Консультация для воспитателей

«Образовательный геокешинг – одна из современных технологий дошкольного образования».

Перед государством, школой, дошкольными учреждениями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: чтобы ребёнок вырос не только здоровым и крепким, но и – обязательно!- любознательным, самостоятельным, способным на решение задач в любой жизненной ситуации.

В связи с происходящими изменениями в социуме, от системы образования требуют применения новых педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности. Научный поиск эффективных средств развития личностных качеств дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию любознательности, самостоятельности дошкольников является образовательный «геокэшинг».

Что такое геокэшинг? («geocaching»), Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле». Это действительно смысл «геокэшинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира.

Геокэшинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокэшинг – это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игры. При этом они используют устройства, имеющие GPS приемник. Такие как ноутбук, навигатор, смартфон или КПК. Важно найти единомышленников, GPS приемник. И увлекательное времяпровождение обеспечено.

Итак «Геокэшинг» - это туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, суть которой заключается в поиске тайников и кладов. На основе этой игры существует образовательный «геокэшинг» - новое направление педагогики, которое можно использовать и в работе с дошкольниками. Уже в младшем возрасте малыш вполне может справиться с задачей по поиску «клада». Отличительной особенностью игры в группе ДОО или с детьми дошкольного возраста является отсутствие GPS- навигатора. Необходимо использовать адаптированный вариант игры – по картам и схемам.

Существует методика организации геокешинга с детьми дошкольного возраста .

Образовательный геокэшинг обладает характерными особенностями интерактивных методик, так как включает в себя:

    Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.

    Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).

    Наличие ясной, конкретной цели.

    Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.

    Групповую рефлексию.

    Подведение итогов.

Методика проведения элементов геокешинга с детьми старшего дошкольного возраста включает в себя 4 этапа:

1 этап - предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося на территории за территорией учреждения). Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.

2 этап - подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник. Для того, чтобы заинтересовать детей, в первые тайники можно закладывать конфеты. Ребята научаться искать тайник по указанным меткам и указаниям, которые им оставляют. Затем усложняется задача - искать тайники по картам или схемам. Для этого необходимо научить детей читать карту, поэтому следующим шагом работы на подготовительном этапе проекта является обучение детей ориентироваться в пределах группы ДОО, участку, по схеме, по карте, посредством использования разнообразных игровых упражнений на развитие пространственных представлений. Цель таких заданий во время квеста - расширять и систематизировать знания в области экологии, географии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности и т.д.

3 этап - проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места. Хорошо продуманная мотивация действий (оказание помощи героям, поиск предметов, демонстрация своей удали и сообразительности), взаимосвязанные задания-испытания делают эту игру весьма привлекательной для детей. Их деятельность в этом случае менее регламентирована: они сами находят выход из критической ситуации, вступают в противоборство с силами зла, решают сложные головоломки, проявляют самостоятельность и индивидуальность.

Благодаря данному этапу игры геокешинг, ребенок изучает здание детского сада, посещая соседние блоки и группы, различные помещения, в результате чего детский сад становится ему знакомым, так же как и собственный дом.

4 этап - презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.

Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.

Здесь приветствуется фантазия. Вот, например, тайники: это небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом. Здесь все идет в ход: игрушки, канцтовары, украшения. Геокэшеры приветствуют тайники творческие: с загадками, рисунками, фотографиями. Месторасположения тайников может быть совсем рядом, а может потребовать преодоления серьезных препятствий. Правила игры довольно просты, но их нужно выполнять.

Правила игры:

Геокэшинг - игра на ориентирование, и каждый находит в ней что-то свое. Поэтому правила игры, надо выполнять всем участникам, иначе игра не получится.

1. Найти тайник.

2. Забрать из тайника понравившийся предмет.

3. В тайник положить предмет, взамен взятого,

4. Написать на сайте о своей находке.

Для игры важна карта местонахождения. На карте нужно отметить, где спрятали клад. Кладом называют предмет, положенный в контейнер. Затем его прячут в интересном месте: например в разных местах группы, здания д/с, участка д/с, памятнике, озере, лесу.

Видов тайников несколько. Самый популярный- это контейнер, в котором лежит карандаш, блокнот и приз. В качестве приза может быть любая мелочь - конфеты, игрушки. В тайнике карандаш и блокнот нужен для того, чтобы записать находку. Необходимо записать свое имя, что взяли в качестве приза и что оставили взамен.

Способ поиска клада - это поиск по загадкам, по приметам, по схеме. В ходе игры геокэшинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети самовыражаются, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего села (города). Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира. Но что самое главное, воспитанники получают радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми.

Методика организации геокэшинга с детьми дошкольного возраста способна вызвать огромный интерес у детей к физическим упражнениям. Дети расширяют свои знания, свой кругозор, наслаждаются окружающими видами в процессе данной игры.

Геокешинг – это возможность увлекательно провести время и испытать азарт в пределах родного города, а также, это может быть, своеобразным аналогом спорта . Ведь по геокешингу организуются соревнования, к игре можно привлечь родителей и они весело и с удовольствием поиграют со своими детьми. Собираются большие или маленькие команды или можно отыскивать тайники индивидуально.

Таким образом , игра геокешинг является одной из современных технологий дошкольного возраста.

В процессе реализации технологии «образовательного геокешинга» была исследована и установлена тесная связь между детской поисковой деятельностью и повышением уровня детской любознательности, самостоятельности, определена роль родителей по проблеме.

Для реализации технологии Геокешинг в ДОУ выделены этапы:

    Обогащение предметно-развивающей среды.

    Обеспечение безопасности в процессе поисковой деятельности.

    Организация совместной и самостоятельной деятельности воспитателя и детей, а также ребенка со сверстниками.

    Взаимодействие с родителями.

На первом этапе по проблеме развития любознательности, самостоятельности при решении интеллектуальных задач, мы поняли, что в группе необходима «плотная» развивающая среда , которая выполняет обучающую функцию, развивает личностные качества ребенка.

Крайне важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Практика подсказывает: полностью заменить предметную среду в группе сложно. Но все-таки, при любых обстоятельствах, предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию любознательности, самостоятельности, активности детей. Нужно чтобы все центры в групповом помещении были направлены на развитие детской любознательность. Уголок экспериментирования обновлять почаще.

Для реализации задачи по практическому внедрению геокешинга в образовательный процесс в нашей группе, я предприняла следующее: заинтересовала детей игрой «Геокэшинг» через игру: «Поиски клада». Планирую провести игры: «Почтальон Печкин», «Найди друга» и другие.

Например, в группу почтальон Печкин приносит письмо – рисунок: «Котенок запутался в проволоке», в котором указано место происшествия. По описанию и сравнению местности дети выполняют задания (пройти мимо ручья, вниз с горки, обойти высокое дерево, сосчитать елочки) и отыскивают котенка. Устанавливаем связь между котенком и проволокой: «Почему много мусора во дворах?», «Почему чисто на территории детского сада?» И дети с уважением начинают относиться к труду дворника. «А кто может убрать мусор в микрорайоне?». Опросили прохожих и взрослых детского сада и выяснили, что если люди сами не будут мусорить, то будет чисто. Дети задумались и над тем, от кого зависит порядок и чистота в группе, как они могут помочь в этом. Так, от простого к сложному, дети закрепляют основы математики, знакомятся с природой, учатся ориентироваться в пространстве, общаться друг с другом и окружающими людьми, устанавливать причинно – следственные связи.

Работа с родителями – необходимый этап в исследовательской деятельности.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями строим на основе сотрудничества. Используем различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические.

С этой целью провести родительские собрания, на которых родители узнают о формах реализации технологии «образовательного геокешига», его возможностях и влиянии на развитие ребенка.

Также для родителей провести консультации по организации геокешинга, выпустить памятки по данному вопросу. Оформить «домашние задания» для родителей и детей в форме игры «Совершите экскурсию к задуманному объекту», где родителям совместно с детьми предлагаются записки-ориентиры, которые в итоге приводят к задуманному объекту.

Практика показывает, что толчком к началу «кладоискания» может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задает вопросов, тем лучше.

Вместе с ребятами обсудить результат, который получился в реальной жизни, и не нужно пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаем, что идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации.

Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.

Использование технологии «образовательного геокешинга» оказывает влияние на:

    Повышение уровня развития любознательности, самостоятельности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

    Повышение уровня развития познавательных процессов;

    Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

    Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);

    Знания детей о живой и неживой природе;

    Повышение компетентности родителей в организации работы по использованию технологии «образовательного геокешинга».

Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира.

Дальнейшая деятельность по данной проблеме видится в обобщении и систематизации приобретенного опыта и составлении авторской программы по использованию «образовательного геокешинга».

Основным видом деятельности ребенка является игра. Геокэшинг - это новая игра, которая предполагает более широкую и адаптированную версию для детей дошкольного возраста с использованием ИКТ, планшета, навигатора, карт и схем.

Дети средней группы

Особое внимание в игре геокэшинг уделяется под-бору музыки и подготовке презентации. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмо-циональный настрой. Презентация помогает в проведении игры, не отвлекая, а наоборот концентрируя внимание детей на том или ином задании. Правильно сделанная презентация для игры геокэшинг - это путь к творческой деятельности, при которой дети попадают в мир образов, как в видеоигре.

В ходе геокэшинга осуществляет-ся комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка. Пра-вильно подобранные тематические по-движные игры, логические задания, упражнения, здоровьесберегающие технологии, поединки детей с врагами здо-ровья (лень, обжорство, страхи) поз-воляют формировать положительное от-ношение к закаливанию, физкультуре, режиму дня и здоровому образу жизни в целом.

Старший возраст.

).

Цель таких заданий во время квеста - расширять и система-тизировать знания в области экологии, ге-ографии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности.

Хорошо продуманная мотивация дей-ствий (оказание помощи героям, поиск предметов, демонстрация своей удали и сообразительности), взаимосвязанные задания-испытания делают эту игру весьма привлека-тельной для детей.

Просмотр содержимого документа
«Геокэшинг – туристическая игра, как средство развития дошкольников»

Геокэшинг – туристическая игра, как средство развития дошкольников

В современном мире ритм жизни ребенка в детском саду достаточно высок, но не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. Следовательно, возникает необходимость создания такой формы работы, при которой, происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную.

Основным видом деятельности ребенка является игра. Геокэшинг – это новая игра, которая предполагает более широкую и адаптированную версию для детей дошкольного возраста с использованием ИКТ, планшета, навигатора, карт и схем.

Целью игры геокэшинг является пропаганда здорового образа жизни через спортивно-познавательную игру, воспитание полезных привычек по сохранению своего здоровья и мотивация детей к занятиям физической культурой и спортом.

В ходе игры геокэшинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения.

В игре участвуют дети младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, воспитатели, специалисты, планируется привлечение родителей.

Дети младшего дошкольного возраста играют в упрощенную квест игру, которая готовит их к геокэшингу. Они ходят в гости к друг другу и выполняют элементарные задания.

Дети средней группы в квест игре уже учатся пользоваться картами-схемами, и передвигаются по зданию детского сада, это является подготовкой для полноценной игры в геокэшинг в старшем дошкольном возрасте.

Особое внимание в игре геокэшинг уделяется под­бору музыки и подготовке презентации. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмо­циональный настрой. Презентация помогает в проведении игры, не отвлекая, а наоборот концентрируя внимание детей на том или ином задании. Правильно сделанная презентация для игры геокэшинг – это путь к творческой деятельности, при которой дети попадают в мир образов, как в видеоигре.

В ходе геокэшинга осуществляет­ся комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка. Пра­вильно подобранные тематические по­движные игры, логические задания, упражнения, здоровьесберегающие технологии, поединки детей с врагами здо­ровья (лень, обжорство, страхи) поз­воляют формировать положительное от­ношение к закаливанию, физкультуре, режиму дня и здоровому образу жизни в целом.

Основной плюс и изюминка игры геокэшинг состоит в том, что каждый раз дети не знают какое приключение их ждет, с чем им придется столкнуться и какой маршрут преодолеть. В результате чего заинтересованность детей от игры к игре только возрастает, у них возникает желание заниматься физкультурой стать сильнее, быть более ловким, смелым.

Старший возраст. Первый этап - игра начинается в группе после получения видео-письма, это является приглашением к игре и помогает детям получить заряд разнообразных положительных эмоций, включить свое воображение, настроиться на предстоящую игру.

В назначенное время дети собираются в музыкальном зале игра начинается. Их встречают герои, которые приглашают детей и взрослых в мир приключений и поиска. А как известно только хорошо подготовленные, могут справиться со всеми преградами. Начинается подготовка. Во время данного этапа активно используются здоровьесберегающие технологии. Проводится разминка. Организуются эстафеты. После этого дети получают карты, схемы, необходимые во втором этапе игры.

Второй этап - это квест-игра в здании детского сада (где детям надо найти части потерянной карты, ключи или определенные предметы). Целью этого этапа является закрепление у детей умения ориентироваться в пространстве, кроме того во время передвижения по детскому саду, дети получают необходимую двигательную нагрузку, так лестницы используются как «тренажеры» для развития выносливости. Дети должны пройти по заданному маршруту, следуя ориентирам, представленным на картах или схемах. Во время данного маршрута дети выполняют различные задания, как интеллектуального, так и физического характера.

Цель таких заданий во время квеста - расширять и система­тизировать знания в области экологии, ге­ографии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности.

Хорошо продуманная мотивация дей­ствий (оказание помощи героям, поиск предметов, демонстрация своей удали и сообразительности), взаимосвязанные задания-испытания делают эту игру весьма привлека­тельной для детей.

Благодаря данному этапу игры геокэшинг, ребенок изучает здание детского сада, посещая соседние блоки и группы, различные помещения, в результате чего детский сад становится ему знакомым, так же как и собственный дом. После выполнения квеста дети все собираются на улице.

Третий этап игры проходит на улице. Во время уличной части игры геокэшинг дети совершают длительную пешую прогулку своеобразный мини поход по территории детского сада, передвигаясь с помощью навигатора, карты, планшета или другого путеводительного гаджета. Во время этого мини похода они наблюдают птицами, явлениями природы, знакомятся с другими участками, преодолевают препятствия, учатся действовать дружно.

Неожиданная встреча в пути со сказочными негативными персонажами, является элементом сказкотерапии, помогающей бороться с детскими страхами и неуверенностью. Дети могут пригласить персонажа поиграть с ними, вместе разрешить проблему. На улице обычно дети находят клад, ключи или подсказки, спрятанный в самом неожиданном месте и возвращаются в группу.

Заключительный этап игры - геокэшинг. На заключительном этапе игры открывается клад и подводится итог путешествия, в ходе которого в игровой форме проводится беседа по закреплению правил здорового образа жизни, пользе физкультуры, игра заканчивается веселым танцем, по желанию детей.

Важнейший компонент игры геокэшинг - радость от участия, дух приключения, найденный клад, общение со сверстниками и взрослыми, сказочными персонажами, которые принимают такое же, как и дети, активное участие в игре, удовольствие от совместной деятельности.

Элеонора Рябкова
Проект проблемно-поисковой ситуации в старшей группе по геокешинг-игре «Мы ребята малые - мы кладоискатели»

Проект проблемно-поисковой ситуации в старшей группе по геокешинг-игре

«Мы ребята малые- мы кладоискатели »

Срок реализации : краткосрочный : 1 неделя (октябрь 2016г)

Составила план : Воспитатель

Рябкова Эльмира Владимировна

Пояснительная записка

В старшем дошкольном возрасте повышаются психофизиологические возможности детей, что позволяет увеличивать объем познавательного материала, усложнять требования к качеству и способам его усвоения.

Задача, которую решают игроки в геокешинг – это разыскивание тайников, кладов . Образовательный геокешинг является еще одним педагогическим инструментом в процессе воспитания и развития школьников и дошкольников. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников. Здесь приветствуется фантазия. Геокешеры приветствуют тайники с творческие с загадками, рисунками, фотографиями. Это же касается месторасположения тайников. Они могут быть совсем рядом, а могут потребовать преодоления серьезных препятствий. Для решения поставленных образовательных задач НОД проводится в форме игры. Игра имеет исключительное значение : игра для детей– учеба, игра для детей – труд, игра для детей - серьезная форма воспитания. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности. В НОД обучение строится как увлекательная проблемно -игровая деятельность. Такая деятельность создает положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повышает речевую активность детей и сохраняет интерес на протяжении всей НОД. Использование в НОД проблемно-поисковых ситуаций позволило конкретизировать и расширить представления, определить эффективность их применения и, главное, активизировать интерес ребенка к познанию. В ходе НОД использовались наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. На протяжении всей НОД дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.

Цель и задачи проекта

Цель проекта : Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь. Закреплять знания детей, полученные ранее. Целью игры геокешинг , является пропаганда здорового образа жизни через спортивно-познавательную игру, воспитание полезных привычек по сохранению своего здоровья и мотивация детей к занятиям физической культурой и спортом.

В ходе игры геокэшинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Но что самое главное, воспитанники получают радость от общения со сверстниками и взрослыми.

В ходе геокешинга осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка. Правильно подобранные тематические подвижные игры, логические задания, упражнения, здоровье сберегающие технологии.

Задачи проекта : Лабиринты помогают детям развивать такие качества как целеустремленность, концентрацию внимания, стимулировать развитие мыслительных способностей. Развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута. Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач. Знакомить детей с методом наглядного моделирования (карточки-символы : «один-много» , «разделим слово на части» , «скажи наоборот» ). Продолжать формировать у детей представления о понятиях «звук» , «слог» , «слово» . Закреплять умение подбирать слова с противоположным значением.

Материалы и методы.

В каких бы условиях не проводилась игра, будь то отдельное помещение, здание всего детского сада, уличная веранда или спортивная площадка, основными задачами его будут : Способствовать всестороннему развитию детей; Развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач; Побуждение к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации ; Обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС) : социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития; Создание положительного эмоционального настроя. Выбор сюжета игры- геокешинга может диктоваться календарной или проектной тематикой , а так же решением конкретной педагогической проблемы .

Этапы проекта :

1. Написание сценария, содержащего информацию познавательного характера

2. Подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад , подсказки)

3. Разработка маршрута передвижений

4. Подготовка реквизита для проведения каждого задания

5. Поиск клада

6. Решение заданий

7. Прохождение всех этапов

8. Нахождение клада , сюрпризный момент

9. Фоторепортаж

10. Итоговое мероприятие (чаепитие, дискотека, выполнение заключительного задания)

11. Перспективный план реализации проекта .

Ожидаемые результаты

Во время проведения игры, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий. Заключение и выводы. Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной геокешинг-игре .

Примерный ход проекта

Ребята , я попрошу вас закрыть глаза, (включается слайд со звуками моря, что вы слышите? Да действительно это шумит море, а это что за корабль появился на горизонте?

Пираты плавают на своём корабле по волнам Тихого океана (замечают бутылку с картой) . Как вы думаете, что в бутылке? Дети отвечают. Да, это может быть пиратская карта сокровищ. Если мы правильно ответим на хитрые пиратские вопросы, то сможем открыть бутылку и достать карт.

Художественное слово.

Где-то на острове диком

Дикий какой-то пират

В кустиках земляники

Спрятал свой сказочный клад .

В старой коробке-жестянке

Редких сокровищ полно :

Пёрышко птицы-зарянки,

Фишечка от домино,

Стёклышко, фантик, верёвка,

Камушки, гвоздь, поплавок,

Всё это спрятано ловко.

Заперто всё на замок.

Где-то на острове диком,

Слева, за домом, где сад

В кустиках земляники

Ищет жестянку пират.

1. Задание. «Пройди лабиринт» (картинки с лабиринтами – нужно найти правильный ответ) .

2. Задание. Назовите времена года?

3. Задание. Как называется первый зимний месяц?

Физминутка

«Шторм» – почувствуй себя на корабле! (лечь в трубу и кататься по полу от стены до стены)

«Полундра!» - предупреди о ненастье всех пиратов (поднимись по шведской стенке и позвони в колокол)

Вот и наша бутылка открылась. Достаем из бутылки карту. Давайте рассмотрим карту, я думаю, что можно воспользоваться лупой (рассматривают, высказывают предположения, определяют, что начать поиски надо с красной отметки).Теперь раскрасим карту и проложим путь.

Ребята , а куда пропала наша карта? Ее нигде нет. На ее месте лежит конверт с письмом. Давайте откроем и почитаем. Письмо : Если хотите чтобы я вернул вам карту, выполните мои задания. Подпись : ПИРАТ

Художественное слово.

Мы бедные, мы бедные,

Мы бедные пираты

Нас очень,очень,

Очень даже жаль

Мы грабим и корветы и фрегаты

А почему? А потому

Что не привили нам мораль.

Пиратам не нужны науки

И это ясно почему :

У нас и ноги есть, и руки

А голова нам ни к чему.

1. Задание. Загадки

1. Здесь – куда не кинешь взор-

Водный голубой простор.

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной.

А порой то тишь, то гладь.

Все смогли его узнать? (Море)

2. В океане ходим мы,

Словно синие холмы.

Океан – наш дом родной,

В нем немало миль.

Утихаем в штиль. (Волны)

3. Плаваю на корабле,

Иногда лежу на дне,

На цепи корабль держу,

Судно в море сторожу,

Чтобы ветер не угнал,

На волнах лишь покачал. (Якорь)

4. Вместе мы отыщем клад ,

Тот, что закопал…. (Пират)

2. Задание. Игра «Наоборот»

Скажу я слово "высоко",

А ты ответишь - "низко"

Скажу я слово "далеко",

А ты ответишь - "близко".

Скажу я слово – «потолок» ,

А ты ответишь – «пол»

Скажу я слово – «потерял» ,

А ты скажешь – «нашёл» .

Скажу тебе я слово "сытый",

Ответишь ты - "голодный".

Скажу "горячий" я тебе,

Ответишь ты - "холодный".

Скажу тебе я слово "грязный",

Ты мне ответишь - "чистый".

Скажу я "медленный" тебе,

Ты мне ответишь - "быстрый".

Скажу тебе я слово "трус",

Ответишь ты - "храбрец".

Теперь "начало" я скажу,

Ты отвечай - "конец".

3. Эстафета

Эстафета - добежать до контрольного пункта и вернуться.

Эстафета с мячом в парах – зажать мяч между головами и добежать до контрольной точки, вернуться с мячом, зажатым между головами.

Эстафета с обручем – перепрыгивая через обруч, добраться до контрольного пункта, вернуться бегом, с обручем в руках.

Смотрите, карта под дверью лежит. Пират вернул ее нам. Но она вся порвана. Нужно срочно ее собрать и склеить. Ребята мы справились .

4. Задание. Игра «Найди Акулу»

(Нужно найти всех акулят, на одном из них кусок карты)

Художественное слово :

Вот диван стоит зеленый –

Это наш корабль «Соленый» .

Будет ветер в парус дуть,

Отправляемся мы в путь.

Шлюпкой будет это кресло.

И совсем у нас не тесно,

Рядом заяц и медведь

Сели на море смотреть.

Мы пиратов не боимся,

С ними смело мы сразимся,

И на остров поплывем,

Клад пиратский там найдем.

1. Задание. Попробуйте на ощупь определить , что я спрятал в мешке? Дети по очереди достают фигуры из набора «Блоки Дьенеша, рассказывая о признаках – большой треугольник, красного цвета, маленький круг синего цвета….Давайте поиграем с ними, а игра называется «Положи на место» . На земле выкладываются три обруча разного цвета и ставится разнос с блоками, детям даётся задание

В красный обруч положите большие синие фигуры

В синий обруч положите все круглые фигуры.

В жёлтый обруч положите маленькие треугольники.

Между красным и синим положите маленькие прямоугольники.

Между жёлтым и синим обручем положите жёлтые большие квадраты.

2. Задание. «Назови»

Назовите любимый напиток пиратов (Ром)

Как называется повар на корабле? (Кок)

Какие моря носят цветные названия? (Белое, черное, красное)

Как называется руль корабля? (Штурвал)

Какие должности моряков вы знаете? (Капитан, боцман, матрос)

Как называется ураган в море? (Шторм)

Физминутка

Море-суша

Для игры понадобится обруч (по одному на ребенка) . Обруч кладут на землю . Договариваются, что внутри обруча водная стихия-море, река, океан и. т. п. Снаружи обруча суша (берег, луг, пляж и. т. п.)

По команде «Море» - дети должны запрыгнуть в обруч. По команде - «Суша!» - дети должны находится вне обруча.

Ребята мы и с этими заданиями справились. Нам осталось совсем немного.

Ребята вчера мы остановились на нашей площадке. Сегодня мы продолжим путь по карте. Одеваемся и идем на нашу площадку. Карту не забудьте.

Дети на улице смотрят в подзорную трубу.

Видим остров впереди, нужно нам к нему пройти. Вы готовы к испытаньям? Дети подходят к песочному островку, рядом с которым лежит крокодил.

Ребята , посмотрите, и снова пират оставил знак. Что нарисовано на этой карточке? Кажется, я догадалась, мы сейчас поиграем в игру.

Художественное слово.

Дождусь золотого улова!

Найду бриллиантовый клад !

«Разбойник» - противное слово!

Мне нравится слово «пират» !

Красуются череп и кости

На флаге пиратском у нас.

При виде добычи от злости

Сверкает единственный глаз.

1. Задание. Игра «Один-много» .

Каждый по очереди достает из песка игрушку и называет : одна рыба – много рыб.

Музминутка

Самое время отдохнуть и немного потанцевать (танец «Морячка» ).

Следующую инструкцию мы найдём, если вы сможете отыскать столько отличий между этими картинками, сколько ракушек в этой шкатулке.

2. Задание. Игра : «Найди отличия» .

Мне кажется наши поиски подходят к концу, посмотрите на карту, нам осталось одно направление.

Ребята , а вы не забыли, о том, что нужно найти клад ? Заглянем в карту. Куда теперь мы держим путь? Но, не всё так просто, хитрый пират, не указал на карте под каким деревом нужно копать клад . А чтобы найти то самое дерево, нужно придумать слово, которое будет начинаться со звука А.

Дети придумывают слова, и находят дерево с подсказкой. Ребята давайте нашу большую лопату и начнем копать.

Художественное слово.

Нет людей, наверно, в мире,

Не искавших в детстве клад .

Я же – клад нашёл в квартире ,

В нём - конфеты, шоколад.

Что не съем, сложу на место

В шифоньер я, под бельё.

Да признаюсь маме честно

Про открытие своё.

Ура, Мы наконец-то нашли клад ! Но, медлить нельзя, нужно поскорее покинуть это место, так как сюда в любую минуту может вернуться пират. Мы возвращаемся в группу и открываем сундук с сокровищами.

Посмотрите, да там скелет охраняет сокровища! Ребята , кто не боится скелета и поможет нам его достать? А у скелета какое-то письмо. Письмо : Ребята раз вы читаете это послание, значит, вы нашли клад . Поздравляю вас, вы это заслужили. Но есть последнее задание. Нужно вырастить волшебный кристалл и съесть мармеладки-черепа. Если все сделаете правильно, то исполнятся ваши заветные желания! Удачи! ПИРАТ.

Мыльная дискотека

(дети танцуют, а воспитатели дуют мыльные пузыри)

Чаепитие

Подведение итогов. Понравилась ли Вам игр «геокешинг » ?

Какое удивительное приключение нам приготовил пират. Скажите, а какие качества вы проявили во время поиска клада ? (внимательность, находчивость, смекалку, дружбу, взаимовыручку) . на карте отмечаю самые трудные и самые интересные задания.

Важнейший компонент игры геокешинг - радость от участия, дух приключения, найденный клад , общение со сверстниками и взрослыми, сказочными персонажами, которые принимают такое же как и дети активное участие в игре, удовольствие от совместной деятельности.

Геокешинг - это всегда положительные эмоции, радостное общение, весёлые соревнования, искренний радушный смех, удивление и восторг, а положительные эмоции, творчество - важнейшие факторы оздоровления.

Вопросы эффективного использования образовательного геокешинга как педагогического средства развития любознательности, самостоятельности дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере. Благодаря «информационно-рецептурному» обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. И это не удивительно, ведь такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании» (В. Т. Кудрявцев). Итогом становится потеря любознательности, снижение познавательной активности, способности самостоятельно мыслить, опираясь, непосредственно, на свой опыт, решать разнообразные задачи. Все это в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребенка, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

В России геокешинг появился в 2002 году. Первые энтузиасты заложили «тайник» в Московской области и уже через год игра разрослась дл 100 «тайников». Главная особенность российского геокешинга- это то, что «тайники» создаются в местах, обладающих природным, историческим, культурными или географическим интересом.По нашему мнению геокешинг- это эффективный способ узнать много интересного, познавательного о родном крае, уметь действовать в различных жизненных ситуациях. «Образовательный геокэшинг» - педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Суть технологии - организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Если несколько упростить и облегчить задания, то в геокешинг можно играть и в детском саду. Данную технологию можно использовать не только на прогулке, но и в любых режимных моментах. Дети с удовольствием уже в младшем возрасте справляются с задачей по поиску «клада». В зимнее время это особенно увлекательно. Прячем коробочку с конфеткой или игрушкой, а малыш при помощи наводящих слов отыскивает ее. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи. Хорошо помогают игры с водой и песком. Они становятся подготовительным этапом по поиску клада. При наведении порядка в группе создаем проблемную ситуацию, например «Потерялась кукла Маша», организуя её поиск, малыш понимает, что во всем необходим порядок и бережное отношение ко всему. И про утреннюю гимнастику мы не забудем. Превращения в маленьких зверушек, или ветерок, или насекомое помогает ребенку почувствовать мир природы, побыть его частичкой для того, чтобы став постарше, ребенок смог сохранить в себе и ощутить причастность к миру природы. Вместе со взрослым дети любуются природой, наблюдают за изменениями в разное время года, принимают участие в помощи птицам (кормушки и скворечники). Ребенок прислушивается к звукам природы, всматривается в ее образы. А окружающий мир открывает свои кладовые и помогает малышу развить любознательность, наблюдательность и творчество. наши экскурсии по микрорайону помогли увидеть, как он меняется и растет. Делали совместные зарисовки, фотографировали, а затем оформляли выставки на разные темы: «Сколько этажей в новом доме?», «Зачем нужны дома?», «Почему подъемный кран не ложиться спать?»

Игра в прятки помогла детям лучше ориентироваться в пространстве. По описанию окружающей обстановки предлагала детям найти спрятанную игрушку, преодолев на пути различные препятствия: перепрыгнуть через ручеек, присесть три раза, построить мостик через широкую речку, сосчитать березки, выбрать правильную тропинку. Здесь мы комплексно подходим к развитию детей: и психические процессы, и двигательная активность, и математические представления, и познание окружающего мира, и конструирование, и формирование сотрудничества и взаимопонимания при выполнении общего дела.

Играя, ребенок ощущает себя в естественных и привычных условиях, незаметно для себя изучает окружающий мир. Воспитателю необходимо лишь творчески подойти к образовательной деятельности, которая с помощью элементов «образовательного геокэшинга» дает положительные результаты.

Дата: 2016.01.27 | Категории: Конкурс "Воспитатель года - 2016" | Метки:

которым ты был когда-то,

и который ещё существует где-то

внутри тебя. Ему дано постижение

этих волшебных мгновений.

Да, мы можем унять его плач,

Эрик Берн

Перед государством, школой, дошкольными учреждениями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: чтобы ребёнок вырос не только здоровым и крепким, но и – обязательно!- любознательным, самостоятельным, способным на решение задач в любой жизненной ситуации.

Научный поиск эффективных средств развития личностных качеств дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию любознательности, самостоятельности дошкольников, на наш взгляд, является образовательный «геокэшинг». «Геокэшинг» — это туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, суть которой заключается в поиске тайников и кладов. На основе этой игры существует образовательный «геокэшинг» — новое направление педагогики, которое можно использовать и в работе с дошкольниками. Уже в младшем возрасте малыш вполне может справиться с задачей по поиску «клада».

Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира.

На наш взгляд, проблема развития таких личностных качеств дошкольников как самостоятельность, любознательность – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. При этом нами выявлено противоречие между насущной необходимостью развития личностных качеств (любознательности, самостоятельности) дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в дошкольном учреждении.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему : поиск наиболее эффективного средства развития самостоятельности, любознательности у детей дошкольного возраста.

Недостаточная разработка проблемы развития любознательности, самостоятельности дошкольников в решении интеллектуальных задач, и ее, несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования, послужили основанием для выбора моей темы работы: «Развитие любознательности, самостоятельности в решении интеллектуальных задач средствами образовательного геокешинга».

Объект исследования : процесс развития любознательности, самостоятельности у дошкольников.
Предмет исследования : приемы и способы организации образовательного геокешинга.

Цель исследования: обеспечить положительную динамику любознательности, активности, самостоятельности в решении интеллектуальных задач, адекватных возрасту с помощью «образовательного геокэшинга».

Рабочая гипотеза: целенаправленное использование приемов образовательного геокешинга будет способствовать развитию любознательности, активности, самостоятельности дошкольников.

Достижению цели и подтверждению гипотезы служит решение задач:

  • формирование интереса к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия; понимание взаимосвязей в природе и места человека в ней;
  • привитие желания сохранять свое здоровье, используя природные кладовые;
  • создание условий для реализации всех видов игры;
  • формирование внимательного отношения и поддержки детского сообщества;
  • формирование основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе);
  • развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
  • развитие ориентировки во времени и пространстве.

Методы исследования : анализ литературы по проблеме, индивидуальные и групповые беседы, сравнение, обобщение, мониторинг результатов, статистический анализ полученных данных и др.

Методологическая база исследования:

  • фундаментальные труды, отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития любознательности, самостоятельности ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Я.А. Каменский, С.Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, В.А. Крутецкий, В.С. Юркевич, Д.Е.Берлайн, Г.И.Щукина, Н.И.Рейнвальд, А.И.Крупнов и др.

Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности дошкольника, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности дошкольника (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун)

Степень новизны исследования характеризуется тем, что в процессе реализации технологии «образовательного геокешинга» была исследована и установлена тесная связь между детской поисковой деятельностью и повышением уровня детской любознательности, самостоятельности, Определена роль родителей по проблеме.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса мероприятий с использование технологии «образовательного геокешинга».

Для реализации поставленных задач, нами были выделены этапы:

  1. Обогащение предметно-развивающей среды.
  2. Обеспечение безопасности в процессе поисковой деятельности.
  3. Организация совместной и самостоятельной деятельности воспитателя и детей, а также ребенка со сверстниками.
  4. Взаимодействие с родителями.

Глава 1. Развитие любознательности, самостоятельности дошкольника — одна из важных задач в работе с детьми дошкольного возраста.

  • Содержание понятий «любознательность, самостоятельность» в работах исследователей

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Проблема любознательности разрабатывается в отечественной психологии достаточно давно, хотя она далека еще от своего окончательного решения. Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли С.Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, В.А. Крутецкий, В.С. Юркевич, Д.Е.Берлайн, Г.И.Щукина, Н.И. Рейнвальд, А.И.Крупнов и др.

Морозова Г.Н. считает, что любознательность близка к интересу, но она «диффузна, не сосредоточена на определенном предмете или деятельности».

Щукина Г.И. рассматривает любознательность как ступень развития интереса, отражающую состояние избирательного отношения ребенка к предмету познания и степень влияния его на личность.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации образовательного процесса. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.
Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В.Д., Осницкого А.К., Теплюк С., Марковой Т.А., К.П. Кузовковой, СЛ. Рубинштейна, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, Т. Гуськовой, И.С. Кона, А. А. Люблинской, Е. О. Смирновой.
По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий. Этот показатель нельзя подменить контролем взрослого. Контроль неизменно предусматривает послушание, а крепкий союз этих двух понятий может развить безволие, безответственность, леность, инфантилизм. Самостоятельность – это налог к внутренней свободе, к свободе выбора действий, поступков, суждений, в ней истоки ответственности, уверенности в своих собственных силах, истоки творчества, чувства собственного достоинства.
А.А. Люблинская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек.
М. Монтессори рассматривала самостоятельность и независимость как биологическое качество человека. Природа дала людям возможность развивать их для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, научения переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты…) – это шаг ребенка к независимости от взрослых.
По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. Каждому ребенку важна оценка его действий значимым взрослым – мамой или папой. Им важно радовать родителей своими новыми успехами и достижениями.

  • «Образовательный геокешинг» в ДОУ.

Вопросы эффективного использования технологии «образовательного геокешинга» как педагогического средства развития любознательности, самостоятельности дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере. Благодаря «информационно-рецептурному» обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. И это не удивительно, ведь такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании» (В. Т. Кудрявцев). Итогом становится потеря любознательности, снижение познавательной активности, способности самостоятельно мыслить, опираясь, непосредственно, на свой опыт, решать разнообразные задачи. Все это в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребенка, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

В России геокешинг появился в 2002 году. Первые энтузиасты заложили «тайник» в Московской области и уже через год игра разрослась дл 100 «тайников». Главная особенность российского геокешинга- это то, что «тайники» создаются в местах, обладающих природным, историческим, культурными или географическим интересом. По нашему мнению геокешинг- это эффективный способ узнать много интересного, познавательного о родном крае, уметь действовать в различных жизненных ситуациях. «Образовательный геокэшинг» — педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Суть технологии – организация игровой деятельности детей, при наполнении её познавательным, развивающим материалом. Если несколько упростить и облегчить задания, то в геокешинг можно играть и в детском саду. Данную технологию можно использовать не только на прогулке, но и в любых режимных моментах. Дети с удовольствием уже в младшем возрасте справляются с задачей по поиску «клада». В зимнее время это особенно увлекательно. Прячем коробочку с конфеткой или игрушкой, а малыш при помощи наводящих слов отыскивает ее. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи. Хорошо помогают игры с водой и песком. Они становятся подготовительным этапом по поиску клада. При наведении порядка в группе создаем проблемную ситуацию, например «Потерялась кукла Маша», организуя её поиск, малыш понимает, что во всем необходим порядок и бережное отношение ко всему. И про утреннюю гимнастику мы не забудем. Превращения в маленьких зверушек, или ветерок, или насекомое помогает ребенку почувствовать мир природы, побыть его частичкой для того, чтобы став постарше, ребенок смог сохранить в себе и ощутить причастность к миру природы. Вместе со взрослым дети любуются природой, наблюдают за изменениями в разное время года, принимают участие в помощи птицам (кормушки и скворечники). Ребенок прислушивается к звукам природы, всматривается в ее образы. А окружающий мир открывает свои кладовые и помогает малышу развить любознательность, наблюдательность и творчество. Организованные экскурсии по микрорайону помогли нам увидеть, как он меняется и растет. Вместе с детьми делали совместные зарисовки, фотографировали, а затем оформляли выставки на разные темы: «Сколько этажей в новом доме?», «Зачем нужны дома?», «Почему подъемный кран не ложиться спать?»

Игра в прятки помогла детям лучше ориентироваться в пространстве. По описанию окружающей обстановки предлагала детям найти спрятанную игрушку, преодолев на пути различные препятствия: перепрыгнуть через ручеек, присесть три раза, построить мостик через широкую речку, сосчитать березки, выбрать правильную тропинку. Здесь мы комплексно подходим к развитию детей: и психические процессы, и двигательная активность, и математические представления, и познание окружающего мира, и конструирование, и формирование сотрудничества и взаимопонимания при выполнении общего дела.

Играя, ребенок ощущает себя в естественных и привычных условиях, незаметно для себя изучает окружающий мир. Воспитателю необходимо лишь творчески подойти к образовательной деятельности, которая с помощью элементов технологии «образовательного геокэшинга» дает положительные результаты.

Глава 2. Практический аспект.

2.1.Реализация технологии «образовательного геокешинга».

На первом этапе своей работы, изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме развития любознательности, самостоятельности при решении интеллектуальных задач, мы поняли, что в группе необходима «плотная» развивающая среда , которая выполняет обучающую функцию, развивает личностные качества ребенка.

Крайне важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Практика подсказывает: полностью заменить предметную среду в группе сложно. Но все-таки, при любых обстоятельствах, предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию любознательности, самостоятельности, активности детей. Все центры в групповом помещении направлены на развитие детской любознательность. Уголок экспериментирования часто обновляется.

Для реализации задачи по практическому внедрению геокешинга в образовательный процесс в нашей группе, я предприняла следующее: заинтересовала детей игрой «Геокэшинг» через игры: «Почтальон Печкин», «Найди друга», «Поиски клада» и другие.

На первом этапе это была простая игра в записочки, из нашего детства. Например, в группу почтальон Печкин приносит письмо – рисунок: «Котенок запутался в проволоке», в котором указано место происшествия. По описанию и сравнению местности дети выполняют задания (пройти мимо ручья, вниз с горки, обойти высокое дерево, сосчитать елочки) и отыскивают котенка. Устанавливаем связь между котенком и проволокой: «Почему много мусора во дворах?», «Почему чисто на территории детского сада?» И дети с уважением начинают относиться к труду дворника. «А кто может убрать мусор в микрорайоне?». Опросили прохожих и взрослых детского сада и выяснили, что если люди сами не будут мусорить, то будет чисто. Дети задумались и над тем, от кого зависит порядок и чистота в группе, как они могут помочь в этом. Так, от простого к сложному, дети закрепляют основы математики, знакомятся с природой, учатся ориентироваться в пространстве, общаться друг с другом и окружающими людьми, устанавливать причинно – следственные связи.

Наиболее эффективные формы и методы, используемые при реализации технологии «образовательного геокешинга»:

  • познавательные беседы; например «Как правильно вести себя на природе», «Какой бывает осень?», «Что нам осень принесла?» и др.
  • экскурсии к дороге, на стройку, в лес, в ландшафтный парк, на стадион и т.д.
  • минутки доброты; например «Как поднять настроение другу?», «Что такое любовь?», «Ребята, давайте жить дружно», «Волшебное слово» и др.
  • минутки размышлений «Почему подъемный кран не ложиться спать?», «Где живет светофор?», «Как помочь цветам не засохнуть на клумбе?», «Где живут синички?», «Почему одуванчик сменил платьице?»
  • акции; например: «Птичий домик», «Хлебные крошки», «Покормите птиц зимой», «Неделя добра» и др.
  • трудовой десант; «Борьба с королем Мусора», «В гостях у феи Чистоты».
  • экологический патруль «Юные защитники природы».
  • клуб исследователей природы «Юный эколог»
  • лаборатория юного эколога «Любознайка»
  • составление карт; схем.
  • коллекционирование; например «Гербарий осенних листьев», «Коллекция фантиков», «Коробка замечательных вещей», «Коллекция Вороненка» и другие.
  • выставки и экспозиции; например «Такие разные дома», «Дед Мазай и зайцы», «Лес, точно терем расписной», «Елочка – зеленая иголочка».
  • игры-путешествия, например «В гости к ветерку», «Берлога для медведя», «Путешествие со Светофориком», «Наш микрорайон», «О чем нам расскажет подъемный кран?»
  • экологические сказки, например, «Как пчелки спасали лето», «Лесная сказка».

Традиционными стали итоговые мероприятия, проводимые после реализации того или иного проекта. Например:

  • фотовыставки «Как растет наш микрорайон», «До свидания, лето»,
  • фоторепортажи «Изучаем муравьиную семью», «Жизнь замечательных детей», «Мы в лесок ходили», «Юные олимпийцы».
  • развлечения и досуги «День Земли», «Спас про запас», «Праздник цветов», «Осенний праздник», «В гостях у Лесовичка».
  • выставки творческих работ «Мой город», «Зайчишки-плутишки», «Осенний вернисаж», «До свидания, лето»
  • выпуск альбомов, книжек – малышек и т.д.

Таким образом, в процессе активного внедрения технологии « образовательного геокешинга» ребенок дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Работа с родителями – необходимый этап в исследовательской деятельности.

Наш опыт показал, что «образовательный геокешинг» вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями строим на основе сотрудничества. Используем различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические.

С этой целью проводим родительские собрания, на которых родители узнают о формах реализации технологии «образовательного геокешига», его возможностях и влиянии на развитие ребенка.

Также для родителей проводим консультации по организации геокешинга, выпускаем памятки по данному вопросу. Пользуются большой популярностью «домашние задания» для родителей и детей в форме игры «Совершите экскурсию к задуманному объекту», где родителям совместно с детьми предлагаются записки-ориентиры, которые в итоге приводят к задуманному объекту.

2.2. Выявление эффективности

Практика показывает, что толчком к началу «кладоискания» может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задает вопросов, тем лучше. Эти вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться. Поэтому технология « образовательный геокешинг» заняла свое место в системе работы в детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Вместе с ребятами обсуждаем результат, который получился в реальной жизни, и не нужно пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаем, что идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации.

Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.

Эффективность проделанной работы по заявленной теме отслеживаем с помощью мониторинга сформированности интегративных качеств «Любознательный, активный» (программа «Мозаика» Гребенкиной Н.В.), где видна положительная динамика уровня развития данных качеств личности. Используемые мною методы и приемы в развитии любознательности, самостоятельности привели к следующим результатам.

Сентябрь 2013г. (26 детей).

интегративные качества Сформи в стадии формирования не сформировано
1 Любознательный, активный 4 12 10
2 2 13 11
3 Эмоционально отзывчивый 0 26 0
4 0 15 11
5 1 2 23

Результаты сформированности у детей интегративных качеств.

Май 2014г. (26 детей).

интегративные качества Сформи в стадии формирования не сформировано
1 Любознательный, активный 16 10 0
2 Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками 16 8 2
3 Эмоционально отзывчивый 20 6 0
4 Способный управлять своим поведением и планировать свои действия 11 12 3
5 Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту 16 8 2

Май 2015г. (31 ребенка)

интегративные качества Сформи в стадии формирования не сформировано
1 Любознательный, активный 21 10 0
2 Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками 23 10 0
3 Эмоционально отзывчивый 24 6 1
4 Способный управлять своим поведением и планировать свои действия 15 15 1
5 Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту 18 11 2

Анализ результатов свидетельствует о возросшем числе детей с высоким уровнем любознательности, самостоятельности и уменьшении количества детей с низким уровнем, что является результатом проделанной работы. Появилась возможность убедиться в том, что технология «образовательный геокешинг» является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Заключение

Изучение литературных источников, опыта образовательных учреждений по данной проблеме, выявило, что при активной деятельности ребенка в процессе познания задействованы все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

При этом важно, что данная деятельность не задаётся заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что использование образовательного геокешинга в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Результаты проведенной работы свидетельствуют, что использование технологии «образовательного геокешинга» оказало влияние на:

  1. Повышение уровня развития любознательности, самостоятельности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  2. Повышение уровня развития познавательных процессов;
  3. Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  4. Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
  5. Знания детей о живой и неживой природе;
  6. Повышение компетентности родителей в организации работы по использованию технологии «образовательного геокешинга».

Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира.

Дальнейшая деятельность по данной проблеме видится в обобщении и систематизации приобретенного опыта и составлении авторской программы по использованию «образовательного геокешинга».

Литература

  1. Всё обо всём: Популярная энциклопедия для детей. – М.: Компания «Ключ – С», 1995.
  2. Журнал «Обруч» №2-2011, №6-2012
  3. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Минск: «Асар», 1996.
  4. Смирнова В. В. «Тропинка в природу» — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001.
  5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.