Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КазНУ им. Аль-Фараби

по социологии

Формы и виды семейных отношений

Подготовила:

Дусетова Г. (ДИЯ-213)

Преподаватель:

Айдарбекова А.С.

Алматы 2013

Современные формы семьи и брака

Союз двух людей -- мужчины и женщины называют браком. Прежде семейный ужин был незыблемым ежевечерним ритуалом -- на стол накрывали только тогда, когда вся семья была в сборе. Сейчас все приходят в разное время и едят, когда захотят. У каждого есть своя обособленная маленькая жизнь. Мир меняется, и мы все меньше времени проводим вместе, хотя и любим друг друга. Как следствие перемен появляются разнообразные формы семьи, различные виды брака. Не все приемлемы для нас, но они существуют и поэтому чрезвычайно интересны.

Незарегистрированный брак . Кто-то считает, что свадьба -- это скучно. Что не имеет смысла долго бегать по магазинам, участвовать в организационных делах, тратить огромные деньги на костюмы и продукты ради одного дня праздника, такого же, как у всех. Такие люди не спешат узаконить свои отношения. Да и куда торопиться? -- Вся жизнь впереди! Это довольно распространенная форма семьи во всех странах. Особенно популярен он у тех, кому 25-35 лет. В Европе и США более половины всех семей живут, не зарегистрировав свои отношения. Их число растет в Дании, Норвегии и Швеции и половина всех детей рождаются вне брака, а в Англии -- примерно четверть. В мусульманских странах такое сожительство запрещено законом, а в Индии это вообще табу. В Японии такие браки не очень распространены -- меньше 3% женщин 25-29 лет пробуют совместную жизнь до регистрации. В Канаде незарегистрированных пар примерно 16%, в Австралии -- 22%. А как обстоят дела в России? В этом семейном вопросе мы почти догнали Европу. Каждый второй-третий брак тех, кому не исполнилось 20 лет, не зарегистрирован, а после 25 лет «гражданским» является каждый десятый союз.

Гостевой брак. В таком браке дружат домами очень многие европейские мужья и жены. Они живут отдельно друг от друга даже в зарегистрированном браке. В одной лишь Великобритании таких отдельно живущих супругов два миллиона! Среди них и те, кто не может жить под одной крышей в силу различных обстоятельств (другие родственники, условия работы, юридические причины), и те, кто охотно и сознательно принял такое решение. Раздельное проживание выбирают люди любого возраста. Защитники такого образа жизни называют множество преимуществ: отношения никогда не надоедают, время, проведенное вместе, это всегда праздник, никаких покушений на личную свободу и установление своих порядков (на «чужой» территории ведешь себя по чужим правилам), минимум финансовых споров и проблем... Именно так жили известный американский актер и режиссер Вуди Ален и актриса Миа Фэрроу -- общий ребенок и два дома по соседству.

Неполная семья. От 10 до 20% детей Европы, Америки, Австралии и Африки растут в семьях с одним родителем. Семья из мамы и ребенка -- самое обычное явление во многих странах. Женщины стали более самостоятельными и не нуждаются в материальной поддержке мужчины. В последнее время все чаще появляются семьи, в которых детей растят и отцы-одиночки.

Ограниченная временем семья. В такой семье брак заключается на определенное время, по истечению которого он считается автоматически расторгнутым. Бывшие супруги подводят итоги и обоюдно принимают решение -- расстаться навсегда или продолжить отношения.

Прерывающийся брак. В таком браке супруги живут вместе, но оставляют для себя возможность разъехаться на любой оговариваемый срок. В данном случае разъезд является нормой, а не трагедией для супругов.

Открытая семья. В такой семье супруги в той или иной степени по обоюдному согласию, допускают увлечения и связи вне семьи. Формы открытой семьи могут быть разные в зависимости от степени открытости между супругами. брак женщина мужчина семья

Шведская семья. Обычная семья, в которой живут несколько мужчин и несколько женщин. По существу, это небольшая коммуна, основанная на дружбе, сексе и хозяйственных делах. Трудно сказать, сколько в наши дни таких семей -- официальная статистика не ведется, а групповые браки не регистрируют ни в одной стране мира. Хотя по данным этнографического атласа исключительно моногамных сообществ в мире не так уж и много. На Западе существует мощное движение полиамористов. От слова «polyamory» -- множественная любовь. Участники каждого полиаморного союза (естественно, больше двух), состоят в нежных романтических отношениях друг с другом. Секс для них -- не главное. Отношения строятся на принципах доверия, терпимости и компромисса и отрицают любые проявления ревности.

Мусульманская семья. Как известно, по Корану мужчине разрешается иметь одновременно четырех жен, но он обязан распределить между ними свое внимание поровну. Во многих африканских странах по-прежнему существуют гаремы, многоженство там разрешено официально. 68-летний житель Нигерии Шеху Малами в честь 200-летия халифата женился 200-й раз. Он правоверный мусульманин и никогда не заводил больше четырех жен одновременно. Шеху считает себя профессором по части женщин и готов писать пособие для мужей. В Индии закона о полигамии нет, но традиции заводить несколько жен сохраняются. Интересно, что и в США неофициальных многоженцев мужчин -- мормонов 5%.

Серийные супруги бесконечно меняют своих жен и мужей «как перчатки». Примеры можно найти и в мире и в России. Так, житель Краснодарского края Александр Капитонов женился 32 раза. На оборотной стороне фотографий он записывал особенности каждой жены, чтобы окончательно не забыть. Самый длительный брак -- 5 лет -- был у него с пятнадцатой по счету супругой. В жены под номером 33 пенсионер искал кандидатку помоложе, чтобы она родила ему наследника для завещания нажитого. 77-летняя Екатерина Люлько умудрилась побывать в браке 28 раз. По ее рассказам все мужья были с недостатками: один носки разбрасывает, другой ест целый день, третий... и т.д. Так что ребенок у любвеобильной Екатерины был всего один: «Что рожать- то от них? Все хлюпики...».

Традиционная семья. Эта форма семьи, оформленная гражданским или церковным браком, которая защищает права детей, но одновременно содержит много запретов для супругов. Такой тип семьи основан на взаимной поддержке и заинтересованности всех членов семьи в судьбе каждого, что создает оптимальные условия для гармонической деятельности внутри семьи. Отношения «родители -- дети» опираются на принципы взаимного уважения, любви и дружбе, на признании права каждого иметь свое собственное мнение и некоторую автономию. Не стоит воспринимать преимущество брачных уз как аксиому, имеющую отношение к каждому из нас. Вы сможете ощутить все прелести семейной жизни лишь в том случае, если любимый человек действительно захочет стать вам опорой. Только тогда вы почувствуете себя не какой-то там половинкой, а сильным и счастливым человеком оттого, что идете по жизни рядом с надежным и таким же сильным партнером. А какую форму брака вы изберете -- решать вам. Главное, чтобы вы чувствовали себя комфортно и были счастливы.

Виды браков

Церковный брак -- освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГС. В Православии и у католиков бракосочетание составляет одно из Таинств -- Венчание.

Морганатический брак -- брак между лицами неравного положения. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран.

Гражданский брак -- брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В разговорной речи так часто именуют сожительство и ведение совместного хозяйства без регистрации брака. Временный брак -- в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.

В разное время и в разных странах существовали и иные формы брака.

Смежные термины

Фактический брак (в российском праве -- сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый «гражданским» -- отношения между партнерами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйства и/или наличии общих детей (см. гражданский брак) признаётся не всеми религиозными направлениями. В СССР юридически признавался в 1926--1944 гг. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака. Законодательством некоторых зарубежных стран признаётся на правах конкубината.

Фиктивный брак -- притворное оформление брака без намерения создать семью для получения от государства связанных с ним преимуществ. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным.

Полигиния (1+N) -- одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами Конечно, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причем возможны градации. В шариате есть ограничение на количество жён -- не более четырёх (N?4). Все остальные жительницы гарема жёнами не считаются, однако у них есть определённые гарантии (от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его рождения. Тем не менее их положение существенно ниже, чем у жён, и скорее напоминает рабство.

Полиандрия (M+1) -- одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. Следы полиандрии замечены в «Махабхарате» (5+1: Драупади была женой всех братьев Пандавов).

Групповой брак (M+N) -- сожительство нескольких женщин (N) с несколькими мужчинами (M). В наше время является формой экспериментов молодежи. В русском языке называется «шведской семьей», хотя сами шведы выступают против такого определения. Ранее многие учёные утверждали, что групповой брак существовал в первобытном обществе при матриархате и предшествовал институту парного брака; в настоящее время эта теория промискуитета считается весьма сомнительной.

Однополый брак (2+0 или 0+2) -- сожительство гомосексуальной пары. Во многих странах Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых регионах стран Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак. Некоторые церкви также признают гомосексуальный брак (например, Шведская епископальная). В соответствующих национальных языках и законодательствах используется то же слово, которое переводится на русский язык как «брак»; заключение такого союза порождает сходные с браком юридические последствия (например, ПАКС во Франции). Впрочем, понятно, что из этих последствий есть ряд естественных исключений, поскольку в таком союзе не может быть общих биологических детей (но могут быть приемные). В большинстве стран, в том числе и в России, однополые браки не признаются и не регистрируются.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, требования к его оформлению. Понятие и функции семьи. Задачи и полномочия супругов при заключении брака, его виды. Фиктивный и временный брак.

    презентация , добавлен 12.11.2013

    Брак как исторически обусловленная обществом форма союза между мужчиной и женщиной, закрепляющая их личные и имущественные отношения и ставящая своей главной целью создание семьи. Божий замысел в отношении брака. Порядок, установленный Богом семьи.

    реферат , добавлен 27.04.2014

    Особенности социального положения мужчины и женщины в современном обществе. Сущность, основные формы института брака и семьи в современном социуме. Распределение ролей в семье. Основные тенденции развития брачно-семейных отношений в Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Характеристика сущности, форм и типов семьи - группы людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Трансформация семьи и динамика семейных отношений. Важнейшие функции семьи.

    реферат , добавлен 23.12.2010

    Эволюция семейных отношений от первобытной орды до патриархальной семьи. Рассмотрение сущности, специфических признаков и главных функций семьи как социального института. Характеристика основных форм брака - полигамии, моногамии и группового брака.

    реферат , добавлен 30.01.2012

    Классификация современных типов семей. Социальные функции и признаки современной семьи. Эволюция семьи и брака. Анализ понятия и значения супружеской совместимости. Социальные образы мужчины и женщины и их влияние на качество супружеских отношений.

    реферат , добавлен 06.05.2015

    Брак и семья как социальные институты. Роль семьи в развитии личности. Тенденция развития семейно-брачных отношений. Социальные функции семьи. Формы брака, семейные роли, формальные и неформальные нормы и санкции в сфере брачно-семейных отношений.

    реферат , добавлен 28.01.2011

    Групповое качество семейной жизнедеятельности. Брак и семья как социальные институты и их функции. Содержание брачных отношений. Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений. Функции семьи и брака. Перспективы развития.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2008

    Брак и семья как социальные институты и их функции. Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений. Перспективы развития семьи и брака. Групповое качество семейной жизнедеятельности. Стиль исполнения внутрисемейных ролей.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2009

    Виды брачно-семейных отношений в первобытном обществе. Матриархатные и патриархатные отношения. Провозглашение равенства полов перед законом. Особенности семейных отношений в языческой и христианской культуре. Брак в Древнем мире и Средневековье.

В настоящее время выделяются следующие, наиболее распространенные формы или типы брачно-семейных отношений:

1. Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы.

Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается. Люди, вступившие в такой брак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всех начинаниях - поскольку и жена, и муж преследуют собственную экономическую выгоду. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов максимальная, а личная вовлеченность - минимальная: исполнил условия контракта - волен делать, что хочешь.

2.Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта.
Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношении она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его
обманывают и эксплуатируют, все терпит).

3.Брачно-семейные отношения по принуждению.

Один из супругов «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости, наконец, соглашается на компромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак наконец заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.

4.Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение
социально-нормативных установок.

В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Это брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам. В таких семьях нечасто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.

5.Брачно-семейные отношения, освященные любовью.

Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для остальных членов семьи. Брачно-семейные отношения в этом варианте - высшая степень объединения людей, когда дети рождаются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность при полной поддержке второго.

На взаимоотношения в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним относится совокупность материальных и духовных условий, существующих в данном обществе. К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности партнеров. Особую; значимость приобретают основные жизненные ориентации или; жизненные стратегии семейных партнеров:

Внутренний контроль - внешний контроль;

Эгоизм - альтруизм;

Ориентация на общественные нормы - на себя;

Принятие противоречий - их неприятие;

Чувство собственного достоинства - неверие в себя.

К другим факторам, стабилизирующим семейные отношения, относят:

Постоянное стремление партнеров к сохранению семьи;

Желание и способность партнеров к согласованным действиям на
благо семьи;

Инициативность каждого супруга в решении семейных проблем и
реальный вклад каждого в общественные дела;

Разумное сочетание разнообразных личных целей и потребностей с общесемейными делами и потребностями;

Стремление в трудную минуту к эмоциональному единению
и сплочению;

Эстетическая привлекательность (внешний вид, манера поведения и

Способность эмоционально согреть супруга, т.е. вести себя так,
чтобы создать атмосферу доверия, непринужденности, сердечности.

Подходы к организации семейного досуга

Учреждения социально-культурной сферы, направленные на работу с семьей, обладают значительным педагогическим потенциалом для взаимодействия с институтом семьи, развитием и совершенствованием ее функций.

Эпоха коренных изменений во всех сферах общественной жизни самым серьезным образом отразилась на социально-культурной сфере. Современный кризис, поразивший страну, обострил и более явно выявил проблемы как учреждений социально-культурной сферы, так и каждой семьи. Непосредственное вмешательство в процессы функционирования семьи на современном этапе развития рекреативной деятельности не представляется возможным из-за сложности разработки методик работы и образовательных программ, общего уровня развития духовной культуры современного общества.

Практически все современные семьи испытывают затруднения или же не имеют возможности эффективно их разрешать. Потребности членов семьи должны стать социальным заказом для учреждений социально-культурной сферы. Но не все неудовлетворенные потребности могут быть объектами деятельно­сти данных учреждений. Учреждениям культурно-досуговой сферы необходимо конкретизировать актуальные неудовлетворенные потребности семьи, разработать доступные эффективному воздействию формы социально-культурной работы.

В этих условиях перед структурами социально-культурной сферы стоит задача выработки жизнеспособной социально востребованной программы деятельности. Одним из наиболее интересных и перспективных направлений в реорганизации деятельности социально-культурной сферы является изменение ее культурно-просветительной парадигмы.

Появляется ряд исследований, в которых конкретизируется социальная парадигма обновления социально-культурной деятельности. Одним из путей в решении этой задачи может стать создание такой традиционной формы, как семейный клуб, но с новым содержанием.

Главным документом в сфере взаимодействия государства и института семьи является принятый в 1996 году федеральный законопроект «Основные направления государственной семейной политики», который носит рекомендательный характер. Данный документ базируется на следующих правовых нормах: Конституции России, Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных, культурных правах и многих других. В документе указывается цель социальной семейной политики, которая заключается в обеспечении государством условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи, что достигается реализацией принципов самостоятельности и независимости семьи от государства; равенства всех ее членов; приоритетом интересов каждого ребенка, независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается; обеспечением полноценного физического, психологическо­го, интеллектуального и социального развития всех членов семьи; равенства мужчины и женщины. В документе декларируется приоритет общечеловеческих ценностей; отношения партнерства семьи и государства; принятия на себя государством обязательств по безопасности и защите семьи от нищеты и лишений. Документ гарантирует стабильность государственной семейной политики. В свете этого документа разрабатывается ряд программ и мероприятий, которые реализуются с различной степенью эффективности.

Групповые браки и т.п.

Меняются формы любовных, семейных и брачных отношений.

В цивилизованных странах девственность до брака не является ценностью в настоящее время. Время советского союза, Тува, быть девушкой не прилично.

Новая «форма» брачно-семейных отношений - так называетмый гражданский брак (=сожительство). Сожительство. Всё больше людей вступают в длительные интимные устойчивые отношения, не вступают в брак. Любовные, парные отношения. Такие формы могут быть с перспективой на брак (пробный брак) и без перспективы.

Визитный брак - это брак с нарушениями некоторых признаков брака, они живут вместе выходные, не полную неделю, они зарегистрированы. Муж приходит к жене и детям на уикенд. Это не семья, псевдосемья, которая закладывает у детей модель собственной супружеской жизни.

Групповые браки и т.п.

Открытая семья характеризуется открытыми в отношении возможностей установления сексуальных связей границами для обоих супругов. Такая семья представляет собой современный вариант полигамного брака, где сохранена лишь одна семейная функция - сексуальная и отброшены все остальные, но в отличие от полигамного брака здесь признается право обоих супругов на свободные от ограничений сексуальные отношения.

Гомосексуальная семья - это устойчивое длительное сожительство однополых партнеров, характеризующееся высокой избирательностью и эмоциональной насыщенностью отношений.

Альтернативными брачному союзу формами существования являются одиночество, сожительство, гражданский брак и пробный брак.

Одиночество может выступать в двух формах - в форме осознанного предпочтения личностью жизнедеятельности вне брачного союза и в форме вынужденного одиночества.

Наряду с традиционными, юридически узаконенными формами брака все большее распространение получают такие формы партнерства, как сожительство и гражданский брак. Распространение в современном обществе сожительства, например в форме пробного брака, обусловлено социокультурными особенностями юношеского возраста и ранней молодости. Постиндустривальное общество характеризуется все большим разрывом между социокультурной зрелостью молодого человека в области ≪потребления≫, а также в социальных и сексуальных отношениях, с одной стороны, и экономической зрелостью, с другой. Увеличение продолжительности периода получения образования и отсрочка начала профессиональной деятельности обусловливают предпочтение молодыми людьми формы сожительства и отсрочки в принятии всей полноты ответственности за семью и воспитание детей.

Различия между пробным браком, сожительством и гражданским браком состоят, во-первых, в продолжительности и стабильности совместного проживания и, во-вторых, в характере социальной презентации отношений. Функция пробного брака - ролевое экспериментирование, моделирование совместной семейной жизни, установление взаимопонимания и сотрудничества партнеров. Пробный брак сравнительно недолог: отношения либо прерываются, либо заключается официальный брак. Общественное отношение к пробным бракам положительное - в них усматривается возможность профилактики и предупреждения разводов как следствия недостаточно обдуманных браков. В Швеции добрачное сожительство приобретает статус признанного социального института. Нередко законный брак заключается после рождения ребенка, и даже второго.

В случае сожительства продолжительность совместного проживания может быть относительно невелика и сопровождаться неоднократными разъездами и воссоединениями, семейные роли в рамках сожительства недостаточно определены, ролевая структура аморфна, границы такой ≪семьи≫ расплывчаты и нечетки, пара публично признает отсутствие брачных обязательств. Вариантом такой формы сожительства является экстерриториальный союз , при котором партнеры не проживают совместно, а сходятся на определенный период, сохраняя стабильность избирательности своих отношений продолжительное время.

Гражданский брак характеризуется длительностью и стабильностью отношений, наличием достаточно структурированной ролевой системой; в значительном числе случаев пара, проживающая в гражданском браке, воспитывает детей, рожденных в этом союзе, границы которого достаточно определенны. Партнеры публично признают свои отношения, настаивая на осознанном предпочтении избранной ими формы союза.

В выполненном В.В. Кондратьевой под нашим руководством исследовании психологических особенностей внутрисемейных отношений в гражданском браке было показано, что в основе гражданского брака в большинстве случаев лежит психологическая неготовность партнеров принять в полной мере ответственность за семью. Главной причиной предпочтения такого брака партнеры считают взаимное доверие и уважение, которое, с их точки зрения, подвергается сомнению самим фактом юридического его оформления.

В качестве других причин предпочтения гражданского брака респонденты указывают нежелание принятия обязательств, ≪пробный≫ характер такого союза (≪чтобы лучше понять друг друга≫ и т.д.), стремление к открытости отношений и возможность беспрепятственной смены партнера. Респонденты, состоящие в гражданском браке, не видят существенных различий ни в ролевой структуре семьи, ни в положении детей, ни в характере эмоциональной связи, считая гражданский брак эквивалентной формой семейного союза.

В истории своих отношений респонденты выделяют добрачный, ≪романтичный≫ период и собственно период гражданского брака. Перспективы юридического оформления брака лицам, состоящим в гражданском браке, часто представляются маловероятными. В случае же отношения к гражданскому браку как к браку ≪отложенному≫ "причины отсрочки заключения узаконенного брака называются следующие:

Отсутствие финансово-экономической и социальной независимости партнеров (молодые люди 20-27 лет);

Отсутствие полной уверенности в правильности выбора партнера, наличие скрытых конфликтов и несогласованности ценностей и убеждений, сохранение права на продолжение поиска брачного партнера.

Гражданский брак рассматривается как отложенное решение об избранности и исключительности партнера. Очевидно, что в этом случае прогноз гражданского брака с высокой долей вероятности оказывается неблагоприятным;

Противоречивое отношение партнеров к гражданскому браку (один из партнеров рассматривает гражданский союз как оптимальную форму брака и не считает нужным ее менять, другой - как период подготовки к вступлению в ≪настоящий≫ брак);

Влияние истории прародительской семьи в форме двух стратегий построения семьи - стратегии избегания и стратегии принятия образца ее семейных отношений. В случае стратегии избегания предпочтение гражданского брака представляет собой протестную реакцию и проявление негативизма в отношении семейного уклада прародительской семьи. Стратегия его принятия представляет собой неосознанное/осознанное повторение модели родительских отношений.

Другой формой гражданского брака стала ≪семья-конкубинат ≫ (М. Босанац), в которой мужчина, находясь в официальном браке, параллельно сохраняет устойчивый параллельный союз с другой женщиной, чаще всего имея в гражданском браке одного или нескольких детей. При этом он реализует всю полноту прав и обязанностей в обоих брачных союзах. Отметим, что достаточно часто обе партнерши осведомлены о наличии параллельной семьи.

Традиционный брак (гражданский или церковный)

Такая форма брака больше всего охраняет права и свободы детей, но содержит огромное число запретов для обоих супругов. Церковный брак или венчание - это особое христианское таинство, при котором супруги получают Божию благодать на семейное счастье, а также на благословенное рождение и воспитание детей. До начала 20 века церковный брак был единственным видом, влекшим за собой какие-либо юридические последствия. Бракосочетанию обычно предшествует помолвка — публичное уведомление окружающих о своем решении вступить в брак.

Незарегистрированный брак или сожительство

Такой брак (у нас его ошибочно называют «гражданским») отличается от простой дружбы совместным ведением хозяйства. По новому законодательству он влечет ту же ответственность, что и зарегистрированный брак. Хотя с точки зрения права для подобных отношений логично применять термин «сожительство». Гражданским браком такие незарегистрированные отношения начали впервые называть в 19 веке в Российской империи, так как единственной формой брака, официально признанной, тогда был церковный брак. Люди, сожительствовавшие без заключения брака в церкви, предпочитали называть отношения свои гражданским браком.

Ограниченная временем семья

Некоторые предпочитают заключать брак на время, например, на три года. Брак по истечении этого срока автоматически считается расторгнутым. После этого бывшие супруги взвешивают итоги и решают, или расстаться, или быть и дальше вместе. Сторонники подобной формы брака исходят из того, что люди склонны меняться, что вечной любви не существует, что страстная сексуальная привязанность исчезнет рано или поздно, а супруги через несколько лет уже неинтересны друг для друга. Так стоит ли мучиться самому и мучить партнера, если жизнь медленно превращается в пытку? Обычно такие люди, как только время брака заканчивается, готовы и открыты для очередных встреч, сексуальных отношений и новой любви. Вступающие в такой брак люди, как правило, не думают ни о продлении рода, ни об имуществе, нажитом совместно.

Сезонный брак - форма достаточно редкая. Ее выбирают люди конкретного рассудочного склада, контролирующие малейшие изменения в собственной жизни, или люди с повышенно активным сексуальным поведением. Со временем сезонные браки или становятся традиционными, или распадаются.

Прерывающийся брак

Это когда супруги живут вместе, но допускают возможность иногда разъезжаться на некоторый срок. Поводы могут быть разные: усталость друг от друга или необходимость писать диссертацию. В такой семье разъезд не трагедия, а норма. Намного труднее принять разъезд, который связан с любовными увлечениями. Он иногда приводит к разрыву подобных брачных отношений. Сторонники прерывающегося брака ценят свою свободу и нуждаются в личном пространстве и времени «на себя».

Встречающаяся семья

Супруги официально зарегистрированы, но живут друг от друга отдельно, каждый у себя. Встречаются несколько раз в неделю. Когда появляются дети - их растит, как правило, мать. Отец иногда занимается с детьми при желании или когда есть время. Такой тип брака становится все популярнее в развитых странах. Несмотря на непривычную для нас форму, именно так называемые «гостевые» браки по статистике самые длительные. Они крайне редко оканчиваются разводом.

Мусульманская семья

Традиционная во всех отношениях семья, где только у мужа есть право иметь несколько жен. Женщине же изменять равносильно самоубийству. Хотя в современном мире не всегда измена порицается избиением прилюдно на площади. Но развод будет, скорее всего, неизбежен. Дети всегда остаются с отцом.

Шведская семья

Обычная семья, членами которой является сразу несколько мужчин и женщин. Неправильно думать, что их отношения держатся только на сексе. Это что-то вроде маленькой коммуны, связанной дружбой и ведением общего хозяйства.

Открытая семья

Тип брака, в котором супруги допускают в той или иной степени увлечения и связи партнера вне семьи.

Семья представляет собой основанную на совместной деятельности социальную общность людей, связанных посредством супружества и родительства.На базе семьи растет численность населения, наблюдается преемственность поколений, происходит воспитание детей. Так же семья определяется как малая группа, которая основана на браке и (или) кровном родстве, члены которой могут совместно проживать и вести домашнее хозяйство, имеют эмоциональную связь, связаны через взаимные обязанности по отношению друг к другу.

Нуклеарная и расширенная семья

На основе структуры родственных связей выделяют нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух людей, которые ведут общее хозяйство и имеют детей (как собственных, так и приемных). Распространение нуклеарная семья получила с началом индустриальной революции на Западе. Миграция из деревень в города сопровождалась распадом прежних родственных связей.

Характеристикой нуклеарной семьи является неолокальное проживание , т.е. отдельное проживание мужа и жены от их родителей. Нуклеарная семья как вид семейной жизни изучается многими исследователями. Одни приходят к выводу, что такая семья ведет не только к территориальной, но и к социальной дистанции. Другие полагают, что нуклеарной семье свойственно поддержание широких связей с родственниками посредством частных визитов, помощи в быту и т.д.

Расширенная семья представляет собой семью традиционного типа, которая состоит из проживающих совместно либо рядом друг с другом нескольких (чаще всего трех) поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и дедушек, мужей и жен, внуков и внучек и т.д.). Например, в России в 1920-1930- ые гг. считалось нормой проживание трех поколений родственников на одной жилплощади. Сегодня такой тип семьи сохраняется в обществах традиционного типа.

Наряду с расширенной семьей в некоторых сообществах существуют крупные родственные группы , объединенные по линии предков мужа либо жены. Такие семьи принято называть кланом .

Формы брака

Основой семейной ячейки является брачный союз между женщиной и мужчиной.

Брак – это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой происходит социальное признание и юридическое закрепление их союза, а также установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к их детям.

С одной стороны, в браке транслируются выработанные поколениями нормы и образцы поведения, с другой стороны, брак испытывает воздействия со стороны современного общества и поэтому способен к трансформации некоторых своих функций. Например, раньше в Японии родители сами договаривались о браке своих детей, однако в последнее время, в связи с индустриальным развитием этой страны, наблюдается тенденция к увеличению числа союзов, заключаемых по любви.

Выделяют следующие формы брака:

  • моногамия – форма брака, в которой союз составляют один мужчина и одна женщина.Так же используется термин "серийная моногамия" – форма моногамных отношений, где большинство разведенных мужчин и женщин впоследствии снова вступают в брак;
  • полигамия – форма брака, при которой один из супругов(или каждый из них) состоит в брачно-семейных отношениях с несколькими супругами.

Различают три формы полигамии:

1. Полигиния (многоженство)- мужчина может одновременно состоять в браке более чем с одной женщиной. Эта форма распространена в азиатской и африканской культурах. Так, в шариате в исламских странах дозволено иметь одновременно до четырех жен.Однако на практике этим правом пользуются лишь люди с высоким материальным достатком. 2. Полиандрия - одна женщина может одновременно состоять в браке с двумя и более мужчинами. Данный вид полигамии распространен там, где численность мужского населения значительно превосходит численность женского (некоторые районы Южной Индии и Тибета). Как правило, в этом случае несколько братьев имеют общую жену. 3. Групповой брак - несколько мужчин и женщин могут одновременно состоять между собой в брачно-семейных отношениях. Эта форма, широко распространенная в эпоху родоплеменных отношений, до сих пор сохраняется, например, на Маркизских островах Полинезии

На протяжении всей истории общество создает рамки на процесс выбора брачного партнера. Так, различают экзогамию и эндогамию:

  • Экзогамия – запрет браков в пределах одной родственной группы, характерный для первобытно-общинного строя.
  • Эндогамия – разрешение на брак только с членами своей группы.

Альтернативные формы семейно-брачных отношений

В XX столетии получили развитие альтернативные формы семейно-брачных отношений. Эти отношения отличаются от нуклеарной моногамной семьи, легитимность которой признана законодательством, и иногда они противоречат моральным нормам и общественным представлениям.
К таким формам семейно – брачных отношений относятся: гражданские браки, неполные семьи или семьи с одним родителем, однополые браки, одиночество и коммуны.

Гражданский брак (сожительство) - совместное проживание мужчины и женщины с неоформленными юридическими отношениями. Распространению таких отношений способствовали процессы индустриализации, либерализации морали, различных идеологий и т.д.

Неполные семьи, или семьи с одним родителем, образуются в результате развода, смерти одного из супругов, либо рождения женщиной ребенка вне брака. В основном тенденция сводится к тому, что в таких семьях оказывается женщина. Однако, если раньше рождение ребенка незамужней женщиной считалось позором, то сегодня во многих обществах взгляды на этот факт изменились.

Однополые семьи как объект пристального изучения появились сравнительно не так давно. До сих пор в мире идут дискуссии о том, можно ли сожительство людей одного пола считать семьей, нужно ли легализовывать однополые браки, можно ли им доверять воспитания детей и т.д. Сегодня однополые браки легализованы в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, Норвегии, Швеции, Португалии, в отдельных штатах США и других странах.

Тенденция к одиночеству обусловлена сегодня тем, что множество людей большое количество времени тратит на получение образования и карьеру. Также одинокими остаются значительное число пожилых людей, чьи партнеры умерли.

Коммуны сознательно отвергают традиционную нуклеарную семью, утверждая, что практика семейно-брачных отношений увековечивает индивидуализм и неравноправие полов, придает семьям одностороннюю функцию накопления собственности и передачи ее в дальнейшем по наследству детям. Коммуны появились как ответ западной молодежи на господство ценностей общества потребления, с которыми молодое поколение отождествляло традиционную семью.

Реальная практика последних лет свидетельствует о том, что разнообразие форм семейно-брачных отношений определяется следующими факторами:

  • уровнем экономического и социального развития общества;
  • преобладающим типом поселения;
  • историческими традициями, обычаями и нравами,этническими и религиозными элементами культуры.

Поэтому все перечисленные формы брачно-семейных отношений находятся в сложном взаимодействии и непрерывной динамике изменений.

В настоящий момент наблюдаются следующие явления в семейно – брачных отношениях в западном обществе:

  1. Увеличения численности добрачных связей и совместно живущих пар, не вступающих в брак, как следствие - увеличение числа детей, родившихся вне брака, с одной стороны. С другой стороны, в западном обществе наблюдается новая тенденция «чайлд фри» - сознательное нежелание иметь детей в семье.
  2. Увеличение числа неполных семей, где ребенка воспитывает один родитель (часто это происходит даже не по причине развода супругов или распада пары, а вследствие «рождения ребенка для себя» в более зрелом возрасте).
  3. Распространение альтернативных типов брака и либерализация семейных нравов и половой морали.
  4. Ослабление роли религии и традиционных ценностей в семье. По мере секуляризации западных обществ и уменьшение числа верующих, роль религии и традиционных ценностей уменьшает свое влияние на семью.
  5. Возникновение новой формы семьи – смешанной (сводной) . Это семьи, которые представлены детьми от разных браков.
  6. Изменение связей между поколениями, зачастую сопровождаемые их разрывом (дети перестают поддерживать тесную связь с родителями).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter