Как известно, самым сложным для родителей периодом взросления ребенка является подростковый этап. В это время ребенок постепенно становится взрослым, его организм меняется, что сопровождается активным развитием гормональной системы. Такие изменения становятся причиной разных проблем – непослушания, бунта, разных конфликтов и, наконец, агрессии. Последняя поведенческая особенность приносит особенно много неприятностей и родителям, и педагогам, и самому подростку. Но какие же причины появления агрессивности в этом непростом возрасте? И каким образом должна осуществляться ее правильная коррекция?

Почему возникает агрессия у подростков? Причины

Большинство специалистов утверждают, что в появлении агрессии у подростков виноваты исключительно родители, а факторы окружения играют вторичную роль. Ведь именно поведение мамы и папы определяют то, как ребенок воспринимают окружающий мир. Подростки далеко не всегда понимают, что взрослые частенько ошибаются, обманывают и срываются. В этом непростом возрасте дети реагируют на все крайне остро, поэтому любое некорректное замечание может спровоцировать у них истерику.

Так агрессия у подростков может стать следствием чрезмерной гиперопеки. Ведь если родители совершенно не дают школьнику самостоятельности, в подростковом возрасте это может спровоцировать бунт. В этом случае, взрослых он не воспринимает как авторитет, желая самостоятельно принимать решение о лучшем для него, о том, как и с кем проводить время и пр. Кроме того такая агрессия может развиться в том случае, если родители не способны договориться между собой о правилах воспитания ребенка в семье.

Иногда подобное нарушение поведения может стать попыткой привлечь внимание взрослых/родителей к своей личности. Так, если мама и папа постоянно заняты своими делами, школьник попросту чувствует себя ненужным и брошенным. В этом случае грубость позволяет ему почувствовать себя любимым.

Еще одним фактором, провоцирующим агрессию у подростков, принято считать насилие в семье. В этом случае неправильное поведение может являться способом защиты от опасного для него человека либо результатом копирования поведения близкого человека, являющегося агрессором.

Иногда проблема агрессии появляется по отношению ко второму ребенку в семье. Этому способствуют сравнения, выборочные похвалы и пр.

Также такое нарушение поведение может появиться из-за постоянной нехватки денег в семье. Ведь в подростковом возрасте ребенок особенно зависит от мнения окружающих, а отсутствие у него нового мобильного, красивых вещей и мощного компьютера, приводит к сильным внутренним конфликтам. Обратная сторона такой причины агрессии – богатство, которое сопровождается вседозволенностью, и также может провоцировать нарушения поведения.

Крайне часто агрессия у подростков возникает в семьях, где каждый член следует определенным традициям. Таким детям не нравится носить выбранную родителями стандартную одежду, жить по правилам, заниматься той же деятельностью и др.

Также вторичная причина агрессии – гормональные всплески, которые также не стоит оставлять без внимания.

Коррекция агрессии у подростков

Родителям необходимо осознать, что силой им не удастся справиться с проблемой. Физическое и моральное насилие наталкивается на стену, выстроенную подростком, и может только усугубить агрессию. Нужно постараться выяснить, какие именно вещи провоцируют агрессию у вашего ребенка, после чего попытаться наладить контакт со взрослеющим школьником. Старайтесь всегда разговаривать с сыном либо дочкой абсолютно спокойно, не срываясь на повышение голоса. Конечно, это может быть сложно, но подобная стратегия настроит вашего ребенка на необходимый лад, в результате чего он начнет обращать внимание на то, что вы говорите, и откажется от грубостей и резкостей либо сократит их количество.

Если подросток начинает высказываться, не нужно его прерывать. Лишь после того, как его поток речи либо даже брани придет к концу, можно начинать беседовать. Помните, что ваш ребенок имеет право выражать свое возмущение и раздражение, быть злым и недоверчивым. Такие эмоции нормальны для каждого из нас, но в подростковом возрасте они особенно гипертрофированы.

Снятие агрессии у подростков происходит эффективнее, когда родители ищут способы, которые помогут ребенку выплескивать негатив. Такую роль могут выполнять разного рода спортивные тренировки, подобранные в соответствии, с интересами школьника. И бокс, и танцы, и плавание, помогут подростку избавиться от разных противоречивых и агрессивных чувств. Такие нагрузки будут особенно полезны, если ребенок отличается гиперактивностью.

Также на пользу пойдут попытки дать подростку то, чего ему не хватает. Так школьникам с лидерскими качествами нужно дать возможность проявить их, если не в школе, так в спорте, либо в художественной самодеятельности и др.

Если же родителям не удается справиться с подростком, и он не желает идти на контакт, желательно обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Вашей семье рекомендуется посетить психолога, который поможет всем вам справиться с беспокоящими вас моментами.

Вне зависимости от особенностей ребенка, наличия и отсутствия у него агрессивности, крайне важную роль в формировании личности играет подход родителей к воспитанию. Так маме и папе стоит сохранять терпение, проявлять любовь и нежность, а также общаться с подростком наравне.

Одним из важных факторов, подрывающим и уничтожающим психическое здоровье подростка, является его собственная агрессия. Что побуждает подростков вести себя агрессивно?

Иногда агрессивное поведение связано с заболеванием головного мозга ребёнка, нервной системы или некоторыми соматическими заболеваниями. Но чаще всего степень проявления агрессии определяется воспитанием ребёнка в семье. Если родители наказывают его, бьют, постоянно ругают или издеваются, то такое поведение ребёнка является ответной реакцией на жестокое отношение к себе.

Семейные отношения также накладывают отпечаток на выплескивание подростками негативных эмоций. Многие родители считают проявление у ребёнка таких чувств, как гнев, раздражение, досада, недопустимым. Они уверены, что нормальный человек должен их в себе давить и не показывать. И стараются не допустить проявление подобных чувств у подростка разными способами. Подросток же может либо продолжать делать по-своему (а это приведёт к увеличению проявления агрессии), либо послушается и станет в себе гнев давить. Загнанные внутрь отрицательные чувства действуют на организм разрушительно. Это может вызвать болезни сердца, кожи, желудка, головные боли. Кроме того, накопившись внутри, они могут «взорваться», и тогда можно ждать ещё большей беды.

Найти золотую середину в том, как вести себя с подростком, проявляющим агрессивность, сложно. Давление или наказание, которое унижает достоинство ребёнка, может спровоцировать новую вспышку агрессии. А если родители перестанут обращать внимание на такое поведение ребёнка (думая, что всё пройдёт с возрастом, само собой), то он начнёт считать это нормой. Тогда привычка действовать агрессивно может стать чертой его характера.

Также агрессивное поведение подростка может являться формой его самоутверждения. А проявление жестокости – способом завоевания места под солнцем или самозащитой. В любом случае агрессия – это отражение внутреннего дискомфорта ребёнка.

Нужно различать агрессию и агрессивность. Агрессия носит защитный характер. Состояние агрессии может возникать у подростков с низкой самооценкой в состоянии тревоги или когда они защищают свои права. При этом у подростков нет желания причинить боль другим. Надо сказать, что присутствие некоторой агрессии в характере ребёнка даже бывает полезным. Это поможет ему при встрече с сильным противником. Но всё должно быть в меру. Агрессивность же сопровождается намеренным желанием причинить боль.

Говорить об агрессивности ребёнка можно, если ребёнок часто теряет контроль над собой, спорит, ругается со взрослыми и сверстниками, отказывается следовать принятым правилам, специально раздражает окружающих, всегда винит других в своих ошибках, сердится и отказывается что-либо делать, завистлив, подозрителен, мстителен, во всех видит враждебность, быстро реагирует негативным образом на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Если в течение не менее шести месяцев в поведении подростка проявляются более четырёх из перечисленных признаков, то можно предположить наличие у ребёнка агрессии.

Агрессивный подросток не может встать на позицию другого человека или решить ситуацию другим способом. Он уверен, что чем больше он проявляет агрессивность, тем больше его будут слушаться.

Существует несколько форм выражения агрессии подростками:

* Физическая – использование подростком своей силы против другого человека;

* Вербальная – выражение ребёнком своих негативных чувств другим при помощи слов, визга, крика, угроз, ругани, проклятий;

* Раздражение – готовность по малейшему поводу становиться резким, вспыльчивым, грубым;

* подозрительность – склонность подростка к недоверию к окружающим на основании того, что «все они хотят причинить мне вред». Часто подозрительность вызывает агрессивные действия только из-за одного необоснованного убеждения: «меня же хотели обидеть»;

* косвенная агрессия – воздействие на кого-либо при помощи других людей (сплетни, злые шутки, направленные в адрес «обидчика» и др.);

* обида – как проявление зависти и ненависти к окружающим.Такая обида вызвана чувством гнева и недовольства сверстником, взрослым, его поведением или миром вообще;

* скрытая агрессия (или пассивно – агрессивное поведение), её подсознательная цель – месть. Поведение подростка направлено на то, чтобы разозлить, вывести из себя близких или окружающих.

Пассивно-агрессивное поведение – одна из худших форм проявления агрессии. Она показывает, что подросток не научился справляться со своими отрицательными эмоциями, в частности гневом. Чаще всего это проявляется в следующем: нарочитая медлительность, оттягивание времени, «забывчивость», «неспособность» сделать то, что просят. Когда же вы пытаетесь «образумить» ребёнка (криками, наказаниями, хорошими словами), это не помогает, потому что в его поведении нет логики. Подросток сам не осознаёт, почему он так себя ведёт.

Наличие агрессивно-пассивного поведения в начале подросткового возраста - нормальное явление (если только не причиняет вреда ему самому и его близким). Ребёнок в это время только учится владеть своими эмоциями. Ведь сильным чувствам (в том числе и гневу) подвержены все люди, надо просто научиться относиться к ним зрело, по-взрослому. В течении 5-6 лет подросток овладевает приемлемыми способами выплёскивать свой гнев и другие отрицательные эмоции. Это длительный процесс, и сам ребёнок эти способы может не найти. Ему надо подсказать, и делать это терпеливо. Многие младшие подростки как раз и выражают свой гнев пассивно- агрессивным способом, например, получая плохие оценки. «Вы можете заставить меня ходить в эту ненавистную школу, но хороших оценок не дождётесь», говорит его подсознание. И чем больше родители злятся, тем хуже будет результат: оценки станут ещё ниже.

Дружить с подростком, который всегда ведёт себя агрессивно, сложно. Он постоянно испытывает терпение друга своими гневными вспышками. Фактически все, кто соприкасается с проявлениями его физической или вербальной агрессии, стараются отойти в сторону и не общаться. Такого подростка часто отвергают. Он, в результате чувствует себя одиноким, никому ненужным, нелюбимым и в ответ ещё больше озлобляется.

Агрессивного ребёнка очень трудно понять и принять со всей его грубостью и ершистостью. Однако он нуждается в поддержке и любви не меньше, чем любой другой ребёнок.

Что можно сделать, если ребёнок проявляет агрессию?

1. Любое агрессивное поведение имеет в своей основе какую-то причину. Это может быть ответная или защитная реакция на поведение окружающих, способ самоутверждения, неумение вести себя по-другому или выразить другим способом свои эмоции и чувства. Постарайтесь прояснить для себя причину агрессивного поведения своего сына или дочери. Обратите внимание на то, как вы сами реагируете на агрессивные вспышки ребёнка. Возможно, он просто копирует ваше поведение. Или же ваше внешне спокойное отношение к такому его проявлению эмоций дало подростку внутреннюю установку, что это нормальная форма поведения.

2. Обратите внимание на то, как происходит общение в вашей семье. Если ребёнок слышит постоянные крики и скандалы, то вряд ли стоит ожидать от него благопристойных речей и спокойного поведения. Старайтесь найти по возможности спокойные способы выяснения отношений и решения проблем внутри семьи.

3. Агрессивные дети, как правило, не умеют сочувствовать другим, жалеть, вставать на их позицию, то есть у них снижен уровень эмпатии. Они не знают, что такое «плохо». Кроме того, зачастую они не умеют различать свои и чужие эмоциональные состояния. Учите ребёнка сочувствию, выражению чувств.

4. Агрессивный ребёнок не умеет правильно оценивать и своё состояние. Поэтому он зачастую не успевает вовремя остановить себя. Научите подростка понимать, что с ним происходит, управлять своим поведением. Для этого сначала пусть он постарается описать, какое на данный момент у него состояние и как это проявляется внешне. Например: «Я улыбаюсь, сердце немного щемит, хочется вдохнуть больше воздуха, распрямиться» - так он может описать радостное состояние. А вот состояние, близкое к агрессии, может выглядеть так: «Сердце колотиться, пульс участился, в горле спазм как комок стоит, ладони горят, пальцы рук сжимаются». Если подросток научится улавливать то, что ему говорит тело, значит, он сможет вовремя остановиться. Научите его расслабляться и контролировать свои чувства.

5. как уже говорилось, некоторые подростки ведут себя агрессивно, потому что не знают, как можно другими способами добиться того, что им нужно. Расширьте его поведенческий репертуар. Подскажите, какими ещё приемлемыми способами можно достичь желаемого, взаимодействовать с другими, общаться и решать проблемы. Обязательно отработайте с подростком варианты выхода из конфликтных ситуаций.

6. Гнев, обида, раздражение – нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе. Найдите тот способ, который позволит подростку разряжаться от негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом или труд. Любая физическая работа хорошо помогает.

Иногда может помочь и уместная шутка. Переведите отрицательную энергию в позитив.

Чаще всего гнев направлен на другого человека. Необходимо показать подростку, как можно выяснить отношения, не задев его чувства, не оскорбляя и не критикуя. Ваш пример покажет, как надо вести себя в подобных ситуациях.

7. Любой подросток нуждается в понимании и одобрении, терпеливом отношении к его взрослению. Будьте внимательны к потребностям ребёнка. Ведь его агрессия как раз и говорит вам о том, что ему чего-то недостаёт, что он испытывает внутренний дискомфорт. Постарайтесь помочь ему справиться со своими негативными ощущениями и эмоциями. Понимая своего ребёнка и принимая его, вы измените к нему своё отношение. А изменив себя, вы тем самым измените и его поведение.

Подростковая агрессия — это защитная реакция на происходящее вокруг . Все чаще мы сталкиваемся с ней в современном мире. Агрессия подростков как социальная проблема — одно из важных ее проявлений. Чаще она дает о себе знать в ответ на негатив, окружающий подростка. Ведь такое поведение не появляется с рождения. Люди, рождаясь, не могут быть трусливыми или эгоистами, они такими становятся в зависимости от среды, в которой живут и развиваются.

В основном причиной являются отношения в семье и в близком окружении. Такие факторы, как попытки постоянного контроля подростка и оказание на него давления, необоснованная критика, отсутствие внимания и любви, способствуют проявлению озлобленности к окружающему миру. Агрессия проявляется в возрасте 10-16 лет, в период переходного возраста. Это тяжелый для ребенка период, когда у него происходит половое созревание, он меняется как личность с психологической стороны. Под давлением изменений, происходящих в нем, подросток уверен в том, что сможет справиться со всеми взрослыми вопросами самостоятельно. Чувствует себя наравне со старшими людьми из его окружения и желает, чтоб отношение с их стороны было такое же. В этот период возникает желание изменить и покорить весь мир, но реализовать это все в жизнь дети просто не могут.

Агрессивность в подростковом возрасте — это, скорее, защитная реакция на то, что его окружает, чем нападение. В такой период родителям очень важно соблюсти эту грань: дать ему почувствовать себя взрослым, не забывая при этом, что он все еще ребенок. Уделять ему внимание и заботу. Чаще всего взрослые просто не готовы психологически к такому проявлению поведения своего чада и не знают, как ему помочь, как его лечить. Во время такого поведения мы просто не знаем, как себя вести в этой ситуации и что делать, как помочь.

Проявление агрессии у подростков

Психологи выделяют 2 вида агрессии: скрытая и открытая.

Открытая агрессивность проявляется в виде нанесения вреда окружающим его людям, предметам. Подросток так хочет проявить свой авторитет среди друзей, таким образом, самореализоваться. В случае неудачи они начинают красть, пить, курить, употреблять наркотические вещества, заниматься мелким грабежом или кончают жизнь самоубийством.

При скрытой агрессии дети все держат в себе, ни с кем не делятся своими переживаниями и проблемами. Они тихие и покорные, не проявляющие свое недовольство. Но, так как негативная энергия долгое время не находила выхода наружу, позже случаются нервные срывы, длительные депрессии, невроз.

Так, приступы агрессии проявляются в виде оскорблений родных, возникают конфликты с родителями. Подростки унижают всех, кто кажется им слабее. Бьют животных, занимаются вандализмом. При непонимании со стороны родителей могут уйти из дома. Они создают свои компании, в которых часто приветствуются алкоголь и наркотики. В таких компаниях свои правила, собственный жаргон, шутки, понятные только в этой среде. Трудным подросткам, не находящим понимания дома, там становится комфортно, и они все больше времени проводят с новыми друзьями, считая, что теперь это их семья.

Вернуться к оглавлению

Формы проявления подростковой агрессии

У каждого подростка агрессия выражается по-разному (в зависимости от характера ребенка и его отношений с внешней средой). Основные особенности проявления:

  • обида (часто обижается без особого повода на весь мир и на конкретного человека);
  • подозрительность (ребенок не доверяет никому, настроен отрицательно ко всем);
  • косвенная агрессия (распускает сплетни про кого-то, злобно шутит);
  • физическая агрессия (постоянно является участником драк);
  • раздражительность (очень вспыльчив и грубит без веской на то причины);
  • вербальная агрессия (проявляет свое отношение с помощью угроз и криков);
  • скрытая агрессия (не делает то, о чем его просят, говоря что забыл; старается подольше не выполнять просьбу, а то и забывает о ней).

Каковы причины агрессии у подростков?

Рассматривают 3 основные причины того, почему же возникает агрессия в подростковом возрасте: это ситуативные, семейные и личностные.

Личностные причины проявляются так:

  • ребенок чувствует себя одиноко;
  • неуверенный в себе;
  • раздражается без особой причины и обижается;
  • чувствует себя во всем виноватым;
  • активизируются гормоны вследствие полового созревания;
  • постоянно думает о худшем.

Ситуативные причины проявляются в определенных ситуациях в жизни ребенка:

  • заболевание;
  • просмотр жестоких фильмов;
  • долгое сидение за компьютером, компьютерными играми;
  • неправильное питание.

При умственных и физических нагрузках возникает переутомление организма.

Не всегда родители могут сдерживаться, это их не оправдывает, но и они зависят от многих окружающих факторов. Семейные причины агрессии подростков возникают из-за поведения самих же родителей при детях:

  • часто родители прилюдно унижают и оскорбляют ребенка;
  • не участвуют в его жизни, пуская все на самотек;
  • проявляют безразличие и враждебность к своему ребенку;
  • не дают ему проявить себя, подавляют его желания и эмоции;
  • контролируют каждый шаг подростка;
  • мало говорят о своей любви.

Почему так активировалось агрессивное поведение подростков в 21-м веке — не влияние ли это того же ТВ, Интернета, компьютерных игр, современных фильмов, виртуальной реальности, зависимостей? А может на подростковую агрессию влияет, в основе своей, современная, часто негармоничная семья, методы воспитания и детско-родительские отношения, школа, с эмоционально-психологически безучастными педагогами, и улица, которой иногда предоставлены дети-подростки?

Давайте разберемся детальней в причинах агрессивного поведения подростков, методах коррекции этого поведения и профилактики спонтанной, неконтролируемой, и часто неосознанной агрессии у подростков.

Агрессивное поведение подростков: причины, коррекция и профилактика подростковой агрессии

Сама по себе агрессия имеет частично врожденные корни у каждого человека, но какое именно будет агрессивное поведение, в той или иной ситуации, и какие внутренние или внешние стимулы (раздражители и провокации) активируют ее — напрямую зависит от приобретенных во внешней среде (семье, детсаду, школе, на улице, виртуальном мире, фильмах и книгах), установок, внутренних убеждений человека: взрослого, ребенка или подростка.
Словом, агрессивность подростка, да и взрослого тоже, зависит от жизненного сценария — запрограммированного мышления, чувствования и поведения в той или иной ситуации, при том или ином жизненном событии.

Агрессивное поведение, как и девиантное , анти и асоциальное, делинквентное, у подростков возникает не на основе врожденного инстинкта агрессии, работающего по принципу защиты жизни и здоровья человека в опасных ситуациях, в виде нападения на источник опасности (врожденный механизм психики «бей или беги»).

Например , подросток, в силу неокрепшей психики и еще незрелой личности, в случае реальной или надуманной (мнимой) опасности (здесь неважна цель предполагаемой угрозы: жизнь, здоровье, социальный статус, личность, свое «Я»…) может иметь глубинное убеждение — «убегать стыдно, унизительно и т.п.», поэтому спасительный рефлекс «бей или беги» запускается в сторону нападения («бей»), т.е. подросток проявляет агрессию к другому человеку, животному или неодушевленному предмету (явлению).

И не важно какая будет эта подростковая агрессия: эмоционально-психическая — вербальная (словесная — угрозы, ругань…), невербальная (агрессивная мимика, позы, жестикуляции), физическая (явное нападение с целью нанесения физического ущерба, скажем, побоев), либо скрытая агрессия, косвенная (в виде сплетен, негативных разговоров за спиной и т.п.), а также более примитивная детско-подростковая агрессивность в виде негативизма (агрессивная оппозиция, типа делать все назло, мстить и т.д.).

Основные причины подростковой агрессии

Основные причины подростковой агрессии кроются не в негативном телевещании, интернете, и даже не в компьютерных играх или жестоких боевиках, фильмах ужасов… Хотя, эти источники информации все же играют косвенную роль в укреплении чувства гнева, и основанной на нем активации агрессии.

Агрессивность в подростковом поведении обусловлена, в первую очередь, заложенными извне в психику ребенка негативами, окрашенными нелюбовью к себе и другим людям, порой ненавистью, с довлеющей эмоцией гнева и ее производных (от легкой раздражительности до ярости), и соответственно — агрессией подростка в поведенческих реакциях на, зачастую неверно, иллюзорно интерпретируемое происходящее.

Именно то подростковое агрессивное поведение, которое не укладывается в рамки (правила и нормы поведения) социума, и является приобретенным, запрограммированным в виде внутренних установок, глубинных убеждений о себе, других людях и мире в целом, и соответственно, искаженном, стереотипном мышлении, чувствовании и поведении.

Например, агрессия в отношении врага нашей родины, или насильника, педофила, киднепера (похитителя детей), садиста, серийного маньяка и пр., даже если противоречит закону, но морально оправдывается обществом. Это так же заложенные извне установки и убеждения — это не врожденная агрессивность и гневливость.

Подобная, приобретенная агрессия и гневливость у подростков начинает развиваться с раннего детства, посредством так называемого «родительского программирования» (воспитания), детско-родительских взаимоотношений, методов и стилей воспитания.
Именно при дисгармонии в семье отношений с ребенком, последний и может уйти в себя, в фильмы, телепередачи непонятного толка, в компьютерные игры и виртуальный мир интернета — последние не создадут агрессивность у подростка, а укрепят и разовьют ее.

Элементарно дети могут копировать агрессивность с близких и важных для них взрослых, и необязательно, что эта агрессия направлена на ребенка — это может быть агрессивное поведение в семье между мамой и папой, младшим и старшим поколениями, с соседями, даже агрессивная критика фильмов, политиков, жизни в целом, может наложить отпечаток на психику ребенка и сделать его агрессивным подростком и взрослым.

А нелюбовь, неуважение к ребенку со стороны важных, значимых людей, непринятие его как личности, дефицит внимания к малышу, сенсорная депривация, непонимание его и отсутствие психологической поддержки, а уж тем паче прямая психологическая или физическая агрессия, направленная на детей, естественно сыграют свою злую роль — подросток может стать агрессивным, особенно по отношению к слабым (проявить агрессию на кошку может каждый, а на амурского тигра?! Хотя и здесь, человек как «властелин» мира, может применить оружие…).

Психо-коррекция агрессивного поведения подростков

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков довольно сложна. Проблема не в том, что трудно перепрограммировать установки и убеждения у самого ребенка, приводящие к необоснованному гневу и агрессии. Проблема в том, что здесь необходима психотерапевтическая работа со всей семьей, а также, трудность в том, что зачастую довольно сложно уговорить подростка на посещение психолога или психотерапевта, тем более совместно с родителями. (установка, типа «я не псих»).

Изменение семейного эмоционально-психологического климата и взаимоотношений между родителями, родителями с бабушками и дедушками и т.д., и, конечно, самих детско-родительских взаимоотношений — важнейшая задача коррекции агрессивного поведения у подростка.

Главное здесь, не делать, не менять ничего резко и напролом (прямо в лоб). Только мягкое, косвенное влияние на изменение мышления, чувствования (гнева) и, соответственно поведения (агрессии) подростка (иначе, сработает защита, негативизм, сопротивление, возможно как раз с активацией агрессивности).

Психологическая работа с семьей и с самим подростком, хоть и не обременительная, но не быстрая, однако результаты не заставят себя ждать. После курса психотерапии подросток перестанет быть агрессивным, а вся семья станет гармоничной и счастливой.

Профилактика агрессии у подростков

То же касается и профилактики агрессии у подростков — в первую очередь необходимо создать гармоничные отношения в семье, желательно, начиная с момента беременности мамы будущего подростка.

Или, хотя бы начать создавать здоровый эмоционально-психологический климат в семье пока ваше дитя еще буквально «ребенок» (переход в подростковый возраст начинается примерно с 10-11 лет).

Читайте психологические статьи для родителей и воспитателей.

Нужно, для начала, осознать свои ошибки в воспитании и отношениях мама-папа, бабушка-дедушка, мама-бабушка (дедушка), папа-бабушка (дедушка) и т.д. Выбрать правильные стили воспитания и взаимодействия с самим ребенком. Если уже проявляется негативизм и

«Моему сыну 14 лет. Он стал агрессивен и неуправляем. Что мне делать?»
Вопрос отчаявшегося родителя психологу. Ответ не заставил себя долго ждать:
«Стоило бы удивляться, если бы в подростковом возрасте ваш сын демонстрировал другое поведение». Веселый смайлик в конце.
Наверное, именно он должен был убедить маму, что агрессивность подростка - это нормально, обыденно.

«Моему сыну 14 лет. Он стал агрессивен и не управляем. Что мне делать?»

Вопрос отчаявшегося родителя психологу. Ответ не заставил себя долго ждать:

«Стоило бы удивляться, если бы в подростковом возрасте ваш сын демонстрировал другое поведение» . Веселый смайлик в конце.

Наверное, именно он должен был убедить маму, что агрессивность подростка - это нормально, обыденно.

За гранью нормальности

Стоит ли тогда простым обывателям удивляться, когда подрастающее поколение агрессивно реагирует на их замечания, причём не только вербально, раскрывая все прелести матерного языка, но и физически.

Ролики, выложенные самими подростками в Ютубе, свидетельствуют о вопиющих фактах проявления подростковой агрессивности. Они способны на многое:

    ударить пожилого человека кулаком в лицо, плюнуть в него, высмеять, повалить на землю и запинать до смерти (дедушка не дал закурить и попробовал прочесть лекцию о вреде курения);

    истязать, уродовать бродячих кошек и собак («А чо? Они разве кому-то нужны? Избавляем общество от звериного мусора…»);

    издеваться над бомжами («Они - отбросы общества, пусть знают своё место!»);

    избить своего учителя («Бабушка в маразме, а преподаёт физкультуру!»);

    надругаться над одноклассником («Да он мажор, вот мы его и прополоскали в унитазе школьного туалета, чтобы не выпендривался»);

    отомстить бывшему возлюбленному (так одна девушка с компанией друзей избивала и унижала) или возлюбленной (например, подросток нанёс несколько ножевых ранений своей «неверной Джульетте»).

Агрессия и агрессивность детей переходит все нормы допустимого. Неужели мы это будем считать « нормой» подросткового поведения?

Что такое агрессивность

Психологи различают понятия агрессии и агрессивности. Агрессия в переводе с латыни означает «нападение», «враждебность». Под агрессией, прежде всего, понимают действия.

Некоторые психоаналитики рассматривают агрессию как продолжение инстинкта смерти, стремления к разрушению, описанного Фрейдом.

Австрийский ученый Конрад Лоренц в своей монографии доказывал, что агрессия - не зло, а природный инстинкт, способствующий выживанию вида, а вовсе не направленный на его самоуничтожение.

Исследователь агрессии А. Басс определяет её «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».

Агрессивность же - свойство человека, проявляющееся в готовности к агрессивному поведению. Причём некая предрасположенность к агрессии может быть как осознаваемой индивидом, так и неосознаваемой. Психологи выделяют несколько видов проявления агрессивного поведения:

2. Косвенная.

3. Негативизм.

4. Обида, зависть, ненависть.

5. Подозрительность.

6. Чувство вины.

7. Вербальная агрессия.

8. Раздражение.

Как видим, у агрессии - разные лики, она может быть направлена на окружающих людей, внешнюю среду и на себя.

Итак, агрессия является, с одной стороны, следствием агрессивности, с другой - возникает в процессе социального научения.

Нужно для жизни

Быть агрессивным нынче модно. Считается, что агрессия - своеобразный механизм психологической защиты личности от воздействий на неё внешнего мира. Чтобы не быть пассивным, зависимым, не умеющим отстаивать собственные интересы и цели, нужно быть агрессивным.

Мама в песочнице радуется, что её карапуз отобрал у другого малыша ведёрко:

Молодец, умеет добиваться своих целей! Себя в обиду не даст...

Другая по дороге в детский сад учит:

Если тебя кто толкнёт, ты сдачу давай.

Папа девочку в три года на занятия боевыми искусствами записывает, чтобы умела за себя постоять.

Понятно, что родители ведомы благими намерениями, однако не видят, что обучают детей агрессивным формам поведения и не учат другим способам взаимодействия с окружающими, другим путям решения проблем. Собственноручно часто растят монстров, а потом не знают, что с ними делать.

В подростковом возрасте, являющемся переходом из детства во взрослость, промахи воспитания становятся наиболее очевидными.

Подростки

Уретральный подросток проявляет агрессию в виде гнева в случае несправедливости по отношению к его стае, ущемления его вольной, ничем не ограниченной особы, обращения к нему не по рангу - сверху вниз (например, похвала).

Его гнев проявляется ярко, он не знает границ, рамок. Уретральный вектор не довольствуется половинной мерой. Тут ярость - так ярость, любовь - так любовь.

В школе уретрального подростка видно сразу, он улыбается особой улыбкой, ходит уверенной походкой, зачастую с расстёгнутой рубашкой, ему невольно смотрят вслед. Учителя называют его неформальным лидером, заводят ему индивидуальный дневник по оцениванию поведения, он его носит, спокойно получает двойки и с таким видом смотрит на педагогов, что ощущается полное бессилие взрослых перед этим сорвиголовой.

Ключ к уретральному ребёнку - быть его регентом, обращаться к нему за поддержкой, помощью, советом, делегируя ему свои полномочия. Ни в коем случае не стоит ввязываться в перетягивание одеяла на себя, давить на него, требовать беспрекословного послушания - вы всё равно проиграете.

Лучше всего сделать старостой класса, он поведёт за собой коллектив, и именно так вы сможете максимально продуктивно направить его энергию в позитивное русло. Когда в классе есть уретральный ребенок, на самом деле, это счастье, можно спокойно ему перепоручить контроль за дисциплиной класса, нацеливание детей на высокие учебные достижения и хорошую сплоченность коллектива.

Он милосерден по своей природе, и сделать его своим союзником, а не врагом, достаточно просто. Он не обидчивый, отходчивый, понимающий.

Если же в классе два уретральных вождя, то закономерно, что они будут враждовать, причём конфликт будет сопровождаться агрессией. Закончится всё дракой, где будут биться не на жизнь, а на смерть. Лучше предотвратить на корню повод для агрессии - перевести их в разные классы, определить им разную территорию и поле деятельности.

Анальный подросток при правильном развитии врожденных способностей - послушный, покладистый ребёнок, уважающий мнение старших. Обратной стороной анального подростка является вербальная агрессия, злопамятность, мстительность, обидчивость, вымещение внутреннего напряжения на домашних животных, садизм.

Для ребёнка огромное значение имеет его мама, если она мало уделяет ему внимания, не хвалит за выполненные дела, то он чувствует, что его не любят, и обижается на всех - сначала на девочек, а потом на женщин. Пинает одноклассниц по попе, обзывает их грязными ругательствами, может обматерить учительницу.

Кожный ребёнок агрессивно распихивает всех локтями, он амбициозен, быстро находит способы выкрутиться из любой ситуации. Он проявляет агрессию, когда не получает желаемого, например, высокую оценку (ему за неё обещали велосипед), когда ущемляются его амбициозные планы. Пытается спорить с учителем, «качает» права, как быстро срывается, так же быстро забывает о содеянном. Кожники требуют равных условий, бессознательно чувствуя, что обгонят всех, не любят проигрывать и их принцип: «Для победы все средства хороши».

Надо отметить, что отрицательными сторонами кожного подростка при неправильном его развитии является отсутствие самодисциплины, неумение себя контролировать, ограничивать (например, он не может сорганизоваться, чтобы прийти в школу вовремя).

Агрессивно себя ведёт при потере каких-либо материальных ценностей, ведь они для - некий фундамент психологического комфорта.

Мышечный подросток ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим только при неправильном воспитании. От рождения этот ребёнок крайне спокоен, его нормальное состояние - монотония. Агрессию он начинает проявлять, если его переводят в состояние «война», отдавая в спортивную секцию, где тот разве что получит все шансы для попадания в криминальную среду, так как спорт не развивает в мышечнике главного - умения позитивно применять свою силу.

Правильным развитием для такого ребёнка является приучение к труду, даже к тяжёлой физической работе. Инициируя свою эрогенную зону - мышцы, он таким способом получает удовольствие от самого процесса работы и впоследствии становится «мирным строителем».

Мышечный подросток один никогда не устроит драку, его направляет кожник, и тогда он вместе с мышечными сотоварищами способен совершить насилие. Милый, добродушный мальчик, никогда бы плохо про него не подумали...

Важно быть накормленным, сытым, выспавшимся для хорошего настроения. Удовлетворение естественных человеческих потребностей для него - самая большая радость в жизни.

Так, группа подростков напала на прохожего возле гаражей, избила его, забрала деньги. Кожный предводитель банды купил себе на ворованные средства часы, а мышечники на выделенную им часть - еды, причём простой, грубой - сосиски в тесте набрали в большом количестве. Наелись от пуза. Малолетние преступники, остро нуждающиеся в трудотерапии.

Верхние вектора оказывают существенное влияние на агрессивность подростков. добавляет эмоциональности в агрессивное поведение: «Саша закатила истерику, когда увидела меня с другой девушкой, потом схватила её за волосы, кричала и дралась».

Больше всего подвержены аутоагрессии, внутреннее напряжение от взаимодействия с внешним миром они переживают глубоко в себе до тех пор, пока накопившийся клубок противоречий, непонимания в один момент не выплеснется в виде неожиданного для окружающих суицида.

Подросток проявляет агрессию обязательно вербально, он легко перекрикивает всех остальных сверстников и его уничижительные прозвища «прилипают» обычно на всю жизнь.

Вектор добавляет в агрессивное поведение подростка продуманности - мы не только не докажем причастность его к содеянному, но и не будем его подозревать. Незаметный, едва уловимый ребёнок, выполняя свою главную функцию «выжить во что бы то ни стало», подставляя других, скрывает улики собственного социально неодобряемого поведения.

Итак, агрессивность подростка - это тревожный звоночек для родителей и педагогов. Что-то они делают не так. Нужно пересматривать своё отношение к ребёнку, к методам его воспитания.

Эффективным средством, помогающим справиться с агрессивным поведением подростка, является осознание родителями двух постулатов:

1. Нужно правильно воспитывать ребёнка, в соответствии с его врождёнными векторами, чтобы он стал Человеком, впитал в себя культуру.

2. Необходимо уметь понимать глубинные причины агрессивности подростка и научить его снимать негативные чувства, не нанося ущерб как психический, так и физический другим людям.

К примеру, осознавая ценность тишины для звукового ребёнка, родителям требуется создать для него комфортные, спокойные условия, чтобы, возвращаясь из школы, у него была возможность побыть наедине с самим собой.

Родительская любовь становится наиболее действенной и адресной, если проявлять её системно, только тогда ребёнок чувствует, что его любят и это снимает агрессию: обнимать кожного подростка, хвалить анального, восхищаться уретральным, создавать тесную эмоциональную связь со зрительным, выслушивать орального и т. п.

Агрессивность подростков не является неизбежностью, многое зависит от нас - их воспитателей.

Корректор: Валерия Старкова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »