Кроме того, что процесс развития ребенка определяется и детерминируется многочисленными вышеупомянутыми факторами, необходимо учитывать, что каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными и деятельностными особенностями, т.е. особенностями задатков, способностей, уровня притязаний, самооценки, работоспособности; характеризуется собственным стилем деятельности.

В то же время все обучающиеся на определенной ступени образовательной системы обладают исходными общими и типическими для них чертами. Это объясняется тем, что каждая образовательная ступень соотнесена, как правило, с определенным периодом в жизни человека. Так, во всем мире учатся в начальной школе дети не старше 10 лет (хотя в экстремальных социальных ситуациях, например ликвидации безграмотности, в эту ступень образования включаются взрослые).

Возрастная периодизация представляет собой одну из сложных и неоднозначно решаемых проблем психологии. Рассмотрим основные подходы к возрастной периодизации, являющейся исходной для определения типического субъекта различных ступеней образовательной и, прежде всего, школьной системы.

Л.С. Выготский определил три группы схем решения этой проблемы. В рамках первой группы , с учетом биогенетического подхода, периодизация детства основана на этапах филогенетического развития . Вторая группа подходов за основу периодизации принимает изменение какого-либо одного (часто внешнего) признака, например появление и смену зубов, сексуальное созревание и др. Третья группа подходов направлена на выявление существенного в развитии, например, изменений внутреннего темпа и ритма развития . С точки зрения Л.С. Выготского данный подход является наиболее продуктивным.

Психическое развитие человека понимается отечественной психологией как внутренне противоречивый процесс, связанный с возникновением психических и личностных новообразований, сменой определенных фаз в общей схеме кризисов развития. При этом в качестве критериев их разграничения, выступают, во-первых, новообразования, характеризующие сущность каждого возраста , т. е. новый тип строения личности и ее деятельности, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые определяют сознание ребенка, ход его развития в данный период. Вторым критерием Л.С. Выготский считает динамику перехода от одного периода к другому , которая может быть резкой и постепенной. Соответственно Л.С. Выготский выделяет следующие критические и стабильные периоды возрастного развития:



кризис новорожденного, младенческий возраст (2 месяца - 1 год),

кризис 1 года, раннее детство (1 год - 3 года),

кризис 3 лет, дошкольный возраст (3 года - 7 лет),

кризис 7 лет, школьный возраст (8-12 лет),

кризис 13 лет, пубертатный возраст (14-18 лёт),

кризис 17 лет.

Несколько иную периодизацию предлагает Ж. Пиаже , который подошел к определению типических особенностей субъекта разного возраста с позиции развития его интеллекта и выделил четыре основных периода развития:

от 1,5 до 2 лет развитие символического и допонятийного мышления;

2 – 7-8 лет образуется интуитивное (наглядное) мышление;

с 7-8 до 11-12 лет формируются конкретные операции, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции;

с 11-12 лет и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление.

Если сопоставить приводимые по разным основаниям в схемах Ж. Пиаже и Л.С. Выготского возрастные границы периодов, например дошкольного и младшего школьного возраста, то, очевидно, что они в целом совпадают. Общепринятой является следующая периодизация :

преддошкольный (3-5 лет),

дошкольный (5-7 лет),

младший школьный (7-11 лет),

подростковый (средний школьный) возраст (11-15 лет),

ранняя юность, или старший школьный возраст (15-18 лет),

студенческий возраст (поздняя юность, ранняя зрелость) -17-18 лет - 22-23 года.

Д.Б. Эльконин называет три основных фактора , обусловливающих как само развитие, так и его периоды: 1) определенная социальная ситуация развития, форма отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 2) основной или ведущий, тип деятельности; 3) основные психические новообразования . Все эти показатели, по Д.Б. Эльконину, находятся в сложном отношении взаимодействия и взаимовлияния. Однако, если для Л.С. Выготского основным критерием развития были новообразования, то для Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, развивающих деятельностную концепцию, основным явился тип ведущей деятельности. Д.Б. Эльконин определил и возрастные периоды психического развития и шесть ведущих типов деятельности :

1) непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми,

2) предметно-манипулятивная деятельность,

3) ролевая игра,

4) учебная деятельность,

5) интимно-личное общение,

6) учебно-профессиональная деятельность.

Следует также принять во внимание, что в процессе исторического развития изменяются общие социальные условия, в которых развивается ребенок, изменяются содержание и методы обучения, и все это не может не сказаться на изменении возрастных этапов развития. Каждый возраст характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития.

Рассмотрим основные периоды формирования личности, являющиеся наиболее важными для педагогики. Подробнее об этих периодах можно узнать в следующей литературе:

Педагогика: Учеб. пособие/ Подласый И. П. – М.: Просвещение, 1996. – С. 126-136

Младший школьник - это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к ней. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению как к радости открытия. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности младшего школьника.

Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека, так как, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ре­бенка с обществом, а во-вторых, в ней осуществляется формирование основных качеств личности ребенка и отдельных психических процессов. В этот период развиваются основные формы мышления, предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая и большой физической выносливости. Исследователи определяют целый ряд трудностей, с которыми сталкивается младший школь­ник. Это трудности нового режима жизни, новых отношений с учителем. В это время начальная радость знакомства со школой часто сменяется безразличием, апатией, вы­зываемыми невозможностью преодолеть эти трудности. Учителю особенно важно учесть основные психические новообразования этого возраста - произвольность, внутренний план действий и рефлексию , проявляющиеся при овладении любым учебным предметом. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения .

К концу начальной школы, когда основной период адаптации закончен, школьник становится субъектом не только учебной деятельности, но и, что очень важно, активного межличностного взаимодействия. Младший школьник становится подростком.

В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека - «чувство взрослости». Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости, сензитивности к усвоению норм, ценностей и способов поведения , которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

При этом существенно, что подростничество, как и другие возрастные периоды, стадиально . В этом периоде Д.И. Фельдштейн выделяет три стадии: локально-капризную (10-11 лет), когда обострена потребность в признании взрослых; право-значимую (12-13 лет), характеризующуюся потребностью в общественном признании; утверждающе-действенную (14-15 лет), когда доминирует готовность проявить себя.

Если для младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность, то для школьника среднего возраста (подростка) в качестве ведущей выступает общественно полезная деятельность, в русле которой происходит и интимно-личное общение со сверстниками. При этом именно учебная деятельность становится тем средством, с помощью которого подросток проявляет собственную индивидуальность. Найти себя в себе и в других - основная потребность этого возраста.

В период старшего школьного возраста ученики начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, но и конъюнктурой, выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного разви­тия страны.

В данный период меняется и учебная мотивация : для старшеклассника сама учебная деятельность - средство реализации жизненных планов будущего.

Важнейшее психологическое новообразование данного возраста - умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника. Существенно, что если для подростка авторитеты учителя и родителей как бы уравновешиваются дополняясь авторитетом сверстников, то для старшеклассника авторитет отдельного учителя-предметника дифференцируется от авторитета школы. Возрастает авторитет родителей, которые участвуют в личностном самоопределении старшеклассника.

Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия , осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания.

Студенческий возраст (18-25 лет) представляет особый период в жизни человека. Студенчество - это специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии.

В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими типами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество - социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости . Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического процесса.

Несмотря на бесспорное существование данных типологических особенностей учащихся, следует учитывать, что они могут по-разному проявляться в индивидуальном формировании конкретной личности. И если при учете возрастных особенностей развития педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, о которых шла речь выше, то при учете индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников. Нужно подчеркнуть, что только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложности внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также тех условий, в которых происходило формирование их личности . В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания воспитанников.

Можно сделать вывод, что одним из необходимых условий формирования всесторонне развитой личности является дифференциация и индивидуализация педагогического процесса. Под дифференциацией педагогического процесса понимают расширение сферы удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, увеличение разнообразия учебных планов и программ, возникновению новых предметов и дополнительных курсов . Однако при рассмотрении необходимости дифференциации педагогического процесса необходимо отметить, что образование должно быть не только всесторонним, но и гармоничным . Это означает, что все стороны личности должны формироваться одновременно и в тесной взаимосвязи между собой.

Под индивидуализацией педагогического процесса подразумевается тщательный анализ индивидуальных особенностей каждого учащегося и ориентация на данные особенности при реализации образовательного процесса . Чтобы обеспечить высокий уровень развития учащихся, педагогический процесс ни в коем случае не может допускать нивелировки и «уравнительности» в их личностном формировании.

Таким образом, мы видим, что изучение личности, факторов ее развития, ее возрастных и индивидуальных особенностей является одним из важнейших и наиболее сложных вопросов педагогики, так как знание их позволяет реализовать основную цель педагогической науки – выявление и всемерное развитие положительного потенциала каждого человека, его природных задатков, способностей и склонностей, формирование всесторонней и гармоничной личности.

ГЛОССАРИЙ

Человек – в узком смысле этого слова, биосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное развитием природы и общества; в широком смысле, точка пересечения различных проекций бытия, вбирающего в себя природные, социальные и культурные характеристики.

Индивид – единичный представитель человеческого рода.

Личность – это индивид как субъект активной деятельности, общения, носитель сознания; это социально-психологическая сущность человека, проявляющаяся в общественных отношениях в виде исполнения определенных социальных ролей.

Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.

Развитие – целенаправленный процесс детерминации количественных и качественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня ее развитости.

Противоречия – основной источник развития и его движущая сила, столкнувшиеся в борьбе противоположные начала, несоответствие потребностей и возможностей их удовлетворить.

Биологические факторы (врожденные свойства) и социальные факторы (приобретенные свойства), критерием их разграничения являться степень зависимости от врожденных предпосылок.

Внутренние факторы (степень активности велика) и внешние факторы (влияние на развитие внешнего воздействия), критерием является степень активности субъекта в собственном развитии.

Биологизаторское направление интерпретации личности рассматривает личность как сугубо природное существо.

Социологизаторское направление предполагает, что, хотя человек рождается как существо биологическое, в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех или иных социальных групп.

Биосоциальное направление утверждает, что психологические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.

Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта.

Институты социализации –это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов.

Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Воспитание 1) шир. см. – воздействие на личность общества в целом, социальное, целенаправленное создание условий для развития человека; 2) узк. см. - целенаправленная, специально-организованная и систематическая деятельность, призванная сформировать у детей систему личностных качеств, взглядов и убеждений, отношений и мировоззрения.

Воспитуемость – откликаемость ребенка на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития.

Зона актуального развития – уровень развития, уже достигнутый ребенком.

Зона ближайшего развития – уровень развития, который будет достигнут ребенком в ближайшее время.

Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних факторов, обеспечивающих развитие; деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, идеалами или убеждениями.

Дифференциация педагогического процесса - расширение сферы удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, увеличение разнообразия учебных планов и программ, новых предметов и дополнительных курсов.

Индивидуализация педагогического процесса - тщательный анализ индивидуальных особенностей каждого учащегося и ориентация на данные особенности при реализации образовательного процесса.

МАТЕРИАЛ УЧЕБНИКА

Учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся в воспитании.
Личностное разви¬тие человека несет на себе печать его возрастных и
инди¬видуальных особенностей, которые необходимо учиты¬вать в процессе
воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности
его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления.
Вместе с тем каждому возрасту присущи свои воз¬можности и ограничения в
развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти
наибо¬лее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же
возможности этого периода в развитии мышле¬ния и памяти не будут в должной
мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно
наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать
вперед, осуществляя физичес¬кое, умственное и нравственное развитие ребенка
без учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого
учета возрастных и инди¬видуальных особенностей детей в процессе воспитания.
Более того, отдельные из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта
идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие
природосообразностъ вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех
закономернос¬тей развития ребенка, которые присущи природе чело¬века, а именно:
стремления к знанию, к труду, способно¬сти к многостороннему развитию и т.д.
Руссо, а затем Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что
ребенок якобы от природы является существом совершенным и что воспитание не
должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая
лучшие качества детей. Однако все они сходи¬лись в одном: нужно внимательно
изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе
воспита¬ния.
Полезные идеи по данной проблеме содержатся в трудах П.П.Блонского,
Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других ученых.
Крупская подчеркивала, что, если не знать особеннос¬тей ребят и того, что
интересует их в том или ином воз¬расте, нельзя хорошо осуществлять
воспитание.
В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды
развития детей и школь¬ников:
младенчество (до 1 года),
ранний детский воз¬раст (2-3 года),
преддошколъный возраст (3-5 лет),
до¬школьный возраст (5-6 лет),
младший школьный воз¬раст (6-10 лет),
средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет),
старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).

Особенности развития и воспитания младших школьников.
Повы¬шением мышечной силы и общим развитием двигатель¬ного аппарата
обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к
беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной
и той же позе. В этой связи весьма важно практико¬вать на занятиях различные
виды учебной работы (чере¬довать письмо с чтением, с выполнением упражнений и
других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения
сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультпаузы и т.д.
Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная
организация и совершен¬ствование их познавательной деятельности. Прежде всего,
важно развивать те психические процессы, которые свя¬заны с непосредственным
познанием окружающего мира, то есть ощущения и восприятия.
Однако их восприятия характеризуются недостаточной дифференцированностью.
Воспринимая предметы и явления, они допускают не¬точности в определении их
сходства и различия, зачас¬тую акцентируют внимание на второстепенных деталях и
не замечают существенных признаков. Например, при письме они нередко путают
буквы "з" и "е", цифры "6" и "9".
Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной
заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых уси¬лий
в преодолении встречающихся трудностей в овладе¬нии знаниями. Зная, что у
детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с
тру¬дом сосредоточиваются на восприятии "неинтересного" материала, учителя
стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать
школьное учение более занимательным.
Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю
занимательность и что у детей нужно форми¬ровать понимание своих школьных
обязанностей.
Весьма важно развивать нравственное сознание ребят
и обогащать их яркими нравственными представлениями по различ¬ным вопросам
поведения. В то же время следует умело использовать нравственные упражнения
для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения.
В воспитании и развитии младших школьников боль¬шое значение имеет личность
учителя, а также влияние родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение
стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную
деятельность ребят в решающей мере определяют успех воспитания.
Особенности развития и воспитания, учащихся среднегошкольного (подросткового) возраста.
Подрос¬тковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период
происходит переход от детства к юности. Физическое
развитие средних школьни¬ков характеризуется большей интенсивностью,
не¬равномерностью и значительными осложнениями, свя¬занными с началом
полового созревания.
Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной
деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются
внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их
сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к
постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают мно¬го вопросов при
изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от
учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного
доказательства. На этой основе у них развивается абстрак¬тное (понятийное)
мышление и логическая память. За¬кономерный характер этой особенности их
мышления и памяти проявляется только при соответствующей орга¬низации
познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на
придание процессу обуче¬ния проблемного характера, учить подростков самим
на¬ходить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-
синтетические умения, способность к теоре¬тическим обобщениям. Не менее
существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной
работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность
и творческий подход при выполнении домашних заданий.
Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания.
Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они
охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и
выступают как их собствен¬ные моральные принципы. Вот почему глубокое
разъяс¬нение моральных норм и правил и формирование у под¬ростков нравственных
взглядов и убеждений должно со¬ставлять существенную особенность нравственного
вос¬питания.
Подростки, как правило, отличаются
коллективизмом, их привлекают общие ин¬тересы и совместная деятельность, хотя
в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается
и некоторое стремление к обособлению.
Существенной возрастной чертой подростков является стремление к утверждению
своего достоинства и престижа среди товарищей.
Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является
профориентация.
Особенности развития и воспитания старших школьников.
Старший школьный возраст - это период ранней юности, характеризующийся
наступлением фи¬зической и психической зрелости. Однако процесс лич¬ностного
формирования учащихся этого возраста проис¬ходит не гладко, имеет свои
противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс
воспитания.
Школьники отлича¬ются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обус¬ловливает переоценку своих сил,
неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.
На более высокую ступень поднимается развитие не¬рвной системы,
обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и
чувствен¬ной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности
занимает абстрактное мышление, стремление глуб¬же понять сущность и причинно-следственные связи изу¬чаемых предметов и явлений.
В их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятель¬ность, стремление к
сравнениям, а присущая подрост¬кам категоричность суждений уступает место
гипотети¬ческим предположениям, необходимости понять диалек¬тическую сущность
изучаемых явлений, видеть их про¬тиворечивость, а также те взаимосвязи,
которые суще¬ствуют между количественными и качественными изме¬нениями.
На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и
волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанны¬ми
чувства, связанные с общественно-политическими событиями. Общественные
переживания и чувства оказывают силь¬ное воздействие на нравственное
формирование старше¬классников. Именно в этом возрасте на основе моральных
знаний и жизненного опыта вырабатываются определен¬ные нравственные взгляды и
убеждения, которыми руко¬водствуются юноши и девушки в поведении. Вот почему
так важно, чтобы в школе содержательно осуществля¬лось гражданское и моральное
воспитание, проводились дискуссии, а учащиеся систематически вовлекались в
об¬щественную работу.
Учет индивидуальных особенностей учащихся в воспитании.
Организация уч. процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной уч. работы в рамках общих задач и содержания обучения. И. о. направлена на преодоление несоответствия между уровнем уч. деятельности, к-рый задают программы, и реальными возможностями каждого ученика. Индивидуализация обучения не означает, что каждый школьник обучается индивидуально, независимо от других, хотя в принципе и такое обучение возможно. В частности, программированное обучение (как система обучения, а не эпизод) по самой своей природе индивидуализировано. Как мы уже видели, каждый ученик работает с обучающей машиной или программированным учебником, каждый обучается индивидуально, продвигаясь с неодинаковой быстротой и в известном смысле различным путем (в зависимости от того, как он справляется с «шагами»)- машина или учебники не дадут ученику двигаться дальше, пока он не докажет, что усвоил предыдущий материал. Темп продвижения при этой системе работы не только индивидуален, но и оптимален для каждого ученика.
Индивидуализация обучения означает, что оно ориентируется на индивидуально-психологические особенности ученика, строится с учетом этих особенностей.
Класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню - к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости - иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоего мифического «среднего» ученика. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а «слабые» ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения. Те, кто относится к «средним», тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, памяти, воображения, мышления. Одному необходима основательная опора на наглядные образы и представления, другой менее нуждается в этом; один медлителен, другого отличает относительная быстрота умственной ориентировки; один запоминает быстро, но не прочно, другой - медленно, но продуктивно; один приучен организованно работать, другой работает по настроению, нервно и неровно; один занимается охотно, другой - по принуждению.
Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:
уровень обученности и обучаемости;
уровень общих умственных способностей;
скорость усвоения;
ндивидуальный стиль умственной деятельности;
психофизические особенности учащихся.
Цели индивидуализации обучения:
1. Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
2. Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся, а это наиболее существенно на современном этапе, т.к. именно чрезмерные нагрузки, по мнению ученых, являются причиной снижения здоровья учащихся.
Основу дифференцированного подхода составляет знание состояния здоровья ребенка в широком смысле этого слова, включая не только физическое, но и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптированность ребенка. В процессе обучения необходимо иметь в виду его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса. Педагоги и психологи называют это “обучаемостью”, понимая под “обучаемостью” ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которых при прочих равных условиях зависит успешность обучения.

Степень обучаемости определяет ту меру напряжений усилий, которые требуются организму и которую он “платит” за успехи и неудачи. Если нагрузка чрезмерна, а “цена” превышает предел функциональных возможностей организма, это неизбежно приводит к нарушению состояния здоровья.
Индивидуализация образования осуществляется через:
Вариативность содержания:
базовый компонент;
школьный компонент;
личностный компонент образования (ДОУ) - разнообразие предметов, курсов, тем по запросам учащихся.
Организацию образовательного процесса:
занятия по индивидуальному выбору;
уроки;
индивидуальный план (мастер-классы);
интенсив (английский язык);
индивидуальное обучение (Никитин Степан);
семинары;
практикумы;
лекции;
консультации;
экскурсии;
тренинги.
Формы образовательного процесса:
коллективные;
групповые;
индивидуальные;
самостоятельные
бригадные.
Методы образовательного процесса:
проблемно-поисковые;
проблемные;
экспериментальные;
проектные;
аналитические;
самостоятельные;
фронтальные.
Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ученика.

Учет половых особенностей учащихся в воспитании.
Одной из основных задач полового воспитания является формирование мужественности (у мальчиков) и женственности (у девочек).
Формирование мужественности у мальчиков рассматривается через воспитание выносливости, мужественности, храбрости, отважности, отваги. Формирование женственности у девочек предполагает развитие заботливости, нежности, доброжелательности.
Существуют несколько путей полового воспитания:
семья;
школа;
сверстники;
литература и искусство;
СМИ.
Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создаёт для них серьёзные препятствия в жизни. Психосексуальное развитие - долгий и непростой путь. Дети должны осознавать себя представителями того или другого пола, вести себя в соответствии с ним. А это возможно при правильном усвоении половых ролей: мужской и женской. Под влиянием воспитания дети и подростки овладевают нравственной культурой во взаимоотношениях полов, нравственными и культурно-историческими традициями общества, в котором они живут и воспитываются.
В школьные годы дети всё меньше проводят время со своими родителями, поэтому роль в формировании мужественности и женственности плавно переходит к школе.
На уроках анатомии дети впервые узнают о строении человеческого тела, половом размножении; на уроках литературы ребята узнают об отношениях между мужчиной и женщиной; на уроках «Право и политика» школьники знакомятся с понятиями «брак» и «семейный кодекс».
Большие возможности осуществления полового воспитания предоставляются во внеклассной и внешкольной работе с учащимися.
Наибольший эффект в половом воспитании может быть достигнут при объединении усилий школы и семьи
Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное - учитывает ли половые особенности при подаче учебного материала.
Следует отметить, что с наступлением периода полового воспитания все отчетливее становятся различия мальчиков и девочек в проявлении таких качеств, как смелость и решительность: у мальчиков они выше. Это связано с большей выраженностью у мальчиков склонности к риску.

Что касается интересов, то в центре внимания девочек, начиная с раннего возраста, находится человек и сфера его непосредственного бытия, у мальчиков же интересы направлены на относительно отдаленные предметы и явления. Мальчики имеют преимущество в познании чего-то особенного, более редкого, специального, но уступают девочкам в знании более простых и распространенных предметов и явлений. В целом круг интересов мальчиков шире, чем девочек.

Мальчики наиболее высоко ценят активные, энергичные игры, связанные с борьбой и соревнованием, затем игры на ловкость, игры-приключения. Логические игры - наименее любимы. Девочки предпочитают игры связанные со сферой семьи; игры на ловкость, логические игры, игры-приключения и связанные с борьбой и соревнованием они любят меньше всего.Интересы мальчиков больше выражены в таких видах деятельности, как техническая, практическая, научно-техническая и научно-теоретическая, спортивная; а интересы девочек относятся в большей мере к театрально-художественной, природоведческой, сельскохозяйственной, общественной видам деятельности.
При обучении мальчиков и девочек педагогу следует знать особенности познавательных процессов. Чаще, при выполнении заданий на внимание девочки ориентируются на быстроту, а мальчики на точность работы
Что касается памяти, то девочки лучше запоминают цифры, буквы, слова и фигуры. Однако многое зависит от того, что интересует мальчиков и девочек. Так, информацию о физических, химических, или механических характеристиках лучше запоминают мальчики, а принадлежности туалета быстрее и прочнее запечатлеваются в памяти девочек. Выявлено, девочки лучше учатся. Это обуславливается примерным поведением, аккуратностью, собранностью, сдержанностью, чего так недостает представителям сильного пола.

Все вышеперечисленные половые особенности мальчиков и девочек имеют место при взаимодействии «учитель-ученик». Учитывая эти особенности, педагог может добиться значительных успехов в своей профессиональной деятельности, а именно заинтересовать учеников и снять возможные трудности в процессе овладения тем или иным предметом.

***
С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать веред, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.
В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольпый возраст (3-5 лет), дошкольный возрост (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).

Развитие ребенка, совершаясь во времени имеет свои внутренние закономерности, определенную периодичность в смене форм отражения. Один этап подготавливает новый этап, качественно отличный от первого, хотя и включающий в снятом виде прошлый. Каждый возрастной период связан с количеством прожитых лет, со степенью созревания различных органов и их функций, а также с накоплением социального и познавательного опыта, с типичными для каждого возраста видами деятельности. Для каждого возраста характерны свои особенности в протекании сенсорных, интеллектуальных и эмоциональных процессов. Однако уровень развития не есть только результат прожитых лет. Решающее влияние на развитие в любом возрасте, особенно в детском, оказывает система воспитательных воздействий. Отсюда правомерно сделать вывод, что воспитательный процесс по содержанию, формам и методам должен быть динамичным, строиться с учетом этапов возрастного развития.
Возрастной подход к воспитанию прежде всего предусматривает изучение уровня воспитанности и социальной зрелости детей, подростков и юношей. Этот уровень зависит от многих факторов, однако наибольшее значение среди них имеет система общественных связей и отношений, характерных для каждого возраста. Изучая развитие личности школьника в его связях и взаимоотношениях с обществом и коллективом, воспитатель использует в своей работе данные о формировании потребностей и интересов учащихся разных возрастов, их установок, стремлений и идеалов.
Эффективность воспитательной работы снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них. Имеются случаи, когда педагоги обращаются с подростками как с младшими школьниками, игнорируя свойственные этому возрасту рост самосознания, стремление к самостоятельности, - словом, те сдвиги и изменения, которые произошли в развитии личности ученика.
На каждом возрастном этапе развития образуются как общие свойства, присущие определенной социальной общности, так и специфические, индивидуальные особенности, отличающие одного индивида от другого. Причем с возрастом и развитием человека все большее значение приобретают индивидуально-типологические различия.
Дети одного и того же возраста отличаются по типологическим особенностям высшей нервной деятельности, физическо му и духовному развитию, способностям, интересам, характере логическим чертам и т. д.
Цели и содержание воспитания не могут следовать за индивидуальными особенностями детей К этим особенностям приспосабливаются формы и методы педагогической работы, с тем чтобы реализовать общую для всех цель коммунистического воспитания, обеспечить торможение тех черт характера, которые не отвечают или противоречат требованиям общества, его прогресса, и, наоборот, развитие и образование тех, которые представляют определенную социальную ценность. Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложного внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также тех условий, в которых происходило формирование их личности. Знание социальной ситуации развития позволяет использовать внутренние ресурсы личности в интересах дальнейшего подъема всех ее сущностных сил - ее потребно стей, интересов, мотивации поведения и деятельности.
Индивидуальная воспитательная работа часто проводится не с теми, кто выпадает из коллектива и противостоит ему. Но именно такую практику справедливо критиковал А. С. Макаренко: «Мы ожидаем, пока ученик совершит тот или иной проступок, и тогда начинаем его «воспитывать». Ученик, не совершающий проступков, нас не занимает, куда он идет, какой характер развивается в кажущемся его внешнем порядке, - мы не знаем и узнавать не умеем». При таком подходе создается педагогическая иллюзия: раз ученик ничего не совершает, значит, с ним ничего особенного и не происходит. Так внутренние тенденции поведения учащихся оказываются за пределами внимания педагога. Воспитатель должен видеть всех учащихся, каждого ученика с его индивидуально своеобразным путем развития. Только в этом случае можно рассчитывать на успех воспитательной работы.
Воспитание представляет собой некоторую систему, которая состоит из множества соотнесенных и взаимосвязанных компонентов. Система характеризуется общностью цели, задач, содержания, форм и методов воспитания, преемственностью и непрерывностью педагогических воздействий.

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ И ИХ УЧЕТ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Любой ученик обладает индивидуальными личностными характеристиками (индивидуально-личностными способностями, интеллектуальной деятельностью, уровнем самооценки, работоспособности и т. д.). Одновременно все ученики на определенной ступени обучения ха-растеризуются и общими чертами.

Существует множество возрастных периодизаций. Авторами их являются: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже.

Л. С. Выготский выделяет стабильные и критические периоды возрастного развития:

1) кризис новорожденности;

2) младенческий возраст (2-12 месяцев);

3) кризис 1 года, раннее детство (1–3 года);

4) кризис 3 лет, дошкольный возраст (3–7 лет);

5) кризис 7 лет, школьный возраст (8-12 лет);

6) кризис 13 лет;

7) пубертатный возраст (14–18 лет);

8) кризис 17 лет.

Д. Б. Эльконин считал, что «...критический период вызывает появление соответствующего новообразования и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде».

Ж. Пиаже выделил четыре основных периода развития интеллекта:

1) от 1,5 до 2 лет – период, который характеризуется развитием символического и допоня-тийного мышления;

2) от 4 до 7–8 лет – период, когда образуется наглядно-образное мышление;

3) с 7–8 до 11–12 лет – стадия конкретных операций;

4) с 11–12 лет – стадия развития формального мышления.

Общепринятой является следующая периодизация:

1) преддошкольный возраст (3–5 лет);

2) дошкольный возраст (5–7 лет);

3) младший школьный возраст (7-11 лет);

4) подростковый возраст (11–15 лет);

5) ранняя юность возраст (15–18 лет);

6) студенческий возраст (17–18 лет – 22–23 года) (по Б. Г. Ананьеву).

Каждый из этих периодов характеризуется совокупностью многих факторов, которые выступают в качестве его показателей. Д. Б. Элько-нин определил три фактора, которые обусловливают эти периоды, такие как:

1) определенная социальная ситуация развития, т. е. форма тех отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми;

2) основные или ведущие типы деятельности;

3) основные психические новообразования. Также Д. Б. Эльконин определил шесть ведущих видов деятельности:

1) непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми;

2) предметно-манипулятивную деятельность;

3) ролевую игру;

4) учебную деятельность;

5) интимно-личное общение;

6) учебно-профессиональную деятельность.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Это способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.

Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

В начальной школе у младшего школьника развиваются формы мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний, развитие мышления.

В этот период у младшего школьника одновременно с появлением способности к обучению возникает и комплекс некоторых трудностей, в который входят трудности нового режима жизни, новых отношений с одноклассниками и учителем. В это время у ребенка возникает апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. Здесь очень важна эмоциональная поддержка родителей, помощь в преодолении этих трудностей. При этом учитель обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами.

В этот период можно выделить ведущую деятельность, которая должна учитываться педагогом. Она включает в себя приобретение новых знаний, умение решать различные задачи и др.

Согласно А. Н. Леонтьеву ведущая деятельность – деятельность, на основе которой:

1) создаются другие, частные виды деятельности;

2) формируется интеллект, представляющий собой совокупность различных функций (сенсорно-перцептивных, мнемологических и атенци-онных);

3) формируется сама личность субъекта деятельности.

В учебной деятельности младшего школьника складываются такие частные виды, как письмо, чтение, работа на компьютере, творческая деятельность и др.

Огромную роль имеет такое явление, как переключение с семьи или детского сада на школу, т. е. у школьника происходит смена главенствующих авторитетов. Авторитет родителей теперь становится для него не главным или не таким главным. Большее значение чаше всего приобретает учитель. При этом нужно отметить, что родителям нельзя ругать за это ребенка, так как такое непонимание может закрепить приоритет учителя. Учитель будет «хорошим», а родители – «плохими» и «несправедливыми».

Учителю же не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплиниро-вания ученика, которые стимулируются групповыми играми, любопытством, самопроизвольно появляющимся интересом к всевозможным творческим занятиям. Такие проявления нужно поддерживать, развивать, подсоединять к системе педагогически организованных и целенаправленных дел.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

В среднем школьном возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) определяющую роль играет общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая.

В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. Унего возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Эта социальная активность подростка обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношениях.

Д. И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что такое повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет три стадии подросткового периода:

1) локально-капризную (10–11 лет) – проявляется потребность в признании взрослых;

2) «право-значимую» (12–13 лет) – обусловленная потребностью в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»;

3) «утверждающе-действенную» (14–15 лет) – возникает готовность показать себя, выразить свои силы.

В этот период подросток старается действовать соответственно собственным соображениям о добре и зле. Он противится командному стилю взаимоотношений, т. е. воздействию, которое не учитывает его субъективные переживания и мысли, и требует к себе уважения. Это объясняет острое реагирование на прямые воздействия и то упрямство, которое возникает в его характере.

Эти факторы существенно осложняют процесс дисциплинирования школьников среднего возраста. Здесь очень важно принимать во внимание появляющиеся у подростков довольно стабильные интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними, обостренное чувство собственного достоинства, а также чувства симпатии и антипатии. Наряду с этим нужно достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.

Как субъект учебной деятельности подросток склонен утверждать позицию своей исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.

Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка: его проблематизацию, диалогизацию, индивидуализацию и др. Содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Старшеклассник (период ранней юности с 14–15 до 17 лет) входит в новую общественную ситуацию при переводе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения. Это новый образ жизни, выбор профессии, референтных групп людей. В этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.

И. С. Кон говорит о том, что «современная психология ставит вопрос об автономии выросших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых).

Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь.

Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.

У старшеклассника отмечается также возникновение качественно нового содержания учебной деятельности.

1. Появляются как социальные, так и узколичные внешние мотивы, главным из которых является мотив достижения.

2. Основным внутренним мотивом является не освоение новых знаний, а ориентация на результат.

У старшеклассника формируется своеобразная форма учебной деятельности. Она определяется такими элементами, как самостоятельность, креативность в решении задач, анализ различных ситуаций, личностное самоопределение.

Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации (Д. И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника.

В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания.

По данным социологического исследования B. C. Собкина старшие школьники (жители Москвы конца XX в.) влиты в общественную жизнь страны, они «моделируют все пространство корневых вопросов политической дискуссии и, по сути, все пространство представленных позиций». Политические и ценностные ориентации определяются их социальным положением в обществе, экономическим и образовательным статусом их семей.

Учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся в воспитании.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания.

С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же

возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды

развития детей и школьников:

младенчество (до 1 года),

ранний детский возраст (2-3 года),

преддошколъный возраст (3-5 лет),

дошкольный возраст (5-6 лет),

младший школьный возраст (6-10 лет),

средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет),

старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).

Особенности развития и воспитания младших школьников .

Большая подвижность, стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весьма важно практиковать на занятиях различные

виды учебной работы (чередовать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультпаузы и т.д.

Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Прежде всего, важно развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, то есть ощущения и восприятия.

Очень важно формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредоточиваются на восприятии "неинтересного" материала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать школьное учение более занимательным.

Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю занимательность и что у детей нужно формировать понимание своих школьных обязанностей.


Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. Физическое развитие средних школьников характеризуется большей интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания.

Характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное)

мышление и логическая память.\

Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.

Существенной возрастной чертой подростков является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация.