СПРАВКА

по результатам тематического контроля

« Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО »
МБДОУ «Некрасовский детский сад «Ромашка»

Сроки: с 18.04.18г. по 20.04.18г.

На основании Годового плана МБДОУ «Некрасовский детский сад «Ромашка» на 2017-2018 учебный год, с целью анализа организации развивающей предметно-пространственной среды групп ДОО и выявления творческих способностей воспитателей, проявление инициативы и фантазии в оформлении интерьера группы с 18 по 20 апреля 2018 года был проведён тематический контроль по теме «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО» .

Цель контрол я: анализ организации развивающей предметно-пространственной среды групп ДОО, выявление творческих способностей воспитателей, проявление инициативы и фантазии в оформлении интерьера группы.

Задачи :

Проверить состояние развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в групповых помещениях дошкольного учреждения и определить ее соответствие принципам построения предметно-развивающей среды и требованиям Основной образовательной программы в рамках ФГОС ДО;

Стимулировать профессиональное педагогическое творчество и инновационную деятельность педагогов;

Выявление оптимальных условий создания РППС для развития творческих способностей, самостоятельности и инициативности дошкольников.

Методы контроля: фронтальное посещение всех возрастных групп, наблюдение, визуальный осмотр, беседы с педагогами, педагогический анализ планов воспитательно-образовательной работы по группам.

Предмет контроля: РППС групп ДОУ, документация педагогических работников.

Ответственные:

Заведующий ДОУ - ФИО

Старший воспитатель ДОУ - Ведерина И.А.
Председатель ПК –ФИО
Воспитатели всех возрастных групп ДОУ.

План контроля

Содерж а н и е

Метод ы


Дата

1. Педагогические наблюдения знаний, умений, навыков, усвоения программы и воспитанности детей.

Оценка знаний педагогов об особенностях организации предметно-пространственной среды по ФГОС

Анкетирование

2. Уровень профессионального мастерства воспитателя, творческий подход педагога (знание программы, ФГОС ДО, использование методов и приёмов организации РППС).

Уровень организации воспитателем в группе предметно-пространственной среды для реализации всех направлений развития ребёнка в соответствии с ООП ДО МБДОУ.

Наблюдение, визуальный осмотр, беседы с педагогами

19.04 - 20.04. 2018г.

3. Система планирования работы с детьми.

Проверка календарного планирования работы с детьми с учётом организации РППС.

Оперативный ежемесячный контроль документации

19.04 - 20.04. 2018г.

4. Создание условий для воспитания и обучения детей:

– в группах

На участке детского сада.

Использование возможностей развивающей предметно-пространственной среды группы для реализации образовательных задач по всем пяти направлениям (наблюдение организации режимных моментов, самостоятельной деятельности, сюжетно-ролевых игр и.п.)

Наблюдение, анализ организации РППС, беседы с педагогами

19.04 - 20.04. 2018г.

5. Работа с родителями.

Проверка информации для родителей на стендах (папки-передвижки, информация о режиме, расписании НОД, информация о мероприятиях и т.п. согласно планированию работы в группе на месяц)

Наблюдение, визуальная оценка, беседы с педагогами.

19.04 - 20.04. 2018г.

Организация развивающей предметно-пространственной среды групп МБДОУ «Некрасовский детский сад «Ромашка» формируется в соответствии с ФГОС .

При создании развивающего пространства в групповых помещениях, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей . Это, в свою очередь, обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Предметно – пространственная среда соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей. В полной мере реализован принцип «от простого к сложному»: воспитание и обучение дошкольников, их деятельность стро­ится на основе учета возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегру­зок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психиче­ском здоровье. Предметно – пространственная среда соответствует своеобразному пространственному восприятию: зонирование обеспечивает зону условной изоляции («вижу, но не мешаю») тем детям, которым это необходимо. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд). Учитываются интересы, как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры и игрушки, конструктор и т. д.

Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред .

В раздевалках групп находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, папки-передвижки, выставка детского творчества.

Нам удалось создать условия соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.

Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение групп наилучшим образом. Каждая зона выдержана с учетом детского восприятия.

Создавая развивающую среду, воспитатели постарались сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей. А именно:

1. В группах имеются дидактические средства и оборудования для всестороннего развития детей.

1.1. Имеются альбомы, художественная литература и прочее для обогащения детей впечатлениями.

1.2. В группе имеются дидактические игры, различные сюжетные наборы и игрушки для развития детей в разных видах деятельности.

1.3. Имеются игры для интеллектуального развития.

1.4. Имеются игрушки и оборудование для сенсорного развития (младшая и средняя группы).

1.5. Имеется наглядный и иллюстративный материал (тематические папки).

1.6. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей (в том числе и «уголки уединения»).

2. В группах созданы условия для художественно – эстетического развития детей.

2.1. В группе в свободном доступе для детей имеются необходимые для рисования, лепки и аппликации, художественного труда (бумага разных видов, форматов и цветов, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные мелки, природный и бросовый материал).

3. В группах созданы условия для театрализованной деятельности детей.

3.1. Имеется разнообразное оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра – 2 штуки; костюмы, маски, театральные атрибуты имеются в методическом кабинете и костюмерной комнате).

4. Не во всех группах созданы условия для развития детей в музыкальной деятельности.

4.1. В средней группе оборудованы музыкальный уголок, имеются музыкальные игрушки.

4.2. Во всех группах создана музыкальная среда (музыка сопровождает занятия, режимные моменты с помощью ноутбуков).

5. В группах созданы условия для развития конструктивной деятельности детей.

5.1. В группах имеются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материалы.

5.2. Имеются мозайки, танграм, разрезные картинки, квадраты Воскобовича, геоконт и др..

5.3. Имеется бросовый и природный материал для художественного конструирования.

6. В группах созданы условия для развития экологической культуры детей.

6.1. Имеются наглядные пособия, иллюстративный материал для развития экологической культуры (альбомы, наборы картин, дидактические игры).

6.2. В группе имеются уголки природы (календари природы, комнатные растения).

7. Не во всех группах созданы условия для развития представлений о человеке в истории и культуре.

7.1. В средней и младшей группах имеются подборки книг, тематические папки, куклы-берегини, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, народными промыслами.

7.2. В средней группе имеется уголок краеведения, иллюстрации народных костюмов, элементы национального татарского костюма.

7.3. В младшей группе имеются образцы предметов народного быта.

8. В группах созданы условия для физического развития детей.

8.1. В группе имеются инвентарь и оборудование для физической активности детей (спортивный инвентарь, массажные коврики).

9. В группах созданы условия для формирования элементарных математических представлений.

9.1. В группе имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме.

9.2. Имеются материал и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве.

9.3. Имеется материал для развития временных (календари, часы) представлений.

10. В группах созданы условия для развития у детей элементарных естественнонаучных представлений.

10.1. Имеются материалы и приборы для демонстрации и детского экспериментирования (в методическом кабинете имеется набор).

11. В группах созданы условия для развития речи детей.

11.1. Имеется библиотека для детей.

11.2. Имеются наборы картин и настольно-печатные игры.

12. В группах созданы условия для игровой деятельности детей.

12.1. В групповых комнатах выделено пространство для игры и имеется игровое оборудование.

12.2. В группах имеются игры и игрушки для различных видов игр: сюжетно-ролевой, спортивных, дидактических и др.

12.3. В группе имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов – заместителей.

Вывод: развивающая предметно – пространственная среда в группах МБДОУ «Некрасовский детский сад «Ромашка» находится в процессе развития и формируется с учётом ФГОС ДО, и даёт возможность развивать каждого ребёнка, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Несмотря на многообразие игрушек в группах, все же существует дефицит современных, развивающих познавательных игр. Во всех возрастных группах дошкольного учреждения МБДОУ «Некрасовский детский сад «Ромашка» отмечаются разнообразные подходы воспитателей к организации РППС в соответствии требований ФГОС и реализуемой ООП ДОО. Педагогами проведена большая творческая работа по оформлению игрового пространства и обеспечению надлежащих условий для формирования личностных качеств дошкольников. Тематический контроль позволил отметить ряд положительных практик в организации построения РППС групповых помещений ДОО, а также выделить ряд проблем.

    Деятельность педагогов по организации развивающей предметно–пространственной среды групповых помещений ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО, признать удовлетворительной.

    Отметить хорошую работу по организации развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений воспитателей младшей и средней группы (воспитатели- ФИО).

    Всем педагогам продолжить работу по формированию развивающей предметно – пространственной среды групп ДОУ.

    Создать в группах уголки патриотической направленности, уголки для познавательно-исследовательской деятельности (разнообразить природный материал), организовать музыкальные уголки (ФИО).

    Педагогам всех возрастных групп размещать детскую литературу по сезонности и тематическому планированию недели.

    Педагогам старшей и подготовительной групп дополнять книжные уголки энциклопедиями, портретами писателей, художников-иллюстраторов детских книг.

Сроки: май-сентябрь 2018г.

Справку составил старший воспитатель Ведерина И.А.

Аналитическая справка

по итогам тематического контроля на тему: «Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Цель контроля: провести анализ условий организации развивающей предметно–пространственной среды, созданной в групповых помещениях дошкольных групп в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    проверить состояние развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в групповых помещениях ДОУ и определить ее соответствие принципам построения предметно-развивающей среды и требованиям Основной в рамках ФГОС и требований СанПин; выявление оптимальных условий создания развивающей предметно-пространственной среды для развития творческих способностей, самостоятельности и инициативности дошкольников; стимулировать профессиональное педагогическое творчество и педагогов.

Основные методы контроля: анализ, смотр-конкурс, наблюдения.

Сроки проведения: 13.02.2017г. – 22.02.2017г.

Объекты контроля: РППС во всех возрастных группах.

В соответствии с планом работы дошкольных групп ГБОУ СОШ № 000 на 2016 – 2017 учебный год в дошкольных группах проведен тематический контроль состояния работы по организации развивающей предметно - пространственной среды в группах.

Тематический контроль осуществлялся во всех группах. Были проанализированы следующие вопросы:

1. Использование возможностей предметно-пространственной среды группы для реализации образовательных задач по всем направлениям (наблюдение организации режимных моментов, самостоятельной деятельности, сюжетно-ролевых игр и т. п.)

2. Планирование педагогами изменений в РППС в соответствии с образовательными ситуациями, интересами детей, климатическими, национальными особенностями.

3. Уровень организации воспитателями в группе развивающей предметно - пространственной среды для реализации всех направлений развития ребёнка в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

4. Взаимодействие с родителями по данной проблеме

Для проведения контроля была создана комиссия: руководитель ДО, старшие воспитатели, . Для проведения смотра-конкурса были организованы экспертные группы из воспитателей дошкольных групп:

Ранний дошкольный и младший возраста: , ;

Средний возраст: , ;

Старший возраст: , ;

Подготовительные к школе группы: ,

Анализ РППС групп раннего и младшего возраста (в количестве 8 групп) показал, что оборудование групповых пространств соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, отсутствуют физические, психологические и нравственные риски игровой продукции для детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей.

В группах создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. В одной группе имеются выдвижные кровати, что способствует появлению дополнительного пространства для выбора игр детьми, для оптимизации двигательной активности ребенка. Оборудованы физкультурные уголки. Также имеется возможность для уединения (в двух группах созданы уголки уединения). В центрах детской активности имеются в достаточном количестве игрушки, пособия, .

Но также экспертной группой отмечено, что развивающих пособий, дидактических игр, мягких игровых модулей, динамических игрушек, различных видов театра недостаточно. Передвижные ширмы отсутствуют. В некоторых группах зонирование среды распределено нецелесообразно и не продумано. Принцип доступности реализован частично (имеются закрытые полки, шкафы, очень много закрытых коробок). Не используются материалы для практических упражнений: песок, вода.

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда групп раннего и младшего возраста в целом обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, но РППС недостаточно: содержательно насыщена, трансформируемая, полифункциональная, доступна. Необходимо еще раз проанализировать среду младшей группы №1 (1-я Владимирская, д. 14а) , организовать старшим воспитателям методическую помощь воспитателям в организации зонирования среды в данной группе. Для обеспечения комфортной и уютной обстановки воспитателям группы раннего возраста №4 (2-я Владимирская, д. 24а) создать единый эстетический стиль всего группового пространства.

Экспертная группа, проводившая анализ РППС в группах среднего возраста, просмотрела 7 групп и отметила следующее: во всех группах развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же заниматься, не мешая при этом друг другу, разными . Насыщенность среды соответствует требованиям образовательной программы для данной возрастной группы. Во всех группах созданы уголки уединения, которые также возможно использовать для театрализованной и игровой деятельности.

Оснащение центров активности периодически меняется в зависимости от темы недели, интереса детей и в соответствии с климатическими особенностями. Появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающие среды группы являются вариативными. Но в некоторых группах прослеживается хаотичное расположение дидактических и развивающих материалов.

Не во всех группах соблюдается принцип доступности, так как используются закрытые шкафы, игрушки и дидактический материал расположен высоко.

В средних группах также не хватает мягких модулей, легких передвигающихся ширм, которые позволят детям самостоятельно выстраивать свою деятельность.

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда в средних группах обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и от 4 до 5 лет в различных видах детской деятельности. Следует продумать расположение дидактического материала с целью его доступности для самостоятельного использования детьми, приобрести полифункциональные модули, ширмы.

Анализ РППС старших группа (всего 9 групп) показал, что в группах старших дошкольников в целом предметно – пространственная среда соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, развивающими материалами. Игровые центры позволяют создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских между детьми.

Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группах, возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью. Вся мебель в группах и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной).

Предметно – пространственная среда старших групп содержательно насыщены и соответствует возрастным возможностям детей. Все центры активности и их содержание доступны детям: игрушки, дидактический и развивающий материал, игры. Все группы оснащены:

    материалами и оборудованием для игровой деятельности; материалами и оборудованием для продуктивной деятельности; материалами и оборудованием для ; материалами и оборудованием для двигательной активности.

Для соблюдения принципа вариативности материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие все виды детской деятельности.

В организации РППС активно участвуют дети, так воспитанникам предоставляется возможность выставлять свои работы продуктивной деятельности в пространстве группы: рисунки, коллажи, поделки ручного труда. Для этого используются веревки с прищепками, магнитные доски, мольберты, полочки.

Пространство некоторых групп возможно трансформировать в зависимости от образовательной ситуации, в том числе и от меняющихся интересов и возможностей детей, это возможно за счет полифункциональных предметов и оборудования (ширмы, легко переносимые столы, мягкие модули, стулья). Однако есть группы, в которых необходимо продумать зонирование пространства, с целью возможности трансформации среды для поддержки детской инициативы.

ВЫВОД: при создании предметно-пространственной среды в старших группах нашего учреждения педагоги руководствуются требованиями ФГОС ДО. Все материалы и оборудование создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников.

Анализ развивающих предметно-пространственных сред подготовительных к школе групп показал следующее: всего в учреждении 5 подготовительных к школе групп. Создавая среду развития в группах, воспитатели учитывали следующие параметры:

Кроме того, все пространства в группах разделены на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование, пособия и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса: игровые центры, художественно-творческие, центры безопасности, музыкально - театрализованные, центры природы, экспериментальные, конструкторские, познавательные, речевые, трудовые и др.

Оборудование игрового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Хранится игровой материал в ящичках, коробках, имеющих игровые маркеры (таблички с надписями и картинками). Много полифункциональных предметов – заместителей, созданы условия для режиссёрских игр: мелкие игрушки, дома, коробки –модели, тематические строители (железная дорога, дорога, город, ферма и т. д.)

В группах созданы условия для психологического комфорта: уголки уединения, зона спокойных игр и двигательной активности. Много игр для развития коллективизма, коммуникативных навыков. В группах все оборудование, игры, игрушки находятся в доступном, удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. Воспитатели группы создают комфортные условия для игр, для самостоятельной игровой деятельности. В группах много дидактических и , которые помогают детям играть вместе и индивидуально («Пазлы», «Лото», «Домино», «Шашки»).

Для детской экспериментальной деятельности в каждой группе имеется мини-лаборатория. Для проведения опытов и экспериментов подобраны картотеки, наборы для экспериментирования и исследования (воронки, пипетки, пробирки. Микроскопы и т. д.).

ВЫВОД: в целом организация предметно-пространственной среды позволяет воспитанникам подготовительных групп выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Таким образом, подводя итоги смотра-конкурса «Лучшая дошкольная группа», можно заключить, что все дошкольные группы соответствуют требованиям ФГОС ДО и позволяют организовать образовательную деятельность воспитателям в каждой возрастной группе в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями развития детей, с учетом интересов дошкольников через все виды детской деятельности. По результатам итогов конкурса все группы среднего, старшего возраста и группы подготовительные к школе получили звания и группы младшего и раннего возраста (кроме 2-х групп) «Лучшая дошкольная группа», набрав количество баллов от 45 до 57 баллов, согласно положению об организации конкурса.

Также был проведен смотр всех образовательных пространств зданий дошкольных групп: музыкальные и физкультурные залы, бассейн, экологический класс, музей «Русская изба», кабинеты, кабинет психолога, холлы, где расположены тематические выставки и экспозиции («Москва –столица России», «Космос», мини-музеи кукол, сказки, уголок ПДД и др.), стенды по вопросам образовательного процесса, выставки детско-родительских работ и пр.

В ФГОС дошкольного образования говорится об условиях, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста и предполагается взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное их в образовательную деятельность, в том числе посредством участия в создании образовательной среды на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Родители принимают активное участие в проведении творческих конкурсов, эстетическом оформлении групповых пространств

Наблюдения за организацией режимных моментов, самостоятельной деятельности, сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах показали, что воспитателями используются все возможности предметно-пространственной среды группы для реализации образовательных задач по всем направлениям: социально-личностному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию. Но не всегда дети используют весь образовательный потенциал среды в самостоятельной деятельности, так как некоторые центры активности расположены в закрытых полках и высоко.

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная образовательная среда дошкольных групп направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Рекомендации: Несмотря на то, что развивающая предметно – пространственная среда дошкольных групп нашего учреждения соответствует требованиям ФГОС ДО, в перспективе мы бы хотели видеть ее еще более совершенной.

1. Необходимо пополнить среду приобретением современного игрового оборудования, трансформируемой мебели, мягких модулей, которые позволят создать условия для интеграции содержания пяти взаимодополняющих образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития дошкольников:

● способствующей развитию разных видов мышления у дошкольников (наглядно-действенного; наглядно-образного; словесно-логического; абстрактно-логического; пространственного);

● обеспечивающей формирование ручной умелости, развитие крупной и мелкой моторики;

● создающей предпосылки для развития творчества (в том числе и технического);

● формирующей условия для совершенствования коммуникативных навыков у дошкольников;

● обеспечивающей благоприятный эмоциональный фон для детей в условиях детского сада, основанный на интересе, радости совместной деятельности и достижений в решении разнообразных задач, как непосредственно, так и опосредованно при использовании предлагаемой инновационной среды.

2. Продумать и улучшить оформление родительских уголков. Поскольку родители воспитанников являются полноправными участниками образовательного процесса, их в обязательном порядке необходимо привлекать к созданию предметно-развивающей среды.

3. Обеспечить во всех группах свободный доступ детей к использованию всех игрушек и материалов, для этого надо организовать среду таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом, самостоятельно организуя себе микросреду. Оборудование размещать по принципу нежесткого центрирования, что позволит детям объединяться подгруппами по общности интересов.

Руководитель ДО _______________

Старшие воспитатели: ______________


группы «Леопольд»

Земскова Екатерина Евгеньевна,
ГБДОУ детский сад №25
Кировского района Санкт-Петербурга

Организация развивающей предметно-пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС.

При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей. Это, свою очередь, должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Учитываются интересы как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

Нам удалось создать условия соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.

Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана с учетом детского восприятия.

Учебная зона расположена таким образом, что свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятия расположены в соответствии с нормами СанПиНа. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей.

В учебной зоне размещены: центр творчества «Юный художник», уголок природы, мини библиотека, уголок сенсомоторного развития, уголок музыкального развития, патриотический уголок, уголок экспериментирования, математический уголок «Юный гений».

В центре творчества «Юный художник» имеется широкий спектр изобразительный материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

белая бумага, разного формата

Цветной картон,

Восковые мелки,

Карандаши,

гуашь и кисти разного диаметра,

самоклеющаяся бумага

Трафареты,

образцы для рисования

пластилин, доски, стеки

предметы искусства,

бросовый и природный материал для художественного труда.

Для умственного развития создан математический уголок: с раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор геометрических фигур.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней., а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Так же сочетает в себе уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, песочными часами, лейками, опрыскивателями. Здесь же представлены книги и буклеты о временах года (стихи, иллюстрации)

Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря), а так же различные музыкальные сказки.

Патриотический уголок так же расположен в учебной зоне. Он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и города. Детям представлены фотографии достопримечательностей города, а так же цветные буклеты о градообразующих предприятия, пазлы, составленные на основе известных детям зданий города (фотографии).

Мини библиотека расположена на стеллаже. Здесь представлены книги в соответствии с программой - на одной полке авторские книги, на другой - произведения устного народного творчества, загадки. Так же представлены портреты авторов (поэтов и писателей). Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц.

Так же в группе имеется уголок физического развития, цель которого является развитие двигательной активности физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.

Игровая зона

Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, создавать условия для творческой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью. В центре игровой зоны находится ковер с нейтральным геометрическим рисунком.

В центре строительно-конструктивных игр находятся строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.

«Детский театр» находится рядом с минибиблиотекой. Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; маски героев), оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей. Сочетает в себе уголок ряжения - в нем есть различные элементы костюмов, украшений и т.п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого появления.

Уголок ПДД включает в себя переносной макет улицы, различного размера и назначения машины, светофор, полицейский жезл и фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о БДД через сюжетно-ролевую игру.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы и выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей средней группы, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные для детей старшего возраста. Так называемая «зона ближайшего развития».

В бытовой зоне располагается уголок дежурства - формируется умение выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.

В группе существует уютное место отдыха - это спальня, где находятся кровати для дневного сна детей. Весь интерьер спальни выдержан в гамме теплых пастельных тонов, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.

Создавая развивающую среду, воспитатели постарались сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

Аналитическая справка

группы «Пчёлки»

муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 44 общеразвивающего вида»

Организация развивающей предметно-пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС .

При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей . Это, свою очередь, должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Учитываются интересы как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред .

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

Нам удалось создать условия соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.

Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Наличие учебной, игровой, бытовой зон позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Каждая зона выдержана с учетом детского восприятия.

Учебная зона расположена таким образом, что свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятия расположены в соответствии с нормами СанПиНа. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей.

В учебной зоне размещены: центр творчества «Юный художник», уголок природы, мини библиотека, уголок сенсомоторного развития, уголок музыкального развития, патриотический уголок, уголок экспериментирования, математический уголок «Юный гений».

В центре творчества «Юный художник» имеется широкий спектр изобразительный материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

  • белая бумага, разного формата
  • цветной картон,
  • восковые мелки,
  • карандаши,
  • гуашь и кисти разного диаметра,
  • самоклеющаяся бумага
  • трафареты,
  • образцы для рисования
  • пластилин, доски, стеки
  • предметы искусства,
  • бросовый и природный материал для художественного труда.

Уголок сенсомоторного развития предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, застегивать пуговки и др.

Для умственного развития создан математический уголок : с раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор геометрических фигур.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней., а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Так же сочетает в себе уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, песочными часами, лейками, опрыскивателями. Здесь же представлены книги и буклеты о временах года (стихи, иллюстрации)

Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря), а так же различные музыкальные сказки.

Патриотический уголок так же расположен в учебной зоне. Он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и города. Детям представлены фотографии достопримечательностей города, а так же цветные буклеты о градообразующих предприятия, пазлы, составленные на основе известных детям зданий города (фотографии).

Мини библиотека расположена на стеллаже. Здесь представлены книги в соответствии с программой - на одной полке авторские книги, на другой – произведения устного народного творчества, загадки. Так же представлены портреты авторов (поэтов и писателей). Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц.

Так же в группе имеется уголок физического развития , цель которого является развитие двигательной активности физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.

Выделена часть учебной зоны под Кабинет , где размещены материалы по развитию речи, дидактические игры, материалы на развитие логики.

Игровая зона

Полифункциональност ь среды позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, создавать условия для творческой деятельности, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью. В центре игровой зоны находится ковер с нейтральным геометрическим рисунком.

В центре строительно-конструктивных игр находятся строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.

« Детский театр» находится рядом с минибиблиотекой. Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; маски героев), оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей. Сочетает в себе уголок ряжения - в нем есть различные элементы костюмов, украшений и т.п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого появления.

Уголок ПДД включает в себя переносной макет улицы, различного размера и назначения машины, светофор, полицейский жезл и фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о БДД через сюжетно-ролевую игру.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы и выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей средней группы, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные для детей старшего возраста. Так называемая «зона ближайшего развития».

В бытовой зоне располагается уголок дежурства – формируется умение выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.

В группе существует уютное место отдыха – это спальня , где находятся кровати для дневного сна детей. Весь интерьер спальни выдержан в гамме теплых пастельных тонов, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.

Создавая развивающую среду, воспитатели постарались сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.


(В соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО)

Характеристика группы

Списочный состав - 24 воспитанника. Группу посещают 22 ребенка в возрасте 3-4 года. Из них - 10 мальчиков, 12 девочек. У детей сформированы навыки самообслуживания, культурно-гигиенические и двигательные навыки, развита разговорная речь.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения обеспечивает

  1. Учет возрастных особенностей.

Активность и неутомимость детей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Игровой центр позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В игровом центре на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровой центр оснащен уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

  1. Реализация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии ООП ДО и с принципами ФГОС ДО

В данный момент возраст детей моей группы 3-4 года. Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Вариативность

Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей:

Уголок для сюжетно-ролевых игр;

Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;

Книжный уголок;

Уголок познавательно-исследовательской деятельности;

Уголок конструктивной деятельности;

Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки);

Спортивный уголок;

Уголок настольно-печатных игр.

В развивающей предметно-пространственной среде группы отражены основные направления:

Коммуникативно-личностное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие.

1. Центр физического развития: Уголок «Движение-сила духа!»

2. Центр речевого развития: (книжный уголок);

3. Центры социально-коммуникативного развития: «Ателье», «Почта», «Салон красоты», «Супермаркет», «Поликлиника», «Семья».

Театральный уголок: «Кукольный, пальчиковый, «Логика»

4. Центр познавательного развития: «Времена года», «Животный и растительный мир»;

5. Центр художественно-эстетического развитие: уголок «Палитра», уголок «Домисолька», уголок «Строители».

Пространство в группе имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности:

  1. Рабочая зона (познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность).
  2. Активная деятельность (конструктивная деятельность, физическое развитие, центр музыкально-театрализованной деятельности, центр сюжетно-ролевых игр).
  3. Спокойная зона (центр сенсорного развития, математического развития, книжный уголок, центр речевого развития, уголок уединения).

Оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

Возможность самовыражение детей.

В книжном уголке выставлено книги. Размещены те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями. Отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные».

В музыкальном уголке куклы-неваляшки, образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки, (петушок, котик, зайка); погремушки, колокольчики, бубен, барабан; инструменты (гармошка, дудочка, балалайка).

В группе есть уголок природы, который доступен детям. Здесь прививается любовь к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры.

Так же сочетает в себе уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, демонстрационный материал по временам года, комнатными растениями, лейками, опрыскивателями.

Трансформируемость обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.

Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон "центров", оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества и пр.) Оснащение их меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Игровая среда стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование разнообразно, легко трансформируемо. Дети и родители имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды.

Полифункциональность материалов, даёт возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, а также материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Разделение группового пространства обеспечивает деятельностный подход в образовательном процессе. Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивает все основные виды детской активности. Детям предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развертывания сюжетно – ролевых игр, разыгрывания кукольных мини – спектаклей, составления макетов, а также для продуктивной, познавательной, исследовательской деятельности. Для организации сюжетно – ролевой игры создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами.

Доступность среды обеспечивает:

Для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

Свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

В групповой комнате все спортивные пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей.

Спортивные пособия: мячи, обручи, мешочки для метания, кегли.

Уголок безопасности включает в себя подборку дидактического материала, макеты домов, машины. Дети учатся различать и называть элементы дороги, транспортные средства, средства регулирования дорожного движения. Учатся различать, понимать и правильно реагировать на сигналы светофора. Знакомятся с правилами перехода проезжей части; с правилами поведения на улице и в транспорте; с наземным транспортом, учатся различать грузовой и легковой транспорт. В группе имеется стеллаж с сюжетно-ролевыми играми («Полиция», «Водитель», «Строитель»). Подборка дидактических игр «Как избежать неприятностей зимой». Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Правила поведения в общественных местах», наглядно-дидактическое пособие «Правила маленького пешехода».

Вывод: развивающая предметно-пространственной среды в средней группе организована удовлетворительно:

РППС обеспечивает:

Охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей и взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Свободный выбор детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослым;

Материалы, оборудования и инвентаря гарантируют развитие детей среднего дошкольного возраста, охрану и укрепление здоровья и коррекцию недостатков развития;

Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей; равные условия по реализации образовательной программы с учетом особенностей (национально-культурных, социальных).