Откуда же к нам пришла мода на ювелирные украшения? Где нашли самую большую в мире жемчужину и сколько она весит? Почему пираты носили серьги? Любопытные факты об ювелирных изделиях с древних времен до наших дней.
Первые ювелирные украшения носили мужчины Древнего Египта, этот факт подтвердили и археологические раскопки, и древние изображения. Египтяне были одними из первых кто нашел месторождения золота и стали их использовать не только для изготовления денег и фигурок божества, но и в совершенстве овладели техникой ювелирного искусства. Излюбленным украшением мужчин были серьги, которые подчеркивали знатность рода и высокое положение в обществе.


И если для мужчин-египтян это было всего лишь украшение. То пираты и мореплаватели использовали серьги и в практических целях. Например, чтобы заткнуть уши и не слышать пушечный залп, также золотая серьга у корсаров была своеобразной платой за достойные похороны в случае кораблекрушения. А количество серег в ушах обозначало сколько кораблей захватил морской вояка. Возможно пираты и стали прародителями моды на столь популярные в наши дни серьги-кольца или Конго.


Не менее загадочное украшение и «Кольцо рыбака». Почему же именно так называется главное украшение наряду с тиарой у римских пап? Все гениальное просто: кольцо призвано напоминать о том, что папа является наследником и последователям Апостола Петра, который был по роду занятий рыбаком. На кольце Петр изображен забрасывающим рыболовную сеть, что символически ассоциируется со спасением человеческих душ. Примечательно, что для избежания подделок главного украшения Ватикана, кольцо для каждого избранного папы изготавливается отдельно из золота, на него наносят инициалы, а после отречения или смерти понтифика перстень уничтожают в присутствии всех кардиналов


Еще одна тайна драгоценного камня, покрытая мраком и загадочностью до сих пор. Это бриллиант синего цвета из колье главной героини Кейт Уинслет «Сердце океана». В фильме Джэймса Кэмерона использовано много документальных материалов из реальной истории затонувшего корабля. Так колье «Сердце океана», которое жених дарит главной героине Розе Дьюитт на самом деле существовало. Только бриллиант синего цвета каратностью был намного больше, чем было заявлено в киноленте. Ему предписывают смертоносное влияние на судьбу человека, носившего украшение. Погиб ювелир Тавернье, подаривший колье французскому королю, который также умер. Немало бед синий бриллиант принес и своей следующей обладательнице Марии Антуанетте. Зловещая легенда добралась и до новых хозяев, путешествующих на Титанике. Ученые во мнениях расходятся, но все же считают данные истории вымыслом, впрочем как и то что синий бриллиант некоторое время служил глазом индуистского божества.


Самая крупная в мире жемчужина весом почти в 6,4 кг была найдена в 1934 году у Филиппинских островов. Ловец жемчуга нашел ее у острова Палаван. Владельцем сего сокровища стал глава острова, который увидел в очертаниях жемчужины голову пророка Мухаммеда в тюрбане и назвал необыкновенный жемчуг «Жемчужиной Аллаха».
К слову сам ловец жемчуга погиб, так и не доставив его на сушу. 7 мая 1934 года пропал молодой, но опытный ныряльщик, искавший жемчуг.Весь остров переполошился, народ верил в морских чудовищ. Бесстрашные рыбаки отправились искать молодого человека на «подводном» участке, где он работал. Спасатели нашли тело возле гигантской раковины в почти человеческий рост Тридакны. Рука ловца жемчуга была зажата ее створками, что и послужило смертельной ловушкой. Разжать створки под водой не смогли. Тело достали вместе с моллюском. Расхлопнувшиеся створки показали то, ради чего молодой ныряльщик отдал жизнь. Позже история обросла легендами. Сейчас же «Жемчужина Аллаха» хранится в одном из банков США в полной темноте.


В 1813 году во время войны с Наполеоном прусская принцесса Марианна придумала способ пополнения казны. Немецким женщинам предлагали обменять золотые украшения на аналогичные ювелирные предметы из железа, на которых была надпись «Gold gab ich für Eisen» («Золотом отдам я за Железо»). Ношение таких украшений быстро вошло в моду и подчёркивало преданность родине обладательницы.


Многие ювелирные украшения имеют зловещие тайны. Но есть одно кольцо, которое славится на весь мир и известные ценители называют его самым знаменитым! О нем я люблю говорить, оно такое же роскошное и красивое, как и его хозяйка


оценивается в 500 000 долларов. Тем не менее кольцо считается бесценным, так как несет в себе историю королевской семьи. Украшение Ювелирного дома Garrard в 1981 году молодой принц Чальз подарил на помолвку принцессе Диане. Говорят, что принц позволил самой Диане выбрать кольцо из нескольких вариантов, и она предпочла именно это. Монаршие особы были недовольны выбором, так как такое украшение могли позволить себе и особы некоролевских кровей. Позже его стали называть «Сапфир простолюдина».
Сейчас кольцо принадлежит герцогине Кейт Миддлтон. Оно величественное, как будущая королева Великобритании. 12-каратный сапфир, окруженный 14 бриллиантами сверкает всеми гранями на хрупкой и нежной ручке одной из самых красивых и почитаемых принцесс в мире! Создано большое количество копий, но они не сравнимы с оригиналом.

Кто из нас не мечтает о шкатулке, полной золота, диамантов, сапфиров и изумрудов! Ну или хотя бы о паре колечек с маленькими бриллиантами. Как выбирать, покупать и хранить драгоценные украшения - в нашем материале!

12:39 10.02.2013

1. Драгметаллов - всего 8!

Ювелирными украшениями называют изделия из драгоценных металлов, декорированные камнями, эмалью и другими материалами. Законом Украины определено 8 драгметаллов: золото, серебро, платина, палладий, родий, рутений, иридий и осмий. Ювелиры работают преимущественно с первыми пятью. Причем родий применяется исключительно для создания покрытия - цельные изделия из него не делают. Кроме украшений из перечисленных металлов продаются кольца и серьги из стали и титана. Но драгоценностями они не являются.

2. Сarat и karat - в чем разница?

На русский язык оба слова переводятся одинаково - «карат». Но обозначают разные понятия, из-за чего часто возникает путаница. Carat - единица веса, равная 0,2 грамма. Этими каратами измеряют вес драгоценных камней. На бирке это выглядит так: 1,53 c (или 1,53 ct). И означает, что перед нами
камень весом 1,53 карата, или 0,306 грамма. Если в украшении несколько камней, их общий вес обычно обозначается так: 2,14 ctw (ctw - carat total weight - общий вес в каратах). Karat - мера веса, указывающая количество драгоценного металла в сплаве. То есть это привычная нам проба, только немного видоизмененная. 24 карата - чистый металл, то, что называется 999-й пробой. 18 карат - 750-я проба,
а 14 карат - 585-я. Если увидишь где-то надпись 18 K, знай, что речь идет о металле 750-й пробы.

3. О чем расскажет проба?

Проба говорит о том, сколько основного драгоценного металла содержится в сплаве. Например, 585-я проба на золотом изделии означает, что в килограмме сплава, используемого для производства украшения, было 585 граммов чистого золота, а остальные 415 граммов - другие металлы.

4. Чистое золото непрактично

Сегодня на прилавках магазинов можно встретить золото почти любого цвета - белое, красное, зеленое, розовое и даже черное. Настоящие ли это украшения? И почему драгоценный металл меняет окрас?
Желтое золото У чистого золота - красивый насыщенный солнечный оттенок. Но в беспримесном виде металл не используется - золото очень пластичное, и украшения из него быстро изнашиваются: покрываются царапинами, гнутся, стираются. Чтобы сделать драгоценности долговечными, в золото добавляют различные металлы. Как раз они и изменяют цвет. Красное золото получают, когда в сплав вводят
большое количество меди. Кстати, среди ювелиров красное золото не котируется: едва ли не половина такого сплава - добавки. Белое золото - с включением палладия и никеля. Розовый цвет получается благодаря введению меди, зеленый - когда добавляют серебро.

5. Клеймо - обязательно!

На украшении из драгоценного металла обязательно должна быть указана его проба. Это первое, на что
следует обратить внимание, покупая изделие. По закону, в продажу могут поступать только опробированные украшения - с клеймом. Также у колечка или сережек должна быть бирка с указанием производителя, металла и его пробы, веса, а если в украшении есть камни - их названия и веса.

6. Зубной порошок опасен

Многие женщины не понимают, зачем обращаться к ювелиру, если украшение можно почистить дома - зубным порошком или пастой. Почистить-то можно, но нужно быть готовой к тому, что на любимом колечке
появятся царапины, а сережки поменяют цвет. Ведь состав зубных порошков и паст достаточно сложен, и неизвестно, как тот или иной их компонент повлияет на драгоценность. Особенно если она сделана из сплава 5-6 различных металлов. Да и на камни пасты и порошки действуют негативно. Категорически противопоказана домашняя полировка позолоченным (посеребренным, родированным) украше-
ниям - она может повредить покрытие. Одним словом, стоит ли рисковать? Тем более что чистка украшения у ювелира обойдется лишь в пару десятков гривен.

7. Камни боятся косметики и ударов

Особенно так называемые камни органического происхождения: жемчуг, янтарь, коралл, перламутр и гагат. Они очень мягкие, а потому их легко поцарапать. Кроме того, все натуральные камни чувствительны к воздействию химикатов - береги украшения от любого контакта с косметикой, лекарственными препаратами, моющими средствами и другими агрессивными веществами. Большинство натуральных камней - с трещинками. Это абсолютно нормально и даже является изюминкой некоторых драгоценностей. Но трещины существенно ослабляют камушек - даже от легкого удара он может буквально рассыпаться.

8. Бриллиантам нужно одиночество!

Украшениям с этими драгоценными камнями не место в общей шкатулке. Дело в том, что бриллианты - очень твердые и безжалостно царапают металлы и другие камни. Соседство с бриллиантом может привести даже к тому, что от более хрупкого камушка просто отколется кусочек. Иногда устранить такой дефект сложно даже опытным мастерам, поэтому ювелиры советуют хранить каждое украшение с бриллиантом в отдельном мешочке.

9. Без бархотки - никак!

Как ни береги драгоценности - царапины, загрязнения и пятна неизбежны. Быстро реанимировать украшения помогает бархотка - лоскуток бархата, которым протирают изделия (но только цельные и без покрытия). Купить бархотку можно в любом ювелирном магазине.

10. Храни только в шкатулке!

Драгоценности не должны соприкасаться друг с другом. Купи шкатулку, в которой для каждого украшения будет отдельная ячейка. Если приобрести такую пока нет возможности, разложи кольца, серьги и кулоны по пакетикам. Особенно бережно следует относиться к позолоченным, посеребренным и родированным изделиям: толщина покрытия измеряется тысячными долями миллиметра, поэтому оно быстро стирается.

Три вопроса мастеру

1. Недавно я заметила, что потемнело серебряное кольцо. Может, оно некачественное?
Вовсе нет. Потемнение серебра - нормальный процесс. Это происходит из-за взаимодействия серебра с серой, с которой мы постоянно сталкиваемся в быту.

2. Почему из украшений выпадают камни?
Камень можно зафиксировать, либо приклеив, либо закрепив в металле. Первый способ ненадежен
и чаще всего используется в недорогих изделиях. Как правило, выпадают именно приклеенные камни. Второй способ - сложная операция, требующая специального оборудования. И, разумеется, повышающая стоимость драгоценности. Но крепление камня в металл - гарантия долговечности украшения.

3. Мне сказали, что в кулоне есть облагороженные камни. Что это значит?
Камень растет в естественной среде, где с ним случаются всякие неприятности - перепады температуры, сдвиги породы. От этого в нем образуются трещины, изменяется цвет. Чтобы сделать такой камушек более привлекательным, его «лечат», то есть облагораживают. Это не уменьшает ценности камня.

История украшений насчитывает много тысячелетий. Надевая каждый день цепочки, серьги, кольца, браслеты, случалось ли Вам задумываться, как и почему всё это появилось? Нет? Попробуйте ответить на вопрос: "Что люди стали носить раньше - одежду или украшения?" Правильный ответ: украшения.

Древние люди "цепляли" на себя различные предметы, которые находили во время поисков камней для орудий труда. Конечно, для украшений годились не любые гальки и веточки: отбирали только редкие и красивые, с точки зрения первобытрого человека, экземпляры. Наши предки считали все окружающие предметы живыми, а те, что отличались особым совершенством, - высшими существами, наделёнными магической силой. Эта вера придавала украшениям статус оберегов. Талисманы, изготовленные из рогов, зубов и костей животных, должны были приносить удачу и счастье. И, чем труднее было поймать и убить зверя, тем ценнее был амулет, сделанный из его останков. Украшения из более доступных материалов: ракушек, косточек плодов, цветов, носили не только на руках и шее, но и на ногах, и на талии. Некоторые постоянно, другие предназначались для ритуалов и праздников. Наиболее древние, из найденных археологами, - бусины из раковин морских моллюсков с отверстием для шнурка датируют возрастом 100-135 тыс. лет.

Наши предки относились к предметам с уважением и не позволяли себе надевать украшения просто так, не продумав их смысл и значение. В первобытном обществе они были оберегами, талисманами, по ним как по паспорту можно было "прочитать" о возрасте владельца, половой зрелости, занятиях и положении его в родовой иерархии. Исключительно декоративную функцию украшения обрели гораздо позже. И первыми стали украшать себя мужчины, а не женщины, как можно было бы подумать.

Что из украшений предпочитали наши предки?

Пирсинг - очень древний способ украшения тела. Считается, что пирсинг появился ок. 10 тыс. лет назад в Африке, и первоначально был опознавательным знаком. Соплеменники могли узнать статус, возраст и прочие "данные" человека по проколотой части тела, а соседи - о принадлежности к тому или иному роду. Самым паспространённым был пирсинг губ. Многие племена в Эфиопии до сих пор прокалывают губы и продевают в них кольца. Пирсинг уха в прошлом свидетельствовал о половой зрелости. Этот вид и сейчас довольно популярен из-за относительной лёгкости и безопасности прокола. В Древнем Египте прокалывать пупок дозволялось только очень привилегированным людям из высшего сословия. Пирсинг носа первыми стали делать бедуины на Ближнем Востоке ок. 4 тыс. лет назад, а размер кольца в носу соответствовал степени богатства семейства. Ацтекские шаманы Центральной Америки прокалывали язык, так как считали, что это поможет лучше умилостивить богов и установить с ними связь.

Серьги - наверное, самое популярное украшение всех времён и народов. Первобытные "модники" вставляли в проколотые мочки ушей деревянные палочки, ракушки, резные пластинки и даже камешки, иногда довольно крупные.

Египтяне стали носить серьги в 4 тысячелетии до н. э., и они были преимущественно женским украшением. У древних греков, римлян, вавилонян, а также у арабов, персов, индийцев ношение двух серёг было признаком богатства, а с одной ходили те, кто стоял на низшей социальной ступени - рабы, наложники, цыгане.

На территории Восточной Европы серьги появиись примерно в 3-2 тысячелетии до н. э. В государствах Средней Азии и Закавказья по нынешний день сохранилась традиция надевать девочкам серёжки, которые с древности считаются оберегом, сразу после рождения.

В разных странах серьги достаточно сильно различались по форме, символике и орнаментам. Однако, практически у всех древних народов встречаются украшения с элементами в виде цветов, фруктов, птиц, животных и насекомых.

Кольцо - символ бессмертия и бесконечности, власти и любви, с древнейших времён является атрибутом брака. Первые кольца свивали из толстой проволоки, их носили на пальцах рук и ног, позже появился обычай привязывать кольца на кисти рук. В первобытном обществе и вплоть до средних веков кольцо в первую очередь указывало на принадлежность к тому или иному роду и степень власти его обладателя, служило клеймом и лишь в последнюю очередь было украшением.

В Древнем Египте кольца носили с целью подчеркнуть статус. Каждый день после утреннего туалета мужчина, собираясь выйти из дома, надевал на запястья браслеты, на палец - кольцо, на шею - ожерелье. Особую респектабельность его облику придавала подвеска из яшмы или сердолика на длинном шнурке. В таком наряде египтянин вел деловые переговоры и появлялся в общественных местах.

В Древней Греции представители знати носили колька как знак высокого сословного положения. В Древнем Риме на ношение колец выдавали особые разрешения. Так, император Септимий Север в 197 г. н.э. разрешил носить кольца воинам: они помогали лучникам натягивать тетиву, а массивные перстни со вставками из камней усиливали удар в рукопашном бою.

Обмен кольцами между женихом и невестой, которым скрепляли клятву в вечной верности, имел значение юридического подтверждения заключения брака.

Браслет - несёт в себе ту же символику, что и кольцо. Изначально, браслет был сугубо мужским предметом. В период неолита мужчины перетягивали запястье полоской кожи, таким образом, кисть руки выдерживала большую нагрузку при метании копья, и это позволяло избежать ряда травм. Браслет также использовался древним человеком в качестве оберега. Его изготавливали из костей и зубов животных, дерева, верёвок, камня и пр. Первобытные люди наделяли браслет мистическими свойствами, использовали в ритуалах, отгоняя с его помощью злых духов. Самый древний браслет, найденный на территории России, датируют возрастом 45-50 тыс. лет. Он был обнаружен при раскопках в Денисовой пещере на Алтае.

С развитием металлургии появились украшения из меди, затем из бронзы, а у высших сословий из золота и серебра. Цари и жрецы могли носить по одному или по несколько узких и широких браслетов на запястье и предплечье, а египтяне украшали также щиколотки. Именные браслеты у воинов являлись символами мужества, чести и отваги. На Востоке звенящие браслеты издавна были непременным атрибутом танцев.

В Древней Руси браслеты называли «зарукавья» и «обруча», их украшали драгоценными камнями и жемчугом, вставляли в них золотые цепочки, а застежки отделывали эмалями. Рисунок и цвет браслета, как правило, сочетался со всем ансамблем одежды и подчеркивал принадлежность обладателя к власти.

Шейные украшения - самые древние из найденных имеют возраст более 100 тыс. лет и некогда представляли собой нанизанные на шнурок раковины морских моллюсков.

Первые из шейных украшений - кулоны и подвески, их делали из зубов животных или камней и носили как амулеты, наделяя магическими свойствами. И, чем больше было амулетов, тем более защищённым чувствовал себя их первобытный владелец, тем больше счастья и удачи ему "светило". Так появились бусы и ожерелья.

Как только люди научились обрабатывать металл (ок. 8 тыс. лет назад), появились бронзовые украшения в виде обручей из толстой проволоки-жгута без зестёжки, со сближенными или заходящими друг за друга концами. Их носили в разных странах либо женщины, либо мужчины, либо те и другие. К этому времени разные виды шейных украшений уже обрели определенный смысл, и их роль полностью сформировалась.

У древних египтян украшения на шею были призваны защитить сердце, которое считалось чрезвычайно важным органом. Сама их форма - круг - олицетворялась с солнечным диском бога Ра. Широкие нагрудные украшения, получившие название " пектораль " (от лат. pectus - грудь) с изображениями событий из жизни Исиды, Гора и Осириса носили только фараоны и члены царских семей. Ценность украшения всегда определялась его редкостью и трудностью изготовления.

Пекторали были не только у египтян. В 1971 году в Украине была найдена золотая пектораль IV века до н. э., принадлежавшая скифскому царю. Уникальность этой находки не только в её древности, но и в потрясающем мастерстве, с которым она сделана: на ее полукруглой серповидной поверхности фигурки животных и людей в разных позах образуют чудесный ажурный рисунок, они отлиты из золота с невероятной точностью и художественным вкусом.

На Руси получили распространение в основном бусы и ожерелья (от общеславянского gerlo в значении "горло"), которые делали из составленных в сложные узоры и оправленных в золото эмалей, украшали драгоценными камнями в высоких коронках и жемчугом. Перед рождением ребенка на семейном совете решалось какие украшения и из какого камня ему носить. Когда ребенок рождался, на него надевали нитку с бусами или бисером. По мере взросления украшений у человека становилось больше, и их количество говорило о благополучии и положении в обществе.

Одним из популярнейших материалов для изготовления шейных украшений было стекло, которое ценилось наравне с ювелирными камнями, поэтому часто можно увидеть его в одном украшении с сапфирами и изумрудами . Самая старая стеклянная бусина найдена в районе Фив в Египте, ей около пяти с половиной тысяч лет. С появлением различных техник обработки, стекло стало чрезвычайно распространено и из Египта попало в другие страны. Римские стеклодувы делали каждую бусину из нескольких пучков стекла разного цвета, создавая сложный узор, надпись и даже портрет.

Брошь - украшение, которое за свою историю изменилось более других. Когда первобытный человек впервые надел что-то большее, чем набедренная повязка - у него появилась необходимость скрепить эту одежду. Колючки и шипы растений, потом, заменившие их, изогнутые острые кости первыми выполняли эту функцию.

Самые ранние из известных броши-фибулы (с лат. fibula - "шпилька, застёжка") из металла найдены в Центральной Европе и датируются бронзовым веком (XXXV-XI вв. до н. э.). Они были похожи по своему устройству и внешнему виду на современные булавки и имели исключительно функциональное назначение.

Аналоги брошей булавки-иглы, оканчивающиеся металлическим шариком (часто с инкрустацией драгоценными камнями или стеклом), были в ходу у древних египтян. В Древней Греции и Риме фибулы получили широчайшее распространение, так как одеждой служил чаще всего просто прямоугольный кусок ткани, который складывался пополам и закреплялся на плечах. Женщины носили фибулы как на верхней, так и на "нижней" одежде, мужчины же только на верхней, закалывая ими ткань на одном плече.

Скандинавские и кельтские древние броши отличались тем, что состояли из двух отдельных предметов. Дужка в форме полумесяца или круга удерживала иглу, которой прокалывали ткань или шкуру.

С течением времени украшения видоизменялись. Постепенно эстетическая функция вытесняла магическую. Рассказ о долгой и увлекательной истории украшений продолжится в последующих статьях.


Почему у пиратов серьга в ухе, как найти утерянное кольцо спустя 16 лет в собственном огороде, можно ли заказать в кафе поистине «драгоценный» десерт стоимостью 4 миллиона долларов, правда ли, что Вселенная откликается на просьбы быстрее, если вы находитесь в открытом космосе, и какой тайной владел великий Пушкин — обо всём этом (и не только!) — ниже.

Сладкая жизнь

Если самый взыскательный гурман на планете вдруг захотел бы чего-нибудь сладенького и необычного, удовлетворить свои капризы ему бы непременно порекомендовали в новоорлеанском ресторане «Arnaud’s». Самую дорогую в мире клубнику подадут под таким «соусом», что глаза округлятся даже у того, кого, казалось бы, уже нечем удивить. Среди прочих ингредиентов клубничного десерта — красное вино, нежнейший ванильный крем, листочки мяты и... семикаратное бриллиантовое колечко. Стоимость лакомства — почти 4 миллиона долларов, удовольствие — бесценно. Ммм, приятного «аппетита»!

Цена жизни

Как ни странно, первыми во всемирной истории серьги надели мужчины. Да-да, именно представители сильного пола более 7 тысяч лет впервые примерили на себя ушные украшения, а случилось это в Древней Азии. Сегодня мужская серьга — атрибут поклонников стилей рок и гранж, а ещё — всплывающая визуальная кино-ассоциация в виде предводителя пиратов Джека-Воробья в исполнении Джонни Деппа. Интересно, что традиция иметь украшение в ухе у матросов была не простым щегольством, а свидетельством «ранга»: так, золото могли носить лишь старшие морские офицеры, а медь или бронзу — рядовые матросы. Серьга служила валютой: оставшись без средств к существованию, её можно было обменять на еду; талисманом — оберегом от шторма или повторения судьбы печально известного «Титаника», а ещё — попросту ушной затычкой! Если приходилось пускать в бой пушки, именно к серёжке привязывали восковые «беруши», и пираты спасались таким образом от звуков громкой пальбы.


Долгих лет любви

Прелюбопытный случай произошёл в относительно не таком далёком 1995 году в Швеции. Однажды женщина по имени Лена Паальссон, которая, занимаясь вполне себе будничными делами, а именно — приготовлением обеда, сняла мешавшее ей обручальное кольцо и — («да куда же оно могло запропаститься?!») — не смогла отыскать его сразу после. Почти невозможно представить себе удивление Лены, обнаружившей находку спустя долгие шестнадцать лет во время сбора урожая у себя в саду, да к тому же... «окольцевавшим» проросшую сквозь него морковку!


Серебро дороже золота

Даже «пробуя за зубок» стоящие на пьедестале почёта чемпионы не смогут распознать «истинный» металл высшей награды Олимпийских игр — золотой медали. По сути, в своих руках счастливые позирующие фотографам спортсмены держат вовсе не золотые, а серебряные трофеи, лишь покрытые вожделенным драгоценным металлом жёлтого цвета! Международный олимпийский комитет постановил, что чистое золото должно быть в награде в количестве не меньше 6-ти граммов — всего-то около 1-1,5% от общей массы изделия.


Три метра над уровнем неба

Потерять обручальное кольцо в огороде и найти его через 16 лет, как оказалось, — ещё не самое невероятное, что может случиться с этим ценным для любого человека украшением. Вообразите себе: ответственейшее «космическое» задание, 10-ый по счёту пилотируемый полёт на Луну, место действия — экипаж «Аполлон-16». Главный герой — космонавт Томас Маттингли, снявший своё кольцо ещё в начале полёта, никак не мог его отыскать, пока ему не было поручено ответственное задание с выходом в открытый космос и проведением там научного эксперимента. Его коллега, Чарльз Дьюк, наблюдал за ходом процесса у открытого шлюза космического корабля, и вдруг в поле его зрения попало то самое кольцо Маттингли, неспешно «уплывающее» прямо в космическое пространство. Попытка поймать украшение провалилась, но Вселенная (благо, она никогда не была столь близка!) «услышала» просьбу Дьюка и кольцо отрекошетило прямо от шлема проводившего своё исследование Маттингли, «приплыв» к его товарищу ровно через 3 (очевидно, бесконечных!) минуты ожидания. Вот так история!


Своя ноша

Фараоны и царицы — словом, те, кто составлял высший свет и цвет древнеегипетского общества, щедро рядились в ювелирные украшения — в буквальном смысле. Тяжеловесные золотые пластины, из которых состояли массивные ожерелья, нередко богато декорированные драгоценными камнями, по закону гравитации, разумеется, заставляли своего обладателя терять равновесие и наклоняться вперёд. Однако предприимчивые древнеегипетские любители роскоши со свойственной им смекалкой с блеском решили эту проблему: на спину вешались противовесы, и осанка по-прежнему оставалась «царской».


Поставить статус

В свободные от социальных сетей времена существования Древней Руси девушкам можно было и не ставить статус «в активном поиске» или «замужем» на своей «страничке». Показателем личной жизни считалась публичная демонстрация — ювелирных украшений, особых головных уборов или причёски. Так, незамужним девицам следовало носить лаконичные серьги , лишённые обильного декора, тогда как вышедшие замуж дамы выводили в свет самые фантазийные и богато украшенные.


Тайное знание

Сколько же мифов и легенд окружает великих мира сего! Но следующий факт — вовсе не вымысел, а свидетельство очевидцев — правда, надо сказать, немногочисленных: Александр Сергеевич Пушкин обладал «тайным» браслетом, который украшала яшма зелёного цвета, а ещё — гравировка на турецком языке. Почему браслет считался «секретным»? Дело в том, что он располагался не на запястье, а на предплечье легендарного поэта, да и дальнейшая история его была непростой... Что случилось с этим необычным украшением после, вы сможете узнать в одной из следующих статей в нашем онлайн-журнале, поэтому следите за обновлениями!


Рассказывайте, случались ли у вас или у ваших знакомых необычные истории с

Помимо украшательских достоинств и привлечения лиц противоположного пола такие вещи имели еще и статусное значение.

Ювелирные украшения могут представлять собой как единичные авторские работы, так и результат массовой производственной штамповки. Они весьма разнообразны по материалу, из которого изготовлены (золото, серебро, платина, драгоценные камни), и по назначению - кольца, броши, серьги, цепочки, подвески, кулоны, браслеты, запонки, пуговицы и прочее. В мировой истории ювелирных украшений немало тайн и курьезов.

1.На заре цивилизации люди мастерили украшения из примитивных материалов: ракушек, камушков, орехов, зерен, ягод. Позднее научились обрабатывать камни и металлы. Издревле люди придавали украшениям большое значение, верили, что они могут уберечь от чужой зависти и зла, защитить от болезней.

2.В наши дни группа археологов из Великобритании, Франции и Израиля нашла в Алжире самые древние украшения, созданные человеком примерно 100-135 тысяч лет назад. Украшения эти минимум на 25 тыс. лет старше ранее найденных.

3. Мужчины Древнего Египта были одними из первых, кто украсил себя золотыми ювелирными изделиями. Излюбленным украшением для них были серьги, подчеркивающие знатность рода и высокое положение в обществе.

4.А вот пираты серьгами затыкали уши, чтобы не слышать пушечный залп. Золотая серьга у корсаров была своеобразной платой за достойные похороны в случае кораблекрушения. А по количеству серег в ушах определяли, сколько кораблей захватил морской разбойник.

5.В XV в. у французских аристократов в моде были роскошные туалеты с вышитыми назидательными символами, изречениями, словами модных песенок. На платье одной знатной красавицы мастерицы вышили золотыми нитками предостережение многочисленным поклонникам - в виде горящей свечи и летающих вокруг бабочек с обожженными крыльями.

6.В 1414 году герцог Орлеанский Карл появился перед подданными в костюме, на рукавах которого были вышиты мелодии модной песенки. На нотные линейки пошли золотые нити, на каждую из нот - 4 крупные жемчужины.

7.В 1485 году по указу короля Карла VIII всем, кроме высшего дворянства, было запрещено носить одежду из золотой и серебряной парчи на дорогой подкладке, а также были строго регламентированы допустимый вес и вид украшений.

8.Во второй половине XVI в. в Европе было введено правило носить траурные костюмы только черного цвета и строгих линий. Король Франции Генрих III ввел моду расшивать их символами смерти: потухшими факелами, слезами, черепами со скрещенными костями. Наиболее эффектно на черном бархате выглядели «слезы» из крупных жемчужин, олицетворявшие скорбь близких людей.

9.Во времена того же Генриха III один из франтов явился на прием в костюме, расшитом жемчугом разного размера. Жемчуг лишь слегка был прикреплен к ткани, поэтому при движении вельможи он отрывался и разлетался по залу. Шок у придворных прошел быстро, и они поспешили подобрать бесценные украшения.

10.В начале XVIII в. среди декоративных элементов появился бриллиант - алмаз, ограненный особым образом. На большую императорскую корону, которой первой короновалась Екатерина II, пошло 4936 оправленных в серебро бриллиантов, 75 жемчужин общей массой 763 карата. При этом высота короны с крестом составляла 27,5 см, длина нижней окружности — 64 см, а вес короны — 1993,80 г. Венчал корону красный камень в 398,72 карата.

11.Во время войны с Наполеоном прусская принцесса Марианна придумала способ пополнения казны - предложила подданным обменять золотые украшения на аналогичные ювелирные предметы из железа, на которых была надпись «Золотом отдам я за железо». Ношение таких украшений быстро вошло в моду и стало символом патриотизма.

12.В истории широко известен так называемый Рубин Тимура в 350 каратов, который передавался из рук в руки после смерти владельца. Цепочка привела к королеве Виктории, которая стала обладательницей сокровищ индийских раджей. На самоцвете выгравированы имена этих самых раджей, но первым стоит имя Тамерлана.

13.Золотой медальон - Золотое сердце Марии-Антуанетты - до сего дня хранит локон волос несчастной королевы. Эту реликвию королева отдала на том суде, который приговорил ее к смертной казни. С тех пор медальон не принадлежал никому.

14.Драгоценности, поднятые со дня океана после катастрофы «Титаника», являются особо ценной коллекцией и хранятся в Америке. Это броши и булавки, колье, перстни и другие украшения, принадлежавшие погибшим. Одну из таких ценных вещиц - колье - можно увидеть на героине фильма «Титаник». Называется оно «Сердце океана».

15.Самая крупная в мире жемчужина весом почти в 6,4 кг была найдена в 1934 году у острова Палаван в Южно-Китайском море. В очертаниях жемчужины глава острова увидел голову пророка Мухаммеда в тюрбане и назвал ее «Жемчужиной Аллаха». Сейчас жемчужина хранится в одном из банков США в полной темноте.


16.Золотое украшение «Кольцо рыбака» носят римские папы. На нем изображен апостол Петр, забрасывающий рыболовную сеть, что символически ассоциируется со спасением человеческих душ. Чтобы избежать подделки, золотое кольцо с инициалами изготавливается для каждого очередного папы. После отречения или смерти понтифика перстень уничтожают в присутствии всех кардиналов.

17.Традиция носить обручальные кольца на безымянном пальце пришла к нам от древних египтян, у которых ее переняли греки и римляне. В Средневековье авторы предложили объяснение такому обычаю: якобы через безымянный палец проходит vena amoris — вена любви, идущая прямо к сердцу.

18.В 1981 году молодой принц Чальз подарил на помолвку принцессе Диане кольцо с сапфиром от ювелирного дома Garrard. Говорят, что жених позволил самой Диане выбрать кольцо из нескольких вариантов. Монаршие особы были недовольны выбором, поскольку такое украшение могли позволить себе и особы некоролевских кровей. Позже кольцо стали называть «Сапфир простолюдина».

19.В 1995 году шведка Лена Паальссон потеряла свадебное кольцо, сняв его на кухне и не сумев найти после приготовления пищи. Через 16 лет женщина убирала урожай на своем участке и нашла кольцо, сквозь которое проросла морковка.

20. Размеры колец определяют по их внутреннему диаметру - от 15,5 до 24,0 мм. Так, если внутренний диаметр кольца 18 мм, то размер кольца будет 18.

21. Между «carat» и «karat» есть разница. Carat является единицей измерения веса драгоценного камня и равен 0,2 грамма. Karat — это проба, то есть количество драгметалла в изделии. К примеру, проба 585 обозначает, что один килограмм используемого для производства украшения сплава содержит 585 граммов золота. 24 карата - чистый металл 999-й пробы, 18 карат - 750-я проба, а 14 карат - 585-я.

22.Ювелирными украшениями называют изделия из драгоценных металлов. Известны 8 драгметаллов: золото, серебро, платина, палладий, родий, рутений, иридий и осмий. Ювелиры работают в основном с первыми пятью, причем, родий применяется только для создания покрытия.

23.Один грамм самого дорогого в мире металла - изотопа осмия 1870s - стоит 200 000 долларов.

24.Золото в чистом виде для производства ювелирных украшений не используют. Из-за пластичности металла украшения быстро теряют форму, поэтому золото сплавляют с различными металлами. Так, белое золото получают, сплавляя золото с никелем и палладием. Чтобы получить красное, добавляют медь.

25.Самое дорогое в мире ювелирное изделие - бриллиант «Виттельсбах» темно-синего цвета весом в 35,56 карата. Он побывал в австрийской и в баварской коронах, а в 2011 году был продан королевской семье Катара за 80 млн долларов.