Наталья Шиловская
Педагогический проект. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ

Вид проекта краткосрочный

Тип проекта педагогический .

Участники проекта : воспитатели, педагог психолог , муз. руководитель, методист, заведующая, родители.

Сроки проекта : 2 месяца (сентябрь, октябрь) .

Проблема

Проблема адаптации детей к ДОУ – одна из главных в работе педагогов и родителей . Адаптационный период является серьёзным испытанием для детей . Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста , является важным условием их полноценного развития. Развитие происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей . Для оптимального течения адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста необходимо взаимодействие как педагогов и специалистов детского сада, так и родителей, объединяющих свои усилия и обеспечивающих малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. Поэтому в период адаптации к детскому саду , важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Актуальность

Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста .

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений :

Строгий режим дня; - отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

Новые требования к поведению; - постоянный контакт со сверстниками;

Новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

Другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т. е адаптироваться . Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Общая задача нас, педагогов и родителей , - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Цель проекта : - создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

Задачи :

1. Привлечь внимание родителей к периоду адаптации ребенка к условиям ДОУ, вызвать желание участвовать в совместной работе с педагогами адаптации к условиям ДОУ .

2. Формировать знания о специфике развития ребенка раннего возраста и особенностях адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ .

3. Обеспечить включнность родителей в процесс совместной с педагогами деятельности , направленной на помощь ребенку в адаптации к условиям ДОУ .

4. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ .

Гипотеза : если во взаимодействие с семьями детей раннего возраста вести предварительную работу перед поступлением детей в детский сад (путём консультирования, родительских собраний, знакомства с режимом детского сада, использованием игр и мероприятий по сближению детей друг с другом и взрослыми в период адаптации , то адаптация к условиям детского сада пройдёт в короткие сроки, достаточно легко, не нанося вреда здоровью ребёнка.

Этапы проекта :

1 этап Подготовительный этап

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

Заключение договора с родителями;

Организационное родительское собрание по теме «Адаптация детей в ДОУ » ;

Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ» ;

Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада» ;

Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду» ;

Создание методического обеспечения;

Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

Разработка конспектов адаптационных занятий , совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

Разработка анкет для родителей;

Создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;

Помещение информации в родительский уголок.

На данном этапе ожидается сформировать доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок.

Сентябрь

Сентябрь

Воспитатели

Методист

Заведующая

Воспитатели

Педагог психолог

Воспитатели

Воспитатели

методист

2этап Основной :

Знакомство с семьей;

Ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

- информационная деятельность :

Организованные тематические встречи;

Беседы с родителями.

Индивидуальные беседы и консультации с родителями :

- практическая деятельность :

Совместные праздники, развлечения;

Работа с родителями :

педагогической .

педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.

адаптации

возраста

Работа с педагогами :

адаптации детей к ДОУ .

3. Информирование педагогов технологий

педагогов с вновь поступающими детьми.

возраста ; обучение педагогов

На данном этапе ожидается Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей .

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Воспитатели

Заведующая

Методист

Педагог психолог .

Муз. руководитель

Педагог психолог

Воспитатели

Воспитатели

Педагог психолог

Методист

Методист

Педагог психолог

Методист

Педагог психолог

3 этап Заключительный

Задачи работы с родителями :

1. Формирование положительного настроя на поступление в детский сад.

2. Снижение эмоционального напряжения и тревоги.

3. Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.

Задачи работы с педагогами :

1. Актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей .

2. Развивать профессиональные компетенции, профессионально - личностные качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками и родителями.

На данном этапе ожидается :

Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с родителями.

Воспитатели

Методист

Педагог психолог

Методист

Педагог психолог

Предполагаемый продукт проекта .

Работа с родителями.

1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей - повышение психолого - педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации .

2. Круглые столы, семинары - практикумы, родительские клубы, родительские собрания – способствуют овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе дети - родители.

3. Подбор специальной психолого - педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.

4. Анкетирование родителей – изучение уровня адаптации и удовлетворенности родителями работой.

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста , рекомендуемых развивающих игр.

6. Презентация по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ » .

Работа с педагогами .

2. Круглые столы, семинары - практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ .

3. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий : методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

4. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми.

6. Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения, формирование гуманистической позиции в общении с детьми младшего возраста ; обучение педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка.

Ожидаемый результат :

1. Сформированное доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок.

2. Просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей .

3. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей .

4. Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

5. Активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей .

На сроки проекта могут повлиять следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка, и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость, посещаемость, недостаточная заинтересованность, и активность родителей в педагогическом процессе ; невозможность родителей активно принимать участие в мероприятиях, организуемых ДОУ, из за сильной загруженности.

Сопровождение адаптации детей к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов детского сада при обязательной поддержке родителей и включает следующие направления деятельности : психологическую и педагогическую диагностику , консультирование, методическую и организационную работу. По моему мнению, педагог – профессионал должен владеть целым арсеналом приемов, позволяющих тормозить негативные эмоции малыша в период адаптации , педагог должен уметь проектировать взаимодействие с родителями своих воспитанников, давать необходимые рекомендации родителям и сам придерживается определенных правил. В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование (см. приложение, папки-передвижки, консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания. Фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого педагога , который, несомненно, должен любить детей , быть внимательным, отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в ДОУ : родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода , показателями адаптации и т . д. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша и активно взаимодействовать с детским садом, помогая сделать адаптацию ребенка максимально безболезненной.

От того, как прошло детство, кто вл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Валтиева Олеся
Краткосрочный педагогический проект по адаптации в первой младшей группе «Здравствуй, малыш»

Цель проекта :создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации .

Задачи в сфере работы с детьми :

создать условия для обеспечения каждому ребенку физический и психологический подход, охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям детского сада.

обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

снизить уровень заболеваемости;

оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

Задачи в сфере работы с педагогами : разработка практических рекомендаций для воспитателей по данной теме

Задачи в сфере работы с родителями :

раскрыть роль семьи в адаптации детей 2-3 лет ;

познакомить родителей единым методом воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;

создать условия, чтобы у родителей возникло желание принять активное участие в образовательном процессе.

Средства достижения поставленных задач : применение различных игр, конструирования, чтение художественной литературы, применение художественного творчества (лепка, рисование, аппликация) .

Участники проекта : дети 2-3 летнего возраста, родители.

Интеграция областей : игры, чтение художественной литературы, художественное творчество (лепка, рисование, аппликация, конструирование, самостоятельная деятельность.

Период реализации проекта : 1 квартал.

Предполагаемые результаты :

благоприятное прохождение периода адаптации у детей ;

активное участие родителей в жизни группы и детского сада ;

позитивное развитие отношений в детском коллективе;

привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ ;

становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников;

повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей.

Актуальность проблемы : состоит в том, чтобы успешно адаптировать детей и родителей к условиям детского сада. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным структурным элементом в детском саду является группа . Организатором деятельности в группе , координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.

Детский сад – первый социальный институт , первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение . Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога , невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами . Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача .

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Период проведения Участники Содержание Цель

01.08.2016г. -14.08.2016г. Воспитатель, старший воспитатель Определение цели и задач проекта . Составление плана реализации проекта . Разработать педагогический проект для детей раннего возраста

15.08.2016г. -31.08.2016г. Воспитатель, старший воспитатель Обсуждение плана проекта Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов

Воспитатель Подбор и изучение необходимой литературы, подбор методик. Поиск путей повышения безболезненной адаптации

Воспитатель Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями. Установление связи, доверительных отношений

Основной этап

Время проведения Участники Содержание работы

Сентябрь Воспитатель Знакомство с семьёй.

Ознакомление родителей с системой работы ДОУ.

Знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами , от которых зависит его течение.

Поэтапный приём детей в группу , постепенное увеличение времени пребывания детей в группе .

Индивидуальный подход к каждому ребенку.

Переведение ребенка на общий режим.

Щадящий режим

Родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения»

Заведующий Родительское собрание

Родители Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?» , «Если ваш ребенок идет в детский сад…» , информационные стенды, рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду, советы родителям в адаптационный период )

Родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада»

Вопросник «Общение родителей с ребенком»

Анкетирование родителей

Составление анкетных данных

Октябрь Воспитатель Игры знакомства :

«Кто в домике живет»

«Загляни ко мне в окошко»

«Найди игрушку»

«Чьи вещи»

«Иди ко мне»

«Как пройти?»

«Собираем игрушки»

Расскажи стихи руками

«Зайка»

«Мишка»

Заведующий, родители Оказание помощи воспитателям в установлении отношений с детьми и их родителями.

Родители Беседы с родителями

Консультации :

1. «Адаптация ребенка в детском саду»

2. «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка»

Буклеты : «Адаптация ребенка к детскому саду»

Наглядная информация

1. «Десять заповедей родителям»

2. «Если ребенок капризничает и плачет»

Ноябрь Воспитатель Художественное творчество :

Рисование «Украсим платочек-пальчиками»

Лепка «Мячик для Тани»

Аппликация «Пирамидка» .

Игровая деятельность :

1. Настольно-печатные «Чей домик»

2. Сюжетно-ролевые «Уложим куколку Катю спать» , «В гостях у куклы Кати» , «Кукла Катя собирается в детский сад»

3. Пальчиковая игра «Этот пальчик»

Конструктивная деятельность :

1. «Дорожка для машины»

2. «Дом для Мишутки»

Художественная литература :

1. Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки»

2. Русские народные сказки : «Колобок» , «Репка»

Самостоятельная детальность детей

1. Художественное творчество : рисование, лепка, конструирование.

2. Уголок книги : подборка книг для детей

Заведующий Педагогический совет

Наглядная информация «Показатели окончания адаптационного периода »

Заключительный этап

1. Оформление проекта

3. Подведение итога на педагогическом совете

Используемая литература

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада : управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. – сост. Н. В. Соколовская. Волгоград : Учитель, 2008. – 188с.

2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж. Учитель, 2004, - 236с.

3. Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами , воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - №9 – С. 61 – 68

4. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. - М.: Эксмо, 2008 г.

5. В. Сатир Вы и ваша семья : Пер. с англ. Р. Кучкарова. – Издательство Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2011.

6. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель, 2011. – 240 с

Наименование проекта: «Идем в детский сад»

Описание проблемы, на решение которой направлен проект

Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей I младшей группы к дошкольному учреждению?

Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Задачи проекта

Сроки реализации проекта: сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года.

Критерии эффективности проекта

1. Будут преодолены стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

2. Будет организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

3. Будет организована работа по развитию игровых навыков, произвольного поведения.

4. Будет организована работа по формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышению коммуникабельности между родителями.

5. Повысится профессиональная компетентность педагогов по вопросам адаптации детей к детскому саду.

Аннотация

Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, социальным изменениям в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психоэмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, переживания и стресс.

Что уж говорить о маленьких детях, которые впервые в своей жизни не только попадают в совершенно новые, непривычные, а от этого еще более страшные и пугающие условия, но и активно начинают социализироваться в современном обществе.

Современные родители, безусловно, более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества и обогащения. Но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к посещению дошкольного учреждения и самим быть готовыми к этому.

В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период, активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

  • Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду
  • Целеполагание проекта
  • Ожидаемые результаты реализации проекта
  • Механизм реализации проекта
  • Этапы и содержание проектной деятельности
    1. Подготовительный этап
    2. Основной этап
    3. Заключительный этап
  • План образовательной работы с детьми и родителями
  • Мониторинг проекта
  • Перспективы деятельности к завершению проекта

Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду

В нашем детском саду воспитываются часто болеющие острыми респираторными заболеваниями дети, дети с рецидивирующими бронхитами, пневмонией в период реконвалисценции, бронхиальной астмой вне обострения. Здесь много уделяется именно здоровью ребенка. Ведь, к сожалению, ни для кого не секрет, что первое время ребенок начинает болеть, иммунитет снижается. И связано это не только с тем, что его окружение становится многообразнее, но и с тем, что первое время ребенок испытывает дискомфорт и стресс от происходящего. Поэтому медицинская поддержка ему просто необходима.

В детском саду для комплексного оздоровления детей оборудованы разнообразные помещения: физиотерапевтический кабинет, ингаляционный кабинет, физкультурно-музыкальный зал, который совмещен с залом ЛФК, «волшебная» сауна для развития и оздоровления воспитанников детского сада.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает облегчить адаптацию малыша. Основой такого сотрудничества являются такие формы взаимодействия, как экскурсии по детскому саду, беседы, консультации, открытые занятия, совместные мероприятия. На наш взгляд, наиболее эффективным является выставление информации (папки-передвижки) на тему «Как помочь ребенку без слез пойти в детский сад», «Идем в детский сад (как облегчить адаптацию малыша к дошкольному учреждению)», «Как правильно вести себя родителям с ребенком в первые дни посещения детского сада».

Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в то же время они возлагают большие надежды на педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками педагогического процесса для меня очень важно.

Для организации процесса адаптации ребенка к новым условиям использую следующие формы и способы:

1. элементы телесной терапии (обнять, погладить);

2. исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

3. релаксационные игры (песок, вода) ;

4. сказкотерапия — это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;

5. игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

6. культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

2. постепенное заполнение группы;

3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

5. осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул) ;

6. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра) ;

7. протекание адаптации (медицинская сестра).

В нашем учреждении работают группа кратковременного пребывания, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.

Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.

Формы работы с родителями:

1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду

3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

4. Беседы.

Целеполагание проекта

Для реализации проекта я определила его общую цель :

создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Цели проекта конкретизируются решением следующих задач:

1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;

4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

2. позитивное развитие отношений в детском коллективе;

3. повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

4. снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;

5. вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

6. активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.

7. формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.

Механизм реализации проекта

Изучив сборник научно-популярных статей для родителей и педагогов «Адаптация к детскому саду», я разработала систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:

Мониторинг проекта

При проведении мониторинга проекта был проведен анализ листов адаптации, из которого можно сделать вывод о том, что легкая степень адаптации у 17 детей, средняя степень тяжести у 2 детей, тяжелая степень адаптации у 1 ребенка.

Перспективы деятельности к завершению проекта

Накопленный нами интересный опыт по творческому проекту «Идем в детский сад» будет использоваться и в дальнейшей работе. В наших дальнейших планах предусматривается приобретение оборудования для игр с водой «Водный мир», «Поймай уточку», а также комплект деревянных игрушек-забав.

Симчат Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад №39"
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: ПРОЕКТ
Тема: Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Утро начинается с улыбки"
Дата публикации: 21.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Проект по адаптации детей раннего дошкольного

возраста к условиям ДОУ

«Утро начинается с улыбки»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А.Сухомлинский. «Чтобы вырастить ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он общается, играет, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!» Жан-Жак Руссо.
Участники проекта:
заведующая МБДОУ; педагог-психолог; медицинский работник; воспитатели групп раннего возраста; музыкальный руководитель; родители детей.
Целевая группа
: Дети групп раннего возраста и их родители.
Сроки реализации
: Август – декабрь 2016 г.
Цель проекта
– оказать психолого-педагогическую поддержку детям, поступающим в ДОУ. Этим определяются основные
задачи
, решаемые проектом: - преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду; - обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период; - формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Параллельно с решением основных задач решаются
задачи комплексного

развития детей
: - снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; - развитие внимания, восприятия, речи, воображения; - развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений; - развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Актуальность проекта
Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, - проблема адаптации детей к условиям детского сада. Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе сверстников. Дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого- педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так как раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма. Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентированные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации,
т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание, в 1848 году это состояние описывали как болезнь «тоска по дому» - так тогда называли адаптацию. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка Процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям - это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина. Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления данного проекта задействованы специалисты ДОУ: педагог- психолог, медицинский персонал, музыкальный руководитель, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Так как в дошкольное учреждение ежегодно поступает до 100 детей раннего возраста, длительность этого проекта составляет 5 месяцев, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Актуальность проблемы адаптации обусловлена:
- Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно- психического и социально- психологического. - Организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий. - Своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери. - Индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо- логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психо- генетическими.
Этапы проекта:

1. Организационный этап:
 Составление перспективного плана мероприятий проекта;  подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;  разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;  пополнение предметно-развивающей среды групп раннего возраста;  разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Утро начинается с улыбки»;  разработка анкет, памяток, буклетов для родителей.
2. Основной этап:
реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
 анализ проведенной работы;  диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;  презентация проекта для педагогов и родителей;  публикация проекта на интернет-сайте.
Задачи работы с родителями:

1. Формирование положительного настроя на поступление в детский сад. 2. Снижение эмоционального напряжения и тревоги. 3. Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.
Формы работы с родителями:
1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. 2. Лектории, круглые столы, семинары-практикумы, Родительские клубы, родительские собрания – способствуют овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе дети - родители. 3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада. 4. Анкетирование родителей – изучение уровня адаптации и удовлетворенности родителями работой ДОУ. 5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр. 6.Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения.
Задачи работы с педагогами:
1. Актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей. 2. Развивать профессиональные компетенции, профессионально-личностные качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками и родителями.
Формы работы с педагогами:
1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду. 2. Круглые столы, семинары-практикумы – повышение психолого- педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ.
3.Информирование педагогов по средствам использования информационно- коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций. 4. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми. 5. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей. 6. Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения, формирование гуманистической позиции в общении с детьми раннего возраста; обучение педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка.
Развивающая среда для детей раннего дошкольного возраста:
В группах имеются центры развития: уголок для сюжетно-ролевых игр; уголок ряженья (для театрализованных игр); книжный уголок; уголок для настольно-печатных игр; выставка художественно-творческой деятельности (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.); уголок природы (наблюдений за природой); спортивный уголок; уголок для игр с песком; уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.; игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства; игровой уголок (с игрушками, строительным материалом). В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.

Ожидаемый результат:
 Благоприятный адаптационный период детей 1,5 -2 лет.  Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с ПМПк ДОУ.  Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.  Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.  Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ. Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации индивидуализации дошкольников. Как уже говорилось выше, одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно- психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша. Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые
факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать. Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша. В процессе работы проекта собраны материалы для родительских собраний (фото альбомы «Как я пошел в детский сад»; «Наши успехи»; «Наши праздники», анкетирование); разработаны консультации, памятки, буклеты для родителей. Из анализа листа адаптации детей к условиям ДОУ, можно сделать вывод: у 80 % детей наблюдается легкая степень адаптации, у 18 % средняя степень адаптации, у 2% тяжелая степень адаптации. Родители группы с интересом отнеслись к участию в организации проекта, оказывали помощь в изготовлении атрибутов, приняли участие в конкурсах и играх совместно с детьми. Активно посещали родительские собрания, ответили на вопросы анкетирования, что помогло достоверно определить успешность адаптации в нашем ДОУ. Список литературы: 1. Заводчикова О.Г. «Адаптация ребенка в детском саду». Москва «Просвещение», 2007. 2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004. 3. Иванова Н.В. «Социальная адаптация малышей в ДОУ». Москва, 2011. 4. Печора К.Л. «Дети раннего возраста в ДОУ». Москва, 2004



Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Основные задачи, решаемые проектом: - преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возра­ста в период адаптации к детскому саду; - обучение воспитателей методам проведения групповых за­нятий в адаптационный период; - формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Параллельно с решением основных задач решаются за­дачи комплексного развития детей: - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии; - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; - развитие внимания, восприятия, речи, воображения; - развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений; - развитие игровых навыков, произвольного поведения.


Актуальность проблемы адаптации обусловлена: - повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (3 года) - организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий; - своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и де­тей, с уровнем привязанности ребенка к матери; - индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо­логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психо­генетическими.


Этапы проекта: 1. Организационный этап: 1. Организационный этап: подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр; разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей; пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста; разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»; разработка анкет для родителей; составление перспективного плана мероприятий проекта. 2. Основной этап: 2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом. 3. Итоговый этап: 3. Итоговый этап: анализ проведенной работы; диагностика адаптации детей к условиям ДОУ; презентация проекта для педагогов и родителей; публикация проекта на интернет-сайте.


Формы работы с родителями: 1. Консультирование: - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации, – способствование овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети 2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду; 3. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями; 5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.


Формы работы с педагогами: 1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду; 2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ 3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми; 4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей. 5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.


План работы по проекту: период Содержание работы Сентябрь- Заключение договора с родителями; - Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; - Организационное родительское собрание; - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; - Анкета для родителей (социальная); - Индивидуальный журнал ребенка; - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; -Занятие «Божья коровка» -- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей); - Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста; - Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик» Октябрь- Консультация «Растим малыша здоровым»; - Мини-лекция «Детская истерика»; - Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»; - Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»; -Занятие «Листопад» - Занятие «Мячики» - Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» Ноябрь- Консультация «Где моя большая ложка?»; - Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи); - Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»; - Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы:Цветы на клумбе»; -Занятие «Мыльные пузыри» - Занятие «Непослушные мышата» - Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж БАТ «Мишка» Декабрь- Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.»; - Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Радуга»; - Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик»; -Занятие «Зайка» -Занятие «Новый год» -- Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!» - Диагностика адаптации к ДОУ.


Ожидаемый результат: Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико- психолого-педагогической службой ДОУ. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.












Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному учреждению в период 2013 уч.годы. 3. Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному учреждению в период 2014 уч.годы. 3. Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня


Выводы: 2013 год. из уже присутствующих детей: 85,7% -показатель легкой адаптации, 57%, показатель адаптации средней тяжести, 41 %, показателя тяжелой адаптации 2 реб.- 2.%. (Адаптация прошла быстрее и легче, чем в прошлом году, т. к. период приема детей в дошкольное учреждение осуществлялся с 3-й декады августа на улице (дети с родителями начинали посещать дошкольное учреждение с прогулки на участке детского сада под руководством педагога) год. из уже присутствующих детей: 46,2% - высокий уровень адаптации к режиму дня, 33% - средней уровень адаптации к режиму дня, 20,8% - тяжелой уровень адаптации к режиму дня. (Адаптация прошла быстрее и легче, чем в прошлом году, т. к. период приема детей в дошкольное учреждение осуществлялся с сентября на улице (дети с родителями начинали посещать дошкольное учреждение с прогулки на участке детского сада под руководством педагога) и прием детей осуществлялся по нескольку детей сразу