Совсем несложно загипнотизировать человека, который хочет, чтобы его загипнотизировали, поскольку, в конечном счете, гипноз - это самогипноз. Вопреки распространенным заблуждениям, гипнотизм - это не манипулирование сознанием и не мистическая способность. Гипнотизер в основном помогает гипнотизируемому расслабиться и войти в состояние транса. Описанный здесь метод прогрессивной релаксации очень прост в освоении и может использоваться даже неподготовленными людьми.

Шаги

Часть 1

Подготовка к сеансу гипноза

    Найдите желающего пройти сеанс гипноза. Если человек не хочет поддаваться гипнозу или не верит в действенность гипноза, его будет очень трудно загипнотизировать, особенно если вы начинающий гипнотизер. Найдите заинтересованного партнера, который желает пройти сеанс гипноза и готов терпеливо выполнять все инструкции.

    Выберите тихую, уютную комнату. Ваш партнер должен чувствовать себя в ней комфортно и спокойно. В комнате должен быть порядок и приглушенное освещение. Предложите партнеру сесть в удобное кресло и устраните любые отвлекающие факторы, такие как работающий телевизор или присутствие посторонних людей.

    • Отключите мобильные телефоны и музыку.
    • Закройте окна, если снаружи шумно.
    • Предупредите ваших родных, чтобы они вас не тревожили, пока вы сами не выйдете из комнаты.
  1. Расскажите партнеру, чего следует ожидать от гипноза. Большинство людей имеют ошибочные представления о гипнозе, навязанные кинематографом и телевидением. На деле же гипноз - это просто техника релаксации, которая помогает людям находить решения проблем и ответы на вопросы в своем подсознании. Мы все регулярно входим в гипнотическое состояние - во время мечтаний, когда погружаемся в прослушивание музыки, просмотр фильма или впадаем в глубокую задумчивость. В реальности во время сеанса гипноза:

    Спросите партнера, для чего он хочет пройти сеанс гипноза. Установлено, что гипноз избавляет от тревожных мыслей и даже укрепляет иммунитет. Это отличный способ укрепить внимательность, особенно перед экзаменами или важными событиями. Его можно использовать для глубокой релаксации при стрессах. Понимание мотивов партнера поможет вам ввести его в состояние транса.

    Спросите вашего партнера, гипнотизировали ли его ранее, и какие у него остались впечатления. Если он проходил сеанс гипноза, спросите, что ему говорили делать и как он на это реагировал. Это поможет вам понять, насколько восприимчив он будет к вашим указаниям, и чего вам следует избегать во время сеанса.

    • Как правило, люди, которых уже гипнотизировали, впоследствии легче поддаются гипнозу.
  2. Попросите партнера визуализировать варианты решений проблем. Вместо навязывания партнеру конкретных решений предложите ему вообразить, что он сам решает свою проблему. Как он представляет себе успешное решение? Как он к нему пришел?

    • Каким он хочет видеть свое будущее? Какие изменения сделают это возможным?
  3. Помните о том, что гипноз можно использовать при многих психических проблемах. Конечно, лучше обращаться за помощью к профессиональному психотерапевту, тем не менее гипнотерапия успешно применяется для борьбы с зависимостями, физической болью, фобиями, неуверенностью в себе и рядом других проблем. Не следует пытаться «исправить» человека, а лучше используйте гипноз, чтобы помочь ему исцелить самого себя.

    • Помогите партнеру визуализировать мир, в котором его проблемы не существуют. Пусть он представит, будто провел день без курения, или вообразит ситуацию, повышающую его самооценку.
    • Гипнотерапия оказывается гораздо эффективнее, когда человек сам хочет работать над своей проблемой еще до погружения в транс.
  4. Помните о том, что гипноз - это лишь один шаг на пути решения любых психологических проблем. Главные достоинства гипноза - релаксация и возможность безопасно поразмыслить над проблемой. Он позволяет погрузиться в себя и найти ответ в собственном разуме. И все же гипноз не является панацеей или средством быстрого решения проблем, это лишь способ помочь человеку глубже погрузиться в собственный разум. Эта своеобразная саморефлексия очень важна для крепкого психического здоровья, но для лечения хронических заболеваний и решения серьезных психологических проблем нужно обращаться к квалифицированному профессионалу.

Часть 4

Завершение сеанса
  1. Медленно выведите партнера из транса. Не следует резко вырывать его из состояния глубокой релаксации. Сообщите партнеру, что к нему постепенно возвращается осознание окружающего. Скажите ему, что он полностью вернется в сознание, как только вы досчитаете до пяти. Если вы видите. что он все еще погружен в глубокий транс, проведите его вверх по воображаемой лестнице, возвращая к сознанию с каждым шагом.

    • Начните с таких слов: «Сейчас я досчитаю от одного до пяти, и на счет пять вы полностью проснетесь, вернетесь в сознание освеженным и полным энергии».
  2. Обсудите с партнером проведенный сеанс гипноза, чтобы в будущем усовершенствовать свою технику. Спросите его, какие моменты ему понравились, что угрожало нарушить состояние транса, и что он чувствовал во время сеанса. Это поможет вам в следующий раз действовать более эффективно.

    • Не следует немедленно настаивать на беседе. Просто начните диалог, а если ваш партнер выглядит расслабленным и хочет еще немного побыть в тишине, дайте ему немного времени и дождитесь подходящего момента.
  3. Подготовьтесь к часто задаваемым вопросам на будущее. Будьте заранее готовы отвечать на подобные вопросы, поскольку от понимания процесса и доверия будет зависеть восприимчивость человека к вашим указаниям. Наиболее распространенные вопросы относительно гипноза таковы:

    • Что вы собираетесь делать? «Я попрошу вас визуализировать приятные сцены, а сам в это время буду подсказывать вам, как использовать свои психические способности более эффективно. Вы всегда сможете отказаться делать то, чего вы не хотите, и в любой момент сможете самостоятельно прервать сеанс, если в этом будет необходимость».
    • Каково это - быть загипнотизированным? «Большинство из нас испытывают изменения в степени осознанности по несколько раз в день, не замечая этого. Каждый раз, когда вас глубоко захватывает мелодия или отрывок стихотворения, когда вы даете волю своему воображению или настолько вовлекаетесь в события фильма, что чувствуете себя участником сцены, а не зрителем, вы переживаете одну из форм транса. Гипноз помогает вам сосредоточиться и наблюдать эти изменения осознанного восприятия с целью более эффективно использовать свои умственные способности».
    • Безопасно ли это? «Гипноз не является измененным состоянием сознания (как сон, например), это лишь изменение степени осознанности. Человеку невозможно навязать какие-либо действия или мысли против его воли».
    • Если это всего лишь работа воображения, то какая от этого польза? «Не следует путать тенденцию в языке использовать слово «воображаемый» как антоним к слову «реальный», а также путать его с термином «образ». Воображение - это абсолютно реальная группа умственных способностей, потенциал которых только сейчас начинают исследовать ученые, и эти способности не ограничиваются возможностью формировать умственные образы!»
    • Можете ли вы заставить меня делать то, чего я не желаю делать? «В состоянии гипноза ваша личность остается при вас, вы остаетесь самим собой, поэтому вы не будете говорить или делать то, чего не стали бы делать в подобной ситуации вне состояния транса. Вы можете легко отказаться от любого внушения, которое не хотите принимать».
    • Что я могу сделать, чтобы лучше откликаться на установки? «Гипноз очень похож на состояние, когда вас захватывает мелодия или стихотворение, когда вы погружаетесь в созерцание заката или мерцающего огня костра, или чувствуете себя участником сцены фильма, а не зрителем. Все это зависит от вашей способности и готовности следовать инструкциям гипнотизера».
    • Что если мне настолько это понравится, что я не пожелаю возвращаться? «Гипнотические внушения являются в основном упражнениями для ума и воображения, так же как, скажем, кинематографический сюжет. Но по завершении сеанса вы вернетесь к обычной жизни, как и после завершения киносеанса. Однако гипнотизеру может понадобиться несколько попыток, чтобы вернуть вас в обычное состояние. Быть абсолютно расслабленным очень приятно, но вы не так много способны делать во время гипноза».
    • Что если это не сработает? «Случалось ли вам в детстве настолько увлекаться игрой, что вы не слышали, как мама звала вас на обед? Или, может быть, вы - один из тех людей, которые могут вставать каждое утро в определенное время, просто подумав об этом с вечера? У всех нас есть такие умственные способности, о которых мы зачастую не подозреваем, и у некоторых из нас они развиты больше, чем у других. Если вы просто позволите своим мыслям свободно и естественно реагировать на слова и образы, которые вам предлагают, вы сможете пойти за своим сознанием, куда бы оно вас ни вело».
  • Помните о том, что релаксация - это главный ключ. Если вы поможете партнеру расслабиться, вам удастся погрузить его в гипноз.
  • Не доверяйте распространенному мифу о том, что гипноз позволяет заставить любого человека сделать что угодно по одному лишь щелчку пальцев.
  • Перед сеансом попросите партнера представить себя в приятном и спокойном месте. Например, в спа-салоне, на пляже, в парке. Или же возьмите аудиоплеер и включите запись шума волн, ветра или других успокаивающих звуков.
  • Гипнотизируемый не должен быть слишком оживленным и радостным перед сеансом, но и слишком уставшим он быть тоже не должен.
  • Говорите спокойным и расслабленным голосом.
  • Не щелкайте пальцами и не хлопайте в ладоши, чтобы вывести человека из транса.

Предупреждения

  • Не пытайтесь прибегать к гипнозу, чтобы лечить физические или психические расстройства (включая боль), если вы не являетесь квалифицированным профессионалом, подготовленным для лечения подобных болезней. Никогда не следует использовать гипноз как замену психотерапии или для спасения распадающихся отношений.
  • Не пытайтесь возвращать людей в воспоминания молодости. Если хотите, попросите партнера вести себя так, будто ему снова десять лет. У некоторых людей есть подавленные воспоминания, которые им не хотелось бы возвращать (унижения, обиды и прочее). Они подавляют эти воспоминания в рамках естественной психологической защиты.
  • Хотя многие люди рассчитывают на эффект постгипнотической амнезии, это ненадежный способ скрыть последствия недобросовестности гипнотизера. Если вы попытаетесь заставить загипнотизированного человека делать то, чего он не желает делать, они просто выйдет из гипнотического состояния.
  • Не гипнотизируйте одного и того же человека слишком часто, это может отразиться на его здоровье.

Привычка грызть ногти, заикание, различные виды спазмов и тиков, превратившиеся в привычку, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), поведенческие проблемы, проблемы с концентрацией в школе и многие другие проблемы можно решить с помощью гипноза. И одно из самых полезных преимуществ гипнотерапии заключается в том, что данная методика не полагается на действие лекарств, которые вызывают привыкание, могут дать вредоносные побочные эффекты и при этом никак не влияют на первопричину появления проблемы.

Результаты большинства масштабных исследований говорят о том, что гипноз действительно помогает детям, улучшая их общее самочувствие.

Гипнотерапевтические внушения, нацеленные на повышение уровня мастерства и улучшение произношения, ускоряют распознавание слов и переводят это умение на автоматический уровень. И эти результаты во многом превосходят результат применения специальных техник коррекции поведения.

Гипноз может помочь вашему ребенку в решении следующих проблем:

Синдром раздраженного кишечника,
. тревожность,
. стресс,
. преследование и запугивание,
. тревожность перед экзаменом,
. контроль боли,
. повышение уровня радости и удовольствия от жизни,
. снижение уровня тревожности,
. ночные кошмары,
. страхи и фобии,
. привычка постоянно думать о самом худшем,
. проблемы с поведением дома,
. избавление от панических атак,
. астма,
. снижение уровня напряжения,
. улучшение понимания,
. синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ),
. заикание,
. чрезмерная чувствительность к звукам,
. чрезмерная чувствительность к определенным ощущениям,
. помощь в переживании развода,
. отношения с другими людьми,
. повышение спортивного мастерства,
. улучшение отношения к жизни и общего настроя,
. дислексия,
. повышение самооценки,
. повышение уровня любви к самому себе,
. повышение уровня уверенности,
. развитие способности прощать,
. проблемы со сном/бессонница.

Ваш ребенок действительно хочет чувствовать себя лучше

Наличие каких-то проблем и непростых ситуаций, которые как будто не собираются меняться к лучшему, изматывает родителей и высасывает у них все силы и энергию, либо родители даже начинают обижаться на своего ребенка. Каждый ребенок хочет быть счастливым, здоровым и свободным. Когда мы находимся в эпицентре непростой ситуации, нам очень сложно понять и увидеть это, но во многих случаях действия ребенка представляют собой ничто иное, как попытку сообщить нам о том, что его что-то беспокоит. Гипноз поможет снять остроту ситуации и освободить пространство для закрепления позитивных изменений.

Мы используем специальный гипноз для детей и достигаем значительных успехов. Многие родители описывают изменения к лучшему, которые произошли в их ребенке после гипнотического воздействия, как "настоящее чудо" и "что-то невероятное".

Гипноз доказал свою эффективность, и результаты исследований говорят о том, что эта методика оказывается куда более успешной, чем традиционное консультирование

Если вы хотите узнать больше о гипнозе для детей, позвоните нам прямо сейчас.

Гипноз: самоучитель. Управляй собой и окружающими Зарецкий Александр Владимирович

Методы гипнотизации детей и подростков

Гипнотическое воздействие на детей и подростков имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при проведении внушения. Безусловно, в возрасте 13–18 лет в принципе подойдут все изложенные ранее методы гипнотизации, однако даже в этом случае необходимо учитывать личностные особенности ребенка, его возраст, интеллектуальный уровень, понимание произносимых слов.

До начала гипнотического воздействия на ребенка с ним необходимо подружиться. Юный пациент должен полностью доверять вам

Естественно, нет смысла начинать психотерапию, если ребенок наотрез от нее отказывается. Невозможно достичь гипнотического транса, если существует страх перед гипнозом, недоверие к гипнотизеру. Очень важна во всех случаях тщательно проведенная предварительная беседа, во время которой необходимо познакомиться с ребенком, его увлечениями, рассказать о безопасности и эффективности гипноза:

Давай с тобой познакомимся… Расскажи мне о своих проблемах. Что ты хочешь изменить в себе, готов ли ты к этим изменениям? Я помогу тебе, но для этого мы должны стать друзьями, доверять друг другу. Я помогу тебе справиться с твоими проблемами, только если ты расскажешь мне все, как есть на самом деле… Ты слышал когда-нибудь о гипнозе? Это такое приятное состояние дремоты и покоя, которое наступает у всех людей, когда они принимают удобную позу, расслабляются и слушают то, что им говорят. В этом состоянии организм сам начинает справляться со своими проблемами. Важно, чтобы ты расслабился, успокоился и постарался представить свое любимое место, где ты обычно отдыхаешь. Ты не будешь спать, это будет просто отдых, приятная дремота. Ты будешь слышать мои слова и в любой момент сможешь открыть глаза, встать и уйти, если ты этого действительно захочешь. Но ведь ты пришел сюда именно для того, чтобы вылечиться (избавиться от вредной привычки, стать спокойным, уверенным в себе и т. п.), поэтому сам заинтересован в быстром решении своей проблемы. Я помогу тебе в этом…

Очень хорошо провести психологическое тестирование с определением личностных особенностей испытуемого. Необходимо заранее обозначить основную цель воздействия: развитие уверенности в себе, снятие болезненных симптомов, осознание истоков проблем.

Проводить гипноз детям младше 4 лет не рекомендуется, в таком возрасте возможно внушение и во время естественного сна, и в бодрствующем состоянии. А вот в 8-12 лет, когда ребенок подрастает, у него повышается внушаемость и происходит снижение страха и недоверия, гипнотизация будет наиболее эффективна.

Из обычных методов гипнотизации хороша фасцинация (очаровывание взглядом) в сочетании со словесным внушением или одно вербальное воздействие. Повышает внушаемость проведение гипноза в группе. Применение у детей монотонных раздражителей (метронома, музыки), пассов нежелательно - они только отвлекают, мешая расслаблению и погружению в сон.

Все большее распространение получают в детской практике недирективные методы гипнотизации с использованием представлений, воображения, сказкотерапии, игровых элементов. Перед началом сеанса внушения желательно научить ребенка общаться с гипнотизером во время гипнотического воздействия. Обычно договариваются, что ребенок будет отвечать на вопросы поднятием того или иного пальца. Затем переходят непосредственно к гипнотизации.

Используемая в детском гипнозе методика «любимое место» - не что иное, как один из вариантов визуализации

Существует множество методов воздействия, основанных на принципах эриксоновского гипноза. Подробнее о них заинтересованный читатель узнает из книги С. А. Игумнова «Клиническая психотерапия детей и подростков». Эти методы можно разделить по преимущественному воздействию на определенный анализатор.

Использование зрительных представлений для достижения гипнотического транса может быть реализовано различными способами.

? «Любимое место» - ребенка просят подумать о любимом месте, где он когда-нибудь был или только хочет побывать:

Вспомни место, где ты был и куда ты хочешь приезжать снова и снова. Если такого места нет, вообрази, придумай его… Сделай это место уютным и прекрасным… Представь, что ты ходишь в любимом месте, наслаждаешься красотой и покоем…

? «Посчитай животных»:

Какое животное тебе нравится больше всего? Отлично. Представь, что ты сидишь в красивом уютном местечке вместе со своим другом - щенком. Чтобы получше представить себе это место, закрой глаза и расслабься… Почувствуй, как это теплое создание с мягким мехом преданно смотрит на тебя… А теперь представь, что щенок изменил свой цвет и теперь он пятнистый или полосатый. Начиная что-то представлять, ты понимаешь, как много ты можешь… Представил - и твой любимый щенок стал черным, а вот он уже белый… А вот ты видишь себя играющим уже с двумя щенками, с тремя… Ты можешь рассказать мне о том, что видишь и чувствуешь…

? «Длинная дорога»:

Представь, что ты стоишь на длинной-длинной дороге. Это не просто дорога, это дорога твоей жизни. Позади - начало твоей жизни, впереди - будущее. Посмотри внимательно - кругом люди с их разными судьбами, радостными и грустными событиями… Среди них и твоя жизнь… Ты можешь повернуть назад, в прошлое, и исправить свои ошибки, избавиться от страхов и болезней, а можешь двинуться вперед - в будущее и стать сильным, уверенным в себе, жизнерадостным…

? «Телевизионные фантазии»:

Ты говорил мне, что любишь смотреть самые разные телепередачи, а какая программа у тебя самая любимая? (Если ребенок называет приемлемый вариант: мультфильм, детскую телепрограмму, не связанный с насилием, жестокостью, продолжают дальше.) Теперь представь себе, что ты устраиваешься в уютном кресле возле телевизора… Где стоит телевизор? Хорошо… Нажимай на пульт, найди свой любимый канал… Вот и твоя любимая передача… Тебе все хорошо видно и слышно? Дай мне знать, что это так и есть, подними один палец вверх… Хорошо, продолжай смотреть, тебе удобно, спокойно, ты отдыхаешь и набираешься сил…

Из методов гипнотизации, воздействующих на слуховой анализатор, используют аудиозаписи любимых музыкальных произведений и песен ребенка, проводя на фоне их прослушивания соответствующие гипнотические внушения. В этом случае сначала включают нужный аудиофайл и молча вместе с ребенком слушают музыку. Через несколько минут прослушивания начинают произносить мягким, убаюкивающим голосом слова, описывающие погружение в сон. Видя, что ребенок начинает засыпать, тем же мягким вкрадчивым голосом произносят основную фразу внушения, направленную на решение проблемы.

Из комбинированных методов гипнотизации детей и подростков хорошо работает представление езды на велосипеде, занятий любимым видом спорта, путешествия в дальние страны. Приведем пример одной из таких методик, названной «Ковер-самолет» (С. А. Игумнов. Клиническая психотерапия детей и подростков).

Представь себе, что ты собрался на пикник и пришел с теми людьми, которых очень любишь, в свое самое любимое место. Ты принес с собой свои любимые кушанья и напитки. Ты можешь понюхать, как вкусно они пахнут, и попробовать их. Представь, что ты играешь со своими лучшими друзьями (подругами). Теперь, когда ты закончил еду, питье и игру со своими друзьями, ты видишь ковер, расстеленный на земле. Он окрашен в твой любимый цвет, он мягкий и удобный. Ты можешь сесть или лечь на него. Представь, что это волшебный ковер-самолет, а ты - его пилот. Ты управляешь его движением. Ты можешь летать очень низко, чуть выше травы, или высоко - выше деревьев, если тебе так хочется. Ты пилот и можешь лететь туда, куда захочешь, с той скоростью, с какой ты хочешь. Ты можешь приземлиться и навестить друзей, или приземлиться в зоопарке или любом другом месте, где тебе хочется побывать. Ты можешь лететь над деревьями и видеть птиц, сидящих в гнездах. Ты можешь ускорять и замедлять полет. Это так приятно - двигаться туда, куда ты хочешь. Все время полета ты чувствуешь себя очень комфортно. Ты можешь найти удобное место для посадки и приземлиться туда на своем ковре-самолете. Когда ты приземлишься, дай мне знать об этом, подняв один палец.

Представление ребенком езды на велосипеде и одновременное внушение через сказочный рассказ - комбинированный метод гипнотизации

У детей дошкольного и младшего школьного возраста, боязливых и недоверчивых, панически боящихся врачей, хорошо использовать метод сказкотерапии, встраивая в волшебную историю необходимые гипнотические фразы. Вспомните пример такой сказки из раздела о гипнотизации в состоянии естественного сна. Отличный вариант для детей от 4 до 12 лет, который может использоваться и наяву, и в просоночном состоянии, и в гипнотическом трансе. Применение сказкотерапии способно незаметно, исподволь менять представления ребенка об окружающем мире, обществе, настраивать на доброту, сострадание, отзывчивость к чужому горю. Метод тонкий, можно сказать, ювелирный. Но использование возможностей сказочного мира для изменения ребенка требуют обширных знаний, опыта построения сказочной истории и вкрапления в нее гипнотических внушений. Это тема для отдельной книги.

Сказкотерапия эффективна не только у детей, но и у взрослых, только сказки для них разные

Идеомоторные методы гипнотизации детей и подростков основаны на мысленном представлении движения в какой-либо части тела, причем в результате такого представления движение действительно происходит наяву. Применяются эти методы обычно у детей старше 7–8 лет. Один из таких способов гипнотизации:

Давай ты вытянешь свои руки вперед, разведешь их на ширину плеч, повернешь ладони внутрь, друг к другу… А теперь пофантазируем. Представь, что твои ладони - это сильные магниты, которые с неудержимой силой притягиваются друг к другу. Это происходит непроизвольно, ведь магниты не могут не притягиваться. Мощные магниты тянут твои руки все ближе и ближе друг к другу, стремясь соединить их. Магниты работают все сильнее, и руки уже близко-близко, они вот-вот соединятся… Когда руки соединятся вместе и твои ладони соприкоснутся, ты сможешь сбросить эти придуманные магниты, опустить и расслабить свои руки, глубоко вздохнуть и полностью расслабиться на выдохе… Все тело вслед за руками расслабляется и наполняется покоем…

Применяются и другие техники: левитация руки (внушение, что рука становится легкой и постепенно поднимается вверх), опускание руки (или пальца) (внушение обратного процесса - поднятая рука тяжелеет и опускается вниз), «Могучий дуб» (хорошо при групповой гипнотерапии) и другие методики внушения.

Хорошо зарекомендовал себя при различных болевых синдромах у детей метод гипноанальгезии. Обезболивание может осуществляться прямым внушением (вызывается чувство онемения, местной анестезии), путем представлений об удалении боли прочь из организма, переносе боли в другое место, а также при отвлечении от неприятной процедуры и внушении чувств, противоположных боли (расслабления, отдыха, комфорта, отличного настроения). Используются и различные методики косвенного внушения.

В групповой гипнотерапии у детей эффективна методика «Могучий дуб»

Отдельный раздел работы с болью - онкологические заболевания у детей. Здесь применяется комплексная методика, направленная на общее успокоение и нечувствительность к любой боли, замещение боли положительными ощущениями, локальное воздействие на болезненный участок тела. Важно обучить ребенка приемам саморегуляции (лучше всего это получается с помощью методики «Ключ», о ней еще поговорим подробнее), чтобы он сам мог снимать внезапно возникшую боль, снижать интенсивность постоянной боли. Ребенок в таком состоянии должен чувствовать внимание и поддержку окружающих, причем главное для него не сострадание в их глазах, а реальная помощь, общение, положительные эмоции, совместные игры. И в заключение этого раздела хочется напомнить о существовании еще одной сферы применения гипнотерапии у детей и подростков. Это гипнопедия (обучение в гипнозе) и гипнокоррекция (коррекция нарушений поведения у детей и стимуляция учебных навыков при их задержке). Подробнее об этих методиках мы поговорим в соответствующих разделах книги.

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

Глава 3 Превратим послушных детей в осторожных детей Все малыши уязвимы для преступников, но слишком послушные, ласковые и вежливые дети чаще становятся жертвами сексуальных насильников. Дети, приученные к мысли, что самоуверенное поведение неуважительно, не обладают

Из книги Гипноз и самогипноз. 100 секретов вашего успеха автора Гончаров Геннадий Аркадьевич

Приёмы гипнотизации Усыпление отвлечением внимания Путь по кривой иногда оказывается короче пути по прямой.Этот способ основан на использовании волнения или чувства страха у впервые подвергающихся гипнозу.Даже самый закоренелый скептик, волею обстоятельств

Из книги Педагогическая психология: хрестоматия автора Автор неизвестен

Другие приемы гипнотизации Усыпление по ЛевенфельдуК началу XX столетия метод вербального (словесного) гипноза окончательно принял современные черты. Вот, например, как он выглядел у известного в то время немецкого исследователя и практика гипноза

Из книги Не на тех напали! или Как бороться с грубостью автора Ковпак Дмитрий

Жутикова Н. В. Различные дидактогении у детей и подростков Малыш нуждается в няне, всем детям нужны воспитатели – это известно всем. Однако из принявших на себя эту роль не все понимают, почему и зачем нужен воспитатель.Многие эту функцию сводят к тому, чтобы дать детям

Из книги Гипноз: самоучитель. Управляй собой и окружающими автора Зарецкий Александр Владимирович

Глава 12. Спиногрызы и оглоеды Грубость детей и подростков Проблемы

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Методы гипнотизации Как вы уже знаете, перед сеансом гипноза необходимо выполнить определенные мероприятия: подготовить помещение, провести предварительную беседу с обратившимся за помощью, определить его внушаемость.Пробы на гипнабельность иногда могут стать

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

Современные методы получения информации детьми. Польза и вред телевизора и компьютера для здоровья и развития детей. Как помочь ребенку чувствовать себя уверенно в современном информационном мире Моей дочке сейчас пять лет. Недавно мы с ней вместе посмотрели сказку

Из книги Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка автора Оклендер Вайолет

11.6. Нарушения в развитии волевой сферы у умственно отсталых детей и детей с задержками психического развития Отклонения в развитии волевой сферы у детей с умственной недостаточностью были выявлены во многих исследованиях (Э. Я. Альбрехт ; Л. С. Выготский ; Л. В.

Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл Хайнц

Глава 4 Усиление чувства собственного «я» у детей и подростков Ребенку нужна опора внутри самого себя, чтобы выразить свои заблокированные эмоции. Дети, пережившие травму, жестокое обращение, надругательство, смерть близкого или развод родителей, аккумулируют связанные

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

Общие положения психотерапии детей и подростков Указания Боулби нужно модифицировать следующим образом для проведения психотерапии с детьми. Детский терапевт должен проявлять доброжелательное внимание, быть надежной психической и физической базой для ребенка,

Из книги Психология отношений межличностной значимости автора Кондратьев Юрий Михайлович

1.2. Арт-терапевтические вмешательства при различных эмоциональных и поведенческих нарушениях у детей и подростков Арт-терапевтическая работа с детьмиИспользуемые в настоящее время в разных странах формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма

Из книги автора

Глава 4 Арт-терапевтические методы диагностики и коррекции эмоциональных расстройств у детей и подростков. Графические индикаторы депрессии и агрессии На сегодняшний день диагностика и коррекция депрессивных состояний и агрессии среди детей и подростков является не

Из книги автора

4.1. Рисуночные тесты Сильвер как средство диагностики депрессивных состояний и агрессивности среди детей и подростков Американский арт-терапевт Р. Сильвер разработала несколько диагностических, коррекционных и развивающих методик, в том числе: Рисуночный тест Сильвер

Из книги автора

4.3. Методы арт-терапевтической коррекции депрессивных состояний и агрессивности у детей и подростков При наличии в рисунках детей и подростков признаков депрессивного состояния и агрессивности применению методов арт-терапевтической профилактики и коррекции должно

Из книги автора

Глава 6 Развитие познавательных и творческих способностей детей и подростков средствами арт-терапии Одной из задач применения арт-терапии в работе с детьми и подростками может являться развитие их познавательных и творческих способностей. Решение этой задачи

Из книги автора

Параграф 4 Особенности отношений межличностной значимости в профессионально специализированных интернатах для особо одаренных детей и


Гипноз очень эффективен для детей . Дети не боятся гипноза , так как доверяют людям и у них очень живое воображение. Эти особенности - идеальны для гипноза (особенно дети от 8 до 16 лет - идеальные объекты для гипноза).
Рассмотрите следующие требования для успешного проведения гипноза с детьми :
1. Ребенок должен доверять терапевту или родителям, которые работают с ним. Ребенок должен чувствовать, что терапевт волнуется за него и работает, чтобы помочь ему.
2. Ребенок должен верить, что достигнет поставленных целей. Некоторые родители делают ошибку, когда утверждают: "Тебе не на что рассчитывать. Ты тупой и ленивый", и т. д.. Следует избегать подобных заверений, чтобы ребенок был уверен в себе.
3. Гипноз должен приносить удовольствие и радость. Гипнотизер должен использовать игры, куклы и другие приемы для успешного и приятного проведения гипноза с детьми.
4. У ребенка должно быть желание решить какую-либо проблему. Одного желания родителей недостаточно. Существует простой подход для того, чтобы настроить ребенка на успех. Например, ребенок соглашается повысить свою успеваемость в школе, а вы разрешаете ему заниматься спортом (или чем-либо другим, что ему нравится). Подсознательно ребенок ставит эти две области на один уровень и считает их самыми важными.

При помощи самогипноза ребенок может избавиться от следующих проблем:

Перестать мочиться в постели.
Перестать сосать палец.
Улучшить успеваемость.
Избавиться от страхов.
Улучшить поведение.
Родители могут самостоятельно проводить упражнения, описанные в этой статье, с детьми. Предпочтительно сделать кассету с этими упражнениями.
Необходимо обеспечить развитие ребенка во всех областях. Если ребенок научится решать свои проблемы самостоятельно, он вряд ли станет агрессивным, импульсивным и т. д. Например, у чрезмерно импульсивных детей очень низкая самооценка, они подвержены депрессии и одиночеству в зрелом возрасте.
Очень важно, чтобы ребенок научился с самого раннего возраста разрешать проблемы и обсуждать их с другими. Сильная личность (ребенок) очень внимательно относится к чувствам других и принимает правильные решения на протяжении всей жизни.
См. статью: Нужны ли артисты на детских праздниках?
Правильное применение самогипноза может помочь ребенку
:

Оценить важность идеи.
Найти правильное решение проблемы.
Внимательно относиться к тому, как его действия отразятся на других.
Быть образцом для сверстников.
Научиться просить помощи в различных ситуациях.
Повысить самооценку и стать более сильной личностью.
Родители не должны ожидать от ребенка всего и сразу. Если вы будете "давить" на ребенка, у него разовьется низкая самооценка, и он будет очень беспокойным. С другой стороны, дети, которых не заставляют, становятся уверенными в себе и гармонично развивают свои способности.
Дети, которые изучают самогипноз, живут в гармонии со своим внутренним и окружающим миром. Гармония внешнего и внутреннего мира ведет к совершенству.
Эти дети энергичны и уверены в себе на протяжении всей жизни.

Упражнение по самогипнозу
Когда вы учите детей пользоваться самогипнозом, всегда помните об их интеллектуальном уровне. Вы можете сделать самогипноз веселым, проведя его например, в игровой форме. Это будет для них наиболее интересно, и они лучше будут усваивать информацию.
Вот элементарное упражнение для избавления от фобий.
Представьте, что вы сидите перед телевизором, смотрите его и видите себя звездой какой-либо программы. Вы видите, как выполняете ежедневные дела и иногда сталкиваетесь с ситуациями, которые вас пугают. Разница между реальной и визуальной жизнью в том, что у вас больше нет страхов.
Сконцентрируйтесь на этом чувстве, и вы заметите, как избавились от ваших страхов и счастливы.
Современная музыка звучит в течение трех минут. У вас нет страхов, и вы хорошо себя чувствуете в любых ситуациях.
Дети в возрасте от 8 до 16 лет лучше всего поддаются гипнозу. Ваши дети сочтут эти упражнения забавными и полезными.

ХОРОШАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ И УЛУЧШЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ

Упражнение по самогипнозу
Каждый ребенок должен научиться концентрироваться при помощи подсчетов в уме 20 минут ежедневно в течение трех недель. Попробуйте попрактиковать это простое упражнение.
Глубоко вздохните, наполните вашу грудь воздухом и задержите его до тех пор, пока гипнотизер не скажет, что достаточно. Слушайте медленный отсчет от одного до пяти, а вы во время этого сделаете пять сильных вдохов. С каждым вдохом и выдохом вы расслабляетесь все сильнее и сильнее, вы входите в гипнотическое состояние все глубже и глубже.
1 - глубоко вздохните, расслабляясь все сильнее и сильнее. 2 - вдыхайте все глубже и глубже, все больше и больше поддаваясь гипнотическому состоянию. 3 - дышите еще глубже, еще сильнее расслабляйтесь, все сильнее и сильнее. 4 - еще сильнее расслабляйтесь, вы входите в глубокий транс. 5 - очень-очень глубоко вдохните, очень-очень расслабьтесь.
И снова глубоко вздохните, наполните вашу грудь воздухом и задержите воздух до тех пор, пока гипнотизер не скажет, что достаточно. Выдохните настолько быстро, насколько возможно, когда вы так сделаете, то почувствуете, как погружаетесь в кресло и расслабляетесь намного сильнее. Сделайте очень глубокий вдох, наполните грудь. Задержите воздух (сделайте перерыв на 10 секунд). Расслабьтесь.
Теперь представьте в своем воображении таблицу сложения, которая начинается с примера "1 + 1 =2", продолжайте постепенно складывать, пока не дойдете до девяти: "9 + 9 = 18". Сконцентрируйтесь на этом задании. Если вы не можете сконцентрироваться, вернитесь к началу таблицы и снова ее повторите.
Выйдите из транса как обычно или просто откройте глаза.
Существуют наиболее совершенные методы развития ребенка - ребенок должен находиться под гипнозом, думая о чем-либо в течение минуты. Затем попросите ребенка сконцентрироваться на каком-нибудь сложном школьном задании. Скажите ему, что очень бы хотели, чтобы он выполнил задание.
Теперь выберите наиболее интересные моменты из задания и попросите ребенка, чтобы он сконцентрировал свое внимание на выполнении задания. Похвалите успехи ребенка и повторите этот прием, пока ребенок не научится концентрироваться.

УЛУЧШЕНИЕ ПАМЯТИ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНАМИ

У детей есть естественный талант воображения, следует использовать его для улучшения памяти.
Упражнение по самогипнозу
Следующее упражнение поможет вам улучшить память:
У вас прекрасная память, и вы будете ее задействовать, чтобы удачно сдать экзамены. Когда вы выполняете упражнение ежедневно, ваша память постепенно улучшается. Вы можете с легкостью вспомнить все, что изучали.
Когда вы войдете в экзаменационную аудиторию, то будете уверенны, расслабленным и спокойным. Когда вы будете читать вопросы, ваша память сразу же активируется и вы легко и правильно ответите на поставленные вопросы.
Вы заметите, что повторяя 20, 20, 20, вы быстро войдете в глубокий гипнотический транс и сможете задействовать ваше подсознание для ответа на трудные задания. Ответы на все вопросы будут моментально приходить в вашу голову.
Представьте, как вы находитесь в классе и слушаете результаты экзаменов. Вы получаете "пять", а учитель говорит, что гордится вами (за вашу безупречную сдачу экзамена). Сконцентрируйтесь на том, как приятно быть подготовленным и показать свои знания на экзамене.
Современная музыка звучит в течение трех минут.
Выйдите из транса как обычно.

Техника открытого пространства
Вот еще один визуальный метод, который покажется вашим детям легким и забавным:
Пусть ребенок представит пространство в голове так, чтобы он мог с легкостью увидеть потолок или небо, если он на улице.
Затем скажите ему, чтобы он посмотрел на потолок, но его глаза закрыты и он не может открыть их. Когда он попробует посмотреть через воображаемое пространство в голове, он поймет, что физически невозможно открыть глаза.
Так как физически невозможно открыть глаза, когда ваши глазные яблоки направлены в другую сторону, то при помощи этого метода вы научитесь концентрироваться на гипнозе и получать от него пользу.


СОСАНИЕ ПАЛЬЦА

Сосание пальца у большинства детей обычно проходит к четырем годам. Некоторые дети неосознанно сосут палец, когда они уставшие, сонные, когда им скучно или они голодны.
Упражнение по самогипнозу
Примените следующее упражнение, чтобы избавиться от сосания пальца:
Представьте, что вы в классе и идете к доске. Вы видите яркую надпись на доске: "Я сосу палец".
Возьмите тряпку и сотрите эту надпись. С этого момента вы не будете сосать палец. Вы никогда не захотите сосать палец.
Рассмотрим следующее упражнение, чтобы избавиться от этой вредной привычки.
Ваши родители хотят, чтобы вы избавились от сосания пальца, но разве это честно? Мы всегда должны быть честны.
Я не вижу причины почему вы не можете сосать палец столько, сколько хотите. Разве вы не согласны? Вы должны сосать каждый палец. Не так ли?
С этого момента, когда бы вы ни сосали палец, не забывайте обо всех пальцах на ваших руках. Если вы этого не сделаете, вы больше не будете сосать ваш палец, так как это нечестно! Не так ли?


ЕСЛИ ВЫ МОЧИТЕСЬ В ПОСТЕЛЬ

Лужи в постели - это первый признак того, что у ребенка стресс. При помощи гипноза ребенок быстро избавится от этой нежелательной привычки.
Упражнение по самогипнозу
При помощи следующего упражнения вы избавитесь от этого:
Представьте, что вы смотрите вашу любимую телевизионную программу дома. Поставьте эту программу на перемотку и переключите на другой канал, по которому будут показывать вас.
Понаблюдайте за вашими повседневными делами на экране телевизора (как вы обедаете, возвращаетесь со школы, играете с вашими друзьями, ужинаете с семьей и т. д.). Представьте, что вы счастливы и уверены в себе.
Запомните, вы никогда не будете пить перед сном, а когда проснетесь, сразу же пойдете в туалет. Вы теперь будете знать, что ваша кровать - сухая.
Представьте, как вы просыпаетесь среди ночи, если вам нужно в туалет, и после туалета возвращаетесь и продолжаете спать. Представьте, как вы просыпаетесь утром в сухой постели и вас хвалят ваши родители. Приступайте к этому немедленно.

Выйдите из транса как обычно.

НЕПОСЛУШАНИЕ

Дети очень часто плохо себя ведут, так как хотят привлечь к себе внимание. Вызывающее поведение демонстрирует, что ребенок зол и не боится наказания или плохого отношения со стороны родителей.
Упражнение по самогипнозу
Следующее упражнение поможет справиться с непослушным ребенком:
Представьте, как вы сидите перед телевизором и смотрите, как вы принимаете участие в телешоу. Этот эпизод будет связан с вашим поведением. Сначала представьте какую-либо ситуацию, из-за которой ваши родители всегда сердятся на вас.
В течение трех минут слушайте современную музыку.
Теперь представьте, как вы просите у родителей купить что-нибудь или сходить куда-либо. Ваши родители из-за вашего отвратительного поведения отказывают вам. Они наказывают вас, оставляя без обеда, отправляя в вашу комнату, забрав из нее телевизор на целую неделю.
Теперь представьте, как вы исправились и ваши родители счастливы. Также вообразите, как они вас награждают подарками и т. д. Почувствуйте, как это приятно.
В течение трех минут слушайте современную музыку.
С этого момента вы ведете себя так, как видели с экрана телевизора и теперь больше никогда вы не будете наказаны, а ваши родители - расстроены.
Выйдите из транса как обычно.

ВЫВОДЫ

Шаги, которые детям (и родителям) следует предпринять:
Практикуйте самогипноз ежедневно, используя приемы, описанные в этой статье.
Перепрограммируйте подсознание вашего ребенка при помощи внушений и визуальных образов.
Запрограммируйте ребенка на решение повседневных проблем и улучшите его поведение при помощи самогипноза.
Продолжайте использовать самогипноз даже после очевидного прогресса.
Как родителям, вам необходимо использовать эти методы для улучшения поведения и состояния ребенка.
Следует обратить внимание на задержку речевого развития ребенка. Причины задержки речевого развития могут быть как психологические, так и зависеть от физиологических особенностей ребенка. Лечение проводится детским психологом.

Далее - Омоложение организма
Статья:

УЧИМСЯ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ГИПНОЗА

Воспитание детей “трудное, огорчительное, но и благодарное дело. Как правило, оба родителя заняты на работе. Не во всех семьях есть бабушки, дедушки, любящие тети и дяди, которые частично принимают на себя заботу о детях. Именно в наши дни родители особенно нуждаются в поддержке и понимании.
В гораздо большей степени, чем взрослые, дети открыты для гипнотического воздействия. У них необыкновенно богатая фантазия, они живут в своем выдуманном мире и легко поддаются положительному самовнушению. Посмотрите, как они обращены в свой внутренний мир, когда сидят у телевизора, за обеденным столом, увлечены игрой или просто задумчиво молчат, погруженные в свои грезы. В течение дня дети неоднократно впадают в кратковременный транс.
Исследования ученых показывают, что наиболее открыты для гипнотического воздействия дети дошкольного и школьного возраста, пока они не начали взрослеть. Вхождение в жизнь общества требует от юношей и девушек более рационального и реалистичного взгляда на окружающий мир, результатом чего является растущий скептицизм и большая замкнутость внутреннего образного мира.
Овладение техникой самогипноза поможет как родителям, так и детям научиться владеть собой и откроет им двери в подсознательное царство образов. Мы надеемся, что эти навыки пригодятся детям, когда они станут юношами и девушками, а затем взрослыми людьми.
В клинических случаях (ночное недержание мочи, гиперактивность, значительное отставание в учебе, необузданность и агрессивность поведения и др.) ребенка следует показать специалисту. В этих случаях самогипноз годится только как вспомогательное средство, после установления точного диагноза.
Гиперактивность, например, связана с повышенной раздражительностью центральной нервной системы, осложненной нарушениями обмена веществ, перенесенными инфекционными заболеваниями и даже токсическими воздействиями на организм. Необходимо четко разграничить психологические и физиологические причины, прежде чем приступать к лечению ребенка.
Неформальный гипноз и внушение в повседневной жизни могут помочь родителям наладить контакт с детьми, повысить их успеваемость, привить им необходимые навыки, снять беспокойство и пр.
Что касается детей, то самогипноз поможет им снять волнение перед экзаменами и контрольными; повысить успехи и внимательность в школе; улучшить сон; не бояться визита к доктору или зубному врачу; избавиться от боязни темноты, животных и других страхов; исправить изъяны поведения, например, капризы за едой или постоянный палец во рту.
Вас поразит, как быстро даже маленькие дети овладевают техникой самогипноза, ведь они доверяют вам, любят и уважают вас. Главное, будьте терпеливы с собой и ребенком.

Самогипноз для родителей

Прежде чем начать заниматься с ребенком, научитесь самогипнозу сами. Для этого познакомьтесь с первым разделом этой книги, если вы еще этого не сделали.
Когда кто-нибудь из родителей расстроен, это состояние передается ребенку. Вы, верно, заметили, как наблюдательны дети. Они следят за вами даже тогда, когда вы не замечаете их присутствия. Ваше плохое настроение передается ребенку, вызывая у него стресс. Ребенок может сбросить этот стресс в виде какого-нибудь отчаянного поступка, который еще больше расстраивает вас и вызывает ваше ответное негодование. Порочный круг замкнулся, и вырваться из него непросто.
Как справиться со стрессом, вам подскажет глава 12. Ваше спокойствие - это спокойствие ваших детей. Вот как использовал самогипноз Сэм, тридцатишестилетний отец двух сыновей, шести и восьми лет.
Когда Сэм возвращался по вечерам с работы, мальчишки прямо-таки набрасывались на него, дергая за руки и требуя, чтобы он поиграл с ними. Он едва успевал сбросить пальто и перевести дух. В конце концов, с каждым вечером по мере приближения к дому в нем все больше нарастало раздражение и нервное напряжение. В дом он входил заведенный, как пружина.
Сэм перебрал в уме несколько вариантов объяснения с детьми. Он представил, что откупается от них подарками, конфетами и уступками, только бы они не тормошили его так нещадно. Затем Сэм вообразил, что усаживает их и они все вместе обсуждают его состояние и то, как мальчикам следовало бы вести себя. Сэм представил, как сыновья отреагируют на его слова, подумал, что надо заручиться поддержкой жены. Короче, Сэм дал себе простор для выбора. После нескольких сеансов, отведенных для репетиций, Сэм пришел к самому лучшему и наиболее легко осуществимому решению: придя домой, он сначала поиграет с ребятами, а затем последует поощрение, если они дадут ему время переодеться и перевести дух. Поощрением будет сеанс самогипноза, когда они все вместе станут придумывать разные вещи. Конечно, Сэм не скажет, что это сеанс, а объяснит что это игра и называется она “Придумай сам”.
Теперь, приходя домой, Сэм минут двадцать играл с мальчиками в мяч, видеоигры или участвовал еще в какой-нибудь из их затей, а затем объявлял, что ему пора переодеться и поужинать. Если они будут себя хорошо вести, впереди у них интересная игра под названием “Придумай сам”. Воспользовавшись вначале естественным детским любопытством, Сэм увлек ребят игрой и, чем больше они входили во вкус, тем больше у него появлялось времени для себя и жены.
Игра заключалась в том, что все усаживались на пол в комнате мальчиков (Сэму хотелось, чтобы они оставались там и после окончания игры) и Сэм предлагал каждому вообразить себя любимым героем мультика, комикса или сказки. Для себя он выбрал Зорро, героя своего детства. Затем он придумывал для всех какое-нибудь трудное дело, например спасти кому-нибудь жизнь, скажем, прекрасной принцессе, или маме, или любимой собаке, защитить волшебное королевство и тому подобное. Для этого все закрывали глаза, делали глубокий вдох, задерживали дыхание, затем делали три “волшебных” выдоха и каждый по очереди начинал фантазировать.
Как мы уже выяснили, глубокое дыхание помогало мальчикам расслабиться и успокоиться. У каждого появилась возможность выговориться и помечтать вслух. Сэм даже не ожидал, что ему будет так интересно слушать рассказы сыновей об их занятных приключениях. Игра продолжалась с четверть часа, затем Сэм желал ребятам спокойной ночи. К этому времени они вполне утихомиривались и были готовы ко сну.
Самогипноз помог и самому Сэму избавиться от нервозного состояния перед приходом домой и научил его радоваться предстоящей встрече с детьми и женой. Раздражавшие его прежде красные сигналы светофоров теперь подсказывали, что надо остановиться и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы снять накопившиеся за день стрессы и напряжения. Дистанционно открывавшиеся двери гаража напоминали об управляемом на расстоянии игрушечном автомобиле его мальчиков и настраивали на игру с ними.
Теперь он подходил к двери своего дома в совсем ином настроении и был рад поиграть с сыновьями минут двадцать.
Поскольку дети не любят однообразия, игру “Придумай сам” приходилось постоянно видоизменять, но основным элементом всегда оставалось глубокое размеренное дыхание.

Использование самогипноза в зависимости от возраста ребенка

Интересные исследования по этому вопросу провели клиницисты Карен Олнесс и Гейл Гарднер (1988). Они установили, что, например, детям от двух до четырех лет можно проводить гипнотическое внушение, рассказывая сказки от имени любимой плюшевой зверюшки или дружно пуская мыльные пузыри.
Дети от четырех до шести лет хорошо реагируют на музыку, любят смотреть на проплывающие в небе облака, воображать полет на ковре-самолете или вспоминать посещение любимых мест. Для старших детей годятся те же образы, что вы используете для себя.
В качестве примера расскажем о Келли, ученице шестого класса. Вместе с родителями она переехала в другой город, заканчивала шестой класс в новой школе и со страхом думала о начале нового учебного года в сентябре. Застенчивая от природы, Келли боялась, что одноклассники будут ее дразнить и не примут в свой коллектив, как это часто бывает с новичками.
Школьный консультант-психолог познакомил девочку с приемами “управляемого фантазирования” для того, чтобы избавить ее от связанных с новой обстановкой тревог. Келли научилась быстро расслабляться. Закрыв глаза, она представляла, что перед ней экран телевизора или киноэкран. Вот она включает “школьный канал”, проигрывает всевозможные школьные ситуации и придумывает собственные.
Келли без конца вспоминала, как во время перемены одна из ее одноклассниц прошла мимо, не окликнув и даже не заметив ее. Девочка не могла понять, чем она обидела подругу. Расстроившись, она старалась избежать новой встречи в течение оставшегося дня.
Включив вечером свой гипнотический экран, Келли прорепетировала, как она на следующий день попросит подругу объяснить, в чем дело. Это помогло ей почувствовать себя увереннее на следующий день. Оказалось, что у подружки на голове были наушники плейера и она так увлеклась музыкой, что ничего и никого не заметила. Объяснение успокоило Келли.
Теперь ее отношение к школьным делам стало меняться. Если раньше она еще долго бы переживала обиду и придумывала, что бы сделать в ответ, то теперь во время сеанса она заново оценивала ситуацию и находила наиболее удачную форму поведения. Она стала более уверенной в себе и стала лучше успевать.

Ребенок учится расслабляться

Занятия самогипнозом сближают родителей и детей в процессе сотворчества.
Расскажем о восьмилетней Саре, страдавшей от аллергии и головных болей. Симптомы появились после смерти отца, и здесь прослеживалась явная связь между появлением болезни и печальным событием. Некоторое улучшение наступило после занятий с профессиональным психотерапевтом. Затем девочку познакомили с приемами самогипноза.
Вместе с мамой Сара стала проводить сеансы самогипноза суммарно по два часа в неделю. Отрегулировав дыхание, они давали волю своему воображению. Сара любила рисовать, и они переводили свои фантазии на бумагу в виде рисунков. Девочка очень полюбила эти спокойные минуты с мамой, дыхание у нее выравнивалось, а симптомы аллергии становились менее выраженными. На одном очень трогательном рисунке она изобразила себя на вершине горы разговаривающей с отцом, который смотрел на нее с облаков. Так она смогла выразить свою тоску об отце.

Изменение поведения с помощью неформального гипноза

В глазах детей авторитет родителей настолько велик, что иной раз нет нужды в гипнотическом воздействии, достаточно одного лишь слова. Однако в воспитательном процессе есть моменты, когда невозможно воздействовать на поведение ребенка, кроме как с помощью гипноза.
Например, родителям стоит немало сил, чтобы уложить ребенка в постель. Особенно часто испытывают терпение родителей дети от двух до шести-семи лет. Чтобы подготовить ребенка ко сну, можно почитать ему книжку, вставляя где можно слова “спать”, “устал”, “глаза слипаются” и прочее. Такие вставки наиболее эффективны, когда ребенок увлечен тем, что вы ему читаете.
Можно предложить ребенку игру “Попоем с закрытым ртом”. Сначала покажите, как в нее играть. Надо сделать глубокий вдох, секунды на три задержать дыхание и на выдохе загудеть, то на низких, то на высоких нотах. Игру надо сделать интересной и забавной, чтобы удержать внимание ребенка. Пусть он изображает то поющую птицу, то музыкальную ноту, то гул ветра и т.д. Главная цель “дать ребенку возможность расслабиться, глубоко и спокойно дышать и помочь ему выработать постгипнотические сигналы.
Многие дети любят, когда родители поглаживают их по спинке или по животику, особенно если лежат у телевизора или с книжкой. В таких случаях попросите малыша сделать глубокий вдох и задержать его, пока вы массируете спинку. Массаж делаете энергичнее на вдохе и слабее на выдохе.
Четырехлетний Тейлор казался слишком робким и застенчивым для своего возраста. Год назад он достаточно быстро научился говорить, но постепенно замолчал, правда, слушал очень внимательно и все понимал. Педиатр не нашел никаких физических отклонений и порекомендовал обратиться к гипнотерапевту.
Сеанс начался с того, что Тейлору разрешили разговаривать с самим собой, когда он только этого пожелает. Затем его научили смотреть с закрытыми глазами фильм “Все о Тейлоре”, а потом “нарисовать” все, что он видел, годились любые каракули. Правда, не все дети охотно откликаются на предложение “порисовать”.
В своем фильме Тейлор мог делать все что угодно и бывать где угодно. Если ему слышалась музыка, можно было попеть вслух. Вскоре родители заметили, что, играя в своем уголке, Тейлор довольно громко напевает. Появилась новая модель поведения. Постепенно малыш начал все больше разговаривать и месяца через три его речь вполне соответствовала возрасту. Его молчание, как выяснилось позднее, было вызвано боязнью сказать что-нибудь не то и рассердить папу с мамой.

Самогипноз для детей старшего возраста

Дети воспринимают самогипноз как занятие чем-нибудь понарошку, как забавные выдумки или игру в “замри”. Поэтому вы можете честно сказать, что все это не что иное, как искусство направленного самогипноза, которым они уже владеют. Дети авторов книги восприняли термин “самогипноз” без особого удивления.
Шестилетний Адам научился самогипнозу у отца, который прошел курс занятий у себя на работе. С начала учебного года, вот уже несколько недель, Адам страдал ночным недержанием мочи. Педиатр не обнаружил никаких физиологических причин и предположил, что на мальчика, возможно, отрицательно повлияла обстановка в новом классе.
Вместе с отцом Адам начал занятия самогипнозом. Вскоре мальчик научился управлять своим дыханием и расслабляться. Его любимым образом стал грузовик, и даже не один. Вот они несутся “и вдруг мгновенно тормозят. Моторы у них такие сильные, что им ничего не стоит взобраться на гору.
Вообще-то не столь важно, о чем мечтает ребенок, надо только его поддержать и похвалить. С неделю Адам занимался своими грузовиками. За это время они у него научились летать, останавливаться по его команде и преодолевать препятствия.
Вскоре Адам заметил, что он спокойно засыпал (включая тормоза), вставал когда надо и шел в туалет (выжимал полный газ), а постель оставалась сухой. Через три недели он совсем успокоился и избавился от своей беды.
Вы, скорее всего, поможете ребенку, если увлечете его сказкой, в которой в иносказательной форме будет фигурировать его проблема. Ребенок может начать придумывать свою сказку как с открытыми, так и закрытыми глазами. Подсказывая ребенку тот или иной поворот событий, можете закрыть глаза. Дети любят подражать взрослым, и особенно родителям, поэтому они скоро станут сочинять тоже с закрытыми глазами. По ходу сказочных событий подскажите ребенку решение его проблемы, задавайте ему наводящие вопросы и слушайте его ответы без всяких комментариев и оценок.
Самое главное “добиться соучастия ребенка в этой игре (навыке).
Если вам это удалось и ребенок живо заинтересовался предложенной игрой, положительные результаты не заставят себя ждать.
Нет родителей, которые не желали бы всего самого хорошего своему ребенку. Научив его навыкам самогипноза, вы сделаете ему подарок на всю жизнь. Он вырастет счастливым человеком, уверенным в своих силах, с чувством собственного достоинства. А это и есть заветная цель всех родителей, ибо, воплотившись, она дает им основания полагать, что их воспитательные труды не пропали даром.