Работа классного руководителя с семьей учитель МОУ «СШ №53 г.Макеевки» Грозян Ю.С.


« Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега» Лев Кассиль


  • Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
  • Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

  • Т олько вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
  • В.А.Сухомлинский

Правила взаимодействия установления контактов с семьей

  • Первое правило . В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
  • Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
  • Третье правило . Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи
  • Четвертое правило . Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности

Практикум

  • Оцените свою связь с классом
  • Упражнение «Ассоциации»
  • Если ваш класс – это постройка, то она…
  • Если ваш класс – это музыка, то она…
  • Если ваш класс – это цвет, то он…
  • Если ваш класс – это геометрическая фигура, то она…
  • Если ваш класс – это название фильма, то он…
  • Если ваш класс – это песня, то она…
  • Если ваш класс – это настроение, то оно…

  • Инструкция: Нарисуйте на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников в виде правильных и неправильных геометрических фигур.

  • Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. 1. . Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас выше или ниже? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему? 2. На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему? 3. Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? какой? 4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько – фигуры, изображающие родителей; почему?


Сообщение негативной информации о ребенке

  • В разговоре с родителями делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы , это поможет сделать общение более эффективным. Можно использовать такие выражения, как:
  • «давайте подумаем, как можно заинтересовать, переключить в подобной ситуации, помочь отвлечься или помочь сосредоточиться» и т.п. главное предложить родителю, совместно заняться решением проблемы, (– давайте попробуем так поступить или так), т.е. предлагаем родителям сотрудничество, помощь

  • негативную информацию о ребенке передать в позитивном ключе , давая возможность родителю самому понять (озвучить) что происходит… – «Ваня сегодня на занятии по окружающему миру в течение 5 минут очень внимательно слушал…»

Так же для рассказа родителям о поведении ребенка можно использовать «принцип сэндвича» :

  • хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение проходит опять на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорить только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не «навешивает ярлыки». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы, (можно поговорить о сильных сторонах ребенка используя первый прием).

Упражнение «Как бы это сказать»

  • Инструкция: «учитель» сообщает «родителю» о возникшей проблеме с ребенком используя технику «сэндвич». «Родитель» слушает, подавая минимальные вербальные реакции (да, угу, кто?, как это произошло? и т.п. – нерефлексивное слушание).
  • Через 3-5 минут «родитель дает обратную связь «педагогу», информируя его о том, как он себя чувствовал в момент беседы, и что на его взгляд можно было сказать по-другому. Затем участники меняются ролями и желательно парами.

Ситуации:

  • ваш ребенок получил «2»,
  • ребенок опаздывает систематически на уроки,
  • сбегает с уроков.

«Классный» руководитель

К – качество;

Л – личность;

А – активность;

С – сердечность;

С – сотрудничество»;

Н – инновации;

ЫЙ – окончание, которого (в работе) нет!

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы классного руководителя с семьей учащегося

В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:

  1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
  2. Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
  3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
  4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
  5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
  6. Анализ и оценка результатов воспитания или иными словами диагностика развития совместной деятельности семьи и школы.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Формы познавательной деятельности : общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

Формы трудовой деятельности : оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания . Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: “Утро в вашем доме”, “Ребенок пришел из школы”, “Семейный совет” и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

Находит место в работе классного руководителя такая форма как интеллектуальные игры для родителей “Самая эрудированная семья”, “Кулинарные поединки”, “Ах, картошка” и другие. Обязательны совместные мероприятия с родителями по здоровому образу жизни(семинары, акции, викторины и др.) В методике можно выделить так называемые нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьей учащегося. К ним можно отнести следующие формы:

  • Родительские вечера
  • Родительские чтения
  • День открытых дверей
  • Индивидуальные консультации
  • Родительский лекторий
  • Групповые консультации
  • Тематические консультации
  • Ведение тетрадей общения
  • Внеклассные мероприятия с участием родителей
  • Тренинги
  • Родительские собрания с участием детей
  • Тематические мероприятия, проводимые родителями.

Родословная воспитания семейных ценностей :
- привлечение семей к осознанию ценностей семейного воспитания;
- пропаганда лучшего опыта семейного воспитания;
- привлечение учащихся к познанию истории родного края, его героического прошлого, истории своей семьи.


Силина Мария Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Гжатская СОШ

Формы работы классного руководителя с родителями

Казалось бы, о роли семьи в воспитании личности сказано многое. Но, будучи классным руководителем, приходится порой ощущать недостаток знаний педагогики. Современная семья не похожа на семью двадцатилетней давности и, даже, десятилетней давности. Меняется общество и вместе с ней меняется семья.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности .

Форма работы с родителями делится на три группы: индивидуальные, групповые, коллективные.

Индивидуальные:

    посещение на дому;

    приглашение в школу;

    индивидуальные консультации педагога;

    переписка;

Групповые:

    родительский лекторий;

    тематические консультации;

    классные детские мероприятия;

    родительские вечера.

Коллективные:

    классные родительские собрания;

    общешкольные родительские собрания;

    дни открытых дверей;

    концерты;

    выставки учебных работ;

    творческие отчеты.

Индивидуальные формы

    1. Посещение семьи на дому

    Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика или обвинения родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и несправедливое отношение к ребенку, а со стороны ученика – озлобленное конфликтное отношение к учителю и потерю интереса к учению. Родители заранее предупреждаются о приходе.

    2. Приглашение в школу

    Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.

3. Индивидуальные консультации педагога

    Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

    Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).

4. Переписка

    В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.

Групповые формы

    Родительские лектории

Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д. Такая планомерная и целенаправленная работа дает возможность родителям глубже изучить индивидуальные психофизические особенности детей, выявить источники отклонения от норм поведения, более правильно подойти к решению педагогических задач, использовать рекомендованные формы и методы для их решения.

2. Тематические консультации

Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог психолог,представитель правоохранительных органов и т.д.

3. Родительские вечера

Родительский вечер – это праздник общения родителей. Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.

4. Классные детские мероприятия

В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия (дни именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам и т.д.). Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.


Коллективные формы

1. Научно – практическая родительская конференция форма сочетания пропаганды педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания, посвященные отдельным воспитательным проблемам.

2. Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание . Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.

На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива.

Семь правил успешного проведения родительского собрания

    Уважайте!

    Помогайте!

    Объясняйте!

    Доверяйте!

    Учитесь!

6 . Спрашивайте!

7. Благодарите!

3. Родительские дни

День открытых дверей” предлагаю проводить один раз в году. Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских. В заключении участники художественной самодеятельности организовывают для родителей творческий отчет. Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей .

4. Концерты

Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную тематику. Раз в месяц в школе проводятся праздники, концерты общешкольного уровня. Родители привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий. Они помогают педагогам и воспитателям готовить номера художественной самодеятельности. Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.

    Творческие отчеты

Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков художественной самодеятельности. Чаще всего используются не как самостоятельная форма, а включаются в общешкольные праздники, концерты и другие формы воспитательной работы.

    Выставки работ

Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПРИЛАГАЕТСЯ)

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться, работать на благо её и встать на защиту. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации, когда, с одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебно-воспитательного учреждения и есть фундамент нравственных идеалов детей и подростков, гарант их социальной и индивидуальной защищенности. На морально – нравственное формирование личности ребёнка непосредственное влияние оказывает окружающая среда и семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Семья – один из главных аспектов нравственного развития личности.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогам.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.

В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:

  1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
  2. Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
  3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
  4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
  5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
  6. Анализ и оценка результатов воспитания или иными словами диагностика развития совместной деятельности семьи и школы.

Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию. И начинать свою деятельность классному руководителю следует с составления социального паспорта класса и индивидуальной карты работы с семьей , что уже является первичной диагностикой семьи ученика.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

Формы трудовой деятельности : оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания . Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: “Утро в вашем доме”, “Ребенок пришел из школы”, “Семейный совет” и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским коллективом . Вместе они пытаются сформировать советы дел для организации работы с учётом возможностей и интересов родителей. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни.
Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Организация совместных досуговых мероприятий или вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность – это также одна изфункций работы.
Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования “Папа, мама, я - спортивная семья”, “На площадку в выходной мы выходим всей семьей” и праздники “Загляните в мамины глаза”, посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера “Встреча с профессией”, и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формыдосуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки и мероприятия, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи “Мир увлечений нашей семьи”, на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время.

Находит место в работе классного руководителя такая форма как интеллектуальные игры для родителей “Самая эрудированная семья”, “Кулинарные поединки”, “Ах, картошка” и другие.Обязательны совместные мероприятия с родителями по здоровому образу жизни(семинары, акции, викторины и др.) В методике можно выделить так называемые нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьей учащегося. К ним можно отнести следующие формы:

  • Родительские вечера
  • Родительские чтения
  • День открытых дверей
  • Индивидуальные консультации
  • Родительский лекторий
  • Групповые консультации
  • Тематические консультации
  • Ведение тетрадей общения
  • Внеклассные мероприятия с участием родителей
  • Тренинги
  • Родительские собрания с участием детей
  • Тематические мероприятия, проводимые родителями.

Родословная воспитания семейных ценностей:
- привлечение семей к осознанию ценностей семейного воспитания;
- пропаганда лучшего опыта семейного воспитания;
- привлечение учащихся к познанию истории родного края, его героического прошлого, истории своей семьи.

От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми

Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Некоторые педагоги могут возразить, аргументируя это тем, что в школе работают психологи, им и заниматься диагностикой. Однако речь идет не о психологической диагностике в чистом виде; речь идет о психолого-педагогической диагностике. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей и детей, может оказать семье и ребенку неоценимую услугу.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.

Формы же работы классного руководителя с родителями делятся на две большие группы: традиционные, к числу которых относятся родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации классного руководителя, посещения на дому; и нетрадиционные - родительские тренинги, дискуссии, вечера, чтения, круглые столы и др.

Какие же формы работы с родителями может использовать классный руководитель для реализации трёх основных задач?

Формы повышения психолого-педагогических знаний родителей

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся занимает психолого-педагогическое просвещение. Умело организованное, оно способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах.

Одной из главных и наиболее распространённых форм психолого-педагогического просвещения родителей является родительское собрание , тематика которого определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса:

Синдром "понедельника" и как его избежать.

Компьютер в жизни школьника. "За" и "против".

Плохие отметки и их причины.

Дороги, которые мы выбираем и т д.

Родительские собрания могут быть:

Организационными;

Тематическими;

Итоговыми;

Общешкольными (проводятся 2 раза в год; основная цель - знакомство родителей с целями и задачами работы школы, планированием воспитательного процесса, итогами работы за определённый промежуток времени, проблемами и перспективами развития школьного обучения в условиях реформирования школы);

Классными (проводятся 4-5 раз в учебном году).

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным жанром, чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - классные руководители и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

Этапы родительского собрания

1.Организация родительского собрания.

Этот этап начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребёнка, именно поэтому разумна подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребёнку отдельно. При всей трудоёмкости этой процедуры она себя оправдывает, так как широко известно, что дневник не даёт целостной картины развития ученика в учебном процессе.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Конечно же, нужно разослать приглашения. Форма написания приглашения на родительское собрание может быть такова:

1) Родительское собрание: "Мудрые заповеди народной педагогики"

состоится………………………………….

Уважаемые родители!

Приглашаю Вас к доверительному разговору о том, как быть ближе к своим детям.

Классный руководитель___________________________

2) Приглашение

Уважаемые родители!

Приглашаю Вас к диалогу………………числа.

У семьи и школы одни беды и проблемы. Давайте искать совместные пути их решения на родительском собрании.

С уважением классный руководитель_______________.

Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нём родительского собрания.

2.Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества классного руководителя, тем не менее, любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала следует предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид. Очевидно, что родители должны понимать миссию школы как института социализации, где ребёнок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.

Психолого-педагогическое просвещение - одна из важнейших задач классного руководителя. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит из 2 составляющих: отчёта о проведённой работе и информации о предстоящих делах.

Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласна!".

3.Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания проводится на самом собрании: делаются выводы, формулируются необходимые решения, даётся информация о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведённому собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы.

Интересной и продуктивной формой работы с родителями являются родительские университеты . Такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей. Наиболее эффективными являются родительские университеты, проводящиеся в параллели классов. Это даёт возможность пригласить наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.

Конференция - очередная форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции проводятся не более 1 раза в год, так как требует серьёзной и тщательной подготовки. К конференциям готовится вся школа и все классы. Специально готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, экскурсии по школе. Темы конференций должны носить конкретный и практический характер:

Игра в жизни ребёнка;

Права и обязанности ребёнка в семье, школе, социуме;

Книга и её роль в жизни семьи;

Вредные привычки и как с ними бороться и т д.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. А могут быть проведены с инициативы классного руководителя, если он видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребёнком, его ближайшим окружением, педагогами, причём делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по её решению.

Требования к проведению консультации

1. Консультация проводится по запросам родителей, ребёнка и классного руководителя.

2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребёнка, родителей, педагогов.

3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать своё мнение и своё отношение к проблеме.

4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на всё то хорошее и положительное, что есть в ребёнке и только потом говорить о проблемах.

7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днём.

8. Консультация специалистов, педагогов, классного руководителя должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме.

9. Консультация должна быть перспективной, способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.

10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги.

Тренинги - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить своё отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении школьного психолога, который даёт возможность родителям на время ощутить себя ребёнком, пережить эмоционально ещё раз детские впечатления. Лучше, если в тренингах принимают участие оба родителя. От этого их эффективность возрастает, а результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как "детские гримасы", "любимая игрушка", "мой сказочный образ", "фильм о моей семье". Подобные тренинги способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности.

Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интереснейших для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринуждённой обстановке, позволяет всем включиться в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута, разбившись по группам, сами могут сформулировать наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них самые важные, с которых можно начать обсуждение. Предметом обсуждения на диспутах могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы. Результаты диспутов воспринимаются с большим доверием.

Практикум - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая даёт возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует её. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга своего ребёнка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребёнок. Темы могут быть самыми разнообразными: первые книжки ребёнка, друзья моего ребёнка, праздники нашей семьи, песни, которые пели и поют наши детки и т д. Главное, родители учиться слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Формы вечеров позволяют не только высказывать своё мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс

Одной из главных задач классных руководителей и образовательного учреждения является активное сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В школах - социальных институтах, через которые проходят практически все дети, - сложились разнообразные формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Условно их можно разделить на три большие группы: формы совместной познавательной деятельности, формы совместной трудовой деятельности и формы досуга с участием родителей.

К формам совместной познавательной деятельности детей и родителей относятся:

1. Общественные форумы знаний (предмет, тему, методику проведения классные руководители, родители и дети определяют совместно. Учитель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, корректируя отношения между детьми. Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов);

2. Дни открытых уроков (проводятся в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать своё мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы);

3. Праздники знаний и творчества, турниры знатоков (проводятся либо между родителями и детьми, либо между смешанными семейными командами);

4. Совместные олимпиады;

5. Выпуск предметных газет;

6. Заседания, отчёты научных обществ учащихся;

Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, поддерживая своих детей, становясь ближе к ним в процессе совместной деятельности.

7. Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Они могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся;

8. Не менее интересными могут быть информационные часы, которые при желании могут проводить родители - профессиональные врачи, журналисты и представители других профессий;

9. Родители-профессионалы могут организовать в классе работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий.

К формам совместной трудовой деятельности относятся:

  • Оформление кабинетов;
  • Благоустройство и озеленение школьного двора;
  • Посадка аллей;
  • Создание классной библиотеки;
  • Сбор макулатуры;
  • Ярмарки-распродажи семейных поделок.

И, наконец, к формам досуга относятся:

· Совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов;

· Соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слёты, экскурсионные поездки.

Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек; игровые семейные конкурсы "Спортивная семья", "Музыкальная семья" и др.

Формы привлечения родителей к участию в управлении школой

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае - предлагают материальную помощь. Однако, родители должны и могут активно участвовать в управлении школьной жизнью.

Одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные, интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете школы, Устава учебного заведения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса на весь учебный год. В ряде классов, где большая часть родителей активна и заинтересована, функцию родительского комитета поочерёдно выполняют они все, распределившись в группы по желанию. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установление контактов с родителями или людьми, их заменяющими (т.е помощь классному руководителю), привлечение родителей к организации и проведению в классе мероприятий учебного и внеучебного плана, а также финансовые сборы на подарки детям, нужды класса. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Родительский комитет - это опора классного руководителя, при умелом взаимодействии он становится проводником его идей.

По рекомендации родительского комитета школы некоторые родители могут участвовать в шефской работе над неблагополучными семьями и подростками. Шефскую работу родители осуществляют только по желанию, так как она требует огромных моральных усилий и нервного напряжения. Но, как правило, если родители ведут шефскую деятельность добросовестно и с душой, она приносит очень хорошие результаты. Многие подростки и спустя годы вспоминают родителей своих одноклассников, которые изменили их жизнь, наполнили их существование новым содержанием.

Классный руководитель, привлекая родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, должен обратить самое серьёзное внимание на поощрение самых активных родителей. И эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся класса. Формы поощрения могут быть самыми разнообразными: грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и многое другое. Главное не забывать, что поощрение - это огромный стимул для дальнейшего продуктивного сотрудничества родителей и школы.