Приветствую вас, дорогие родители, на своей страничке. Рада, что вы абсолютно неравнодушны к темам воспитания детей и заглядываете сюда, чтобы принять участие в очередном обсуждении.

Мы с вами уже достаточно много говорили про такую особенность детского организма как , изучали причины этого явления, читали рекомендации психологов, чтобы как-то помочь тем родителям, в семьях которых живут такие живчики.

В продолжении этой темы предлагаю подумать над тем, сможет ли спорт для гиперактивных детей стать помощником в борьбе с излишней энергичностью. Родители суперактивистов и не только, как насчет ?

План урока:

Зачем гиперактивным «доктор спорт»?

Казалось бы, гиперактивные ребята итак постоянно в движении, и складывается ощущение, что чувство усталости этим непоседам просто чуждо. Зачем еще физкультура и тренировки, если организм всё время находится в тонусе? Оказывается, очень даже зачем!

Что мы знаем про гиперактивных детишек? Невнимательные и неугомонные с неуёмной энергией, не способные заниматься долго одним делом.

На самом деле, такому ребёнку всё равно, чем себя занять, у него одно правило: зря не тратить драгоценное время, тупо сложив руки. Почему бы не направить этот мощный энергетический заряд в правильное русло, дав родителям передохнуть ну хоть пару – тройку часов?

Помимо несомненной пользы здоровью, спортивная секция у гиперактивных ребят воспитывает выдержку и собранность, ведь каждая тренировка выстроена, прежде всего, на дисциплине и установленных правилах, соблюдать которые придётся научиться.

Мудрые родители гиперактивных детей всегда должны помнить несколько советов, прежде чем надеть на будущего чемпиона спортивную форму.

  • На первом месте всегда стоит интерес ребёнка, не стоит направлять его в спорт «своей мечты» по принципу: «У меня не получилось, пусть хоть у него получится!». Гиперактивист спортивный кружок должен выбрать сам и имеет право последнего слова!
  • Родителям, поставленным в условия «ромашки», когда «люблю — не люблю», нелегко решить, какой вид и секцию подобрать, потому что помимо принятия во внимание детского мнения, где бы хотел заниматься их особенный ребёнок, следует ещё найти такого особенного тренера, который будет стойко выдерживать натиск и сумеет подобрать ключик к непростому подопечному.
  • Не стоит впадать в панику, если у ребёнка будет «…драмкружок, кружок по фото, да и петь еще охота…», пусть он ищет свой спорт методом проб и ошибок. Вспомните себя в детстве: куда мы только не были записаны и где только свои силы не пробовали. А для гиперативного спортсмена больше физкультуры — значит, лучше его физическое развитие!

Куда вложить гиперактивную душу?

Это и понятно, особенных детей с повышенной активностью ждут не везде. Те виды спорта, где ставка делается на команду, для них не походят: договариваться с другими участниками им тяжеловато.

Травматически опасные тренировки тоже следует исключить из «спортивного рациона» гиперактивных спортсменов: опасные действия такие дети совершают необдуманно и бывают неловкими, чаще других получая по этим причинам травмы. Так что вырастить Пеле или Тайсона родителям вряд ли удастся.

При принятии решения следует делать выбор в пользу той физической активности, где присутствует соревнование, потому что для формирования личностного «я» в случаях с гиперактивностью очень большой вклад имеют как победы, так и поражения.

Психологи набросали небольшой список потенциально возможных видов спортивных направлений, где можно поучаствовать гиперактивным детям.


Родителям на заметку!

Наткнулась на страничках интернета на информацию о том, со скольки лет официально берут детей в различные спортивные школы. Вдруг, пригодится:

  • 6 лет: гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание, теннис, акробатика, спортивные танцы, шахматы, ушу,
  • 7 лет: баскетбол, горные лыжи, спортивный туризм,
  • 8 лет: легкая атлетика, биатлон, хоккей с мячом, волейбол, гандбол, конькобежный спорт,
  • 9 лет: парусный спорт, конный спорт, велоспорт, пятиборье фехтование, греко-римская и вольная борьба, таэквондо,
  • 10 лет: гребля на байдарках и каноэ, арбалетная и пулевая стрельба, каратэ, тяжелая атлетика,
  • 11 лет: альпинизм, скалолазание.

На самом деле, на уровне обычной секции новичков набирают уже, как правило, на пару лет раньше, чем установлено нормативами спортивных образовательных учреждений.

На видео найдете 10 правил для родителей гиперактивных детишек от доктора Комаровского.

Если вам сегодня было интересно, буду искренне благодарна за комментарии к этой теме. Было бы интересно послушать, каким спортом занимаются в ваших семьях. А может среди читателей есть чемпионы?

Желаю вам удачи во всем!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

На природу происхождения, способы диагностики и методы лечения СДВГ сегодня существует масса полярных точек зрения. Однако большинство специалистов соглашается друг с другом в том, что один из важнейших способов помощи гиперактивным детям — психолого-педагогическая коррекция. Именно поэтому мы попросили специалистов-психологов, работающих с такими детьми и их семьями, ответить на основные вопросы родителей.

На вопросы отвечают:

Ирина БАРАНОВА | детский патопсихолог-диагност
Оксана АЛИСОВА | специалист по работе с гиперактивными детьми, педагог-психолог высшей квалификационной категории, руководитель психологического центра «Свет маяка»

Что такое СДВГ?
Ирина Баранова:
С точки зрения патопсихологии, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это особое неоптимальное состояние ЦНС (центральной нервной системы. — Прим. ред.), при котором корковая часть головного мозга не вполне справляется со своей задачей: оказывать корректирующее влияние на подкорковую часть. В норме кора тормозит» подкорку, которая, образно выражаясь, побуждает человека «хотеть всего и сразу», добиваться своего силой, не дожидаясь подходящих условий. У детей с СДВГ процесс этой регуляции нарушается.

Чем отличается активный здоровый малыш от ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью?
И.Б.:
Отличить обычную детскую активность от гиперактивности не всегда бывает легко. Иногда может помочь следующий эксперимент: если поместить ребенка в ограниченное пространство с определенным набором игрушек и предметов, обычный малыш через какое-то время найдет себе занятие и сосредоточится на нем. Гиперактивный, скорее всего, этого не сможет — его внимание постоянно будет ускользать, ему трудно будет сконцентрироваться на определенном виде деятельности.
Основной метод диагностики СДВГ — наблюдение, и приведенный выше пример это подтверждает. Если вы замечаете, что малыш быстро устает и отвлекается, часто конфликтует, легко впадает в истерику, покажите ребенка специалисту. Возможно, это проявления СДВГ.

Можно ли заподозрить СДВГ в раннем возрасте? На что стоит обратить внимание родителям младенца и ребенка младшего возраста?
И.Б.:
Я считаю, что более-менее уверенно говорить о наличии у ребенка СДВГ можно только к семи годам. Ранее поведение ребенка и особенности его развития могут обуславливаться конституцией и индивидуальными темпами созревания — говоря простым языком, у ребенка еще просто незрелая психика. Применение серьезного медикаментозного лечения в этом случае может принести больше вреда, чем пользы. К тому же стоит помнить о том, что большинство детей дошкольного возраста активны и невнимательны — само по себе это не является патологией.
Однако вышесказанное совсем не значит, что расторможенного ребенка дошкольного возраста не надо показывать специалистам! Расторможенность (особенно в сочетании с другими нарушениями — моторными, речевыми) часто бывает следствием неврологической патологии, требующей коррекции, и совсем не обязательно это будет СДВГ. Поэтому задача специалиста — квалифицировать тип дефицита ЦНС дошкольника и найти способ помочь ребенку. Однако такой диагноз, как СДВГ, может появиться в карте не ранее, чем пациент достигнет семилетнего возраста. Это мое мнение как патопсихолога.

Каковы особенности развития эмоционально-волевой сферы при СДВГ?
И.Б.:
Эмоционально-волевая сфера этих деток характеризуется неустойчивостью эмоциональных состояний, эмоциональной лабильностью (быстрой сменой одних эмоций другими), высокой готовностью к любым вариантам вспышек, импульсивностью. При этом нередко можно наблюдать и высокую истощаемость аффекта, что уже близко к неврастении.

Каковы критерии диагностики СДВГ в России? Известно, что за рубежом этот диагноз ставит консилиум специалистов, а как дело обстоит в нашей стране? Требуется ли для подтверждения СДВГ проходить функциональную диагностику?
И.Б
.: В нашей стране официально опираются на критерии, описанные в рубрике F9* МКБ-10. Консилиум нужен и в России, как и при постановке любого другого спорного диагноза. Часто специалисты рекомендуют включать в комплекс обследования функциональные пробы (ЭЭГ, РЭГ, допплерометрию сосудов головного мозга, иногда МРТ в сосудистом режиме) и обследование глазного дна у окулиста.

Как дифференцировать СДВГ и другие состояния с похожими симптомами (ОВР, биполярное расстройство, тревожное расстройство и т.п.)?
И.Б.:
В двух словах не опишешь. Именно это и требуется от специалиста, и уровень его квалификации определяется в том числе и умением дифференцировать различные состояния со схожими симптомами.

Требуется ли при СДВГ медикаментозное лечение?
И.Б
.: Точнее будет говорить не о лечении, а о поддерживающей терапии. И только последствия этого синдрома или его осложнения требуют определенной медикаментозной коррекции — например, сосудистой или дегидратационной терапии. Как клинический психолог могу сказать, что при СДВГ, как правило, нужен комплексный подход — совокупность медикаментозного лечения и психологической коррекции.

Может ли диагноз СДВГ быть поставлен ребенку с умственностью отсталостью или ЗПР? Или этот диагноз предполагает сохранность интеллекта?
И.Б.:
Обычно этот диагноз ставят при сохранном интеллекте. В некоторых случаях у ребенка с СДВГ может наблюдаться задержка психического или психоречевого развития (ЗПР или ЗПРР), но не умственная отсталость.
Конечно, ребенок с умственной отсталостью может быть расторможен и невнимателен, также склонен к аффектам — подобные проявления нередки при различных нарушениях и отклонениях. Однако наличие отдельных симптомов не дает права говорить о СДВГ.

Есть точка зрения, что СДВГ-дети — это очередная ступень развития человечества (индиго-дети). Так все же чем считать СДВГ — заболеванием или индивидуальной особенностью личности?
И.Б.:
В этой ≪идеологии≫ я не сильна. Теоретически можно предположить, что СДВГ — это вариант мутации, формирующей ≪новый тип человека≫ с особым типом функционирования психики. Ведь таких детей немало — они, безусловно, влияют на общество и сами находятся в постоянном интенсивном развитии ≪в среде≫. Однако я информацией об особых достижениях таких людей не располагаю.

Какой режим дня рекомендуется для ребенка с СДВГ?
Оксана Алисова
: Родителям детей с СДВГ рекомендуют дома соблюдать четкий режим дня. Время приема пищи, выполнение домашних заданий, дневной и ночной сон — желательно зафиксировать в расписании основные, повторяющиеся изо дня в день события. Для дошкольников можно составить режим дня с помощью красочных привлекательных картинок и стараться ему следовать. Однако помните, что распорядок дня — это последовательное чередование различных видов деятельности, а не шантаж (≪если пообедаешь, будешь играть в компьютер≫). Если вы планируете куда-то выйти с ребенком, сообщайте ему заранее маршрут, а также заблаговременно обговаривайте все детали и правила поведения.

Если у ребенка с СДВГ есть способности в той или иной сфере (языки, математика и т.п.), каким образом их развивать? Ведь зачастую с нагрузками и требованиями спецшкол такой ребенок не справляется.
О.А.:
Если у малыша с СДВГ есть способности, их, конечно, стоит развивать так же, как и у любого другого ребенка. Важно помнить, что для гиперактивных ребят важна правильная организация занятий — то есть вредна не большая учебная нагрузка сама по себе, а некоторые способы обучения.
Ребенку с СДВГ сложно неподвижно сидеть целых 45 минут — соблюдение дисциплины для него является трудной задачей. Однако если не заострять внимание на ≪проблеме дисциплины≫, ребенок обычно работает довольно продуктивно и более спокойно себя ведет. Поэтому рекомендуется не обращать внимания на мелкие дисциплинарные нарушения — например, можно сидеть, поджав ноги, ≪мотать≫ ими под столом, вставать рядом с партой и т.п.

Полезны ли для ребенка с СДВГ занятия спортом? Если да, то какой вид спорта предпочесть? И что делать, если ребенок не способен соблюдать дисциплину во время тренировок?
О.А.:
Для ребенка с СДВГ занятия спортом, безусловно, полезны, однако не все виды спорта ему подойдут. Предпочтение стоит отдать плаванию, легкой атлетике, велоспорту, восточным единоборствам. Регулярные занятия спортом помогут ребенку в формировании навыков самодисциплины. Это является важнейшей задачей для детей с СДВГ, и речь здесь не столько о соблюдении ≪внешней дисциплины≫ на тренировках, сколько о развитии навыков самоконтроля (конечно, в данном случае многое зависит от тренера).
Что касается требований жесткой дисциплины на тренировках, то обычно они выдвигаются, когда ребенок профессионально занимается спортом и основной целью тренера становится достижение высоких результатов. У родителей детей с СДВГ должна быть другая задача — направить активность ребенка в управляемое конструктивное русло, поэтому небольшие отступления от дисциплинарных требований допустимы. Если у конкретного ребенка с СДВГ имеются серьезные проблемы с дисциплиной, тренер может воспользоваться системой правил и санкций, которая поможет регулировать отношения внутри группы.

Что должна включать в себя реабилитация при СДВГ? Какие мероприятия обязательны, а какие желательны? Перечислите, пожалуйста, комплекс мер, мероприятий и общие рекомендации для родителей ребенка с СДВГ.
О.А
.: Сопровождение семьи, в которой растет гиперактивный ребенок, включает два основных направления — воздействие на самого ребенка и работа с его окружением (родителями, воспитателями, учителями). Я попробую кратко охарактеризовать эти направления.
Психологическая работа с ребенком с СДВГ включает несколько направлений: терапия аффективно-личностной сферы (игровая терапия, арт-терапия и т.д.); поведенческая терапия, основными методами которой являются оперантные, когнитивно-бихевиоральные, а также формирование социальных навыков.
Оперантные методы — это подкрепление желаемых способов поведения с помощью материальных стимулов (фишек, жетонов) или отношения других лиц (внимание, похвала, подбадривание или совместная деятельность), т.е. социальное подкрепление. В качестве штрафных санкций используется ≪тайм-аут≫, отнятие фишек (жетонов).
Поведенческая терапия с использованием оперантных методов предполагает следующие правила последовательного подхода к детям с гиперкинетическим расстройством поведения:
1) Инструкции и указания для гиперактивных детей должны быть сформулированы ясно и кратко, а также по возможности наглядно продемонстрированы.
2) Последствия поступка ребенка должны наступать быстро — как можно ближе во времени к целевому поведению.
3) Штрафные санкции должны сочетаться с системой позитивных последствий.
4) Необходимо время от времени менять систему поощрительных стимулов и вознаграждений, т.к. у детей быстро наступает эффект привыкания.
5) Рекомендуется планирование и структурирование времени гиперактивного ребенка.

Оперантные принципы можно изложить в письменном виде, зафиксировав систему вознаграждений и штрафные санкции. Подобный подход может быть использован не только родителями, но и школьными учителями — как инструкция по реагированию на определенные способы поведения.
Когнитивно-бихевиоральные методы, в отличие от оперантных, базирующихся на внешнем контроле, направлены на развитие у гиперактивного ребенка навыков самоконтроля. Цель — научить ребенка регулировать собственное поведение, увидеть себя со стороны, стать менее зависимым от ситуации. Основной метод — самонаблюдение, самоинструктаж. Задача — изменить восприятие собственного поведения.
В пример можно привести тренинг самоинструктажа для импульсивных детей по Мейхенбауму. Основа этого метода — самовербализация (проговаривание) и самоинструктаж. ≪То, что люди себе говорят, определяет все, что они делают≫, — считал Мейхенбаум.
Терапия с помощью этого метода имеет определенную последовательность:
1) Определение проблемы (≪стоп, сначала подумаем, о чем вообще идет речь).
2) Управление вниманием и планирование (≪что я могу сделать? как я должен поступить?≫).
3) Управление реакциями — формулируются самоинструкции, которые, по сути, являются руководством к действию (≪я сделаю сначала так, а потом вот так).
4) Исправление ошибок (≪я ошибся, но можно попробовать сделать это по- другому≫).
5) Положительная самооценка (≪мне удалось сделать это хорошо≫).
Другим важным аспектом психокоррекционной работы с гиперактивным ребенком является формирование социальных навыков в группе. Необходимой и обязательной является работа с аффективно-личностной сферой (тревога, страхи, заниженная самооценка, агрессивность и др.). Данные проблемы можно решить с помощью игровой терапии, арттерапии, песочной терапии. В процессе терапии становится возможным научить ребенка дифференцировать свои чувства и находить социально приемлемый способ их выражения, способствовать формированию (развитию) новых личностных качеств (например, эмпатии).
Другие методы психолого-педагогической коррекции направлены на развитие дефицитарных функций гиперактивного ребенка. Психолог может помочь малышу преодолеть нарушения внимания и памяти, способствовать развитию наглядно-образного мышления и пространственного восприятия, улучшить зрительно-моторную координацию и тонкую моторику, помочь в формировании школьных навыков.
Важная составляющая сопровождения семьи с гиперактивным ребенком — это работа с его окружением. Сюда входит:
— работа с родителями гиперактивного ребенка, направленная на коррекцию отношений в семье и формирование адекватной системы воспитания;
— информирование учителей и воспитателей гиперактивного ребенка о сути СДВГ;
— обучение родителей и учителей эффективным способам общения с ребенком; помощь в выработке правил и санкций за их нарушение, определение обязанностей и запретов; налаживание обратной связи между психологом и участниками педагогического процесса.
Важно, чтобы родители допускали как можно меньше ошибок, воспитывая детей с СДВГ (подмена эмоционального внимания медицинским уходом, ≪крайности воспитания≫ — тотальный контроль или попустительство), обучили ребенка навыкам управления гневом. Поэтому помощь психолога важна и нужна семьям гиперактивных детей.
Формы работы могут быть разными в каждом конкретном случае: групповая или индивидуальная терапия, а также совместные занятия с ребенком. Наиболее эффективна семейная психотерапия, которая и должна быть основой психокоррекционной работы. И не только в случае СДВГ.

Как объяснить педагогам (воспитателям детского сада, школьным учителям, спортивным тренерам), что ребенок не избалован и невоспитан, а имеет объективные проблемы в эмоционально-волевой сфере?
О.А.
: С воспитателями, учителями, тренерами проводится психологическое просвещение о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Разъясняя особенности проявления синдрома во время пребывания ребенка в образовательном учреждении, одновременно проводят психологическую работу по изменению предвзятой позиции взрослого, считающего, что поведение ребенка носит осознанный характер, что он ≪делает все на зло≫. Педагогам стоит помнить, что те трудности, которые возникают при общении с гиперактивными детьми и их обучении, — проблемы не ребенка, а взрослого. И именно взрослые должны организовать среду так, чтобы ребенок мог благополучно адаптироваться и социализироваться.
И.Б .: В свою очередь могу сказать, что профессиональные психологи, которые сопровождают семью с таким ребенком, по личной инициативе встречаются с педагогами и объясняют им суть проблемы. Родители далеко не всегда могут это сделать уверенно и лаконично.

Какие проблемы возможны в младшем школьном и подростковом возрасте?
О.А.
: Что касается возможных проблем, то в младшем школьном возрасте основные трудности связаны с повышенной двигательной активностью — родителям и учителям бывает непросто ≪угомонить≫ таких деток. У гиперактивного ребенка нередко страдает успеваемость — проблема не в интеллекте, а в нарушении произвольного внимания. Маленькому школьнику бывает трудно сосредоточиться на определенном виде деятельности.
В подростковом возрасте на первый план выступают трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми — у таких ребят высок риск формирования асоциального и антисоциального поведения.

Возможно ли компенсировать, преодолеть СДВГ? Какой прогноз будущего для таких детей?
О.А
.: Компенсация вполне возможна при правильно организованной окружающей среде и своевременной коррекции. Прогноз будущего вполне благоприятный.

Родители детей с СДВГ часто ощущают беспомощность, чувство вины и стыд, безысходность. Какой совет можно им дать?
И.Б
.: Будучи молодой матерью, я тоже испытывала все эти чувства. Однажды мне попалась книга Эды ле Шан ≪Когда ваш ребенок сводит вас с ума≫, которая очень помогла мне в тот момент. Главы из этой книги были перепечатаны в газетной статье под говорящим названием ≪Родительство не для трусливых≫. Мой совет —мужайтесь))))). И… просто любите своих детей несмотря ни на что. Наверное, иногда это самое сложное для большинства из нас.

* F9 — поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте:
F90
Гиперкинетические расстройства
F90.0
Нарушение активности внимания
F90.1
Гиперкинетическое расстройство поведения
F90.8 Другие гиперкинетические расстройства
F90.9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное

Что важно знать о воспитании гиперактивного ребенка
1. Общайтесь с ребенком мягко и спокойно.
2. Постоянно соблюдайте режим дня. Установите четкие границы дозволенного.
3. По возможности оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач.
4. Устанавливая запреты, заранее оговаривайте их с ребенком. Помните, что запреты нужно вводить постепенно и формулировать в очень четкой и непреклонной форме.
5. Доведите до сведения ребенка, какие штрафные санкции последуют за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, будьте последовательны при исполнении этих санкций.
6. Избегайте, запрещая что-либо ребенку, употреблять слова «нет» и «нельзя». Ребенок с СДВГ, будучи очень импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием или вербальной агрессией. Лучше дайте ребенку возможность выбора. Запрещая что-либо, говорите спокойно и сдержанно.
7. Хвалите ребенка за его успехи и достижения: удачное выполнение задания, проявленную усидчивость или аккуратность. Однако лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.
8. Используйте систему поощрений за хорошее поведение. Поощрения могут быть одномоментными и накопительными (например, жетоны).
9. Правильно давайте ребенку инструкции: помните, что они должны быть немногословны (не более 10 слов). За один раз дается только одно задание. Нельзя сказать ребенку: ≪Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и ложись спать≫. Помните, что каждое последующее задание дается только после того, как выполнено предыдущее. Таким образом, сначала попросите ребенка убрать игрушки и только после того, как он это сделает, скажите, что пора отправляться чистить зубы. Выполнение каждой просьбы необходимо контролировать — однако следите за тем, чтобы ваши указания были выполнимы для ребенка.
10. В силу своей импульсивности таким детям трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, если вы хотите дать какое-то задание гиперактивному ребенку, сообщите о своих намерениях за несколько минут до начала новой деятельности.
11. Постарайтесь вместе с ребенком выявить, в какой области он наиболее успешен, и помогите ему наиболее полно реализовать себя в этой сфере. Это научит его самоуважению, а когда оно появится, то и сверстники не будут к нему негативно относиться. Попросите учителя (воспитателя), чтобы он хотябы иногда обращал внимание группы или класса на достижения вашего ребенка, пусть даже совсем небольшие.
12. Если ребенок суетится, ≪разбрасывается≫, перескакивает с одного на другое, помогите ему сконцентрировать внимание на том, что он делает, осознать это. Например, можно задавать ребенку простые вопросы: что это? какого это цвета (формы, размера)? что ты сейчас чувствуешь?

Далеко не все родители знают какие именно спортивные секции подходят для гиперактивных детей. Ведь если в дошкольном возрасте ещё как-то удавалось сбросить лишнюю энергию на улице, то для школьника с СДВГ только активными прогулками и играми не обойтись. Так в какую же секцию отдать гиперактивного ребёнка 6-7 лет?

Спорт в борьбе с СДВГ

Детишек с неконтролируемой двигательной активностью, но не особо агрессивных, лучше определить в секцию по баскетболу, футболу, теннису . Такие игры помогают развивать координацию движений, вырабатывают правильную осанку, вытягивают позвоночник, гармонично развиваю все группы мышц. А также подобные игры развивают у крохи аналитические способности и отлично расправляются с переизбытком энергии.

С 6-7 летнего возраста для сброса лишней энергии желательно отдать малыша, на какой- либо вид борьбы или записать в кружок боевого искусства. Это может быть дзюдо, ушу, вольная борьба, карате и т. п. Такие боевые искусства научат кроху совладать с собой, правильно использовать силу, распределять нагрузку, контролировать эмоции и движения. А вот на бокс или кикбоксинг ребят младшего возраста лучше не отдавать. К таким серьёзным и, возможно, травмоопастным видам спорта чадо с СДВГ будет готов только к 13-14 годам. К слову сказать, на силовую борьбу лучше отдавать непоседу с явным проявлением агрессивности и конфликтности.

Если ребенок гиперактивный и вы, еще не опеределились на какой кружок можно отдать непоседу, и при этом побаивайтесь за его безопасность (особенно если это девочка) выберите плаванье .

Плаванье наименее травмоопасно, чем, к примеру, борьба или футбол. К тому же оно укрепит сердечно-сосудистую систему, научит балансировке и самоконтролю, выработает правильное дыхание.

В общем, какое бы спортивное направление вы не выбрали, главное, чтобы оно полностью устраивало вашего непоседу. А выплеснуть лишнюю энергию он сможет в любом из предложенных спортивных кружков.

Выбираем в какую секцию лучше отдать гиперактивного ребенка?

Итак, в какую секцию можно отдать гиперактивного ребёнка ? Казалось бы, гиперактивные ребята и без того находятся в бесконечном движении. На самом же деле сила и неуёмная энергия озорников расходуется бесполезно, а с помощью спорта можно направить её в правильное русло, так сказать на достижение результата. Поэтому если у вас есть гиперактивные дети, вы должны посоветоваться с крохой и узнать в какую секцию отдать, чем он (она) хотел бы заниматься.

Нужно ли приобщать малышей с СДВГ к спорту?

Помимо бесспорной пользы для здоровья, занятия спортом учат ребят с СДВГ: собранности, внимательности, дисциплине, выдержке. К тому же на любой тренировке необходимо соблюдать правила и устои, учиться играть в команде, быть ответственным не только за себя, но и за товарища.

Выбираем спортивное направление

Плавание . Подходит всем карапузам в независимости от возраста и состояния здоровья. Польза плавательных процедур положительно сказывается как на психоэмоциональном, так и на общем состоянии организма. Оно тренирует мышцы и в тоже время расслабляет и успокаивает карапуза.

Боевые искусства и борьба . Восточные единоборства, такие как каратэ, айкидо, ушу или капуэро , помогают избавиться от излишней активности и сбросить напряжение. А также единоборства укрепляют и развивают мышечный аппарат, учат концентрировать внимание, обучают самоконтролю и самообладанию.

Танцы и лёгкая атлетика . Именно в этих направлениях «шустрая» детвора может добиться неплохих результатов. Здесь есть все, что доктор прописал: точность и выветренность движений, последовательность и соблюдения такта, контроль над всеми группами мышц.

Теннис, гребля . Эти спортивные направление рассчитаны на детвору постарше, на них можно записать непосед примерно с 11-2 лет. Как теннис, так и гребля помогают подрастающему поколению обуздать свой взрывной темперамент и направить двигательную активность на достижение результата.

Подбираем спортивное направление в соответствии с возрастом непоседы

6-7 лет: Аква аэробика, фигурное катание, плавание, теннис, аэробика, танцы, айкидо, баскетбол, лыжный туризм.

8-9 лет: Атлетика, футбол, хоккей, волейбол, гандбол, вольная борьба.

10-11 лет: Гребля, стрельба, ушу, альпинизм, тяжелая атлетика.

Как видите, много какие спортивные секции подходят для гиперактивных детей. Просто смотрите, чтобы направление, в котором будет двигаться сын (дочь), он выбрал сам, не заставляйте и не навязывайте свои предпочтения. Будьте надёжным тылом и опорой для своего особенного малыша.

Несколько советов родителям

  • Не заставляйте ходить на кружок, который чаду неинтересен. Из такого занятия ничего хорошего не выйдет. Пускай он сам выбирает направление, в котором желает двигаться.
  • А вот о чём стоит подумать маме и папе так это о выборе хорошего тренера. Ведь проверенная методика воспитания в сочетании с умелыми руками педагога обязательно принесут «хорошие» плоды. Когда кружок выбран, необходимо пообщаться с тренером. Человек, занимающийся с трудным малым должен иметь определённый опыт работы с особыми детьми. Тренер должен быть понимающим и толерантным человеком, умеющим подбирать ключики к любой детворе.
  • Не переживайте если ваш непоседа прыгает с кружка на кружок. Вспомните себя в его возрасте. Куда мы только не записывались и кем только не мечтали стать. А для крохи-индиго определиться ещё сложнее. Будьте терпимее к своему спортсмену.

Спорт и гиперактивные дети

Пройдите тест

21.09.2009, 18:50

Вот, наткнулась на такое мнение: " Гиперактивным детям полезно заниматься спортом, танцами, совершать длительные прогулки. Но при выборе секции, помня об особенностях ребенка, следует избегать травматичных видов спорта (борьбы, бокса и т.п.)."

Мой сын не гиперактивен с точки зрения медицины, т.е. диагноза СДВГ у него нет, но он ОЧЕНЬ активный, болтливый, чрезмерно открытый, пристает к незнакомым людям, в ответ на агрессию тут же лезет в драку. Я отдала его на восточные единоборства. В результате он стал еще более агрессивным, после занятий с трудом удается вернуть его в нормальное русло. Вот, прочла, что лучше на танцы отдать. А как другие родители поступают? бытует мнение, что таким детям нужно набегаться, наораться с себеподобными, но на деле получается, что им потом еще тяжелее приходится - не успокоиться.

Вот еще прочла: "Во время детских игр лучше, чтобы у ребенка были лишь один - два партнера. Оптимально, чтобы это были спокойные дети, беспокойные, шумные друзья могут способствовать нарастанию гиперактивности и ухудшению поведения ребенка."
А я-то все стараюсь чтобы он с такими же как он детьми дружил... А выходит нужно стремиться с "ботаниками" дружить?? Голова кругом - столько лет все неправильно делала, получается.

витаминka

21.09.2009, 18:55

идите на настольный теннис, очень интересно, затрат мало, или еще лучше в театральный кружок, вот они там и поют и пляшут и дурачаться., пусть ребенок сам выбирает друзей, а потом чем это вам спокойные дети не нравятся, ботаниками называете.

Марипулька Д

21.09.2009, 19:15

плавание...вода очень полезна таким детям.,занятия йогой
А еще им очень полезно рисовать)))

21.09.2009, 19:22

а потом чем это вам спокойные дети не нравятся, ботаниками называете.
очень даже нравятся, просто "ботаник" - очень емкое название, сразу понятно, что тихий, спокойный, умница:).

Katya mama Deniski

21.09.2009, 19:53

У меня такой же... Наш выбор - танцы! Самое любимое занятие в саду (у нас в саду очень хорошая хореография - ритмика - театральная деятельность, доп. занятий не надо) - и дисциплинирует - движения надо четко повторять, и выход энергии в правильное русло...
Плюс пошли на спортивную гимнастику - и нагрузка физическая и, опять же, надо достаточно четко себя контролировать...
Плюс собираемся ходить уже на бальные серьезные, ждем 5ти лет...

С друзьями правильно говорят... Мой с такими же шилопопами - кошмар на ножках;), а вот со спокойной подружкой и другом - СОВСЕМ другой ребенок...

Пойдем и в плавание с января...

21.09.2009, 20:07

21.09.2009, 20:09

21.09.2009, 20:12

Сыну 4.8. С сентября 3 раза в неделю бассейн (перед бессейном фитнесс 30 мин и 30 мин занятия в воде). Надеюсь, немного энергии поубаиваится...

21.09.2009, 20:44

Бассейн, бальные танцы, хор - по опыту помогает стабилизировать активного ребенка.

Картинка

21.09.2009, 21:06

Бассейн, однозначно бассейн:)))

22.09.2009, 02:26

У на с бассейн 2 раза в неделю и спортивная гимнастика 3 раза в неделю.
Еще мы ходим на немецкий язык 2 раза.Они там и танцуют и поют и рисуют.
Да,еще садик логопедический.
Дома засыпает уже за ужином.
Но боюсь месяца через 2 привыкнет и будет опять шилопоп.

22.09.2009, 02:33

У нас геперактивности нет, но есть "шило в попе", иногда бывает очень невнимательным. Невропатолог посоветовал тенис или фехтование - изматывает и концентрирует внимание.

Насчет тенниса не знаю... подруга-детский массажист рассказывала, что к ним в центр потоком шли дети со скученной спиной и особенно плечевым суставом после тенниса. Там очень специфическое движение руки, которое в принципе матушкой-природой для нас не предусмотрено, поэтому суставы летят на раз, да и нагрузка однобокая. Так что не для сколиозов:)

22.09.2009, 03:01

Купите домой батут))) и в бассейн конечно)

22.09.2009, 03:06

как известно, суперчемпион мира и победитель последней Олимпиады Майкл Фелпс в детстве страдал гиперактивностью, и маме очень посоветовали отвести его в бассейн:) Говорят, результаты потрясающие, ребенок стабилизировался, а плавает он как ракета:)

Сам он, думаю, не страдал. Мама - это да.

22.09.2009, 10:23

Насчет тенниса не знаю... подруга-детский массажист рассказывала, что к ним в центр потоком шли дети со скученной спиной и особенно плечевым суставом после тенниса. Там очень специфическое движение руки, которое в принципе матушкой-природой для нас не предусмотрено, поэтому суставы летят на раз, да и нагрузка однобокая. Так что не для сколиозов:)

Нам невропатолог сказала никаких "несимметиричных видов спорта".. когда спросила что это такое- как раз теннис, прыжки в длину - высоту... для своего сына выбрала бассейн... на следующий год будут танцы и хор (поёт постоянно)...

Золотайка

22.09.2009, 10:26

22.09.2009, 10:52

бассейн
читала, что спортивная гимнастики плохо влияет на рост, осторожнее

22.09.2009, 11:02

Мы тоже активные,занимаемся футболом

22.09.2009, 11:03

Мы шилопопые.В этом году попозже на бассеин,со след года борьба(карате или самбо)Там тоже учат дисциплине.Ну и в наше время постоять за себя и за даму (в будущем:))) просто необходимо:008:
А вот борьбу гиперактивным детям не рекомендуют. Там конечно УЧАТ дисциплине, вот только многие "шилопопые" ей НЕ УЧАТСЯ. Получается такой результат:001:. Видела примеры:(Если для защиты - можно фехтование попробовать. Каждая палка в руке - оружие будет. А агрессии чуть меньше. Дисциплина есть на любых групповых занятиях (если преподаватель хороший). Нас спас хор: 60 малышей в одной кучке - дисциплинище ОГО-ГО. И танцы с удачным партнером, которые послушный и будет тормозить и поучать. А результат-то общий.

22.09.2009, 11:07

А вот борьбу гиперактивным детям не рекомендуют. Там конечно УЧАТ дисциплине, вот только многие "шилопопые" ей НЕ УЧАТСЯ. Получается такой результат:001:. Видела примеры:(
Очень зависит от тренера. У сына СДВГ. Занимается кун фу третий год. Один из лучших. Дисциплина хромает только в раздевалке:)), на тренировке - всё отлично.

23.09.2009, 02:13

есть тайцзи - это части ушу - китайская оздоровительная гимнастика (без борьбы) - учат концентрации, вниманию, + обычная ОФП. Основной акцент здесь делается на применении внутренней энергии, тренировке духа. Занятия позволяют повысить общий физический тонус организма и уравновесить эмоциональную сферу. Около 50% времени занимают подвижные игры и общеукрепляющие упражнения, направленные на развитие основных физических качеств – силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости, и формирование осанки. Также дети знакомятся с основными движениями формы, некоторыми боевыми приемами, знакомятся с методами релаксации и саморегуляции. Много внимания уделяется правильному дыханию во время выполнения формы, что способствует развитию концентрации внимания, способности сосредотачиваться, а также увеличивает общий энергетический потенциал организма. В результате занятий тренируются глубокие мышцы, развивается чувство равновесия, реакция и координация движений.

23.09.2009, 10:09

У меня дочка такая же,ходим на танцы,на рисование,но не помогает,ей надо именно побегать и поорать,так я вот что придумала - во время прогулки мы сначала идём на школьный стадион,и дочка начинает там бегать и при этом громко кричать,минут 15 она так отрываеться,зато после этого становиться нормальным человеком:)

Н Ю Ш А_ХРОМОВА

23.09.2009, 10:13

отдала в синхронку, пока занатия 3 раза в неделю, потом 5 раз....
менее травматичного придумать не смогла

23.09.2009, 10:49

Мой сын не гиперактивен с точки зрения медицины, т.е. диагноза СДВГ у него нет, но он ОЧЕНЬ активный
У нас такая же ситуация - диагноза нет, активность есть:)). Сын второй год ходит на бальные танцы - нравится очень (ттт), слушается, проблем с дисциплиной на занятиях нет (ттт). Бассейн нам, к сожалению, лор до 10 лет не советовал:((а так бы еще и бассейн был)
Я отдала его на восточные единоборства. В результате он стал еще более агрессивным, после занятий с трудом удается вернуть его в нормальное русло. Мы восточные единоборства "прошли" в прошлом году - два месяца возили на занятия, причем тренера муж очень хвалил (это его школьный приятель) - в результате к концу этих двух месяцев Ваня пару раз так расхулиганился на занятиях, что тренер его просто выставил:(. В этом году муж уговаривает попробовать еще раз походить туда же, мне что-то не хочется.
бытует мнение, что таким детям нужно набегаться, наораться с себеподобными, но на деле получается, что им потом еще тяжелее приходится - не успокоиться.
хм, если к нам приходят гости в активно-орательном настроении, то мы тут же заводимся и потом очень сложно ребенка из этого состояния вывести (сейчас полегче, а год назад он меня просто не слышал). А если гости спокойные, можем играть тихо-мирно.

Маруся и два гуся

23.09.2009, 10:50

И мы гиперактивные. Два раза в неделю бассейн (очень хрошо помогает), в саду фитбол (на мячиках попрыгать), театральная студия (научиться взаимодействовать в коллективе и удовлетворить страсть к фантазиям) и рисование (развиваем усидчивость и тренируем руку к школе).

23.09.2009, 10:55

у нас партнерша по бальным танцам - активная девочка (без диагноза)
так им психолог наоборот посоветовала борьбу (они на теквандо пошли)
дополнительно к танцам и еще ряду кружков - выход энергии надо давать - а то лопнет. и желательно, в мирное русло.

25.09.2009, 14:47

Очень зависит от тренера. У сына СДВГ. Занимается кун фу третий год. Один из лучших. Дисциплина хромает только в раздевалке:)), на тренировке - всё отлично.

А после тренировки дерется с другими детьми? и потом после тренировки, если это выброс энергии, становится спокойнее? если нет, то хочу вас разочаровать - это не выход. Ребенок становится еще большим психом, это как по кругу идет.