В каждом классе, начиная с начального звена, выделяется такая группа детей, которую можно отнести к категории трудных. Несмотря на то, что эта группа немногочисленна, вопрос запущенности детей должен решаться без откладывания.

Понятие термина педагогически запущенный ребенок неоднозначно. Психологи давно изучают эту тему и не по всем вопросам имеют одинаковое мнение. Кто-то считает, что этот термин аналогичен «трудному ребенку», другие не согласны, говоря, что педагогически запущенный ребенок — еще не трудный, но может в конце концов стать таковым. Но как бы такие дети ни назывались, суть остается одна и та же.

Если запущена педагогика ребенка, (что значит отклонения в его нравственной области, недисциплинированность и поведение, выходящее за рамки нормального) , у него обнаруживается неспособность к обучению по стандартной школьной программе.

Отклонения в поведении могут быть вызваны некоторыми факторами:

· Недостатками воспитания в семье

· Негативным влиянием окружающей среды

· Безнадзорностью

· Многократной сменой школы или учителей.

Некоторые западные исследователи детской психики утверждают, что все отклонения могут быть вызваны наследственностью. Наши специалисты уверены, что отклонения в поведении таких детей все же продиктованы социальной средой, психологическими и педагогическими причинами (неправильные взаимоотношения в семье, ненормальный уклад жизни, ошибки воспитания) . Это печальный результат педагогических просчетов, игнорирования персонального подхода к ребенку или отсутствия внимания к нему; упущенная возможность коррекции и своевременного вмешательства и помощи.

Эти школьники из разряда трудных не оказались в общепринятом нормальном ходе воспитания и обучения; они не нашли здоровых отношений ни в семье, ни с учителями, ни со сверстниками, не смогли самоутвердиться и найти свою нишу в коллективе.

«Трудный ребенок» подразумевает не психические и физические проблемы, а отсутствие способности нормально функционировать в жизни. Это значит, что школьник отстает от своих собственных возможностей, способностей, которые должны быть присущи его возрасту. Он не сформировался для игровой, учебной и познавательной деятельности. Характеристика педагогически запущенных детей заключает в себе ослабленную индивидуальность среди одноклассников, трудность в обучаемости и воспитании, в отсутствии необходимого для их возраста ресурса знаний и нежелании их получать. Какие поступки трудных детей не входят в разряд нормальных? Это:

· проявление негативных черт характера, таких как грубость и агрессивность, лживость, упрямство, неподчинение и провокации, абсолютное отсутствие мотивации в обучении;

· проступки, попадающие под разряд правонарушений или преступлений.

Нельзя помещать трудных, педагогически запущенных подростков в «лагерь осуждения и отвержения». Они не должны иметь отрицательную характеристику у взрослых; это не плохие и безнадежные дети. Скорее, наоборот, они оказались жертвами взрослого невежества. Такие школьники не виноваты в своих проблемах, так как им не дали должного воспитания ответственные за них взрослые люди. Трудные подростки нуждаются в особо пристальном внимании и, тем более, в индивидуальном подходе.

Индивидуальный подход дает максимальный эффект для воздействия на личность школьника, потому что есть особенные ситуации и особенности определенного ребенка, к тому же, — его конкретное состояние в данный момент. Учитывая индивидуальную особенность личности ребенка, можно добиться уникальных результатов с каждым учеником в отдельности, тем более, с трудными. Но их воспитание не проводится изолированно от коллектива, а, наоборот, внутри его и с его помощью. Талант педагога в этом и состоит, что он знает особенности каждого ученика, его интересы, наклонности, взаимоотношения и понимает, к кому какой метод воспитания в данный момент применить. Например, обратившись к мере поощрения и наказания, учитель, рассматривая вопрос индивидуально, может взыскательно подойти к четверке успешного ученика, но «выдать орден» трудному подростку за тройку, если увидит его старание.

Коррекция педагогически запущенных детей представляет из себя работу с подростками, нуждающимися в психологическом исправлении с целью восстановления полноценных функций личности. Достигается психокоррекция определенными мероприятиями для воздействия. Эта работа имеет некоторые принципы, которые педагогам необходимо учитывать:

· Люди, занимающиеся трудными подростками, должны иметь профессиональную компетентность.

· Важен учет норм возрастного развития подростка.

· В отношениях к этим детям всегда должна быть опора на их позитивные качества.

· Дифференцированный подход не только к детям, но и к каждой сложившейся психологической ситуации.

· Гуманизм – главная черта воспитателя запущенного подростка.

В коррекционной работе с запущенными детьми используется снятие напряженности, разбор и психоанализ проблемных моментов в работе, доверительное отношение и понимание подростка, метод ролевого взаимодействия между детьми в коллективе, мотивационное побуждение и поощрение с авансом, комментирование деятельности детей.

Работа с педагогически запущенными детьми следующая:

· Умственная тренировка

· Искусство как терапия

· Игровое ролевое научение, корректирующее поведение

· Обучение общению, коммуникации

· Научение поддержке коллектива

· Формирование новой адекватной самооценки, работа с различными страхами детей и так далее.

Коррекционную работу могут проводить психологи, воспитатели, учителя первого школьного звена, иногда родители. Эта деятельность выполняется в детской учебной группе, которая помогает восстановлению и развитию каждого участника.

Психокоррекционная программа включает следующие задачи:

Развитие у этих детей мотивации к учебе.

Создание желания ставить и достигать цели.

Освоение элементарных способов учебной деятельности.

Совершенствование речи, создание словарного багажа.

Преобразование самооценки через формирование уверенности в себе и своих способностях.

Работа с психологической эмоциональной областью: уменьшение агрессивности, напряженности и тревожного состояния, возбудимости. Коррекция необходима в области разума и воли детей.

В начале этой коррекции специалистам нужно ознакомиться с индивидуальностью ребенка, уровнем его развития и степенью запущенности. Важна эта деятельность не только с самим ребенком, но так же с его родителями и всем окружением.

Коррекционная программа осваивается на девяти занятиях, по одному на неделе; каждое занимает тридцать минут. Занятия можно проводить в любой форме: индивидуально или группой. Это зависит от степени запущенности детей. Каждый учебный урок состоит из трех частей: 1. Организационная, вводная часть. 2. Основная (игровой блок) . 3. Заключительная – рефлексия (размышление, самопознание) .

В первой части занятия по психокоррекции самой важной задачей психолога является налаживание «мостов» с детьми, помогающее найти с ними контакт, взаимоотношения и взаимодоверие. Желательно, чтобы для детей была выбрана хорошо знакомая обстановка, чтобы они могли эмоционально расслабиться и не переживать отрицательных чувств, таких, как волнение, напряжение, растерянность. Детей не должны отвлекать от главной деятельности яркие предметы, могущие привлекать к себе их внимание.

Лучше всего начать занятие игрой, снимающей напряжение в общении. Затем постепенно переходить к необходимым для психологической коррекции методикам и заданиям. Занятие должно быть дробным, с небольшими перерывами для отдыха и физической разгрузки в виде легких игровых физических упражнений.

Так же необходимым условием является правильное расположение ребенка по отношению к окну, так как если он будет сидеть лицом к нему, любые происходящие там события отвлекут его от главного. Так же рабочий стол детей должен по размеру подходить их росту.

Вся деятельность на уроках коррекции должна «работать» на формирование познавательных интересов школьника, его самооценку и уверенность в себе, своих умственных и других способностях и возможностях. Здесь они учатся не бояться ошибок и избавляются от беспричинного беспокойства.

Коррекция педагогически запущенных детей проводится преподавателями не только на отдельных занятиях, но и в их повседневной школьной жизни. Если ребенок слишком возбудим, чрезмерно реагирует на окружение, то для него необходимо создать сдержанную, мирную и благодушную атмосферу, при этом сохраняя твердость и последовательность требований. Повышение тона, эмоциональность и гнев преподавателя в их адрес вызовет быструю возбудимость, злую реакцию в «ответ».

Ребенок с другим типом нервной системы: закомплексованный, неуверенный в своих силах, боязливый, которого легко ранить, нуждается в доброжелательной обстановке ободрения, поддержки. Суровые меры воздействия, категоричное оценивание, резкость, грубый тон недопустимы в работе с такой категорией детей. Это может вызвать у них эмоциональный блок, чувство подавленности и уход в себя.

В коррекционной работе с трудными детьми очень важно правильно разговаривать с ними. Тон должен быть в обоих случаях дружественный, доброжелательный, спокойный, но строгий.

Занятие педагогически запущенными подростками – тяжелый труд, требующий больших затрат: энергии, упорства, терпимости к таким детям. Но, чего бы это ни стоило, восстановленная личность всегда перевесит затраченные на это силы.

Перед системой образования стоит множество важнейших задач. Но особое место среди них занимает поиск такой организации процесса, который позволил бы сформировать индивидуальный подход в воспитании, обучении детей. Только в таком случае возможно получение ребенком не только необходимого объема навыков, умений и знаний, но и развитие его стремления к самопознанию и саморазвитию.

Актуальность темы

Насколько важна технология индивидуального подхода в детей? Ответ на этот вопрос можно получить, если вспомнить о том, что именно человек является высшей ценностью нашего общества. Именно поэтому столь велико внимание к воспитанию каждой личности, забота об усовершенствовании ее качеств и многогранном развитии способностей. Все эти задачи являются приоритетными для любого государства.

Очевидным фактом является и существование между людьми индивидуальных различий. В этом и кроется ответ на поставленный вопрос. в обучении и воспитании ребенка необходим по причине того, что при любом педагогическом воздействии происходит преломление личных способностей человека через изменившиеся «внутренние условия». Без учета данного фактора процесс воспитания и обучения теряет свою действенность.

Определение понятия

Основной целью нашего общества является всестороннее развитие всех его граждан. Решение этой задачи возможно только через выявление творческого потенциала личности, а также формирования ее индивидуальности, представляющей собой высший уровень развития. Ведь каждый человек должен непременно выявить, то есть «выполнить» себя. И это является не только целью его жизни, но и основной задачей общества в целом.

К тому же такая форма воспитания, как индивидуальный подход в обучении, не противостоит такому принципу, как коллективность. И это подтверждено научными исследованиями. «Я» у человека имеет место именно потому, что существует «мы».

Индивидуальный подход в обучении и воспитании является мероприятием далеко не одноразовым. Им необходимо пронизывать всю систему, воздействующую на ребенка. В связи с этим такой подход можно назвать общим принципом воспитания подрастающего поколения.

Индивидуальный подход в обучении, а также в воспитании, ставит своей целью укрепление положительных черт характера личности и устранение недостатков в ее поведении. Имея достаточные педагогические навыки и произведя своевременное вмешательство, можно избежать в дальнейшем столь мучительного и нежелательного процесса, как перевоспитание.

Индивидуальный подход в обучении потребует от взрослого человека большого терпения, а также умения правильно разобраться в тех или иных проявлениях поведения ребенка.

Индивидуальный подход в обучении, а также в воспитании - это составляющая часть педагогического процесса. С его помощью дети вовлекаются в активную деятельность, направленную на овладение программным материалом.

Сущность индивидуального подхода

Обращение к конкретной личности ребенка должно присутствовать в каждом звене учебной и воспитательной работы с детьми всех возрастов. В чем же заключена сущность такого индивидуального подхода? Она выражается в непосредственном педагогическом воздействии на ребенка при решении общих задач, стоящих перед коллективом. При этом учитель или воспитатель должны учитывать условия жизни и психические особенности личности.

Можно смело говорить о том, что принцип индивидуального подхода в обучении, а также в воспитании является главным в педагогической практике. При его осуществлении взрослому необходимо:

Знать и понимать своих воспитанников;
- любить детей;
- уметь размышлять и анализировать;
- придерживаться основательного теоретического баланса.

Педагог всегда должен помнить о том, что ребенок является самонацеленным субъектом собственного развития. При этом ему всегда нужна поддержка взрослого.

Реализация индивидуального подхода в обучении, а также в воспитании невозможна без учета психофизических аспектов. Рассмотрим эти факторы подробнее.

Уровень умственного развития

Это первый аспект, который должен рассматриваться, когда осуществляется индивидуальный подход в обучении дошкольников и учащихся общеобразовательных учреждений.

Педагог должен изучить уровень ребенка. Это необходимо для его дальнейшего успешного обучения. Если данный показатель имеет высокий уровень, то воспитанник быстрее воспримет и осмыслит материал, хорошо запомнит его и воспроизведет, а затем дольше удержит в памяти. Полученные знания, в таком случае, будут успешно использованы при выполнении последующих заданий.

Индивидуальный подход в обучении детей и их воспитании, который основывается на уровне умственного развития, строится педагогом с учетом зоны его ближайшего воздействия. В таком случае взрослый должен дифференцировать не само задание, а ту меру помощи, которую он предлагает ребенку. Например, одни воспитанники не только сами производят ту или иную деятельность, но и объясняют ход ее выполнения товарищам. Другие же способны выполнить задание, придерживаясь определенного алгоритма. Третьим и вовсе потребуется помощь педагога.

Тип нервной системы

Это второй аспект, который необходимо учесть при осуществлении индивидуального подхода к ребенку. Согласно выводам, сделанным современными исследователями, свойства, которые присущи нервной системе человека, имеют генотипическую природу.

Другими словами, они являются практически неизменными и стабильными характеристиками личности. Именно поэтому не считаться с данным фактором нельзя.
Основные свойства нервной системы: подвижность-инертность и сила-слабость.

Тип мышления

Это третий и достаточно важный аспект, который педагог должен учесть, когда будет осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения. Дети, как и взрослые, решают поставленные перед ними задачи по-разному. Одни из них имеют аналитический склад ума. Он находит свое проявление в словесно-логическом абстрактном мышлении. Другим проще думать образами. В таком случае проявляется художественное мышление.

Есть и такие люди, у которых эти два компонента находятся в равновесии. В таком случае можно говорить о гармоничном складе ума. Существующие различия имеют место в связи с функциональной асимметрией полушарий головного мозга. Это и должен учесть воспитатель, когда будет проявлять индивидуальный подход в обучении учащихся или дошкольников.

Так, дети с умом художественного типа начинают осмысливать любой материал только после эмоционального включения. Вначале они опираются на образы и представления, а только потом анализируют все составляющие и делают свои выводы.

Дети мыслительного типа начинают решать задания с выстраивания логических цепочек. Они анализируют все составляющие и мыслят символами. В их алгоритме решения задач преобладают логические размышления. Эмоциональная окраска деталей, как правило, просто мешает им думать.

Модальность восприятия

Это четвертый и также немаловажный аспект, учитываемый педагогом при индивидуальном подходе к детям. Наблюдая за поведением ребенка, можно убедиться в том, что то, каким способом он познает окружающий мир, оказывает огромное влияние на его уровень адаптации в обществе, физическое развитие и успехи в обучении.

Внимательно следя за этим аспектом, уже в младшем возрасте можно предположить, с какими проблемами малыш столкнется при обучении в школе. Зная способ познания, родители, воспитатели, педагоги и психологи могут правильно построить игры и занятия с ребенком. Это позволит извлечь из процесса обучения максимум пользы.

Восприятие информации может быть визуальным, аудиальным и кинестетическим. При первом из них обучение ребенка должно осуществляться благодаря зрительному восприятию поданной информации. Аудиальный тип говорит о том, что все материалы воспитаннику проще запомнить на слух. Некоторые дети воспринимают информацию только в результате собственной деятельности. В таких случаях можно говорить о кинестетическом типе восприятия окружающего мира.

Состояние здоровья

Этот аспект приобретает особую важность в тех случаях, когда требуется организация воспитания и обучения детей с физическими дефектами и нарушениями в соматическом развитии. Но педагог должен всегда учитывать и такие психологические особенности детей, как страхи и тревожность, неуверенность в себе и неврозы. Недооценка всех этих психофизических характеристик воспитанников наносит колоссальный вред их здоровью.

Педагогу необходимо знать, что нарушения психики у детей могут быть связаны с такими факторами, как:

Соматические заболевания;
- дефекты физического развития;
- стрессы и различного рода неблагоприятные факторы, касающиеся социальных условий жизни.

Возрастные особенности

Что еще должен учесть педагог в процессе воспитания? Ему необходимо помнить о том, что на личностном развитии любого человека отражаются его возрастные особенности. В зависимости от прожитых лет происходит изменение мышления личности, круга ее интересов и запросов, а также социальных проявлений. В каждом возрасте существуют свои ограничения в развитии и возможности. Например, память и мыслительные способности интенсивнее всего расширяются в детском и юношеском периодах. Если это не учесть в процессе обучения и воспитания, то время будет упущено. Возможности этого периода использовать в более позднем периоде очень сложно. Но в то же время воспитатель не должен и слишком забегать вперед, воздействуя на нравственное, умственное и физическое развитие детей. Здесь важно учитывать возрастные возможности организма.

Физическое воспитание

Современные ученые, основываясь на результатах проведенных исследований, сделали удивительный вывод. Они выявили прямую зависимость между умственным, физическим и нравственным развитием человека. Первое из них влияет на формирование характера личности. Физическое же совершенство позволяет развиваться органам зрения, слуха и чувств. Кроме того, оно тесно связано с нравственным и трудовым воспитанием. При этом активная деятельность зависит от состояния здоровья ребенка, и наоборот.

Игры, проводимые с детьми, также способствуют укреплению их воли, дисциплинированности, организованности и других нравственных качеств. Физическое воспитание связано и с воспитанием эстетическим. Выполняемые упражнения делают тело красивым. Движения человека становятся ловкими. Осанка и походка - правильными.

При индивидуальном подходе к физическому воспитанию у детей пробуждается интерес к активным движениям на свежем воздухе, к обретению навыков культурно-гигиенического характера и т. д.

Нравственное воспитание

В детском и юношеском возрасте у детей происходит формирование моральных норм. Они приобретают опыт поведения и вырабатывают собственное отношение к людям. Проводя нравственное воспитание ребенка, педагог может существенно повлиять на формирование характера и воли ребенка.

Заключение

Проявляя принцип индивидуального подхода в воспитании и обучении детей, педагог должен знать:

1. Особенности здоровья и физического состояния ребенка. От этого во многом будет зависеть его внимание на занятии, уроке и общая работоспособность.
2. Свойства памяти, интересы и склонности воспитанников. Учтя эти особенности, становится намного проще осуществить индивидуальный подход к ребенку, нагрузив более сильного дополнительными занятиями и оказав помощь более слабому.
3. Умственно-эмоциональную сферу детей, выявляя воспитанников с болезненной реакцией на замечания и повышенной раздражительностью. Понимание характера ребенка позволит максимально эффективно организовать коллективную деятельность.

Только знание особенностей развития каждого из детей, полученное педагогом на основе глубокого изучения всех факторов, создаст необходимые условия для их успешного использования в процессе обучения и воспитания.

Совсем недавно ваш ребенок был маленьким, не умел стоять на ногах, говорить и держать ложку в руках, а теперь он уже проявляет свой характер и часто ставит родителей в неудобное и затруднительное положение. Знакомая ситуация? Тогда пришло время узнать, какие существуют подходы в воспитании детей, и как правильно применять эти знания на практике.

Правильно подобранные подходы к воспитанию современного ребенка в семье, к его обучению, и становлению помогают максимально полно раскрыть его способности и индивидуальные особенности.

Комплексный подход в воспитании детей и формировании личности

Под воспитанием следует понимать целенаправленное и методичное формирование личности, ее подготовка к участию в культурной и общественной жизни, в соответствии с общепринятыми социальными и культурными моделями поведения. В повседневной жизни под воспитанием понимается то влияние, которое родители оказывают на своих детей.

Однако, по мнению специалистов, даже если родители не будут целенаправленно или осознанно каким-то образом влиять на своего ребенка, личность из него все же вырастет и сформируется. Просто он вырастет похожим на своих родителей, так как он научится всему, что будет видеть в своем доме. Это касается привычек (плохих и хороших), манеры поведения на людях, общения со взрослыми людьми и ровесниками и т.д. поэтому если не хотите чтобы он унаследовал от вас какие-либо черты, постарайтесь как можно скорее от них избавиться.

Если речь идет о подходах в воспитании детей, новых или старых, проверенных временем, то подразумевается именно сознательное и целенаправленное влияние. Успехи взрослых в деле воспитания своих детей напрямую зависят от выбранного подхода к воспитанию и методики. В свою очередь выбор самого подхода зависит от целей и задач, поставленных перед собой родителем.

Каковы ваши основные цели и задачи как родителя в деле воспитания детей? Вы хотите вырастить и «выдрессировать» своего ребенка таким образом, чтобы он вел себя «правильно» и был «удобен» для вас и окружающих его людей? Или все же лучше чтобы он имел с вами доверительные близкие отношения, прислушивался к вашим советам и доверял секреты? Результаты как видно совершенно противоположные, как и цели их достижения.

Ошибка многих родителей – желание видеть, конечно же, второй вариант развития своего чада, и в то же время использование методов больше пригодных для первого. Именно поэтому отношения со своим повзрослевшим сыном или дочерью не соответствуют ожиданиям.

Конечно же, специалисты рекомендуют использовать комплексный подход в воспитании современных детей, который аккумулирует в себе все лучшие методики и моменты из разных систем воспитания. Чтобы определить для себя как именно вы будете воспитывать свое чадо, нужно познакомиться со всеми существующими подходами к воспитанию.

Индивидуальный подход в физическом и эмоциональном воспитании детей

С самых первых минут своей жизни ребенок является уникальным, особенным созданием, не похожим ни на кого другого. Это касается не только внешнего облика, но и стиля и особенностей поведения, физического и эмоционального развития. Индивидуальные, то есть присущие только ему, особенности поведения и развития, в большей степени зависят от условий воспитания и жизни ребенка. Так, например, малыш не рождается жадным или жестоким, неумелым или очень самостоятельным. Эти особенности и умения появляются постепенно, под постоянным влиянием родительского воспитания, условий жизни и ребенка.

Индивидуальный подход в воспитании и обучении современных детей подразумевает продуктивное учение «с оглядкой» на его личностные качества, поведение, способность быстро воспринимать окружающую обстановку и т.д.

При осуществлении индивидуального подхода в физическом воспитании детей также учитывается тот факт, что некоторые стороны поведения ребенка формируются с учетом врожденных особенностей его нервной системы, или так называемого типа высшей нервной деятельности. К примеру, одни дети рождаются и развиваются очень шустрыми и энергичными индивидуумами, другие – менее активны, а третьи активными, но чересчур медлительными.

Что предполагает индивидуальный подход к ребенку в воспитании

Важно понимать, что особенности нервной системы никоим образом не предопределяют приобретение личностью тех или иных умений, навыков и привычек, черт характера и пр. Это зависит от качества воспитания и вида средств педагогического воздействия. Так, к примеру, строгий тон взрослого (воспитателя в саду, учителя в школе или родителя) просто необходим при общении с одними детьми и в то же время категорически неуместен в обращении с другими.

Таким образом, индивидуальный подход к ребенку в воспитании предполагает знание взрослым или педагогом особенностей ребенка, степени его восприимчивости к тем или иным методам обучения и стилям общения.

Индивидуальный подход в воспитании детей дошкольного возраста с учетом особенностей его нервной системы, сложившихся привычек, уровня его умственного и физического развития и реакций на приемы педагогического воздействия крайне на необходим для полноценного, гармоничного и многогранного развития малыша, а также для жизнерадостного настроения и хорошего его самочувствия.

Индивидуальный дифференцированный подход для воспитания социально-неадаптированных детей

Особенно важен индивидуальный подход для воспитания социально-неадаптированных детей, так как для них общение с посторонними людьми является настоящим стрессом. При общении с ними нужно также учитывать существующие типы высшей нервной деятельности, которые определяются свойствами таких нервных процессов как возбуждение и торможение. Они происходят в коре головного мозга, их слабость или сила, а также уравновешивание друг друга или преобладание одного из них определяют поведение индивидуума и его обучаемость.

Использование индивидуально дифференцированного подхода в воспитании детей позволяет раскрывать их возможности и скрытые способности, а также обеспечить нормальный процесс становления самоопределения и самосознания. Родители и преподаватели, использующие индивидуальный подход к обучению, высоко ценят его самого, прививают ему моральные, интеллектуальные и социальные ценности. Такой подход акцентирует внимание на каждом ученике, а также на его возможностях и желаниях.

Что является новым деятельностным подходом в воспитании детей

Деятельностный подход в воспитании детей – эффективный метод обучения. В процессе обучения и воспитания ребенок полученную информацию и навыки учебно-познавательной деятельности. При этом знания ребенку не преподносятся в уже готовой форме, чтобы ему осталось только запомнить их. Учебный процесс организовывается таким образом, чтобы обучающимся детям нужно было самим активно развиваться и познавать все новое самостоятельно.

В основе деятельностного подхода в воспитании детей, который является относительно новым направлением педагогической науки лежат следующие дидактические принципы:

  • деятельности – полученные знания ребенок осознает и активно использует в своей жизни;
  • непрерывности – заключается в преемственности на всех уровнях обучения;
  • целостности - позволяет формировать системные и обобщенные знания об окружающем мире;
  • психологической комфортности – формирует благотворные условия для осуществления познавательной деятельности;
  • вариативности – дающий свободу выбора и формирующий способность искать различные варианты решения задач;
  • творчества – использование творческого потенциала в процессе обучения.

Самую главную роль в этом подходе играет деятельность самих детей их участие в процессе и самостоятельное решение всех проблем и задач обучения. Родители и преподаватели в этом случае представляют собой только поддерживающую, стимулирующую и корректирующую сторону.

На чем основан личностно ориентированный подход в воспитании ребенка

В последнее время все более востребованным является далеко не новый подход в воспитании детей, который называется личностно ориентированным, на основе которого основаны развивающие программы обучения в школах.

В том случае, когда родители хотят сохранить теплые и близкие отношения с ребенком, желают быть для него другом, с которым он будет делиться своими проблемами и мыслями, чтобы он прислушивался к их советам, вырос счастливым, то выбор стоит остановить именно на личностном подходе к воспитанию.

Личностно ориентированный подход в воспитании ребенка основан на принципах взаимодействия с ним, полного доверия и взаимопонимания. Отдавая предпочтение именно этому подходу нужно принять тот факт, что воспитываемый таким образом ребенок «удобным» для вас не будет, особенно на первых порах.

Родителям нужно уделять ему очень много внимания и времени, и постоянно бороться с искушением заставить ребенка что-либо делать, надавить на него и манипулировать им в той или иной ситуации. Ведь так гораздо проще, заставить его своим волевым решением, что-либо поменять в его собственной жизни против собственного желания и воли.

Правильное применение личностно ориентированного подхода в воспитании детей

Правильное применение личностно ориентированного подхода в воспитании детей вынуждает родителей и педагогов постоянно придумывать и искать пути решения без манипулирования ребенком. Им придется учиться доверять ему, принимать и уважать его решения. Такой подход позволяет родителям воспитываться и расти вместе со своими детьми, работать над собой, меняться и расти. В то же время им придется полностью отказаться от родительского авторитета и заменить его уважительным отношением к личности ребенка.

Результатом использования личностно ориентированного подхода станет воспитания достойного, счастливого и самодостаточного человека, умеющего уважать других людей и прислушиваться к их мнению.

Что является далеко не новым подходом в воспитании детей

Полной противоположностью личностному воспитанию является авторитарный подход – далеко не новый, и не всегда эффективный. В данном случае процесс обучения больше напоминает «дрессировку», результаты которой всегда временны и сомнительны. Такой подход не допускает наличия у ребенка своего мнения по поводу того или иного вопроса. Его мнения и желания никогда не учитываются, он всегда должен делать только то, что ему говорят родители или педагоги. При этом используются весьма незамысловатые методы воспитания – кнут и пряник.

Ребенок полностью находится во власти родителя, которые его постоянно и методично «дрессирует». Счастливым такого члена семьи сложно назвать, так как он все время находится под прессом и в напряжении. Дети, выросшие в семье, где практикуется авторитарный подход к воспитанию, испытывают постоянную нехватку искренности в отношениях, недостаток любви и доверия, понимания и уважения.

Ребенок при авторитарном подходе воспитывается в строгости и безоговорочно подчиняется родителям. Несмотря на то, что все внутри него бунтует и противится этому, он со временем привыкает к беспрекословному подчинению и родительскому мнению, что уже попросту не умеет быть самостоятельным, утрачивает инициаторские начинания и творческие способности. Запреты, накладываемые на жизнь и существование ребенка его родителями, мешают его полноценному развитию и со временем превращают его в запуганного зверя.

К сожалению, ребенок которого «дрессировали» в детстве родители, вырастая, становится неспособен на искреннее общение и не может построить доверительные отношения с другими людьми. Чаще всего такие люди одиноки и несчастны, несмотря на то, что вполне способны социализироваться и играть различные роли в отношениях и обществе.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста

Педагоги часто говорят о важности гендерного подхода в воспитании детей детсадовского и младшего школьного возраста, ведь проблемы пола в современном мире очень актуальны. По мнению специалистов именно отсутствие грамотного гендерного обучения приводит к тому, что мужчины все чаще становятся слабыми, трусливыми и беспомощными, а женщины, вынужденные взваливать на свои плечи мужские проблемы становятся агрессивными, могут дать сдачи обидчикам не хуже мужика.

Родители должны понимать, что их чадо уже в возрасте двух-трех лет ощущает себя человеком определенного пола, но окончательное становление и закрепление гендерных ролей у детей происходит только к семи годам. Если за этот период своей жизни ребенок не получит правильного гендерного воспитания, различия между полами могут быть попросту стерты.

По мере взросления проблема будет только усугубляться, и повзрослевший ребенок уже не сможет выполнять своих функций в обществе. Такая ситуация приводит к тому что в обществе все больше появляется агрессивных женщин, не желающих иметь детей, и ленивых мужчин, не берущих на себя никакой ответственности. Именно поэтому психологи всерьез озабочены этой проблемой и настоятельно рекомендуют уделять гендерному воспитанию дошкольников как можно больше времени.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста это далеко не новинка в педагогике. Издавна воспитание подрастающего поколения производилось в соответствии с их полом: мальчики старше трех лет воспитывались гувернерами или дядьками, в крестьянских семьях они всегда помогали отцу. Девочки воспитывались мамами, бабушками и нянями, которые их обучали рукоделию и основам ведения хозяйства.

Возрастной подход в воспитании и обучении детей: психологические аспекты

Однако в 20 веке больше внимания в педагогике начали уделять психологическим аспектам развития ребенка и его особенностям в зависимости от возраста. Именно когда возрастной подход в воспитании и обучении детей вышел на первый план начался постепенный, медленный, но постоянный процесс стирания границы между полами.

Тогда все воспитательные функции на себя взяли образовательные учреждения, в которых работают практически одни женщины. Воспитание девочек и мальчиков проводилось одними и теми же методами, потому что так удобнее.

Гендерное обучение позволяет педагогам и родителям учесть существующие различия между девочками и мальчиками, которые на самом деле довольно существенные. Они отличаются не только темпераментом и развитием мелкой моторики, их мозг работает по-разному.

Современные дошкольные учреждения и их планы обучения детей, к сожалению, не предусматривают наличия разного подхода в общении с детьми разных полов. В то время как он очень важен и нужен. Так, например, девочки очень легко и быстро воспринимают информацию на слух, в то время как мальчикам лучше дается зрительное и тактильное восприятие. Физические упражнения также даются представителям разных полов по-разному. Мальчики подвижные и быстрые, поэтому могут выполнять сложные упражнения, а девочки более гибкие.

Выбирая тот или иной подход к воспитанию своего ребенка, родители всегда должны помнить о том, что дети это такие же равноправные члены семьи и общества, как и они сами. Он должен иметь право на собственное мнение и с ним родители обязаны считаться. Ни кто не говорит о вседозволенности или равнодушии. Мудрый родитель должен найти способы и методы обучения и общения, своеобразную «золотую середину» между всеми известными подходами к воспитанию. Это позволит вырастить справедливого и честного человека, который .

Статья прочитана 9 428 раз(a).

Светлана Степаненко
Индивидуальный подход в воспитании ребёнка

Изучение особенностей ребёнка – первый этап индивидуального подхода

Индивидуальный подход в воспитании ребёнка должен основываться на знаниях анатомо физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей . Научно доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.

Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека. Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребёнка . Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т. д. Нельзя не отметить связи физического воспитания с эстетическим . Красивое тело, ловкие движения, правильная походка- всё это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания .

Осуществление индивидуального подхода к дошкольникам во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определённую взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является индивидуальный подход в физическом воспитании . В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребёнку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно- гигиенических навыков, им прививается любовь к чистоте и порядку, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой.

Решая задачи физического воспитания дошкольников , воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, принимать профилактические меры, соблюдать гигиенические требования при организации жизни детей и проведении занятий.

Приведём пример.

Юля болезненная девочка, имеет недостаточный вес, робкая, не проявляет инициативы. Ребёнок нуждается в постоянном внимании воспитателя и врача ; особенно надо следить за тем, чтобы она не переутомлялась при выполнении трудовых поручений. Девочке необходимо проводить процедуры закаливания

Ирасамая маленькая в группе; жизнерадостная, подвижная; у неё плохой сон из-за возбудимости. Эти особенности требуют привлечения её к спокойным занятиям.

У некоторых детей отмечается нарушение аппетита. Установить причину плохого аппетита необходимо. Однако чаще плохой аппетит является следствием неправильного режима питания. Здесь необходим тесный контакт с семьёй в организации питания. Необходимы специальные беседы врача и воспитателя с родителями .

Оправдывают себя такие приёмы подхода к детям с пониженным аппетитом : им дают уменьшенные порции, сажают за стол рядом с детьми с хорошим аппетитом, привлекают к участию в подготовке некоторых блюд, можно придумать обыденным блюдам сказочные названия, как «заячьи блины» «лисичкин суп» .

Дети старшей группы дошкольного возраста наиболее подвержены нарушению осанки. Причин может быть много : несоответствие мебели росту ребёнка ; отсутствие систематического контроля за позой во время занятий, игр и трудовой деятельности; слабое общее физическое развитие. Установление причины отклонений в осанке даёт возможность наметить профилактические меры : точнее подобрать мебель по росту детей, пометить специальным значком, чтобы малыш мог всегда найти его. Рассаживать детей за столами следует с учётом особенностей их зрения, слуха, роста, внимания; но через каждые два месяца детей крайних рядов меняют местами. Необходимо проводить с дошкольниками физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие их здоровье и опорно-двигательный аппарат.

У некоторых детей наблюдается плоскостопие. С детьми, страдающими плоскостопием, врач должен проводить корригирующую гимнастику, делать им массаж. Таким детям нужно носить ортопедическую обувь.

Во всех возрастных группах рекомендуется систематически проверять зрение у детей. Факты нарушения зрения можно предупредить : освещение в групповых комнатах должно быть достаточным, оборудовать уголки книг в светлых местах комнаты, если дети носят очки, воспитатель должен следить за тем, чтобы они не причиняли не-удобств (не перекашивались, не сползали) .

Е. А. Аркин подчёркивал важность «интимного контакта» при изучении ребёнка . Он отмечал, что часто за несносным поведением таится отсутствие «психических витаминов» неудовлетворённая потребность во внимании, ласке. Радостная обстановка, чуткое и внимательное отношение к детям поднимают их жизненный тонус, содействует укреплению их здоровья.

Вот пример. В детский сад поступил Вадик М. с родимым пятном на лице. И хотя он был общительный, развитой, дети не хотели с ним играть, становиться в пары. Тогда воспитатель стал привлекать внимание к его положительным поступкам, похвала его была всегда кстати, неназойливой. Вадику он поручал в чём-нибудь помочь товарищам. Дружелюбие мальчика расположило к нему детей, они перестали замечать его недостаток.

Роль индивидуального подхода в физическом воспитании детей приобретает особое значение, он выступает как необходимое условие для подготовки к успешному обучению.

Индивидуальный подход к детям на занятиях .

Занятия занимают небольшую часть времени в режиме дня в детском саду, но их воспитательное и развивающее значение очень большое. На занятиях дети получают новые знания, приобретают элементарные навыки логического мышления, делая простейшие выводы и упражняясь в умении выражать свои мысли, словесно оформлять накопленные впечатления и наблюдения. Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребёнка , которая находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества при усвоении нового материала.

Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе , молчаливые - застенчивые, замкнутые, робкие- дети выявляют такие качества, которые за ними раньше не замечались. Прежде всего они теряют молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые всегда отличались большой активностью. Для преодоления их молчаливости воспитатель должен расположить их к себе, заботиться, чтобы они вошли в коллектив. Таких ребят не следует вызывать первыми, а вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они хорошо уже усвоили, и постепенно переходит к новому, более трудному материалу. Во время занятий следует использовать игровые приёмы, которые способствуют развитию активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных, застенчивых детей.

Очень важен индивидуальный подход к детям , которые медленно соображают. В своё время на таких детей обратил внимание Н. А. Добролюбов в работе «Ученики с медленным пониманием» . Он утверждал, что нельзя их считать глупыми и ленивыми, так как у них есть много положительного. В индивидуальном подходе к таким детям следует соблюдать терпение, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность .

Постоянного внимания требуют очень подвижные дети, непоседы. Их следует посадить поближе. При рассаживании необходимо учитывать дружеские взаимоотношения детей.

Занятия по развитию речи.

При общении с детьми в быту, в играх, на занятиях педагог непрерывно обнаруживает особенности их речевого развития : образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка; навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль; недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход на специальных занятиях позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей.

На занятиях по родному языку педагог должен учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но и их индивидуальные проявления , обусловленные особенностями их темперамента, характера и отражающиеся в их поведении. Воспитатель сразу может выделить группу детей, активно учавствующих в занятиях, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющих речью. Вместе с тем заметны дети, безразличные к занятиям, пассивные. Обычно и речь у них плохо развита.

Активность некоторых детей на занятиях объясняется тем, что предлагаемая им умственная нагрузка, вопросы и задания слишком лёгкие. В результате дети привыкают несерьёзно относиться к занятиям. Они готовы отвечать на любой вопрос, не выслушав его до конца, не любят размышлять и обосновывать свои ответы. Но если требуется напряжение внимания и работа мысли, они предпочитают молчать. К таким детям обязательно нужен особый подход . Их надо настойчиво учить обдумывать свои ответы.

Приведу пример. Витя был активен : он отвечал на любой вопрос, даже не дослушав его. Чтобы приучить мальчика к сдержанности, приучить его думать и терпеливо вслушиваться в ответы детей, воспитатель решил некоторое время его не спрашивать. Но Витя при ответах товарищей бросал иронические реплики. Тогда воспитатель стал предлагать Вите поправить отвечавшего, дать более верный ответ, по его мнению. Витя часто говорил невпопад, проявляя полную беспомощность, неумение последовательно рассуждать. Это поколебало самоуверенность мальчика. Но ещё долго пришлось вести с ним индивидуальную работу по развитию внимания, преодолению самоуверенности.

Пассивность детей на занятиях объясняется различными причинами : физической ослабленностью, застенчивостью, связанной нередко с речевыми недостатками, неправильным воспитанием в семье . Пассивных детей полезно чаще вызывать на занятиях. При этом воспитатель должен заставлять их за-думаться над своим ответом, приучать размышлять.

Постоянное доброжелательное отношение со стороны воспитателя и сверстников и поощрение за малейший успех, подбадривание – таким должен быть подход к пассивным и робким детям.

Все дети нуждаются в дифференцированном подходе в процессе занятий по развитию речи. Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия , надо запланировать индивидуальную работу : наметить, кого из детей спросить, кому дать лёгкое или трудное задание. Очень важно для планирования дальнейшей работы со всей группой и с отдельными детьми проанализировать замеченные в ходе занятий индивидуальные проявления воспитанников , применявшиеся приёмы индивидуального подхода к ним и отметить всё то, что можно будет использовать впоследствии.

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. На этих занятиях у детей интенсивно развивается сообразительность, смекалка, логическое мышление, способность к абстрагированию, формируется лаконичность и точность речи. Задача воспитателя детского сада- включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Воспитатель должен заботиться о развитии у детей способностей к проведению счётных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению предложенных заданий. Для этого он прежде всего должен хорошо знать индивидуальные особенности детей , уровень их математического развития и степень понимания нового материала.

Индивидуальный подход в проведении занятий по математике даёт возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развивать интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе. Педагог может условно, в целях удобства планирования и организации занятий разделить их на несколько подгрупп. К первой подгруппе можно отнести тех детей, у которых замечается большая активность и интерес к занятиям. Таким детям следует предоставлять возможность шире проявлять свой интерес, развивать его, для чего давать им более сложные задания, предъявлять к их ответам повышенные требования. Активность должна сочетаться с культурой поведения и с воспитанием скромности . Бывает, что ребёнок всегда готов к ответу, но эту готовность он проявляет очень назойливо : размахивает поднятой рукой, выкрикивает : «Я скажу» , он старается оповестить всех о том, что знает больше всех. Такие факты нельзя оставлять без внимания.

Ко второй подгруппе отнесём тех детей, активность которых внешне не про-является. Они не поднимают рук, но всегда внимательны, отвечают правильно. Но некоторые из них затрудняются в придумывании задач. Например, если воспитатель даст задачу и после решения её предложит придумывать другую задачу, то при ответе такой ребёнок в своей задаче изменит только названия предметов, условие же и ход её оставит без изменений. У этих детей рекомендуется развивать инициативу, поощрять начинания, укреплять уверенность в своих силах, давать дополнительные поручения в повседневном быту.

Третью подгруппу составляют дети, у которых замечается внешняя, ложная активность. Покажу это на конкретном примере.

Ира часто поднимает руку, но при этом обязательно оглядывается на взрослых, присутствующих на занятиях. Ей очень хочется, чтобы на неё обратили внимание. Она заботится лишь о внешнем эффекте. Её ответы не всегда правильны, часто девочка вообще не может ответить на вопрос, потому что не слышала его. Ире не хватает той простоты и непосредственности, которые так приятны в детях

В подобных случаях педагог должен проводить одновременно работу по воспитанию у ребёнка скромности , сдержанности, и по воспитанию внимания . С отстающими необходимо систематически проводить дополнительные индивидуальные занятия , широко используя наглядность (мелкий счётный материал, картинки) . На общих занятиях желательно давать таким детям более простые задания. Хорошо, если родители смогут позаниматься с ребёнком дома . Но поручать родителям эту работу можно в том случае, если воспитатель предварительно объяснит содержание работы, будет уверен, что проведут её методически правильно.

Иногда встречаются дети, которые не любят заниматься математикой, не могут самостоятельно решать задачи, даже затрудняются повторить их условие и ход решения. Между тем эти дети не являются умственно отсталыми, в их поведении замечается сообразительность - ждут подсказки, проявляя изобретательность в угадывании решения. Их пассивность на занятиях по математике вызвана педагогической запущенностью и отсутствием индивидуального подхода к ним . Упущения такого рода влекут за собой неровное поведение ребёнка , отрицательно влияют на формирование его личности. С такими детьми необходимо проводить дополнительные индивидуальные занятия . Большой интерес вызывают у ребят задания, связанные с практическими действиями : измерить ширину и длину групповой комнаты, узнать, сколько стаканов воды вмещает графин и т. д. Это очень хорошее средство воспитания у детей интереса к занятиям. Индивидуальная работа с отстающими детьми приносит положительные результаты тогда, когда ребята систематически упражняются в навыках счёта в повседневной жизни, а не только на занятиях. Например, можно попросить детей помочь воспитателю навести порядок в шкафу с дидактическими пособиями и материалами и при этом дать задание : коробки поставить в стопки по пять или шесть и т. д.

Индивидуальный подход к детям должен быть заранее предусмотрен в плане, составленном на основе предыдущего занятия. И все достижения должны быть зафиксированы в дневнике и в журнале.

ЗАНЯТИЯ ПО ИЗБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для всестороннего развития дошкольников в детском саду большое значение имеют занятия по изобразительной деятельности. В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни. Правильное руководство эстетическим развитием детей может быть осуществлено только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей . Наряду с проведением фронтальных занятий необходимо использовать индивидуальные формы занятий с теми воспитанниками , которые в этом нуждаются. Воспитатель не должен забывать , что «изобразительная деятельность осваивается дошкольниками по- разному. Одни приобретают навыки скорее, и работы их интереснее, другие не так свободно пользуются ими. Одни более полно и творчески проявляют себя в рисовании, другие – в лепке, третьи – в вырезании и т. д. Педагог должен активно помогать ребёнку , давая дополнительные указания, советы, внимательно относясь к проявлению его инициативы, выдумки».

Активизируя деятельность детей, не следует их опекать и приучать к механическому выполнению указаний воспитателя . Бесконечная опека, злоупотребление образцом, подборка готовых материалов, которые направляют на выполнение трафаретных работ, похожих одно на другую, не развивают у них активности и творческой инициативы. Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению задания.

Специфической особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим и природой. Указанные особенности занятий по изобразительной деятельности влияют на методику осуществления индивидуального подхода к детям , начиная с момента подготовки к занятию.

Готовясь к проведению экскурсии или прогулки, воспитатель заранее должен продумать, на что следует обратить внимание того или иного ребёнка . При этом полезно просмотреть записи в дневнике, а также рисунки детей, отметить в них то, что в дальнейшем следует развивать, и недостатки. Которые должны быть устранены. Рисунки детей по каждому занятию надо сохранять с указанием даты, темы занятия, программного содержания. Целесообразно после занятия проанализировать их : определить, кто из детей хорошо справился с заданием, кто хуже а кто совсем не справился. Такой анализ помогает наметить индивидуальный подход как в процессе подготовки к занятиям, так и на занятиях.

Если на занятиях по родному языку и математике воспитатель наряду с про-ведением фронтальной работы со всеми детьми может осуществить индивидуальный подход лишь к отдельным воспитанникам , то на занятиях по изобразительной деятельности эти возможности расширяются, благодаря специфической форме их организации и методике проведения : воспитатель в процессе занятия имеет возможность подойти к каждому ребёнку , посмотреть его работу, дать совет, помочь в овладении техническими навыками.

Пример осуществления индивидуального подхода на занятии по рисованию в средней группе. Дано задание нарисовать красками грузовую машину. В подготовительной беседе воспитатель задаёт детям вопрос : «Какие вы знаете автомашины?» . Среди детей замечается оживление, почти все поднимают руки. Дети называют разные марки машин. Только Ира и Коля не поднимают руки, хотя на лицах отражён интерес. Они внимательные и наблюдательные дети, но очень нерешительные. Они нуждаются в поддержке, в поощрении взрослого. Воспитатель спрашивает у Иры : «Ирочка, а ты какие видела машины?» . Ира тихо отвечает : «Мусорную» . Дети начинают смеяться, и Ира ещё больше смущается. Педагог же хвалит Иру за то, что она заметила полезную машину. Вызванный воспитателем Коля говорит , что он видел машину, которая подметает мусор, чтобы на улицах было чисто. После показа и пояснений как нужно рисовать машину, дети приступают к рисованию.

Часто в детских садах приходится видеть детей, которые медленно включаются в работу, из-за того, отвлекаются, с любопытством наблюдают за тем как другие рисуют или лепят. Эти дети нуждаются в напоминании, в развитии сосредоточенного внимания. Однако воспитатель не должен слишком опекать их. Лучше, если он будет приходить на помощь только в тех случаях, когда это необходимо, и не просто давать указания, но опираться при этом на опыт ребёнка . На его умения. Следует напоминать им о времени. Некоторые дети не успевают вовремя закончить, и каждый по- своему выражает своё огорчение. Иногда доходит до слёз. Как быть? В каждом отдельном случае следует подходить индивидуально . Если отставание связано с медлительностью ребёнка или с его старанием выполнить работу тщательно и аккуратно, то окончание работы после занятия поможет ребёнку овладеть навыками , обрести уверенность в себе. Если же невыполнение работы вызвано неорганизованностью ребёнка , пренебрежением к замечаниям воспитателя , то разрешать заканчивать её после занятия не следует.

Можно сделать вывод, что занятия по изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку , для развития у них не только художественных способностей но и внимания, настойчивости.

Индивидуальный подход в игровой деятельности.

Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Особого внимания к себе требуют застенчивые, нерешительные дети, но и дети активные, с явными организаторскими способностями. Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. В играх, проводимых по заранее намеченному плану на основе программы, принимают участие все дети группы, но проявления их в игре далеко не одинаковы.

Во время проведения подвижной игры «Ловля обезьян» некоторые дети, выполняя роль обезьян, упрощают показанные охотниками движения, чтобы убежать скорее, чем те, кто выполняет движения добросовестно. Отдельные дети стараются стать в группе обезьян подальше от охотников, т. е. прячутся за спины товарищей, проявляя осторожность, стремление выбрать себе безопасное место. Во всех случаях дети не хотят попасться охотникам, но одни предпочитают выбрать лёгкие пути, другие находят удовольствие в том, чтобы одержать победу в трудном соревновании.

В сюжетно-ролевых, творческих играх обязательно выделяется группа организаторов. Это развитые и активные дети, это своего рода режиссёры, умеющие развернуть своё творчество и инициативу. При правильном индивидуальном подходе эти дети становятся активом, на который воспитатель может смело опираться в руководстве играми. Дети по-разному относятся к коллективным играм. Многие дети на приглашение выполнить несложную роль охотно откликаются, но самостоятельно организовать творческую игру не умеют. У них необходимо развивать инициативу, организаторские способности. Развивать чувство уверенности в себе. Следует обратить внимание на их общее развитие, пробудить интерес к окружающему, используя различные виды деятельности. Педагогу необходимо использовать все средства для вовлечения детей в активную творческую игровую деятельность. Игры с интересной, захватывающей тематикой обладают притягательной силой. Они привлекают робких и нерешительных детей, шумных и беспокойных, а инициативные дети находят в них возможности для проявления организаторских и творческих способностей.

«Приход» новой куклы в группу - радостное событие в жизни детей. Важно определить в групповой комнате место для кукол. Недопустимо прятать их в шкаф. Устройство кукольной комнаты – это уже начало игры. Воспитатель должен поощрять ласковое, заботливое отношение детей к кукле, со временем это перерастает в доброжелательность к окружающим.

Очень важен индивидуальный подход к старшим дошкольникам при распределении ролей в игре. Если ребёнку постоянно предоставлять только главные роли, то создадутся предпосылки для развития у него зазнайства и пренебрежительного отношения к товарищам. Он будет принимать в игру не всех, а только тех, кто безропотно ему подчиняется. Как же должен поступить педагог? Время от времени желание ребёнка нужно удовлетворять , но необходимо давать возможность и другим детям пробовать свои силы в той же роли, убеждая их, что они справятся со своими обязанностями в игре. Ребёнку активному , не получившему главной роли, найти привлекательное при выполнении и второстепенной роли.

Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации её зало-жены возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. Воспитатель , совместно с семьёй, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребёнка .

Одной из проблем современного общества является проблема внимания к воспитанию ребенка, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств.

Одно из важнейших направлений деятельности современного Российского общества – всестороннее развитие каждого конкретного ребенка.

В педагогике существует принцип индивидуального подхода, который пронизывает все этапы воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода.

Проблемы индивидуального подхода к детям требовали решения с давних времен. В ХХ веке А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным. Решая ряд педагогических проблем он обосновал важнейшие положения индивидуального подхода к детям. Также проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и педагогическом учении В.А. Сухомлинского. Он считал, что путь изучения индивидуальных особенностей ребенка, нужно начинать с его семьи, с необходимости педагогического просвещения его родителей, так как в каждой семье свой уклад, свои традиции и сложные взаимоотношения между ее членами. Проблема индивидуального подхода к детям решается и в ХХI веке, но без знаний педагогом психологии она не может быть решена успешно.

Современная психология занимается проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Всем известно, что личность – это индивидуальность, неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному ребенку и отличающих его от всех других детей.

Для формирования личности, имеет большое значение темперамент ребенка, он помогает ему приспособиться к изменяющимся условиям, сказывается на активности, работоспособности, уравновешенности поведения. В процессе воспитания и обучения у ребенка формируется характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности. Характер не врожденная черта, его необходимо воспитывать и развивать. Основными условиями становления характера являются – целенаправленная деятельность и единые требования поведения ребенка, как в публичном месте, так и дома, в семье.

Для развития психических процессов, формирования умственных, эмоциональных и волевых качеств личности, ее способностей и характера необходима активная деятельность. Можно выделить следующие основные виды деятельности ребенка: игра, посильный труд, как физический, так и умственный, а также учебная деятельность.

Эффективным индивидуальный подход будет в тех случаях, когда существует опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка.

Одним из условий осуществления правильного индивидуального подхода к ребенку, является единство требований к нему как педагога, так и родителей. Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача развивать положительные черты и качества ребенка, которые у него уже есть, и формировать качество личности.

Знания анатомо-физиологических, психических, возрастных и индивидуальных особенностей являются основой индивидуального подхода в воспитании детей. Существует прямая зависимость между физическим, нравственным, умственным и эстетическим развитием ребенка.

Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что влияет на умственное развитие, формирование характера ребенка, обеспечивает охрану и укрепление здоровья.

Дошкольный возраст и младшие школьники это начало формирования и всестороннего развития личности.

В нравственном воспитании у детей данного возраста формируются моральные нормы, опыт поведения, отношение к окружающим людям, формируется воля. Нравственное воспитание, также, как и физическое, формирует характер ребенка. Умственное воспитание формирует интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности. Эстетическое воспитание - это важнейшая часть развития ребенка, оно способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

Важнейшей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. Игра – лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей, реализация замыслов и желаний. Игры формируют добрые чувства, смелость, уверенность, решительность.

В шестилетнем возрасте у ребенка первая перемена в жизни - это переход в школьный возраст. У ребенка появляются новые обязанности, новые отношения с окружающим миром, изменяется уклад жизни. У ребенка идет интенсивное развитие мышечной системы, появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок быстро овладевает навыком быстрого письма, может приступить к занятиям на музыкальных инструментах. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, развиваются функции большого полушария головного мозга, быстро развивается психика ребенка.

Познавательная деятельность младшего школьника проходит в основном в процессе обучения, у ребенка расширяется сфера общения. Восприятие отличается остротой и свежестью, но в тоже время оно неустойчиво и не организовано. Восприятие постепенно усложняется и углубляется. Внимание младшего школьника ограничено по объему, не достаточно устойчиво. Произвольное внимание развивается с функцией мотивации учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. В познавательной деятельности младшего школьника имеет большое значение память, которая имеет наглядно-образный характер. Под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения происходит становление личности.

Средний школьный возраст от 11-12 до 15 лет – переходный от детства к юности. Этот период обучения в школе (сV по IX классы) характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела, укрепление костей, возрастает сила мышц, а развитие внутренних органов не равномерно, кровеносные сосуды отстают от роста сердца, легочный аппарат развивается не достаточно быстро. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение.

Половое созревание – характерная особенность подростка, она вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, вносит новые переживания, нарушает внутреннее равновесие. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания. Восприятие детей среднего школьного возраста более организовано, планомерно, целенаправленно.

Специфическая избирательность - это характерная черта внимания подростков. Мышление становится зрелым, последовательным, систематизированным. Меняется речь подростка, появляется логическое обоснование, доказательное рассуждение, точные, правильные определения.

В среднем школьном возрасте идет нравственное и социальное формирование личности. Педагогу необходимо нравственно осмысливать особенности развития и поведения современного подростка.

В старшем школьном возрасте завершается физическое развитие организма идет его общее созревание. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела - коры больших полушарий.

Юношеский возраст - это период активного осмысления будущего, жизненного самоопределения, самоутверждения, бурного роста сознания, убеждений, период выработки мировоззрения. У старшеклассников формируется избирательное отношение к предметам. Интенсивно формируются нравственные и социальные качества. Жизненные планы, выбор профессии старшеклассников, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – занять достойное место в жизни, получить хорошую, интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

Изучая индивидуальные способности детей необходимо обращать внимание на физическое состояние и здоровье, от которых зависит работоспособность и внимание ребенка. Нужно знать ранее перенесенные заболевания, хронические болезни, состояние зрения, склад нервной системы. С учетом свойств памяти, склонностей, интересов, познавательной деятельности детей, предрасположенности к изучению отдельных предметов, осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении.

Педагог должен быть знаком с условиями домашней жизни и воспитания ребенка, его контакты, которые оказывают влияние на его развитие.

В завершении хотелось бы отметить, что индивидуальный подход – один из главных принципов педагогики. Проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты дифференцированного подхода к детям:

Знание и понимание детей;

Любовь к детям;

Основательные теоретические знания;

Способность педагога размышлять и умение анализировать.

Дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.