Дети, родившиеся недоношенными, отличаются некоторыми особенностями по сравнению с доношенными малышами . Родителям нужно знать о них:

Недоношенные дети требуют особого ухода . При правильной заботе из них вырастают вполне здоровые мальчики и девочки. Они практически не отстают в развитии, однако развиваются по своей схеме. Природой им заложена задача в будущем догнать, а когда и перегнать своих доношенных сверстников. Поэтому в первый год жизни дети, родившиеся раньше срока, увеличиваются в весе и росте быстрее, чем доношенные детки.

Точная таблица для мальчиков и девочек по месяцам

Возраст Диапазон прибавки веса у девочек, гр Диапазон прибавки веса у мальчиков, гр Средняя прибавка роста, см
1 месяц 400-900 400-1200 3-3,5
2 месяца 400-1300 400-1500 3-3,5
3 месяца 500-1200 600-1300 3-3,5
4 месяца 500-1100 400-1300 2,5
5 месяцев 300-1000 400-1200 2,5
6 месяцев 300-1000 400-1200 2,5
7 месяцев 200-800 200-1000 1,5-2
8 месяцев 200-800 200-800 1,5-2
9 месяцев 100-600 200-800 1,5-2
10 месяцев 100-500 100-600 1
11 месяцев 100-500 100-500 1
12 месяцев 100-500 100-500 1

Шкала

Неонатологи выделяют 4 степени недоношенности детей:

Важно! Степень недоношенности ребенка определяют не только по его весу, а еще по степени развития органов. Иногда бывает, что дети с весом 2000 грамм рождаются значительно зрелей тех, что родились с массой 2500 грамм.

В первый год жизни разница в развитии с доношенными детьми составляет примерно 1-3 месяца . Это зависит от степени недоношенности крохи, а также генетическая предрасположенность ребенка. Примерно к 6 месяцам они начинают догонять своих сверстников.

Что и во сколько должны уметь умеренно недоношенные новорожденных по месяцам до года, когда начинают держать голову самостоятельно:

Что должны уметь малыши 3 и 4 степени с рождения до года?

Эти дети отличаются в своем развитии не только от доношенных детей, но и от умеренно недоношенных. Хорошо это видно в первые месяцы жизни. В это время ребенку особенно нужна медицинская поддержка и забота родителей. При правильном отношении к году малыш практически не отличается от других детей.

Как развиваются после 1 года: этапы

После года недоношенный ребенок внешне мало отличается от своих сверстников, но психоэмоциональное развитие будет отставать. Новорожденные, которые родились раньше срока, имеют свои особенности адаптации даже после года.

Врачи отмечают такие особенности:

  1. более позднее формирование речевого аппарата, неправильное произношение звуков, возможно, будет необходимость обратиться за помощью к логопеду;
  2. дети более плаксивы, капризны;
  3. хуже происходят процессы познания окружения и запоминания информации;
  4. недоношенному ребенку сложнее принять что-то новое, привыкнуть к новым людям.

Внимание! Полная зрелость недоношенного ребенка формируется обычно в 2-3 года. Раньше этого срока родителям не стоит паниковать. Но если этого не происходит к 3 годам необходимо обращаться за помощью к специалистам.

Малыш, который родился раньше срока, требует к себе особого внимания. Каждый набранный грамм – маленькая победа. Родителям необходимо строго контролировать вес малыша . Для этого может понадобиться приобрести электронные весы и взвешивать ребенка каждый день.

Выписывая недоношенного ребенка, врачи дают ряд рекомендаций по поводу ухода и питания малыша. Родителям следует четко придерживаться инструкций. Также следует помнить, что ребенок развивается по своей схеме, в зависимости от его степени недоношенности.

Малыши, которые появились на свет раньше предполагаемого срока, развиваются несколько иначе, чем доношенные младенцы. Их развитие идет в более быстром темпе, и уже к годику недоношенный ребенок практически не отличается от крохи, родившегося в срок.


Малыши, рожденные раньше срока, в первые месяцы жизни нужны особые условия содержания

Однако в первые месяцы после рождения отличия будут существенными – и во внешнем виде, и в скорости набора массы тела, и в освоении разных навыков.

Особенности развития при недоношенности

К недоношенным младенцам относят деток, которые родились на сроке беременности от 21 до 37 недель. Их развитие отличается такими особенностями:

  • Малыши осваивают основные навыки на несколько месяцев позже доношенных сверстников. Если кроха родился до 32 недели вынашивания, то отставание составляет 3-4 месяца, а у деток, которые родились после этого срока, отставание будет всего в 1-2 месяца.
  • Малышам с массой тела менее 1500 г требуются специальные условия сразу после родов, поэтому их держат в кувезах, в которых условия приближены к внутриутробным. После набора веса до 1700 г малыш перемешается в кроватку, у которой имеется подогрев. Когда масса тела малютки достигнет 2000 г, специальной тепловой поддержки больше не требуется.
  • Из-за особого функционирования нервной системы крохи при рождении раньше срока такие малыши нуждаются в повышенном внимании. Очень важно окружить малютку лаской и после выписки создать дома комфортные условия.

Терморегуляция недоношенного ребенка имеет свои особенности. В комнате должна быть температура в диапазоне 20-22°С, а влажность - 50-70%. Подробнее об этом смотрите в передаче доктора Комаровского.

Внешний вид

Недоношенный младенец выглядит так:

  • Масса тела младенца очень низкая, а рост крохотный.
  • Кожа крохи тонкая, с множеством морщин, в первые дни выражено красная.
  • Ушные раковины тоненькие и мягкие, могут слипаться.
  • На спине и конечностях (а иногда и на лице) есть мягкий волосяной пушок, который называют лануго.
  • Голова малютки выглядит непропорционально большой, она соответствует примерно 1/3 длины тела.
  • Живот ребенка большой, а пупок располагается ниже.
  • Шея и конечности карапуза короткие.
  • Пластинки на ногтях очень тонкие, почти прозрачные.
  • Внешние половые органы не полностью сформированы – у мальчиков яички не опустились в мошонку, а у девочек наблюдается зияние половой щели.
  • Большой родничок из-за недоразвитого черепа сместился.
  • На маленьком родничке могут быть участки без кожи.
  • Ребенок вялый и слабый.


Недоношенные детки имеют меньшую массу тела, чем дети, рожденные в срок

Рост и вес в таблице

В зависимости от начального веса младенца выделяют несколько степеней недоношенности:

  • 1 степень – дети весом от 2 кг до 2,5 кг. Обычно они рождаются на сроке 36-37 недель. К году такие малыши увеличивают свою массу в 4-5 раз.
  • 2 степень – малыши с массой тела от 1,5 кг до 2 кг. Такой вес характерен для младенцев, родившихся на 32-35 неделях беременности. К году масса их тела увеличивается в 5-7 раз.
  • 3 степень – детки с весом 1-1,5 кг. Таких малышей называют детьми с низкой массой или глубоко недоношенными детками. Они появляются на свет на 28-31 неделе вынашивания, а к году их вес увеличивается в 6-7 раз.
  • 4 степень – младенцы с массой тела менее 1000 г. Такой вес называют экстремальным. Они рождаются на сроке до 28 недель и увеличивают свою массу к году в 8-10 раз.

Темп набора массы недоношенным в первый год жизни будет примерно таким:

1 степень недоношенности

2 степень недоношенности

3 степень недоношенности

4 степень недоношенности

5 месяцев

6 месяцев

7 месяцев

8 месяцев

9 месяцев

10 месяцев

11 месяцев

12 месяцев

Прибавка в росте также определяется степенью недоношенности младенца и будет составлять:

1 степень недоношенности

2 степень недоношенности

3 степень недоношенности

4 степень недоношенности

5 месяцев

6 месяцев

7 месяцев

8 месяцев

9 месяцев

10 месяцев

11 месяцев

12 месяцев


Уход за недоношенным новорожденным имеет свои особенности. Обязательно ознакомьтесь с нашей статьей.

1 месяц

Недоношенные малыши первого месяца жизни могут не проявлять активность. Они зачастую бывают малоподвижными, а их мышечный тонус снижен. Вес они набирают очень медленно и чаще всего просто компенсируют потерю веса в первые дни жизни.

Сосательный рефлекс нередко отсутствует, поэтому малыша кормят с помощью зонда. Деткам, неспособным дышать самостоятельно, проводится искусственная вентиляция легких.


В первый месяц жизни рядом с недоношенным малышом всегда должна быть мама

Маме в первый месяц следует постоянно быть рядом с малюткой, обеспечив ему телесный контакт и возможность слышать ее голос.

2 месяца

К началу этого месяца малыш начинает активнее набирать массу и прибавлять в длине тела больше, чем его доношенные сверстники. Однако он, как и раньше, быстро устает и сильно ослаблен. Очень важно обеспечить крохе усиленное питание. Если малыш не сосет грудь, желательно сцеживать молоко и кормить его необходимое количество раз.

К концу месяца карапуз учится приподнимать головку в положении на животике.

3 месяца

Набор веса в этом возрасте идет достаточно активно, поэтому многие малыши удваивают свой вес при рождении. Кроха хорошо реагирует на звуки и свет, но по-прежнему большую часть суток младенец спит.

4 месяца

Недоношенный малыш этого возраста уже умеет поднять и некоторое время удерживать свою голову. Кроха научился фиксировать взгляд на контрастном предмете, а также начал издавать звуки, которые напоминают гуление. В режиме дня малютки непременно должны быть прогулки, гимнастика, массаж и купание.


Очень важно не прекращать лактацию, ведь малыш так нуждается в контакте с мамой и ее полезном молочке

Нередко в этом возрасте повышается тонус мышц, из-за чего младенец часто просыпается или с трудом укладывается в кроватку.

5 месяцев

В этом возрасте недоношенный малыш дарит маме первую осознанную улыбку. Из-за немного увеличенного тонуса конечностей движения малютки пока немного судорожные, но кроха уже способен удерживать в ручке погремушку небольшого размера. Психическое развитие идет высокими темпами. Малыш уже с легкостью отыскивает источник звука, поворачивая голову.

6 месяцев

Младенец этого возраста начинает догонять по развитию сверстников, родившихся доношенными. Его вес утраивается, если сравнить с весом, с которым малыш родился. Он узнает близких и различает их голоса, много лепечет, смеется, занимается с игрушками. Если кроху поддерживать под мышки, кроха будет упираться ногами в поверхность и отталкиваться, как пружинка.


Некоторые 6-месячные малыши осваивают перевороты на живот со спинки.

7 месяцев

Малыши этого возраста с легкостью переворачиваются на живот, берут игрушки в руки, могут немного подползать к расположенной перед ними игрушке, подолгу лепечут, учатся кушать с ложки. «Речь» карапуза настолько многообразна, что вполне сравнима с лепетом доношенных младенцев. Если младенец родился на сроке 35-37 недель, у него начинают резаться первые зубки.

8 месяцев

К этому возрасту младенец уже довольно хорошо научился контролировать собственное тело. Он осознанно переворачивается, стоит на четвереньках и раскачивается, пробует садиться и ползать.

Психологическое развитие карапуза также прогрессирует. Малыш понимает обращенную к нему речь, отыскивает названный предмет, с удовольствием слушает песенки и стишки, активно впитывая всю полученную информацию.

9 месяцев

В этом возрасте многие малыши уже способны самостоятельно сидеть, а также начинают подниматься на ножки, держась за перила кроватки или манежа, а затем садиться обратно. Появляются первые зубки у карапузов, родившихся на сроке 32-34 недели.

Когда кроха бодрствует, он подолгу занимается игрушками. Ребенок уже может выполнять несложные просьбы, например, махать при прощании или давать руку, чтобы поздороваться. В «речи» карапуза появляются короткие слова или лишь первые слоги слов. Малыш учится воспроизводить интонацию речи взрослого.


К 9 месяцам детки уже достаточно развиты. Они пробуют ползать, сидеть и вставать на ножки

10 месяцев

К этому возрасту большинство малышей учится самостоятельно стоять и, держась за ограждение, передвигаться вдоль него. Появляются первые зубки у малышей, родившихся на сроке до 31 недели.

У карапуза уже получается длительно удерживать взгляд на игрушке, которая движется. Особенно интересны малышу разнообразные вкладыши и мячики.

Кроха уже хорошо знает собственное имя и с интересом слушает речь взрослого, изучая новые слова.

11 месяцев

Некоторые малыши в этом возрасте совершают свои первые шаги. Те детки, кто пока не готов ходить, быстро ползают, легко встают и садятся. Малышам 11 месяцев очень нравятся кубики и пирамидки, а также разные каталки и машинки. Ребенок знает множество бытовых действий и выполняет их по просьбе. В его речи появляется много коротких слов, обозначающих животных и предметы.

12 месяцев

К году недоношенные малыши почти не отличаются от родившихся в срок карапузов ни физическими показателями, ни психоэмоциональным развитием, ни приобретенными навыками. У некоторых малышей движения могут быть еще излишне резкими и нескоординированными, но в целом детки этого возраста весьма подвижны и активны.


Подробнее о развитии недоношенных новорожденных смотрите в следующих видео.

Нормально протекающая беременность оканчивается родами в срок. Дети, родившиеся на сроке 38–42 недели считаются доношенными. Если роды произошли ранее 37 недели, и вес малютки составляет менее 2500 граммов, то речь идёт о недоношенном ребёнке. Существуют 4 степени недоношенности детей, они определяются сроком разрешения беременности, и зрелостью функций его организма.

Развитие недоношенного ребёнка по месяцам до года будет отличаться от развития доношенных детей. Такие дети развиваются гораздо быстрее, они словно хотят догнать и перегнать сверстников, родившихся в срок.

Родителям недоношенных малышей придётся набраться мужества и терпения. Недоношенные дети вполне могут вырасти здоровыми, крепкими и умными, просто им нужно уделять гораздо больше внимания и заботы.

Степени недоношенности

  1. Экстремальная недоношенность. Такие дети составляют около 5% всех недоношенных. Их вес при рождении составляет менее 1000 граммов. К сожалению, при таком низком весе у ребёнка наблюдается незрелость всех органов и систем организма, процент осложнений и инвалидности у выживших очень высок. С 2012 года в нашей стране принят закон об обязательном выхаживании детей с весом 500 граммов и больше. Эти меры требуют колоссальных достижений неонатологии и не всегда гарантируют положительный исход.
  2. Глубокая недоношенность. В этом случае вес маленького недоношенного ребёнка колеблется от 1000 до 1500 граммов. У таких детей есть все шансы не только выжить, но и полноценно развиваться. Малютки помещаются в специальные кувезы, их питание происходит через зонд. В кувезах воссоздаются условия, подобные внутриутробному состоянию. В этих устройствах поддерживается специальная температура и влажность. Здесь детки находятся, пока не достигнут веса в 1700 граммов, затем их перекладывают в специальные кроватки с подогревом.
  3. Дети, родившиеся на сроке 34 недели, имеют одну особенность. Эти малыши уже умеют самостоятельно дышать, у них выражен сосательный рефлекс, но существует риск внезапной остановки дыхания – апноэ. Причины этого фактора ещё не до конца изучены, чаще всего их связывают с неврологическими или мускульными нарушениями.
  4. Кроха, родившийся на 36 неделе беременности, наиболее приближен по физиологическим параметрам к доношенному ребёнку. Он самостоятельно дышит и может сосать. После родов таких детей нужно еженедельно показывать педиатру, если необходимо – пройти обследование.
  5. Иногда встречаются случаи, что на фоне нормального веса у ребёнка всё же отсутствует общая зрелость организма или отдельных функций. В этом случае дети проходят тщательный медицинский осмотр, их развитие корректируется.

Выписка из роддома

В зависимости от степени недоношенности ребёнок может провести в больнице от пары недель до полугода. Сразу после родов неонатолог принимает решение о переводе новорождённого в реанимационное отделение, затем – в отделение интенсивной терапии. Мама малыша может приходить к малышу, приносить сцеженное молоко, брать на руки. Если всё проходит хорошо, развитие ребёнка происходит нормально, то кроха выписывается домой под пристальное наблюдение педиатра. Основные показатели при выписке такие:

  • вес 2000 граммов и более;
  • самостоятельное дыхание и сосательные движения ртом;
  • стабильная нормальная температура тела;
  • отсутствие осложнений;
  • стабильный прогресс в развитии.

Развитие в домашних условиях

Важно, чтобы родители знали и умели ухаживать за своим малышом. Они должны понимать особенности развития недоношенных детей, знать, чем и как кормить кроху, регулярно показывать его врачам, иметь возможность обратиться и получить срочную квалифицированную консультацию, если возникнет такая необходимость.

Чтобы меньше переживать, маме и папе следует почитать соответствующую литературу, проконсультироваться с доктором, изучить таблицы в сети Интернет, где хорошо видно развитие недоношенного ребёнка по месяцам вплоть до года.

В статье мы приведём основные сведения от рождения до 1 года.

  1. Как правило, в течение плохо набирает вес. Он ещё слишком слаб, формирование сосательной и глотательной функций не завершено. Родителям нужно оберегать кроху от переохлаждений и от контакта с другими людьми, чтобы не подхватить инфекцию.
  2. В два месяца малыш уже научился сосать, хорошо кушает, начал прибавлять в весе. Можно пробовать выкладывать его на животик.
  3. В 3 месяца развивается хватательный рефлекс, уже появляются эмоции на личике. Кроха фиксирует взгляд, узнаёт маму и реагирует на поглаживания.
  4. На четвёртом месяце жизни малыш уже уверенно держит головку, хватает игрушки руками. Необходимо следить за его правильным физическим развитием, делать массаж и гимнастику.
  5. В 5 месяцев ребёнок реагирует на окружающий мир. Он определяет источник звука, любит рассматривать новые яркие игрушки и начинает издавать звуки.
  6. В 6 месяцев происходят первые попытки перевернуться со спины на животик. Малыш вовсю сучит ножками и ручками, радуется знакомым лицам, любит сидеть на руках у мамы или папы. Как правило, в этом возрасте разрыв в развитии по сравнению с доношенными детьми полностью исчезает.
  7. Семимесячный кроха любит ползать, особенно за игрушками. Начинают прорезываться зубки. Если за окном стоит лето, смело выносите кроху во двор. Рассеянные солнечные лучи и свежий воздух укрепят его здоровье и предотвратят развитие рахита.
  8. В этом возрасте ребёнка всё больше привлекает общение. Ему нравится слушать песенки, сказки. Он различает интонацию голоса, может осознанно выражать эмоции. В физическом плане недоношенный ребёнок в 8 месяцев полностью догоняет доношенных сверстников. У него идёт быстрое развитие, кроха может уверенно сидеть, стоять, ползать.
  9. В 9 месяцев малыш уже начинает разговаривать, он произносит слоги. Радуется знакомым людям, интересуется всем новым.
  10. В 10 месяцев ребёнок уверенно ходит, держась за перила манежа или кроватки. Малыш знает своё имя, откликается на него. У тех, кто родился до 31 недели, могут только начать прорезываться первые зубы.
  11. В 11 месяцев кроха активно ползает, но всё больше ему нравится подниматься на ножки и самостоятельно стоять. Он пробует делать первые шаги без поддержки. В этом возрасте он очень любит движущиеся игрушки и предметы и может на некоторое время погружаться в игру, освобождая маму.
  12. В год физическое развитие ребёнка ничем не отличается от развития его доношенных сверстников. Но в психоэмоциональном плане он ещё не до конца развит. Ребёнок может уже вовсю ходить, но зрелость нервно-психических функций полностью придёт в норму только в 2–3 года. Пугаться этого не стоит, нужно лишь подождать.

Помните, что развитие малыша до года по месяцам приведено приблизительное, точную информацию вам предоставят терапевт, ортопед и невропатолог, основываясь на индивидуальных особенностях вашего ребёнка.

Прикорм возможен не ранее 7 месяцев, это связано с незрелостью пищеварительной системы. Кормите кроху 10–20 раз в день небольшими порциями. Приобретите специальные весы для новорождённых, взвешивайте малыша после каждого кормления. В недоношенном состоянии каждый грамм веса – это большая победа.

  • Одежда и подгузники. Кожа недоношенного ребёнка очень нежная и ранимая. Покупайте вещи только из натуральных тканей и с застёжками в виде кнопочек. Недоношенные дети очень крохотные, поэтому одежда и подгузники для них должны быть самых маленьких размеров, такие продаются в специализированных магазинах.
  • Купание. Не допускайте перепада температур, берегите кроху от травм. Температура воды должна быть не менее 36 ºС, а температура в помещении – около 25 ºС. Следите за влажностью воздуха, оптимальное значение – 50–70%. После купания заверните ребёнка в подогретое полотенце. Не допускайте переохлаждения, в первый месяц жизни придётся пользоваться грелками.
  • Прогулки. Если малыша выписали из роддома с весом 2000 грамм и более, то в летнее время можно смело гулять в парке или лесу. Сначала – не более 10–15 минут, затем постепенно увеличивайте время прогулки. Зимой не гуляйте в морозы, особенно, если кроха ещё не набрал вес в 3000 грамм. Регулярно проветривайте комнату, свежий воздух просто необходим.
  • Физическое развитие по месяцам. Уделяйте особое внимание формированию физических навыков. Конечно, этот процесс не будет быстрым, но массаж и гимнастика помогут его ускорить. Эти процедуры должны выполнять специалисты. Они знают, например, что правильно сделанный массаж укрепит нужные мышцы, улучшит обмен веществ, предотвратит появление сколиоза и других проблем с костной системой. В итоге малыш начнёт вовремя переворачиваться, ползать, сидеть и ходить.

Дорогие родители, если ваш кроха родился раньше срока, прежде всего, перестаньте паниковать. Примите за данность, что бывают недоношенные дети, их развитие и будущее зависят и от степени недоношенности, и от квалификации медперсонала, и от многих других факторов, среди которых важно найти место терпению и надежде на лучшее.

Недоношенными называют детей, родившихся на сроке до , начиная от даты последней менструации, и имеющих массу тела ниже 2500 грамм. Существует 4 степени недоношенности в зависимости от гестационного возраста и массы ребенка при рождении:

I степень – недоношенные дети, рожденные на 35-37 неделе с весом при рождении 2000-2500 грамм;

II степень – недоношенные дети, рожденные на 32-34 неделе с весом 1500-2000 грамм;

III степень – глубоко недоношенные дети, рожденные на 29-31 неделе с весом 1000-1500 грамм;

IV степень – экстремально недоношенные дети, рожденные до 29 недели с весом меньше 1000 грамм.

Конечно же, для таких детей прибавка в весе – это один из определяющих факторов физического развития и здоровья ребенка . Хорошая прибавка в весе может быть обеспечена только при налаженном полноценном питании ребенка, удовлетворяющем его энергетическим затратам, когда малыш получает все необходимые ему питательные вещества, микроэлементы, защитные комплексы. Трудности же с кормлением могут возникнуть вследствие незрелости желудочно-кишечного тракта ребенка, низкой ферментативной активности, непринятия желудком пищи, отсутствия глотательного и сосательного рефлексом. В зависимости от проблемы врачи кормят ребенка через зонд, применяют парентеральное питание, когда питательные растворы вводятся ребенку внутривенно.

Самое лучшее – это грудное молоко матери . Учеными доказано, что молоко подстраивается под потребности ребенка, потому молоко женщины, родившей раньше срока, имеет свой уникальный состав, адаптированный под недоношенного младенца. Пока малыш не может сосать грудь, его кормят сцеженным молоком, после того как кроха научится сосать и глотать (обычно, когда он набирает 1,6 кг, проявляются эти рефлексы) его постепенно переводят сначала на частичное, а затем на полное грудное вскармливание. При невозможности кормить грудью ребенка переводят на донорское молоко или специальную адаптированную смесь для недоношенных детей. Показатели прибавки в весе определяют качество и полноценность питания, необходимость введения или отмены докорма.

Для недоношенных малышей доктора делят на 3 основных этапа, которые отличаются по потребности ребенка в питании и наборе им веса.

На 1-м этапе новорожденный не набирает, а теряет вес . Это физиологическая особенность всех детей, но если доношенный ребенок обычно теряет 5-6% веса, то недоношенный – с весом более 1,5 кг – 10%, а глубоко недоношенный с весом до 1,5 кг – 15%. Длится этот период обычно первые 7 дней от рождения. Несмотря на то, что в этот период объем питания минимален, он должен обеспечивать организм крохи всеми необходимыми питательными веществами.

На 2-м этапе добиваются постоянной прибавки в весе, хотя бы на уровне внутриутробного периода . Когда состояние ребенка стабилизируется, он может самостоятельно сосать грудь или бутылочку, достиг веса 2,5 кг, мать с ребенком выписывают из отделения для недоношенных детей. Прибавка в весе за неделю должна составлять 125-200 грамм в зависимости от веса ребенка при рождении. Расчет прибавки ведется так: + 15 гр/кг ежедневно.

На 3-м этапе вес ребенка нормализуется, длится период до года (для глубоко недоношенных детей дольше). Задача родителей в этом периоде обеспечить ребенка полноценным питанием с достаточным количеством калорий и всех питательных веществ, которые нужны для роста ребенка, ведь недоношенному малышу нужно более интенсивно развиваться, чтобы догнать сверстников. Обычно если малыш родился на 1 месяц раньше срока, то он догоняет в развитии сверстников к 1 году, на 2 месяца раньше срока – к 2 годам, и на 3 месяца – к 3 годам соответственно.

Ниже приведем таблицу прибавки веса для недоношенных детей в зависимости от возраста и степени недоношенности .

Таблица дает приближенный результат для детей, которые находятся на полном , цифры могут отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону. Ежемесячно ребенок должен быть обследован педиатром, который даст оценку физическому развитию и здоровью ребенка. Корректировка питания, расчет нормы докорма, рекомендации по введению прикорма, витаминных добавок должны проводиться только врачом.

Рассчитать примерный набор веса недоношенного ребенка до года в режиме онлайн

Укажите вес ребенка при рождении (г)

Укажите рост ребенка при рождении (см)

Недоношенный ребенок

Возраст, мес Прибавка в весе Вес вашего ребенка
1 600
2 800
3 800
4 750
5 700
6 650
7 600
8 550
9 500
10 450
11 400
12 350

Зависит ли наше отношение к ребенку от того, как мы оцениваем состояние его здоровья? Одинаковые ли способности мы обнаруживаем у доношенных детей и у родившихся раньше срока? (Обратите внимание: вопросы касаются не реальных возможностей ребенка, а их оценки .) Оказывается, на наше отношение к ребенку влияет предварительная информация о его здоровье, это подтверждают следующие эксперименты:

Эксперимент I. Взрослым показывают видеозапись игр двух младенцев одного пола и возраста. При этом говорят, что один ребенок родился в срок, а другой недоношенный. Взрослые единодушно описывают первого младенца как сообразительного, подвижного, физически развитого, второго же называют пассивным, слабым, «ограниченным».

Эксперимент II. Взрослым дают возможность поиграть с обоими героями фильма. При общении с «недоношенным» все проявляют особую осторожность: почти не берут ребенка на руки, предлагают ему примитивные игры и самые простые игрушки, хотя его поведение не отличается от поведения «доношенного».

Налицо характерный как для родителей, так и для посторонних «стереотип недоношенного» , когда физические и психические возможности ребенка заведомо воспринимаются как ограниченные, и общение с ним выстраивается в соответствии с этими представлениями. Такой подход не имеет ничего общего с заботой и вниманием, необходимыми ослабленному малышу; и вред его в том, что недооценка способностей ребенка приводит к неоправданному занижению требований, а это может ограничить активность и замедлить развитие ребенка.

Показательно, что устойчивость «стереотипа недоношенного» зависит не от реальной зрелости ребенка, а от уровня осведомленности взрослых об особенностях его развития. Одна из задач статьи - дать мамам и папам необходимую информацию и помочь им в выработке принципов обращения с малышом, родившимся раньше срока. И еще мне хотелось бы дать несколько советов, касающихся того, как строить отношения с врачами и как преодолевать семейные трудности, связанные с рождением недоношенного ребенка.

Начните с себя

Не ищите виноватых. Нередко объективный анализ протекания беременности и родов подменяется в семье поиском виноватых. Таким образом люди подчас пытаются справиться с тревогой, испугом, ощущением непосильной ответственности за ребенка. Обычно так поступают лица, склонные к психологическому насилию (манипулированию другими, шантажу, пренебрежению, оскорблениям). Чаще всего кто-либо из членов семьи обвиняет молодую маму в неосторожном поведении во время беременности; отсюда недалеко и до негативных прогнозов: «Ты плохая мать, ты безответственна, тебе опасно доверять ребенка». Бывает, что вина приписывается отцу малыша («Плохо ухаживал за беременной женой!»), бабушке.

Столкнувшись с такими обвинениями, знайте: обидчик в первую очередь рассчитывает на вашу болезненную реакцию. Необходимо дать ему решительный отпор. Постарайтесь обсудить со всеми членами семьи вопрос о взаимной поддержке, выясните позицию и ожидания каждого. Помните: следует говорить о нынешнем моменте, а не вспоминать прошлые трудности и обиды.

Будьте внимательны к своим чувствам. Именно в первые недели жизни ребенка, когда налаживается его эмоциональный контакт с окружающим миром, у мамы может развиться послеродовая депрессия 1 . По разным данным, ей подвержены от 20 до 40% женщин. После преждевременных родов вероятность ее возникновения еще больше в связи с беспокойством матери за жизнь и здоровье ребенка. Что делать, если вы заметили у себя депрессивное состояние? Не позволяйте себе фиксироваться на негативных эмоциях, пытайтесь анализировать свои чувства. Для этого, например, полезно ответить на следующие вопросы:

  • насколько обоснованно мое беспокойство?
  • нужна ли мне поддержка, от кого я могу ее ожидать?
  • какие занятия приносят мне сейчас облегчение, доставляют радость?
  • каким я вижу своего ребенка: на кого он похож, какой у него характер?
  • как я представляю будущее своего ребенка?

Как относиться к ребенку

Начинайте общение с ребенком с самого рождения. В первые дни жизни незрелые дети нуждаются в покое, поэтому врачи ограничивают число и продолжительность посещений. Однако вы можете наблюдать за ребенком через стеклянную стену палаты: даже если малыш находится в кувезе, его движения хорошо видны. Посмотрите, как он реагирует на прикосновения медсестры, делает ли гримасы, шевелит ли пальчиками 2 .

Через некоторое время врач разрешит вам брать ребенка на руки, пеленать и кормить. Недоношенному ребенку в первые недели жизни необходим тесный контакт с мамой как «завершение» внутриутробного развития. Исследования свидетельствуют: чем более разнообразно и насыщено эмоциями общение новорожденного с матерью, тем быстрее ребенок растет, прибавляет в весе и развивается психически.

Даже самые незрелые младенцы видят и слышат гораздо больше, чем нам кажется. Поэтому вне зависимости от того, есть ли реакция на ваши действия, как можно больше разговаривайте с ребенком, пойте песенки, поглаживайте ему ручки и ножки. Ребенок может оставаться внешне безразличным к подобному общению до 3-5 недель (а глубоко недоношенный и дольше), однако он многое воспринимает и накапливает впечатления, просто физически малыш еще слишком слаб для активного реагирования.

При первых же ответных реакциях (оживление, глазной контакт) дайте ребенку почувствовать, что его действия вам приятны.

Можно поместить в кувезе или кроватке яркую погремушку, надеть малышу цветные носочки, дать ему послушать музыку и запись голосов членов его семьи. Считается, что так младенцы скорее начинают различать цвета предметов, высоту и тональность звука, а богатство впечатлений стимулирует психо-эмоциональное развитие. Однако не всякая стимуляция полезна. Например, перед визитом в больницу не следует пользоваться духами и туалетной водой: некоторые запахи раздражают детей, вызывают нервное возбуждение и аллергические реакции.

Ведите дневник, делайте фотографии. Начать делать записи о поведении ребенка можно чуть ли не на следующий день после родов. Такие дневники раннего развития помогают всем членам семьи еще до выписки ребенка познакомиться с его характером и подготовиться к его появлению. Дневник имеет смысл вести и в дальнейшем. Он может быть интересен не только как семейная реликвия: если у ребенка возникнут трудности в поведении или учебе, подробная история его раннего развития поможет специалистам дать индивидуальные рекомендации.

Во время пребывания в больнице можно попросить у врача разрешения делать видеозаписи или фотографировать ребенка (только снимать нужно без вспышки). Папе, бабушке, старшему ребенку будет интересно и полезно увидеть малыша заранее.

Помните о том, что развитие всегда индивидуально. Главный вопрос для мам и пап - насколько нормально развиваются их дети. При этом мы часто забываем, что в понятие нормы каждый вкладывает свой смысл: для одних родителей это прежде всего высокий интеллектуальный уровень, другие ожидают от ребенка спортивных достижений, третьи согласны, чтобы «хоть на троечки учился».

Психологи при работе с недоношенными детьми применяют два критерия нормы:

  • владение набором необходимых двигательных, игровых и речевых навыков;
  • адаптивность (способность правильно оценивать новые жизненные условия, самостоятельно принимать решения и выполнять задуманное).

Если в первом случае оценивается то, ЧТО умеет делать ребенок, то во втором речь идет о том, КАК (насколько гибко и правильно) он это делает.

Иногда родители сравнивают «достижения» своего малыша с нормативами для доношенных детей, которые можно найти в популярной литературе. Такое сравнение в принципе допустимо, однако в первые 5-7 месяцев следует делать некоторую скидку: так, если ребенок родился восьмимесячным, а сейчас ему три месяца, то ориентироваться нужно на показатели для двухмесячных детей 3 .

Адаптивность младенца можно оценить, когда он, например, пытается дотянуться до новой игрушки или общается с незнакомцем. Впоследствии нужно смотреть на то, как ребенок привыкает к новому коллективу, как справляется с новыми задачами и т.д. Чем более гибким является поведение ребенка, чем больше возможностей он испробует, тем лучше.

Недоношенные дети обычно очень чувствительны к любым новым обстоятельствам, но не всегда способны в достаточной степени сконцентрировать внимание и легко утомляются. Поэтому любое сложное задание на первых порах следует дробить на мелкие этапы и контролировать его выполнение. Занимаясь с ребенком, необходимо регулярно делать перерывы на подвижные игры, гимнастические разминки, а также чаще менять вид деятельности.

Не пропустите тревожные симптомы. Не стоит паниковать, если малыш вдруг стал более вялым или капризным, чем обычно: это может быть связано даже с изменением погоды. Однако некоторые симптомы являются действительно тревожным сигналом:

  • постоянное отсутствие ответного взгляда у ребенка с нормальным зрением старше двух месяцев;
  • болезненная реакция (судорожные движения, плач, крик) на прикосновение, взгляд и звук голоса взрослого после полутора-двух месяцев.

Такие явления иногда остаются незамеченными, особенно если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем. Однако они могут указывать на особое психическое состояние, которое может проявляться у недоношенных, - на ранний детский аутизм (состояние психической изоляции от окружающего мира). К сожалению, глубоко недоношенные дети относятся к группе риска по аутизму. Если вы заметили такие симптомы, следует проконсультироваться с медицинским психологом или психиатром.

Оценивая способности своего ребенка, помните: ваша главная задача - найти индивидуальные положительные особенности, на которые можно опереться при коррекции любых трудностей.

Как общаться с врачами

Задавайте вопросы. Согласно исследованиям последних лет, около половины матерей недоношенных младенцев НЕ ЗНАЮТ диагнозов своих детей, еще 20% НЕ МОГУТ РАЗОБРАТЬСЯ в медицинских терминах и НЕ ПРОСЯТ у врача необходимых разъяснений.

Вы имеете право на полную информацию о состоянии здоровья ребенка, о том, какую помощь он должен получать, о прогнозе его дальнейшего развития. Лечащий врач обязан рассказать вам об этом в доступной форме и ответить на все вопросы - ваши и других членов семьи.

Спрашивайте не только о физическом, но и о психическом здоровье ребенка. Иногда незрелость организма становится причиной нарушений работы головного мозга - так называемой перинатальной энцефалопатии . Если вашему ребенку поставлен такой диагноз, поинтересуйтесь причиной и характером энцефалопатии: для понимания особенностей поведения и развития ребенка важно, какие именно отделы головного мозга страдают в результате заболевания.

Зачем родителям «медицинская» информация? Многие родители считают информацию такого рода излишней, полагая, что этими вопросами должны заниматься только специалисты. Это не так: чем полнее будет имеющаяся у вас информация, тем легче вам будет установить режим, организовать уход и развивающие занятия с ребенком после выписки из больницы. Вы сможете помочь другим членам семьи понять причины поведения малыша и научить их распознавать «тревожные» симптомы. Запас специальных знаний полезен также для того, чтобы оценивать достоинства и недостатки методов лечения ребенка, которые предлагают специалисты. Помните, что отказ от того или иного назначения - это ваше право. При наличии у ребенка страхового полиса вы сможете также самостоятельно выбрать медицинское учреждение и врача (в системе обязательного медицинского страхования).

Фотосъемки производились в Окружном Центре планирования семьи и репродукции ВАО г. Москвы на базе ГКБ №70 и в Центре планирования семьи и репродукции №1 г. Москвы . Редакция благодарит сотрудников центров за помощь в подготовке материалов.