Знание законов поможет вам сэкономить в школе. Из года в год родители сдают деньги, порой даже не вникая, на что именно, а просто потому что «так принято». При этом школа имеет право взимать плату лишь за некоторые дополнительные образовательные услуги и только после подписания соответствующего договора. Давайте одержим маленькую победу над привычными, но незаконными устоями и проясним, за что именно родители платить не обязаны.

1. Занятия по предметам, предусмотренным образовательным стандартом

По статистике Рособрнадзора, больше всего нарушений в школах связано именно с платными занятиями.

Школа не имеет права проводить занятия за деньги по входящим в образовательный стандарт предметам. Родители не должны оплачивать лишние уроки, условно говоря, по математике перед итоговой контрольной работой. Расхожая ситуация: классный руководитель, он же учитель английского языка, проводит «для своих» дополнительные уроки за «недорого». Родителей не смущает отсутствие договора, квитанций об оплате, а главное, самой потребности в дополнительном английском. Чтобы избежать предвзятого отношения к ребенку, они готовы платить за бесполезные по существу занятия и громко не возмущаться.

Еще раз: платными могут быть только те занятия, которые выходят за рамки обязательной программы. Проще говоря, которых нет в расписании или на посещение которых семья дала письменное согласие, заполнив договор об оказании дополнительных образовательных услуг.

2. Охрана школы

Согласно статье 41 п.8 ч.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательное учреждение должно обеспечить охрану и безопасность детей во время их пребывания в учебной организации.

Справедливости ради надо сказать, что на первом собрании родителей спрашивают, существует ли, по их мнению, необходимость в услугах охранника. Ответ очевиден: существует. Но зачастую бюджет города не в состоянии выделить нужную сумму для оплаты услуг охранного агентства, и поскольку родители в них заинтересованы, эта функция по умолчанию ложится на их плечи. В результате создается порочная практика, при которой школа порой даже не пытается выполнить свои законные обязанности, сразу же требуя от родителей спасать ситуацию. А родители, не знакомые с законом, даже не задумываются о своих правах и обязанностях школы.

3. Учебники и методические пособия

Родители послушно покупают необходимый перечень учебников и рабочих тетрадей (в старших классах общие затраты могут составлять до 5-7 тысяч на ребенка), а между тем статья 35 того же закона «Об образовании в Российской Федерации» сообщает: «обеспечение учебниками и учебно-методическими материалами осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».

Приобретение учебной литературы за счет ученика правомерно лишь в том случае, если предмет входит в число дополнительных образовательных услуг, оказываемых на платной основе. Учителя говорят, что закон «не позволяет настаивать» на покупке перечисленных пособий, хотя понятно, что категория это крайне расплывчатая. За словами о добровольности покупки учебника обычно идет предупреждение, что ребенок без него будет чувствовать себя белой вороной и не овладеет материалом. В итоге закон и реальная школьная практика существуют в этом случае в параллельных плоскостях.

4. Гардероб

Внимательная гардеробщица, которая не только отвечает за сохранность одежды, но и поименно знает ее владельцев — для школы большая редкость. Идея о хорошем платном гардеробе как альтернативе плохой бесплатной раздевалке обычно появляется у самих родителей вскоре после пропажи нескольких вещей или детской потасовки в рядах с одеждой.

Вряд ли в школе, в которой нет приличной раздевалки, есть достойный управляющий совет. Иначе мы рекомендовали бы искать решение этой распространенной проблемы именно там. Если создание платного гардероба — единственный выход из тупиковой ситуации, бесплатная раздевалка непременно должна остаться. В обязанности родителей не входит оплата труда дополнительной штатной единицы, введенной по запросу инициативной группы.

5. Оборудование и ремонт школы

Говоря о школьных поборах, родители чаще всего имеют в виду именно сбор средств на покупку новых парт, ремонт класса, IT-оснащения и так далее. Между тем закон «О совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений», вступивший в силу аж в 2011 году, запрещает брать плату за услуги, которые оказываются в рамках государственного задания за счет бюджетных средств. А закон «Об образовании» уточняет, что платным может быть только то, что выходит за рамки образовательного стандарта.

Казалось бы, и добавить нечего. Все прозрачно.

Но некоторые школы, особенно региональные, чтобы легализировать родительские взносы, используют договор на добровольные пожертвования. Формулировка одного из пунктов обескураживает: «жертвователь обязан переводить добровольные пожертвования...» Подписав такой документ, родители соглашаются платить за все: за ремонтные работы, за подарки учителю, за покупку стульев в столовую. При этом принуждать к подписанию такого договора школа тоже не имеет права.

Отношения между родителями и детьми - почти всегда серьезная проблема семейных отношений. Особенно, если это уже взрослые дети. К сожалению, каждого ребенка прямо с пеленок учат всему, кроме главного – быть хорошим родителем. И напрасно: трудные отношения детей с родителями – это всегда психологическая и душевная травма, могущая не только привести к серьезной депрессии, но и сломать, разрушить самый главный инстинкт – инстинкт самосохранения. И когда уже разрушены не только отношения между детьми и родителями, но и жизнь, уже нет смысла выяснять, что родители должны давать своему ребенку, а чем дети обязаны своим родителям.

Попытаемся понять, как должны родители воспитывать своих детей, и как обязаны дети выполнять свой долг перед родителями. Я не навязываю никому свое мнение и не утверждаю, что именно ТАК нужно понимать права и обязанности детей и родителей, это только мое мнение, и мои логические выводы. Я человек неверующий в общепринятом понимании этого слова, но чту общечеловеческие законы (которые принято называть христианскими) и руководствуюсь общечеловеческой моралью и понятием нравственности. Конечно, как и все, я не безгрешна, и допустила очень много ошибок в воспитании теперь уже взрослых своих детей и пока маленьких внуков. Тем более, осознавая это, думаю, что имею право написать эту статью и изложить в ней свое мнение по поводу взаимоотношений между родителями и детьми.

Давайте сначала выясним, как должны родители понимать свою роль в воспитании детей. В чем заключаются их обязательства по отношению к детям, и когда родители должны дать своим детям право на самостоятельные решения. Не будем касаться законов об отношениях между родителями и детьми, которые закреплены в Конституции и других законодательных государственных актах. Это не ставится под сомнение. Да, родители обязаны воспитывать своих детей и заботиться о них. Но: детях несовершеннолетних, или учащихся дневных учебных заведений, то есть, не имеющих собственного заработка.

Но и в этом случае надо четко понимать, что значит «забота» и «воспитание». Обычно родители видят в своем ребенке продолжение себя, свою маленькую копию, как возможность реализовать свои мечты и исправить ошибки свой жизни. Но дети – не родительские клоны! Каждый человек рождается со своим, уникальным набором генов, со своими собственными привычками, темпераментом, склонностями. Пусть даже похожие внешне «как две капли воды», на своих родителей, они содержат в себе генетическую информацию многих поколений, как со стороны матери, так и отца. И, по меньшей мере, глупо пытаться сделать из них себя, только «лучше, способнее, воспитаннее, образованнее…» Результат может быть совершенно обратным! Гены, как говорится, пальцем не выковырнешь, помните, как король из «Обыкновенного чуда» страдал от своих ужасных предков?

Это, конечно, шутка, но ведь известно, что в каждой шутке лишь доля шутки...

Есть и другие «привычки» родителей относиться к своим детям, как к очистителю от отрицательной энергии. Мы держимся на работе, «держа лицо» перед сослуживцами, сдерживаем себя в магазине, когда нам хамят, в транспорте… И, придя домой, выплескиваем на детей весь свой накопившийся за день негатив. Да еще приговариваем при этом: «ты должен, ты обязан, мы тебя родили, ты наш должник…»

Да ничего дети не должны своим родителям! Разве они просили, чтобы их родили? Разве могут выбирать родителей? Хорошо, если достались любящие и ласковые, а если наоборот? Чем они виноваты, что судьба родителей сложилась так, а не иначе? Чья вина в том, что рождение детей оказалось не вовремя, не к месту, или, вообще, случайностью ? И за то, что родители когда-то недостаточно реально оценили свои возможности и последствия рождения детей, дети оказались перед ними в вечных должниках?

Дети – не бесплатные домашние рабы! Нет у них никакого долга по рождению перед родителями! Родители должны (и по закону, в том числе) заботиться и ухаживать за детьми, потому что рожают детей для себя, и не нужно требовать от детей вечного возврата долга. При такой постановке вопроса долг этот никогда выплачен не будет! А, значит, вечно связанный по рукам и ногам ребенок, даже вырастая, никогда не будет чувствовать себя свободным и независимым, он будет мыслить и действовать не по своему усмотрению и желанию, а с оглядкой на мнение родителей. А это неправильно. Прогресс в том и заключается, что каждое новое поколение должно быть более умным и развитым, более свободным в своем мышлении и сознании, чем предыдущее. И ДЕТИ ОБЯЗАНЫ быть умнее своих родителей, это закон природы. И навязывать детям свое мнение – значит, тормозить его развитие и толкать общество к регрессу.

И, может, именно поэтому подрастающие дети так стремятся вырваться из-под мелочной опеки, потому что подсознательно чувствуют, что родители не дают им развиваться, заставляя жить по своей указке, в соответствии со своими представлениями о жизни. Они, родители, по-прежнему живут понятиями прошлого, а их дети формируют понятие настоящего. И этот процесс бесконечен – дети детей также будут умнее своих родителей и значительно умнее дедушек и бабушек. Родители должны это понимать и давать своим детям право мыслить самостоятельно. Даже в самом раннем возрасте, совершая ошибки, чтобы потом, во взрослой жизни, не совершать ошибок больших, из-за неразвитости мышления и способности делать правильный выбор .

И еще немного о том, что должны родители. Родители – это обычные люди, которые имеют свой темперамент и характер. Помимо семьи, они живут еще и в обществе. Но вот в обществе мы ведем себя с другими людьми, учитывая их темперамент. С холериками и меланхоликами стараемся находиться как можно меньше времени, чтобы сохранить свою энергию. По этой же причине ограждаем себя от чрезмерного влияния энергетического вампира. А что же дома?

Разве дома энергетический вампир перестает быть таковым? Наоборот, если в обществе он еще сдерживается, то уж «при своих» отрывается на всю катушку, уверенный, что его поймут и простят. И понимают, и прощают. Или не понимают, и не прощают, и в этом случае семья распадается, супруги разводятся, а ребенок «развестись» с родителями не может ни в юном возрасте, ни в старости, когда все свойства характера обостряются и могут принимать болезненные формы. Он несет свой крест, считая себя вечным должником перед родителями за единый факт своего рождения, и дети обязаны терпеть и родительский эгоизм, и родительское хамство, и откровенные издевательства над собой. Так считают и родители, внушившие своим детям такое понимание «долга», и как будто испытывают свое дитя на прочность, пускаясь «во все тяжкие», требуя исполнения своих, иногда попросту, безумных и диких, прихотей, или требуя, чтобы выросшие дети жили только в соответствии с их представлениями о жизни. Как будто дети – это возможность родителей прожить свою жизнь заново, набело. А у детей есть своя жизнь, и ей они должны жить, а не жизнью родителей.

Вот так и получается, что из-за эгоизма родителей возникают вечные конфликты между родителями и детьми. И решить эти конфликты «мирным путем» почти никогда невозможно, только если кто-то не поступится, не пожертвует своим мнением в пользу другого. Почему-то чаще всего страдают дети. Наверное, в силу того, что с детства в них вбита мысль, что дети обязаны перед родителями своей жизнью.

А что же, у детей вообще нет обязательств перед родителями? Есть, и они очень четко прописаны в той же Конституции: дети обязаны содержать престарелых родителей, заботиться об их здоровье, помогать им в их немощности. И ни слова нет о том, что дети обязаны «слушаться» и подчиняться мнению родителей, если они достигли совершеннолетия и способны обеспечивать себя материально.

Да, большинство выросших детей сознают это, но не могут заставить себя вступать в откровенный конфликт и разрыв отношений со старыми родителями. Почему-то принято считать, что все старики – «божьи одуванчики», принимающие «на ура» любые знаки внимания своих детей . А это все те же люди обычного общества, в котором есть и меланхолики, поражающие все вокруг желчью и унынием, и склочники, и завистники, и те же энергетические вампиры. И с возрастом свойства характера и темперамента не изменяются, а лишь обостряются. Они требуют, настаивают, заставляют, угрожают, шантажируют… Все, как и в трудоспособном возрасте, но от недостатка общения – в более открытой форме. Поэтому не спешите наклеивать ярлыки на «черствых и бездушных» детей, отрекающихся от своих родителей. Все в жизни бывает. И родители бывают всякие, даже те, которые отрекаются от своих детей, выгоняют из дома, проклинают – только за то, что те посмели ослушаться родителей, отказавшись выполнять их прихоти.

Мы привыкли быстро красить весь мир в белый или черный цвет, не признавая полутонов и оттенков. И легко решаем чужие проблемы: если родитель отказался от взрослого ребенка – виноват родитель, взрослый сын порвал отношения с родителями – виноват сын. А вникать в чужие проблемы не хочется никому – своих хватает.

И взрослые дети помогают, ухаживают, заботятся, обеспечивают. В память о том светлом и добром, что дали родители, в память об их молодости и своем детстве. Несут свой крест, забывая об отдыхе, о полноценных выходных, отказывая себе в возможности жить собственной жизнью, принося в жертву свою семью, своих детей. Вот только преклоняться и уважать «по обязанности» они не могут.

Предвижу гневные проповеди по поводу моего «неправедного» мнения. Но давайте не будем лицемерами по отношению хотя бы к себе. Легко стоять на высокой трибуне и размахивать флагом гуманности, призывая к прощению и чувству долга. Легко любить, получая в ответ любовь и понимание , без вечных обвинений неизвестно в чем и обид неизвестно за что. Не всем достаются счастливые семьи, в которых царят мир, согласие, понимание и уважение чужих понятий и представлений о жизни. Не все понимают, что родители должны не только любить, но и уважать своих детей. И не все понимают, что дети обязаны ухаживать и содержать немощных своих родителей. И эти отношения между родителями и детьми должны основываться на взаимоуважении и взаимопонимании, и только по доброй воле. И тогда понятия «должны» и «обязаны» не будут ощущаться тяжким гнетом, а помощь предлагаться не по обязанности, а по велению сердца.

Здравствуйте, уважаемы друзья! Сегодня у меня философская тема, очень интересно будет узнать мнение каждого из вас о том, что же родители должны дать своему ребёнку. Я не призываю никого соглашаться с моим мнением, все мы разные и по-разному смотрим на одни и те же вещи. Я просто хочу выразить свою точку зрения по этому поводу. И на эту статью меня натолкнули события вокруг, люди, меня окружающие, у всех ведь своя жизнь, судьба и мнения, но никто не запрещает это мнение высказать. Вот и давайте обсудим с вами, ведь многие из вас не только родители, но уже и бабушки, дедушки, а с высоты жизненного опыта многое можно рассказать, дать мудрый совет. Рождение ребенка – это чудо само по себе. Но что дальше? Ведь теперь задача родителей вывести в свет здоровую, полноценную, самостоятельную, способную к адаптации личность. Но как это сделать, чтобы ребенок никогда не обвинял вас в своих неудачах в дальнейшей жизни. Что прежде всего нужно «дать» нашим детям?

Что родители должны дать своему ребёнку.Самое важное

Первое, и самое важное, на мой взгляд, – это любовь. Причем любовь не за хорошую учебу или послушание, а вопреки всему. Каждую минуту ваш ребенок (неважно, сколько ему лет), должен чувствовать, что его любят несмотря ни на что. Он нужен, он хороший, даже если его поведение оставляет желать лучшего.

Даже ругая, следует разделять поведение в конкретный момент и личность всегда. Наказание должно поступать следом за действием, но затем снова должна проявляться любовь. В чем она выражается? В близком контакте (обнимите, поцелуйте), в заботе и внимании, в участии. Да, наказание вызывает в маленьком человечке обиду, чувство протеста, но на отношения между родителями и детьми это никак не должно сказываться.

Капризы маленького ребенка имеют под собой почву – усталость, обиду, скуку, отсутствие внимания. Обычно за безобразным поведением стоит отчаяние получить такое нужное ребенку внимание со стороны взрослых.

Выяснить причину – своеобразное проявление любви, хотя в этот момент многие родители чувствуют что угодно: раздражение, злость, обиду, стыд (если это происходит в общественном месте), но только не нежность и любовь. Сложно, испытывая отрицательные чувства, проявлять любовь, но просто необходимо, чтобы не потерять контакт с нашими детьми.

Можно ли поставить знак равенства между любовью и заботой? Чтобы правильно заботиться, нужно знать потребности маленького человека. А вот с этим возникают проблемы, ведь зачастую наши потребности и ребенка не совпадают. Мы хотим помочь им выжить, приспособиться к этому миру и в этом наша потребность. Но понимает ли ее трехлетний ребенок? Ему нужно просто чувствовать вашу поддержку и тогда он будет уверен, что находится в безопасности.

Можно ли сказать, что любовь – это взаимоуважение? Как может существовать любовь, если человек не уважает своего партнера? А что происходит в наших отношениях с детьми? Как часто мы смеемся над наивными суждениями наших детей. Сколько раз говорим о том, что руки растут не из того места, если ребенок разобьет кружку или что-то сломает? Разве это является проявлением любви, ведь говоря такое, мы унижаем маленькую личность!

Вот и встречаются во взрослой жизни нам люди, которых родители вроде бы любили, но они недолюблены. А все потому, что родители их не уважали…

Если мы будем воспитывать детей спокойно, в атмосфере любви, то не только сделаем хорошо им, но и себе, воспитывая мудрого и спокойного родителя. Главное никогда не путать между собой два понятия – любовь и вседозволенность.

Что посеешь, то и пожнешь…

Ребенок приходит в эту жизнь, словно пустой сосуд, а мы, взрослые, наполняем его. И от нас родителей во многом зависит, с каким питьем будет эта чаша. К сожалению, малыш в песочнице не проводит грани между добром и злом. Он не знает, что такое внимательность по отношению к другим таким же малышам. Ему непонятно, что «выковыривая» глазик у собачки, он делает животному больно. И только взрослые в состоянии объяснить, что такое сострадание к более слабым.

Как мы относимся к подросткам, которые издеваются над более слабыми, младшими? Но если сами не будем прививать детям сострадание и доброту, рискуем получить такого же подростка. И лучший способ воспитания ни нотации и красивые речи, а собственный пример. Только проявляя терпение к чужим недостаткам, в том числе и наших чад, мы сможем привить терпение.

Как часто мы требуем от ребенка честности, ругаем даже за маленькую ложь? Но позвольте, ведь сами-то не безгрешны. Сколько раз мы обманываем детей? У многих это даже своеобразная тактика воспитания – обман. Так откуда же взяться честности и правдивости.

Мы скрываем свои чувства, а потом искренне удивляемся, что нам плохо, а дети, такие черствые, даже этого не замечают. Но попробуйте открыться. Хочется плакать – плачьте в открытую, говорите, как вам больно и обидно за тот или иной поступок ребенка, и вы удивитесь, насколько честнее и внимательнее станут ваши дети. Не сразу, конечно, ведь любые изменения происходят постепенно.

Я верю в Бога и считаю, что детей нужно учить жить с Богом, идти по жизни с Богом, надеяться и верить, что всё что ни посылается в жизни хорошее и плохое, это для нашего же блага. Дети должны уже с раннего возраста понимать, что они не сами по себе и не надеяться только лишь на свои силы, что есть их создатель. Что они всегда ходят под его родительским присмотром. Обязательно приводить детей в храм, причащать, рассказывать самим и много читать на духовные темы. Мы как родители обязаны сохранить и передать свою православную веру нашим детям.

Образование

Чтобы будущее у детей складывалось удачно, должна быть возможность зарабатывать себе на жизнь. Ведь еще с раннего детства мы задаем своим детям вопрос: «А кем ты хочешь стать?» Подводя к тому, что учиться и получать профессию просто необходимо. Поэтому задача родителей помочь выбрать профессию и, по возможности, помочь с обучением. Но, подчеркиваю, только помочь!

В жизни же все происходит иначе. Мы имеем какие-то ожидания, возлагаем надежды на наших детей и… навязываем свои несбывшиеся мечты. Причем мы не советуем, а требуем. Уже по привычке, как в два года требовали надеть шапку, потому что на улице ветер.

Требуем идти учиться на юриста, «потому что актриса из тебя не получится». Все чаще в лексиконе при общении со взрослыми детьми появляется выражение «Ты должен!». И чем взрослее и самостоятельней наш ребенок, тем бескомпромиснее заявления. А ведь от нас, как от родителей требовалось всего лишь дать право выбора и, конечно же, право на ошибку.

Нужно ли помогать финансово?

Одно из современных заблуждений – ребенок должен выйти в люди «полностью упакованным». В свободное плаванье чадо должно выйти с квартирой и машиной, образование – только высшее, работа – престижная, в какой-нибудь известной компании. А как же самостоятельность? Нет, естественно, мало найдется юношей и девушек, которые откажутся от всех этих подарков, но вот об этом ли они мечтают?

Это навязанный стереотип, с которым все теперь идут, размахивая флагами. А у всех ли есть такая возможность? Если у вас один ребенок, то можно поднапрячься, и дать на блюдечке с голубой каемочкой, но будет ли все это цениться? А если вы относитесь к многодетной семье? Что же теперь всех обеспечивать жильем? Боюсь, что в этом случае можно просто потерять себя.

На мой взгляд, наша задача, как родителей, подготовить детей морально к сложностям жизни, заложить в них прочный фундамент духовных ценностей, а не стелить соломку везде, где ребенок может упасть и набить шишки.

Давая всё, мы воспитываем избалованных детей, которые привыкают брать, требовать, отнимать, не давая ничего взамен. Изначально, даря подарки, мы ждем ответа – уважения, терпимости, признания и послушания. Но, как показывает опыт, получаем обратное. Ведь умение давать так и не привито.

Истории жизни знаменитых людей показывает, что есть среди талантов много людей из многодетных семей, которые жили весьма небогато. Это и Менделеев, который был семнадцатым ребенком, и А.С. Пушкин, и Юрий Гагарин, и художник Кустодиев. Но практически все они в биографии указывают, что детство проходило весело, хотя и приходилось много работать. В семьях царила любовь, чувство взаимопомощи и взаимовыручки. Родители в этих семьях смогли заложить тот прочный фундамент, которой дал толчок будущим талантам, которые сегодня известны на весь мир. Кто знает, стали бы эти люди знаменитыми в другом окружении.

Но реальность современной жизни показывает, что дети, которых называют мажорами, редко могут чего-то добиться без родительских денег. Мне нравится изречение: "если вы хотите вырастить хороших детей, то тратьте н них в два раза меньше денег и в два раза больше времени", на самом деле это самый главный секрет воспитания, которым сейчас многие родители пренебрегают, поступаю наоборот. Детям нужны не деньги и дорогие игрушки, им нужны родители, которые будут жить глаза в глаза со своим ребёнком.

Когда еще нет детей

Еще одна современная реальность – первого ребенка женщины рожают очень поздно, годам к 35, а то и старше. С этим уже столкнулись Америка и Европа, сейчас такая «мода» дошла и до стран бывшего СССР.

Увеличение возраста матери при рождении первого ребенка происходит из-за боязни не дать ребенку всего того, что будет нужно. Вот и ждут женщины лучших времен, стремятся заработать побольше, строят карьеру. Но парадокс в том, что «подходящее время» может не наступить никогда. Вот и сталкиваются женщины к 35 годам с проблемой наступления беременности и ходят потом по врачам, в надежде, что им помогут.

Сам Господь дал нам женщинам завет рожать детей, и явно не старости, а мы вместо этого занимаемся неизвестно чем, а потом спохватываемся тогда, когда бывает очень поздно.

Не зря природой так заложено, что рожать нужно, пока ты ещё молод, полон сил и здоровья, а это возраст с 20 до 35 лет, в этом возрасте:

  • меньше хронических заболеваний;
  • меньше вероятность выкидыша и замирания беременности;
  • сочленения костей еще достаточно подвижны и будет меньше родовых травм;
  • мышцы упруги и хорошо растягиваются;
  • организм быстрее восстановится после родов;
  • проще переживать стресс, недосыпания и изменение течения жизни с рождением ребенка.

Всему своё время, это не придуманная истина, а закон природы если хотите.

Конечно, каждая женщина решает сама, стоит ли рисковать здоровьем своим и ребенка, и ждать времени, когда она взберётся вверх по карьерной лестнице, или же принести карьерный рост в жертву счастью материнства и исполнить своё главное предназначение на этой земле - дать жизнь другим людям.

Напоследок хочется подвести некий итог моих размышлений: самое важное что родители должны дать детям - это любовь и забота, передать свою веру, привить духовные ценности (сострадание, честность, доброта, верность, любовь к родине, терпение и т.д.), образование (заметьте, что я не ставлю его во главу угла, оно на третьем месте, без остальных составляющих образование не имеет смысла, посильная материальная поддержка, но не всё сделать за ребёнка.

Вот такое моё видение этого волнующего многих родителей вопроса, оно не претендует на истинность в первой инстанции - это то, что я чувствую и как мне подсказывает сердце. А как вы считаете, уважаемые читатели, что же мы как родители должны дать своим детям?

Психологи в один голос твердят, мол, любые человеческие отношения строятся на совместном интересе «ты мне, я – тебе». Но как быть, когда речь идет о самых близких людях: родителях и детях? Частенько приходится слышать «мы вас вырастили, теперь живите своим умом», «мы вас воспитали, теперь помогайте нам», «родители, дайте денег» и т.п. В высказываниях порой заложен совершенно противоположный смысл. Итак, кто кому должен помогать, когда вчерашние дети сами становятся взрослыми? И вообще, уместно ли слово «должны», когда речь идет о родных? Попробуем разобраться.

Для начала немного отойдем от темы долга и рассмотрим . Каждый адекватный родитель стремится сделать отпрыска счастливым. Забота может выражаться по-разному: опека, помощь, материальные вложения, желание защитить от жизненных невзгод, страх за будущее детей. Разумеется, когда ребенок маленький, родительское повышенное внимание ему жизненно необходимо. Грудной возраст, садик, школа, институт, начало самостоятельной жизни, создание своей семьи… Где родителям стоит поставить точку? Такую, которая позволит вчерашнему ребенку начать нести ответственность за свою жизнь, стать самостоятельным в материальном и моральном плане?

К слову, многие взрослые сами не готовы отпустить отпрысков в «свободное плавание». Мол, они для нас до старости дети, пока живы, будем помогать. Или наоборот: родители обрадовались бы независимости сына-дочери, но те постоянно требуют присутствия в своей жизни. Не обязательно это могут быть денежные вложения, но также помощь в бытовых вопросах, поддержка советом. Взросление и «отпочкование» вчерашнего ребенка – естественный процесс воспитания. Вмешиваться в него из добрых родительских побуждений чревато негативными последствиями для обеих сторон.

Заметим, что на Западе такая картинка мира абсолютно неприемлема. Во-первых, европейцы и американцы не склонны помогать деньгами вчерашним подросткам. Во-вторых, задержаться в отчем доме дольше положенного и вовсе считается абсурдом. И нельзя обвинять иностранцев в черствости, бездушности и бессердечии: такая модель поведения взрослых учит детей самостоятельности и позволяет крепко стоять на ногах.

У нас же принято до седых волос помогать своему «дитятку», несмотря на то, что последнему уже под сорок лет. Тут и решение их денежных вопросов, и предоставление жилплощади для совместного проживания, и круглосуточное сидение с внуками и т.п. Только вот совсем не стремится решать насущные проблемы. А смысл? Ведь родители всегда придут на выручку, и напрягаться лишний раз незачем. То, что мама-папа уже не так молоды, имеют проблемы со здоровьем, забыли о собственных интересах и вовсе не принимаются во внимание.

Увы, наши родные не вечны. И столкновение с реальностью (считай, невольное возмужание) для инфантильного взрослого может быть очень болезненным. Отсюда тяжелейшие депрессии, возможное увлечение алкоголем и даже суицидальные настроения. Возьмите и на заметку возраст: учиться решительности и независимости при отсутствии этих навыков с годами все сложнее и сложнее.

Да... Совсем не радужная картина вырисовывается. Учитывая тот факт, что для многих родителей помогать детям сродни воздуху. Да и западная модель поведения у нас вряд ли приживется. Что делать? Помогать, но только когда это действительно необходимо, быть чуткими к проблемам близких людей. К примеру, помочь в получении образования (оплатить учебу), оплатить услуги репетитора, погасить текущий платеж по кредиту, дать дельный совет. Но без фанатизма: только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Верх совершенства общения старшего и младшего поколения – когда дети знают, что родители их всегда поддержат, но справляются с проблемами самостоятельно.

Родителям в свою очередь следует помнить: дети не их собственность, и они ничего не должны старшим. По большому счету, ребенок не настаивал на своем рождении. Поэтому считать кого-то кому-то обязанным – пустая трата нервов и времени. Получается, что решение о том, помогать или не помогать родителям, выросшие дети принимают сами.

Неужели между «стариками» и отпрысками может не быть никаких точек соприкосновения? Если и говорить о чувстве долга, то только в следующем ключе. Хоть дети и не обязаны в материальном плане, но в их зону ответственности входит не дать столкнуться старшим с одиночеством. Кстати, для огромного количества мам и пап уже достаточно, когда взрослый ребенок просто интересуется их делами, здоровьем, желаниями, оказывает поддержку, делится своими мыслями, чувствами и переживаниями.

Когда-то давно французский прозаик и драматург Э. Легуве сравнил воспитание с наукой, которая обучает детей обходиться без родителей. Но не стоит забывать, что воспитание – всегда обоюдный процесс, продолжающийся всю жизнь, и в наших интересах стремиться стать отличниками по этой дисциплине.

Когда кто-то кому-то что-то должен, это означает, что в отношениях нарушен баланс. То есть только один из них что-то давал, и только один что-то брал.

Это актуально для многих, меня об этом спрашивают постоянно. Да что там – я сама долго искала внутри себя ответ на этот вопрос. Или даже вопросы:

  • Почему часто родители ждут от детей возврата какого-то долга?
  • Должны ли дети что-то своим родителям?
  • И если да, то что? Сколько и каким образом нужно отдавать?
  • А если нет, то, что делать? Игнорировать эти просьбы?

Хочется сказать в первую очередь о том, как нам самим такими не стать (ведь родителей и их позицию уже не изменишь, да и незачем). Давайте попробуем в этом разобраться.

Почему же так происходит, почему родители ждут от детей возврата какого-то долга? На основании чего? Почему столько переживаний из-за этого у родителей и чувства вины у детей? Где закралась ошибка и несправедливость? Кто и кому должен? И должен ли?

Когда кто-то кому-то что-то должен, это означает, что в отношениях нарушен баланс. То есть только один из них что-то давал, и только один что-то брал.

Со временем накопился долг, и у первого человека внутри есть ощущение, что его обманули и использовали – все забрали и ничего не отдали. Я не буду рассматривать ситуацию, когда первый отдавал второму много лет бескорыстно. В этом мире бескорыстия практически не бывает. Даже в отношениях родителей и детей.

Родители в своей заботе о детях держат в уме как минимум стакан воды, который ребенок все-таки должен принести. Ждут и заботы в немощи, и финансовой помощи, и что их будут продолжать слушаться, и что дети будут жить так, как хотят родители, и поводов для гордости и хвастовства, и внимания. И много чего ждут. Даже если явно об этом не говорят. Но на основании чего?

Родители действительно очень много вкладывают в детей – время, нервы, деньги, здоровье, силы. В течение долгих лет. Им часто приходится отодвинуть свои желания на второй план – ради ребенка. Делать то, что не хочется – опять же ради него. От чего-то отказываться, чем-то жертвовать – как минимум своим собственным сном в течение нескольких лет. Кто сказал, что быть родителями легко и просто?

Вот проходят годы, и вдруг - или не вдруг – ребенок слышит прозрачные намеки или прямые указания, что именно и как он должен родителям. Но насколько это правомерно и обоснованно? Действительно ли он что-то должен? И откуда это ощущение несправедливости берется?

Родители переживают, потому что их родительство показалось им самим огромной безответной жертвой. Односторонним процессом, не дающим никаких бонусов и радостей. Двадцать лет мучились и теперь ждут, что должно как-то вознаградиться это все безобразие. Они очень много отдавали и ничего не получали. Совсем ничего. Должна же быть справедливость! Но так ли это?

Нет. Этот мир всегда и во всем справедлив. Дети на самом деле очень много родителям дают. Точнее даже, Бог дает нам через детей столько всего! Даже не описать словами. Их объятия, признания в любви, смешные слова, первые шаги, танцы и песни… Даже просто вид маленького спящего ангела - настолько милыми Господь их создал! Первые пять лет жизни из ребенка исходит столько счастья, что оно притягивает взрослых как магнит. Дальше тоже много разных бонусов, хоть и в чуть меньшей концентрации. То есть через детей Богом родителям дается так же очень много, причем такого, что за деньги не купишь и на дороге не найдешь. И все честно, все компенсируется - родители трудятся, Господь их вознаграждает. Сразу же, в этой же точке. Ты ночь не спал – а тебе утром улыбку, гуление и новые навыки.

Но для того, чтобы получать все эти бонусы - надо быть с детьми рядом. И иметь силы и желание этим наслаждаться – что тоже немаловажно. Видеть все эти дары, быть благодарными за них.

Именно в их детские годы, пока они маленькие, и из них все это счастье излучается просто так, каждую минуту. То, как они пахнут, смеются, ругаются, обижаются, любят, дружат, познают мир – все это не может не радовать любящее сердце родителей. Счастье в нашем сердце – это и есть награда за труды.

Тогда почему родители чувствуют, что им кто-то что-то должен? Потому что их не было рядом с детьми, и все эти бонусы и радости получил кто-то другой - бабушка, няня или воспитательница в детском саду (хотя последняя наверняка тоже этим не пользовалась). Родителям было некогда дышать детскими макушками и обнимать их посреди ночи. Нужно же работать, реализовываться. Нужно куда-то бежать, дети не убегут, подумаешь малыш! С ним не поговоришь, не обсудишь день, он вроде бы ничего не понимает, ему все равно, кто его качает и кормит. Отношения с младенцами часто не вписываются в наше понимание отношений – какое там, так только помыть-покормить-уложить. Некогда нам любоваться спящими детьми, усталость такая сильная, что можно только упасть где-то в другой комнате. Нет времени изучать с ним кузнечиков и цветочки. Нет сил на то, чтобы вместе рисовать, лепить, петь. Все силы остаются в офисе.

Но даже если мама не работает, скорее всего, ей тоже не до этих странных «бонусов» и мелочей. Это же какая-то ерунда, пустая трата драгоценного времени (как и на саму себя), а ей надо дом убрать, еду приготовить, в кружок ребенка отвезти, в магазин сходить. Она же не может лежать с ним рядом и болтать на его непонятном языке, это же глупо. Нет никаких сил и совсем нет времени на то, чтобы просто заглянуть ему в глаза и выдохнуть все напряжение. И если мы идем по делам, то идти надо быстро, а не останавливаться возле каждого камешка. Хотя физически мама рядом, все эти бонусы стремительно пролетают мимо нее. И часто у неработающей мамы к детям претензий еще больше - она же пожертвовала ради них даже своей самореализацией, не работая, так, что потенциальный счет будет еще выше.

Так хочется иногда остановить какую-нибудь бегущую куда-то маму с каменным лицом! Остановись, мама, самое большое чудо рядом! И оно не может ждать!

Оно растет каждую минуту и дарит тебе столько чудес и счастья, а ты пропускаешь все это мимо, не обращая внимания! Словно лепя очень важный песочный замок, ты не замечаешь в песке крупинок золота.

Так же часто останавливаю саму себя, когда у меня вдруг находятся более важные дела, чем почитать книгу, поиграть с ними в Лего или просто полежать рядом со спящим чудом. А куда это я собралась? И зачем? Может быть, лучше позволить счастью проникнуть в мое сердце прямо сейчас и растопить его?

По итогу же этого всего мы получаем такую ситуацию, что люди работали много лет, трудились и достаточно тяжело (разве это может быть просто?), а их честно заработанную зарплату выдавали в другом месте, каким-то другим людям. Потому что именно они были там, где нужно. Например, пока мама и папа изо всех сил трудятся, чтобы выплатить ипотеку за свой огромный дом и заплатить за услуги няне, эта няня испытывает счастье, она наслаждается жизнью в этом доме с этими детьми (я таких счастливых и наполненных нянь, балдеющих от детей и общения с ними, видела очень много, когда мы жили в поселке под Петербургом). А может быть и такое, что все эти радости не получал никто – никому они были не нужны, и спустя много лет и сам ребенок уже поверил, что ничего интересного и хорошего в нем нет.

При этом работавшему тяжело и долго человеку через двадцать лет всё же хочется зарплаты - сразу за все эти годы! И он требует - у тех, ради кого и мучился. А у кого же еще? Но не дают. Вот и остается неудовлетворенность, ощущение обмана и предательства…

Но чья проблема, если мы сами не приходим за своей «зарплатой» родителей каждый божий день? Кто виноват, что мы забываем о том, что в мире все пройдет, а дети будут маленькими всего однажды? Кто несет ответственность за то, что карьера и свершения для нас важнее детских макушек и разговоров с ними? Кто платит за наше решение, когда мы готовы отдать своих детей в садики, ясли, няням, бабушкам ради каких-то достижений, теряя с ними связь и теряя все то, что так щедро дает нам через малышей Господь?

Бесполезно ждать возврата долга от взрослых детей. Они не смогут дать того, что вы хотите, потому что они уже очень много дали вам, хоть вы и не взяли все это.

Дети возвращают долг не родителям, они отдают то же самое своим детям, и в этом мудрость жизни. И пить из взрослых детей соки - значит тем самым обделять собственных внуков, как это ни печально.

«Извини, мама, я ничем не могу тебе сейчас помочь. То, что я должна тебе, я отдам своим детям. Тебе я готова дать благодарность, уважение, необходимую заботу в случае, если это требуется. И все. Больше ничем не могу помочь. Даже если очень захочу.».

Это единственное, что может взрослый ребенок ответить своим родителям, требующим возврата долга. Конечно, он может попытаться, бросить на это все силы, всю жизнь, отказываясь от своего будущего, вкладывая не в своих детей, а в родителей. Только удовлетворения ни у одной из сторон от этого не будет.

Мы не должны ничего своим родителям напрямую. Мы должны все это своим детям. Вот он – наш долг. Стать родителями и передать все это дальше. Отдать всю силу рода вперед, ничего не оставляя позади. Точно так же и наши дети ничего не должны нам. Они даже не должны жить так, как мы хотим, и быть счастливыми так, как мы это видим.

Наша единственная плата за все – уважение и благодарность. За все, что для нас было сделано, как это было сделано, в каком объеме. Уважение, как бы родители себя ни вели, какие чувства бы ни вызывали в нас. Уважение к тем, через кого наши души пришли в этот мир, кто заботился о нас в дни наибольшей беспомощности и уязвимости, кто любил нас, как умел и как мог – изо всех своих душевных сил (просто сил не у всех много).

Конечно, на нас лежит ответственность за последние годы жизни наших родителей, когда они сами о себе позаботиться уже не могут. Это даже не долг, это просто по-человечески. Сделать все, что возможно, чтобы помочь родителям выздороветь, облегчить им быт и дни немощи. Если мы не можем сидеть с болеющим родителем рядом, нанять ему хорошую сиделку, найти хорошую больницу, где будет осуществляться надлежащий уход, по мере возможности – проведывать, уделять внимание. А еще хорошо бы помочь им «правильно оставить это тело». То есть помочь им подготовиться к этому переходу, читая книги. Общаясь об этом с духовными людьми. Но это не долг. Это само собой разумеется, если мы сохранили в себе что-то человеческое.

Больше ничего дети нам не должны. И мы не должны своим родителям. Только уважение и благодарность – напрямую. И передача самого ценного дальше. Дать своим детям не меньше, чем мы сами получили. А лучше – дать даже больше, особенно любви, принятия и нежности.

Поэтому чтобы в старости не стоять с протянутой рукой возле их дома, требуя выплат, учитесь наслаждаться уже сегодня тем, что вам так щедро дается свыше.

Обнимайте их, балуйтесь с ними, смейтесь вместе, нюхайте их макушки, болтайте ни о чем, никуда не спеша, валяйтесь в кровати, пойте, танцуйте, вместе открывайте этот мир – мало ли разных возможностей для того, чтобы вместе с детьми испытывать счастье!

И тогда трудности не кажутся такими трудными. И работа мамы – такой неблагодарной и тяготящей. Подумаешь бессонная ночь, прижимаешь к себе маленькое вкуснопахнущее тело ангелочка, он сложит на тебя свою пухлую ручку - и жить сразу проще. Хоть чуточку. Или даже не чуточку. опубликовано