К концу первого года жизни детей быстрыми темпами идет их социальное развитие, при этом совершенствуются основные навыки: действия с предметами, речь, первые шаги. Чтобы определить, правильно ли развивается малыш, родителям нужно знать, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. В этом возрасте увеличивается любопытство новорожденного к окружающему миру, которое подталкивает его совершать новые действия. Ребенок начинает подражать взрослым и другим детям, а также с удовольствием проявляет свое желание общаться.

Почти каждый девятимесячный ребенок активно ползает, и процесс передвижения представляет для него немалый интерес

Если к концу 8 месяца некоторым детям еще может требоваться помощь взрослого, чтобы сесть, то к 9 месяцам малыш должен уметь садиться самостоятельно. Если этого не произошло, следует обратиться к врачу, так как у ребенка могут быть неврологические нарушения, приобретенные им еще в период внутриутробного развития. Правильно развивающийся грудничок в этом возрасте хорошо ползает, причем может делать это по-своему: опираясь на ладони и колени или ягодицы. Некоторые малыши могут активно ползать назад.

Хватаясь за разные предметы, ребенок может пробовать встать. Родители нередко обнаруживают, что малыш, встав в кроватке, горько плачет. Это происходит потому, что ребенок пока научился только подниматься на ножки. Чтобы опуститься обратно, ему необходима помощь взрослого.

В 9 месяцев ребенок хорошо умеет поднимать мелкие предметы пальчиками. Родителям следует позаботиться о том, чтобы они были вне досягаемости грудничка. Оставленный без присмотра малыш может легко засунуть найденную бусину, горошину и т. д. в нос или в рот.

В возрасте 9 месяцев многие дети обожают играть в прятки

Психология ребенка в 9 месяцев

Малыш начинает внимательно наблюдать не только за лицами взрослых, но и за их действиями. Теперь он может подражать родителям, например, пытаясь «варить», как мама или «бриться», как папа. Следует поощрять самостоятельные действия грудничка: давать ему пить из чашки, предлагать ложку во время обеда, надевать и снимать головной убор. Ребенок узнает себя в зеркале и может отличить свое отражение от отражения других людей.

Малыш охотно повторяет звуки, имитирует голоса животных. Некоторые дети в 9 месяцев способны произнести несколько простых слов. Любимой игрой 9-месячного ребенка являются прятки. Теперь он может отыскивать маму, накрывшуюся платком, и прятаться сам. Также дети очень любят бросать на пол игрушку, ждать, когда ее поднимут, чтобы бросить вновь.

Навык сидения у девятимесячного ребенка уже хорошо развит: малыш сидит ровно, не теряя равновесия

Основные навыки 9-месячного малыша

К концу 9 месяца правильно развивающийся ребенок должен уметь:

  • легко садиться самостоятельно;
  • хорошо держать равновесие в положении сидя;
  • хорошо ползать, меняя направление;
  • вставать, держась за руки взрослого или за предметы;
  • делать несколько шажков у опоры;
  • рвать бумагу, мять пластилин;
  • стучать одной игрушкой о другую;
  • повторять движения за взрослым (хлопать в ладоши, поднимать ручки, топать);
  • по-разному брать предметы: большие – всей ладонью, маленькие – двумя пальцами;
  • начинать игру самостоятельно;
  • листать книжку с толстыми картонными страницами;
  • показывать по просьбе взрослого знакомые предметы, игрушки, некоторые части тела;
  • во время игры выбирать любимый предмет;
  • находить игрушку, которую спрятали у него на глазах;
  • произносить множество звуков, повторять за родителями слоги и даже отдельные слова;
  • оценивать настроение окружающих людей (например, может заплакать, если рядом плачет другой ребенок).

Если хотите помочь ребенку правильно развиваться, чаще разговаривайте и играйте с ним

Как развивать умения ребенка?

Не переживайте, если ваш малыш в чем-то отстает от сверстников. Некоторые дети овладевают необходимыми умениями чуть позже остальных. Если вас все же волнует поведение собственного ребенка, проконсультируйтесь у педиатра. Чтобы способствовать правильному развитию грудничка, воспользуйтесь полезными рекомендациями.

  1. Придерживая грудничка за руки, побуждайте его делать шаги. Если у ребенка получается, можно водить его за одну ручку.
  2. Прививайте малышу навыки самообслуживания. Хвалите его, когда он стягивает носочки, старается расстегнуть молнию, толкает ручку в рукав, пытается умывать лицо.
  3. Даже 9-месячного младенца можно привлечь к участию в семейных делах. Усаживайте малыша вместе со всеми за обеденный стол. Давайте ему маленькую тряпочку, чтобы он «вытирал пыль». Просите помочь сложить на место игрушки. Наблюдая за взрослыми, малыш будет учиться таким же образом вести себя.
  4. Обеспечивая малышу условия для познания и исследования окружающего мира, позаботьтесь о безопасности. Уберите острые, мелкие, хрупкие предметы, а также бытовую химию отовсюду, куда ребенок может дотянуться. Закройте розетки, провода.
  5. Постоянно общайтесь с ребенком, рассказывая обо всем вокруг. Чаще читайте ему простые стишки или потешки, пусть малыш пробует повторять слоги и короткие слова.
  6. Обращайтесь к грудничку с простыми просьбами и предложениями, например, «дай кубик», «на мишку». Объясняйте, как выполнить то или иное действие, а затем хвалите ребенка.
  7. Выбирайте игрушки, необходимые для развития детей в 9-месячном возрасте. У ребенка обязательно должны быть мячики, машинки, юла, куклы, фигурки разнообразных животных, пирамидка, посудка, различные погремушки, а также предметы, которые малыш сможет погрызть. Полезны и музыкальные игрушки: детское пианино, телефон, колокольчик и другие. Чтобы ребенку все время было интересно, периодически меняйте игрушки.

Вы наверняка убедились, что 9-месячный малыш – уже не такой беспомощный, каким был месяц назад. Сейчас он способен выражать свое отношение к происходящему, самостоятельно действовать, выбирать то, что ему нравится. Но ребенок все еще требует постоянного внимания мамы и других близких ему людей. Старайтесь проводить больше времени с малышом, играя с ним и развивая его. Не забывайте, что общение с ребенком должно быть исключительно дружелюбным.

Как же быстро летит время! Не успеешь оглянуться, а такой маленький и самый родной человечек в мире уже становится самостоятельным.

Малыш ползает по всему дому, изучает новые предметы, встает на ножки, делает первые несмелые шаги, играет с игрушками и наслаждается каждым новым днем. Наблюдая за развитием 9-месячного ребенка, родители восхищаются его упорством, радуются новым достижениям и сопереживают его маленьким неудачам.

Выше, быстрее, сильнее: физическое развитие малыша в 9 месяцев

Наблюдая за своим маленьким непоседой, мама осознает, что ее кроха изменился. Теперь - это полноценный маленький человек, а от неповоротливого мягкого комочка не осталось и следа. Малыш вырос, окреп, стал подвижным. Он все реже проводит время на маминых руках и хочет изучить все, что его окружает: открывает шкафы и тумбочки, более внимательно рассматривает окружающие его предметы. Движения малыша становятся более уверенными и плавными. Теперь сладкими моментами уединения можно насладиться только в момент кормления или перед сном.

Рост и вес

Родители с восторгом наблюдают, как быстро малыш растет. Он практически вдвое больше своих первоначальных показателей. Для девочек показатели нормы колеблются в пределах 63 – 73 см, а у мальчиков этот показатель на несколько единиц выше 65,5 – 75,5 см. Каждый месяц малыш прибавляет в росте от 1 -3 см.

В среднем в течение месяца малыш набирает от 300 – 500 гр. В этом возрасте показатели веса и роста у детей начинают замедляться.

Двигательная активность

Основной особенностью развития 9-месячного ребенка становится его двигательная активность . Даже самый спокойный малыш превращается в непоседу. Обычно, к этому времени ваше сокровище уже научится ползать, и будет посвящать этому занятию львиную долю своего времени. Именно в этот период всем родителям необходимо позаботиться о безопасности маленького путешественника.

Ребенок усовершенствует все навыки и умения, активно накапливает новый опыт. Он уверенно сидит и встает, держась за опору. Малыш пытается сесть, находясь в вертикальном положении. В первый момент - это действие кажется ему весьма сложным, но несколько попыток и еще невозможное доселе действие становится повседневным.

В течение десятого месяца многие детки делают свои первые самостоятельные шаги. Радость родителей и удивление маленького крохи невозможно описать словами. Но не стоит расстраиваться, если ваше чадо решило еще немного поползать и не пытается ходить самостоятельно. Терапевты и ортопеды рекомендуют всем родителям не торопить малыша с ходьбой. Прогулки с «вожжами» или за руку игры в ходунках, должны иметь только эпизодический характер. Опорно-двигательный аппарат ребенка очень хрупок и индивидуален, а ползание до года – это вполне нормальное явление.

Интеллектуально-эмоциональное развитие

Благодаря активному эмоциональному и физическому развитию 9-месячный ребенок способен бодрствовать в течение длительного времени и весь его день – это калейдоскоп событий и открытий. Общение с малышом в этот период превращается в увлекательную игру. Ребенок буквально схватывает все налету. Если еще несколько недель назад он был не способен запомнить и воспроизвести какую-либо цепочку событий, то сейчас он долгое время помнит любимую игру. Он способен играть не только в ладушки, ему под силу даже прятки. Малыш наблюдает за действиями взрослого и радостно их повторяет.


Социальные навыки

Теперь в вашем общении есть место настоящему диалогу. Малыш непросто реагирует на ваши речи улыбкой и бурной жестикуляцией, он понимает, что вы хотите от него и даже способен выполнить многие ваши просьбы. Ребенок с радостью отдает предмет, находящийся у него в руке, в ответ на вашу словесную просьбу и соответствующую жестикуляцию. Непоседа активно копирует многие жесты и действия окружающих. Его социальные навыки совершенствуются с каждым днем. Ребенку становятся интересны другие дети. Он выделяет любимую игрушку, и способен играть с ней какое-то время. Все чаще на лице малыша проявляются эмоции - интерес, радость, удовольствие, обида.

Речь

На десятом месяце маленький человечек начинает активно лепетать. Что он говорит мало кому понятно. И, тем не менее, он постоянно что-то бормочет, сопровождает каждое свое действие звуковыми трелями и слогами. «Ма-ма-ма», «за-за-за», «па-па-па», воспринимаются окружающими, как первые полноценные речи любимого чада.



Интеллектуальные навыки

Дети в этом возрасте проявляют невиданную сообразительность. Они способны самостоятельно держать чашку и пить из нее. Малыш все чаще берет предметы не всей ладошкой, а пальцами. В этот период родителям необходимо совершенствовать это умение играя с малышом, развивая мелкую моторику. Особой популярностью у девятимесячных малышей пользуется лепка теста и рисование пальчиковыми красками.

Специалисты утверждают, что начиная с 9 месяцев необходимо приобщать кроху к процессу «раздевания». Дети могут самостоятельно снимать носочки, варежки, шапочку. Многие малыши пытаются без помощи взрослых умывать личико и ручки. Вежливость, опрятность, эстетическое восприятие окружающего мира - все эти и многие другие навыки необходимо не только прививать, но и активно поощрять. Как можно больше общайтесь с ребенком, играйте, пойте песни, читайте стихотворения и сказки.

Хвалите своего малыша, ведь каждое новое умение в этом возрасте – это результат его титанических усилий. Помните, ваше внимание, любовь, забота, терпение и поощрение - главные составляющие эмоциональной стабильности маленькой крохи в будущем.

Девятый месяц жизни ребенка. Детские проблемы.

КОРМЛЕНИЕ РЕБЕНКА ЗА ОБЩИМ СТОЛОМ
Мы кормим нашего сына отдельно и сажаем его в манеж, пока едим сами. Когда он может начать питаться вместе с нами?

Кормить себя и ребенка одновременно - довольно трудное занятие, поэтому, пока ваш ребенок не научится есть самостоятельно, продолжайте кормить его отдельно. Но это не означает, что он вообще не должен сидеть за общим столом. Всякий раз, когда это возможно, пододвигайте к столу высокий детский стульчик, ставьте ему собственный столовый прибор (из небьющейся посуды и только с ложкой), предлагайте какую-нибудь еду, которую можно держать в руках, и включайте его в общую застольную беседу.

СЛИШКОМ РАННЕЕ ЖЕЛАНИЕ ХОДИТЬ
Наша дочь все время хочет ходить, держась за чьи-нибудь руки, но не вредно ли это для ее ног?

Как и раннее вставание, ранняя ходьба (с помощью или самостоятельно) не может стать причиной искривления ног (хотя это нормальное явление для детей младше двух лет) или любых других физиологических проблем, наоборот, это полезно, поскольку развивает и укрепляет мышцы ног. И если она ходит босиком, это также поможет укрепить ее ступни. Поэтому позволяйте своей дочери ходить столько, сколько ей хочется.

РЕБЕНОК ВСТАЛ НА НОГИ
Наш ребенок только что встал на ноги. Несколько минут ему это нравилось, а затем он начал кричать. Не могла ли нагрузка повредить его ноги?

Как и многие дети, которые только что научились вставать, он будет находиться в этом незнакомом для себя положении до тех пор, пока не упадет или пока ему не помогут опуститься. И именно здесь вы должны вмешаться. Как только вы заметили отчаяние в поведении ребенка, осторожно помогите ему вернуться в сидячее положение. Старайтесь не торопиться, чтобы он мог понять, как это делать самому, на что может потребоваться несколько дней, а иногда и несколько недель.

Мой ребенок пытается вставать, опираясь на все, что попадается ему в доме. Должна ли я для безопасности держать его в манеже?

Чем больше навыков осваивает ребенок, тем более нервными мы становимся, это совершенно оправданно. Как только ребенок научится вставать на ноги и самостоятельно ходить, он подвергается риску получить травму в результате несчастного случая. Но пребывание в манеже (за исключением тех случаев, когда за ребенком некому присмотреть) не является решением проблемы. Если вы будете постоянно держать ребенка, который уже почти ходит, в манеже, то это убережет его от несчастного случая, но будет сдерживать его развитие. Поэтому попытайтесь сделать свой дом как можно более безопасным для ребенка.

В первую очередь убедитесь в том, что предметы, за которые он может держаться, надежны и устойчивы. Шатающиеся столы, книжные полки, кресла, напольные лампы следует на время убрать за пределы досягаемости ребенка. Углы и острые края на мебели следует оклеить мягкими прокладками на тот случай, если ребенок ударится о них (а он, вероятно, сделает это не раз). Постарайтесь убрать подальше все бьющиеся и опасные тяжелые предметы, пока он до них не добрался. Если у вас есть посудомоечная машина, не оставляйте ее открытой. Чтобы предупредить возможные падения, убедитесь в том, что на пути ребенка не лежат электрические шнуры, на полу не валяется бумага и жидкость, пролившаяся на гладкий пол, вытирается без промедления. Для большей безопасности позволяйте ему ходить босиком или в носках, а не в ботиночках с гладкой подошвой.

СТРАХ ПЕРЕД НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ
Наша маленькая девочка всегда была дружелюбной и приветливой. Но когда мой свекор, с которым она всегда любила играть, вчера зашел к нам в гости, она залилась слезами, как только он к ней приблизился. Что с ней происходит?

Ребенок младше 6 месяцев обычно положительно реагирует почти на каждого взрослого. Независимо от того, знакомые это люди или совершенно посторонние, он автоматически относит их к людям, способным позаботиться о нем. Однако очень часто, когда ребенок приближается к возрасту 8-9 месяцев (хотя "боязнь незнакомцев" - официальное название этого феномена - может проявиться в 6 месяцев или даже раньше), он начинает понимать, что родители и, возможно, еще один-два знакомых ему человека являются его главными опекунами, следовательно, нужно держаться к ним поближе и сторониться тех, кто может с ними разлучить (незнакомцев). В это время может быть внезапно отвергнута даже еще недавно любимая бабушка или сиделка, и ребенок начнет отчаянно тянуться к родителям (особенно к тому, кто больше о нем заботится).

Настороженное отношение к незнакомцам может исчезнуть быстро или не проявляться вплоть до конца года; приблизительно у двоих из десяти младенцев оно вообще не проявляется (возможно, потому, что эти дети легко приспосабливаются к любым новым ситуациям) или проходит так быстро, что остается незамеченным. Если у вашего ребенка существует боязнь незнакомцев, не заставляйте его быть общительным - в конце концов этот страх пройдет, и будет лучше, если он справится с ним самостоятельно. Но предупредите друзей и родственников, что ребенок проходит через новую стадию развития, предложите им не брать его сразу на руки, а попытаться постепенно побороть его сопротивление, улыбнувшись и поговорив с ним, предложив игрушку, пока он сидит у вас на коленях.

Но может случиться и так, что ваш ребенок внезапно отказывается идти на руки к давно работающей у вас няне и начинает капризничать, но стоит вам выйти за дверь, как он сразу же успокаивается. Если у вас новая няня, то вам, вероятно, придется провести с ними вместе некоторое время, прежде чем ребенок согласится остаться с незнакомым человеком. Если ваш ребенок совершенно безутешен, когда остается с няней, то не исключено, что пришло время заново оценить ситуацию, связанную с уходом за ребенком. Может быть, няня не дает ребенку того внимания и любви, в которых он нуждается, даже если она хорошо за ним ухаживает в вашем присутствии. Или это просто экстремальный случай боязни незнакомых людей. Некоторые младенцы, особенно вскармливаемые грудью, могут плакать в течение нескольких часов после ухода матери, даже если с ними остаются папа или бабушка. В таком случае вам, возможно, придется ограничить время, которое вы проводите вдали от своего ребенка.

ПРЕДМЕТЫ, ДАЮЩИЕ ЧУВСТВО ЗАЩИЩЕННОСТИ
В течение последних месяцев наш ребенок все больше и больше привязывается к своему одеялу. Он даже таскает его за собой, когда ползает по дому. Означает ли это, что он чувствует себя незащищенным?

Он на самом деле испытывает некоторую незащищенность, и на это есть веская причина. За последние 2 месяца ваш ребенок обнаружил, что является отдельной личностью, а не продолжением своих родителей. Это открытие, несомненно, приносит радость (сколько всего интересного предстоит узнать!) и в то же время пугает (сколько опасностей вокруг!). Многие дети, когда они понимают, что родители теперь не могут постоянно находиться рядом, находят себе в качестве замены какой-нибудь предмет (мягкое одеяло, игрушку, бутылочку, пустышку), который дает им чувство покоя. Как и родители, этот предмет приносит утешение, но в отличие от родителей он находится под его собственным контролем. Если ребенок с трудом расстается с родителями, то, взяв с собой в кроватку предмет, дающий ему чувство защищенности, он сможет быстрее заснуть.

Порой привязанность к предмету, дающему чувство защищенности, внезапно появляется у ребенка, который не демонстрировал ее ранее, если он сталкивается с новой, непривычной для кего ситуацией (новая сиделка, дневные ясли, переезд в новый дом и т.д.). Потребность в предмете, служащем источником утешения, пропадает между двумя и пятью годами (примерно в то же время, когда ребенок бросает привычку сосать большой палец), но часто только тогда, когда он теряется, разрушается от времени или становится недоступен еще по какой-либо причине. Но в любом случае родители не должны смеяться над ребенком из-за его привязанности к какому-либо предмету или заставлять отказаться от него. Они должны убедиться, что ребенок не чувствует себя одиноким, что он получает с их стороны необходимую заботу и любовь.

ПЛОСКОСТОПИЕ
Ступни моего ребенка выглядят совершенно плоскими, когда он встает. Может ли у него быть плоскостопие?

Деформация стопы у ребенка очень часто беспокоит родителей. Поскольку стопа у маленьких детей пухлая сверху и снизу, поэтому, когда ребенок стоит босой, стопа под тяжестью тела соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, и создается впечатление плоскостопия, хотя в положении лежа изгиб свода стопы нормален.

У большинства детей внешние признаки плоскостопия с возрастом исчезают, и к тому времени, когда ребенок подрастет, свод стопы уже будет нормально сформирован. Только у небольшого процента детей стопы остаются плоскими (что все равно не является серьезной проблемой), но этого нельзя предсказать заранее.

ОТСУТСТВИЕ ЗУБОВ
Нашему ребенку уже почти 9 месяцев, а у него до сих пор нет ни одного зуба. Что мешает появлению зубов?

Наслаждайтесь этой беззубой улыбкой, пока у вас есть такая возможность, и успокаивайте себя мыслью, что многие девятимесячные дети имеют голые десны (некоторые дети заканчивают свой первый год жизни без единого зуба), но рано или поздно зубы появляются у каждого ребенка. Хотя у среднего ребенка первый зуб прорезывается в 7 месяцев, общий диапазон колеблется от 2 (порой и раньше) до 12 месяцев (порой позже). Позднее появление зубов обычно является наследственным признаком, и оно не оказывает никакого влияния на интеллект вашего ребенка и его общее развитие. (Вторая пара зубов у него также появится позже.) Отсутствие зубов не создает проблему, когда ребенка переводят на пищу кусками; до появления резцов в середине второго года дети с зубами и без них одинаково используют десны для пережевывания пищи.

ОТСУТСТВИЕ ВОЛОС
Наша дочь родилась безволосой, и у нее до сих пор на голове жиденький пушок. Когда у нее появятся настоящие волосы?

У матери, уставшей слышать от прохожих: "Ах, какой симпатичный маленький мальчик!" - всякий раз, когда она выходит на прогулку с дочкой, и желающей поскорее при помощи косичек и бантиков сделать более четкими признаки половой принадлежности, почти полное отсутствие волос у ребенка во второй половине первого года может вызвать отчаяние. Но так же, как и беззубость, отсутствие волос в этом возрасте - явление вполне обычное и недолговременное. Такая проблема наиболее распространена среди белых детей со светлыми волосами, и она не предвещает раннего облысения в более поздние годы. Волосы у вашей дочери появятся очень скоро (хотя в достаточном количестве, вероятно, только к концу второго года). А пока радуйтесь тому, что вам не приходится бороться со спутавшимися волосами во время мытья головы и причесываний.

ПОТЕРЯ ИНТЕРЕСА К ГРУДНОМУ ВСКАРМЛИВАНИЮ
Всякий раз, когда я устраиваюсь для того, чтобы начать кормить грудью своего сына, он готов заниматься чем угодно, но только не сосать грудь.

В первые несколько месяцев, когда весь мир у младенца словно бы вращался вокруг материнской груди, невозможно было себе представить, что придет такое время, когда он утратит к ней интерес. И все же, хотя некоторые дети проявляют большую заинтересованность к грудному вскармливанию, пока их не отнимут от груди, у многих проявляется потеря интереса и концентрации в районе девятого месяца. Некоторые просто начинают отказываться от груди, другие серьезно сосут грудь в течение 1-2 минут, затем перестают; третьи легко отвлекаются во время кормления либо тем, что происходит вокруг, либо желанием практиковать свои недавно приобретенные физические навыки. Иногда такой отказ носит временный характер. Ребенок может просто проходить через перестройку потребностей в питании, либо его оттолкнул необычный вкус вашего молока, вызванный гормональными изменениями в менструальный период или употреблением вами в пищу некоторых неприятных для ребенка продуктов, например чеснока. Кроме того, он может потерять аппетит из-за какой-либо болезни или режущихся зубов.

Но если ваш ребенок регулярно отказывается от груди, то, возможно, он готов отказаться от нее полностью. Однако прежде чем вы решили, что отнятие от груди уже неминуемо, вам следует рассмотреть и другие варианты, поскольку проблема может быть только в том, что окружающая обстановка во время кормлений отвлекает вашего ребенка. Чтобы исключить такую возможность, попробуйте кормить в тихой комнате с приглушенным освещением, но если ребенок по-прежнему не проявит большого интереса к сосанию, то он и в самом деле готов полностью отказаться от груди.

И все же вам следует отнимать от груди постепенно, это даст ребенку возможность привыкнуть к коровьему молоку или искусственной смеси, а вам постепенно сократить выработку молока, чтобы избежать болезненных ощущений.

Посоветуйтесь с врачом, можно ли давать ребенку коровье молоко (цельное), или вам следует пользоваться искусственной смесью, пока ему не исполнится год. Но если ребенок никогда раньше не питался из бутылочки или вы не хотите позднее решать задачу отрыва от бутылочки, молоко из чашки будет для вас альтернативным решением. Дети, которые рано начали пить из чашки, делают это сейчас достаточно умело; те, которые чашкой никогда не пользовались, быстро научатся.

ПРИВЕРЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЕДЕ
Когда в рацион моего сына вошла твердая пища, ему нравилось все, что я давала. Но в последнее время он не ест ничего, кроме хлеба.

Если послушать рассказы родителей, то некоторые дети (до подросткового возраста, когда недельный запас продуктов начинает исчезать за 3 дня) питаются исключительно воздухом, любовью, а порой еще и корочкой хлеба. Но, несмотря на беспокойство родителей, даже те дети, которые едят урывками, успевают за день получить необходимое количество питательных веществ. Дети запрограммированы есть то, что им нужно для жизни и роста, если только их программа не была каким-то образом изменена ранее.

На данной стадии развития большинство детей все еще получают основную часть необходимых для них питательных веществ из грудного молока, искусственной смеси или цельного коровьего молока и, кроме того, из тех кусочков твердой пищи, которые они успевают съесть за день. Витаминно-ми-неральные добавки, содержащие железо, обеспечивают дополнительную страховку. Но к 9 месяцам потребности в питании начинают возрастать, а потребность в грудном молоке уменьшается. Чтобы убедиться в том, что питание ребенка продолжает соответствовать его требованиям, внесите следующие изменения в ваши методы кормления.

Позвольте ему есть хлеб...
или кашу, бананы или любую другую пищу, которую он предпочитает. Многие дети придерживаются схемы "один-продукт-в-неделю (или в месяц)", отказываясь в течение этого времени есть что-либо еще, кроме выбранного ими продукта. Если предоставить ребенку возможность есть то, что ему хочется, он все равно в конце концов начнет потреблять и другие продукты.

...но позаботьтесь, чтобы это был хлеб из муки грубого помола
Разумеется, если ваш ребенок ест только 1-2 продукта (как, впрочем, и в том случае, если их много), следует убедиться в том, что они обеспечивают качественное питание. Так что, если он требует только хлеб, булочки или каши, давайте ему те разновидности, которые приготовлены из муки грубого помола. Если это фрукты или фруктовый сок, убедитесь в том, что сок не содержит сахара, и постарайтесь давать ему более питательные разновидности фруктов, такие, как абрикосы, желтые персики, дыни, манго и апельсины.

Делайте полезные добавки
Не кормите ребенка насильно; вместо этого вы можете попытаться незаметно добавлять в пищу продукты, которые считаете нужными, например, намажьте хлеб тонким слоем плавленого сыра (плавленый сыр с пониженным содержанием жира содержит больше протеина, чем обычные сорта, и поэтому более питателен для ребенка), размятых бананов; пюре из дыни с концентратом яблочного сока и корицей, творога или расплавьте на нем небольшое количество швейцарского сыра и т.д. Если ваш ребенок ест только кашу, добавляйте в нее проросшие зерна пшеницы, сухофрукты, содержащие железо, яблочное пюре. Если единственным пристрастием ребенка являются бананы, попробуйте окунать кусочки бананов в молоко и посыпать пророщенной пшеницей, а затем подавать вместе с небольшим количеством каши или творога либо намазывая их на хлеб.

Исключите протертую пищу
Возможно, недавний бунт вашего ребенка был связан с тем, что ему надоела протертая и размятая пища, и он уже готов для более серьезных блюд, например для пищи кусочками.

Разнообразьте меню
Возможно, ваш ребенок просто устал от однообразного питания и нужна перемена для возбуждения аппетита. Если он не проявляет интереса к каше во время завтрака, предложите вместо нее йогурт и тосты, вместо гороха и моркови на обед - лапшу с цветной капустой и спаржей, посыпанную тертым сыром, а на ужин вместо мяса с картофельным пюре - запеченную рыбу с отварным картофелем.

Предложите ему новую роль
Возможно, желание обрести независимость заставляет вашего ребенка упрямо сжимать рот во время кормлений. Позвольте ему действовать самостоятельно и попытаться есть самому.

Не притупляйте его аппетит
Многие малыши едят очень мало твердой пищи и потребляют большое количество жидкости (сока, искусственной смеси или грудного молока). Ваш ребенок должен получать в день не более 2 порций фруктового сока (желательно один раз давать сок, а другой - фрукты) и 3 порций искусственной смеси (а позднее молока). Сверх нормы можно дать воду или разбавленный водой сок, растягивая 1 порцию на весь день. Если вы кормите грудью и не знаете точно, сколько молока съедает ребенок, то можете быть уверены в том, что более 3 кормлений в день могут помешать ему принимать другую пищу.

Ограничьте закуски
Что делает мать, когда ребенок отказывается завтракать? Разумеется, все утро предлагает ему различные закуски, в результате чего ребенок отказывается обедать. А что происходит после того, как пропущен и обед? Ребенок в течение дня просит есть, закуски продолжаются, и в итоге не остается места для ужина. Старайтесь не попадать в этот замкнутый круг, снижающий аппетит ребенка и портящий ваше настроение, строго ограничив количество закусок: одну - утром и одну - во второй половине дня, независимо от того, сколько ребенок съел во время основных кормлений. Однако можно увеличить количество еды, которую вы предлагаете ребенку для закуски после легкого или пропущенного основного кормления, чтобы он мог продержаться до следующего приема пищи.

Не кормите ребенка насильно
Самый верный способ превратить кормление в проблему - это недовольно хмуриться, если ваш ребенок отворачивается от приближающейся к нему ложки, либо потратить полчаса, пытаясь засунуть в упрямо стиснутый рот пару ложек пищи, прибегая к уговорам, мольбам и различным трюкам. Ребенок должен знать, что он ест потому, что голоден, а не потому, что вы этого хотите. Поэтому любой ценой, даже ценой нескольких пропущенных кормлений, не превращайте еду (или отказ от нее) в самоцель. Если ребенок дает понять, что он не хочет больше есть или вообще не голоден, уберите тарелку и закончите на этом кормление без дальнейших уговоров.

Разумеется, кратковременная потеря аппетита может сопровождать простуду и другие заболевания, особенно если у ребенка повышенная температура. В редких случаях отсутствие аппетита наблюдается вследствие анемии, недоедания (и то, и другое редко встречается среди американских детей из средних слоев общества) или другой болезни. Если отсутствие аппетита у вашего ребенка сопровождается вялостью, потерей интереса ко всему, замедленным развитием, недостаточным набором веса или заметными изменениями в поведении (например, необъяснимой раздражительностью или нервозностью), обратитесь к доктору.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ
Всякий раз, когда к моему ребенку приближается ложка, он хватается за нее. Если тарелка стоит достаточно близко, он опускает туда палец и устраивает жуткий беспорядок, пытаясь себя накормить. Из-за этого он почтш ничего не ест, и я в полном отчаянии.

Ваш ребенок таким образом выражает свое желание получить независимость за столом, и такое желание следует поощрять. Но для того чтобы свести к минимуму беспорядок и не заставлять ребенка испытывать чувство голода до тех пор, пока он не овладеет застольными манерами, к самостоятельному кормлению нужно переходить постепенно.

Для начала позвольте ему держать в руках собственную ложку, пока вы его кормите. В первое время он будет лишь размахивать ею в воздухе, а когда в первый раз наполнит ложку и поднесет ко рту, то скорее всего повернет ее содержимым вниз. И все же владение ложкой в первое время может занять его настолько, что вы благополучно закончите кормление. Можно также дать ему что-нибудь в руки, чтобы он мог есть самостоятельно, пока вы кормите его с ложки. Комбинация из собственных рук и личной ложки (или закрытой чашки с носиком, из которой можно пить) обычно занимает ребенка и дает возможность матери накормить его, но не всегда. Некоторые дети настаивают на том, чтобы все делать самостоятельно, и если это единственный способ заставить ребенка есть, разрешите ему. Поначалу кормления будут продолжаться дольше и сопровождаться большим беспорядком, но практика вскоре позволит вашему ребенку приобрести опыт, необходимый для самостоятельного кормления. (Если вы постелите на пол под стульчиком газету, вам будет проще навести порядок.) Но если самостоятельное кормление переходит в игру и в рот ребенка перестает что-либо попадать (небольшой элемент игры - это нормально), вы можете забрать ложку и попробовать продолжить кормление своими силами. Если ребенок упрямится, значит, пришло время объявить перерыв до следующего кормления.

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕЖИМЕ СНА
В последнее время моя дочь перестала спать по утрам. Будет ли для нее достаточно одного дневного сна?

Хотя одного дневного сна может быть недостаточно для усталых родителей, этого вполне хватает многим детям, когда они приближаются к своему первому дню рождения. В этом возрасте некоторые дети даже пытаются отказаться и от второго дневного сна. Дети некоторых счастливых родителей продолжают спать 2 раза в день и на втором году жизни, и это тоже совершенно нормально, если не мешает хорошему ночному сну. Если ночью ребенок спит беспокойно, то нужно оставить только один дневной сон.

Не столь важно, сколько спит ребенок, - важно его самочувствие после сна. Если ваш ребенок отказывается спать днем и к ужину становится переутомленным и капризным, то, возможно, ему требуется дополнительный отдых. Недостаток дневного сна приводит к тому, что ребенок с трудом укладывается в постель вечером и хуже спит ночью.

Если вам кажется, что ваш малыш мало спит днем, попытайтесь его уложить после кормления в тихой и темной комнате или попробуйте покачать его в коляске или повозить вокруг дома.

Мы думали, что все делаем правильно. Наш ребенок всегда ложился спать без малейшего каприза. Теперь он, по всей видимости, хочет оставаться на ногах всю ночь и играть.

Если ваш ребенок не проявляет готовности ложиться спать вечером, убедитесь в том, что он достаточно спит днем, чтобы не быть переутомленным и перевозбужденным к вечеру. Лучшему засыпанию ребенка вечером будут способствовать ежедневные вечерние купания в теплой воде, помогающие расслабиться, приглушенное освещение в комнате, где он спит, тихое чтение перед сном.

Я думаю, что у моего ребенка возникли проблемы со сном из-за того, что у него прорезываются зубы. Хотя я ничем не могу ему помочь, я все равно чувствую себя виноватой, если он плачет всю ночь.

К сожалению, вы ничем не можете утешить ребенка, испытывающего сильную боль от того, что у него прорезываются зубы, тем более пытаясь это делать ночью. Оставаясь со своим ребенком во время таких приступов боли, вы приучите его к своему присутствию по ночам, и он будет требовать вас к себе еще долгое время после того, как у него появятся зубы. Боль от прорезывающихся зубов обычно мешает ребенку спать лишь несколько ночей, в то время как уверенность в том, что родители приходят, отзываясь на его плач, может остаться с ним надолго. Поэтому не подходите к ребенку и позвольте ему успокоиться самостоятельно, хотя вы можете заглянуть в его комнату, чтобы убедиться, что с ним все в порядке.

Но если плач продолжается, посоветуйтесь с доктором, можно ли дать ребенку обезболивающее лекарство перед сном. Однако сначала убедитесь в том, что пробуждения ребенка по ночам не связаны с каким-либо заболеванием, например воспалением среднего уха, боль от которого усиливается по ночам, поскольку это лекарство может только на время снять боль, но не вылечить окончательно.

МЕДЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Мы беспокоимся из-за того, что наш ребенок только недавно начал уверенно сидеть без посторонней помощи - значительно позже, чем дети всех наших друзей.

Темп развития каждого ребенка в большой степени предопределен его генами, отвечающими за то, насколько быстро будет развиваться его нервная система. Он запрограммирован начать садиться, вставать, ходить, впервые улыбнуться и сказать свое первое слово в определенном возрасте. Лишь немногие дети развиваются одинаковыми темпами во всех областях; большинство хорошо преуспевают в одних областях и отстают в других. Например, один ребенок может рано начать улыбаться и разговаривать (социальное и языковое развитие), но не вставать на ноги до года (навыки основной моторики). Другой может начать ходить (навыки основной моторики) в 8 месяцев и в то же время не освоить пинцетный захват (навык малой моторики) до своего первого дня рождения. Темпы развития навыков моторики никак не связаны с интеллектом.

Даже если ребенок делает большинство вещей позднее своих сверстников, пока эта задержка в развитии попадает в широкий диапазон нормальности и ребенок шаг за шагом продолжает прогрессировать, то для беспокойства обычно нет ника-хих оснований. Однако если ребенок постоянно достигает основных показателей развития намного позднее других детей, следует проконсультироваться с доктором. В большинстве случаев подобная консультация позволит родителям избавиться от своих страхов. Некоторые дети медленно развиваются и при этом остаются совершенно нормальными. Порой необходимо дальнейшее наблюдение, чтобы решить, существует ли на самом деле какая-либо проблема, что, разумеется, иногда случается.

Бывает, что, несмотря на все заверения детского врача, родители все равно сомневаются. Наилучший для них выход - обратиться к специалисту по детскому развитию. Порой детский врач, осматривающий ребенка только во время коротких визитов, может не заметить симптомов отклонения в развитии, которые видят или чувствуют родители и которые сумеет выявить специалист. Консультация служит двум целям: во-первых, если опасения родителей окажутся совершенно необоснованными, они могут перестать беспокоиться из-за развития ребенка; во-вторых, если проблема на самом деле существует, раннее вмешательство может увеличить шансы ребенка полностью реализовать свой потенциал.

СТРАННЫЙ СТУЛ
Когда я сегодня меняла подгузник у своего ребенка, была по-настоящему озадачена: его стул был наполнен как бы песчинками. Но он никогда не играл в песочнице.

Именно тогда, когда вы начинаете скучать, меняя ребенку подгузники, он преподносит вам очередной сюрприз. Порой легко догадаться, из-за чего изменился цвет стула. Пугающий красный цвет? Скорее всего это лишь невинная свекла. Черные крапинки или полоски? Бананы. Маленькие черные вкрапления? Может быть, черника или изюм. Бледно-зеленые шарики? Наверное, горох. Желтые шарики? Кукуруза. Семена? Вероятно, помидоры или огурцы, из которых не полностью удалили косточки.

Поскольку ребенок пока не может тщательно пережевывать пищу, а его пищеварительный тракт еще окончательно не сформировался, то, что попадает в него, очень часто выходит наружу, почти не меняя цвет и текстуру (раздавленные, растолченные, разрезанные пополам ягоды, изюм, горох и зерна кукурузы не только легче перевариваются, но и безопаснее в таком виде для ребенка). Стул с похожими на песок вкраплениями достаточно распространен и появляется из-за того, что определенные продукты, особенно овсяная каша и груши, часто становятся похожими на песок, после того как они пройдут через пищеварительный тракт.

Странные изменения в стуле происходят не только из-за естественных компонентов рациона вашего ребенка, но и из-за тех, что синтезированы в пищевых лабораториях. Известно, что синтетические компоненты окрашивают стул в такие необычные цвета, как фосфорно-зеленый (от напитка со вкусом винограда) до шокирующего розовато-красного (от каши с ягодным запахом). Поэтому прежде чем паниковать, вспомните, что ел ваш ребенок. Если вы по-прежнему в недоумении, обратитесь к доктору.

РЕБЕНОК И ПРОГУЛКИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ
Мы с мужем страстные велосипедисты. Безопасно ли брать с собой ребенка?

Поездки на велосипедах могут показаться прекрасным способом сочетать прогулку всей семьей с физическим упражнением, но специалисты по детской безопасности считают, что поездка на велосипеде вместе с маленьким ребенком связана со слишком большим риском. Однако, если вы все-таки решили ехать вместе с ребенком, соблюдайте следующие меры предосторожности:

не берите с собой ребенка до тех пор, пока ему не исполнится год, даже если вы очень хорошо ездите на велосипеде и ваш велосипед находится в превосходном состоянии;

не отправляетесь в поездку без велосипедных шлемов, отвечающих всем требованиям безопасности;

возите ребенка на детском велосипедном сиденье, которое защищает его ноги и руки от попадания в спицы, а также гасит удар при падении и снижает риск получения травмы при столкновении. Прежде чем отправиться в путь, убедитесь в том, что сиденье правильно установлено и ваш ребенок надежно пристегнут;

ограничьте маршруты ваших велосипедных поездок такими безопасными местами, как парки, велосипедные дорожки, тихие улицы. Избегайте загруженных магистралей, мокрых или усыпанных влажной листвой дорог. Сойдите с велосипеда при спуске с холма, на склоне торможение становится крайне трудным.

Но все же будет лучше, если ребенок останется с няней, пока вы катаетесь на велосипеде, или подождите до тех пор, пока он не станет достаточно взрослым, чтобы ездить рядом с вами.

Девятимесячный ребенок - это активное любознательное чадо, которое невозможно ограничить манежем. В попытках достать понравившийся предмет малыш проявляет чудеса смекалки и сообразительности. Слово «нет» он еще не воспринимает и обижается, если родители не дают ему какую-то вещь. Поэтому самое время провести ревизию в квартире и убрать все травмоопасные предметы.

Рост и вес

Первые полгода дети растут буквально по часам, добавляя каждый месяц по 2–3 см в росте и по 700–900 г в весе. После девятого месяца темпы начинают замедляться до 1,5 см и 500 г в месяц, а общие физические характеристики ребенка находятся в таких пределах:

Режим дня

СОН. Повышенная двигательная активность в течение дня «выжимает» из младенца все силы, поэтому он еще нуждается в хорошем продолжительном сне. Это 10 часов ночью и по 2 часа днем: после завтрака и после обеда. Однако, некоторые активные дети уже в 9 месяцев переходят на один дневной сон, компенсируя второй более длинным ночным - до 12 часов. Нужно приучать малыша ложиться спать в одно время, иначе ему будет трудно засыпать.

ПИТАНИЕ. Хотя меню ребенка стало весьма разнообразным за счет прикорма, от грудного молока отказываться рано, ведь на него приходится три из пяти кормлений: утром, в обед и перед сном. Малышу на искусственном вскармливании можно понемногу сокращать объем молочной смеси, давая вместо нее каши (гречка, овсянка, рис) и овощные пюре. Рекомендуется разминать овощи и отварное мясо на небольшие кусочки, чтобы стимулировать жевательный рефлекс у грудничка. Разнообразить рацион можно фруктами (яблоки, груши, бананы), сыром и детским кефиром. Давая новый продукт, нужно следить за реакцией малыша, занося любые изменения его состояния в дневник прикорма.

Нарушение пищеварения характеризуется изменением стула. При запорах рекомендуется давать грудничку тыкву, персики и сливы, естественно, без кожуры. Нормой является однократный ежедневный стул, а количество мочеиспусканий может варьироваться от 7 до 10 раз в сутки, в зависимости от питьевого и температурного режима. Замечено, что в жаркие дни частота мочеиспускания снижается.

КУПАНИЕ. Водные процедуры становятся одним из методов развития ребенка в 9 месяцев, поскольку он воспринимает купание, как игру, повторяя движения взрослых, пытаясь потереть себя мочалкой и эмоционально реагируя на брызги. Детская пена в ванночке и мыльные пузыри вызывают у крохи колоссальный восторг. Врачи рекомендуют хотя бы раз в неделю посещать с малышом бассейн, поскольку такие занятия стимулируют развитие мышц, формируют правильное дыхание и благотворно воздействуют на психическое состояние ребенка.

Достижения девятого месяца

К девятому месяцу все дети стараются активно двигаться, независимо от их массы тела. Конечно, играет роль индивидуальность, и может наблюдаться небольшая задержка развития отдельных навыков. Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев?

Физические навыки Психическое развитие
  • самостоятельно может сменить положение: сесть, лечь, привстать и стоять, держась за опору;
  • активно ползает (даже по ступенькам) и дотягивается до разных предметов;
  • легко удерживает игрушки и пробует новые вещи на вкус;
  • поворачивается корпусом в любую сторону;
  • хлопает в ладоши;
  • в ходунках может приседать и подпрыгивать;
  • долго следит за движущимися предметами;
  • развивается мелкая моторика: держит вещи несколькими пальцами, сжимает в руках предметы, рвет бумагу, пробует засунуть пальцы в разные дырочки, вытаскивает вещи из банок и коробок, кушает пальцами, снимает с себя чепчик или шапку;
  • просовывает руки в рукава, когда родители его одевают;
  • ищет упавший предмет и находит его
  • активно лепечет и тянет гласные;
  • повторяет одинаковые слоги: «ма-ма», «ба-ба», «би-би», «па-па», «дэ-дэ» и т.д.;
  • отличает в зеркале себя от других;
  • показывает на куклах части тела: нос, глазки, ротик;
  • повторяет интонацию взрослых, имитирует голоса;
  • знает свое имя и откликается на него;
  • проявляет разные эмоции: веселье, радость, страх, уныние, гнев;
  • часто смеется и улыбается;
  • беспокоится, видя «чужих» и успокаивается при виде «своих»;
  • с удовольствием играет в игры и легко их запоминает;
  • требует к себе внимания и плачет, если взрослые не реагируют;
  • сердится, если у него забирают игрушку;
  • понимает, когда его ругают, и плачет;
  • осваивает жесты взрослых;
  • пытается самостоятельно кушать;
  • знает расположение комнат в квартире и их функциональность: сон, купание, еда

Главным отличием девятого месяца становится умение малыша контролировать свои действия, осознанно управлять телом, быстро и энергично двигаться.

Опасными патологическими признаками является вялость, слабость и апатия. Однако бывают и сверхвозбудимые дети, которых практически невозможно успокоить, что также становится поводом для похода к врачу. Родителей должно насторожить, если ребенок:

  1. не различает чужих и родных;
  2. не реагирует на свое имя и не проявляет эмоций к окружающим;
  3. агрессивно отталкивает руки родителей и отворачивает лицо;
  4. мало двигается и не интересуется новыми игрушками;
  5. плохо держит равновесие при сидении;
  6. не может переворачиваться на животик и не пытается ползать.

Осторожно! Активный ребенок!

В 9 месяцев детки еще не умеют ходить, но уже заставляют дом «встряхнуться». Способность ползать позволяет малышу не только покорять новые вершины, взбираясь на стульчики и подушки, но также открывать шкафчики и доставать разные предметы. Мелкая моторика развита достаточно хорошо, но силы в руках может не хватить, а потому взятая красивая ваза легко разобьется. Учитывая это, родителям надо принять меры предосторожности.

  1. Нужно убрать из поля досягаемости любые мелкие предметы: пуговицы, бусинки, монеты, конфеты и др. Малыш может взять их в рот и подавиться.
  2. Закрыть все нижние шкафчики или убрать оттуда острые, хрупкие и травмоопасные вещи: посуда, инструменты, спицы, набор для шитья и др. Вместо них можно положить полотенца, одежду или мягкие игрушки, ведь младенцу нравится копошиться в новых вещах.
  3. На кухонный стол лучше постелить клеенку, а не скатерть, поскольку малыш может очень легко за нее потянуть.
  4. Розетки надо закрыть специальными заглушками.
  5. Нужно спрятать все документы и деньги, ведь грудничок уже хорошо умеет рвать бумагу.

Чтобы максимально обезопасить пространство вокруг ребенка, надо представить себя на его месте: куда бы захотелось залезть, что достать и что посмотреть? Предугадав действия активного малыша, можно легко убрать из виду все интересные, но запрещенные предметы. В целом, в течение дня ребенок с удовольствием играется кучей своих игрушек и следит за взрослыми. Поэтому можно увеличить время дневных прогулок и начинать развивать ребенка с помощью игровых методик.

Любимые игры и игрушки

Главная забава девятого месяца - это бросать игрушки и бить их друг о друга, особенно если это погремушки, издающие разные звуки. Интерес вызывают шкатулки, баночки и коробки, из которых можно доставать более мелкие предметы. Поэтому, выбирая игрушки, лучше отдать предпочтение крупным пирамидкам, матрешкам, погремушкам, мячикам, фигурам с прорезанными отверстиями, предметам с веревочками, липучкам и «говорящим» куклам. А наибольший восторг вызовет домик с тоннелем. Его можно купить или смастерить из картонных коробок.

Что касается игр, то на первом месте остается «Ку-ку» и «Ладушки». Также малышу нравится смотреть, как что-то рассыпается, поэтому, если ему соорудить башню из кубиков, он радостно ее сломает. Можно прятать от ребенка какую-то игрушку, положив ее за спину или накрыв платком, ведь такое действие вызовет активные поиски. Если во время бодрствования с ребенком будет кто-то играть: мама, папа, бабушка, старшая сестра, то он будет быстрее познавать мир. Ведь внимание со стороны взрослых стимулирует активное развитие 9 месячного ребенка.

Положите малыша на живот, а сами отойдите и позовите его, показывая любимую игрушку. Девятимесячный ребенок уже умеет ползать по-пластунски, как тюлень. Он передвигается вперед с помощью согнутых рук и локтей, подтягивая остальную часть тела. Ножки его в этот момент, чаще всего, слегка вытянуты и иногда могут участвовать в процессе, совершая едва выраженные переменные движения.

Развитие ребенка в 9 месяцев. Реакции и навыки.

Посадите малыша на ровную твердую поверхность так, чтобы его ножки не болтались, а лежали на ней. Стул в данном случае не подойдет. Ребенок в 9 месяцев свободно сидит около 1 минуты с прямо поднятой головой. Поскольку этот навык еще новый, то равновесие его неустойчиво. Поэтому малыш может быстро выравнивать положение тела, опираясь на ручки.

Придерживая ребенка за ручки, поставьте его на твердую поверхность. В этом возрасте малыш уверенно стоит, опираясь на обе ступни, минимум полминуты. Когтеобразное положение пальчиков на ногах, наблюдаемое раньше, должно исчезнуть.

Попросите кого-нибудь из родных посадить ребенка на колени, возьмите несколько кубиков и специально роняйте их на пол так, чтобы они производили шум. Затем предложите кубик малышу. Развитие ребенка в 9 месяцев выражается в том, что он, повторяя за вами, специально разжимает руку и роняет предмет. Важно отметить следующее: не стоит класть кубик на стол перед ребенком, тогда он захочет его просто столкнуть. Не заменяйте кубик привлекательной игрушкой, так как малыш просто начнет с ней играть. Ребенок должен уметь бросать предмет попеременно обеими ручками.

Сядьте за стол, предварительно убрав с него все отвлекающие предметы, и посадите малыша к себе на колени. Поставьте на стол пустую коробку (длина ребра – 8 см), возьмите кубик, заметно отличающийся от нее по цвету, и на глазах у ребенка бросьте кубик в коробку. Затем поднимите коробку так, чтобы малыш мог в нее заглянуть, и попросите его достать кубик. Чтобы пробудить интерес у ребенка, можно постучать коробкой или несколько раз достать кубик из коробки и опустить его обратно. Девятимесячный младенец уже может заглянуть в коробку, просунуть туда ручку и схватить кубик. А вот доставать кубик из коробки от него еще не требуется. Если ребенок хватает не кубик, а коробку, попробуйте повторить эксперимент еще раз. Малыш уже должен понимать разницу между тем, что находится снаружи, и тем, что внутри.

Развитие ребенка в 9 месяцев. Взаимодействие с внешним миром

Понаблюдайте за своим малышом, когда он находится в привычной обстановке и хорошем настроении, постарайтесь отследить, какие звуки и как он произносит. Ребенок в девять месяцев начинает последовательно присоединять два одинаковых слога и при этом четко артикулирует, как будто уже «отделяет друг от друга слова». Как правило, в этом возрасте наблюдаются слоги «ма-мма», «да-дда», «ба-бба», «дай-дай».

Развитие ребенка в 9 месяцев ярко проявляется в отчетливом страхе перед чужими. Если посторонний человек направляется к нему, хочет взять его на руки, малыш реагирует негативно и делает это явно: отворачивается, плачет, тянется к маме. Степень пугливости у отдельных детей выражается по-разному. Некоторые детки даже после продолжительного общения еще уклоняются от непосредственного контакта с чужим и чувствуют себя достаточно уверенно только в непосредственной близости от мамы.