Педагогический совет «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия. Педсовет «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия
Оксана Осадчая
Педагогический совет «Взаимодействие ДОУ и семьи»
Цель : повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников
Задачи :
1. уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями .
2. повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями ;
3. активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;
4. поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Подготовка к педсовету
1. Анкетирование родителей «» .
2. Диагностика педагогов «Стиль педагогической деятельности » .
3. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
4. Смотр-конкурс «Родительских уголков» .
План педсовета
1. Вступительное слово.
Ответственные : Директор
2. .
Ответственные : заместитель директора по методической работе
3. Деловая игра «Дерево – мудрости»
Ответственный : старший воспитатель
4. «Аукцион идей»
Ответственные : воспитатели.
5. Итоги диагностики педагогов «Стиль педагогической деятельности » .
Ответственные : Педагог-психолог
«Взаимодействие детского сада и семьи » .
Ответственные : Педагог-психолог
7. Итоги смотра-конкурса .
Ответственный : Методсовет
1. Игра «Поздороваться локтями»
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность – все педагоги .
Время – 5-7 минут
Проведение : Ведущий просит педагогов встать в круг . Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее :
Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Ведущий говорит педагогам , что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом педагогов , просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут педагоги собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. Педагоги занимают места за столами в соответствии со своим номером.
2. «Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада» (заместитель директора по МР)
Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями . Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.
Но, что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьей ? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие » , «сотрудничество» , «содружество» ? Для того, чтобы раскрыть эти понятия каждая группа в течение 5 минут обсудит по 1 понятию (1 группа – взаимодействие , 2 – сотрудничество, 3 – содружество) и по истечении времени представители группы выступят перед нами. (Выступления педагогов ) .
«Взаимодействие » - совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение , обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.
«Сотрудничество» - это общение «на равных» , где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников» . Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия .
«Содружество» - объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов.
Вопрос к педагогам : «Возможна ли взаимная дружба без общения , а следовательно, и без взаимодействия ?» (Конечно же нет) Так как содружество предполагает открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ и семьи . Таким образом, мы понимаем, что детский сад и семья , используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Давайте вспомним, какие же существуют формы взаимодействия . Упражнение «Кто быстрее» . Команды встают в три шеренги (по 8 человек) . Семерым раздаются карточки с названием формы работы. По одному человеку из группы получают карточки с надписями «традиционные» и «нетрадиционные» (одна в одну руку, другая в другую) . По команде эти педагоги поднимают карточки вверх, а остальные члены группы должны встать в соответствии со своим названием формы взаимодействия . Какая команда построится быстрее и правильно. Команды рассаживаются по местам.
Вот мы с вами и вспомнили формы взаимодействия с родителями . Существует две классификации, давайте их еще раз проговорим.
Традиционные Нетрадиционные (по Т. В. Кротовой)
Коллективные : родительские собрания, конференции Информационно-аналитические : поведение социологических срезов, опросов, обработка и использование данных о семье каждого ребенка
Индивидуальные : беседы, консультации Досуговые : теплое неформальное общение, доверительные отношения (праздники, участие в выставках и т. д.)
Наглядно-информационные : записи на магнитофон, видеофрагменты, фотографии, выставки работ, стенды, ширмы, папки-передвижки Познавательные : семинары, семинары-практикумы, педагогические гостиницы , устный журнал (3-6 страниц, мультимедиа, практические задания, вопросы для обсуждения, клубы родителей
Наглядно-информационные : день открытых дверей, выпуск газет, организация мини-библиотек и т. д.
Как вы думаете, какие формы взаимодействия с родителями , в настоящее время, наиболее актуальны? (нетрадиционные) . Действительно, необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность. Поэтому необходимо подбирать новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе , так и в жизни детского сада.
Ни для кого не секрет, что участие родителей в жизни группы остается декларированным. Проблема не только в занятости и в пассивности пап и мам, но и в самих педагогах . Одни не желают видеть родителей в группе, объясняя тем, что дети начинают капризничать, ведут себя неадекватно, родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени, ощущение собственной несостоятельности у некоторых педагогов – все это в совокупности может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений. Проблемы действительно есть, но их суть в том, что мы педагоги не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отказываться, а учиться это делать, понимая, что участие родителей в жизни детского сада идет на пользу всем – детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детскому саду.
Можно выделить 5 уровней участия семей в жизни ДОУ :
Оказание разовой помощи;
Участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в деятельности кружков и т. п. ;
Участие в качестве постоянных добровольных помощников;
Участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает;
Участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом.
Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности . С чего же начать? Мысленно рассмотрите весь день, запишите свои идеи относительно привлечения родителей. Для этого вы можете задать себе вопрос : «Чем конкретно родители или другие взрослые могут помочь.
В работе с небольшими группами или с отдельными детьми?
В отношении материалов и оборудования?
При осуществлении проектов или общих мероприятий?
В подготовке праздников?
В Центрах обучения или в выполнении других заданий?
В оценке достижений и проблем отдельных детей?»
В результате таких размышлений появится много вариантов включения родителей в педагогическую деятельность детского сада
По аналогии с известной пословицей «Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить» будем помнить, что нельзя заставить принять полезность, можно только «вырастить» желание получить пользу.
Сейчас я предлагаю вам поработать в ваших группах. Каждая группа должна предложить способы, формы, методы которые будут эффективны для вовлечения родителей в жизнь ДОУ. На это вам дается 5 минут. (Примеры, обычно в родительские собрания обязательно включается чтение доклада, от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. Использование нетрадиционных форм : «Устный журнал» , «Педагогическая гостиная » , «Круглый стол» ; по типу телепередач и развлекательных программ, игр, направленных на привлечение их внимания к детскому саду : «Педагогическое поле чудес » , «Педагогический случай » , «КВН» , «Ток – шоу» ; акции «Покрасим веранды» , «Мы – дизайнеры» . Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, директору или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.) Выступление представителей групп, обсуждение предложенных вариантов.
Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить активный, персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ.
Уважаемые коллеги, вы, наверное, устали, и поэтому я предлагаю вам отдохнуть. Упражнение «Веселая гимнастика» . Педагоги встают около своих стульчиков так, чтобы не мешать друг другу. Сейчас мы с вами будем танцевать под музыку разных народов, но будем это делать необычно. Сначала будет у нас танцевать только голова (белорусская народная музыка) ; затем танцуют плечики (украинская н. м., следующие - только пальчики рук, затем – руки, таз, правая нога, левая нога, и общий танец для всего тела. (Музыка подбирается произвольно, по желанию) . Молодцы!
3. Деловая игра «Дерево – мудрости» (старший воспитатель)
4. «Аукцион идей» - воспитатели делятся опытом работы по вовлечению родителей в жизнь ДОУ.
5. Итоги диагностики педагогов «Стиль педагогической деятельности » .
(Педагог-психолог )
6. Итоги анкетирования родителей «Взаимодействие детского сада и семьи » .
(Педагог-психолог )
7. Итоги смотра-конкурса «Лучший уголок для родителей» . (Методсовет )
Сейчас, коллеги, я предлагаю вам создать «Педагогический салат » . У каждого из вас есть небольшие листочки. На этих листочках вы должны написать идеи о том, какие решения можно вынести по окончании нашего педагогического совета . Свои идеи опускайте в салатницу. Сейчас мы перемешаем ваши решения, получается «салат» . Рецепт протоколируется, и выбираются оптимальные решения.
1. С целью дальнейшего вовлечения родителей в жизнь ДОУ, повышению у них интереса к воспитательно-образовательному процессу провести в апреле месяце 2013 года «День открытых дверей» для родителей воспитанников. Срок : апрель 2013г. Ответственные : заместитель директора по МР, старший воспитатель, воспитатели групп.
2. Ипользовать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями , организовывать совместную с родителями деятельность в разных образовательных областях, во время проведения родительских собраний. Срок : в течение учебного года. Ответственные : воспитатели групп.
3. Для обогащения, расширения педагогического опыта родителей ежемесячно размещать на сайте ДОУ новости из жизни каждой группы. Срок : ежемесячно. Ответственные : воспитатели.
4. Продолжать реализацию проектов по взаимодействию с родителями . Срок : май 2013г. Ответственные : воспитатели.
5. Воспитателям всех групп разработать конспект родительского собрания в активной форме, которое будет проведено с родителями. Сроки : апрель 2013г. Ответственные : воспитатели.
В заключении нашего педагогического совета я предлагаю каждой группе составить синквейн по теме нашего педагогического совета . Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам :
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Предложение из 4 слов)
5 строка – заключение в форме междометия, существительного (ассоциация с первым словом) .
Составлять синквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. Пример на тему любви.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Литература :
1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект.
2. Красницкая Г. С., Б. Р. Борщанская, Л. А. Ненашева, Л. Г. Семушкина Практикум по дошкольной педагогике : Пособие для средних и высших педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений.
3. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
4. Саянина А. Н. Сетевое взаимодействие родителей и педагогов как форма сотрудничества с семьями детей в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
5. Лариса Седова Педсовет . «Вовлечение родителей в жизнь ДОУ» (сайт сайт)
Тема: «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса».
Сценарий педсовета
Слайд 1
1. Большинство взрослых людей - родители: молодые или не очень, имеющие достаточный жизненный опыт или без такового. Родительство – это ответственная роль и позиция, в которой взрослый находится 24 часа в сутки, и где требуется тщательное, профессиональное и последовательное выполнение всех условий для успешной социализации ребенка. От того, насколько компетентен родитель в вопросах воспитания, во многом зависит судьба ребенка. В настоящее время родители осваивают науку родительского мастерства сами, часто методом проб и ошибок, на основании того, как складывались отношения в их родительских семьях. При этом процесс воспитания ребенка не всегда осуществляется на основе конструктивных способов воспитания. Поэтому вопросы, связанные с поддержкой родителей в овладении родительским мастерством являются актуальными. т.к. успешность обучения ребенка в школе зависит от того, насколько грамотно выстроено партнерство семьи и школы, насколько родители выступают союзниками школы и их требования со школой едины и согласованы. Важно создавать условия для включения родителей в деятельность, в рамках которой они бы сами сделали для себя нужные выводы, освоили навыки и приемы воспитания, захотели взаимодействовать со школой в дальнейшем. Необходимо, чтобы школа стала пространством, где родителям ненавязчиво подскажут, как воспитывать ребенка.
(слайд 2)
Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему.
Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, - она чрезвычайна важна и необходима
( слайд 3 )
Семья – первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети обретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.
Задачи семейного воспитания:
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:
Гармоническое развитие ребенка;
Забота о здоровье детей;
Помощь в учении;
Трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
Помощь в социализации личности и ее самореализации;
Формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
Забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
Развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
Подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
Половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
(слайд 4 )
Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в широком смысле слова. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности. слайд 5
Педагог в качестве профессионала, наделенного способностью «вводить ребенка в контекст культуры и социальные отношения», не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи, он не смеет сердиться на детей, воспроизводящих семейный стиль речи, поведения, отношения, не смеет и оскорбляться на грубые либо непристойные выходки ребенка, подражающего кому-то из своего маленького социального мирка. Он только ищет корни такого поведения.
Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей оставляет желать лучшего.
слайд 6
Каковы же условия взаимодействия семьи и школы?
Первейшее условие – исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы иметь возможность понимать друг друга и при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга могли устанавливать реальные взаимные действия. Вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.
Основанием для выявления принципов взаимодействия школы и семьи является забота о счастье ребенка. Оговорим: не об отметках по учебным предметам, не о послушании и поведении, не о соответствии нормам социальной жизни или нормам родительской жизни. Счастье человека есть то, ради чего ребенку следует ходить в школу и овладеть богатыми достижениями культуры.
(слайд 7)
Задачи взаимодействия:
формирование активной педагогической позиции родителей;
вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
активное участие родителей в воспитании детей)
Как же наилучшим приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей? Начинается эта работа с родителями будущих первоклассников.
(Слайд 9)
Как привлечь родителей в школу
Первое собрание – знакомство.
Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Доверительный тон разговора. Поддерживание контактов. Выделение положительных сторон ребенка и их подкрепление.
Письменные формы общения (информация о достижениях ребенка, выражение благодарности родителям за участие в делах класса и школы).
Телефонные звонки - в особых случаях (не выяснять отношения, а пригласить для беседы).
Разнообразные виды участия родителей в жизни класса. Создание множества ролей для родителей (добровольный помощник учителя, гость класса, рассказчик, экскурсовод по профессии, член родительского комитета, ассистент...)
Сохранение конфиденциальности
(Слайд 8)
Какие же факторы способствуют привлечению родителей к участию
в жизни школы
?
Активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьёй, хорошо продуманная и спланированная политика;
Понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребёнка);
Установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;
Создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе;
Информация об успехах детей;
Заинтересованность учителей в успехах детей;
Позитивный климат в школе и усилия всей школы (а не отдельных учителей) развивать работу с родителями;
(Слайд 10)
Работа с родителями в классном коллективе:
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
Цели и задачи:
Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;
Изучение воспитательных возможностей семьи;
Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;
Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры;
Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей;
Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования
Слайд 11
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Слайд 12
Взаимодействие с родителями проводится …
В рамках родительских собраний
В рамках общешкольных родительских собраний
В рамках заседаний родительского комитета
Через дистанционное информирование (стенд для родителей, памятки, буклеты)
Через индивидуальное консультирование педагогом и психологом
Через переписку с родителями по электронной почте
Совместные выезды на экскурсии
Субботник
Выставки ученических творческих работ, защиту учебных проектов, выступления художественной самодеятельности для родителей. Это доставляет удовлетворение самому ученику и радует их родителей.
(Слайд 13)
Потребности современных родителей. Использование Интернет-технологий Использование Интернет-технологий позволяет сделать деятельность школы видимой, открытой для родителей, увеличить оперативность взаимодействия родителей и школы, предоставить услугу дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса (консультации, родительские собрания, обсуждения, форумы), позволяет создавать Интернет-базы знаний, реализовывать Интернет-проекты для родителей и семей, усилить деятельностную составляющую работы с родителями (в Интернете лекцию не прочитаешь), открыть новые формы работы с родителями, которые раньше не были возможны.
Оперативная связь со школой, в том числе с классным руководителем(успеваемость, пропуски, текущие вопросы, информация, проблемы, успехи, расписание, услуги школы, домашние задания)
Получение полезных материалов по воспитанию, обучению, развитию ребенка
Общение с другими родителями, обсуждение вопросов воспитания и обучения
Оперативные Консультации разных специалистов
Участие в сетевой жизни своего ребенка
Что дают Интернет –технологии родителю
(Слайд 14)
Оперативное получение информации и консультационной поддержки
Повышение родительской грамотности
Более тесный контакт со школой и возможность более активно включиться в жизнь школы
Возможность быстро реагировать на школьные ситуации
Возможность объединяться в родительские сообщества и решать вопросы
Восприятие школы как открытого института, реагирующего на потребности родителей
(Слайд 15).
Принципы взаимодействия семьи и школы
Взаимная договорённость – залог успешности педагогического альянса
семьи и школы
1. Принцип согласияШкола - раскрывает цель воспитания
Школа – сообщает о функции школы
Школа – наделяет семью обязанностями
Школа – открывает психологию любви
Семья – осмысливает цель воспитания, выражает мнение
Семья – выражает мнение о продуктивности функций
Семья – соглашается создавать необходимые условия
Семья – учится искусству любить детей
(Слайд 16)
2. Принцип сопряжения
Школа - оповещает о педагогических требованиях
Школа – информирует о ходе развития детей
Школа – знакомит с воспитательными замыслами
Школа – предъявляет работу школы
Семья – поддерживает требования школы
Семья – сообщает о проблемах семейного воспитания
Семья – соглашается содействовать замыслам
Семья – вносит коррективы в семейное воспитание
(Слайд17)
3. Принцип сопереживания
Школа оказывает знаки внимания родителям
Школа формирует у детей любовь к семье
Школа знакомит с событиями школы
Семья благодарит и выражает ответное внимание
Семья утверждает безусловное уважение к школе
Семья проявляет интерес к жизни всех детей
(Слайд 18)
4. Принцип сопричастности
Школа информирует о нуждах школы
Школа приглашает обсудить проблемы
Школа просит об обеспечении ребёнка
Семья оказывает материальную помощь
Семья участвует в обсуждении проблемы
Семья обеспечивает ребёнка необходимыми средствами
(Слайд 19)
5. Принцип содеянности
Школа информирует семью о планах работы
Школа приглашает принять участие
Школа организует общее дело
Семья оценивает влияние школы на детей
Семья откликается на приглашение, участвует
Семья участвует в общих делах
(Слайд 20)
6. Принцип меры.
Основная и единственная цель альянса – организовать воспитательное пространство для гармонизации развития детей
Не форсировать развитие и углубление взаимоотношений «семья-школа»
Не перекладывать свои обязанности друг на друга (не выходить за пределы своих воспитательных функций)
Взаимно признавать автономию школы и семьи, считая единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью – просьбу
Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации при любых обстоятельствах
Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя педагогический акцент на отношение к этим обстоятельствам
Не укорять семью в присутствии ребёнка, не порицать детей в присутствии родителей – всегда помнить: они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь
Апеллировать к разуму ребёнка как субъекту деятельности и поведения, не создавать на него двойного давления семьи и школы
В заключении
Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.
"Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".
Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
- Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
- Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
- Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
- Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.
Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
- Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
- Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.
Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводится анкетирование родителей, опросы.
Родителям была предложена анкета, проанализировав которую мы увидели следующие результаты.
Отношение родителей к источникам информации, откуда они подчерпывают её:
- 60% родителей пользуются своей интуицией
- 46% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии
- 40% берут информацию у воспитателей.
Малым доверием пользуются консультации педагога (это объясняется тем, что психолог работает в детском саду первый месяц), советы других родителей, друзей.
От детского сада родители хотели бы получить:
- 86% максимально полную информацию от ребёнка
- 48% советы по общению с ребёнком
- 22% советы психолога.
Мало заинтересованы родители в том, чтобы участвовать в самодеятельности детского сада, возможность большего общения с родителями других детей.
- 31% - ребёнок плохо ест
- 20% - не слушается родителей
- 13% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.
Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в 35%, 58% - не обращаются, потому что:
- 33% считают, что справятся сами
- 17% не придают особого значения этим трудностям
- 13% считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.
Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.
Вот мы и плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьёй – это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Давайте сейчас вместе с вами попробуем определить, с какими нормативными документами необходимо знакомить родителей, чтобы повысить их правовую культуру.
При ООН создан детский фонд – ЮНИСЭФ, который стал впервые осуществлять защиту прав ребёнка. Этим фондом был создан ряд документов.
Осуществляется по следующим направлениям
Изучение закономерностей развития ребёнка (особен-ностей физического и пси-хического развития на раз-ных возрастных этапах) | Знакомство с современны-ми системами семейного воспитания | |||
Пропаганда здорового образа жизни | ||||
Содействие в приобщении де-тей к культурным и духовным ценностям |
II. "Деловая игра"
Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.
Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.
Ход игры.
1 часть.Теоретическая.
Вопросы для первой группы:
- Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
- Перечислите формы работы с родителями.
- Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
- Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
Вопросы для второй группы:
- Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
- Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
- Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?
- В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:
- В его присутствии
- Без него
- В присутствии всех членов семьи
2 часть.
Если мы обратимся к вашим педагогическим диктантам, то мы увидим, что 75% педагогов считают что, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще "включать родителей" в деятельность дошкольного учреждения, т.е. чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ. А по анкетам родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума).
Поэтому работу с родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.
Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.
3 часть.Игровое упражнение "Современная семья – какая она?"
Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.
Ход проведения.
- Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.
- Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении.
- Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.
- (Ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)
4 часть. Решение педагогических ситуаций.
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.
- Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?
- Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?
- Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
- Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам.Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?
5 часть.Игровое упражнение "Определи логическую последовательность".
Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.
Ход упражнения.
Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.
Для первой группы.
- Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.
- Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др.
- С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.
- Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
- Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
- Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.
Для второй группы.
1. Трансляция родителям положительного образа ребёнка.
Цель: установление доверительных отношений с родителями
2. Трансляция родителям знаний, которые не6 могли быть получены ими в семье.
Цель: ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка, формирование и подкрепление установки к сотрудничеству.
3. Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка.
Цель: дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству.
4. Совместное исследование и формирование личности ребёнка.
Цель: воспитание доверия между родителями и педагогами
6 часть. Подведение итогов.
"Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые".
Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлечение родителей в образовательную работу детского сада.
Решение педсовета:
- С помощью анкетирования выявить темы, с которыми родители хотели бы ознакомиться в будущем году.
- Учитывая данные анкетирования разработать перспективный план работы с родителями на 2006-2007 уч. год
- Разработать конспект родительского собрания по итогам года. Провести итоговое родительское собрание.
- Оформить паспорт семьи.
- Сделать подборку нормативно-правовых документов для повышения правовой культуры родителей
Примерные ответы
1. Что такое работа с родителями?
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
2. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
- Изучение семей детей
- Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения
- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии
3. Формы работы с родителями.
I. Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей
- родительские собрания
- конференции
- консультации
- вечера для родителей
- кружки для родителей
- школа для родителей
- клубы по интересам
Совм. мероприятии педагогов, родителей и детей
- Дни открытых дверей
- кружки
- КВН. викторины
- Совместное творчество
- праздники
- род. собрания
- выпуск Газеты
- концерты
- соревнования
2. Индивидуальные
- беседы
- посещения на дому
- выполнение индивидуальных поручений
3. Наглядно-информационные
- информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
- информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)
4. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
Слово "анкета" в переводе с французского языка означает "список вопросов". Этот метод пришёл в педагогику из социологии, анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответов.
Различают открытые вопросы (варианты ответов не предполагаются) и закрытые вопросы (варианты ответов заранее предусмотрены).
При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительныё опыт родителей, их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.
Возможность охвата большого количества родителей, простота обработки.
Недостатки: формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями.
5. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
Особого внимания требуют:
- дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений
- дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность)
- дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку
- застенчивые дети
Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания.
Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма.
Не задавая прямых вопросов взрослым, воспитатель может выяснить:
- микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу
- семейный уклад (есть ли традиции, какие)
- организацию режима ребёнка, его игр, труда, занятий.
6. Работа с трудными семьями. Какую семью Вы считаете трудной? Есть ли у Вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень различны. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в так4их семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию)
Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно.
Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, руководителя ДОУ. Наиболее эффективны индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлекать таких родителей к наблюдению за детьми.
7. Считаете ли Вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты. Что это даёт педагогам и родителям?
День открытых дверей является достаточно распространённой формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам.
Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.
Интересной формой сотрудничества может стать выпуск Газеты. В создании газеты участвуют администрация д\с, педагоги, специалисты, родители и дети.
Предварительная работа
Педагогический диктант
1. Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями
- Привлечь родителей к проблемам воспитания детей в д\с
- Материально-хозяйственная помощь
- Правильная организация досуга детей и родителей
- Соблюдение всех требований воспитателя
- Нет целей
- Другое………
2. Напишите, пожалуйста, какими способами, методами, приёмами Вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить их взаимоотношения с детьми
3. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу? Совпадает ли это с тем, как реально ведут себя родители?
4. Напишите, пожалуйста, чему, на Ваш взгляд, педагогический персонал может научиться у родителей?
5. Напишите, пожалуйста, чему, на Ваш взгляд, могут научиться родители у специалистов д\с?
6. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно участвовала в ней?
Педсовет в ДОУ. Сценарий
Педсовет "Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ"
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в организации сотрудничества с семьями воспитанников.Задачи:
- способствовать формированию у педагогов потребности тесного сотрудничества с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнь ДОУ;
- совершенствовать качество работы ДОУ при сотрудничестве с родителями;
- развивать коммуникативные умения педагогов;
- поддерживать интерес педагогов к дальнейшему самостоятельному изучению этой темы.
Форма проведения:
устный журнал.
Предварительная работа:
Консультация "Использование интерактивных методов сотрудничества семьи и ДОУ в интересах ребенка";
- тематический контроль: "Организация сотрудничества с родителями";
- педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями";
- анкетирование родителей "Ваши ожидания от детского сада"
- выставка методической литературы по теме.
Ход педсовета:
Уважаемые педагоги! Предлагаю Вам принять участие в создании устного журнала "Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ".
Создание обложки журнала.
Задание для педагогов: выделите основные понятия темы, объясните свой выбор, дайте определения выделенных вами понятий. (Индивидуальная работа)
Первая страница журнала "Портфолио группы - как способ фиксирования, накопления и оценки достижений группы".
Портфолио группы - это способ фиксирования, накопления и оценки достижений группы в определенный период их развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии "дети-родители-педагоги", копилка успехов, положительных эмоций детей в различных видах деятельности, возможность еще раз пережить приятные моменты совместной деятельности.
Задание для педагогов: разработать разделы (страницы) портфолио группы, их содержание. (Работа в коллективе)
Вторая страница журнала "Диспут - как эффективная форма общения с целью выявления истины различных точек зрения".
Диспут - это публичный спор, публичная защита позиций и мнений. Важно, чтобы в коллективе были противоречивые мнения по обсуждаемой теме, чтобы тема волновала большинство играющих, была связана с их переживаниями.
Задание для педагогов: (Работа в двух командах: команда утверждения и команда отрицания) Для диспута "Зачем нужна игра современным детям? И вообще нужно ли им играть?" команды должны подготовит свои выступления (2-3 позиции от каждой команды).
Примерные тезисы позиций:
- Игра или раннее обучение;
- Игра или компьютер;
- Спортивные игры или профессиональный спорт.
Третья страница журнала "Мастер-класс - как наглядная демонстрация достижений с целью передачи знаний и опыта, для возможного использования их в деятельности".
Мастер-класс - ярко выраженная форма ученичества, при которой мастер-профессионал, вовлекая в творческую совместную деятельность каждого участника, обучает его мастерству общения, творческого мышления, активного взаимодействия, деятельностного освоения нового. Понятие мастер-класс подразумевает не только то, что ведущий является признанным мастером, но и то, что повысить свой профессиональный уровень и учиться мастерству хотят все присутствующие на семинаре.
Мастер-класс "Нетрадиционные техники в аппликации". Педагоги знакомят друг друга с нетрадиционными техниками выполнения аппликации.
Четвертая страница журнала "Метод проектов - как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ".
В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества воспитанников, педагогов, родителей и других членов семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности.
Задание для педагогов. Разработать действия участников арт-проекта "Волшебная зима" на разных этапах реализации проекта. (Работа в трех командах: дети, родители, педагоги)
Пятая страница журнала "Создание положительного имиджа ДОУ через организацию сетевого взаимодействия с семьями воспитанников".
Одной из современных, удобных, доступных форм сотрудничества является организация сетевого взаимодействия с родителями воспитанников. В связи с загруженностью у многих родителей возникают проблемы с посещением родительских собраний, открытых мероприятий, поэтому их использование становиться неэффективным. В тоже время можно отметить и стойкое желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах, общаться с педагогами. В настоящее время большинство родителей являются активными пользователями различных социальных сетей. Поэтому организация сетевого взаимодействия с родителями является одной из современных неформальных форм работы.
Задание для педагогов. Написать текст для главной странички сайта своей группы. (Индивидуальная работа)
Шестая страница журнала "Психологическая разминка "Очень я собой горжусь!"
1. Очень я собой горжусь, я на многое гожусь! (Встать прямо, свести лопатки, подмигнуть правым, затем левым глазом)
2. Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача! (Положить на лоб правую, затем левую руку)
3. Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче! (Потереть ладонь о ладонь)
4. Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего! (Встать на носочки, руки сомкнуть в кольцо над головой)
5. На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо! (Руки в стороны, кулаки сжать, круговые вращения руками)
6. Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу! (Руки на поясе, наклоны в стороны)
7. Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен и я прекрасна! (Руки за головой, повороты в стороны)
8. Вселенная мне улыбается, и все у меня получается! (Развести руки в стороны, делая глубокий вдох)
Седьмая страница журнала "Новый взгляд на родительское собрание. Кейс-технология - как современная технология максимального вовлечения каждого в работу по решению ситуации".
Родительское собрание - это действенная форма активизации воспитательных возможностей родителей. Именно на собрании у педагога есть возможность познакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада. Но даже самые заинтересованные в повышении своей компетентности родители чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранными для них педагогами детского сада. Стремлению родителей деятельно участвовать в обучении, привносить в обучающие ситуации собственный опыт и жизненные ценности, соотносить обучающую ситуацию со своими целями и задачами соответствует кейс-технология. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Задание для педагогов. (Коллективная деятельность) Определить проблему и найти пути решения, используя кейс-технологию.
Ситуация. Мальчик Саша, оставшись еще на один год в детском саду в другой группе, скучает по своим воспитателям, к которым ходил четыре года. Саша часто приходит в свою бывшую группу, общается с воспитателями, играет с малышами. Воспитатели всегда принимают ребенка с радостью, маме Саши тоже нравятся эти посещения. С воспитателями группы у нее сложились хорошие, доверительные отношения. Однажды, забирая сына из детского сада, Ольга Петровна (мама Саши) обнаружила у мальчика чужую маленькую машинку. Как быть?
Восьмая страница журнала Рефлексия.
Алгоритм рефлексии:
- "Я" - как чувствовала себя в процессе работы педсовета.
- "Мы" - насколько комфортно работалось в коллективе.
- "Дело" - чего я достигла, какие трудности или проблемы возникали, как их удалось преодолеть.
Решение педсовета:
Создавать условия для совместной деятельности педагогического коллектива и родителей.
- Провести семинар-практикум "Разработка сценариев родительских собраний на основе интерактивных технологий", провести собрания с активным участием в них родителей.
- Для обогащения, расширения педагогического опыта родителей ежемесячно размещать на сайте детского сада новости из жизни каждой группы.
- С целью дальнейшего вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения, повышения у них интереса к воспитательно-образовательного процесса провести "День открытых дверей ДОУ" с активным участием родителей в НОД.
Объявление
google_protectAndRun("ads_core. google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Цели:
Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями. Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.
Задачи:
Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями. Организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей в воспитании детей. Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Форма проведения педсовета: “Устный журнал”.
1. Страница первая: “Теоретическая”
- Организация работы с родителями. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей. Основные направления в работе. Функционирование деятельности и основные этапы в работе.
2. Страница вторая: “Диагностическая”
- Методы изучения семьи. Осуществление психологической поддержки и коррекции детско-родительских отношений.
3. Страница третья: “Экскурсионная”
- Содержание и формы работы с родителями. Семейный калейдоскоп Творчества.
4. Страница четвертая: “Прикладная”.
- Интерактивные формы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьей. Опыт работы.
5. Страница пятая: “ Благодарственная”. “Гамма чувств”.
6.Страница шестая: “Результативная”. Итоги педсовета.
7. Страница седьмая: “Приятная”.
Организация работы с родителями. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.
Основные направления в работе.
В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
Познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками),
Поддержка физического здоровья воспитанников,
Развитие творческого потенциала детей,
Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям . Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.
Ежедневное общение с родителями детей, посещающих ДОУ, осуществляется воспитателем. Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в ДОУ и поддержания контакта в семье.
Ежедневно каждый родитель получает возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.
Ежемесячные формы общения с родителями – это:
- праздники, родительские собрания, спортивные мероприятия, походы.
Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Используют педагоги и такую традиционную форму работы как консультации, они востребованы родителями, вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов из консультационных центров, врачей, работников социальных служб.
Осуществление психологической поддержки и коррекции детско-родительских отношений.
Родителям стали жизненно необходимы психолого-педагогические знания; педагогам – знания по организации более эффективных форм работы с родителями по вовлечению их в образовательный процесс, то есть мотивирование на получение этих знаний.
Проблема заключается в том, чтобы каждый из педагогов определил для себя:
Работа с родителями – это одна из граней педагогического мастерства или тяжкая должностная обязанность?
Педагоги и воспитатели с полной ответственностью подходят к этому вопросу, так как работают с воспитанниками и их родителями. Ребенок любознателен, пытлив, но непоседлив! Усилия же взрослых, педагогов и родителей, направлены на “формирование” ребенка “удобного” и послушного. Однако это противоречит детской природе и, в результате такого “сотрудничества” взрослых, ребенок оказывается между двух огней, с одной стороны семья, с другой – ДОУ. В этом тандеме очень легко можно уничтожить индивидуальность, личность ребенка. Отсюда у него возникают непонимание, неуверенность в себе и собственных силах, неприятие окружающего мира, происходит отрыв от семьи. Ничего нет страшнее для человека в любом возрасте, чем лишиться поддержки близких людей. Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.
Сегодня выделяют примерно три группы родителей:
Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.
Они добросовестны, активны, заинтересованны и готовы в любую минуту прийти на помощь.
Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.
Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований ДОУ в воспитательно-образовательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к воспитателям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.
Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с родителями третьей группы. Попытки приобщить родителей к коллективным делам не сразу дают положительные результаты. В практике ДОУ используются и такие формы как
1. Профилактическая, разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей, формирования личности и индивидуальная воспитательная работа.
2. Выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы. Коррекционная работа с ними.
Защита прав ребёнка.
3. Приглашение на заседания родительского комитета, административного совета. Необходимо создать интегрированное поле деятельности для всех ответственных за будущее поколение, где будут рассматриваться, и решаться вопросы эффективности работы на самых высоких уровнях. Разрыв поколений потому и происходит, что взрослые не хотят всерьёз воспринимать проблемы детей, подрастая, дети, платят им тем же.
Каждое человеческое существо - прирожденный творец! Родитель не исключение. Его творчество заключается в том, чтобы быть хорошим родителем, быть примером для собственного ребенка во всем, а это значит – ответственно относиться к своим обязанностям, заниматься самообразованием, продвигаться вместе с ребенком по пути знаний, не гасить творческие порывы ребенка, а творить вместе с ним и наслаждаться этим творчеством!
Решающее значение при этом приобретает качество взаимодействия, которое строится на: уважении в ребёнке Человека; убежденности в том, что все дети талантливы; создании ситуации успеха на каждом занятии; вере в силы ребёнка и собственные тоже.
Методы изучения семьи.
Каждый педагог мечтает видеть в родителе ребенка своего единомышленника. Только компетентный, чуткий, образованный родитель сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие с ребенком.
Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит меняющаяся жизнь ребенка и общества в целом и в лучшую сторону.
Наиболее распространенными методами работы с родителями являются:
- диагностика, консультация, тренинг, наблюдения, беседа, тестирование и анкетирование, сочинение как метод изучения семьи, метод обобщения независимых характеристик, педагогическая гостиная.
Эта работа включает использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей:
- Составление характеристик семей воспитанников (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.). Организация диагностической работы по изучению семей. Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания. Внедрение в семейное воспитание традиций педагогики. Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета . Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением. Объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы). Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений. Разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей, музей семейных традиций и др.). Иинформационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой; Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; Уважительные взаимоотношения семьи и ДОУ.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в ДОУ важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.
Необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.
Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
“Воспитание родителей “ - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.
Повышение психолого-педагогических знаний родителей. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Участие родителей в управлении школой.
Формы взаимодействия педагогов и родителей.
Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.
Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Традиционные формы | Нетрадиционные формы |
Коллективные: | Индивидуальные: Творческие дела. |
Родительское собрание | Семейные традиции. |
Общешкольная конференция | История моей семьи. |
Родительский лекторий | Талисман семьи. Гороскоп семьи. |
Вечер для родителей | Семейная книга рекордов. |
Родительские чтения | Географическая карта моей родословной. |
Долгожитель” семьи (книга, игрушка, другое). |
|
Практикум | День рождения в семье. |
Заседание | Праздники семьи. |
“Круглый стол” | Семейные увлечения. |
“Педагогическая гостиная” | “Четыре способа обрадовать маму”. |
“Устный журнал” | Бабушкины пироги (выражения, страшилки, игры). |
Мой семейный альбом. |
|
Спортивные соревнования | Известные люди семьи. |
Акция “Милосердие” | Папа может все, что угодно. |
Акция “Книжка”, “Игрушка” | Наш дом театр, музей, оранжерея…. |
Трудовой десант | Песни (сказки) моей бабушки. |
Субботник | Самое ласковое мамино слово. |
Творческий концерт | Мое любимое блюдо. |
Выставка | Я горжусь своим дедом! |
Вернисаж | Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения. |
Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями.
Собрания не должны сводиться к монологу воспитателя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы - одна семья”; “О доброте и милосердии”; “Учимся общению”, “Психологический климат в коллективе” и др.
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой воспитатель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание “Роль отца в воспитании детей” и др.
Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме “круглого стола”, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Родительский лекторий, “Университет педагогических знаний” и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и ДОУ к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации .
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.
Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Встречи родительской общественности с администрацией ДОУ, воспитателями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета . Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи.
Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.
Формы познавательной деятельности : общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.
Формы досуга : совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс “Мужчины на поверке” (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.
Эффективность воспитательной системы ДОУ характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного воспитательно-образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.