Становление личности начинается в раннем детстве. Именно в это время закладываются основные моральные принципы, усваиваются нормы общения и культурные особенности, которыми будет руководствоваться взрослый всю последующую жизнь. На то, как формируется характер человека в детстве,очень сильно влияет его окружение. Представления о способах общения с другими людьми и отношение к собственному «Я» дети формируют, ориентируясь на своих близких и копируя родительские модели поведения.

Где вырастают счастливые взрослые

Счастливые взрослые вырастают в счастливых семьях. Потому так важно, чтобы ребёнок почувствовал радость детства, получил достаточно любви и внимания от своих родственников. Ощущение безопасности, собственной нужности, постоянная забота папы и мамы влияют на познавательные способности малыша, помогая его личности гармонично развиваться. Проблема роли детства в жизни человека и аргументы в пользу особенного влияния этого периода на успешность во взрослой жизни можно встретить в работах известных психологов: Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда,

Эмоциональное развитие в раннем детстве отражается на способности противостоять стрессам, негативным влияниям в будущем, помогает научиться адекватно оценивать разных людей и уметь общаться с ними. Основываясь на собственном и родительском опыте, малыш получает понятие о хорошем и плохом, формирует представление о семейных ценностях. Взрослея, счастливые дети превращаются в успешных и довольных жизнью людей, способных брать ответственность за свои поступки.

Проблемы взрослых с трудным детством

Что случается с детьми, у которых было трудное детство? Если мать и отец не занимаются воспитанием и развитием своего ребёнка, не уделяют должного внимания друг другу и постоянно ссорятся, у выросшего в такой обстановке взрослого формируется искажённые представления о семейных ценностях. Они считают своё поведение единственной и естественной нормой. Из-за психологического феномена «заразительности эмоций», если родители разрываются между семьёй и работой, а дома находятся в постоянном угнетённом и мрачном настроении, дети «перенимают» их состояние и начинают чувствовать себя так же.

Часто дети, пережившие жестокое обращение со стороны родственников, вырастая, начинают «воспитывать» собственных чад тем же способом, не зная другого отношения. Некоторые психологи считают, вызвано бессознательным желанием поставить себя на место агрессора, чтобы не больше не быть беззащитной жертвой.

Как трудности детства отражаются на характере

У людей, чьё детство не было счастливым, часто бывает множество психологических проблем, мешающих им жить полной жизнью. Эти проблемы заставляют их совершать неадекватные действия, вредные для себя и для окружающих. Если родители не занимались ребёнком и не прививали моральные ориентиры, у взрослого человека не будет ясной системы ценностей. Он не ощутит угрызения совести при совершении «плохого поступка» и не получит удовлетворения от хорошего дела.

Конечно, «тяжёлое детство» — это не приговор. Не обязательно ребёнок, лишённый любви и внимания родителей, вырастает преступником. Но таким людям намного сложнее разобраться в своих желаниях и мотивах, часто они недооценивают себя и постоянно чувствуют себя несчастными, недостойными хорошего отношения.

Книга как помощь ребёнку в тяжёлый период

Неверие в собственную привлекательность формирует такие неприятные черты характера, как лживость, жадность, лицемерие. Дети, выросшие вовсе без опеки или только с одним родителем, могут завидовать «счастливым детям» из полных семей. Они не умеют общаться и с трудом заводят себе друзей.

С другой стороны, умение преодолевать сложности может положительно сказаться на будущей жизни ребёнка. Тот, кто привык справляться с трудностями, отстаивал свою точку зрения и самостоятельно учился выстраивать отношения, часто становится успешными во взрослой жизни. Помочь детям преодолеть тяжёлые периоды, разобраться в сложных нравственных вопросах и поступках других людей способны литературные произведения.

Обсуждение роли детства на уроках литературы

Поведение книжных персонажей, переживания, связанные с ними, дают возможность почувствовать себя на месте другого, понять мотивы поступков разных людей. Примеряя всевозможные роли, малыш знакомится с разнообразными нравственными системами, формирует собственные ценности и личность. Проговаривая переживания и чувства, связанные с тем или иным героем, родитель способствует эмоциональному развитию своего ребёнка, обучая его быть добрым, заботливым, внимательным к нуждам других людей.

Обсудить проблему роли детства в жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни человека» встречается на ЕГЭ. Для получения высокой оценки ученикам нужно сформулировать собственную точку зрения на проблему и обосновать её, используя свои знания, личный опыт и аргументы из нескольких литературных произведений.

Роль детства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Для раскрытия темы воспитания как способа формирования личности стоит обратить внимание на роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой - дворянин, его с детства окружает культура и быт столицы. Личность Онегина неординарна, потому он не испытывает удовлетворения от светской жизни, хотя воспитан в среде дворянской интеллигенции. Это противоречивое состояние проявляется в эпизоде дуэли с Ленским, что и приводит главного героя к утрате смысла жизни.

Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина, получила совсем другое воспитание. На её личность оказали влияние русская культура и западные романы. Народные традиции она впитала в себя через окружение, благодаря сказкам и приданиям, которые рассказывала маленькой Тане няня. Детство героини прошло среди красот русской природы и народных обрядов. Влияние Запада отражает пушкинский идеал воспитания: соединение европейского образования с национальными традициями России. Именно поэтому Татьяна выделяется твёрдыми моральными принципами и сильным характером, что отличает её от остальных героев романа «Евгений Онегин».

Вопрос влияния воспитания на характер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Школьникам можно порекомендовать взять в качестве примера для сочинения одно из произведений Л. Н. Толстого. В романе «Война и мир» Петр Ростов, унаследовавший от родителей доброту и открытость, проявляет лучшие качества в первом и единственном своём бою, прямо перед гибелью. Другие герои эпопеи, Элен и Анатоль Курагины, не знавшие любви родителей и воспитанные в семье, где превыше всего ценились деньги, вырастают эгоистичными и безнравственными людьми.

Гончаров: проблема роли детства в жизни человека, аргументы. «Обломов»

Писатель И. А. Гончаров в романе «Обломов» акцентирует внимание проблеме роли детства в жизни человека. Главный герой произведения Илья Обломов, совершенно не умеет позаботиться о себе, так как вырос в «тепличных условиях». Ни одно своё решение он не доводит до конца и даже не пытается начать что-то делать, а только мысленно представляет, как будет хорошо в итоге. Его друг - энергичный и деятельный Штольц с детства приучался родителями к самостоятельности. Этот герой дисциплинирован, трудолюбив и знает, чего хочет.

Впечатления детства в произведении В. Солоухина «Третья охота»

На уроке литературы учитель может предложить проанализировать отрывок из сборника советского писателя В. Солоухина «Третья охота», чтобы помочь ученикам понять проблему роли детства в жизни человека. Аргументы по тексту Солоухина касаются не только формирования личности, но и влияния впечатлений детства на судьбу взрослого человека, его связь с Родиной. Он красочно иллюстрирует свою мысль развёрнутыми метафорами, связанными с природой, и зарисовками из жизни русских поэтов. Автор утверждает, что основа личности закладывается в детские годы, а воспоминания и впечатления юности всегда отражаются на будущем.

Воспитание дворянства в «Недоросле» Д. И. Фонвизина

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» также посвящена проблеме роли детства в жизни человека. Аргументы и размышления автора показывают, какое сильное влияние оказывает на личность ребёнка его семья. Главный герой - Митрофанушка, чьё имя стало нарицательным, перенимает жадность, жестокость и другие пороки своей матери. Он получил рабские наклонности от крепостной няни и качества тирана от собственных родителей, что отражается на его поведении и обращении с людьми. Образ Митрофана указывает на упадок дворянского общества, вызванный неправильным воспитанием.

Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы зарубежных писателей

Произведения Чарльза Диккенса, где главными героями часто становятся люди с тяжёлым детством, прекрасно подойдут для иллюстрации проблемы влияния юных лет на формирование личности. В романе «Дэвид Копперфилд», во многом автобиографическом, писатель изображает человека, оставшегося хорошим, несмотря на постоянное унижение, трудности и несправедливость жизни. Маленькому Дэвиду постоянно приходят на помощь обычные люди, что позволяет ему сохранить веру в их искренность. Мальчик сам учится отличать добро от зла, адекватно оценивать себя. Он обладает способностью видеть положительные черты в каждом человеке.

Роман Маргарет Дрэббл «Один летний сезон» показывает, что детство - не просто период, ограниченный определённым возрастом, оно связано ещё и с психологической зрелостью. Взрослый человек несёт ответственность за свои решения и поступки, он понимает важность взаимопомощи и обладает житейской мудростью.

Роль детства: аргументы из публицистики

В публицистике тоже часто рассматривается проблема роли детства в жизни человека. Аргументы для сочинения по этой теме можно взять из статьи А. Замостьянова «Детство и юность в судьбе Суворова». В своей работе автор говорит о том, что на личность полководца сильное влияние оказали рассказы матери о знаменитых военачальниках прошлого: Александре Македонском и Александре Невском. Своё повествование родительница сопровождала комментарием, что сила человека в голове, а не в руках. Именно после подобных историй этот болезненный мальчик начал развивать и закалять себя, потому что захотел стать военным.

Период детства очень важен для полноценного и гармоничного развития личности. Он является основой для адекватного восприятия себя и своих сил, мира вокруг и дальнейшей счастливой жизни человека.

Все мы остаёмся детьми, сосланными во взрослую жизнь.
Джон Брэдшоу.

В предыдущей статье мы рассмотрели 4 теории возникновения романтической любви.

  • Выбор на основе биологических данных.
  • Социальные аспекты, влияющие на выбор.
  • Личностные характеристики партнера.
  • Выбор на подсознательном уровне.

На протяжении прошлых 100 лет, ученые и психологи проводили исследование о том, как детство и то, что человек переживает в детстве, влияет на дальнейшую жизнь.

Когда ребенок приходит в этот мир, еще находясь в утробе матери, он испытывает наивысшие переживания удовлетворения и блаженства. Никто не помнит этого периода, но мнения ученых сводится к тому, что это действительно так. Многие исследования это доказывают.

Австрийский психоаналитик Отто Ранк выдвинул теорию «родовой травмы». При появлении ребенка в этот мир, его состояние блаженства и гармонии заканчивается. Ведь что происходит во время родов? Ребенок выходит из теплого материнского лона, где он получал все необходимое. Его встречает яркий свет, чуждая среда, ко всему этому он еще получает хлопок от доктора, для того чтобы его легкие раскрылись и наполнились воздухом.

С тех пор и начинается путешествие под названием жизнь. Родители заботятся о своем чаде и пытаются сделать все лучшее для него. Сделать так, как их научили родители, общество, в котором они живут. А что ребенок, все его стремления направлены на получение удовлетворения от жизни, к стремлению ощутить то первоначальное состояние, в котором мы находились.

Согласно теории подсознательного выбора партнеров, наш мозг ищет людей, которые способны воссоздать или заместить недостающие качества. Эти качества были присущи людям, которые нас воспитывали и окружали в детстве.

Вы, наверное, замечали, как ведут себя дети, что им хочется делать, их устремления? При всех этих желаниях, как ведут себя взрослые? Они пытаются всячески помешать ребенку в том, что он делает, научить его как жить «правильно», что делать в данный момент времени. Происходит момент социализации маленького человека. А для ребенка все просто, есть вселенная, в которой есть он, мир полон любви и он не думает, что от него чего-то ждут…

Ты должен быть хорошим

Это основной посыл, который дети слышат от своих родителей. Если ведешь себя хорошо, не капризничаешь, не балуешься, значит, получаешь признание и любовь, если что-то выходит за рамки значит, чего-то лишаешься. Постепенно взрослея, ребенок познает все условности этого мира и понимает, что есть контрасты.

Когда ему уделяют время и внимание, это хорошо, это любовь, если этого недостаточно, значит, плохо. Я молчу и не задеваю родителей, им это нравится, а плачу и чего-то требую, им не нравится. Ребенок начинает ориентироваться в этом и четко считывать информацию, понимая, что делать можно, а чего лучше не делать. И так ориентиром становятся окружающие люди и родители.

В какой-то момент подсознание принимает решение, что именно этот человек подходит в кандидаты супруга, и мы влюбляемся.

И вот в какой-то момент ощущение любви теряется, и порой вернуть его практически невозможно. И человек отправляется на поиски любви. Он начинает верить, что если другие его любят, то это хорошо и так должно быть. Где-то к 7 годам ребёнок полностью готов войти в социальную матрицу. Его двигает желание быть хорошим и получать за это любовь. Таким образом, маленький человек теряет чувство собственной значимости.

Утративши свое Я

Я помню из школьной жизни, как учителя всячески подавляли и пытались принизить тех, кто проявлял свое Я, часто можно было слышать фразу: - Буква Я последняя буква в алфавите…

Думаю, работало негласное правило, что если не ограничить человека всякими рамками, то он станет опасным для общества. С тех пор запреты и рамки были во всем. Как одеваться, с кем дружить, на кого быть похожим. Во всей этой матрице мы научились жить и находить признание и любовь, в других людях, всячески подавляя свое собственное Я. Оно спряталось где-то там, в глубине, далеко в нашем подсознании, а на замену ему мы выдвинули новое Я, выдуманное, оно уже подходит под стандарты и рамки окружающего социума. Задача нового Я - компенсировать ту часть, которая была утрачена, и всячески подавлять ее.

Что происходит в подсознании

Не смотря на то, что Вам удалось приспособиться в социуме, стать таким, какого хотят видеть окружающие нас люди, Ваше подсознание ищет ту часть, которая была утрачена. Оно пытается найти ее в других людях, компенсируя, таким образом, те качества, которые не достают Вам.

Может быть, Вам не достает эмоциональности, и Вы пытаетесь найти человека, в своем окружении, который бы этим обладал. Затем привязываетесь к этому человеку, называя его своим другом, ведь рядом с ним Вы испытываете чувство целостности и полноценности. Вы словно делаете его частью себя. Вскоре в отношениях может что то произойти, и Вы получаете новую боль, очередную утрату.

Согласно теории подсознательного выбора партнеров, наш мозг ищет людей, которые способны воссоздать или заместить недостающие качества. Эти качества были присущи людям, которые нас воспитывали и окружали в детстве. Мозг как бы подталкивает нас к воссозданию той атмосферы, которая была в детстве, пытаясь возвратить те утраченные ощущения.

Люди часто не понимают, почему они полюбили именно этого человека. Иногда в разговоре можно услышать,

Как я могла связать свою жизнь с этим человеком? Он так похож на моего отца, который был грубым и практически не заботился о семье.

А дело ведь в том, что наше подсознание пытается воссоздать ту часть нашего детства, которая утрачена, вернуть переживания радости и любви. Казалось бы, что оно должно концентрировать внимание на положительных вещах. Но практика показывает, что вместе с положительными качествами притягивается большинство отрицательных. В какой-то момент подсознание принимает решение, что именно этот человек подходит в кандидаты супруга, и мы влюбляемся.

Тема это довольно объёмная и понять глубины подсознания порой не под силу даже психоаналитикам.

У нас с женой две маленькие дочки. И я понимаю, что на мне лежит большая ответственность за то, какими они вырастут. Что они смотрят на нас и считывают информацию, соотнося с собой. Мужчинам, я как отец, советую, обнимайте своих девочек не менее восьми раз в день, говорите им, что Вы их любите и они для Вас очень дороги. Возможно, так Вы в силах положительно повлиять на будущее своих детей.

Текст из ЕГЭ

(1)На меня самое сильное впечатление производят сны, в которых поднимается далёкое детство и в неясном тумане встают уже не существующие лица, тем более дорогие, как всё безвозвратно утраченное. (2)Я долго не могу проснуться от такого сна и долго вижу живыми тех, кто давно уже в могиле. (3)И какие всё милые, дорогие лица! (4)Кажется, чего бы не дал, чтобы хоть издали взглянуть на них, услышать знакомый голос, пожать их руки и ещё раз вернуться к далёкому-далёкому прошлому. (5)Мне начинает казаться, что эти молчаливые тени чего-то требуют от меня. (6)Ведь я стольким обязан этим бесконечно дорогим для меня людям…

(7)Но в радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. (8)И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и ощущения детства.

(9)В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда, конечно, стоит детская книжка с картинками… (10)И это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. (11)Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. (12)Детская книга — весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. (13)Дети, благодаря этой книжке, сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ.

(14)3десь мне придётся сделать небольшое отступление именно по поводу современных детей, у которых приходится сплошь и рядом наблюдать полное неуважение к книге. (15)Растрёпанные переплёты, следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на полях -одним словом, в результате получается книга-калека.

(16)Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только одно объяснение: нынче выходит слишком много книг, они значительно дешевле и как будто потеряли настоящую цену среди других предметов домашнего обихода. (17)У нашего поколения, которое помнит дорогую книгу, сохранилось особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Вступление

Детство – самое трепетное и волшебное время для человека. Эта светлая пора накладывает неизгладимый отпечаток на всю последующую жизнь. Будучи ребенком, мы укрепляем в сознании модель поведения человека в семье, впитываем, как губка, созданную нашими родителями атмосферу.

Именно в детстве закладываются главные жизненные ценности: мы начинаем ценить то, что ценили наши родные и близкие, негативно относимся к тому, о чем с недовольством отзывались мама и папа.

Проблема

Проблему детства поднимает в своем тексте Д. Мамин-Сибиряк. Воспоминания о детстве, о людях, которые окружали героя в детские годы, о предметах, столь дорогих сердцу, наполняют сердце автора и заставляют задуматься о прошлом.

Комментарий

Автор часто видит свое давно ушедшее детство во сне, где рядом находятся давно ушедшие люди, особенно дорогие из-за невозможности вновь увидеть их в реальности. Душа сильнее болит от желания поговорить с ними, обнять, услышать родной голос и увидеть угасшие лица.

Порой кажется, что эти люди что-то требуют от него, ведь невозможно восполнить то, чем герой им обязан.

В памяти всплывают не только родные и близкие, но и предметы детства, которые были постоянным спутником той поры. В первую очередь вспоминается книга – яркая, красочная, открывающая перед сознанием ребенка весь прекрасный огромный мир, пробуждающая душу растущего человека.

Автор сетует на то, что в современном мире у детей совершенно не такое отношение к книге. Оно характеризуется неуважением к ней, небрежным отношением. Д. Мамин-Сибиряк пытается понять причины этого, находит ее в том, что детская книга стала дешевле, доступнее, от того и потеряла свою ценность.

Авторская позиция

Своя позиция

С самого раннего детства стоит учить малыша и уважению к окружающему миру: к природе, к животным, к игрушкам и книгам. Иначе он не сможет впоследствии ценить то, что приносит ему удовольствие и пользу.

Аргумент №1

Говоря о влиянии детства на формирование характера человека, стоит вспомнить Илью Ильича Обломова из романа И.А. Гончарова «Обломов». В произведении есть целая глава, которая называется «Сон Обломова», где автор представляет нам мир, который воспитывал Илью Ильича с момента рождения и до студенческих лет.

Родители и няньки угождали ему во всем, уберегали от внешнего мира. Главной ценностью в Обломовке была еда и сон. И повзрослев, герой больше всего в жизни стал ценить лежание на диване и возможность вкусно поесть.

Друг Обломова, Андрей Штольц, воспитывался совсем по-другому. В его семье ценили деятельность, практичность, умение работать. И вырос он именно таким – целенаправленным практиком, ни минуты не тратящим попусту.

Аргумент №2

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» тоже можно разглядеть влияние детства на развитие главной героини Катерины. Ее детство было светлым и радужным. Родители любили ее и воспитывали в ней любовь к свободе и умение жертвовать всем ради любимых людей.

Оказавшись после замужества в семье Кабановых, она впервые в жизни очутилась в недоброжелательной обстановке, в месте, где не воспринималась свобода личности и свобода выражения чувств, где все делалось по правилам домостроя.

Катерина не выдержала гнета и погибла, бросившись в отчаянии в реку.

Заключение

Как бы мы ни чувствовали себя в то или иное время, как бы не сожалели о собственной жизни и не разочаровывались в завтрашнем дне, дети не должны этого всего чувствовать и знать. Будьте ответственны перед своими детьми, научите их тому, что действительно пригодится им в жизни, что поможет им приспособиться к тому миру, в котором им придется жить и воспитывать собственных детей.

Что посеешь, то и пожнешь - старая пословица отражает истину, подтверждающуюся годами наблюдения за различными семьями. Воспитание и формирование личности ребенка берут на себя отец и мать, ближайшие родственники, а также воспитатели и учителя. Будущее маленького человека закладывается в детстве. Основными факторами данного процесса можно назвать обычаи семьи, уважение между родственниками, отношение к ребенку, учет его мнения и других - все это является важнейшими деталями.

Как же вести себя, чтобы не лишить дитя личностного роста? Ведь хорошо известно, что те дети, которые ощущают себя сильной личностью, уверены в себе, иначе ведут себя в обществе, быстрее достигают поставленных целей, отличаются коммуникативными способностями.

Что такое личность?

В психологии разграничивают понятие личности и индивидуальности - от многих родителей можно услышать «мой ребенок настоящая личность, он уже умеет выбирать музыку, одежду или еще что-то». На самом деле, это проявление темперамента или предпочтений. Характер, конечно, влияет на формирование и развитие личности, но не определяет ее на 100%.

Однозначно ребенок с рождения получает необходимые качества, происходит закладка трех основных групп личностных особенностей:

  • мотивационная;
  • стилевая;
  • инструментальная.

При этом последовательность их возникновения не определена, главное, чтобы они состоялись.

Организация процесса

Развитие личности в раннем детстве подразумевает два аспекта - своевременное осознание малышом того, что он является представителем реального мира, имеет свое место, а также развитие чувств, желаний, силы воли. Вторая группа определяет мотивы и устойчивость поведения.

Как понять, что ребенок уже осознает, кто он? Пронять это можно по следующим признакам:

  • В речи он в полной мере использует личные местоимения.
  • Имеет представление о том, что такое «хорошо» и «плохо», может объяснить, почему-то или иное действие относится к положительным или отрицательным, а также может принять решение, отказавшись от, например, любимого занятия, пожертвовав «хочу» в пользу благих целей и результатов. При этом его речь ясна и убедительна.
  • Кроха научился контролировать себя, поступки, желания.
  • На простом уровне может рассказать о себе, о внешности, чертах характера, переживаниях и целях - речь в этом случае также понятна.

Таким образом, полноценная личность формируется не ранее, чем в два года, а к 5-ти годам соответствует всем показателям. Далее установление происходит путем прохождения ряда возрастных кризисных периодов.

Особенности

Развитие личности в раннем возрасте подразумевает возникновение и установление механизмов личности. Они являются важными условиями обеспечения всего процесса, но кроме них, есть некоторые особенности, которые следует учитывать. Если обращать на них внимание, можно избежать ряда ошибок, которые совершает практически каждый второй родитель:

  • Эгоцентризм. Как только ребенок начинает чувствовать себя осознанным, он замечает, что все относятся к нему с особым вниманием. Соответственно, он продолжает так думать, требуя от окружающих исключительного повиновения. Он часто употребляет «я», не замечает близких или чужие потребности. Отчаявшиеся родители начинают обвинять малыша в эгоизме, хотя его поведение совершенно естественно. После 7-ми лет эгоцентризм сменяется, а ребенок начинает понимать, что он не один, надо считаться с чужим мнением.
  • Игровая деятельность - все этапы развития личности ребенка сопровождаются игрой. Особенно часто детьми используется ролевая игра, в которой они отображают действительность. У них не хватает опыта, чтобы придумать свой сюжет, поэтому они могут говорить за персонажей словами родителей, сделать вид, что курят, ругаются. Все, что видят дети, может стать игрой. По этой причине каждый родитель должен внимательно следить за своим поведением.
  • Детство начинается с неосознанного поведения, поэтому дитя сначала делает, а потом думает. С 3-х лет начинает проявляется осознанная деятельность, благодаря которой меняется последовательность. Так зарождается творческий процесс, поэтому многие дети любят рисовать, лепить или конструировать.
  • Навыки самоконтроля у детей малого возраста отсутствуют, поэтому они так не любят ждать в очередях, мириться с отказом, не могут быстро успокоиться. Родителям нельзя допускать ситуаций, когда мама говорит такую фразу «поорет и успокоится». Важно помогать детям учиться контролировать себя - в этом влияние личности родителей велико.
  • Развитие личности ребенка характеризуется расширением видов деятельности и увлечений. На этом этапе малышу необходим наставник, так как он еще многого не умеет делать. Учителем может быть родитель, который покажет весь процесс выполнения, все объяснит, обязательно похвалит. Если не получилось, кроху нельзя ругать, следует еще раз все объяснить, показать, с уверенностью убедив его, что в следующий раз все получится. Таким образом будущая личность приучается к самообразованию, стремлению развиваться, учиться. Подобные навыки необходимо привить перед тем, как идти в школу.

Факторы, влияющие на развитие личности ребенка, кроются не только в окружении взрослыми, но и сверстниками. Нахождение среди детей будет способствовать контактным навыкам, быстрому осознанию себя, а также превращению - эгоцентричная речь становится внутренней.

Что оказывает влияние?

Системно ролевая теория формирования личности ребенка по Н.М.Таланчуку включает в себя влияние окружающего мира и всего, что происходит в нем. Сначала кроха слышит, видит, потом трогает, осознает, размышляет. Разумеется, все эти мельчайшие моменты и детали являются важными пунктами, оказывающими влияние на формирование личности ребенка.

Психологические теории включают в себя:

Семейное влияние

Безусловно, семья является фундаментом процесса, имеет огромное значение для ребенка раннего возраста. Если отношения между мамой и папой положительные, ребенок видит, как все оказывают взаимную поддержку, он сам вырастет отзывчивой личностью, так как невольно будет повторять поведение родителей. Там, где постоянные скандалы, дети вырастают запуганными, они начинают врать, изворачиваться, зная, что последует за их поступками - ссора, крики, полное непонимание.

Да, бывают в хороших семьях пробелы с воспитанием - известны случаи, когда у благородных родителей вырастали воры и наркоманы. Многое в жизни зависит от врожденного темперамента и стремления ребенка. Но однозначно, что в семьях, где главенствующим инструментом воспитания является диктатура, дети вырастают с заниженной самооценкой. Там, где игнорируют детей, они рано становятся взрослыми. Гиперопека приводит к избалованности и множеству проблем. Влияние матери на формирование личности очень высоко - бесконечные страхи, будто сынок или дочка упадет, ударится, отравится и прочие безосновательные переживания приводят к созреванию человека, не способного ни трудиться, ни стараться, ни напрягаться. Таким детям удобнее ныть и ждать помощи от родителей.

Как же найти золотую середину? Существует тип правильных взаимоотношений в семье - своеобразное сотрудничество. Высокая нравственность, семейные ценности, оказание моральной поддержки, демократичный подход - вот разумные факторы развития личности ребенка, которые помогут ему стать человеком, а родители будут гордиться им. Роль семейных традиций в формировании личности неоценима.

Влияние социума

Субъекты, влияющие на развитие личности детей, встречаются с самого рождения. Сначала дети не знают, как себя вести, они искренни, а им говорят - «так нельзя», «так не делай» и т. д. Правила социума запрещают нам быть настоящими, но в этом есть плюс, иначе мир давно превратился бы в хаос, если бы каждый следовал своим желаниям, не пытался бы себя контролировать.

В детском саду ребенок сталкивается с воспитателями и другими детьми, учится мириться с правилами и порядками. Затем начинается школа, и родителям приходится делиться местом, считаясь с личностью учителя и его мнением. В подростковом периоде ребенок и вовсе ставит в приоритеты друзей, но со временем он начинает понимать, что был не прав. Все это естественно, важно, чтобы личность в огромном социуме не потерялась, а это значит, что родитель должен набраться терпения и помочь.

Влияние окружающего мира

Предпосылки формирования личности в раннем детстве начинаются с приезда из роддома домой. Внешняя среда как основа - обустраивается детская комната или уголок, заботливые родители приобретают самые красивые простыни, пеленки и одежду, не представляя, что уже формируются первые признаки личности.

Мамы поют колыбельные, а влияние музыки на развитие личности ребенка имеет существенное значение. Чтение сказок формирует основы культуры и моральные ценности. Причем существуют не просто ознакомительные сказки, а обучающие и психокоррекционные.

Роли родителей в формировании личности ребенка на этом не ограничиваются - в последствии важно организовывать просмотр нормальных фильмов, прослушивание соответствующей музыки, посещение культурных заведений, воспитанных друзей. Каждое событие, произошедшее в течение дня на глазах ребенка, оказывает влияние на формирующуюся личность.

Трудовая деятельность

Всестороннее развитие личности ребенка обязательно в любом возрасте, во многом оно требует его включения в процесс, приложения определенных сил.

Двухлеткам важно развивать творческие навыки, играть, можно завести домашнего питомца, за которым надо будет ухаживать. Раньше практически в каждом доме заводили животных, а дети учились считаться с ними, заботиться о них, соблюдать определенные правила. Сейчас традиции несколько изменились, но это не повод отказывать детям. Сюжетно-ролевые игры позволяют заметить, какую позицию выбирает малыш, лидер он или ведомый, будет ли стремиться проявить себя.

Дошкольников необходимо больше нагружать - для них уже не проблема вставать рано, чтобы пойти в садик и выполнять там задания, следовать распорядку дня. Пора вводить первые обязанности - подмести пол, вымыть посуду, застелить кровать. Влияние матери на формирование личности более весомое, чем отца, так как именно она большую часть времени находится рядом с ребенком. Перекладывать ответственность на родителя, который реже общается с ним, бессмысленно. Труд в принципе облагораживает, заставляет ценить и беречь, поэтому играет огромную роль для сложного рассматриваемого процесса.

В школе на личность влияют уже сверстники и учителя - в функции педагога входит побуждение ребенка к получению хорошей оценки, росту мотивации. При этом важно, чтобы подхалимство и ябедничество как фактор достижения успеха не стали основополагающими.

Вывод

Современные психологические теории развития личности, рассматривающие особенности психического развития, указывают на верную последовательность действий родителей, организацию сохранности жизни и благополучия ребенка, которые являются главными факторами построения будущего индивидуума. Обеспечить исключительно положительными факторами ребенка сложно, но оказать поддержку и понимание может каждый родитель. Именно мама и папа должны стать верными советчиками и опорой, только тогда малыш вырастет полноценной личностью.

Опыт поколений - невероятно полезная штука...

Многие слышали фразу «все проблемы из детства» . С равным успехом этот психоаналитический подход снискал как сторонников, так и противников даже среди профильных специалистов.

Кто-то просто не любит дедушку Фрейда, а кто-то и вовсе не считает психологию наукой, достойной внимания.

Но существуют и другие области знаний, которые помогают понять, как детский опыт влияет на жизненный путь . Например, социология .

На дворе стоял 1946-ой, недавно закончилась война, и назвать сытой жизнь простых британских граждан едва ли было возможно. На фоне масштабной разрухи местные учёные-социологи задались вопросом: как с этим справляется одна из наиболее уязвимых групп - матери новорождённых?

Был запущен масштабный опрос при участии около тринадцати тысяч женщин. Охотные отклики респондентов и обширное количество собранных данных вдохновили учёных не останавливаться.

И спустя несколько лет они общались уже с подросшими детьми испытуемых и проверяли, как тяжёлая обстановка в стране в общем и в семье в частности повлияла на их физическое и психологическое развитие и достижения в учебе.

Дети из восточного пригорода Лондона ждут эвакуации возле разрушенных домов, 1940 г.

Эти опросы получили широкую огласку, поэтому в 1958-м их снова повторили. А затем снова, и снова.

Всего таких «волн» было пять - каждые двенадцать лет. Последняя прокатилась по стране в 2004-м. Учёные накопили впечатляющее количество материалов - опросники, статистическую информацию, банк образцов генетических тканей.

Ни одна страна до этого не проводила такого детального и продолжительного исследования личной жизни своих граждан.

Этот опыт - не просто сухая статистика, а готовое руководство к применению, ведь если тщательно проанализировать жизнь предков, можно обернуть их ошибки себе на пользу.

О результатах социологических поисков, продлившихся 70 лет, пишет научный журналист Хелен Пирсон в книге «Проект длиною в жизнь: Необычная история наших обычных жизней».

Опросы возрастных групп (их назвали «когорты») не были одноразовыми. К каждой возвращались через равные промежутки времени, чтобы проследить, как протекает жизнь испытуемых. Основной целью было выяснить, как развитие и социальная обстановка в детстве влияли на здоровье и работоспособность взрослых.

Итак, социологически доказано: всё, что происходит с нами в течение взросления, в детстве и даже до рождения, воздействуют на наше будущее . Обстановка в семье, социальная ситуация, место рождения и даже те нюансы, о которых мы почти не задумываемся, играют значимую роль в становлении нашей личности.

Вспомните, как часто родители заставляли вас ложиться спать в определённое время? Результаты исследования показали, что дети с нестабильным режимом дня во взрослой жизни чаще имели проблемы с дисциплиной.

До и после рождения

Но начнём с более раннего периода - времени, когда мы ещё не родились.

Сегодня все знают, что употреблять алкоголь и курить во время беременности - табу, в основном, из-за угрозы выкидыша и патологии плода. Однако британское исследование выявило и другие последствия пагубного поведения: к четырнадцати годам дети, рождённые от курящих матерей, имели худшие физические и интеллектуальные показатели в сравнении со сверстниками, рождёнными от женщин, придерживающихся здорового образа жизни.

При этом на сегодняшний день многие учёные признают, что пока недостаточно данных, как подтверждающих, так и полностью отрицающих связь между курением матери и когнитивными способностями ребёнка.

Об этом, например, статья «Курение матери в течение беременности и последствия для ребёнка: есть ли взаимосвязь?» , вышедшая в 2009 году в издании Developmental Neuropsychology.

Здоровье и умственные способности подростков оказались детерминированы и грудным вскармливанием. Дети, которых в младенчестве кормили естественным образом, были более развиты во всех смыслах в сравнении с теми, кто питался из бутылочки. Как и в случае с курением матери, этот тезис тоже долгое время подвергался критике, однако, например, исследование, опубликованное в 2015 году в медицинском издании The Lancet Global Health, подтверждает взаимосвязь между грудным вскармливанием и когнитивными способностями .

Культура воспитания

Социологи нашли ответ и на то, почему одним в учёбе, а затем на работе и при социальных взаимодействиях приходится прилагать огромные усилия, а у других всё получается как по щелчку пальцев. Оказалось, лёгкий путь обусловлен родительской вовлечённостью во всестороннее развитие ребенка.

И речь идёт не только о дошкольных занятиях арифметикой и литературой: родители преуспевающих взрослых куда чаще ходили с ними в гости, гуляли и в целом обеспечивали отпрыскам разнообразную культурную программу.

Такой нюанс, как чтение книг на ночь, тоже имеет весомый эффект . Дети, слушавшие перед сном о приключениях Питера Пэна или Пиноккио, не только крепче и спокойнее спали, но и впоследствии имели стабильную психику и отличные результаты в школе.

Кроме того, если ребёнок в возрасте пяти-десяти лет сам с удовольствием читал книги, он превосходил менее начитанных сверстников в математике. А во взрослом возрасте любители литературы успешнее адаптировались к резкой смене жизненных обстоятельств.

Личность и среда

Многие предпочли бы отрицать, что социальное положение и достаток семьи - ещё один фактор, который влияет на дальнейшее развитие , однако это, действительно, так.

Пять поколений испытуемых показали один и тот же результат: рождённые в бедных семьях хуже учились, имели низкие коммуникативные и эмоциональные компетенции, реже получали престижную работу. В жизни им приходилось бороться практически за всё.

Ко всему прочему, во взрослом возрасте они были склонны к ожирению, чаще страдали от проблем с давлением, в пожилом - были подвержены нарушениям памяти и мышления.

Опросы показали, что ситуация улучшается, если родитель вовлечён и заинтересован в воспитании, однако зависимость успеха от социального положения всё же оставалась заметной , даже если малообеспеченные мать и отец прикладывали усилия для развития чада.

Британские социологи не дают конкретных ответов на логичный вопрос «почему?». Узнать о причинах всё-таки лучше у психологов - социология лишь констатирует факты.

Школьницы Питерборо, 1970-е.

Семидесятилетнее исследование было приостановлено в 2004 году - потому, что перестало набирать достаточное количество респондентов. То ли в обществе стали куда меньше доверять соцопросам, то ли решили: не прогрессивное это дело, вписываться в сухую статистику и винить во всех бедах родителей .

Так или иначе, опыт поколений - невероятно полезная штука . Он помогает сделать соответствующие выводы, а потом принять ответственность за свою жизнь и подумать: что я могу сделать здесь и сейчас, чтобы моё воспитание, социальные условия в детстве или любой другой фактор, который я не выбирал, перестали дурно влиять на мою взрослую, осознанную жизнь? опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet