На пятом месяце малыш подолгу лежит на животе, он уверенно опирается на предплечья и держит голову прямо.

Развитие ребенка в 5 месяцев идет по пути закрепления того, чему он научился ранее. Малыш теперь должен более уверенно переворачиваться, он проявляет желание сесть и активно меняет позы. Продолжают развиваться и коммуникативные навыки: малютка более осмысленно улыбается, лопочет и смеется. Подробнее об основных вехах физического и психического преображения малыша можно узнать, заглянув в наш календарь развития.

Педиатры и родители продолжают с волнением следить за изменениями роста и веса крохи, произошедшими за месяц, и фиксировать новые навыки.

В два раза больше

Обычно к концу пятого месяца вес малыша удваивается и достигает в среднем 6,5-7,5 кг . Общая месячная прибавка составляет 650-700 г . В длину малыш прибавляет порядка 2 см, рост становится равным 63-65 см . Окружность головы увеличивается на 1 см, а груди – на 1,5-2 см. У некоторых деток к этому периоду жизни даже появляется первый зубик. Но еще до появления зубов у малыша возможно повышенное слюноотделение и набухание десен. Кроха пытается кусать все попавшее ему в ручки.
Большинство безусловных рефлексов, характерных новорожденным, у ребенка в возрасте 4-5 месяцев угасают. Несколько позже исчезает рефлекс Моро – к концу пятого месяца. (О рефлексах).

Закрепляем старое, готовимся к новому

Физическое развитие стремительно готовит пятимесячного малыша к этапу самостоятельного передвижения. Кроха закрепляет и совершенствует старые навыки и начинает развивать новые. Ребенок словно стремится внимательнее разглядеть окружающее пространство, где вскоре начнет перемещаться на четвереньках, из-за чего ему необходимо сменить положение тела.

  • Малютка больше и больше времени проводит лежа на животе. Одновременно из подобной позы пытается подняться сначала на локти, а потом на выпрямленных руках. Подобные действия помогают ребенку лучше разглядеть окружающий мир и укрепить спинные мышцы, благодаря чему тело малыша готовится к ползанию.
  • Малыш способен недолго находиться в сидячем положении. Однако детской спине необходима поддержка, опору рекомендуется убрать лишь с началом самостоятельного сидения. К тому же не стоит надолго присаживать кроху. Малыша, которому нравится сидеть, усаживайте в шезлонг.
  • Сидячее положение освобождает руки и позволяет ребенку активнее исследовать предметы, находящиеся у малыша в руке: трясти ими, пробовать на вкус, внимательно разглядывать.
  • Лежа на животике, кроха продолжает активно изучать мир и себя. Он поднимает ноги и руки, тянет в рот стопы.
  • Первые попытки сидеть проявляются и во время подтягивания малыша за ручки из горизонтального положения, причем он начинает тянуться, уверенно удерживая голову.
  • На пятом месяце малыши не только поворачиваются на бочок, но и переворачиваются с живота на спинку, а возможно, и в обратном направлении.
  • У малыша в возрасте пяти с половиной месяцев уже неплохо развиты мышцы спины, благодаря чему дети способны подниматься на животе, удерживая голову и двигая ручками и ножками.
  • Некоторые дети делают попытки ползать по-пластунски.
  • Пятый месяц жизни малыша можно назвать периодом хватания. Именно этот навык, наряду с остальными, сейчас активно развивается у ребенка. К концу пятого месяца крохе недостаточно лишь тянуться к движущемуся предмету, ему надо уметь схватить, удержать, оттолкнуть, потрясти и отпустить. Подобное не касается недоношенных деток, большинство из них сейчас еще делают попытки ухватить игрушку.
  • Поддерживая ребёнка за подмышки, попытайтесь поставить его, и он попробует удержать вертикальное положение тела, не подгибая ножки.
  • Попробуйте положить кроху животиком на руки, не прижимая к себе. Он станет удерживать голову и верх туловища на средней линии.

Познаю себя и окружающий мир

Психическое развитие крохи в пять месяцев направлено на изучение собственного тела, становление первых навыков общения с близкими людьми и исследование заинтересовавших предметов.

  1. Ребенок начинает словно разговаривать со взрослыми, лепеча различные комбинации звуков. Иногда подобным способом малыш привлекает к себе внимание.
  2. Кроха хорошо узнает родителей и реагирует на них радостными криками. Ребенку удается запомнить цельный образ: привычную ему одежду, голос, прическу, глаза мамы и папы.
  3. Малыш внимательно разглядывает родных, трогает их лица, иногда засовывают пальчик к ним в рот, пока они с ним разговаривают.
  4. Порой малютка беседует сам с собой, задумчиво издавая звуки. Появление взрослого активизирует лепет ребенка.
  5. Новых людей дети на пятом месяце жизни встречают с настороженностью, особенно когда отсутствует мама.
  6. Ребенок понимает, строго с ним говорят или ласково. Причем может обидеться за строгость.
  7. Внимательно слушает того, кто с ним разговаривает, в то же время затихая.
  8. Покажите ребенку различные портреты людей. Ему, скорее всего, понравится их разглядывать, а предпочтение кроха отдаст улыбающимся лицам.
  9. У пятимесячного малыша гораздо лучше развита взаимосвязь между зрением и движением: ребенок легко берет понравившийся предмет.
  10. У крохи к пятому месяцу начинает развиваться цветоразличение: малютка отличает желтый и синий цвета.
  11. Малыш улавливает звук от источника, расположенного на расстоянии 2,5-3 м.
  12. Ребенок постепенно становится самостоятельным, способен поиграть в одиночестве 5-10 минут, но во время самостоятельных игр малыша не стоит оставлять без присмотра взрослого, ну или хотя бы оставляйте его в манеже, кроватке.
  13. Малыш отдает предпочтение определенным игрушкам, запоминает качественные характеристики, например, цвет, тактильные ощущения.
  14. Частично закройте игрушку пеленкой, и кроха поймет, где она находится.
  15. Чадо теперь больше любит проводить с вами время в играх, смеется, если его приподнимают, дуют на него, и т.д.
  16. К началу 6 месяца карапуз начинает протестовать и сопротивляться, если вы попробуете забрать предмет, взятый малышом.

Подобные вехи психического развития свойственны большинству малышей. Однако у каждого крохи все проходит по индивидуальному плану.

Но стоит проконсультироваться с неврологом, когда по окончании пятого месяца ребенок:

  • с трудом переворачивается с животика на спину;
  • плохо держит голову;
  • не тянет ручки к игрушкам и иным предметам;
  • не произносит отдельные звуки;
  • не различает строгие и доброжелательные выражение лица и тона мамы.

Развиваемся с мамой и папой

Каждый из родителей хочет помочь крохе расти здоровым и крепким, участвуя в развитии малыша. На пятом месяце нужно уделить особое внимание укреплению опорно-двигательного аппарата. Выполняйте с малышом упражнения, развивающие мышечный аппарат спины — он поможет ребенку в дальнейшем уверено сидеть. Также помогите ему оттачивать навык переворотов с животика на спину и обратно. Гимнастикой и массажем надо заниматься до получаса в день.
Считайте во время зарядки, включите ритмичную музыку, так вы разовьете у ребёнка чувство ритма.

Учим кроху приседать

Хорошим является упражнение на приседание с прогибом позвоночника, выполняющееся раз в день. Положите малыша на спинку и приступайте к упражнению:

  • дайте ребеночку сжать кулачком ваши большие пальцы, а остальными пальцами обхватите за запястья;
  • слегка разведите ручки крохи в стороны и начните тянуть к себе до тех пор, пока малыш не сядет;
  • потом поднимите руки ребенка вверх и удерживайте одной рукой;
  • свободной рукой легким движением проведите по спине малыша снизу вверх вдоль позвоночника, кроха разогнет спинку;
  • помогите малышу лечь, придерживая за головку.

Время учиться ползать

Хоть привычное ползанье еще не характерно для малышей в пять месяцев, пора начать делать с ним упражнения, которые станут первым шагом к полезному навыку.

  1. Сначала уложите малыша животиком на коврик.
  2. Положите перед ним игрушки, чтобы кроха мог прикоснуться к ним кончиками пальчиков. Сядьте перед ним и подбадривайте попытки ребенка продвинуться к игрушке.
  3. Если у малыша не слишком хорошо получается оттолкнуться, то помогите ему, подставив в качестве опоры возле ног свою ладошку.

Такое своеобразное барахтанье на животе послужит ребенку отличной подготовкой к передвижению на четвереньках и укрепит мышцы малыша.

Массаж пятимесячного карапуза необходимо усложнить. К легким растирающим и поглаживающим движениям добавьте пощипывания, валяния и щипцеобразные разминания. Лучше пригласить профессионального массажиста, способного показать вам новые движения, посмотреть видео, хорошо показывающее элементы массажа в домашних условиях и гимнастика, предназначенная малышам 5-6 месяцев.

Важным для пятимесячного малыша остается процесс ношения на руках. Объясняйте ему происходящее вокруг, описывайте свои действия и действия остальных людей. Пусть ребенок трогает и исследует наибольшее количество предметов, при условии уверенности в их чистоте и безопасности.

Пятый месяц дает вам возможность на короткий период оставлять малыша в манеже и кроватке. Но будьте осторожны — у крохи от длительного пребывания там может появиться ощущение замкнутости пространства. В результате возможно уменьшение естественного желания ребенка познавать мир, негативно сказывающееся на развитии.

Поиграй со мной

Интересным и вам, и малышу покажется развитие в игровой форме.

В помощь вам — различные потешки и короткие стишки, развивающие память и чувство ритма у детей.

Самая популярная и важная в развитии игра – «Ку-ку», веселящая и детей старше полутора лет. У нее существует масса вариантов, например:

  • закрывайте свои глаза либо глаза малыша руками;
  • прикройтесь пеленкой и выглядывайте из-за нее;
  • изобразите рожицу на большом пальце и периодически прячьте палец в кулак.

Чаду понравятся различные звуковые игры.

  1. Помогайте ребенку в познании собственного тела: притрагивайтесь к маленькому носику, глазкам, пухлым щечкам и произносите малышу названия частей тела.
  2. Показывайте малютке картинки с животными, одновременно имитируйте голоса изображенных зверей и птиц.
  3. Кроху заинтересует звон бубенчиков, пришитых к носочкам, ленточке, привязанной к ручке. Другим интересным вариантом станут браслетики с нашивками в виде цветочков, бабочек, божьих коровок.
  4. Слушайте малыша и повторяйте произнесенные им звуки. Карапуз будет внимательно слушать вас, а спустя некоторое время начнет вторить вам в ответ. Так происходит начальное развитие коммуникативных навыков.

Попробуйте подносить ребеночка к зеркалу. Ваше с ним отражение кроха начнет воспринимать в качестве других людей. Возьмите в руки игрушку — ребенок не заметит этого, потому как станет тянуться к ее отражению. Осознавать собственное отражение дети начинают в районе 1,5 лет.

При отсутствии аллергии рекомендуется начать знакомить малыша с различными запахами — и приятными, и неприятными. Возьмите ватные шарики и смочите духами, соками ягод, фруктов, чеснока, молоком и т.д. Но не давайте за раз понюхать много ароматов. Рассказывайте об источнике запаха. Благодаря упражнению вы не только поможете малышу узнать мир ароматов, но и выясните предпочтения ребеночка.

Сделайте малютке подушечки из тканей, отличающихся по цвету и текстуре. Подобные игрушки окажутся полезны и подросшему малышу, например, в изучении цветов.

Мастерицам, хорошо владеющим навыком шитья, стоит смастерить мягкую текстильную книжку с пришитыми пуговицами, шнурками, липучками, аппликациями, нашивками и т.д.

Нормы питания и сна

Общая продолжительность и режим сна у малыша мало чем отличается на пятом и четвертом месяцах. Сон крохи очень индивидуален и зависит от характера и самочувствия малютки. В среднем в сутки малыш спит 14-16 часов, причем 10 часов – ночной сон, и 4-6 часов разбиваются на 3 дневных сна. Многие детки, особенно груднички, продолжают просыпаться на перекус ночью. Но не стоит волноваться, отнеситесь к подобным кормлениям проще, ведь многие дети могут просыпаться и будить родителей среди ночи до трех лет, потому как до пятого месяца нервная система еще созревает.

В начале пятого месяца питание малыша не отличается от прежнего. Остается кормление грудью либо смесью по требованию.

Обычно еще не начинают прикорм — введение рекомендуется искусственникам в 5,5 месяцев, а грудничкам – с 6. Недоношенного ребенка не рекомендуется знакомить с новыми продуктами до семимесячного возраста.

Но мамам пятимесячных детей стоит начать читать о первом прикорме, готовясь к знакомству малыша с первой «взрослой» пищей.

Но иногда допускается и вводить прикорм в 5 месяцев. Причины тому могут быть следующие:

  • недостаточное количество материнского молока;
  • существующие питание не обеспечивает необходимый набор веса ребенком;
  • длительные и сильные колики, запоры;
  • частое срыгивание.

По поводу подобных проблем, обнаруженных у малыша, о необходимости введения и особенностях прикорма проконсультируйтесь с педиатром.

Вообще, не забывайте — все дети индивидуальны. Календарь развития на пятый и любой иной месяц — в помощь вам. Конечно, существует ряд вещей, которые малыш должен уметь делать на определенном этапе взросления, и отсутствие соответствующих навыков способно насторожить. Но и в тогда не стоит сразу паниковать, а следует задать вопросы врачу.

Детки растут очень быстро. Вроде бы совсем недавно новорожденный появился на свет, а уже узнает родителей, радостно улыбается им, ловко переворачивается и начинает играть в игрушки. Развитие ребенка в 5 месяцев наполнено радостными моментами и неожиданностями.

Что должен уметь 5 месячный ребенок

Рост и вес малыша в 5 месяцев изменились так, что заметно невооруженным глазом. Грудничок за 5 месяцев вырастает примерно на 15 см и становится вдвое тяжелее. Согласно статистике, в среднем, мальчики в 5 месяцев весят 7,3 кг, девочки – 6,65 кг. Отклонения в 6–7% являются нормой.

Младенец легко поворачивается на бок и может ухватить пальчиками игрушки. В общем, физиологическое развитие ребенка этого возраста характеризуется следующими показателями:

  • когда малютку берут подмышки, он пробует делать шажки;
  • крепко держит в руках предметы;
  • лежа на спине, малыш поднимает плечи;
  • слегка кусает пальчики ног;
  • кроха способен перевернуться с животика на спинку и наоборот;
  • карапуз активно пытается дотянуться до яркого объекта, например, игрушки;
  • лежа на животе, дитя крепко упирается ручками в поверхность.

Развитие ребенка в 5,5 месяцев дополняется попытками сесть. Специалисты постоянно разрабатывают игры, которые позволяют улучшить физическую активность ребенка, и стимулируют развитие его мыслительных способностей, зрения и координации. Наиболее простая игра – предложить крошке выбрать предмет. Малыша переворачивают на живот и рядом ставят 2-3 яркие игрушки. Карапуз сначала потянется за приглянувшимся объектом, а потом постарается до него доползти.

В это время у грудного ребенка обнаруживаются неизвестные ему доселе эмоции. Он легко пугается, задерживает взгляд на предметах, пытается различать звуки. Малыш в 5 месяцев уже наделен такими способностями:

  • разграничивает громкие и тихие звуки;
  • различает цвета (но синие, красные и желтые выделяет из всех других);
  • узнает близких людей, осознанно улыбается им;
  • может остерегаться посторонних, особенно если они пытаются взять его на ручки;
  • выговаривает несколько гласных (а, и, е, ы) и пару согласных звуков;
  • внимательно слушает;
  • гулит, агукает, хохочет;
  • глядя в зеркало, узнает собственное отражение;
  • пищит или рычит, демонстрируя удовольствие;
  • не отдает игрушки, а при попытке забрать их начинает ныть или громко кричать.

Конкретные нормы развития ребенка в 5,5 месяцев не существуют. В это время малыши уже пытаются вызвать внимание родителей. Их зрительное восприятие очень развито. Например, запомнив маму с одной прической, малютка будет настороженно рассматривать новую стрижку или необычную одежду.

Кроха в 5,5 месяцев умеет зрительно управлять движением рук. То есть ребенок сперва смотрит на игрушку, а потом тянется к ней. Причем именно к той, которая его интересует. Это является еще одним важнейшим шагом в развитии, связанным с формированием умения выбирать и фиксировать внимание.

Игры для развития ребёнка в возрасте 5 месяцев

Очень часто родителей интересует в общем, что может делать ребенок в пять месяцев, и правильно ли идет развитие конкретно их чада. Четких норм здесь нет. Каждый малыш неповторим и осваивает навыки и умения в своём темпе. Что умеют сейчас непоседы, более спокойные детки освоят чуть позже.

Задумываясь как развивать младенца в 5 месяцев, стоит обратить внимание на следующие игры:

1.«Узнай меня» . Главная задача – определить может ли пятимесячный малыш отличить знакомого ему человека. Для этого, маме или папе нужно подойти к кроватке и улыбнуться малютке. Карапуз должен улыбнуться в ответ. Затем родитель отворачивается и надевает маску или обматывает лицо шарфом. Верная реакция – кроха не узнает человека в новом облике.

2.«Хватай и тяни» .Цель занятия – познакомить малыша с простыми звуками. Показывая игрушку или изображение котенка на картинке, мама говорит: «Мяу-мяу», на самолет – «Уууууу» и т.д. Ребенок с энтузиазмом слушает новые звуки и разглядывает новые объекты.

3.«Хватай и тяни» . Когда дитя хватает маму за палец, нужно вскрикнуть «Ай!», а если малыш схватил предмет, следует слегка потянуть его, но потом отдать.

4.«А ну-ка, поймай!» .Можно кидать ребенку мягкий мячик или игрушку-пищалку. Если кроха любит бросать вещи на пол, стоит поднимать их вместе с ним. Малютке интересно делать что-то «как взрослый», и попутно развиваются моторика и координация.

5.Кубики . Мягкие и яркие – они идеально подходят для того, чтобы их кидать или пытаться до них дотянуться.

6.Подушки различных форм . Потребуются поролоновые подушечки цилиндрической, треугольной, круглой форм. Они должны быть мягкими и броскими – с контрастным изображением или в полоску. Младенца можно положить животиком подушку, покатать вправо-влево, посадить верхом.

Развитие недоношенного ребенка в пять месяцев

На пятом месяце младенцы, родившиеся раньше 38 недель, почти догоняют сверстников в показателях роста и веса. Каких-либо серьезных отклонений в их развитии и поведении также не наблюдается. Поэтому решая, чем заниматься с такими детками, можно вполне практиковать вышеописанные игры.

Когда родители задумываются как бы ускорить развитие ребенка, они сталкивается с обилием рекомендаций и предостережений. Одни советуют не торопить процесс, а другие настаивают на постоянных активных занятиях с малюткой, чтобы предотвратить отставание в развитии.

Небезызвестный доктор Комаровский рекомендует не зацикливаться на этом. Великолепно, если мамочка делает крохе легкие поглаживания, играет с ним. Но все это только до тех пор, пока приносит им обоим удовольствие. Если малыш не в настроении - не нужно настаивать на занятиях или массаже, стоит отложить их на более подходящее время.

Пятимесячный малыш продолжает интенсивно развиваться, успешно совершенствуя полученные ранее навыки и приобретая новые. Он все больше увлечен изучением окружающего мира. Задача родителей в этом возрасте – активно помогать физическому и психологическому развитию ребенка.

Физиология ребенка в 5 месяцев – рост и вес малыша

К концу 5 месяца ребенок должен набрать до 700 грамм и вырасти на пару сантиметров.
Средние показатели малыша:


малыша совершенствуются с каждым днем, задача родителей внимательно наблюдать за ребенком и в случае отклонений обращаться к врачу.
Зрение Малыш на длительное время фокусирует взгляд на заинтересовавшем его предмете. Если водить им в разные стороны, кроха уверенно следит за ним взглядом.

Как развивать: Для развития глазных мышц полезно, держа яркую игрушку на расстоянии 35-40 см от глаз ребенка, несколько раз медленно провести ей из стороны в сторону и вверх – вниз, чтобы малыш провожал ее взглядом.

Слух ребенка Малыш без проблем определяет источник звука и реагирует на него. Он выражает недовольство, если звук ему не понравился и радостно улыбается, когда слышит приятные интонации.

Проверка: Для проверки слуха нужно встать на расстоянии 5 метров от малыша, негромко позвать его или хлопнуть в ладоши. Ребенок с нормальным слухом повернет голову в вашу сторону и поприветствует радостной улыбкой.

Помните, что самым любимым звуком для малыша является голос мамы.

Новые звуки Кроха быстро пополняет свой звуковой запас и постоянно что-то лепечет. У него формируется способность использования речи как средства коммуникации.

Вывод: То есть звуки, которые он издает, имеют эмоциональную окраску. Малыш посредством звуков показывает, что ему хорошо или плохо, весело или грустно.

Потребность во сне Суточная продолжительность сна пятимесячного ребенка составляет от 14 до 16 часов, на ночное время приходится его большая часть – до 10 часов.

В 5 месяцев ребенок спит днем по 2-3 раза, в зависимости от физиологических потребностей.

Режутся зубки У многих детей уже к концу 4 месяца начинают резаться зубки. Дети достаточно тяжело переносят этот процесс. Малыш плохо спит, капризничает, теряет аппетит. Прорезывание зубов сопровождается высокой температурой.

Двигательная активность и навыки малыша в пять месяцев

В 5 месяцев двигательная активность ребенка заметно возрастает, так как исчезают последние проявления гипертонуса мышц. Малыш уже не лежит в кроватке, спокойно разглядывая игрушки. Он успешно поворачивается на живот, поднимает и держит головку, опираясь на ручки. Лежа на спине, пытается сесть, усердно отрывая спину от кровати.

Подвижность ребенка способствует укреплению всех мышц малыша. Движения крохи становятся целенаправленными, заметно улучшается координация, руки, ноги и шея движутся согласованно, подчиняясь одной цели. Если разложить вокруг крохи игрушки, он, пытаясь их достать, учится ползать.

Ребенок становится достаточно гибким. Упираясь головкой и ножками в поверхность кроватки, он, выгибается дугой, практически делая «мостик». Кроха легко может засунуть палец ноги себе в ротик.

В этот период любимым увлечением ребенка является бросание предметов. Кроха старательно собирает игрушки и выбрасывает их из кроватки. Через такие занятия проходят все детки, так что не стоит ругать их.

Нормально развивающийся ребенок, приближаясь к полугоду, должен уметь:

  • Самостоятельно переворачиваться на животик и обратно.
  • Лежа на животе вытягивать ножки и ручки, делая «ласточку», прогибаться и хорошо держать голову.
  • Поддерживать мамину грудь во время кормления , а детки на искусственном вскармливании – держать бутылочку самостоятельно.
  • Без проблем запихивать в рот и сосать пальчики ног .

Психическое и эмоциональное развитие ребенка в 5 месяцев

Ребенок активно познает мир и очень доволен, когда это происходит вместе с мамой или другими близкими ему людьми. Для полноценного развития нужно уделять достаточно времени для удовлетворения познавательных потребностей малыша.

Тактильные ощущения и мелкая моторика

Малыш должен получать различные ощущения путем прикосновения к разным предметам. Все свои игрушки он уже знает, пора расширять круг знакомств.

Что нужно:

  • Походите с ребенком по комнатам, давая ему потрогать мебель, шторы, холодильник и другие предметы (мягкие и твердые, шершавые и гладкие, холодные и теплые). Попутно называйте их и объясняйте их свойства.
  • Для развития мелкой моторики сшейте несколько мешочков, насыпьте в них разную крупу, фасоль и горох. Малыш будет перебирать их ручками с не меньшим удовольствием, чем игрушки.
  • Обратите внимание, как ваш малыш захватывает предметы . В 5 месяцев мячик или шарик ребенок должен брать растопыренными пальчиками, палочку или карандаш – всей ладошкой, а веревочку – кончиками пальцев.
Малыш и музыка Музыка с раннего возраста воздействует на духовный мир и интеллект ребенка . Она помогает расслабиться, может развеселить ребенка и разрядить эмоциональную напряженность.

Кроме музыки, малышу полезно слушать песенки , которые напевает мама. Это могут быть не только колыбельные, а песни на все случаи жизни, к примеру, когда кроха гулит и что-то лопочет, подпойте ему:

Поет, поет соловушка

Поет, поет молоденький

Молоденький, хорошенький

Хорошенький, пригоженький!

Для любой мамы не составит труда найти и заучить несколько потешек, стишков или песен.

Знакомство с книжками Хорошая книжка с яркими иллюстрациями прекрасно удовлетворяет потребности ребенка в познании нового . Просматривание книжек вместе с мамой и ее пояснениями к картинкам способствует речевому развитию, расширяет мировоззрение и образное мышление, благотворно влияет на интеллект малыша.
Познавательные экскурсии Во время прогулок ребенка уже не устраивает простое лежание в коляске. Ему интересно рассмотреть все, что находится вокруг него, определить откуда исходят те или иные звуки . Дайте возможность прикоснуться к заинтересовавшим кроху предметам. Во время прогулок больше разговаривайте с малышом, рассказывая ему обо всем, что он видит вокруг.

Дальнейшее развитие речевых навыков

В 5-ти месячном возрасте происходит становление речи ребенка. Он не только произносит отдельные звуки, но и пытается имитировать вашу интонацию.

Самое важное в формировании речевых навыков заключается в том, что ребенок должен научиться понимать речь взрослых , а не воспринимать ее как простой набор звуков. Разговаривать с малышом нужно неторопливо и четко, сопровождая слова действиями.

К примеру, покачивая малыша на руках или качелях, комментируйте движение ребенка : «Вверх – вниз, вверх – вниз». Пока еще кроха не способен понять смысл сказанного, но усвоить, что движения в противоположные стороны обозначаются разными словами, он может.

Используйте в своей речи больше простых для восприятия крохи слов . К примеру, кукла – Ляля, кошечка – мяу, бабушка – баба. Такие звуки малышу легче повторить.

Питание ребенка в 5 месяцев

Рацион детей в пятимесячном возрасте мало чем отличается от питания ребенка в 4 месяца. Оптимальным продуктом для малыша все так же остается грудное молоко. Так как желудочек малыша подрастает вместе с ним, за 1 раз он съедает больший объем пищи. В связи с этим сокращается количество кормлений.

На 6-м месяце жизни малышу достаточно принимать пищу 5 раз в день.

  • Независимо от того, на каком вскармливании – грудном или искусственном находится малыш, ему необходимо введение .
  • Если вы не начали делать этого раньше , в 5 месяцев обязательно нужно добавлять в рацион ребенка новые продукты.
  • За одно кормление малышу нужно давать попробовать только один какой-нибудь продукт.
  • К полугодовалому возрасту в рационе малыша должны присутствовать овощные и фруктовые смеси, кисломолочные продукты, каши, соки и компоты.
  • Начинать прикорм нужно с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

При этом нужно обязательно отслеживать аллергические реакции ребенка на тот или иной продукт.

Упражнения в помощь физическому развитию ребенка в 5 месяцев

Физические упражнения и массаж играют важную роль в развитии ребенка, помогаю крохе расти здоровым и сильным. Утром и вечером перед купанием нужно уделять несколько минут массажу и гимнастике. Кроме этого, ежедневно нужно выполнять ряд физических упражнений, которые укрепляют мышцы и помогают освоить новые навыки.

Укрепляем пресс Малыша прижимают к с своему телу , одной рукой держа его за ножки выше колен, а второй – чуть ниже животика.

В таком положении малыш может сгибать и разгибать свое тельце, «качая» пресс и укрепляя мышцы.

Учимся ползать Чаще опускайте малыша на пол , раскладывая в небольшом отдалении игрушки. В 5 месяцев дети должны освоить ползание.

Вначале ножки малыша будут проскальзывать , но постепенно малыш справится с заданием.

Учимся стоять на четвереньках По-настоящему малыш начнет ползать , когда встанет на четвереньки. Если он приподнимает попу, пытаясь ползти, нужно приподнять его за животик, так чтобы ручки выпрямились, и он мог опереться на ладошки.

Первое время малыш будет падать через несколько секунд, но после тренировок у него все получится.

Подтягиваемся

Берите малыша за ручки , когда он лежит на спине. Потягивайте малыша на себя вначале до , а в дальнейшем и полностью поднимайте ребенка. Такие упражнения должны входить в состав утренней и вечерней гимнастики.

В дальнейшем ребенку дают в руки гладкую палочку или кольца, за которые и подтягивают его.

Развиваем вестибулярный аппарат Поднимайте малыша в воздух , совершая «полеты» по комнате, раскачивайте его, положив его на свои ноги. Хорошо развивают вестибулярный аппарат упражнения на фитболе (качание из стороны в сторону, круговые повороты, наклоны).

Уделяйте своему малышу как можно больше времени, ведь только забота и любовь близких людей помогает разностороннему развитию ребенка.

Пятимесячный малыш – это маленький акробат, который неплохо познал возможности своего тела. Он более ярко реагирует на всё, что видит и слышит. Родители, которые занимались с крохой раньше, задумываются, как развивать ребенка в 5 месяцев, чтобы он был умным и ловким.

Любое развитие нужно начинать с диагностики состояния здоровья и способностей.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

В пятимесячном возрасте грудничок обычно ведет себя так, будто в его организме кости вовсе отсутствуют: лежа на спине, он тянет ножки к лицу и берет пальчики стоп в рот. Если же уложить его на животик, он с лёгкостью поднимет вверх грудную клетку и прогнёт спинку вниз, занимая позу «тюленя». Согласно наблюдениям педиатров и педагогов, пятимесячные дети могут демонстрировать и другие навыки.


Таблица навыков 5-месячного ребенка

В этом возрасте исчезают безусловные рефлексы. Все дальнейшие действия у детей происходят осознанно. Существует примерная таблица, что должен уметь младенец в возрасте 5 месяцев, с которой родителям рекомендуется сравнивать развитие своего малыша.

Физические навыки (крупная моторика)
  • переворачивается со спинки на живот;
  • уверенно держит в руках погремушку;
  • некоторое время сидит с опорой для спины;
  • держась за мамины руки, стоит несколько секунд.
Мелкая моторика
  • развивается рука: возникает противопоставление большого пальца;
  • появляется умение хватать;
  • ребенок берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее в руке;
  • ощупывает всё пальчиками: свою руку, лицо, одежду, игрушки.
Эмоциональные навыки
  • узнаёт родителей и близких;
  • в присутствии с незнакомыми людьми ведет себя настороженно;
  • с помощью мимики выражает различные эмоции;
  • криками и плачем пытается привлечь внимание близких людей.
Слуховые навыки
  • узнает знакомые голоса;
  • прислушивается к новым звукам;
  • поворачивает голову на источник звука;
  • по-разному реагирует на спокойную и веселую музыку.
Зрительные навыки
  • отдаёт предпочтение предметам яркой окраски;
  • умеет концентрировать взгляд на определенном предмете, в том числе движущемся.
Речевые навыки
  • певуче гулит;
  • произносит первые слоги;
  • повторяет отдельные звуки.

То, что должен уметь малыш в 5 месяцев, согласно наблюдениям педиатров России и ВОЗ, могут и умеют не все пятимесячные дети. Например, многие младенцы в этом возрасте ещё не способны переворачиваться, уверенно упираться на ножки, держась за руки взрослого, произносить слоги. Такое отставание входит в рамки нормы. Главное, чтобы малыш внешне был здоров и бодр.

Анастасия, мама 10-месячного Саши: «Мой сын в 5 месяцев уже поворачивался на бок, мог лежа на животе упираться на вытянутых ручках на ладони, но переворачиваться у него не получалось. Зато буквально спустя месяц сынок легко крутился со спинки на живот и обратно, а также уверенно сидел. Говорить первые слоги наш малыш тоже начал позже – в конце шестого месяца жизни».

Для пятимесячных детей важным показателем физического здоровья являются их рост и масса тела.

Рост и вес ребенка 5 месяцев

В зависимости от пола здоровые пятимесячные малыши весят от 4,8 до 10,4 кг. Ростовые и весовые нормы по ВОЗ определяются следующей таблицей:

Нормы для девочек (ВОЗ)

Условные обозначения таблицы: Р – рост; В – вес.

Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Рост (см) Вес (кг)
Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес
57,4 4,8
59,6 5,4
61,8 6,1 64,0 6,9
66,2 7,8
68,5 8,8
70,7 10,0

Нормы для мальчиков (ВОЗ)

Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий
Рост (см) Вес (кг)
Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес Рост Вес
59,6 5,3
61,7 6,0
63,8 6,7 65,9 7,5
68,0 8,4
70,1 9,3
72,2 10,4

В России нормы веса и роса определяются Московским НИИ педиатрии и хирургии.

Для пятимесячных малышей они имеют следующие значения:

Для всестороннего развития ежедневно рекомендуется заниматься с детьми развивающими упражнениями и играми. Ведь до года дети усваивают информацию и овладевают различными навыками быстрее, чем в какой-либо другой период своей жизни. Очень важно не потерять время, которое можно провести с колоссальной пользой для здоровья и интеллекта подрастающего поколения.

Как помочь малышу полноценно развиваться?

А. Шопенгауэр заметил: «Час ребенка длиннее, чем день старика».

Маме достаточно заниматься всего один час ежедневно, чтобы он становился более ловким, умелым и умным. За это время можно успеть выполнить гимнастику, поиграть и пообщаться. Для полезного досуга нужно выбрать подходящие занятия.

Ни у каждой семьи есть возможность посещать детские центры раннего развития. Несколько сложнее решать проблему, как развивать ребенка в 5 месяцев в домашних условиях. У домашнего развития есть свои положительные стороны: мама и папа смогут заниматься с крохой различными видами деятельности и вместе проводить развивающие игры.

Физическое развитие (крупная моторика)

Простейшее средство физического развития малыша – комплекс гимнастических упражнений.

Укрепление мышц спины и шеи

Для укрепления мышц спины и шеи крохе полезно упражняться на фитболе.

  • уложив ребенка на мяч животом вниз, мама придерживает его за ножки и слегка подкатывает мяч вперёд;
  • зажав мяч между своих ног, мама держит малыша под мышками, его ножки упираются в мяч. В таком положении мама позволяет крохе «попрыгать» на мягкой поверхности;
  • мама укладывает ребенка на мяч спинкой и, удерживая его за ножки, позволяет ему прогнуться по поверхности мяча;
  • мама укладывает кроху на животик и, удерживая его за ножки, катит мяч вперед до тех пор, пока ручки крохи не коснутся пола. На том месте, где ручки малыша будут приближаться к полу, следует положить несколько игрушек. Это позволит одновременно развивать реакцию крохи и его умение хватать рукой предметы.



Тренировка мышц рук

Сделать руки более крепкими помогут подтягивания. Мама садится перед ребенком, лежащим на спинке, берет его ладошки и аккуратно тянет его вверх, пока он не сядет. Дает радостному малышу остаться в таком положении полминуты и укладывает его снова на спинку.

Укрепление мышц ног

Езда на воображаемом велосипеде

Мама берет ножки малыша, обхватив у щиколоток, и делает по очереди движения, имитируя езду на велосипеде.

Прыжки

Мама садится на диван и ставит себе на колени малыша, придерживая его под мышками. Ребенок сам начнет отталкиваться от маминых ног ступнями, подпрыгивая.

Плавание

В домашних условиях малыши могут даже плавать. Для этого нужно набрать в ванну воды и, поддерживая малыша за спинку или животик, позволить ему грести ручками и ножками.

Развитие мелкой моторики

Если пальцы ребенка плотно сжаты в кулачок , перед началом игры их необходимо расслабить, сделав массаж ручек:

  • Обхватите ручки малыша за локтевой сгиб и потрясите их – это расслабит пальчики.
  • Возьмите ручки ребенка за запястья и слегка потрясите их. Разомните запястья, затем потрите ладошки.

Развивающие игры в 5 месяцев должны быть направлены на стимулирование захвата предметов ладошкой с противопоставленным большим пальцем и перебирание мелких предметов. Обязательны в этом возрасте пальчиковые игры.

Вращение в ладошках массажного шарика

Посадите ребенка на колени спиной к себе. Возьмите массажный шарик размером чуть больше детской ладошки и вложите его в руки малыша. Обхватите своими ладонями ладони ребенка и начинайте вращательные движения: по кругу, вдоль ладони и поперек.

Не нажимайте на ручки ребенка слишком сильно! Это может травмировать суставы или причинить боль от выпуклых элементов.



Возьмите яркий детский носочек и пришейте к нему пуговицы, бусины, бубенцы. Оденьте носок на левую ручку и следите за реакций ребенка. Он должен начать правой рукой ощупывать новую игрушку, мелкие предметы. Если этого не произошло, покажите как надо: подведите ручку крохи к носочку и его пальчиком коснитесь бубенцов.

«Колокольчик динь-динь»

Вам понадобится колокольчик и прищепка. Крепко привяжите колокольчик к прищепке и цепляйте на одежду крохи: на рукав, на штанишки, на носочек. Малыш должен тянуться к звенящему колокольчику и пытаться снять прищепку.

Следите, чтобы ребенок не прищемил пальчик, не оставляйте его одного с этой игрушкой!

Пальчиковые игры

Возьмите ручку малыша и его пальчиками одной руки поглаживайте ладошку другой. Приговаривайте стишок:

Мы пальчики погладим,
Так-так и вот так!
Мы пальчики потрем,
Так-так и вот так!

Сжимаем пальчики в кулачок и разжимаем по одному, читая стишок:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!



Эмоционально-социальное развитие ребенка

Пятимесячные крохи умеют проявлять радость и смеяться. Настороженно реагируют на незнакомого человека. Различают интонацию голоса и могут расплакаться, если услышат строгий или чрезмерно требовательный тон.

В развитии эмоций и взаимоотношений между ребенком и взрослым важную роль играют повседневные дела и занятия. Проявляйте эмоции во время кормления, купания, одевания и других занятий, и скоро малыш тоже начнет вам подражать.

Во время купания

Купая малыша, намыливаем ручки, ножки, голову и в конце животик, изображая удивление:

Здесь водичка холодненькая,
Здесь - тепленькая,
Здесь - горяченькая,
А здесь - кипяток, кипяток!

Поддерживаем «комплекс оживления»

Положив кроху на спинку потормошите и пощекочите его, улыбаясь, приговаривайте:

Мальчику:

Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сладенький кусочек!

Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!

Стимулируем смех

Поднимите малыша на вытянутых руках, одной поддерживая грудь ребенка, другой – его таз. Раскачивайте его вверх и вниз, приговаривая:

Топ, топ, топоток,
Еду, еду, путь далек.
Не шажком, не бегом,
А на палочке верхом!
(И. Михайлова)



Развитие зрения

Малыша привлекают яркие и красочные развивающие игрушки, поэтому он с удовольствием играет с ними.

Наблюдаем за движущейся игрушкой

К любой новой игрушке привяжите ленточку, чтобы ребенок не отвлекался на вашу руку. Положите малыша на спинку, покажите ему игрушку, потрясите. Перемещайте ее по кругу, следите, чтобы кроха следил за ней взглядом. Если он потянет ручки к игрушке, предоставьте ему самому схватить ее. Наблюдая за движением игрушки, малыш учится фиксировать взгляд и следить за ее перемещением.

Неваляшка

Сейчас в продаже имеются не только классические неваляшки-девочки, но и животные – зайчики, мишки, утята. Играя с неваляшкой, малыш учится приводить в действие игрушку и наблюдать за ее мелодичным танцем и раскачиванием в стороны.

Прятки

Игры «В прятки» со исчезающими игрушками развивают любопытство и зрение малыша. Прикройте игрушку платочком и спросите: «Куда мишка спрятался?». Затем уберите платочек и радостным голосом скажите: «А вот и мишка!». Чуть позже ребенок радостно начнет сам убирать платочек.

«Идет коза рогатая»

Малыш уже узнает мама и папу. Эта игра научит узнавать других членов семьи. Поднесите ребенка к бабушке или дедушке. Пусть они поиграют с крохой в «бодашки», читая ему стишок:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками - топ-топ!
Глазками - хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Того забодает, забодает!

Развиваем слух

Малыши в 5 месяцев очень любят извлекать звуки из самых разных предметов. Даже элементарная погремушка для них уже не просто яркая грохочущая штука, а что-то вроде примитивного музыкального инструмента. Часто, играя с ней, кроха даже подпевает.

С помощью игр развивается слуховое восприятие малыша.

Откуда звук

Накрывая пелёнкой включенную музыкальную игрушку, взрослый спрашивает: «Откуда звук?». Малыш прислушивается к музыке, ищет взглядом источник звука.

Бубен

Сядьте на пол, малыша посадите на колени спиной к себе. Возьмите бубен, потрясите им справа от ребенка. Малыш должен повернуть голову в сторону звука. Приблизьте бубен к ребенку, позвольте ему постучать по игрушке. Так он научится устанавливать взаимосвязь между своими действиями и исходящими звуками.

Учимся различать мелодии

Возможно, ребенок еще не понимает разницу между спокойной и плясовой мелодией. Научите его, как реагировать на веселую музыку. Возьмите кроху на ручки и потанцуйте с ним, напевая песенку на мелодию «Во саду ли в огороде»:

На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают!

Когда подойдет время сна, тихо спойте колыбельную, покачивая малыша на руках:

Баю-баю, баю-бай,
Ты собачка, здесь не лай,
Белолапа не скули,
И (имя ребенка) не буди.



Развиваем речь

Пятимесячные крохи охотно «разговаривают». Для того чтобы развивать речь малыша, с ним необходимо постоянно разговаривать, комментируя все происходящее вокруг самыми простыми фразами: «мама тот-топ», «водичка кап-кап», «звоночек динь-динь». Чаще разговаривайте, расположив малыша так, чтобы он хорошо видел ваши губы.

Поем песенки из слогов

Пойте простые песенки из слогов. Ребенок охотно будет повторять за мамой: «та-а-а-а, да-а-а-а, ма-а-а-а, па-а-а-а».

«Кто как кричит?»

Игры на подражание звукам животных забавляют малышей, и стимулирую их научиться произносить такие же звуки. Для игр можно использовать игрушки: кошечки, собачки, птички. Держите игрушку и произносите: «Как кошечка мяукает? Мяу!»

Оксана, мама двухлетней Даши: «Когда Даше было 5 месяцев, она начала складывать звуки в слоги. Я предложила ей поговорить: произносила певуче слоги «ма», «па», «на», «ля», «да», «не». Она повторяла их, как умела. Ей нравилось, что мы вместе развиваем речь. Уже в 7,5 месяцев доченька стала лепетать первые простые слова: «мама», «папа», «да», «ляля». Сейчас ей 2 года, она легко строит небольшие предложения, выговаривает почти все звуки. Я думаю, это наши «разговоры» так повлияли на развитие ее речи».

Познавательное развитие ребенка 5 месяцев

Игры, прогулки и общение с малышом способствуют развитию его интеллекта. Родители могут поиграть в развивающие игры для малышей 5 месяцев:

Изучаем лицо

Склонившись над ребенком, дайте ему возможность изучить ладошками сначала ваше лицо, а затем и свое собственное. Не забывайте называть те части, до которых малыш дотрагивается.



Изучаем причинно-следственные связи

Соберите цветные пирамидки или башенки из нескольких деталей. Стройте, чтобы малыш видел, как вы это делаете, покажите, как из кубиков можно соорудить элементарные постройки. Поднесите ребенка к пирамидке. Он ее толкнет и скорее всего, сломает. Скажите: «Бух! Упала» . Предложите построить еще.

Знакомьтесь с предметами и окружающим миром

Что бы вы ни делали и где бы ни находились, если ребенок рядом, показывайте ему предметы и называйте их: «Это кастрюля», «смотри, кошечка».

Вика, мама Анюты 1 год: «В 5 месяцев я активно показывала дочке предметы в нашей квартире и на улице. Диван, шкаф, стол и т.п. называла почти каждый день. В 6 месяцев показывала карточки с изображением тех же предметов. Удивительно, но в 8 месяцев Анюта на вопрос «Где стол?» показывала пальчиком стол. А если я раскладывала перед ней 5 карточек и задавала тот же вопрос, она и на карточке находила стол».

Огромная роль в развитии пятимесячных малышей принадлежит игрушкам.

Развивающие игрушки

С помощью игрушек малыш познает окружающий мир.

Развивающие игрушки для малышей 5 месяцев:

  • На развивающем коврике малышу будет интересно и полезно проводить время самостоятельно;
  • Музыкальные игрушки отвлекут и успокоят плачущего ребенка;
  • Книжка для малышей с мягкими страничками познакомит со своими героями;
  • Молоточки – стучалки, юла, матрешки и неваляшки научат малыша играть самостоятельно.

Распорядок дня, как элемент развития

Режим крохи – важный фактор его развития. Именно от правильности распорядка дня зависят его физическая и познавательная активность, способность воспринимать информацию.

Чтобы кроха полноценно питался, развивался и отдыхал, его режим дня должен быть четко организован.

После утреннего пробуждения должен быть завтрак, зарядка, гигиенические процедуры, время для игры. Когда малыш устанет, ему необходимо поспать не меньше часа. Затем можно покушать и отправляться на прогулку. Потом снова прием пищи, отдых, игры, вечерние гигиенические процедуры, сон.

Привыкая жить в определенном ритме, кроха становится собранным, организованным, спокойным и внимательным. А это – важнейшие основы для его полноценного развития.

Заключение

Родители должны лишь помнить, что развивающие занятия с малышами в 5 месяцев должны быть разнообразными и непродолжительными, чтобы кроха не переутомлялся. Тогда результат от этих занятий не заставит ждать и проявится уже к году.

Учеными установлено, что дети, с которыми активно занимались до года, вырастают более любознательными, отличаются хорошей памятью и высоким интеллектом.

Развитие пятимесячного ребенка требует от родителей немало времени и сил. Но занятия с крохой приносят взрослым столько позитивных эмоций и оказывают такое полезное влияние как на детей, так и на маму с папой, что времени на них совершенно не жалко.

Видео: Развитие нервной системы ребенка в 5 месяцев

  1. Дюкова Е. Мать и дитя: от беременности до 3 лет.
  2. Лучшие методики раннего развития.
  3. Л. Суркова. Быть мамой здорово! Беременность и первый год жизни малыша.
  4. Н. Андреева. Беременность, роды и первый год жизни ребёнка.

С момента рождения крохи прошло уже 5 месяцев. К этому времени малыш научился дарить улыбку своим близким. Режим дня остается прежним, а вот развивающие занятия немного усложняются. У крохи формируются предпосылки к ползанию и начинают прорезываться первые зубки.

Развитие ребенка в 5 месяцев продолжается, и беспокойных мамочек интересуют вопросы физиологии, психологии, питания, ухода и досуга любимого малыша.

Физиологическое развитие в 5 месяцев (таблица)

Продолжительность бодрствования увеличивается до 1,5 - 2 часов.

Некоторые малыши начинают переходить на трехразовый сон, который длится 1,5 – 2 часа.

На протяжении всего дня малыш нуждается в приеме пищи 6 раз с интервалом в 3,5 часа.


Нормы развития ребенка в 5 месяцев

К пяти месяцам увеличивается мышечная масса малыша. Педиатр должен регулярно осматривать ребенка, и тщательно следить за его развитием и антропометрическими показателями. Чаще всего, за основу берется таблица, разработанная Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).

При рассмотрении показателей измерения роста и веса необходимо выбрать отправную точку. Учитывая, что в первые дни после своего появления на свет новорожденный немного теряет в весе, за основу возьмем показатели, которые зафиксированы в день выписки из роддома.

Таблица: нормы роста и веса ребенка в 5 месяцев, разработанные ВОЗ


Рост и вес (мальчики, девочки)

Таблица ВОЗ приводит среднестатистические показатели, по которым мама может провести сравнительный анализ веса своего ребенка.

Все дети индивидуальны. При рождении они наследуют генетику своих родителей. Если в семье родители худощавые или полные, то и дети будут, соответственно, худенькими или полненькими.

На вес и развитие малышей влияет еще и их гендерная принадлежность. Мальчики всегда крупнее девочек. Но по своей двигательной активности девочки превосходят мальчиков: девочки более подвижны.

У девочек быстрее начинают прорезываться зубки, и этот процесс проходит в более легкой форме, чем у мальчиков.

Краткая таблица навыков

Двигательная активность
  • продолжительное время лежит на животе, опираясь на ладошки;
  • при поддержке подмышки крепко упирается выпрямленными ногами в поверхность пола;
  • развиваются навыки, необходимые для ползания;
  • из положения лежа подтягивая ручки и голову, пытается самостоятельно сесть.
Зрительное восприятие
  • благодаря зрению и осязанию развивается координация рук. Малыш отводит большой палец и схватывает игрушку;
  • может перекладывать игрушки из одной руки в другую;
  • энергично размахивая погремушкой, реагирует на извлеченные из нее звуки.
Слуховое восприятие
  • поворачивает голову или ищет глазами источник звука;
  • внезапный звонок или громкая музыка способны испугать малыша;
  • внимательно прислушивается к взрослой речи, пытается певуче гулить;
  • успокаивается и хорошо засыпает под тихую мелодию.
Понимание и развитие речи (гуление)
  • малыш находится на подготовительном этапе развития активной речи (это звуки и слоги, которые малыш может произносить);
  • во время бодрствования певуче и с разной интонацией гулит;
  • пробует произносить согласные звуки;
  • сочетая гласный звук с согласным, произносит первые слоги: ма, ба, па, таким образом, у малыша появляется лепет;
  • развивается артикуляционный аппарат, слуховое восприятие и речевой слух. Малыш внимательно прислушивается к звукам, которые произносят взрослые, и пытается самостоятельно произнести их в виде отдельных слогов.
Познавательное развитие ребенка в 5 месяцев продолжает знакомиться и познавать окружающие его предметы
  • обследует предметы и игрушки: притягивает, отталкивает, ощупывает, обследует языком и губами. Для извлечения звука хлопает, размахивает, стучит и бросает игрушки на пол;
  • притягивая и отталкивая предметы, понимает, что они способны двигаться;
  • при захватывании различных предметов развивает тактильную чувствительность ладоней, определяет форму предметов и материал, из которого они сделаны (дерево, резина, ткань, полиэтилен);
  • ведет элементарную исследовательскую деятельность с игрушками, имеющими разные физические свойства (тонет, мокнет, пищит, рвется).
Эмоционально-социальное развитие ребенка в 5 месяцев
  • при виде близкого человека малыш останавливает на нем свой взгляд, дарит ему улыбку, гулит и оживленно двигает ножками и ручками – такая реакция называется «комплексом оживления».
  • различает близких и чужих людей. В незнакомой обстановке ведет себя настороженно;
  • различает ласковый и сердитый тона голоса, по-разному на них реагирует.
Психологические изменения
  • уверенно держит голову в вертикальном положении;
  • избирательно относится к близким людям;
  • учится дифференцировать звуки, форму и цвет предметов.

Правильное и всестороннее развитие ребенка происходит только на фоне его положительного эмоционального состояния.

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Упражнения и занятия с ребенком

Для проведения занятий в режиме дня малыша отводится специальное время: после кормления, в период бодрствования: с 10.00-10.30 и с 13.30-14.00, их продолжительность не должна превышать 5-7 минут.

Занятия проводятся только на фоне благоприятного эмоционального состояния ребенка. Если он испытывает недомогание или капризничает, то лучше отложить всё до более благоприятного периода.

Великий педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В головном мозге у человека центры, отвечающие за движение пальцев рук и речь, расположены довольно близко. Развитие моторики рук активизирует в коре головного мозга соседние зоны, отвечающие за речь и мышление.



Развиваем мелкую моторику

Как развивать у 5-месячного малыша координацию и моторику рук? Для этого существуют специальные упражнения.

Учитывая, что малыш умеет продолжительное время лежать на животе, опираясь на ладошки, можно смастерить специальное пособие. Сшить небольшую плоскую подушечку размером 20 на 40 см и толщиной не более 1,5см и дополнительный набор чехлов из разных по цветовой гамме и структуре тканей (байка, атлас, клеенка). С обратной, «нейтральной», стороны чехла пришиваем разнообразные плоские пуговицы: овальные, круглые, квадратные, большие и маленькие. Лежа на животе и опираясь на ладони, руки малыша будут находиться на поверхности подушечки. Взяв руку за запястье, взрослый проводит ладонью по поверхности изготовленной подушечки, позволяя малышу ощупывать ее.

Подобное упражнение используется для развития исследовательских навыков и тактильных ощущений рук.

Мария, мама 5-месячного Ильи: «Сшила для своего сынишки подушечку с набором разных чехлов, пришила с обратной стороны пуговицы. Лежа на животе, он с удовольствием ее обследует. Илье нравится разноцветное поле с пуговицами. Он с удовольствием хлопает ладошкой по подушке и пытается пальчиками захватить их. Когда переворачиваю подушечку на обратную сторону, то сынишка подолгу смотрит на нее и водит ладошками по поверхности, словно пытается нащупать исчезнувшие пуговицы!»

Формируем навыки ползания и ходьбы

Ползание

Для подготовки ребенка к ползанию и развития этого навыка необходимо положить малыша на живот и чуть поодаль от него расположить яркую игрушку или любой другой предмет, вызывающий у него интерес. Любые попытки малыша приблизиться к игрушке, необходимо подбадривать и поощрять.



Ходьба

Для формирования первичных навыков ходьбы взрослому необходимо взять малыша подмышки, поставить ножками на твердую поверхность и в таком положении удерживать какое-то время. Малыш будет сгибать, и опускать свои ножки. При движении вперед получится своеобразная имитация ходьбы. Если положить под ноги специальный массажный коврик, малыш получит общеукрепляющий массаж стоп.

Развивающие игры с ребенком в 5 месяцев

При помощи развивающих игр малыш познает окружающий мир, учится распознавать предметы и устанавливать между ними взаимосвязь.

Игры с подвесными игрушками

Для этого понадобится: мобиль и подвесная игрушка на пружине или резинке.

Используя классический мобиль, можно научить малыша выполнять два взаимосвязанные действия, которые приводят к определенному результату. Взрослый крутит и потряхивает игрушкой, побуждая малыша дотянуться до нее. Схватив, ребенок потянет ее к себе, но если отпустит, она вернется в исходное положение. И малыш потянется снова.

Можно предложить малышу потянуть за колечко, подвешенное за веревочку. Таким образом, колокольчик, прикрепленный к мобилю, начнет издавать звук. Так малыш осуществит простое действие, имеющее результат.

Игры с погремушками

Взрослый должен учить малыша брать погремушку из своих рук и из любого положения тела, на протяжении 1-2 минут удерживать ее в руке. Ориентируя малыша на яркую игрушку, лежащую сбоку, нужно провоцировать его переворачиваться с живота на спину и наоборот.



Игры и неваляшками

Такие игры позволяют малышу развивать зрительное и слуховое восприятие, а также координацию рук. На вопрос: «Где неваляшка?» , - малыш поворачивает голову и пытается до нее дотянуться. На первых порах можно к неваляшке привязать веревочку с кольцом. Так, дергая за кольцо, он приведет игрушку в движение.

Словесные игры

Существует множество потешек, песенок, игр и игрушек, способных развлечь и позабавить малыша. Например, потешки «Ладушки, ладушки», «Сорока-Белобока» заставляют ребенка прислушаться к речи взрослого и следить за его действиями. Взрослый, держа кроху на руках, имитирует движения (хлопает в ладоши, водит пальчиком по ладошке и загибает один пальчик за другим).

-Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Кислую капустку!
Попили, поели,
Шу-у-у! Полетели!
На головку сели,
Ладушки запели.

Игрушки для детей в 5 месяцев

Разнообразные игры и игрушки способствуют познавательному, сенсорному развитию малыша, развивают координацию и движение рук, учат его видеть прекрасное в этом мире.

Какие игрушки нужны 5-месячному ребенку

  • разноцветные погремушки с ярко выраженной ручкой, иначе малышу сложно будет держать ее в руках. Погремушки способствуют развитию взаимодействий с предметами;
  • резиновые игрушки-пищалки. Сжимая их в руке, кроха сможет развивать тактильные ощущения и общую моторику рук. Резиновыми игрушками можно развлечь ребенка во время купания;
  • неваляшка, юла, башенки, пирамидки и матрешки: они своей красочностью привлекут и позабавят 5-месячных детишек. Производя разнообразные манипуляции с игрушками, ребенок учится различать форму, цвет предметов, их величину.
  • мячи небольшого диаметра способствуют развитию двигательной активности;
  • музыкальные игрушки развивают слуховое восприятие. Своей мелодичностью они способны успокоить малыша;
  • заводные игрушки способствуют развитию зрительного восприятия. Они забавляют и веселят маленького кроху.
  • Игрушки должны иметь сертификат качества и изготавливаться из экологически чистого материала;
  • Все игрушки должны быть безопасными для детей. Помните, что вовремя прорезывания зубов малыши берут в рот не только собственный кулачок, но и игрушки;
  • Игрушки необходимо ежедневно мыть!

Досуг

Каждый день для малыша наполнен разными открытиями, событиями и достижениями. Без любви и заботы близких людей невозможно полноценное развитие маленького крохи. Несмотря на цикличность периодов в режиме дня ребенка: сон, кормление, бодрствование, – его досуг должен быть разнообразным и интересным.

Прогулки

Одежда

Одежда ребенка должна соответствовать погодным условиям. Переохлаждение и чрезмерные укутывания одинаково вредны для здоровья.

Время

Прогулки оказывают положительное влияние на физическое развитие малыша. Они должны быть ежедневными, особенно в теплое время года. Не рекомендуется гулять с крохой при температуре ниже -10 С.


Место

Для прогулок лучше выбирать местность, удаленную от автомобильных дорог. Для этой цели подойдут разнообразные парки.

Как гулять?

Гуляя с малышом, нужно постоянно с ним разговаривать. Покажите ему листочки или веточки на деревьях, скамеечки, на которых отдыхают прохожие, кошечек и собачек, прогуливающих по травке.

В процессе прогулок ребенок познает окружающий мир, расширяется его кругозор.

Чем занять малыша

Малыш постоянно нуждается во внимании взрослого человека. Но бывают моменты, когда маме нужно заняться домашними делами, а кроха все время сидит на руках и не дает возможности что-либо сделать. Для того, чтобы найти выход в данной ситуации без капризов и слез, необходимо приучать ребенка к самостоятельным играм.

Любое новое и интересное занятие способно отвлечь малыша и переключить его внимание на другую деятельность.

Заинтересовать кроху могут любые яркие и пока еще незнакомые игрушки. Исследуя и производя различные манипуляции с ними, он может некоторое время побыть один.

Если мама занята на кухне, то ребенок обрадуется кухонным инструментам, которые ему дадут на растерзание. Например, деревянную ложку и кастрюлю, по которой можно стучать. Шума много, но руки мамы свободны!

Питание ребенка в 5 месяцев

Правильное и сбалансированное питание имеет большое значение для нормального роста и развития маленьких детей. Малыши до 5 месяцев на протяжении всего дня нуждаются в приеме пищи 6 раз (через каждые 3,5 часа).

Маленькие дети от 5 – 6 месяцев переходят на 5-разовое питание с интервалом между кормлениями в 4 часа.

При недостатке материнского молока или его отсутствии детей переводят на полноценное смешанное или искусственное вскармливание.

При любом виде вскармливания детям даются фруктовые, ягодные и овощные соки.

На грудном вскармливании

Основной пищей для 5-месячного ребенка пока еще остается материнское молоко.

В этом возрасте у малыша все еще сохраняется сосательный рефлекс. Он помогает малышу не только насытиться, но и успокоиться.

На смешанном вскармливании

При недостатке материнского молока врач-педиатр назначает специальные адаптированные детские смеси. Ребенка докармливают из специальной бутылочки сразу же после кормления грудью.

Все смеси изготавливаются на молочно-консервных комбинатах. Для того, чтобы состав смеси приблизить к материнскому молоку, белок коровьего молока подвергают специальной обработке, повышая его усвояемость и перевариваемость.

Кисломолочные смеси готовятся на основе адаптированной молочной основы с применением кисломолочных бактерий.

На искусственном вскармливании

Перевод ребенка на искусственное вскармливание требует пристального внимания. Особенно это относится к детям, перевод которых происходит внезапно. В первые 2 – 3 дня малышу дают небольшой объем пищи (приблизительно 2/3 от суточной возрастной нормы), дополняя недостающее количество чаем. Если ребенок хорошо переносит назначенную смесь, то в течение 3 – 4 дней, ее количество доводится до суточной нормы.

Прикорм

При недостаточном весе в 5 месяцев ребенок получает первый прикорм.

Хорошо подойдет овощное пюре. Они насыщают детский организм необходимыми витаминами и минеральными веществами. Ослабленным детям пюре из овощей рекомендуется вводить на 2 недели раньше.

Для приготовления первого овощного пюре можно использовать кабачки (цукини), брокколи, картофель, тыкву. Из-за высокого содержания крахмала и фосфора доля картофеля ограничивается ½ объема блюда.

В качестве второго прикорма малышу дается 8 – 10 %-ная каша, которая готовится на коровьем молоке 3,2% жирности.

Для лучшего усвоения каш разнообразные крупы перемалывают в муку. Возможен и другой вариант: уже готовые каши измельчают блендером.

С 5 месяцев в положении полусидя на руках у взрослого, нужно приучать ребенка есть с ложечки.


Уход и гигиена

Малыши постоянно нуждаются в тщательном уходе. Постельные принадлежности и одежда малыша должны быть чистыми и проглаженными. Нельзя допускать длительное пребывание малыша в мокрой одежде. Чрезмерная влага негативным образом сказывается на нежной коже малыша: на ней появляются опрелости и раздражения.

Если малыша приучили к опрятности, следили за чистотой его кожи, то в этот период он может отрицательно реагировать на мокрое белье, грязное лицо, проявляя при этом беспокойство.

Елена, мама 5-месячной Алины: «У моей Алины на попе появляется раздражение от памперсов. Стараюсь пользоваться ими в редких случаях. Мокрые пеленки и ползунки меняю постоянно. В последнее время стала замечать, что дочь сама извещает меня о необходимости смены белья».

Заключение

Подводя итог вышесказанному, в краткой таблице развития, изложим все достижения 5-месячного малыша:

Критерии
Достижения
Вес, рост
По сравнению с предыдущим месяцем малыш прибавил в весе 700г и подрос на 2 см.
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
  • опираясь на ладони, длительное время лежит на животе;
  • развиваются движения, способствующие навыку ползания;
  • умеет перекладывать погремушку из одной руки в другую;
  • ритмично взмахивая погремушкой, извлекает звуки;
  • поворачивает голову в сторону источника звука;
  • прислушивается к взрослой речи, начинает певуче гулить;
  • пробует произносить некоторые согласные звуки;
  • малыш внимательно прислушивается к звукам, которые произносят взрослые, и пытается самостоятельно произнести их в виде отдельных слогов;
  • по-разному реагирует на близких и незнакомых людей, то же самое касается и окружающего пространства;
  • различает ласковый и сердитый тона голоса, по-разному на них реагирует;
  • уверенно держит головку;
  • появляется избирательное отношение к взрослым;
  • начинают прорезаться зубы.
Питание
  • с 5 месяцев вводится первый прикорм;
  • с 5,5 месяцев вводится второй прикорм.
Уход и гигиена
Начинает беспокойно реагировать на испачканное и мокрое белье
  1. С.Л.Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», стр.8-12;
  2. В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика», стр.124-129;
  3. В.Г.Кисляковская «Питание детей раннего и дошкольного возраста», стр.43-48;
  4. Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром», стр.29-38.

Видео: Гимнастика и массаж для малышей 5-6 месяцев