И возможно ли это вообще, необходимо разобраться, от чего зависит определенная манера письма и что влияет на формирование почерка.

Почему почерк некрасивый?

Многие люди хоть раз в жизни задумывались, почему кто-то с легкостью пишет изящные а некоторые, как бы ни старались, все равно выводят неразборчивые загогулины? На формирование почерка влияют два фактора: генетика и воспитание.

Бесспорно, родители желают, чтобы их ребенок обладал идеальной манерой письма. Поэтому они прилагают все усилия, пробуя различные методики того, как сделать красивый почерк. Но не стоит забывать, что помимо обучающих программ на манеру письма влияют и другие факторы - физическое и душевное состояние человека. Например, почерк может резко измениться из-за пережитой психологической травмы. Но тем не менее, организованный человек, независимо от ситуаций, всегда позаботится о том, чтобы написать красивую и четкую букву. Таким образом, почерк отражает наше внутреннее состояние, а также определяет наш характер. Психологами было установлено: подростки, которые выросли в теплой атмосфере, прописывают четкие ровные буквы, а их сверстники, воспитывающиеся в неблагоприятной обстановке, имеют некрасивый, прерывистый и угловатый почерк.

Генетический фактор также является немаловажным в формировании манеры письма. Зачастую члены одной семьи имеют сильное сходство в почерке. Дети на подсознательном, а может, и сознательном уровне, копируют манеру письма родителей. Поэтому взрослые должны показывать на своем примере, как писать красивым почерком, ребенку.

Помимо этого, на почерк влияет анатомия человека, а именно костная структура кисти - от этого зависит, как он держит ручку. Также немаловажную роль играют координация рук и глаз, и умственные способности, поэтому почерк с возрастом меняется. Стоит отметить, что с возрастом изменить манеру письма становится все сложнее из-за укоренившейся привычки и мышечной памяти.

Однако все данные факторы не говорят о глобальном генетическом влиянии, поэтому плохой почерк - это не приговор. Существует огромное количество различных упражнений и методик того, как научиться красивому почерку.

Какими могут быть недостатки манеры письма?

Как сделать красивый почерк? Прежде чем приступить к исправлению манеры письма, необходимо произвести ее анализ, а уже потом приступать к специальным упражнениям.

На чистом листе бумаги необходимо написать несколько слов и объективно оценить их внешний вид. Возможные недостатки:

  • Буквы слишком мелкие или большие, либо разной высоты.
  • Буквы имеют сильный наклон в левую или правую сторону или же наклона вообще нет.
  • Нажим слишком сильный или слабый.
  • Соединение между буквами неоднородное или вообще отсутствует.
  • Определенные буквы написаны невыразительно, некоторые вовсе нечитабельны.

После объективного анализа в зависимости от имеющихся проблем необходимо использовать определенные способы их решений.

Разная высота букв

Научиться писать буквы одинаковой высоты и размеров поможет специальная ученическая тетрадь - прописи. В ней разлинованы все страницы, и при письме вы будете стараться не выходить за рамки этих линий.

Регулируем наклон букв

Решить проблемы с наклоном букв помогут тетради в косую линейку. Необходимо методически работать над написанием букв и слов под правильным наклоном. Графологи утверждают, что люди, которые имеют манеру письма с наклоном в правую сторону, обладают сердечностью и эмоциональностью, а люди, прописывающие буквы с наклоном в левую сторону - выраженной холодностью и сдержанностью.

Корректировка нажима

Для того чтобы отрегулировать нажим, необходимо научиться контролировать то, как вы держите ручку. Рекомендуется стараться не надавливать на нее и держать непринужденно. Как сделать себе красивый почерк? Решить проблему поможет и наклон шеи, положение плеч, при этом руки должны быть расслаблены, и их следует располагать на столе.

Соединение букв

Если соединение букв неоднородно или отсутствует, в таких случаях рекомендуется упражняться в «безотрывном письме». Оно заключается в написании соединения букв без отрыва от бумаги. Для этого понадобятся прописи для школьников.

Учимся писать отдельные буквы

В этом случае необходимо заново учиться писать буквы, тщательно прописывая все элементы от начала и до конца. Заниматься этим рекомендуется систематически, но без принуждения. Для достижения стабильного результата, чтобы задействовать механическую память, следует прописывать отдельные буквы и слова по несколько страниц.

Также можно воспользоваться некоторыми практическими советами по поводу того, как сделать красивый почерк:

  • Необходимо выбрать ручку, которую удобно держать в руке. Сначала можно попробовать написать ручкой в воздухе большие размашистые буквы, словно вы пишете на школьной доске. Упражнение поможет контролировать движение рук и сделать буквы более ровными.
  • Можно попробовать написать несколько различных вариантов букв, и выбрать тот, который больше вам подходит. Для этого можно обратить внимание на манеру письма других людей (поэтов, философов, писателей или просто ваших знакомых). Определите характерные завитки, очертания, наклон и др. Это поможет найти свой
  • Как сделать красивый почерк? В этом помогают упражнения, которые способствуют развитию мелкой моторики пальцев: вязание, плетение, лепка, вышивка и т. д.
  • Также возможно найти понравившийся образец почерка из рукописных или может компьютерных шрифтов. И стараться тщательно его имитировать.
  • В ответе на вопрос о том, как писать красивым почерком, хорошо помогает медитация. Для этого необходимо представлять себе, как вы ровно и красиво пишете. Можно даже придумать аффирмацию, которая будет способствовать ускорению в достижении желаемого результата.

Таким образом скорректировать и улучшить почерк вполне возможно, и возраст не является в этом помехой. Главное, запастись терпением и усердно, как школьники, строго прописывать все упражнения, которые даны в тетрадях-прописях. Как будет приятно в результате подписывать каллиграфическим почерком поздравления на открытках или же заполнять важные документы!

В современном мире электронной почты и текстов, sms’ок, печатных книг, сложно разглядеть сущность красивого почерка. Эстетика почерка, выражение слов сбалансированными пропорциями и тонкими украшениями, подобна красноречию.
Образец этого почерка

Красота почерка, как и все красоты, заключается в его способности отображать интимные истины внешне. (Sam Anderson)

Почерк делает свое отношение к словам глубоко личным. Это мистическое воплощение абстракции мысли в физическом мире. Ход рукой по бумаге больше говорит о писателе, чем слова, написанные им. Почерк рисует картину владельца, как портрет. И когда другие видят его – то реагируют соответственно.


Образец этого почерка

Ключ к выразительному почерку – практика. Как и любой другой сложный двигательный навык, почерк можно развивать только тренировками. Привожу образец почерка для кириллицы. Эта форма букв считается базовой. Пусть не смущает внешняя простоватость формы. Когда буквы начнут выстраиваться в текст – его внешний вид будет достаточно выразителен:-)

Два секрета красивого почерка:

1. Правильное положение ручки в руке. При этом, лист лучше сориентировать под углом 45 градусов по отношению к своему торсу.


2. Необходимо поймать ритм движения руки: разбеги и повороты, точки – прыжки. Сразу не получится, но после некоторой тренировки, написание текста будет приносить больше удовольствия. Движение в нужном ритме сравнимо с ощущением свободного полета.

Еще образец красивого почерка для развития навыка:

Слегка модифицированный базовый образец:

Красивый почерк – необязательное, но очень полезное умение. Четкое написание слов школьниками помогает учителям и родителям хорошо разбирать слова, а самому ученику – лучше ориентироваться в своих записях и запоминать грамматические правила. Сегодня мы узнаем, какие факторы влияют на формирование почерка, и рассмотрим несколько упражнений и советов для выработки красивого письма.

Формирование почерка

Формирование почерка – довольно длительный процесс. Оно начинается еще в дошкольном возрасте (когда ребенок впервые берет в руки ручку/карандаш и пробует что-то изобразить) и заканчивается в возрасте 20-25 лет. На процесс формирования и закрепления почерка влияют:

  • Анатомические и физиологические особенности ребенка. Какой рукой он пишет (правой, левой, обеими), как держит ручку при письме, какого размера у него ладони и пальцы рук, какова привычная поза при написании текстов и пр.
  • Тип темперамента. Влияет на характер, усидчивость, способность долго и кропотливо работать, которые в свою очередь формируют тот или иной почерк. Например, дети-холерики находятся в постоянном движении, не способны длительное время выполнять однообразную работу, быстрые. Поэтому почерк у таких детей очень часто неразборчивый, буквы неровные, «скачущие», имеют разный размер. У флегматиков, напротив, написанные слова и строки получаются ровными, четкими, зачастую небольшими, но одинаковыми и очень аккуратными. Что объясняется их спокойной натурой, умением неторопливо и обстоятельно выполнять любую работу, долго заниматься одним видом деятельности.
  • Качество и количество письменной практики. Чем чаще ребенок будет писать и при этом стараться, тем более четким и красивым будет его почерк. Под качеством письменной практики понимается правильная поза при письме, удобное расположение листа бумаги на плоскости и усидчивость ученика.

Влияние этих факторов определяющие, но вполне поддается коррекции. Специальные упражнения и простые хитрости помогут сформировать у ребенка идеальный почерк или исправить недостатки письма у старших школьников и взрослых.

Советы и упражнения для красивого почерка

Чем раньше начинается серьезная тренировка почерка, тем более четким и красивым он будет. С возрастом выправить письмо сложнее, но вполне реально, если иметь огромное желание и не жалеть сил.

Главное – желание


Желание иметь каллиграфический почерк – отличная мотивация для того, чтобы приступить к упражнениям и тренировке. Но дети очень часто не стремятся писать четко и красиво, а некоторые даже не понимают, зачем это нужно, ведь мы живем в век компьютерных технологий. В этих случаях замотивировать ребенка можно одним из следующих способов:

  • Рассказать о значимости четкого почерка. Аккуратное и красивое письмо позволяет лучше разбирать написанное как самим учеником, так и посторонними людьми, развивает творческие способности, может приносить дополнительную пользу школьнику (например, ребенка будут просить подписывать плакаты, стенгазеты и пр.).
  • Ввести систему поощрений. Привлечь ребенка к сотрудничеству в работе над почерком можно, пообещав ему покупку желанной вещи за успешное выполнение заданий, освободив от части обязанностей по дому и т.д.
  • Сыграть на гордости ребенка. Если ученик любит быть во всем первым и стремится к успеху в разных областях, то можно показать ему, что красивый почерк вызывает восхищение других людей, является образцом для подражания и т.п.

Развиваем мелкую моторику

Хорошая мелкая моторика рук позволяет более уверенно управляться с письменными принадлежностями, что способствует выправлению почерка. Развить этот навык помогут:

  • Занятия с пластичным материалом. Это пластилин, глина, соленое тесто и т.д. Достаточно несколько раз в неделю вылепливать какие-нибудь фигурки, постепенно усложняя задачу и добавляя мелких деталей.

  • Бисероплетение, перебор бусинок. Детям дошкольного возраста можно давать специальные развивающие игрушки, в которых необходимо передвигать небольшие шарики с одного места на другое. Более старших детей можно занять рукоделием: созданием бус и браслетов, плетением различных фигурок и украшений из бисера, вышиванием бисером.
  • Складывание пуговиц различного диаметра. Важно, чтобы упражнение выполнялось обеими руками одновременно.
  • Соединение точек. Это на вид простое упражнение позволяет развивать координацию движений, наладить контакт глаза-руки, научить выполнять точные действия на бумаге. Можно использовать готовые точечные/пунктирные рисунки из детских книжек или создать контур для соединения самостоятельною.
  • Массаж пальцев рук. Можно выполнять самостоятельно: тщательно разминать каждый палец второй рукой.

Прописи

Это идеальный вариант для тренировки красивого почерка для детей любого возраста и даже взрослых. Регулярное и старательное написание букв по образцу способствует закреплению навыка писать определенным образом.

ВАЖНО! Записи в прописях должны проверяться. Если ребенок сильно отклоняется от заданного образца, необходимо исправить неточности, показать, как писать правильно, направить руку. Объяснение может быть словесным, сопровождаться демонстрацией правильного написания символа, ведением руки ребенка рукой взрослого.

Срисовывание (копирование)

Еще один отличный способ выправить почерк – срисовывание (копирование) различных символов и изображений. Для начала ребенку даются простые образцы, (например, перерисовать геометрическую фигуру на клеточную бумагу), далее задача усложняется (дается нелинованный лист, в изображении добавляются детали и пр.).


Выводим каждую буковку

Для тренировки почерка важны старательность и усидчивость. Ребенку необходимо тщательно выводить каждый знак, стараясь максимально приблизить его написание к образцовому. Хорошо помогут в этом видеоуроки, где детально показывается, как нужно писать ту или иную букву (можно использовать алфавит абсолютно любого языка). Сначала ученик просто просматривает, как нужно писать. Затем выполняет действия совместно с видео. И, наконец, выводит символы по памяти.

Можно установить время написания каждого вида буквы в секундах (например, 5-6 секунд). Ребенок не должен тратить на выполнение действия меньше установленного времени. Это обеспечит необходимые аккуратность и тщательность.

Выбираем удобные письменные принадлежности

Наверняка вы замечали, что от типа ручки или карандаша, которыми мы пишем, зависит красота и четкость почерка. Именно поэтому важно подобрать удобные принадлежности для письма: попробовать ручки с разным типом пасты, с разной толщиной стержня и корпуса. Важным фактором также является размер ручки/карандаша и тип бумаги. Последняя не должна быть слишком тонкой или чересчур прозрачной (видны символы, написанные на предыдущей странице).

Выбираем удобную позу

Очень важно, чтобы ученик тренировал свой почерк в правильной позе. Спина прямая, пишущая рука полностью лежит на столе (недопустимо, чтобы свисал локоть). Выполнять упражнения необходимо строго на твердой поверхности. Остальные нюансы позы (наклон головы, поворот туловища, расположение ног и т.д.) подбираются самим школьником в зависимости от того, как ему наиболее удобно.

Несколько секретов красивого почерка

Иногда достаточно исправить малозначительные моменты, чтобы почерк стал четким, красивым, понятным. Для этого существуют некоторые хитрости:

  • Старайтесь писать буквы ровно, без наклона. Прописные буквы не всегда красивее печатных, а неправильные соединения часто портят всю картину. Написание символов без наклона визуально сделает почерк деловым, четким и компактным.
  • Все буквы должны быть одного размера. Только заглавная буква имеет отличия, остальные – должны иметь одну высоту и схожую ширину. Для тренировки можно расчертить лист на тонкие полосы и писать буквы в пределах одной строки, ограниченной сверху и снизу.
  • Между словами должно быть достаточное расстояние. Не делайте пробел слишком коротким – это может привести к тому, что слова будут сливаться в один сплошной текст. Для начала можно делать расстояние равное кончику ручки/карандаша, просто подставляя его к последней букве слова. Далее необходимый пробел будет ставиться автоматически.
  • Старайтесь использовать как можно меньше сокращений. Особенно это актуально для текстов, которые будут читаться другими людьми. Сокращения визуально делают слова и предложения обрубленными да и просто могут быть непонятны.

Больше практики!


И наконец, последний, но не менее важный совет - обеспечьте ребенку максимум практических упражнений. Всячески поддерживаете его желание улучшать свой почерк, хвалите за успехи и не критикуйте, если что-то не получается. Пусть в доме всегда будут прописи, большое количество бумаги и письменных принадлежностей различных типов.

Можно превратить упражнения для почерка в увлекательную игру или соревнование. Чаще просите школьника писать письма, списки покупок, подписывать открытки и пр. Если что-то возможно написать от руки, а не напечатать на компьютере, то обязательно настаивайте на первом варианте.

Ровный четкий и красивый почерк - предмет гордости для школьника. Он существенно облегчает понимание написанного текста, способствует развитию творческих способностей и лучшему запоминанию грамматики. Во многом тип почерка определяется природными характеристиками человека, но при большом желании и усидчивости можно выработать идеальное написание в любом возрасте.

Люди часто путают красивый почерк и каллиграфию. В основе каллиграфии – написание стилизованных, искусно украшенных букв. Это больше искусство, чем написание текста. В основе красивого почерка лежит стиль и техника, используемые повседневно. Почерк должен быть быстрым и более практичным чем каллиграфия. У каждого своя манера письма, но нет предела совершенству! В этой статье вы найдёте восемь советов, которые помогут вам улучшить свой почерк.

1. Используйте удобную ручку

Удобную именно для вас! Возможно вам придется поискать такую ручку, удовлетворяющую вашим потребностям. По толщине линии и по эргономике мне понравился Pilot G2 05, черного цвета. У ручки хорошая чувствительность, - при написании не нужно делать сильный нажим.

Ручек великое множество и я рекомендую вам походить по магазинам и попробовать несколько вариантов, прежде чем выбрать свою. Не имеет значения, предпочитаете ли вы гелевые, перьевые или шариковые ручки – подойдёт любая, удобная лично вам.

2. Свободный хват

Спокойный, расслабленный хват - залог красивого почерка. Это означает, что ни одна мышца руки не должна быть напряжена, а ногти не должны белеть от чрезмерного нажима.


Многие склонны сильно сжимать ручку, что приводит к болям в руке после нескольких минут письма. Очень часто это происходит бессознательно, по этому, старайтесь проверять себя время от времени, правильно ли вы держите ручку.

3. Начните с упражнений

Сложно выводить хорошие, красивые буквы без разогрева. Выполнение нескольких простых упражнений поможет вам писать буквы четко и уверенно. Вы можете воспользоваться нашими упражнениями из набора прописей.


…а можете просто нарисовать несколько “пружинок” или похожих линий.


Все средства хороши!

4. Выберите удобное положение бумаги

Детьми, нас учили вертикально располагать бумагу на столе. Если для вас удобно такое положение, отлично! Если нет, не стесняйтесь экспериментировать с различными вариантами. Удобное расположение бумаги помогает улучшить почерк!


Для правшей нормальным расположением считается вертикальное, но не для меня. Мне всегда было легче писать (особенно рукописные тексты), располагая лист бумаги горизонтально. Я не шучу, можете убедиться в этом, посмотрев короткое видео.

Каждый сам для себя определяет наилучшее расположение бумаги. Попробуйте различные варианты и выберите наиболее удобный. Правшам лучше начать с вертикального расположения и поворачивать бумагу налево, пока не найдете свою позицию. Левши могут сделать так же, но поворачивая бумагу направо.

5. Упражнения с прописью

В процессе обучения чистописанию поможет пропись. Можете скачать ее в интернете. В ней вы найдёте упражнения, примеры написания заглавных и строчных букв, слова и предложения.


Примеры, указанные в прописи, не относятся к формальному стилю написания. Напротив, они основаны на использовании буквенных форм, которые я использую в обычном написании от руки. Эти буквы легче написать и они прекрасно соединяются вместе, что способствует быстрому написанию.


Если вы предпочитаете заниматься по книгам, можно найти учебники, которые вас заинтересуют.

6. Практикуйтесь в чистописании в любое время

Как и в любом другом деле, результат приходит с опытом. Чем чаще вы пишите правильно, тем лучше становится ваш почерк.


Вы можете практиковаться различными способами. Например, вместо электронной почты или текстового сообщения, можно написать письмо от руки. Заведите дневник! Не обязательно писать длинные заметки, достаточно коротких фраз, описывающих основные события дня.

7. Пишите на разлинованной бумаге или используйте шаблоны

Написание красивых, ровных слов - один из кратчайших путей к красивому почерку. Если вы хотите написать письмо, вы можете подложить под бумагу разлинованный лист. Просвечивающиеся линии можно использовать как направляющие. Или можно писать прямо на разлинованном листе.


Этот момент напомнил мне об еще одном совете: Не важно, какие листы вы используете, всегда подкладывайте еще один. Дополнительная подложка значительно улучшает качество письма.

8. Выработайте свой стиль

Написание рукописных текстов очень плавный, личный, видоизменяющийся процесс. Он не похож на каллиграфию, где вы каждый раз пишите более или менее одинаково. У вас могут быть аккуратные дни, когда чистописание дается легко, а бывают и не очень (примерно как на картинке ниже).


Не важно как ваш почерк выглядит, он удивительным образом отражает ваше я, вашу личность. Именно по этому людям нравится получать письма написанные от руки: они представляют часть вас самих. Итак, не ждите кардинальных перемен, просто сосредоточьтесь на аккуратном написании легко читаемых букв.


Надеюсь эта статья вдохновит вас отложить в сторону клавиатуру и написать что-нибудь от руки. Не забывайте, что вы можете скачать бесплатную пропись для тренировки. Упражнения в ней просты, но они обязательно помогут.

Полезная статья. Очень жаль, что таких не было 30 лет назад, когда я учился в школе. Почти все недостатки почерка в статье были и у меня. В результате почерк - хуже всех в классе, частые двойки за диктанты, контрольные, сочинения, нередко "единицы" проскакивали, плюс замечания учителей и насмешки товарищей по классу. В четвертом классе докатился до двоек в четвертях по математике, английскому, русскому. Не зная, как и чем помочь, родители ругали, усаживали за прописи, по совету классной руководительницы стали часто давать ремня за оценки, корявый почерк, грязь, особенно если в домашних заданиях, хотя до этого почти не били. В пятом классе двоек стало больше, почерк хуже и по совету классной руководительницы решили снова исправлять почерк ремнем и прописями, да и сам я что угодно готов был сделать, лишь бы начать писать нормально, как все, чтобы не ругали при всех учителя, не смеялись одноклассники. После очередного вызова в школу и строгого разговора дома меня усадили за черновики и прописи, а за каждый недостаток почерка каждую неделю меня пороли до синяков, пока он не исчезал, иногда по три и более раз. Больше всего доставалось за "слова и предложения «уезжают» вверх или вниз" и наклон букв в разные стороны. Лето пришлось просидеть над прописями и к 6 классу начал писать лучше многих. Проверяя мои тетради, учителя не верили сначала, что это пишу я, особенно классная руководительница, которая потом не раз говорила мне об исключительно благотворном действии ремня на меня. А на самом деле спасибо огромное тете и двоюродной сестре особенно, которые, увидев мои мучения, забрали меня в деревню на все лето, где сестра терпеливо занималась со мной во время недолгих перерывов в делах по хозяйству. Я помогал ей, а она почти заново учила выводить буквы и цифры, а когда выходила по делам, то ложила на стул широкий и длинный кожаный ремень, которого я боялся, как огня, и обещала выпороть как сидорову козу, если не буду заниматься и стараться. К концу лета труд и терпение сделали свое дело, почерк изменился к лучшему до неузнаваемости, хотя сестра почти не ругала, а ремнем била всего два раза за все лето и так легко, что ни одного синяка не оставалось. Добрейшей души человек она хотела показать мне, двоечнику, что шутить не будет. Дома же перед этим в неделю раз, а то и два раза ремнем до синяков влетало, бывало и пряжкой получал, но все равно писал неважно и учился плохо. Отдельное спасибо новой учительнице математики, которая пришла к нам в 6 классе, сразу поняла проблемы и мои и таких как я, начала с нами заниматься после уроков и терпеливо объясняла нам пройденный и непонятый материал, а родителям - о вреде ремня и битья вообще для отличной учебы. Стыдно было всем и мне, который уже считал себя плохим, раз не понимал по хорошему, и родителям, которые с одной стороны любили и души не чаяли, а с другой - уже отчаялись научить меня учиться, а потому регулярно пороли то ремнем, то пряжкой, пытаясь заставить учить уроки и перевоспитать сына-двоечника хотя-бы в троечника. На всю жизнь запомнилась занесенная надо мной рука, свист ремня и жгучая, ужасная, нестерпимая боль после каждого удара. Каждый раз было ужасно больно и стыдно перед соседями, а в школе - ходить в синяках и полосах на физкультуру. Двоек новая учительница тоже не ставила, у нее было всего три оценки - 5, 4 и 1, которую можно было исправить на 4, выучив материал. Родители больше никогда не били и много раз просили прощения за прошлые порки. Скольких страданий, боли, слез, страха и стыда можно было бы избежать, если бы было больше хороших, добросовестных, чутких учителей и материалов о том, как помочь решить школьные проблемы!