите игрушку, отметьте страхи, с которыми удалось справиться. Затем нужно сообщить, что рисунки останутся у вас. Вы должны освободить малыша от страхов.

На такие игры нужно выделить примерно две недели. За это время у вас накопятся также картинки, изображенный на которых страх ребенок не смог победить. В таком случае предложите ему нарисовать его еще раз так, чтобы было видно, что он не боится. Например, на картинке малыш не должен убегать от монстра, а наоборот, должен гнаться за объектом страха. В среднем на то, чтобы осознать и изобразить себя как не боящегося, у ребенка уходит примерно 2 недели. Сделайте все возможное для того, чтобы на протяжении этого времени он участвовал в различных подвижных играх, прогулках, экскурсиях. Максимально оградите его от семейных конфликтов.

Игротеррапия

Рисование помогает избавиться от тех страхов, которые появились из-за бурного воображения малыша, из-за того, что на самом деле не происходило в реальной жизни, но, как ребенку кажется, может случиться. Частично с помощью этого способа можно успешно избавиться от боязней, которые основываются на реальных событиях, которые произошли очень давно, искоренить не очень сильно засевшие в его сознании детские страхи. Как бороться с ними, если причинившее травму происшествие случилось недавно и еще свежо в памяти малыша? Специалисты рекомендуют использовать развлекательные методы.

Психология детского страха и его искоренения кроется в потребности малыша постоянно двигаться и общаться с другими. Активные игры помогают ребенку избавиться от заторможенности, боязни и скованности, которые возникают в темноте, тесном пространстве или когда он попадает в новую обстановку. Малыш приобретает уверенность в себе и борется с застенчивостью.

Пятнашки

Эта игра дает возможность избавиться от страха нападения, наказания родителями, помогает установить близкий контакт. Смысл состоит в том, чтобы расставить на ограниченной площадке стулья или любые другие предметы в беспорядочной последовательности.

Ведущий должен догнать кого-либо из игроков и хлопнуть его по спине. Тот, кого он поймал, должен водить следующим. Вышедший за пределы площадки или задевший какой-то из предметов человек, тоже принимает на себя роль ведущего. Будьте веселыми и активными. Для того чтобы задумка сработала, нужно подыгрывать детям и давать им возможность победить вас.

Прятки

Эта игра помогает избавиться от страхов темноты, одиночества и ограниченного пространства. Перед началом обговорите места, в которых нельзя скрываться. После этого выключите в доме свет, оставив горящим только ночник. Ведущий должен обойти квартиру, при этом в шутку угрожая прячущимся. Те же сидят в темноте и не выдают своего присутствия.

Нужно, чтобы ребенок выполнял роль ведущего первым. Это даст ему возможность победить свои страхи детские и нерешительность. Когда водит кто-то из взрослых, ему рекомендуется сдаться и показать, что он не может найти ребенка. Так вы придадите чаду большей уверенности в себе.

Другие игры

Пятнашки и прятки - это всего две игры из несметного количества возможных вариантов развлечений, которые можно применить для помощи ребенку побороть свои страхи детские. Вспомните, чем вы занимались с друзьями в таком возрасте. Импровизируйте, включайте фантазию.

Вы должны сделать все от вас зависящее, чтобы малышу было весело, и он смог раскрепоститься. Не забывайте о том, что игра должна заинтересовать ребенка, но ни в коем случае нельзя заставлять его участвовать в ней против воли.

Детские страхи — нормальное явление. Они преодолимы, и с помощью родителей ребенок справится с ними быстрее, "перерастет" страхи. Важно, чтобы мама и папа в сложной ситуации оставались взрослыми, то есть сами не боялись. О том, в каком возрасте какие страхи типичны, рассказывает Елена Павловна Кречко, семейный и перинатальный психолог.

Детские страхи имеют свою специфику в зависимости от возраста ребенка, а также уровня его психического развития. Иногда они могут наблюдаться при неврозах и других заболеваниях, но если родители будут знать, какие страхи типичны для ребенка соответствующего возраста, преодолевать их вместе будет проще. Ниже часто встречающие страхи разделены по этапам взросления ребенка.

Страхи от рождения до года: хочу быть с мамой

У большинства новорожденных имеются инстинктивные формы защиты при громких звуках или внезапном приближении большого предмета. Младенец при этом проявляет общее беспокойство: напрягается, вскидывает ручки.

В 7 месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при продолжительном отсутствии мамы. Это указывает на наличие чувства привязанности. Лежащее в основе данного страха чувство беспокойства — осознанная реакция; это прообраз чувства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых связей с близкими людьми. Подобная форма беспокойства максимально выражена до двух с половиной лет у девочек и до трех лет у мальчиков.

В 8 месяцев возникает страх перед незнакомыми, чужими взрослыми, особенно женщинами, не похожими на мать. Это указывает на появление психологических категорий "свой" и "чужой, а в более широком смысле — это страх перед незнакомым, новым и неожиданным воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери. Обычно, если ребенок не испытывает каких-либо пугающих воздействий, падений, болезненных процедур, помещения в больницу, этот страх проходит к середине второго года жизни.

Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к ребенку первого года жизни, не перепоручать уход за ним родственникам, не совершать длительных поездок, не отдавать малыша без особой необходимости в ясли и находиться с ним, если он попал в больницу. Это особенно важно при ослабленном здоровье ребенка, когда у него неспокойный сон, плохой аппетит, ярко выражены беспокойство и возбудимость, неустойчивость настроения и капризность.

Страхи от года до трех лет: познаю мир

На втором году жизни 50% детей испытывают страх при неожиданном появлении постороннего, нахождении на высоте, боли, резком звуке и пребывании в одиночестве.

В два года может появиться страх перед животными, чаще собаками, и перед движущимся транспортом.

На третьем году возникает страх перед наказанием, который отражает возрастающую активность детей и их понимание последствий своих поступков. Если в этот период отец принимает активное участие в воспитании, то страхи у детей этого возраста выражены значительно меньше. Важно, чтобы воспитание не превращалось в войну с формирующимся чувством "Я" у ребенка.

Ни в коем случае нельзя запрещать ребенку говорить о том, что он боится. Малыш должен иметь возможность выражать свои переживания, в том числе и отрицательные. А задача родителей — помогать ему преодолевать реальные и воображаемые опасности.

Страхи от трех лет и до школы: страх темноты и смерти

В возрасте от трех да пяти лет многие дети боятся боли, неожиданных, особенно громких звуков, сказочных персонажей; каждый третий — темноты, транспорта, воды, одиночества и замкнутого пространства. Чаще такие страхи встречаются у детей, чьи родители сами излишне беспокойны и в то же время принципиальны в попытках не преодолеть страхи, а избавить ребенка от них.

В возрасте шести лет иногда появляется страх смерти, обусловленный осознанием необратимости происходящих возрастных перемен, а также постижением категорий времени и пространства. Обычно он выражается не прямо, а в типичных для этого возраста страхах нападения стихии, например, возникновения пожара, землетрясения. Подобные страхи встречаются почти у каждого второго ребенка.

В младшем школьном возрасте прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются типичные новые — боязнь получить плохую отметку или опоздать в школу.

Старшие дошкольники очень чувствительно реагируют на конфликтные отношения в семье, и это усиливает их страхи.

Приобретенные страхи — угрозы родителей

Одна из распространённых ошибок родителей, порождающая лишнее беспокойство, — привычка говорить ребенку, что если он будет себя плохо вести, придет серый волк, чудовище, "злой дядя" и заберет его. Почти все взрослые помнят, что в советском детстве их иногда пугали милиционером, который придет и заберет с собой. Если такие угрозы исходят от родителей — самых близких людей — малыши на самом деле верят им, и для многих они приобретают большую реалистичность, а благодаря яркой фантазии усиливаются и, нередко, трансформируются в страх.

Родители — это самые близкие и дорогие люди, именно от них ребенок всегда ожидает участия и поддержки, полагается на их защиту в сложных ситуациях. Угроза с чудовищем в первую очередь пугает. Если пугают самые близкие люди, то у малыша возникают двойственные чувства: с одной стороны, он любит родителей и доверяет им, a с другой стороны, в такой ситуации им сложно доверять.

В словах "придет злое чудище и заберет" скрывается ложь. О чем подумает ребенок, когда никакого чудища не увидит? Мысль первая: "Родители меня обманули". Мысль вторая: "Я могу озорничать, а наказания не последует". Мысль третья: "Что случилось с моей мамой? Она всегда такая добрая, а сейчас вдруг меня пугает". Все эти мысли никаким образом не способствуют установлению доверительных и теплых отношений в семье, напротив, могут спровоцировать отдаление ребенка от родителей, появление различных детских страхов . Помните, что любые угрозы носят манипулятивный характер, и использовать их в процессе воспитания ребенка не стоит.

Итак, в определенные периоды жизни ребенка страхи являются нормальной естественной реакцией на многое непонятное, непознанное, неизвестное. Дети доподросткового возраста, как правило, не осознают свой страх. В такие моменты помогут заботливое отношение, сказка "по теме" на ночь, приятная и любимая музыка, а также совместные занятия — рисование, лепка, приготовления еды и другие способы креативного преодоления трудной ситуации.

Главное, не стоит паниковать и излишне тревожиться за психическое здоровье ребенка, просто нужно вместе с ним пережить нелегкий момент его развития. Преодоленный страх — залог будущей веры в свои силы и возможности.

Статья предоставлена центром развития и образования "Элитора"

Обсуждение

Пугать ребенка волком, злым дядей или бабаем - просто бред. По-моему, этим грешит старшее поколение - например, участливые старушки в транспорте. Но моя, например, смотрела на них с недоумением, типа "Мама, а ведь бабуля говорит ерунду".

Комментировать статью "Страхи у детей: от новорожденных до подростков. Как их преодолеть?"

Страх врачей, больницы. Даже не страх. УЖАС. В субботу были у невролога-эпилептолога. Она тоже обратила внимание, что ребенок просто скован страхом. При всей нашей плохой речи разговоров у ребенка больше всего про больницу. То есть съезжаем на эту тему.

Обсуждение

Извините, вчера приходила, чтоб ответить и зачем-то ввязалась в разборки парой тем ниже...
во-первых все, что писали про психиатра - верно.
А техники самопомощи...
В 6 лет страх можно персонифицировать. Есть внутри тебя такой мальчик, который когда-то сильно испугался в больнице, и с тех пор каждый раз так пугается, что ты уже ни дышать ни думать не можешь. С мальчиком надо познакомиться, мальчика надо утешить.
Обсудить, когда, при каких обстоятельствах мальчик возможно испугался, что при этом думал, чего боится больше всего. Обсуждать несколько раз, по результатам рисовать картинки, складывать с спец альбом, альбом просматривать. Одновременно обсуждать, как мальчику можно помочь, что ему можно сказать, как здорово было бы его утешить.

Игра в "понарошку". Понарошка - это защищенное пространство, в котором можно исследовать страх и тебе ничего не случится, если очень страшно, можно выйти из Понарошки, а страх ВСЕГДА остается в ней, он выйти не может (многократно объяснить, повторить), понарошку обозначить как часть пространства, огороженную например диванными подушками. В Понарошке попросить ребенка притвориться, что он боится врача (вы можете подыграть в роли врача). Изобращить как можно натуральнее, описать свое состояние (где ты чуствуешь страх? Можешь его сделать слабее или сильнее?), выити из него (а сейчас ты на море, бегаешь по песку) Опять войти, исследовать и выйти, повторять. Обсудить с ребенком, что можно сделать, чтоб облегчить вход-выход. Осторожно! Внимательно смотрите за ребенком, если начал терять контроль лучше тащить из понарошки раньше чем позже, успокаивающе действует медленное выдыхание, пение (ребенка, пусть заранее выберет песенку - спасательный круг), объятие-фиксация в районе плеч. Хорошая техника: положить одну вашу руку на лоб ребенку большой палец лежит от линии волос. другую руку на затылок, большой палец на выпуклости затылка и слегка сжать голову - действует успокаивающе). Задача - научиться контроллировать страх.

Волшебная подушечка делается из ткани и заполняется сухой лавандой (либо внутри вата с накапанным лавандовым маслом), Подушечка вводится торжественно вечером с каким-нибудь таинственным ритуалом (не на перекрестке передкладбищем, но что-то вроде), хорошо к ритуалу зажечь лавандовую свечку или накапать куда-нибудь лавандовое масло, чтоб пахло и призвана спасать от страха в решающий момент. Когда совсем плохо, подушечку надо прижать к носу и рту вдохнуть и как можно медленнее выдохнуть "выдувая" таким образом страх. можно делать несколько раз подряд.

Ну и тренинг - ходить с ребенком в поликлинику на экскурсии - бродить по коридорам, смотреть, кто чего делает, искать глупые детали (смотри, краска облезла и выглядит как чертик). Повторять много много раз.

Как помочь ребенку побороть страхи. у нас был страх монстров и приведений (спит один в комнате), прошел после покупки в Икее большого Как помочь ребенку преодолеть страх собак? Кинофобия – страх собак, который может возникнуть у человека после испуга собакой...

Страхи у ребенка 1,9. Детские страхи. Страхи у детей: от новорожденных до подростков. Как их преодолеть? Страхи у ребенка 1, 9. Детские страхи. Детская психология. Моя не в 1. 9 а еще раньше боялась большой ванны и сливного отверстия.Купались в тазике на полу.

Обсуждение

Она вероятно теперь воды боится. Очень осторожно с мытьем. Будете применять силу-процесс ей и по ночам будет сниться.Со всеми вытекающими неприятностями для Вас.К неврологу бы на консультацию сходить. Моя не в 1.9 а еще раньше боялась большой ванны и сливного отверстия.Купались в тазике на полу. В 1-1.5г.боялась метро-орала сиреной,как только заходили в поезд.А чуть позже боялась машины.И мы везде ездили на метро.)Старшая чего только не боялась и до сих пор боится...:) .Могу сказать по себе,помня,как меня силком волочили к прыгающей и зверски гудящей стиралке,ласково объясняя,что ничего страшного нет,или запихивали,несмотря на истошные вопли в переполненный трамвай,это- неизбежный и еще бОльший страх от ощущения чужой воли над собой.

У нас все теже проблемы. Мыть голову не любит категорически. У нас длинные волосы и не мыть месяц нам нельзя никак. Был период, года в полтора, она вообще перестала любить купаться. В воду не садилась - только стоя. Незаметно этот период прошел. Сейчас купается, играется, но возмущается, если пытаюсь мыть голову. Я стараюсь мыть аккуратно, чтоб в глаза вода не попадала. Может и правда воспользоваться советами и купить козырек. Попробуем.
Про сон. Тоже просыпается ночью и плачет. Вернее сначала начинает крутиться, стонать. Бывает, я подхожу, даю соску, поглажу по голове и она успокаивается. Но чаще приходится перекладывать к себе в кровать. Рядом она сразу успокаивается. Засыпает тоже в нашей кровати. В свою ложится не хочет, плачет. Я такой беспокойный сон списываю на зубы, у нас еще не все проклюнулись. И жду. Надеюсь, после 2-х станет спать спокойнее.

Раздел: Детские страхи. Как помочь ребенку побороть страхи. Спасибо всем кто откликнулся на мой топик ниже.Сегодня ребенок все-таки разговорился,вернее,его удалось разговорить - спасибо за идею со сказками.Результат- ему всюду(!) мерещатся злые чудовища,мумии...

Обсуждение

у нас был страх монстров и приведений (спит один в комнате), прошел после покупки в Икее большого зеленого дракона в длину кровати, спит с ним, рассказали, что дракон его охраняет от всех монстров.

Я-маленькая с чудовищами справлялась так: если в темноте сощурить глаза, появляются такие разноцветные шарики - они меня защищали. А еще я чудовищами договаривалась, и верила - если решиться им улыбнуться - они не тронут. Я бы спрашивала у ребенка - а что может помочь их испугать или с ними договориться, сказала бы - твои чудовища, тебе виднее. С моими было так. Еще сказала бы, что это бывает у многих в его возрасте, пройдет, это он растет так. Чтоб он своего старха не пугался.

Ребенок боится пожара. Детские страхи. Детская психология. Как их преодолеть? Чего боится ребенок в каждом возрасте? Страх темноты, собак и смерти. Версия для печати. этого возраста страхах нападения стихии, например, возникновения пожара, землетрясения.

Обсуждение

У нас тоже самое было именно в этом возрасте, и также отправная точка мне не была известна. Даже к невропатологу обращались.Она посоветовала не иронизировать(а у меня есть такая склонность), принимать всерьез, много говорить об этом, рисовать, ну чтоб он наконец выговорился. Прошло. Потом мы стали бояться косточек в пище так, что не ели рыбу, мясо, фрукты.Сейчас, можно сказать, и это заканчивается, в школе рыбу ест. Но придет что-нибудь другое на смену. Как сказала врач, есть дети с нормальными страхами - темноты и пр., а есть с характерологическими...

01.10.2003 11:57:55, Светланы Котовой

Что явилось пусковым моментом этого страха?

Что-то после рождения ребенка у меня какая-то паранойя - жутко боюсь летать на самолете. Раньше ничего такого не наблюдалось, я даже об этом не задумывалась. Сейчас думая о том, что надо бы ребенка к морю свозить, прям испариной покрываюсь. Интересно - это лечится?

Обсуждение

Я просто в припадке от перспективы куда-то лететь! Отказалась от такого количества интерестных поездок - только бы не летать в этих самолетах! Раньше тоже не любила, но приходилось - и летала, даже много. А тут - уже скоро как пять лет не заманишь меня в самолет. А через месяц - надо - уже все документы оформлены. Не знаю что и делать - просто в параличе и погибну от страха раньше. Может уже сейчас начать напиваться, чтобы меня погрузили уже в глубокой несознанке. Серьезно - со стороны смешно - но боюсь ужасно!!! Что делать - не знаю. Говорят - мысли материальны и не надо думать о плохом. Притом - полечу аэрофлотом, кажется... Даже думать не хочу про это.

03.04.2003 17:39:46, больная-психическая

У мен ятаккя же паранойя:)мне с детьми приходится часто летать. Первые полчаса в самолете обычно очень напрягаюсь,потом стараюсь забыть что это самолет и представить,что просто машина.Помогает:)но посадка для меня - праздник все равно.

Как их преодолеть? Детские страхи имеют свою специфику в зависимости от возраста ребенка, а также уровня его психического развития. Первый год жизни - Страх новой окружающей среды - Страх отдаления от матери - Боязнь посторонних людей От 1 до 3 лет...

Обсуждение

Не волнуйтесь, видимо, возрастное. :) У нас, как 2 года стукнуло, вдруг резко тоже начались страхи. И здесь, в конфе, кто-то опрос летом проводил, помоему, в конфе от года до трёх. Многие сказали, что именно в два года детки стали пугаться темноты и ещё чего-нибудь...

У многих моих знакомых тоже такая же петрушка. Я для себя объяснила тем, что в два года у деток резкий скачок в развитии, особенно связанный с бурным развитием речи, то есть, вдруг ребёнок начинает думать не тольок конкретно - что вижу, о том пою, но и более абстрактно, и не может на первых порах удержать свою фантазию.

Мне кажется, очень важно показать, что Вы понимаете ребёнка, но всем своим видом показать, что Вы с ней, что вы вместе преодолеете то, чего она боится. У нас был такой страх - акула в ванной. Прямо выскакивала вдруг резко из ванной (дочка) с воплями "акула!" . Хотя никаких страшилок не видела, никогда ничем не пугали, воду любит, вобщем, я вообще не могла понять, откуда "ноги" этого страха. Грешила на "Кота Леопольда", даже тот мультик, где была акула, перестала ей показывать. А акулу "прогоняли" вместе - либо кошку звали и ей "скармливали", либо сама я прогоняла её. Акула живёт в нашей ванной до сих пор, особенно когда Ане нужен повод закончить купание;), но её она уже не боится. И акул в и в мультике и в док. фильмах смотрит спокойно. Другие страхи - темнота - не то, чтобы страх, уже может в тёмной комнате спать, но к ночнику в комнате привыкла. Гром, грозу часто вспоминает, то говорит, что боится, то - наоборот. Вобщем, хочу Вам сказать, что страх - это естественно, и если не придавать усиленного значения, то они сведутся к минимуму, необходимому для жизни.

Осенью в Австрии летали на маленьком трёхместном самолётике. Аня очень хотела. Сели, взлетели, :)) Аня повернулась ко мне и так важно сказала "Страаашно." И дальше спокойно сидела. Ей очень понравилось, до сих пор вспоминает, как летала с папой, мамой и пилотом. Самолёты обожает. :))

У меня в детстве было подобное после чтения сказа Бажова "Синюшкин колодец", продолжалось несколько лет, но я молчала.
Помогло, когда я написала свой вариант этой сказки - юмористический:)...
Вообще, это, пожалуй, один из самых мощных способов самопомощи, к которому некоторые дети приходят самостоятельно.
Обязательно нужно рассказать ему несколько вариантов этой страшилки...
Подробно узнайте все перипетии этой истории. В конце концов, пишите сюда - и я, и, думаю, некоторые родители постараемся напридумывать разных вариантов:)

Cтрах перед смертью. Детские страхи. Детская психология. Все бы ни чего если бы этот вопрос не возникал каждый день, да еще и на ночь. Как можно помочь преодолеть этот страх?

Обсуждение

Про косточки и гробики и в 30 лет страшно. Особенно перед сном. А если серьезно, посмотрите childstories.newmail.ru/veter.htm.Там много интересного (пару дней назад кто-то посоветовал в нашей же конференции).Про страхи там тоже есть. Еще могу сказать, что ребенку, который боится, вообще боится и тем более смерти, категорически не советую читать мифы. От мифов и у взрослого волосы дыбом встанут. К сожалению, читала их своему впечатлительному ребенку. В нашей копилочке страхов после этого прибыло...А вот Детскую библию (издательства Дорлинг киндерсли) мы прочли с большим интересом. Хотя не думаю, что это подойдет 5-летнему ребенку (рановато, хотя нам тоже будет 5, но все дети разные). Покажите малышке "Король Лев". Отталкиваясь от этого мультика, я отвечала на вопрос своего мальчика "Мам, а когда ты умрешь, что мне тогда делать?", что как и папа Лев буду наблюдать за ним и давать советы со звездочки, с облачка. Кстати об идее с облачком. Это тоже может быть вариантом. Моему мальчику очень нравится сказка про то, как он сидел до своего рождения на облачке (там теплое солнышко, много света, тепла, а когда дождик тоже очень весело: можно поиграть с капельками; ночью можно дружить со звездочками, знакомиться с ними и т.д и т.п.)и выбирал себе родителей. Потом он увидел очень красивую девушку и очень сильного юношу. Они очень любили друг друга и очень хотели сыночка. Они так ему понравились, что он решил родиться именно у них. История может быть продолжена по аналогии. Чтобы ребенок понял, что смерть - это не конец. Мы умираем, но мы все равно еще встритимся и будем вместе. Может кто-нибудь скажет, что я обманываю своего ребенка. А мне кажется, что мы просто рассказываем друг другу сказки.

Очень рекомендую читать ей сказки/ мифы, в которых силен мотив перерождения, трансформации, возрождения, реинкарнации: мифы Древнего Египта, индийские сказки, библейские сказания о Христе.
Честно говоря, мысль о косточках в гробике:) не самая лучшая для личностного развития ребенка.
Далеко не у всех народов существует такая традиция захоронения.
Намного приятнее представлять себя возродившимся в образе морских брызг ("Русалочка" Андерсена), веточки на дереве (буддизм), другого человека и т.п.