Тема: Общение.

Цель: сформировать у обучающихся представления о способах и средствах общения.

Задачи:

    развитие навыков взаимодействия с другими;

    обучение школьников использованию полученных знаний для эффективного общения;

    стимулирование учащихся к самопознанию и самовоспитанию.

1. Копилка хороших новостей.

---Что хорошего, доброго произошло в вашей жизни за неделю?

2. Установка на занятие : без чего человек не может прожить?

Все мы живём среди людей. Мы учимся, встречаемся с друзьями, с близкими, ходим в гости. И в любой ситуации, иногда независимо от нашего желания , общаемся с людьми – родителями, сверстниками, педагогами. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьи нам не нравятся, а с четвёртыми вообще неизвестно зачем разговариваем. Но без общения очень трудно человеку.

Общение – очень большая тема, человек всю свою жизнь осознанно или бессознательно пытается найти людей, с которыми приятно общаться. Сегодня мы постараемся поговорить о том, что нам помогает в общении, а что мешает?

    Упражнение «Эстафетная палочка»

Умеете ли вы общаться друг с другом? Эта ручка – будет эстафетной палочкой. Я скажу предложение, смысл его неважен. Задача каждого – передавая друг другу, начать своё предложение с последнего слова моей фразы.

Легко ли было придумывать фразы? Почему?

3. Информация об общении.

«Итак, что же такое общение. Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включает в себя три взаимосвязанных стороны:

    обмен информацией (коммуникативная сторона);

    обмен действием – взаимодействие с другими людьми, согласование, распределение, договор, убеждение собеседника (интерактивная сторона);

    познание, восприятие и понимание друг друга в результате общения.

Существует много видов общения, например:

формальное , когда нет стремления понять собеседника

деловое , когда учитывают особенности личности человека, но интересы дела важнее, чем расхождения

духовное , чаще с близкими людьми, когда не обязательно прибегать к помощи слов, понимаешь собеседника по выражению лица, мимике, интонации голоса.

Мы поговорим о межличностном общении , т.к. именно оно наиболее важно для дружеских отношений, и влияет на развитие человека как личности, формирует черты характера, интересы и склонности, жизненные цели и принципы, мировоззрение и т.п.

Межличностное общение – это общение людей в группе, которая постоянна по составу.

Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. Выделяют вербальные (речевые): темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз и т.д. и невербальные (жесты, поза, мимика и т.д.) средства общения.

Какие качества, как вам кажется, нужны для общения? Что же помогает в общении? А что мешает?

Перед вами два конверта:

1 конверт – «Что помогает в общении?»

2 конверт – «Что мешает в общении?».

Подумайте и напишите на листочках по одному качеству к каждому заданию и положите в конверт.

Анализ предложений школьников.

Для позитивного межличностного общения необходимы соответствующие качества, к числу которых относятся:

Умение внимательно слушать , при необходимости задавать уточняющие вопросы, один из лучших способов проявить уважение к человеку и установить с ним контакт.

Искренность : то, что я чувствую, я осознаю, и выражаю в общении.

Безусловное принятие другого человека – принятие без предупреждений, без «наклеивания ярлыков».

Эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать поступки с их же позиций.

Умение понимать не только значение слов, но и жестов, выражений лица;

Разборчивая и грамотная речь.

Доброжелательность – способность не только чувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддерживать других.

4. Умение слушать. Важное качество – уметь слушать. Все ли вы владеете этим умением?

Анкета «Умеете ли вы слушать?».

Инструкция. Перед вами 12 вопросов. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на них «да» или «нет».

1. Часто ли вы с нетерпением ждете, когда другой закончит говорить

и даст возможность высказаться вам?

2. Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете

суть проблемы?

3. Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?

4. Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

5. Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои

мысли?

6. Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы, какие-

либо несущественные?

7. Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные

предубеждения?

8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности

в понимании сказанного?

9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

10. Перебиваете ли вы собеседника?

11. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

12. Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить

свое слово за него, опередив его собственные выводы?

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ , (словарь) Ложное , предвзятое , заранее сложившееся отрицательное мнение о ком - нибудь или чем - нибудь.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество ответов «нет».

10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие любят общаться с вами.

8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить свое «веское слово».

Менее 8 баллов: К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.

Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение не всегда нас радует и довольно часто доставляет нам неприят​ность.

- Задумывались ли вы, почему это происходит?

- Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения.

- В ссорах люди чаще обвиняют других. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, если ты сам этого захочешь. Для этого нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению.

5. Сложные ситуации.

Каждый оказывался в сложной ситуации. Ситуация – выход; подберите и запишите свои варианты выхода из сложных ситуаций:

    Тебе надо отпроситься у учителя с классного часа.

    Тебя публично обвинили в том, что ты не делал.

    Мама, придя с работы уставшей, начинает отчитывать тебя за беспорядок.

    Учитель поставил тебе несправедливо заниженную отметку.

    Одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять.

    Ты опоздал на урок.

    На улице тебя обрызгал грязью проезжающий автомобиль.

В общении мы лучше узнаем самих себя и людей, с которыми живем рядом, через общение мы получаем знания об окружающем мире, усваиваем социальные, нравственные и духовные ценности общества.

Психолог подводит ребят к выводу о том, что в общении люди должны чувствовать себя на равных, иначе общаться довольно тяжело и непросто.

6. Правила общения.

Для общения с людьми необходимы определённые правила.

«ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ»
Познакомьтесь с ними, дополните или уточните их.
Быть доброжелательным.
Стараться говорить просто, ясно, логично и последовательно.
Уважать собеседника; проявляя к нему интерес, слушая его с желанием и не перебивая.
Смотреть в глаза собеседнику, сопереживая ему.
Быть честным, искренним и привлекательным.
Не спорить мысленно, а стараться понять и принять мнение собеседника.
Не игнорировать и не отрицать чувства и мысли говорящего.
Быть ответственным: не отвлекаться, давать понять собеседнику, что вы внимательны, уточнять и задавать вопросы.
Следить за своей речью, тоном и жестами. Проявлять чувство юмора.

7. Упражнение «ШАГ НАВСТРЕЧУ» .

У каждого человека, в той или иной мере, есть неполадки в общении, например, многие не умеют говорить приятное, делать комплименты. Необходимо учиться общению! В этом нам помогут некоторые упражнения.
Ведущий просит двух друзей выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон класса. Затем им дается такое задание: сделать шаг навстречу другу и сказать другому что-либо приятное, какой-нибудь комплимент. Кто быстрее другого дойдёт до друга.

Занятие заканчивается высказываниями великих людей об общении. «В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями» Пифагор.

8. Рефлексия.

Что понравилось во время проведения занятия?

Что нового узнали по данной теме?

Какие важные “открытия” для себя сделали?

Чему научило вас это занятие ?

Литература:

    Огнева Н.Р., Симоненко Л.А. Основы социализации личности. Часть 1. Методическое пособие для педагогов и психологов к учебному курсу для 8-9 классов / Под ред. канд. пед. наук П.И. Горлова. – Томск: Изд – во НТЛ, 2007.

    О.В. Хухлаева, Тропинка к своему «Я». Уроки психологии в средней школе,- Москва: Генезис, 2005 г.

    О.В. Хухлаева, Т. Кирилина, О. Фёдорова. Счастливый подросток. Москва. Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс. 2002

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

В нашем маленьком городе, в детском саде комбинированного вида №27 есть очень нужная группа, для детей с умственной отсталостью. Здесь учатся адаптироваться к жизни в современном обществе разновозрастные дети с разными диагнозами. К каждому необходимо найти подход и с мотивировать на обучение и воспитание. Этим занимаются воспитатели и учитель-дефектолог во время непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Тема: «Чудо-дерево»

Цель - создание условий для речевого и социального развития детей с умственной отсталостью.

Задачи:

1. Привлекать внимание детей к речи взрослого, слушать обращенную речь, учить детей отвечать на поставленный вопрос. Уточнить и расширить знания детей по этой теме «Обувь», учить классифицировать обувь по нескольким категориям. Знакомство с понятиями «правый- левый», «пара».

2. Развивать общую, мелкую моторику и координацию движений.

3. Развивать положительные личностные качества и навыки толерантного поведения.

Оборудование: самодельная модель «Чудо-дерево» из полых кубиков, внутри которых помещены карточки-картинки с изображением разных видов обуви, игрушки по количеству детей (желательно с одетой обувью), пиктограммы - мимика людей.

Ход занятия

Доброе утро, ребята. А какими еще словами можно поприветствовать друг друга? (Привет, хай, здравствуй, добрый вечер…).

Сегодня у нас в гостях Волшебное дерево, не листочки на нем, не цветочки на нем, а сапоги да башмаки. Вы догадались, о чем я говорю?

О Чудо-дереве! Давайте поздороваемся с ним (дети по цепочке приветствуют дерево, используя разные формы приветствия).

Посмотрите, что на Чудо-дереве вместо листочков? (ботинки, туфли, сапоги и др.) При правильном назывании обуви на картинке, эту картинку ребенок снимает с чудо-дерева.


- А как одним словом можно назвать то, что растет на нашем Чудо-дереве? (обувь). Давайте подумаем, а зачем нам обувь?

Расскажите мне об обуви на ваших картинках, как она называется, когда ее одевают, зачем, удобная ли она..?

Ребята, а почему каждой обуви по 2 штуки: два сапога, два валенка..?

Два - это значит пара: на правую и левую ноги. И они всегда дружат между собой, идет нога в ногу и дорогу друг другу не переходят. А вы знаете о том, что однажды пара ботинок поссорились - нет? - тогда слушайте внимательно, я вам сейчас расскажу!

Заспорили правый и левый ботинок кто из них лучше. Один говорит: «Я главнее, мальчик меня всегда первым обувает». А второй спорит: «Нет, я главнее, мальчик тобой на жвачку наступил, а мною нет, потому что я главный и любимый». Спорили, они спорили и разбежались в разные стороны. Но тут из спальни вышел их мальчик-хозяин, смотрит, а ботинок нет. Сел он на стул и заплакал: «Где мои любимые ботинки-и-и?». Вышел правый ботинок и говорит: «Не плачь, я здесь, я тебя никогда не брошу». А мальчик все равно плачет: «А где мой левый ботинок? Не пойду я в садик в одном ботинке». Вышел левый ботинок. Мальчик обрадовался, обулся и побежал в садик. А ботинки поняли, что любят их вместе и ссориться им ни как нельзя. Поэтому они с тех пор дружат и ходят всегда ПАРОЙ.

Понравилась вам история? (Да). Дружить очень хорошо. А вы дружные ребята? (Да). Тогда давайте играть.

(Игровые упражнения проводятся в виде подвижных игр).

Игра «Найди пару». Дети выбирают по карточке, на которой изображена правая или левая пара обуви. Задача детей как можно быстрее отыскать пару своей картинке.

Игра «Моя половинка». Дети берут часть разрезной картинки с изображением обуви. Задача детей добежать до противоположного стола, где лежат оставшиеся половинки и отыскать свою половинку картинки.

Работа с пиктограммами . На оборотной стороне разрезных картинок изображены пиктограммы: строгие, грустные, серьезные лица. Задача детей попытаться превратить предложенное пиктограммой лицо в веселое.

Ребята, я вижу, что вы очень дружные, быстрые, ловкие. Вам можно поручить ОЧЕНЬ ответственное задание. У вас на столах лежат «фотографии» обуви, которая болеет, ее нужно починить. Это можно сделать при помощи фломастеров, главное знать, что случилось с обувью (варианты: нет шнурков - дорисовать, сломался каблук - дорисовать, недокрашен носок и т.п. Все обговаривается в процессе работы).

Давайте сделаем зарядку для пальчиков, чтоб они нас слушались (пальчиковая гимнастика, любая по выбору детей). Игровое упражнение «Шнуровка».


- Посмотрите, ребята, какие вы молодцы. И Чудо-дерево благодарит вас за помощь - смотрите (на оборотной стороне Чудо-дерева прикреплены конфеты, по количеству на 1 больше, чем детей). Дети угощаются конфетами - 1 лишняя.

Как дружные ребята поступят с этой лишней конфетой? Обсуждение вариантов ответов детей: подарят воспитателю или, как вариант, оставить для дерева и др.

МБДОУ детский сад№12 комбинированного вида г.Искитим Новосибирской области

Конспект занятия по труду

в подготовительной к школе группы «Ромашки» на тему: «Наши добрые дела для космоса» .

Доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

Все хорошее в природе – солнце, а все лучшее в жизни - от человека.

М.Пришвин

воспитатель: Т.С. Левкович

Предмет: Социальный мир.

Образовательная область: «Труд»

Интеграция образовательных областей: «З доровье», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Математический диктант», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Продолжительность: 30 минут

Группа: подготовительная

Аннотация:

Дошкольный возраст – это стартовая площадка для развития у детей нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине и начал гражданственности. Основой в воспитании гражданских чувств является накопление дошкольниками социального опыта жизни с помощью труда, в связи с этим тема года для нашей группы была сформулирована « Год добрых дел». В цикл занятий для закрепления знаний дошкольников с социальным миром входит занятие по теме «Наши добрые дела для космоса». Данное занятие так-же закрепляет знания детей с событиями, исторически важными не только для нашей Родины, но и для всего человечества – это покорение космоса; с людьми, прославившими Россию. Используемые методические приемы: игра-приветствие, сюрпризный момент; чтение стихотворения; самостоятельная работа детей; проведение гимнастики; тест-опрос; проведение дидактических игр;

Конспект занятия:

Программное содержание:

Цель: формирование положительного отношения к труду.

Образовательные задачи: Поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых. Продолжать знакомить дошкольников с профессиями (космонавт) и проверить усвоение пройденной темы: « Космос». Продолжать формировать трудовые навыки, интерес к труду взрослых, учить четко и точно выполнять задания воспитателя. Закреплять навыки ориентирования в пространстве и отработки навыков счета по клеточкам, подготовка руки к письму.

Развивающие задачи: Развивать стремление трудиться, способность самообслуживания в процессе одевания и раздевания. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам. Развивать умение работать в парах.

Воспитательные задачи: Воспитывать уважительное отношение к людям, осваивающим космическое пространство; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, гордость за знаменитых людей. Воспитывать у мальчиков желание заботливо относиться к девочкам. Закрепить представление детей о значении добра, воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга. Вызвать у детей желание совершать «добрые» поступки. Воспитывать бережное отношение к природе, продолжать прививать культурно-гигиенические навыки, продолжать прививать любовь к труду.

Речевые задачи: активизировать речь детей, закрепить активный словарь следующих слов: космонавт, скафандр, орбитальная станция, спускаемый аппарат.

Материал: горшки для посадки цветов, пуговицы, картон, нитки, ножницы, иголки, фартуки, листы-презентации теста, посылка-чемодан с вложенным письмом.

Аудиозапись песен «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика), Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко светит солнце»,песня В.Шаинского «Улыбка». звук самолёта.

Предварительная работа: беседа с детьми на темы: «День космонавтики», «Первый космонавт планеты», «Небесные тела». Работа в уголке природы: посадка семян цветов, проращивание корней у черенков сенполии. Работа в тетрадях в клетку на задания ориентировки по клеточкам, работа с иголкой и ниткой в творческом уголке. Беседа с родителями на тему: «Как рассказать ребёнку о космосе». Рассматривание иллюстраций по теме «Космонавтика». Заучивание стихов по теме.

Методические приемы:

    Организационный момент;

    Игра-приветствие;

    Сюрпризный момент: посылка-чемодан,чтение письма;

    Чтение стихотворения «Доброта»,Н.Тулупова;

    Самостоятельная работа детей (посадка цветов);

    Физкультминутка;

    Д/и « Ответь на вопросы» (в форме теста);

    Самостоятельная работа детей (пришивание пуговиц);

    Д/и «Доскажи словечко»;

    Самостоятельная работа детей (строгание карандашей);

    Самостоятельная работа (рисуем ракеты, в форме графического диктанта);

    Итог занятия.

Ход занятия.

Организационный момент:

Воспитатель (ведёт всё занятие в роли солнышка):

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, поиграем в

игру-приветствие «Солнце встало!»

Солнце встало -

Хватит спать,

Пора вставать!

С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за взрослым.

Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко!

Тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко Доброты согрело ваши ладошки.

Сюрпризный момент:

под звук самолёта подходим к чемодану -посылке,под самолётом(который образно сбросил самолёт).

Воспитатель читает письмо:


«Дорогие ребята! Нам нужна ваша помощь! Дело в том, что мы космонавты и наблюдаем за Вами и видим как Вы любите трудиться! Пожалуйста, помогите нам! Нам нужны пуговицы, но так как у нас невесомость, пришейте их к картону, чтобы мы их не потеряли, а ещё мы соскучились по комнатным цветам отправьте их нам в нашем космическом чемодане!

С уважением,

Космонавты корабля «Союз ».

Воспитатель: Ребята, поможем космонавтам? Соберём посылку в космос? Сделаем доброе дело? Ответы детей.

А кто знает, что такое доброта?

Чтение ребёнком стихотворения:

Стихотворение “Доброта”. Н.Тулупова

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей!

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Самостоятельная работа детей в парах

посадка черенков сенполии в горшки с землёй. (одеть фартуки и нарукавники, посадить, полить, помыть руки после работы с мылом.)

Физкультминутка

Жалюзи открываются (руки согнутые в локтях разводятся)

Вжик-вжик,

выезжает телескоп, (тянем шею)

протёрли стёклышко. (рукой)

Видим звёздочку,одна звёздочка -чпок, (вытягиваем руку и соединяем пальцы)

две звёздочки -чпок-чпок, (2-раза)

много звёздочек -чпок-чпок-чпок, (много раз)

летающие каметы -уа,уа,уа.... (показываем плавными движениями руками)

летающие инопланетяне лу-лу-лу-лу (указательным пальцем обеих рук круговые движения)

жалюзи закрываются вжик-вжик. (руки согнутые в локтях сходятся)

Проведение теста-опроса (каждый вопрос можно оформить на одном листе или оформить в виде презентации на компьютере)

Воспитатель: Ребята, а давайте, проверим ваши знания о космосе?



2.Укажите первого космонавта

Гагарин Юрий Алексеевич НИКОЛАЕВ Андриян Григорьевич

3.Выберите самый быстрый транспорт на Земле

4. Выберите одежду космонавтов

4.Выберите дом, в котором живут космонавты в космосе?

Воспитатель: Молодцы, Вы много знаете, а теперь продолжим собирать посылку.

Самостоятельная работа детей

пришивание пуговиц к картону; (провести беседу-инструктаж о безопасности, как пользоваться иголкой и ножницами)

Очень просто,не играй предметом острым!

При работе обратить внимание на осанку.

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Я начну предложение, а вы должны закончить его.

1.Растает даже ледяная глыба, от слова тёплого…(спасибо)

2.Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

3.Когда вас ругают за шалости, вы говорите…(простите, пожалуйста)

4.Если друг попал в беду… (помоги ему)

5.Решай споры словами,… (а не кулаками)

6.Не одежда красит человека, а его … (добрые дела)

7. Худо тому, кто добра...(не делает никому)

Воспитатель : Ребята, а Вы хотели бы нарисовать ракету для космонавтов?

Ответы детей

Воспитатель: У, Вас есть листки в клеточку, карандаши, можем приступать?

Ответы детей: Нет, карандаши не строганые!

Самостоятельная работа детей (заточка карандашей с помощью строгалки).

Воспитатель: А теперь можем приступить к рисованию ракет!

Самостоятельная работа детей

Г
рафический диктант , при работе обратить внимание на осанку.

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, что мы, сегодня, сделали?

Ответы детей

Мы хорошо потрудились! А как, Вы думаете, почему так хорошо всё получилось?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, а как Вы понимаете пословицу?

Без труда нет плода и добра.

Ответы детей.

Воспитатель: И в нашей группе живут добрые и трудолюбивые дети, так как вы согласились помочь космонавтам!

Скажем гостям доброе слово: До свидание!

Список использованных источников:

    «Берегиня» -Общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду. Искитим: МБДОУ детский сад №12, 2011г.

    Комарова Т.С., Куцакова Л.В, Павлова Л.Ю.Трудовое воспитание в детском саду.-М.:Мозаика-Синтез,2007.

    Журнал «Дошкольное воспитание» №3,№8, 2008 год.

    Журнал «Дошкольная педагогика» №5, 2008 год.

    Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ. – М.: Творческий центр Сфера, 2008.

    Казинцева Е.А,Померанцева И.В. ,Терпак Т.А.Формирование математических представлений.Волгоград: Учитель,2009.

    Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г.

    Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов – на – Дону: Феникс, 2005.

    Скорлупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006

    Шорыгина Т.А. О космосе. – М.: Книголюб, 2005

    Ковальчук Я.И.,Васильева А.И.Трудовое воспитание дошкольниов.Минск:Народная асвета,1983.

    Буре Р.С.Дошкольник и труд.-М.:Мозаика-Синтез,20011.

    Интернет – сайт «Дошколенок» - http://dohcolonoc.ru/

    Интернет – сайт «Фестиваль педагогических идей – 1 сентября» - http://festival.1september.ru/

    Интернет-сайт «Педагогическая олимпиада»- http://www.pedolimp.ru/

    Фото из личного архива.

Конспект занятия по развитию навыков социального общения

«Путешествие в страну Понимания» очень хорошая тема. Раскрыта в процессе занятия

Все дети с ОВЗ или часть? Если часть, то пропишите приемы работы с детьми с ОВЗ

Составила: педагог-психолог Косенко Н.Г.. полностью, категория? Сколько детей? Возраст-класс?

Цель: Способствовать психическом у??? и личностному росту детей глобально, конкретизируйте для этого занятия или для курса , их самопознанию и пониманию чувств других детей.

Задачи: продолжить формировать у детей чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я» в группе сверстников, гармонизировать потребность ребенка в социальном признании возраст детей?, учить осознавать свои эмоциональные ощущения.

Оборудование: компьютер , проектор

Материал:

Отрезки толстой веревки (по одному на пару детей) длиной 45см;

Пары варежек с узорами, по 3 карандаша на пару детей;

Экран эмоций.

Медальки с изображением веселых человечков.

Ход занятия

Здравствуйте, дети! Очень рада вас сегодня видеть. Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в страну Понимания. Как вы думаете, что это за страна, почему он так называется? (ответы детей). Путь туда неблизкий, нужно пройти по Дороге испытаний. Как вы думаете, мы справимся? Какими нам нужно быть для того, чтобы пройти все испытания? (ответы детей).

I . Приветствие

Но прежде чем отправиться в дорогу, нам нужно поприветствовать друг друга. Давайте поприветствуем друг друга, встав в круг возьмем друг друга за руки и подарим каждому из нас привет и хорошее настроение, сказав привет, дарим улыбку, начиная с меня.

II . Основная часть.

1. Сейчас вам нужно разбиться на пары. Помогут нам в этом волшебные веревочки. Они сами знают, кого из вас объединить в пары”. Психолог предлагает каждому ребенку взяться за конец веревки, середина – в руках у ведущего. Затем он отпускает середину: те дети, которые держатся за одну веревку, образуют пару.

“Испытание называется “Поссорились-помирились”. Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это было, покажите? (дети изображают). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают). Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей). Давайте беречь друг друга и не ссориться!”.

2. Работа с экраном эмоций. Посмотрите на экран эмоций. На прошлом занятии мы учились красиво выражать эмоции. Выберите те эмоции, которые вам нравится испытывать по отношению друг к другу. Назовите их. А каких эмоций мы должны избегать, Может какие не нравится мне испытывать? ??? избежать невозможно, а научить детей проявлять приемлемо можно какие эмоции делают больно другому человеку?

3. Предлагаю побыть волшебниками. Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная кисточка, а в другой - большая банка, наполненная теплым солнечным золотым светом . Теперь мы будем мягко закрашивать… с головы до ног нашим теплым солнечным светом, не касаясь ее при этом. Пусть расстояние от ваших рук до … будет не меньше 20 сантиметров. А ты, …., можешь закрыть глаза и почувствовать, каково это, когда тебя все окрашивают золотым светом. Украшая …, представьте себе, что вы заливаете ее не только солнечным светом, но и своим теплым дружеским отношением. При этом вы можете говорить ей разные приятные вещи, например: "Я рад, что ты учишься со мной в одном классе", "Я люблю с тобой играть", "Ты моя подружка", "Ты мне нравишься" и т.д. Вы можете высказать ей свои пожелания, например: "Я желаю тебе прекрасного и приятного дня"и т.д. А тебе, …, возможно, удастся почувствовать, как мы все любим тебя и дарим тебе свои самые лучшие чувства.

А теперь начнем окрашивать … золотыми красками и своей любовью... Через две-три минуты дается сигнал окончания этого небольшого ритуала со следующими словами: "Теперь вы можете отвести руки и остановиться. …, ты можешь снова открыть глаза и взять с собой домой все те хорошие вещи и все добрые чувства, которые ты получила в дар".

4.А теперь давайте немножко пофантазируем. Сегодня мы все вместе создадим одну большую скульптуру. Пусть в центр выйдет самый смелый. Он примет какую - нибудь удобную для него позу. Следующий присоединится к нему в том месте, где много свободного пространства, и тоже примет какую–нибудь позу. После чего к ним присоединится третий. Затем первый осторожно выберется из «скульптуры», а четвертый займет любое пустое место в общей группе и так далее. (Психолог выполняет роль «скульптора» в течение всего упражнения; помогает детям придумать, на что похожа композиция.) рефлексия?

5. А вы знаете, что вместе можно не только строить скульптуры, играть, но и заниматься математикой? Сейчас я вам это докажу. Я буду считать до 5, а вы должны за это время выстроиться так, чтобы получился контур цифр 1, 2, 3, и т. д. (Дети выполняют задание). рефлексия? трудно или легко было выполнять упр.? что помогало и что мешало выполнять упр и т.д. переход к «Варежкам»?

6. “ На столе лежат варежки. Но они все перепутались. У каждого из вас – одна варежка. Но нужно найти ей пару. Только помните о том, что одну варежку мы одеваем на правую руку, а другую – на левую. Посмотрите внимательно на свои варежки и найдите свою пару”.

Дети садятся за столы. Психолог выдает на каждую пару детей один набор карандашей (в каждом наборе 3 карандаша, ни один цвет не повторяется). Задача детей – договорившись, раскрасить свою пару одинаково.

Ребята как вы думаете, какое качество вам помогло в работе? Смогли ли мы попасть в страну, где все понимают друг друга? Умеем ли мы понимать друг друга? (ответы детей) Оказывается, страна Понимания – вокруг нас. Нужно только быть внимательными друг к другу, помогать друг другу, и тогда не трудно будет понимать других людей. И тогда нам не будет грустно и одиноко, мир будет теплым и светлым. Давайте на прощанье подарим друг другу маленький кусочек света и тепла” .

7.«Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще… Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.

Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите – «это я! У меня есть такая чашка доброты!»

Посмотрите друг на друга и подарите друг другу самую добрую улыбку. И от меня примите улыбку и веселые медальки.

Данная программа поможет приобрести детям социальный опыт, а именно: чувствовать себя комфортно рядом с другими, понимать, любить и прощать их, контактировать, высказывать свое мнение, проявлять свою жизненную позицию, приходить на помощь, иметь оптимистический настрой.

Цель: приобретение детьми социального опыта.

Предмет: уровень социального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Объект: дети дошкольного возраста с низким уровнем социального развития.

Задачи:

1. Развитие социально направленных навыков детей среднего и старшего дошкольного возраста.

2. Обеспечение эмоционального комфорта.

3. Коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения детей.

4. Развитие коммуникативных навыков детей, а также мышления, памяти, внимания.

5. Повышение уровня самооценки ребенка.

6. Оказание психологической помощи педагогическим работникам в организации жизнедеятельности детей в возрастных группах.

7. Привлечение родителей к сотрудничеству, поддержка их интереса к жизни ребенка в ДОУ.

8. Разработка психолого-педагогических и методических материалов.

Этапы осуществления программы:

Проведение индивидуальной психодиагностики детей. Полученные результаты фиксируются в сводной таблице входной диагностики (сентябрь-октябрь).

Коррекционно-развивающая программа «Социализация дошкольников» :

Ознакомление с результатами диагностики педагогических работников ДОУ с целью разработки плана совместных действий по проведению занятий (октябрь).

Индивидуальные консультации родителей по результатам диагностик;

Отбор детей для проведения занятий по программе (сентябрь).

Проведение занятий (октябрь-апрель).

Повторное диагностирование детей с целью отслеживания динамики их развития и результативности занятий (май). Занятия проводятся с группой детей (5-6 детей) один раз в неделю.

Продолжительность занятия:

Средний дошкольный возраст - 20 минут

Старший дошкольный возраст – 25 минут.

В основе их проведения используются коммуникативные, ролевые, имитационные и подвижные игры, упражнения, рисунки, задачи, элементы групповой дискуссии, произведения художественной литературы, релаксационные упражнения и релаксационные музыкальные произведения.

Предложенная программа - это курс специальных занятий, направленных на развитие и приобретение социального опыта ребенка, который даст ему возможность в будущем правильно относиться к любым изменениям в жизни с сохранением физического и психического здоровья.

Программа имеет практическое значение, поскольку информация, изложенная в ней, является полезной для практических психологов, педагогов , родителей .

Социальная компетентность дошкольников

Старший дошкольный возраст

Ребенок понимает внутрисемейные отношения, отношение членов семьи друг к другу. Знает свою родословную, осознает, что честь рода зависит от каждого человека. Участвует в чествовании памяти предков, в отношениях семьи с родственниками, которые живут рядом и далеко. Проявляет интерес к семейным реликвиям, участвует в поддержании семейных традиций. Имеет сложившиеся представления о доброте, гуманности, искренности-как важных качествах человека и человеческих отношений; о справедливости-как способности правильно оценивать поступки людей; о честности-как требовании соответствовать собственным поведением определенным критериям, применяет, оценивает поступки других людей. Проявляет самоуважение, основанное на осознании своей индивидуальности, праве на самовыражение, на собственные чувства и самостоятельное поведение, не создает проблем для других людей в зависимости от их возраста и пола.

Умеет предотвращать конфликты и решать их. Понимает отношение людей к себе. Чувствует себя естественно в обществе знакомых и незнакомых людей. Знает, как реагировать на проявления несправедливого отношения к себе, понимает причину этого и пытается устранить ее. Хочет, чтобы отношения были корректными, толерантными. Знает понятие «друг» и «дружба», уважительно ведет себя со сверстниками.

Имеет представление о государстве, его символах, о своем народе, о русских национальных особенностях. Знает национальные памятники, героев проявляет уважение к ним, чествует национальные святыни. Понимает понятие «человечество», чтит обычаи других народов.