Верхняя одежда. Каждый бурятский род (устаревшее - племя) имеет свою национальную одежду, отличающуюся чрезвычайным разнообразием (в основном у женщин). Национальная одежда забайкальских бурят состоит из дэгэла - род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты , у бедных - бумажные, а у богатых - шелковые . В ненастное время поверх дэгэла надевалась саба , род шинели с длинным крагеном. В холодное время года, в особенности в дороге - даха , род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу.

Дэгэл (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на который подвешивали нож и принадлежности для курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком. Отличительной чертой от монгольского покроя является нагрудная часть дэгэла - энгэр, где в верхней части вшиваются три разноцветные полосы. Внизу - жёлто-красного цвета (хуа yнгээ), в середине - чёрного цвета (хара унгээ), наверху разнообразные - белый (сагаан унгээ), зелёный (ногоон унгээ) или синий (хухэ унгээ). Первоначальный вариант был - жёлто-красный, чёрный, белый.

Нижняя одежда. Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка , обыкновенно из синей ткани - дабы.
Обувь. Обувь - зимой унты из кожи ног жеребят, в остальное время года гуталы - сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь вязанную из конских волос, с кожаными подошвами.
Головные уборы. Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Смысловое поле в головной убор задействовано также во время хуннского периода, совместно когда проектировался и внедрялся весь комплекс одежды. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является синий, который символизирует синее небо, вечное небо.

Женская одежда. Одежда женская отличалась от мужской украшениями и вышивкой. Дэгэл у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине - вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке.
Украшения

Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т. д.; в ушах - огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей - «полты» (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (родбраслетов в виде обручей) и другие украшения.

Классный час для младших школьников с презентацией. Знакомит детей с традициями наших народов, именно с национальными костюмами русских и бурят.Красочно, познавательно и увлекательно можно узнать о современных костюмах и костюмах наших предков.

Тема: Традиции моего народа. Национальные костюмы русских и бурят.

Цель: познакомить с русским и бурятским национальными костюмами.

Задачи: способствовать формированию толерантного отношения к людям разных национальностей;

продолжать воспитывать любовь и уважение к родному краю, к людям, которые в нем живут;

развивать интерес к культуре другого народа, способствовать активизации детского творчества;

побуждать к бережному отношению природе родного края.

Оборудование: Мультимедиа (проектор, ноутбук, экран), национальные костюмы русских и бурят, куклы в национальных костюмах, словарики для детей, презентация Power Point

Ход классного часа.

    Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Давайте все встанем, образуем круг и возьмёмся за руки. Взявшись за руки, мы друг другу передаём добрую хорошую энергию.

Круг – это символ единения. Он похож на солнце, которое почитают все народы мира. В кругу танцуют русский хоровод, бурятский танец – ехор. Все мы сейчас объединились и стали как одна большая семья.

А теперь, ребята, займите свои места.

    Звучит мелодия. Читаю стихи.

Сибирский край - моя земля

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Озёра, степи, горы!

Бурят и русский

Как одна семья,

Хотя язык их разный…

Все дочери и сыновья

Родной земли прекрасны!

Ребята, вам понравилось стихотворение? О чём оно?

Нам с вами посчастливилось жить в живописном крае, где бок о бок проживают люди разных национальностей. Люди, каких национальностей живут рядом с нами?

У каждого народа есть свой родной язык, свои национальные праздники, свои песни, свои танцы, свои обычаи, своя национальная одежда. И сегодня на часе общения мы поговорим о костюмах русских и бурят, чем они схожи, чем они отличаются.

    Я бурятка (учитель в национальном бурятском костюме)

Основой бурятского народного костюма является халат (дэгэл), который шился до пят.

Ребята, как вы думаете, почему именно такой длины? (высказывания детей)

Буряты раньше вели кочевой образ жизни, пасли скот, охотились. Такая длина дэгэла защищала их от холода зимой и летом от знойной жары.

    – А что является основой русского народного костюма у мужчин?

(является рубаха. Рубахи шились длиной до колен. Обязательно подпоясывалась поясом, к которому подвешивались кошелек, гребешок, кисет (мешочек для табака), так как карманов не было.

И у бурят обязательным элементом костюма был пояс (бэhэ).Он служил не только для красоты, на него тоже навешивали нож в ножнах, табакерку, огниво в тряпочной сумке. По старинным бурятским обычаям пояс нельзя было бросать на землю, перешагивать через него, он является символом чести и достоинства мужчины.

Ребята, что общего в этом элементе костюма у русских и бурят? В чем различие?

Кто запомнил, как называется халат на бурятском языке? А пояс? (можно названия повторить хором)

Ребята, а что носили в старину русские женщины? (показать сарафан) Комплекс одежды включал в себя не только сарафан, но и рубаху, а ещё передник. Нижняя рубаха, её называли – черная, верхняя, нарядная – красная.

Костюм бурятской женщины состоял из длинного платья (дэгэл), длинной безрукавки (хубайси), которая защищала грудь женщины и позвоночник. Её ещё надо было заслужить, т.е. выйти замуж. Незамужние девушки носили короткую безрукавку (уужа).

Данный элемент женского костюма схож или отличается?

4. Ребята, попробуйте отгадать загадку. (сначала на бурятском языке, затем на русском) Дээрэ hуунаб Сижу верхом

Эзэеэ мэдэнэгуйб Не ведаю на ком

Танилаа хараад Знакомца встречу –

Дошоо буужа, мэндээ хэлэнэб. Соскочу – привечу (шапка)

Обязательным дополнением к костюму, как мужчин, так и женщин были головные уборы, которому уделялось особое внимание. Шапки бурят были одинаковы для мужчин, женщин и детей. Она имела коническую форму, которая заканчивается кистью (залаа) обязательно красного цвета. Кисти означают солнечные лучи, жизненную энергию.

Мужские шапки у русских не так разнообразны. Обычно носили колпаки, молодые люди – шляпы, зимой – меховые шапки–ушанки.

Разнообразными были головные уборы русских девушек. Они имели форму обруча, венка и назывались по-разному: повязка, начельник. Их особенность – открытая теменная часть (показ начельника). Невеста перед венчанием меняла повязку на особый убор – коруну, украшенную фольгой и самоцветами. Самым распространенным головным убором у русских женщин были кокошники. Кокошник символизировал расцвет жизни.

5. – Ребята, может вы, знаете, как называлась обувь, которую носили на Руси?

Самой распространенной обувью у русских были лапти, которые плели из лыка (внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев). Пара лаптей носилась 5-6 дней, потом становилась негодной. Поэтому, отправляясь в дальний путь, приходилось брать 3-4 пары. Позже появились сапоги, позволить которые могли только богатые. В теплое время года ходили босиком, что очень полезно для здоровья.

Обувь бурят называется гутул. Она была лёгкой и удобной. Носок у этой обуви был слегка загнут вверх и его украшали узорами. Женская обувь у бурят была похожа на мужскую, только изящнее.

Как думаете, почему у бурят носок обуви был загнут вверх?(высказывания детей)

Буряты очень почитали святую землю – матушку. Для них был большой грех копаться в земле, рыть ямку, делать больно земле. И чтобы не поранить землю при ходьбе, у них носок обуви был загнут вверх.

А обувь русских женщин называлась коты. Это туфли на толстой подошве с каблуками. Коты надевались на несколько пар чулок (до 8 пар), поэтому их размер был большим. Эта обувь богато украшалась аппликацией. Держались коты на ногах с помощью шнурков – оборов.

Ребята, отличалась обувь, которую носили русские от обуви, которую носили буряты?

6. Физминутка. Я сегодня познакомлю вас с бурятской игрой – считалкой «Пять пальцев». Баарбадай

Батан туулай

Тоохон тобшо

Толи Байса

Бишыхан Шэгшуудэй (дети поют песенку)

7. Мы разобрали с вами костюм бурятского и русского народа. Теперь вы имеете представление из каких элементов они состоят, из какого материала они шились. Что вы можете сказать о костюмах русских и бурят? (высказывания детей)

Одежда у бурят и русских чем- то схож, но костюм одного народа всё равно отличается друг от друга. Он может дополняться какими-то элементами, которые могут многое рассказать о человеке: где он живет, какого возраста, какого достатка.

Каждый народ шил свою одежду из натурального материала, относясь к природе бережно, с любовью. И поэтому наши предки были здоровы и жили долго в гармонии с природой.

8. Фильм - слайд

9. Игра «Одень куклу» (дети одевают куклы мальчика и девочки в русскую национальную одежду, затем в бурятскую национальную одежду при этом называя правильно все элементы костюма.)

10. Итог урока: Испокон веков жили в Сибири люди разных национальностей сообща и дружно, передавали свой опыт, перенимали и от других, создавались семьи и рождались дети.

Как гласит преданье,

Триста лет назад

Встретились в Сибири

Русский и бурят,

Пас бурят отару

Где-то в стороне.

И к нему подъехал

Русский на коне.

На территории современной Бурятии люди жили ещё со времён палеолита, об этом свидетельствуют археологические находки. То есть ещё за 20-30 тысяч лет до нашей эры люди умели сохранять жизнь в тяжёлых природных условиях. Способствовал этому в большой мере и национальный костюм. Буряты с начала веков использовали для одежды то, что было у них в обиходе: шкуры животных, их шерсть, и чуть позднее - натуральные ткани.

История костюма

По обеим сторонам Байкала жили разные племена, имевшие свои этнографические особенности. Здесь было много монголоязычных родов, якутов, тунгусов, тофаларов и других народностей. Буряты как народ оформились только с середины 17 века после присоединения к Российской империи. Всё, что сохранилось в музеях и частных коллекциях, относится именно к этому времени. Сохранил свой первозданный вид Буряты занимались преимущественно скотоводством, много кочевали. Навыки, связанные с охотой и обработкой шкур, передавались из поколения в поколение.

Всё это находит отражение в костюме: найдены не только древние халаты из шерсти, кожаная обувь, но и серебряные и золотые женские украшения, возраст которых исчисляется веками.

Женская и мужская одежда

По виду костюма можно сразу определить, кому предназначена одежда - мужчине или женщине. Кроме того, для каждого периода жизни были свои различия. Совсем по-разному носили одежду юноши и девушки, мальчишки и девчонки, замужние женщины и старики. Объединяет все виды костюмов максимальное удобство и отличная защита от холода.

Буряты - коренной На их костюм оказал огромное влияние климат. Основа - дублёные шкуры, мех, шерсть, конский волос. Позже, при появлении торговых связей с Китаем и Азией, добавились шёлк, парча, чесуча, бархат. В некоторых районах использовали нити из благородных металлов. Живущим в этих краях людям всё расскажет о владельце национальный костюм. Буряты умеют точно и лаконично обозначить основные обстоятельства жизни человека.

Мужской костюм

Бурятская одежда как мужчин, так и женщин предназначена прежде всего для кочевой жизни в седле. Особенности кроя приспособили изделия к тому, чтобы в них можно было провести на коне много часов без усталости и при необходимости заночевать под открытым небом.

Непосредственно на тело надеваются рубашка из натуральной ткани (чаще всего из хлопка) и узкие штаны из грубой кожи. В таких штанах не страшна любая дорога. Обувь изготавливалась из кожи жеребят - для зимы, а для лета плелась из конских волос, а кожаная подошва просто пришивалась.

Сверху надевался зимний (дэгэл) или летний (тэрлиг) халат. Дэгэл шился из овчины, можно было украсить его бархатом или другой тканью. Летний же халат изготавливался из любой натуральной ткани.

Особенности кроя дэгэла

Халат должен прилегать к телу так, чтобы не оставлять места для холодного воздуха. Размеры халата индивидуальные, но есть обязательные части:

  • спинка;
  • борта;
  • перёд;
  • верхняя пола;
  • нижняя пола.

Тело полностью облегается халатом, а полы можно использовать как постель: на одну лечь, а другой укрыться. Так облегчает жизнь национальный костюм. Буряты - очень практичный народ, и каждая деталь костюма прошла многовековую проверку. Обязательно носился пояс. Подпоясанный халат образовывал карман, в котором носили пиалу, чтобы всегда иметь под рукой личную столовую посуду. Пиалу носили в тканевом футляре, на пояс навешивали курительные принадлежности.

Как выглядит национальный костюм бурятов для женщин

Вид костюма полностью зависит от возраста, для которого он предназначен. Девочки носят длинный цельнокроеный халат, подпоясывают его. Так подчёркивается гибкость девичьей фигуры. С наступлением настоящего девичьего возраста - около 15 лет - покрой халата меняется. Халат разрезается по линии талии, надевается красивый кушак, а сверху появляется обязательный предмет женской одежды - безрукавка.

Безрукавка имеет разный вид у замужних и незамужних женщин. Короткую безрукавку были обязаны носить все женщины в присутствии мужчин. Покрытая спина - один из главных признаков приличия для женщин.

Половая зрелость девушки обозначалась серебряным сердечком в налобном украшении. Девушки, желающие выйти замуж, носили на поясе две круглые серебряные пластины. К этим пластинам крепились приспособления для ухода за собой - ножики, ножнички, уховёртки.

Всегда подчёркивают женское достоинство Буряты здесь не исключение: женщина в национальном костюме выглядит великолепно. Так, замужняя женщина одевалась в сборчатые юбку и кофту. Такой костюм позволял хорошо выглядеть во время беременности и кормления грудью.

Одежда для пожилых

Главное в этих костюмах - удобство и практичность, а также великолепная защита от холода. Носили всё то же, только крой был более свободным, а количество украшений уменьшалось. Бурятский включал также обувь, сшитую по индивидуальной мерке. Использовались два типа обуви: похожие на чулок и башмак. Вошедшие в моду не так давно угги - это стилизованная народная обувь, которая в оригинале предназначалась для стариков, у которых мёрзли ноги.

Дополнялась обувь чулками до колен, вязаными из шерсти овцы.

Шапка была обязательной частью костюма, шили её из натурального меха, чаще всего выдры. Предпочитаемая форма - коническая, хотя исследователи выделяют более 50 разновидностей.

Национальные украшения бурятских женщин

Они многообразны и многослойны. Изготавливали их из серебра с многочисленными вставками из драгоценных камней. Древние буряты считали, что в украшениях поселяются души детей, умерших предков и животных.

Украшения были оберегами рода. Носили подвески, закрепляемые на висках, спускавшиеся на грудь и шею. Обязательными были многочисленные кольца на всех пальцах рук, кроме среднего.

Для кос существовали «футляры» - различные сочетания металлических пластин и ткани. Считалось, что так сохраняется магическая сила женских волос.

Хамагаева Надя

Автор исследовала разные головные уборы бурят, особенности изготовления, цвета и фасона. Надя пришла к выводу, что в условиях степи, где постоянно дуют ветра, головные уборы были необходимы бурятам для сохранения здоровья.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Головной убор.

Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является - синий, который символизирует синее небо, вечное небо.

Обязательным дополнением к костюму, как мужчин, так и женщин были головные уборы, в которых четко проявлялись региональные различия. Особенно это заметно при сравнении шапок забайкальских и предбайкальских бурят. Традиционные шапки шились вручную, наряду с ними носили также и покупные. Головные уборы носили с детского возраста, детские ничем не отличались от взрослых. Женщины снимали шапки только тогда, когда ложились спать. Традиционно головные уборы шили по сезону и назначению: зимние и летние, будничные и нарядные. Материалом служило сукно черного или синего цвета. Нарядные шапки шили из шелковых тканей сине-голубых тонов. Околыш летней шапки покрывали плисом, бархатом, использовались также меха выдры, мерлушки, рыси, лисицы, колонка. Тулью шапки иногда утепляли войлочной подкладкой или мерлушкой, также использовались беличьи и заячьи меха.

Мужские головные уборы.

Юудэн малгай (шапка-капюшон) - цельнокроеный, одношовный головной убор с наушниками и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шапка состояла из двух половин, цельнокроеных: верх выкраивался вместе с наушниками и мысиками, узким в налобной и широким в затылочной части. Ткань - сукно черного или синего цвета, как и субу - накидка, одеваемая в непогоду. Такая одежда бытовала у бурят степных районов: закаменских, джидинских, агинских бурят. У монголов подобная шапка называлась юбан, у казахов - башлык.

Хасабшатай малгай (шапка с ушами) - цельнокроеный зимний головной убор с высокой тульей и наушниками. Верх шапки и наушники выкраивались из одного куска ткани. Шов проходил по затылочной части. На лицевой и затылочной сторонах оставлялись выступы, которые в теплую погоду заворачивались вверх вместе с наушниками. В мороз и ветреную погоду наушники носили спущенными. Такие шапки носили мужчины, женщины и дети.

Тойробшо малгай (конусообразная с загнутым верхом и пришитыми краями) - летний вариант шапки с ушами. Ее также носили и мужчины, и женщины, и дети.

Шобогор малгай (островерхая шапка с вертикальной строчкой тульи) - такую шапку считали головным убором монголов, лам, принявших обет святости старушек (шабганса). Такая шапка была обязательной для мальчика с пятилетнего возраста, если его собирались отдавать в дацан. Подобные шапки встречались у бурят Селенгинского, Джидинского и Кяхтинского районов Забайкалья, где были расселены сартулы и другие выходцы из Монголии, а также у тюркоязычных народов Саяно-Алтая - тувинцев, алтайцев. Шапки носили все: и мужчины и женщины и дети. Обязательное украшение островерхих шапок - навершия: залаа (кисточки из красных шелковых ниток), жэншэ (узел из красного шелкового шнура), дэнзэ (металлическое навершие).

Татар малгай - татарская шапка. В Иркутской области наиболее распространенной была шапка в форме колпака из камусов, отороченного по нижнему краю мехом рыси. Эта шапка называлась «татар малгай» - (т.е. «татарская»), подобная форма шапки бытовала у многих народов.

Халюун малгай - нарядная шапка из выдры. Ее носили иркутские буряты. Круглый верх шили из бархата, нижнее цилиндрическое поле из шкур выдры. Мех выдры - дорогой, очень ноский, поэтому выходцы из Иркутской области - особенно пожилые люди - иногда носят их и сегодня. Эта шапка считалась нарядной, праздничной. Женщины надевали шапки «бизга» или бортого малгай. Верх делали из куска ткани, заложенного в мягкие складки. В центре пришивали кружок картона, обшитый тканью, тулья обшивалась позументом. На свадебных шапках вместо позумента пришивали цветы, листья из бархата, шелка, парчи, окрашенные перья.

У забайкальских кочевников наиболее популярны 3 типа шапок:

Наиболее древний, цельнокроеный, одношовный головной убор юyдэн, с наушниками, и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шапка состояла из 2-х половин - правой и левой. Верх выкраивался вместе с наушниками, был узким в налобной и широким в затылочной части. Такая форма хорошо защищала лицо и шею. Шили ее из черного или синего плотного сукна, как и субу - накидку, надеваемую в непогоду.

Данная одежда (суба и юдэн) чаще всего встречалась у бурят степных районов (агинских, кяхтинских, джидинских, закаменских). У монголов она называлась юбан, у казахов - башлык, у тувинцев - бyдзэлгэ. (Р. Бадмаева).

Традиционным головным убором бурят южных районов считалась «32-пальчатая шапка» (32 хургатай малгай) с высокой конической тульей, отогнутыми полями. Использовались ткани преимущественно синего цвета. Для шитья шапки двухслойный кусок материи простегивали, расчертив на усеченные 32 конуса-сегмента, каждый сегмент набивали шерстью, после чего края сшивали. На верхушку тульи пришивали навершие жинчи в виде шарика из кусочка кедра, обтянутого материей, или из толстых шнуров ткани завязывали узел «улзы». К жинчи привязывали также залаа - красную шелковую кисть из крученых шнуров или шелковых ниток. Оторочку зимней шапки делали из меха рыси, выдры, лисы. Передняя часть отворота шапки - козырек назывался парабша, далибша, по бокам пришивались наушники-хасабша.

Очень было важно, чтобы швы были ровными, если шов был кривой, то такой головной убор нельзя было носить. Число 32 соответствовало числу 32 божеств Сундуя. Есть еще одно объяснение числа строчек 32 - «32 поколения монголоязычных народов».Такие шапки с вертикальными строчками носили ламы, старушки и мальчики, если их собирались отдавать в дацан.

Головной убор хори-бурят прострачивался 11 горизонтальными строчками - по числу 11 родов хоринских бурят. На головном уборе агинских бурят строчек было 8 - по числу 8 агинских родов.

Летний вариант шапок состоял также из тульи и околыша, выкроенных отдельно и пришитых друг к другу. Верх шапки и наушники зимних шапок выкраивались из одного куска ткани. Такая шапка называлась хасабшатай малгай. В холодную и ветреную погоду наушники носили спущенными, иногда завязывали под подбородком. В теплую погоду наушники заворачивали наверх и завязывали тесемкой на затылке. Зимние шапки подбивали мехом рыси, выдры, мерлушкой.

Цонгольская шапка отличается закругленным невысоким верхом тульи, сравнительно широким околышем (татургой), расширяющимся над серединой лба, верх тульи джидинской шапки острый, высокий, более узкий околыш имеет одинаковую ширину по всей окружности тульи. Джидинские зимние шапки из меха выдры были ниже цонгольских. Цонгольская обувь отличалась более загнутым носком и нетолстой подошвой.

Женские головные уборы

Шапки носили с детского возраста, по покрою они ничем не отличались от шапок взрослых. Женщины снимали шапки только тогда, когда ложились спать. Покрой, конструктивные особенности позволяют выделить несколько типов головных уборов как общих с мужскими, так и отличных от них.

Традиционный зимний головной убор - хасабшатай малгай - с высокой тульей и наушниками.

Летняя шапка - тойробшо малгай. Околыш нарядных шапок обшивали плисом, мехом выдры, что могли себе позволить только состоятельные женщины.

Шобогор малгай - у женщин Селенгинского, Кяхтинского, Джидинского и других районов юга Бурятии.

Вязаная шапочка в виде колпачка - шар, шаровка. Она почти исчезла к концу XIX в. Позже эта шапка была заменена покупным головным убором типа кубанки. Распространена в Предбайкалье.

Летняя шапочка - бортого - головной убор девушек и молодых замужних женщин Иркутской области. Невысокая (10-12 см) шапка из прямого куска ткани с круглым плоским верхом. Бортого (зимний меховой вариант) носили зимой с выходным костюмом. Убор сохранялся до недавнего времени в качестве повседневного у пожилых женщин.

Бизга малгай - разновидность летних шапочек. Прямая, невысокая с круглым верхом, делалась из узкой (шириной 6-8 см) ткани. Верх убора выполняли также из прямого куска ткани, но собирали в складки в центре шапки. Здесь пришивали цветную ткань на картонной основе, монету или красивую пуговицу. Бизга встречалась в Боханском районе Иркутской области и была больше нарядным, свадебным головным убором.

Дополнением к шапкам у буряток Забайкалья были повязки даруулга, татуурга. Их надевали на голову с нарядной шапкой, обычно в теплое время года, на свадьбу, на гулянье. Это украшение в Селенгинском районе имело вид короны с выступом на лицевой части, даруулга хоринцев была прямой и неширокой. Даруулга обычно шили из шелка, плиса, бархата, как правило, синего цвета на твердой основе (береста, картон). Сверху нашивали бусы, кораллы с редкими вставками бирюзы, малахита, янтаря. Повязка девушек отличалась височными подвесками из связок бус, составленных пучками. Каждое звено заканчивалось кистями ярко-красных ниток, пластинами, монетами из серебра. Замужние женщины носили повязку без подвесок.

Головной убор для бурята, монгола - предмет, наделенный особой сакральностью. Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты, очертания сопок и холмов, типичных для территории Бурятии и Монголии. Конусообразная форма напоминает контуры гор - обиталищ духов, хозяев, божеств. Шапка наверху завершается дэнзэ - серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части дэнзэ вниз струятся красные шелковые кисти - символ животворных солнечных лучей, материализованных в предметном воплощении. Также кисти на шапке символизируют жизненную энергию (hyp hулдэ). Полная символика верха головного убора: тyрэл гарални олон болуужан, hyp hyлдэмни юумэндэ диилдэшэгyй бадаржа, орой дээрэмни хиидэжэ ябуужаг («Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной»). По этому поводу бытует пословица: «Муутулюурай шэнжэ - мухар малгай». Нижний околыш (тойробши) - круг, сшитый из черного или темно-коричневого бархата, более состоятельные отделывали его мехом соболя, выдры. Черный цвет - символ земли (почвы), которая питает все живое.

Таким образом, в головном уборе сосредоточены 4 стихии: огонь, солнце, воздух, вода и земля. По вертикали символы верхнего мира - солнце, среднего - горы, нижнего - земля. Поэтому головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно. Совершая различные обряды, связанные с подношением угощений духам местности, гор, рек, при встрече гостей или проведении свадебных обрядов буряты обязательно надевали головные уборы.

Головные уборы. Как мы видим, одежда выполняет множество функций: практическую, маркера социального статуса, апотропейную, эстетическую, этнодифференцирующую и др. Аналогичные функции выполняли и головные уборы. Традиционные головные уборы бурят, как и других монголоязычных народов, были признаком родовой и сословной принадлежности владельца и отличались большим разнообразием: по головному убору, а не только по говору, обычно определяли, откуда человек родом.

Головные уборы предбайкальских бурят имели достаточно сильное отличие от головных уборов жителей Забайкалья. И если в прическе и украшениях женщин подчеркивались возрастные социальные различия (девушка - замужняя женщина), то головные уборы предбайкальских буряток отражали это в меньшей степени. По сравнению с восточными бурятами в головных уборах бурят Иркутской области была менее выражена родовая принадлежность. В литературе исследователи отмечают в основном территориальную принадлежность.

В бурятском языке термин малгай обобщенно называет любой головной убор. Поэтому данный термин входит в состав названий разных видов головных уборов.

Для женщин западных бурят в XIX - начале XX в. были характерны следующие виды головных уборов:

шар малгай (шаровка) -наиболее архаичный вариант головного убора. Это был головной убор в виде вязаного колпачка из черных и красных шерстяных нитей с околышем. Возможно, именно о ней И. Г. Георги писал, что женские шапки буряток такие же, как у мужчин, -"плоския китайския, с круглым околышем и большой кистью". Из черных нитей вязали тулью (околыш), из красных - верх. Позже ее стали выкраивать из сукна черного цвета или же сохраняли красно-черное цветовое сочетание. Украшали круглыми пуговицами, металлическими пластинами, нашивками белых бус. К концу XIX в. практически исчезла и была заменена покупным головным убором типа кубанки. Более легкий ее вариант (елбогой) делался из фетра. Встречалась у верхоленских бурят Предбайкалья;

бортого малгай - шапка молодых замужних женщин и девушек Иркутской области. Использовалась для холодного времени года. Она была с невысокой твердой тульей (но выше, чем у биизга малгай), 10-12 см высотой, выкроенной из прямого куска ткани и с плоским круглым верхом. Шилась из шелка, парчи, плиса или бархата. Украшали позументом. Околыш украшали узорами из ярких шелковых нитей или позументом алтан пудалтай. Здесь интересно отметить, что в словаре К. М. Черемисова бортого на западном наречии значит "берестяная посуда, лукошко из бересты". Возможно, это название данный головной убор получил из-за своего внешнего вида, чем-то напоминающего лукошко, или по тому, что его тулья могла прежде укрепляться берестой, которая была распространенным поделочным материалом у бурят повсеместно, но особенно среди аларских буряток. Аналогичные шапки бытовали в костюме калмычек и монголок;

халюун малгай - шапка такого же покроя, выкроенная из меха выдры, носили зимой (на подкладке, с невысокой тульей из меха, которая хорошо держала форму, и с мягким круглым плоским верхом из плиса или бархата) или в праздничных костюмных комплексах. Мех выдры отличался высокой носкостью, поэтому очень ценился. Чаще встречалась среди боханских и осинских бурят;

биизга малгай - женская шапка, напоминающая тюбетейку. Использовалась в теплое время года. Ее тулья также кроилась из прямого узкого куска ткани, шириной 6-8 см.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Костюм одного из многоязычных народов, населяющих Забайкалье и Прибайкалье всегда привлекал внимание путешественников, ибо в костюме бурят отразились исторические судьбы населения этих регионов, столь же своеобразных, как ландшафт и природа.

Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета. Одежда-паспорт человека, указывает на его племенную (этническую) классовую принадлежность и символ, характеризующий его общественную значимость.

В конце 19 - начале 20 в.в. буряты сохраняли традиционную одежду. Но уже в середине 20 века национальный костюм можно было встретить все реже. В наше время бурятский национальный костюм можно встретить только на празднествах или в сценических постановках. А ведь национальный костюм, его вышивка, покрой является целым хранилищем богатства национальной культуры бурят. Целые поколения людей не знают собственной культуры, не помнят заветы предков, не разбираются в красоте национального костюма. Значит, молодое поколение должно не только узнавать бурятский национальный костюм, но и знать, беречь и хранить для последующих поколений.

Цель - привлечь внимание молодого поколения к бурятскому национальному костюму.

Задачи:

1) Изучить историю развития национального костюма.

2) Изучить разновидности национального костюма.

3) Познакомить со старинным национальным костюмом семьи Аюевых.

Актуальность нашего исследования выражена в популяризации национального костюма для последующего развития интереса к бурятской культуре. Объектом исследования является бурятский национальный костюм. Предмет исследования - разновидность бурятского национального костюма. Гипотеза исследования - бурятский национальный костюм является памятью предков и культуры для потомков.

1. Исследование бурятского национального костюма

1. 1 История развития и разновидности бурятского национального костюма

Костюм бурят являлся результатом процесса длительного развития от простого к сложному, от утилитарного к эстетическому. Материал и техника изготовления зависят от уровня развития хозяйства и культуры. Основным занятием бурят являлось скотоводство. Овчина, кожа и другие обработанные виды сырья использовались для изготовления костюма. Так же издавна применялись шкуры зверей. В конце 19- начале 20 веков наблюдалось частичное вытеснение традиционных кож, шкур и преимущественное использование тканей русского и западного производства. Последнее особо характерно для бурят Прибайкалья.

В Забайкалье же наряду с тканями русского производства продолжали частично использовать китайские хлопчатобумажные и шёлковые нити. Буряты использовали ткани в нарядном костюме; качество материала и украшений отличало костюм богатых. Следует отметить известное единообразие костюма бурят. Отрезная по талии одежда составляет особенность бурятского костюма.

Традиционный костюм, как мужчин, так и женщин состоял из нательной части - рубахи (самса), штанов с широким шагом (умдэн), верхней одежды (дэгэл) с запахом левой полы на правую со специфичным головным убором и обувь для бурят. Женская одежда менее подвержена изменениям и как более консервативный вариант сохранила в себе много старинных черт. Изучение покроя частей костюма показало наличие нательной одежды двух типов: распашной (морин самса) и глухой (урбаха, умаси). Распашная рубаха, в сущности, представляет короткий халат с запахом левой полы, она имела название "куваньхи"; "тервич". Глубокая рубаха появилась у бурят под влиянием соседнего русского населения, для которых такая рубаха характерна. Бытовали два вида мужской одежды. К первому виду относится распашная одежда скотоводов - кочевников с характерным запахом "жедехи" (мужская шуба). Ко второму типу относится верхняя одежда бурят Предбайкалья с прямым разрезом спереди, с расширяющимися к низу подолом. Сужающиеся к низу рукава пришивались к прямосрезанному стану. Отличительной чертой мужского костюма были пояса. Они различались по материалу, технике исполнения и назначению: вязаные, плетённые, тканные из волоса, шерсти. Более нарядные изготовлялись из кожи с посеребрёнными пластинками. Изучение их приводит к выводу, что улитарного назначения, пояс был обязателен в качестве оберега, затем пояс знак мужского достоинства, отличительные знак в служебной иерархии. Орнамент металлических пластин поясов был глубоко традиционным и отражал мировоззрение его творцов. Мотивы эти имеют общие с орнаментами других народов Центральной Азии, Южной Сибири и характеризуют разные исторические периоды. Головные уборы были разнообразными, наряду с традиционными самодельными буряты носили и покупные. Они различались по районам. В Забайкалье головной убор был связан с родовой принадлежностью. К наиболее древнему относится шапка "Юден" с наушниками и полукруглым выступом, закрывающим шею, которую надевали в ненастную погоду. У бурят Прибайкалья был распространен головной убор с круглым верхом и узенькой строчкой по краю "татар мамай "(татарская шапка). Здесь так же была известна шапка "ловчуг". Позже они были заменены шапкой кубанкой.Мужской костюм был показателем места носителя в служебной иерархии. Одежда простолюдинов отличалась от одежды служащих. "Улусные люди" носили одежду из хлопчатобумажных тканей: далямбы, соембы. Право ношения шёлка и парчи было привилегией князей и богачей: знать носила одежду из ткани синих тонов. Халат с изображением дракона (вышивка, ткачество) указывал на высокое положение и происхождение носителя. Головной убор с высокой тульей, с камнями голубого, белого, красного цветов отличали костюм писаря. Дети обоих полов носили одежду подобную мужской. Девушка до замужества могла носить такую одежду с поясом. Женская одежда характеризуется отрезной талией - стан состоял из широкой юбки и лифа, рукава были составные с буфами или прямые без буф. Замужняя женщина не имела права носить пояс. Женский костюм по возрасту, женщины менялся с переходом из одного возрастного периода в другой, а также с изменением её семейного положения. Всё это сопровождалось соответствующими обрядами. Если до периода зрелости одежда девушки сохраняла покрой мужской одежды, которую они носили с кушаком, то взрослые девушки носили отрезную по талии одежду, но с рукавами, сохранявшими покрой рукавов мужского халата. Декоративная нашивка шла вокруг талии, у замужних только спереди. В комплекте с причёской и украшениями, также соответствующему и общественному положению верхняя одежда девушек отличалась от костюма других возрастных групп. В верхней одежде замужних женщин наблюдались некоторые своеобразия, основанные на деталях, в принципах декоративного оформления и технологии выполнения. Нарядная одежда молодой замужней женщины в полной её форме выделяет несколько локальных подтипов. Одежда женщины пожилого возраста отличались упрощённостью форм и украшений. Появление платьев европейского покроя - одно из самые заметных явлений в женской одежде бурят 19 - начале 20 вв. Но удлинённые рубахи "самса" в Забайкалье и платье из прямых полотен на кокетке "халдай" в Прибайкалье существовали ещё долгое время. По костюму бурят Прибайкалья можно проследить территориально - родовые деления: костюм боханских, аларских и верхнеленских бурят, которые можно отнести к булагатам и эхиритам. Интересно знать, что одним из разделительных признаков является обувь.

1.2 История о старинном костюме семьи Аюевых

В 1987 году в Заходы к семье Аюевых приехали этнографы из Улан-Удэ. До столицы Бурятии долетел слух, что на левобережье Ангары в старинном улусе Заходы сохранился национальный костюм, которому больше ста лет. Бабушка Анфиса, прожив на свете 101 год, оставила она после себе четверых детей и внуков и, пожалуй, главное - добрую память о трепетном чувстве любви, мудрости, ласке и заботливых руках. Именно эти руки передали в наследство потомкам удивительную вещь - дэгэл старинного покроя, национальную зимнюю одежду бурятских женщин. В конце прошлого века это пальто подарила Анфисе к замужеству ее мать. Уж очень оно было нарядным и поэтому носилось по определённым торжественным случаям. Может, от этого дэгэл, перейдя от Анфисы Андреевны после её смерти к сестре, а от сестры к внучке Галине, до сих пор выглядит как новое. А ведь дэгэлу уже полтора века - это поистине раритетная вещь. Галину Георгиевну Аюеву вежливые визитеры уговаривали продать семейную реликвию за большие деньги, но так и уехали ни с чем. Внучка бабушки Анфисы не смогла продать память о любимой бабушке, а вот на выставки отправлять дэгэл всегда рада. Пусть молодые смотрят, как одевались в старину их прабабушки. Ведь это история, культура нашего народа. Пройдет время и такую одежду можно будет увидеть лишь на фотографиях и рисунках. Поэтому стоит подробно остановиться на описании дэгэла. Об этом нам рассказала сама хозяйка старинного бурятского наряда Галина Георгиевна Аюева. - Дэгэл - это верхняя зимняя одежда. Его шила моя прабабушка. С тех пор наряд практически не реставрировался. Сшит он из кожи и меха вручную. В основе длинношерстная мерлушка, покрыта плисом темно-зеленого цвета, отделана декоративными полосами: китайским шелком зеленого, желтого цвета и черным бархатом. Дополнена отделкой из меха выдры (халюун). Пальто достаточно длинное и хорошо защищало от степных ветров и сильных морозов. Дэгэл отрезное по линии талии: состоит из лифа (сээжэ), широкого подола (хормой), который стянут в оборку по талии, и вшивных рукавов (хамсы). Поверх пальто одевается хупаахи (расклешенная безрукавка, сшитая из плиса). Спереди борта не сходятся, края отделаны цветной полоской из дорогостоящей ткани и к ним пришиты серебряные монеты. Дополнением к этому пальто всегда служила шапочка (бортогой маэгай), сшитая из парчи и отделанная мехом халлюун. Макушка шапочки украшена кистью из крученых золотых и медных ниток (зала) и сверху укреплена серебряная монета.

Бэлла Федоровна Мушкирова (двоюродная сестра Галины Георгиевны), рассказала как выделывали арhан (овчину), прежде чем шить одежду, её выделывали в такой последовательности:

1.Вымачивали в закваске (простокваша) и оставляли на 2-3 дня.

2.Затем складывали овчину и оставляли на один день.

3.После этого брали палку длиной 30-40см и диаметром 6-8см, задние лапки овчины обматывали на эту палку. А сторона шея прикреплялась к стене на специальную планку, и начинали крутить, то в одну то в другую сторону 3-4 дня.

4. Затем ногами обхватывали шкуру и на коленях снимали мездру, при помощи специальных приспособлений гар хэдэргэ (тупой, изогнутый нож с двумя ручками) и хyл хэдэргэ. Овчина после обработки звучала, т.е. шуршала.

5.После выделывания овчину стирали в воде с добавлением небольшого количества сыворотки, а потом мяли руками сидя летом на солнышке или зимой у печки.

6. В стайке выкапывали ямку глубиной примерно 50см и диаметром 20-30 см, туда клали сосновые шишки и сушенный навоз, чтобы костер не горел, а дымил.

7. Затем сшивали две шкуры и ставили над костром в виде юрты. Шкура пропитывалась дымом, приобретала определенный цвет и только после этого из неё шили верхнюю одежду. Вместо ниток использовали сухожилия животных, которые тоже высушивали и затем разделяли на тоненькие полоски в виде ниток. Всю эту кропотливую работу выполняли женщины.

Заключение

Жизнь не стоит на месте, прогресс и цивилизация медленно или быстро будут менять нашу с вами жизнь. Наш язык, наш быт, наша одежда - все меняется со временем. С одной стороны такое явление неоспоримо, все на свете должно меняться со временем, развиваться, не стоять на месте. С другой стороны в таком потоке нового мы теряем с вами нечто памятное, дорогое и незаменимое - нашу с вами историю и культуру. И только от нас зависит, сможем ли мы сохранить нашу историю, культуру, память о предках и передать ее потомкам. Или отставить давние заветы, как ненужный отголосок прошлого и продолжить свою жизнь без опоры, без помощи предков, без богатства и многообразия нашей культуры.

Исходя из поставленных задач, мною были сделаны следующие выводы:

1) Национальный бурятский костюм менялся с течением времени.

2) Разновидности бурятского национального костюма были подчинены социальному положению.

3) Старинный национальный бурятский костюм является памятью для потомков, в частности в семье Аюевых.

4) Из рассказа о б этом костюме узнаешь о нелегком труде крестьянского быта.

Список литературы

1. Материалы, предоставленные школьным музейным уголком.

2. Материалы семейного архива Аюевой Г.Г.

3. Материалы интернет-ресурсов: www.vikipedia.ru .

Приложение 1

Наташа Приказчикова демонстрирует раритетный костюм семьи Аюевых.