Мария Монтессори (1870-1952) — итальянский педагог, создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания.

Занимаясь проблемами лечения детей с ограниченными умственными возможностями, Монтессори разработала метод развития органов чувств у умственноотсталых детей дошкольного возраста. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников. Позже Мария Монтессори решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам.

В основе педагогической системы Монтессори лежит принцип недопустимости насилия над ребенком. Ребенок для нее – целостная активная личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию. Задача взрослого заключается в том, чтобы подготовить развивающую среду все предметы, с которыми работает ребёнок, доступны для него и стоят в определенном порядке, который дети сами поддерживают, так осуществляется свобода выбора — и наблюдать за самостоятельной работой ребенка, предлагая свою помощь лишь тогда, когда это необходимо.

Главное место в системе Монтессори принадлежит ребенку, а взрослый лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

Огромное значение для Монтессори имело качество пособия . Она внимательно следила за тем, с какими пособиями дети занимаются охотно, и отбраковывала те, к которым они не особенно тянулись. Дидактический материал устроен таким образом, что позволяет малышу самому обнаруживать допущенные ошибки, а это, по мнению Монтессори, развивает внимательность ребенка, его ответственность и уверенность в себе.

Монтессори предлагала делить пространство, где находится (занимается) ребенок на пять зон :

1. зона практической жизни, где ребенок развивает навыки самообслуживания (правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое);

2. зону сенсорного развития, где представлены материалы для развития зрения, слуха, обоняния, осязания, а также имеется прекрасная возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.

3. зона математического развития, которая содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет

4. зона языкового развития, в которой малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

5. космическая зона, где ребенок может удовлетворить свое любопытство в области географии, физики, химии и других наук и где он учится осознавать целостность мира и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

Изучая последовательность развития тех или иных навыков, Монтессори заметила, что в естественном развитии ребенка можно выделить сензитивные периоды , когда наиболее легко и непринужденно формируются отдельные навыки, умения, представления. Большинство сензитивных периодов приходятся на первые шесть лет жизни. Так, от рождения до шести лет в несколько этапов происходит развитие речи, примерно с двух с половиной до шести лет возникают и закрепляются социальные навыки, период особой чувствительности к восприятию мелких предметов приходится на возраст приблизительно от полутора до двух с половиной лет и т.д. Время возникновения, длительность и динамика сензитивных периодов несколько различаются у разных детей. Главный показатель наступления того или иного периода – интерес ребенка к соответствующему типу деятельности.

Сейчас Монтессори-педагогика широко распространена во многих странах. В России существуют в основном Монтессори-сады для детей от 3 до 6 лет. Отношение к этой педагогической системе неоднозначное: бытует мнение, что в ней не уделяется достаточного внимания эстетическому воспитанию детей, а также недооценивается значение ролевых игр для развития ребенка. Кроме того, у многих противников этой системы вызывает опасение привычка ребенка самому решать, чем он хочет заниматься в данный момент, а чем нет. Такая привычка, по их мнению, может привести к проблемам адаптации в условиях школьной дисциплины. Сторонники же метода утверждают, что дети, воспитанные по системе Монтессори, отличаются самостоятельностью, аккуратностью, ответственностью, они умеют ставить цели и принимать решения, они понятливы, доискиваются до сути, а главное – умеют и хотят быть свободными.

Педагогическая история о воспитание и развитие детей сохранила сотни имен, но по пальцам одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это не только потому, что многие ее прозрения нашли научное подтверждение, но и потому, что Мария нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике обучения и развития ребенка .

Система развития ребенка по Монтессори строилась не один день. Мария дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавляет Монтессори общество Женевы. Она переписывалась с дочерью Зигмунда, детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями, по которым происходит правильное развитие ребенка . Но во многом она остается врачом и исходит из физиологии детей. Даже в понятие свободы она вкладывает биологическое значение и понимает под ней, прежде всего, независимость. На примерах из собственной педагогической практики Мария доказывает, что взрослый может не делать чего-то за малыша, а просто должен помогать ему действовать самостоятельно, поощряя физическое и личностное развитие ребенка . Ведь малыш попадает в наш мир и видит его чуждым и неприспособленным для его жизни. У него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир под себя, не задумываясь о нем. А ему трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.

М. Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность попробовать сделать это и многое другое самостоятельно. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для правильного развития ребенка, а их очень много. Все эти чашечки, подносики, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки - положи их в беспорядке, они вызовут только чувство бессилия перед хаосом мира. Монтессори предложила расположить их в определенной строгой логике, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько, потому что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее для личностного развития ребенка. Мария вообще считает, что порядок органичен для малыша, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый может создать условия, в которых порядок прост и естественен. Он не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы, не пользуется образными иносказаниями, мораль которых выскакивает как чертик из коробки, оставляя лишь чувство недоумения. Учитель предлагает ребенку принять только одно четкое правило: «Взял, поработал, положи на место». Но чтобы работа приносила пользу для воспитания и развития ребенка, учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок. На нем взрослый показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес.

Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей методике развития детей дошкольного возраста . Второе - индивидуальный подход. Это, конечно, не означает, что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Все немного по - другому. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием.

Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог класса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Хотя и здесь есть некоторые ориентиры. Так М. Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Так развитие ребенка по Монтессори проходит в несколько этапов: от 0 до 6 лет развитие речи, а до 5,5 сенсорное развитие. В среднем с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни. И, конечно, нельзя не сказать о коротком (от 0 до 3 лет) периоде восприятия порядка. Он фактически определяет отношения малыша с миром, потому что касается не только порядка в окружающей среде, но и во времени (запускаются «внутренние часы» ребенка) и во взаимодействиях со взрослыми.

Если опоздать и не воспользоваться ценными для правильного развития ребенка появившимися у него возможностями, то малыш может потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.

Монтессори призывает нас не ускорять физическое и психическое развитие ребенка , но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед малышом скатерть самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что и как помогает правильному развитию детей. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия. Так до известного только ему предела он может развивать все свои чувства. Это знание он может применить даже осваивая буквы, которые сделаны из шершавой бумаги наклеенной на дощечки. Обводя их пишущими пальчиками, ребенок запоминает не только саму букву, но и как ее писать.

Удивительно, но если для развития детей в детском садуучитель делает все правильно и родители ему не очень мешают, у ребенка возникает внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается что для того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать «уголек» в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.

Сама Мария пишет: «Неверно, что Монтессори-учитель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен: вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, его последующая «бездеятельность» - знак успеха». Главная задача взрослого в методе развития ребенка по Монтессори помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит через три этапа. Первый - подготовка привлекательной для малыша и удобной для его работы среды. Второй - разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и развитию остальных. На этом сложном этапе учитель показывает шалуну, что его любят даже таким, беспокойным и несносным и вместе с тем без устали помогает малышу найти то, что заинтересует его и поможет сконцентрироваться на работе. Энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной деятельности, направленной на всестороннее развитие ребенка . На третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы.

Большая часть воздействий учителя происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы, где происходит развитие ребенка по Монтессори.

Мария заметила, что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. Используя это наблюдение в своей методике развития детей дошкольного возраста, Мария наполнила свои классы детьми разных возрастов выделив две группы. В первой - дети от 3 до 6 лет, во второй от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру еще можно осваивать и в разных формах и направлениях.

Организовать помощь второй группе значительно труднее, поэтому классов для детей от 6 до 12 в мире значительно меньше, чем классов от 3 до 6. И все же в некоторых странах (США, Нидерланды) школ развития ребенка по Монтессори довольно много.

В основном это страны, где не было тоталитарных режимов, с которыми педагогика М.Монтессори не уживалась нигде в мире. Ведь диктаторам не нужны ответственные, независимые и самостоятельно мыслящие личности, которые воспитываются и развиваются в детях на занятиях в классах Монтессори.

К концу тридцатых годов в педагогической системе развития ребенка по Монтессори появляется новый мотив. Все, что происходит в мире, считает М. Монтессори, определено космическим планом. Его «пишет» Творец, и Он наделяет человека особой миссией. Людей ведут по пути от подмастерья, выполняющего волю Творца к вершинам мастерства. Уже сейчас столь несовершенный человек, единственное существо, наделенное разумом, несет ответственность за все, что происходит в мире. Но в жизни каждого из нас возникает конфликт между нашей космической задачей и тем, что мы делаем под воздействием социокультурных условий и обучения.

Маленького ребенка М. Монтессори воспринимает как наиболее «чистого» носителя замысла Творца. Тогда главная задача взрослых - не разрушить своим вмешательством этот замысел. Эти идеи не всегда воспринимаются теми, кто берется работать по системе М.Монтессори. Тем не менее, они вполне органичны для обучения иразвития ребенка по методике Марии Монтессори и придают ей стройность и завершенность.

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

1. Основные идеи педагогики Монтессори....................................................5

2. Идеи М. Монтессори в детском саду..........................................................9

3. Особенности развития идей Монтессори в Беларуси и их влияние

на общественное дошкольное воспитание................................................12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….16

Введение

Дошкольное воспитание закладывает основу личности, способствует раскрытию способностей ребенка на протяжении всей его последующей жизни. Система дошкольного воспитания решает задачи обучения ребенка жизни в обществе, знакомства с основными законами жизни и природы, подготовки его к школе.

Гармонично устроенное обучение и жизнь ребенка в детском саду позволят реализовать ему заложенный потенциал, начиная с раннего возраста.

Поэтому педагоги дошкольного воспитания стремятся использовать в своей практике системы наиболее естественно подходящие для детей, учитывающие их возрастные особенности, любознательность и стремление изучать окружающий мир во всем его многообразии.

Широко известная педагогическая система Марии Монтессори лежит в основе многих существующих систем воспитания маленьких детей. Она основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме.

Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Известная как выдающийся ученый и гуманист она создала систему, равной которой в мировом опыте не было и нет. Европа, Америка, Индия, Китай, Япония – тысячи Монтессори-школ открыты по всему миру.

Цель исследования – рассмотреть сущность педагогической системы Монтессори и возможность ее практического применения в дошкольном воспитании в Беларуси.

Объект исследования: педагогическая система М. Монтессори.

Предмет исследования: особенности развития идей М. Монтессори в Беларуси.

Для достижения цели исследования в работе решаются следующие задачи:

1. Изучить основы педагогической системы Монтессори.

2. Рассмотреть процесс реализации идей М. Монтессори в детском саду.

3. Проанализировать особенности развития идей Монтессори в Беларуси и их влияние на общественное дошкольное воспитание.

1. Основные идеи педагогики Монтессори

Начнем с небольшой исторической справки об основательнице педагогики, ставшей известной во многих странах. Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии, а умерла в 1952 году в Голландии. Она была первой женщиной-врачом в Италии, работала ассистентом в психиатрической клинике, преподавала в Римском университете и, только получив степень доктора философии, основала в одном из бедных кварталов Рима «Дом ребенка».

Именно об этом «Доме ребенка» позднее она написала уникальный труд «Дом ребенка. Метод научной педагогики».

Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. Изучение жизненного пути ребенка, проходящего в непосредственной близости от взрослых, именно изучение, а не вмешательство со своими воспитательными приемами и принципами, она ставила в основу педагогической антропологии.

М. Монтессори считала, что любые практические действия, теории и модели могут строиться только на фундаментальных знаниях о развивающемся человеке. Научные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли ей открыть «феномен поляризации внимания», из которого, собственно, она и делает выводы о свободном саморазвитии ребенка и о способах организации его работы в специально обустроенной среде.

Одна из значительных работ Марии Монтессори называется «Дети – другие». Уже в названии книги виден ее принципиальный взгляд на картину жизни ребенка. Он заключается в том, что психика и само сущность ребенка устроена иначе, чем у взрослых.

Если взрослые приобретают знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто впитывает жизнь целиком. У маленького ребенка нет памяти, сначала ему надо ее построить. Ребенок переживает время иначе, чем взрослые. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, в то время как взрослые постоянно планируют свою жизнь, выделяя самые срочные и необходимые дела.

Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии.

Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым – одно из самых сильных чувств детства. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.

«Одним из важных антропологических наблюдений Марии Монтессори, было определение в психической жизни ребенка особых периодов наиболее интенсивной восприимчивости тех или иных проявлений жизни». В отношении животных подобные периоды в конце 19 века пытались определить английский генетик Арнольд Джисл и голландский биолог Гуго де Ври. Они доказали, что созревание функций психики человека может происходить только через освоение внешнего мира, которое протекает по-разному на разных ступенях развития, ибо в процессе роста жизненные силы ребенка («orme») изменяют свою структуру. Эти периоды интенсивного созревания психики ученые называют сенситивными фазами развития.

Монтессори наблюдала подобные фазы у маленьких детей. «На основе этой восприимчивости ребенок способен создать особенно интенсивную взаимосвязь между собой и внешним миром, и с этой точки зрения все становится для него легким, вдохновляющим, живым. Каждое усилие оборачивается увеличением силы…. Как только одно из этих духовных пристрастий ослабевает, зажигается другое пламя, и так ребенок движется от одной победы к другой, в беспрестанном вибрировании жизненной силы, которое нам известно и которое мы называем «радостью и счастьем детства».

Понятно, что можно добиться результатов в развитии ребенка и, не обращая внимания на сенситивные периоды его роста, но это потребует от взрослого большого усилия воли, труда и напряжения. В то время, как в момент сенситивной фазы инициируется спонтанный учебный процесс, то есть, сама среда делает возможным действие созидательных потенций ребенка и приобретение им жизненного опыта. Происходит как бы игра в обмен: биологическая зрелость приходит с одной стороны через среду, а с другой – через непрерывное поступательное движение сознания.

Мария Монтессори выделила несколько таких сенситивных фаз.

Первый этап развития ребенка (до 3-х лет) Монтессори определяет как обучение основным сенсорным навыкам – хождению, основам перемещения в пространстве, навыкам общения.

Второй этап – с 3-х до 6-ти лет. «Это период «впитывающего сознания», языкового, сенсорного развития».

Также Монтессори выделила у детей сенситивную фазу порядка, которая по наблюдениям Монтессори длится у детей с рождения примерно до 4-х лет. Наивысшая точка наблюдается в 2 – 2,5 года (ребенок требует внешнего порядка в окружающей его среде, ставит на место предметы, почти ритуально выполняет действия). В этот период его жизнь подчинена определенному внешнему и внутреннему ритму. Монтессори пишет о том, что в раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, сначала ориентируясь по элементам, а в дальнейшем завоевывает это окружение лишь по мере надобности. Вот почему важно не пропустить период порядка в развитии ребенка.

К другим фазам детской восприимчивости Мария Монтессори относила фазу развития движений, языка, чувств, социальных навыков, интереса к маленьким вещам.

Особенностью обучения по системе Монтессори является прямое взаимодействие ребенка с обучающим материалом (см. рис.1).

Хореограф" href="/text/category/horeograf/" rel="bookmark">хореография , музыка, лечебная физкультура, рисование, англ. яз.)

16.30 – 17.30 – Прогулка

17.30 – 18.00 – Подвижные игры, чтение книг

Это обычный распорядок для детского сада, работающего по системе Монтессори. Воспитатели по желанию родителей и детей могут вносить свои изменения в этот распорядок. Но в целом именно неизменность данного распорядка делает его ценным с точки зрения самой системы Монтессори, в которой одним из основных постулатов является внутреннее стремление ребенка к порядку.

3. Особенности развития идей Монтессори в Беларуси и их влияние на общественное дошкольное воспитание

В Беларуси Монтессори-педагогика начала активно развиваться с 1991 года. Одними из первых в Беларуси в начале 90-х методы Монтессори стали использовать брестский детсад № 40 и минский № 000. В 2000 году система Марии Монтессори в Беларуси внедрялась в качестве республиканского эксперимента, затем – как инновационные площадки в районах. С 2000 года минский детский сад № 000 стал базовой городской экспериментальной площадкой по внедрению педагогической системы Марии Монтессори

Монтессори-группы сегодня работают в Гомеле, Мозыре, Жлобине, Могилеве , Минске, Речице, Добруше, Житковичах и Ветке.

В Светлогорске раз в год проходит семинар «Реализация идей педагогической системы Марии Монтессори в современном дошкольном учреждении» для педагогов-воспитателей дошкольных учреждений Гомельщины , работающих по системе Марии Монтессори. Место проведения мероприятия областного семинара детсад № 4 «Теремок» - единственное в области дошкольное учреждение, имеющее сразу три группы монтессори.

Участники семинара знакомятся с историей создания Монтессори-групп в Светлогорске, изучают на практике комплексное занятие «На круге», работу детей с Монтессори-материалами.

Педагоги считают, что система Монтессори своими средствами успешно реализовывает республиканскую программу дошкольного воспитания.

«Популяризируя опыт одного дошкольного учреждения, можно надеяться, что те элементы, которые внедряют здесь воспитатели, перерастут в глубокое и прочное усвоение технологии в области».

На данный момент в Минске по системе Монтессори работают несколько садов. Вот, например, как устроена работа минского детсада № 000.

Зона практической жизни оборудована достаточно простыми и в то же время полезными материалами для работы.

Рамки с неким «фрагментом» рубашки с пуговицами и другими видами застежек, «методический» ботинок для обучения завязыванию шнурков, настоящая кухонная раковина, где с настоящим мылом можно помыть настоящую посуду. Обычная электроплитка, на которой дети сами могут испечь оладьи – конечно, под руководством воспитателя, но своими руками.

Зона сенсорного развития, где ребенок учится определять высоту, длину, вес, цвет, звук, запах, температуру предметов. Есть языковая, математическая, географическая, естественнонаучная зоны. Занятий как таковых нет: каждый ребенок может выбрать себе дело по душе, а задача воспитателя – координировать эти занятия.

Группы в белорусских детских садиках, как правило, разновозрастные, как это и предусмотрено системой Монтессори (от 3 до 6 лет), и младшие дети быстро и охотно учатся у старших, старшие чувствуют ответственность за младших.

В каждой группе есть «тихий уголок»: отгороженное занавесками местечко с уютным диванчиком, телевизором, проигрывателем и пластинками, книжной полкой и диаскопом. Если ребенку вдруг стало грустно или захотелось побыть одному, он может уединиться в этом уголке.
Также есть детские сады, которые систему Монтессори очень успешно применяют в работе с детьми с особенностями психического развития и ДЦП, например, минский детский сад № 000.

Основные проблемы, с которым сталкиваются детские сады, желающие работать по системе Монтессори – это проблемы финансирования. Методические материалы для этой системы достаточно дороги. К тому же полная реализация программы Монтессори требует не только приобретения материалов, но и специальной мебели для групп. В связи с этим, почти все работающие группы работают при поддержке родителей либо на коммерческой основе.

Также проблемой внедрения идей Монтессори стало существующее предубеждение, что у детей, воспитывавшихся по методике Монтессори в детских садах, возникают проблемы в обычной школе. В чем-то такая позиция имеет право на существование. Дело в том, что монтессори-дети более самостоятельны, и привычка все изучать самим и полагаться на собственные силы, привитая в садике, может доставлять им некоторый дискомфорт. Как, впрочем, и необходимость целый урок слушать учителя (как уже говорилось выше, занятия в монтессори-группах длятся всего несколько минут). Однако все зависит от конкретного ребенка и его характера.

Заключение

Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. Занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок. Материалы Монтессори позволяют ребенку самому увидеть и исправить свои ошибки. Роль Монтессори-педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

В методике распространены упражнения, используемые в практической жизни, часть которых происходит из повседневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, величине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям.

В Беларуси идеи Монтессори достаточно широко распространены в системе дошкольного воспитания. Бюджетных детских садов, полностью работающих по методикам Монтессори нет. Однако в отдельных детских дошкольных заведениях существуют группы, в которых используются методики Монтессори. Их с каждым годом становится больше, однако спрос превышает предложение в несколько раз. Также некоторые детские сады используют элементы методики Монтессори.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гармоническая атмосфера Монтессори. // Дошкольное воспитание. 2000. - № 11. – С. 47.

2. Минина В. // http://www. /plus/viewrp. php? id=1951

3. Монтессори М. "Помоги мне это сделать самому"// Составители, (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000. – С. 84.

4. Монтессори М. Дети – другие. ИД «Карапуз». М. 2004.

5. Монтессори. М // Составитель, (сборник опубликованных фрагментов книг М. Монтессори) 1999.: Издательский Дом Шалвы Аминашвили - 224 с.

6. Монтессори М. О принципах моей школы. Пер. с англ. В. Златопольского//Учительская газетаавгуста. - C.4.

7. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. - М.: Тип. Госснаба, 19c.

8. Монтессори М. Развитие потенциальных возможностей человека. Пер. с англ. Д. Смоляковой. // Бюллетень МАМА №2, 3,5. 1993.

9. Сергейко реформаторская педагогика. Гродно . 2001. – 284 с.

10. Фаусек Ю. "Педагогика Марии Монтессори". М.: 2007. – 203 с.

Монтессори, М. Дети – другие / М. Монтессори. – М.: ИД «Карапуз», 2004. – 336 с.

Любина, Г. Гармоническая атмосфера Монтессори / Г. Любина // Дошкольное воспитание. 2000. - № 11. – С.47-52.

Монтессори, М. «Помоги мне это сделать самому» / М. Монтессори // Сост. , (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). – М.: ИД «Карапуз», 2000. – 272 с., с.84.

Сергейко, реформаторская педагогика / . – Гродно: ГрГУ, 2001. – 306 с., с.177.

Романцов, В. Элитная педагогика – в Светлогорске / В. Романцов // http://www. /plus/viewrp. php? id=1951

юлия фугина
Педагогика Марии Монтессори

Вот уже почти 100 лет имя Марии Монтессори приковывает к себе внимание педагогов более чем в 80 странах мира. Известная как выдающийся ученый и гуманист еще в начале века она создала педагогическую систему , равной которой в мировом опыте не было и нет. В идеях Монтессори- педагогики привлекают глубокий гуманизм воспитательной и образовательной системы, отсутствие какого-либо авторитаризма. Монтессори - педагогика удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям, используя специально разработанные материалы под руководством опытного учителя… Сегодня педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи педагогов , признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работает по ее педагогическим принципам . Функционируют тысячи детских дошкольных учреждений по всему миру, основанных на Монтессори- педагогике .

Для здоровых детей Монтессори- педагогика является развивающей, а для детей меющих какие- либо отклонения - терапевтической. Основным лечебным средством служат атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда и личность педагога .

Педагогические принципы системы М . Монтессори .

Мария Монтессори выделяет в своей педагогической системе несколько важных принципов :

1. ЗНАЧЕНИЕ СРЕДЫ В ВОСПИТАНИИ.

Одним из наиболее важных принципов Мария Монтессори считает значение среды в воспитании. Она утверждает, что для наиболее продуктивного развития ребенка необходимо создать среду, отвечающую его потребностям и интересам.

2. СВОБОДА И ДИСЦИПЛИНА.

«Дисциплина в свободе – вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Разумеется, в нашей системе понятие дисциплины весьма отличается от ходячего понятия ее. Раз дисциплина основана на свободе, то и самая дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это – личность уничтоженная, а не дисциплинированная.

Мы называем человека дисциплинированным, когда он владеет собою и умеет сообразовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу. Это понятие активной дисциплины нелегко осознать и усвоить, но оно заключает в себе великий воспитательный принцип, весьма отличный от безусловного и не терпящего возражений требования неподвижности» .

Учительнице, намеренной вести ребенка в условиях такой дисциплины, необходимо овладеть специальной техникой, если она желает облегчить ему этот путь на всю его жизнь, желает сделать его полным господином над собою. Свободе ребенка должна полагаться граница в коллективном интересе, а форма ее – то, что мы называем воспитанностью. Следовательно, должно подавляться в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других или что носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное - каждое проявление, имеющее полезную цель, – каково бы оно ни было и в каковой бы форме ни выражалось, не только должно быть дозволяемо, но и должно стать объектом наблюдения для воспитательницы.

Монтессори в своей работе приводит такой пример поведения педагога .

«Однажды дети, смеясь и болтая, собрались вокруг миски с водою, в которой плавало несколько игрушек. В нашей школе был мальчик всего двух с половиною лет. Его оставили вне круга, в одиночестве, и легко было видеть, что он сгорает от любопытства. Я издали наблюдала за ним с большим вниманием; сперва он придвинулся к детям и пытался протискаться в их среду, но на это у него не хватило сил, и он стал озираться во все стороны. Выражение его лица было необычайно интересно. Я жалею, что у меня не было в ту минуту фотографического аппарата. Взгляд его упал на стульчик, и он, видно, решил придвинуть его к группе детей и затем вскарабкаться на него. С сияющим личиком он начал пробираться к стулу, но в эту минуту учительница грубо (она бы, вероятно, сказала – нежно) схватила его на руки и, подняв над головами других детей, показала ему миску с водою, воскликнув : «Сюда, крошка, смотри и ты!»

Без сомнения, ребенок, увидав плававшие игрушки, не испытал той радости, какую должен был испытать, преодолев препятствие собственными силами. Желанное зрелище не могло принести ему пользы, между тем как осмысленная попытка развила бы его душевные силы. В этом случае учительница помешала ребенку воспитать себя, не дав ему взамен иного блага. Малютка уже начал чувствовать себя победителем и вдруг ощутил себя бессильным в объятиях двух сковавших его рук. Столь заинтересовавшее меня выражение радости, тревоги и надежды растаяли на его личике и сменились тупым выражением ребенка, знающего, что за него будут действовать другие. Устав от моих замечаний, учительницы давали детям полную свободу. Дети лезли с ногами на столики, ковыряли пальцами в носу, и к исправлению их не делалось никаких шагов. Другие толкали товарищей, и на лицах этих детей я читала выражение злобы; учительница же на все это не обращала ни малейшего внимания. Тогда я вмешивалась и показывала, с какой безусловной строгостью надо останавливать и подавлять все, чего нельзя делать, чтобы ребенок сумел ясно отличать добро от зла.

Вот отправная точка дисциплины, и основы ее должны закладываться именно таким путем» .

Воспитание должно приходить к ребенку на помощь разумным ослаблением социальных уз, ограничивающих его активность. И по мере того как ребенок подрастает в подобной атмосфере, его непосредственные проявления становятся более отчетливыми и с очевидностью истины раскрывают его натуру. По всем этим причинам первые шаги педагогического вмешательства должны клониться к развитию в ребенке самостоятельности.

3. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. Маленькие дети начинают требовать самостоятельности уже с момента своего отнятия от груди.

В противовес господствовавшему снисходительному подходу к «грудничкам» – мол, что с них возьмешь, – педагог -гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности.

Сущность развития младенца – самообучение, точно соответствующее программе, заложенной в нем природой. Этот-то процесс и формирует у ребенка «прообраз будущего религиозного чувства и особенностей своего национального сознания».Психолого-физиологической основой данного процесса выступает подмеченная М. Монтессори особенность раннего детства, которую она характеризовала как «абсорбирующий разум» . По ее мнению, если взрослые приобретают знания при помощи разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа, а «в его разуме совершается некий химический процесс» .У ребенка впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. Как бы воплощаются в нем. При помощи того, что его окружает, малыш создает собственную «умственную плоть» . Поэтому-то задача взрослых, по Монтессори , состоит не в том, чтобы обучать, а в том, чтобы помогать «разуму ребенка в его работе над своим развитием» , поскольку именно в раннем возрасте он обладает огромной созидательной энергией. «Всякая педагогическая мера , мало-мальски пригодная для воспитания маленьких детей, должна облегчать детям вступление на этот путь самостоятельности. Мы должны учить их ходить без посторонней помощи, бегать, подниматься и спускаться по лестницам, поднимать оброненные предметы, самостоятельно одеваться и раздеваться, купаться, произносить слова отчетливо и точно выражать свои желания. Мы должны развивать в детях умение достигать своих индивидуальных целей и желаний. Все это – этапы воспитания в духе независимости» .

4. УПРАЗДНЕНИЕ НАГРАД И НАКАЗАНИЙ

Наградой служит удовлетворение от ставшей доступной деятельности; наказанием- относительная изоляция от коллектива (посадка за отдельный, впрочем удобный стол с любимыми игрушками; при этом ребенок не лишается ласки воспитательницы). «Человек, дисциплинированный свободою, начинает жаждать истинной и единственной награды, никогда его не унижающей и не приносящей разочарования, – расцвета его духовных сил и свободы его внутреннего «я» , его души, где возникают все его активные способности». Оказывается что для того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать “уголек” в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.

5. РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ.

М. Монтессори заметила , что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. Используя это наблюдение, она наполнила свои классы детьми разных возрастов, выделив две группы. В первой - дети от 3 до 6 лет, во второй от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру еще можно осваивать и в разных формах и направлениях. Организовать помощь второй группе значительно труднее, поэтому классов для детей от 6 до 12 в мире значительно меньше, чем классов от 3 до 6. Таким образом, основные принципы школы Монтессори можно сформулировать несколькими словами – «главное, что мы должны помнить. Во-первых, это интерес ребенка, который приводит его к сосредоточению на учебе. Во-вторых, сотрудничество детей, неоценимая база которого – разновозрастность. В третьих, существование человеческого инстинкта автономности, который приводит к дисциплине и порядку. И все это основы организации школы моего направления» .

Основные понятия педагогики Монтессори .

Абсорбирующее мышление. Под абсорбирующим разумом Мария Монтессори понимает специфическую особенность ребенка впитывать как губка всю информацию вокруг себя. Об этом подробно было рассказано выше. Монтессори пишет : «Можно сказать, что если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи нашего разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа. В его разуме совершается некий химический процесс. Взрослые выступают в роли реципиентов : впечатления вливаются в нас, и мы запоминаем их, но не сливаемся с ними, как вода не сливается со стеклом стакана. У реже, напротив, впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. Они как бы воплощаются в нем. При помощи того, что его окружает, ребенок создает собственную «умственную плоть» . Мы назвали это «абсорбирующим разумом» . Постигнуть все способности детского разума весьма трудно, но бесспорно, что это чрезвычайно плодотворная форма мыслительной деятельности» .

Сенсетивность. Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с «космическим планом» развития сенситивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д. При этом учитель или родители могут знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискуют посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считают педагогикой ; взрослые могут наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка. Также можно предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал, чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент. С этой точки зрения «подготовленная среда» Монтессори -школы является оптимальным решением вопроса - в ней вокруг ребенка всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации любых его познавательных интересов.

Сенситивные периоды, возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д. Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Отсюда выглядит дикой сама идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет, а также наличие всех образовательных программ, помимо индивидуальных : во-первых, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сенситивного периода совершенно не гарантируют, что каждый ребенок проходит его именно в таком режиме.

Космическое воспитание.

Концепцию космического воспитания ребенка М. Монтессори создала в период своей жизни в Индии (1939-1945) под влиянием теософского учения, которым увлеклась, познакомившись с трудами теософов того времени. В основе этой концепции лежит идея познания человека во всей сложности и многообразии, его места в истории и культуре, идея о том, что все живое на земле имеет час рождения и час смерти, имеет свое продолжение во времени и свой феномен развития. Путь к ним лежит через ощущение себя в малом и большом мире, через чувствование своего окружения. Дидактический смысл космического воспитания ребенка лежит в плоскости утончения чувственного проживания различных явлений природы, культуры и жизни в социуме.

В начале XX в. широкое распространение получила система дошкольного воспитания, созданная выдающимся итальянским педиатром и педагогом Марией Монтессори (1870-1952). Будучи врачом, она начала разработку методов воспитания детей с умственной отсталостью, а затем пришла к выводу, что эти методы можно успешно применять и в воспитании нормальных детей. Разработанная более 100 лет назад, эта система сохраняет свою популярность и в настоящее время. Многие детские сады США и Европы работают на основе принципов и методов, предложенных М. Монтессори. Широкое распространение получила эта система и в нашей стране. Остановимся подробнее на ценностных установках и педагогических принципах данной системы.

Ценностные установки и педагогические принципы системы Монтессори

Главная ценность воспитания в системе Монтессори - это прежде всего индивидуальность ребенка. Стратегия воспитания должна быть направлена на развитие индивидуальной природы ребенка. Так же как воспитатель не может и не должен менять пропорции тела своего ученика, он не может и не должен менять его внутреннюю природу. Монтессори категорически возражала против единой усредненной программы воспитания, против руководства действиями ребенка, против навязывания детям какого-либо учебного материала. Главная забота воспитателя, с ее точки зрения, - сохранять и развивать природную индивидуальность ребенка. Основное условие сохранения и развития детской индивидуальности - это предоставление полной свободы. Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.

Однако свободу М. Монтессори понимала не как простой стихийный процесс, а как возможность иметь собственную цель, как возможность выбрать цель своих действий. Целенаправленность, интерес и сосредоточенность на каком-либо деле составляют безусловные ценности воспитания. Характерно, что в педагогике Монтессори значительное место уделяется развитию воли ребенка. О возникновении воли, с ее точки зрения, можно говорить тогда, когда возникает способность к продолжительной «концентрации». Воля как психологическое качество развивается путем усиления направленности на какой-либо предмет и путем ограничения посторонних импульсов, отвлекающих от решения поставленной задачи.

В развитии детской воли Монтессори выделяет три стадии, три ступени. Первая из них - повторение одних и тех же действий, что часто наблюдается у детей раннего возраста. В этом, с точки зрения Монтессори, проявляется «концентрация» ребенка на каком-либо упражнении. Циклично повторяемые упражнения дают ребенку ощущение силы и независимости. Эту активность ни в коем случае нельзя прерывать или видоизменять. Ощутив свою независимость и автономность в движениях, ребенок поднимается на вторую ступень развития воли, когда он начинает сознательно выбирать самодисциплину, может принимать самостоятельные решения и отвечать за свои действия. Достигнув стадии самодисциплины, ребенок в развитии своей воли подходит к следующей ступени, когда возникает стремление к послушанию, которое, естественно, становится следствием развития свободной воли ребенка.

Этот момент в педагогике Монтессори является, пожалуй, самым трудным для понимания. Воля и послушание традиционно представляются противоположными и несовместимыми началами: послушание обычно достигается путем подавления взрослым воли ребенка. Однако Монтессори рассматривает волю и послушание как две стороны единого процесса, в котором послушание, т. е. подчинение определенным правилам, - это высшая стадия развития воли. Разумеется, здесь имеется в виду не слепое бессознательное послушание, а добровольное и свободное выполнение определенных норм и правил поведения. Естественное развитие детской воли приводит к тому, что соблюдение норм и правил поведения становится собственной потребностью ребенка и свободно принимается им. Такое направление детской воли складывается, согласно представлениям М. Монтессори, само собой, по естественным законам. Главная задача воспитателя - не вмешиваться и не нарушать эти законы, предоставляя ребенку полную свободу и самостоятельность. Ребенку изначально присуще стремление к порядку, послушанию и организованности. Воспитатель должен поддерживать и развивать это стремление, а не разрушать его.

Таким образом, главные ценности воспитания в системе Монтессори - индивидуальность ребенка, его интерес, который проявляется в концентрации и сосредоточенности, и послушание. Поскольку все эти качества изначально свойственны природе ребенка, педагогическая стратегия воспитания состоит в том, чтобы предоставить ему полную свободу и самостоятельность, не навязывать и не руководить, а дать возможность самому выбирать нужные ему предметы и действия. Однако такая свобода возможна только в специально организованной среде, соответствующей потребностям и возможностям ребенка.

Согласно представлениям М. Монтессори ребенок, живущий во взрослой среде, обитает в мире, не приспособленном для его физических и духовных потребностей. Окружающие его взрослые и предметы подавляют волю ребенка, вынуждают приспосабливаться к чуждой обстановке. Насильственная адаптация ребенка к миру взрослых искажает природу ребенка и не позволяет развиваться его лучшим качествам. Более гуманный и педагогически правильный подход к ребенку состоит в том, чтобы создать специальную, адекватную потребностям ребенка среду. М. Монтессори внесла выдающийся вклад в дошкольную педагогику, так как разработала и создала именно такую среду, центром которой является специальный дидактический материал. Главное обучающее воздействие в этой системе как бы передано дидактическому материалу, который обучает и воспитывает у ребенка ценные качества, а также защищает его от сложных и опасных воздействий взрослого мира, сама Монтессори называла созданную ею среду «убежищем в шторм», «оазисом в пустыне», «местом духовного отдыха». Рассмотрим основные особенности развивающей среды, созданной М. Монтессори.