Наш детский сад работает по программе «ДЕТСТВО», цель данной программы: обеспечение всестороннего развития ребенка в дошкольный период: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, - через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.
Обучение детей строится как увлекательная игровая деятельность. Деятельность в условиях развивающей педагогической среды, позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного и к самостоятельной деятельности. Все содержание программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом(ФГОС) объединяется в пяти направлениях:физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное. На данном этапе развития детей значительное время отводится для игр по выбору детей. Поэтому необходимо создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду:разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества.
А еще мне бы хотелось немного поговорить о том, что ждёт вас в недалёком будущем. О школе, о подготовке к школе.
Многие думают,что в 4-5 лет обсуждать эту проблему, а тем более заниматься подготовкой детей к школе ещё рано, но это заблуждение.
И сейчас мы попробуем немного в этом разобраться.
В чём заключается готовность ребёнка к школе?
Психологическая готовность
Физическое здоровье
Умение логически мыслить
Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
Развитие мелкой моторики руки
Ответственность и самостоятельность
Умение читать и писать
Умение считать
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Выделяются разные виды готовности к школе:
Психологическая готовность
Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений
Специальная готовность: умение читать, считать, писать
Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.
Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.
Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:
способность управлять своим поведением
умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок
стремление преодолевать трудности
стремление к достижению результата своей деятельности.
Какими, на ваш взгляд качествами должен обладать будущий первоклассник?(это нравственно-волевые качества):
настойчивость,
трудолюбие,
усидчивость,
дисциплинированность
внимание
любознательность и т.д.
Конечно же, от этих качеств будет зависеть, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя.И как раз именно сейчас необходимо вырабатывать эти качества.
Важная задача перед вами-родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок... В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
Ситуация
Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый ничуть не лучше прежнего. И мама опять хвалит малыша. Она считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдёт в школу – научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу, тогда...»
Конечно же, мама в данной ситуации не права. Ваша заинтересованность и объективная оценка результатов детской деятельности ребёнка помогает ему проявить усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьёзному делу.
Подумайте, а как вы реагируете, когда ребёнок не доводит начатое до конца?
Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития. Ребёнку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Родителей порой радует, что ребёнок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.
Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Учителя в начальной школе выделяют следующие трудности, с которыми они сталкиваются при поступлении детей в школу: в первую очередь - недостаточно развитая моторика руки, организация рабочего места, самостоятельность в быту, уровень саморегулиции.
И, конечно же, особое место детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счётом, решением арифметических задач. В детском саду проводятся соответствующие занятия.
Советы родителям:
Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать
Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Разное.
Выбор родительского комитета(не менее 4 человек).
Благоустройство группы, фонд группы(мебель, книги по возрасту, игрушки, мыло, туал.бумага).
Необходимые принадлежности для занятий(пластилин, картон, кисточки, стаканчики для рисования, писчая бумага).
Прописи, тетради, раздаточный материал, наборы для творчества.

Цели:

  1. Дать возможность родителям задуматься над проблемами воспитания культуры речи у детей.
  2. Привлечь к совместной работе по овладению культурой речи детьми.
  3. Обогащение социального опыта ребёнка.
  1. Добиваться перехода нравственных навыков в привычку.
  2. Научить использовать обязательные формы вежливости.

Оборудование: магнитная доска с афоризмом - эпиграфом по теме собрания, анкеты, памятки для родителей “Секреты воспитания вежливого ребёнка”, игрушка (маленькая кукла), вопросы для самоанализа (на доске), фишки, благодарственные письма, выставка художественной литературы по теме встречи, магнитофон, кассета с записью “вежливых” песенок, чудо-мешочек, колокольчик.

Вступительное слово педагога.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Вот и наступил час, когда мы собрались вместе. Мы рады встрече с вами в нашем семейном клубе “Содружество”.

Дети волновались и ждали вас сегодня. Ведь они так любят вас, гордятся вами, подражают во всём и мы, кто работает с вашими детьми, разделяем их чувства и признаём: вас есть за что любить, чем гордиться. Вы действительно являетесь достойным примером для своих детей, примером доброжелательности, вежливости, пунктуальности и отзывчивости. Нам приятно отметить, что за всё время работы, мы не встречали отказов на наши просьбы: помочь в оформлении группы к учебному году, к праздникам, принять участие в конкурсах и выставках, праздниках и развлечениях, оформлении участка, строительстве снежного городка, кукольных спектаклях. Огромное вам, спасибо.

Тема сегодняшнего нашего заседания - “Культура общения”.

Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.

“Ничто не ценится так дорого и обходится так дёшево, как вежливость”.

Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств: доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, разговоре, приёме гостей – словом во всём, с чем мы выходим в общество.

Лет 300 назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали. Так Пётр I указывал: “Никто не имеет права, повесив голову и потупив глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать…”.

Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения, культуры общения? Об этом и пойдёт сегодня разговор, в ходе которого мы найдём ответы на многие вопросы.

(Зачитываются ответы родителей на вопросы анкеты )

  1. Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребёнок?
  2. Умеет ли ваш ребёнок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь?
  3. Что, по-вашему, является главным в воспитании культуры речи и хороших манер?

С чего начинать воспитание культуры? Вот какой совет дал автор книги “Азбука вежливости” Л.Смирнова-Гангнус.

“Воспитание ребёнка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать надо с создания духа игры, с приветливо - живой сказки, которая должна войти в ваш дом”.

Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании, ибо возраст детей от 3-7 лет назван психологами игровым.

Пусть иногда в комнате ребёнка появится Фея “Здрасте”, в волшебном фартуке которой секрет. В следующий раз ребёнок увидит волшебный зонт, оставленный Феей, а к нему прикреплена записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых он допустил оплошности.

Ежедневно можно вывешивать на стене оценку – маску: если ребёнок вёл себя прекрасно- появится улыбающаяся маска Феи, если слегка провинился – маска гнома, если совсем плохо вёл себя – маска дракона.

Если мы, взрослые, захотим, то сможем превратиться на время в волшебников, чтобы помочь детям овладеть правилами поведения.

Нужно ли упражнять ребёнка в навыках культурного поведения?

Каким образом?

Многократные упражнения способствуют выработке привычки здороваться, прощаться, благодарить, осваивать определённые нормы поведения.

- “Здравствуйте! Что особого тем мы сказали друг другу? Просто “здравствуйте”, больше мы ничего не сказали. Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку сделалась радостней жизнь?”

Мы, взрослые, знаем: вежливое слово становится волшебным, когда в нём появляются лучики солнца и тепла. А как научить ребёнка не только говорить все волшебные слова, но и говорить их по-особому, приветливо, с улыбкой.

Ситуация:

Мама: Здравствуйте, Анна Ивановна! Алёша, а ты чего не здороваешься? Сейчас же скажи - “здравствуйте”. Ну, чего ты молчишь? Поздоровайся с Анной Ивановной, сейчас же скажи “здравствуйте”. Я жду. Господи, и в кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне ещё его учить?”

Какие бы советы дали вы матери?

Как бы сами поступили в такой ситуации?

Обобщение:

Одни дети здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, а третьи - не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребёнок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила.

Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг - другу хорошего здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.

Детям трудно понять, что разговор взрослых перебивать неприлично, а если нужно срочно что-то спросить?

Ситуация:

Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь? - Нормально. А ты не торопишься?

Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим (ребёнок перебивая, дёргает мать за рукав). Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же.

Не суйся, когда взрослые разговаривают.

Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила.

Ребёнок: Ты мне скажи, купишь пистолет? Ну, скажи, купишь?

Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.

Ребёнок: Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет.

Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даёт.

Были ли ошибки в поведении матери? Какие?

Как вы поступаете, когда ребёнок вмешивается в разговор?

Обобщение: Если ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать:

  • он не умеет слушать;
  • проявляет агрессию к тому, кого перебивает;
  • хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной);
  • не обладает достаточным запасом терпения;
  • не дополучает родительского внимания (один из симптомов гиперактивности).

Мы уверены, что наши дети это правило усвоят, ибо мы – взрослые, будем для них примером для подражания. И фраза “Извините, пожалуйста, что я вынужден прервать вас” станет поистине волшебной.

Что делать, если ребёнок употребляет грубые слова, ненормативную лексику? (Ответы)

Обобщение:

Не всегда надо заострять внимание, если ребёнок маленький, он быстро забудет.

Если постарше - надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, грязные, хорошие дети так не говорят.

Можно определить место, куда выбрасывать такие слова (мусорное ведро, мешок).

Часто взрослые являются источником заражения ребёнка, употребляя лексический мусор.

Послушайте отрывок из стихотворения Э. Асадова “Воспитать человека”.

“А что до красот языка родного,
То все хрестоматии – ерунда,
Коль чадо от папочки дорогого
Порой наслышится вдруг такого,
Что гаснут аж лампочки от стыда!
Как быть? Да внушать можно то и сё,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут всё очень сложно и очень просто: -
Будьте хорошими. Вот и всё!”.

Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с памятками “Секреты воспитания вежливого ребёнка”. Прочитайте их (прилагаются памятки).

Каково ваше мнение? Согласны ли вы с данными советами?

Если да, то какой из них считаете наиболее значимым?

Какие из этих секретов вы использовали на практике и имели положительные результаты? Поделитесь опытом.

(Звучит музыка Б. Окуджавы “Давайте говорить друг – другу комплименты”)

Известная поэтесса А.Барто в одном из стихов писала: “Когда не ладятся дела, мне помогает похвала” и этими суждениями пригласила нас к раздумью:

  1. Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда не всё получается, авансом, или надо хвалить за результат?
  2. Как часто и за что вы хвалите своего ребёнка за проявление внимания, вежливости?

Есть ли успехи?

КОНКУРС
“Кто дольше может похвалить ребёнка за проявление вежливости”

(Игрушка-куколка передаётся по кругу)

Обобщение: Похвала помогает в достижении результатов. Давайте возьмём девиз:

“Ни одного дня без похвалы”. И дома и в детском саду будем искать возможности хвалить ребёнка, и мы увидим, что произойдут перемены, у детей появится желание быть воспитанными.

А сейчас я предлагаю вам как бы со стороны посмотреть на своих детей, проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.

(Если ребёнок выполняет правило - кладёте красную фишку, если не всегда и не совсем правильно - жёлтую, нет – синюю.)

  1. Ребёнок вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за помощь.
  2. Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
  3. Не показывает пальцем на окружающих, предметы.
  4. Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы - извиняется.
  5. При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит “До свидания”.
  6. Не говорит грубых (матерных слов).
  7. Говорит спокойным тоном, во время разговора смотрит на собеседника.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем нужно поработать с детьми, используя примеры, похвалу и упражнения.

А теперь я хочу поблагодарить родителей за воспитание у детей культуры общения.

(Вручение благодарственных писем родителям)

“Уважаемые Наталья Владимировна, Александр Евгеньевич. Рады сообщить вам, что Никита проявляет качества джентльмена, умеет вовремя извиниться, говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины. Спасибо, вам!”.

“Уважаемые, Светлана Валерьевна, Владислав Валерьевич. Благодарим вас за воспитание у дочери Оли хороших манер. Умение вести себя, знание правил поведения, позволяет ей быть приятной в общении с детьми и взрослыми. В этом ваша большая заслуга”.

“Уважаемая Тамара Владимировна. Спасибо Вам, за то, что уделяете большое внимание воспитанию культуры общения ребёнка. Благодаря Вашему труду и примеру Герман своевременно познал секреты волшебных слов, общения к взрослым по имени и отчеству”.

Ещё несколько вопросов для вас (родители зачитывают ):

  1. В каких случаях следует говорить “извините”, а в каких - “простите”?
  2. Следует ли говорить “будь здоров”, если кто-то чихнул?
  3. Как отвечать на вопросы: “Как дела?” “Как здоровье”? “Как настроение”?

Быстро летит время, растут дети, и наступит час, когда они придут к вам за советами по воспитанию своих детей. Что скажите вы?

Чтобы ребёнок рос воспитанным, нужно… (ответы родителей).

“Бьёт по стеклу хрусталь лучом, ковры разбросаны по стенам,

Мы твёрдо знаем, что почём, но забываем о бесценном”.

Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность.

Воспитан ли ваш ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли, ему чуткость, внимательность, предупредительность?

На эти и другие вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от вашего желания и умения.

Так пусть же нам, взрослым, хватит сил, терпения, любви, для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры.

Решение собрания.

Заключительная часть.

Под музыку входят дети, становятся в круг вместе с родителями.

Какое волшебное слово вы услышали в песенке?

Давайте вместе с мамами поиграем в игру “Здравствуйте, гости”.

“Колокольчик голубой поклонился нам с тобой,

Колокольчики цветы очень вежливы, а ты”?

Вы вежливые дети? Мы будем передавать колокольчик друг-другу и называть одно вежливое слово, чтобы оно звучало тепло и ласково. (Дети и родители передают колокольчик по кругу)

Загадки о волшебных словах:

1. Это слово ходит следом за подарком, за обедом.
Это слово говорят, если вас благодарят.

2. Встретил Витю я, соседа - встреча грустная была:
На меня он, как торпеда, налетел из-за угла.
Но представьте - зря от Вити ждал я слова… (извините).

3. Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).

4. Растает ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо).

5. Когда бранят за шалости, мы говорим “Прости….(пожалуйста).

А какое слово говорят, прощаясь? (Звучит песенка “До свидания”).

Добрая Фея принесла нам, ребята, чудо- мешочек. В этот мешочек мы будем складывать все плохие, грубые слова и прятать его далеко-далеко.

Тогда грубых слов в нашей группе не будет. И все дети будут добрыми, ласковыми, вежливыми. (Звучит песенка “ Грубый мальчик” )

Мария Кардополова
Родительское собрание в средней группе.

"К новым знаниям в новый учебный год!"

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей через сюжетно-ролевые игры.

Форма проведения: родительские «посиделки».

План проведения:

1. Вступительная часть.

2. Поздравление родителей с началом учебного года.

3. Педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет».

4. Особенности образовательного процесса в средней группе.

5. Ознакомление родителей с целями и задачами МДОУ на новый учебный год. "Сюжетно-ролевая игра, как всестороннее развитие детей".

6. Коротко о разном.

Ход собрания:

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе! Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться какой. Нашим ребятишкам исполнилось четыре - пять лет, они перешли в среднюю группу детского сада!Я вас поздравляю и приглашаю немного поиграть.

Упражнение «Мы желаем в этот год.»

Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу мячик.

Раз,два,три,четыре,пять

Начинаем мы играть,

Мячик ты передавай

Нам пожелание пожелай.

Упражнение «Хорошо ли было летом?»

Встаньте те, кто, ходил со своим ребенком в лес. (на рыбалку).

Встаньте те, кто купался в море (плавал вместе с ребенком, загорал на пляже).

У чьих детей от загара сгорела спина.

Кто читал детям книги.

Кто купил своему ребенку мяч (или любой другой предмет для двигательной активности).

Чьи дети помогали родителям на даче (в огороде).

Чей ребенок научился чему-нибудь новому и т. п.

А кто из вас этим летом совершил морское путешествие на теплоходе, катере, яхте?

Итак, сегодня мы тоже отправляемся в круиз по океану Знаний, которое продлится еще не один год, а конечный пункт нашего путешествия - это, конечно же, Школа.

Чтобы отправиться в такое длительное плавание, нам необходимо надежное, оборудованное и красивое плавательное средство. Это наш детский сад и наша группа (предметно-развивающая среда, без нее невозможно полноценное всестороннее развитие наших детей). Кто же помог качественно подготовить нашу группу к новому учебному году?

Вручение благодарственных писем

Педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет»

Воспитатель. Корабль готов к отплытию. Полный вперед! Нет. чего-то еще нам не хватает! Конечно же, спасательных средств - педагогических знаний. А знаете ли вы, уважаемы родители, особенности наших главных путешественников? Что представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4-5 лет, выделив показатели разных сторон его развития

Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребенку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.

Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учета этой двойственности развития.

Воспитатель. Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Особенности образовательного процесса в средней группе. }