Родители малышей часто беспокоятся, что детям сложно будет пойти в детский сад: не расстараются с мамой, не ладят с малышами своего возраста, не умеют самостоятельно есть. Одно из вариантов смягчить эту ситуацию и адаптировать ребёнка - группа кратковременного пребывания в ДОУ.

ГКП - это специальная группа для малышей от 1,5 до 3 лет, которая работает три/четыре часа в день с 9.00/8.00 до 12.00. Можно сказать, что это современная альтернатива яслей. Группа кратковременного пребывания позволяет ребенку привыкнуть к детскому саду, а маме выйти на работу, когда крохе исполняется 1,5 года. Ведь на практике именно в этом возрасте перестают платить пособие, но детское учреждение пока не готово взять ребенка в группу.

Важный вопрос, с какого возраста можно отдать детей в группу кратковременного пребывания. В ГКП набирают малышей от полутора лет. Обычно в нее входит до 20 крох, однако многие детки приходят в группу кратковременного пребывания ближе к двум годам. Поэтому чем раньше родители отдают ребенка в садик в ГКП, тем выше шансы, что он попадет в группу с малой комплектацией. А это означает, что будет хороший присмотр и налаженный близкий контакта с воспитателем.

В группе кратковременного пребывания не предусматривается питание ребят. Считается, что родители кормят детей дома, приводят детей в сад после завтрака и забирают их перед обедом. Однако воспитатель устраивает перекус и питье. Иногда сами родители приносят детям воду, сок и фрукты. Также нет тихого часа.

Оформление малыша в ГКП

Чтобы начать ходить в группу кратковременного пребывания, родителям необходимо встать в очередь, собрать и предоставить необходимые документы: свидетельство о рождении ребенка, паспорт родителя, прописка (или регистрация по месту проживания). Когда подойдёт ваша очередь вам пришлют уведомление на электронную почту или позвонят. Перед посещениями ребенок проходит стандартный медосмотр. Воспитатель собирает родителей и проводит собрание на котором подробно все объясняет.

ГКП — это государственная услуга, доступная для всех граждан вставших в очередь и подавших необходимые документы.

Часы работы группы кратковременного пребывания – с 8 до 12 часов. Общая дневная длительность занятий не должна превышать свыше четырех часов.

Оплата за посещение группы кратковременного пребывания приемлема, около 1500 руб в месяц. Малыш находится в садике, а после обеда его заберет бабушка. Родители могут спокойно отправиться на работу или мама работает полдня на рабочем месте, а остальное время – дома.

Чтобы стать воспитателем в группе кратковременного пребывания, нужно обладать требуемым уровнем подготовки. В ГКП ходят малютки, которые лишены элементарных навыков самообслуживания. Однако речь идет не только о бытовом вопросе.

Воспитанники требуют много внимания. С ними необходимо заниматься, играть в разнообразные игры. Значит, педагог разрабатывает специальную программу. Занятия чаще всего классического типа: рисование, лепка, музыка, речь, аппликация, конструирование. За день одно или два занятия.

Если вас пригласили работать в группе кратковременного пребывания или вы являетесь начинающим воспитателем, то могут возникнуть сложности с подготовкой и написанием программы, разработкой календарно-тематического планирования. Во избежание подобной ситуации, рекомендуется использовать специализированную методическую литературу. Она поможет разобраться с темой.

  1. Т. В. Вискова «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий » ;
  2. Бахаровская М.Н. «Адаптационная группа кратковременного пребывания. Образовательная программа» ;
  3. Трифаненкова С.В. «Группы кратковременного пребывания для детей 2-4 лет. Программа, тематическое планирование, разработки занятий» ;
  4. Микляева Н.В. «Группы кратковременного пребывания: педагогическое сопровождение» ;
  5. Даминова М.Р. «Развитие вариативных форм дошкольного образования. Организация группы кратковременного пребывания в ДОУ» ;
  6. Стефанова Н.Л. «Учебно-тематическое планирование в группе кратковременного пребывания. Младший, средний и старший дошкольный возраст» .

Все перечисленные издания получили отличные отзывы и завоевали высокий рейтинг. В настоящее время предусматриваются скидки на кое-какие позиции.

Что делают малыши в ГКП?

Чем можно заниматься с ребятами в группах кратковременного пребывания? В основном, это занятия, игры и общение между собой. Если малыш прежде не посещал никакие развивающие программы, то крохи это станет первым и новым опытом. Вот почему в первые дни будет лучше, если мама останется со своим ребенком в группе или будет ждать его в раздевалке. Такая мера необходима, когда сын или дочь не расстается с ней ни на одни сутки.

Занятия в группе кратковременного пребывания бывают:

  • учебными;
  • творческими;
  • спортивными.

Ребята обучаются: изучают буквы, цифры, цвета. Они осваивают такие азы науки, которые соответствуют возрастной норме.

Малыши лепят из пластилина, создают подделки с аппликациями, рисуют. В зависимости от того, как оснащен детский сад, дети занимаются физкультурой, плаванием и иными видами спорта. Если на улице хорошая погода, ГКП включает прогулки на свежем воздухе.

Пример расписания в группе ГКП:

Понедельник: 9.15-9.25 - Развитие движений.10.10- 10.20 - Дидактическая игра.

Вторник: 10.00 - 10.10 - Музыкальные игры. 10.20 -10.30 - Художественное творчество (чередуются лепка, рисование, аппликация).

Среда: 10.00 - 10.10 - Игры со строительным материалом.10.20 -10.30 - Развитие речи.

Четверг: 10.00 - 10.10 - Развитие движения. 10.20 - 10.30 - Дидатическая игра.

Пятница: 10.10 - 10.20 - Развивающие игры. 10.30 - 10.40 - Музыкальные игры.

Дети дошкольного возраста, посещающие группы кратковременного пребывания, участвуют в выставках поделок, праздничных утренниках, интересных мероприятиях вместе со своими родителями.

Результатом посещения ГКП становится то, что малыш быстрее осваивает навыки самообслуживания. Он учится ходить на горшок, если раньше не был к этому приучен. Кроха обучается контактировать со своими сверстниками и пополняет свой запас слов. Ребенок раньше знакомится с различными инфекционными заболеваниями. Но это неплохо. Так вырабатывается иммунитет, который на следующий год защитит его от инфекций в детском саду.

Несколько рекомендаций родителям, у которых ребенок посещает ГКП

Если у вас первый ребенок и нет предыдущего опыта посещения группы кратковременного пребывания, придется запастись терпением. Часто случается, что не все получается сразу — это нормально. Не нужно пугаться, просто будьте к этому готовы. Обязательно приготовьте и положите в ящик малыша сменную одежду. Могут произойти непредвиденные ситуации. Некоторые учреждения просят подписать верхнюю одежду с обувью. Однако это требование не обязательное.

Несколько слов об игрушках. Родителям нужно понимать, что предметы, которые малыш приносит с собой на занятия, становятся общими. В группу находятся дети с разным воспитанием, характером и нравом. Воспитателю не всегда удается проследить, чтобы любимую игрушку не взял кто-то другой. Вот почему не стоит брать с собой дорогие вещи.

Проявите терпение, если ваша кроха научится в группе кратковременного пребывания нехорошим словам. Каждый малыш через такое проходит. Однако в задачу родителей входит разговор с ребенком. Они должны объяснить, что произносить такие слова – это плохо. Не нужно повторять их за своими сверстниками.

Основной приоритет ГКП – лучшая адаптация малышей к детскому саду. Они должны запомнить группу кратковременного пребывания, как что-то приятное и интересное, где не было слез или плохого настроения.

Надеемся, что наша статья оказалась полезной. Если у вас в детском саду сделали ГКП, обязательно начните ее посещать.

«Группа кратковременного пребывания как форма дошкольного образования»

Общепризнанным является тот факт, что становление личности человека начинается в дошкольном возрасте. В то же время закладываются основы будущего здоровья. Независимо от того, где воспитывается ребёнок: дома, в семье или в детском саду, - важно создать все необходимые условия для его развития. Актуальной проблемой в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях сохранения и развития сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создания условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста была организована новая форма дошкольного образования – группа кратковременного пребывания для детей с 3 до 7 лет, каждодневным, двухсменным, 5 - часовым пребыванием.

Ребёнок, как гармонично развитая личность, физически и психологически подготовлен к обучению в школе.

Задачи:

  1. Обеспечить единые стартовые условия для детей, поступа ющих в школу, минуя дошкольное образовательное учреждение.
  2. Помочь родителям квалифицированно подготовить ребен ка к школе.
  3. Обеспечить преемственность между дошкольным и началь ным образованием, комфортный переход ребенка в школу.
  4. Сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обуче нию в школе.
  5. Заложить основы доброжелательного отношения к сверст никам, выработать навыки общения с ними.
  6. Обеспечить интеллектуальную готовность к школе, кото рая включает в себя овладение средствами познавательной деятельности, мыслительную активность ребенка.
  7. Обеспечить волевую готовность, т. е. способность подчинять ся правилам и требованиям взрослого. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятель ностью.
  8. Обеспечить личностную, социально-психологическую, эмо циональную готовность к школе.

Такая группа является прекрасной возможностью обеспечить ребенку разнообразие видов деятельности, расширить круг общения со сверстниками и взрослыми и одновременно решать проблемы дошкольного образования. И вместе с тем, как показала практика группа кратковременного пребывания, как организационная форма – мобильнее и дешевле, чем механизм работы детского сада полного дня.

Пребывание ребенка в группе кратковременного пребывания позволяет родителям лучше узнать своего ребенка, понять, в чем он успешен и какие у него трудности; способствует формированию у детей умения налаживать общение с чужими взрослыми, быть инициативным в разных социальных ситуациях. ДОУ в этом случае может ус пешнее строить сотрудничество с родителями, учитывать индивидуаль ные особенности семьи, влиять на формирование грамотной родитель ской позиции (уважительное отно шение к своему ребенку, умение под держать его; осознавать свои воз можности в образовательной и развивающей работе с детьми).

Приоритетным направлением в содержании образовательного процесса в группе кратковременного пребывания являются:

  1. Социализация детей в обществе;
  2. Ориентировка на личностное развитие детей;
  3. Развитие умений навыков в ведущих видах деятельности с учетом возможностей и интересов детей, потребностей родителей.

Основополагающими принципами группы является:

  1. разный возраст воспитанников – от 3 до 6 лет – задачи на занятиях необходимо планировать и решать с учетом разного возраста;
  2. краткосрочность пребывания детей в дошкольном учреждении – за пятичасовое пребывание в основном дети получают знания на занятиях, мало времени остается на совместную деятельность.

Таким образом, принцип разновозрастности лежащий в основе ГКП, оптимизирует воспитательный процесс. Тем не менее, работа в разновозрастной группе сложнее, чем в обычной. Так как педагог, планируя свою воспитательскую деятельность, ориентируется на несколько разных возрастов. Каждый возраст имеет свою специфику и условия познавательного развития, выполнение которых требует применения специальных приёмов и методов обучения, а также с учётом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждого ребёнка.

Формы организации детской деятельности в ГКП различные, но средства для достижения воспитательных задач остаются игровыми. В своей работе мы используем различные дидактические игры, познавательно - развивающие игры, занимательные упражнения, социально – бытовые, игры – эксперименты с материалами, оздоровительные игры, по всем направлениям деятельности детей, обеспечивая реализацию выбранного программного содержания. В игровой форме ребёнок охотно и сравнительно легко преодолевает значительные трудности при овладении знаниями, поскольку именно в игре у детей особенно повышается умственная активность и работоспособность, а, следовательно, и обучаемость. При этом придерживаемся развития речевой активности каждого ребёнка в процессе разнообразной деятельности. Уделяем особое внимание созданию условий и выбору предметно – развивающей среды.

Такая форма работы с неорганизованными детьми, как группа кратковременного пребывания пользуется в нашем городе большим спросом у родителей. Наблюдается стабильная, положительная динамика в развитии воспитанников этой группы. Улучшились показатели речевого, познавательного, математического развития, а также коммуникативных навыков, что является предпосылками легкой адаптации дошкольников к переходу в школу и успешному обучению. Однако при всей кажущейся оптимистичности подхода к решению данной проблемы и прогноза результатов воспитательно-образовательной работы, в группе ГКП перед воспитателями встаёт и организационно – воспитательная и организационно – методическая проблема, связанная с тем, что у воспитанников разный возраст.


Никто не оспаривает и не подвергает сомнению значимость где он окружен только любовью и положительными эмоциями. Родители хотят создать все необходимые условия для отличного эмоционального самочувствия своего отпрыска, его нормального психического развития. Однако далеко не все мамы и папы, к сожалению, осознают важность некоторых моментов, понимают необходимость общения с малышом и учитывают особенности педагогического воздействия на детей до трех лет. Порой случается так, что родители и рады бы все это воплотить в жизнь, но кому-то не хватает времени, кому-то определенных знаний, кому-то просто лень уделить внимание ребенку.

В связи с этим и пользуется популярностью группа кратковременного пребывания в детском саду. В чем же ее особенности и достоинства? Зачем нужна подобная

Во-первых, группа кратковременного пребывания в детском саду отличается от обычной ясельной тем, что ребенок не получает психологической травмы из-за расставания с мамой. Ведь именно с ней он поначалу посещает постепенно привыкая к своим новым друзьям, воспитателям, занимаясь интересными и подходящими для его возраста делами.

Во-вторых, ребенок проводит здесь не целый день, а всего лишь примерно 3,5 часа 3 раза в неделю, что позволяет опытным педагогам и психологам организовать образовательный процесс таким образом, чтобы малыш получил все необходимые для него знания, ни одна важнейшая деталь не упускается из виду. Благодаря этому время распределяется экономно, его хватает и для запланированных занятий, и для свободной деятельности.

В-третьих, группа кратковременного пребывания в детском саду имеет особую специфику, что подразумевает наличие особой образовательной программы с учетом возраста малышей, их психологических и эмоциональных особенностей.

В-четвертых, нельзя забывать и о маме, которая может со спокойной душой оставить ребенка на профессионалов и за те же несколько часов успеть посетить парикмахерскую, приготовить обед или просто отдохнуть.

Какие же задачи выполняют группы кратковременного пребывания в Главные из них:

  • укрепление физического и психического здоровья малышей;
  • формирование эмоциональной устойчивости с учетом физиологических особенностей детей;
  • расширение кругозора, соответствующее возрасту развитие способностей;
  • помощь детям в адаптации к конкретному учреждению;
  • формирование средств и способов общения со сверстниками и взрослыми;
  • ознакомление их с необходимыми видами деятельности.

Группа кратковременного пребывания в детском саду во всех отношениях оказывает огромную помощь родителям в правильном и соответствующем воспитании детей. Педагоги проводят с детьми игры, которые направлены на речи, мелкой моторики, воображения, памяти, восприятия. Кроме того, с малышами работают музыкальный руководитель и специалист по физической культуре. Группа кратковременного пребывания в ДОУ - это не просто веселое и интересное времяпрепровождение, но и огромная польза как для детей, так и для их родителей.

Н. А. Иноземцева – воспитатель МБДОУ Детский сад «Солнышко»

Р.п. Мордово Тамбовской обл.

«Организация и содержание деятельности в группах кратковременного пребывания»

Группа кратковременного пребывания (ГКП) - вариативная форма организации дошкольного образования в режиме неполного дня. ГКП создается для детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих детские сады, с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказания консультативно-методической поддержки их родителям в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.

Основными функциями группы кратковременного пребывания являются:

Охрана жизни и здоровья детей;

Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

Коррекция физического и психического развития и здоровья детей;

Обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка.

В настоящее время наиболее востребованными являются:

  • «Адаптационная группа» - для детей раннего возраста, которая имеет целью обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в ДОУ;
  • «Группа развития» - для детей от 3 до 7 лет, преследующая цель всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых;
  • группа «Будущий первоклассник» - для детей 5-6 лет, цель которой состоит в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;

(существуют и другие формы ГКП).

Для того чтобы создать ГКП на базе дошкольного учреждения необходимо изучение социального заказа на открытие той или иной формы группы кратковременного пребывания. Целесообразно проведение анкетирования среди родителей детского сада и социологического опроса среди населения. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о наличии запроса общественности в открытии группы определенной направленности.

ГКП любого вида создаются в дошкольных образовательных учреждениях при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения (в пределах выделенных средств).

Организация групп кратковременного пребывания предполагает наличие в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) свободного помещения для осуществления учебно-воспитательного процесса: групповые комнаты для детей, музыкальный зал, кабинет психолога; а также раздевалку для детей и родителей и умывальная комната. Специально оборудованные помещения должны отвечать педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам пожарной безопасности (групповая ячейка, освещенность, температурный и воздушный режим в соответствии с требованиями СанПиНа, детская мебель (столы, стулья, шкафы для игрушек, пособия и т.д.) в соответствии с ростовыми показателями детей).

Групповые комнаты и специализированные помещения ДОУ должны соответствовать возрасту детей и полностью приспособлены для многообразной деятельности.

Работа групп кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют обязательному перечню документации:

1. Положение о группах кратковременного пребывания (Положение о группе определяет нормативную базу работы группы, направление, цель и задачи деятельности группы, организацию работы (комплектование, распорядок и. т.д.), содержание и основные формы работы).

2. Приказ учредителя об открытии на базе конкретного дошкольного образовательного учреждения групп кратковременного пребывания.

3. Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании групп кратковременного пребывания.

4. Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором отражается деятельность групп КП для детей, не посещающих ДОУ с указанием конкретных образовательных услуг, предоставляемых учреждением в разделе «Образовательная деятельность» с полным их перечнем.

5. Договор с родителями (законными представителями), желающими пользоваться услугами группы кратковременного пребывания (в том числе и дополнительных).

6. Штатное расписание.

7. Должностные инструкции

Также для работы ГКП необходимо наличие следующих документов:

Заявление родителей о зачислении ребенка в ГКП;

Договор с родителями (законными представителями);

Режим дня и распорядок жизнедеятельности группы (режим работы группы кратковременного пребывания устанавливается в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями и возможностями детей, а также с учетом потребностей родителей (законных представителей);

Расписание занятий (сетка непосредственной образовательной деятельности) с учетом рекомендаций СанПиН;

Списочный состав детей;

Образовательные программы;

Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка;

Табель посещаемости;

Базисный учебный план;

Перспективный план работы по разделам образовательной программы;

Планирование воспитательно-образовательной работы.

Комплектование ГКП осуществляется как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу, в соответствии с уставом дошкольного образовательного учреждения. Наполняемость групп кратковременного пребывания устанавливается в зависимости от вида группы в соответствии с положением о ГКП данной направленности. Зачисление детей в ГКП происходит на основании заявления родителей (законных представителей), медицинского заключения о состоянии здоровья ребёнка.

Отношения между образовательным учреждением, имеющим группы кратковременного пребывания, и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.

Возможные модели функционирования групп кратковременного пребывания.

Модель 1. Организация кратковременного пребывания детей в ГКП в 2-3 смены. (Например: дети приходят к определенному времени на короткий срок: с 09.00 до 12.00, с 12.00 до 15.00, с 15.00 до 18.00.)

Модель 2. Организация кратковременного пребывания детей в специально оборудованном помещении.

Модель 3. Организация кратковременного пребывания детей в закрепленной группе детского сада.

Модель 4. Пребывание родителей в группе вместе с ребёнком.

Содержание образовательного процесса в ГКП определяется образовательной программой дошкольного образовательного учреждения. Учитывая специфику групп КП, образовательный процесс должен быть организован максимально компактно, так, чтобы в условиях сжатого времени не упустить ни одного важного направления развития ребенка и, в тоже время, не превратить его жизнь в смену занятий по "учебным предметам".

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, программа должна обеспечивать разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, художественно-эстетическому, познавательно-речевому.

Целесообразным является использование парциальных образовательных программ, т.к. неспециализированные комплексные программы развития детей довольно трудно адаптировать к условиям кратковременного пребывания ребенка в детском саду. Обусловлено это, прежде всего тем, что комплексные программы в основном рассчитаны на пребывание ребенка в детском саду целый день, а также особенностью комплектования группы - группы кратковременного пребывания комплектуются в течение всего года и, в основном, по разновозрастному принципу. Кроме того, выбранная программа должна «позволить» организовать режимные моменты таким образом, чтобы целый ряд важнейших воспитательно-образовательных задач решался в комплексе.

Программа должна:

Соответствовать принципу развивающего образования;

Сочетать принципы научной обоснованности;

Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей;

Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей;

Основываться на комплексно-тематическом принципе построения воспитательно-образовательного процесса.

Участниками воспитательно-образовательного процесса являются воспитанники, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ.

В планировании воспитательно-образовательного процесса обязательно учитывается одна из требований к организации деятельности групп кратковременного пребывания, а именно - рациональность использования времени, проводимого ребенком в детском саду .

Организация воспитательно-образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей также зависит от нескольких факторов, а именно: модель, по которой функционирует группа, вид группы, возраст детей, посещающих группу.

Образовательный процесс в ГКП строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми. Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием. На занятиях широко используются наглядные методы (показ предметов, образца, способов действия); словесные (вопросы, указания, объяснения); игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, в виду особенности восприятия детей данного возраста рассказ воспитателя используется редко. Возможно проведение в группе тематических вечеров, мероприятий, утренников, праздников. Эта форма работы помогает ребёнку привыкнуть к новой для него обстановке, способствует созданию хорошего настроения во время пребывания в ДОУ и формирует желание снова и снова охотно идти в детский сад (без слез).

В зависимости от направления работы группы определяются цели и задачи воспитательно-образовательного процесса, обоснованные в положении о группе кратковременного пребывания.

Организация воспитательно-образовательного процесса невозможна без тщательной подготовки в первую очередь воспитателей, непосредственно работающих с детьми. Воспитатель должен достаточно четко представлять себе, какие цели реализуются при построении педагогического процесса, какие результаты должны быть достигнуты, уметь конструировать, анализировать, выстраивать перспективу развития каждого ребенка в группе на основе психолого-педагогической диагностики.

Деятельность специалистов, работающих в ГКП, состоит из систематической, построенной на диагностической основе, коррекционной работы с воспитанниками и консультативной помощи. Для этого психолог и другие специалисты должны подобрать диагностический инструментарий, быть готовыми к тесному сотрудничеству с педагогами, врачом-педиатром, родителями, выработать программу действий индивидуально с каждым ребенком и с группой в целом.

В работе педагогов в ГКП предусматриваются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка. Ребенок, поступающий в детский сад на кратковременное пребывание, практически все свое время проводит в кругу семьи. Влияние семьи настолько велико, что педагогическая работа с ребенком в детском саду представляется невозможной без учета особенностей быта и воспитания детей в семье. Это с одной стороны, с другой стороны - сами родители предъявляют определенные требования как к образовательной работе в детском саду, так и к системе взаимодействия педагога с семьей. Поэтому необходимо устанавливать тесную связь между семьёй и ДОУ для получения информации об уровне развития и актуальном состоянии каждого ребенка, которая будет лежать в основе последующего планирования педагогических воздействий, их корректировки и организации работы с родителями. Рекомендуется привлечение родителей к руководству ДОУ (через участие в работе родительского комитета, попечительского совета). А также необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями с целью вовлечения родителей в образовательный процесс. При этом нельзя забывать об эффективности индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье на основе учёта их интересов, способностей и возможностей; на основе систематического обсуждения с родителями успехов и проблем их ребенка.

Показателем результативности работы в этом направлении является:

Удовлетворенность родителей характером их взаимодействия с педагогами и руководителями ДОУ;

Удовлетворенность работой ДОУ;

Удовлетворенность степенью информированности о детском саде в целом;

О деятельности группы,

О ребенке и т.д.

Формы работы с родителями в ГКП:

Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы);

День открытых дверей (экскурсия-знакомство с учреждением, общие рекомендации при поступлении ребёнка в ГКП);

Совместные игровые сеансы родителей и детей;

Открытый просмотр занятий;

Консультации, семинары, практикумы, тренинги;

Наглядные методы работы: стенды, ширмы, папки-передвижки, выставки детских работ, буклеты и т.п.;

Совместные праздники и развлечения;

Открытый просмотр занятий (непосредственная образовательная деятельность).

Воспитатели постепенно включают родителей в совместные игры, занятия; учат использовать игрушки, предметы, игровое пространство, события, происходящие в детском коллективе.

Изменение степени участия родителей в педагогическом процессе происходит по схеме:

Образовательная деятельность в ГКП осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), основной формой организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра (с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка).

Работа с детьми предполагает использование самых разнообразных дидактических, развивающих игр, занимательные упражнения, игры-экспериментирования, игровые и проблемные ситуации, элементы моделирования и проектирования.

Важнейшим моментом является организация предметно-пространственной среды, несмотря на то, что деятельность организуется в различных помещениях, соблюдаются основные принципы: рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость (обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития).

В групповом помещении должна быть выделена рабочая часть для занятий и пространство для свободной деятельности. Зоны для сюжетно-ролевых игр, экспериментирования, дидактических игр, конструирования, ручного труда, чтения и рассматривания книг, предусмотрено панно для экспозиции детских работ.

На территории детского сада оборудовать площадку для проведения прогулок, спортивную площадку, экологический центр, огород.

Организация предметно-развивающей среды в группах имеет свою специфику: в группах раннего возраста больше открытого пространства, зон с сенсорной направленностью, игровая зона для развития основных движений. В группах более старшего возраста должны быть оборудованы уголки для занимательной математики, опытно-экспериментальной работы, по краеведению и экологическому воспитанию, а также театральные уголки и зоны художественной и речевой направленности. Все группы оснащены дидактическими и техническими средствами обучения, детской литературой в соответствии с реализуемой программой. А для педагогического состава необходимо наличие учебно-методического комплекса (методической литературы, наглядно-демонстрационного и дидактического раздаточного материала по разделам реализуемой программы).

Существуют также некоторые требования к организации предметно-развивающей среды:

Предметно-развивающая среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и нормам;

Дизайн групп может быть разнообразным в зависимости от условий и возможности учреждения;

Мебель, предметно-игровая и развивающая среда должна соответствовать психофизиологическим особенностям детей данного возраста;

Оформление групп – приближенно к домашней обстановке (комфорт, уют, эстетика оформления);

Предметно-игровая среда – разнообразна, многофункциональна и вариативна.

Игровое пространство должно соответствовать потребностям ребенка в социальном развитии.

Для приобщения ребенка к миру природы важно иметь в группе природные уголки;

Необходимо определить предметную сферу для сюжетно-ролевых игр, театрализованных игр, конструирования, художественного творчества и др.

Наблюдение, уход за растениями и животными позволит реализовать потребность ребенка в общении с живым миром, в формировании элементарных трудовых навыков.

Особенностью данных групп является задача выполнения базового компонента средствами развивающих игр в условиях кратковременного пребывания детей, поэтому предметно-развивающая среда должна быть обеспечена по возможности максимально разнообразными учебными и дидактическими пособиями.

Организуя предметно-развивающую среду, надо учитывать, что игровая мебель должна быть предпочтительно легкой и на колесных устройствах, чтобы дети сами могли создавать свой «интерьер». Обязательным условием является соблюдение санитарно-гигиенических требований. Площадь помещения не должна быть меньше предусмотренных норм. Помещение для группы выделяется светлое, просторное. Стены лучше окрашивать от пола до потолка или оклеивать светлыми обоями (но имеющими сертификат соответствия).

Также можно «углубить» 1-2 стены, разрисовав их пейзажем с хорошей перспективой. С целью зрительного увеличения комнаты, можно одну стену оборудовать зеркальными покрытиями (это также хорошо и для наблюдения детей за своими движениями, их красотой и пластикой). Лучше использовать не обычные занавески, а только верхние ламбрекены или жалюзи. Каждое дошкольное учреждение при оформлении группы исходит из своих условий и возможностей. Дизайн группы может быть разнообразным.

Так как обязательным условием является достаточное пространство для движения детей, то чем меньше будет в такой комнате вещей, тем лучше.

Цветы также целесообразно размещать и как украшение. Комнатные растения в декоративных целях в углублениях стен, в различных нишах, а также на полу вдоль окна в специальных подставках.

Пристального внимания в плане охраны здоровья и предупреждения утомляемости детей в процессе организованной или самостоятельной деятельности, заслуживает необходимость обеспечения данной группы рациональной детской мебелью. (Важно, чтобы размеры столов и стульев соответствовали росту детей, имели соответствующую маркировку).

На полу желательно иметь сплошное ковровое покрытие. Важно чтобы предметно-развивающая среда, игровая среда, все материалы, их композиция соответствовала психофизиологическим особенностям данной возрастной группы (раннего, младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста).

Обучение и развитие детей целесообразно осуществлять в разных формах организационной деятельности – и подгруппами, и индивидуально, и фронтально, и на улице, и в форме путешествий, сказочных превращений и т.д., но всегда предполагается использование обилия различных игр и игрушек. Предпочтение отдается различным дидактическим и развивающим играм по всем направлениям развития и обучения детей.

При компоновании фонда игрушек надо позаботиться о том, чтобы игрушки были разные: дидактические, сюжетно-образные, музыкальные, театральные, спортивные, игрушки-забавы. Обязательны театр игрушек и обилие материалов по сенсорике (различные башенки, пирамидки, вкладыши, матрешки, геометрическая мозаика и пр.).

В группе малышей желателен безопасный мини-стадион в виде мягких канатов, для упражнений в равновесии (их можно сшить и самим); подвесная карусель с колокольчиками, лесенка-горка и пр. Хорошо, если в такой группе находится «сухой бассейн», наполненный цветными шариками. Если есть возможность использования не одного помещения, удобно рядом разместить мини-зимний сад с живыми растениями, животными. Здесь можно разместить аквариумом с рыбками, террариум, клетки птицами, мини-фонтанчик, столик с мягкой глиной для творчества, развития рук, сброса психоэмоционального напряжения. Такой «садик» мог бы иметь другое назначение – отдых, зал релаксации. Интересна стилизация оформления помещений, например под джунгли. Можно все помещение преобразовать в лесную полянку с фонтанчиком, дорожками, стульчиками-пеньками (с упором для спины). Можно поставить «волшебный сундучок», в котором хранится природный материал (шишки, семена, орехи, камушки, ракушки и т.д.).

Организуя предметно-развивающую среду, конечно же, нельзя забывать о том, что деятельный, инициативный ребенок может быть только там, где он чувствует себя в теплом уютном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей.

Созданная таким образом предметно-развивающая среда в ДОУ - целесообразна, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

Основой комфортного пребывания ребенка в ДОУ является созданный в нем психологический климат. Взаимоотношения воспитанников и педагогов строятся на основе общечеловеческих ценностей равноправного партнерства, уважения к достоинству маленького человека. Позиция взрослых – исходить из интересов ребенка, политика общения – сотрудничество.

Преимущества пребывания ребенка в ГКП очевидны:

Развитие у ребенка самостоятельности, навыков самообслуживания;

Система занятий с детьми, направленных на физическое развитие, развитие речи, интеллекта, общего кругозора, художественных, музыкальных способностей;

Разнообразие игровой деятельности, наглядного материала, примеров для подражания в процессе игровых действий, отношений; постоянное руководство со стороны взрослого;

Формирование умения общаться со сверстниками, жить в коллективе (уступать, помогать, делиться, взаимодействовать с позиции сотрудничества);

Получение навыка самостоятельности в налаживании различного рода контактов, получение опыта взаимодействия с другими людьми, детьми без непосредственного участия мамы.

Список использованной литературы

  1. Аверина И. Е. Группы кратковременного пребывания: Организация и содержание работы. – М.: Айрис, 2004 – 176с.
  2. Бахаровская М. Н. Руководителю ДОУ: Адаптационная группа кратковременного пребывания Организация и содержание работы.- Изд-во: Учитель, 2012 – 80с.
  3. Бабунова Т. М. (редакция) Группа кратковременного пребывания: Для детей раннего возраста. – М.: Сфера, 2010 – 112с.
  4. К.Ю. Белая. Методические рекомендации к организации работы по группам кратковременного пребывания детей в ДОУ Приглашает детский сад - М.: Линка-Пресс, 2002. - С. 76.
  5. Г. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе Нормативно- правовое обеспечение и порядок организации групп кратковременного пребывания в ДОУ. - Изд-во:АРКТИ – 248с.
  6. Королёва С. Из опыта работы// Дошкольное образование – 2002 №1 – с.48
  7. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями//Дошкольное образование – 2002 №11 – с.10

    Группа кратковременного пребывания - отличное решение для тех, кому не досталась путёвка в обычную группу детского сада, и для тех, кто хочет приучать ребёнка к коллективу постепенно, понемногу. Но мамы всегда найдут повод для волнения!

    Чем ГКП отличается от обычной группы детского сада?

    ГКП - альтернатива яслям. Обычно в неё набирают деток возраста от полутора до трёх лет. Правда, в некоторых регионах страны, где особенно остро ощущается нехватка детских садов, в такие группы набирают деток от трёх лет. Численность группы - от 17 человек. Работает она от трёх до четырёх часов в день, обычно с 9 утра до 12-13 часов дня. При этом питание для воспитанников не предусмотрено.

    Она предназначена только для льготников?

    В ГКП может попасть любой желающий. Только для этого надо заявить о своём желании и встать в очередь. Обычно для кратковременных групп существует отдельная очередь и возрастной ценз, в который ребёнок может туда попасть. Узнать об условиях именно вашего города можно в административном отделе по дошкольному образованию. В очереди на ГКП действуют те же правила, что и в обычной очереди на детский сад, то есть первыми получают места внеочередники и другие льготники, затем остальные желающие.

    Требуется ли для ГКП медицинская карта?

    Да, в группу кратковременного пребывания требуются те же медицинские обследования, что и я для обычной группы. А ещё обязательна сдача анализов: мочи, крови, анализа на яйца-глист и энтеробиоз.

    Как распределить режим дня и питание ребёнка при посещении ГКП ?

    Обычно до 9 утра ребёнок должен быть уже в группе, а потому до этого времени его надо разбудить, покормить и одеть. Соответственно при посещении ГКП режим дня должен соответствовать обычному садовскому режиму: ранний подъём и раннее укладывание на ночь (в 9-9.30 вечера), а ещё у ребёнка должен быть обязательный дневной сон. Что касается питания, то кормить малыша надо дома - утром до 9 часов, а затем, после посещения сада, обедом.

    Можно ли давать ребёнку с собой еду?

    Всё зависит от правил сада и воспитателя. Обычно в ГКП предусмотрена возможность попить, но если кулера нет, стоит договориться о том, чтобы давать с собой малышу бутылку воды. Часто воспитатели разрешают брать в группу и лёгкий перекус, например, печенье или яблоко.

    Какие развивающие занятия предусмотрены в ГКП ?

    Занятия в группе кратковременного пребывания - те же, что и в обычной группе. Как правило, это лепка, рисование, конструирование, аппликация, музыкальные игры. В день у воспитанников группы может быть от одного до двух занятий. И, конечно, прогулка.

    Какова родительская плата?

    Так как питание в ГКП не предусмотрено, родительская плата небольшая. Обычно от 1500 до 2000 рублей в месяц (до 100 рублей за день). Согласитесь, нанимать почасовую няню - гораздо затратнее. Кроме того, льготники (многодетные, сироты, инвалиды и пр.) могут подать документы на компенсацию части оплаты.

    Бывают ли в ГКП поборы?

    ГКП - это та же группа, только сокращённого дня, а потому там тоже образовывается родительский комитет, и складываются определённые отношения с воспитателями. И если родителям захочется поздравлять педагогов с праздниками, дарить подарки, улучшать условия в группе, может потребоваться N-ная сумма. Но всё оговаривается заранее на родительском собрании, и выступить против всегда можно.

    Могут ли не пустить в ГКП ?

    Если вы прошли по очереди в группу кратковременного пребывания и предоставили медицинскую карту, то причин для отказа не может быть. Единственное - посещение ребёнка могут временно ограничить (на срок до полутора месяцев), если у него нет прививки от полиемелита, а в группе проходит массовая вакцинация от этого недуга.