В Японии малыш до 5-6 лет – это «король», ему позволяется все. Но после наступления этого возраста он проходит стадию «раба». С 5 до 15 лет в него закладывают обязательные нормы общественного поведения и прочих правил, которые нужно соблюдать. После 15 лет подросток уже , подчиняющимся правилам и четко знающим свои обязанности.

Основная задача японского воспитания – вырастить человека, который будет слаженно работать в коллективе. Это совершенно необходимо для существования в японском обществе. После 5 лет дети находятся в жесткой системе правил, разъясняющих, как нужно поступать в определенных жизненных ситуациях. Однако воспитание такого группового сознания приводит к тому, что подросшие дети не умеют мыслить самостоятельно.

Стремление соответствовать единым стандартам укоренилось в сознании детей настолько прочно, что когда кто-нибудь из них имеет собственное мнение, он становится объектом насмешек, презрения и ненависти. Сегодня явление под названием «идзимэ» распространилось в японских школах. Нестандартный ученик, который чем-то отличается от других, подвергается травле, также его периодически избивают. Для японских детей и подростков самое страшное наказание – оказаться вне группы, вне коллектива.

Японская система воспитания «икудзи»

Основной метод воспитания детей в Японии – «не индивидуализм, а сотрудничество». Этот подход применяется для того, чтобы направить ребенка по правильному пути. Это воспитание отражает своеобразие культуры Страны восходящего солнца. Современная культура Японии уходит своими корнями в сельскую общину, где люди должны были друг другу помогать, чтобы выжить. Такое воспитание противоположно западному, особенно американскому, где делают упор на развитие индивидуальности, креативности, уверенности в своих силах.

В Японии все дети желанные. Это связано с тем, что женщина может рассчитывать на определенное положение в обществе только в роли матери. Для мужчины не обзавестись наследником считается большим несчастьем. Именно поэтому рождение ребенка в японской семье – не просто запланированное событие, а долгожданное чудо.

В Японии маму называют «анаэ». Производный от этого слова глагол можно перевести как «покровительствовать», «баловать». Воспитанием занимается мама, так принято в Японии испокон веков. Пока малышу не исполнится 3 года, женщина смотрит за ним и не выходит на работу. В Японии нечасто оставляют детей на попечение дедушек и бабушек.

Ребенок находится все время вместе с мамой. Чем бы она ни занималась, малютка у нее всегда за спиной или у груди. Когда малыш начинает ходить, он тоже все время находится под присмотром. Мама следует за своим ребенком повсюду, организовывает для него игры и нередко сама принимает в них участие. Она ничего не запрещает малышу, он слышит лишь предостережения: плохо, опасно, грязно. Однако если ребенок обжегся или ушибся, мать считает виноватой именно себя.

В выходные отец также занимается воспитанием ребенка. В Стране восходящего солнца принято проводить отдых в кругу семьи. Папы принимают участие в прогулке, когда все семья выбирается в парк или на природу. В парках аттракционов можно увидеть много семейных пар, где отец носит малышей на руках.

Японский ребенок учится все делать как его родители или даже лучше их. Мама и папа приучают малыша имитировать их поведение. Помимо того, родители поддерживают чадо в его начинаниях и успехах.

В детских садах Японии и в семьях применяются методы, направленные на развитие у детей самообладания. Для этого используются различные специальные приемы, например, «ослабление контроля », а также «делегирование полномочий присмотра за поведением». В Америке и Европе относятся к таким ситуациям как к ослаблению власти родителей.

Основная задача детского сада в Японии – именно воспитание малыша, а не образование. Дело в том, что в дальнейшей жизни ребенку понадобится постоянно находиться в какой-либо группе и ему необходимо это умение. Ребята учатся анализировать конфликты, которые возникли в играх.

Также японских детей учат избегать соперничества, так как в подобных ситуациях победа одного приводит к потере лица другого. По мнению жителей Японии самое лучшее решение конфликтов – компромисс. Как гласила древняя конституция этой страны, главное достоинство гражданина – это умение избежать противоречий.

Подход японцев к воспитанию детей очень своеобразен, ведь это целая философия, которая направлена на упорство, заимствование, дух коллективизма. Многие уверены, что благодаря всему этому Страна восходящего солнца смогла за короткое время добиться значительных успехов и занять ведущее место среди развитых стран.

Страна восходящего Солнца кажется нам другой вселенной, где хранимые веками традиции причудливо смешиваются с последними новинками науки и техники. Нам зачастую мало что известно об обычной жизни японцев, а о воспитании детей и вовсе ходят какие-то легенды. В этой статье мы расскажем о том, как живется японским малышам, что отличает повседневную жизнь тамошних детей и родителей от нашей.

Общие правила поведения

Поведение самых маленьких регулируется мало. Напротив, малышам позволяется если не все, то очень многое. Однако, чем ближе к школе, тем более строгими становятся требования, предъявляемые семьей и обществом. Одобрение старших и отношения с товарищами значат для детей очень много. Держаться по одному не принято, самое неприятное, что может случиться — исключение из коллектива. Это хорошо понимают даже первоклассники, которые занимаются общими играми и учатся работать в команде. Ценятся дух товарищества, вежливость и церемонность в общении.

В отношении разделения ролей японское общество до сих пор очень традиционно. Мужья, как правило, заняты работой на фирме или в семейном бизнесе, а воспитанием ребенка занимается мама. Отец рассматривается как глава семьи, внушающий почтение и уважение.

Традиционный наряд для праздника девочек Hina Matsuri

Детская одежда

Японцы не знают себе равных по части оригинального дизайна. В отношении детской одежды соблюдается тот же принцип: любые потребности мамы и ребенка должны быть учтены. Дизайнерские слинги и «кенгуру» космической технологичности, кофточки со всеми культовыми мультяшными персонажами, специальные куртки, позволяющие носить младенца спереди, системы по видеонаблюдению за кроваткой и тысячи других вещиц для счастливого родительства предлагаются услужливой японской промышленностью. Малыши в этом смысле окружены большой заботой.

Но есть и явления, способные шокировать европейца. Это, в частности, легкая одежда японских детей. Осенью и зимой малышей не одевают в ватные комбинезоны и теплые куртки. Шапочки имеют скорее эстетический характер, чем служат для тепла, варежки и рукавички почти не встречаются. Японские младшеклассники ходят в школу с голыми коленками даже в холодную погоду. У гайдзинов (иностранцев) эти синие колени вызывают непонимание, однако японцы верят — это полезная закалка, в особенности для мальчиков.

Сохранение домашнего тепла

Надо сказать, что подобное отношение к утеплению характерно для японцев всех возрастов. Теплая верхняя одежда у них не в чести — дубленке японец предпочтет тонкую джинсовую куртку с объемным шарфом и парой перчаток-армвормеров. Несмотря на то, что зимой случается нулевая и минусовая температура, в домах нет центрального отопления. Исключением служит разве что остров Хоккайдо, самая холодная префектура. Греться предпочитают портативными грелками, химическими или на батарейках, либо при помощи котацу — так называется традиционный предмет мебели, укрытый одеялом, на котором расположена столешница. В сердце конструкции спрятан электрический нагреватель. Японцы считают вечер за котацу важной традицией. Особенно, если на ужин подают одэн, горячее зимнее блюдо из вареных белковых продуктов, которое принято есть всей семьей. Детям очень нравится котацу. Правильное поведение за таким столом считается важным навыком для ребенка — нельзя забираться под одеяло с головой или тянуть его на себя, рискуя опрокинуть столешницу. Зато можно, и даже нужно, греть ноги и наслаждаться общим ужином.

О-бенто, детский обед на вынос

Детский сад

В Японии существуют ясли, куда можно отдавать детей с 3-х месяцев. Чтобы сделать это, родителям нужно предъявить свидетельства того, что они работают больше 4-х часов в день. Для детей с 3-х лет есть детские сады. Здесь малышей не просто держат на попечении, но и готовят к школе: обучают счету и письму, а самый большой упор делается на развитие самостоятельности и социализацию.

Большое внимание в детском саду уделяется общественным мероприятиям и спортивным конкурсам. Последние часто носят состязательный характер, не придерживаясь лозунга о том, что важна не победа, а участие. Иногда в качестве подведения итогов во всеуслышание объявляют имена проигравших. По европейским меркам — не слишком педагогично, по японским — развивает мотивацию и ответственность.

Во время тихого часа дети спят на футонах (матрасиках) в компании любимых игрушек. Европейца такое положение вещей искренне удивляет — как это, прямо на полу? Но ведь и многие взрослые японцы сохраняют верность традиционной постели, считая футон куда более уютным и практичным, чем высокая и тяжелая европейская кровать.

Таким образом, в садике детям прививаются базовые ценности японской культуры — субординация, неприхотливость в быту, умение быть упорным и прилагать старания.

Начальная школа


Начальная школа

Начальная школа (сегакко) включает в себя классы с 1-ого по 6-ой. Учебный год делится на три триместра: начинается в апреле, а заканчивается в конце марта. Переход из одного класса в другой знаменуется короткими весенними каникулами. Связано это с периодом цветения сакуры — весеннее облако розовых лепестков ассоциируется у японцев с обновлением жизни и важными изменениями. Обучение шестидневное, а каждая вторая суббота — выходной.

Все японские школы имеют свою форму, ношение которой является строго обязательным. Регламентированы даже обувь и сумки. Надо сказать, молодых японцев эта необходимость не слишком расстраивает, поскольку ношение формы считается престижным. Мальчики гордятся своими пиджаками, немного похожими на военные, а девочки соревнуются с ровесницами из других школ красотой юбок и гольфов.
Летняя школьная форма для девочек

Впрочем, все это справедливо только для учеников средней и старшей школы. У младшеклассников дресс-код не так строг, а то и вовсе отсутствует. Также учащиеся 1-ого — 6-ого классов избавлены от другого бича японских школьников — изнурительных экзаменов, плохие результаты которых являются очень нежелательными для каждого, так как бросают тень на весь класс.

Большое значение придается кружкам, общественной деятельности и сплоченности коллектива. Даже первоклассники почти никогда не жалуются учителям и родителям, если кто-то из товарищей их обижает — это не принято.

Российская семья в Японии

Инга живет в Японии уже седьмой год, замужем за русским, здесь же родилась ее дочь — Кате скоро исполнится два года.

— Чему мы могли бы поучиться у японцев в смысле семьи и детства?

— Маленькие дети у японцев очень спокойные, даже если плачут, то приглушенно. Но тут, наверное, ничему нельзя научиться, потому что они с рождения такие, и японки даже рожают практически молча, так что это явно национальная черта. Японский уклад в быту и воспитании сильно отличается от нашего, но детей тут тоже очень любят, относятся к ним с уважением и лояльно. Педиатр на приеме извинится, перед тем как сделать ребенку неприятную процедуру — мелочь, но это показывает общий градус.

— К чему, напротив, трудно привыкнуть?

— Очень трудно привыкнуть к тому, что в плюс пять даже полуторагодовалые дети практически раздеты — в трех кофточках, без шапки, при этом мама — в пуховике. В садике дети только босиком, хотя не везде пол с подогревом. К счастью, пока мы одеваемся на прогулку как хотим, но что будет в школе, где дети обязаны одеваться одинаково, не знаю.

— Какая местная еда нравится Кате?

— Катя очень любит японскую кухню, как и практически все русские дети, которых я здесь знаю. Простой вареный рис и мисо-суп — это ее первая еда после тыквенного пюре, в 7 месяцев мы пытались ее кормить куриными супами-пюре, но этот этап быстро прошел. Когда она болела, единственное, что гарантированно могла съесть — это детский вариант даси (отвар из сушеной рыбы и водорослей, для детей без соли и ароматизатора) и разваренный рис без соли. С удовольствием ест тофу, краба, креветки. Сейчас она вообще все ест — в садике классическую японскую кухню, а дома я готовлю что-то нейтральное или русское: русские каши, супы на курином или мясном бульоне, пасту, салат из помидора, огурца и авокадо.

— Чем хороши (или плохи, например) японские игрушки?

— Японские игрушки более блеклые, чем импортные, и если честно, мы предпочитаем игрушки западных производителей. Ассортимент именно японских игрушек не такой широкий и зачастую ограничен всенародно любимыми персонажами комиксов. Но зато в садике развивают у детей фантазию изготовлением игрушек из простых подручных материалов — пакетов из-под молока, и так далее.

KidZania. Парк развлечений с игровым обучением профессиям

— Что вам нравится в японских детских книжках?

— Мне очень нравится колористика, она такая сочная, стильная и в то же время не пестрая. У японцев в целом хорошо развит вкус, и мне кажется, такие книжки этому способствуют.

До сих пор Япония остается страной с весьма традиционным укладом. Особенно это заметно в таких сферах как семья, семейные отношения, воспитание детей. Некоторые правила и обычаи ее граждан нам могут показаться странными, некоторые мы с удовольствием бы взяли на вооружение. Этим материалом мы открываем серию статей о воспитании и образовании детей за рубежом.
«А как там у них?» Попробуем разобраться!

Эгоистами, а где-то малышам не дают спокойно шагу шагнуть без упрека. В России дети растут в атмосфере строгости, но в то же время родители прислушиваются к желаниям ребенка и дают ему возможность выразить свою индивидуальность. А как обстоят дела с воспитанием детей в Японии? Ребенок до 5 лет в этой стране считается императором и творит все, что ему вздумается. А что происходит дальше?

Задача воспитания

Что главное для любого японца? Манеры поведения, искусство любить жизнь и видеть в каждом ее мгновении красоту, уважать старшее поколение, любить мать и придерживаться своего клана. Именно в таком духе и проходит воспитание детей в Японии. Ребенок познает азы культуры с рождения. Японцы не видят ничего плохого в раннем развитии. Но в отличие от европейской системы воспитания, в Японии практикуется наглядная форма воспитания. Ребенок наблюдает за поведением матери, смотрит развивающие передачи и повторяет увиденное. Причем пример дети берут не только с родителей, но и с воспитателей и прохожих, а также с друзей семьи. Культура поведения определяется традициями страны. По этой причине главная задача японского воспитания - вырастить полноценного члена коллектива, который будет иметь хорошие манеры и сумеет найти общий язык с любым человеком.

Обращение с маленьким ребенком

Какой подход используется в до 5 лет - это император. Этот "титул" дается малышу любого пола. До 5 лет ребенок имеет право делать, что ему вздумается. Мама молча наблюдает за выходками юного проказника и только в крайних случаях, если чадо творит что-то опасное для жизни, запрещает ему делать глупости. Но при этом малыш не растет эгоистом. Грани разумного дети могут переходить только в бессознательном возрасте. Когда разум начинает блестеть в глазах ребенка, он старается во всем подражать родителям. Поэтому не удивительно, что дети до 5 лет, необремененные никакими проблемами, растут спокойными и здравомыслящими.

Воспитываются малыши посредством телевизионных программ и бесед с матерями. Женщины, а также мультипликационные герои рассказывают ребенку 5 лет как нужно себя вести в обществе, подчеркивают, что нужно уважать старших, а также стараться не выделяться. Подобные беседы оказывают большое влияние на малышей. Подтверждение слова матери ребенок может найти где угодно: на улице, в магазине, в гостях.

Отдавать детей в детский сад в Японии принято с 3 лет. До этого возраста малыш неразлучен с матерью. Именно эта женщина становится для него центром вселенной. Отца малыш видит редко, только по выходным. Бабушки и дедушки, а также бездетные подруги матери ребенка не могут оказывать ей посильную помощь. Это запрещено традициями. Женщина должна все делать самостоятельно.

до 5 лет

В России принято ставить малышей в угол за любую провинность. Совсем иной подход к воспитанию детей в Японии. Ребенок является ангелом даже тогда, когда творит злые шалости. И его не наказывают. Конечно, мама не будет гладить по головке за провинность, но она не будет бить или кричать на ребенка. Такой подход помогает женщине наладить эмоциональный контакт со своим чадом. Мать хорошо понимает настроение ребенка и заранее может предугадать, когда тот собирается совершить очередную выходку. Поняв намерения ребенка, женщина может предостеречь его от беды или же кратко объяснить, почему малышу не стоит делать то, что ему очень хочется. Но такими привилегиями обладает только ребенок до 5 лет. Когда этот возраст пройден, малыша активно начинают учить хорошим манерам. Родители не практикуют телесные наказания. А как же тогда можно приструнить расшалившегося ребенка? Главный ужас любого японца - это быть отвергнутым обществом. Поэтому ребенок с малолетства понимает ценность для себя своей семьи. И негодование матери - это худшее наказание для малыша. Гнев женщины редко имеет хоть какое-то проявление, но ребенок подсознательно чувствует, что обида может быть не прощена.

Воспитание с 6 до 15

Обычная японская семья уделяет много времени взращиванию моральных ценностей у своего ребенка. Причем обучение и умственное развитие всегда отходит на второй план. В первую очередь ребенок должен быть послушным и понимающим. Чадо должно соблюдать традиции, принимать участие во всех семейных праздниках, учтиво общаться со взрослыми и служить интересам общества.

С 6 лет ребенок начинает ходить в школу. Родители с этого времени снимают с себя ответственность за воспитание и перекладывают ее на плечи учителей. Тем не менее мамы все равно продолжают контролировать ребенка, провожают и встречают его из школы и внимательно следят за успеваемостью. Обучение в младших классах бесплатное, а вот в старших - платное. Поэтому особенностью воспитания детей в Японии после 5 лет является внушение навыков бережливых трат. Японцы не придают большого значения деньгам, они прививают малышам любовь к жизни, а не к купюрам. Но обучение дает много дивидендов. Поэтому состоятельные родители хотят, чтобы их ребенок окончил платную школу и поступил в университет. Знания поощряются японским обществом, поэтому человек, который получил высшее образование, считается привилегированным.

Интересная особенность заключается в том, что у школьника каждый год меняются одноклассники и учителя. Эта система была придумана для того, чтобы преподаватели не заводили любимчиков, а ребята могли научиться социализироваться в новом коллективе.

Воспитание тинэйджеров

С 15 лет японец считается взрослым человеком. В этом возрасте он оканчивает школу и выбирает свой жизненный путь. Подросток может продолжить свое обучение в старшей школе, но чтобы туда поступить, нужно получить очень хорошие баллы по экзаменам. При этом обучение платное, и не каждая семья может позволить чаду получить образование. Подростки могут пойти в колледжи, которые дадут им средне-специальное образование. Такой вариант нравится многим японцам, так как после обучения их могут сразу зачислить на работу.

Воспитание детей в японской семье продолжается и после 15 лет. Да, на ребенка не давят и считают его взрослым. Но тинэйджеры могут долгое время жить со своей семьей, пока не станут самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Порой юноши и девушки живут с родителями до вполне зрелого возраста - 35 лет.

Коллективизм

Трудно назвать основной метод воспитания детей в Японии - там все настолько гармонично и взаимосвязано... Весьма интересный аспект - внушение понятия о сплоченности группы. Японцы не представляют себя в отрыве от общества. Для них вполне нормально все время находиться на виду и быть частью коллектива. Дома люди являются частью семьи, а на работе - частью группы, которая выполняет одну задачу. Такой подход к воспитанию имеет много плюсов. У людей хорошо работает совесть, или же внутренний цензор. Люди не преступают закон не потому, что не могут, а потому, что не хотят. С пеленок малышу внушают, что ему нужно быть таким же, как все. Индивидуальность и всевозможные ее проявления не поощряются. Человек должен понимать, что он не один, он часть группы, которая выполняет ту или иную миссию. Поэтому в Японии так развиты всевозможные клубы и профсоюзы. В них люди могут совместными усилиями решать, как улучшить работу компании, или понять, же что именно нужно их коллективу, чтобы работать продуктивнее.

Что самое сложное в воспитании ребенка? Наказание чада у японских родителей не вызывает проблем. Они просто грозят, что с малышом никто не будет дружить. Эта мысль очень пугает неокрепший детский ум. Но даже в порыве гнева мать не будет оставлять ребенка в одиночестве, ведь своим поступком она может нанести чаду серьезную психологическую травму.

Мальчики

Традиции в японских семьях передаются из поколения в поколение. Именно на воспитание мальчиков японцы делают ставку. Большая часть сотрудников, которые задействованы в интеллектуальном труде, - мужчины. Так повелось, что именно они считаются добытчиками и охотниками. Этому обучают мальчиков с детства. Вход на кухню для малышей всегда под запретом. Так мать демонстрирует сыну с малолетства, что в семье есть строгое разделение обязанностей. Мальчики никогда не помогают матерям по хозяйству. До 5 лет малыши играют в свое удовольствие, а после 6 начинают упорно учиться. Всех мальчиков школа обязывает посещать дополнительные занятия. Да и родители нередко навязывают сыновьям различные кружки.

Отцы развивают в своих сыновьях силу духа и на собственном примере демонстрируют любовь к спорту. Японцы играют в футбол или регби, учатся владеть холодным оружием, а также осваивают боевые искусства. Мальчикам внушаю, что именно они должны быть главой семьи. Но, по сути, на мужские плечи ложатся обязанности по зарабатыванию денег. Мальчики до конца жизни сильно привязаны к матерям, и именно эти горячо любимые женщины выбирают для сына невест.

Девочки

Женщины - это хрупкие создания, на чьи плечи ложится вся работа по дому. Японские девочки воспитываются как будущие матери и хозяйки. С 6 лет они помогают маме на кухне, учатся этикету и всевозможным женским премудростям. Тяготы и заботы по ведению быта дочери всегда делят с матерями поровну. Главная задача любой японской девочки - это быть милой и хозяйственной. Образование для японок не играет большой роли. А вот внешность - да. Красивое личико может помочь девушке устроить свою личную жизнь. Японки никогда не стремятся к карьере. Работают они ради удовольствия и по той причине, что так принято. Ведь их воспитывают как полноправных членов коллектива, поэтому отлынивать от работы девушки не будет. В воспитании девушек большое внимание уделяется формированию внешнего образа. Значение имеет все: речь, стиль одежды, походка, манеры. Девушек воспитывают так, чтобы они смогли стать хранительницами очага и хорошими матерями.

Уважение к взрослым

Правила воспитания детей в Японии регламентированы традициями и обычаями. Большое количество детей сложно содержать, если они не будут повиноваться по первому требованию. По этой причине традиционное послушание и уважение к взрослым прививаются малышам с младенчества. Причем всегда соблюдается строгая иерархия между возрастами. Малыши с детства впитывают эти знания, так как они заложены в семье. У ребенка не бывает просто сестер или братьев. У него всегда есть старшая сестра или же младший брат. Такие приписки озвучиваются при каждом обращении к человеку, и это помогает малышу осознать свое место в этой иерархии. Обращаться уважительно матери учат детей сначала с членами семьи. Ребенок должен уважать мать, отца, дедушек и бабушек. Если ребенок познал суть почтительного отношения, то его начинают выводить в свет. Если же малыш не понимает, к кому и как ему обращаться, то его стараются держать в доме и не показывать даже соседям. Причем соседи не осудят такого проявления своеволия ребенка, но вот на родителей будут смотреть косо.

Здоровье

Японская система воспитания взращивает в детях любовь к здоровому образу жизни. В отличие от европейских жителей, японцы не злоупотребляют алкоголем и потребляют минимум табака. Постоянное нахождение на свежем воздухе, здоровое питание и культ спорта помогают японцам по праву считаться долгожителями. К спорту детей начинают приучать с 6 лет. В школе проводятся занятия по физкультуре, а также физическому развитию большое внимание уделяется в семье. Дети ежедневно вместе с родителями делают зарядку, раз в неделю выезжают на прогулку, часть которой состоит из спортивных состязаний или же посещения парков, которые помогут ребенку не только приобрести новые впечатления, но и новые навыки. Оттачивать мастерство, полученное в детстве, мальчики продолжают после достижения юношеского возраста. Девушки после 15 лет занимаются спортом только для того, чтобы сохранить свою фигуру в надлежащем виде. Но постоянное хождение за детьми и игры с ними позволяют женщинам держать себя в форме без особого труда.

Восприятие мира

В отличие от европейских жителей, японцы имеют другие ценности. Люди не гонятся за славой или карьерой, они стараются быть ближе к природе. Основная задача японского воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка наслаждаться красотой этого мира. Люди могут часами любоваться красотой цветка или же целый день провести в саду с цветущей сакурой. Природа издревле служит для японцев источником вдохновения. Родители приучают детей поклоняться ей.

Малыши вместе с родителями выезжают на природу каждую неделю. Люди любуются красотой окрестностей, обедают и проводят время вдали от цивилизации и интернета. Достаточно вспомнить об устройстве японских садов, и человеку станет все понятно относительно Страны восходящего солнца. Камни в садах расставлены не по какой-то хитроумной системе, они лежат там, где художник их положил, так как ему показалось, что здесь камень будет смотреться наиболее гармонично. Люди не пытаются извлечь из всего, что их окружает, выгоду. Они учатся познавать красоту через созерцание. Этот навык помогает детям, а также взрослым снимать душевное напряжение и очищать сознание. Именно в минуты любования прекрасным человек может побыть наедине с собой, а не под вечными взглядами окружающих.

Потеря индивидуальности

Японцы славятся своей сдержанностью и любовью к труду. Но какие последствия есть у воспитания, которое внушает человеку коллективное сознание? Персона теряет свою индивидуальность. Человек не может думать в отрыве от окружающих. Он всегда будет поддерживать мнение толпы, так как не будет в состоянии сформировать свою мысль. С экранов телевизоров и из уст матери будет литься одна и та же программа. Все это похоже на «Дивный новый мир» Хаксли. Люди становятся идеальными работниками, которым правительство создает иллюзию жизни по выходным. Всех, кто не вписывается в стандартные рамки, стараются принизить и морально сломать. А те люди, которые не поддаются такому прессингу, занимают руководящие посты. Но к сожалению, в Японии очень малый процент населения может свободно мыслить. Благодаря установкам, которые каждый день звучат отовсюду, и беспрекословному поклонению старшим, сложно понять свои истинные желания и ценности. Вырваться из порочного круга у взрослого человека шанса нет. Человек не может сменить место работы в 30 лет, так как в учебное заведение ему дорога закрыта, а без образования на другую должность претендовать нельзя. Уйти из семьи японцы тоже не могут. О разводе никогда речь не идет. Если семья надоела, то один из партнеров будет изменять другому. Даже если супруг узнает о связи второй половинки, сделать он ничего не может. Так что единственный вариант - это закрыть глаза на подобные «неприятности». Кстати, политика созерцания тут очень подходит.

Японцы давно заметили огрехи в системе, но изменить многовековые традиции в одночасье нельзя. Тем более воспитание приносит плоды. Несмотря на то, что моральное настроение японцев поднимается только за счет иллюзии счастья, заводы работают как часы. Люди полностью отдаются своей работе и в случае надобности живут на ней. Япония - одна из самых развитых стран, так как каждый человек душой и сердцем переживает за деятельность предприятия, на котором работает. Подобная система воспитания пока работает, но уже дает трещины. Японцы смотрят на жителей Запада с завистью. Там личности могут проявлять свою индивидуальность в различных формах, у японца таких привилегий нет. Даже самовыражение через одежду - это сомнительная идея. Одеваться следует так же, как все, иначе есть шанс, что человека засмеют.

Уважаемые родители! Вас удивляет японский феномен или, как принято говорить, «японское чудо». Вы пытаетесь рас-крыть для себя «загадки» японского воспитания. Вы уверены, что именно особенности японского воспитания помогли этой стране в исторически короткие сроки добиться значительных успехов в деле модернизации общества и экономики, обеспечив место среди сильнейших стран мира. Тогда именно для вас мы раскроем некоторые секреты «икудзи» — успешного воспитания детей в Японии, которые, надеемся, помогут вам воспитать своего маленького самурая.

Секреты успешного воспитания детей

Первый секрет: «Сотрудничество, а не индивидуализм». Словом «икудзи» японцы обозначают воспитание детей и методы, используемые для наставления отпрысков на путь истинный и в полной мере отражающие то своеобразие культуры, под влиянием которой эти методы сложились.

Современная японская культура уходит корнями в традиционную сельскую общину, в которой люди должны были помогать друг другу, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Сотрудничество, а не индивидуализм стояло на первом месте.

Подобный подход разительно отличается от западного типа воспитания, особенно от американского, уделяющего больше времени воспитанию индивидуальности, креативности и уверенности в своих силах.

Второй секрет: «Воспитание детей — основное занятие женщины в японской семье». Раньше семейные роли в японской семье были четко дифференцированы: муж — добытчик, жена — хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. Однако и теперь много женщин, выходя замуж, уходят с постоянной работы и занимаются только домом и детьми (сейчас в японской семье редко бывает больше двух детей), хотя в последнее время под влиянием западной культуры японские женщины все больше пытаются совмещать работу с семейными обязанностями. По мере того как дети подрастают, женщина может вновь выйти на работу, но это будет скорее второстепенным делом, работой с неполным рабочим днем. Если женщина, имеющая детей, работает полный рабочий день, она не может рассчитывать на снисходительное отношение начальства и сослуживцев. Например, в крупных фирмах и корпорациях есть традиция задерживаться на работе сверхурочно, и порой только для того, чтобы всем коллективом попить пива или посмотреть спортивную передачу. Но обязательно «всем коллективом», никто не может уходить, пока не пойдет домой начальник. И если мама спешит к ребен-ку, она словно противопоставляет себя всем. Японцы и японки не допускают такой возможности. Не можешь работать, как все, — не работай.

Если семья имеет свой маленький бизнес, например магазинчик, то мама может начинать работать рано, буквально «с младенцем на руках».

Однако до равноправия с мужчинами женщинам в Японии все еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает. На помощь дедушек и бабушек японки не рассчитывают — это не принято. Отдавать кому-то или куда-то своего ребенка, чтобы пойти на работу, значит перекладывать на чужие плечи свои обязанности.

В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать. Если женщина отдает ребенка в ясли, а сама идет работать, то ее поведение часто рассматривается как эгоистическое. О таких женщинах говорят, что они недо-статочно преданы семье и ставят на первое место свои личные интересы. Общественное мнение этого не поощряет. А в японской морали общественное мнение всегда превалирует над личным. Поэтому мама и дальше остается домохозяйкой. Ведь психологически комфортно «женщина с ребенком» может чув-ствовать себя именно дома — она выполняет свои обязанности, никого не обременяя. А доходов мужа вполне хватает на нормальную жизнь «как у всех». И к тому же «традиционная японская жена» должна вечером встретить отца семейства, уставшего после работы, горячим ужином и «полным отсутствием домашних проблем».

Третий секрет: «Все дети — очень желанные». Почти все дети в Японии — очень желанные, поскольку для мужчины является большим несчастьем, когда он не имеет наследника, а женщина может рассчитывать на положение в обществе, только будучи матерью.

Ребенок — это не просто запланированное событие, это долгожданное чудо и настоящий праздник в семье уже с момента беременности, когда пара сообщает всем о своем счастье, принимает подарки и поздравления. Вот в таких благоприятных условиях рождается каждый малыш-японец.

Четвертый секрет: «Духовная связь между родителями и ребенком» . Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принимать участие, но это бывает редко. В Японии матерей называют «амаэ», этому слову трудно подобрать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное. Глагол «амаэру» означает «воспользоваться чем-то», «быть избалованным», «искать покровительства». Он передает суть отношений матери и ребенка. При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца.

В Японии редко увидишь плачущего кроху. Причин плакать у японского младенца очень-очень мало! Мать старается сделать так, чтобы у него не было для этого повода.

Атмосфера, в которой растет японский ребенок, а также духовный контакт с родителями способствуют его раннему развитию. Удивителен тот факт, что маленькие японцы начинают разговаривать еще раньше, чем сделают первые шаги. Однако если посмотреть, какой вклад мамы делают в развитие ребенка, то становится понятно желание крохи сказать что-нибудь пораньше! Ведь с первых дней жизни ребенок постоянно находится возле матери, которая рассказывает малышу об окружающем мире, беседует с ним, ведя диалог, как со взрослым.

Пятый секрет: «Всегда рядом». В Японии маленькие дети всегда находятся вместе с матерью — так было раньше, так и сейчас. Первый год ребенок будто остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, ночью кладет спать рядом с собой и дает грудь в любой момент, когда он захочет!

Ребенок чувствует материнское тепло, ему спокойно и приятно, он прислушивается к родному голосу, интересуется тем, что происходит вокруг.

Японскую традицию работать, не расставаясь с малышами, сразу учли разработчики товаров для детей и даже женской одежды. Специальные рюкзачки-слинги для переноски малышей в Японии появились уже давно, до их массового распространения в других странах.

Японские модельеры пошли еще дальше: разработана и продается верхняя одежда для молодых мам, в которой удобно держать ребенка возле себя! Пальто или куртка надевается поверх ребенка, сидящего в рюкзаке, либо ребенок размещается в специальных «вставках-карманах». Когда малыш подрастет, вставка отстегивается и куртка превращается в обычную одежду. У плаща-дождевика могут быть два капюшона: один для матери, второй, поменьше, для малыша. Со стороны кажется, что у странного человека, вышедшего на улицу, торчат две головы! Японских мамочек вместе с ребенком «на груди» или «за плечами» вы можете встретить везде — ив кресле парикмахера, и в интернет-кафе, за рулем велосипеда и даже мотороллера.

Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организовывают детские игры, в которых сами становятся активными участ-ницами. Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только Предостережения: опасно, грязно, плохо. Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла.

Шестой секрет: «Ребенок — король». Подросший кроха в Японии до 5 лет пользуется полной свободой действий. До этого возраста японцы обращаются с ребенком как с королем: малыш пользуется всеми благами материнского внимания, его не наказывают, не повышают на него голоса, не кричат, не читают ему нотаций, позволяют все. С 5 до 15 лет с ним обращаются «как с рабом», а после 15 — «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток — это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам.

Нашим родителям такой метод воспитания кажется непонятным: считается, что ребенок может вырасти избалованным. Да, маленьким детям в этой стране разрешают все, однако в 5—6 лет ребенок попадает в очень жесткую систему правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации, и которые нельзя не соблюдать. Не подчиняться им невозможно, поскольку так делают все, и по-ступить по-другому означает потерять лицо, то есть маленький гражданин может оказаться изгоем общества, вне группы, а это самое страшное для потомков самураев. «Всему свое место» — один из основных принципов японского мировоз-зрения. И дети усваивают его с самого раннего возраста.

В этом заключается парадокс японского воспитания: из ребенка, которому в детстве разрешали все, вырастает дисциплинированный и законопослушный гражданин. При этом сами японцы не утверждают, что их методы воспитания единственно верные, и постоянно находятся в поиске лучших решений. Ведь период вседозволенности, который внезапно прекращается жестким давлением на малыша, может загубить его талант и индивидуальность. Но поучиться у японцев спокойному, гармоничному и полному любви отношению к малышу мы можем, адаптировав их методы воспитания к нашим традициям.

Однако торопиться с перенесением японских методов воспитания в нашу действительность не стоит. Было бы неправильно рассматривать их в отрыве от мировоззрения и образа жизни японцев.

Японцы редко приучают своих детей к дисциплине посредством силовых или властных методов, матери редко прямо просят своих детей сделать что-то и не принуждают к выполнению, если ребенок сопротивляется. Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное пове-дение. При возникновении конфликтов японские мамы стараются не отстраниться от детей, а наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.

Седьмой секрет: «Папы также занимаются воспитанием».

А что же папы? В долгожданные выходные они также занимаются с детьми, в японском обществе принято проводить досуг вместе с семьей. Папы появляются на прогулке, когда вся семья выезжает в парк или на природу. В парках аттракционов, в местах отдыха много семейных пар, где дети сидят на руках у отца.

А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.

Восьмой секрет: «Воспитание "хорошего ребенка"». Хотя кажется, что японские матери по сравнению с американскими и европейскими балуют своих детей, на самом деле это не так. Их действия направлены на выработку идеального образа «хорошего ребенка». Со временем детям станет трудно идти против желания матери, они даже будут считать недостойным для себя поступать таким образом.

Следует отметить различия в образе «хорошего ребенка» в Японии и в Америке. Японки придают большое значение манерам, воспитанности, умению себя вести, тогда как американки делают упор на вербальное самовыражение. Японские мамы воспитывают у ребенка с раннего возраста способность контролировать свои эмоции: сдержанность, послушание, воспитанность и способность заботиться о себе самом.

Американки ожидают от своих детей одаренности и умения словами выражать свое мнение. Другими словами, идеальный образ «хорошего ребенка» в Японии — он/она не будут что- либо менять в нормах поведения при совместном проживании в коллективе. Американские «хорошие дети» имеют собственное мнение и способны настоять на своем.

Девятый секрет: «Делай как я, делай лучше меня». Японских родителей можно отнести к «вразумляющему» типу. Его характеризуют два главных признака, один из которых заключается в тенденции приучать детей учиться, имитируя поведение родителей. Родители постоянно поддерживают ребенка в его успехах.

Японки склонны изменять свое отношение к детям в зависимости от обстоятельств, чтобы избежать душевного отчуждения. Они стараются сохранить привязанность, эффективную для воспитания «натаскиванием», в ущерб последовательности в соблюдении дисциплины.

Десятый секрет: «В детский сад — вместе с мамой». Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад. Детских садов в нашем обычном понимании в Японии очень мало. Детские сады в Японии делятся на государственные и частные.

Государственные ясли-сады называются «Хоикусе». Находятся они в ведении Министерства социального развития и здравоохранения. В детские сады «Хоикусе» принимают детей с трех месяцев. Они открыты с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы отдать сюда ребенка, японским родителям нужно иметь веские основания, в частности принести документы о том, что каждый родитель работает больше четырех часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи.

Другой вид детских садов — «Етиен», которые в Японии получили большее распространение. В «Етиен» родители приводят детей на несколько часов в день, при условии, что мама работает менее четырех часов в день. Эти сады могут быть как государственными, так и частными.

Дети в детских садах «Етиен» находятся обычно с 9 утра до 2 часов дня.

В течение дня для малышей организовывают занятия по их развитию и эстетическому воспитанию, учат «дружить», быть вежливыми. Мамы часто присутствуют на занятиях, запоми-нают приемы обучения и затем повторяют их с детьми дома. Вместе участвуют в играх и прогулках, хотя заниматься этим, конечно, необязательно. Мамы, пока дети в садике, могут выполнять работу по дому, ходить в магазины за покупками, тратить свободное от ребенка время на себя.

Одиннадцатый секрет: «Из детского садика в университет».

Особое место среди частных садов в Японии занимают элитные детские сады, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее родители могут не волноваться: после окончания детского сада ребенок поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.

Двенадцатый секрет: «Воспитание самообладания». В любом японском детском саду обстановка выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой — раздвижные двери (вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны — толстые матрацы — и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики,

В детских садах используются методы воспитания, направленные на развитие у детей самообладания и владение своими чувствами. Здесь и «ослабление контроля со стороны воспитателя» и «делегирование полномочий по надзору за поведением». Американки и европейки относятся к подобным ситуациям как к подрыву родительской власти, уступкам детскому эгоизму и вообще демонстрации слабости взрослых.

Тринадцатый секрет: «Найди свою группу». В Японии широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой- то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», — говорит мама непослушному сынишке или воспитатель воспитаннику детского сада. И для него это действительно страшно, так как японец не мыслит себя вне коллектива.

Японское общество — это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, — проповедует японская мораль. — Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело и отлучение от дома, от группы воспринимается как настоящая катастрофа.

В детском саду дети делятся на маленькие группки, внутри которых выполняют различные задания. При этом они делают свою часть и следят, чтобы другие выполнили свою. Группы в японских детских садах маленькие: 6—8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то, вполне возможно, он приобретет друзей в другой. Основная задача японской педагогики — воспитать человека, который умеет слаженно работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить.

Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то вос-питатель невзлюбил ребенка. А с другим педагогом сложатся хорошие отношения, и малыш не будет считать, что все взрослые его не любят.

Четырнадцатый секрет: «Основная задача — не образовательная, а воспитательная» . Какие же занятия проходят в детском саду? Детишек учат читать, считать, писать, то есть готовят к школе. Если ребенок не посещает детский сад, такой подготовкой занимается мама или специальные «школы», которые напоминают кружки и студии для дошкольников. Но основная задача японского детского сада — не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества, поскольку победа одно-го может означать потерю лица другого. Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев, компромисс. Еще в древней Конституции Японии было записано, что главное достоинство гражданина — умение избегать противоречий. В ссоры детей не принято вмешиваться. Считается, что это мешает им учиться жить в коллективе.

Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом.

После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми.

Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям. Места могут быть самые разные: ближайшая гора, зоопарк, ботанический сад. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности.

Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают мелкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов.

Пятнадцатый секрет: «Не выделяйся». В Японии не сравнивают детей между собой. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не скажет родителям, что их ребенок плохо рисует или лучше всех бегает. Выделять кого-то не принято. Конкуренция отсутствует даже в спортивных ме-роприятиях — побеждает дружба или, в крайнем случае, одна из команд. «Не выделяйся» — один из принципов японской жизни. Но он не всегда приводит к положительным результатам. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто- то из них и высказывает собственное мнение, то он становится объектом насмешек или даже ненависти.

Шестнадцатый секрет: «Мальчики и девочки воспитываются по-разному». Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: «Мужчина не должен заходить в кухню». В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников — День мальчиков — в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба может долго плыть против течения. Карпы символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно по-сещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Семнадцатый секрет: «Главное — уметь читать мысли». В обществе, ориентированном на групповое сознание, важно с пониманием, тактично относиться к окружающим, и японский стиль общения основывается на некоей разновидности умения «читать мысли». В воспитательных целях это используется таким образом: если, например, ребенок колотит ногами в дверь и повреждает ее, японская мать постарается исправить его поведение таким выражением: «Дверь заплачет от боли». Наша мама в этом случае скорее скажет: «Нельзя так делать. Это нехорошее поведение». Другими словами, японки взывают к чувствам ребенка или даже ссылаются на «чувства» неодушевленных предметов, чтобы научить его правильно вести себя.

Восемнадцатый секрет: «Умение учитывать свои ошибки».

Да, в Японии люди приучены считаться в первую очередь с мнением и чувствами других, и это необходимая предпосылка для надлежащего поведения. Однако за счет этого получаются нерешительные взрослые, перекладывающие решение проблем на других, часто избегающие личной ответственности. Поэтому в настоящее время Япония сильно меняется, ориентируясь на запросы интернационального общества. Для японцев становится важным развивать свои спо-собности к индивидуальному мышлению, чтобы стать более независимыми. Однако просто копировать западную методику бесполезно, поскольку чрезмерная независимость и индивидуализм также могут быть деструктивными, к тому же эти черты плохо усваиваются японцами. В Японии специалисты по педагогике считают, что нужно создать такую сис-тему воспитания подрастающего поколения, которая позво-лит детям развивать подлинную самостоятельность, иметь собственное мнение и которая будет способствовать выработке корпоративного духа в большей степени, нежели слепого и бездумного послушания.

В последнее время в Стране восходящего солнца наблюдаются явления, которые характерны и для нас: растет инфантилизм подростков, возникает неприятие молодежью критики со стороны взрослых, проявляется агрессия по отношению к старшим, в том числе и к родителям. Но чуткое и заботливое отношение взрослых к детям в Японии, внимание к проблемам нового поколения, ответственность родителей за судьбу ребенка — качества, которым вполне можно поучиться у японцев, несмотря на все различия в менталитете. И брать пример с японцев или нет — дело каждого из вас, родителей.

Каких бы методик обучения и воспитания вы ни придерживались, именно вы сможете стать примером для родителей всего мира, если ваш малыш будет расти в атмосфере любви, взаимоуважения, получит множество возможностей для своего развития и вырастет ЧЕЛОВЕКОМ.

Японская мама приходит в парикмахерскую с маленьким сынишкой. Сначала карапуз терпеливо ждет, пока она закончит все процедуры, а потом, не выдержав скучного ожидания, начинает открывать баночки с кремами и рисовать на зеркале замысловатые узоры. Все смотрят на него с улыбкой, и никто не делает замечания: маленькому ребенку можно все.

Всему свое время

Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет – «как с рабом», а после 15 – «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток - это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам.

По всей Японии в 16 часов вечера раздается сигнал, который означает, что детям нельзя быть на улице без взрослых, иначе привлекут полицию.

В этом заключается парадокс японского воспитания.

Однако торопиться с перенесением японских методов воспитания в нашу действительность не стоит. Было бы неправильно рассматривать их в отрыве от мировоззрения и образа жизни японцев. Да, маленьким детям в этой стране разрешают все, но в 5-6 лет ребенок попадает в очень жесткую систему правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации. Не подчиняться им невозможно, поскольку так делают все, и поступить по-другому - означает «потерять лицо», оказаться вне группы, вне общества. «Всему свое место и время» - один из основных принципов японского мировоззрения. И дети усваивают его с самого раннего возраста. Малышка 5-ти лет может строго посмотреть на другого малыша, который что-то делает не по правилам.

Без второй части воспитания, в котором принимает участие не только семья, но и детский сад, школа, соседи, общество, государство, эффект от ранней «вседозволенности» может быть непредсказуемым.

Традиции и современность

Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. После рождения ребенка женщины в основном не работали, а занимались хозяйством и воспитанием детей. Причем многие мамы имели высшее образование. Они знали, какое домашнее задание получили дети, как они вели себя в школе, как прошли соревнования и т.п. Выполнение домашнего задания строго контролировалась мамой.

Папа - глава семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Мужчины в Японии уезжают на работу очень рано, а возвращаются, когда дети уже спят. Зато выходные папы посвящают детям. Часто можно видеть, как в ресторанах, банях, кафе компания пап следит за детьми, кормит их, а мамам в это время удается поболтать. В выходные принято всей семьей выезжать в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.

Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает. Такое разделение ролей находит отражение даже в этимологии. Широкоупотребительным словом по отношении к жене является существительное канай, которое буквально переводится «внутри дома». А к мужчине принято обращаться сюдзин – «главный человек», «хозяин».

Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов «брат» и «сестра». Вместо них говорят ани («стрший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра»). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей, он считается «наследником престола», хотя престол – это всего-навсего родительский дом.

У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей. Раньше браки в Японии заключались по сговору: мужа и жену выбирали родители, принимая во внимание социальное и имущественное положение. Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями. В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже, и разводятся родители тогда, когда дети становятся взрослыми.

Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы (в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных. Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Амаэ – так называют матерей в Японии. Этому слову трудно подобрать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-то», «быть избалованным», «искать покровительства». Он передает суть отношений матери и ребенка.

При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца.

В Японии редко увидишь плачущего кроху в общественном месте. И не потому, что дети там особенные. Это мамы стараются сделать так, чтобы у малышей не было для этого повода. Первый год ребенок как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, ночью кладет спать рядом с собой и дает грудь в любой момент, когда он захочет. Японская промышленность даже выпускает специальные куртки со вставкой на молнии, которая позволяет носить спереди ребенка. Когда малыш подрастет, вставка отстегивается, и куртка превращается в обычную одежду. Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо».

Если ребенок все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.

Не во всех семьях Японии придерживаются традиционного образования. Есть семьи с низкой культурой или семьи, где детей воспитывают чрезмерно строго. Но таких семей меньше.

Детские истерики

Конечно, у японских малышей бывают истерики, непослушание. Отношение к истерикам маленьких детей такое: японцы считают их не признаком плохого воспитания, а признаком роста, проявлением воли ребенка и становлением личности. Ведь 2-х летний малыш не имеет возможности выразить свои желания словами.

Мамы проявляют образцы терпения, чтобы вести себя достойно во время истерик ребенка. Но главное, они стараются сделать так, чтобы поводов для истерик у малыша не было. Кто, как ни они, знают своего малыша и возможные поводы для его истерик. Например, малышу совсем недавно давали конфетку, а теперь не дают. Как это понять малышу? Японская мама считает, что лучше дать желанное, чем позволить ребенку «закатить» истерику. Конечно, это не касается того, что опасно для здоровья или жизни ребенка. Таких предметов в доме должно быть как можно меньше, или они не должны попадать в поле зрения ребенка.

Воспитание мальчиков и девочек

Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Самое страшное – одиночество

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод воспитания, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является явное недовольство родителей и снижение общения с ним, отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях».

Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа. Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.

Отношение к раннему развитию

Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Полвека назад в стране вышла книга «После трех уже поздно», которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Масару Ибука – директор организации «Обучение талантов» и создатель всемирно известной фирмы «Сони». В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей – создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым». Сейчас такая точка зрения кажется очевидной, но в середине 1950-х она звучала революционно.

Идем в детский сад

Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад. В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать. Если женщина отдает ребенка в ясли, а сама идет работать, то ее поведение часто рассматривается как эгоистическое. О таких женщинах говорят, что они недостаточно преданы семье и ставят на первое место свои личные интересы. А в японской морали общественное всегда превалирует над личным.

Виды детских садов

Детские сады Японии делятся на государственные и частные.

Хойкуэн – государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи.

Другой вид детских садов – етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день или посещает какой-либо клуб. Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет.

Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование. Многие японцы говорят, что карьерная гонка в Японии начинается примерно с того момента, когда ребенок «перестает ходить под себя».

После начальной школы (6 лет) нужно поступить в хорошую среднюю, после средней (3 года) – в высшую (также 3 года). Именно поступить: никто тебя автоматом не переведет. На каждом этапе идет настоящая бойня, достигающая кульминации при поступлении в университет (этот этап ласково называется «война за поступление»). Все это породило развитую сеть учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование – очень дорогое удовольствие. Не посещающий такое заведение школьник, как правило, проигрывает их постоянным клиентам, натасканным на тесты, поэтому даже бесплатное по форме среднее образование создает нагрузку в объеме 20% от среднего семейного бюджета. Это если в семье один ребенок, и если он ходит в бесплатную школу. Так, годовой курс в популярном учрежнении дополнительного образования для родителей старшеклассника может стоить в районе 5 500 USD (после перевода).

Обычный японский школьник с утра учится в школе, потом у него внеклассная активность, клубы по интересам, потом он идет в учреждение дополнительного образования, после чего возвращается домой делать уроки и спать. Зная это, не стоит удивляться, что где-то делают хорошие машины, роботов и т.п.

Интерьер

Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери (вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны – толстые матрацы - и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики.

Пища

Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Кстати, калорийность для детей 3-х лет порядка 3150-3500 ккал.

Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто – коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 (!) вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие.

Отношения в коллективе

Группы в японских детских садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой.

Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка. А с другим педагогом сложатся хорошие отношения, и малыш не будет считать, что все взрослые его не любят.

Какие занятия проходят в детском саду?

Но основная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе.

В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества, поскольку победа одного может означать «потерю лица» другого.

Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев, - компромисс. Еще в древней Конституции Японии было записано, что главное достоинство гражданина – умение избегать противоречий. В ссоры детей взрослым и другим детям не принято вмешиваться. Считается, что это мешает им учиться жить в коллективе.

Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом.

После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми.

Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям. Места могут быть самые разные: ближайшая гора, зоопарк, ботанический сад. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности. По всей Японии ежедневно можно встретить группы детей в одинаковых головных уборах, которые мгновенно, чем бы они не занимались, улавливают команду воспитателя или его жест. И при этом не заметно ни капли недовольства или страдания. Все абсолютно естественно.

Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов.

В Японии не сравнивают детей между собой. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не скажет родителям, что их ребенок плохо рисует или лучше всех бегает. Выделять кого-то не принято. Конкуренция отсутствует даже в спортивных мероприятиях – побеждает дружба или, в крайнем случае, одна из команд. «Не выделяйся» - один из принципов японской жизни. Но он не всегда приводит к положительным результатам.

Обратная сторона медали

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо.

Хорошо это или плохо?

В современном обществе что-то сделать в одиночку невозможно. Поэтому умение работать в коллективе и чувствовать себя необходимой и важной «шестеренкой» в хорошо отлаженном механизме, не так уж плохо.

Есть мнение, что коллективизм и способность договариваться свойственна странам, в который рис является основной злаковой культурой. Пшеницу можно выращивать одной семьей. Выращивание риса, с его повышенной потребность в воде и системой коллективного полива, требует умения находить компромиссы, договариваться с соседями и строго выполнять договоренности.

Опасность японской системы воспитания в том, что перекос в сторону группового сознания может приводить к неумению самостоятельно мыслить. В японских школах и коллективах особое мнение пока не поощряется. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти. Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название «идзимэ» (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Именно такие дети подвержены суициду.

Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.

Времена меняются

В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Мамы стремятся быстрее выйти на работу, поэтому в ясли, детские сады стоят огромные очереди. В учреждениях дошкольного воспитания с рангом или репутацией повыше, чаще всего в частных, в крупных городах - там могут «отфутболить» ребенка по той причине, что до него уже было набрано определенное количество детей с тем же именем.
Женщина, жертвующая своей работой в пользу ребенка, стремительно уходят в прошлое. Ранее это осуждалось, асейчас, наоборот, приветствуется. Активно перекраиваются страховые системы и системы социальной помощи неработающим с тем, чтобы как можно больше людей шло работать, и, в частности, чтобы сократить количество неработающих женщин. Поэтому выйти на работу через год после родов уже считается нормой.

Естественно, контроль за детьми со стороны мамы снижается.
Единственное, что пока практически не меняется - это ориентир на коллектив в образовании и воспитании.

Как и в других странах в современной Японии растет инфантилизм подростков, возникает неприятие молодежью критики со стороны взрослых, проявляется агрессия по отношению к старшим, в том числе и к родителям.

Но чуткое и заботливое отношение взрослых к детям, внимание к проблемам нового поколения, ответственность родителей за судьбу ребенка – качества, которым вполне можно поучиться у японцев, несмотря на все различия в менталитете.

Как бы вы не относились к системе японского образования, она работает! И дети, и взрослые не выглядят несчастными, замученными или больными. Отдыхать в Японии умеют!