1. Математическое развитие как значимый компонент формирования «картины мира» ребенка.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребенка. Одна из важных задач воспитателей и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Особую остроту этой проблемы подчеркивал Л.С. Выготский, характеризуя возникающий в дошкольном возрасте тип обучения как промежуточный между спонтанным, свойственным ребенку раннего возраста, и реактивным, присущим школьному возрасту. Ребенок в дошкольном возрасте уже может обучаться по программе, задаваемой взрослым, однако лишь в силу того, как программа взрослых становится его собственной программой, сливается с естественным ходом развития ребенка. Этот тип обучения Л.С.Выготский называл спонтанно-реактивным.
И если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Характер этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществимо в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет более значимой.
По словам Л.С. Выготского, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжений всей активности его собственной мысли. При этом математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, в его ориентации на воспитание и развитие детской личности. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Знания необходимы ребенку не ради знания, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Крутецкий В.А. выделил девять компонентов математических
1. Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания абстрагированного, от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;
2. Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне разном;
3. Способность к последовательному, правильно расчлененному логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательстве, обосновании, выводах;
4. Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить развернутыми структурами, мыслить свернутыми структурами;
5. Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
6. Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой. Свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
7. Математическая память - память на обобщенные формализованные структуры, логические схемы;
8. Способность к пространственным представлениям.

2. Использование игр с элементами ТРИЗ в развитии элементарных математических представлений. Работая с играми с элементами ТРИЗ, я заметила, что они позволяют в большей степени решить задачи обучения математической деятельности: вначале мотивационно–целевых, затем операционных и, наконец, задач контроля. Использование адаптированных методов ТРИЗ-РТВ дает несомненные преимущества в выполнении этих задач.
Происходит: 1.Активизация познавательной деятельности детей,
2. Создание мотивационных установок на проявление творчества,
3. Повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами,
4. Гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности. ТРИЗ для дошкольников -это система коллективных игр, призванная не изменять основную программу. А максимально увеличить ее эффективность. Занимаясь с дошкольниками играми с элементами ТРИЗ я разработала систему работы по развитию математических способностей с использованием дидактических игр.

В этой работе я прошла следующие этапы: 1. Научить ребенка находить сходства и различия в цифрах, геометрических фигурах для закрепления навыков счета(игры «Теремок», «Держи вора», «Мои друзья» «Да- нет»)
2.научить ребенка находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях- для осмысления значимости математики в жизни людей: игры «хорошо-плохо», «давай поменяемся».
3. Научить детей составлять задачи: «морфологический ящик»
4. Знакомить с мерами объема при помощи метода маленьких человечков (ММЧ). В итоге, в процессе игр дети эффективно овладевали навыками счета. Способностью сопоставлять, сравнивать цифры, соотносить количество предметов и цифру, находить нестандартные решения в развивающих играх.


Методика ТРИЗ Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.


Десять страниц понятной математики лучше ста страниц, заученных на память, но не понятных. В.А.Сухомлинский ТРИЗ! управляемый процесс создания нового / точный расчет! логика / интуиция Рабочим механизм / алгоритм решения изобретательских задач / четкие логические этапы / корректируется первоначальная формулировка задачи / строится модель / определяются имеющиеся ресурсы / выявляются и анализируются противоречия


Цели ТРИЗ / развить фантазию детей / учить их мыслить системно / воспитывать у детей качества творческой личности / способной понимать единство и противоречие окружающего мира / решать свои маленькие проблемы - изобретательскую смекалку - творческое воображение - диалектическое мышление / значительные изменения проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Дошкольное детство –особый возраст


Алгоритм решения изобретательских задач На первом этапе Педагог не должен -давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, при вопросе ребенком давать тут же готовый ответ; должен -учить находить истину, пригласить к рассуждению. На втором этапе Предложить игры с противоречиями, которые решают с помощью алгоритма. Подготовительный этап Целесообразно использовать упражнения и задачи: На общее развитие; На проверку инерции мышления; На использование приемов фантазирования. Можно начать с игровых упражнений типа "Дорисуй, "Дострой, "Составь картинку из геометрических фигур, "На что это похоже?, "Найди сходства, "Найди различия.


C целью получения необходимых навыков использования приёмов и методов ТРИЗ хорошо использовать «тренажёры ума» Комплекс упражнений "Тренажер ума: Тренажер Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов) Окно, корабль, ручка, пальто, часы; 2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы). 3. Одно из этих слов лишнее. Какое? - Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему? Тренажер 2. (Упражнения с числами) 1. Как получить числа: 0, 2, 5..., пользуясь числами и математическими знаками. 2. Продолжи цифровой ряд 2, 4, 6, Какое число должно находиться вместо вопросительного знака? (Считать по столбикам) ? Игра "Скелет Предлагаются определенные сочетания согласных букв. Например: КНТ или ЗБ. Чтобы найти слово, надо добавить в него гласные. Могут получиться слова: КНТ (канат, кнут, кант) ЗБ (зуб, зоб, изба, зябь) 5. Трудное задание (после прогулки) 1. Сколько ты встретил или видел мужчин, женщин, детей? 2. Какие машины стояли, какие проехали мимо? 3. Гулял ли кто-нибудь с собакой? Опиши ее. 4. Были ли на улице велосипедисты? 5. Были ли люди с детскими колясками? Рассмотри рисунок и составь рассказ. Например: путешественник собирает рюкзак в поход: приготовил топорик, нож, веревку, не может найти второй ботинок, а часы показывают, что через 15 минут ему выходить и т.д. Придумай сказку, используя изображенные предметы (колокол, лестница, корона, корзина с яблоками, кувшин, расческа, роза, змея, топор, сундук).


Занятие Противоречия в размерах 1. Анализ проблемной ситуации 2. Игра «Большие маленькие» 3. Упражнение «Расставь по порядку» 4. Подведение итогов Занятие Противоречия в количестве 1. Анализ проблемной ситуации 2. Игра «Много мало» 3. Противоречия в количестве 4. Подведение итогов Занятие Обобщающее занятие по противоречиям Занятие Обобщающее занятие по подсистемам 1. Обсуждение «Конструкторы» 2. Игра «Кто больше?» 3. Сочинение загадок 4. Подведение итогов Занятие Метод маленьких человечков 1. Обсуждение «Что не делится на части?» 2. Игра «Назови твердое» 3. Инсценирование маленькими человечками 4. Подведение итогов Занятие Твердые и жидкие человечки 1. Решение проблемной ситуации 2. Сравнение, измерение условными мерками твердых и жидких веществ 3. Игра «Замри» 4. Моделирование ситуации 5. Подведение итогов


Примерный перечень игр по технологии ТРИЗ. 1. Игры на определение линии развития объекта «Чем был - чем стал» «Много - мало», «Маленький – большой» 2. Игры на выявление над-системных связей. « Где живет?« « Теремок » 3. Игры на умение выявлять ресурсы объекта « Аукцион» «На что похоже?» «Давай поменяемся» Палочки Кюизенера Блоки Дьенеша Кубики Никитина Игра «Сложи узор» Квадраты Никитина Игра «Сложи квадрат»


Заключение Делая выводы, при сравнении возможностей, способностей и стремлению к познанию групп детей- первая применение методов ТРИЗ с 3-х летнего возраста и вторая группа с 5- ти летнего возраста, разительно отлична. В первом случае: наиболее пластична логика, свободней мышление, шире воображение, речь красочнее и многограннее, с осознанным применением терминологий, наиболее важно стремление к познанию, нет страха перед трудностями. Во втором же случае, часто встретив затруднение отступают или же отстраняются. При организации жизни детей в детском саду, моя позиция актуальна, дающая возможность самостоятельного накопления перцептивного опыта и его математического осмысления. Основная роль с такой позиции заключается в организации ситуаций для познания детьми математических отношений, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах. Необходима психологическая перестройка позиции педагога на личностно- ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения математических знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.

Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Ребенок знакомится с такими понятиями, как форма, размер, площадь, масса, объем, способы измерения величин, установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам.

Одной из наиболее эффективных технологий является проблемно-игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности. Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств: логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия), проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность. Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, классификацией), накопить логико-математический опыт.

В проблемно-игровой технологии логико-математические игры представлены в виде групп: настольно-печатные - «Цвет и форма», «Логический домик» и др.; игры на объемное моделирование - «Кубики для всех», «Геометрический конструктор» и др.; игры на плоскостное моделирование - «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис» и др.; игры из серии «Кубики и цвет» , «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно и др.; игры на составление целого из частей - «Дроби», «Чудо-цветик» и др.; игры-забавы - перевертыши, лабиринты, игры на замену мест («Пятнашки») и др.

Достоинство этой технологии состоит в освоении различных по степени сложности игровых действий, которые включают группировку, раскладывание, соотнесение, счет, измерение. При этом, следуя игре собственного воображения, ребенок трансформирует свой опыт, создает игровые ситуации, вносит новые познавательные задачи. Технология может быть представлена последовательными шагами: от освоения игры в совместной деятельности взрослого с ребенком к участию в играх на уровне самодеятельности, а затем переход к участию в играх на более высоком уровне и, как правило, вновь возникающие игры взрослого с детьми или успешно играющими в них детьми. Эти игры отличаются от тех, которые ребенок осваивал на начальном этапе, измененным сюжетом, преобразованным ходом игры, поэтому они приобретают необходимую для ребенка сложность и эмоциональную насыщенность.

Носовой разработан комплекс игр и упражнений, которые представлены в книге «Логика и математика в детском саду». Она разделила все игры на группы: игры на выявление и абстрагирование свойств предметов; игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения; игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.

Проблемно-игровая технология предполагает использование творческих задач, вопросов и ситуаций. Такие задачи помогают ребенку устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, главное - ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от осознания собственных возможностей. При этом надо помнить, что слишком простая задача ребенку неинтересна. Рекомендуется разделить все задачи на несколько уровней сложности и предлагать их по мере освоения ребенком задач предыдущего уровня. Формирование готовности детей к решению задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с ребенком. Взрослый может навести ребенка на решение задачи с помощью творческих вопросов. Например, нарисуй кошку, не рисуя ее. Вариантом выполнения этого задания является рисование части кошки, по которой можно догадаться о целом объекте (зависимость целого и части). Как нарисовать солнце, если карандаш умеет рисовать только квадраты? Последняя задача может быть решена через осознание структуры геометрических фигур. Можно предложить ребенку решать эту задачу практическим путем, накладывая квадрат на квадрат. На самом высоком уровне дети могут сами составлять творческие задачи и предлагать их сверстникам.

Проблемная ситуация для маленьких детей складывается в форме «потребности в познании». Ребенок сталкивается с ней в условиях занимательных задач, задач-шуток, которые заставляют детей задуматься и установить связи объектов по форме, соотношению частей, расположению их в пространстве, количественному значению и т.д. Чаще всего проблемы транслирует ребенку взрослый, организуя совместную деятельность с ребенком. Они могут выступать в виде проблемных вопросов типа: Как разрезать квадрат на треугольники? Сколько способов деления квадратов на треугольники существует? Какие общие признаки есть у числа четыре и слона?

Проблемные ситуации являются частью технологии ТРИЗ, в основе которой лежит не просто обучение детей математике, сколько открытие способов получения верного результата. Авторы ТРИЗ-технологии предлагают выделять проблемные ситуации из хорошо знакомых ребенку мультфильмов, художественных фильмов, учебного интернета, сказок, рассказов, сюжетных игр. По теории ТРИЗ нужно «обратить вред в пользу».

Для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ-упражнений: «Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков; «Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем; «Поиск противоположных объектов» - назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.

Наряду с упражнениями ТРИЗ-технология предлагает специальные игры типа «Хорошо-плохо», «Что во что входит», «Выбери троих» и др., составленные педагогом на основе известных детям сюжетов. Например, в игре «Хорошо-плохо» в качестве объекта выбирается треугольник. Необходимо назвать все хорошее, что связано в жизни людей с треугольником: похож на крышу дома, устойчивый, похож на косынку; и все плохое: острый, не катается, заваливается. В игре «Выбери троих» предлагается назвать три слова, имеющих отношение к математике и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. Например, «круг», «четыре», «маленький» - в игре можно использовать четыре круга как тарелки для кукол. В игре «Да и нет» педагог загадывает слово, а дети разгадывают, задавая вопросы так, чтобы педагог мог отвечать только «да» или «нет». Например, задумано число из первых пяти цифр (4). Дети задают вопрос: «Это число больше двух?» Воспитатель отвечает да или нет. Диалог продолжается.

Ещё одна технология - эвристическая технология. Суть состоит в погружении ребенка в ситуацию первооткрывателя. Ребенку предлагается открыть неизвестное для него знание. Поэтому целью технологии является оказание помощи ребенку в открытии каналов общения с миром математики и осознание ее особенностей. Математическую информацию ребенок получает через свободное образовательное взаимодействие с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира (число, форма, величина). В результате ребенок самостоятельно, опираясь на внутренние потребности, культурные традиции и рефлексию, сможет овладеть математическими закономерностями, присущими объективной реальности.

Авторы этой эвристической технологии рекомендуют использовать когнитивные и креативные (творческие) методы. К когнитивным методам относят: метод вживания, метод эвристических вопросов, метод ошибок и др. Так, методы вживания - «вчувствование», «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мысленных представлений и познание его изнутри. Например, представь себе, что ты число 5 (треугольник, цилиндр). Какое ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Из чего состоишь? Что тебе нравится делать? Эвристические вопросы - позволяют ребенку получить сведения об изучаемом объекте (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?), которые дают возможность для необычного видения объекта. Метод ошибок - использование ошибок для углубления образовательного процесса. Метод помогает преодолеть негативное отношение педагога к ошибкам детей и боязнь детей совершить ошибку. Например, когда ребенок ошибочно утверждает, что 4 меньше 3, задайте вопрос: может ли быть на самом деле, что 4 меньше 3. Да, может, если речь идет о 4 днях и 3 неделях.

К креативным относятся методы придумывания, гиперболизации, мозгового штурма, метод синектики и др. Метод придумывания заключается в создании неизвестного ранее продукта в результате использования приемов умственного моделирования: замещение одного качества другим, отыскание свойств объекта в другой среде. Например, нарисовать город с жителями сказочными числами. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение изучаемого объекта и его отдельных частей или качеств с целью выявления его сущности. Например, придумайте многоугольник с самым большим количеством углов. Агглютинация - это соединение качеств, частей объектов, несоединимых в реальной жизни. Например, вершина пропасти, пустое множество.

Большой популярностью пользуется метод мозгового штурма. А. Осборн (создатель метода) предложил разделить процесс выдвижения гипотез и их оценку, анализ. Сегодня этот метод рекомендуется использовать и в работе с дошкольниками. Ситуация введения мозгового штурма может возникнуть стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Воспитатель может предложить детям выдвигать любые решения создавшейся проблемы удачные и неудачные. Идеи можно записать. Например, как выручить бусинку из «ледяного плена» (бусинка в кубике льда)? Идеи: прорубить лед! Подержать в руках и кубик льда растает. То есть, педагог принимает любые идеи без эмоциональной и рациональной оценки. Ребенку не говорят, что нет бура, что руки замерзнут и можно простудиться. К этим выводам дети приходят сами на основе анализа, после того, как будут высказаны все идеи. Анализ проводится по следующим вопросам: Что положительного в идее? Что отрицательного? Подумайте, какая идея самая лучшая. В итоге можно проверить идеи. Мозговой штурм можно применять и при подготовке к праздникам, например, создать идеи детей и родителей.

Метод синектики заключается в поиске аналогий. Синектика, в переводе с греческого, означает «объединение разнородных элементов». В работе с детьми предлагают использовать прямую аналогию, то есть один объект сравнивается с другим из другой области. Видом прямой аналогии является функциональная аналогия - найти в окружающем мире объект, который выполняет аналогичные функции, например, солнце и плита для приготовления пищи. При этом важно ответить на вопросы: какие функции выполняют эти объекты, что общего и что отличного в этих функциях? Аналогия по цвету: солнце - одуванчик, лампа, лимон, лиса и т.д. Личная аналогия - умение поставить себя на место другого объекта. Например, какое отношение к себе со стороны других детей вы предпочитаете? Что бы вас беспокоило, если бы вы были дверью, числом пять, треугольником и тд.?

Этапы использования синектики в работе с детьми: формулировка проблемы педагогом; формулировка проблемы детьми; генерация идей на основе вопросов, предложенных педагогом, наводящих на решение проблемы. Рекомендуется использование таких видов аналогии как прямая, личная, символическая. Например, придумать правила сравнения однозначных чисел. Дети: почему 5 больше, чем 3? Воспитатель: Зачем нам известен состав числа из единиц, приемы приложения и наложения, счет парами? Этот вопрос задается для того, чтобы у детей возникли аналогии, что может натолкнуть на мысль о пригодности того или иного правила для сравнения произвольных пар однозначных чисел; личная аналогия может выявить глубину математических знаний; символическая - может навести на мысль об упорядочении натурального ряда чисел.

Наряду с использованием когнитивных и креативных методов рекомендуется предлагать ребенку задания креативного типа. Среди таких заданий придумать обозначение числа, звука, буквы, сформулировать математическую закономерность. Наряду с этими заданиями можно предложить ребенку сочинить сказку, поговорку, рифму, составить кроссворд, задания для других детей. Перевести фрагмент с языка одного предмета на другой, например, нарисовать музыку с помощью геометрических фигур, оживить число, определить цвета дней недели. Изготовить поделку, модель, маску, математическую фигуру, придумать свои игры с числами и фигурами.

Все рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование эффективных средств активизации мыслительной деятельности дошкольника позволяет ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

математический дошкольник обучение игра

Мастер-класс «ТРИЗ- технология, как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП».

1.Введение в проблему.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «ТРИЗ- технология, как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП».

Дошкольное детство - это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в жизни ребенка. В этом возрасте не только интенсивно развиваются все психические процессы, но и происходит закладка общего фундамента способностей.

Интеллектуально- творческого развития детей - это одна из наиболее сложных и актуальных проблем, которой многие известные исследователи уделяли большое внимание:

Я. А. Коменский, Ж. Ж.Пиаже, Л. С. Выготский, Л. А. Венгер.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (модели, схемы, планы и т.д.). Естественно, что и развитие способностей складывается прежде всего в игре.

Что же такое ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)?(Сл.2)

«ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию». «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…»(сл.3) Так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».

(сл.4)Цели ТРИЗ

ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Усвоение программного материала доступнее всего происходит в игре.

Игры по технологии ТРИЗ, используемые в ДОУ, по формированию математических представлений, увлекают ребенка в сказочный мир, развивая мышление и математические способности.

Широко используются следующие игры:

Игры на выявление над - системных связей. (сл.5

«Где живет?» (с 3-х лет).

В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке.

В: Где живет цифра 3?

Д: В днях недели, в месяцах года,

В: Где живет цифра 5?

Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада.

Игры на сравнение систем

Игра Пространственная «да - нет ка»

(с игрушками, геометрическими формами)

Цель: обучение мыслительному действию

1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами. На стол выставляется 5 (10, 20) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать - это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине) .

2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки. Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

Дети: Это справа (слева) от середины?

Затем дети делят лист по горизонтали:

Это слева (справа) от телевизора?

Это в верхней половине? (нижней половине)

В средней группе используется большее количество картинок, игрушек, цифры

«Чем был - чем стал» (с 4-х летнего возраста)

В: Было числом 4, а стало числом 5.

В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?

В: Было число 5, а стало3.

В: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?

«Раньше - позже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

В: Какая часть суток сейчас?

В: А что было раньше?

В: А раньше?

В: А еще раньше? При закреплении понятий "сегодня", "завтра", "вчера"…

В: Какой сегодня день недели?

Д: Вторник.

В: А какой день недели был вчера?

Д: Понедельник.

В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?

При ознакомлении с понятиями много-мало.

В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?

Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.

В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?

Д: Игрушек, овощей, в огороде…

Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

«Волшебный светофор»

Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

В: Цифра 6. Поднимает желтый кружок.

Д: Эта цифра нужна, чтобы решать задачки, что-то сосчитать.

Воспитатель обобщает: Число 6 служит единицей измерения.

Воспитатель поднимает красный кружок.

Д: Число 6 живет в математике среди других чисел. В задачках, в примерах. Воспитатель обобщает: Число 6 действительно живет в современной арифметике.

Воспитатель поднимает зеленый кружок.

Воспитатель просит изобразить каждого ребенка свой пример или если это начало года, то разбирает примеры вместе с детьми: 1+1+1+1+1+1; 2+2+2; 3+3; 5+1; 10-4.

При уточнении понятия относительности размера

В: Это было раньше маленьким, а стало большим.

Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.

В: Это было раньше большим, а стало маленьким.

Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше.

(сл.6,7) Одной из разновидностей математических игр по технологии ТРИЗ являютсяразвивающие игры с блоками Дьенеша , палочками Кюизенера , счетными палочками, кубиками и квадратами Никитина , различными головоломками.

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

(сл.9) Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. В современной

педагогике известны такие игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская

игра», «Сердечко» или «Листик». Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата.

(сл.10) Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в

результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм») на несколько частей. Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Если силуэт, составленный играющим, интересен, нов, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированности у ребенка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.

(сл.12)

На столе 2 яблока и 3 груши. Сколько на столе овощей?

На платье у девочки 2 яблока и 2 вишни. 1 яблоко и 1 вишню съели. Сколько осталось?

На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3)

На одной ноге гусь весит 5 кг. Сколько будет весить гусь на двух ногах?

(сл.13)

Еще можно предложить детям нарисовать предмет, подрисовав к геометрической фигуре дополнительные детали. «Что бывает круглым, овальным, прямоугольным и т. д.»

Нарисовать из геометрических фигур девочку, зайца, робота и др.

Выложить с готовых геометрических форм - ёлочку, лису и др.

Итог.

Итак, сегодня я познакомила вас только с некоторыми тризовскими методами и приемами. Очень хотелось бы, чтобы вы использовали в своей работе ТРИЗ-технологию, так как с ее помощью можно проводить интеграцию различных образовательных областей. Для этого я приготовила вам набор игр на развитие творческого мышления.

В заключение, я предлагаю вам обыграть сказку:

(сл.14) «Теремок»

Правила игры: Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель) выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?».

(Сл.15) Ход Игры

Где-то в сказочном лесу,

Где нет тропок и дорог,

Где с цветочков пьют росу

И пчела, и мотылёк,

Там, под старою сосной -

Теремочек небольшой…

В нём окошечки резные,

Ставни чудо - расписные!

Комнатками полон дом -

Не живёт никто лишь в нём…

Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе.

В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат.

Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным.

Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе.

В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата).

Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.

Примечание: Игра может усложняться. Можно взять объекты разнообразных форм и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов.

В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове.

Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только фигурам или цифрам. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки - подбирает соответствующие.

Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут- поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.

Спасибо за совместное творчество!

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «ТРИЗ- технология, как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП».»

Мастер-класс

«ТРИЗ- технология, как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП».

МК ДОУ Павловский д/с №10

Воспитатель Русанова О.И.


Что же такое ТРИЗ?

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач.

« ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию».

«Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…»

Так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи.


Генрих Саулович Альтшуллер

15.10.1926 - 24.09.1998

Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним - Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель.

Впервые о его теории заговорили в 1956 году.

ТРИЗ – это инженерная

дисциплина, но используется и в педагогике.


Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.


Игры по технологии ТРИЗ.

1 . Игры на выявление над - системных связей.

«Где живет?» (с 3-х лет).

2 . Игры на сравнение систем

Игра Пространственная «да - нет ка»

3 . Игры на определение линии развития объекта

«Чем был - чем стал» (с 4-х летнего возраста)

«Раньше – позже»

4 . Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

«Волшебный светофор»


Одной из разновидностей математических игр по технологии ТРИЗ являются развивающие игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, счетными палочками, кубиками и квадратами Никитина,

различными головоломками.

Блоки Дьенеша

Палочки Кюизенера



Так, широко известные всем

счетные палочки оказываются не

только счетным материалом. С их помощью можно в доступной

пониманию ребенка форме

познакомить его с началами

геометрии. Используя палочки как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит и преобразует простые и

сложные фигуры по условиям,

воссоздает связи и отношения

между ними.


Игры-головоломки, или геометрические

конструкторы известны с незапамятных

времен. Сущность игры состоит в том, чтобы

воссоздавать на плоскости силуэты предметов

по образцу или замыслу. В современной

педагогике известны такие игры-головоломки:

«Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка

Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская

игра», «Пентамино», «Сердечко» или «Листик».

Все игры объединяет общность цели, способов

действия и результата.


Каждая игра представляет собой комплект

геометрических фигур. Такой комплект получается в

результате деления одной геометрической фигуры

(например, квадрата в игре «Танграм»)

на несколько частей. Из любого

набора можно составить абстрактные

изображения разнообразной

конфигурации, узоры, геометрические

фигуры. Если силуэт, составленный

играющим, интересен, нов, оригинален

по характеру и решению, то это

свидетельствует о сформированности

у ребенка сенсорных процессов,

пространственных представлений,

наглядно-образного и логического

мышления.



На занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений можно использовать задачи - шутки, загадки, которые способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

На столе 2 яблока и 3 груши. Сколько на столе овощей?

На платье у девочки 2 яблока и 2 вишни. 1 яблоко и 1 вишню съели. Сколько осталось?

На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3)

На одной ноге гусь весит 5 кг. Сколько будет весить гусь на двух ногах?


Также можно использовать прием дорисовывания. Дети должны дорисовать элемент фигуры или цифры. Затем можно спросить на что это похоже?

Еще можно предложить детям нарисовать предмет, подрисовав к геометрической фигуре дополнительные детали. «Что бывает круглым, овальным, прямоугольным и т. д.»

Нарисовать из геометрических фигур девочку, зайца, робота и др.


«Теремок»

(На закреплении геометрических фигур).

Правила игры: Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель) выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?».