Доношенный новорожденный появляется на свет беззащитным и требует неусыпной заботы. Если же речь идет о малыше, увидевшим мир намного раньше отведенного природой срока, то риски и хлопоты возрастают многократно. По данным статистики, 8-12% детей рождаются задолго до ожидаемой даты. Их выхаживание – сложный процесс, в который вовлекается целый ряд специалистов. Огромное значение имеют положительный настрой и правильные действия родителей. Рассмотрим особенности состояния недоношенных малышей и основные рекомендации по уходу за ними.

Недоношенным считается новорожденный, появившийся на свет до 37 недели беременности, то есть ранее 260 дня внутриутробного развития (гестации). При этом его вес находится в пределах от 0,5 до 2,5 кг, а рост – от 25 до 40 см. В зависимости от срока родов и массы тела выделяют 4 степени недоношенности:

  • 1-я – срок – 35-37 недель, вес – 2,001-2,5 кг, ребенок зрелый и жизнеспособный, в некоторых случаях требуется лечение (при желтухе, родовой травме);
  • 2-я – срок – 32-34 недели, вес – 1,501-2,0 кг, при оказании помощи малыш быстро адаптируется к внешним условиям;
  • 3-я – срок –29-31 неделя, вес – 1,001-1,5 кг, большинство детей выживает, но им требуется длительная реабилитация;
  • 4-я – срок – менее 29 недель, вес – до 1,0 кг, кроха не готов к самостоятельной жизни, прогноз неблагоприятный – 60-70% малышей погибают в течение 30 дней.

Выхаживание недоношенного ребенка в медучреждении

Согласно нормативам ВОЗ, выхаживанию подлежат новорожденные дети с массой тела не менее 500 г и наличием сердцебиения. Чем раньше ребенок появился на свет, тем тяжелее его состояние. Недоношенность первой и второй степени называют умеренной, третьей и четвертой – глубокой. Помимо перечисленных параметров, при разработке тактики выхаживания врачи обращают внимание на выраженность признаков незрелости организма, основные из них:

  1. неритмичное ослабленное дыхание;
  2. сухая морщинистая кожа с красноватым оттенком из-за недоразвития подкожно-жировой клетчатки;
  3. слабый крик;
  4. лануго (пушок) на теле;
  5. ногтевые пластины не полностью покрывают фаланги;
  6. пуповина ниже центра брюшной стенки;
  7. открыты все роднички;
  8. гениталии недоразвиты;
  9. скудные движения из-за сниженного тонуса мышц;
  10. непропорциональные размеры частей тела – большая голова, короткие конечности;
  11. физиологические рефлексы не выражены.

В случае умеренной недоношенности часть этих признаков отсутствует. Бывает и такое, что масса тела малыша больше 2,5 кг, но отмечаются проявления незрелости организма.

Основные причины преждевременных родов:

  • дефицит питательных веществ в рационе матери;
  • отсутствие медицинской помощи;
  • стрессовые факторы;
  • вредные привычки и зависимости женщины;
  • воздействие токсичных веществ, в том числе на рабочем месте;
  • возраст матери младше 18 и больше 35, отца – младше 18 и больше 50 лет;
  • больше трех абортов в анамнезе;
  • беременность ранее, чем через год после родов;
  • хронические болезни матери;
  • физические травмы;
  • иммунологический конфликт;
  • инфекции и хромосомные патологии плода и так далее.

Особенности состояния

Ребенок, родившийся до срока, не готов к самостоятельной жизнедеятельности. Скорость адаптации зависит от зрелости организма и тяжести течения родов. В большинстве случаев такие малыши до определенного возраста отстают от сверстников в развитии и проявляют повышенную склонность к некоторым заболеваниям.

Нервная система

К 28 неделе беременности у малыша формируются все нервные окончания и узлы, а также мозг. Но миелин – вещество, отвечающее за передачу импульсов, покрывает их не в полной мере. У доношенного крохи процесс миелинизации волокон занимает 3-5 месяцев.

У ребенка, родившегося раньше срока, дозревание нервной системы может затянуться. В результате возникают трудности с сосанием, глотанием, дыханием, реакцией на внешние раздражители и так далее.

Чем сильнее степень недоношенности, тем слабее выражены безусловные рефлексы.

Кора головного мозга у недоношенных деток сформирована слабо. Некоторые структуры развиты недостаточно, например, мозжечок, который отвечает за координацию движений. Стенки сосудов мозга ослаблены, поэтому существует риск ишемии (недополучения кислорода) и кровоизлияний.

Терморегуляция

У детей, появившихся на свет до срока, процессы сохранения и отдачи тепла несовершенны. Они легко переохлаждаются (температура тела становится ниже 36°) и перегреваются под влиянием внешних условий. Причины этого:

  • отсутствие подкожно-жировой клетчатки;
  • незрелость центра терморегуляции в мозге;
  • незрелость потовых желез.

Повышенный риск перегрева/переохлаждения сохраняется до 6 месяцев. Окончательно механизм терморегуляции формируется к 8 годам.

Система пищеварения

Для системы пищеварения недоношенных новорожденных характерны некоторые особенности:

  1. снижена двигательная активность ЖКТ, пища проходит медленно;
  2. недостаточно вырабатываются ферменты, продукты плохо перевариваются, и возникает брожение;
  3. из-за низкой кислотности пищеварительных соков нарушается микрофлора кишечника;
  4. желудок имеет малый объем;
  5. сфинктер на границе с пищеводом слаб.

Как следствие, малыши страдают от вздутия живота, кишечных колик, нарушения дефекации, частых, обильных срыгиваний, нехватки витаминов и микроэлементов.

Питание такого ребенка в первые дни жизни осуществляется через специальный зонд

Слух и зрение

При глубокой недоношенности ребенок реагирует на звуковые раздражители только миганием и движением конечностей. Поворачивать голову на звук он начинает примерно через 1-1,5 месяца.

Зрение у таких детей развито плохо. Большую часть времени они лежат с закрытыми глазами. Малыши, рожденные на 30-32 неделе гестации, могут задерживать взгляд на ярких предметах и поворачиваться к источнику света.

Сосудистая сеть сетчатки формируется в последний месяц беременности. У недоношенных малышей высок риск ретинопатии – поражения сетчатки, которое чревато ухудшением зрения и слепотой. При своевременном лечении состояние корректируется.

Дыхательная система

Узкие дыхательные пути, незрелость дыхательного центра мозга, высоко расположенная диафрагма – эти и другие факторы делают невозможным полноценное самостоятельное дыхание недоношенного малыша. В состоянии бодрствования он дышит очень часто (60-80 раз в минуту), но неглубоко. Во сне частота снижается, иногда возникают эпизоды апноэ – остановки дыхания, при этом синеют носогубный треугольник и пальцы.

При глубокой недоношенности может наблюдаться ателектаз (спадание) отдельных участков легких. Это обусловлено недостаточным количеством сурфактанта – вещества, которое образуется с 23 по 36 неделю гестации и предназначено для раскрытия легочных пузырьков при первом вдохе. В результате возникают дыхательные расстройства, к которым зачастую присоединяется инфекция (пневмония).

У некоторых детей после подключения к аппарату ИВЛ наблюдается бронхолегочная дисплазия. В будущем это чревато частыми ОРЗ.

Сердечно сосудистая система

В норме после первого самостоятельного вдоха у ребенка закрываются шунты между сердечными камерами и крупными сосудами, благодаря которым обеспечивалось кровообращение в период внутриутробного развития. У малышей, рожденных раньше срока, процесс перестройки кровеносной системы происходит в первые месяцы жизни. Кроме того, сердце и сосуды испытывают повышенные нагрузки из-за проводимых реабилитационных мероприятий. Нередко обнаруживаются врожденные пороки.

Тоны сердца малыша приглушены, средняя частота пульса – 120-140 ударов в минуту. На любое внешнее воздействие организм реагирует скачком давления и повышением частоты сокращений – до 200.

Эндокринная система

При рождении раньше срока все элементы эндокринной системы функционируют не в полной мере:

  1. Надпочечники. Дефицит кортизола приводит к снижению адаптивных возможностей организма и неадекватной реакции на стрессовые факторы. При выраженной надпочечниковой недостаточности у малыша снижается температура тела и падает артериальное давление.
  2. Щитовидная железа. Наблюдается транзиторный гипотиреоз (снижение активности органа). В результате замедляется обмен веществ, возникают отеки, затягивается желтуха и так далее.
  3. Яичники и яички. Из-за нехватки гормонов половой криз слабовыражен.
  4. Поджелудочная железа. Избыточный синтез инсулина и скудные запасы гликогена приводят к снижению уровня сахара в крови. Гипогликемия опасна нарушением созревания нервной ткани.

Костная система

У недоношенных детей кости полностью сформированы, но процесс их минерализации незавершен. По этой причине высок риск дисплазии тазобедренных суставов.

Из-за дефицита кальция и фосфора целесообразна ранняя профилактика рахита. Она заключается в назначении витамина D с возраста 2 недель.

Мочевыделительная система

Незрелость почечной ткани и нестабильность водно-солевого обмена обуславливают предрасположенность детей к образованию отеков. Обычно они появляются в первые дни жизни и исчезают на 1-2 неделе. Более поздние твердые отеки в нижней части тела могут указывать на проблемы с питанием или заболевание. Кроме того, стоит учитывать, что у малыша может быстро развиться обезвоживание.

Кроветворная система

Склонность к анемии у недоношенных детей связана с быстрым разрушением фетального гемоглобина и незрелостью костного мозга. Кроме того, существует повышенный риск кровотечений из-за нехватки витамина К и снижения способности тромбоцитов к склеиванию.

Иммунная система

Больше всего антител и иммуноглобулинов ребенок получает от матери на 32-35 неделе. У недоношенных малышей наблюдается выраженная нехватка защитных факторов. Их иммунная система функционирует слабо: иммуноглобулины и лимфоциты почти не продуцируются.

В первые недели жизни кроха беззащитен перед патогенными микроорганизмами, при этом наблюдается тенденция к генерализации инфекционных процессов. Вакцинация детей проводится по особому графику начиная с 6 или 12 месяцев.

У детей, рожденных раньше срока, часто наблюдаются затяжное течение желтухи, повышенное внутричерепное давление, двигательные нарушения. Кроме того, высок риск ДЦП, эпилепсии и отставания в развитии.

Динамика массы тела

Потеря веса имеет место у всех детей после рождения, но у доношенных малышей она составляет 5-8% от первоначальной массы, а у появившихся раньше срока – 5-15%. Последующая динамика зависит от общего состояния организма и условий жизни. Приблизительные нормы:

  • первоначальная масса восстанавливается на 2-4 недели жизни, прибавка в весе в первый месяц – 100-300 г;
  • к 2-3 месяцам масса удваивается, а к 12 – увеличивается в 4-8 раз;
  • рост в течение первого года жизни становится больше на 27-38 см, затем прибавляется 2-3 см каждый месяц.

Специфика поведения

Степень активности малыша зависит от зрелости его организма. Если кроха родился на сроке до 28 недель, то большую часть дня он спит. При прикосновении может проснуться и начать двигаться, гримасничать, но через несколько минут засыпает снова. При первой степени недоношенности ребенок способен просыпаться сам и бодрствовать более длительное время, а также отчетливо и громко кричать.

В первые месяцы жизни дети много плачут и легко возбуждаются под воздействием раздражителей, им сложно успокоиться. Часто наблюдается гипо- или гипертонус мышц.

Темпы нервно-психического развития недоношенных малышей замедлены: они позже начинают садиться, ползать, ходить, разговаривать. При отсутствии серьезных патологий они «догоняют» сверстников к 18-24 месяцам. Но могут сохраняться быстрая утомляемость и эмоциональная неустойчивость.

Выхаживание

Процесс выхаживания недоношенного ребенка можно условно разделить на два этапа: пребывание в больнице и в домашних условиях.

Больница

За выхаживание малышей отвечают врачи-неонатологи. Сразу после рождения ребенок попадает в реанимацию или отделение интенсивной терапии. Если он не может дышать самостоятельно, его подключают к аппарату ИВЛ и вводят сурфактант для раскрытия легких. Могут осуществляться оксигенация, а также введение жидкости и медикаментов через катетеры. Проводится постоянный контроль показателей жизнедеятельности.

Малыша помещают в кувез (инкубатор), где соблюдаются температура воздуха 33-35° и влажность 70-95%. Показатели подбираются индивидуально в зависимости от степени недоношенности. По мере улучшения состояния они снижаются. Параметры воздуха в палате: температура – 25°, влажность – 55-60%. Малыш очень легко теряет тепло. При его переодевании используются пеленальные столики с подогревом, теплые пеленки. В инкубаторе ребенок может провести от 3-4 дней до 7-8 недель.

В процессе выхаживания очень важно создать максимально благоприятную обстановку, минимизировав стрессовые и травматические факторы, так как недоношенные дети очень чувствительны. На любой раздражитель они бурно реагируют сразу несколькими системами организма, что негативно сказывается на их состоянии. Основные направления:

  1. снижение уровня шума;
  2. защита от интенсивных источников света;
  3. бережное проведение всех медицинских манипуляций;
  4. тактильный контакт с матерью по возможности – выкладывание на грудь, прикосновения, поглаживания;
  5. мягкое пеленание, имитирующее пребывание в матке;
  6. периодическая смена положения тела для профилактики костных деформаций и аномального тонуса мышц.

Период пребывания в больнице, как правило, равен тому сроку, которого не хватило малышу для полноценного завершения внутриутробного развития.

Дом

Основные условия для выписки ребенка:

  • возможность самостоятельного сосания;
  • умение поддерживать температуру тела;
  • масса более 2 кг и постоянная прибавка в весе;
  • заживление пупочной ранки;
  • соответствие нормам показателей крови.

Недоношенный малыш нуждается в острожном обращении, но не стоит слишком усердствовать: бояться к нему прикоснуться и тщательно укутывать. Лучше практиковать нетугое пеленание, чтобы кроха мог двигать ручками и ножками. Теплые и тяжелые одеяла не нужны, лучше использовать легкий текстиль.

Научно доказано, если носить недоношенного ребенка в слинге, то он быстрее адаптируется к новым условиям

Оптимальная температура воздуха в комнате, где находится ребенок – 25°. Не стоит оставлять его голым дольше 3-4 минут. Постепенно длительность воздушных ванн можно увеличить до 10-12 минут, проводя их 3-4 раза в день.

Водная среда идеальна для малыша. Его нужно купать каждый день, особенно если есть опрелости. В первые недели желательная температура воды – 36-37°. Затем ее можно поэтапно снизить до 32°. Это будет способствовать закаливанию.

Очень полезен для детей массаж. В первые недели это может быть легкое поглаживание живота. Когда вес младенца достигнет 3 кг, можно переходить к общему массажу, добавляя к нему элементы гимнастики. Сеансы должны проводиться опытным специалистом.

Прогулки разрешены при условии, что вес крохи больше 2,1 кг. Продолжительность первого променада – 5-10 минут. Затем длительность можно увеличить до 30-40 минут 2-3 раза в день. При плохих погодных условиях стоит «гулять» на балконе, открыв окно. Важно правильно одевать малыша, чтобы он не перегревался и не мерз.

Ежемесячно с младенцем необходимо ходить к педиатру. В течение первого года 2-3 раза нужно посетить ортопеда, хирурга, ЛОРа, офтальмолога. Невропатологу ребенка следует показывать каждые 3 месяца. Очень важно своевременно посещать врачей, чтобы обнаружить малейшие отклонения на начальной стадии.

Питание

Правильная организация питания – ключевой момент при выхаживании недоношенных детей. Если у малыша отсутствуют глотательный и сосательный рефлексы, его кормят через зонд. В некоторых случаях эти автоматизмы есть, но возникают проблемы с координацией движений. Выход из ситуации – кормление из шприца без иголки, бутылочки или ложечки. К материнской груди прикладывают детей весом 1,8-2 кг, которые способны активно сосать. В любом случае в первые дни малышам внутривенно вводятся физраствор, глюкоза и витамины (К, С, Е, группы В). Также могут назначаться растворы питательных веществ.

Идеальное питание для недоношенных малышей – материнское молоко. Если непосредственное прикладывание к груди невозможно, то женщине следует сцеживаться. При нехватке или отсутствии молока используются специальные смеси с повышенным уровнем белка и увеличенной энергетической ценностью. Практически у каждого производителя детского питания есть продукты, предназначенные для недоношенных детей. Покупать смесь необходимо по рекомендации врача.

После выписки из роддома желательно приобрести электронные весы и четко следить за количеством съедаемого молока/смеси при каждом кормлении, а также за динамикой веса малыша. Дети быстро устают от сосания, стоит давать им возможность отдохнуть. Прикладывать к груди их следует по требованию. При искусственном вскармливании нужно выдерживать интервалы в 3 часа. Ввод прикорма осуществляется по индивидуальной схеме.

Первые месяцы жизни ребенка, родившегося раньше срока, – тяжелый период для его родителей. В это время крайне важно довериться профессионализму врачей, а также дарить малышу свою любовь, разговаривая с ним и прикасаясь к нему. Современные технологии позволяют выхаживать глубоко недоношенных детей. До 2-3 лет они могут отставать в развитии от сверстников, но со временем все проблемы сглаживаются. Главное – заботиться о ребенке и уделять максимум внимания его потребностям.

Недоношенный ребёнок- ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель, то есть до 260 дня беременности.

Определение недоношенности только по весу и росту нельзя считать абсолютно правильным, особенно когда продолжительность беременности трудно установить. Данный способ классификации используется для стандартизации лечения и наблюдения, для нужд статистики. Встречаются дети, рожденные с большим весом и ростом, но с явными признаками незрелости, которая характерна для недоношенных детей. В практике, помимо этого, необходимо учитывать более широкий спектр позиций для оценки действительного возраста ребёнка.

Признаки недоношенности: слабый крик ребенка, поверхностное, ослабленное неритмичное дыхание, недостаточное развитие подкожного жирового слоя, в связи с чем кожа красная, сухая, морщинистая, обильно покрыта пушком; открыты малый и боковые роднички, ушные раковины мягкие и плотно прилегают к голове, >ногти не доходят до края фаланг пальцев, пуповина расположена ниже средины длины тела, половые органы недоразвиты - у мальчиков яички не спущены в мошонку, у девочек малые половые губы не прикрыты большими; движения скудные, гипотония (сниженный тонус) мускулатуры, физиологические рефлексы снижены, могут отсутствовать даже сосательный и глотательный рефлексы.

Созревание органов чувств у недоношенных детей.

Осязание: Система соматической чувствительности (чувств прикосновений, температуры и боли) развивается между 8 и 15 неделями беременности. В 32 недели беременности плод всегда реагирует на изменения температуры окружающей температуры, прикосновение и боль.

Вкус: Вкусовые почки морфологически созревают уже к 13 неделе беременности. В 24 недели беременности плод уже реагирует на вкусовые раздражители.

Слух у плода появляется в 20 недель беременности. В 25 недель беременности плод реагирует на интенсивные вибрационные и звуковые стимулы. Чувствительность и способность различать звуки по высоте достигают взрослого уровня к 30 неделе беременности. У доношенного новорожденного они ничем не отличаются от таковых у взрослого.

Зрение. К 24 неделям гестации все структуры зрения сформированы. Реакция зрачков плода на свет появляется при сроке беременности 29 недель. В 32 недели она становится устойчивой. В 36 недель гестации зрение плода ничем не отличается от зрения доношенного ребенка. Надо помнить, что зрение даже доношенных детей в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25-30 см от его глаз. Доношенный ребенок различает блестящие и красные предметы.

Обоняние : К 28-32 неделям гестации недоношенные дети начинают реагировать на сильные запахи.

Особенности течения периода новорожденности у недоношенных детей.

Течение периода новорожденности у недоношенных детей имеет некоторые особенности и зависит от степени физиологической зрелости.

У недоношенных новорожденных отмечается вялость, сонливость, слабый крик, физиологическая эритема выражена резко.

Физиологическая желтуха выявляется обычно несколько позднее в связи с яркой окраской кожи и затягивается нередко до 3-4 недель жизни.

Пуповина у недоношенных детей толстая, сочная, отпадает позднее (к 8-14-му дню жизни), заживление пупочной ранки медленное.

У многих недоношенных на 1-2-й неделе жизни наблюдаются отеки, которые располагаются большей частью на нижних конечностях и животе.

Терморегуляция недостаточно стабильная, обнаженный ребенок быстро охлаждается,температура тела может снижаться ниже 36°, а при повышенной окружающей температуре быстро наступает перегревание («кувезная лихорадка»).

Частота дыхания у недоношенных детей непостоянная, при движениях доходит до 60-80 в 1 мин., в покое и во сне значительно уряжается, могут наблюдаться длительные апноэ (остановки дыхания), особенно во время кормления. У недоношенных в первые дни жизни часто наблюдается ателектаз легких.

Тоны сердца могут быть приглушены, частота сердечных сокращений меняется в зависимости от условий и состояния ребенка (120- 140). При беспокойстве и повышении температуры окружающей среды частота сокращений сердца может доходить до 200 ударов в 1 мин.

Физиологическая потеря в весе восстанавливается ко 2-3-й неделе жизни. Прибавка в весе на первом месяце незначительна (100-300 г).

На 2-3-м месяце жизни, когда начинается интенсивная прибавка в весе, у недоношенных детей часто развивается анемия. При правильном питании с достаточным введением белка и витаминов она постепенно проходит. Снижение гемоглобина ниже 50 ед. требует специального лечения.

Недоношенный ребёнок требует пристального внимания, так как в процессе его выхаживания нередко возникает ряд проблем. Прежде всего, это относится к детям, родившимся с массой тела 1500 г и меньше («глубоко недоношенные») и, особенно менее 1000 г («экстремально недоношенные»).

В развитых странах недоношенных детей обычно выхаживают в отделениях интенсивной терапии. Педиатры, которые специализируются в выхаживании детей до 28 дня жизни, называются неонатологами.

Особо стоит сказать о вскармливании недоношенных детей. Детям, родившимся до 33-34 недели гестации, как правило, вскармливание проводят через зонд, введенный в желудок, потому что сосательный и глотательный рефлексы у них или снижены, или совсем отсутствуют. Кроме того, необходима координация этих рефлексов, которая развивается только к 33-34 неделе гестационного возраста. В качестве питания используются сцеженное грудное молоко или/и детские молочные смеси, специально приспособленные для таких малышей. Та часть питания, которую дети не усваивают в пищеварительных путях из-за сниженной активности пищеварительных ферментов и других функциональных и морфологических особенностей недоношенных детей, вводится в виде отдельных растворов белков, жиров и углеводов внутривенно (парентеральное питание).

Современная неонатальная интенсивная терапия включает сложнейшие методы контроля температуры, дыхания, сердечной деятельности, насыщения крови кислородом и функции мозга.

Условия выхаживания недоношенных детей.

Группа маловесных детей особенно зависит от воздействия внешних факторов. Они требуют идеальных условий выхаживания, для того чтобы добиться не только их выживания, но и благоприятного дальнейшего развития.

Одним из самых важных условий выхаживания недоношенных детей является оптимальный температурный режим. Чаще всего в кювезы помещают детей с массой до 1500 г. Если ребенок плохо сохраняет собственное тепло, то даже если он больше 1500 грамм, он может быть помещен в инкубатор.

Сразу после рождения ребёнка помещают в инкубатор с температурой воздуха от 34 до 35,5 градусов (чем меньше масса ребёнка, тем выше температура), к концу месяца температуру постепенно снижают до 32 градусов. Температурный режим в кювезе подбирают индивидуально. Для контроля температуры тела ребенка могут быть использованы специальные температурные датчики, с одной стороны соединенные с монитором, с другой прикрепленные с помощью пластыря к телу ребенка.

Также, тепловой режим, можно поддерживать с помощью специальных пеленальных столиков с источником лучистого тепла.

Ещё одним важным условием выхаживания является влажность воздуха и в первые дни она должна составлять 70-80%. Для этой цели в инкубаторах существуют специальные увлажнители.

Цель создания условий, благоприятных для развития ребенка, получающего интенсивную терапию, связана с минимизацией неблагоприятных воздействий, вследствие чего улучшается прогноз психомоторного развития.

Создание в отделениях интенсивной терапии благоприятных для развития новорожденных условий (оптимальный световой режим, устранение шума, сведение к минимуму болезненных манипуляций, тактильная стимуляция) благоприятно влияет на последующее развитие детей с тяжелыми заболеваниями.

Новорожденные очень ранимы. Реакция на повреждающие факторы у них общая, то есть задействует ответ сразу нескольких систем организма. Устранение боли и беспокойства уменьшает потребность крови в кислороде (и, следовательно, в коррекции режима искусственной вентиляции легких), уменьшает его энергетические затраты, улучшает переносимость питания, сокращает продолжительность госпитализации.

Включение родителей в лечебный процесс уменьшает у новорожденных болезненные ощущения и стрессовые реакции и благоприятно влияет на последующее развитие.

У новорожденных, находящихся в отделениях интенсивной терапии, продолжается развитие органов чувств. Негативные и позитивные факторы внешней среды влияют на проведение возбуждения по нервным путям.

В головном мозге недоношенного ребенка в тот период, когда он находится в отделении реанимации и интенсивной терапии (22-40 недель гестации) происходят критические изменения:

Воздействия окружающей среды влияют на формирование важных вышеперечисленных процессов в этот критический период. Если эти воздействия будут неадекватными, то они могут непоправимо нарушить процесс формирования нервной системы.

Получающий интенсивную терапию новорожденный подвергается воздействию света и звуков. Сами лечебные процедуры, необходимые для спасения его жизни, представляют собой большую нагрузку для недоношенного и тяжелобольного ребенка. Эти лечебные процедуры включают санацию дыхательных путей, вибрационный массаж грудной клетки, введение желудочного зонда и питание через него, катетеризацию вен, рентгенографию грудной клетки, УЗИ, офтальмоскопию, ежедневное физикальное обследование, определение показателей жизненно важных функций, гигиенические процедуры, взвешивание.

По приблизительным подсчетам, тяжелобольного новорожденного перекладывают и подвергают различным манипуляциям по уходу, лечению и контролю состояния более 150 раз в сутки. Таким образом, периоды непрерывного покоя не превышают у него 10 минут.

Что может уменьшить подобный стресс?

  • Создание комфортных условий, устранение шума и яркого света, удобное размещение в инкубаторе (кювезе) или в кровати.
  • Сотрудничество с родителями, укрепление их привязанности к ребенку.
  • Использование естественных успокаивающих и саморегулирующих факторов: сосок-пустышек, ухода по методу «кенгуру», пребывание близнецов в одной кровати (инкубаторе).
  • Укладка по средней линии во флексорной позе, пеленание, имитирующее ограниченное пространство в матке.
  • Проведение нескольких манипуляций по уходу в один и тот же промежуток времени, чтобы обеспечить ребенку более длительные периоды покоя.

Устранение шума и яркого света . Недоношенность сама по себе является фактором риска сенсоневральной тугоухости и глухоты. Она выявляется у 10% родившихся недоношенными и только у 5% родившихся доношенными. Шум нарушает формирование слуховых путей в центральной нервной системе, необходимых для развития речи.

Рекомендуемые в отделениях интенсивной терапии освещенность менее 6 фут-кандел (60 люкс), уровень шума менее 50 децибел (спокойная, негромкая речь), снижают риск тугоухости и улучшают последующее развитие тяжелобольных детей. В отделении интенсивной терапии, таким образом, допускается только спокойная речь без повышений голоса. Надо помнить, что дверцы кювеза надо закрывать аккуратно тихо, не стучать по инкубатору и другим близлежащим поверхностям.

Веки глаза новорожденных не защищает. По крайней мере, 38% белого света проходит через веки и раздражает ребенка.

Устранение боли и перегрузок :

Недоношенные дети очень чувствительны к грубым прикосновениям. Они реагируют на такие прикосновения тахикардией, возбуждением, повышением артериального давления, апноэ и падением насыщения гемоглобина кислородом, расстройствами регуляции физиологических процессов, бессонницей.

Однако недоношенные не способны на протяжении длительного периода времени реагировать на боль изменениями физиологических показателей и поведения. Реакции у них быстро истощаются, поэтому заметить их трудно. Шкалы оценки интенсивности боли, разработанные для доношенных новорожденных, к недоношенным неприменимы.

По данным одного исследования, три из четырех эпизодов гипоксии и падения насыщения гемоглобина кислородом связаны с манипуляциями по уходу и лечебными процедурами. Кроме того, в ответ на них происходит выброс стрессовых гормонов. Недоношенный, который прикрывает лицо руками, подает нам сигнал, что испытывает неприятные ощущения.

Очень важно постараться уменьшить стресс и болевые воздействия.

Безлекарственные методы минимализации болевых реакций и перегрузок у новорожденных включают использование соски-пустышки и соски с бутылочкой воды, пеленание, имитирующее замкнутое пространство матки, уменьшение воздействия света и шума, проведение нескольких манипуляций одновременно с тем, чтобы увеличить промежутки между ними и дать ребенку отдохнуть.

Правильная укладка недоношенных детей:

Когда ребенок находится в отделении интенсивной терапии новорожденных, важно создать условия, имитирующие замкнутое пространство матки («гнездо» из мягких материалов).

Нейронные связи укрепляются при многократной стимуляции и слабеют при ее отсутствии. После рождения недоношенный ребенок, покинув замкнутое пространство матки, перестает получать постоянную тактильную стимуляцию от ее стенок, поддерживающую развитие мышц. Слабые мышцы недоношенного малыша не могут противостоять силе тяжести. Он принимает распластанную позу с разогнутыми, отведенными и развернутыми кнаружи конечностями. Постепенно такая поза приводит к формированию аномального мышечного тонуса и постуральным (связанным с вынужденным положением тела) деформациям.

Так, нарастающее уплощение черепа с боков приводит к сужению и удлинению головы (так называемой скафоцефалии и долихоцефалии). Оно обусловлено тонкостью и мягкостью костей черепа, из-за чего он легко деформируется. Подобная деформация головы, по-видимому, не влияет на развитие головного мозга, но делает ребенка внешне непривлекательным и мешает его социализации. Однако при хорошем уходе деформацию удается в значительной степени уменьшить.

Длительное пребывание в одном и том же положении приводят к деформациям мышц и скелета, нарушающим последующее двигательное развитие и способность познавать окружающий мир, играть, овладевать социальными и другими навыками.

Придание новорожденному правильной позы предотвращает деформации черепа, туловища и таза, которые нарушают и замедляют последующее развитие. Поворачиваться сами новорожденные не могут, поэтому правильности позы следует уделять внимание. Ребенка надо укладывать в свернутую позу в «гнезде» и регулярно переворачивать с одного бока на другой. Допускается выкладывание недоношенных детей на живот, но только под контролем мониторного наблюдения и персонала.

Пожалуй, нигде такой хорошей статьи не нашла про недоношенных детей. Взяла отсюда

Сама когда-то родила недоношенного сына. Ох, и досталось же нам… Сейчас все хорошо

17 ноября - Международный день недоношенного ребенка, который был учрежден в 2009 году по инициативе Европейского фонда заботы о новорожденных пациентах.

Осталась позади беременность - пора радостного и, вместе с тем, тревожного ожидания. Наконец-то долгожданный малыш появился на свет, но, увы, раньше предполагаемого срока. Разумеется, вы волнуетесь и задаетесь массой вопросов.

Недоношенный ребенок: основные понятия

Сразу после рождения определяется, насколько недоношен малыш, так как от этого зависит дальнейшая тактика лечения и создание условий для выхаживания.

При этом учитывается два основных критерия: масса тела при рождении и гестационный срок или возраст (количество полных недель беременности к моменту родов).

Степени недоношенности

Первая степень недоношенности - роды на сроке 34-36 недель и шесть дней. Вес при рождении - от 2001 до 2500 граммов. Прогноз благоприятный, как правило, без создания особых условий для выхаживания. За исключением случаев, когда имеются другие состояния либо заболевания - например, инфекция, родовая травма, длительный безводный период.

Вторая или средняя степень недоношенности - ранние роды на сроке 31-33 недели и 6 дней. Вес при рождении - от 1501 до 2000 граммов. Прогноз благоприятный при оказании своевременной медицинской помощи, а также в условиях оптимального вскармливания и ухода.

Третья или тяжелая степень недоношенности - очень ранние роды на сроке 28-30 недель. Масса тела при рождении - от 1001 до 1500 грамм. Прогноз не совсем благоприятный, хотя многие из этих детей выживают. Однако в последующем они длительно находятся на выхаживании и получают лечение в связи с различными заболеваниями.

Четвертая степень или глубокая недоношенность - экстремально ранние роды на сроке до 28 недель. Вес при рождении - до 1000 грамм (экстремально низкий вес). Согласно статистике на этом сроке каждый пятый малыш рождается живым.

Однако прогноз неблагоприятный. Малыши, которые родились живыми до 26 недель, к сожалению, в 80-90% случаев погибают к месячному возрасту, а из тех, кто родился на 27-28 неделе - около 60-70%.

«Постконцептуальный возраст» или «постконцептуальный период»

В медицине применяются эти понятия, когда указывается возраст ребенка либо период после рождения согласно сроку беременности, если бы она еще продолжалась.

Поэтому характеризуя недоношенного ребенка (внешний вид, особенности развития и другие признаки), обычно приводятся недели в соответствии с гестационным возрастом.

Рожденный раньше срока: как выглядит недоношенный ребенок?

Конечно, недоношенный кроха внешне отличается от доношенного малыша, но многое зависит от гестационного возраста.

Основные внешние отличительные признаки недоношенных детей

Умеренная недоношенность: I-II степень

* Мышечный тонус несколько понижен, но в основном малыш активный.
* Кожа розового цвета, а подкожно-жировой слой умеренно истончен.
* Пушковые волосы (лануго) отсутствуют коже на лица с 32-33 недели, а начиная с 35-37 недели - обычно уже на всей поверхности кожи.
* Соски и околососковые области (кожа вокруг сосков) хорошо заметны и пигментированы (окрашены).
* Первые изгибы на ушных раковинах возникают на 35-37 неделе.
* Обычно телосложение пропорциональное: размеры головы и длина конечностей (рук, ног) относительно туловища имеют нормальные размеры.
* Пупок располагается ближе к центру живота, но все равно - несколько ниже, чем у доношенных малышей.
* Ногти, как правило, достигают краев пальчиков (ногтевого ложа).
* Наружные половые органы развиты неплохо. У девочек половая щель практически закрыта. У мальчиков яички находятся у входа в мошонку (в верхней трети), но иногда имеется односторонний крипторхизм (одно яичко не опускается в мошонку).

Глубокая недоношенность: III-IV степень

* Из-за пониженного тонуса мышц ребенок лежит с вытянутыми руками и ногами.
* Кожа темно-красного цвета, тонкая и морщинистая (как у старичка), нередко отечная, обильно покрыта пушковыми волосами.
* Подкожно-жировой слой истончен.
* У малыша несколько непропорциональное телосложение: размер головы большой по отношению к длине тела, а конечности короткие сравнительно с туловищем.
* Пупок располагается в нижней трети живота.
* Соски и околососковые области слабо пигментированы и плохо видны.
* Ушные раковины мягкие, не имеют извилин и бесформенные, прижаты к голове и расположены низко.
* Ногти у крохи недоразвиты и обычно не достигают до кончиков пальцев.
* Черепные швы открыты, малый, большой и боковые роднички имеют большие размеры, а кости черепа мягкие.
* Наружные половые органы недоразвиты. У девочек большие половые губы не прикрывают малые половые губы, поэтому половая щель зияет (раскрыта). У мальчиков яички обычно еще не опустились в мошонку.

Жизнь вопреки всему…

Касательно недоношенных детей имеетсяобщая тенденция : частота заболеваемости, смертности и инвалидности увеличивается по мере уменьшения срока гестации.

Однако прогноз остается всего лишь прогнозом и не являетсягарантией или приговором . Поскольку одни недоношенные малютки наперекор всем мрачным оценкам борются, выживают и растут здоровыми детьми. Тогда как другие малыши тяжело выхаживаются, а иногда даже погибают, хотя, казалось бы, изначально имеют более благоприятные данные.

Почему так происходит? Вопрос лучше адресовать Матушке Природе. Увы, ответ на него мы, скорее всего, не получим. Однако, пожалуй, можно объяснить этот феномен стремлением некоторых малышей цепляться за жизнь любыми способами.

Отсюда вывод: с каждым прожитым днем шансы выжить у малютки значительно повышаются.

Поэтому в следующем материале мы поговорим об особенностях физиологии недоношенного ребенка в зависимости от гестационного возраста на момент рождения. Напрямую с ними связано успешное выхаживание, приспособление к жизни вне утробы матери и здоровье недоношенного малыша.

Сегодня преждевременные роды встречаются нередко. В большинстве развитых стран этот показатель относительно стабилен и составляет 5-10 % от общего числа рожденных детей.

Прогноз для жизни у недоношенных детей зависит от многих факторов. В первую очередь от срока беременности и веса при рождении. В случае рождения ребенка в сроке 22-23 недели прогноз зависит от интенсивности и качества терапии.

Отдаленные последствия недоношенности (вероятность возникновения данных осложнений опять же зависит от многих факторов; при прочих благоприятных условиях данные осложнения довольно редки). Среди недоношенных детей риск формирования умственной и физической неполноценности выше, чем среди доношенных детей.

Понятие недоношенности.

Недоношенным является ребе-нок, родившийся до окончания нормального срока беремен-ности.

Обычно к недоношенным принято относить детей, масса тела которых при рождении меньше 2500 г. Однако определе-ние недоношенности только по массе при рождении не всегда соответствует действительности. У многих детей, родившихся преждевременно, масса тела бывает и больше 2500 г. Чаще это наблюдается у новорожденных, матери которых больны сахар-ным диабетом.

Вместе с тем среди доношенных, родившихся при сроке беременности 38-40 нед, встречаются дети, масса тела кото-рых при рождении меньше 2000 г и даже 1500 г. Это в первую очередь дети с врожденными пороками развития и внутри-утробными заболеваниями, а также от многоплодной бере-менности и больных матерей. Поэтому более правильно в ка-честве основного критерия для определения недоношенности считать продолжительность беременности. В среднем, как из-вестно, нормальная беременность длится 270-280 дней, или 38-40 нед. Длительность ее принято исчислять от первого дня после последней менструации до наступления родов.

Недоношенным считается ребенок, родившийся на сроке беременности до 38 нед. Детям с массой тела при рождении больше 2500 г диагноз недоношенности, согласно Междуна-родной номенклатуре (Женева, 1957), ставится, если они ро-дились раньше 37 нед.

Дети, родившиеся на сроке беременности 38 нед и больше, независимо от массы при рождении (больше или меньше 2500 г), являются доношенными. В спорных случаях вопрос о доношенности решается по совокупности признаков: срок беременности, масса тела и рост ребенка при рождении.

Роды ранее 28 нед беременности считаются выкидышем, а новорожденный с массой при рождении меньше 1000 г (от 500 до 999 г) - плодом. Понятие «плод» сохраняется до 7-го дня жизни.

Степень недоношенности детей (внутриутробная гипотрофия)

Степень внутриутробной гипотрофии определяем по дефи-циту массы тела. За нормальную массу тела условно принима-ем нижнюю границу предела, соответствующего данному гес-тационному возрасту, указанного выше. Отношение дефицита массы тела к минимальной для этого гестационного срока массе тела в процентах показывает степень внутри-утробной гипотрофии.

Выделяем 4 степени внутриутробной гипотрофии: при I де-фицит массы тела составляет 10 % и меньше; при II - от 10,1 до 20 %; при III - от 20,1 до 30 % и при IV - свыше 30 %. Приведем примеры:

  1. Ребенок с массой тела 1850 г родился на сроке 35 нед. Дефицит массы составляет (2000-1850) :2000 X 100=7,5 %. Диагноз: недоно-шенность I степени, внутриутробная гипотрофия I степени.
  2. Ребенок с массой 1200 г родился на сроке 31 нед. Дефицит массы составляет (1400-1200): 1400 X 100 = 14,3 %. Диагноз: недо-ношенность III степени, внутриутробная гипотрофия II степени.
  3. Ребенок с массой 1700 г родился на сроке 37 нед. Дефицит массы составляет (2300-1700):2300 Х 100= 26 %. Диагноз: недо-ношенность I степени, внутриутробная гипотрофия III степени.
  4. Ребенок с массой 1250 г родился на сроке 34 нед. Дефицит массы составляет (1800-1250): 1800 X 100 = 30,5 %. Диагноз: недо-ношенность II степени, внутриутробная гипотрофия IV степени.

Особенности недоношенных детей

Внешний вид недоношенных детей имеет отличительные признаки, которые находятся в прямой зависимости от срока беременности. Чем меньше гестационный возраст, тем больше таких признаков и в большей степени они выраже-ны. Некоторые из них могут быть использованы в качестве дополнительных тестов для примерного определения геста-ционного возраста.

  1. Малые размеры. Низкий рост и пониженное питание свойственны всем недоношенным, за исключением детей, родившихся с массой тела свыше 2500 г. Несмотря на по-ниженное питание, недоношенные, даже самые маловес-ные, не производят впечатления истощенных, дистрофич-ных детей, так как их масса соответствует длине тела, они просто выглядят миниатюрными. Наличие при рождении морщинистой, дряблой кожи характерно для детей с внут-риутробной гипотрофией, а в дальнейшем наблюдается у больных недоношенных, которые по разным причинам да-ли большую потерю массы или имеют плоскую весовую кривую.
  2. Непропорциональное телосложение. У недоношенного ребенка относительно большие голова и туловище, короткие шея и ноги, низкое расположение пупка. Эти особенности отчасти обусловлены тем, что темп роста нижних конечностей увеличивается во второй половине беременности.
  3. Выраженная гиперемия кожных покровов. В большей степени свойственна плодам.
  4. Выраженное лануго. У маловесных недоношенных мяг-кие пушковые волосы имеются не только на плечах и спине, но обильно покрывают лоб, щеки, бедра и ягодицы.
  5. Зияние половой щели. У девочек вследствие недоразви-тия больших половых губ зияет половая щель и хорошо виден клитор.
  6. Пустая мошонка. Процесс опускания яичек в мошонку происходит на 7-м месяце утробной жизни. Однако по разным причинам он может быть задержан. У глубоко недоношенных мальчиков яички часто не спущены в мошонку и находятся в паховых каналах или в брюшной полости. Присутствие их в мошонке свидетельствует, что гестационный возраст ребенка превышает 28 нед.
  7. Недоразвитие ногтей на руках. К моменту рождения ногти, даже у самых маловесных детей, достаточно хорошо сформированы и полностью покрывают ногтевое ложе, однако часто не доходят до кончиков пальцев. Последнее используют в качестве теста для оценки степени развития ногтей. По дан-ным зарубежных авторов, ногти достигают кончиков пальцев на сроке беременности 32-35 нед, а на сроке свыше 35 нед выступают за их края. По нашим наблюдениям, ногти могут достигать кончиков пальцев уже на 28-й неделе. Оценка прово-дится в первые 5 дней жизни.
  8. Мягкие ушные раковины. Вследствие недоразвития хрящевой ткани у маловесных детей ушные раковины нередко подворачиваются внутрь и слипаются.
  9. Преобладание мозгового черепа над лицевым.
  10. Малый родничок всегда открыт.
  11. Недоразвитие грудных желез. У недоношенных детей отсутствует физиологическое нагрубание грудных желез. Ис-ключение составляют дети, гестационный возраст которых превышает 35-36 нед. Нагрубание грудных желез у детей с массой тела ниже 1800 г свидетельствует о внутриутробной гипотрофии.

Характеристика недоношенных детей.

При оценке любого недоношенного ребенка необходимо отметить, в какой степени он соответствует своему гестационному возрасту, что можно отнести только за счет самой недоношенности, а что является проявлением различных патологических состояний.

Общее состояние оценивается по общепринятой шкале от удовлетворительного до крайне тяжелого. Крите-рием тяжести в первую очередь является выраженность патологических состояний (инфекционный токсикоз, пора-жение ЦНС, дыхательные расстройства). Сама недоношен-ность в «чистом» виде, даже у детей с массой тела 900- 1000 г, в первые дни жизни не является синонимом тяже-лого состояния.

Исключение составляют плоды с массой тела от 600 до 800 г, которые в 1-2-й день жизни могут производить вполне благоприятное впечатление: активные движения, неплохой тонус конечностей, довольно громкий крик, нормальная окрас-ка кожных покровов. Однако спустя некоторое время их состо-яние резко ухудшается за счет угнетения дыхания, и они до-вольно быстро погибают.

Сравнительная характеристика проводится только с недо-ношенными данной весовой категории и гестационного возра-ста. При отсутствии у недоношенных IV-III степени синдро-ма угнетения, выраженной неврологической симптоматики и значительных дыхательных расстройств их состояние можно расценивать как средней тяжести или употреблять более обте-каемую формулировку: «состояние соответствует степени не-доношенности», «состояние в основном соответствует степени недоношенности».

Последнее означает, что у ребенка, помимо недоно-шенности, имеются умеренные проявления ателектаза или легкая форма энцефалопатии.

Недоношенным детям свойственно по мере клинического проявления патологических синдромов спустя несколько часов или дней после рождения ухудшать свое состояние. Некоторые врачи, чтобы избежать упрека в недооценке ребенка, огульно почти всех недоношенных детей расценивают как тяжелых, что отражается трафаретной записью: «Состояние ребенка при рождении тяжелое. Тяжесть состояния обусловлена сте-пенью недоношенности и его незрелостью». Такая запись, с одной стороны, не способствует клиническому мышлению, а с другой - не дает достаточной информации для объектив-ной оценки ребенка на последующих этапах выхаживания.

Под зрелостью новорожденного подразумевают морфологическое и функциональное соответствие ЦНС геста-ционному возрасту ребенка. Эталоном зрелости является здо-ровый доношенный ребенок. По сравнению с ним все недоно-шенные считаются незрелыми. Однако каждому гестационно-му возрасту недоношенного соответствует своя степень зрелости (гестационная зрелость). При воздействии на разви-вающийся плод различных повреждающих факторов (инфек-ционные и соматические заболевания матери, токсикоз бере-менной, криминальное вмешательство и т. д.) зрелость ре-бенка при рождении и в последующие дни может не соответствовать его возрасту. В этих случаях следует говорить о гестационной незрелости.

Понятия «зрелый» и «здоровый» новорожденный нетождественны. Ребенок может быть болен, но его зре-лость - соответствовать истинному возрасту. Это относится к патологическим состояниям, не сопровождающимся угнете-нием ЦНС. При тяжелой патологии определять зрелость ре-бенка не имеет смысла.

Определение зрелости проводится не только при рождении ребенка, но и в последующие дни, на протяжении 1-3-й неде-ли жизни. Однако в этот период функциональное угнетение ЦНС часто обусловлено постнатальной патологией (инфекци-онный токсикоз), поэтому в нашем изложении понятие «геста-ционная незрелость» трактуется более широко. Оно отражает морфологическое недоразвитие головного мозга, а также функ-циональное поражение ЦНС внутриутробного и постнаталь-ного генеза. Точнее, мы определяем не столько гестационную зрелость, сколько соответствие данного ребенка недоношен-ным детям аналогичной массы тела и возраста.

Для сравнительной характеристики можно использовать двигательную активность, состояние мышечного тонуса и реф-лексов новорожденного, способность удерживать температуру тела, выраженность сосательного рефлекса. При равных условиях также могут начинать раньше и ак-тивнее сосать.

Помимо незрелости, угнетающее действие на сосательный рефлекс оказывают выраженная гипоксия, различные пораже-ния ЦНС, инфекционный токсикоз. Совокупность этих факто-ров приводит к тому, что многие недоношенные дети длитель-ное время не способны сосать из рожка. Длительность этого периода у детей с массой тела 1800 г и больше обычно не превышает 2,5-3 нед, у детей с массой 1250-1700 г - 1 мес и у детей с массой 800-1200 г- 1‘/ 2 мес.

Более продолжительное отсутствие сосания, которое нель-зя объяснить генерализованной или вяло текущей инфекцией, выходит за рамки просто гестационной незрелости и должна настораживать в отношении органического поражения цент-ральной нервной системы, даже если в этот момент нет невро-логической симптоматики.

Угнетение сосания у детей, которые до этого активно соса-ли, почти всегда связано с появлением очага инфекции.

По нашим данным, дети с массой до 1200 г в первые 2 мес жизни увеличивают свой рост за месяц на 1-2 см, дети с боль-шей массой - на 1-4 см.

Увеличение окружности головы у недоношенных детей всех весовых категорий в первом полугодии в среднем за месяц составляет 3,2-1 см, а во втором полугодии - 1-0,5 см. За первый год жизни окружность головы увеличивается на 15- 19 см и в возрасте 1 года в среднем равняется 44,5-46,5 см [Ладыгина В. Е., 1972].

Физическое развитие недоношенных детей

Представляет интерес физическое развитие наиболее ма-ловесных детей с массой при рождении от 800 до 1200 г. По нашим данным, средняя масса тела этих детей в возрасте года равна 8100 г при наиболее частых колебаниях от 7500 до 9500 г. Сопоставляя весовые показатели в годовалом возрасте в зависимости от полового признака, мы не наблюдали у детей с массой при рождении до 1200 г разницы между массой тела у мальчиков и девочек.

Средняя прибавка массы за 2-й год жизни у детей с массой тела при рождении от 800 до 1200 г, по нашим данным, состав-ляет 2700 г, и в 2 года их масса в среднем равняется 11000 г при наиболее частых колебаниях от 10 000 до 12 000 г.

Средняя масса тела у мальчиков в возрасте 2 лет состав-ляет 11 200, а у девочек- 10 850 г.

Темпы увеличения роста у детей с массой при рождении от 800 до 1200 г также достаточно высоки. По нашим данным, дети этой весовой категории к году увеличивают свой первона-чальный рост в 2-2,2 раза, достигая в среднем 71 см при колебаниях от 64 до 76 см. За первый год жизни они в среднем вырастают на 38 см при колебаниях от 29 до 44 см.

В отличие от весовых показателей средний рост мальчиков с массой тела при рождении до 1200 г в годовалом возрасте был выше, чем у девочек,- соответственно 73 и 69,5 см.

За 2-й год жизни дети с массой тела при рождении от 800 до 1200 г, по нашим данным, увеличивают свой рост в среднем на 11 см и в 2 года достигают 81 см при колебаниях от 77 до 87 см.

Интересные данные получены Р. А. Малышевой и К. И. Козьминой (1971) при изучении физического разви-тия недоношенных в более старшем возрасте. Исследуя детей в возрасте от 4 до 15 лет, они обнаружили, что после того как к 3-4 годам жизни недоношенные дети по массе тела и росту сравниваются с доношенными сверстниками, в 5-6 летнем возрасте, т. е. в период первого «вытягивания», они вновь по этим показателям, особенно по массе тела, начинают отста-вать от доношенных детей. К 8-10 годам показатели роста снова выравниваются, но разница в массе тела между доно-шенными и недоношенными мальчиками сохраняется.

С приближением пубертатного периода повторяется та же закономерность: второе «вытягивание» у недоношенных детей наступает на 1-2 года позднее. У доношенных мальчиков рост между 11 и 14 годами в среднем увеличивается на 20 см, у де-вочек- на 15 см, у недоношенных детей эти показатели со-ответственно меньше- 16 и 14,5 см. Доношенные мальчики увеличивают массу тела за этот период в среднем на 19 кг, девочки-15,4 кг, недоношенные соответственно-на 12,7 и 11,2 кг.

Прорезывание зубов у недоношенных детей начинается в более поздние сроки. Имеется зависимость между массой тела при рождении и временем появления первых зубов. По некоторым данным, у детей с массой при рождении от 2000 до 2500 г прорезывание первых зубов начинается в 6-7 мес, у детей с массой от 1501 до 2000 г - в 7-9 мес и у детей с массой от 1000 до 1500 г - в 10-11 мес. По нашим данным, у детей с массой тела при рождении от 800 до 1200 г первые зубы появляются в возрасте 8-12 мес, в среднем - в 10 мес.

В заключение коснемся вопроса, который часто возникает у врачей детских поликлиник: следует ли всех недоношенных рассматривать как детей с гипотрофией на первом году жизни.

Физическое развитие недоношенных детей имеет свои осо-бенности и зависит от массы тела при рождении, перенесенных заболеваний и конституциональных особенностей ребенка. Оценка показателей массы тела должна проводиться только в сравнении с таковыми у здоровых недоношенных детей дан-ной весовой категории. Поэтому совершенно неправильно ре-бенка, родившегося с массой 950 г, у которого в возрасте года она равняется восьми кг, расценивать как больного гипотро-фией. Диагноз: недоношенность у такого ребенка объясняет временное отставание в физическом и психомоторном раз-витии.

Психомоторное развитие недоношенных детей: последствия

Основные психомоторные навыки у большинства недоно-шенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доно-шенных. Отставание в психомоторном развитии зависит от степени недоношенности и больше выражено у детей с массой тела при рождении до 1500 г. У детей этой весовой категории появление психомоторных навыков на 1-2-м году обычно задерживается на 2-3 мес, а у детей с массой тела от 1501 до 2000 г - на 1 - 1 1 / 2 мес.

К концу первого года большинство детей с массой при рождении от 2001 до 2500 г по психомоторному развитию догоняют своих доношенных сверстников, а к 2 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные.

Данные о психомоторном развитии недоношенных детей по месяцам представлены в табл. 1.

Таблица 1 Некоторые показатели психомоторного развития у недоношенных детей на 1-м году жизни в зависимости от массы тела при рождении (данные Л. 3. Кунькиной)

Время появления в месяцах в зависимости от массы тела при рождении

Зрительно-слуховое сосредоточение

Удерживает голову в вертикальном положении

Поворот со спины на живот

Поворот с живота на спину

Самостоятельно:

Начинает произносить слова

Таким образом, по психомоторному развитию недоношен-ные дети сравниваются со своими доношенными сверстниками раньше, чем по показателям роста и массы тела.

Однако, чтобы ребенок хорошо развивался, с ним нужно много индивидуально заниматься (массаж, гимнастика, показ игрушек, разговорная речь).

У длительно болеющих недоношенных и у детей, которые были лишены нужного индивидуального ухода, отставание в психомоторном развитии выражено в большей степени.

Последствия недоношенности, прогноз (катамнез)

Перспектива выхаживания недоношенных детей во многом зависит от их дальнейшего психомоторного развития. В этом плане ранний и отдаленный прогноз приобретает большое значение.

Литература, посвященная данному вопросу, противоречи-ва. Это прежде всего объясняется неодинаковым континген-том обследуемых детей, различием тестов, используемых для определения полноценности ребенка, а также количеством специалистов (невропатолог, психиатр, окулист, логопед), участвующих в осмотре.

Некоторые авторы весьма пессимистично оценивают нерв-но-психическое развитие недоношенных детей. В качестве при-мера приведем высказывание видного финского ученого Ильппё: «Психическое развитие недоношенных детей в первые годы жизни заметно отстает от нормы. К сожалению, значительная часть этих дефектов интеллекта сохраняется на всю жизнь. Недоношенные дети гораздо чаще обнаруживают более или менее выраженную психическую неполноценность. Интеллек-туальные нарушения часто сочетаются с гемиплегией, пара-плегией, болезнью Литтля» (Фанкони Г, Вальгрен А, 1960). В исследованиях многих авторов отмечается большой процент тяжелых поражений ЦНС у не-доношенных.

Р. А. Малышева и соавт., обследуя 255 недоношенных детей в возрасте 3-4 лет, у 32 из них (12,6 %) наблюдали тяжелые органические поражения ЦНС и у 50 % отмечали небольшие отклонения в нервно-психическом развитии.

По данным С. Drillien, почти у 30 % недоношенных детей, родившихся с массой до 2 кг, обнаруживаются умеренные или серьезные нарушения в психомоторном и физическом развитии.

А. Янус-Кукульска и С. Лис при исследовании 67 детей с массой при рождении до 1250 г в возрасте от 3 до 12 лет у половины из них установили отставание в физическом и ум-ственном развитии, у 20,9 % обнаружили тяжелые поражения ЦНС.

Обращает на себя внимание частота различных пораже-ний органа зрения. В исследованиях А. Янус-Кукульской и С. Лис у 39 % детей с массой при рождении до 1250 г были выявлены различные дефекты зрения: близорукость, косогла-зие, астигматизм, атрофия зрительного нерва, отслоение сет-чатки. На высокий процент врожденной близорукости (30 %) у недоношенных детей указывают и другие исследователи [Григорьева В. И. и др., 1973].

К. Раре и соавт. (1978), изучая катамнез 43 детей, ро-дившихся с массой до 1000 г, у 12 из них обнаружили тяжелые поражения глаз, в том числе у 7 - ретролентальную фибро- плазию (РЛФ) и у 2 - полную потерю зрения.

S. Saigal и соавт. (1982) при исследовании 161 ребенка с массой при рождении до 1500 г у 42 детей обнаружили РЛФ, у 12 из них она протекала в тяжелой форме.

Вместе с тем другие авторы при катамнестическом обсле-довании недоношенных детей отмечают более благоприятный исход. В наблюдениях Н. Р. Ботерашвили частота поражений ЦНС колебалась в зависимости от степени недоношенности от 3,8 до 8,5 %. Л. 3. Кунькина, исследуя совместно с невропа-тологом 112 недоношенных детей в возрасте 3 лет, у 4 из них (3,6 %) обнаружила задержку нервно-психического развития, у 7 (6,2 %) -невротические реакции в виде беспокойства, нарушения сна, логоневроза и у 2 (1,7 %) - эпилептиформ-ные припадки [Кунькина Л. 3., 1970].

J. Hatt и соавт. (1972), наблюдая 26 детей с массой при рождении 1250 г и меньше в возрасте от 2 до 12 лет, у 77,8 % из них отмечали нормальное психическое развитие.

S. Saigal и соавт. (1982) исследовали в течение 3 лет катамнез у 184 детей, родившихся с массой до 1500 г. У 16,8 % были неврологические нарушения, в том числе у 13 % - детский церебральный паралич.

По данным A. Teberg и соавт. (1977) и К. Раре и соавт. (1978), среди детей с массой при рождении 1000 г и меньше у 67,5-70 % отсутствовали отклонения в неврологическом статусе.

Анализируя литературные данные и собственный матери-ал, можно отметить следующее:

  1. у недоношенных детей значительно чаще по сравнению с доношенными наблюдаются органические поражения ЦНС.

Они обусловлены патологией внутриутробного периода, ос-ложнениями в родах и повреждающими факторами в раннем постнатальном периоде (гипероксемия, гипербилирубинемия, гипогликемия);

  1. у недоношенных с гестационным возрастом меньше 29 нед и массой тела ниже 1200 г вследствие недоразвития сетчатки глаза имеется большая предрасположенность к раз-витию РЛФ. Именно у этого контингента детей в основном и наблюдается эта патология;
  2. за последние годы у недоношенных детей отмечается склонность к учащению заболеваний детским церебральным параличом. Кстати, это характерно и для доношенных детей. Такую тенденцию можно объяснить двумя причинами: во- первых, в настоящее время имеется больше возможностей для сохранения беременности, протекающей с угрозой прерыва-ния: во-вторых, прогресс в организации специализированной помощи новорожденным и создание реанимационной службы в родильных домах способствуют выживанию детей с асфик-сией и внутричерепными кровоизлияниями;
  3. перспективность психофизического развития недоно-шенных детей во многом зависит от того, насколько патогене-тически обоснованной и щадящей (ятрогенные факторы) была терапия на 1-2-й неделе жизни и как рано и последовательно на последующих этапах проводилась реабилитационная по-мощь.

В связи с тем, что легкие формы детского церебрального паралича выявляются не сразу, а нередко только во втором полугодии первого года жизни, а некоторая патология зрения педиатрами не диагностируется вообще, после выписки из отделения недоношенных дети с отягощенным анамнезом и массой тела до 1500 г должны наблюдаться невропатологом, а также пройти осмотр окулиста.

Исходя из вышеуказанного, недоношенные дети должны оставаться под систематическим наблюдением врачей-неонатологов с момента рождения и до периода, когда их здоровье будет вне угрозы, а организм станет готовым к самостоятельной жизни.

Доктор медицинских наук, Александр Ильич Хазанов (Санкт-Петербург)

Для недоношенных новорожденных характерны определенные внешние признаки. К. ним относятся:

1. Малые размеры. Все недоношенные новорожденные маленького роста. Их длина пропорциональна степени недоношенности. Чем больше последняя, тем меньше рост ребенка.

2. Пониженное питание. Для глубоко недоношенных характерно значительно пониженное питание с почти полным отсутствием подкожножирового слоя (рис. 1). Вместе с тем они не производят впечатления истощенных, как это отмечается у грудных детей с гипотрофией II-III степени. Питание недоношенных вполне гармонирует с их ростом. Резкое истощение с морщинистой в виде складок кожей, которое сразу бросается в глаза, отмечается только у больных недоношенных и у детей с врожденной гипотрофией.

3. Адинамия. Этот признак характерен для глубоко недоношенных детей. Адинамия проявляется в общей вялости, снижении мышечного тонуса, слабом крике, недоразвитии сосательного рефлекса, отсутствии чувства голода.

Рис. 1. Глубоко недоношенный ребенок. Видны большая голова и короткие ноги.

4. Непропорциональное телосложение. Для недоношенного ребенка характерны относительно большая голова, относительно большое туловище (по отношению к собственному росту), короткая шея, короткие ноги и низкое расположение пупка. Если у доношенного ребенка голова составляет 1/4 от длины тела, то у недоношенного это соотношение равно одной трети. В абсолютных же величинах голова и туловище недоношенного значительно меньших размеров, чем у доношенных детей.

5. Большой распластанный живот с расхождением прямых мышц.

6. Преобладание мозгового черепа над лицевым.

7. Малый родничок всегда открыт. Отмечается незаращение, а часто и расхождение черепных швов. Кости черепа податливы, подвижны и могут находить друг на друга.

8. Ушные раковины мягкие. Они легко мнутся, подворачиваются внутрь и нередко слипаются.

9. Выраженное лануго. Лануго называются мягкие пушкового характера волосы, свойственные новорожденным и расположенные в основном на плечах и спине. У недоношенных детей лануго развиты более обильно и покрывают не только плечи и спину, но также хорошо выражены на лбу, щеках и бедрах.
10. Зияние половой щели. У недоношенных девочек большие половые губы не прикрывают малые, вследствие чего половая щель зияет и хорошо виден клитор.
11. Пустая мошонка. У мальчиков яички находятся в брюшной полости или в паховых каналах. Этот признак наблюдается не у всех недоношенных и более характерен для детей с весом до 1200 г, хотя у некоторых из них уже при рождении яички могут быть спущены в мошонку.
12. Отсутствие физиологического набухания грудных желез. Набухание грудных желез у недоношенных наблюдается очень редко и только у детей с малой степенью недоношенности (вес при рождении свыше 2000 г).
13. Экзофтальм. Пучеглазие выражено не у всех недоношенных детей и обычно появляется не сразу, а на 2-3-м месяце жизни. Оно может сочетаться с мегацефалией (увеличение лобных и теменных бугров).
14. Недоразвитие ногтей. Ногти на пальцах рук и ног развиты слабо и могут не доходить до кончиков пальцев. Этот признак наиболее непостоянен и встречается крайне редко.

Большинство из указанных выше признаков, взятых в отдельности, не могут служить абсолютным критерием для определения недоношенности. Они могут встречаться и у части доношенных детей (отсутствие яичек в мошонке, открытый малый родничок, незаращение черепных швов и т. д.) и в то же время отсутствовать у некоторых недоношенных (наличие яичек в мошонке, отсутствие экзофтальма, нормальное развитие ногтей и т. д.). Недоношенных детей характеризует сочетание большинства этих признаков, и чем больше степень недоношенности, тем в большей степени они выражены.
* * *
Каждый недоношенный ребенок сугубо индивидуален. Многие факторы влияют на зрелость новорожденного и функциональные возможности его организма. Нельзя ориентироваться только на вес при рождении. Причина преждевременных родов и их характер, патология матери во время беременности, состояние ребенка при рождении, его вес и возраст и, наконец, степень недоношенности - вот основные критерии, которые определяют особенности каждого недоношенного и необходимы при сравнении различных недоношенных детей.