Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Березка»

« Музыкально – театрализованная деятельность в детском саду »

Подготовила: Ермакова С.И. воспитатель

группы общеразвивающей направленности

от 3-х до 4-х лет №6 «Пчёлки»

г. Радужный

Музыкально – театрализованная деятельность в детском саду.

Всё новое некогда забытое старое, гласит народная мудрость. «Век живи -век учись.»
Так что же в наше стремительно развиваюшиеся время помогает развитию личности ребёнка?
Именно музыкально - театральная деятельность, прививая устойчивый интерес к музыке, театру,
литературе, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
Способствует умственному и физическому развитию, вырабатывает активное отношение к жизни, искусству воспитывает целостную, гармонически развитую личность, нравственные совершенствования которой во многом зависят и от эстетического воспитания.
Музыкально-театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений.

Музыкально-театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

1.Инсценировка песен;

2. Развлечения;

3. Фольклорные праздники;

4. Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

Основная цель, которую я ставлю занимаясь с детьми музыкально- театрализованной деятельностью - это развитие творческих способностей средствами театрального искусства, к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности у детей.
Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру, литературе, музыке, живописи. Знакомлю детей с театрализованной игрой. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают. (« Курочка ряба», « Колобок», «Кисонька мурысонька» и так далее)

Дошкольники обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения организовывается так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Использую игровые приемы и доступный материал для театрального творчества, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Театрализованные и сюжетно-ролевые игры с куклами, инсценировки с игрушками, которые дают возможность в игровой форме обучать детей и закреплять художественно-эстетические приемы.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создаю творческую атмосферу, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом. Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, так как оно не опирается ни на какой веществленный образец.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных). Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить. Цель работы в направлении музыкально - театральной деятельности - сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Из многообразия средств выразительности программа детского сада рекомендует следующие: формировать у детей простейшие образно -выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных пер сонажей - животных); На занятиях, во время игр и развлечений постепенно даю детям различные материалы, музыкальные инструменты, игрушки и так далее, чтобы под руководством воспитателя они осваивали их. Например, в театрализованной деятельности ребята овладевают приемами действия пальчиковыми куклами, бибабо, во время музицирования - различными приемами игры на металлофоне, бубне, ложках и т. д. Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя восприятие музыки, песенно-игровое творчество, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, художественное слово, театрализованные игры, сценическое действие с единым художественным замыслом. Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания), реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и так далее). Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации. Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.
Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет. Таким образом, театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.

Конспект музыкального занятия по театрализованной деятельности в старшей группе

Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»

Программное содержание:

Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.

Материалы и оборудование к занятию:

Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы, королева-зеркальце, куклы « Би-ба-бо », маски-шапочки, домик-теремок, крот- руковичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.

Ход занятия

Музыкальный руководитель приводит детей в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети:

– ТЕАТР!

Музыкальный руководитель:

– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.

– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете?

(Ответы детей)

– А вы хотели бы стать артистами?

Дети:

– Да

– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:

–Раз, два, три - повернись

И в артиста превратись!

Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!

(Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?

Воспитатель достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.

(Дети рассказывают сначала о маске радости).

Музыкальный руководитель:

– Когда у нас бывает радостное настроение?

Дети:

– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).

(Затем дети рассказывают о маске печали, грусти).

Музыкальный руководитель:

– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно?

(Ответы детей).

Музыкальный руководитель:

– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.

(На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки –стульчики).

Музыкальный руководитель:

– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а музыкальный руководитель садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).

– Здравствуйте, ребята!

Я – забавный старичок

А зовут меня - Молчок

Мне, ребятки, помогите.

Скороговорки расскажите.

И увидите вы то,

Что уж знаете давно.

Воспитатель:

– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки?

Дети:

Да.

Воспитатель:

А как надо говорить скороговорки?

Дети:

Быстро, чтобы было понятно

Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.

Музыкальный руководитель:

– Что же дед хранит в шкатулочке?

Дети:

– Театральные ложки.

Музыкальный руководитель:

– А сможете вы их оживить?

Вспомните потешку «У медведя во бору» (с музыкальным сопровождением).

Дети: (проговаривают):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит

– Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.

Музыкальный руководитель:

– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу?

Дети:

Ширма.

Музыкальный руководитель;

Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы.

– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?

Дети:

– Надо научить ее говорить.

Музыкальный руководитель:

Кто желает оживить куклу?

(Дети берут куклу девочку и котика, показывают знакомую детям потешку «Киса»).

– Здравствуй, киса. Как дела?

Что же ты от нас ушла?

– Не могу я с вами жить.

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.

Музыкальный руководитель:

– А чему еще мы учим кукол?

Дети:

– Учим двигаться.

Музыкальный руководитель:

– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».

(Дети показывают)

Этюд с куклами девочка и бабушка.

Музыкальный руководитель:

– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.

(Подошли к зеркалам).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.

– Свет ты зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Что ребятам надо сделать

– Подойдите к зеркалам и на них взгляните.

Вам задания я дам

Выполнить спешите.

Этюды на мимику и движения:

– Удивитесь, как Незнайка,

(дети показывают движением, мимикой удивление)

– Загрустите, как Пьеро,

(дети показывают грусть, опускают руки)

– Улыбнитесь, как Мальвина

(дети показывают улыбки)

– И нахмурьтесь, как дитё.

Зеркальце:

– Все вы показали верно. Продолжайте дальше путь.

(Дети прощаются с королевой зеркал).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?

Дети:

Куклы «Би-ба-бо».

Музыкальный руководитель:

– А, почему они так называются?

(Ответы детей).

– Да, ребята. У этих кукол нет ног. Они состоят из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний служат для жестикуляции руками куклы. А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку.

Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).

– Мишка, ты куда идешь?

И в мешочке что несешь?

– Это меда три бочонка,

Для малютки, медвежонка

Ведь без меда он, бедняжка,

Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.

Музыкальный руководитель:

– Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие.

(Стоит домик).

Музыкальный руководитель:

– Это что еще за домик

На пути у нас стоит

Подойдем к нему поближе

Кто живет в нем, поглядим.

(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)

Воспитатель:

– Маски–шапочки живут.

В гости всех нас они ждут.

Мы сейчас наденем их.

И расскажем всё про них.

(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)

Ребёнок:

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь

– Я тут! Я на чеку-у!

– Я всех вас допеку-у!

– Кукареку! Кукареку!

Уснули дети. Свет потух.

(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).

– молчи, горластенький петух!

(петушок тоже приседает)

Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.

– Славный домик, милый крот!

Только слишком узкий вход.

– Вход, лисичка, в самый раз.

Он не впустит в домик вас.

Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на сцену переодеваются для сказки).

– А сейчас время для музыки.

Я предлагаю вам потанцевать.

(Кот приглашает мышку).

Звучит музыка «Найди пару»

Кот:

– Мяу, мышка!

Спляшем польку.

Подадим гостям пример.

Мышка:

– Я сплясала бы, но только

Мышке кот не кавалер!

Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку. Остальные мышата встают в круг и танцуют.

Танцевальная импровизация.

Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.

Музыкальный руководитель:

– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре - это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).

Стоит Снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку. Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.

Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души!

Песня «Кукляндия», муз.Т.Овсянникова, сл.М.Пляцковского.

Воспитатель:

– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.

Спасибо всем!

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.2013

2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.2009

3. Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.2008

4. Что такое театр? М, Линка-Пресс, 2010

5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.2012


ольга кравченко
«Музыкально-театрализованная деятельность». Консультация для воспитателей

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности . В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Творческая деятельность- это деятельность , рождающая нечто новое; свободное отражение личностного «Я» . Любое творчество для ребенка - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлунина, Б. М. теплов и многие другие.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Именно через театрализованную деятельность каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Поэтому в свою работу по музыкальному воспитанию я включаю разнообразные театральные игры, игровые упражнения, этюды и театральные постановки.

На мой взгляд, систематическое вовлечение дошкольников в театральную деятельность приводит к значительным сдвигам в развитии музыкальных творческих способностей у детей.

Специфика театрализованной деятельности в процессе музыкального развития детей

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности . Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. Во время НОД театрализация должна занимать весомое место, так как наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка музыкальных творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей , они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах . Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях. В процессе музыкального воспитания детей , постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка . Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие дошкольника, его открытость, раскрепощенности, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира» . Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное в выполнении действие, т. к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Музыкальный компонент театрализации расширяет развивающие и воспитательные возможности театра , усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных) .

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т. д., все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов :

Основы кукловождения,

Актерское мастерство,

Игровое творчество,

Имитирование на музыкальных инструментах ,

Песенное и танцевальное творчество детей,

Проведение праздников и развлечений.

Основные задачи

1. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам

2. Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии )

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа. Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Виды театра в детском саду :

Настольный театр

Книжка-театр

Театр пяти пальцев

Театр масок

Театр ручных теней

Пальчиковый теневой театр

Театр «живых» теней

Магнитный театр

Основные направления работы с детьми

Театральная игра

Задачи : Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

Задачи : Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал , готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи

Задачи : Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Задачи : Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи : Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.) .

Организация уголка театрализованной деятельности

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.

В уголке располагаются :

- различные виды театров : бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др. ;

Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей : набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

Атрибуты для различных игровых позиций : театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений , афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Формы организации театрализованной деятельности

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал :

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей , театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность , театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных

деятельности в 1 мл . группе

Побуждать интерес к театрально - игровой деятельности , поощрять участие детей в этом виде деятельности

Обучать ориентироваться в групповой комнате и в зале.

Формировать умение и передавать мимикой, жестом, движения, основные эмоции

Начинать знакомить детей с театром можно с 1 мл. группы

Пальчиковые игры представляют замечательную возможность поиграть вместе с ребенком. Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениям и собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами которые ведут себя как люди,развивая воображение ребенка

В средней группе – переходим- к более сложному театру : Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами. Но прежде, чем дети начнут работать за ширмой надо дать поиграть с игрушкой

В старшей группе следует знакомить детей с марионетками Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей Такие куклы приводятся в движении с помощью ваги (т. е деревянной крестовиной) Воспитывать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности Подводить детей к созданию выразительного игрового образа в этюдах.

Основные задачи организации театральной деятельности в старшей и подготовительной группе

Расширять представление детей об окружающем мире

Пополнять и активизировать словарь

Поддерживать инициативу в импровизации

Закреплять представления детей о различных видах театров, уметь различать их и называть

Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать

По способу управления – куклы делятся на два вида :

Верховые - куклы, которыми управляют из-за ширмы : перчаточные и тростевые

Напольные – работают на полу – на глазах у детей

Так же подойдут «исполнители» , вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные, изготовленные по типу Богородской игрушки. Интересные куклы можно изготовить из бумажных конусов, коробочек различной высоты.

В благотворном влиянии кукольного театра на детей дошкольного возраста убедится каждый, кто занимается этим радостным и полезным делом.

Елена Булатова
Музыкально-театрализованная деятельность в ДОУ

ТЕМА : «Музыкально-театрализованная деятельность в ДОУ »

Разработал : Музыкальный руководитель

Булатова А. С.

За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников, как и во всей системе дошкольного образования, изменилось очень многое : появилось большое количество программ, образовательных технологий, изменились дети и родители. А главное – изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания .

На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволили образовывать (обучать, развивать, воспитывать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО, устанавливающие нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания .

Возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитание творческой направленности личности.

Современное состояние российского общества ориентирует педагогическую науку и практику на поиск обновлённых путей и средств подготовки будущих муз-ных руководителей как личностей творческий, способных и готовых к реализации ФГОС.

В новых условиях развития общества проблема педагогического творчества стала одной из центральных.

Данный факт обусловливает изменение содержания профессиональной подготовки музыкальных руководителей ДУ (Дошк. Учреждений) .

Актуальна задача овладения знаниями в области творчества, муз-но – театрализованной деятельности – самих муз-ных руководителей, людей которые стоят у истоков формирования личности.

Особое значение для творческого формирования личности имеет её включение в муз-но – театрализованную деятельность , т. е. это новые муз-ные спектакли, сказки – этот жанр очень привлекателен мне как муз-ному руководителю, который использует нетрадиционные технологии (сказкотерапия и др.) .

Он позволяет охватить все виды музыкальной деятельности в НОД (образовательном процессе)

*коллективное творчество

*самореализация личности

*восприятие

*исполнительство

Широкие творческие возможности делают музыкально-театрализованную деятельность незаменимым средством развития педагогического творчества, особенно у музыкальных руководителей

Постановка музыкальной пьесы – выигрышный вариант при организации любого праздника или утренника.

*приоритетна игровая деятельность

*сюжетно – ролевая игра

*образ героев

*творческое воображение

Музыкальные руководители , т. е. педагоги искусства.

Деятельность педагога искусства вдвойне творческая, т. к. с одной стороны, она педагогическая (НОД, а с другой – художественная.

Мы 1. Развиваем (постоянно) педагогические способности

2. Овладеваем педагогическим мастерством

3. Осуществлять творческий поиск.

Подбор репертуара

Репетиции (НОД)

Отработка (индивидуальные занятия)

Т. е. Занимаемся самообразованием

Личностно – творческими качествами, определяющими процесс и результат педагогической деятельности , музыкального руководителя , являются :

*мировоззрение

*профессионализм (педагогическое сознание)

*педагогическая этика

*эстетическая направленность

Раскрывая структуру музыкально – театрализованной деятельности , можно выделить следующие пункты

1) Возникновение творческой идеи

(педагогический поиск)

2) Разработка замысла, использование нетрадиционных технологий, таких как – мюзикл Слайд 5

– оперетта Слайд 6

музыкальная сказка Слайд 7

3) Воплощение (показ спектакля)

4) Результат (эстетическое удовольствие)

По ФГОС мы сотрудничаем с родителями и музыкально – театрализованная игра выводит на истинное партнёрство

Музыкальный руководитель , использующий нетрадиционные технологии должен управлять своим психофизическим состоянием,

*действовать в условиях публичного выступления,

*управлять аудиторией,

*владеть речевым искусством,

*актёрской выразительностью,

*искусством педагогического общения,

*способностью к импровизации.

Широкие возможности для этого предоставляет музыкально – театральная деятельность ;

(-осуществляющего взаимосвязь, между педагогической деятельностью , музыкального руководителя , и игрой как искусством).

Наиболее эффективным средством развития педагогического творчества музыкального руководителя является театр. Меня это привлекло с позиции художественно – эстетического воспитания.

Для успешной работы с детьми (разных групп, музыкальному руководителю необходим развитый эстетический вкус, музыкальность .

Знание актёрского мастерства, которые можно совместить с природными способностями детей и приобретённым профессиональным мастерством музыкального руководителя с целью достижения наилучших результатов в педагогическом творчестве.

Слайд 9 Просмотр сказки 5-6 мин.

(«Спор овощей» )

Музыкальная сказка рассчитана на участие детей подготовительной группы детского сада и младших, средних групп – как зрителей.

Так же для детей её могут разыграть сами взрослые. В представлении можно задействовать всех воспитанников группы, продублировав роли овощей, или сыграть спектакль малым составом.

По времени он длится 5-6 минут. Постановка требует минимума декораций и костюмов. Плоскостные овощи служат прекрасным украшением сказки, но можно обойтись без них. Детям, исполняющим роль овощей, достаточно надеть шапки.

В сказке нет танцев, но во время пения персонажи находятся в движении, в соответствии с образом и событием.

В первый выход овощей можно добавить постановочные движения. Особую роль играет выразительность рук : жесты, взмахи. Обдумывая движения, отталкивайтесь от содержания текста.

При разучивании песен обратить внимание на музыкальные характеристики героев.

Даже каждый овощ имеет свою индивидуальность.

Например, горошек бодрый, радостный, весёлый, недаром его попевка строится на б. терции.

Картошка грузная, большая, хоть и важная, но в нашей сказке скромная.

Морковка весёлая, радостная, её настроение передаёт музыкальная тема .

В исполнении важна не столько чистота интонирования, потому что диапазон довольно широкий (чуть больше октавы до1 ре 2, сколько выразительность исполнения и чёткий ритм.

При работе над этой сказкой параллельно повторяются и закрепляются такие понятия как интервалы (секунда-тема огурчика, терция, пунктирный ритм, пауза) .

Дети начинают вслушиваться, острее воспринимать музыку . Через некоторое время, когда музыка уже освоена и дети воспроизводят её без затруднений, начинается настоящая игра.

В качестве режиссеров могут выступать и сами воспитанники. Они часто подсказывают очень интересные идеи.

Главное эти идеи услышать и помочь воплотить в жизнь.

Появление в конце спектакля Айболита – неожиданный сюрприз для тех зрителей, кто не знает сюжет сказки. Можно этот момент обыграть по-разному. Всё в ваших руках.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность в ДОУ «Театрализованная деятельность в ДОУ» Воспитатель: Золкина Н. С. МДБОУ «Детский сад №47» Каждый год в д/с приходят разные дети: смышленые.

«Вовка в тридевятом царстве». Музыкально-театрализованная программа Вовка в тридевятом царстве. Музыкально-театрализованная программа Действующие лица: Взрослые: Мама, Вовка, Голос волшебной книги, Царь,.

(Звучит сказочная таинственная музыка.) Вед: Однажды ранним утром веселые лучики солнца побежали по верхушкам деревьев… Танец «Солнышко»(6.

Микроцентр «Театрализованная деятельность» Микроцентр «Театрализованная деятельность" Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом.

Музыкально-театрализованная композиция для детей 4–5 лет к Дню космонавтики «Звёздный хоровод» Музыкально-театрализованная композиция «Звёздный хоровод» для детей 4 – 5 лет. Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вид.

Музыкальное образование

детей старшего дошкольного возраста

в музыкально – театрализованной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО

На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования старших дошкольников, где каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия зрителей. Театрализованная деятельность в детском саду,– это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится во сто крат интересней и эффективнее.

Общими чертами музыкальной и театрализованной деятельности являются средства выразительности: интонационная выразительность и особенности развития художественного образа. Каждая из них имеет свои специфические средства выражения, которые в условиях взаимосвязи делают музыкальную деятельность увлекательной, яркой, расширяют возможности для творческих проявлений.

Музыкальное образование в детском саду – это

    приобщение к миру прекрасного;

    развитие музыкальных способностей;

    овладение азбукой музыкальной культуры;

    воспитание эмоциональной чуткости;

    укрепление здоровья детей;

    раскрытие индивидуальных творческих способностей.

Но до недавнего времени, музыкальное образование носило преимущественно репродуктивный характер, а включение элементов театрализации в музыкальную деятельность ограничивалось лишь обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства. Театрализованная деятельность приведет к повышению качества музыкального образования дошкольников.

Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли отражение в работах Т.Н. Дороновой, А.П. Ершовой, В.И. Логиновой, Л Ю.И. Рубиной, Н.Ф. Сорокиной и др. Эти исследования показывают, что музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

Все эти положения помогли сформулировать цель и задачи работы.

Цель: Повысить качество музыкального образования в музыкально – театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

1. Развивать способности целостного восприятия художественного произведения (музыки, поэтического творчества, театрального спектакля)

2. Содействовать развитию музыкального мышления (репродуктивного и творческого)

3. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

4. Формировать умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников.

Ведущая педагогическая идея в контексте ФГОС заключается, в том, чтобы поднять на новый уровень качество музыкального образования через оптимизацию взаимодействия в системе «Педагог – ребенок».

На рисунке 1 представлена модель системы музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности, в ней отражены способы реализации, формы организации, методы и приемы.

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

Восприятие музыки;

Песенно-игровое творчество;

Пластическое интонирование;

Инструментальное музицирование;

Художественное слово;

Театрализованные игры;

Сценическое действие с единым художественным замыслом.

В немалой степени музыкальному образованию способствуют формы организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.

Согласно положениям ФГОС, деятельность детей осуществляется в следующих блоках:

1. Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки.

2. Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в тёплую погоду – на свежем воздухе).

3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально – ритмическим, инструментальным детским творчеством).

Основными направлениями работы с детьми по музыкальному образованию в музыкально –театрализованной деятельности являются:

    Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

    Задания для развития речевой интонационной выразительности;

    Игры-превращения, образные упражнения;

    Упражнения на развитие детской пластики;

    Ритмические минутки;

    Пальчиковый игротренинг;

    Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

    Театральные этюды;

    Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

    Просмотр кукольных спектаклей.

    Постановка спектакля.

Для осуществления этой работы заранее продумывается дидактический материал (пособия, атрибуты, элементы костюмов, аудиозаписи) для стимулирования интереса детей к проявлению творчества в музыкально – театрализованной деятельности. Работа по подготовке проводится совместно с воспитателями групп и с привлечением родителей. Выдумка и творчество всех участников процесса проявляются в изготовлении декораций. Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях.

Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. В такой совместной работе родители сами осваивают педагогические умения и навыки.

Для реализаций этих направлений используются:

    беседы с родителями;

    консультации для родителей:

    «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»;

    «Здравствуй, театр!»;

    «Театр дома»;

    «Театр для малышей»;

Для реализации задач развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в системе музыкального образования ДОУ необходимо создание педагогических условий:

    Применение принципов развития творческих способностей старших дошкольников: гуманного взаимодействия, сотворчества, обучения в действии, импровизационности;

    Накопление впечатлений от восприятия искусства;

    Накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

    Развитие основных музыкальных способностей;

    Оснащение музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами,

Литература

1. Э.П.Костина «Камертон».

2. А.И.Буренина «Ритмическая мозаика».

3. О.П.Радынова «Музыкальное развитие детей».

4. А.Е.Антипина «Театрализованное представление в детском саду».

5. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театральной детельности дошкольников и младших школьников».