Некоторые из молодых родителей сталкиваются с тем, что их ребенок начал заикаться. Вы только представьте: обычный день, не предвещающий ничего плохого, и вдруг ваш малыш, запинаясь, выговаривает: «Ма-ма-мама, я не буду суп!», как будто что-то мешает ему начать фразу. Сердце наполняет тревога – а вдруг он будет заикаться и дальше! Сайт для мам сайт попытается выяснить причины заикания у маленьких детей и что предпринять в этой ситуации.

Заикание или по-научному логоневроз – это речевой дефект, проявляющийся нарушением темпа, ритма речи и дыхания во время выговаривания слов. Данные нарушения речи развиваются на фоне пережатия различных частей речевого аппарата.

Если вы сталкивались с заикающимся человеком, то можете представить, насколько сильно ограничивает данное заболевание его нормальное общение с другими людьми. Заикание наиболее часто наблюдается у детей в возрастной категории от 2 до 5 лет, когда фиксируется пик речевого развития.

Причины, почему ребенок начал заикаться

Наиболее часто встречающаяся причина возникновения заикания – это нарушение правильного взаимодействия между речевым центром и артикуляционными движениями. Проявляется оно судорогами. Они-то и вызывают речевые отклонения: повторы слогов и отдельных звуков, торможение при произношении и т.д. Обобщенно, мыслительная деятельность малыша иногда попросту опережает двигательный аппарат.

Существует еще несколько причин, почему ребенок начинает заикаться:

  1. Перенесенные в раннем возрасте болезни: корь, коклюш, тиф и заболевания органов речевого аппарата – гортани, носа, глотки.
  2. Травма или ушиб головы.
  3. Сильное эмоциональное перенапряжение вследствие сильного испуга, переживаний, тревог, страхов или наоборот, положительного всплеска эмоций.
  4. Предрасположенность к развитию недуга из-за родовой травмы либо перенесенного матерью в период беременности сильного стресса.
  5. Чрезмерная умственная активность: загруженность занятиями в кружках, изучение сразу нескольких языков.
  6. Сложная психоэмоциональная обстановка в семье.
  7. Неосознанное копирование речи других сверстников.

Что делать, если ребенок начинает заикаться?

Если ваш трехлетний малыш пытается вставлять в слова лишние звуки, ненужные слоги, выговаривает слова, растягивая и повторяя звуки – это нормально для его возраста. Он пробует новые звуки и незнакомые ему слова «на вкус».

Но если такие запинки стали частым явлением и понимать ребенка становится все труднее, тогда стоит сходить на прием к нескольким специалистам: невропатологу, психологу или к логопеду-дефектологу. И сайт сайт советует не медлить с этим – нормальную речь восстановить будет намного легче, если начать устранение дефектов на ранних этапах.

Если ребенок заикается не более двух месяцев – это начальный этап и лечится он быстрее, нежели закрепившееся заикание.

Что делать, если ребенок начал заикаться в 3 года?

  1. Ограничьте речевую активность – пусть ребенок говорит как можно меньше. Организуйте его ежедневный режим с наименьшей необходимостью в разговорах. Отвечайте на его вопросы, но без надобности не задавайте свои.
  2. На время оградите ребенка от просмотра мультфильмов, от походов по гостям, посещения шумных мест с большим скоплением людей. Скорее всего, даже придется на время отказаться от детского сада.
  3. Если ребенок начал заикаться, то ему будут полезны занятия на развитие мелкой моторики: настольные игры, рисование, игры с песком и водой. Можно также танцевать и петь под медленную музыку. Все эти меры способны успокоить и укрепить нервную систему малыша.
  4. Посещайте занятия с логопедом и не забывайте про визиты к невропатологу. Профессиональная помощь вашему ребенку сейчас нужна как нельзя кстати.
  5. Вы должны стать примером для подражания, поэтому разговаривайте при ребенке плавно и без речевых ошибок. И ни в коем случае не указывайте ребенку на его речевые нарушения – так вы только усугубите ситуацию.

Что делать, если ребенок начал заикаться в 4 года?

Программа раннего развития, которая практикуется на данный момент в дошкольных учреждениях, сильно нагружает и утомляет детей. Как итог, развиваются выраженные нарушения речи. С вашей стороны требуется:

  1. Регулярно гулять с ребенком на свежем воздухе.
  2. Минимум информационной нагрузки – уберите на время телевизор и другие гаджеты.
  3. На время отказаться от посещений детского сада.
  4. Следить за режимом дня: вовремя , не игнорировать дневной сон.
  5. Обратиться за помощью к логопеду и невропатологу. Заикание, даже вовремя вылеченное, может вернуться, особенно на фоне новой стрессовой ситуации.

Что делать, если ребенок начал резко заикаться?

Если недуг развился резко и остро, то это может указывать на то, что ребенок перегружен информацией, сильно напуган либо он получил психологическую травму. Если негатив исходит со стороны , то следует на время отказаться от его посещения либо вовсе перевести ребенка в другое учреждение.

Ко всему прочему стоит добавить, что нелишним будет научить ребенка дыхательным упражнениям для формирования плавной речи без перескоков, а также посетить несколько сеансов расслабляющего массажа.

Заикание – это нарушение плавности речи, при котором запинки, растяжение и повторение звуков и слогов сопровождается мышечным напряжением – судорожными сокращениями артикуляционного аппарата. Слова произносятся с трудом, а попытки преодолеть запинки только усиливают заикание.

Заикание появляется при становлении речи, в возрасте около трех лет. Врачи этот период называют «пиком речевой активности».

В большинстве случаев развитию заикания способствует неправильное взаимодействие аппарата . В височной доле коры головного мозга расположены взаимосвязанные между собой центр моторной речи и центр понимания речи. От центра моторной речи отходят нейроны, которые формируют нервы, подходящие к аппарату артикуляции. Судороги артикуляционного аппарата, слышимые как заикание, вызваны нарушением этих связей. Порой мысли ребенка опережают его артикуляционный аппарат. У взрослых людей заикание практически всегда начинается в детстве.

Если ребенок трех лет растягивает или повторяет звуки, слоги и слова, вставляет лишние слова и звуки, ничего страшного – идет процесс становления ритмичной речи. Если речевые запинки становятся частыми, затрудняют понимание детской речи, нужно срочно посетить невролога и логопеда. Сами по себе они не пройдут, а меры для определяются временем появления заикания. Заикание считают начальным, если оно наблюдается не более двух месяцев, и закрепившимся – при более длительном сроке.

Если заикание развилось остро, необходимо разобраться в причинах, травмирующих психику. Это может быть перегрузка речевой информацией, сильный испуг, психическая травма. Если негативная ситуация связана с детским садом, нужно отменить его посещение (не менее, чем на два месяца). Следует отметить, что в трехлетнем возрасте такое заикание – редкость, обычно оно развивается, если ребенок несколько лет говорил правильно.

Что делать, если ребенок 3 лет начал заикаться?

Во-первых, необходимо ввести “речевую паузу” – ребенок должен меньше говорить. Его режим следует организовать так, чтобы как можно реже возникала необходимость говорить. На вопросы ребенка, конечно, нужно отвечать, но желательно, чтобы он больше молчал. В противном случае может сформироваться стереотип неправильной речи. И не нужно поправлять или заставлять медленнее говорить, чтобы не развился страх речи.

Необходимо удалить телевизор, исключить хождение в гости, устранить шумные игры, посещения зоопарка, цирка и иных шумных зрелищных мест. В остальном следует вести обычный образ жизни, но домашний режим предпочтительнее посещения детского сада.

Ребенка нужно приучать к настольным играм, что успокаивает и развивает мелкую моторику рук. Увлекают детей игры с песком и водой, к тому же укрепляют нервную систему. Полезно двигаться и петь под музыку.

В три года ребенок уже может заниматься с логопедом, но помогать ему должны и невролог, и родители. Хорошо, если заикание сразу удастся вылечить. Очень важно, чтобы у ребенка не сформировался комплекс стеснения своей речи и боязни говорить.

Любая мама с нетерпением ждёт, когда её малыш начнёт разговаривать, и радуется каждому новому слову крохи. Лепет малыша – лучшая музыка для материнских ушей, а любой дефект речи – повод для тревоги и расстройства.

Женский сайт «Красивая и Успешная» посвящает эту страничку такой проблеме, как детское заикание. Из данной статьи наши читательницы узнают о том, по каким причинам обычно ребёнок заикается, что делать, если болезнь долго не поддаётся лечению, и как не отчаяться в борьбе с недугом.

Причины детского заикания

Неврологи выделяют несколько главных факторов, вызывающих такое нарушение речи:

  1. Ослабленная центральная нервная система, чутко реагирующая на различные стрессы. У детей со слабой нервной системой судороги артикуляционных органов может вызвать испуг, ссора родителей, чрезмерная требовательность к ним со стороны мамы и папы.
  2. Слабый речевой аппарат.
  3. Родовая травма. В таком случае заикание появляется на фоне других неврологических заболеваний.
  4. Поражения мозга, ставшие последствиями перенесённой детской болезни.

Многим родителям, пришедшим за помощью к специалисту с вопросом, что делать, если ребёнок начинает заикаться в 3 года, неврологи советуют просто подождать, дать ребёнку перерасти проблему. Опыт показывает, что детское заикание с возрастом часто проходит само по себе, если родители, сами того не желая, не начинают усугублять проблему.

Ребёнок стал заикаться: чего делать нельзя

Нередко чрезвычайно активные мамы, которые видят смысл своей жизни в постоянных развивающих занятиях с ребёнком, начинают «лечить» маленького заику самостоятельно. Они выбирают методы, которые кажутся им правильными. Но на самом деле эти меры лишь усугубляют проблему. К ним относятся:

  • Бесконечные тренировки по повторению слов, которые малыш не может выговорить с первого раза. Таким образом маме хочется выработать у малыша навык свободного произношения, но ребёнок, понимая, что от него ожидают результата, которого он не может добиться, нервничает и начинает заикаться ещё сильнее.
  • Загрузка ребёнка заданиями по работе над речью. В результате детский мозг перегружается, ребёнок начинает затрудняться даже в тех случаях, с которыми раньше без труда справлялся.
  • Чтение малышу книг, которые он пока не в состоянии понять.
  • Частый просмотр телевизора. Многие современные мамы доверяют воспитание своего ребёнка телевизору. Для своего крохи они подбирают ряд развивающих , которые тот смотрит часами, и совершают при этом серьёзную ошибку. Первое, что следует сделать, если ребёнок в 3-4 года заикается, — это ограничить время его общения с телевизором, планшетом или компьютером. Такому малышу больше всего нужны не красочные движущиеся рисунки, а мамино тепло, внимание, понимание. С крохой-заикой нужно много разговаривать, причём очень важно правильно подбирать темп речи, интонацию, слова.

Нередко для коррекции заикания бывает достаточно лишь исправить ошибки в общении с крохой.

Маленький ребёнок заикается: что делать родителям?

Если малыш, у которого не было ни родовой травмы, ни серьёзной инфекции, ни черепно-мозговых травм, начинает испытывать затруднения в речи, причины этих затруднений, скорее всего, кроются в его родителях. Маме и папе маленького заики в таком случае следует предпринять следующие шаги для помощи своему ребёнку:

  1. Найти общий язык между собой, научиться избегать конфликтов, постараться оградить кроху от любого дискомфорта: он должен начать чувствовать себя спокойно рядом с родителями, а не из-за их ссор.
  2. Перестать требовать от малыша слишком многого. Психологи заметили: очень часто заикание появляется у детей чрезмерно требовательных мам. Позвольте крохе развиваться в его естественном темпе, и, возможно, дефект речи исчезнет без каких-либо дополнительных усилий.
  3. Что нужно сделать, если ребёнок начал заикаться, так это начать с ним разговаривать спокойным тоном, плавно, медленно, чётко. Малышам, страдающим различными дефектами речи, необходимо слышать примеры того, как нужно правильно говорить.
  4. Если ребёнок 5 лет заикается, что делает проблему достаточно серьёзной, необходимо, показать кроху неврологу. Врач сумеет определить точную причину логоневроза и назначит лечение.

Вообще родителям детей, которые страдают дефектами речи, не стоит ждать, пока проблема решится сама собой через 3-4 года. Сайт сайт рекомендует: если малыш заикается в течение года, нужно обязательно поискать хорошего врача, специализирующегося на этой проблеме.

Ребёнок заикается: что может сделать невролог?

Любой специалист в области детской неврологии скажет, что заикание – это болезнь, которую у детей гораздо легче вылечить, чем у взрослых. Даже если корень проблемы лежит в мозговых нарушениях, у маленького заики есть большой шанс начать разговаривать плавно и внятно.

Лечение заикания у детей, как правило, выполняется по следующей примерной схеме:

  1. Изучение особенностей нервной системы малыша, выявление патологий, приведших к заиканию.
  2. Создание комфортной эмоциональной обстановки в семье, чтобы малыш перестал чувствовать себя неуверенно.
  3. Работа над эмоциональной устойчивостью малыша. Что необходимо сделать, если ребёнок заикается, так это научить его верить в себя, в свои возможности, в свою значимость. Заике очень важно избавиться от такого фактора болезни, как чрезмерная . Хороший врач сумеет ему в этом помочь.
  4. Работа с логопедом. Специалист в области правильного произношения звуков и слов проведёт с малышом ряд занятий, на которых основные дефекты речи будут устранены.

Говоря о том, что нужно делать, если ребёнок заикается, важно подчеркнуть, что ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит родителям. Им следует быть с крохой максимально терпеливыми, нежными и внимательными. Маме и папе заики необходимо сотрудничать с врачом, который занимается с их ребёнком, полностью доверять ему, выполнять все его рекомендации. Тогда болезнь наверняка отступит, и кроха начнёт разговаривать совершенно нормально.

Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.

Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.

Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.

Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.

Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.

Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.

Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс. Социальная картина – некрасивая. Но этот дефект речи не является необратимым нарушением и в большинстве случаев его можно вылечить. Усилия, приложенные в борьбе с заиканием, сделали некоторых людей знаменитыми. Эти люди: Демосфен, Наполеон, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро.

Заикание начинается, к счастью, у малого процента детей. Согласно статистике, только у 2,5 % детей есть этот изъян. Городские дети заикаются чаще, чем малыши из сельской местности.

Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.

Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.

У ребёнка 2 — 3-летнего возраста стоит отличать заикание от запинок несудорожного характера. При запинках нет судорог артикуляционного аппарата — ни голосовых, ни дыхательных. Запинки всегда имеют эмоциональную природу. Они случаются, так как в возрасте 2 — 5 лет речевые возможности малыша не успевают за его мыслями, и ребёнок как бы захлёбывается. Это называется физиологическими итерациями или запинками. Ребёнок с заиканием при просьбе сказать лучше ухудшит свою речь, а ребёнок с запинками, наоборот, улучшит.

Разделяют внешние и внутренние причины возникновения заикания.

Внутренние причины:

  1. Неблагоприятная наследственность. Если у родителей есть заикание или даже быстрый темп речи, подвижная возбудимая психика, то передаётся именно такой тип нервной системы ослабленного характера, который потом способствует возникновению заикания.
  2. Патология во время беременности и родов. Это факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на мозговых структурах ребёнка, отвечающие за речь и двигательную функции. В частности, любая хроническая патология у родителей, болезни мамы во время беременности.
  3. Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции.
  4. Болезни органов речи (гортань, нос, глотка).

Внешние причины:

  1. Функциональные причины встречаются гораздо реже, и должна опять же быть предрасположенность органического характера, определённый тип нервной системы, который не выдержит некоторых нагрузок, стрессов. Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье. Заикание у детей также появляется как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку. Иногда родители желают сделать из своих детей гениев, заставляя учить длинные стихи, говорить и запоминать трудные слова и слоги. Всё это может привести к нарушению развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают.
  2. Диссонанс между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу. По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются.
  3. Подражание заикающемуся члену семьи или другому ребёнку.
  4. Недостаток родительского внимания при формировании речи, и, как следствие быстрая речь и пропуск слогов.

1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это обратиться к специалистам, которые занимаются проблемами заикания. Если вы увидели первые признаки заикания, то необходимо обращаться в поликлиники к логопедам, психиатрам, неврологам и психологам. Они дадут необходимые рекомендации, если нужно, то назначат медикаментозное лечение и скажут, что делать на первых порах;

Лучше сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Задача педиатра – вылечить сопутствующую патологию, укрепить организм, профилактировать простудные заболевания, в частности, заболевания уха и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. Физиотерапевтические процедуры также важны в лечении. Это будут занятия в бассейне, массаж, электросон.

Психотерапевт показывает ребёнку, как победить своё заболевание, помогает комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он полноценный и ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.

Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться побороть заикание до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и следовать всем его указаниям, так как в программу обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы преподавателя, что может послужить большой проблемой для вашего чада.

Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений.

2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему это нужно делать. Недопустимо разговаривать с ребёнком короткими фразами и предложениями.

3. Ограничение общения. Ребёнку не следует посещать учебные, дошкольные учреждения, а остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям.

4. Начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай».

5. Проанализировать ситуацию в семье. Необходимо обращать внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.

6. Успокоить ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно включать ребёнку спокойные аудиосказки. Ссориться в семье перед ребёнком недопустимо. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Не принуждайте малыша по много раз проговаривать трудные слова. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка.

7. Игры для профилактики заикания. Они создают правильное дыхание на глубокий вдох и медленный выдох. Прежде всего занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов. Такие занятия помогут ему корректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов.

Примеры упражнений для формирования правильного дыхания на глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот:

  • «Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри. Задача малыша — надуть их как можно больше;
  • «Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача малыша — сдуть шарик со стола первым;
  • Для детей школьного возраста подойдёт игра с надуванием шаров. Полезно научить ребёнка играть на простых духовых инструментах (свистки, дудки);
  • а во время купания поиграйте в «Регату». Перемещайте дутьём лёгкие игрушки;
  • «Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует через неё в воду.

Если дети постарше, то можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом;

  • «Домашняя песочница». Сначала нужно позволить играть с песком ребёнку молча. А на заключительных этапах просить рассказать, что ребёнок построил.

8. Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.

9. Дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.

На логопедических уроках подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, добиваясь чёткости речи.

Уроки имеют определённую систему, этапность, последовательность. Сначала дети изучают правильное повествовательное изложение текста. Они читают стихи, осуществляют пересказ домашнего задания. Особенность этого повествования в том, что ребёнок чувствует себя комфортно, он понимает, что ему не выставят оценку и не будут над ним насмехаться. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. При достижении отсутствия заикания в повествовательном рассказе ребёнок привносит эмоциональную окраску в речь: где-то повысит голос, где-то сделает акцент, а где-то театральную паузу.

На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда.

Обязательно поддерживайте у ребёнка хороший эмоциональный настрой. Ребёнку следует давать награду за его успехи. Пусть это будет просто похвала, но ребёнок должен чувствовать важность своих достижений. Присутствие примеров правильной речи обязательно на занятиях. Примером может быть речь логопеда, других детей, уже прошедших курс лечения. Логопедическая ритмика — важный пункт в лечении заикания. Это упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, пение, хороводы.

Обязательно задавайте ребёнку задания на дом для того, чтобы лечение не ограничивалось только кабинетом логопеда.

Современные логопедические методы помогают ребёнку довольно быстро одолеть болезнь и вести полноценный образ жизни.

— один из общепринятых методов лечения. Они развивают мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубокому, свободному и ритмичному дыханию. Также полезно воздействуют на дыхательную систему в целом, расслабляют ребёнка.

12. Компьютерные программы действенный метод лечения заикания. Они синхронизируют речевой и слуховой центр в головном мозге. Ребёнок дома, сидит за компьютером и говорит в микрофон слова. Происходит небольшая задержка благодаря программе, разрешающая ребёнку слышать свою речь, и он подстраивается под неё. И, как следствие, речь становится плавной. Программа разрешает разговаривать ребёнку в обстоятельствах с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и даёт совет, как одолеть эти факторы и улучшить речь.

13. Существует также метод гипноза для детей старше 11 лет. Этот метод позволяет избавиться от спазма речевой мускулатуры, страха выступать на публике. Речь после 3 — 4 процедур становится плавной и уверенной.

14. Метод точечного массажа относится к нетрадиционной медицине. Специалист влияет на точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. Благодаря этому методу происходит улучшение регулирования речи со стороны нервной системы. Массажем лучше заниматься постоянно.

15. Лечение медикаментозными препаратами является вспомогательным методом лечения заикания. Такое лечение проводит невролог. Используются противосудорожная терапия, успокоительные средства. Благодаря лечению налаживаются функции нервных центров. Успокаивающие средства также хорошо помогают в лечении заикания: отвар и настой трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Убрать заикание при применении одних лекарств не представляется возможным.

16. Общеукрепляющие методы , такие, как режим дня, правильное питание, закаливающие процедуры, исключение стрессовых ситуаций также приносят пользу в борьбе с заиканием. Также важен долгий сон (9 часов и более). Для глубокого сна можно вечером помыться в тёплом душе или принять ванну с расслабляющими добавками (например, хвоей).

Питаться ребёнок должен витаминизированной пищей, включающей больше молочных и растительных продуктов. Необходимо ограничить ребёнка в мясе, острых блюдах, убрать крепкий чай, шоколад.

  1. Соблюдать режим дня. Ровное спокойное течение жизни способствует укреплению нервной системы.
  2. Благоприятная атмосфера в семье. Доброжелательная, спокойная атмосфера, в которой ребёнок ощущает надёжность. Доверительные отношения, чтобы, когда у ребёнка появляются страхи или тревога, он мог всегда обратиться к родителям.
  3. Воспитывать эмоциональную устойчивость. Стрессы и волнения будут всегда в жизни ребёнка. Родители должны научить детей выходить из разных стрессовых ситуаций. Привить ребёнку чувство, что всегда можно найти какой-то выход.

Заключение

Борьба с заиканием — это нудный, тяжёлый, кропотливый труд. Но существуют исторические примеры, которые показывают героизм людей, когда они побеждали заикание и формировали боевой характер.

Бывает так: в один прекрасный день, ни с того, ни с сего, ваш двух-трехлетний карапуз начинает говорить как-то странно: «Не-не-не хочу кашу!». На сердце становится тревожно, потому что каждый из нас сталкивался с заикающимися людьми, мы можем представить себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. И все-таки, поддаваться панике не надо. Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» (физиологическими итерациями) даже проработавшие не один год логопеды. И тот, и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь отличать заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы.

Заикание – это нарушение темпа и ритма речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные.

Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Обычно мамы начинают паниковать, ожидая худшего – заикания. Помните, что запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.

Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.

  1. При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.
  2. Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.

3.Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка. Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).

Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры. Посетите логопеда и психоневролога. И тот и другой помогут с диагностикой, то есть выявят заикание (иногда его называют логоневрозом). Психоневролог пропишет лекарства, которые имеет смысл принимать, если у малыша, действительно, заикание средней или тяжелой степени. При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом. При коррекции запинок делаем следующее:

  • Консультируемся и занимаемся с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия. Уточните, есть ли у психолога сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по этим направлениями психокоррекции.
  • Занимаемся с логопедом. Логопед в игровой форме учит малыша приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи.
  • Проводим курс расслабляющего массажа.
  • Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете водить ребенка в бассейн, но, в случае соматической ослабленности вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Есть такое правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.

При коррекции заикания делаем так:

  • Посещаем и выполняем все рекомендации психоневролога.
  • Занимаемся с логопедом регулярно и систематически. Заикание имеет неприятную особенность возвращаться, особенно на фоне стресса. Так, устранив заикание до школы, нужно быть особенно внимательными, когда малыш пойдет в 1 класс. Школьная адаптация и нервно-эмоциональное напряжение, с этим связанное, может спровоцировать нарушение речи.
  • Проводим курс расслабляющего массажа, причем не один.
  • Занимаемся с психологом.

Советы родителям на каждый день.

Следует пересмотреть свое поведение в отношении воспитания малыша: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение – все это может спровоцировать запинки.

  • Следите, как — быстро или медленно — вы говорите с ребенком и как громко: если запинки появились, то говорить нужно тише и медленнее.
  • Убедите себя: запинки не приговор, а симптом более глубокой проблемы, обычно психолого-педагогического порядка. Если вы будете излишне волноваться, то малыш, глядя на вас, буквально интуитивно будет чувствовать: «Что-то со мной не так»; нервное напряжение растет.
  • Особо серьезные требования предъявите к режиму дня. Необходимо ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры до 15-20 минут в день.
  • Перед сном включайте тихую инструментальную музыку, обработку классики для детей. Такие музыкальные композиции оказывают хороший психотерапевтический эффект.
  • Если ваш малыш стал запинаться из-за интеллектуальных перегрузок, например, в школе раннего развития, то нужно «притормозить» образовательный процесс. Пускай малыш месяц-другой ничем не занимается, бьет баклуши, ничего не делает.
  • Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на своеобразии его речи. Вот почему лучше не требовать от него повторить слово верно и вообще давать какую-либо оценку высказываниям. В случае, если ребенок во время беседы начал сильно запинаться, просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Покажите ему, как это делается. Обычно при использовании этих приемов запинок нет.
  • При общении с ребенком с запинками дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах, ни подсказывать слово, не используйте нетерпеливые жесты. Ждите молча, пока он подберет слова и верную грамматическую форму для высказывания.